Руководство педагогической практикой студентов

Руководство
педагогической практикой студентов как форма формирования новых
профессиональных компетенций педагога-стажиста.

Пишукова
Т.Н., заместитель директора по УВР,

                                                 
Лобанова Л.П., учитель начальных классов

                                       
МАОУ СОШ №143,  г. Екатеринбург.

Современная
система образования предъявляет высокие
 требования к
профессиональной компетентности педагога. Сегодняшний педагог  выполняет
одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую,
методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует
от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также
личностных качеств. Педагог, с точки зрения науки, – это специалист, владеющий
на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно
изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой
индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики,
стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.

Совершенствовать педагогическое мастерство возможно
по направлениям, которые тесно взаимосвязаны: это организация методических
объединений и курсы повышения квалификации, самообразование (приобретение
знаний, умений, навыков), самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и
опыта деятельности, качеств личности) и саморазвитие (совершенствование
психических процессов и способностей), изучение передового педагогического
опыта и взаимопосещение уроков. Одно из направлений совершенствования
педагогического мастерства является руководство педагогической практикой
студентов.

Студенты
Свердловского областного педагогического колледжа по специальности
«Преподавание в начальных классах» на протяжении ряда лет проходят все виды
педагогической практики на базе нашего образовательного учреждения: «Особенности
деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника»,
«Введение в профессию», «Проектирование учебно-методических материалов и
предметно-развивающей среды кабинета», «
Организация работы
классного руководителя», «Пробные уроки»,
«Организация
внеурочной деятельности и общения младших школьников»,
 «Исследование
личности учащихся», «Моделирование уроков по учебным предметам начальной
школы».

Педагогическая
практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к
профессии учителя. Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?
Будущие педагоги отмечают несколько позиций:

·         
 смысл педагогической практики заключается
в том,  что она дает возможность  «примерить»  на себе роль учителя;

·         
  возможность применять теоретические
знания на практике;

·         
 приобретение навыков общения с детьми.

В
свою очередь перед  педагогическим коллективом ставится  цель —
обеспечение
условий для комплексной подготовки студентов  к педагогической деятельности, их
успешной интеграции в педагогическую среду. Наш педагогический коллектив видит
достижение этой цели через реализацию следующих задач:

1)      организовать
педагогическое сопровождение студентов;

2)      создать
условия для адаптации и преемственности от теоретической подготовки в колледже 
 к практической деятельности в школе;

3)      повысить
уровень профессиональной мотивации педагогов, студентов  в процессе прохождения
педагогической практики.

Руководство
педагогической практикой студентов для каждого педагога дело серьёзное и
затратное по времени и силам. Мы задумались над вопросом:
что
даёт практика студентов педагогу? 

     Мы понимаем, что 
опыт практической деятельности в школе – самая ценная составляющая часть
педагогического образования студентов. Подготовка будущих учителей предстает
сложным процессом, требующим наличия разных форм знаний и опыта. Основной
формой учебно-воспитательной работы в начальной школе является урок. Именно на
уроке учащиеся усваивают знания и приобретают навыки использования их в
практической учебной работе. На уроке также закладываются основы формирования
личности каждого учащегося.

Планируя
ход будущего урока со студентом, педагог пытается передать свои знания,
делится  приёмами, которыми он  пользуется, начинает выискивать вместе со
студентом  логические цепочки, связывающие  этапы уроков.  И в свою очередь
будущие педагоги, начиная готовиться к уроку,   пытаются найти и показать,
прежде всего, оригинальное, необычное построение занятия, новизну в приемах
работы, наиболее эффективные формы, методы и приемы
проведения уроков. Получается своеобразный обмен опытом работы,  и новизну,
которую приносят студенты, мы, конечно же,  берём себе на заметку.

      Наступает
день, когда студент даёт свой урок. Ты, как учитель-наставник, начинаешь
переживать: всё ли получится, всё ли предусмотрели. Разбор проведённого  урока 
превращается в своеобразную конференцию, на которой слушаешь, что не получилось
и над чем ещё надо  работать. А если  к
разборам  пробных
уроков подключаются методисты, преподаватели  педагогики и психологии, которые
проводят анализ   всесторонне, глубоко и обстоятельно, то оказывается
значительная помощь не только студентам, но  и самому педагогу-наставнику.   

Во
время анализа пробных уроков отмечается всё положительное и отрицательное,  
указываются практикантам пути закрепления положительного и ликвидации
отрицательного.  Педагогу с одной стороны, нужно вселить веру в практиканта и
подкрепить его для последующих пробных уроков, а с другой — отметить недостатки
и конкретно указать возможные пути исправления, потому что студент уйдёт, а
тебе с детьми работать дальше.

        Разумеется, не
всё сразу получается на практике, но   становится радостно, когда понимаешь,
что урок состоялся! Очень приятно, когда студент  использованные «изюминки»
урока, созданные презентации по темам, дидактический, раздаточный материал  и
некоторые самостоятельно разработанные и изготовленные наглядные
пособия   оставляют в копилку учителям, за что хочется  сказать спасибо.

 Ещё
хотелось бы отметить один момент — это внеурочная деятельность. Готовя какие-либо
мероприятия, будущие учителя применяют разнообразные формы работы, внося  в
деятельность  обучающихся  что-то новое. Например, выход на экскурсию с
применением  групповой работы,  создание фильма к мероприятию, в котором каждый
из учащихся класса принимает участие. Этот пример становится заразительным для
обучающихся,  и они уже потом  начинают предлагать педагогу свою помощь в
создании каких-то интересных моментов в проведении мероприятий.

Педагогическая
практика позволяет не только студенту, но и педагогу приобрести положительный
профессиональный опыт,   что не менее важно, проверить уровень своей
профессиональной подготовки, выявить «слабые места», осознать причины неудач
или затруднений и целенаправленно работать над их устранением. 

Руководство
педагогической практикой студентов – одно из условий  развития таких
профессиональных компетенций педагога как:

·       методическая;

·       исследовательская;

·       управленческая;

·       коммуникативная;

·       образовательная.

 Работа со студентами
даёт возможность  педагогу-стажисту осваивать новые роли:  наставника,
методиста, эксперта.

Для
конкретного педагога и педагогического коллектива в целом педагогическая
практика студентов является площадкой  по обмену опытом, одной из форм
повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник по педагогической практике студента

Дневник по педагогической практике студента…

Педагогическая практика студентов

На базе нашего сада проходит педагогическая практика студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. А в этом учебном году у нас на практике впервые побывали студенты из Санкт-Петербурга.  [[{«type»:»med…

Положение о прохождении практики студентов.

Положение о прохождении практики студентов….

Практика студентов.

Договр по прохождению практики….

Справка о предоставлении опыта работы в рамках учебной практики студентов в 2019-2020 учебном году

Справка о предоставлении опыта работы в рамках учебной практики студентов в 2019-2020 учебном году…

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о…

Приказ о прохождении практики студентов

Приказ…

Руководство практикой

Общее
руководство вузовской педагогической
практикой возлагается на одного из
ведущих преподавателей кафедры психологии
(профессора или доцента, как правило,
преподающих учебные дисциплины
«Педагогика» и/или «Методика преподавания
психологии»).

Консультационнометодическую
помощь студентам в выполнении заданий
педагогической практики оказывают
групповые методисты — преподаватели
кафедры психологии, за которыми
закрепляются небольшие группы студентов
(как правило, по 3 — 5 человек).

Преподаватель-методист:

— консультирует
студентов по всем видам работ,
предусмотренных программой практики;

— проверяет
планы-конспекты студентов;

— осуществляет
допуск студентов-практикантов к
проведению занятия по заданной теме;

— присутствует на
занятиях своих подопечных;

— организует анализ
проведенных занятий совместно со
студентами-практикантами;

— выставляет оценки
за оформление планов-конспектов и
научно-методический уровень проведения
лекции (семинара или практического
занятия), а также за выполнение других
видов заданий, предусмотренных содержанием
практики;

— составляет
характеристику на студента-практиканта
и предлагает на рассмотрение комиссии
итоговую оценку каждому из своих
подопечных практикантов.


выставляет
итоговую
оценку своим студентам-практикантам в
ведомость и зачетную книжку после защиты
практики студентом на отчетной
конференции, предварительно согласовав
ее с членами комиссии.

Руководитель
практики, как правило, является и
групповым преподавателем- методистом.

Примечание:
Если студент
проводит занятие не у своего группового
методиста, он должен предварительно
согласовать этот вопрос с ним. Но допуск
к занятию он должен получить у того
преподавателя, на занятии которого он
проводить лекцию (или семинар).

Критерии оценки педагогической практики студентов а. Общие требования к практиканту

  1. Знание
    фактического материала по специальности.

  2. Умение
    самостоятельно подготовиться к лекции
    (семинару).

  3. Умение
    владеть собой и аудиторией.

  4. Умение
    дидактически грамотно, творчески
    проводить занятия.

  5. Грамотность
    речи.

Б. Основные требования к занятию

  1. Мировоззренческая
    и научная нагрузка содержания занятия.

  2. Правильность
    построения лекции (семинара, практического
    занятия).

  3. Методическая
    грамотность проведения занятия.

  4. Достижение
    поставленных целей, реализация всех
    пунктов плана.

В. Критерии оценок занятий, проводимых студентами-практикантами

Оценка «отлично»
выставляется при достижении целей
занятия, за самостоятельность подготовки:
высокий научно-методический уровень,
изготовление и использование наглядных
пособий, использования видео-презентаций,
технических средств обучения, активизации
познавательной деятельности слушателей
на занятии, рациональное использование
времени: обеспечение самостоятельности
слушателей при изучении нового материала:
литературная выразительность речи.

Оценка «хорошо»
выставляется, когда цель занятия
достигнута, содержание материала научно,
методически целесообразно, однако
студент-практикант готовился к занятию
при существенной помощи руководителя,
в ходе занятия допустил отдельные
методические неточности.

Оценка
«удовлетворительно» выставляется, если
занятие по содержанию соответствует
программе курса, но студент допустил
неточности при объяснении материала,
затрудняется в оценке знаний, умений
слушателей, допущены методические
ошибки в ходе занятия: само занятие
проводилось вяло, неуверенно, не
рационально организовал свое время на
выполнение заданий практики.

Оценка
«неудовлетворительно» выставляется,
если студент не подготовился к занятию
должным образом и допускал серьезные
погрешности в изложении материала, не
смог правильно рассчитать время занятия
(погрешность более 10 минут), недобросовестно
отнесся к выполнению заданий практики.

Если студент
предварительно (не позднее, чем за 1 — 2
дня до проведения занятия) не предоставил
план-конспект лекции (семинара или
практического занятия), то он к проведению
занятия не допускается и его подготовка
оценивается как неудовлетворительная.

Если студент-практикант
за проведение занятия получил не
удовлетворяющую его отметку, он имеет
право провести еще одно (или более)
зачетное занятие. В этом случае зачетным
считается лучшее занятие.

При выставлении
общей оценки за практику учитывается
качество выполнения анализа посещенных
занятий, а также всех видов отчетной
документации. Немаловажно значение
играет не только содержательность, но
и аккуратность выполненной работы.

Соседние файлы в папке ПУБЛИКАЦИИ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Практикант и классный руководитель
Задача классного руководителя заключается в координации деятельности  всех учителей, работающих в его классе, для осуществления задач всестороннего развития учащихся.
Основной целью его работы является организация разнообразных видов деятельности учащихся. Классный руководитель изучает учеников на уроке, в процессе воспитания во внеурочное время, в труде, при посещении на дому.
В работе с учащимися классный руководитель применяет разнообразные формы и методы: классные собрания, этические беседы, вечера, экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда и т.д.  
Кроме того, он воспитывает учащихся и своим личным примером, своим моральным обликом. Воспитатель должен прекрасно знать свой предмет, уметь преподнести его интересно, доходчиво, эмоционально.
Большие требования предъявляются и к общей культуре классного руководителя: требовательность к своей внешности, поведению, умение строить правильные взаимоотношения с учителями, учащимися и их родителями.
Педагогическая практика по воспитательной работе ставит перед студентом ряд задач: а) приобретение навыков планирования работы, б) умение организовать детский коллектив, в) повышение активности и заинтересованности учащихся, г) учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при организации и проведении различных форм воспитательной работы.
Студент обращается к классному руководителю, который знакомит его с особенностями классного коллектива и отдельными учащимися, планом учебно-воспитательной работы. Он просматривает классный  журнал, знакомится с общей успеваемостью учащихся, после чего приступает к ознакомлению с классом по личным наблюдениям, посещая в течение недели уроки учителей в своем классе и все воспитательные мероприятия, проводимые классным руководителем.
После изучения литературы по классному руководству и знакомства с классным коллективом студент на основе плана работы классного руководителя составляет в своем дневнике индивидуальный план, который должен быть утвержден классным руководителем и методистом-педагогом в конце первой же недели практики.
Планирование дает возможность студенту практически ознакомиться со всеми этапами работы классного руководителя. Воспитательная работа студента должна быть эффективной, давать положительные результаты, удовлетворять интересы и запросы учащихся, развивать их способности и творческую деятельность.
В период педагогической практики, работая помощником классного руководителя, студент выполняет все его поручения, а одно из воспитательных мероприятий планирует как зачетное.
К зачетным и открытым воспитательным мероприятиям относятся: подготовка и проведение бесед, докладов, лекций для родителей, диспутов, вечеров, посвященных знаменательным датам, организация экскурсий в музеи, на промышленные предприятия, выставки и т. д.    
В работу по классному руководству включается следующее: дежурство с прикрепленным классом, беседы с отдельными учащимися об их поведении, участие в родительском собрании, помощь в выпуске стенгазеты, оформлении кабинетов и т. д.
Зачетное или открытое воспитательное мероприятие проводится по тщательно разработанному конспекту, согласованному с классным руководителем и утвержденному методистом-педагогом. На таком мероприятии обязательно присутствуют практиканты группы, классный руководитель и методист-педагог.
Схема конспекта воспитательного мероприятия
Тема; цель; задачи (воспитательная, образовательная, развивающая); форма проведения; наглядность; подготовительная работа.
План мероприятия
1. Вступительное слово классного руководителя. 2. Выступление практиканта по теме мероприятия. 3. Выступления учащихся. 4. Конкурс (игра, викторина и т. д.). 5. Подведение итогов мероприятия.
Ход мероприятия (раскрывается содержание мероприятия в соответствии с планом его проведения).
Литература (2-3 источника).
Схема анализа воспитательного мероприятия
1. Условия, в которых проводилось зачетное воспитательное мероприятие. Класс и количество присутствовавших учащихся.
2. Тема, цель, задачи и план зачетного  воспитательного мероприятия.
3. Качество подготовки практиканта и учащихся к проведению мероприятия.
4. Приемы и методы проведения зачетного воспитательного мероприятия.
5. Отношение к проводимому мероприятию учащихся, их активность, дисциплинированность.
6. Умение практиканта организовать учащихся для активного участия в работе, поддерживать интерес и внимание присутствующих на мероприятии.
Анализ зачетного воспитательного мероприятия начинается с выступления студента, проводившего его.
В обсуждении проведенного практикантом внеклассного мероприятия активное участие принимают студенты группы. Затем его подробно анализируют и оценивают классный руководитель и методист-педагог.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Во время руководства путиным
  • Руководство искателя приключений на побережье мечей
  • Гуттасил инструкция по применению отзывы цена отзывы аналоги цена
  • Как создать формулу в таблице excel пошаговая инструкция с фото
  • Метронидазол гель для век инструкция по применению цена