Руководство по боевой подготовке вмф

  • 28 октября 2006

  • Просмотров: 41391

Общие положения

Подготовка матросов, старшин, мичманов

Подготовка офицеров

Подготовка корабля

Планирование, учёт и подведение итогов боевой подготовки


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

35. Боевая подготовка  – это целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, а также подготовки командования и штабов, корабельных сил (кораблей, корабельных групп, частей и соединений) к ведению боевых действий и выполнению боевых задач в соответствии с их предназначением.

36. Боевая подготовка является главной и определяющей в жизни и деятельности соединений, кораблей и частей Военно-Морского Флота. Она проводится с целью поддержания установленной степени боевой готовности экипажей кораблей, соединений и частей к выполнению свойственных им боевых задач.

37. Боевая подготовка проводится как в мирное, так и в военное время в течение всего года, как на ходу, так и при стоянке корабля на якоре (на бочке, швартовах), в соответствии с распорядком дня, суточным планом и задачами, стоящими перед кораблями и соединениями

По уровню боевой подготовки корабли могут находиться:

— в кампании,

— в первой линии,

— во второй линии.

38. По составу участников боевая подготовка кораблей частей и соединений ВМФ включает:

— подготовку матросов, старшин и мичманов;

— подготовку офицеров;

— подготовку командования и штабов;

— подготовку корабельных сил (кораблей, корабельных групп, частей и соединений).

39. По видам обучения боевая подготовка кораблей частей и соединений ВМФ включает:

— тактическую подготовку,

— специальную подготовку,

— общую подготовку,

— подготовку к борьбе за живучесть корабля.

40. Тактическая подготовка – это основной вид боевой подготовки и представляет собой комплекс учебных мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональных знаний офицеров в вопросах тактики, а также на подготовку экипажей кораблей, корабельных групп, штабов, соединений и частей к ведению боевых действий в различных условиях обстановки.

Тактическая подготовка включает:

— тактическую подготовку офицеров,

— тактическую подготовку командования и штабов,

— тактическую подготовку сил (одиночных кораблей, корабельных групп, соединений и частей).

41. Специальная подготовка – это комплекс учебных мероприятий, проводимых в процессе боевой подготовки и направленных на обучение личного состава применению оружия, использованию технических средств и выполнению обязанностей по их эксплуатации в боевых и повседневных условиях.

Специальная подготовка включает:

штурманскую, ракетную, артиллерийскую, противолодочную, торпедную, минную, противоминную, противоподводнодиверсионную подготовку, подготовку по связи, разведке, по скрытному управлению и режиму секретности, авиационно-техническую, электромеханическую, радиотехническую подготовку, подготовку по радиоэлектронной борьбе, химической и биологической защите, медицинскую подготовку.

42. Общая подготовка – это комплекс учебных мероприятий, проводимых в процессе боевой подготовки и направленных на привитие всему личному составу, независимо от специальности, определенных знаний и выработке у них соответствующих умений и навыков, необходимых в боевой и повседневной деятельности, с учетом специфики службы.

Общая подготовка включает: 

изучение устройства корабля, уставов, изучение организации и правил радиационной, химической и биологической защиты, морскую, спасательную, медицинскую, строевую, физическую подготовку, огневую подготовку из стрелкового оружия, подготовку по радиационной безопасности на кораблях с ядерными энергетическими установками) и подготовку по предупреждению аварийности.

43. Подготовка к борьбе за живучесть корабля – это комплекс учебных мероприятий, проводимых в процессе боевой подготовки и направленных на изучение и практическое усвоение:

— устройства корабля, средств борьбы за живучесть;

— мероприятий и правил обеспечения взрывопожаробезопасности и непотопляемости корабля;

— водолазной подготовки;

— приемов и способов руководства и ведения борьбы за живучесть корабля, его оружия и технических средств и восстановления их боеспособности при боевых и аварийных повреждениях.

 Каждому выходу в море для выполнения задач боевой подготовки должна предшествовать тщательная предпоходовая подготовка с использованием учебной базы.

44. Основными формами обучения являются: 

— занятия;

— самостоятельная подготовка;

— групповые упражнения;

— тактические летучки;

— тренировки;

— боевые упражнения;

— учения.

45. Занятия предназначены для изучения и практического освоения материальной части оружия и технических средств своего заведования, а также для изучения других вопросов, связанных с подготовкой личного состава.

46. Тренировки предназначены для отработки и закрепления практических навыков в исполнении служебных обязанностей по обслуживанию и боевому применению оружия, использованию технических средств и борьбе за живучесть корабля, вооружения и техники в любых условиях обстановки, а также для отработки повседневных расписаний и элементов распорядка дня.

47. Учения предназначены для подготовки и отработки действий личного состава боевых постов и расчетов, боевых частей и служб, командных пунктов и корабля в целом по применению оружия и использованию технических средств, борьбе за живучесть корабля, его вооружения и техники в соответствии с задачами, стоящими перед кораблем, а также для отработки слаженности действий экипажей кораблей по повседневным расписаниям и элементам распорядка дня.

48. Действия личного состава по повседневным расписаниям и элементам распорядка дня отрабатываются на тренировках, учениях и начинаются по сигналу с вахты без объявления тревоги.

49. Действия личного состава по боевым расписаниям отрабатываются на боевых учениях и начинаются с объявления учебной тревоги.

50. По составу участников учения подразделяются на одиночные, частные, отсечные, общие и корабельные.

Одиночные учения проводятся на боевых постах и командных пунктах.

Частные учения проводятся в группах.

Отсечные учения проводятся в отсеках подводной лодки.

Общие учения проводятся в дивизионах, боевых частях и службах.

Корабельные учения проводятся с экипажами кораблей.

51. По целям проведения учения подразделяются на подготовительные, зачетные, контрольные, показные, и состязательные.

Подготовительные учения предназначены для выработки и поддержания у личного состава необходимых навыков по выполнению должностных обязанностей и отработке взаимодействия между подразделениями корабля.

Зачетные учения предназначены для оценки действий личного состава по выполнению функциональных обязанностей и организации взаимодействия между постами, командными пунктами и подразделениями корабля при выполнении задач по предназначению.

Контрольные учения предназначены для проверки фактической подготовленности экипажей кораблей к решению свойственных им задач. Они проводятся старшими начальниками или инспектирующими лицами внезапно или в плановом порядке.

Показные учения предназначены для показа правильной организации и методики проведения учений.

Состязательные учения предназначены для стимулирования повышения качества боевой подготовки и определения лучших по уровню подготовки.

52. Корабельное боевое учение – это форма тактической подготовки одиночного корабля, которая предназначена для отработки слаженности действий боевых частей (служб) корабля друг с другом в условиях обстановки, максимально приближенной к боевой без фактического применения оружия, в соответствии с боевым предназначением корабля. Корабельное боевое учение проводятся как в море, так и в базе.

53. Корабельное тактическое учение – это высшая форма тактической подготовки одиночного корабля, которая предназначена для обучения экипажа фактическим действиям в море с использованием оружия при решении тактических задач в соответствии с боевым предназначением корабля.

54. Корабельное боевое упражнение – это форма тактической подготовки одиночного корабля, группы и соединения кораблей, которая проводится в ходе корабельного тактического учения и предназначена для отработки способов применения оружия и боевых средств при решении конкретных тактических задач в соответствии с боевым предназначением корабля.

При проведении корабельных боевых упражнений выполняются стрельбы и отрабатываются приемы по применению боевых средств. В зависимости от применяемых боеприпасов, стрельбы подразделяются на боевые и практические.

По целям проведения боевые упражнения, как и корабельные учения, подразделяются на подготовительные, зачетные, контрольные, показные и состязательные.

55. Учения должны проводиться на ходу и при стоянке, в различных условиях обстановки, с исправными и условно поврежденными вооружением и техникой, с полными и сокращенными боевыми расчетами.

56. В целях проверки новых образцов оружия, техники и тактических приемов их использования на кораблях, кроме боевых учений, проводятся опытные и специальные учения.

57. Для максимального приближения условий проведения учений к реальной обстановке современного морского боя необходимо применять различные виды имитации.

При использовании средств имитации (очагов пожаров, последствий взрывов, иных повреждений вооружения и техники, источников поступления воды внутрь корабля) необходимо принимать меры, исключающие возможность возникновения  аварийных ситуаций, повреждений и несчастных случаев.

В отсеках подводной лодки и на надводных кораблях с корпусами из дерева и пластика имитировать взрывы, пожары с разведением огня и пробоины с поступлением воды запрещается.

Экипажи подводных лодок и указанных надводных кораблей отрабатывают фактическое применение средств борьбы за живучесть на полигонах, учебно-тренировочных судах и комплексах..

58. Во время учений для отличия фактических случаев аварий и происшествий от условных, распоряжения, команды и донесения предваряются словом «фактически», которое обязывает прекратить отработку учебных вопросов и приступить к решению внезапно возникших фактических задач.

59. Занятия, тренировки и учения проводятся по планам, с приложением документов, необходимых руководителю для их проведения, утвержденным его непосредственным начальником.

Планы занятий со всем личным составом корабля и планы корабельных учений разрабатывает старший помощник (помощник) командира корабля с привлечением командиров боевых частей и начальников служб в соответствии с их тематикой.

Планы занятий, тренировок и учений с личным составом боевых частей и служб разрабатывают командиры боевых частей и начальники служб.

Планы занятий, тренировок, частных и отсечных боевых учений с личным составом отсека подводной лодки разрабатывает командир отсека.

Планы тренировок на боевых постах разрабатывают командиры боевых постов.

60. Занятия, тренировки и учения начинаются в установленное суточным планом время по сигналу с вахты. По этому сигналу личный состав, привлекаемый к занятиям и тренировкам, в установленной форме одежды и необходимыми принадлежностями должен прибыть в назначенные места.

61. Каждые тренировка, учение и боевое упражнение должны предваряться инструктажем и заканчиваться разбором. На инструктаже особое внимание уделяется мерам безопасности.

62. Для изучения организации службы, устройства корабля, средств борьбы за живучесть и своего заведования старшинам и матросам, назначенным на корабль, предоставляется один месяц. Офицерам и мичманам срок устанавливает командир корабля.

По истечении установленного срока проверяются знания и практические навыки военнослужащих для допуска их к самостоятельному исполнению своих обязанностей:

— офицеров проверяет командир корабля при участии флагманских специалистов;

— мичманов и старшин – командиры боевых частей (начальники служб) или дивизионов;

— матросов – командиры групп (батарей), а где их нет – командиры боевых частей (начальники служб).

Допуск к самостоятельному исполнению своих обязанностей (по управлению боевой частью, службой, группой (батареей), по боевому номеру и т. п.) объявляется приказом командира корабля.

Кроме того, на кораблях у всего личного состава перед каждым периодом обучения проверяются знания по организации службы, устройству корабля, правил радиационной и химической безопасности, средств борьбы за живучесть и практические навыки их использования.

63. В целях стимулирования более качественного освоения своей специальности и постоянного совершенствования профессиональных знаний и навыков матросам, старшинам, мичманам и офицерам присваивается квалификация специалистов 3, 2 и 1 класса, а также мастера военного дела, для чего специальные комиссии проводят испытания на классность.

ПОДГОТОВКА МАТРОСОВ, СТАРШИН И МИЧМАНОВ 

64. Цели подготовки матросов, старшин и мичманов:

а) дать твердые знания по использованию оружия и технических средств, и отработать навыки в управлении ими в различных условиях боевой обстановки;

б) выработать инициативу и решительность при действиях в боевой обстановке;

в) привить необходимые навыки в морской практике и приучить к физической выносливости в походной морской обстановке;

г) привить практические навыки в борьбе за живучесть оружия и технических средств своего заведования, боевого поста и корабля в целом;

д) дать знания боевых свойств и поражающих факторов оружия массового поражения, выработать практические навыки защиты от него;

е) привить твердые навыки в выполнении строевых приемов и применения личного оружия в бою;

ж) привить навыки в оказании себе и товарищу первой медицинской помощи в бою;

з) дать мичманам и старшинам твердые знания по методике обучения подчиненных и привить навыки в ее практическом применении.

65. Подготовленность матросов, старшин и мичманов должна быть доведена до такой степени совершенства, чтобы все действия в полной темноте, при наличии крена и дифферента, в случае поступления воды в помещение, пожаров, повреждения оружия и технических средств, а также в условиях заражения радиоактивными и отравляющими веществами выполнялись точно, быстро и умело в полном соответствии с руководствами, правилами и инструкциями.

66. Подготовка матросов, старшин и мичманов предусматривает проведение:

а) занятий, тренировок и учений по специальности;

б) занятий, тренировок и учений по общей подготовке;

в) занятий, тренировок  и учений по БЗЖ.

67. Занятия организуются в процессе боевой подготовки при стоянке кораблей в базе, на рейдах и при длительном плавании в море.

Они должны носить практическую направленность и проводиться под руководством наиболее подготовленных старшин, мичманов и офицеров у оружия и технических средств на кораблях, в учебных центрах и учебных классах, на предприятиях промышленности в целях освоения своего заведования и его повседневного и боевого обслуживания.

68. Тренировки по специальности проводятся под руководством командиров отделений и старшин команд и предназначены для отработки действий личного состава по их штатной должности, а тренировки на боевых постах (в отсеках) – под руководством командиров боевых постов (отсеков) и командных пунктов для отработки действий личного состава в соответствии с их обязанностями по корабельным расписаниям.

69. Практическая отработка личного состава должна организовываться с учетом последовательности обучения: сначала на правильность выполнения действий, затем на необходимую быстроту (на выполнение нормативов), и, наконец, на выносливость.

70. Занятия и тренировки по общей подготовке и по подготовке к борьбе за живучесть матросов, старшин и мичманов проводят командиры подразделений или специалисты соединений в зависимости от тематики изучаемых вопросов.

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ

71. Подготовка офицеров должна быть направлена на совершенствование командирских качеств, повышение уровня профессиональных, правовых и педагогических знаний, выработку твердых навыков в организации, подготовке и ведении боевых действий и грамотного руководства подразделением, частью, силами в любых условиях обстановки.

Направленность подготовки офицеров должна соответствовать задачам оперативной и боевой подготовки и основному предназначению корабля, соединения.

72. Подготовка офицеров подразделяется на тактическую, специальную, подготовку к борьбе за живучесть и общую.

73. Тактическая подготовка является главным видом подготовки офицеров и должна быть направлена:

а) на выработку знаний, навыков, инициативы и самостоятельности в принятии решения на выполнение поставленной задачи;

б) на изучение боевых возможностей своих сил, в том числе взаимодействующих, тактики их действий;

в) на изучение боевых возможностей сил и средств вероятного противника и тактических приемов их использования;

г) на изучение театров военных действий.

74. Специальная подготовка должна быть направлена:

а) на изучение и практическое освоение боевого использования оружия и технических средств;

б) на освоение способов применения оружия,  использования технических средств в бою и безаварийную эксплуатацию их в повседневных условиях;

в) на привитие навыков в использовании оружия и технических средств при их повреждении или снижении тактико-технических данных по различным причинам, а также часичной убыли личного состава;

г) на привитие методических навыков в обучении подчиненных.

Подготовка офицеров по специальности должна постоянно сочетаться с подробным анализом эксплуатации оружия и технических средств. Специальная подготовка проводится специалистами соединения и командирами боевых частей корабля.

75. Общая подготовка должна быть направлена:

а) на изучение корабля, его вооружения и технических средств; средств обеспечения борьбы за живучесть корабля;

б) на изучение правил и требований хорошей морской практики;

в) на организацию предупреждения аварийности корабля, вооружения и военной техники;

г) на организацию радиационной, химической и биологической защиты;

д) других вопросов, обеспечивающих успешное выполнение поставленных задач.

76. Подготовка к борьбе за живучесть должна быть направлена:

а) на изучение устройства корабля;

б) на изучение средств борьбы за живучесть, правил и порядка их применения;

в) на изучение методики подготовки личного состава к борьбе за живучесть;

г) на изучение и привитие практических навыков по обеспечению живучести корабля;

д) на знание документации по непотопляемости корабля, на умение правильно оценивать его состояние при тяжелых повреждениях и умелое руководство борьбой за живучесть;

е) на отработку нормативов по БЗЖ;

ж) изучение аварийных происшествий с кораблями.

Подготовка офицеров к борьбе за живучесть корабля проводится под личным руководством старшего помощника (помощника) командира корабля в течение всего года.

ПОДГОТОВКА КОРАБЛЯ 

77. Подготовка корабля имеет целью отработку слаженности всего экипажа корабля и подготовку его к выполнению свойственных боевых задач. Высшей формой подготовки корабля в целом является корабельное тактическое учение. 

78. Каждое корабельное тактическое учение необходимо проводить в определенной тактической обстановке, которая должна соответствовать по своему содержанию отрабатываемой задаче курса боевой подготовки. Задачи по применению оружия и боевых средств должны выполняться в комплексе с задачами по борьбе за живучесть оружия, технических средств и корабля в целом.

79. Особое внимание следует обращать на подготовку кораблей к действиям в сложной обстановке. При этом должна соблюдаться необходимая последовательность в усложнении условий плавания и выполнения задач.

80. Подготовка корабля должна проводиться последовательно. К проведению корабельных боевых учений нужно приступать после того, как будут подготовлены командные пункты, боевые части и службы корабля.

81. Темы корабельных учений определяются исходя из курсовых задач, отрабатываемых кораблем.

Для кораблей, отработавших курсовые задачи, темы учений определяются исходя из необходимости поддержания достигнутого уровня боевой готовности и ее совершенствования.

Темы и сроки общих учений выбираются в соответствии с темами предстоящих корабельных учений. Общие учения должны являться подготовительными мероприятиями по подготовке корабля в целом.

82. При проведении корабельных учений по борьбе за живучесть основное внимание следует уделять:

— отработке командных пунктов;

— грамотному руководству офицеров борьбой за живучесть;

— правильным действиям личного состава по типовым вариантам повреждений в сложных и тяжелых аварийных ситуациях при поступлении воды, пожарах, задымлении отсеков, выходе из строя значительной части технических средств и личного состава, в условиях низких и высоких температур, повышенном давлении в отсеках, опасных концентрациях газа, радиоактивном заражении.

ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЁТ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

83. В основу планирования боевой подготовки должен быть положен фактический уровень подготовки личного состава, техническое состояние корабля, его укомплектованность и задачи, поставленные на год командиром соединения.

Организация планирования, учета и контроля за ходом боевой подготовки определяется Руководством по боевой подготовке ВМФ.

84. Начальники всех степеней обязаны лично подводить итоги боевой подготовки за зимний и летний периоды обучения, а также за учебный год. Кроме того, подводятся итоги под руководством непосредственных начальников:

— в отделении, команде, группе – еженедельно;

— в боевых частях, службах, дивизионах, на корабле – ежемесячно.

Итоги выполнения отдельных задач подводятся во время их разбора.

Смотрите также

Е. ТОРБИН,

А. МАЛЯРЕНКО

Концептуальные основы методики планирования боевой подготовки воинских формирований Военно-морского флота с использованием автоматизированных систем военного назначения

Деятельность командующих и органов военного управления (далее — ОВУ) ВМФ по планированию боевой подготовки подчиненных сил (войск) с использованием автоматизированных систем основана на интегральном применении теории автоматизированных систем и теории оперативной, боевой и мобилизационной подготовки (далее ОБМП) ВМФ.

В соответствии с теорией вопроса [1, с. 44-45] автоматизированные системы военного назначения, как правило, включают средства сбора информации, каналы прямой и обратной связи, средства вычислительной техники и автоматизированные рабочие места операторов.

В части касающейся процесса планирования боевой подготовки штатного воинского формирования ВМФ (соединения или корабля) средства сбора информации должны представлять собой устройства и системы, от которых поступает информация, необходимая для ОВУ данного формирования и его структурного подразделения — органа боевой подготовки.

Системы и средства сбора информации могут быть автоматизированными и неавтоматизированными. Нижестоящие и вышестоящие органы боевой подготовки также можно рассматривать как источники информации для автоматизированных систем.

Каналы прямой и обратной связи — это все каналы, по которым передается информация от источников и информация от автоматизированных систем.

Вычислительная техника является основой автоматизированной системы, служит для переработки информации по соответствующим алгоритмам и выдачи информации операторам органов боевой подготовки.

Рис. 1. Функциональные возможности программного модуля планирования и контроля выполнения планов боевой подготовки

Автоматизированные рабочие места оборудуются периферийными устройствами, устройствами отображения информации, средствами документирования и размножения документов.

Теория автоматизированных систем в настоящее время приобретает особо важное значение в связи с тем, что автоматизация процессов является основным путем совершенствования всей системы боевой подготовки.

Основные закономерности и принципы автоматизации процесса планирования боевой подготовки

Принцип комплексного (системного) подхода — один из основных, он предусматривает рассмотрение всех аспектов автоматизации как единого целого, а также необходимую степень автоматизации всех основных элементов процесса планирования [1, с. 99–100].

Целесообразность автоматизации должна оцениваться степенью повышения эффективности планирования.

Главная цель — раскрытие и всесторонний учет свойств системы, ее внутренних и внешних связей, выявление и изучение влияния тех или иных условий на функционирование автоматизированной системы. Системный подход позволяет согласовать (обеспечить совместимость) всех видов обеспечения.

Этому принципу соответствует закономерность соответствие качества автоматизации полноте охвата всех процессов планирования и учету их взаимосвязей.

Принцип новых задач предусматривает перестройку методов и приемов планирования в соответствии с новыми возможностями компьютерных технологий.

Соответствующая закономерность может быть сформулирована следующим образом: глубокая взаимосвязь между методами планирования и возможностями современных компьютерных (информационных) технологий.

Принцип непрерывного развития системы (гибкость структуры автоматизированной системы) предусматривает возможность ее непрерывного развития в соответствии с изменениями в теории и практике боевой подготовки при минимальных затратах времени и средств на перестройку.

Принцип целесообразности предполагает получение от автоматизации боевого, экономического или иного эффекта.

Одним из основных методов теории автоматизации управления является математическое моделирование, реализуемое на основе разработки методов, алгоритмов и программ решения трех основных классов задач с помощью ЭВМ:

расчетные задачи (результатом является числовое значение);

информационные задачи (результатом является смысловой текст, график, рисунок и т. д.);

модельные задачи (результатом являются расчетные или информационные математические модели).

На основе теории автоматизации практически реализована действующая в силах (войсках) ВМФ автоматизированная система планирования и мониторинга боевой подготовки (далее АСПМ БП), сопряженная с автоматизированными системами военного назначения: АСУ «Море-99» (отражает положение и состояние кораблей в море, полигонов и районов выполнения ракетных стрельб); система «Алушта» (вырабатывает исходные данные по личному составу, лимитам ГСМ и боеприпасов, финансовому обеспечению боевой подготовки).

АСПМ БП [2] представляет собой территориально распределенную систему, предназначенную для автоматизации деятельности должностных лиц органов боевой подготовки различных уровней, воинских формирований и подразделений, объектов учебно-материальной базы по решению определенных задач планирования боевой подготовки с разработкой (в том числе коллективной), согласованием, утверждением и доведением разработанных директивно-распорядительных и планирующих документов по организации боевой подготовки в Вооруженных Силах с целью оперативного определения главных направлений поддержания и повышения уровня боевой готовности органов управления и сил (войск).

АСПМ БП состоит из взаимоувязанных комплексов средств автоматизации боевой подготовки различных видов и обеспечивает реализацию следующих функций, в части касающейся ВМФ:

автоматизированное планирование мероприятий боевой подготовки от уровня ГУБП ВС РФ до уровня подразделений (батальонов, дивизионов, тактических групп и им равных) и полигонов ВМФ;

автоматизированный контроль и мониторинг проводимых мероприятий боевой подготовки подчиненных ОВУ и сил (войск).

Рис. 2. Функциональные возможности программного модуля сбора и обработки данных

Функциональные возможности автоматизированной системы планирования и мониторинга боевой подготовки в части, касающейся планирования боевой подготовки, представлены на рис. 1, 2, 3 и 4. 

Опытная эксплуатация АСПМ БП в ВМФ показала, что использование системы значительно снизило количество недостатков, которые были свойственны планированию до ее внедрения.

До внедрения системы методика планирования характеризовалась следующим:

планирование велось на бумаге;

участникам планирования приходилось анализировать «вручную» огромное количество исходных данных, поступающих в виде приказов, указаний, рекомендаций от вышестоящего командования, курсов, правил, программ подготовки и т. д.;

зачастую планы подготовки перенасыщались мероприятиями, которые наслаивались по времени одни на другие;

много времени тратилось на согласование планов подготовки.

Внедрение АСПМ БП в ВМФ позволило:

автоматизировать процесс планирования боевой подготовки ОВУ, сил (войск) ВМФ;

значительно уменьшить время на разработку, согласование и доведение до нижестоящих воинских формирований директивных и планирующих документов;

обеспечить информационно-аналитическую поддержку планирования потребностей на мероприятия боевой подготовки ВМФ, расчета загруженности полигонов и учебных центров.

Например, трудозатраты на различные виды деятельности в части касающейся принятия решения и планирования боевой подготовки представлены в таблице и включают [1, с. 46]:

Это значит, что если в подготовке решения в течение 4 часов приняли участие 15 человек, то из общих трудозатрат в 60 человеко-часов сбор, прием, обработка, оформление и передача осведомительной и распределительной информации заняли бы около 40 человеко-часов, непосредственно на расчеты было бы затрачено 12-15 человеко-часов и на логико-аналитическую деятельность (анализ информации, формулировку выводов, акт принятия решения и т.  д.) — от 3 до 9 человеко-часов.

Итак, появились возможности совершенствовать боевую подготовку сил (войск) ВМФ с использованием АСПМ БП, в том числе методику работы ОВУ по планированию.

В настоящее время основными принципами планирования боевой подготовки являются[3, 4]:

  • централизация, то есть планирование по уровням управления последовательно или последовательно-параллельно сверху вниз;
  • направленность на обеспечение единства обучения и воспитания, постоянной боевой готовности, высокой полевой выучки;
  • согласованность с другими видами подготовки и повседневной деятельности; подготовки всех категорий военнослужащих, органов управления и войск по задачам, предметам и срокам обучения;
  • реалистичность, обеспечение эффективного и экономного использования учебно-материальной базы, времени, материальных и иных видов ресурсов;
  • персональная ответственность должностных лиц за своевременность и качество планирования боевой подготовки, выполнение её мероприятий;
  • научность, использование в его осуществлении проверенных научных методов и современных информационных технологий.
  • Задачи планирования боевой подготовки войск (сил) на учебный год (учебный период, цикл обучения) включают:
  • определение основных мероприятий, выполнением которых обеспечивается высокий уровень боевой готовности по всем ее составляющим;
  • определение мероприятий по обеспечению жизнедеятельности войск (сил) в ходе проводимых мероприятий боевой подготовки;
  • согласование мероприятий по задачам, месту и времени проведения, привлекаемым силам и средства, уровню руководства (управления);
  • установление персональной ответственности за своевременное и качественное проведение запланированных мероприятий;

достижение поставленных целей, конечного результата в установленные сроки при минимально допустимом расходе выделенных ресурсов учебного времени, материальных и финансовых средств.

Планирование мероприятий боевой подготовки в ВМФ осуществляется на учебный год, месяц, неделю, сутки, а также на выход в море — для корабельных сил.

Рис. 3. Функциональные возможности комплекса программ информационно-расчетных задач боевой подготовки

Вместе с тем в ВМФ цикл подготовки экипажей надводных кораблей и подводных лодок — от одного до трех лет.

Анализируя концептуальные основы существующей методики планирования боевой подготовки, цикличность подготовки надводных и подводных сил ВМФ автор считает, что необходимо внести в методику актуальные дополнения — необходимо внедрить планирование на 3 года, разработать новую методику планирования боевой подготовки в ВМФ.

Кроме того, автоматизированная система позволит планировать боевую подготовку, используя принцип непрерывности планирования[5].

Рис. 4. Унифицированное информационное изделие

Его сущность заключается в следующем:

процессы планирования должны реализовываться непрерывно, в рамках установленных циклов;

уже сформированные планы в непрерывном режиме должны сменять друг друга (второй приходит на смену первого, третий — на смену второго).

Непрерывность процессов планирования должна быть основана на следующих предпосылках: наличие непредусмотренных изменений и неопределенность внешних условий являются факторами, обуславливающими необходимость постоянной корректировки с последующим исправлением и уточнением планов.

Результатом планирования целесообразно иметь разработанный план подготовки объединения (соединения) флота на весь цикл подготовки с разделами: на первый год подготовки, на второй год подготовки, на третий год подготовки.

Для реализации новой методики планирования боевой подготовки ВМФ с использованием автоматизированных систем программные и информационные изделия, входящие в состав комплекса средств автоматизации (далее  КСА)  АСПМ  БП, должны обеспечить последовательное выполнение следующих операций для осуществления планирования на каждый год трехлетнего цикла [2]:

  • с КСА вышестоящего органа управления поступают исходные данные для планирования боевой подготовки и подготовки конкретного мероприятия боевой подготовки (шаблоны планов, организационно-методических указаний), обратно выдаются планы на утверждение и результаты боевой подготовки по запросу вышестоящего должностного лица;
  • с помощью программного модуля сбора и обработки данных происходит первичная обработка данных, поступающих от КСА вышестоящих (нижестоящих, взаимодействующих) органов управления (объектов боевой подготовки), и их загрузка в базу данных, а также выдача данных боевой подготовки обратно по инициативе должностного лица, по требованию (запросу) вышестоящего должностного лица, при использовании планировщика (принцип «когда-что-кому»);
  • с помощью программного модуля планирования и контроля выполнения планов боевой подготовки обеспечивается процесс автоматизированного планирования и формирования формализованных документов (планов), а также контроль их исполнения (программный модуль планирования и контроля выполнения планов боевой подготовки информационно связан с базой данных);
  • с помощью программного модуля сбора и обработки данных разработанные планы в программном модуле планирования и контроля выполнения планов боевой подготовки на основе согласованного протокола информационного взаимодействия поступают в КСА нижестоящего органа боевой подготовки для осуществления дальнейшего процесса планирования;
  • с помощью комплекса программ информационно-расчетных задач боевой подготовки обеспечивается решение информационно-расчетных задач при использовании данных, поступающих от КСА и взаимодействующих систем (комплексов).

При планировании на следующий трехлетний цикл боевой подготовки планы на год в автоматизированном режиме должны сменять друг друга (второй приходит на смену первого, третий — на смену второго).

В заключение можно сделать вывод, что внедрение новой методики планирования боевой подготовки воинских формирований ВМФ с использованием АСПМ БП циклом на три года, реализация принципа непрерывности планирования позволит осуществлять качественное решение задач планирования за счет:

знания реального состояния боевой готовности, глубокого анализа результатов подготовки сил в завершившемся учебном году (периоде, цикле обучения);

постоянного учета перспектив развития сил, их боевых возможностей;

оптимального и эффективного распределения в боевой подготовке сил, средств и времени для решения поставленных задач с учетом укомплектованности сил, их материально-технического обеспечения и уровня подготовки;

ориентирования мероприятий плана на конечный результат и выполнения главных задач по поддержанию необходимого и достаточного уровня боевой готовности;

четкого и однозначного распределения ответственности за подготовку и проведение запланированных мероприятий, своевременного доведения главных задач, основных мероприятий и порядка их выполнения до организаторов (руководителей) и исполнителей;

систематического анализа результатов выполнения плана подготовки (боевой подготовки), его реализуемости и эффективности проведенных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА:

Лукашов С.В. Основы теории и методологии автоматизации управления силами флота. Спб.: ВУНЦ ВМФ, 2008 г.

Эксплуатационная документация комплексов средств автоматизации АСПМ БП. М.: РусБИТех, 2019.

Энциклопедия. Боевая подготовка. [Электронный ресурс] URL:http://www.encyclopedia.mil.ru (дата обращения 11.01.2021 г.).

      Главная цель и основные задачи боевой подготовки. [Электронный ресурс] URL:http://www.voenservice.ru (дата обращения 12.01.2021 г.).

Непрерывное планирование, как подход к формированию и реализации эффективной стратегии организации. [Электронный ресурс] URL:http://www.cyberleninka.ru (дата обращения 12.01.2021 г.).

Подготовка корабля

Подготовка
корабля имеет целью отработку слаженности
всего экипажа корабля и подготовку его
к выполнению свойственных боевых задач.

Корабельное
тактическое учение является высшей
формой подготовки корабля в целом.
Каждое корабельное тактическое учение
проводится с созданием тактической
обстановки соответствующей по своему
содержанию отрабатываемой задаче курса
боевой подготовки. Корабельные боевые
упражнения по применению оружия и боевых
средств должны выполняться в комплексе
с задачами по борьбе за живучесть оружия,
технических средств и корабля в целом.

Особое
внимание следует обращать на подготовку
кораблей к действиям в сложной обстановке.
При этом должна соблюдаться необходимая
последовательность в усложнении условий
плавания и выполнения задач.

Подготовка
корабля должна проводиться последовательно.
К проведению корабельных боевых учений
нужно приступать после того, как будут
подготовлены командные пункты, боевые
части и службы корабля.

Темы
корабельных учений определяются исходя
из курсовых задач, отрабатываемых
кораблем.

Для
кораблей, отработавших задачи курса
боевой подготовки, темы учений определяются
исходя из необходимости поддержания
достигнутого уровня боевой готовности
и ее повышения. Темы и сроки общих учений
выбираются в соответствии с темами
предстоящих корабельных учений. Общие
учения должны являться подготовительными
мероприятиями по подготовке корабля в
целом.

При
проведении корабельных учений по борьбе
за живучесть основное внимание следует
уделять:

  • отработке
    командных пунктов;

  • грамотному
    руководству офицеров борьбой за
    живучесть;

  • правильным
    действиям личного состава по типовым
    вариантам повреждений в сложных и
    тяжелых аварийных ситуациях при
    поступлении воды, пожарах, задымлении
    отсеков, выходе из строя значительной
    части технических средств и личного
    состава, в условиях низких и высоких
    температур, повышенном давлении в
    отсеках, опасных концентрациях газа,
    радиоактивном заражении.

Планирование и учет боевой подготовки

В
основу планирования боевой подготовки
должен быть положен фактический уровень
подготовки личного состава, техническое
состояние корабля, его укомплектованность
и задачи, поставленные на учебный год
командиром соединения.

Организация
планирования, учета и контроля за ходом
боевой подготовки определяется
Руководством по боевой подготовке ВМФ.

Планирование
боевой подготовки

чрезвычайно ответственный, сложный и
творческий процесс, требующий от офицеров
глубоких теоретических знаний,
практического опыта, знания руководящих
документов. От качества планирования
в прямой зависимости находятся
последовательность проведения мероприятий
боевой подготовки и ее уровень.

Основными
документами по планированию и учету
боевой подготовки на корабле являются
журналы боевой подготовки (ЖБП).
Их ведут старший помощник (помощник)
командира корабля, а в БЧ (Сл)

командиры БЧ (начальники Сл).

Командир
корабля обязан систематически
контролировать ход боевой подготовки.
Того же он должен требовать от заместителей,
командиров боевых частей и начальников
служб.

Основными
способами личного контроля являются
проверка знаний подчиненных, присутствие
на занятиях, тренировках и учениях,
анализ материалов учета и достигнутых
качественных показателей боевой и
политической подготовки.

Начальники
всех степеней обязаны лично подводить
итоги боевой подготовки за зимний и
летний периоды обучения, а также за
учебный год. Кроме того, подводятся
итоги под руководством непосредственных
начальников:


в отделении, команде, группе (батарее)
– еженедельно;


в дивизионах, боевых частях, службах, в
целом на корабле – ежемесячно.

Итоги
выполнения отдельных задач подводятся
во время их разбора.

Соседние файлы в предмете Военная подготовка (Военная кафедра)

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    01.05.20141.56 Mб312Устройство подводной лодки.djvu

  • #

    01.05.20143.32 Mб206Устройство, основы теории и живучесть корабля.djvu

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Администрация октябрьского района г могилева руководство
  • Темные данные практическое руководство по принятию правильных решений в мире недостающих данных
  • Филипс латте гоу кофемашина с капучинатором инструкция
  • Руководство по ремонту паз 32054
  • Амлодипин инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена аналоги