-
28 октября 2006
-
Просмотров: 41391
Общие положения
Подготовка матросов, старшин, мичманов
Подготовка офицеров
Подготовка корабля
Планирование, учёт и подведение итогов боевой подготовки
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
35. Боевая подготовка – это целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, а также подготовки командования и штабов, корабельных сил (кораблей, корабельных групп, частей и соединений) к ведению боевых действий и выполнению боевых задач в соответствии с их предназначением.
36. Боевая подготовка является главной и определяющей в жизни и деятельности соединений, кораблей и частей Военно-Морского Флота. Она проводится с целью поддержания установленной степени боевой готовности экипажей кораблей, соединений и частей к выполнению свойственных им боевых задач.
37. Боевая подготовка проводится как в мирное, так и в военное время в течение всего года, как на ходу, так и при стоянке корабля на якоре (на бочке, швартовах), в соответствии с распорядком дня, суточным планом и задачами, стоящими перед кораблями и соединениями
По уровню боевой подготовки корабли могут находиться:
— в кампании,
— в первой линии,
— во второй линии.
38. По составу участников боевая подготовка кораблей частей и соединений ВМФ включает:
— подготовку матросов, старшин и мичманов;
— подготовку офицеров;
— подготовку командования и штабов;
— подготовку корабельных сил (кораблей, корабельных групп, частей и соединений).
39. По видам обучения боевая подготовка кораблей частей и соединений ВМФ включает:
— тактическую подготовку,
— специальную подготовку,
— общую подготовку,
— подготовку к борьбе за живучесть корабля.
40. Тактическая подготовка – это основной вид боевой подготовки и представляет собой комплекс учебных мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональных знаний офицеров в вопросах тактики, а также на подготовку экипажей кораблей, корабельных групп, штабов, соединений и частей к ведению боевых действий в различных условиях обстановки.
Тактическая подготовка включает:
— тактическую подготовку офицеров,
— тактическую подготовку командования и штабов,
— тактическую подготовку сил (одиночных кораблей, корабельных групп, соединений и частей).
41. Специальная подготовка – это комплекс учебных мероприятий, проводимых в процессе боевой подготовки и направленных на обучение личного состава применению оружия, использованию технических средств и выполнению обязанностей по их эксплуатации в боевых и повседневных условиях.
Специальная подготовка включает:
штурманскую, ракетную, артиллерийскую, противолодочную, торпедную, минную, противоминную, противоподводнодиверсионную подготовку, подготовку по связи, разведке, по скрытному управлению и режиму секретности, авиационно-техническую, электромеханическую, радиотехническую подготовку, подготовку по радиоэлектронной борьбе, химической и биологической защите, медицинскую подготовку.
42. Общая подготовка – это комплекс учебных мероприятий, проводимых в процессе боевой подготовки и направленных на привитие всему личному составу, независимо от специальности, определенных знаний и выработке у них соответствующих умений и навыков, необходимых в боевой и повседневной деятельности, с учетом специфики службы.
Общая подготовка включает:
изучение устройства корабля, уставов, изучение организации и правил радиационной, химической и биологической защиты, морскую, спасательную, медицинскую, строевую, физическую подготовку, огневую подготовку из стрелкового оружия, подготовку по радиационной безопасности на кораблях с ядерными энергетическими установками) и подготовку по предупреждению аварийности.
43. Подготовка к борьбе за живучесть корабля – это комплекс учебных мероприятий, проводимых в процессе боевой подготовки и направленных на изучение и практическое усвоение:
— устройства корабля, средств борьбы за живучесть;
— мероприятий и правил обеспечения взрывопожаробезопасности и непотопляемости корабля;
— водолазной подготовки;
— приемов и способов руководства и ведения борьбы за живучесть корабля, его оружия и технических средств и восстановления их боеспособности при боевых и аварийных повреждениях.
Каждому выходу в море для выполнения задач боевой подготовки должна предшествовать тщательная предпоходовая подготовка с использованием учебной базы.
44. Основными формами обучения являются:
— занятия;
— самостоятельная подготовка;
— групповые упражнения;
— тактические летучки;
— тренировки;
— боевые упражнения;
— учения.
45. Занятия предназначены для изучения и практического освоения материальной части оружия и технических средств своего заведования, а также для изучения других вопросов, связанных с подготовкой личного состава.
46. Тренировки предназначены для отработки и закрепления практических навыков в исполнении служебных обязанностей по обслуживанию и боевому применению оружия, использованию технических средств и борьбе за живучесть корабля, вооружения и техники в любых условиях обстановки, а также для отработки повседневных расписаний и элементов распорядка дня.
47. Учения предназначены для подготовки и отработки действий личного состава боевых постов и расчетов, боевых частей и служб, командных пунктов и корабля в целом по применению оружия и использованию технических средств, борьбе за живучесть корабля, его вооружения и техники в соответствии с задачами, стоящими перед кораблем, а также для отработки слаженности действий экипажей кораблей по повседневным расписаниям и элементам распорядка дня.
48. Действия личного состава по повседневным расписаниям и элементам распорядка дня отрабатываются на тренировках, учениях и начинаются по сигналу с вахты без объявления тревоги.
49. Действия личного состава по боевым расписаниям отрабатываются на боевых учениях и начинаются с объявления учебной тревоги.
50. По составу участников учения подразделяются на одиночные, частные, отсечные, общие и корабельные.
Одиночные учения проводятся на боевых постах и командных пунктах.
Частные учения проводятся в группах.
Отсечные учения проводятся в отсеках подводной лодки.
Общие учения проводятся в дивизионах, боевых частях и службах.
Корабельные учения проводятся с экипажами кораблей.
51. По целям проведения учения подразделяются на подготовительные, зачетные, контрольные, показные, и состязательные.
Подготовительные учения предназначены для выработки и поддержания у личного состава необходимых навыков по выполнению должностных обязанностей и отработке взаимодействия между подразделениями корабля.
Зачетные учения предназначены для оценки действий личного состава по выполнению функциональных обязанностей и организации взаимодействия между постами, командными пунктами и подразделениями корабля при выполнении задач по предназначению.
Контрольные учения предназначены для проверки фактической подготовленности экипажей кораблей к решению свойственных им задач. Они проводятся старшими начальниками или инспектирующими лицами внезапно или в плановом порядке.
Показные учения предназначены для показа правильной организации и методики проведения учений.
Состязательные учения предназначены для стимулирования повышения качества боевой подготовки и определения лучших по уровню подготовки.
52. Корабельное боевое учение – это форма тактической подготовки одиночного корабля, которая предназначена для отработки слаженности действий боевых частей (служб) корабля друг с другом в условиях обстановки, максимально приближенной к боевой без фактического применения оружия, в соответствии с боевым предназначением корабля. Корабельное боевое учение проводятся как в море, так и в базе.
53. Корабельное тактическое учение – это высшая форма тактической подготовки одиночного корабля, которая предназначена для обучения экипажа фактическим действиям в море с использованием оружия при решении тактических задач в соответствии с боевым предназначением корабля.
54. Корабельное боевое упражнение – это форма тактической подготовки одиночного корабля, группы и соединения кораблей, которая проводится в ходе корабельного тактического учения и предназначена для отработки способов применения оружия и боевых средств при решении конкретных тактических задач в соответствии с боевым предназначением корабля.
При проведении корабельных боевых упражнений выполняются стрельбы и отрабатываются приемы по применению боевых средств. В зависимости от применяемых боеприпасов, стрельбы подразделяются на боевые и практические.
По целям проведения боевые упражнения, как и корабельные учения, подразделяются на подготовительные, зачетные, контрольные, показные и состязательные.
55. Учения должны проводиться на ходу и при стоянке, в различных условиях обстановки, с исправными и условно поврежденными вооружением и техникой, с полными и сокращенными боевыми расчетами.
56. В целях проверки новых образцов оружия, техники и тактических приемов их использования на кораблях, кроме боевых учений, проводятся опытные и специальные учения.
57. Для максимального приближения условий проведения учений к реальной обстановке современного морского боя необходимо применять различные виды имитации.
При использовании средств имитации (очагов пожаров, последствий взрывов, иных повреждений вооружения и техники, источников поступления воды внутрь корабля) необходимо принимать меры, исключающие возможность возникновения аварийных ситуаций, повреждений и несчастных случаев.
В отсеках подводной лодки и на надводных кораблях с корпусами из дерева и пластика имитировать взрывы, пожары с разведением огня и пробоины с поступлением воды запрещается.
Экипажи подводных лодок и указанных надводных кораблей отрабатывают фактическое применение средств борьбы за живучесть на полигонах, учебно-тренировочных судах и комплексах..
58. Во время учений для отличия фактических случаев аварий и происшествий от условных, распоряжения, команды и донесения предваряются словом «фактически», которое обязывает прекратить отработку учебных вопросов и приступить к решению внезапно возникших фактических задач.
59. Занятия, тренировки и учения проводятся по планам, с приложением документов, необходимых руководителю для их проведения, утвержденным его непосредственным начальником.
Планы занятий со всем личным составом корабля и планы корабельных учений разрабатывает старший помощник (помощник) командира корабля с привлечением командиров боевых частей и начальников служб в соответствии с их тематикой.
Планы занятий, тренировок и учений с личным составом боевых частей и служб разрабатывают командиры боевых частей и начальники служб.
Планы занятий, тренировок, частных и отсечных боевых учений с личным составом отсека подводной лодки разрабатывает командир отсека.
Планы тренировок на боевых постах разрабатывают командиры боевых постов.
60. Занятия, тренировки и учения начинаются в установленное суточным планом время по сигналу с вахты. По этому сигналу личный состав, привлекаемый к занятиям и тренировкам, в установленной форме одежды и необходимыми принадлежностями должен прибыть в назначенные места.
61. Каждые тренировка, учение и боевое упражнение должны предваряться инструктажем и заканчиваться разбором. На инструктаже особое внимание уделяется мерам безопасности.
62. Для изучения организации службы, устройства корабля, средств борьбы за живучесть и своего заведования старшинам и матросам, назначенным на корабль, предоставляется один месяц. Офицерам и мичманам срок устанавливает командир корабля.
По истечении установленного срока проверяются знания и практические навыки военнослужащих для допуска их к самостоятельному исполнению своих обязанностей:
— офицеров проверяет командир корабля при участии флагманских специалистов;
— мичманов и старшин – командиры боевых частей (начальники служб) или дивизионов;
— матросов – командиры групп (батарей), а где их нет – командиры боевых частей (начальники служб).
Допуск к самостоятельному исполнению своих обязанностей (по управлению боевой частью, службой, группой (батареей), по боевому номеру и т. п.) объявляется приказом командира корабля.
Кроме того, на кораблях у всего личного состава перед каждым периодом обучения проверяются знания по организации службы, устройству корабля, правил радиационной и химической безопасности, средств борьбы за живучесть и практические навыки их использования.
63. В целях стимулирования более качественного освоения своей специальности и постоянного совершенствования профессиональных знаний и навыков матросам, старшинам, мичманам и офицерам присваивается квалификация специалистов 3, 2 и 1 класса, а также мастера военного дела, для чего специальные комиссии проводят испытания на классность.
ПОДГОТОВКА МАТРОСОВ, СТАРШИН И МИЧМАНОВ
64. Цели подготовки матросов, старшин и мичманов:
а) дать твердые знания по использованию оружия и технических средств, и отработать навыки в управлении ими в различных условиях боевой обстановки;
б) выработать инициативу и решительность при действиях в боевой обстановке;
в) привить необходимые навыки в морской практике и приучить к физической выносливости в походной морской обстановке;
г) привить практические навыки в борьбе за живучесть оружия и технических средств своего заведования, боевого поста и корабля в целом;
д) дать знания боевых свойств и поражающих факторов оружия массового поражения, выработать практические навыки защиты от него;
е) привить твердые навыки в выполнении строевых приемов и применения личного оружия в бою;
ж) привить навыки в оказании себе и товарищу первой медицинской помощи в бою;
з) дать мичманам и старшинам твердые знания по методике обучения подчиненных и привить навыки в ее практическом применении.
65. Подготовленность матросов, старшин и мичманов должна быть доведена до такой степени совершенства, чтобы все действия в полной темноте, при наличии крена и дифферента, в случае поступления воды в помещение, пожаров, повреждения оружия и технических средств, а также в условиях заражения радиоактивными и отравляющими веществами выполнялись точно, быстро и умело в полном соответствии с руководствами, правилами и инструкциями.
66. Подготовка матросов, старшин и мичманов предусматривает проведение:
а) занятий, тренировок и учений по специальности;
б) занятий, тренировок и учений по общей подготовке;
в) занятий, тренировок и учений по БЗЖ.
67. Занятия организуются в процессе боевой подготовки при стоянке кораблей в базе, на рейдах и при длительном плавании в море.
Они должны носить практическую направленность и проводиться под руководством наиболее подготовленных старшин, мичманов и офицеров у оружия и технических средств на кораблях, в учебных центрах и учебных классах, на предприятиях промышленности в целях освоения своего заведования и его повседневного и боевого обслуживания.
68. Тренировки по специальности проводятся под руководством командиров отделений и старшин команд и предназначены для отработки действий личного состава по их штатной должности, а тренировки на боевых постах (в отсеках) – под руководством командиров боевых постов (отсеков) и командных пунктов для отработки действий личного состава в соответствии с их обязанностями по корабельным расписаниям.
69. Практическая отработка личного состава должна организовываться с учетом последовательности обучения: сначала на правильность выполнения действий, затем на необходимую быстроту (на выполнение нормативов), и, наконец, на выносливость.
70. Занятия и тренировки по общей подготовке и по подготовке к борьбе за живучесть матросов, старшин и мичманов проводят командиры подразделений или специалисты соединений в зависимости от тематики изучаемых вопросов.
ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ
71. Подготовка офицеров должна быть направлена на совершенствование командирских качеств, повышение уровня профессиональных, правовых и педагогических знаний, выработку твердых навыков в организации, подготовке и ведении боевых действий и грамотного руководства подразделением, частью, силами в любых условиях обстановки.
Направленность подготовки офицеров должна соответствовать задачам оперативной и боевой подготовки и основному предназначению корабля, соединения.
72. Подготовка офицеров подразделяется на тактическую, специальную, подготовку к борьбе за живучесть и общую.
73. Тактическая подготовка является главным видом подготовки офицеров и должна быть направлена:
а) на выработку знаний, навыков, инициативы и самостоятельности в принятии решения на выполнение поставленной задачи;
б) на изучение боевых возможностей своих сил, в том числе взаимодействующих, тактики их действий;
в) на изучение боевых возможностей сил и средств вероятного противника и тактических приемов их использования;
г) на изучение театров военных действий.
74. Специальная подготовка должна быть направлена:
а) на изучение и практическое освоение боевого использования оружия и технических средств;
б) на освоение способов применения оружия, использования технических средств в бою и безаварийную эксплуатацию их в повседневных условиях;
в) на привитие навыков в использовании оружия и технических средств при их повреждении или снижении тактико-технических данных по различным причинам, а также часичной убыли личного состава;
г) на привитие методических навыков в обучении подчиненных.
Подготовка офицеров по специальности должна постоянно сочетаться с подробным анализом эксплуатации оружия и технических средств. Специальная подготовка проводится специалистами соединения и командирами боевых частей корабля.
75. Общая подготовка должна быть направлена:
а) на изучение корабля, его вооружения и технических средств; средств обеспечения борьбы за живучесть корабля;
б) на изучение правил и требований хорошей морской практики;
в) на организацию предупреждения аварийности корабля, вооружения и военной техники;
г) на организацию радиационной, химической и биологической защиты;
д) других вопросов, обеспечивающих успешное выполнение поставленных задач.
76. Подготовка к борьбе за живучесть должна быть направлена:
а) на изучение устройства корабля;
б) на изучение средств борьбы за живучесть, правил и порядка их применения;
в) на изучение методики подготовки личного состава к борьбе за живучесть;
г) на изучение и привитие практических навыков по обеспечению живучести корабля;
д) на знание документации по непотопляемости корабля, на умение правильно оценивать его состояние при тяжелых повреждениях и умелое руководство борьбой за живучесть;
е) на отработку нормативов по БЗЖ;
ж) изучение аварийных происшествий с кораблями.
Подготовка офицеров к борьбе за живучесть корабля проводится под личным руководством старшего помощника (помощника) командира корабля в течение всего года.
ПОДГОТОВКА КОРАБЛЯ
77. Подготовка корабля имеет целью отработку слаженности всего экипажа корабля и подготовку его к выполнению свойственных боевых задач. Высшей формой подготовки корабля в целом является корабельное тактическое учение.
78. Каждое корабельное тактическое учение необходимо проводить в определенной тактической обстановке, которая должна соответствовать по своему содержанию отрабатываемой задаче курса боевой подготовки. Задачи по применению оружия и боевых средств должны выполняться в комплексе с задачами по борьбе за живучесть оружия, технических средств и корабля в целом.
79. Особое внимание следует обращать на подготовку кораблей к действиям в сложной обстановке. При этом должна соблюдаться необходимая последовательность в усложнении условий плавания и выполнения задач.
80. Подготовка корабля должна проводиться последовательно. К проведению корабельных боевых учений нужно приступать после того, как будут подготовлены командные пункты, боевые части и службы корабля.
81. Темы корабельных учений определяются исходя из курсовых задач, отрабатываемых кораблем.
Для кораблей, отработавших курсовые задачи, темы учений определяются исходя из необходимости поддержания достигнутого уровня боевой готовности и ее совершенствования.
Темы и сроки общих учений выбираются в соответствии с темами предстоящих корабельных учений. Общие учения должны являться подготовительными мероприятиями по подготовке корабля в целом.
82. При проведении корабельных учений по борьбе за живучесть основное внимание следует уделять:
— отработке командных пунктов;
— грамотному руководству офицеров борьбой за живучесть;
— правильным действиям личного состава по типовым вариантам повреждений в сложных и тяжелых аварийных ситуациях при поступлении воды, пожарах, задымлении отсеков, выходе из строя значительной части технических средств и личного состава, в условиях низких и высоких температур, повышенном давлении в отсеках, опасных концентрациях газа, радиоактивном заражении.
ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЁТ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
83. В основу планирования боевой подготовки должен быть положен фактический уровень подготовки личного состава, техническое состояние корабля, его укомплектованность и задачи, поставленные на год командиром соединения.
Организация планирования, учета и контроля за ходом боевой подготовки определяется Руководством по боевой подготовке ВМФ.
84. Начальники всех степеней обязаны лично подводить итоги боевой подготовки за зимний и летний периоды обучения, а также за учебный год. Кроме того, подводятся итоги под руководством непосредственных начальников:
— в отделении, команде, группе – еженедельно;
— в боевых частях, службах, дивизионах, на корабле – ежемесячно.
Итоги выполнения отдельных задач подводятся во время их разбора.
Смотрите также
Е. ТОРБИН,
А. МАЛЯРЕНКО
Концептуальные основы методики планирования боевой подготовки воинских формирований Военно-морского флота с использованием автоматизированных систем военного назначения
Деятельность командующих и органов военного управления (далее — ОВУ) ВМФ по планированию боевой подготовки подчиненных сил (войск) с использованием автоматизированных систем основана на интегральном применении теории автоматизированных систем и теории оперативной, боевой и мобилизационной подготовки (далее ОБМП) ВМФ.
В соответствии с теорией вопроса [1, с. 44-45] автоматизированные системы военного назначения, как правило, включают средства сбора информации, каналы прямой и обратной связи, средства вычислительной техники и автоматизированные рабочие места операторов.
В части касающейся процесса планирования боевой подготовки штатного воинского формирования ВМФ (соединения или корабля) средства сбора информации должны представлять собой устройства и системы, от которых поступает информация, необходимая для ОВУ данного формирования и его структурного подразделения — органа боевой подготовки.
Системы и средства сбора информации могут быть автоматизированными и неавтоматизированными. Нижестоящие и вышестоящие органы боевой подготовки также можно рассматривать как источники информации для автоматизированных систем.
Каналы прямой и обратной связи — это все каналы, по которым передается информация от источников и информация от автоматизированных систем.
Вычислительная техника является основой автоматизированной системы, служит для переработки информации по соответствующим алгоритмам и выдачи информации операторам органов боевой подготовки.
Рис. 1. Функциональные возможности программного модуля планирования и контроля выполнения планов боевой подготовки
Автоматизированные рабочие места оборудуются периферийными устройствами, устройствами отображения информации, средствами документирования и размножения документов.
Теория автоматизированных систем в настоящее время приобретает особо важное значение в связи с тем, что автоматизация процессов является основным путем совершенствования всей системы боевой подготовки.
Основные закономерности и принципы автоматизации процесса планирования боевой подготовки
Принцип комплексного (системного) подхода — один из основных, он предусматривает рассмотрение всех аспектов автоматизации как единого целого, а также необходимую степень автоматизации всех основных элементов процесса планирования [1, с. 99–100].
Целесообразность автоматизации должна оцениваться степенью повышения эффективности планирования.
Главная цель — раскрытие и всесторонний учет свойств системы, ее внутренних и внешних связей, выявление и изучение влияния тех или иных условий на функционирование автоматизированной системы. Системный подход позволяет согласовать (обеспечить совместимость) всех видов обеспечения.
Этому принципу соответствует закономерность — соответствие качества автоматизации полноте охвата всех процессов планирования и учету их взаимосвязей.
Принцип новых задач предусматривает перестройку методов и приемов планирования в соответствии с новыми возможностями компьютерных технологий.
Соответствующая закономерность может быть сформулирована следующим образом: глубокая взаимосвязь между методами планирования и возможностями современных компьютерных (информационных) технологий.
Принцип непрерывного развития системы (гибкость структуры автоматизированной системы) предусматривает возможность ее непрерывного развития в соответствии с изменениями в теории и практике боевой подготовки при минимальных затратах времени и средств на перестройку.
Принцип целесообразности предполагает получение от автоматизации боевого, экономического или иного эффекта.
Одним из основных методов теории автоматизации управления является математическое моделирование, реализуемое на основе разработки методов, алгоритмов и программ решения трех основных классов задач с помощью ЭВМ:
расчетные задачи (результатом является числовое значение);
информационные задачи (результатом является смысловой текст, график, рисунок и т. д.);
модельные задачи (результатом являются расчетные или информационные математические модели).
На основе теории автоматизации практически реализована действующая в силах (войсках) ВМФ автоматизированная система планирования и мониторинга боевой подготовки (далее АСПМ БП), сопряженная с автоматизированными системами военного назначения: АСУ «Море-99» (отражает положение и состояние кораблей в море, полигонов и районов выполнения ракетных стрельб); система «Алушта» (вырабатывает исходные данные по личному составу, лимитам ГСМ и боеприпасов, финансовому обеспечению боевой подготовки).
АСПМ БП [2] представляет собой территориально распределенную систему, предназначенную для автоматизации деятельности должностных лиц органов боевой подготовки различных уровней, воинских формирований и подразделений, объектов учебно-материальной базы по решению определенных задач планирования боевой подготовки с разработкой (в том числе коллективной), согласованием, утверждением и доведением разработанных директивно-распорядительных и планирующих документов по организации боевой подготовки в Вооруженных Силах с целью оперативного определения главных направлений поддержания и повышения уровня боевой готовности органов управления и сил (войск).
АСПМ БП состоит из взаимоувязанных комплексов средств автоматизации боевой подготовки различных видов и обеспечивает реализацию следующих функций, в части касающейся ВМФ:
автоматизированное планирование мероприятий боевой подготовки от уровня ГУБП ВС РФ до уровня подразделений (батальонов, дивизионов, тактических групп и им равных) и полигонов ВМФ;
автоматизированный контроль и мониторинг проводимых мероприятий боевой подготовки подчиненных ОВУ и сил (войск).
Рис. 2. Функциональные возможности программного модуля сбора и обработки данных
Функциональные возможности автоматизированной системы планирования и мониторинга боевой подготовки в части, касающейся планирования боевой подготовки, представлены на рис. 1, 2, 3 и 4.
Опытная эксплуатация АСПМ БП в ВМФ показала, что использование системы значительно снизило количество недостатков, которые были свойственны планированию до ее внедрения.
До внедрения системы методика планирования характеризовалась следующим:
планирование велось на бумаге;
участникам планирования приходилось анализировать «вручную» огромное количество исходных данных, поступающих в виде приказов, указаний, рекомендаций от вышестоящего командования, курсов, правил, программ подготовки и т. д.;
зачастую планы подготовки перенасыщались мероприятиями, которые наслаивались по времени одни на другие;
много времени тратилось на согласование планов подготовки.
Внедрение АСПМ БП в ВМФ позволило:
автоматизировать процесс планирования боевой подготовки ОВУ, сил (войск) ВМФ;
значительно уменьшить время на разработку, согласование и доведение до нижестоящих воинских формирований директивных и планирующих документов;
обеспечить информационно-аналитическую поддержку планирования потребностей на мероприятия боевой подготовки ВМФ, расчета загруженности полигонов и учебных центров.
Например, трудозатраты на различные виды деятельности в части касающейся принятия решения и планирования боевой подготовки представлены в таблице и включают [1, с. 46]:
Это значит, что если в подготовке решения в течение 4 часов приняли участие 15 человек, то из общих трудозатрат в 60 человеко-часов сбор, прием, обработка, оформление и передача осведомительной и распределительной информации заняли бы около 40 человеко-часов, непосредственно на расчеты было бы затрачено 12-15 человеко-часов и на логико-аналитическую деятельность (анализ информации, формулировку выводов, акт принятия решения и т. д.) — от 3 до 9 человеко-часов.
Итак, появились возможности совершенствовать боевую подготовку сил (войск) ВМФ с использованием АСПМ БП, в том числе методику работы ОВУ по планированию.
В настоящее время основными принципами планирования боевой подготовки являются[3, 4]:
- централизация, то есть планирование по уровням управления последовательно или последовательно-параллельно сверху вниз;
- направленность на обеспечение единства обучения и воспитания, постоянной боевой готовности, высокой полевой выучки;
- согласованность с другими видами подготовки и повседневной деятельности; подготовки всех категорий военнослужащих, органов управления и войск по задачам, предметам и срокам обучения;
- реалистичность, обеспечение эффективного и экономного использования учебно-материальной базы, времени, материальных и иных видов ресурсов;
- персональная ответственность должностных лиц за своевременность и качество планирования боевой подготовки, выполнение её мероприятий;
- научность, использование в его осуществлении проверенных научных методов и современных информационных технологий.
- Задачи планирования боевой подготовки войск (сил) на учебный год (учебный период, цикл обучения) включают:
- определение основных мероприятий, выполнением которых обеспечивается высокий уровень боевой готовности по всем ее составляющим;
- определение мероприятий по обеспечению жизнедеятельности войск (сил) в ходе проводимых мероприятий боевой подготовки;
- согласование мероприятий по задачам, месту и времени проведения, привлекаемым силам и средства, уровню руководства (управления);
- установление персональной ответственности за своевременное и качественное проведение запланированных мероприятий;
достижение поставленных целей, конечного результата в установленные сроки при минимально допустимом расходе выделенных ресурсов учебного времени, материальных и финансовых средств.
Планирование мероприятий боевой подготовки в ВМФ осуществляется на учебный год, месяц, неделю, сутки, а также на выход в море — для корабельных сил.
Рис. 3. Функциональные возможности комплекса программ информационно-расчетных задач боевой подготовки
Вместе с тем в ВМФ цикл подготовки экипажей надводных кораблей и подводных лодок — от одного до трех лет.
Анализируя концептуальные основы существующей методики планирования боевой подготовки, цикличность подготовки надводных и подводных сил ВМФ автор считает, что необходимо внести в методику актуальные дополнения — необходимо внедрить планирование на 3 года, разработать новую методику планирования боевой подготовки в ВМФ.
Кроме того, автоматизированная система позволит планировать боевую подготовку, используя принцип непрерывности планирования[5].
Рис. 4. Унифицированное информационное изделие
Его сущность заключается в следующем:
процессы планирования должны реализовываться непрерывно, в рамках установленных циклов;
уже сформированные планы в непрерывном режиме должны сменять друг друга (второй приходит на смену первого, третий — на смену второго).
Непрерывность процессов планирования должна быть основана на следующих предпосылках: наличие непредусмотренных изменений и неопределенность внешних условий являются факторами, обуславливающими необходимость постоянной корректировки с последующим исправлением и уточнением планов.
Результатом планирования целесообразно иметь разработанный план подготовки объединения (соединения) флота на весь цикл подготовки с разделами: на первый год подготовки, на второй год подготовки, на третий год подготовки.
Для реализации новой методики планирования боевой подготовки ВМФ с использованием автоматизированных систем программные и информационные изделия, входящие в состав комплекса средств автоматизации (далее КСА) АСПМ БП, должны обеспечить последовательное выполнение следующих операций для осуществления планирования на каждый год трехлетнего цикла [2]:
- с КСА вышестоящего органа управления поступают исходные данные для планирования боевой подготовки и подготовки конкретного мероприятия боевой подготовки (шаблоны планов, организационно-методических указаний), обратно выдаются планы на утверждение и результаты боевой подготовки по запросу вышестоящего должностного лица;
- с помощью программного модуля сбора и обработки данных происходит первичная обработка данных, поступающих от КСА вышестоящих (нижестоящих, взаимодействующих) органов управления (объектов боевой подготовки), и их загрузка в базу данных, а также выдача данных боевой подготовки обратно по инициативе должностного лица, по требованию (запросу) вышестоящего должностного лица, при использовании планировщика (принцип «когда-что-кому»);
- с помощью программного модуля планирования и контроля выполнения планов боевой подготовки обеспечивается процесс автоматизированного планирования и формирования формализованных документов (планов), а также контроль их исполнения (программный модуль планирования и контроля выполнения планов боевой подготовки информационно связан с базой данных);
- с помощью программного модуля сбора и обработки данных разработанные планы в программном модуле планирования и контроля выполнения планов боевой подготовки на основе согласованного протокола информационного взаимодействия поступают в КСА нижестоящего органа боевой подготовки для осуществления дальнейшего процесса планирования;
- с помощью комплекса программ информационно-расчетных задач боевой подготовки обеспечивается решение информационно-расчетных задач при использовании данных, поступающих от КСА и взаимодействующих систем (комплексов).
При планировании на следующий трехлетний цикл боевой подготовки планы на год в автоматизированном режиме должны сменять друг друга (второй приходит на смену первого, третий — на смену второго).
В заключение можно сделать вывод, что внедрение новой методики планирования боевой подготовки воинских формирований ВМФ с использованием АСПМ БП циклом на три года, реализация принципа непрерывности планирования позволит осуществлять качественное решение задач планирования за счет:
знания реального состояния боевой готовности, глубокого анализа результатов подготовки сил в завершившемся учебном году (периоде, цикле обучения);
постоянного учета перспектив развития сил, их боевых возможностей;
оптимального и эффективного распределения в боевой подготовке сил, средств и времени для решения поставленных задач с учетом укомплектованности сил, их материально-технического обеспечения и уровня подготовки;
ориентирования мероприятий плана на конечный результат и выполнения главных задач по поддержанию необходимого и достаточного уровня боевой готовности;
четкого и однозначного распределения ответственности за подготовку и проведение запланированных мероприятий, своевременного доведения главных задач, основных мероприятий и порядка их выполнения до организаторов (руководителей) и исполнителей;
систематического анализа результатов выполнения плана подготовки (боевой подготовки), его реализуемости и эффективности проведенных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА:
Лукашов С.В. Основы теории и методологии автоматизации управления силами флота. Спб.: ВУНЦ ВМФ, 2008 г.
Эксплуатационная документация комплексов средств автоматизации АСПМ БП. М.: РусБИТех, 2019.
Энциклопедия. Боевая подготовка. [Электронный ресурс] URL:http://www.encyclopedia.mil.ru (дата обращения 11.01.2021 г.).
Главная цель и основные задачи боевой подготовки. [Электронный ресурс] URL:http://www.voenservice.ru (дата обращения 12.01.2021 г.).
Непрерывное планирование, как подход к формированию и реализации эффективной стратегии организации. [Электронный ресурс] URL:http://www.cyberleninka.ru (дата обращения 12.01.2021 г.).
Подготовка корабля
Подготовка
корабля имеет целью отработку слаженности
всего экипажа корабля и подготовку его
к выполнению свойственных боевых задач.
Корабельное
тактическое учение является высшей
формой подготовки корабля в целом.
Каждое корабельное тактическое учение
проводится с созданием тактической
обстановки соответствующей по своему
содержанию отрабатываемой задаче курса
боевой подготовки. Корабельные боевые
упражнения по применению оружия и боевых
средств должны выполняться в комплексе
с задачами по борьбе за живучесть оружия,
технических средств и корабля в целом.
Особое
внимание следует обращать на подготовку
кораблей к действиям в сложной обстановке.
При этом должна соблюдаться необходимая
последовательность в усложнении условий
плавания и выполнения задач.
Подготовка
корабля должна проводиться последовательно.
К проведению корабельных боевых учений
нужно приступать после того, как будут
подготовлены командные пункты, боевые
части и службы корабля.
Темы
корабельных учений определяются исходя
из курсовых задач, отрабатываемых
кораблем.
Для
кораблей, отработавших задачи курса
боевой подготовки, темы учений определяются
исходя из необходимости поддержания
достигнутого уровня боевой готовности
и ее повышения. Темы и сроки общих учений
выбираются в соответствии с темами
предстоящих корабельных учений. Общие
учения должны являться подготовительными
мероприятиями по подготовке корабля в
целом.
При
проведении корабельных учений по борьбе
за живучесть основное внимание следует
уделять:
-
отработке
командных пунктов; -
грамотному
руководству офицеров борьбой за
живучесть; -
правильным
действиям личного состава по типовым
вариантам повреждений в сложных и
тяжелых аварийных ситуациях при
поступлении воды, пожарах, задымлении
отсеков, выходе из строя значительной
части технических средств и личного
состава, в условиях низких и высоких
температур, повышенном давлении в
отсеках, опасных концентрациях газа,
радиоактивном заражении.
Планирование и учет боевой подготовки
В
основу планирования боевой подготовки
должен быть положен фактический уровень
подготовки личного состава, техническое
состояние корабля, его укомплектованность
и задачи, поставленные на учебный год
командиром соединения.
Организация
планирования, учета и контроля за ходом
боевой подготовки определяется
Руководством по боевой подготовке ВМФ.
Планирование
боевой подготовки
–
чрезвычайно ответственный, сложный и
творческий процесс, требующий от офицеров
глубоких теоретических знаний,
практического опыта, знания руководящих
документов. От качества планирования
в прямой зависимости находятся
последовательность проведения мероприятий
боевой подготовки и ее уровень.
Основными
документами по планированию и учету
боевой подготовки на корабле являются
журналы боевой подготовки (ЖБП).
Их ведут старший помощник (помощник)
командира корабля, а в БЧ (Сл)
–
командиры БЧ (начальники Сл).
Командир
корабля обязан систематически
контролировать ход боевой подготовки.
Того же он должен требовать от заместителей,
командиров боевых частей и начальников
служб.
Основными
способами личного контроля являются
проверка знаний подчиненных, присутствие
на занятиях, тренировках и учениях,
анализ материалов учета и достигнутых
качественных показателей боевой и
политической подготовки.
Начальники
всех степеней обязаны лично подводить
итоги боевой подготовки за зимний и
летний периоды обучения, а также за
учебный год. Кроме того, подводятся
итоги под руководством непосредственных
начальников:
—
в отделении, команде, группе (батарее)
– еженедельно;
—
в дивизионах, боевых частях, службах, в
целом на корабле – ежемесячно.
Итоги
выполнения отдельных задач подводятся
во время их разбора.
Соседние файлы в предмете Военная подготовка (Военная кафедра)
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
01.05.20141.56 Mб312Устройство подводной лодки.djvu
- #
01.05.20143.32 Mб206Устройство, основы теории и живучесть корабля.djvu