Руководство по борьбе с пожарами на судах

Содержание

  1. Основные положения
  2. Способы тушения пожаров и выбор огнегасительных средств
  3. Характеристика основных огнегасительных средств
  4. Тушение пожара в машинных отделениях
  5. Тушение пожаров в грузовых танках наливных судов
  6. Тушение пожаров в трюмах
  7. Тушение пожаров в трюмах сухогрузных и рефрижераторных судов
  8. Тушение пожаров в помещениях насосных отделений наливных судов
  9. Тушение пожаров жидкого топлива
  10. Тушение пожаров в жилых и служебных помещениях
  11. Тушение пожаров на открытых палубах и надстройках судна
  12. Тушение пожаров в фонарных, малярных и шкиперских кладовых
  13. Тушение пожаров электрооборудования
  14. Борьба с дымом и защита экипажа от воздействия высоких температур
  15. Рекомендации по методике составления оперативного плана по борьбе с пожаром и его содержанию
  16. Борьба за живучесть технических средств
  17. Борьба с паром
  18. Рекомендации по выбору способов тушения пожара и огнегасительных

Основные положения

Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения
огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.

Борьба экипажа с пожарами на судне возглавляется капитаном судна с ГКП (главный командный пункт) и должна быть направлена на: обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара; установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных
пожаром; эвакуацию людей; ограничение распространения пожара по судну; предупреждение
возможных взрывов при пожаре; борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.

ПРИМЕЧАНИЕ. Первый, обнаруживший пожар (загорание) или его признаки, обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию пожара (загорания) подручными средствами до прихода аварийной партии либо принять меры к его локализации (гермитизации) с целью предотвращения его распространения.

По общесудовой тревоге следует:

  • если судно на ходу, остановить его движение, а в случае необходимости развернуть так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;
  • задраить все противопожарные двери и заслонки;
  • выключить вентиляцию;
  • герметизировать корпус судна, задраить водогазонепроницаемые закрытия, имеющие маркировку Т и П, и иллюминаторы, запорные устройства судовой вентиляции и имеющие маркировку Т (после эвакуации людей из аварийного отсека);
  • все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение привести в полную
    готовность к немедленному действию;
  • с разрешения капитана судна отключить электроэнергию в районе, охваченном пожаром;
  • командиру аварийной партии послать группу разведки пожара на разведку места пожара;
  • шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, приспустить или, по обстановке, спустить на воду.

При обследовании районов пожара группа разведки пожара должна установить:

  • место и размеры очагов пожара;
  • тип горящих материалов;
  • количество пострадавших и отрезанных огнем людей в помещениях и пути их эвакуации;
  • масштаб пожара и пути его распространения по судну;
  • опасность пожара для смежных помещений и людей;
  • условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром.

Обследовав место пожара, группа разведки докладывает результаты по радиотелефону или через связного командиру аварийной партии и приступает к спасению людей, тушению пожара и ограничению его распространения всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.

Командир аварийной партии по докладу старшего группы разведки пожара:

  • докладывает на ГКП о результатах разведки пожара и предполагаемых действиях аварийной партии;
  • организует вынос потерпевших из охваченных огнем помещений и задымленных районов;
  • выделяет необходимое количество людей и средств для тушения пожара и определяет их действия;
  • организует осмотр смежных помещений и при необходимости дает указание по охлаждению водой переборок и палуб для предупреждения возникновения пожара в этих помещениях.

При вскрытии задраенных на время тушения пожара закрытий для вентилирования помещений принимаются меры, исключающие попадание продуктов горения в другие помещения.

После ликвидации пожара и вентилирования помещений необходимо тщательно осмотреть их, а также смежные с ними помещения.

Способы тушения пожаров и выбор огнегасительных средств

Способы тушения пожаров (поверхностный и объемный) основаны на принципе изоляции очага пожара от доступа воздуха.

Тушение пожара при поверхностном способе происходит за счет нанесения огнетушащей среды на всю горящую и смежную поверхности. В качестве огнетушащей среды используют главным образом воздушно-механическую пену низкой и средней кратности, изолирующую зону горения от поступления в нее кислорода из окружающей атмосферы.

При способе объемного тушения ликвидация пожара происходит за счет прекращения доступа воздуха в помещение и введения в него веществ, не поддерживающих или прекращающих горение.

В качестве веществ, не поддерживающих горение и вытесняющих кислород, используют углекислоту, инертные газы и пары легкоиспаряющихся жидкостей, замедляющих химическую реакцию в зоне горения.

Способы ликвидации пожаров принято классифицировать следующим образом:

  • охлаждение зоны горения или реагирующих на высокую температуру веществ, в результате чего понижается энергия активизации молекул горючего вещества и окислителя до величины, при которой реакция горения прерывается. Для этих целей используют воду, реже пену и твердую
    углекислоту;
  • изоляция реагирующего вещества от зоны горения, в результате которой прекращается диффузия молекул окислителя или горючего вещества к зоне горения. Наиболее распространенным средством изоляции является пена, экранирующая поверхность горячей жидкости или твердого материала от поступления паров или продуктов термического разложения в зону горения;
  • так же действуют порошковые составы, предназначенные для тушения горящих металлов, газов, жидких и твердых горючих веществ;
  • иногда для тушения пожаров на судах прибегают к затоплению трюмов;
  • разбавление реагирующих веществ новым, не поддерживающим горение веществом. С этой целью в зону горения подают углекислый газ, азот, водяной пар или мелко распыленную воду. При тушении пожаров водорастворимых жидкостей в качестве средства разбавления используют воду;
  • химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов (легкоиспаряющихся жидкостей или порошков), вступающих во взаимодействие при горении, в результате чего скорость горения падает до критической — горение прекращается.

К огнегасительным средствам, используемым для тушения пожаров опасных грузов и судовых пожаров, относятся:

Основные огнегасительные средства:

В — водотушение:

  • В-1 — вода компактная;
  • В-2 — вода распыленная;
  • В-3 — водяной пар (сухой);
  • В-4 — вода со смачивателем;

П — пенотушение:

  • П-1 — химическая пена;
  • П-2 — воздушно-механическая пена (низкой, средней и высокой кратности);
  • П-3 — омыленная пена;

Г — газотушение:

  • Г-1 — углекислый газ;
  • Г-2 — азот и другие инертные газы;
  • Г-3 — галоидированные углеводороды.

С — специальные огнегасительные средства:

  • С-1 — порошковый состав ПСБ;
  • С-2 — водные растворы аммонийно-фосфатных солей;
  • С-3 — смесь хлоридов щелочных металлов или аммония с добавками формиатов, оксалатов и функционатов щелочных металлов;
  • С-4 — комбинированные составы СИ-1, СИ-2, СИ-ВК.

Первичные огнегасительные средства:

О — огнетушители:

  • 0-1 — пенные;
  • 0-2 — углекислотные;
  • 0-3 — порошковые;
  • 0-4 — бромэтиловые;

И — изолирующие подсобные средства:

  • И-1 — песок, сода, мел, тальк, графит и др.;
  • И-2 — кошма, асбестовые одеяла, брезент и другие покрывала.

Характеристика основных огнегасительных средств

Водотушение (В). Вода (В-1, В-2) применяется для тушения твердых горючих веществ и материалов, тяжелых нефтепродуктов для создания водяных завес и охлаждения объектов, находящихся вблизи очага пожара, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Вода электропроводна, поэтому до начала тушения следует обесточить электроустановки и электросети в аварийной зоне или принять специальные меры предосторожности во избежание поражения людей электрическим током.

Огнегасительная эффективность водяного пара (В-3) невелика, поэтому его рекомендуется применять для тушения пожаров в помещениях объемом до 1500 м3. Вода со смачивателем (В-4) применяется для тушения хлопка, сажи, древесины и т.д.

Пенотушение (П). Пена воздушно-механическая (П-2) низкой кратности применяется для тушения
нефтепродуктов и твердых горючих веществ, пена средней кратности применяется для тушения нефтепродуктов и твердых горючих веществ, пена средней кратности и высокократная рекомендуется в качестве основного средства тушения пожаров нефтепродуктов.

Газотушение (Г). Углекислый газ (Г-1) применяется в различных огнетушителях и стационарных установках, обладает сравнительно невысокой огнегасительной эффективностью, при объемном тушении газ необходимо вводить в количестве не менее 30—40 % от объема помещения. Углекислый газ неэлектропроводен, поэтому его можно применять для тушения находящихся под напряжением электросетей и электрооборудования.

Огнегасительное действие инертных газов (Г-2), к которым относятся азот, аргон, гелий, дымовые
или отработанные газы и др., сводится к понижению концентрации кислорода в очаге горения. Их
применяют для заполнения свободного пространства резервуаров, танков, трюмов для защиты от
возникновения пожара (взрыва).

Действия галоидированных углеводородов (Г-3), представляющих собой газы или легкоиспаряющиеся жидкости, основано на торможении химической реакции горения.

Фреон 114 (хладон) применяют для тушения твердых и жидких горючих веществ и материалов (за
исключением металлов и горящих без доступа воздуха веществ), особенно в закрытых объемах; эффективно тушит тлеющие материалы.

Специальные огнегасительные средства (С). Порошковые составы предназначены для тушения металлов (калий, натрий, литий, магний и др.). Для других металлов применяют специальные составы, их подают, как правило, через «успокоитель», чтобы обеспечить спокойное и равномерное покрытие ими горящего металла.

Для тушения нефтепродуктов, газов и других горючих веществ используют порошковые составы,
которые подают через ствол-распылитель. Их рекомендуется применять совместно с воздушномеханической пеной.

Комбинированные составы (С-4): СИ-1, СИ-2, СИ-ВК и др. применяют для тушения ряда
пирофорных, веществ. Состав СИ-2 является также очень эффективным средством тушения большинства жидких и твердых (кроме металлов) горючих веществ.

Выбор огнетушащей среды зависит от вида горящего материала и места возникновения пожара.

Для ликвидации загораний на судах применяют в первую очередь первичные средства (огнетушители разных типов) и изолирующие подсобные средства (И-1, И-2).

Системы объемного пожаротушения предназначены для защиты таких помещений, в которых возникновение пожара возможно в любой точке объема.

Огнетушащая среда либо полностью заполняет весь объем помещения, либо создает во всем
объеме защищаемого помещения среду, не поддерживающую горение (углекислота, пары легкоиспаряющихся жидкостей и т.п.).

Для предотвращения возможности повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения нужно следить за понижением температуры в аварийном помещении.

При понижении температуры в аварийном помещении производится выпуск огнетушащей среды.
Вентилирование помещения рекомендуется проводить спустя не менее 30 мин, а грузовых помещений — только по прибытии в порт.

До окончания вентилирования входить в аварийное помещение запрещается. После вентилирования помещения, где проводилось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, в исключительных случаях разрешается входить в дыхательных изолирующих аппаратах, в полном снаряжении пожарных со спасательным тросом, соблюдая меры безопасности, предварительно убедившись в том, что температура в помещении не выше 60 °С.

Тушение пожара в машинных отделениях

Машинные помещения на судах являются наиболее пожароопасными.

Основными причинами пожаров в МП являются: воспламенение топлива или масла от нагретых поверхностей и открытого огня; неисправность электросети
и перегрузка фидеров в ГРЩ; неисправность котлов и выхлопного тракта двигателей; нарушение ПТЭ энергетических установок; огневые работы.

Успех тушения пожара во многом зависит от своевременного обнаружения пожара и от выбора способа его тушения.

Возгорания топлива в первый момент должны тушиться первичными огнегасительными средствами.

Аварийная партия (группа) и вахта МП должны провести следующие действия: приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами; остановить главный двигатель; выключить вентиляцию; запустить пожарный насос; частично загерметизировать МП, обеспечив выход дыма в атмосферу (полная герметизация допустима после эвакуации людей и перед пуском объемной системы пожаротушения); в районе пожара выключить электропитание; независимо от размеров пожара подготовить к действию основные средства пожаротушения.

ПРИМЕЧАНИЕ. С прибытием в МП аварийной партии (группы) по общесудовой тревоге старший механик возглавляет действия аварийной партии (группы) и вахты МП по борьбе с пожаром, командир аварийной партии (группы) непосредственно руководит аварийной партией.

Пожар под плитами МП следует тушить распыленной водой или пеной, используя для этого имеющиеся стационарные или переносные системы пожаротушения.

Одновременное использование водотушения и пенотушения при тушении пожара не допускается, так как вода будет разрушать и разбивать пену и тушение пожара не даст результатов.

Для предупреждения распространения пожара и взрывов необходимо проводить охлаждение водой воздушных баллонов, металлических конструкций, топливных и масляных цистерн и т.п.

При возникновении пожара под котлами следует перекрыть топливо к котлам и остановить топливный насос. Для тушения пожара необходимо использовать паротушение, водораспыление, пенотушение.

При тушении пожаров двигателей внутреннего сгорания необходимо подавать распыленную воду или пену на горящий двигатель выше пламени.

В случае неэффективности первой атаки применения первичных средств пожаротушения, локального и поверхностного тушения необходимо немедленно покинуть МП, загерметизировать его и применить систему объемного пожаротушения.

При использовании системы объемного тушения пожара должна существовать четкая организация действий каждого члена экипажа, которая в общем случае сводится к следующему:

  • докладу старшего механика на ГКП о невозможности ликвидировать пожар используемыми средствами пожаротушения и получению разрешения от капитана о пуске системы объемного тушения пожара;
  • остановке всех механизмов, кроме аварийного пожарного насоса;
  • на паровых судах — дополнительно: выводу котлов из действия, закрытию главного стопорного клапана пароперегревателя, остановке циркуляционных и конденсатных насосов, запуску АДГ (автономный дизельгенератор);
  • выводу всех людей из МП;
  • герметизации МП;
  • докладу старшего механика на ГКП о готовности МП к объемному тушению пожара.

После доклада старшего механика капитан судна дает указание о пуске системы объемного пожаротушения с ГКП или с местного поста.

ПРИМЕЧАНИЕ. При применении для тушения пожара воздушно-механической пены средней и высокой кратности полная герметизации МП не производится, необходимо оставить выходы для газообразных веществ.

Тушение пожаров в грузовых танках наливных судов

Основными причинами пожаров в грузовых танках являются:

  • столкновения судов, идущих с грузом нефтепродуктов (газов), в балласте, полубалласте (при столкновении танкеров, груженных нефтепродуктами, пожары возникают как на судне, так и на поверхности воды; в пустых, полубалластированных и даже балластированных танках происходят взрывы).
  • образование искр при падении магниевых протекторов в пустые танки и при работе моющих машинок;
  • образование искр при работе электрооборудования в негрузовых помещениях, загазованных при погрузке или дегазации;
  • нарушение правил обращения с открытым огнем;
  • разряды статического электричества;
  • попадание искр из газовыхлопных труб танкеров или обслуживающих судов.

Пожарная опасность грузовых наливных отсеков связана с возможностью возгорания взрывоопасных газовоздушных смесей.

Для тушения пожара в грузовых танках используется система воздушно-механической пены средней и высокой кратности, которую получают с помощью ручных генераторов. Длина пенной струи небольшая (6—10 м), поэтому к таким генераторам присоединяют трубы-удлинители.

Пожары в грузовых наливных отсеках начинаются, как правило, со взрыва, поэтому живучесть систем пожаротушения со стационарными трубопроводами для подачи низкократной пены в грузовые наливные отсеки очень мала.

В случае выхода из строя стационарной системы низкократной пены используются лафетные пенные стволы, обычно установленные на палубе юта или первого яруса кормовой рубки, для подачи низкократной пены на палубу танкера и во вскрывшиеся при взрыве грузовые наливные отсеки.

Конструкция лафетных стволов обеспечивает разновременную подачу пенных или водяных струй. С помощью мощных водяных струй можно эффективно охлаждать судовые конструкции во время пожара.

С разработкой фторуглеродистых поверхностно-активных веществ появилась практическая возможность подачи низкократной пены, так называемой легкой воды, на поверхность горения не сверху, а снизу, через слой нефтепродуктов. Эта пена не разрушается при прохождении через нефтепродукты и образует на их поверхности прочный слой, препятствующий выходу паров нефтепродуктов в зону горения.

Тушение пожаров в трюмах

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность вследствие того, что доступ к очагу пожара ограничен или даже невозможен.

При выборе способа тушения пожара необходимо, исходя из характеристик грузов. находящихся в трюме, выбрать огнегасительные средства, регламентированные правилами перевозок этих грузов.

При тушении пожара в загруженном трюме должны быть приняты следующие меры:

  • немедленно прекращены грузовые операции;
  • выполнены мероприятия, регламентированные правилами перевозок грузов, находящихся в трюме и в смежных с ним помещениях;
  • произведена полная герметизация трюма, или полное раскрытие его, исходя из свойств груза и правил его перевозки;
  • включена стационарная система объемного пожаротушения, предусмотренного для данного трюма;
  • усилено наблюдение за переборками и другими конструкциями смежных помещений, при необходимости произведено их охлаждение забортной водой;
  • при необходимости разгружены смежные трюмы, не охваченные пожаром.

В особо тяжелых случаях пожара следует затопить трюм. При этом должно быть учтено:

  • влияние принимаемой воды на остойчивость и запас плавучести судна;
  • возможность всплытия горящего груза под палубу;
  • увеличение объема некоторых грузов, что особенно опасно при горении зерновых грузов.

При тушении пожара в загруженных трюмах следует учитывать следующие положения:

  • при тушении химикалиев необходим постоянный контроль за людьми во избежание отравления газами;
  • при обследовании соседних помещений следует учитывать возможность проникновения в них ядовитых и отравляющих газов;
  • при тушении пожара водой отсутствие примесей пара в дыму показывает, что вода не достигла очага огня.

Кроме того, при тушении пожара в грузовом трюме необходимо помнить, что большинство перевозимых грузов портится от воды, пара и пены, поэтому первоначально целесообразно применять углекислый и инертные газы, если они регламентированы правилами перевозок этих грузов.

Для тушения горючих грузов, находящихся в таре, должны применяться огнегасительные средства и способы тушения, регламентированные правилами перевозок этих грузов.

Тушение пожаров в трюмах сухогрузных и рефрижераторных судов

Основными причинами возникновения пожара в сухогрузных и рефрижераторных трюмах являются:

  • небрежное обращение с огнем в процессе погрузки (выгрузки);
  • тепловое, химическое или биологическое самовозгорание груза;
  • огневые работы в период ремонта.

Перед тушением пожара в трюме основное внимание должно быть направлено на установление наличия людей в трюме и их спасение, установление очага пожара, рода груза и его свойств, возможных путей распространения пожара и как проникнуть к его очагу, а также какие меры необходимо принять для ограничения распространения пожара.

Эти задачи возлагаются на группу разведки пожара; одновременно с разведкой пожара аварийная партия должна подготовить к действию средства пожаротушения.

Основную трудность в борьбе с трюмными пожарами представляет обнаружение места горения и проникновение к нему. Если невозможно проникнуть к очагу пожара, место горения следует определять косвенными путями: по изменению окраски и степени нагревания бортовой обшивки, переборок; по температуре газов, выходящих из разных вентиляционных раструбов, а в рефрижераторных трюмах — из температурных трубок путем введения в вентиляционные каналы телескопического типа индикационного шланга или линя.

При возникновении пожара во время погрузки (выгрузки) следует объявить общесудовую тревогу,
вызвать пожарную команду порта и, если производилась погрузка, прекратить ее и начать выгрузку для установления места пожара, а при выгрузке — продолжать ее для тех же целей.

При обнаружении очага пожара применяют водотушение или пенотушение в зависимости от горения (тления). Пенотушение применяется для непосредственного
тушения пожара.

При тушении опасных грузов избираются огнегасительные средства, регламентированные Правилами МОПОГ (или МК МПОГ).

Если введенные в трюм средства пожаротушения действуют неэффективно, необходимо использовать стационарные средства объемного тушения (углекислотное, химическое, паротушение).

Если объемное тушение не дало должного эффекта, необходимо затопить трюм с учетом допустимой остойчивости, запаса плавучести судна и особенностей груза.
Если очаг пожара расположен в глубине трюма, вблизи переборки, то ее следует охлаждать со
стороны смежного помещения, если это возможно, или со стороны трюма, где возник пожар.

При пожаре в твиндеке доступ к очагу горения значительно облегчается проделыванием небольших отверстий и вводом через них водяных стволов.

Возникший в глубине трюма пожар тушат струями воды, если груз уложен неплотно. Если к очагу горения проникнуть невозможно, проделывают отверстия в наиболее раскаленных местах, которые определяются по изменению цвета, пузырению краски и нагреву палубы, переборок или борта.

Тушение пожаров в помещениях насосных отделений наливных судов

Основными причинами пожаров в насосных отделениях танкеров, газовозов, бункеровщиков являются:

  • утечка горючих жидкостей;
  • взрывоопасных газов в результате технической неисправности трубопроводов, насосных агрегатов;
  • образование взрывоопасной концентрации газов в помещении;
  • возможность появления различных источников воспламенения;
  • нарушение правил обращения с огнем (сварка, резка).

В зависимости от концентрации взрывоопасных газов в помещении насосного отделения может произойти вспышка или взрыв с последующим развитием пожара.

При возникновении пожара необходимо:

  • объявить общесудовую тревогу;
  • прекратить все виды грузовых и балластных операций, а также мойку и дегазацию танков;
  • перекрыть быстрозапорные клапаны топливных емкостей неработающих (выключенных) механизмов и обесточить электрооборудование в районе пожара;
  • привести в немедленную готовность все средства пожаротушения;
  • запустить резервные генераторы электропитания;
  • запустить пожарные насосы, резервные агрегаты электропитания;
  • произвести разведку пожара;
  • заполнить инертным газом (на газовозах — азотом) танки, смежные с горящим насосным отделением;
  • приступить к тушению пожара.

В случае неэффективности применения первичных средств пожаротушения необходимо: покинуть
насосное отделение и убедиться в отсутствии в нем людей; произвести полную герметизацию насосного отделения и применить объемное пожаротушение (паротушение, химическое, углекислотное или порошковое тушение).

Тушение пожаров жидкого топлива

Основными причинами пожаров жидкого топлива являются:

  • наличие в топливных отсеках паров углеводородов, способных образовывать взрывоопасную смесь с атмосферным воздухом;
  • утечка топлива из поврежденных измерительных устройств топливных цистерн, топливных трубопроводов, нарушение герметичности у цистерны;
  • пропитанная топливом изоляция газовыхлопных труб;
  • неисправности выхлопного тракта двигателей;
  • использование легковоспламеняющихся жидкостей для промывки, чистки и расконсервации деталей;
  • выброс и воспламенение топлива из вентиляционных труб цистерн;
  • нарушение правил обращения с огнем (сварка, резка).

Для предотвращения взрывов и пожаров в танках применяются система газового анализа и показания автоматической сигнализации о взрывоопасной концентрации паров нефтепродуктов.

В случаях возможного образования опасной концентрации газовоздушной смеси в грузовых отсеках танкеров и газовозов следует использовать системы заполнения танков инертными газами.

Пожар в топливных цистернах гасят стационарными системами пожаротушения, которыми оборудованы эти цистерны (паротушение, углекислотное тушение и др.).

Возгорания жидкого топлива тушат в первую очередь первичными и изолирующими подсобными средствами с введением в действие основных средств пожаротушения по мере их готовности.

Тушение горящего топлива следует вести мелкораспыленной водой, пеной, порошковыми составами.

Распыление струи следует подавать под пламя, чтобы перекрыть все отверстия для выхода паров. Не допускается одновременное тушение пожара пеной и водой, а также компактными струями.

Пену следует направлять на край участка пожара, постепенно перемещая ее к центру и покрывая всю горящую поверхность.

При пожаре в МП необходимо перекрыть топливо на расходные цистерны. В районе пожара не допускается перекачка топлива из одних емкостей в другие.

Выброс пламени из вентиляционных труб тушат кошмой, а также подачей распыленных струй воды для охлаждения нагретых мест.

В случае необходимости цистерну заполняют паром или углекислотой.

Пожар разлитого топлива на палубе тушат мелкораспыленной водой или пеной.

При горении топлива у борта судна необходимо:

  • по возможности вывести судно из опасного района;
  • водяными компактными струями отгонять горящее топливо от борта судна;
  • использовать пенотушение для покрытия горящего на воде топлива;
  • охлаждать водой корпус судна в угрожаемых районах, а также причалы для избежания их возгорания.

Тушение пожаров в жилых и служебных помещениях

Основными причинами пожаров в жилых и служебных помещениях являются:

  • небрежные обращение с огнем и курение;
  • неисправности или нарушение правил технической эксплуатации электроприборов и оборудования;
  • нарушение противопожарных правил при сварочных и газорезательных работах.

Пожар в жилых и служебных помещениях сопровождается быстрым задымлением помещений, повышением температуры, токсическим действием газов, недостатком кислорода, что следует учитывать при применении средств пожаротушения.

Основная задача по локализации пожара – предотвращение распространения огня из одной противопожарной секции в другую достигается выключением вытяжной и нагнетательной вентиляции, герметизацией помещений, противопожарных контуров, работой пожарных в смежных помещениях, мерами пресечения распространения огня в подволочном пространстве, за обшивкой переборок.

При обнаружении пожара в каюте (помещении) нужно немедленно сообщить об этом вахтенной
службе, задраить иллюминаторы и плотно закрыть дверь каюты (если это возможно).
Открывать дверь каюты следует медленно, ствольщик должен быть в изолирующем противогазе,
имея при себе пожарный ствол под давлением воды. Если в дверь каюты нельзя проникнуть, то
нужно выбить нижнюю филенку двери, если в ней нет жалюзи, которое можно открыть. Борьба с
пожаром может вестись через иллюминаторы.

Проникнув в каюту, в первую очередь следует орошать подволоки, а если пламя распространяется
внутри переборки, необходимо вскрыть переборку выше места горения и ввести ствол сверху.
За смежными и находящимися сверху и снизу помещениями должно быть установлено наблюдение, при повышении в них температуры они должны охлаждаться.

Тушение пожаров на открытых палубах и надстройках судна

Для тушения пожаров на открытых палубах и надстройках судна необходимо:

  • развернуть судно под ветер, чтобы огонь относило в сторону от палубного груза и горючих материалов;
  • подавать на очаг пожара максимально возможное количество компактных и распыленных струй с наветренного борта или пены, направляя ее на край участка пожара и постепенно перемещая к его центру, покрывая пеной всю горящую поверхность;
  • охлаждать водой находящиеся вблизи огня конструкции, грузы и материалы;
  • установить наблюдение за смежными помещениями.

В случае, если пожар на надстройке угрожает шлюпкам, их приспускают или спускают на воду.

Отстаивают от огня в первую очередь наиболее важные помещения: радиорубки, ходовые рубки и т.д.

Устанавливается наблюдение за нижележащими и смежными помещениями.

При пожаре разлившихся на открытой палубе нефтепродуктов необходимо прекратить все виды грузовых и балластных операций, а также мойку и дегазацию танков и использовать водяные струи для тушения горящих нефтепродуктов и смыва их за борт.

Одновременно с тушением пожара на палубах и надстройках необходимо удалять воду, скопившуюся от тушения пожара.

Следует принимать во внимание требования МАРПОЛ 73/78, МКУБ и др: нормативных документов по предотвращению загрязнения нефтепродуктами окружающей водной акватории и атмосферы (НБЖС разработано во времена, когда эта проблема была не столь одиозной,
как в настоящее время).

Тушение пожаров в фонарных, малярных и шкиперских кладовых

Основными причинами пожаров в фонарных, малярных и шкиперских кладовых являются:

  • наличие горючих жидкостей, способных образовывать взрывоопасные смеси;
  • возможный разлив жидкостей в помещении;
  • неосторожное обращение с огнем;
  • самовозгорание волокнистых материалов (пакля, ветошь и т.п.), курение.

В случае возникновения пожаров в фонарных и малярных кладовых необходимо загерметизировать помещение и включить имеющуюся стационарную
систему объемного пожаротушения.

Если отсутствует стационарная система объемного пожаротушения, то следует осторожно открыть
дверь, защищаясь ею от пламени, и подать в помещение распыленные струи воды или использовать пенотушение, одновременно охлаждая смежные помещения и судовые конструкции водой.

Пожар в шкиперских кладовых обычно сопровождается сильным задымлением. В этом случае необходимо подать в дверь (люк) кладовой распыленные струи воды.

Тушение пожаров электрооборудования

Основными причинами пожаров электрооборудования являются:

  • перегрузки электрических сетей;
  • короткое замыкание;
  • большие переходные сопротивления в электрических цепях;
  • электрическая дуга или искрение.

При горении находящегося под током электрооборудования необходимо обесточить его и приступить к тушению пожара углекислотно-снежными
огнетушителями.

Если нет возможности обесточить электрооборудование, то тушение необходимо проводить в резиновых перчатках и стоя на резиновых ковриках.

При горении генераторов электрического тока струю углекислоты следует подавать в каналы воздушного охлаждения генератора. Применение других огнегасительных средств для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под током, запрещается.

Обесточенное электрооборудование можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Во избежание порчи электрооборудования тушить его следует углекислотой, а при отсутствии ее — воздушно-механической пеной; при этом необходимо руководствоваться следующим:

  • углекислота не влияет на сопротивление изоляции электрооборудования;
  • воздушно-механическая пена снижает сопротивление изоляции;
  • применение морской воды или химической пены выводит из строя электрооборудование на продолжительное время.

Объемное тушение электрооборудования применяется как крайнее средство.

При тушении пожара для избежания короткого замыкания и взрыва в аккумуляторном помещении необходимо: прекратить зарядку аккумуляторов; включить вентиляцию (открыть двери); тушить пожар углекислотным огнетушителем или воздушномеханической пеной.

Борьба с дымом и защита экипажа от воздействия высоких температур

При тушении пожаров в задымленных помещениях должны применяться воздушно-механические дыхательные аппараты, дыхательно-изолирующие противогазы АСВ-2 и другие, а также костюмы из теплоотражательной ткани. Для защиты людей от высоких температур должны применяться термостойкие костюмы.

Для предотвращения распространения дыма и газа по судну во время тушения пожара должны приниматься следующие меры:

  • задраиваются двери и люки по пути возможного распространения дыма;
  • используются электродымососы и вытяжная вентиляция для удаления дыма из помещений.

Рекомендации по методике составления оперативного плана по борьбе с пожаром и его содержанию

Основным назначением оперативного плана (ОП) по борьбе с пожаром является четкое руководство экипажем судна по борьбе с пожаром с ГКП (главный командный пункт) судна. Все расчеты ОП производятся исходя из наличия на судне одного очага пожара и использования только сил и средств судна.

При разработке ОП следует ориентироваться на более сложный вариант пожаротушения, это обеспечит более эффективное тушение пожара, если он будет обнаружен в начальной стадии.

Оперативные планы разрабатываются на все грузовые помещения, отсеки МП, кладовые, блоки жилых и служебных помещений, лаборатории, зрительные залы, музыкальные салоны, выгороженные противопожарными переборками, а также посты управления и другие помещения судна по усмотрению капитана судна. ОП для грузовых помещений корректируются на каждый рейс.

На танкерах новые ОП должны разрабатываться для рейсов, в которых перевозятся грузы, требующие принятия специальных противопожарных мер или применения огнегасительных средств и методов пожаротушения, отличающихся от тех, которые были предусмотрены в ранее разработанных оперативных планах.
Оперативный план для данного отсека (помещения) составляется в двух (трех) экземплярах, которые находятся в Папке руководящих документов по борьбе за живучесть судна на ГКП и у командиров аварийных- партий; командиры групп должны иметь выписки из ОП и знать на память команды и действия по тушению пожара.

Разработанный ОП подписывают старший помощник капитана, старший механик, помощник капитана по пожарной части и утверждает капитан судна.

Утвержденный капитаном судна оперативный план является обязательным для выполнения всеми членами экипажа судна.

Отработка ОП производится на частных и общесудовых учениях, все отработки фиксируются в
пожарно-контрольном формуляре судна.

В оперативный план следует включать следующие разделы:

Раздел I. Сигналы, прогнозируемые команды, действия, доклады:

  • с ГКП: объявление общесудовой тревоги, указание места пожара, распоряжения о посылке
    группы разведки пожара, выделении людей для охлаждения помещений, спасения потерпевших,
    использовании средств пожаротушения и др.;
  • команды старшего механика, даваемые командиру аварийной партии (группы) машинного отделения, вахтенному механику, электромеханику;
  • команды командира аварийной партии (группы) о проведении разведки пожара, использовании средств пожаротушения, оказании помощи потерпевшим и др.;
  • команды вахтенного механика о выключении вентиляции, использовании пожарных насосов, остановке механизмов и др.;
  • обязательные доклады на ГКП старшего механика и командиров аварийных партий.
  • сообразуясь с обстановкой: команды, действия, доклады на ходовом мостике; от партии охраны порядка и безопасности, санитарной зашиты.

Раздел II. Пожарно-технические характеристики аварийного помещения, его схема, расстановка сил и средств.

В этом разделе приводится схема судна (разрез по диаметральной плоскости) или части его с указанием места аварийного помещения, которое штрихуется красным цветом. На схеме указываются переборки класса А и В, ограничивающие отсек аварийного помещения, которые вычерчиваются более толстыми линиями, отличающимся от остальной схемы цветом.

На схеме указываются:

  • пути эвакуации людей;
  • противопожарные конструкции;
  • двери, иллюминаторы, воздуховоды;
  • расположение средств пожаротушения;
  • расположение аварийных выходов и возможных мест вырезов;
  • места выключения вентиляции и закрытия вентиляционных каналов;
  • места выключения электропитания аварийного отсека;
  • посты быстрозапорных клапанов;
  • посты дистанционного управления закрытием противопожарных и клинкетных дверей;
  • посты дистанционного аварийного подрыва предохранительных клапанов пара с котлов;
  • посты дистанционного аварийного спуска топлива из встроенных и подвесных цистерн;
  • топливные и масляные цистерны, защищаемые паротушением или углекислотой, и посты пуска тушащего агента;
  • пост управления кингстоном аварийного отсека;
  • места размещения баллонов с газами судового снабжения в аварийном и в смежных помещениях, и др.

Раздел III. Результативные показатели активных средств тушения (как пример)

Водотушение:

Производительность пожарных насосов:

  • суммарная по судну____м3/ч;
  • могут обеспечить тушение пожара с насадками с отверстиями ___мм :
    • а) без других потребителей — …..стволов;
    • б) с одновременным пуском системы пенотушения —…..стволов;
    • в) с одновременным пуском системы водяной защиты (СВЗ) — ….. стволов;
  • необходимое количество стволов для затопления аварийного отсека ____шт. и время затопления ____мин.;
  • необходимое количество пожарных —…..чел.

Объемное, пено/газо/паротушение:

  • судовая система___________ ,
  • объем____(м3) и пдощадь____ (м2) помещения;
  • количество: баллонов ____(шт.), генераторов____(шт.);
  • время подачи____(мин);
  • время выдержки____(часы);
  • необходимое количество пожарных _____ (чел.)
  • расход пенообразователя на одну атаку____кг;
  • метод изоляции от доступа воздуха__________ .

Борьба за живучесть технических средств

Каждый вахтенный механик (электромеханик) со своей вахтой должен постоянно отрабатывать действия вахты по выяснению причин и способы
устранения неисправностей и повреждений электромеханической установки и вспомогательных механизмов, к которым относятся:

  • характерные неисправности и повреждения главной электромеханической установки и вспомогательных механизмов, масляной системы и системы охлаждения;
  • характерные неисправности и повреждения котлов, систем питания их водой и топливом;
  • выход из строя рулевого устройства;
  • повреждения главных паровых магистралей;
  • характерные неисправности и повреждения пожарных насосов, пожарных магистралей и системы охлаждения вспомогательных механизмов;
  • характерные неисправности и повреждения электрических машин постоянного и переменного тока, электрокабелей, электрической аппаратуры.

Для обеспечения живучести судна имеет большое значение быстрота устранения повреждений технических средств, главной силовой установки, котлов и магистралей, рулевого устройства, генераторов, электрокабелей и распределительных щитов, пожарных насосов и пожарных магистралей. Эти характерные неисправности должны устраняться вахтами на тренировках по отработке первичных мероприятий по борьбе за живучесть судна и на технической учебе.

При авариях, связанных с затоплением помещений электростанций или пожарами в них, подача электроэнергии не должна прекращаться, пока это возможно; одновременно должны приниматься меры по борьбе с водой и пожаром.

Борьба с паром

Наиболее опасными являются повреждения паропроводов главных магистралей системы свежего пара и коллекторов котлов, сопровождающиеся обильным выделением пара.

При борьбе с паром необходимо учитывать следующие особенности:

  • пар из поврежденных паропроводов в первую очередь заполняет верхнюю часть отсека и уходит наружу через вентиляционные шахты, дымовые трубы, световые люки и другие отверстия, поэтому к наиболее безопасным местам нахождения людей в случае аварийной ситуации относятся самые нижние ярусы отсека;
  • форсирование как вдувной, так и вытяжной вентиляции в первый момент после аварии является важнейшим условием, так как при остановке вентиляции в МП без выключения подачи топлива к форсункам произойдет выбрасывание пламени из топки котла, что может явиться причиной пожара; остановка вентиляции приведет к выводу котла из действия; при повреждении котельных трубок вентиляция исключает возможность выбрасывания пара и огня из топки котлов в котельное отделение; при повреждении паропровода, расположенного в верхней части отделений,
    усиленная вентиляция не позволит пару быстро прорваться вниз;
  • повреждения паропроводов высокого давления сопровождаются обильным выделением пара, поэтому необходимо отключить поврежденный участок паропровода и перейти на резервный.

Борьба с паром с учетом указанных особенностей должна включать следующие действия экипажа: каждый член экипажа, обнаружив повреждение паропровода и механизмов и поступление в отсек пара, обязан немедленно доложить вахтенному помощнику капитана или вахтенному механику и, не ожидая указаний и прибытия членов экипажа по общесудовой тревоге, если позволяет обстановка с точки зрения безопасности, вести борьбу с
паром — уточнить место, размеры и характер повреждений паропроводов или механизмов, принять все возможные меры по ограничению распространения пара в смежные отсеки (помещения).

Вахтенный помощник капитана, получив доклад о поступлении пара в МП или другое помещение, обязан объявить:

«Общесудовая тревога!, Поступление пара в МП (или другое помещение). Вход в МП без разрешения старшего (главного) механика воспрещен. Аварийной партии (группе) МП собраться у аварийного выхода в МП. Аварийным партиям находиться на местах сбора».

Вахтенный механик при этом обязан:

  • отключить поврежденный участок паропровода или вывести из действия механизм подачи пара в него, одновременно включить в действие резервные участки магистралей и механизмов и доложить об этом на ГКП;
  • принять меры для защиты людей, находящихся в отсеке, от струй пара с использованием всех
    имеющихся под рукой средств (асбестовые листы, аварийные доски и т.п.);
  • принять меры к выводу людей из отсека или спуску их на нижние ярусы;
  • в дополнение к работающей вдувной и вытяжной вентиляции открыть все шахты, световые люки, раструбы, двери, ведущие на открытые части палуб, ввести в действие переносные вентиляторы, использовать орошение сходов а также обливание водой людей из шлангов, принять меры по устранению поврежденных паропроводов.

При разрыве паропроводов и быстром заполнении отсека паром необходимо:

  • отключить все паропроводы, проходящие через аварийные отсеки, и вывести из действия все технические средства аварийного отсека, кроме вытяжной и вдувной вентиляции, используя для этого дистанционное или ручное управление разобщительными клапанами, выведенное на вышележащие палубы;
  • дать команду: «Покинуть отсек!»;
  • открыть вентиляционные закрытия шахт, световые люки, раструбы, двери, ведущие на открытые палубы;
  • включить орошение сходов и шахт и водораспределение;
  • изменить режим работы других технических средств в связи с отключением технических средств аварийного отсека.

Люди, участвующие в устранении повреждений горячих паровых магистралей, должны одевать термостойкие костюмы. К месту работы подается воздух от переносных вентиляторов.

Рекомендации по выбору способов тушения пожара и огнегасительных

Рекомендации по выбору способов тушения пожара и огнегасительных

Рекомендации по выбору способов тушения пожара и огнегасительных

Литература

Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС) — ЦНИИМФ [2004]

  1. Тактика тушения судовых пожаров

    1. Порядок действий
      при возникновении пожара

Тактика
борьбы с пожарами определяет организацию,
порядок действий, способы и приёмы их
тушения с учётом имеемых сил, средств
в конкретной обстановке.

Организацию
борьбы с пожаром на судне определяют
основные руководящие документы,
регламентирующие борьбу за живучесть.

Порядок
действий при возникновении пожара на
судне:


индикация, обнаружение пожара;


оповещение личного состава судна о
пожаре – объявление аварий ной тревоги
с указанным местом пожара;


выполнение действий без приказания в
аварийном и неаварийных помещениях;


локализация пожара – создание рубежей
обороны по борьбе с пожаром (РОП);


разведка пожара;


оценка обстановки и принятие решения;


сосредоточение (концентрация) сил и
средств тушения в районе пожара;


подавление – тушение пожаров в различных
помещениях и различных горящих материалов;


борьба с дымом и токсичными газами;


удаление воды, скапливающейся при
тушении пожара;


контроль за помещениями после пожара;


действия по приказанию;


восстановление работоспособности;

    1. Руководство
      тушением пожара

В
общем случае, если пожар возник в
помещении, где находится личный состав,
то руководство его тушением осуществляет
старший или руководитель подразделения,
в районе которого возник пожар. Личный
состав аварийного и смежных с ним
помещений выполняет «действия без
приказания», первичные мероприятия по
борьбе с пожаром, «действия по приказанию».

Каждый
руководитель по борьбе с пожаром обязан
в любой аварийной обстановке уделять
особое внимание обеспечению безопасности
личного состава, не допускать электротравм,
отравления газами, поражения огнём.

Непосредственное
руководство действиями экипажа по
борьбе с пожаром обеспечивает старший
помощник капитана.

Помощник
капитана по пожарной части непосредственно
руководит пожарными группами, действуя
в соответствии с указаниями капитана
или старшего помощника.

Старший
механик при пожаре в энергетических
отсеках обязан доложить на мостик
предложения по использованию главной
энергетической установки судна и о
возможностях энергоснабжения основных
потребителей.

    1. Тактика тушения
      пожара

Обнаружение
и первоочередные действия

При
возникновении пожара, дыма, опасной
концентрации взры-

воопасных
газов – первый заметивший обязан
выполнить действия
без

приказания
и первичные
мероприятия по борьбе с пожаром
:


объявить голосом аварийную тревогу;


доложить о пожаре в ходовую рубку или
ПЭЖ;


приступить к локализации пожара и
тушить его всеми имеющимися средствами;


выключить вентиляцию;


загерметизировать помещение;


продолжать обследовать помещение, если
это возможно, докладывать в ходовую
рубку или ПЭЖ.

Кроме
того без
приказания
:

а)
при пожаре в МО, МКО, КО, ЭО – включить
орошение сходов и вахт и систему нижнего
водораспыливания, если пожар возник в
трюме;

б)
при пожаре в керосинохранилище –
включить ОХТ.

Содержание
доклада о пожаре:


район и характер пожара;


место и источник очага пожара;


степень повреждений и направление
распространения огня;


состояние переборок и палуб;


меры, принятые по тушению;


необходимая помощь.

Доклад
должен быть максимально кратким и быстро
после обнаружения пожара.

    1. Локализация

Это
один из основных организационно-технических
принципов борьбы за живучесть судна –
не допускать распространения огня и
дыма по судну, путём создания рубежей
обороны по борьбе с пожаром (РОП).

РОП
№ 1 –по периметру внешних границ (по
длине, ширине, высоте, высоте, по
водонепроницаемым переборкам, палубам,
плат-

формам)
аварийного помещения.

РОП
№ 2 – по периметру внешних границ,
помещений смежных с аварийным.

Действия
расчётов РОП:


герметизировать аварийный отсек
(закрыть все двери, люки, иллюминаторы,
вентили систем вентиляции, трубопроводов
ГСМ,

ВВД);


освобождать смежный отсек от огнеопасных
материалов;


подготовить к действию средства борьбы
с пожаром;


следить за температурой переборок и
при необходимости охлаждать их.

В
ходе борьбы с пожаром, при необходимости,
рубежи обороны могут переноситься.
Создание РОП позволяет концентрировать
силы и средства, организованно готовить
к проведению пенные и водяные атаки на
пожар, готовить выполнить маневр силами
и средствами. В установке РОП участвует
личный состав, находящийся в отсеках,
расположенных в районе пожара, а так же
другой личный состав по приказанию.

Борьба
с дымом и токсичными газами является
одной из наибо-

лее
сложных операций в ходе борьбы за
живучесть. На пожарах, ги-

бель
людей, как правило, происходит от
отравления токсичными газа-

ми,
в первую очередь угарным газом СО.

В
настоящее время на судах при пожаре
токсичность газов при горении и пиролизе
материалов возросла многократно (за
счёт использования полимеров, синтетики,
мебели и др.).

Выбор
способа борьбы с дымом, недопущение его
распространения по судну – процесс
творческий, зависит от условий и места
горения. При этом следует учитывать,
что удаление дыма путём создания
естественной тяги приводит к притоку
свежего воздуха в очаг пожара, что
нежелательно.

Основным
средством борьбы с дымом и газами
является ГЕРМЕТИЗАЦИЯ
аварийного
и смежных с ним помещений. Иногда полезно
естественное удаление дыма путём
открытия люка, двери, выходящих в
атмосферу (а не в соседнее помещение).

После
тушения пожара производится разведка
пожара личным составом аварийной партии
на предмет отсутствия очагов тления.
Только после этого мероприятия проводится
активное вентилирование помещений за
счёт одновременного включения вдувной
и вытяжной вентиляции, а также переносных
вентиляторов.

Берегись
дыма!
В
нём сокрыта не меньшая опасность для
жизни человека, чем в пламени!

    1. Разведка пожара

Роль
добытчика информации о пожаре, в
значительной степени призвана играть
разведка пожара. Разведка должна быть
оперативной и энергичной. Она проводится
в аварийных и смежных с ними отсеками.
Обычно, личный состав групп разведки
не только выявляет место и очаг пожара,
но и активно участвует в его локализации
и подавлении. Учитывая важность этого
элемента тактики борьбы за живучесть
в расчёты групп разведки пожара
назначаются наиболее опытные члены
экипажа, хорошо знающие устройство
судна, способы и приёмы тушения пожара,
прошедшие тренировки на УТС и УТК.

Разведка
обязана выявить и доложить:


где
(место) и что горит;


масштабы, интенсивность, пути
распространения пожара;


опасность пожара для смежных помещений.

В
ходе разведки её личный состав обязан:


при обнаружении людей в аварийных
отсеках вывести или вынести их;


остановить действующие механизмы
аварийного помещения, отключить
электрооборудование в нём;


находящиеся в аварийном помещении
противопожарные средства использовать
по назначению или вынести.

Разведка
производится одной или несколькими
группами. В каждой группе назначается
старший, связной и два страхующих.

Расчёты
групп разведки обеспечиваются:


дыхательными аппаратами;


защитной одеждой и обувью;


электрофонарями;


пожарным инструментом;


огнестойким спасательным концом с
оснасткой;


индикатором тепловых излучений.

Подготовка
личного состава групп разведки пожара
произво-

дится
под личным контролем командира АП или
старшего механика.

После
инструктажа командиром АП, старший и
связной идут в аварийное помещение,
страхующие – остаются у входа, их
дыхательные аппараты – в положение
«наготове». Разведчики должны
«срабатываться» и понимать друг друга
с помощью жестов и сигналов.

В
зависимости от обстановки, разведчики
могут многократно

входить
и выходить в аварийное помещение.
Учитывая ограниченное количество
средств защиты органов дыхания на судах,
личный состав групп разведки выполняют
обязанности и звена ликвидации пожара,
т.е. пошли в отсек, отыскали очаг пожара
и сами его ликвидировали, что является
идеальной функцией разведки.

Разведчики
идут в огонь и дым, их действия связаны
с риском для жизни, поэтому их подготовке
и экипировке должно уделяться
первостепенное значение лично старшим
механиком.

Принципы
действия в опасной зоне


чётко уяснить задание и порядок его
выполнения, стараться придерживаться
его;


проверить дыхательные аппараты;


запомнить путь в зону наощупь, чтобы
знать, как выйти;


действовать методично;


использовать пожарные линии и т.п. в
качестве путеводителя.

Таблица 21

Условные
сигналы, используемые при работе в
аппаратах

Сигналы
от обеспечивающего

к
работающему

Сигналы
от работающего

к
обеспечивающему

сигнал

значение
сигнала

сигнал

значение
сигнала

дёрнуть
1 раз

Как
себя чувствуешь?

дёрнуть
1 раз

Чувствую
себя хорошо

дёрнуть
2 раза

Выходи.

дёрнуть
2 раза

Мало
воздуха

дёрнуть
3 раза

Выходи
немедленно!

дёрнуть
3 раза

Выхожу.
Выбирайте линь.

дёрнуть
4 раза

Немедленно
выбирайте линь!

Частые
подёргивания более 4-х раз

Самостоятельно
выйти не могу. Требуется помощь

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ОРГАНИЗАЦИЯ Борьбы с пожарами на судах

Назначение, состав аварийной организации по борьбе с пожарами?

Термин «аварийная организация» означает всех членов экипажа судна, которые непосредственно задействованы для обеспечения безопасности судна при аварийной ситуации, и чьи фамилии перечислены в разделе «Аварийные посты» судового расписания по тревогам. Аварийная организация должна предпринимать любые возможные действия в борьбе по устранению аварии.

В ходе аварийной ситуации капитан может рассматривать в качестве меры предосторожности удаление с судна всего незанятого в работах персонала. В таких ситуациях капитан должен убедиться в наличии средств для оставления судна оставшимся персоналом в случае, если их усилия не увенчаются успехом.

Капитан и старший механик должны тесно взаимодействовать для обеспечения безопасности судна и его груза, а также сохранения жизни людей на борту. Для того чтобы судовой экипаж мог правильно распознавать аварийные сигналы, должны проводиться регулярные учебные тревоги и проверки аварийной сигнализации.

АВАРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРИМЕР – РЕКОМЕНДАЦИЯ ISGOTT)

Аварийная организация включает в себя четыре элемента:

1. Командный центр (Главный командный пост) – место, откуда осуществляется руководство борьбой за живучесть и управлением судном. Место сбора — ходовой мостик.

КОМАНДНЫЙ ЦЕНТР – обеспечивает основную стратегию:

КООРДИНАЦИЮ, СВЯЗЬ, КОНТРОЛЬ, ВЕДЕНИЕ ХРОНОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ.

ПОТЕРЯ УПРАВЛЕНИЯ НА СУДНЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ПАНИКЕ И ХАОСУ.

На каждом судне следует обеспечить правильное распределение личного состава для выполнения различных обязанностей при тушении пожара.

Борьба экипажа с пожаром возглавляется капитаном судна. В командную группу также включаются: ВАХТЕННЫЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, МАТРОС – РУЛЕВОЙ.

Обязанности командной группы предусматривают:

— безопасность членов экипажа, пассажиров и учет местонахождения всех людей на судне;

— установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений охваченных пожаром;

— ограничение распространения пожара по судну;

— обеспечение общего управления различными пожарными расчетами;

— контроль и оценка эффективности тушения пожара;

— регистрация сроков, событий и сообщений (ведение хронометрических записей);

— маневрирование судном наиболее подходящим для данной ситуации образом;

— сбор информации от всех заинтересованных сторон и предоставление информации всем заинтересованным сторонам;

— контроль остойчивости судна и оценка влияния разлитой воды;

— связь с судами, спасательными службами, судовладельцем, страховщиками.

Следует обеспечить ЗАПАСНОЙ КОМАНДНЫЙ ЦЕНТР, с которого может действовать командная группа в случае недоступности основного командного пункта (Радиорубка — ПУГО).

2. Аварийная партия — исполнительное звено быстрого реагирования по ликвидации всех аварийных происшествий на судне. В ее состав входят : командир АП (старший помощник капитана), его заместитель (второй механик), два – три разведчика, один или два страхующих, ствольщики, подствольщики;

Для сбора аварийных партий должны назначаться подходящие для этого места:

Место сбора аварийной партии представляет собой базу, с которой должна действовать аварийная партия.

1) они должны иметь доступ: на верхнюю палубу, в жилые помещения, в машинные помещения.

2) они должны быть в местах, которые не могут быть блокированы пожаром, а для танкеров – газами.

3) аварийная партия должна собираться в месте, где имеется готовое к использованию аварийное оборудование.

4) должны быть в наличие средства связи.

Успех борьбы с пожаром во многом зависит от наличия достоверных и возможно более полных сведений о месте пожара, его размерах, путях распространения. Эти сведения приобретаются в результате разведки пожара.

Главной задачей первоочередных действий аварийных партий и всего экипажа судна — является локализация пожара. Для этого необходимо:

●В жилых каютах — вывести людей в безопасное место, вынести раненых из аварийных помещений, перекрыть вентиляцию, закрыть окна (иллюминаторы) и двери, обесточить освещение (только в каютах). Проложить рукавные линии и подать воду, в первую очередь на путях выхода людей. Производить разборки завалов, образовавшихся в результате разрушений конструкций судна.

●В грузовых помещениях — прекратить грузовые операции, покинуть помещение, перекрыть люки, лазы, вентиляционные каналы. Принимать меры к ликвидации повреждений трубопроводов, электрокабелей;

●В судовых кладовых — привести в действие огнетушители или закрыть помещение, закрыть вентиляционные отверстия до приведения в готовность основных средств тушения (вода, пена).

●На камбузе — задействовать средства местного тушения или покинуть помещение, перекрыв все входы, иллюминаторы и другие проемы и каналы.

●В машинных помещениях задействовать ручные огнетушители, передвижные огнетушители, переносную пенную установку. Вводить в действие водяные стволы, распылители и пенные генераторы по мере их готовности. Применить стационарные системы пенотушения, газотушения. разборки завалов, образовавшихся в результате разрушений конструкций судна;

●Активно взаимодействовать с береговыми пожарными командами, аварийно-спасательными подразделениями, экипажами судов на рейде и в порту.

3. Аварийная группа поддержки — которой командует ответственное лицо комсостава (2 помощник). Эта группа должна находиться наготове для оказания помощи аварийной партии и предназначена для:

— герметизации судна; подготовки спасательных шлюпок и плотов к спуску на воду;

— оказания необходимой поддержки и технического обеспечения АП дополнительным оборудованием, инструментами и материалами, людскими резервами или заменой людей при борьбе за живучесть судна.

— подготовки и размещения на спасательных шлюпках (плотах) дополнительных запасов пресной воды, продовольствия, одеял, дополнительного снабжения;

— транспортировки раненых и пострадавших, ухода за ними, оказания первой помощи.

4. Группа технического обеспечения — под командованием старшего механика оказывает экстренную помощь согласно указаниям командного центра. Если чрезвычайная ситуация возникла в помещении машинного отделения, то ответственность за действия может быть возложена на эту группу. Она может быть также вызвана в какое-либо другое место в качестве дополнительной рабочей силы.

Каковы основные действия АП при борьбе с пожаром?

Численный состав АП — 6–8 человек. При экипаже более 30 человек на судне создается две и более АП. Непосредственное руководство АП осуществляют командир и заместитель командира партии.

Личный состав АП состоит из двух групп: группа пожаротушения и группа разведки очага пожара. Группа разведки очага пожара (в дальнейшем группа разведки) специализируется на действиях в задымленных помещениях, имея для этого специальное снаряжение – снаряжение пожарного и воздушно-дыхательные аппараты.

Основные задачи группы пожаротушения:

  • выполнение первичных обязанностей по борьбе с пожаром согласно судовому Расписанию (подготовка к действию средств и систем пожаротушения). С целью экономии времени будет лучше, если группа пожаротушения не будут иметь обязанностей по герметизации помещений по сигналу тревоги;
  • разведка района пожара;
  • локализация пожара путем вооружения рубежей обороны на палубах и переборках по указанию командира АП;
  • тушение очагов пожара путем прямой и непрямой атак;
  • действия в слабо задымленных помещениях (разведка обстановки, вынос пострадавших из задымленной зоны, тушение очагов пожара, охлаждение судовых конструкций);
  • вентилирование помещений, уборка в них и удаление горевших материалов;
  • контроль над помещениями, в которых велась борьба с пожаром и за смежными помещениями;
  • удаление воды, скапливающейся при пожаротушении.

Действия группы разведки в составе аварийной партии. По сигналу пожарной тревоги, группа разведки не участвует в герметизации помещений и локализации очага на первоначальном этапе, а надевает снаряжение пожарного, прибывает на пост безопасности, проверяет аппараты, докладывает о готовности к работе.

Если нет необходимости или возможности направить группу разведки в помещения, то группа участвует в борьбе с пожаром вместе с остальными членами АП, сняв аппараты и оставив их на посту безопасности.

Если принято решение направить группу для разведки, то руководитель обязан через капитана судна вызвать на пост безопасности и проверить готовность к работе страхующей группы.

Численный состав группы разведки очага пожара, исходя из малочисленности экипажей судов, составляет 2-3 человека. Согласно НБЖС – 81 «Двойка» (2 человека в группе) при работе в задымленных помещениях должна использовать страховочный трос или сигнальный конец. «Тройка» трос может не использовать.

Задачи групп разведки очага пожара:

  • Главная задача основной группы разведки – это поиск и транспортировка людей из задымленной зоны.
  • Детальное обследование помещений с целью определения обстановки на пожаре (что, где горит, площадь горения, направление распространения пожара, возможность тушения пожара).
  • Тушение пожаров и очагов тления в задымленной зоне.

Основная задача страхующей группы – оказание в любой момент помощи работающей группе.

Законы группы разведки:

  • Нельзя оставить в помещении кого-либо из членов группы разведки.
  • Беспрекословное подчинение членов группы командиру группы обязательно.
  • Страховка в группе методом прямого контакта должна осуществляться во время движения группы постоянно. Нельзя расходиться в разные стороны даже при хорошей видимости.
  • В первом же задымленном помещении провериться на подсос дыма, доложить. После ответа продолжить работу.
  • Немедленно прекратить работу и организованно всем выйти из помещения в следующих случаях:

а) обнаружен подсос дыма под маску;

б) достигнуто критическое давление в аппарате;

в) не правильная работа воздушно-дыхательного аппарата;

г) плохое самочувствие или паника одного из членов группы разведки;

д) потеряны все виды связи с руководителем работ.

Каковы действия группы разведки по спасению человека из задымленного помещения?

Перед направлением спасателей в задымленные помещения им должна быть представлена конкретная информация по следующим вопросам:

-сколько человек находится в зоне действия пожара или в задымленном помещении;

-рациональные пути перемещения по обследуемому помещению;

-характер пожара и вероятность дополнительной опасности – наличие открытых палубных отверстий, загрязнение воздуха токсичными веществами и др.

Спасатели должны быть подготовлены к работе в условиях плохой видимости и в зоне огня.

Ориентироваться в помещении придется по слуху и на ощупь. Лучше ползти, так как при этом легче обнаружить препятствия и меньше воздействие теплового потока, и передвигаться вдоль переборок и лееров, тщательно ощупывая путь руками.

Все члены поисковой группы должны держаться вместе – на расстоянии вытянутой руки.

Поиск пострадавших надо вести систематически, обследуя каждое помещение одно за другим, осматривая все возможные места, где может находиться застигнутый пожаром человек.

Методика поиска пострадавших. Схемы поиска.

Направляющие тросы.

Применяются по указанию дежурного офицера, если имеются в наличии. Могут оказаться ненужными, если путь прослеживается по спасательным леерам и пожарным рукавам, но могут быть незаменимы в отсутствие иных средств, указывающих выход.

Перемещение.

В условиях задымления, а также в иных условиях ограниченной видимости приходится работать на ощупь. В данной ситуации в роли пострадавших вполне могут оказаться сами члены поисковой группы. Поэтому следует отработать ряд простых, но эффективных методов поиска.

• Перемещайтесь, не поднимая ног, шаркающей походкой. Вес тела должен действовать на заднюю ногу до тех пор, пока вы не убедитесь, что переднюю ногу можно без опаски продвинуть вперед. Чтобы убедиться в этом, продвиньте ногу и «попробуйте» ею палубу. Если все в порядке, подтяните заднюю ногу к передней и начните следующий шаг. Не отрывайте ног от палубы и не меняйте ногу (т.е. передняя нога всегда должна оставаться передней). Такое «скольжение» вместо подъема ног способствует обнаружению препятствий и опасностей, таких как торчащие гвозди, ступени, упавшие предметы и т.д.

• Член поисковой группы держит свободную руку перед лицом на расстоянии 30 — 40 см от лица, ладонью к себе, пальцы слегка согнуты. При перемещении он медленно водит рукой вверх и вниз, чтобы не удариться головой и лицом о какое-либо препятствие. Тыльная сторона ладони должна быть обращена вперед, поскольку в таком положении соприкоснувшись с острым, горячим или находящимся под электрическим напряжением объектом рука не схватит такой объект, а отдернется.

• Наиболее холодный воздух в задымленном помещении находится вблизи пола. Поэтому иногда приходится ползти, чтобы не подвергнуться воздействию чрезмерного жара. Перемещаясь ползком, держите свободную руку перед собой. По вышеназванным причинам держите руку тыльной стороной вверх, слегка согнув пальцы. Внизу меньше дыма и поэтому снизу иногда удается заметить отблеск огня, невидимый, если стоять в полный рост.

• По лестнице спускайтесь спиной вперед. Так удобнее держаться, и лицо защищено от воздействия высоких температур.

Поведение дыма.

Найти очаг возгорания только по наличию дыма бывает довольно сложно. Дым может перемещаться на значительные расстояния от своего источника. Очаг возгорания не обязательно находится там, где есть дым, и его наличие не обязательно указывает место горения. Количество дыма также не всегда в точности соответствует размеру пожара. Дым поднимается (например, по лифтовым шахтам, лестничным колодцам и т.д.), если он нагрет, и опускается, если охлажден. Дым поднимается до потолка или иного препятствия, после чего он распространяется в стороны («грибом»).

Тепловые характеристики.

Приближение к очагу возгорания обычно сопровождается ростом температуры. В непосредственной близости от огня может ощущаться приток воздуха (питающего огонь).

Определить направление на очаг возгорания хорошо помогает аккуратное ощупывание переборок, палуб, дверей и т.д. на предмет обнаружения повышенных температур. Кроме того, следует обращать внимание на пузырение краски, деформацию пластмассовых деталей и обшивки.

Двери и проемы.

Двери, оставленные открытыми при поиске очага возгорания, могут создавать дополнительную тягу, способствуя тем самым распространению огня. Пройдя через дверной проем, пользователь дыхательного аппарата должен закрыть дверь насколько это позволяют сделать пожарные рукава и тросы, если в его намерение не входит обеспечение вентиляции. Если распашную дверь решено оставить открытой, то ее следует зафиксировать открытой в помещение, а не в проход или на трап.

Потеря ориентации в дыму.

Член поисковой группы может легко заблудиться в задымленном помещении, даже если это помещение ему знакомо при других условиях.

• По возможности используйте личный состав, знакомый с участком, на котором осуществляется поиск.

• Замечайте все ориентиры, по которым вы сможете точно восстановить пройденный путь.

• Для возвращения используйте спасательный леер или пожарный рукав.

Перемещайтесь аккуратно, «шаркающей походкой», как это описано выше. Учтите, что пожарный рукав или спасательный леер местами (например, через лестничный колодец) может проходить слишком прямым путем, по которому вы пройти не сможете.

• Более надежным направляющим средством являются направляющие тросы.

Если вы заблудились в дыму, постарайтесь добраться до переборки. Следуйте вдоль переборки в одном направлении, пока не обнаружите дверь. Способствовать обнаружению двери могут и звуковые сигналы. Если возникло подозрение, что кто-то из пожарных заблудился в дыму, то для указания выхода можно встать вблизи выхода и хлопать в ладоши.

Схемы поиска.

Поиск людей следует осуществлять методически по заранее установленной схеме. Возможна «правосторонняя» или «левосторонняя» схема поиска, когда член поисковой группы методически исследуют помещение, все время, перемещаясь в одном направлении, вправо или влево. Обойдя зону или отсек по периметру или вдоль переборки, вернитесь в исходный пункт или к месту входа. По возможности осуществляйте поиск попарно: один тыльной стороной кисти, одетой в перчатку, касается переборки или периметра, второй, для расширения зоны поиска, идет рядом с ним, положив руку ему на плечо. Каждый член поисковой группы держит свободную руку перед собой, ладонью к себе, пальцы слегка согнуты. При ходьбе он медленно перемещает руку вверх-вниз, чтобы не удариться головой или лицом о какое-либо препятствие.

Члены поисковой группы перемещаются «шаркающей походкой», как это было описано выше. На значительных площадях члены поисковой группы могут расширить зону поиска, поддерживая контакт друг с другом посредством соединяющего их короткого отрезка каната.

Обычно поиск начинается с того места, где существует наибольшая опасность, чтобы по окончании поиска члены поисковой группы оказались в месте, ближайшем к свежему воздуху и к безопасной зоне. Обращайте внимание на двери и проемы, не проходите их, не обыскав все отсеки и ниши. Пострадавшие часто ищут убежище в гардеробах, стенных шкафах, в нишах. Не пропускайте эти места.

Однако если члены поисковой группы носят спасательные леера, то данная методика может оказаться непригодной для больших, сильно задымленных пространств. В этой ситуации существует опасность потери ориентации членами поисковой группы. Не исключено, что не помогут даже пожарные рукава, если они перекручены или пересекаются друг с другом.

Действия при обнаружении пострадавшего.

Спасатель обнаруживший пострадавшего, обязан:

— оценить состояние пострадавшего; обеспечить поступление воздуха в его легкие;

— если пострадавший дышит, определить повреждения, освободить пострадавшего от завалов, остановить сильное кровотечение, наметить способ транспортировки.

— если пострадавший не дышит, одеть на пострадавшего маску аварийно дыхательного устройства и если позволяет обстановка приступить к непрямому массажу сердца и постараться эвакуировать пострадавшего.

Эвакуация пострадавшего возможна различными способами в зависимости от его состояния:

— сопровождение пострадавшего;

— вынос на себе или волочение с использованием одежды;

— вынос на одеяле или другом подручном материале;

— вынос двумя спасателями вручную;

— вынос на импровизированных носилках, сооруженных из подручных материалов (труб, досок, веревок);

— вынос на специальных носилках двумя или более спасателями;

— использование специальных средств.

Спасатели должны пройти специальную подготовку, в том числе обучение приемам первой доврачебной помощи, так как от быстроты и правильности их действий зависит жизнь пострадавших.

3.16.5. Назначение стояночной аварийной партии?

Для борьбы за живучесть судна во время стоянки в порту организуется стояночная аварийная партия (САП). Ее обязанности: обеспечить борьбу с водой, пожаром, дымом и паром до прибытия береговых пожарных команд или спасательных подразделений. Ее численный состав должен быть не менее 1/3 части экипажа при стоянке судна на рейде и не менее 1/5 части экипажа при стоянке судна у причала (п. 1.3.8 НБЖС – 81).

Состав САП:

1.командир САП – вахтенный помощник (ВПКМ);

2.зам. командира САП – вахтенный механик (ВМХ);

3.матрос у трапа;

4.вахтенный моторист;

5.вахтенный матрос;

6.вахтенный электрик;

7.дозорный (пожарная вахта);

8.дозорный (пожарная вахта).

При пожаре на судне во время стоянки у причала сигнал общесудовой тревоги дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол. Члены экипажа прибывают в столовую команды, там получают указания от ВПКМ по борьбе с пожаром и приступают к действиям. Общее руководство по борьбе с пожаром осуществляет ВПКМ с ходового мостика. ВМХ руководит действиями стояночной аварийной партии.

ВПКМ незамедлительно по телефону должен сообщить о случившемся:

–портовой пожарной команде;

–дежурному портнадзора;

–КМ, СПКМ, СТМ.

Все члены экипажа, находящиеся на борту и не включенные в стояночную аварийную группу, по сигналу общесудовой тревоги обязаны прибыть на место сбора по тревоге и действовать согласно указания командира САП.

При прибытии на судно портовой пожарной команды общее руководство борьбой с пожаром осуществляет капитан судна или лицо его замещающее.

Экипаж судна помогает пожарной команде в борьбе с пожаром и является проводниками команд и расчетов тушения по судну.

Тушение пожаров на современных судах требует особого подхода и отличается от обычных действий. Здесь важным является вид и предназначение судна, свойства груза, а также техническое и противопожарное оснащение. Несвоевременная ликвидация возгораний вдалеке от причалов грозит человеческими потерями и материальным ущербом из-за невозможности быстрой эвакуации.

Принципы и правила

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области. Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.

К тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Учитывая количество людей в экипаже судна, создают одну или несколько специальных групп, которые называют аварийными партиями. Они необходимы для борьбы с пожарами, затоплениями, неисправностями технических средств, чтобы обеспечить живучесть судна. Аварийные партии бывают кормовыми, машинного отделения и носовыми.

Если пожар на судне не ликвидирован в течение 15 минут, то дальнейшая ситуация усугубляется в разы. Этому способствует быстрое нагревание металлических конструкций судна, наличие множества емкостей с горючими материалами.

Профилактика возгораний

Профилактика пожаров — важнейшая часть борьбы с возгораниями на судне. Во-первых, проверяется исправность технических средств, целостность переборок, работоспособность систем пожаротушения. Все результаты и данные осмотров заносятся в судовой журнал.

Во-вторых, проводится обучение по пожарной безопасности на судах. Члены экипажа сдают экзамены и получают сертификаты и дипломы о прослушивании курса. Своевременные инструктажи закрепляют знания и помогают узнать специфику судна в части пожарной безопасности. Также составляют планы пожаротушения, на которых указано размещение всех необходимых технических средств и устройств в различных отсеках судна.

На судах в обязательном порядке дежурит пожарная вахтенная служба. В ее обязанности входит проверка соблюдений требований пожарной безопасности членами экипажа, обходы судна, осмотр противопожарных перекрытий. Именно на пост вахтенной службы в первую очередь поступает сигнал об обнаружении возгорания или задымления.

Установлены правила по обращению с электроприборами, пожароопасными веществами, использованию огня на судах, а также обозначены требования к отведению определенных мест для курения и их оснащения средствами безопасности и маркировкой.

Огневые работы часто приходится проводить во время плавания. Однако это может повлечь за собой создание аварийной ситуации, в том числе возникновение пожара на судне. Перед началом таких работ их согласовывают с капитаном и придерживаются всех правил защиты.

Также на судах нельзя загромождать проходы и эвакуационные пути, все оборудование и технические средства пожаротушения должны быть исправны. В зависимости от длины судна создают определенное количество аварийных постов. На одних из них хранят средства пожаротушения и инструмент. В некоторых случаях разрешено объединять посты в один, если размер судна небольшой.

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

  1. разведка пожара;
  2. локализация;
  3. предупреждение взрывов;
  4. непосредственно ликвидация.

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Тушение пожара в основном производится стационарными системами пожаротушения. Принципиально отличается последовательность и список действий в машинно-котельном отделении, жилых и административных помещениях.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Используемые системы пожаротушения

Как и на обычных пожарах, на суднах используют различные огнетушащие вещества и установки нескольких типов. Однако системы пожаротушения в этом случае монтируют при постройке судна. Колена трубопроводов устанавливают определенным образом.

Для конкретных помещений и суден предназначены следующие типы систем пожаротушения:

  1. жилые помещения – спринклерная система;
  2. танкеры, газовозы, с горизонтальной загрузкой – дренчерная система;
  3. машинное и насосное отделение – пенная система;
  4. перевозка сжиженных газов – порошковая система.

Водяная система пожаротушения — основная на любом судне. Она всегда присутствует на них вне зависимости от назначения и размеров. Бывает кольцевой и линейной. В первом случае трубы располагают между собой на одинаковом расстоянии и закольцовывают. Во втором случае от основной трубы идут ответвления.

Система водяного пожаротушения на современном судне включает насосы, которые защищены специальными заслонками. В судоходной терминологии они обозначены как кингстоны. Они при необходимости преграждают путь воды из-за борта в другие помещения.

Кольцевая система имеет преимущество – при выходе из строя одного из участков трубопровода, остальные продолжают работать и охватывают его подконтрольную зону. Поэтому расстояние между трубами строго регламентировано и зависит от размеров отсеков или участки палубы судна.

Водяное орошение и завесы применяют в исключительных случаях, а также при выходе из строя машинно-котельного отделения судна. Пар представляет угрозу для человека, поэтому необходима экстренная эвакуация из помещения, если прозвучал сигнал о начале работы такой системы пожаротушения на судне.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как вязать тапочки спицами пошаговая инструкция
  • Специалист по мобилизационной подготовке должностная инструкция
  • Книга профессора у цинчжуна инструкция по применению человеческого организма
  • Аппликатор ляпко инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Ремонт стеклоподъемника калина 1 своими руками пошаговая инструкция