Руководство по диалектике

Что такое диалектика?

Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).

Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.

Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».

Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:

  • Все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;
  • Ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;
  • При определённых условиях количество переходит в качество;
  • Всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.

При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.

Законы диалектики

Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей

Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).

Для этих противоположностей выполняется ряд условий:

  • они неразрывно связаны между собой и невозможны друг без друга;
  • они взаимно исключают друг друга;
  • они постоянно взаимодействуют, порождая движение и развитие.

В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные

Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок).  Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).

3. Закон отрицания отрицания

Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Принципы диалектики

Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.

  • Принцип всеобщей взаимосвязи. Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
  • Принцип системности. Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
  • Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
  • Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).

Категории диалектики

Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:

  • Причина и следствие. Эти две категории необходимы для отображения всеобщей обусловленности явлений. Одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), образуя таким образом причинно-следственную связь. При этом одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (и наоборот).
  • Отдельное, единичное и особенное. Эти категории позволяют конкретизировать предметы. Отдельное – это предметы и явления, которые возможно рассматривать в отрыве от системы (отдельно). Единичное – это конкретный уникальный предмет. Особенное – это конкретный предмет с его неповторимыми свойствами.
  • Общее и всеобщее. Общее – это свойство, которым обладают несколько отдельных предметов. Всеобщее – это общее, присущее всем классам объектов без исключения.
  • Необходимость и случайность. Необходимым является то, что обусловлено определённой внутренней причиной, случайность же определяется стечением внешних обстоятельств. При этом случайность и необходимость со временем могут взаимно переходить друг в друга.
  • Возможность и действительность. Возможность – это то, что потенциально может быть осуществлено при возникновении определённых условий. Действительность – это уже реализовавшаяся возможность.
  • Сущность и явление. Сущность – это совокупность свойств вещи и законов, определяющих её существование. Явление – это внешнее проявление сущности, форма её взаимодействия с окружающими объектами и обстоятельствами.
  • Содержание и структура. Содержание – это совокупность всех свойств, элементов, процессов и связей объекта, составляющих его сущность. Структура – это способ организации перечисленных элементов объекта, устойчивая система взаимосвязей между ними.

Исторические формы диалектики

Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.

Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.

1. Наивная (стихийная) диалектика античности

Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.

2. Умозрительная диалектика Средних веков

Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.

В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:

  • Вечный и не меняющийся небесный (божественный) мир.
  • Меняющийся и переходящий земной (природный) мир.

Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.

3. Диалектика эпохи Возрождения

Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.

4. Идеалистическая диалектика Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.

5. Материалистическая диалектика Маркса

Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.

Альтернативы диалектики

Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:

  • Метафизика. Это раздел философии, изучающий первичную природу реальности, мира и бытия. Метафизика противопоставляется диалектике, поскольку подразумевает, что объект или явление можно считать полностью изученным лишь тогда, когда исключены все противоречия.
  • Софистика. Как учение софистика давно перестала существовать, и сегодня она рассматривается только как метод ведения спора, построенный на намеренном нарушении законов логики.
  • Эклектика. Это смешивание разрозненных фактов или утверждений из разных учений без приведения их к единому знаменателю и без какой-либо систематизации. С точки зрения логики несостоятельность эклектических утверждений заметить невозможно, поскольку в них нет логических противоречий. В то же время диалектика прекрасно с этим справляется.
  • Догматизм. Это способ познания, основанный на принятии догм и консерватизме мышления. Он исключает гибкость мышления и поиск логических недостатков в имеющихся смысловых конструкциях.

Заключение

Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.

К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.

Диалектика — что это такое в философии простыми словами. Подобный вопрос интересует многих людей и в особенности студентов, получающих образование в области философии.

Соответственно, сегодня мы рассмотрим такое неоднозначное понятие, как диалектика: ее основные принципы и законы, а также проблемы, методы и исторические формы.

Мы постарались сформировать данную статью таким образом, чтобы у наших читателей не осталось вопросов в отношении этого термина. Поэтому для начала мы попробуем понять, что она изучает, а также кратко рассмотрим три закона диалектики. Затем объясним простыми словами, что это такое релятивизм и как он связан с диалектикой. В завершении мы пройдемся по примерам законов и того, и другого.

Оглавление:

  • Что такое диалектика в философии простыми словами

    • Основные законы диалектики

    • Категории диалектики

    • Принципы диалектики

    • Исторические формы

    • Главные проблемы

  • Что такое релятивизм с точки зрения диалектики

  • Примеры действия законов диалектики и релятивизма

    • Закон отрицания в диалектике

    • Закон перехода количества в качество

    • Диалектический релятивизм в сфере IT

  • Заключение

Что такое диалектика в философии простыми словами

Для начала следует отметить, что такое понятие как диалектика имеет множество толкований, но все они сводятся к одному простому принципу: диалектика является искусством грамотного спора.

Диалектика — это способ обоснования определенных заключений в философии, помимо этого, диалектика является формой и средством рефлексивного теоретического рассуждения, анализирующее различные разногласия, которые зарождаются в процессе мышления и проявляются во время доказательства или опровержения какой-либо теории.

Данное определение является максимально тождественным по отношению к термину, однако прочитав его, можно сломать в начале «язык», а затем и «голову». Поэтому дадим объяснение диалектике простыми словами.

Диалектика содержит в себе два логических элемента:

  1. «Диа» — перемещение насквозь от начала и до конца в пространстве или во времени до полного завершения действия.
  2. «Лект» — звучное чтение.

То есть диалектика представляет собой некое выступление кого-либо, в котором происходит детальный анализ и разбор вопроса. Отличительная черта диалектики заключается в том, что в процессе подобных выступлений, основная задача автора — «довести дело до конца», другими слвами, прийти к логическому и понятному для всех умозаключению.

Соответственно, законы, категории, принципы и все остальное — это всего лишь различные инструменты и механизмы для решения поставленной задачи в диалектике.

Информация, которую необходимо знать для каждого студента, изучающего философию:

  • основополагающим понятием диалектики является развитие;
  • диалектику, как метод познания используют материалисты.

Возникает вопрос: а что же есть диалектика по отношению к логике? По большому счету логика — это наука о мышлении, рассуждении и речи, а также о способах и правилах деятельности, способствующей познанию.

Как мы уже сказали, диалектику можно охарактеризовать, как искусство спорить и доносить свои мысли. Следовательно, без такого термина, как логика здесь просто не обойтись. Так как любое умозаключение должно быть, в первую очередь, логичным.

Следовательно, знание диалектики является необходимым инструментом в любых сферах, областях и услугах, даже, например, при позиционировании бренда нужно уметь грамотно и логично донести свою мысль и концепцию до целевой аудитории.

Диалектика как метод разрешения споров

Диалектика как метод разрешения споров

Мы дали определение простыми словами того, что это диалектика в философии. Также следует учитывать, что диалектика — это, как учение о развитии всего сущего. В теории диалектика выражает развитие духа, сознания и материи через ее законы. А что-же является основными законами диалектики в философии?

Основные законы диалектики

Основные законы диалектики были сформулированы немецким философом и одним из творцов немецкого идеализма — Гегелем, Георгом Вильгельмом Фридрихом (27.08.1770 – 14.11.1831).

Закон диалектики — это независимая, устойчивая и необходимая взаимосвязь между субъектами внутри общества. Законы диалектики имеют отличительные свойства от прочих наук, своей многогранностью и всесторонностью, так как они:

  • распространяются практически на любую область;
  • устанавливают неявные источники процесса развития — инструменты преобразования от старого к новому.

Существует 3 основных закона диалектики, к которым относятся:

  1. Единство и борьба противоположностей.
  2. Превращение количества в качество.
  3. Отрицание.

Единство и борьба противоположностей — суть закона состоит в том, что все сущее является совокупностью противоположных основ, которые считаются целостными по своей природе, однако, при этом противоречат друг другу и самое главное, что один не может существовать без второго. Например: лень и труд, бодрость и усталость, белое и черное, день и ночь, горячее и холодное, молодость и старость или, трактуя эффект Даннинга-Крюгера, неуверенность в себе и чрезмерная переоценка собственных возможностей.

Переход коли­чественных изменений в качественные — смысл закона в том, что, если происходят изменения в количестве, значит произойдут перемены и в качестве. Однако следует учитывать, что качество не может изменяться постоянно. Следовательно, настает момент, когда перемены в качестве создадут реформы в мере.

Мера — это система координат, в которой происходит процесс перемен качества, в связи с количественными реформами.

Отрицание — суть закона состоит в том, что новое постоянно отрицает старое и, в результате, становится на его место, однако со временем также превращается в старое и опровергается более новым.

Мы кратко разобрали законы диалектики в философии, давайте теперь рассмотрим ее категории.

Категории диалектики

Среди множества различный категорий в философии, выделяются парные категории диалектики. Так как они помогают познать разные грани развития и способствуют детализации функционирования законов диалектики.

Несовместимые положения процесса развития, выделенные данными категориями, находятся в целостности и противостоянии. Такое противостояние происходит из-за постепенных количественных изменений, проводящих к их новому положению в отношении качества, а также несет в себе собственную конкретную направленность — концепцию.

Рассматривая все пары данных категорий, необходимо учитывать, что каждая из них неотъемлемо взаимосвязана со второй и не в состоянии без нее функционировать. Поэтому не стоит противопоставлять или разделять их.

Категориями диалектики являются:

  • общее и единичное;
  • сущность и явление;
  • часть и целое;
  • система, структура, элемент;
  • содержание и форма;
  • причина и следствие;
  • необходимость и случайность;
  • возможность и действительность.

Человеческое познание мира берет свое начало с единого и через уникальное переходит к универсальному от знания, получаемого через наши органы чувств, выражающего, основным образом, единичные к целесообразному, которое выражает общее. Во всех формирующихся объектах и процессах существуют единичные, уникальные и общие показатели и взаимоотношения.

Не сложно догадаться, что единичное — это категория, характерная непосредственно одному объекту. Особенное — это показатель, подходящий для нескольких объектов сразу-же, но не для всех, а общее, релевантно для любых объектов, входящих в его категорию.

Сущность — это неявное, скрытое, соизмеримо крепкое положение соответствующего объекта, события или процесса, формирующее его бытность. То есть явление, без которого объект не состоянии существовать. Явление характеризуется как наружные, доступные к общему обозрению, изменяемые признаки соответствующего объекта.

Такие признаки, как часть и целое способствуют осмыслению системы окружающего мира. Данные признаки прочно коррелируются и взаимосвязаны между собой, следовательно они выявляются с помощью друг друга. Простыми словами, целое — это совокупность частей, а часть — это то, что входит в целое. В зависимости от уровня сложности, частей и типа соотношения, между ними формируются различные виды единства.

Системой является структурированное множество взаимосвязанных частей, содержащее в себе концепцию и организацию. Элемент — это неразделимая в пределах данной структуры составляющая тяжелых объектов, событий и процессов. Объект является системой только в случае, если он может быть размножен на коррелирующиеся и взаимодействующие части.

Как правило, данные составляющие имеют личную структуру и могут являться даже подвидом основы огромной системы. Равным образом, данные подвиды могут быть распределены на следующие подвиды второго и последующих уровней.

Одной из самых важных составляющих целого является содержание, которое характеризуется как совокупность каждой части объекта, его характеристик, внутренних процессов, взаимосвязей, противоречий и концепций. Соответственно, форма является методом существования и отражения содержимого.

С помощью причины происходит процесс описания в диалектике происходящих в мире перемен, а события, которым они способствуют называются следствием. Любое действие несет в себе причину и следствие.

Связь между причиной и следствием формируется по принципу детерминизма, трактующего, что все действующие явления появляются, формируются и ликвидируются закономерно. Следовательно, они вызваны фактом наличия соответствующих причин.

Необходимость — это признак, при котором соответствующие процессы и события, должны обязательно произойти в результате внутренних логических потребностей во время формирования объекта. Случайность — это непредвиденный фактор, который может случиться, а может и нет, в результате внешних положений и дел формирования.

Возможность является предпосылкой определенного явления и его возможного существования. Действительность — это возможность, которая уже случилась, то есть была осуществлена.

Важно уметь отличать абстрактную и действительную возможность. Абстрактная возможность характеризует отсутствие существенных барьеров. Факт их наличия подразумевает невозможность для формирования объекта, однако для ее осуществления нет всех требуемых условий. Но, для осуществления второй такие имеются.

Мы рассмотрели все категории, теперь давайте кратко разберем основные принципы диалектики в философии.

Принципы диалектики

Прежде чем мы рассмотрим какие принципы относят к принципам диалектики, следует понять значение данного термина. Принцип диалектики — это основательное философское явление, передающее наиболее важные характеристики «настоящего» бытия.

Принципы диалектики

Принципы диалектики

Помимо этого, принцип является структурой конкретных ме­тодологических порядков, которые регламентируют быт в обществе.

Главными и основополагающими принципами диалектики являются:

  • принцип всемирной связи;
  • принцип развития;
  • принцип системности;
  • принцип причинности;
  • принцип историзма.

Всемирная связь — это единство природы, ее внутренняя целостность, связь и взаимозависимость всех ее составляющих: объектов, событий, процессов.

Связи бывают:

  • внешние и внутренние;
  • естественные и посредственные;
  • генетические и функциональные;
  • пространственные и временные;
  • случайные и логические.

Один из основных принципов диалектики — это принцип развития, причина в том, что он чрезмерно многогранен. Развитие не является просто количественной реформой, а включает в себя формирование материи. Развитием, с точки зрения диалектики, является взаимодействие внутренних противоположностей, характерных для любого субъекта, процесса или события.

Принцип системности характеризует наличие большого количества упорядоченных закономерных связей в окружающем мире, которые формируют единую структуру. В данной структуре они располагаются в иерархическом порядке. С помощью этого бытие имеет внутреннюю рациональность.

Причинность — это наличие взаимосвязей, которые порождают друг друга.

Объекты, события и процессы окружающего мира обуслов­лены определенными признаками. Другими словами, имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Соответственно при­чина образует следствие.

Можно привести очень простой и понятный для всех пример: компания начинает терпеть убытки в связи с пандемией, в следствии владельцы бизнеса приходят к заключению: либо закрывать предприятие, либо заниматься его развитием, чтобы увеличить прибыль. Например, запускать настройку таргетированной рекламы, чтобы развить социальные сети.

Историзм включает в себя два положения окружающего мира:

  1. Бесконечность и защищенность истории, а также мира.
  2. Существование и развитие мира во времени, которые длятся вечно.

Мы обсудили принципы, законы и категории диалектики. Давайте теперь окунемся в ее историю развития и поговорим о формах диалектики в философии.

Исторические формы

Как мы уже говорили основы диалектики были заложены Гегелем, Георгом Вильгельмом Фридрихом, однако следует учитывать, что в процессе становления данное понятие имело различные исторические формы:

  1. Наивная или стихийная диалектика античности.
  2. Философская диалектика средних веков.
  3. Диалектика эпохи Возрождения как метод познания о противоположностях.
  4. Идеалистическая диалектика Гегеля.
  5. Материалистическая диалектика.

Давайте разберем каждую из них по подборное.

Исторические формы диалектики

Исторические формы диалектики

Откровенная или стихийная диалектика античности — данная форма является одним из ключевых типов проявления в философии Гераклита. Он один из первых, кто пытался продемонстрировать бесконечные изменения окружающей среды, которые вызваны противостоянием противоположных основ.

Гераклит был убежден, что любой существующий объект непрерывно переносится из одного состояния в другое. Самый основной закон, который был заключен Гераклитом — это борьба противоположностей. Однако, при этом он говорил о том, что «покой наступает в последствии перемен». В результате, данные слова привели его к другому заключению о целостности, переменности, но при этом стабильности окружающей среды.

Диалектика античности обуславливается как наивная или стихийная. Поскольку ее признаки и заключения не являются научно подтвержденными, а несут в себе созерцательный образ и отталкиваются от примитивного изучения стихийных явлений.

Умозрительная диалектика Средних веков. В заключениях Августина Аврелия Иппонийского диалектика была сформирована за счет выражения целостности 2-х противоположных миров:

  • небесного и божественного;
  • вечного и неизменного;
  • земного и природного;
  • изменчивого и преходящего.

В философии средневековья диалектика характеризовалась как способ размышления, сформированный на целостности 2-х противоположных методов познания — веры и разума, при котором механизмами разума утверждаются идеи, принятые на веру.

Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях — данная форма характеризуется в учениях Николая Кузанского и Джордано Бруно. Формируя начало пантеизма, Николай был убежден, в целостности бога и окружающей среды. То есть в том, что все постоянное разнообразие естественного и социального мира является божественным выражением. Бруно верил в существование целостной божественной сущности, которая является основой множества различных явлений и началом единства противоположностей.

Идеалистическая диалектика — одна из первых форм диалектики, которая была принята большинством представителей общества. Ее основоположником был Г.Гегель, который сформировал некий систематизатор диалектических положений и характеризовал диалектику как всеобщую теорию и универсальный способ познания.

К тому же он противопоставил диалектический метод метафизическому, разработал основополагающие категории, принципы и законы диалектики. Гегель трактовал диалектику с точки зрения объективного идеализма. То есть формирование окружающей среды расценивалось им как уровни саморазвития внутренней основы (глубокой идеи).

Материалистическая диалектика была сформирована Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, которые обнаружили в заключениях Гегеля противоречия между диалектическим способом и идеалистической структурой. В следствии проведенного анализа они создали материалистическую диалектику, которая, в свою очередь, изучает наиболее обобщенные понятие и принципы развития окружающего мира, социума и человеческого мышления.

Отличия данной формы в том, что она действительно универсальна и является релевантной совершенно для всех областей. То есть с ее помощью можно рассуждать на совершенно любые темы, к примеру об: проблеме окон Овертона или сложностях пяти стадий принятия неизбежного горя.

Теперь вы знаете, что из себя представляют исторические формы диалектики. По большому счету, мы рассмотрели практически все основные составляющие данного понятия. Но остается вопрос: какие-же основные проблемы диалектики в философии?

Главные проблемы

Главная проблема диалектики — это проблема с решением того, не в «какую сторону» вести свою мысль, а откуда. Причина в том, что в момент, когда для одного субъекта определенные аргументы являются предельно понятными, для другого это являться необоснованной глупостью.

На самом деле, когда мы начинаем изучать какую-либо отрасль или область на протяжение длительного временного промежутка, многие аспекты в ней становятся для нас обыденными и понятными, следовательно, проблема в том, что мы со временем теряем связь с пониманием того, сколько может потребоваться аргументов и доказательств человеку, который совершенно не осведомлен в вопросе.

Образно говоря, представьте, что вы потратили несколько лет на изучение такой области, как интернет-маркетинг. Вы уже являетесь высококлассным и, более того, универсальным специалистом, который способен самостоятельно настроить таргетированной рекламу, заняться SEO-оптимизацией сайта, настроить контекст и самостоятельно сформировать маркетинговую стратегию.

Пример абстрактный, поэтому давайте пофантазируем и представим, что вы приехали к своему дедушке на дачу, который с трудом может набрать ваш номер на кнопочном телефоне, не имеет компьютера и в принципе не заходит в интернет. И он задает вам вопрос: «Где ты работаешь?». Вы ему очень поверхностно рассказываете, а затем наступает «Армагеддон» в виде следующего вопроса: «А разве это не бесполезное занятие? Объясни какую именно пользу ты приносишь обществу?».

И вы начинаете пытаться объяснить, что такое социальные сети, как они работают и зачем это нужно. Спустя определенное время, вы приходите к пониманию того, что чем больше вы пытаетесь аргументировать наличие потребности в вашей профессии, тем больше вы создаете путаницу у несчастного дедушки в голове.

Но, на этом вы не сдаетесь — вы возвращаетесь к азам и пытаетесь растолковать все на пальцах: «Дедушка, ты понимаешь, что такое реклама?». «Да, понимаю» — отвечает он. Вам кажется, что вот оно, вы нашли некий рычаг для взаимопонимания, за который можно зацепиться. Вы более подробно начинаете рассказывать про различные методы рекламы, а затем изящно все сводите к такому всемирному средству коммуникации, как интернет. Однако спустя несколько часов ваших усилий, вы получаете «нокаутирующие» комментарии в адрес всего вышесказанного: «Ну это все ясно, но я все равно не понимаю, в чем смысл твоей работы».

Именно в этом и заключатся основная проблема в диалектике — то, что для одного человека является обыденностью, для другого может быть полным абсурдом. Сюда можно приписать несколько принципов и законов в диалектике, но, по нашему мнению, самый подходящий, это закон отрицания.

Мы рассмотрели, что такое диалектика, ее основные законы в философии, и что именно является главной проблемой диалектики. Теперь давайте разберемся с тем, что такое релятивизм в философии.

Что такое релятивизм с точки зрения диалектики

Что же такое релятивизм в философии?

Релятивизм — это методологический способ, который абсолютизирован в отношении условности и символичности в процессе познания чего-либо. Находясь в рамках релятивизма, не может существовать таких понятий, как абсолютная уверенность или общепринятая истина в отношении любых ценностей, явлений или процессов.

Существует только бесчисленное множество различных оценочных утверждений, которые отвечают соответствующим интересам, взглядам и умозаключениям определенных субъектов и социальных групп.

Релятивизм в философии — это очень схожее понятие со скептицизмом и даже цинизмом. Так как его устои свойственны для скептицизма периода античности. Также выявляя пробелы и условности определенных заключений, следует отметить, что скептицизм сильно преувеличивает их зависимость от хронологических правил процедуры познания, более того, трактует их как существенный факт недостоверности любого знания в принципе.

Как и с диалектикой, мы дали максимально приближенное определение к официальному, которое является довольно сложным для понимания. Давайте разберем что такое релятивизм простым языком.

По большому счету, под термином релятивизм имеется ввиду субъективное познание окружающей среды, которое может быть условным или относительным. Однако отличительная черта релятивизма — это отрицание абсолютной значимости какого-либо правила или закона.

То есть данное понятие характеризуется как некий критерий методологии, сторонники которого полностью уверены в том, что независимо познать существующую реальность невозможно.

Признает ли диалектика релятивизм? Разумеется, да. Еще в заключениях Гегеля было указано, что диалектика содержит в себе множество аспектов релятивизма, скептицизма и отрицания. Однако следует учитывать, что далеко не все законы, принципы и категории диалектики сводятся к релятивизму.

Например, историческая форма диалектики по Марксу и Энгельсу, однозначно тоже содержит в себе релятивизм. Но, при этом принимает относительность каких-либо умозаключений далеко не в качестве отрицания объективной истины, а в качестве хронологической условности границ приближения общественного понимания данной истины. Данное положение можно отнести к диалектическому релятивизму.

Теперь вы знаете, что означает релятивизм в философии. Давайте разберем примеры релятивизма, а также законов диалектики.

Примеры действия законов диалектики и релятивизма

Для начала мы разберем примеры 2-х основных законов диалектики в философии, а затем пройдемся по диалектическому релятивизму.

Примеры диалектики

Примеры диалектики

Закон отрицания в диалектике

Как мы уже говорили, закон отрицания состоит в том, что новое постоянно противоречит старому и, в результате, встает на его место, однако со временем уже само становится старым и критикуется более новым.

Примеры закона отрицания в диалектике:

  • перемены в социально-экономических формациях;
  • смена поколений;
  • изменения предпочтений в культуре, искусстве и музыке;
  • ежедневное отмирание старых кровяных клеток и образование новых.

Закон перехода количества в качество

При соответственных количественных переменах непременно изменяется и качество. Например: если кипятить воду постепенно на 1 градус по Цельсию, другими словами, менять количественную меру — степень температуры, то у воды будет изменяться ее качество, она станет теплее. Когда показатели температуры дойдут до 100 градусов, случится кардинальное изменение качества воды — она начнет превращаться в пар.

В данных обстоятельствах температура в 100 градусов является неким барьером, при переходе которого вода становится паром, то есть происходит превращение одного параметра в другой в виде скачка. Аналогичные изменения происходит и в процессе охлаждения воды — при температуре в ноль градусов она превращается в лед.

Мы разобрали примеры того, в чем состоят законы диалектики, а сейчас давайте рассмотрим пример диалектического релятивизма.

Диалектический релятивизм в сфере IT

Мы решили разобрать пример действия диалектического релятивизма в сфере-IT, поскольку сталкиваемся с данным явлением довольно часто в нашей повседневной работе. А именно, мы предоставляем широкий спектр digital-услуг, например:

  • разработка дизайна сайта;
  • поисковая оптимизация ресурсов;
  • позиционирование бренда;
  • настройка систем web-аналитики;
  • комплексное создание сайтов или приложений.

Можно перечислять еще долго и много, но на самом деле суть диалектического релятивизма состоит в том, что все эти услуги очень относительны в своей стоимости, а также сроках и качестве выполнения.

Что мы имеем ввиду. Откровенно говоря, на сегодняшний день на рынке совершенной конкуренции в задачи IT-компаний входит не только качественно реализовывать digital-продукты, но и предварительно убеждать клиентов в своих компетенциях. И поверьте, процесс убеждения является не просто процессом, его можно охарактеризовать, как определенный вид искусства, которому обучаются многие годы.

Возникает вопрос: «А почему?». А дело все именно в диалектическом релятивизме. Как вы заметили, мы позволили себе употребить такой термин, как «совершенная конкуренция» и даже он довольно относителен для нашей области.

Причина в том, что агентства внегласно разделены на некие эшелоны, которые соизмеряются по ценовому сегменту, опыту работы на рынке, портфолио, медийности, наградам в различных рейтингах IT ну и, разумеется, вся эта «солянка» сводится к качеству выполнения работ.

И, как правило, эшелон уровня «ИП Ромашка», без портфолио, опыта работы и всего прочего, действительно бьется за свое место под солнцем на рынке совершенной конкуренции. Однако, когда речь заходит о «китах IT» (не будем вдаваться в конкретные примеры), подобный эшелон уже конкурирует среди пары тройки агентств. Соответственно, подобный тип конкуренции невозможно отнести к совершенной.

Возвращаясь к услугам, разумеется, такие расслоения напрямую влияют на ценовой сегмент компаний — чем ты «выше», тем ты дороже стоишь. Именно поэтому следует учитывать, что не бывает универсальной стоимости для создания сайта, SMM-продвижения, формирования бренда и всего прочего.

Тут все зависит от ваших «хотелок» и возможностей. Взять, к примеру в интернет-маркетинге, если вам требуется написать пару-тройку продающих текстов, запустить банальный таргет и вы не ждете бесчисленного притока клиентов, то, скорее всего, вам смогут помочь представители «низшего» эшелона за пару десятков тысяч рублей.

Однако, если речь идет, например, о масштабирование бренда, а также глобальном увеличении продаж вашего продукта, и вам необходимо сформировать комплексную digital-стратегию, включающую в себя сбор семантического ядра, дальнейшее формирование уникальной воронки продаж и продумывания всех атрибутов бренда, то вам сможет помочь только агентство высшего эшелона — добро пожаловать в мир, где услуги измеряются в сотнях тысяч и миллионах (не всегда рублей).

Помимо диалектического релятивизма, сюда также очень подходит диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Но самая основная проблема состоит в том, что очень часто у многих клиентов уровни желаний и возможностей совершенно не совпадают и в этом, как раз, заключается, так называемое, искусство менеджеров по продажам — растолковать принципы диалектического релятивизма в сфере IT.

Заключение

Мы рассмотрели основные категории и принципы диалектики, а также в чем суть ее законов. В принципе любые процессы диалектики можно сопоставить с шахматной партией двух гроссмейстеров, которая может длиться вечно. По нашему мнению, данное понятие находится на рубеже науки, искусства, моральных принципов, а также религии и при этом человек применяющий методы диалектики может очень изящно маневрировать среди вышеуказанных областей, отстаивая свою точку зрения.

К тому же, при всех своих недостатках, задача диалектики в том, чтобы сгруппировать все составляющие бытия в единую гармоничную структуру. На сегодняшний день она является продуктивным механизмом для разрешения различных споров в науках, например, таких как: психология или социология. Если у вас остались вопросы на счет того, что означает термин диалектика, пишите в комментарии под данной статьей и мы обязательно ответим.

17.04.99

А.Г. ВОЙТОВ

самоучитель

мышления

Москва 1999

Тех­но­ло­гия диалектического
мышления

ВОЙТОВ

САМОУЧИТЕЛЬ

МЫШЛЕНИЯ

(ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ

ЛОГИКИ)

МОСКВА 1999

Разум растет у людей в соответствии
с мира познанием.

Эмпедокл [см.
8,Т.1,с.136]

Понять природу, значит: изобразить
ее как процесс. Гераклит [см. 88,Т.29,с.236]

Могущество мышления. Власть мышления

Гегель

… Исследование форм мышления,
логических категорий, очень благодарная
и необходимая задача, и за систематическое
разрешение этой задачи

взялся после Аристотеля только Гегель.

Ф. Энгельс [102,Т.20,с.555]

Достигнешь цели ты, наукой овладев,

Осуществишь мечты, наукой овладев.

Осведомленным стань во всех
науках, друг,

И каждая из них понадобится вдруг.

Фуркад [6,Т4,с.679]

Знание и могущество человека
совпадают….

Ф. Бэкон [17,Т.2,с.12]

…Разум человека развивался
соответственно тому,

как человек научался изменять природу.

Ф. Энгельс [102,Т.20,с.545]

У людей нет силы более мощной и
побеждающей, чем наука. М. Горький

Первой основой философского исследования
является

смелый свободный дух. К. Маркс
[102,Т.40,с.92]

Важнейшая задача цивилизации — научить
человека мыслить.

Т. Эдисон

Войтов.
Самоучитель мышления (диалектической
логики). — М.: Маркетинг, 1999. — с. 411.

Вышло
и второе издание

Ин­тел­ли­гент­ность,
тео­ре­тич­ность, ин­тел­лек­ту­аль­ность
человека пред­по­ла­га­ют его
спо­соб­ность мыс­лить. Ее
при­зва­ны обес­пе­чить ло­ги­ка
и диа­лек­ти­ка. Од­на­ко
учеб­ные по­со­бия по этим на­укам
не до­ста­точ­ны для раз­ви­тия
спо­соб­но­сти ло­ги­че­ски
мыс­лить. Используя их, сле­ду­ет
най­ти но­вые воз­мож­но­сти
для раз­ви­тия уме­ния при­ме­нять
ло­ги­ку и диа­лек­ти­ку в
единстве, в ка­че­стве
не­по­средс­твен­но­го,
пря­мо­го, об­ще­на­уч­но­го,
со­зна­те­ль­но­го,
прак­ти­че­ско­го, на­блю­да­емо­го
ме­то­да мыш­ле­ния (иначе как
диалектическую логику). Гипотезой
ре­ше­ния этой про­бле­мы является
ди­дак­ти­че­ская сис­те­ма
технология диалектического мышления
(ТДМ).

Самоучитель
мышления — ядро ТДМ. Первая его версия
депонирована в ИНИОНе академии наук в
1990 году. Он ориентирован на всех, кто
стремится овладеть могуществом мышления
как орудием жизни, в том числе пытающихся
это сделать с помощью изучения логики,
диалектики, методологии науки и т. п.
В нем исключена полемика. Подготовленная
в качестве самостоятельной работа
«Философское (интеллектуальное) основание
теоретической науки» дает постановку
проблемы ТДМ, в том числе самоучителя.

Концепция
ТДМ — результат пожизненного поиска, в
котором участвовали отец Георгий
Кириллович (1907-1975 гг.); брат Иван Георгиевич
(к.т. н.); жена Ирина Григорьевна, выпускница
МГУ 1959 года; сын Сергей, выпускник МИИТа
1983 года; дочь Наташа (к.э.н.). Ответственность
лежит на мне — Александре Георгиевиче.

 ВОЙТОВ А.Г. 1999

Ире!

Знакомы с 1958 года,

супруги с 1960 года

Предисловие

С детства
верю в науку. После окончания экономического
факультета МГУ в 1963 году работал в
научно-исследовательском институте и
пытался овладеть технологией научного
познания. В связи с этим искал руководства
по научному исследованию. Главной сферой
этих поисков была философия. Найденные
идеи записывал с тем, чтобы использовать
их. 60-е годы у меня прошли под знаком
«3М» — метод, методика, методология
научного исследования. Подготовленный
обзор работ на эту тему мало что дал. Я
пытался найти самоучитель мышления,
изучал учебники по логике, диалектике.
Но они не удовлетворяли меня. Я пытался
рационально, позитивно, прагматически
использовать их. Какие-то положения
были рациональны, но в целом они не
решали проблему. В конечном счете это
вылилось в написание мной того, что я
искал и нашел у великих людей прошлого.
Предлагаю всем желающим ознакомиться
с результатами моего труда.

Предлагаемый
текст не беллетристика, которую достаточно
просмотреть. Он должен быть наставлением
для развития интеллектуальной способности
не только с его помощью, но и с использованием
называемых в нем книг предшественников
и собственного уразумения каждого
обучающегося.

Кто мыслить?

┌───┴────┐

все живые существа

┌───┴────┐

все  только
люди

┌───┴───┐

все 
здравомыслящие

┌─────┴───┐

все
специально обученные

Мышление признается важнейшим
фактором общественного развития. В то
же время различаются мнения о самой
сути мышления. Мышлением считают и
всеобщее явление, когда, например, и
камень якобы мыслит (концепция гилозоизма).
Мышление считают и такой способностью
людей, которой овладевают только на
основе специального обучения и которая
не стала нормой не только народа, но и
гениев. На основе последней концепции
главная проблема общества состоит в
развитии мыслительных способностей
(мышления) не только элиты, но и народа.
Естественно, что снобам всех мастей
выгодно признавать мышление врожденной
или стихийно приобретаемой способностью
с тем, так как это позволяет им избежать
труда по развитию этой способности,
поскольку с древности известно отсутствие
«царских путей» в развитии интеллектуальных
способностей (иную схему см. в прил.,
рис. 32).

Мышление
строго детерминированные,
операциональные, алгоритмизированные,
формализованные (а иногда символические)
операции с идеями. Примеры мышления —
сложение, умножение.

Овладение
мышлением делает людей единомышленниками,
т.е. способными одинаково перерабатывать
сведения на его основе. Это главное
достоинство мышления и фактор
общественного прогресса. При этом
следует иметь в виду то, что имеются
люди, которые боятся единомыслия. Они
восклицают: «Как можно мыслить
одинаково!?». Им можно ответить — ничего
опасного для вас в этом нет. Вы упускаете
тот факт, что люди живут не только
мышлением, но и соображением, интуицией
(не говоря уже об инстинктах). От того,
что вы одинаково умножаете, ваш духовный
мир не становится одинаковым. Если вы
окажетесь способны применить логическое
мышление к пониманию какого-то конкретного
объекта, то это не значит, что и весь
остальной духовный ваш мир преобразится.

Система
мышления
включает частнонаучные,
особенные для ряда наук и всеобщие
(универсальные) формы.

мышление

┌──────────┼───────────┐

частнонаучное 
особенное для ряда наук 
универсальное

┌───────┼───────┐

математика 
логика  диалектика

Рассмотрим универсальные формы мышления
— математику, логику и диалектику.

Математика
— первая форма мышления, которая стала
нормой большинства населения. Современная
математика обеспечивает всем людям со
здравым рассудком развитие математической
способности на основе большего или
меньшего труда. Предлагаемая здесь
версия логического и диалектического
мышления позволяет системно объяснить
математику и сделать ее более доступной
всем, поднять уровень овладения ею
народом. Любой желающий развить свое
математическое мышление должен обращаться
к математикам. Остановимся на развитии
способности логического и диалектического
мышления — диалектической логики.

Интеллект
и мышление.
Возможны разные соотнесения
этих понятий. Интеллект может быть
овеществленным в средствах производства,
объективирован в текстах книг и
способностью человека. Мышление — это
одна из форм интеллекта или способность,
возникающая с помощью других ее форм.
Но и такая концепция недостаточна.
Приходится условно избирать версию
трактовки этой способности. Является
ли интеллектом только мышление или и
его предшественники: смекалистость,
сообразительность? Последние — весьма
важные способности. Их можно считать
предтечами или первыми формами
интеллекта. Возможны разные концепции
соотнесения основных понятий:

А:
смекалистость 
сообразительность 
интеллект

Б:
интеллект

┌──────────┼───────────┐

смекалистостьсообразительностьмышление

(разумность) (рассудительность)

Не
подлежит сомнению необходимость развития
смекалки и сообразительности вообще,
в том числе как условия развития мышления.
Однако методы их развития принципиально
отличаются от методов развития мышления.
Эти способности развиваются на основе
трудового воспитания подрастающего
поколения (ТВПП). Этой проблемой автор
занимается длительное время и имеет
строго определенную позицию. В соответствии
с общей теорией ТВПП, подготовленной
автором, ТВПП является главным средством
для развития смекалки и сообразительности.
Отвлечемся от развития этой способности
людей, безразлично как ее считать —
предтечей или первой ступенькой
интеллекта.

Здравомыслие
и мышление.
Здравомыслием является
стихийно возникающая способность,
которая представляет применение главных
приемов мышления. Каждый нормальный
человек развивает эту способность в
обыденной жизни. Особое значение из
приемов здравомыслия имеют энтимемы,
эпихейремы и сориты, которые люди не
осознают. (В грамматике их обозначают
«назывными предложениями»). Здравомыслящие
люди должны понимать эту свою способность
вообще и как исходное начало для развития
логического и диалектического мышления.
Задача состоит в том, чтобы добиться
осмысления этих приемов рассуждения,
детерминировать их, сделать их сознательным
методом мышления.


Путь разума

сориты
полиссилогизмы
доказательства
теории

Сориты
здравомыслящих людей выступают в виде
рядов слов для выражения последовательностей
развития объектов. Сориты интеллектуалов
— всего лишь ядро теоретического понимания
объекта. Интеллектуал знает сориты как
сокращенные полиссилогизмы, являющиеся
доказательством и ядром теоретического
понимания. Разработка соритов возможна
только в меру разработки теории. Нет
соритов вне теории, как и теории нет вне
соритов.

┌─ мышления (интеллекта)

┌─┴─ знания (эрудиции)

┌─┴─── труда (нравственности)

«Школа должна учить мыслить».
Этот лозунг провозглашен давно и его
можно считать общепризнанным. Тем не
менее, этот лозунг не однозначен в виду
того, что по-разному понимают сущность
мышления. Считая мышление результатом
только специального обучения, исходим
из того, что современная школа не обучает
логическому мышлению.

Стихийное
и сознательное диалектическое мышление.
Диалектическое мышление первоначально
возникает в качестве стихийного. Таковым
можно считать многие диалоги Платона,
развивающуюся с древности систематику
животного мира, особенно кладизм ХХ
века. Таким же можно считать и систему
химических элементов Д. Менделеева, да
и многие фрагменты работ Маркса, Энгельса,
Ленина. Стихийным признаем такое
мышление, когда заранее не установлены
его каноны. Одного провозглашения
необходимости применять диалектику не
достаточно для того, чтобы гарантировать
диалектическое мышление по существу.
Конечно, имеются разные переходные
формы между стихийностью и сознательностью
таких деяний.

Пропедевтика
диалектического мышления.
Пропедевтикой
называют последовательное обучение
одному и тому же на разных уровнях
развития личности. В таком случае надо
строго определять последовательность
ступеней восхождения к определенному
менталитету как единству интеллекта и
эрудиции. Пропедевтика сознательного
диалектического мышления может быть
сведена к трем ступеням (формам).

диалектическое мышление
(ДМ)

┌──────────┼───────────┐

шаблонное
стереотипное
творческое

Человек
часто пытается осмыслить процесс своего
размышления, думанья. Это — элемент
здравомыслия. Специальное обучение
позволяет поднять уровень такого
самоанализа (рефлексии) и его плодотворность.
Тем не менее методология часто оказывается
не адекватной стоящим проблемам.
Накопленное наследство по данному
вопросу столь разнообразно, что его
легче игнорировать и вести речь о
разработке ТДМ, имея в виду ее
определенность, детерминированность,
однозначность восприятия, понимания.

рефлексия
методология

технология

Для
начала объясним ТДМ с помощью примеров
на основе пятого правила для руководства
ума Р. Декарта и идеи И. Канта. Затем
проиллюстрируем ее на примере работ
Платона. Системное объяснение ТДМ
предполагает одновременное и постепенное
развитие всеми возможными способами,
начиная с категорий, наглядного
моделирования графиками и текстового
объяснения, проработку рекомендуемой
литературы и т.п.

Часть первая

Диалектический метод мышления

[«Образцы диалектики»: 102,Т.19,с.202;
102,Т.20,с.19-22,

«При­меры диалектики»:
102,Т.20,с.580] *)

Диалектическое мышление (ДМ)


┌────┴────┐

стихийное 
сознательное (СДМ)


┌────┴────┐

диалектический
диалектическая

метод логика (ДЛ)

*).
Первое (одно) число указывает но­мер
источника в списке литературы. Последнее
число (если им­еется) — ном­ер страницы
соответствующего издания. Среднее число
(если и­меется) — но­мер том­а.
Третье число (при четырех численно­м
шифре) — часть то­ма. Разные сноски
даны через точку с запятой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция к смекте порошку для детей
  • Были ли евреи в руководстве рейха
  • Руководство предприятия намерено увеличить выручку от реализации на 10 с 40000
  • Пантенол крем декспантенол 5 evo инструкция по применению
  • Халиксол инструкция по применению сироп взрослым от кашля