Всем привет!
В прошлой жизни это был обычный стоковый матиз, а на данный момент его судьба — это полигон для тюнинга и реализации всяких бредовых и не очень идей.
Все работы с машиной производтся без участия различных автосервисов.
Комментарии, замечания, критика приветствуются.
FAQ.
FAQ. 01. Про крышку топливозаливной горловины.
FAQ. 02. Регулировка клапанов
FAQ. 03. Открытие багажника из салона рычажком (артикулы).
FAQ. 04. Полиуретан. Перед.
FAQ. 05. Полиуретан. Зад.
FAQ. 06. Сборка передней стойки в картинках ))
FAQ. 07. Изменение жесткости подвески(мини-оглавление).
Мысли вслух про матиз, или немного предистории…
! ! ! Обновленные записи ! ! !
☺ 1. Электрика
☺☺ 1.01. Безопасность
☺☺ 1.02. Сигнализация с дистанционным запуском
☺☺ 1.03. Блок контроля нейтрали, автосвет, и т.п.
☺☺ 1.04. Открытие багажника
☺☺ 1.05. Подрулевые переключатели
☺☺ 1.06. Датчик дождя
☺☺ 1.07. Подогрев сидений
☺☺ 1.08. Зеркала с подогревом
☺☺ 1.09. Парковочный радар
☺☺ 1.10. Камера заднего вида
☺☺ 1.11. Лампа заднего хода
☺☺ 1.12. Свет в салоне
☺☺ 1.13. Подсветка в салоне под ноги
☺☺ 1.14. Подсветка дверей
☺☺ 1.15. Подсветка багажника
☺☺ 1.16. Кнопка «Спасибо»
☺☺ 1.17. Автоподнятие замков
☺☺ 1.18. Видеорегистратор
☺☺ 1.19. Зуммер на не выключенный свет
☺☺ 1.20. Автоматическое отключение всех потребителей
☺☺ 1.21. Сигнал
☺☺ 1.22. Генератор
☺☺ 1.23. Утепление аккумулятора
☺☺ 1.24. Силовой кабель в багажник
☺☺ 1.25. Дополнительный аккумулятор
☺☺ 1.26. Индикация на приборке
☺ 2. Звук
☺☺ 2.01. Магнитола
☺☺ 2.02. Антенна
☺☺ 2.03. Усилитель
☺☺ 2.04. Передний сабвуфер
☺☺ 2.05. Задняя акустика
☺☺ 2.06. Передняя акустика
☺ 3. ТермоВиброШумоИзоляция
☺☺ 3.01. Материалы и расход
☺☺ 3.02. От моторного отсека за панелью приборов
☺☺ 3.03. Каркас приборной панели
☺☺ 3.04. Крыша, стойки
☺☺ 3.05. Днище изнутри
☺☺ 3.06. Передние и задние арки
☺☺ 3.07. Багажный отсек
☺☺ 3.08. Двери
☺☺ 3.09. Внутренний пластик
☺☺ 3.10. Защита картера
☺ 4. Интерьер
☺☺ 4.01. Обрезаем рычаг переключения
☺☺ 4.02. Накладки на педали
☺☺ 4.03. Ручки задних пассажиров
☺☺ 4.04. Переворачиваем запаску
☺☺ 4.05. Фанерное дно в багажник
☺☺ 4.06. Очечник
☺☺ 4.07. Волосатые коврики
☺☺ 4.08. Открытие багажника из салона рычажком (артикулы).
☺ 5. Экстерьер
☺☺ 5.01. Улыбка©
☺☺ 5.02. LED
☺☺ 5.03. Белые поворотники
☺☺ 5.04. Лампы в головной свет
☺☺ 5.05. ПТФ
☺☺ 5.06. Cетка в «щель» между поворотниками
☺☺ 5.07. Покраска деталей в цвет кузова
☺☺ 5.08. Накладки на пороги
☺☺ 5.09. Рамки номеров
☺☺ 5.10. Защита картера
☺☺ 5.11. Веерные форсунки стеклоомывателя
☺☺ 5.12. Щетки дворников
☺☺ 5.13.01 Пленка на капот v.1.
☺☺ 5.14 Спойлер
☺ 6. Двигатель
☺☺ 6.01. Выпуск
☺☺☺ 6.01.1 Доработка выпуска версия 2 компоненты
☺☺☺ 6.01.2 Доработка выпуска версия 2 передняя часть
☺☺ 6.02. Клапан ЕГР
☺☺ 6.03. Переключатель октанового числа
☺☺ 6.04. Фильтр нулевого сопротивления
☺☺☺ 6.04.1. Обслуживание фильтра нулевого сопр.
☺☺ 6.05. Замена распредвала, ремня ГРМ. Начало.
☺☺☺ 6.05.1. Замена распредвала, ремня ГРМ. отчет Ч.1.
☺☺☺ 6.05.2. Замена распредвала, ремня ГРМ. отчет Ч.2.
☺☺☺ 6.05.3. Замена распредвала, ремня ГРМ. отчет Ч.3.
☺☺☺ 6.05.4. Замена распредвала, ремня ГРМ. отчет Ч.4.
☺☺☺ 6.06. Внимание! Расширительный бачок ОЖ!
☺ 7. Ходовая часть
☺☺ 7.01. Kayaba Excel-G
☺☺ 7.02. Грохот суппортов
☺☺ 7.03.1 Полиуретан (минимум)
☺☺ 7.03.2 Полиуретан. Перед (максимум)
☺☺ 7.03.3 Полиуретан.Зад (максимум)
☺☺ 7.04. Передние рычаги
☺☺ 7.05. Подшипники, тормоза…
☺☺☺ 7.05.01. + про передние ступичные подшипники
☺☺☺ 7.05.02. Очередная замена ступичных подшипников
☺☺ 7.06. Колеса R15 6.5J ET40 + 165/50 R15
☺☺ 7.07.1. Колеса R17 7J ET42 + 185/35 R17 Часть 1. Идея!
☺☺ 7.07.2. Колеса R17 7J ET42 + 185/35 R17 Часть 2. Примерка
☺☺ 7.07.3. Колеса R17 7J ET42 + 185/35 R17 Часть 3. Готово!
☺☺ 7.08.1 Hankook Frixa S1D09 vs Allied Nippon ADB 0486
☺☺ 7.08.2 Опыт эксплуатации Allied Nippon ADB 0486
☺☺ 7.09.1 Обкатываем зимнюю резину правильно!
☺☺ 7.09.2 Результат обкатки резины через пол года.
☺☺ 7.09.2 Результат обкатки резины два сезона спустя.
☺☺ 7.10 Изменение жесткости подвески(мини-оглавление).
☺☺ 7.10.1 Перед. Пружины. Жестче стока, высота сток.
☺☺ 7.10.2 Перед. Пружины. На много жестче стока, высота сток.
☺☺ 7.10.3 Перед. Пружины. Жестче стока, высота ниже стока.
☺☺ 7.10.4 Доработка передней стойки под занижение.
☺☺ 7.10.5 Зад. Пружины. Жестче стока, высота сток.
☺☺ 7.10.6 Зад. Пружины. На много жестче стока, высота сток.
☺☺ 7.10.7 Зад. Пружины. Жестче стока, высота ниже стока.
☺☺ 7.10.8 Зад. Пружины. На много жестче стока, высота ниже стока.
☺☺ 7.10.9 Зад. Доработка посадочных мест пружин.
☺☺ 7.11 Состав передней стойки, картинки, артикулы.
☺☺ 7.12 Сборка передней стойки в картинках ))
☺☺ 7.13 Замена передних стоек и задних пружин с переобувкой, сколько же по времени ?
☺☺ 7.14 Kayaba Excel-G или Bilstein B4?
☺ 8. Антикор
☺ 9. Расходники
☺ 10. Всякое разное.
☺☺ 10.01 Динамика овоща без внутренностей
☺☺ 10.02 Вкусняшки для матиза
☺☺ 10.03 Номера на самозатяжные заклепки
☺☺ 10.04 Просили видео?
☺☺ 10.05 Просто фотки
☺☺ 10.06 Трудовые будни
☺☺ 10.07 Небольшой фотосет на R17
☺☺ 10.06 Видео на R17
☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺☺
- Двигатель 0.8 бензиновый
- Механическая коробка передач
- Передний привод
- Машина 2004 года выпуска, была куплена в 2012 году
- Daewoo Matiz (M100, M150) выпускается с 1998 года
Описание изменено 7 лет назад
Интерьер: Очечник.
аксессуары
121
23
9 лет
50 000 км
Изменение жесткости подвески(мини-оглавление).
тюнинг
126
14
8 лет
Пружины. Зад. Жестче стока, высота сток.
тюнинг
91
6
8 лет
Пружины. Зад. На много жестче стока, высота ниже стока.
тюнинг
73
5
8 лет
Пружины. Зад. Жестче стока, высота ниже стока.
тюнинг
77
0
8 лет
Пружины.Перед. Жестче стока, высота ниже стока.
тюнинг
77
4
8 лет
Доработка передних стоек под занижение подвески.
тюнинг
113
21
8 лет
Доработка посадочных мест задних пружин под занижение подвески.
тюнинг
102
13
8 лет
Пружины.Перед. На много жестче стока, высота сток.
тюнинг
93
20
8 лет
Пружины. Зад. Жестче стока, высота сток.
тюнинг
92
9
8 лет
Пружины.Перед. Жестче стока, высота сток.
тюнинг
93
10
8 лет
Полиуретан. Зад.
тюнинг
308
59
8 лет
Полиуретан. Перед.
тюнинг
335
86
8 лет
Ручки для переноски матиза, или родные рейлинги на крышу.
тюнинг
347
60
8 лет
Экстерьер: Спойлер
стайлинг
154
43
9 лет
50 000 км
Ходовая часть: Колеса R15 6.5J ET40 + 165/50 R15
тюнинг
172
117
9 лет
48 500 км
Выпуск: Доработка выпуска версия 2 передняя часть
тюнинг
112
51
9 лет
46 000 км
Выпуск: Доработка выпуска версия 2 компоненты
тюнинг
102
17
9 лет
46 000 км
Экстерьер: Пленка на капот.
стайлинг
141
67
9 лет
47 000 км
Замена распредвала на верховой, замена ремня ГРМ. Часть 4.
тюнинг
94
45
9 лет
46 000 км
Замена распредвала на верховой, замена ремня ГРМ. Часть 3.
тюнинг
87
24
9 лет
46 000 км
Замена распредвала на верховой, замена ремня ГРМ. Часть 2.
тюнинг
87
24
9 лет
46 000 км
Замена распредвала на верховой, замена ремня ГРМ. Часть 1.
тюнинг
101
48
9 лет
46 000 км
Замена распредвала на верховой, замена ремня ГРМ. Вступление.
тюнинг
97
79
9 лет
46 000 км
Ходовая часть: Полиуретан(минимум)
тюнинг
79
40
10 лет
40 000 км
Ходовая часть: Грохот суппортов
тюнинг
93
23
10 лет
40 000 км
Ходовая часть: Kayaba Excel-G
тюнинг
117
43
10 лет
40 000 км
Ходовая часть
тюнинг
68
8
10 лет
40 000 км
Двигатель: Фильтр нулевого сопротивления
тюнинг
75
30
10 лет
40 000 км
Двигатель: Переключатель октанового числа
тюнинг
134
110
10 лет
40 000 км
Двигатель: Клапан ЕГР
тюнинг
103
158
10 лет
40 000 км
Двигатель: Выпуск
тюнинг
69
0
10 лет
40 000 км
Двигатель
тюнинг
84
35
10 лет
40 000 км
Экстерьер: Щетки дворников
стайлинг
68
18
10 лет
40 000 км
Экстерьер: Веерные форсунки стеклоомывателя
тюнинг
99
36
10 лет
40 000 км
Экстерьер: Защита картера
тюнинг
71
15
10 лет
40 000 км
Экстерьер: Рамки номеров
стайлинг
60
6
10 лет
40 000 км
Экстерьер: Накладки на пороги
стайлинг
98
13
10 лет
40 000 км
Экстерьер: Покраска деталей в цвет кузова
стайлинг
69
11
10 лет
40 000 км
Экстерьер: Cетка в «щель» между поворотниками
стайлинг
80
8
10 лет
40 000 км
Экстерьер: ПТФ
стайлинг
89
27
10 лет
40 000 км
Экстерьер: Лампы в головной свет
стайлинг
75
31
10 лет
40 000 км
Экстерьер: Белые поворотники
стайлинг
69
20
10 лет
40 000 км
Экстерьер: LED
стайлинг
83
25
10 лет
40 000 км
Экстерьер: Улыбка©
стайлинг
121
16
10 лет
40 000 км
Экстерьер
стайлинг
53
14
10 лет
40 000 км
Интерьер: Фанерное дно в багажник
тюнинг
84
21
10 лет
40 000 км
Интерьер: Переворачиваем запаску
тюнинг
77
7
10 лет
40 000 км
Интерьер: Ручки задних пассажиров
тюнинг
79
5
10 лет
40 000 км
Интерьер: Накладки на педали
тюнинг
77
14
10 лет
40 000 км
Интерьер: Обрезаем рычаг переключения
тюнинг
97
38
10 лет
40 000 км
Интерьер
тюнинг
56
0
10 лет
40 000 км
Шумоизоляция: Защита картера
тюнинг
77
4
10 лет
40 000 км
Шумоизоляция: Внутренний пластик
тюнинг
101
25
10 лет
40 000 км
Шумоизоляция: Двери
тюнинг
77
9
10 лет
40 000 км
Шумоизоляция: Багажный отсек
тюнинг
82
12
10 лет
40 000 км
Шумоизоляция: Передние и задние арки
тюнинг
78
9
10 лет
40 000 км
Шумоизоляция: Днище изнутри
тюнинг
84
14
10 лет
40 000 км
Шумоизоляция: Крыша, стойки
тюнинг
79
18
10 лет
40 000 км
Шумоизоляция: Каркас приборной панели
тюнинг
69
0
10 лет
40 000 км
Шумоизоляция: От моторного отсека за панелью приборов
тюнинг
83
5
10 лет
40 000 км
Шумоизоляция: Материалы и расход
тюнинг
76
13
10 лет
40 000 км
ТермоВиброШумоИзоляция
тюнинг
67
0
10 лет
40 000 км
Звук: Передняя акустика
автозвук
77
25
10 лет
40 000 км
Звук: Задняя акустика
автозвук
75
12
10 лет
40 000 км
Звук: Передний сабвуфер
автозвук
97
24
10 лет
40 000 км
Звук: Усилитель
автозвук
69
25
10 лет
40 000 км
Звук: Антенна
автозвук
64
8
10 лет
40 000 км
Звук: Магнитола
автозвук
68
10
10 лет
40 000 км
Про звук
автозвук
54
0
10 лет
40 000 км
Итог эксплуатации зимней резины через 2 сезона.
шины
84
24
8 лет
71 500 км
R13-сток, R14-скучно, R15-было, R16-пропустим, R17- в самый раз! Изолента ))))
шины
370
139
8 лет
62 000 км
R13-сток, R14-скучно, R15-было, R16-пропустим, R17- в самый раз! Примерка дисков.
колёсные диски
246
69
8 лет
Результат обкатки зимней резины.
шины
172
35
8 лет
57 500 км
Обкатываем зимнюю резину правильно!
шины
214
133
9 лет
53 000 км
В команде новый игрок)
покупка машины
100
14
7 лет
Недавние красивые цифры…
наблюдение
64
1
8 лет
67 000 км
Немного про передние амортизаторы
наблюдение
196
29
8 лет
FAQ. 01. Про крышку топливозаливной горловины.
наблюдение
227
33
8 лет
400 ₽60 000 км
Небольшой опрос.
наблюдение
170
92
8 лет
57 000 км
Добавление про передние ступичные подшипники
наблюдение
205
167
9 лет
53 000 км
999 подписчиков или результат за пол года
наблюдение
97
59
9 лет
51 000 км
666 или поймал момент )))
наблюдение
73
1
9 лет
Спасибо 500 подписчиков !
наблюдение
75
14
10 лет
Внимание! Расширительный бачок ОЖ!
своими руками
112
14
8 лет
Сборка передней стойки в картинках ))
своими руками
258
40
8 лет
Состав передней стойки, картинки, артикулы.
своими руками
240
21
8 лет
Открытие багажника из салона рычажком.
своими руками
242
17
8 лет
Замена передних стоек и задних пружин с переобувкой, сколько же по времени ?
своими руками
179
26
8 лет
Про тормозные колодки Allied Nippon ADB 0486
плановое ТО
177
29
8 лет
Передние ступичные подшипники, очередная замена.
своими руками
215
23
8 лет
FAQ. 02. Регулировка клапанов
плановое ТО
209
46
8 лет
Волосатые коврики.
расходники
194
15
8 лет
57 000 км
Электрика: Подсветка дверей
электроника
128
51
8 лет
40 000 км
Hankook Frixa S1D09 vs Allied Nippon ADB 0486 HD
плановое ТО
116
74
9 лет
53 000 км
Ходовая часть: Подшипники, тормоза…
плановое ТО
216
90
9 лет
48 000 км
Обслуживание фильтра нулевого сопротивления
плановое ТО
87
33
9 лет
46 000 км
Вкусняшки для матиза.
запчасти
94
50
10 лет
45 000 км
Расходники
расходники
89
71
10 лет
40 000 км
Антикор
плановое ТО
99
18
10 лет
40 000 км
Ходовая часть: Передние рычаги
своими руками
75
47
10 лет
40 000 км
Электрика: Индикация на приборке
электроника
74
31
10 лет
40 000 км
Электрика: Дополнительный аккумулятор
электроника
85
21
10 лет
40 000 км
Электрика: Силовой кабель в багажник
электроника
66
9
10 лет
40 000 км
Электрика: Утепление аккумулятора
электроника
95
26
10 лет
40 000 км
Электрика: Генератор
электроника
76
13
10 лет
40 000 км
Электрика: Сигнал
электроника
63
30
10 лет
40 000 км
Электрика: Автоматическое отключение всех потребителей
электроника
64
8
10 лет
40 000 км
Электрика: Зуммер на не выключенный свет
электроника
76
19
10 лет
40 000 км
Электрика: Видеорегистратор
электроника
73
12
10 лет
40 000 км
Электрика: Автоподнятие замков
электроника
77
6
10 лет
40 000 км
Электрика: Кнопка «Спасибо»
электроника
96
25
10 лет
40 000 км
Электрика: Подсветка багажника
электроника
104
28
10 лет
40 000 км
Электрика: Подсветка в салоне под ноги
электроника
71
12
10 лет
40 000 км
Электрика: Свет в салоне
электроника
71
11
10 лет
40 000 км
Электрика: Лампа заднего хода
электроника
91
46
10 лет
40 000 км
Электрика: Камера заднего вида
электроника
77
22
10 лет
40 000 км
Электрика: Парковочный радар
электроника
64
11
10 лет
40 000 км
Электрика: Зеркала с подогревом
электроника
107
32
10 лет
40 000 км
Электрика: Подогрев сидений
электроника
154
18
10 лет
40 000 км
Электрика: Датчик дождя
электроника
97
45
10 лет
40 000 км
Электрика: Подрулевые переключатели
электроника
92
20
10 лет
40 000 км
Электрика: Открытие багажника
электроника
87
16
10 лет
40 000 км
Электрика: Блок контроля нейтрали, автосвет, и т.п.
электроника
90
17
10 лет
40 000 км
Электрика: Сигнализация с дистанционным запуском
электроника
67
7
10 лет
40 000 км
Электрика: Безопасность
электроника
66
4
10 лет
40 000 км
Электрика
электроника
80
17
10 лет
40 000 км
Видео на 17-шках после фотосета.
видео
208
35
8 лет
66 666 км
Фотки на 17-шках + сравнение прочности с прошлыми 15-шками
фотография
266
121
8 лет
Фотки с … или вышел из сумрака )))
фотография
95
34
9 лет
51 000 км
Просили видео ?
видео
112
58
9 лет
50 000 км
Просто фотки.
фотография
80
13
9 лет
Динамика овоща без внутренностей.
видео
88
74
10 лет
40 000 км
опять двадцать пять))
прикол
110
8
5 лет
Стопицот
просто так
85
12
5 лет
100 500 км
Матиз? Матиз!
просто так
225
41
7 лет
76 000 км
Просто так ))))
просто так
135
29
7 лет
76 000 км
Новости.
другое
154
0
7 лет
R13-сток, R14-скучно, R15-было, R16-пропустим, R17- в самый раз!
другое
196
30
8 лет
Трудовые будни смайлика.
просто так
172
19
8 лет
Матиз, плюсы и минусы или история одного матиза
просто так
195
77
9 лет
Немного новостей.
просто так
73
0
10 лет
45 000 км
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Или крепим номера
просто так
97
49
10 лет
1 ₽45 000 км
Перед проведением описанных в инструкции работ необходимо снять ККМ с учёта в налоговых органах.
Порядок выполнения работ по доработке ККМ FPrint до принтера документов (ПД) FPrint
1. Разберите корпус устройства.
2. Отсоедините кабель ККМ-ЭКЛЗ от разъёма ЭКЛЗ на БУ.
3. Извлеките ЭКЛЗ с кабелем из корпуса ККМ.
4. Удалите остатки клея на месте крепления ЭКЛЗ.
5. Запрограммируйте ПО микросхемы процессора БУ (Winbond W78E516B40PL).
Программирование может производиться по интерфейсу RS-232 или непосредственно при помощи программатора.
5.1. Для программирования по интерфейсу RS-232 необходимо:
— Подключить устройство к ПК.
— На ПК запустить утилиту «Loader.exe» (утилиту можно скачать с сайта ГК АТОЛ, в разделе технической поддержки.
— Перевести устройство в режим программирования BOOT.
— Подключить блок питания к принтеру документов, включить блок питания в сеть, включить ПД.
— Указать в диалоговом окне утилиты «Loader.exe», в поле «Порт:» номер последовательного порта ПК, к которому подключен ПД
Нажать на кнопку «…», справа от поля «Файл прошивки». В отобразившемся диалоговом окне указать файл ПО. ПО можно найти на сайте ГК АТОЛ.
— Нажать на кнопку «Открыть».
— В основном диалоговом окне утилиты нажать на кнопку «Загрузить».
5.2. Для программирования при помощи программатора необходимо:
— Извлечь из блока управления микросхему процессора (W78E516B40PL).
— Записать в микросхему процессора ПО при помощи программатора. ПО можно найти на сайте ГК АТОЛ.
6. Замените блок фискальной памяти.
7. Запустите Технологический прогон (см. Руководство по эксплуатации, которое можно найти на сайте ГК АТОЛ). Убедитесь, что прогон завершился без ошибок (на ошибку обмена с ЭКЛЗ не обращайте внимания).
Соберите принтер документов.
9. Опломбируйте изделие согласно Руководству по эксплуатации принтера.
10. Введите заводской номер изделия (заводской номер ПД соответствует заводскому номеру ККМ).
11. Установите код защиты. Код защиты выдаётся сотрудниками технической поддержки ГК «АТОЛ» по письменному запросу с указанием наименования модели ПД и его заводского номера.
Примечание: код защиты ПД отличается от кода защиты ККМ.
12. При необходимости выполните активизацию принтера документов согласно приложению к Руководству по эксплуатации.
13. Удалите с корпуса изделия марку пломбу, голограмму СВК, голограммы сервисного обслуживания, идентификационный знак. При необходимости удалите остатки клея на месте расположения наклеек.
14. Удалите шильдик ККМ с изделия и наклейте шильдик ПД согласно Руководству по эксплуатации.
15. Удалите наклейку с названием контрольно-кассовой машины с корпуса изделия и при необходимости установите наклейку с названием принтера документов.
Если пройтись по зарубежным сайтам с запросом «product requirements document», то можно найти креативные и убедительные статьи про то, что техническое задание (ТЗ, PRD) умерло. Отчасти с этим нужно согласиться — при разработке продукта с нуля прототипирование выглядит гораздо интереснее и эффективнее, чем тома записей заказчика, порой ну очень непрофессиональные. Однако, если речь идёт о доработке базовой системы, то дело принимает совершенно другой оборот. Мы сталкиваемся и с доработкой, и с заказной разработкой, поэтому на ТЗ собаку съели, если повар нам не врёт. В общем, сегодня — о тех самых классических технических заданиях, которые пишутся на доработку купленного и установленного программного обеспечения. Короче, о наболевшем.
Грани взаимодействия
Прежде, чем приступить к препарации процесса создания технического задания, поговорим о четырёхугольнике, в который попадают исполнитель и заказчик, приступая к проекту.
Требования — желаемое поведение системы, описанное заказчиком или холдером процесса, подлежащее реализации. Как правило, требования формируются на основании опыта работы, представления правильного поведения программы. Это ключевая информация для разработчика (вендора), однако именно на этапе сбора требований возникает самое большое число коллизий, ошибок, излишних запросов и проч.
Ресурсы — люди, машины, инвентарь, среда разработки, время и деньги, которые должны использоваться в процессе реализации требований. Ресурсы требуют чёткого планирования и оценки на этапе согласования технического задания. Грамотная расстановка приоритетов со стороны заказчика и распределение трудовых ресурсов со стороны вендора позволяют избежать срыва сроков и минимизировать иные риски.
Возможности — если кратко, то это то, что реально может сделать вендор (исполнитель). Рассмотрим на примере нашей RegionSoft CRM. Клиент покупает систему и составляет техническое задание на доработку: нужно создать интеграцию с сайтом и привязку событий в CRM к номеру заказа интернет-магазина. Это реально исполнимое требование, у нас есть ресурс и возможность сделать это. А ещё нужно разработать и прикрутить к CRM CMS, систему управления контентом сайта. Теоретически мы это можем, но у нас нет возможности это сделать дёшево, а у клиента нет возможности заплатить нам столько, чтобы мы перекинули на задачу человеческие и временные ресурсы. В итоге от этого требования заказчик отказывается — да и CMS ему не особо нужна, всё и так хорошо. Но о «жадности» ТЗ— позже.
Ограничения — набор препятствий, которые делают выполнение задач из ТЗ затруднительным или невозможным: бюджет, стек технологий, лицензионные проблемы, законодательные запреты, аппаратные конфигурации и проч.
Таким образом, все четыре сущности тесно переплетаются между собой и определяют успех проекта в целом. Рассмотрим каждый элемент и попробуем выделить критические моменты, которые нужно иметь ввиду, работая над техническим заданием.
Сбор и анализ требований
Это очень важный внутрикорпоративный процесс, в ходе которого выясняется, чего хотят от программы (здесь и далее возьмём CRM, но методы работают и с другими типами софта) потенциальные пользователи. Если вы обратитесь к крупному вендору типа SAP или системному интегратору, то с высокой долей вероятности вам предложат воспользоваться услугами бизнес-консультанта (он же персональный менеджер, он же аккаунт-менеджер, он же «теперь ваш представитель в нашей компании»). На самом деле, в большинстве случаев это обычный вышколенный продажник, у которого две задачи: накрутить стоимость проекта и не дать вам сорваться с крючка.
Он находится здесь уже целый час и даже не притронулся к белой маркерной доске. Он не настоящий системный аналитик
Лучше, чем вы и ваши сотрудники, вашу компанию не знает никто. А значит, сбор и анализ требований — исключительно ваша задача, в которой вендор может помочь и направить, но ни в коем случае не вмешаться в процесс. Расспросите разработчика о подобных внедрениях, уточните, на что обратить внимание и приступайте. Кстати, неплохим помощником может быть ваш сотрудник, который хорошо разбирается в профильной теме и примерно представляет архитектуру ПО и знаком с процессом разработки — он может выступить в роли аналитика и внутреннего эксперта, замкнуть на себе процесс создания ТЗ и общения с вендором.
Есть очень простая схема сбора требований.
- Создайте рабочую группу из руководителей и опытных специалистов подразделений, которые будут пользоваться CRM. Расскажите о решении, которое предполагается выбрать, предоставьте доступ к демо-версии.
- Члены рабочей группы должны передать информацию сотрудникам и запросить у них пожелания к новой программе в абсолютно свободной форме. Если кто-то из сотрудников никогда не сталкивался с подобным софтом и не готов говорить в аспекте будущего использования, нужно попросить его описать свои периодические задачи, это универсальный подход.
- Затем каждое подразделение устанавливает, чего нет в CRM или чему она не соответствует, и агрегирует информацию.
- Рабочая группа анализирует собранные требования, проверяет и исключает пересечения. Например, нередко отдел продаж и отдел маркетинга заказывают один и тот же отчёт, но в требованиях могут по-разному называться поля и сущности, хотя данные за ними стоят одинаковые. Соответственно, нужно придти к единой форме.
- Рабочая группа формирует список требований и расставляет приоритеты. На этом этапе можно подключить вендора, поскольку он отвечает за ресурсы. Например, можно попросить создать пользовательский отчёт для RegionSoft CRM, а можно заказать интеграцию с сайтом. Это совершенно разные по срокам задачи, здесь очень важен приоритет.
После того, как требования собраны, проанализированы и согласованы с сотрудниками и руководством, можно приступать к созданию технического задания. Вы можете попросить форму у вендора или составить его самостоятельно — в любом случае есть несколько железных правил, соблюдение которых избавит от головной боли и вас, и вашего поставщика CRM.
Анатомия технического задания
Если говорить о процессе создания технического задания, то существует несколько этапов. Их последовательное прохождение и приводит заказчика к желаемой доработке. Вот они.
- Выявление — определение требований, поиск проблем, которые необходимо решить.
- Анализ — разбор требований, выделение ключевых потребностей, обобщение.
- Адаптация — оценка требований в контексте возможностей CRM и существующих бизнес-процессов.
- Документирование — формальное и подробное описание требований, согласование ТЗ.
- Общение с вендором (разработчиком) — итеративное взаимодействие с вендором по поводу доработок согласно составленному ТЗ.
- Реализация — работа вендора над созданием необходимой функциональности. Лучше, если вендор будет постоянно на связи с заказчиком — так продукт на выходе будет наиболее точно соответствовать видению клиента.
- Тестирование — проверка функциональности сотрудниками вендора, внутренними экспертами клиента и конечными пользователями с целью установления соответствия доработки и ТЗ, работоспособности системы с изменениями.
Вообще, техническое задание может быть создано на основе требований нескольких уровней, которые могут пересекаться и сотрудничать при создании проекта или не взаимодействовать вовсе.
Уровень бизнеса — самый глобальный уровень, на котором решаются сложные и приоритетные задачи. К этому уровню можно отнести интеграции, доработки и моделирование бизнес-процессов, разработку новых функциональных модулей. Как правило, это ресурсоёмкая разработка, с серьёзными консультациями и тесной совместной работой с заказчиком. Например, в своё время в RegionSoft CRM такой заказной доработкой были складской учёт, касса и производство. Постепенно изменения вошли в релиз, а позже позволили создать новый продукт для оптовых, розничных магазинов и гипермаркетов — RegionSoft Retail.
Уровень пользователя или группы пользователей. На этом уровне реализуются задачи по доработке существующего интерфейса. Например, пользователь может захотеть, чтобы при наведении курсора на клиента появлялось окошко со номером и статусом последнего заказа или существовал кастомный отчёт с особой группировкой данных. Доработки на этом уровне занимают меньше времени, но их может быть много — например, несколько требований от отдела маркетинга, логистики и технической поддержки.
Уровень функциональности. Зачастую его трудно отделить от предыдущего, здесь работает формальный критерий — доработка не на уровне отображения чего-либо в интерфейсе, а на уровне доработки логики системы. Сюда можно отнести требования к различного рода сортировкам, интеграциям с чатом, возможностям телефонии.
Уровень сервиса — на самом деле, требования этого уровня должны первыми попадать в новые сборки с фиксами. Это задачи по скорости отклика системы, работе под высокой нагрузкой, безопасности. В идеальном варианте у вендора не должно быть таких доработок — корпоративный софт не должен тормозить, терять данные, схлопывать формы и раздавать права доступа одного уровня. Но если требование появилось, и оно не связано с персональной паранойей заказчика или проблемами на стороне аппаратного обеспечения, стоит уделить ему повышенное внимание.
Уровень технологии — последний в списке, но по важности и сложности опережающий остальные. Это могут быть требования клиента, связанные с платформой, операционной системой или устройствами. Например, запрос сборки под MacOS. Очень здорово, если такие требования постепенно перерастут в релизы, но иметь их фиксы обязательно. Именно из запросов клиентов на этом уровне мы сделали сборку RegionSoft CRM под MacOS и добавили удалённый доступ по технологии TRM как временное решение редкого, но существующего запроса мобильной версии.
Анатомия технического задания проста, во всяком случае в виде скелета. Обязательные части технического задания помогают заказчику сосредоточиться на проблеме и сформулировать задачу правильно, а исполнителю — понять, что же от него хотят. Кстати, о понимании. Конечно, в начале поста мы немного слукавили, отрицая бизнес-консультантов как класс. Дело вот в чём: каждый вендор работает на рынке по несколько лет (мы сейчас не о CRM-однодневках), а то и десятков лет, а значит имеет набор кейсов практически по каждой отрасли. Соответственно, и инженеры, и программисты, и продажники знакомы со спецификой внедрения в каждом типе компании. Но опять-таки, важно ориентироваться именно на свой бизнес.
Для кого? В этом разделе нужно описать, кто будет конечным пользователем доработки, какие задачи и с какой периодичность планируется решать.
Приведу пример. В одной компании внедряли CRM, предполагалась работа на довольно большом массиве данных (несколько десятков миллионов записей в месяц, несколько сотен тысяч записей в день). Начальник отдела продаж запросил отчёт по выгрузке этих записей с периодичностью «ежедневно». Естественно, что такой отчёт при одновременной работе сотни пользователей нагружал систему — были найдены решения по оптимизации процесса. Уже в ходе работы выяснилось, что продажник перестраховался и отчёт нужен ему только по итогам месяца, и то его можно запускать по расписанию ночью. Стоит ли говорить, что время и деньги были потрачены зря.
Зачем? Обоснование необходимости доработки и его место в бизнес-процессе. Этот пункт больше нужен самому заказчику, но и вендору нелишне знать, какие ещё процессы будут затронуты. Иногда это помогает найти альтернативное решение.
Что должно делать? Самый информативный блок — в нём описываются требования, ожидания от системы. И вот тут случаются тем самые перлы, чудеса и коллизии, которые впору отправлять на башорг, и которые ну очень усложняют жизнь. Причина одна — пользователь не знает, чего он хочет, что нужно сделать. Есть ещё маленькая подпричина — пользователь не может сформулировать требования. И тут задача разработчика (рабочей группы, аналитика, если он есть) помочь сформулировать потребность верно, выбрать целесообразное требование, вписать задачу в контекст работы системы. В этом же блоке нужно упомянуть ожидаемый результат.
Параметры технического задания — сроки, этапы реализации, ответственные от всех сторон, необходимые контакты и проч. Фактически это совокупность важных формальных вещей, делающих документ техническим заданием. Техническое задание обязательно должно быть согласовано и подписано сторонами во избежание многочисленных изменений по ходу разработки (они всё равно будут, но в меньшем объёме).
В идеальном варианте техническое задание составляется при активном участии вендора, и его итог представляет собой примерно такую структуру:
- Описание требования каждого механизма и каждой функциональности
- Описание реализации данной функциональности
- Стоимость работ по каждому из этапов в отдельности
- Общая стоимость работ по данному техническому заданию
- Сроки исполнения работ с разбивкой по этапам и указанием очерёдности
- Описание условий установки и тестирования доработки
- Оговорки об исчерпывающем характере технического задания и иные условия
10 правил, написанных слезами разработчика
Техническое задание на доработку должно быть ТЗ на доработку, а не 300-страничным описанием CRM, которая необходима клиенту. Перед составлением требований следует внимательно ознакомиться с интерфейсом системы, её возможностями, документацией — скорее всего, большая часть «хотелок» уже есть в базовой поставке. Вторым шагом я бы рекомендовал обратить внимание на встроенные инструменты доработки (дизайнеры отчётов, конфигураторы и проч.) — возможно, нужные изменения сможет внести штатный программист (во многих компаниях они есть).
Техническое задание не должно быть жадным. Нередко бизнес переоценивает свои возможности или желает получить «всё и сразу». Такой подход не оправдан ни с точки зрения денег, ни с точки зрения бизнеса. Вендор, как правило, существует не пару недель (в случае RegionSoft — 15 лет), и к нему можно обратиться и через некоторое время, когда вы уже реально поймёте, чего в CRM не хватает.
Яркий пример избыточности буквально из вчерашнего дня: клиент купил ERP одной известной российской компании, думая, что раз работает бухгалтерский учёт, то и ERP этого вендора будет хороша. ERP оказалась не то чтобы не очень сама по себе, но очень не подходящей бизнесу. А вот RegionSoft CRM со складским учётом и производством подходит. Есть решение: забыть про ERP, поплакать, интегрировать учёт 1С с новой CRM и радоваться удобной реализации. Но вбуханных денег жалко! И клиент требует интегрировать CRM с ERP. Мы и не такое делали, но зачем такая трата, зачем две относительно схожих системы?
Техническое задание должно быть реалистичным и выполнимым — как по требованиям, так и по срокам. Здесь важно прислушиваться к мнению вендора, поскольку он точно знает, какое время уйдёт на ту или иную задачу. Поверьте, разработчику не выгодно тянуть время и накручивать срок — ему выгодно завершить как можно больше проектов и сделать это хорошо, чтобы не получить удар по репутации. Что касается реалистичности, то избежать просьб допилить CRM до уровня системы управления коллайдером просто: следует включать в требования то, что действительно нужно на данный момент и в обозримом будущем.
Например, RegionSoft CRM — десктопная программа, у нас нет клиента для браузера. Просить нас создать web-приложение для одной компании бессмысленно, это крупная разработка, она сейчас ведётся и не является возможной доработкой для одной компании. Нет, конечно, всё имеет свою цену, но опять же — в общем случае требование невыполнимое.
Не нужно путать с ситуацией, когда речь идёт о заказной разработке и в корне меняется идея и логика работы приложения, фактически спонсируется создание нового программного обеспечения «под себя». Но это другая история.
Техническое задание должно быть подробным. Нужно указать все значимые детали будущего проекта: от периодичности использования программы до пожеланий по интерфейсу. Чем подробнее будут изложен требования, тем проще и быстрее пройдут реализация и тестирование. Особо стоит уделить внимание деталям, если вы работаете в специфичной отрасли (медицина, страхование, банки) — подробное изложение нюансов взаимодействия бизнеса и программы обеспечит понимание задачи вендором и быструю адаптацию системы к вашей компании.
Обязательно обратите внимание на форматы чисел, названия полей, наличие или отсутствие выпадающих списков, поведение кнопок и хинтов, типы данных. Если заказчик использует собственные формулы, которые необходимо заложить в логику работы CRM (например, расчёт дилерских бонусов), эти формулы должны быть прописаны с полной расшифровкой их обозначений и логики расчёта.
Да, корпоративный софт выглядит примерно так, и в нём много важных мелочей
Техническое задание должно быть однозначным и точным. Расплывчатые формулировки, варианты реализации, нечёткие требования — всё это путь в тупик. Бывает, что клиент из благих намерений пишет в ТЗ несколько вариантов поведения системы, близких, но не равнозначных. В этом случае он уверен, что помогает, подсказывает программисту, но на самом деле
благими намерениями устлана дорога в ад
разработчик должен понимать, что именно нужно, а как это сделать он выберет сам, исходя из особенностей системы и стека используемых технологий.
В этом году ты можешь снова загадать одно желание. Только, прошу, не трать его на то, что даже я не смогу выполнить, типа понятных бизнес-требований!
Техническое задание должно быть написано на человеческом языке. И это важно, нет, ВАЖНО. Выделю две ситуации, когда проблемы с языком приводят к затягиванию реализации проекта.
- Клиент пытается продемонстрировать свою техническую грамотность и городит конструкции типа: «имплементировать окно с хинтом в тело календаря с возможностью реакции на колл события…» вместо «в календаре должно всплывать окно, в котором можно отметить задачу как выполненную». Если у вас или вашего внутреннего эксперта нет навыков написания технических текстов, не гуглите — пишите обычными словами, мы их понимаем.
- ТЗ переполнено грамматическими ошибками. Нужно не только избавиться от расплывчатых описаний и метафор (из реального: «Чтобы компьютер не пищал, будто помирает в судорогах»), лишних слов, слов-паразитов. Проверяйте пунктуацию – зачастую ошибки в ней искажают смысл требования. Задание на проект – это документ и лексика в нём должна быть соответствующая, а грамотность — близкая к 100%.
И ещё — не используйте редакторы типа Microsoft Visio и UML-диаграммы, если вы в них не разбираетесь. То, что кажется красивым и деловым, на взгляд разработчика оказывается адской путаницей. Если хочется вставить схему или картинку — нарисуйте её человеческими методами, не утруждайте себя, это нам, разработчикам, ничем не поможет.
Техническое задание не должно быть жалобной книгой. Нужно решать проблему, а не описывать её, уделяя внимание шрифтам и забывая об описании требований. ТЗ должно содержать не только саму проблему, но и её решение на уровне осмысления — далее разработчик уже решит её на уровне кода. Сравните «отдел продаж плохо планирует, теряет цифры, уже год боремся» и «необходимо создать отчёт, который будет сохранять значения плана и факта продаж ежемесячно, в разрезе групп номенклатуры».
Техническое задание должно уметь смотреть в будущее. Ну не совсем оно, а люди, стоящие за ним. Если известно, что в скором времени будут происходить изменения в бизнес-процессах, это нужно обязательно учитывать, чтобы не платить за доработку дважды.
Техническое задание не должно быть бюрократичным. Если вы хоть раз составляли этот документ, то наверняка ощущали, как тяжело избежать соблазна скатиться в бюрократию, наворотить вводных слов, строгих оборотов и описать каждый пункт как статью Уголовного кодекса (желательно с наказанием всем за нарушение). Бюрократические формулировки маскируют неполное понимание целей создания ТЗ. Ответственность вендора прописана в договоре, там же написан бюджет. Не стоит переносить эти моменты в техническое задание.
Техническое задание должно быть техническим заданием. Звучит парадоксально, но часто вместо ТЗ мы читаем письма, жалобы, договоры, заново написанную инструкцию к CRM или протокол совещания. Конечно, работать по такому документу невозможно. Для того, чтобы не уйти от формы и содержания, воспользуйтесь старой школьной уловкой: рассмотрите термин по словам. Техническое — значит, диктует доработку, технику, направлено на решение задачи посредством изменения ПО. Вот о задаче в контексте ПО и нужно говорить. Задание — значит, постановка вопроса, проблемы, без советов, подсказок и предварительных оценок. Просто формулировка задачи.
Заповеди закончились, теперь отповедь
Кроме перечисленных правил, есть ещё несколько вещей, о которых стоит рассказать. Речь идёт о целях, планах и ожиданиях — всех тех оставляющих, которые делают проект успешным, а отношения вендора и клиента почти дружескими.
Техническое задание нужно писать быстро, даже если перед вами стоит задача автоматизации процессов сотового оператора или крупного гипермаркета. Это связано с тем, что технологии развиваются с огромной скоростью и даже та система, которую вы внедряете, за полгода-год может пережить мажорный релиз (а иногда и два), получить новую функциональность. Возможно, придётся пересмотреть необходимость доработок и начать процесс заново.
Наконец он нашёл время закончить ТЗ. Но, увы, вокруг не осталось разработчиков, чтобы его реализовать.
Клиент не знает о стеке и технических ограничениях. И знать не должен — это задача вендора, именно он оценивает работы после составления технического задания. Заказчику не стоит углубляться в технологии и на каждой запятой спрашивать, сможет ли вендор сделать ту или иную вещь. Составьте комплексное ТЗ и разработчик выберет подходящую архитектуру — нередко даже лучшую, чем вы могли подумать.
Оценить бюджет и избежать неприятных сюрпризов — едва ли не совместная задача номер один. Не стоит дёргать вендора и требовать от него примерной оценки работ (ну хоть приблизительно, навскидку, на глазок, а как у других, ну в проектах такого типа, а по опыту, ну так, в пределах погрешности). Полная оценка бюджета возможна только после прочтения, анализа и окончательного утверждения технического задания. Если ваш разработчик поступает иначе — готовьтесь к тому, что доработка обойдётся минимум в два раза дороже.
Исходите из объективной необходимости изменений и расширений — выше я писал, что разработчик не исчезает и готов внести изменения и дополнения по вашим требованиям в любой момент. Поэтому не пытайтесь создать CRM/ERP мечты сразу, не требуйте от вендора кнопку «Всё работает, пока я пью кофе» — поработайте в системе, определите критичные для вас замечания и приступайте к сбору требований и составлению ТЗ.
О технических заданиях можно писать бесконечно, это настоящий генератор не только мемов и баек, но и головной боли. Можно рассказать о приоритетах и правилах оформления, о ГОСТе 1989 года, который делает ТЗ бесчеловечным, о стандартах IEEE, которые немного лучше, о прототипах и дополняющих их ТЗ. Но в конце хотелось бы ограничиться одним, самым главным правилом: техническое задание — не норма права, не ГОСТ и не догма, поэтому, если можно улучшить — улучшайте, можно упростить — упрощайте, можно сделать изящно и чтобы всем нравилось — делайте. Уверен, никто после такого не ткнёт носом в ТЗ и не скажет, что там такого не написано. Или почти никто.
Весь декабрь мы даём скидки на RegionSoft CRM и весь софт собственной разработки. С 1 по 15 декабря — 15% и крутые условия рассрочки и аренды. У нас не бывает -70% и -90%, потому что мы держим экономически обоснованную цену на лицензии, а не берём её с потолка.
Ну а если вам нужна CRM-система (с доработкой или без), то заходите на наш сайт, там много о CRM, её преимуществах и прочем корпоративном софте.
И да, мы всегда ищем партнёров, которые готовы продавать CRM и другие продукты, дорабатывать и продавать CRM, продавать софт и обучать пользователей. Разделение доходов честное и выгодное партнёру. Покажем, расскажем, научим. Пишите на dealer@regionsoft.ru
Слайды, слайды. Комиксы взяты с http://www.modernanalyst.com/ и из Pinterest. Если есть лучший перевод — будем рады его внести в пост.
Инструкция по доработке бесплатного ТЗ копирайтеру от Семен Ядрен
Перейти к содержанию
Как доработать бесплатное ТЗ копирайтеру от Семен Ядрен до рабочего варианта?
Бесплатное, оно и на то бесплатное, что над ним надо немного потрудиться.
Давайте вместе разберем, как сделать готовый вариант ТЗ, который можно отправить любому копирайтеру и получить интересный и качественный текст без переспама.
1. Копируем ТЗ из соответствующего текстового документа в пустой Excel файл.
Выделили все содержимое, скопировали …
Вставили…
Это необходимо для удобства дальнейшей работы с начальными данными.
* Удобно все последующие блоки формировать в соседних столбцах Excel файла и добавлять фон к тем блокам, из которых в дальнейшем будем формировать наше финальное задание.
2. Размер текста статьи
Оставляем как предлагает система или корректируем исходя из составленного плана.
3. Формируем план страницы/статьи
Оставляем самые интересные и полезные пункты из начального блока «2. Раскрыть темы в статье«.
* При необходимости изучаем содержимое страниц конкурентов из блока «10. При написании текста можно обращать внимание на страницы конкурентов«.
4. Формируем список запросов, которые использовать в точном вхождении
Точное вхождение (запросы из ядра) берем из блока 3 — «Обязательно использовать фразы в точном вхождении (кол. раз)»
* Анализируем и оставляем самые частотные, интересные и разнокоренные слова, которые будут помогать раскрывать нам тему.
* В списке запросы идут в порядке убывания точной частотности.
5. В разбавленном вхождении (запросы из ядра и LSI фразы)
5.1. Формируем список из блока 4 — «Так же необходимо использовать фразы в разбавленном вхождении (кол. раз):«.
* Помним о балансе упоминаний, чтобы не переспамить.
5.2. Дополняем список из блока 9 — «Вспомогательный хвост тематических запросов:«.
* Помним о балансе упоминаний, чтобы не переспамить.
5.3. Дополняем список из блока 5 — «Семантически близкие фразы из документов конкурентов:«.
Оставляем только фразы, которых нет выше в списках и могут дополнить раскрытие вопроса.
* Помним о балансе упоминаний, чтобы не переспамить.
6. Копируем LSI слова из 6, 7, 8 блоков начального ТЗ и анализируем
— Блок 6. «Семантически близкие слова из документов конкурентов:».
— Блок 7. «Семантически близкие слова из подсветок поисковой выдачи:».
— Блок 8. «Семантически близкие слова из подсказок поисковой выдачи:».
* Оставляем слова, которые дополнят текст и не встречаются в отобранных ранее запросах.
7. Формируем финальный список LSI слов с отобранных
8. Формируем финальное техничнское задание копирайтеру
* Соединяем в одно общее ТЗ все полученные блоки.
Скачать данный пример: excel формат — 16,9 кб
Вы хотите составить семантическое ядро?
Обращайтесь в «Семен Ядрен». Поможем!
Page load link