Выпускная квалификационная работа
на тему: « МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА»
Я.А. КОМЕНСКОГО – ПЕРВЫЙ ИСТОЧНИК ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ »
Выполнил:
студент заочного отделения
направление подготовки 44.03.02
«Психолого-педагогическое образование»
профиль «Дошкольное образование»
Савицкая Людмила Владимировна
Научный руководитель:
д-р. пед. наук, проф. Чмелева Елена Викторовна
Научный консультант:
канд. пед. наук, доц. Чепикова Л.В.
.
Объект исследования – «Материнская школа»
Я.А. Коменского.
Предмет исследования – методика воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского.
Цель исследования – проанализировать «Материнскую школу» Я.А. Коменского как первый источник по методикам дошкольного образования.
Задачи исследования
1) рассмотреть социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского;
2) охарактеризовать педагогические взгляды Я.А. Коменского на роль семьи в воспитании дошкольников;
3) определить принципы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского;
4) выявить методы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского;
5) охарактеризовать игру и труд как средства всестороннего воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
6) определить методическое и педагогическое значение идей дошкольного образования Я.А. Коменского для современной дошкольной педагогики.
Глава I. Теоретические основы
«Материнской школы» Я.А. Коменского
1.1. Социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского
На развитие педагогической теории Я.А. Коменского оказали:
– влияние исторических условий жизни, выразившиеся в сложной социально-политической ситуации (война), пережитом им горе от потери близких людей, жизни в лишениях и скитаниях;
Глава I. Теоретические основы
«Материнской школы» Я.А. Коменского
– влияние окружение педагога в числе религиозных деятелей Общины чешских братьев, видных политикой и педагогов того времени (И.Г. Альштед, выдвигавший идею объединения всех герметических наук; И. Фишер, который привил педагогу глубокую любовь к изучению смысла Библии и идей хилиазма; И. Алтузий, повлиявший на взгляды чешского педагога учением о справедливом государстве; В. Ратке, отводившего ведущую роль родному языку, а не латыни, использованию наглядности при обучении).
1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского
на роль семьи в воспитании дошкольников
Сочинение «Материнская школа» имеет огромное значение для дошкольной педагогики. В данном произведении основное внимание уделено роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
– воспитание детей не может быть самостоятельным процессом, должно осуществляться под чутким руководством родителей;
– родители должны уделять повышенное внимание воспитанию и обучению дошкольников, т.к. это является первой ступенью подготовки их к взрослой жизни в обществе;
– ранний возраст ребенка является наиболее важным для усвоения определённых знаний и навыков в семье, родители ответственны за развитие ребенка в этот возрастной период;
1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского
на роль семьи в воспитании дошкольников
– родители должны упражнять детей не только в вере и благочестии, но и развивать у них изящные культурные навыки и предоставлять возможность обучаться свободным искусствам и всему, что может пригодиться в жизни;
– внимательнее следить за поведением детей, быть снисходительнее к их поступкам и поощрять то, что приносит пользу их развитию;
– родители должны уделять внимание всестороннему развитию личности ребёнка.
1.3. Основные принципы семейного воспитания
Принцип природосообразности – необходимости учета детей как части природы в процессе их воспитания и обучения; «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных способностей и сил ребенка.
Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.
Принцип наглядности обучения – усвоение знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.
Принцип наглядности Я.А. Коменский считал золотым правилом обучения .
1.3. Основные принципы семейного воспитания
Принцип постепенности и систематичности знаний – последовательное изучение основ наук и систематичность знаний (обязательный принцип обучения по Я.А. Коменскому).
Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками – «показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения».
« Материнская школа»:
три цели воспитания
детей дошкольного возраста
1) воспитание веры и благочестие
2) воспитание добрых нравов
3) обучение языкам и наукам
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В «МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЕ» Я.А. КОМЕНСКОГО
Методы воспитания дошкольников в
«Материнской школе» Я.А. Коменского:
- убеждения (применятся в процессе объяснения детям новой информации);
- упражнения (благодаря длительному, систематическому повторению ребенком определенных действий, слов, фраз он обучается определенным навыкам и умениям, у него формируется мышление, речь);
- пример взрослых (личный пример родителей в воспитании детей);
- поощрения (обязательно должен использоваться в воспитании детей дошкольного возраста);
- наказания (метод нельзя рассматривать как обязательный; рекомендует прибегать к повышенному тону и увещеванию для того, чтобы ребенок не допускал проступков).
Я.А. Коменский подчеркивал важность игры в воспитании детей дошкольного возраста. Характер развлечений с детьми должен меняться с возрастом.
Заслуживает глубокого внимания и уважения отношение Я.А. Коменского к трудовой деятельности детей. Следует отметить, что педагог имел ввиду труд, которой соразмерен детским силам, и тесно связан с игрой.
«Материнская школа» отвечает многим психолого-педагогическим условиям дошкольного образования и воспитания, прописанным в ФГОС и современных образовательных программах.
Я.А. Коменский заложил основы методов и принципов семейного воспитания, которые нашли широкое применение в современной дошкольной практике образования.
Основные методы воспитания и приемы руководства игровой и трудовой деятельностью дошкольников, разработанные педагогом, нашли отражение в современных образовательных программах дошкольного воспитания.
Идеи Я.А. Коменского были развиты позднее в трудах большого числа отечественных и зарубежных педагогов. Они нашли отражение в современной системе дошкольного воспитания в виде основополагающих принципов и методов воспитания, основ развивающего обучения.
Спасибо за внимание
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Направление –44.03.01Педагогическое образование
Направленность (профиль) – Дошкольное образование
Галлямова Флида Исмагиловна
Творческая аттестационная работа
«Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике»
Преподаватель Панова Л.В.
Уфа 2017
К вопросам речевого развития находили в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.
Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский уделял большое внимание развитию речи детей, его также называли отцом научной педагогики. Впервые в мире он разработал руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Коменский писал о том, что человеку присущи разум и речь от природы, так как человек отличается от животного. Что следует развивать ум и язык человека. Я.А. Коменский дает рекомендации по формированию речи на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. Главное внимание он уделяет до трех лет по правильному произношению , на четвертом, пятом, и шестом годах – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того. Что ребенок видит. Своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу риторического действия. В качестве средства развития речи он предлагает использовать прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, выучить стихи, использовать в работе с детьми рассказы, басни, сказки. педагог Коменский уделяет большое внимание наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала. По его мнению, развитие речи должен начинаться с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, их обозначениям.
Его разработанные принципы легли в основу учебных книг по обучению детей латинскому языку: « мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков».
Труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци по содержанию обучения и методическим рекомендациям близки к трудам Коменского. Песталоцци раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Язык это искусство, которым обладает человек от природы.
Он выдвинул три основные задачи в обучении детей родному языку: обучение звуку, обучение слову, обучение речи.
В своем книги «Как Гертруда учит своих детей» он подробно излагает технологию обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению.
Разработанные ученым Песталоцци задания одновременно развивали познавательные способности. Так как в обучении связной речи он устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, подбор слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов.
Многое из его педагогического наследия развито другими педагогами. Однако Песталоцци переоценивал возможности детей, на практике его задания дети утомились.
Широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель, основатель общественного дошкольного воспитания. С его помощью было создано учебное заведение в помощь матерям, названное «Детский сад».
Язык по Фребелю как откровение духа Божьего. По его мнению задача воспитания – это способствовать развитию заложенных в ребенке качеств.
Он считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а для дальнейшего его развития является богатство внутренней жизни ребенка. Задача воспитателя, как сказал Фребель, обогащать содержания жизни малыша, что важно, чтобы малыш хорошо все рассмотрел, а воспитатель дал ему нужный и необходимый словарь слов. Также нужно отметить, что следует обозначить словом не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу.
Развитие речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой. Очень широко известны и популярны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, так называемых даров, которые способствовали накоплению содержания речи. Эти занятия отличались некоторым дидактизмом, сухостью, однообразием. Некоторые русские педагоги относились критически к системе Фребеля, что такая технология развития речи не может развить народный язык. Но по мнению К.Д. Ушинского отдельно взятые занятия и игры в руках опытных и творческих воспитателей могли бы использованы.
Итальянский педагог Мария Монтессори разработал методику развития речи для домов ребенка. Она являлась сторонницей свободного воспитания, также она считала, что основными задачами должны быть воспитание чувств и развитие языка. Она много работала над исправлениями дефектов в речи, обучение грамоте. Достоинство технологии для развития речи состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (кубы, вкладки, лестницы, лоскуты, катушки и др.). Задания, который предлагал Монтесорри, включали:
— сенсорное восприятие предмета и его признаков;
— распознавание предмета по названию;
— запоминание названий предмета.
Гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка направлены на развитие правильной речи. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.
Согласно швейцарскому психологу и философу Ж. Пиаже, речь является продолжением символических операций, которые ребенок производит еще до овладения словом.
Жане Пиаже полагает, что первые слова происходят от криков, которые у животных и у человека сопровождают действие: крики гнева, угрозы в борьбе и т.д.
Немецкий педагог Адольф Дистервег полагал приучение детей к логически последовательной речи. По его мнению, это было очень важно для развития умственных способностей и логического мышления учеников. Необходимо позволить детям тренировать речь, привыкать к ней. Дистервег считал недостатком манеру преподавания, как превращение уроков в лекции, где говорит только учитель, а ученики выступать в качестве молчаливых слушателей. Дети должны активно участвовать в обсуждении предмета, излагать мысли и соображения, таким образом саморазвиваясь под контролем преподавателя.
Кроме того, говоря о всестороннем развитии, Дистервег несколько недооценивал и сужал роль и значение разностороннего труда детей, понимая под ним, продуктивную умственную деятельность в процессе обучения, в противоположность пассивному заучиванию материала наизусть, без его осмысливания.
Литература.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ.высш. и сред, пед. учеб. заведений.. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, Т.2, №1.
3. Пискунов А.И. Статья. Дидактические взгляды Адольфа Дистервега.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Издания и публикации образовательного проекта «Материнская школа»
ХРОНОЛОГИЯ ПУБЛИКАЦИЙ
- Акопова Э.С., Лопатина В.И. «Материнская школа»: проблемы дошкольного воспитания в столице/ Россия 2010. Столичное образование, № 4, — М., 1994 – 77 с., С.47 – 48.
- Акопова Э.С. Организационно-деятельностная игра «Создание сети экспериментальных площадок: приоритетные направления развития практики дошкольного воспитания и образования»/ Организация деятельности экспериментальных площадок. Нормативные документы, материалы из опыта работы. – М., 1996. – 80 с., С.16 – 20.
- Акопова Э.С. «Материнская школа» учреждение или общность/Обруч, № 1, 1996. С 3-4.
- Акопова Э.С. Результаты самоаудита экспериментальной площадки «Материнская школа» / Организация деятельности экспериментальных площадок. Вып.2.- М., Центр инноваций в педагогике, 1997. – 128 с., С.38 – 60.
- Иванова Е.Ю. «Материнская школа: проект и реализация» М., журнал «Россия – 2010», 1998
- Акопова Э.С. Результаты экспериментальной работы и способы их инновации в массовую практику/ Организация деятельности экспериментальных площадок. Вып. 3, М., Центр инноваций в педагогике, 1998., 82 с., С.18 – 21.
- Бурмистрова Л.В. «Методическое пособие к урокам русского языка для преподавателей первых классов программы 1-4». — М., Ин-т учебника «Пайдейя», 1998г.
- Евстратенко Л., Лукьянова Л., Янкина С., др. Какие права я знаю и имею. Материнская школа (Россия) – p.a.u.education, 1999.
- Потрахова А.А. «Самый, самый, самый» М. журнал «Наша школа» № 8-9, 1999
- Потрахова А.А. «Начало» (под псевдонимом Элен Кириллова) М. журнал «Наша школа» № 8-9, 1999
- Потрахова А.А. «Своё мнение» М. журнал «Наша школа» № 10, 1999
- Потрахова А.А. «Лучшее лекарство — игра» (под псевдонимом Элен Кириллова) М. журнал «Наша школа» № 10, 1999
- Потрахова А.А. «Фотография на память» М. журнал «Наша школа» № 12, 1999
- Потрахова А.А. «Жизнь на страницах» (под псевдонимом Элен Кириллова) М. журнал «Наша школа» № 12, 1999
- Иванова Е.Ю. «Материнская школа: проект и реализация новой практики образования у детей младшего возраста от 3 до 10 лет» / Разработка и внедрение деятельностного содержания образования на экспериментальных площадках. М.2000
- Акопова Э.С. Программа образования детей младшего возраста «Материнская школа» Сборник Московского методического центра по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании. Вып. 4; М., ГОМЦ «Школьная книга», 2000, 136 с., С.16 – 21.
- Иванова Е.Ю. «Обеспечение развития экспериментального образования дошкольной ступени образования» / Организация деятельности экспериментальных площадок МКО вып.4 М. 2000
- Акопова Э.С. Деятельностно-позиционный анализ способности ребенка к игре/Наука о дошкольном детстве-традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А.В.Запорожца и 40-летию со дня основания Института дошкольного воспитания. 29 ноября – 1 декабря 2000 г– М.:Аванти, 2000. – 279 с. – С. 53 – 56.
- Коллективная монография: Акопова Э.С., Иванова Е.Ю., Алексеева Л.Н., Максимовская М.В., Дубкова О.П., Ефремова М.Г. и др. «100 игр, сценариев и праздников» М., Аквариум, 2000, 288 с.
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю.Проект и реализация новой практики образования детей младшего возраста от 3 до 10 лет: «Материнская школа»/ Организация деятельности экспериментальных площадок. Вып. 5, М., ГОМЦ «Школьная книга», 2001, 240 с., С 175 – 196.
- Акопова Э.С. Новая практика начального образования в России/ Мир технологий. № 3-4.Минск, Технопринт, 2001, 144 с. С. 14 – 32.
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Юля никого не толкает, но быстро бегает/ Детский сад со всех сторон № 10 (46), март 2001, с.9.
- Бондаренко И. Материнская школа./ Таганка, № 5(48), апрель, 2001.
- Бурмистрова Л.В. статьи в сб. «Международная программа непрерывного гуманитарного образования» — М., 2001г., Государственная академия славянской Культуры.
- Черепова Н.Ю. Английский язык для дошкольников. Методическое пособие по созданию языковой среды в детском саду. – М., Аквариум ГИППВ, 2002.
- Акопова Э.С. Дефицит игровых позиций / Игра и дети, № М., Линка – Пресс, 2002, 32 с., С 1 – 4.
- Алексеева Л.Н. Олимпиада по способностям в сети мыследеятельностной педагогики для старшеклассников//Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы.отв.ред.Курнешова Л.Е., центр «Школьная книга», Москва, 2002., МКО, серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москва». С.105-110.
- Алексеева Л.Н., Зайцева Е.Л. Введение: экспериментальная и инновационная деятельность в образовательных учреждениях г.Москва.//Организация образовательной деятельности в образовательных учреждениях г.Москвы. Часть 3. Результаты экспериментальной деятельности ГЭП и направление инновационных процессов в округах. Выпуск 6. МКО, серия «Инструментально-методическое обеспечение содержания образования в Москве», отв.ред.Курнешова Л.Е., Центр «Школьная книга», Москва , 2002, с.227-230.
- Алексеева Л.Н. Антропологическая позиция в образовании//Организация образовательной деятельности в образовательных учреждениях г.Москвы. Вып. 6. МКО, Центр «Школьная книга», Москва , 2002, с.59-73.
- Акопова Э.С., Алексеева Л.Н. Общее среднее образование: начальная и средняя школа/ Оценочный доклад. Образование в Чеченской республике: состояние, проблемы, перспективы восстановления и развития. – М., МО РФ, 2002, 192 с., С.43 – 68.
- Акопова Э.С., Гуревич А.В., Хижнякова Е.В. Безопасность ребенка в большом городе. Педагогические и социальные технологии. – М., серия «Москва современная. Пульс», 2002 г.
- Олимпиада для старшеклассников «Мыслить, понимать и общаться» в сети мыследеятельностной педагогики; Всероссийская конференция «Новое образование — новой России», Москва, НОУ «Школа Бакалавр», 2002.
- Бурмистрова Л.В. «Дорога к храму» ///Учительская газета: №4, 2002г.
- Мастер-класс «Развитие способностей мышления и понимания в начальной школе»/Российский образовательный форум. Тематическая программа. – М., 2003.
- Инновационная образовательная сеть «Мыследеятельностная педагогика» — М., ГМЦЭИДО ДОМ, ЦОПРО РАО,
- Бурмистрова Л.В. «Филологическое образование в школе» // «Пушкинское слово» М., 2003г., Пушкинский институт, АО «Московские учебники».
- Железняк Е.Ю. Игровой подход в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста/«Пушкинское слово»: формирование филологической культуры…/Учебная книга. – М.: Пушкинский институт, 2003, 512с., с.268 – 273.
- Максимовская М.В. Принципы организации празднично-событийного цикла как метода становления детско-взрослого сообщества. Мир технологий 4/2003. Международный научно-практический журнал, Минск. – с. 160 — 162.
- Иванова Е.Ю. ГОУ Детский сад – начальная школа №1835 Материнская школа» Департамента образования Москвы/ Дни Московского образования на ВВЦ. – М, 2003.
- Птицына Т. А ты умеешь прыгать через лужи. В «Материнской школе» у каждого ребенка – индивидуальная трасса развития./Учительская газета, № 39 (9964), 23 сентября 2003.
- Акопова Э.С. Переход ребенка от игровой формы деятельности к учебной в условиях разновозрастной детской общности. Автореф.канд.дисс. М.. 2003. – 22 с.
- Алексеева Лада Никитична; Работа со способностью понимания//«Филологическое образование»; Пушкинский институт, Москва, 2003.
- Алексеева Л.Н. Способность понимания и самоопределение подростка//Сборник тезисов к всероссийскому съезду общества психологов; 2003.
- Акопова Э.С. Методические требования к организации празднично-событийного цикла в образовательных учреждениях.//Мир технологий 4/2003. Международный научно-практический журнал, Минск. – С. 145 – 160.
- Акопова Э.С. К вопросу о развитии языковой способности у детей дошкольного и младшего школьного возраста//«Пушкинское слово»: формирование филологической культуры…/Учебная книга. – М.: Пушкинский институт, 2003, 512с., С.153 – 155
- Акопова Э.С. Культура русского языка в дошкольном учреждении (Опыт работы ГОУ № 1835 «Материнская школа»//«Пушкинское слово»: формирование филологической культуры…/Учебная книга. – М.: Пушкинский институт, 2003, 512с., с.246 -256.
- Алексеева Л.Н.; Способности получения знаний в области художественного творчества; Сборник материалов конференции «Флоренский-Выготский»; «Пушкинский институт», Москва.
- Алексеева Л.Н. Пушкин и наш диалог с детьми – новые возможности классических произведений//«Пока в России Пушкин длится», «Пушкинский институт», Москва.
- Алексеева Л.Н.; Копылов Г.Г.; Марача В.Г.; Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей//Научно-исследовательская деятельность школьников (2004,№1); «Народное образование»
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Мыследеятельностные способности как содержание образования (по материалам проекта «Материнская школа»). М.: АПКиПРО, 2004 – 32 с.
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Концепция, структура и модель «Материнской школы» (по материалам проекта «Материнская школа»). — М.:АПКиПРО, 2004. – 28 с.
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю., Потрахова А.А., Коновалова Е.В., Рожкалне И.В., Свинарева Н.Н., Болбат О.И., Черепова Н.Ю., Габдуллина С.Р. Развитие профессионального мастерства педагогов «Материнской школы» (по материалам проекта «Материнская школа») — М.: АПК иПРО, 2004 – 32 с.
- Алексеева Л.Н. , Е.Ю.Иванова; Базовая схема занятия по развитию способности понимания в мыследеятельностной педагогике; Международный журнал «Мир технологий»; 2004; Минск; Беларусь.
- Алексеева Л.Н. . Зайцева Е.Л.; Комплексная экспертиза — подходы и требования; Сборник Департамента образования г.Москвы; 2004.
- Бурмистрова Л.В. «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеклассной работе по русскому языку».// В сборнике Московской Областной Думы «Духовно-нравственное здоровье детей и молодежи Московской области: опыт, проблемы, перспективы (по материалам «круглого стола» прошедшего 24 июня 2004г.). М., 2004г.
- Мансарлийская Л.Ф., Тюрикова С.В., Акопова Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста// Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов. – М., 2004, С.43 – 44.
- Мансарлийская Л.Ф., Лукашенко Е.Ю., Горячева Т.Г., Акопова Э.С. Безопасность ребенка: брошюра для родителей. — 2004 г. – 28 с. (на правах рукописи)
- Акопова Э.С. Безопасность ребенка и развитие его способностей. Материнская школа. Сер. Руководство по воспитанию детей 3 – 10 лет, Вып.1. — М. ЦО Издательское дело, 2004, 24 с. (на правах рукописи).
- Амяга Н.В. Способность социокультурного самоопределения как фактор подготовки и выстраивания семейной жизни // Материалы международной конференции Психология общения: социокультурный анализ. Ростов-на-Дону, 30.10.-01.11.2004. С. 15-16.
- Амяга Н.В. Повышение квалификации работников образования и управление развитием экспериментального и инновационного образования //Тезисы: Международной научно-практической конференции «Проблемы высшего педагогического образования в современных социокультурных условиях» 28-29 сентября 2004 г. Уссурийск.
- Алексеева Л.Н. Способности ребенка и преодоление неуспешности в обучении/ Сборник материалов научно-практической конференции «Проблемы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса». Научное руководство: д. психол..н. Н.Ю. Синягина, д.психол.н. В.А.Гуржапов. Ответственный редактор: канд. психол.н. И.В.Диренштейн. – М, 2005г.- 117с. — с. 56-57
- Иванова Е.Ю. Стратегии учащихся в учебных ситуациях/ Сборник материалов научно-практической конференции «Проблемы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса». Научное руководство: д. психол..н. Н.Ю. Синягина, д.психол.н. В.А.Гуржапов. Ответственный редактор: канд. психол.н. И.В.Диренштейн. – М, 2005г.- 117с. — с 68-70.
- Потрахова А.А. Формирование учебной позиции и проблема детской неуспешности/ Сборник материалов научно-практической конференции «Проблемы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса». Научное руководство: д. психол..н. Н.Ю. Синягина, д.психол.н. В.А.Гуржапов. Ответственный редактор: канд. психол.н. И.В.Диренштейн. – М, 2005г.- 117с. — с.59-60.
- Акопова Э.С. Переход ребенка от игровой формы деятельности к учебной в условиях разновозрастной детской общности/ Сборник материалов научно-практической конференции «Проблемы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса». Научное руководство: д. психол..н. Н.Ю. Синягина, д.психол.н. В.А.Гуржапов. Ответственный редактор: канд. психол.н. И.В.Диренштейн. – М, 2005г.- 117с.- с.87-88
- Акопова Э.С., Алексеева Л.Н., Иванова Е.Ю., Потрахова А.А. Итоги городского турнира «Знаю, мыслю, действую» (Октябрь – декабрь 2004)// Итоги 2004/2005 учебного года. Аналитические материалы 1 часть/Отв. Редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2005, с. 270 – 311.
- «Коллектив строится на делах…и в этих делах он растет. «Материнская школа» (ГОУ № 1835)// Пока в России Пушкин длится…Воспитание традицией. Сценарно-методическое руководство/ Сост. А.И.Олексенко, С.Е.Новолетова, Н.Н.Языковая. – НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт. – 2-е изд., расшир. и доп. – М., 2005. – 576 с., С.376 – 400.
- Коновалова Е.В. Разновозрастная группа – вот где, действительно, появляется настоящая жизнь. // Пока в России Пушкин длится…Воспитание традицией. Сценарно-методическое руководство/Сост. А.И.Олексенко, С.Е.Новолетова, Н.Н.Языковая. – НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт. – 2-е изд., расшир. и доп. – М., 2005. – 576 с., С.387 – 388.
- Акопова Э.С. Праздник – праздник, о чем ты? Что мы празднуем в тебе.// Пока в России Пушкин длится…Воспитание традицией. Сценарно-методическое руководство/Сост. А.И.Олексенко, С.Е.Новолетова, Н.Н.Языковая. – НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт. – 2-е изд., расшир. и доп. – М., 2005. – 576 с., С.388 — 390.
- Акопова Э.С. Русская народная сказка и развитие воображения (фрагмент).\ Пока в России Пушкин длится…Воспитание традицией. Сценарно-методическое руководство/ Сост. А.И.Олексенко, С.Е.Новолетова, Н.Н.Языковая. – НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт. – 2-е изд., расшир. и доп. – М., 2005. – 576 с., С.394 — 398.
- Рожкалне И.В. Люблю эту работу за неожиданные вопросы.// Пока в России Пушкин длится…Воспитание традицией. Сценарно-методическое руководство/ Сост. А.И.Олексенко, С.Е.Новолетова, Н.Н.Языковая. – НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт. – 2-е изд., расшир. и доп. – М., 2005. – 576 с., С.393.
- Глазунова О.И., Громыко Н.В., Акопова Э.С. Экспериментальная деятельность и новое содержание образования./ Экспериментальное образовательное пространство города Москвы//Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. – М., Пушкинский институт, 2005.- 544 с., С. 81 – 100.
- Акопова Э.С. Начальное образование /Экспериментальное образовательное пространство города Москвы//Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. – М., Пушкинский институт, 2005.- 544 с., С. 171 – 173.
- Акопова Э.С. Турнир «Знаю, мыслю, действую» для начальной школы. Наша школа, № 2 март/2005. – с.16 – 18.
- Черепова Н.Ю. Языковая способность. Можно ли ее формировать? Наша школа, № 2 март/2005. – с.18 – 21.
- Черепова Н.Ю., Габдуллина С.Р. Обучение младших школьников проблемным аспектам языка (на материале фразеологии). Наша школа, № 2 март/2005. – с.21 – 23.
- Коновалова Е.В. Разновозрастной детский коллектив./Экспериментальное образовательное пространство города Москвы//Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. – М., Пушкинский институт, 2005.- 544 с. — С. 187 — 188.
- Рожкалне И.В. Освоение технологии формирования способности воображения./ Экспериментальное образовательное пространство города Москвы//Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. – М., Пушкинский институт, 2005.- 544 с. — С. 188.
- Иванова Е.Ю. Государственное образовательное учреждение «начальная школа – детский сад» № 1835 «Материнская школа» ЦАО г.Москвы./Экспериментальное образовательное пространство города Москвы//Альбом по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента образования города Москвы. – М., Пушкинский институт, 2005.- 544 с., С. 186 — 187.
- Черепова Н.Ю., Габдуллина С.Р. Обучение младших школьников проблемным аспектам языка/ «Диалог языков и культур» Сборник тезисов конференции в университете Аль-Фараби. — Алматы, 2005, с.
- Амяга Н.В. «Опыт повышения квалификации работников сферы экспериментального и инновационного образования.»/Конференция: «Модернизация образования в условиях глобализации» Тюменский гос университет. – 4 стр.
- Бычкова Н.И. Развитие способности различения у дошкольников. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2005. – 39 с.
- Acopova Elvira. Research for Transition from gaming to educational activity in multiage children community/ First ISCAP Congress international Society for Cultural and Activity Research. Acting in changing worlds: Learning, communication, and minds in intercultural activities. – September, 20 – 24, 2005. Sevilla, Spain, p. 301 – 302
- Акопова Э.С., Алексеева Л.Н., Кабасси Э., Коновалова Е.В. Развитие способности воображения в дошкольном и начальном школьном возрасте: экспериментальная программа для детского сада и начальной школы/Методическое пособие для воспитателей и учителей. — М.:Пушкинский институт, 2005, 352 с.
- Акопова Э.С. Исследование перехода ребенка от игровой формы деятельности к учебной в условиях разновозрастной детской общности/Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Серия: экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений города Москвы//отв.редактор Курнешова Л.Е. М.: Центр «Школьная книга», 2006, — 176 с., С. 130 – 132
- Иванова Е.Ю. Стратегии учащихся в учебных ситуациях. /Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Серия: экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений города Москвы//отв.редактор Курнешова Л.Е. М.: Центр «Школьная книга», 2006, — 176 с., С. 102 – 105.
- Потрахова А.А. Формирование учебной позиции и проблема детской неуспешности/Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Серия: экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений города Москвы//отв.редактор Курнешова Л.Е. М.: Центр «Школьная книга», 2006, — 176 с., С. 82 – 83.
- Тимошенко Н.А. Основы экологической безопасности. Модернизация экологического просвещения дошкольников/ Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// отв. Редактор Курнешова Л.Е.М.: Центр «школьная книга», 2006. с.155 – 157.
- Акопова Э.С., Лукашенко Е.Ю. Дошкольник в безопасной среде: социальные технологии в образовании/Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей, № 4 (22) 2006, — с. 19 – 33.
- Киселева О.Ю., Тюрикова С.В., Мансарлийская Л.Ф. К вопросу об обеспечении безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей, № 4 (22) 2006, — с. 90 – 104.
- Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сценарии занятий и уроков/ Под редакцией Акоповой Э.С.и Ивановой Е.Ю. — М.: МИОО, 2006 – 272 с
- Акопова Э.С., Алексеева Л.Н., Иванова Е.Ю., Калинина О.Б., Айзенберг И.А. Турнир способностей. Начальная школа. /Итоги 2005 – 2006 учебного года. Аналитические материалы. Часть 1.//Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»/отв.редактор Курнешова Л.Е. — М.: Центр «Школьная книга», 2006. 256 с. – С. 159 – 177.
- Мансарлийская Л.Ф., Тюрикова С.В. Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью на занятиях по физической культуре с использованием принципов ОБЖ/ Спорт и образование: материалы П научно-практической конференции по физической культуре и спорту, посвященной году ребенка. – М., 2007, 85 с., С. 17 – 20.
- Акопова Э.С., Алексеева Л.Н., Амяга Н.В., Бычкова Н.И., Иванова Е.Ю., Коновалова Е.В., Лукашенко Е.Ю., Мансарлийская Л.Ф. Педагогические мастерские: развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сборник статей и методических материалов. – М.: МИОО, 2007. – 152 с.
- Л.Н.Алексеева, Э.С.Акопова, Е.Ю.Иванова О.Б.Калинина, М.В.Дарган. Московский городской турнир памяти В.В.Давыдова для учащихся первой ступени образования «Мыслю, знаю, действую»/Итоги 2006 – 2007 учебного года. Аналитические материалы. Часть 1.//Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»/отв.редактор Курнешова Л.Е. — М.: Центр «Школьная книга», 2007, с. 238 – 253.
- Акопова Э.С., Заманова Е.В. Антропологические критерии успешности учебной деятельности как диагностический инструмент педагога/Диагностика образовательной успешности//Под научной редакцией О.И.Глазуновой, Е.Ю.Ивановой – М.: Пушкинский институт, 2007. – 136 с., с.21 – 27.
- Акопова Э.С., Бакаева З.С. Диагностика способности воображения в начальной школе/Диагностика образовательной успешности //Под научной редакцией О.И.Глазуновой, Е.Ю.Ивановой – М.: Пушкинский институт, 2007. – 136 с., с.86 – 98.
- Пестрякова Н.М. Проблемы диагностики мыследеятельностных способностей в дошкольном возрасте/Диагностика образовательной успешности//Под научной редакцией О.И.Глазуновой, Е.Ю.Ивановой – М.: Пушкинский институт, 2007. – 136 с., с.27 – 29.
- Амяга Н.В. Методика диагностики способности различания старших дошкольников и младших школьников/Диагностика образовательной успешности //Под научной редакцией О.И.Глазуновой, Е.Ю.Ивановой – М.: Пушкинский институт, 2007. – 136 с., с.37 – 43.
- Акопова Э.С., Андрюшков А.А., Гуревич А.В., Иванова Е.Ю., Лазарев А.С., Парабучев А.И., Прохоренко О.Э., Соколовская А.Е., Хижнякова Е.В., Шушковская А.А. Молодежные переговорные площадки – социальная и образовательная технология — М.: Голден – Би, 2007, — 192 с.
- Клепикова Е.М. Диагностика способности идеализации у младших школьников/Диагностика образовательной успешности//Под научной редакцией О.И.Глазуновой, Е.Ю.Ивановой – М.: Пушкинский институт, 2007. – 136 с., с.43 – 50.
- Иванова Е.Ю. Проблемы диагностики развития в дошкольных образовательных учреждениях, диагностика способности различения/Диагностика образовательной успешности//Под научной редакцией О.И.Глазуновой, Е.Ю.Ивановой – М.: Пушкинский институт, 2007. – 136 с., с.30 – 37.
- Иванова Е.Ю. Развитие и диагностика способности понимания у детей дошкольного возраста/Диагностика образовательной успешности//Под научной редакцией О.И.Глазуновой, Е.Ю.Ивановой – М.: Пушкинский институт, 2007. – 136 с., с.104 – 107.
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. ВНИК «Детско-взрослая образовательная общность»/Московская школа будущего: Альбом//сост. И общ.ред. Л.В.Голубцова, М.В.Половкова – М.: Пушкинский институт, 2007. – 306 с., С. 245 – 248.
- Освоение способов мышления и деятельности детьми младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогов (по итогам организационно-деятельностной игры «Мониторинг образовательной успешности на разных ступенях школьного образования»). – М.: «Интеллект – Центр», 2007. – 208 с.
- Детско-взрослая образовательная общность/Под общей редакцией Э.С.Акоповой, Е.Ю.Ивановой – М.: Учебный издательский центр «Березка», 2007. – 84 с.
- Курнешова Е.Н., Иванова Е.Ю. Опыт участия в открытой детско-взрослой экспертизе уклада Начальной школы – детского сада № 1835 «Материнская школа»/Уклад школы будущего, в двух частях с приложением// Редакционная коллегия Ю.В.Грицай, В.Б.Державин, Г.А.Бирюкова, З.Н.Касаткина. Редактор –составитель Н.Б.Крылова. – М.: НИИ школьных технологий, 2007, Вторая часть, С. 130 – 136.
- Э.С. Акопова, Е. Ю. Иванова. Гармоничное развитие дошкольника: игры и занятия: [практическое пособие] — Москва: изд-во АРКТИ, 2007 – 256 с., [2] с.
- Тематическое планирование интегративных курсов (начальное общее образование). ОБЖ. Москвоведение. ИКТ./ Авторы- составители: Зам.директора по УВР ГОУ Начальная школа – детский сад №1611 Толокнова И.А., учителя начальных классов: Гришина Ю.Н., Толокнова И.А.; зам.директора по УВР Начальная школа – детский сад № 1835 Курнешова Е.Н., при участии учителя начальных классов Павловской Л.Н. – М, ДОМ, ЦОУО, НМЦ 2007 (на правах рукописи).
- Молодежные переговорные площадки – социальная и образовательная технология. М.: Голден-Би, 2007. – 192 с.
- Акопова Э.С. Становление уклада «Материнской школы»/Уклад школы будущего, в двух частях с приложением//Редакционная коллегия Ю.В.Грицай, В.Б.Державин, Г.А.Бирюкова, З.Н.Касаткина. Редактор – составитель Н.Б.Крылова. – М.: НИИ школьных технологий, 2007, Вторая часть, С. 186 – 201.
- Нетрадиционные формы педагогической работы с дошкольниками и младшими школьниками, направленные на развитие способностей детей, и нетрадиционные формы работы педагогических мастерских. Сборник статей и методических материалов/Ред.-сост. Амяга Н.В. – М.: МИОО, 2007 – 288с.
- Коновалова Е.В. Развитие способности воображения у детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе/Основные направления развития дошкольного образования в Москве. Выпуск 3//Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»/Отв.редактор Л.Е.Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 144 с., С. 41 – 46.
- Потрахова А.А. Подготовка к школе: обязанность или жизнь. Опыт работы с родителями/Основные направления развития дошкольного образования в Москве. Выпуск 3//Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»/Отв.редактор Л.Е.Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 144 с., С. 74 — 77.
- Пестрякова Н.М. Воспитание способностей различения в игре у ребенка пяти лет/Основные направления развития дошкольного образования в Москве. Выпуск 3//Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»/Отв.редактор Л.Е.Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 144 с., С. 89 — 92.
- Акопова Э.С. Детско-взрослая образовательная общность/ Школа будущего – инновационный результат национального проекта «Образование» — М.: Пушкинский институт, 2008. – 44 с., С.27 – 29.
- Иванова Е.Ю. Задания к мониторингу для диагностики способности понимания в начальной школе/Разработка и апробация мониторинга развития способностей учащихся на основе мыследеятельностного подхода: Сборник/Под ред. Е.А.Васясиной, А.Е.Мешкова – М.: 2008. – 136 с., С.26 – 34.
- Акопова Э.С. Разработка и апробация мониторинга развития способностей учащихся на основе мыследеятельностного подхода/Разработка и апробация мониторинга развития способностей учащихся на основе мыследеятельностного подхода: Сборник/Под ред. Е.А.Васясиной, А.Е.Мешкова – М.: 2008. – 136 с., С.13 – 25.
- Акопова Э.С. Детско-взрослая образовательная общность – векторы развития современной школы/Антропологiзм в освiтнiх стратегiях i практиках сучасностi: пошук прiоритетiв /ПостМетодика, №7 (84), 2008 – 392 с., С.292 – 297
- Иванова Е.Ю. Развитие способности понимания учащихся как основа педагогической деятельности учителя./Антропологiзм в освiтнiх стратегiях i практиках сучасностi: пошук прiоритетiв /ПостМетодика, №7 (84), 2008 – 392 с., С.168- 173.
- Амяга Н.В. Развитие способностей и компетенций как содержание образования в ходе повышения квалификации педагогов // Журнал международного института чтения им. А.А.Леонтьева №7. Секция Психология и педагогика чтения (Материалы 11-ой Международной конференции по психологии и педагогике чтения «Чтение и письмо: междисциплинарный подход к исследованию и обучению», 30 ноября, 17-18 декабря 2007 г. 2-е изд., доп., М: НИЦ ИНЛОККС, 2008, С.8-10.
- Амяга Н.В. Экспериментальное и инновационное общее образование как ресурс и фактор социального развития. // Материалы III Всероссийского социологического конгресса: «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» 21-24 октября 2008 г. Секция: Образование как инновационный ресурс. 3 с. 2008 г.
- Амяга Н.В. От различения компетентностных подходов к согласованию стандартов высшего образования // Власть, общество, личность. III Всероссийская научно-практическая конференция: сборник статей. Пенза: РИО ПГСХА, 2008 , с.5-8.
- Амяга Н.В. Развитие способности различения у детей старшего дошкольного возраста и феномен несохранения Ж. Пиаже.// Психология и современное российское образование (Москва 8-10 декабря 2008 г) Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. С.263-264.
- Амяга Н.В. Методологические основания работы по организации процесса понимания ученика. // Журнал Международного института чтения им. А.А.Леонтьева. № 8. Понимание текста: междисциплинарный подход к исследованию и обучению (Материалы 12-й научно-практической конференции по психологии и педагогике чтения, посвященной 20—летию Ассоциации исследователей чтения, 4-5 декабря 2008 года МГУ им М.В. Ломоносова, Москва) М: НИЦ ИНЛОККС, 2008, С.8-10.
- Е.Коновалова, О.Клецкая, А.Новикова, Е.Железняк Холод и тепло/Музыкальный руководитель №1, январь 2009, ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», С.18 – 19
- Мансарлийская Л.Ф., Тюрикова С.В. Способы формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью/Инструктор по физкультуре. – 2009, №1, с. 65 – 69.
- Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей: Методическое руководство//Под общей ред.О.И.Глазуновой, Е.Ю.Ивановой. – М.: Пушкинский институт, 2009. – 200 с.
- Акопова Э.С. Типы детско-взрослых образовательных общностей – миссия современной школы//Развитие детско-взрослой общности как условие успешной социализации и гражданского становления личности школьника/Сборник докладов и тезисов выступлений Городской научно-практической конференции 25 августа 2009 года — Москва СВОУО-2009, 25 с. – С.3.
- Глазунова О.И., Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Создание системы мониторинга развития способностей и компетентностей на основе мыследеятельностного подхода //Инновационное пространство в системе образования г.Москвы. Разработка нового содержания образования: подходы и оценка качества. – М.: Центр Школьная книга, 2010 – 176 с., С. 111 – 124.
- Амяга Н.В., Бычкова Н.И. Технология развития способности различения в дошкольном и младшем школьном возрасте. –М.:МИОО, 2010
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Детско-взрослая образовательная общность: диагностика и развитие/НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Вестник – 2010 – 2011. – М.: НИИ ИСРОО, Пушкинский институт, 2010 – 2011. – 432 с.: Издательская программа «Школа будущего», С.259 – 280.
- Акопова Э.С., Потрахова А.А. Оценка уровня воображения учащихся в рамках мониторинга развития базовых способностей/НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Вестник – 2010 – 2011. – М.: НИИ ИСРОО, Пушкинский институт, 2010 – 2011. – 432 с.: Издательская программа «Школа будущего», С.281 – 291.
- Сценарии занятий для детского сада и средней школы (опыт работы городских экспериментальных площадок): Сценарное руководство/Сост.канд.психол.наук, зам.директора НИИ ИСРОО О.И.Глазунова, канд.психол.наук. Э.С.Акопова, зав.лабораторией НИИ ИСРОО Е.Ю.Иванова – М.: Пушкинский институт, 2010. – 256 с.
- Акопова Э.С. Мыследеятельностный подход к способностям: анализ становления способности воображения /Д.Б.Богоявленская//Юбилейный выпуск РПО. – М.: 2011, С.82 – 84.
- Иванова Е.Ю. Экспертиза и диагностика детско-взрослой образовательной общности и типология включенности/ /Д.Б.Богоявленская//Юбилейный выпуск РПО. – М.: 2011, С.91 – 93.
- Москва – город образования. Стратегия развития столичного образования до 2030 г./Коллективная монография. – М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, 2011 г. – 200 с., С.73 – 110.
- Экспертиза и диагностика детско-взрослой образовательной общности и типология включённости Иванова Е.Ю. в Юбилейном сборнике РПО «125 лет московскому психологическому обществу» Т.4 2011г. Стр. 91-93
- Акопова, Э.С., Иванова, Е.Ю. Программа «Празднично событийный цикл жизни школы»/ Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012. — 190с, 2011г. с. 168-181.
- Первые шаги к детско-взрослой общности. Акопова Э.С.,Иванова Е.Ю., руководитель эксперимента, Абакумова Т.А. зам. директора по УВР ГОУ СОШ – интернат № 58 г. Москва. Интернет журнал «Преемственность в образовании» Номер 1 (11)2011
- Бычкова Н.И. Как отправить снег в Африку? Интерактивная развивающая игра для дошкольников (серия «Почемучки» — 4 книги), Москва «Интеллект-Центр», 2011.
- Семина А.И. Перспективы разработки технологии формирования способности понимания у дошкольников и учащихся начальной школы/Мыследеятельностная практика образования – создание новой российской педагогики (по материалам межрегиональной конференции) – Ярославль, 2012, 251 с., С.225 – 235.
- Стратегия развития московского образования до 2030 года: Проект 2 – М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, 2012. – 64 с.
- Пестрякова Н.М. Коммуникативно-мыслительная способность различения/Мыследеятельностная практика образования – создание новой российской педагогики (по материалам межрегиональной конференции) – Ярославль, 2012, 251 с., С.218 – 225.
- Коновалова Е.В. Модель стажировки педагогов инновационной сети/Мыследеятельностная практика образования – создание новой российской педагогики (по материалам межрегиональной конференции) – Ярославль, 2012, 251 с., С.58 -63.
- Иванова Е.Ю. Механизмы взаимопонимания в детско-взрослой образовательной общности. Тезисы Февраль 2012г. в Российском психологическом обществе.
- Акопова Э.С., Глазунова О.И., Иванова Е.Ю. Образовательная антропология в средней школе: базовые способности, мировоззрение и детско-взрослая образовательная общность/Школа. Гимназия. Лицей., № 05, 2013, с.11 – 16.
- Научно-практический семинар «Россия – Южная Корея: гуманитарные образовательные технологии и практики» — Южно-Сеульский университет, Сеул, 2013, 176 с.
- Формирование коммуникативно-мыслительной способности различения//под руководством Акоповой Э.С. — http://rc597.ucoz.ru/load/stati/innovacionnyj_kurs_po_formirovaniju_sposobnosti_razlichenija/2-1-0-4
- Акопова Э.С. К чему готовиться при реализации новых федеральных стандартов /Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей, № 2 (68) 2014, — с.4 – 19.
- Гончарова Н.М. Опыт работы в разновозрастной группе детского сада /Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей, № 3 2014
- Акопова Э.С. Стратегии социального партнерства/Учительская газета – Москва, №21 – 2014.
- Акопова Э.С., Семин И.И. Функция видеостандарта педагогической работы в подготовке педагогов. 교사양성용 영상자료표준의 기능/ Сборник трудов Второго научно-практического семинара «Россия — Республика Корея: Информационные образовательные (цифровые) технологии и их трансфер», Издательствово Южно-Сеульского университета, 2014, г. Чхонан, 남서울대출판사, 2014년 천안, (корейский, английский и русский языки), 2014, 150 с., С.5 – 10
- Акопова Э.С. Школа и город: что мешает установлению партнерских отношений/ Учительская газета – Москва, №30 – 2014.
- Я играю и расту. Развивающие игры и задания для детей 3-4 лет. / Э.С.Акопова, В.И.Бутурлина, Н.М.Гончарова и.др. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 95 с.
- Я играю и расту. Развивающие игры и задания для детей 4-5 лет. / Э.С.Акопова, В.И.Бутурлина, Н.М.Гончарова и.др. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 95 с.
- Практикум по преобразованию ФГОС ДО в образовательную программу дошкольного образования./ Под ред. Н.В.Амяги, С.М.Зверева, — М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. – 218 с.
* * *
Анонсы отдельных изданий
Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделил большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Коменский принадлежал к религиозной общине Чешских братьев, выступавшей против католической религии и феодального гнета и объединявшей народные массы Чехии. Он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о греховности человека. Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Коменский подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека».
Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал как универсальность, всеобщность законов развития природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость), он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет. Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников. Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом раз-витки детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности, предложил опирающиеся на народный опыт.и современную ему медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т. д. Детям, писал Коменский, должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот, развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п. Овладение этими и другими навыками и умениями должно происходить непременно в форме игры, она — основное средство развития детей.
Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.
Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.
С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.
Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры — круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема — шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».
Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.
Многие положения Коменского — о физическом воспитании, о развитии речи и мышления, о воспитании нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики. Выдающийся труд Я. А. Коменского «Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными осрбенностями.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Интернет-Гномик www.i-gnom.ru
«Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
«Просвещение», Москва, 1978 г.
«Материнская школа» – это организационная форма педагогической поддержки детей от рождения до 3-х лет, не посещающих учреждения дошкольного образования, и их родителей.
«Материнская школа» предназначена для:
- детей, родители которых хотели бы начать адаптацию ребёнка к учреждению дошкольного образования и коллективу;
- детей, чьи родители не хотели бы отдавать ребёнка в учреждение дошкольного образования на полный день;
- родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности.
«Материнская школа» функционирует в условиях учреждений дошкольного образования.
Цели группы адаптации «Материнская школа»:
- создание условий для развития у родителей педагогической и психологической компетентности в вопросах воспитания ребёнка;
- психолого-педагогическое просвещение молодых родителей, воспитывающих детей от рождения до 3-х лет;
- педагогическая поддержка развития детей;
- содействие ранней социализации и успешной адаптации детей;
- привлечение родителей и их детей в дошкольные учреждения.
Задачи «Материнской школы»:
- организация взаимодействия субъектов педагогической поддержки в условиях дошкольного учреждения и семьи в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей и запросов родителей;
- обеспечение совместного пребывания родителей и детей в дошкольном учреждении и систематического посещения педагогом семьи с целью оказания целенаправленной и компетентной помощи.
Группа совместного пребывания родителей и детей функционирует 1 раз в неделю по 2 часа. С родителями и детьми проводятся совместные занятия, а также создаются условия для самостоятельной работы родителей и игр детей, вступления их в контакт с другими детьми и взрослыми. К работе с детьми и родителями привлекаются воспитатели дошкольного образования, педагоги-психологи, музыкальные руководители, руководители физического воспитания, медицинские и другие работники.
Совместное пребывание с родителями обеспечивает ребенку чувство безопасности для свободного проявления своей личности, а также предоставляет возможность родителям наблюдать за взаимодействием педагога с детьми, обменяться опытом воспитания.
Взаимодействие в диаде «педагог–родитель» осуществляется в соответствии с запросами родителей, как в условиях дошкольного учреждения, так и в условиях семьи, предусматривает проведение консультаций, тренинговых занятий с родителями. Основной целью данного взаимодействия является повышение психолого-педагогической культуры родителей, воспитывающих детей от рождения до трех лет, педагогическая поддержка развития детей.
Взаимодействие в триаде «педагог–родитель–ребёнок» в дошкольном учреждении осуществляется в группах совместного пребывания родителей и детей, которые размещаются в специально оборудованных помещениях.
В условиях «Материнской школы» интегрируются консультирование и совместное пребывание в материнской школе родителей и детей. Это позволяет родителям использовать время нахождения в «Материнской школе» для обдумывания взаимоотношений со своими детьми. Условия такой школы обеспечивают поддержку родителей. В семейных комнатах, групповом помещении они общаются друг с другом. Это помогает им определиться в своей позиции воспитания, узнавать опыт других, менять стиль взаимодействия с ребёнком.
Главная задача «Материнской школы» – приучить малыша к обществу других детей, научить его играть.
Группы кратковременного пребывания родителей и детей предшествуют поступлению ребёнка в ясли или детский сад, обеспечивают безболезненную адаптацию к дошкольному учреждению. В таких группах создаются условия для постепенного «отрыва» ребёнка от родителей, развития его коммуникативных способностей. Мамы и папы имеют возможность находиться в группе вместе с ребёнком, наблюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совершенствовать родительские навыки.
«Материнская школа» является дополнительной образовательной услугой оказываемой учреждением образования на платной основе на основании договора, заключённого между учреждением дошкольного образования и одним из родителей (законным представителем) ребёнка.
Для поступления в «Материнскую школу» обращайтесь к заведующему учреждением дошкольного образования.