Рис.1 АЧС-1. Общий вид и габаритные размеры.
1. Шкала времени полета
2. Шкала текущего времени
3. Шкала секундомера
4. Пуск секундомера, останов секундомера, сброс секундомера, пуск механизма часов
5. Завод часов, установка времени, запуск, останов, обнуление времени полета
6. Сигнальное отверстие в циферблате: время полета включено (красное), остановлено (красно-белое), обнулено (белое)
АЧС — Авиационные часы с секундомером.
Часы АЧС-1, АЧС-1М, АЧС-1МН предназначены:
- Для показания текущего времени в часах, минутах и секундах (АЧС-1)
- Для показания текущего времени в часах и минутах (АЧС-1М, АЧС-1МН)
- Для отсчета времени полета летательного аппарата в часах и минутах (АЧС-1, АЧС-1М и АЧС-1МН)
- Для отсчета малых промежутков времени в минутах и секундах
Емкость шкалы секундомера в часах АЧС-1 60 мин, в часах АЧС-1М и АЧС-1МН 30 мин.
Примечание. Центральная секундная стрелка в часах АЧС-1М и АЧС-1МН является стрелкой секундомера (работает только при включенном секундомере).
Содержание
- 1 Основные технические данные
- 2 Описание и работа
- 3 Ссылки
- 3.1 Модели для симуляторов
Основные технические данные
- Часы выпускались в двух вариантах покрытия циферблата и стрелок:
- Белой краской (под освещение красным светом). В этом случае на циферблате после номера часов проставлен индекс «К» (АЧС-1, АЧС-1М, АЧС-1МН), под освещение белым светом (индекс «Б») — АЧС-1МН
- Светомассой временного действия. В этом случае на циферблате после номера часов проставлен индекс «В» (АЧС-1, АЧС-1М)
- Отклонение показаний часов от точного времени (суточный ход) не превышает ±20 с
- Продолжительность действия часов от одного полного завода 3 суток
- Периодичность завода часов один раз в 2 суток
- Рабочее напряжение цепи электрообогревателя часов АЧС-1, АЧС-1М (постоянный ток) (27±2,7) В; АЧС-1МН (27±6) В.
- Омическое сопротивление электрообогревателя 50±2 Ом
- Напряжение питания встроенного подсвета в часах АЧС-1МН 5,5 В от сети переменного тока частотой 400 Гц
- Вероятность безотказной работы часов за время 2000 ч при температуре 20±5 °С не менее 0,94
- Масса часов АЧС-1, АЧС-1М не более 655 г, АЧС-1МН — 750 г
- Габаритные размеры часов АЧС-1, АЧС-1М 85×91,4×91,4 мм; АЧС-1МН Ø 85×91,4×89,1 мм
Описание и работа
Часы состоят из двигателя, механизма текущего времени, механизма секундомера, механизма времени полета, механизма хода, регулятора, органов управления и электрообогревателя с терморегулятором, встроенного подсвета (АЧС-1МН). Примечание.. Двигателем в часах являются заводные пружины, размещенные в барабанах.
Механизм текущего времени работает от двигателя и действует непрерывно. Механизмы времени полета и секундомера работают от механизма текущего времени и могут включаться и выключаться независимо друг от друга.
Для снятия показаний времени служит циферблат с тремя шкалами (см. рис. 1):
- Большая шкала — для отсчета времени в часах, минутах и секундах для часов АЧС-1 и для отсчета времени в часах и минутах и времени работы секундомера в секундах для часов АЧС-1М, АЧС-1МН
- Шкала «ВРЕМЯ ПОЛЕТА» — для отсчета времени полета в часах и минутах для часов АЧС-1, АЧС-1М и АЧС-1МН
- Шкала «СЕК» (секундомера) — для отсчета времени работы секундомера в минутах для часов АЧС-1М, АЧС-1МН, в минутах и секундах — для часов АЧС-1
Управление часами осуществляется двумя головками:
- Левая (заводная) головка красного цвета предназначена для завода часов и перевода стрелок, пуска, останова и возврата стрелок механизма времени полета в начальное положение.
- Завод часов производится вращением головки против часовой стрелки. Обратного вращения головка не имеет.
- Перевод стрелок производится вытягиванием заводной головки до упора и вращением ее против часовой стрелки.
- Пуск механизма времени полета осуществляется нажимом на заводную головку (до щелчка). При этом в прямоугольном отверстии циферблата виден сигнал красного цвета (для часов с индексом «В») (АЧС-1, АЧС-1М) или серого (для часов с индексами «К» и «Б») (АЧС-1, АЧС-1М, АЧС-1МН).
- Останов механизма времени полета осуществляется вторым нажимом на головку. При этом в отверстии циферблата виден сигнал двух цветов: красного и светящейся массы (для часов с индексом «В») или серого и белого (для часов с индексами «К» и «Б»).
- Возврат стрелок механизма времени полета в начальное положение осуществляется третьим нажимом на левую головку. В отверстии циферблата видна светомасса (для часов с индексом «В») или сигнал белого цвета (для часов с индексами «К» и «Б»).
- Правая головка (со стрелкой-указателем) предназначена для пуска и останова часов, а также пуска, останова и возврата в начальное положение стрелок секундомера.
- Пуск, останов часов производятся поворотом головки по стрелке-указателю на ней (или против стрелки).
- Пуск, останов и возврат в начальное положение стрелок секундомера осуществляются последовательными нажатиями головки.
Ссылки
- Часы АЧС-1, АЧС-1М, АЧС-1МН. Руководство по технической эксплуатации
Модели для симуляторов
- Авиационные часы АЧС Версия 2.0. для FS2002 и FS2004. Автор Степан Грицевский
- Авиационные часы АЧС-1 для FS2004. Автор Александр Белов. Важные особенности — на данные часы не влияет смена географической долготы и возможна установка любого времени с точностью до минут. То есть идут самостоятельно (от внутреннего таймера MSFS), как настоящие.
- Авиационные часы АЧС-1 для FS2004. Автор Lavinjer.
В авиации время и некоторые другие показатели измеряют, используя часы авиационные, хронометры, секундомеры, которые функционируют по принципу механических колебаний маятника. В действие механизм таких устройств приводится при помощи расхода определенного запаса механической энергии, содержащейся в пружине. Популярными вариантами, устанавливаемыми на самолетах, являются часы АЧС-1, которые включают в себя обычный хронометр времени, секундомер и механизм учета полетного периода.
Применение
Рассматриваемые модификации предназначены для следующих целей:
- Отображение показаний текущего времени (часы/минуты/секунды).
- Для отдельной фиксации в часах и минутах (модификации АЧС-1М, АЧС-1МН).
- Отсчитывают полетное время полета самолета, вертолета или другого летательного аппарата.
- Ведут учет малых временных промежутков в минутах и секундах.
Секундомерная шкала на модели АЧС-1 рассчитана на 60 минут, на вариациях АЧС-1М и МН – на 30 мин. Секундная стрелка расположена по центру, одновременно выполняет роль секундомерной и работает в этом режиме, только если секундомер включен.
Обычный суточный показатель функционирует безостановочно, а устройство, определяющее полетное время, и секундомер имеют раздельное управление. На фронтальной части прибора расположены шкалы (3 шт.) и головки-ручки (2 шт.).
Предназначение левой ручки
Левая головка, которой оснащены часы авиационные, выполняет несколько функций:
- Служит для подзавода.
- Предназначена для перемещения стрелок основного суточного элемента.
- Используется для ходового пуска и деактивации механизма полетного времени.
Максимальный завод пружины гарантирует работу на протяжении 72-х часов. Для того чтобы добиться оптимальной точности, желательно заводить устройство каждые два дня. Временной полетный механизм управляется посредством нажатия на ручку слева, при первом действии происходит его активация, в сигнальном промежутке образуется красный цвет.
Повторное нажатие на головку выключает полетное время. Стрелки фиксируют нахождение летательного аппарата в воздухе, шкала оповещает об этом красным и белым цветом. Очередное (третье) нажатие возвращает стрелки в исходную позицию (на «12»), в сигнальной нише высвечивается белый колер.
Для чего нужна правая головка?
Правой ручкой авиационные часы с секундомером регулируются при запуске и остановке суточного механизма, секундомера, а также для возврата минутной и секундной стрелок в начальную позицию.
Цикличность работы секундомера проходит полную стадию посредством трех нажатий. При первом касании происходит активация секундомерного механизма. Второе нажатие останавливает его, а третье – возвращает стрелки в исходное положение.
Особенности
Часы авиационные оснащены электрическим обогревом с терморегулятором, поддерживающим температурный режим в пределах 20 градусов. Элемент подключается к бортовой сети на постоянном токе. Рекомендуемая температура включения — ниже пяти градусов. До начала полета следует проконтролировать завод часов, выставить на них точный показатель времени.
Чтобы это сделать, требуется при преодолении секундной стрелкой фазы «12» прокрутить головку справа по часовой стрелке, остановив ход. Далее нужно левую ручку вынуть до упора, вращая ее по кругу справа налево, установить точное время. После того как выставление текущих параметров произведено, левую головку возвращают в исходное положение. Для запуска часов правую ручку проворачивают слева направо.
После того как получено разрешение на взлет, следует активировать механизм полетного времени, а после приземления – выключить его нажатием на левую ручку.
Технические показатели
Авиационные механические часы (АЧС) имеют следующие характеристики:
- Покрытие циферблата и стрелок – краской белого цвета или светоотражающей массой.
- Погрешность точности хода в сутки – ±20 сек.
- Длительность полного завода механизма – 72 часа.
- Рекомендуемая периодичность подзаводки – каждые двое суток.
- Напряжение цепи обогрева (пост. ток) – 27 В.
- Сопротивление электрообогрева – 50 Ом.
- Питание встроенной подсветки – 5,5 В от сети 400 Гц.
- Вес устройства – 650-750 грамм, в зависимости от модели.
- Габаритные величины АЧС-1 – 85*91,4 мм.
Описание элементов
Авиационные бортовые часы состоят из своеобразного двигателя (заводных пружин), приспособлений, отвечающих за текущее время, секундомер, полетный период, ход, а также регулятора, элементов управления и электрического подогреева с термоконтроллером, встроенной подсветки (АЧС-1МН).
Устройство текущего времени работает безостановочно от двигателя, а времени полета и секундомера включается и деактивируется автономно. Для просмотра показаний предназначен циферблат со шкалами (3 шт.):
- Для показаний текущего времени – основная (большая) шкала.
- Сектор «Время полета» – для фиксации полетного времени.
- Сектор «СЕК» – для отсчета функций секундомера.
Управление часами осуществляется посредством двух головок (ручек).
Наручная модификация
Завод «Молния» в Челябинске выпускает уникальный проект – часы авиационные наручные, которые являются точной копией прибора АЧС. Циферблат компактной модели полностью копирует дизайн оригинальных авиационных часов, оснащен соответствующими шкалами, которые дают возможность измерить временные промежутки в часах, минутах и секундах.
Материалом для корпуса часов служит нержавеющая сталь. В новой линейке разработаны две модификации: со специальным черным PVD-напылением и без покрытия. На заднюю крышку можно нанести индивидуальное изображение, памятную надпись, пожелание, используя способ гравировки.
Такой оригинальный подарок порадует любого человека, связанного с авиацией или просто ценителя качественных вещей. Наручный вариант максимально точно напоминает часы авиационные, которые монтируются практически на всех видах отечественных летательных аппаратов.
Заключение
Завершая обзор авиационных часов, можно отметить, что это надежный, неприхотливый прибор, обеспечивающий максимальную точность текущего времени, параметры полетного периода, имеющий функцию секундомера. Благодаря высоким качественным показателям, рассматриваемое устройство и его модификации на протяжении многих лет используются в авиации.
Летные часы с секундомером не требуют особого ухода, одного подзавода хватает на трое суток, а электрообогрев обеспечивает их нормальную работу при любой температуре наружного воздуха. В интернете можно найти много объявлений о продаже/покупке моделей АЧС, при этом цена их довольно высока. Дополнительно качество устройства и их популярность подтверждает наручная копия, которая пользуется огромным спросом и в точности повторяет оформление и дизайн бортовой вариации.
Назначение.
Часы
АЧС-1 (рис. 77) предназначены для показания
текущего времени в часах, минутах и
секундах; измерения времени полета в
часах и минутах; измерения в минутах и
секундах коротких промежутков времени
до одного часа.
Установлены
часы на средней панели приборной доски
и вертикальном пульте правого пилота.
Устройство.
Часы
АЧС-1 состоят из трех механизмов:
механизма обычных
часов для отсчета текущего времени
суток;
механизма времени
полета для показания времени нахождения
самолета в пути;
секундомера для
замера и отсчета коротких промежутков
времени.
Механизм суточных
часов работает непрерывно, а механизм
времени полета и секундомера может
включаться и выключаться с помощью
правой головки.
Время суток
отсчитывается на большой шкале циферблата.
При работе механизма часовая, минутная
и секундная стрелки двигаются
непрерывно. Заводят часы вращением
левой головки против хода часовой
стрелки до отказа. Полный завод пружины
обеспечивает работу механизма в
течение трех суток. Для точности хода
часы следует заводить один раз за двое
суток. Точность, хода часов в течение
суток ±20 с.
Для
установки стрелок на точное время
необходимо в момент прохождения секундной
стрелкой цифры 12 повернуть правую
головку по часовой стрелке, при этом
стрелки часов остановятся. Затем вытянуть
левую головку на себя до упора, и вращая
ее против часовой стрелки, перевести
стрелки на текущее время.
При подаче сигнала
точного времени необходимо правую
головку повернуть против часовой
стрелки.
Показания
времени полета отсчитываются на верхней
шкале циферблата часов. Работа механизма
времени полета определяется тремя
положениями сигнального моста, покрытого
красной и светящейся массой (или
белого и серого цветов).
Пуск механизма
времени полета осуществляется нажатием
на левую головку; в отверстии циферблата
появится красный цвет (или серый), и
стрелки часов начнут перемещаться.
Остановка механизма времени полета
производится вторым нажатием левой
головки; в отверстии циферблата появится
светящаяся масса и красный цвет (или
белый и серый цвет). Возврат стрелок в
нулевое положение осуществляется
третьим нажатием левой головки; в
отверстии появится только светящаяся
масса (или белый цвет).
Показания секундомера
отсчитываются на нижней шкале циферблата
часов, механизм которого управляется
правой головкой. При первом нажатии на
правую головку механизм секундомера
приходит в действие. Остановка механизма
производится вторичным нажатием на
ту же головку. Возврат стрелок в нулевое
положение, когда они остановлены,
осуществляется третьим нажатием на
правую головку. Перед полетом проверить,
заведены ли часы, и установить на них
точное время.
Перед
установкой стрелок на точное время при
температуре ниже +5о
С необходимо включить электрообогреватель
и прогреть часы в течение 5—7 мин.
Электрообогреватель
питается постоянным током напряжением
бортсети 28,5 В. Выключатель обогрева
часов установлен на пульте правого
пилота.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Часы авиационные типа АЧС-1 и аналогичные.
Руководство по технической эксплуатации.
Формат: DJVU
ВН�?МАН�?Е!
Вся информация, которая размещается на сайте носит ознакомительный характер. Мы стремимся к тому, чтобы Вы получали только достоверную, максимально полную и точную информацию. Но мы не исключаем, что некоторая информация может со временем утратить свою актуальность, допускаем возможность ошибок в содержании.
�?нформация на сайте размещается в исходном виде. Мы не даем гарантии на полноту и актуальность информации. �?нформация предоставляется также без каких-либо других явно или неявно выраженных или предполагаемых гарантий.
Администрация сайта оставляет за собой право, не уведомляя пользователей и посетителей ресурса, вносить изменения в контент. Администрация сайта не несет ответственности за информацию, предоставленную пользователями.
На сайте есть ссылки на сторонние ресурсы (сайты), на которые мы не имеем никакого влияния. Ссылки на другие ресурсы предназначены для того, чтобы пользователю было удобнее искать информацию по схожей тематике. Мы не несем ответственности за содержание других сайтов (контент), за их доступность пользователям.
Нет и не может быть таких обстоятельств, при которых владелец (администрация) сайта будет нести какую-либо ответственность перед какой-либо стороной за прямой, непрямой или косвенно причиненный ущерб из-за использования информации, находящейся на страницах этого сайта, или информации на том сайте, на который имеется гиперссылка с этого ресурса. Ни при каких обстоятельствах мы не будем нести ответственность за возможную, но упущенную выгоду, потерю программ или данных, приостановку вашей хозяйственной деятельности и в аналогичных случаях, даже если будем явно проинформированы о большой вероятности подобного ущерба.
�?нтернет не обеспечивает надежной защиты данных и информации, поэтому не несет и не может нести ответственность за информацию, которую получают пользователи из �?нтернета.
Посещая данный сайт и используя его контент в своих целях, Вы прямо выражаете свое согласие с данным «Отказом от ответственности» и принимаете всю ответственность на себя.
Администрация сайта в любое время может и имеет право вносить изменения в эти правила. Они вступают в силу безотлагательно с этого момента. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом после того, как в «Отказ от ответственности» внесены изменения, значит — Вы автоматически согласились на соблюдение обновленных правил.
Владельцы и создатели данного ресурса не несут ответственности за содержание ссылок, за их использование и за информацию, размещенную на данном сайте, как не несут ответственность за игнорирование пользователями коммерческого статуса того программного обеспечения, на которое ведут ссылки с этого сайта.
Авторское право и право на товарный знак
Мы стремимся соблюдать авторские права других собственников и использовать собственные или не требующие лицензирования материалы. Загрузка и копирование текстовых материалов, изображений, фотографий или иных файлов с нашего сайта допускается только для личного, некоммерческого использования. Поскольку содержимое этого раздела сайта создается из открытых общедоступных и бесплатных источников. Если вам стало известно об авторском праве на какой-либо материал на сайте, пожалуйста, сообщите нам. После уведомления о нарушениях, мы удалим такое содержимое немедленно.