Руководство по эксплуатацию к мотособакам

1. Общие моменты

1.1 Основная идея мотобуксировщиков OffRoadRest (сокр. ORR) заключается в том, что подобная техника должна быть предельно простой, надежной и ремонтопригодной при сравнительно невысокой стоимости.

1.2 Согласно действующему законодательству Российской Федерации, мотобуксировщик (мотособака, буксировщик) не подлежит регистрации, а для управления им не требуются какие-либо документы. В то же время передвижение мотобуксировщиков по дорогам общего пользования запрещено (из Википедии).

1.3 Важно понимать, что мотобуксировщики OffRoadRest обладают далеко не безграничными возможностями в плане проходимости, как и любая другая внедорожная/снегоходная техника.

1.4 …

2. Распаковка, первый запуск, обкатка

2.1 Перед первым запуском двигателя необходимо тщательно осмотреть мотобуксировщик на предмет повреждений, которые могли возникнуть при его транспортировке. Особое внимание при осмотре стоит уделить двигателю и органам управления. Обязательно нужно убедиться в том, чтобы рычаг газа работал без заеданий и свободно возвращался в исходное положение.

2.2 Для первого запуска двигателя необходимо:

  • залить в достаточном количестве (не больше!) масло в двигатель и редуктор;
  • залить в бензобак не менее 0,5 л. чистого (!) бензина;
  • открыть топливный кран (нижний рычаг под корпусом воздушного фильтра, вправо по стрелке);
  • перевести выключатель двигателя (спереди) в положение OFF (выкл.);
  • перекрыть воздушную заслонку (верхний рычаг под корпусом воздушного фильтра, влево по стрелке);
  • провернуть несколько раз коленвал двигателя с помощью ручного стартера;
  • Перевести выключатель двигателя (спереди) в положение ON (вкл.);
  • запустить двигатель резким движением ручного стартера (при запуске двигателя Loncin LC175F-2 8,5 л.с. необходимо также выжать рычаг газа примерно на ⅓);
  • после того, как двигатель начнет работать неустойчиво — почти сразу при плюсовой температуре или через пару минут на холоде — открыть воздушную заслонку (верхний рычаг под корпусом воздушного фильтра, вправо против стрелки).
  • двигатель останавливается с помощью выключателя (кнопки) на руле.

2.3 Не стоит обкатывать новый двигатель на холостых оборотах и без нагрузки, т.к. это, предположительно, сокращает его ресурс.

2.4 Новый мотобуксировщик можно сразу эксплуатировать в режиме “обкатки” первые 5 моточасов, т.е. до первой замены масла (см. пп. 3.5, 3.6).

2.5 Во время обкатки следует:

  • избегать высоких нагрузок на двигатель и редуктор;
  • регулярно проверять затяжку всех резьбовых соединений, что также стоит делать и при дальнейшей эксплуатации буксировщика;
  • не отдаляться более чем на 1 км от места базирования.

2.6 …

3. Двигатель и трансмиссия

3.1 На мотобуксировщики OffRoadRest, в зависимости от исполнения, может быть установлен двигатель Lifan, Loncin или другой (опция) мощностью от 6,5 л.с. до 8,5 л.с., оснащенный редуктором с автоматическим центробежным сцеплением.

3.2 Двигатель 4-тактный, т.е. в бензобак заливается чистый, НЕ смешанный с маслом бензин.

3.3 В картер двигателя и редуктор заливается обычное автомобильное моторное масло SAE 5W-30 или похожее (см. руководство по эксплуатации двигателя).

3.4 В редуктор прежде мы рекомендовали заливать масло для АКПП ATF Dexron 3 (красное). Однако в ходе испытаний выяснилось, что обычное моторное масло ничем не уступает Dexron`у при использовании в редукторе с автоматическим сцеплением.

3.5 Замену масла в двигателе и редукторе следует осуществлять одновременно:

  • 1-й раз — спустя 5 часов работы, т.е. примерно после израсходования 1,5-2 х полных баков бензина:
  • 2-й раз и далее — каждые 50 часов работы двигателя, т.е. примерно 1-2 раза в сезон в зависимости от интенсивности эксплуатации.

3.6 До первой замены масла, т.е. первые 5 часов работы, следует избегать высоких нагрузок на двигатель и редуктор. 

3.7 Редуктор с автоматическим центробежным сцеплением не предназначен для эксплуатации на оборотах ниже средних (ниже 2500 об/мин). В противном случае ресурс дисков сцепления сокращается многократно.

3.8 Для эксплуатации мотобуксировщика при температуре ниже минус 15℃ и/или в рыхлом снегу рекомендуем использовать чехол (опция), препятствующих избыточному охлаждению двигателя и обмерзанию тяг дроссельной заслонки. Либо защитить двигатель от холодного воздуха и снега другим способом.

3.9 При движении в рыхлом снегу не стоит сразу после остановки глушить двигатель, т.к. это повышает риск обмерзания подвижных частей карбюратора даже при использовании чехла. Лучше дать поработать двигателю 1-2 минуты на холостых оборотах, а после этого заглушить.

3.10  На всех мотобуксировщиках OffRoadRest используется цепь 428H (усиленная), которая взаимозаменяема с обычной 428-й и цепью Минск-Восход.

3.11 Во время запуска двигателя при температуре ниже минус 10℃ возможен т.н. “самоход” — явление, при котором буксировщик начинает движение сразу после начала работы мотора. Основными причинами этого явления являются загустевшее масло в редукторе и повышенные обороты холостого хода при запуске. Чтобы избежать “самохода” следует:

  • использовать качественное, лучше синтетическое, масло в редукторе (и двигателе);
  • не допускать обмерзания подвижных частей карбюратора;
  • следить за тем, чтобы рычаг дроссельной заслонки свободно возвращался в исходное положение;
  • блокировать возможное движение буксировщика (например, уперев его передней частью в дерево) либо исключить его (сняв цепь) при холодном запуске;
  • использовать чеку аварийной остановки двигателя (при ее наличии) во время запуска.

3.12 …

4. Ходовая часть

4.1 Через несколько километров пробега гусеница мотобуксировщика начинает заметно провисать, что особенно заметно на модели ORR-73 в силу значительной длины. Это нормальное явление, т.к. гусеница новая и разрабатывается. Для того, чтобы подтянуть гусеницу, необходимо:

  • ослабить болты (М16) крепления ведомого вала (балансира);
  • подтянуть гусеницу до легкого провисания верхней ее части, используя винты-полукольца с обеих сторон;
  • затянуть (не сильно) болты (М16) крепления ведомого вала (балансира). 

4.2 Избыточная натяжка гусеницы может привести к повреждению полуколец и даже деформации рамы. Слабая натяжка — к проворачиванию тележек (или скзизовых блоков) и к пробуксовке ведущего вала (редко).

4.3 Подшипники ведущего вала (UCFL-205) смазываются через пресс-масленки (тавотницы) в корпусе подшипников с помощью шприца для густой смазки. Подшипники тележек и ведомого вала можно смазывать жидкой смазкой (через отверстия, закрытые заглушками), но лучше разобрать и смазать густой смазкой, например Литолом. 

4.4 Во всех подшипниках присутствует заводская смазка в достаточном количестве, поэтому первые 1-2 сезона их смазка не требуется при условии, что в подшипники не проникает вода, которая вымывает смазку. 

4.5 При преодолении неровностей одна из тележек мотобуксировщика (часто средняя) может провернуться. Для продолжения движения необходимо вернуть тележку в исходное положение.

4.6 …

5. Опции

5.1 Чехол двигателя позволяет свободно эксплуатировать мотобуксировщик при температуре ниже минус 15℃ и/или в рыхлом снегу.

5.2 Установка двигателя с катушкой освещения, которая позволяет установить на буксировщик 12-вольтовую фару, подогрев ручек руля и т.д.

5.3 Подключение светодиодной фары с установкой ее выключателя на руле мотобуксировщика.

5.4 Установка двигателя Loncin LC175F-2 (B18 type) 5А D20 (8,5 л.с., катушка освещения). Это один из самых мощных двигателей с небольшими габаритами и массой. Особенности (по сравнению с Lifan 170F-TR (8 л.с.) и аналогичными моторами):

  • редуктор крепится на 4 болта вместо положенных 5-ти (отсутствует 5-е отверстие);
  • необходимость снижать обороты ХХ двигателя для нормальной работы редуктора;
  • повышенные максимальные обороты;
  • заметно больший объем и, соответственно, мощность;
  • затрудненный холодный запуск, особенно при низких температурах.

5.5 Сдвоенные звезды (опытное решение) выполняют функцию простейшей КПП. Особенности:

  • увеличение максимальной скорости (на скоростной паре) и запаса тяги (на тяговой паре);
  • облегчение холодного запуска двигателя за счет легкосъемной цепи;
  • для перебрасывания цепи с одной пары звезд на другую необходимо заглушить двигатель, т.к. иначе можно получить травму;
  • при резком снижении оборотов двигателя или во время спуска, т.е. при движении накатом возможно самопроизвольное сбрасывание цепи.

5.6 Установка средней тележки подвески (для ORR-57) предположительно повышает проходимость буксировщика, но при этом способствует тому, что гусеница сильнее забивается снегом.

5.7 ПНД-склизы (опытное решение). Склизовая подвеска проще, дешевле, меньше забивается снегом и, в теории, повышает проходимость. При этом она менее универсальна, чем катковые тележки, т.е. буксировщик на склизовой подвеске не рекомендуется эксплуатировать на плотной и твердой поверхности: лед, наст, укатанный снег и т.п.

5.8 Модуль Толкач (опытное решение) …

5.9 …

6. Технические характеристики

ORR-57 ORR-73 ORR-41
Габариты (ДхШхВ), см 150 x 50 x 70 190 x 50 x 70  110 x 50 x 70
Масса, кг 80 95 65
Гусеница Буран 2878×380 мм (57 шагов) Буран-МД 3686×380 мм (73 шага) Буран-Мини 2070×380 мм (41 шаг)
Максимальная скорость, км/ч 18* 18* 18*
Объем картера двигателя, л 0,6** 0,6** 0,6**
Объем картера редуктора, л 0,5 0,5 0,5
Рекомендуемое масло для двигателя и редуктора SAE 5W-30 SAE 5W-30 SAE 5W-30
Объем бензобака, л 3,5** 3,5** 3,5**
*Без доп. опций. **Кроме двигателя Loncin LC175F-2 (8,5 л.с.)

7. Гарантия

7.1 На двигатель (Lifan или Loncin), который установлен на мотобуксировщике, действует гарантия производителя сроком 1 год с момента заказа. Гарантийное обслуживание осуществляется в ближайшем сервисном центре, по чеку (отправляется по запросу).

7.2 На раму мотобуксировщика также предоставляется гарантия сроком 1 год с момента заказа. Она подразумевает бесплатное (без учета транспортных расходов) устранение возникших неисправностей, препятствующих эксплуатации буксировщика, вплоть до замены рамы на новую; либо денежную компенсацию.

7.3 Гарантия не распространяется на раму:

  • в конструкцию которой, по желанию заказчика, были внесены изменения;
  • при наличии в конструкции буксировщика опытных решений;
  • которая была повреждена в результате транспортировки, неправильного обслуживания или неаккуратной эксплуатации мотобуксировщика.

7.4 …

8. Прочие моменты

8.1 Перед установкой двигатель и редуктор проверяются на работоспособность в обязательном порядке.

8.2 Полноценное испытание нового мотобуксировщика в рабочих режимах не осуществляется, т.к. это во-первых — влечет дополнительные временные/финансовые затраты, что, в конечном итоге, приведет к увеличению стоимости буксировщика. А во-вторых — нецелесообразно ввиду общей примитивности техники. 

8.3 На новом мотобуксировщике в двигателе и редукторе масло отсутствует (сливается сразу после проверки), т.к. перевозка с маслом в картере противоречит правилам транспортных компаний и в целом нежелательна — при опрокидывании набок масло может залить весь буксировщик.

8.4 Конструкция мотобуксировщика постоянно совершенствуется, поэтому может незначительно отличаться от представленной на странице “Купить мотобуксировщик”. 

8.5 Во время дальних поездок рекомендуем иметь при себе как минимум:

  • запасную свечу зажигания и свечной ключ;
  • запасную цепь и/или замок цепи.

Желательно также иметь при себе запас бензина, т.к. расход топлива сильно зависит от условий движения, а также минимальный набор инструментов (пассатижи, гаечные ключи, отвертка и т.п.).

8.6 Данная инструкция носит рекомендательный характер и может содержать ошибки и неточности.

8.7 …

Последняя правка — 31.08.2022



Инструкция будет регулярно обновляться. Свои замечания, исправления и вопросы оставляйте в комментариях ниже.


Информация по технике безопасности

Инструкция по эксплуатации мотобуксировщикаВНИМАНИЕ!

  1. Нельзя использовать мотобуксировщик без ознакомления с данным руководством и руководством по эксплуатации двигателя.
  2. Лицам до 16 лет нельзя использовать мотобуксировщик без контроля взрослых. Никогда не позволяйте эксплуатировать мотобуксировщик лицам, которые не в состоянии пользоваться им безопасно.
  3. К эксплуатации мотобуксировщика не допускаются лица, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения.
  4. Запрещается использование мотобуксировщика при отсутствии на нем предусмотренных конструкцией защитных устройств и приспособлений.
  5. Запрещается эксплуатация технически неисправного мотобуксировщика.
  6. Остерегайтесь вращающейся звездочки ведущего вала!
  7. Останавливайте МБ на безопасном расстоянии от людей и животных.
  8. Перед началом эксплуатации мотобуксировщика следует убедиться в том, что все гайки на звездочках и валах затянуты.
  9. При любых нарушениях в работе органов управления следует прекратить эксплуатацию, найти и устранить неисправность.
  10. Установка прицепа за мотобуксировщиком должна быть только на жесткой сцепке.
  11. Не прикасайтесь к горячему глушителю.
  12. Остерегайтесь попадания воды в двигатель мотобуксировщика, т.к. это может привести к поломке.
  13. Не перевозите груз массой, превышающей допустимый предел для данной модели буксировщика.
  14. Никогда не прикасайтесь во время движения к движущимся частям, таким как гусеница, катки, цепь т.д.

Введение

Целью руководства по эксплуатации является ознакомление пользователя с техническим обслуживанием и эксплуатацией мотобуксировщика (далее МБ), с рекомендациями по устранению неисправностей с применением стандартного инструмента. Конструктивные особенности, правила эксплуатации и техническое обслуживание двигателя изложено в руководстве по эксплуатации двигателя. Мотобуксировщик «СТЕМ Север» является многофункциональным транспортным средством, предназначенным для перевозки груза и людей. Мотобуксировщик имеет малый вес и небольшие габариты, тем самым облегчается его хранение и перевозка.

К эксплуатации, обслуживанию и ремонту «СТЕМ Север» и его двигателя могут допускаться только лица не моложе 16 лет, изучившие данное Руководство и Руководство по эксплуатации двигателя. Также необходимо соблюдать соответствующие указания по предотвращению несчастных случаев. При самовольном изменении пользователем конструкции МБ или его двигателя Изготовитель перестает нести ответственность в случае возникновения поломок.

При движении МБ избегайте больших неровностей по пути, не допускайте прыжков и ударов гусеницы буксировщика.

Модели мотобуксировщиков отличаются установленным на них двигателем и габаритами. Технические характеристики и особенности эксплуатации двигателей описаны в руководстве по эксплуатации двигателей, прилагающемся к каждому мотобуксировщику.

Технические характеристики

Вид мотобуксировщиков

Внешний вид буксировщика «СТЕМ Север» Эксперт

СТЕМ Север Эксперт

Наименование Параметры
Размеры ДхШхВ, мм В транспорт.сост. 1558х606х776
Ширина гусеницы, мм 500
Масса, кг 95
Мощность двигателя, л.с. 13/15
Максимальная нагрузка на грузовое отделение, кг до 50
Масса буксируемого прицепа, кг до 500
Номинальный расход топлива, л/час 3,8/4,1
Вид топлива АИ-92
Привод Передний
Тип трансмиссии Бесступенчатый вариатор
Тип подвески Катковая

СТЕМ Север Эксперт Компакт

Наименование Параметры
Размеры ДхШхВ, мм В транспорт.сост. 1250х606х776
Ширина гусеницы, мм 500
Масса, кг 92
Мощность двигателя, л.с. 13
Максимальная нагрузка на грузовое отделение, кг до 50
Масса буксируемого прицепа, кг до 500
Номинальный расход топлива, л/час 3,8
Вид топлива АИ-92
Привод Передний
Тип трансмиссии Бесступенчатый вариатор
Тип подвески Катковая

Устройство мотобуксировщика

Устройство мотобуксировщика - вид спереди

Мотобуксировщик «СТЕМ Север» – вид спереди

1) Двигатель; 2) Капот; 3) Фара; 4) Бампер; 5) Гусеница; 6) Катковая подвеска; 7) Руль; 8) Ручка газа; 9) Блок зажигания.

Катковая подвеска

Устройство мотобуксировщика - вид сбоку

Мотобуксировщик «СТЕМ Север» – вид сбоку

1) Натяжитель гусеницы; 2) Вал ведомый со звездами; 3) Пружина подвески; 4) Каток; 5) Гусеница; 6) Вал ведущий со звездами;

Буксировщик с катковой подвеской может эксплуатироваться как в летний, так и в зимний период.

ВНИМАНИЕ! При эксплуатации буксировщика с катковой подвеской в летний период может повыситься износ деталей подвески. Во избежание повышенного износа, подвеска должна содержаться в чистом состоянии.

Элементы управления мотобуксировщика

Элементы управления мотособакой

1) Рычаг газа; 2) Блок зажигания; 3) Кнопка «Фара»; 4) Замок зажигания;

Комплектация

В комплект поставки буксировщика входят:

  1.  Буксировщик «СТЕМ Север» – 1 шт.;
  2. Руководство по эксплуатации буксировщика – 1 шт.;
  3. Руководство по эксплуатации двигателя – 1 шт.;
  4. Свечной ключ – 1 шт.;

ВНИМАНИЕ!

Запасные части для буксировщика, сани-волокуши, чехлы и прочие аксессуары можно заказать у Изготовителя или Дилера в вашем регионе.

Подготовка к работе

1. Подготовьте к работе двигатель согласно руководству по эксплуатации двигателя. Откройте топливный кран.

Топливный кран на мотособаке

Управление топливным краном и заслонкой обогатителя

1. Проверьте затяжку болтов, закрепляющих двигатель на станине, а также затяжку амортизаторов двигателя. Натяжение ремня и установка двигателя относительно промежуточного вала осуществляется в условиях сервисного центра с помощью специального инструмента.

2. Проверьте легкость перемещения троса газа (при заедании необходимо смазать трос машинным маслом).

Эксплуатация мотобуксировщика

Изучите Руководство по эксплуатации двигателя (Прилагается дополнительно) и проведите запуск согласно Руководства. После запуска дайте прогреться двигателю 1-2 мин.

1) Управление мотобуксировщиком

При перевозке грузов в летний период, управление МБ осуществляется стоя, посредством пешего хода пользователя. Изменение скорости движения, трогание осуществляется с помощью рычага газа, расположенного на правой стороне руля. Начало движения происходит примерно в среднем положении рычага газа. При начале движения на рыхлой поверхности для предотвращения зарывания МБ газ необходимо прибавлять плавно. Поворот на МБ осуществляется путем отведения руля в противоположную повороту сторону.

2) Остановка двигателя

Остановка двигателя сбросом газа до минимальных оборотов и поворотом ключа зажигания (2) в положение «ВЫКЛ» или «OFF». После этого необходимо закрыть кран подачи топлива. Для включения и выключения фары используется выключатель на блоке зажигания (1).

Замок зажигания мотособаки

Замок зажигания и тумблер включения фары

ВНИМАНИЕ! Первые 20 часов эксплуатации МБ являются временем приработки двигателя и трансмиссии МБ. В данный период не допускается эксплуатация буксировщика с весом буксируемого прицепа более 150 кг.

Запуск двигателя при низкой температуре (ниже -20°С)

В заводских условиях буксировщик подготавливают для эксплуатации при температуре не ниже -20° С. Для эксплуатации буксировщика при низких температурах его необходимо подготовить следующим образом:

  1. Заменить масло в двигателе на масло с более низкой вязкостью, по классификации SAE: 5W-30, 5W-40, 0W-30, 0W-40, Для подбора масла можно воспользоваться диаграммой, где показаны температурные диапазоны работоспособности всесезонных зимних масел. Подберите масло с диапазоном температур наиболее подходящих для вашей местности.
  2. Смазать трос газа. Необходимо отсоединить трос газа, залить моторное масло в отверстие оболочки троса, проработать тросом до его пропитки и установить трос в исходное положение.
  3. Смазать стартер, используя низкотемпературную пластичную смазку, с предельной температурой-40°С.

Масло - температура

Характерные неисправности и методы их устранения

Неисправности двигателя, характер, признаки проявления и методы устранения изложены в руководстве по эксплуатации двигателя. Неисправности МБ, характер, признаки проявления и методы устранения приведены в таблице:

Признаки неисправности мотобуксировщика Вероятная причина Методы устранения
МБ перемещается неравномерно, рывками, слышны посторонние металлические звуки 1. Изношен ремень вариатора

2. Изношены пластиковые вставки вариатора

1. Заменить ремень.

2. Заменить вставки.

Слышен металлический гул Повреждение подшипников Заменить подшипники
Двигатель набирает максимальные обороты, но МБ не двигается с места Порван ремень вариатора Заменить ремень вариатора
Двигатель работает, набирает обороты, но МБ не двигается Перевернулся каток гусеницы от сильного удара Вернуть каток в изначальное положение
Клинит вариатор при перегреве 1. Износ бронзо- графитной втулки

2. Проскальзывание ремня

1. Заменить втулку

2. Заменить ремень, почистить диски (через 8 часов работы).

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание двигателя изложено в руководстве по эксплуатации двигателя.

1) Перед каждой эксплуатацией.

Проверить надежность крепления деталей и узлов МБ и при необходимости произвести подтяжку резьбовых соединений. Проверить уровень масла в двигателе.

2) После каждых 8 часов работы мотобуксировщика.

  • Смазать приводные цепи и звездочки;
  • Обезжирить поверхности дисков вариатора;
  • Внутреннюю сторону тарелок, где ходят грузики по направляющей, протереть ветошью с графитной смазкой, затем вытереть насухо.

Шкив

Шкив вариатора

3) После каждых 50 часов работы мотособаки смазать трос газа.

4) В начале и конце сезона эксплуатации.

Правила хранения

Мотобуксировщик следует хранить в сухом проветриваемом помещении или на открытом воздухе под навесом под водонепроницаемым чехлом. При длительном хранении (более одного месяца) выполните работы, предусмотренные Руководством по эксплуатации двигателя, работы, предусмотренные для кратковременного хранения МБ, а также смажьте консервантом детали МБ, не имеющие лакокрасочного покрытия, а также места с нарушением покрытия. Данная консервация обеспечивает сохранность МБ до 12 месяцев при условии соблюдения правил хранения. По истечении 12 месяцев проведите повторную консервацию МБ. Для чего расконсервируйте двигатель согласно Руководству по эксплуатации двигателя, удалите с деталей консервант, замените масло в двигателе, залейте топливо в бак, запустите двигатель и дайте поработать в течение 5 минут, законсервируйте МБ повторно. Срок эксплуатации изделия составляет 3 (Три) года.

Транспортировка мотобуксировщика

При транспортировке мотособаки слейте топливо из бака. При проведении погрузочно – разгрузочных работ МБ должен находиться в горизонтальном положении. При перевозке мотобуксировщика обеспечьте его надежную фиксацию. Запрещается транспортировка МБ друг на друге без специальной тары, транспортировка в емкостях из-под сыпучих материалов и химических продуктов.

Гарантия изготовителя

Изготовитель гарантирует соответствие МБ требованиям действующих технических условий при соблюдении правил транспортировки, хранения и эксплуатации, указанных в Руководстве. Гарантийный срок эксплуатации 12 месяцев со дня продажи мотособаки через розничную торговую сеть, но не более 36 месяцев с даты производства.

Изготовитель обязуется в течение гарантийного срока безвозмездно ремонтировать и заменять вышедшие из строя детали и узлы (кроме расходных материалов и запчастей), если неисправность произошла по вине изготовителя. Если по результатам исследования причин неисправности мотособаки будет усмотрено отсутствие вины изготовителя, то затраты, понесенные изготовителем, оплачивает покупатель.

Изготовитель не несет ответственности по гарантии, если:

  1. Истек гарантийный срок эксплуатации.
  2. Предъявленный мотобуксировщик разукомплектован.
  3. Не предъявлено настоящее руководство или в нем отсутствует печать фирмы-продавца и дата продажи.
  4. Не проведено техническое обслуживание, консервация и расконсервация перед началом и в конце сезона эксплуатации.
  5. Не совпадает номер заводской с номером, указанным в Руководстве по эксплуатации двигателя.
  6. Мотособака использовалась не по назначению.
  7. Покупатель вносил изменения в конструкцию мотобуксировщика.
  8. Мотобуксировщик вышел из строя в результате не соблюдения требований Руководства по эксплуатации, небрежного обращения и вследствие нанесения механических повреждений.

Гарантийные обязательства не распространяются на естественный износ узлов и деталей. Кроме того, гарантия не распространяется на изделия с внесенными структурными изменениями, с которыми обращались неаккуратно, использовали для коммерческих целей или для целей, для которых мотобуксировщики не предназначены.

Мотобуксировщик принимается в ремонт очищенным от загрязнений.

ВНИМАНИЕ!

К расходным материалам и запчастям, имеющим естественный износ и не подлежащие бесплатной замене в период гарантийного срока, относятся:

  1. Ремень вариатора;
  2. Цепь;
  3. Звезды;
  4. Свеча зажигания;
  5. Лампочка фары, предохранитель;
  6. Вставки вариатора;
  7. Подшипники ходовой;
  8. Муфта сцепления.

Скачать полную инструкцию в формате PDF

Мотобуксировщик НЕВА МС-1 — это транспортное средство, предназначенное для зимней рыбалки. Посредством данной техники рыбак с легкостью преодолевает «последний километр» до места ловли. В этой статье мы расскажем о том, как проводится эксплуатация мотобуксировщика и его техническое обслуживание. Ниже перечисленные правила подробно описаны в руководстве по эксплуатации изделия. Поэтому перед началом использования «мотособаки» советуем периодически перечитывать этот документ.

На данный момент модель МС-1 выпускается в одной комплектации:

  • МС1-ZS с двигателем Zongshen GB225 мощностью 7,5 л.с.,

Подготовка мотобуксировщика к работе

Прежде чем использовать мотобуксировщик «НЕВА» МС-1 его следует подготовить к работе. Для этого рекомендуется совершить следующие действия:

  1. Установите руль в рабочее положение и зафиксируйте его с помощью винта и крыльчатой гайки
  2. Присоедините сани и сиденье к мотобуксировщику, закрепив их стопорами
  3. Проверьте надежность крепления деталей и узлов мотобуксировщика и при необходимости произведите подтяжку резьбовых соединений
  4. Проверьте натяжение цепи. При необходимости отрегулируйте натяжение цепи (о правилах обслуживания цепной передачи читайте в инструкции по эксплуатации «мотособаки»)
  5. Проверьте натяжение гусеницы. При необходимости отрегулируйте натяжение гусеницы (о техническом обслуживании гусеницы читайте в руководстве пользователя)
  6. Проверьте работу рычага и троса газа. Трос должен легко перемещаться, а рычаг возвращаться в исходное положение после нажатия. При необходимости смажьте трос газа силиконовым маслом (об обслуживании рычага и троса газа читайте в инструкции по эксплуатации)
  7. Подготовьте к работе двигатель
  8. Запустите мотор

Мотобуксировщик "НЕВА" МС1
Подготовка мотобуксировщика к работе

Двигатель мотобуксировщика "НЕВА" МС-1К
Подготовка двигателя к работе

Подготовка двигателя мотобуксировщика к работе

Порядок действий при подготовке двигателя «мотособаки» к работе, а также его запуск и прогрев должены соответствовать требованиям, представленным в инструкции. Руководство по эксплуатации мотора входит в комплект документов мотобуксировщика.

Для запуска мотора ручным стартером рекомендуется сделать следующее:

  1. Взяв за ручку стартера, медленно вытяните пусковой шнур до ощущения легкого сопротивления на рукоятке.
  2. Далее, не ослабляя натяжение шнура, быстрым и резким движением потяните шнур.
  3. После запуска или при повторных попытках запуска, медленно отпускайте шнур в направлении пускового устройства.

После запуска прогрейте мотор в течение нескольких минут. Признаком полностью прогретого мотора является его устойчивая работа.

Обкатка и эксплуатация мотобуксировщика

Правильная эксплуатация мотобуксировщика — это залог его длительной и надежной работы. Особенно важно соблюдать правила пользования техникой в период обкатки. Дело в том, что первые 20 часов работы «мотособаки» являются периодом приработки деталей мотора и трансмиссии. Поэтому в течение этого периода следует избегать интенсивных разгонов и торможений мотобуксировщика, буксировки грузов, а также длительного движения с постоянной скоростью. Время непрерывной работы не должно превышать 1 часа.

После первых 20 мото-часов пробега обязательно замените масло в двигателе «мотособаки» и выполните техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации. Это поможет добиться наилучшей работы и долгой службы мотора.

Помните, что при недостаточной или некачественной обкатке мотора и трансмиссии значительно сокращается общий срок службы техники.

Техническое обслуживание мотобуксировщика

Для того, чтобы поддержать мотобуксировщик «НЕВА» МС-1 в технически исправном состоянии, выполните нижеперечисленные рекомендации по эксплуатации:

Перед каждой поездкой «мотособака» должна быть проверена по следующим параметрам:

  • Проверьте надежность крепления деталей и узлов мотобуксировщика и при необходимости произведите подтяжку резьбовых соединений
  • Визуально проверьте отсутствие течи топлива и масла. В случае обнаружения уточек устраните причину их образования
  • Проверьте уровень топлива в баке
  • Проверьте уровень масла в моторе
  • Проверьте состояние приводной цепи. При необходимости смажьте цепь
  • Проверьте состояние и натяжение гусеницы. При необходимости отрегулируйте натяжение гусеницы

Во время поездки осуществляйте остановки, очищайте пространство в трансмиссии от снега и грязи. Помните, снег, особенно мокрый, а также грязь могут замерзнуть и сковать трансмиссию и гусеницу вплоть до блокировки.

При длительном равномерном движении возможно обледенении, скапливание снега и блокировка привода дроссельной заслонки карбюратора, поэтому во время поездки периодически меняйте положение рычага газа. Перед остановкой, заблаговременно сбрасывайте газ, будьте готовы к экстренной остановке мотора.

После каждой поездки очищайте мотобуксировщик, а также детали от грязи и снега. Помните, если снег и грязь, попавшие в трансмиссию, замерзнут, дальнейшая эксплуатация будет невозможна, пока Вы полностью не очистите трансмиссию от загрязнений.

После первых 20 часов работы (после обкатки) эксплуатация мотобуксировщика включает в себя следующие действия:

  1. Замена масла в двигателе
  2. Замена масла в редукторе
  3. Чистка или замена воздушного фильтра
  4. Смазка троса газа силиконовым маслом
  5. Регулировка свободного хода рычага газа
  6. Смазка цепи и приводных звездочек
  7. Проверка натяжения цепи и при необходимости регулировка ее натяжения
  8. Проверка натяжения гусеницы и при необходимости регулировка ее натяжения
  9. Проверка надежности крепления деталей и узлов «мотособаки» и при необходимости подтяжка резьбовых соединений

Через каждые 50 часов эксплуатации мотобуксировщика следует делать следующее:

  1. Смазать трос газа силиконовым маслом
  2. Отрегулировать свободный ход рычага газа
  3. Смазать цепь и приводные звездочки
  4. Проверить натяжение цепи и при необходимости отрегулировать ее натяжение
  5. Проверить натяжение гусеницы и при необходимости отрегулировать ее натяжение
  6. Проверить надежность крепления деталей и узлов техники и при необходимости произвести подтяжку резьбовых соединений
  7. Провести техническое обслуживание мотора (читайте инструкцию по пользованию техникой)

Мотобуксировщик «НЕВА» МС-1К на Финском заливеМотобуксировщик «НЕВА» МС-1
на Финском заливе

Мотобуксировщик «НЕВА» МС-1К на твердом снегеМотобуксировщик «НЕВА» МС-1К
на твердом снеге

Консервация мотобуксировщика

При перерывах в использовании мотобуксировщик НЕВА МС-1 следует поместить в сухое проветриваемое помещение, защищенное от воздействия атмосферных осадков, паров агрессивных жидкостей, газов и частиц сыпучих материалов. Также «мотособака» может храниться на открытом воздухе при условии укрытия ее брезентом или другими водонепроницаемыми воздухопроводящими материалами.

Кратковременное хранение мотобуксировщика (до одного месяца) предусматривает предварительное проведение следующих действий:

  1. Очистите «мотособаку» от внешних загрязнений
  2. Проверьте надежность крепления деталей и узлов техники и при необходимости произведите подтяжку резьбовых соединений
  3. Визуально проверьте отсутствие течи топлива и масла. В случае обнаружения утечек устраните причину их образования
  4. Смажьте трос газа силиконовым маслом
  5. Смажьте цепь и приводные звездочки
  6. Выполните работы по кратковременному хранению мотора, изложенные в Руководстве пользования мотором

Консервация мотобуксировщика (более одного месяца) включает в себя такие подготовительные действия, как:

  1. Вымойте «мотособаку» и протрите ее насухо
  2. Выполните работы, предусмотренные подготовкой техники к кратковременному хранению
  3. Детали «мотособаки», не имеющие наружных лакокрасочных покрытий, смажьте консервационным маслом марки К-17 ГОСТ 10877-76, предварительно очистив их от грязи и обезжирив
  4. Места, имеющие повреждения лакокрасочного покрытия, необходимо обезжирить и подкрасить
  5. Консервацию двигателя проведите согласно руководства попользования изделием.

Данная консервация обеспечивает сохранность техники до 12 месяцев при условии соблюдения правил хранения.

При истечении 12 месяцев, необходимо произвести повторную консервацию «мотособаки», для этого:

  1. Расконсервируйте мотор (читайте Руководство пользователя)
  2. Удалите с узлов и деталей техники консервационную смазку чистой ветошью, смоченной в бензине
  3. Протрите внешние поверхности деталей «мотособаки» сухой ветошью
  4. Залейте свежее топливо в бак
  5. Вывесив мотобуксировщик на подставках, запустите мотор, нажмите на рычаг газа и прокрутите гусеницу в течение 3…5 минут
  6. Остановите мотор, дайте ему остыть и проведите работу по консервации двигателя (согласно Руководству пользователя)
  7. Подготовить мотобуксировщик для дальнейшего хранения

Произвести покупку мотобуксировщика «НЕВА» МС-1 можно у наших дилеров или в фирменном магазине в Санкт-Петербурге.

Процедура обкатки требуется всем новым, и прошедшим капитальный ремонт двигателям внутреннего сгорания, независимо от типа, «тактности» или объема. От того, как пройдет первичная приработка деталей двигателя – зависит его общий ресурс эксплуатации, потому поговорим подробнее: как обкатывать мотобуксировщик правильно, сколько времени занимает обкатка мотобуксировщика, в каком режиме она должна проходить и каких ошибок при этом нужно избегать.

Что дает обкатка двигателя

Несмотря на точную первичную подгонку и «холодную обкатку» проведенную на заводе – в только что собранном моторе есть ряд деталей, зазоры в которых еще не установились в нужных пределах. В ходе начальной приработки – «набивается» зеркало рабочей поверхности внутри цилиндра, притираются кольца, шестерни ГРМ и редуктора, а также – смываются моторным маслом продукты износа, и частицы оставшейся после сборки металлической стружки.

Правильная, щадящая, обкатка – позволяет двигателю нормально войти в рабочий режим, не испытывая повышенного износа от перегрева, и дополнительной нагрузки – на прирабатываемые части. Кроме двигателя, в ходе обкатки «прирабатываются» отдельные детали трансмиссии и ходовой части мотобуксировщика, а также – проявляются (если они есть) недостатки сборки – дефицит смазки, необходимость регулировки натяжения цепи, тросов, затяжки креплений. Устранение мелких «косяков» еще на этапе обкатки – норма, защищающая мототехнику от внезапных серьезных поломок в дороге.

97yVBlkSogk.jpg

Как проводится обкатка мотособаки: последовательность

Начинать важно с проверки уровня моторного масла (при необходимости – доливки его до нужного уровня), заправки топливом, визуального осмотра двигателя на предмет утечек рабочих жидкостей.

Этапы обкатки:

  1. Запуск, прогрев в течение 10-15 минут на холостых оборотах.
  2. Работа двигателя без нагрузки, или с минимальной нагрузкой. Производится в режиме средних оборотов, не более 50% открытия дросселя (газа) в течение 3–4 ч. Не обязательно – подряд, предпочтительнее сериями по 20–30 минут с промежуточным естественным охлаждением.
  3. Работа двигателя с половинной нагрузкой (не более) в течение оставшихся до замены масла 2–4 ч, в режиме 50–75% открытия дросселя.
  4. После первых 5–8 ч. работы – замена моторного масла, (при необходимости – масла в редукторе), смазка цепи и тросов, затем – размеренная эксплуатация мотособаки с нагрузкой в половину или три четверти от паспортной – до следующей плановой замены масла.

Помимо соблюдения щадящего режима, в ходе обкатки нужно регулярно проверять затяжку креплений двигателя, ходовой части, натяжку приводной цепи, чистоту топливного и воздушного фильтров, а также проводить своевременное ТО.

6guMk0ItZnQ.jpg

Чего нельзя делать при обкатке мотобуксировщика

  • Стартовать без прогрева.
  • Заводить двигатель при пониженном уровне масла.
  • Открывать полный «газ».
  • Долго держать двигатель в режиме повышенных оборотов.
  • Продолжать движение при признаках теплового «прихвата» (падения тяги ДВС).
  • Позволять мотору работать на холостых дольше, чем требуется для прогрева (10–15 мин).
  • Буксировать сани с полной «паспортной» загрузкой, или превышать ее.

Если пренебрегать обкаткой: последствия

Первичный износ, полученный в результате отсутствия, или неправильно заданной обкатки – не является самостоятельной неисправностью, но однозначно ведет к досрочному выходу из строя ЦПГ. Из-за дефицита смазки и перегрева не приработанных поверхностей – часто происходит «наволакивание» мягкого металла поршней на стенки цилиндра, возникают тепловые «прихваты» поршня в цилиндре, часто приводящие к клину двигателя. Устранение последствий этих неисправностей даже на начальном этапе – требует разборки мотора, серьезных затрат на запчасти и расходники.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Форд куга 2 рестайлинг инструкция по эксплуатации
  • Руководство дуков нижнего новгорода
  • Как снять задний бампер на ларгусе по шаговой инструкции
  • Гармин 430 руководство по эксплуатации
  • Заезд на эстакаду на автомате пошаговая инструкция