Руководство по eng


These examples may contain rude words based on your search.


These examples may contain colloquial words based on your search.

Suggestions


Верховный главнокомандующий — президент; непосредственное руководство осуществляет министр обороны.



The supreme commander in chief is the president; direct leadership is exercised by the minister of defense.


Сейчас же само руководство партии исключило возможность её формирования.



Now, the leadership of the SPD itself has ruled out the possibility of its formation.


Его делегация не считает необходимым упорядочивать руководство.



His delegation did not believe that it was necessary to streamline the guide.


Это руководство для подробного описания процесса выбора карьеры.



See this guide for a detailed description of the process of choosing a career.


Выстоять в тяжелые времена комбинату помогло руководство республики.



To stand during heavy times to industrial complex the management of republic has helped.


После упомянутого инцидента сменилось все тюремное руководство.



Following that incident, all the prison’s management personnel had been replaced.


Потому руководство комбината планирует отметить два праздника одновременно.



Therefore, the plant management plans to celebrate two holidays at the same time.


Советское руководство привержено продолжению процесса разоружения по всем направлениям.



The Soviet leadership is devoted to a continuation of the process of disarmament in all directions.


Российское руководство видит в западной привилегии прецедент.



The Russian leadership will see in the western privilege for preemptive interventions a precedent.


В конце декабря в банке сменилось руководство.



In late April of 1999, the bank had a change in management.


Музей также посетило высшее руководство страны.



The Museum also was visited by the leadership of the country.


Однако проект документа не утвердило партийное руководство СССР.



However, the draft document was not endorsed the party leadership of the USSR.


Пока китайское руководство проявляет большую мудрость.



So far, the Chinese leadership has acted with great wisdom.


ЮНОГБИС по-прежнему призывает военное руководство провести реформу вооруженных сил.



UNOGBIS has continued to encourage the military leadership to initiate the reform of the armed forces.


Министерство юстиции издало руководство по разработке законов.



The Ministry of Justice has issued a guide regarding the elaboration of legislation.


Таким образом руководство Армении пытается обмануть международное сообщество.



By such means, the Armenian leadership is trying to deceive the international community.


Именно так украинское руководство понимает «европейскую интеграцию».



This is how the Ukrainian leadership acts in the framework of the «European integration».


Это руководство придерживается духа и буквы Женевского соглашения.



That is leadership that upholds both the spirit and the letter of a Geneva agreement.


Департамент и новое руководство Центра уже выполнили основные рекомендации.



The major recommendations have already been put into effect by the Department and the new management of the Centre.


Через несколько лет в Пекине сменится руководство.



In a few years, there will be a new leadership in Beijing.

No results found for this meaning.

Suggestions that contain руководство

Results: 83073. Exact: 83073. Elapsed time: 160 ms.

Руководство по эксплуатации (РЭ) по ГОСТ 2.601-95

РЭ, как правило, состоит из введения и следующих частей:

  • описание и работа;
  • использование по назначению;
  • техническое обслуживание;
  • текущий ремонт;
  • хранение;
  • транспортирование;
  • утилизация.

Введение излагают без заголовка. Оно содержит:

  • назначение и состав РЭ;
  • требуемый уровень специальной подготовки обслуживающего персонала;
  • распространение РЭ на модификации изделия;
  • другие сведения (при необходимости).

Для изделий, которые при определенных условиях могут представлять опасность для жизни и здоровья человека, во введении должна быть приведена информация о видах опасных воздействий
Часть «Описание и работа» состоит из разделов:

  • описание и работа изделия;
  • описание и работа составных частей изделия.

Раздел «Описание и работа изделия» содержит:

  • назначение изделия;
  • характеристики (свойства);
  • состав изделия;
  • устройство и работа;
  • средства измерения, инструмент и принадлежности;
  • маркировка и пломбирование;
  • упаковка.

Подраздел «Назначение изделия» содержит наименование изделия, его обозначение, назначение, область применения, параметры, размеры, характеризующие условия эксплуатации.

Подраздел «Технические характеристики» содержит технические данные, основные параметры и характеристики (свойства), необходимые для изучения и правильной технической эксплуатации изделия. При изложении сведений о контролируемых (измеряемых) параметрах необходимо указывать: наименование параметра; номинальное значение, допуск (доверительный интервал); применяемое средство измерения

Подраздел «Состав изделия» содержит наименования, обозначения и места расположения основных составных частей изделия и установленных для изделия комплектов ЗИП. Здесь же указывают общие отличия в конструкции различных модификаций изделий от базового изделия и друг от друга и особенности их комплектации. Допускается приводить схему деления изделия на составные части

Подраздел «Устройство и работа» содержит общие сведения о принципе действия, устройстве и режимах работы изделия в целом, взаимодействии составных частей изделия. Здесь же указывают, при необходимости, взаимодействие данного изделия с другими изделиями

Подраздел «Средства измерения, инструмент и принадлежности» содержит назначение, перечень, места расположения и краткие основные технические (в том числе метрологические) характеристики, а также устройство и принцип действия специальных средств измерения, испытательного и другого оборудования, инструмента и принадлежностей, которые необходимы для контроля, регулирования (настройки), выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту изделия и его составных частей

Подраздел «Маркировка и пломбирование» содержит сведения для всего изделия в целом о маркировании и пломбировании изделия, тары и упаковочных материалов

Подраздел «Упаковка» содержит для всего изделия в целом описание конструкции и порядка использования тары, упаковочных материалов и т. п., порядок пломбирования и распломбирования

Раздел «Описание и работа составных частей изделия» содержит общие сведения о составных частях изделия и состоит из подразделов:

  • общие сведения;
  • описание;
  • работа;
  • маркировка и пломбирование;
  • упаковка.

Подраздел «Общие сведения» содержит в общем виде назначение и описание составных частей изделия, из каких основных составных частей более мелкого уровня деления состоит описываемая составная часть изделия, где они расположены, какие выполняют функции, их взаимосвязь и др.

Подраздел «Работа» содержит описание работы составных частей изделия

Содержание подразделов «Маркировка и пломбирование» и «Упаковка» составных частей изделия аналогично содержанию подразделов для изделия в целом

Часть «Использование по назначению» состоит из разделов:

  • эксплуатационные ограничения;
  • подготовка изделия к использованию;
  • использование изделия;
  • действия в экстремальных условиях;
  • особенности использования доработанного изделия.

Раздел «Эксплуатационные ограничения» содержит те технические характеристики изделия, несоблюдение которых недопустимо по условиям безопасности и которые могут привести к выходу изделия из строя. Эти характеристики, с указанием их количественных значений, рекомендуется излагать в виде таблиц в порядке, соответствующем последовательности этапа использования изделия по назначению.

Все ограничения, помещаемые в данном разделе, должны обеспечивать возможность их контроля обслуживающим персоналом

Раздел «Подготовка изделия к использованию» содержит указания по проверке и приведению изделия к использованию по назначению.

Раздел, как правило, содержит подразделы:

  • меры безопасности при подготовке изделия;
  • правила и порядок заправки изделия топливом, маслами, смазками, газами, жидкостями и другими материалами (далее — ГСМ) с указанием их количества и марки, а также условия и порядок заправки дублирующими (резервными) ГСМ и, при необходимости, зарубежными ГСМ;
  • объем и последовательность внешнего осмотра изделия;
  • правила и порядок осмотра рабочих мест;
  • правила и порядок осмотра и проверки готовности изделия к использованию;
  • описание положений органов управления и настройки после подготовки изделия к работе и перед включением;
  • указания об ориентировании изделия (с приложением схем при необходимости);
  • особенности подготовки изделия к использованию из различных степеней готовности;
  • при необходимости, указания о взаимосвязи (соединении) данного изделия с другими изделиями;
  • указания по включению и опробованию работы изделия с описанием операций по проверке изделия в работе, в том числе с помощью средств измерения, входящих в состав изделия (приводятся значения показаний средств измерений, соответствующие установленным режимам работы, и допустимые отклонения от этих значений);
  • перечень возможных неисправностей изделия в процессе его подготовки и рекомендации по действиям при их возникновении.

Раздел «Использование изделия» содержит, как правило, подразделы:

  • порядок действия обслуживающего персонала при выполнении задач применения изделия;
  • порядок контроля работоспособности изделия в целом с описанием методик выполнения измерений, регулирования (настройки), наладки изделия, а также схем соединения изделия со средствами измерений и вспомогательными устройствами, используемых для измерений;
  • перечень возможных неисправностей в процессе использования изделия по назначению и рекомендации по действиям при их возникновении;
  • перечень режимов работы изделия, а также характеристики основных режимов работы;
  • порядок и правила перевода изделия с одного режима работы на другой с указанием необходимого для этого времени;
  • порядок приведения изделия в исходное положение;
  • порядок выключения изделия, содержание и последовательность осмотра изделия после окончания работы;
  • порядок замены, пополнения и контроля качества (при необходимости) ГСМ;
  • меры безопасности при использовании изделия по назначению. При этом должны быть отражены требования, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала, техники и экологическая безопасность проводимых работ.

Раздел «Действия в экстремальных условиях» содержит случаи отказа изделия в экстремальных условиях и условия, которые могут привести к аварийной ситуации. Раздел содержит, как правило, действия в следующих случаях:

  • при пожаре на изделии на различных этапах использования изделия;
  • при отказах систем изделия, способных привести к возникновению опасных аварийных ситуаций;
  • при попадании в аварийные условия эксплуатации;
  • при экстренной эвакуации обслуживающего персонала.

Раздел «Особенности использования доработанного изделия» содержит:

  • основные конструктивные отличия данного изделия от базового изделия и обусловленные ими изменения в эксплуатационных ограничениях и рекомендациях по эксплуатации;
  • особенности выполнения операций на всех этапах подготовки и использования по назначению модифицированного изделия.

Допускается эти особенности приводить в тексте РЭ, не выделяя в отдельный раздел

Часть «Техническое обслуживание» содержит сведения по техническому обслуживанию (ТО) изделия и его составных частей и состоит из разделов:

  • техническое обслуживание изделия;
  • техническое обслуживание составных частей изделия. Изделие и его составные части, на которых проводят работы по техническому обслуживанию (далее — объекты ТО), виды и объемы работ и периодичность их выполнения зависят от уровня надежности объектов ТО при условии оптимальных сроков проведения ТО и расходов материальных средств и трудовых ресурсов на ТО.

Раздел «Техническое обслуживание изделия» состоит из подразделов:

  • общие указания;
  • меры безопасности;
  • порядок технического обслуживания изделия;
  • проверка работоспособности изделия;
  • техническое освидетельствование;
  • консервация (расконсервация, переконсервация).

Подраздел «Общие указания» содержит:

  • характеристику принятой системы ТО: виды, объемы и периодичность ТО, особенности организации ТО изделия и его составных частей в зависимости от этапов его эксплуатации (использование по назначению, хранение, транспортирование и т. д.) и условий эксплуатации (климатические, временные и т. д.), указания по организации ТО;
  • требования к составу и квалификации обслуживающего персонала;
  • требования к изделию, направляемому на ТО;
  • перечень основных и дублирующих (резервных) ГСМ и, при необходимости, зарубежных эквивалентов для них, применяемых в изделии.

Перечень ГСМ, применяемых в изделии, рекомендуется излагать в виде таблицы 3.

Таблицу 3 заполняют на основании химитологической карты по ГОСТ 25549.

Графа «Норма расхода ГСМ» заполняется в случае необходимости определения расхода ГСМ на расчетный период времени или наработки.

Графа «Периодичность способов смены (пополнения) ГСМ» заполняется в случае наличия в РЭ схемы заправки ГСМ. При необходимости допускается указывать дублирующие, резервные ГСМ, а также зарубежные ГСМ-аналоги [из п. 5.1.5.1.1 ГОСТ 2.601-95]

Подраздел «Меры безопасности» содержит правила, которые необходимо соблюдать в соответствии с особенностями конструкции изделия и его эксплуатации, действующими положениями нормативных документов, а также перечень обязательных требований по техническому обслуживанию и (или) ремонту, невыполнение которых может привести к опасным последствиям для жизни, здоровья человека или окружающей среды. Здесь же излагают правила пожарной безопасности, взрывобезопасности и т. п. [из п. 5.1.5.1.2 ГОСТ 2.601-95]

Подраздел «Порядок технического обслуживания изделия» содержит характеристику каждого вида ТО изделия и его составных частей, в том числе замена смазки, заправка специальными жидкостями, кислородом и др., дренаж трубопроводов и агрегатов и т. д. в зависимости от особенностей и условий эксплуатации, периодичность видов ТО, в том числе и при хранении, сведения по всем видам ТО, принятым для эксплуатируемого изделия.

Содержание подраздела рекомендуется излагать в виде таблицы 4.

Таблица 4 — Порядок технического обслуживания

В графе «Пункт РЭ» указывают порядковый номер пункта (работы), под ним номер раздела, подраздела, пункта РЭ.

В графе «Наименование объекта ТО и работа» приводят наименование объекта ТО и перечень работ, проводимых при ТО.

В графе «Виды ТО» приводят условное обозначение вида ТО или периода выполнения видов ТО, а также условное обозначение выполняемой («+») или невыполняемой («-») работы. Графа может состоять из одной или нескольких колонок

Подраздел «Проверка работоспособности изделия» содержит последовательность выполнения работ по проверке работоспособности изделия.

Содержание подраздела рекомендуется излагать в виде таблицы 5.

Таблица 5 — Проверка работоспособности

В графе «Наименование работы» приводят наименование выполняемой работы в последовательности их выполнения.

В графе «Кто выполняет» указывают в сокращенном виде, кто выполняет работу, например М — механик, О — оператор и т. д.

В графе «Средства измерений, вспомогательные технические устройства и материалы» указывают измерительные и вспомогательные устройства, а также материалы, не входящие в изделие, но которые необходимо использовать.

В графе «Контрольные значения параметров» указывают значения, в пределах которых должны находиться параметры, контролируемые при проверке исправности изделия, и значения параметров, при которых изделие отправляют в ремонт. При изложении сведений о контролируемых (измеряемых) параметрах необходимо указывать: наименование параметра; номинальное значение; допуск (доверительный интервал); применяемое средство измерения.

В подразделе также приводят указания о порядке проведения пред ремонтной дефектации изделия с целью оценки его технического состояния и определения необходимости отправки изделия в капитальный (средний) ремонт

Подраздел «Техническое освидетельствование» содержит порядок и периодичность освидетельствования изделия (и) или его составных частей органами инспекции и надзора, а также указывают, в каком месте формуляра или паспорта приведен перечень поверяемых средств измерения, освидетельствованных сосудов, работающих под высоким давлением, грузоподъемных средств, входящих в изделие и его комплекты. Здесь же указывают требования по подготовке средств измерений к поверке и методики поверки встроенных средств измерений без демонтажа их с изделия

Подраздел «Консервация (расконсервация, переконсервация)» содержит сведения о средствах и методах наружной и внутренней консервации, расконсервации, переконсервации (далее — консервации) изделия в целом, периодичности консервации при хранении, порядок приведения изделия в состояние готовности к использованию по назначению из состояния консервации, перечень используемых инструментов, приспособлений и материалов [из п. 5.1.5.1.6 ГОСТ 2.601-95]

Раздел «Техническое обслуживание составных частей изделия», как правило, содержит подразделы:

  • обслуживание;
  • демонтаж и монтаж;
  • регулирование и испытание;
  • осмотр и проверка;
  • очистка и окраска;
  • консервация.

Подраздел «Обслуживание» содержит правила и порядок замены и заправки изделия ГСМ с указанием их количества и марки по соответствующему нормативному документу, а также условия и порядок заправки дублирующими (резервными) ГСМ и, при необходимости, зарубежными ГСМ

Подраздел «Демонтаж и монтаж» содержит порядок работ по демонтажу и монтажу, перечень приспособлений и инструментов, необходимых для отсоединения, снятия, обратной установки и присоединения сборочных единиц (деталей), меры предосторожности, перечень регулировочных работ после монтажа. Указание «Установку проводить в обратной последовательности» приводить не разрешается

Подраздел «Регулирование и испытание» содержит порядок работ, необходимых для регулирования (настройки) составной части изделия для получения требуемых технических характеристик и параметров

Подраздел «Осмотр и проверка» содержит порядок работ, необходимых для осуществления доступа к осматриваемой части изделия; виды и методы ее осмотра и проверки; порядок работ, необходимых для проведения технического освидетельствования составных частей изделия органами инспекции и надзора, а также оценки технического состояния составных частей изделия при определении необходимости отправки их в ремонт

Подраздел «Очистка и окраска» содержит порядок работ по очистке и подкраске составных частей изделия, условий их выполнения и перечень используемых инструментов, приспособлений и материалов

Подраздел «Консервация» содержит требования, аналогичные изложенным в 5.1.5.1.6

Часть «Текущий ремонт» содержит сведения, необходимые для организации и проведения текущего ремонта изделия и его составных частей в условиях эксплуатации, состоит из разделов:

  • текущий ремонт изделия;
  • текущий ремонт составных частей изделия.

Раздел «Текущий ремонт изделия» содержит подразделы:

  • общие указания;
  • меры безопасности.

Подраздел «Общие указания» содержит требования по проведению ремонта, методы ремонта, требования к квалификации персонала, описание и характеристики диагностических возможностей систем встроенного контроля, а также перечень составных частей изделия, текущий ремонт которых может быть осуществлен только в условиях ремонтных органов и описание и характеристики диагностических возможностей внешних средств диагностирования. При необходимости приводят схемы поиска последствий отказов и повреждений

Подраздел «Меры безопасности» содержит правила предосторожности, которые в соответствии с действующими нормативами должны быть соблюдены при проведении работ

Раздел «Текущий ремонт составных частей изделия» содержит указания по поиску и устранению последствий отказов и повреждений и применительно к каждой составной части изделия, текущий ремонт которых возможен при эксплуатации, состоит из подразделов:

  • поиск последствий отказов и повреждений;
  • устранение последствий отказов и повреждений.

Подраздел «Поиск последствий отказов и повреждений» содержит указания по последовательности и объему работ, необходимых для отыскания последствий отказов и повреждений

Подраздел «Устранение последствий отказов и повреждений» содержит указания о методах устранения последствий отказов и повреждений, а также перечень необходимых для этого средств измерения, инструмента и приспособлений. Подраздел рекомендуется оформлять в виде карты (см. приложение А).

Раздел «Текущий ремонт составных частей изделия» допускается на подразделы не разделять, а сведения излагать в виде таблицы 6.

В графе «Описание последствий отказов и повреждений» приводят описание последствий отказов и повреждений, записанных в порядке вероятности их появления, и, при необходимости, указывают внешние проявления и другие дополнительные признаки последствий отказов и повреждений.

В графе «Возможные причины» указывают, какая из составных частей изделия может отказать и быть повреждена и возможные причины отказов и повреждений. Причины отказов и повреждений перечисляют в порядке вероятности появления.

В графе «Указания по установлению последствий отказов и повреждений сборочной единицы (детали)» приводят последовательность действий и другие указания, необходимые для установления (отыскания) последствий отказов и повреждений сборочной единицы (детали).

В графе «Указания по устранению последствий отказов и повреждений» перечисляют указания по устранению последствий отказов и повреждений или приводят ссылки на другие документы, по которым проводят работы по их устранению.

При необходимости перечень наиболее вероятных последствий отказов и повреждений может быть выделен в самостоятельную таблицу

Часть «Хранение» содержит:

  • правила постановки изделия на хранение и снятия его с хранения;
  • перечень составных частей изделия с ограниченными сроками хранения;
  • перечень работ, правила их проведения, меры безопасности при подготовке изделия к хранению, при кратковременном и длительном хранении изделия, при снятии изделия с хранения;
  • условия хранения изделия (вид хранилищ, температура, влажность, освещенность и т. п.) для определенных сроков хранения;
  • способы утилизации (если изделие представляет опасность для жизни, здоровья людей или окружающей среды после окончания срока эксплуатации;
  • предельные сроки хранения в различных климатических условиях.

Часть «Транспортирование» содержит:

требования к транспортированию изделия и условиям, при которых оно должно осуществляться;
порядок подготовки изделия для транспортирования различными видами транспорта;
способы крепления изделия для транспортирования его различными видами транспорта с приведением необходимых схем крепления;
порядок погрузки и выгрузки изделия и меры предосторожности.

Одновременно в разделе приводят транспортные характеристики изделия (масса, габаритные размеры, положение центра тяжести и т. п.), а также схему изделия применительно к расположению его на транспортном средстве с указанием основных размеров изделия. При необходимости указывают сведения по буксированию изделия и эвакуации

Часть «Утилизация» содержит:

  • меры безопасности;
  • сведения и проводимые мероприятия по подготовке и отправке изделия на утилизацию;
  • перечень утилизируемых составных частей (расчетный);
  • перечень утилизируемых составных частей, выявляемых по результатам текущего ремонта, технического обслуживания и хранения (при необходимости);
  • методы утилизации, если изделие представляет опасность для жизни, здоровья людей и окружающей среды после окончания срока службы (эксплуатации).

Тематики

  • проектирование, документация

EN

  • application guide
  • engineering instruction
  • guide to operations
  • handling manual
  • instruction book
  • maintenance guide
  • maintenance manual
  • operating guide
  • operating instructions manual
  • operating manual
  • operations manual
  • operator’s manual
  • operators manual
  • performance manual
  • service instruction
  • service manual
  • user handbook
  • user manual
  • working instruction

«Каждый новый язык расширяет сознание человека и его мир. Это как будто еще один глаз и еще одно ухо», — так считает герой книги Людмилы Улицкой Даниэль Штайн. Для тех, кто хочет найти общий язык более чем с миллиардом человек, мы расскажем, с чего начать учить английский язык. Наше руководство поможет сделать первые шаги начинающим и подскажет правильную дорогу тем, кто продолжает изучать язык.

С чего начать учить английский язык: пошаговое руководство

Для начала предлагаем вам посмотреть запись двухчасового вебинара с нашим методистом Викторией Кодак, в котором она подробно отвечает на вопрос о том, как правильно приступить к изучению английского.

Когда и как лучше начать учить английский язык

Взрослым людям бывает непросто начать учить английский с нуля, ведь нужно снова почувствовать себя студентом, который пока не знает простых слов и элементарных правил. Однако нет ничего постыдного в том, что вы начинаете учить язык, будучи взрослым, даже наоборот: тяга к знаниям всегда вызывает уважение. По статистическим данным нашей школы, люди записываются на первую ступень и в 20, и в 50 и в 80 лет. Причем они не просто начинают осваивать язык, а достигают высоких уровней.

Многие задаются вопросом: «Как лучше начать учить английский язык?». Сперва следует выбрать удобный вам способ обучения: в группе, индивидуально с преподавателем или самостоятельно. О плюсах и минусах каждого из них можно почитать в статье «4 лучших способа выучить английский язык».

Оптимальный вариант для тех, кто собирается осваивать язык с нуля, — это занятия с преподавателем. Вам нужен наставник, который объяснит, как работает язык, и поможет заложить фундамент ваших знаний. Преподаватель поможет вам:

  • начать говорить на английском;
  • отработать правильное произношение;
  • разобраться в грамматике;
  • развить навык понимания английской речи на слух.

Если у вас нет возможности заниматься с преподавателем, попробуйте учить английский самостоятельно. Далее расскажем, как это делать эффективно.

Общие советы: как учить английский язык с нуля

Несколько советов о том, как лучше организовать свои занятия, чтобы усилия не пропали даром:

  • Заниматься не менее 2-3 раз в неделю по 1 часу

    В идеале нужно ежедневно уделять английскому языку хотя бы 20—30 минут. Однако если вы хотите устраивать себе выходные, занимайтесь через день по 40—60 минут.

  • Работать над речевыми навыками

    Пишите короткие тексты, читайте простые статьи и новости, слушайте подкасты для начинающих и найдите себе собеседника, чтобы тренировать навык говорения.

  • Сразу же применять полученные знания на практике

    Простая зубрежка не даст нужного эффекта: знания вылетят из головы, если их не использовать. Выучили десяток слов — составьте короткий рассказ с использованием этой лексики, а затем проговорите его вслух. Изучили Past Simple — напишите небольшой текст, используя это время.

  • Не распыляться

    Главная ошибка начинающих — это попытка взять как можно больше материалов и работать со всеми одновременно. В итоге изучение языка получится бессистемным, вы запутаетесь в обилии информации и не увидите прогресс.

  • Повторять пройденное

    Даже если вам кажется, что вы запомнили слова по теме «Погода», вернитесь к ним через месяц — повторение пройденного никогда не бывает лишним. В нашем блоге мы уже писали о том, как повторять, чтобы ничего не забывать. Ознакомьтесь с техниками и попробуйте применять их на практике.

Еще несколько полезных советов вы узнаете из следующего видео.

Пошаговая инструкция: как начать учить английский с нуля самостоятельно

Мы составили подборку, из которой вы узнаете, с чего надо начинать учить английский язык и как делать это правильно.

1. Изучите правила чтения английского языка

Это базовая часть знаний, благодаря которой вы сможете научиться читать по-английски и произносить звуки и слова правильно. Рекомендуем воспользоваться удобной таблицей на сайте study.ru.

2. Уточните, как произносятся слова

Даже если вам знакомы правила чтения, при изучении новых слов проверяйте, как они правильно произносятся. Английские слова не читаются так, как пишутся, а некоторые из них и вовсе отказываются подчиняться каким-либо правилам чтения. Мы советуем уточнять произношение каждого нового слова в онлайн-словарях, например Cambridge Dictionary или Dictionary.com.

3. Начните формировать словарный запас

Возьмите на вооружение визуальные словари, например воспользуйтесь ресурсом English picture dictionary. Яркие картинки, озвученные носителями слова и перевод на русский облегчат вам процесс изучения и запоминания новой лексики.

С каких слов начать учить английский? Мы рекомендуем начинающим ориентироваться на список слов на ресурсе British Counsil и подборку слов из нашей статьи «1 000 самых важных слов английского языка».

4. Учите грамматику

Если представить речь в виде красивого ожерелья, то грамматика — нить, на которой вы располагаете бусины-слова, чтобы в итоге получить красивое украшение. Нарушение правил игры английской грамматики карается непониманием собеседника. А выучить эти правила не так уж сложно, достаточно выбрать хороший учебник и заниматься по нему. Мы рекомендуем взять первую книгу из серии пособий Grammarway, подробно об этой книге мы писали в нашем обзоре о лучших учебниках по грамматике английского языка. Кроме того, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей «Учебники английского языка для начинающих: какие пособия взять новичку», из нее вы узнаете, какие книги вам понадобятся на начальном этапе изучения английского.

Еще обратите внимание на нашу серию статей «Английская грамматика для начинающих». В ней мы простыми словами излагаем правила, приводим много примеров и тесты для проверки знаний. Кроме того, наши преподаватели составили для вас простой и эффективный онлайн-самоучитель грамматики английского языка. А еще советуем почитать статью «Английский без учебников: за и против», в ней вы найдете 8 весомых причин взяться за пособия, а также узнаете, когда можно обойтись без учебников в изучении языка.

5. Слушайте подкасты своего уровня

Приучайте себя к звучанию иностранной речи, например начните с коротких подкастов. Найти простые аудиозаписи с переводом на русский можно на бесплатном ресурсе British Council или платном Podcast in English. Чтобы получить максимальную пользу от прослушивания, ознакомьтесь с нашей статьей «Современное аудирование по английскому языку».

Подкаст про английский язык

6. Смотрите новости на английском

После того как вы сформируете начальный словарный запас по английскому языку, начинайте смотреть новости. Рекомендуем сайт newsinlevels.com. Тексты новостей для первого уровня простые, также к ним есть аудиозаписи.

7. Читайте простые тексты

Во время чтения вы активируете зрительную память: новые слова и фразы будут легко запоминаться. Если вы хотите не просто читать, а изучать новые слова и совершенствовать произношение, слушайте тексты, озвученные носителями языка. Простые короткие тексты вы можете найти в учебниках вашего уровня, например New English File Elementary, или на сайте rong-chang.com.

8. Установите приложения

Приложения для изучения английского языка — это мини-самоучители, которые всегда под рукой. Например, приложение Lingualeo подходит для изучения новых слов: благодаря технике интервального повторения новая лексика не выветрится у вас из памяти через месяц. Есть версия для Android и iOS.

С помощью приложения Duolingo вы разберетесь в грамматике английского языка, научитесь строить предложения и потренируете произношение. Доступно для владельцев Android и iOS.

Также ознакомьтесь с нашей подборкой бесплатных сайтов для запоминания английских слов.

9. Занимайтесь онлайн

Если вы спросите у Google, с чего начать учить английский язык самостоятельно, поисковая система подкинет вам пару сотен сайтов с различными уроками, онлайн-упражнениями, статьями об изучении языка. Добавьте в закладки 2—3 действительно хороших ресурса, на которых вы будете заниматься. Этого более чем достаточно.

Читайте нашу статью «ТОП-25 сайтов для изучения английского языка для начинающих», в ней вы найдете еще больше полезных ресурсов.

Мы собрали только самые необходимые составляющие успешного изучения английского языка, но нам не удалось задействовать самый важный навык — говорение. Его практически невозможно тренировать наедине с самим собой. Есть вариант практиковать разговорный навык с приятелем, изучающим английский. Однако знакомый с более высоким уровнем знаний вряд ли захочет заниматься с новичком, а такой же начинающий, как и вы, не может быть помощником. Более того, когда вы занимаетесь с непрофессионалом, есть риск перенять его ошибки.

У самостоятельного изучения языка есть еще один минус — отсутствие контроля: вы не будете замечать свои ошибки и исправлять их. Поэтому мы рекомендуем задуматься о занятиях с преподавателем хотя бы в начале вашего пути. Учитель даст вам необходимый толчок, поможет выбрать правильное направление движения — именно то, что нужно новичку.

© 2023 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.

Время на прочтение
19 мин

Количество просмотров 44K

В этом гайде вы найдёте поэтапное руководство, как освоить английский язык (для других языков, с некоторыми оговорками, тоже подойдёт). Гайд основан на моём опыте и на книге Fluent Forever.

В гайде многое построено на самостоятельном изучении языка — это позволит вам заниматься, когда удобно и как удобно. Потому что времени, как ни крути, придется потратить много. Прибегать к услугам преподавателя мы тоже будем, но только там, где это действительно нужно и эффективно.

Пару слов о моем опыте. Для меня в школе уроки английского были постоянным унижением. Я был худшим учеником в классе: в какой-то момент меня чуть не оставили на второй год из-за плохой успеваемости по английскому. Только в конце института я начал учить язык самостоятельно: сначала смотреть сериалы и фильмы, потом с трудом читать книжки и гуглить рабочие вопросы, потом кое-как общаться, а в итоге смог пройти собеседование в зарубежную компанию и переехать жить в Лондон. Не скрою, несмотря на подготовку, первые пару месяцев мне приходилось тяжело, но уже спустя полгода я чувствовал себя вполне комфортно. Пожалуй, единственное, что всё еще представляет проблему — это общение в оглушительно шумных английских пабах.

Почему я это рассказал — если уж у меня получилось освоить язык таким образом, то и у вас получится.

Когда я начал учить английский язык, мне не хватало дорожной карты, которая бы направляла меня на всём протяжении пути: от остаточных знаний школьной программы и до свободного владения языком. Надеюсь, что изложенная ниже последовательность шагов поможет вам сориентироваться. А её лаконичность (всего 7 шагов) вселит в вас уверенность в конечном успехе. Максимально короткая формулировка этих шагов звучит следующим образом:

  1. Смотреть сериалы на английском языке

  2. Разобраться в звуках и поставить произношение

  3. Учить слова в приложении

  4. Читать книги

  5. Разговаривать с иностранцами

  6. Учить грамматику

  7. Писать тексты

Мотивация

Прежде чем говорить о том как учить язык, стоит понять зачем. Учить английский довольно долго. Чтобы пройти этот путь, надо понимать, зачем вы идете, то есть что именно вы с этого получите.

Мотивация бывает быть разной, и может меняться по мере продвижения. Я, например, начал учить английский, так как хотел иметь доступ к большему количеству информации. Позднее я переориентировался на получение работы в англоговорящей стране. Но ещё у меня всё время была (и остаётся) страсть читать любимых авторов в оригинале. Для меня есть что-то магическое в том, чтобы понимать автора именно так, как он писал, как будто он сидит рядом и общается лично со мной. Ваши цели будут другими, но важно их иметь и осознавать — это будет вас драйвить на пути.

Еще мотивация помогает понять, какие именно навыки вам нужно качать и как именно это оптимальнее всего делать. Например, навык распознавания речи на слух можно тренировать на индивидуальных занятиях с преподавателем. Только уйдет на это 10 лет занятий и целое состояние. Намного эффективнее тренировать распознавание, лёжа на диване перед телевизором, смотря любимый сериал на английском языке. А занятия с преподавателем использовать для прокачки навыков, которых иначе не улучшить.

Какие навыки бывают

Владеть языком — значит понимать речь (слушать и читать) и уметь её производить (говорить и писать). Разберём подробнее, какие конкретные навыки за этим стоят. Это поможет нам разобраться, какой навык мы качаем на каждом их шагов.

Понимать речь на слух:

  • Распознавать звуки. Чтобы распознать смысл, стоящий за прилетевшей в наши уши звуковой волной, нам нужен навык распознавать отдельные звуки. Это один из самых сложных навыков, над которым мы к тому же почти не имеем сознательного контроля. Хорошая новость в том, что русский и английский языки входят в одну языковую семью. Поэтому вы редко будете слышать один и тот же звук там, где англичанин услышит совершенно разные звуки. Ещё одна хорошая новость заключается в том, что этот навык проще и приятнее всего развивать, но об этом позже.

  • Узнавать слова. То есть сопоставлять звучание слова и его смысл. Вы либо слышали раньше это слово в понятном контексте и сформировали представление, что оно значит, или смотрели толкование/перевод.

  • Разбирать грамматические конструкции. К счастью, с грамматической точки зрения устная речь обычно проста. В основном нужно отличать вопросы от утверждений и определять кто кого помыл: мама раму или наоборот. Остаточных знаний школьного английского будет достаточно.

  • Распознавать акцент. Скорее всего, вы будете учить некую стандартную версию языка. В реальности ваш собеседник может быть откуда угодно, и пытаться предсказать это заранее бесполезно. В любом случае, это не будет препятствием, ваш слух достаточно быстро адаптируется на месте.

Читать:

  • Узнавать написанные слова. Вот тут словарный запас пригодится: в письменной речи используется намного больше слов. Читать, заглядывая за каждым словом в словарь — медленно и не интересно.

  • Разбирать грамматику. Опять же, письменная речь намного богаче. В зависимости от желания автора, вам могут встретится сколь угодно сложные конструкции, и переспросить будет некого.

Говорить:

  • Произношение. Пожалуй, самый недоступный навык для тех, кто начал учить язык взрослым. Обычно мифы про то, что язык можно выучить только в детстве, неверны. Но именно произношение даётся взрослым намного сложнее, чем детям. Отчасти потому, что его сложно тренировать, а сам по себе этот навык не особо прогрессирует даже при переезде в англоговорящую страну. Но добиться нормального уровня вполне возможно: да, собеседники будут понимать, что вы не местный (это нормально и не стыдно), но понимать вас будут без проблем.

  • Разговорный блок. Пожалуй, самая главная помеха для коммуникации. Если вы забыли нужное слово, то сможете это обойти; если неразборчиво говорите, то вас переспросят. А вот если у вас от волнения пропадает речь и вы молчите — то вас точно не поймут. Вообще, проблема с волнением остаётся навсегда. Даже люди, живущие много лет в англоговорящих странах, от волнения начинают говорить с давно утраченным акцентом и забывают самые обычные слова. А уж если вы, как и почти все изучающие новый язык, волнуетесь из-за своей речи, то получается порочный круг: волнуетесь → хуже говорите → больше волнуетесь — ещё хуже говорите. Выход тут только один: осознав неизбежность и нормальность своих ошибок, начать говорить и практиковаться, и делать это как можно чаще.

  • Научиться обходиться без нужного слова. Сколько бы слов вы ни учили, всё равно постоянно будете оказываться в ситуации, когда не знаете нужное слово (оборот, грамматическую конструкцию). Необходимо, не паникуя (см. предыдущий пункт), обойти эту ситуацию. Такой навык приобретается только практикой.

  • Словарный запас на удивление не так важен. Незнакомое слово всегда можно обойти — хоть пальцем ткнуть, хоть пантомимой показать. Большой словарной запас, конечно, сделает вашу речь красивой, но не это всё-таки наша цель. Наша цель — успешная коммуникация, то есть получить то, что вам нужно, любыми способами. Аналогично с грамматикой: на первых порах можно с ней не заморачиваться, вы не на тестировании. В каком-то смысле знание грамматики даже мешает: новички слишком сильно переживают за правильное употребление времён и начинают нервничать (см. пункт про блок). Цель разговора — успешная коммуникация, а не одобрение школьной учительницы.

Писать:

  • Грамматика. Вот мы и добрались до пункта, в котором нужна грамматика. Собственно, для этого дети и учат грамматику родного языка в школе, говорить и читать они умеют и раньше.

  • Словарный запас для письма — не так критичен. Обычно будет возможность погуглить нужное слово, а спеллчекеры проверят очевидные ошибки.


Как выучить английский: 7 шагов + вариации

Итак, мы разобрались, на какие навыки делится изучение языка. Дальше разберем виды деятельности (шаги), которые будут эффективно развивать нужные навыки в порядке усложнения.

Начинайте с первого шага и постепенно подключайте более сложные пункты. Шкала не универсальная, она рассчитана на средний случай. Смело переставляйте шаги под свои нужды, так чтобы вам было интересно заниматься и вы видели прогресс именно там, где вам больше всего нужно.

Сложность всех активностей можно и нужно варьировать. Начинайте с максимально простого варианта и постепенно двигайте сложность вверх, поддерживая субъективную сложность на уровне «я почти всё понимаю, но если отвлекусь, то потеряю нить разговора». Такой режим лучше всего развивает мозг, так как позволяет мозгу самому заполнять белые пятна и приобретать в процессе новые знания. Немного легче — и пятен не будет, немного сложнее — и белых пятен будет слишком много, их не получится заполнить.

Шаг 1. Смотреть видео / слушать аудио на английском языке

Смотреть видео на английском — чуть ли не самый основной способ освоить язык. Почему? Потому что людям вообще естественно учить язык, слушая, как другие говорят. Дети именно так и учат родной язык. Наш мозг — это машина по поиску паттернов, и как раз обрабатывая огромный объём устной речи, мозг вычленяет такие паттерны: звуковые, грамматические, стилистические.

Одно время в лингвистике вообще господствовала гипотеза, что, кроме осмысленного входного потока, ничего и не требуется для освоения языка. Осмысленность потока, т.е. примерно понимать, о чем идет речь — критично. Если просто слушать абсолютно незнакомую речь, то мозгу не за что будет зацепиться.

Видеоряд как раз и служит одной из таких зацепкой. Если это сериал, в котором от серии к серии ничего особо не меняется (набор ролей и голоса актёров, обстановка, тематика), то это ещё одна зацепка. Субтитры (лучше на английском, но вначале можно и на русском) — тоже дополнительная информация. А если вы уже смотрели этот сериал на русском языке и помните содержание, то понять примерное значение отдельных реплик становится вполне посильной задачей.

Но главная сила сериалов — в количестве часов которое вы можете провести за их просмотром. Согласно оценке, для освоения английского на уровне достаточном для работы требуется 1100 часов. Год ходить в языковую школу как на работу. Не у всех есть такая возможность. При этом согласно статистике, люди смотрят телевизор в среднем 4 часа в день! То есть за тот же год можно набрать даже больше часов, просто залипая в сериальчики.

Конечно просмотр видео менее результативен, чем индивидуальные занятия с преподавателем — зато можно взять количеством. А учитывая, что смотреть видео в оригинале интереснее (разительно лучше качество озвучивания, больше выбор контента), это становится еще легче.

С видео существует много вариантов подогнать сложность под ваш текущий уровень.

  • Русские субтитры. С субтитрами вы поймёте любое видео, но долго задерживаться на них не стоит — слишком просто для мозга полностью переключится на чтение субтитров и перестать обращать внимания на аудиодорожку. Можно, например, использовать русские субтитры только для первой серии сериала. Это позволит понять роли, привыкнуть к голосам и понять контекст. Я так и делал, когда начал учить язык.

  • Уже смотрели на русском. Как я писал выше, изучение английского — отличный повод пересмотреть любимые сериалы. Знание контекста поможет вашему мозгу заполнять пробелы в словарном запасе.

  • Фильмы. В среднем, смотреть фильмы сложнее: актёрский состав в каждом фильме разный, а сюжет более закрученный. Но если вам хочется посмотреть фильм и уровень сложности для вас подходящий — смотрите с удовольствием.

  • Без субтитров. В какой то момент можно попробовать начать смотреть и без субтитров. Да, будет сложнее, но это отличная подготовка к реальному диалогу.

  • Youtube. В интернете огромное количество роликов: какие-то смотреть сложно, какие-то достаточно просто. Здесь имеет смысл ориентироваться именно на свой интерес — абстрактные видео на неинтересную вам тему долго смотреть не получится. Например, я в какой-то момент натолкнулся на отличные лекции по нейробиологии от ведущего американского университета. Качество записи было плохое, терминов много — но идея, что я могу получать образование от одного из лучших учебных заведений в мире, толкала меня вперёд. Я по нескольку раз пересматривал непонятные моменты, составлял конспект и гуглил незнакомые термины. В итоге я многому научился, в том числе в языковом отношении.

  • Подкасты. Аудио без видео обычно усваивать сложнее. Достаточно быстро мозг просто выключается и перестаёт усваивать входящий поток. При этом у подкастов есть неоспоримое преимущество: набор ситуаций, когда можно слушать аудиозапись, шире, чем с видео. В дороге, на прогулке, занимаясь домашними делами. В общем, если вы нашли интересный подкаст, который можете воспринимать хотя бы 5 минут подряд — то это отлично. Постепенно время увеличится.

  • Аудиокниги. Я разделил аудиокниги и подкасты, так как подкасты часто адаптированы под прослушивание на ходу или за рулем. В них больше пауз, повторений, проще речь. Аудиоверсию книги труднее воспринимать на слух. Но опять же, если содержание вам уже знакомо, или вы готовы переслушивать главы по несколько раз, то почему бы не попробовать.

Смотря видео на английском языке мы развиваем навыки:

  • Распознавать звуки

  • Запоминание новых слов и оборотов

  • На бессознательном уровне усваивается простая грамматика

Шаг 2. Поставить произношение

Почему то постановке правильного произношения обычно уделяется мало внимания. А зря: как пишет Гэбриел Вайнер в своей книге Fluent Forever, произношение — критичный навык в освоении языка, и с него стоит начинать.

Зачем учить произношение

Во первых, если вы не овладели произношением, то многие слова вам придётся учить два раза: как они выглядят и как они звучат. То есть, в вашем мозгу будут храниться два слабых воспоминания вместо одного сильного. Под воспоминанием я подразумеваю слова и связанные с ним ассоциации: смыслы, образы, уместные контексты. Фишка в том, что намного лучше иметь большую сеть ассоциаций, чем две слабых — их проще забыть.

Во вторых, у человека способность различать звуки тесно связана со способностью их производить. Если вы понимаете, какие звуки есть в английском языке, и умеете их отчетливо произносить, то и различать их вам будет намного проще (даже если вы сидите в шумной забегаловке, а ваш собеседник говорит с набитым ртом).

В третьих, когда вы доберётесь до письма (ближе к концу обучения, так как это сложный навык), то обнаружите, что английский язык совершенно дурацкий в отношении соответствия звуков и букв. Вы, конечно, можете попытаться выучить все правила и огромное количество исключений. Или надеяться на спеллчекеры, которые не всегда поправляют на нужное слово, особенно если ошибок несколько. Но намного проще положиться на естественную способность вашего мозга запоминать закономерности. Каждый раз, когда вы будете учить слово, смотреть на его написание и понимать транскрипцию — ваш мозг будет запоминать соответствующий паттерн, и скоро вы сможете произносить слова, которые первый раз видите.

И в четвертых, чем позже вы начнёте осваивать произношение, тем сложнее вам будет (в отличие от грамматики, с которой всё наоборот: чем больше грамматических паттернов запомнило ваше подсознание, тем меньше работы для вашего сознания, читающего учебник). Постановка произношения состоит из двух этапов: разобраться какое положение губ, языка и челюсти соответствует звукам, и довести это до автоматизма — чтобы в речи вы всегда использовали корректную постановку. Если у вас уже сложился свой вариант произношения, то добавляется ещё один этап: разломать старую, неправильную привычку. Это не невозможно, но зачем вам лишняя работа?

Как выучить и поставить произношение

Некоторым самородкам повезло с идеальным слухом, и они автоматически осваивают правильное произношение. Для всех остальных самый проторенный путь лежит через освоение Международного фонетического алфавита.

Это те самые закорючки в транскрипции слов. Они обозначают звуки (их всего 44 в английском языке) и их модификации (ударение, удлинение). Весь фонетический алфавит осваивать не надо, он необходим учёным, чтобы описать все возможные звуки во всех языках мира. Нас интересуют только символы для английского языка (20 гласных и 24 согласных звука). Освоив, как звучат эти 44 значка, вы сможете посмотреть как звучит любое из сотен тысяч слов в словаре.

Ещё аргумент выучить фонетический алфавит: людям обычно сложно думать и работать с объектами, которые невозможно изобразить. Звуки — пример таких объектов. А транскрипция даёт звукам визуальное воплощение. Так становится намного проще работать над произношением конкретных звуков, с которыми у вас проблемы.

Некоторые электронные словари дают возможность прослушать как звучит слово. Поначалу этой функцией очень удобно пользоваться, но со временем прочитать транскрипцию становится намного проще и быстрее.

Разобраться в звуках английского языка вполне можно самостоятельно: в интернете полно полезных ресурсов. Например, на этой странице для всех звуков собрано обозначение, произношение, пример и постановка речевого аппарата. Лучший разбор английских звуков именно для русскоязычных учащихся на youtube канале PhoneticFanatic (спасибо @IrisWeqWeqза наводку).

Но поставить правильное произношение без обратной связи не получится. Всего путей три:

  • Записывать себя на диктофон и вслушиваться в различие с правильной записью. Достаточно изнурительный способ, на мой взгляд, зато совершенно бесплатный.

  • Пойти к преподавателю, лучше всего к носителю языка. Обратите внимание на страну происхождения преподавателя — она должна соответствовать вашему запросу. В российских языковых школах занятия с носителем стоят очень дорого, но в интернете достаточно ресурсов, и стоимость там в несколько раз меньше. Удобная платформа которой пользовался лично я — italki: найти себе там преподавателя не сильно сложнее, чем заказать такси в приложении. В любом случае, я бы не советовал на этом экономить: постановка произношения — чуть ли не единственный навык, для которого нам нужен хороший преподаватель.

  • Третий путь — положиться на прорыв в распознавании речи искусственным интеллектом. Приложения, которые анализируют вашу речь и указывают на ошибки, совсем недавно стали работать достаточно хорошо (например ELSA Speak). Преимущество этого подхода в том, что вы можете получать детальный анализ каждого звука в любое время за вполне скромную цену по сравнению с личным преподавателем.

Последнее, о чем хочу рассказать в связи с произношением — это минимальные пары. Это пары близких к друг другу звуков. Если вы научитесь слышать разницу между ними и четко их произносить, то уж с остальными звуками путаться не будете. В интернете можно найти списки минимальных пар и тренироваться их отличать (например, тут).

Шаг 3. Учить слова

Почти все навыки английского можно развивать или интересным способом, или достаточно быстро. Кроме словарного запаса. Запоминание достаточного количества слов (несколько тысяч) — многолетний, монотонный труд.

В принципе, слова вообще можно не учить: если просто много слушать и читать английскую речь, то часть новых слов будет запоминаться. Я, собственно, с этого и начал. Но это очень долгий процесс: на усвоение богатого словарного запаса таким образом уйдет 10–20 лет.

К счастью, запоминание новых слов — самый изученный с научной точки зрения процесс. Занимаясь по эффективным методикам всего несколько минут в день, вы сможете сократить необходимое количество лет в разы.

Самые популярные слова. Количество уникальных слов в английских словарях огромно: по разным оценкам, более 200 тыс. При этом даже высокообразованные носители не знают и доли всех слов. Частота употребления разных слов настолько сильно варьируется, что 800 самых распространенных слов составляют 75% речи. Зная только их, вы сможете понимать о чем идет диалог (без деталей) и объясняться на улице. 3000 самых частотных слов составляют уже 95% речи, и зная их, вы сможете смотреть телепередачи и кое-как читать. Но чтобы читать в удовольствие, особенно художественную литературу, вам понадобится 8000 слов. Ну а чтобы сравняться с взрослым носителем, вам потребуется 16000 слов. Узнать размер своего словарного запаса можно, пройдя онлайн-тест, например, такой.

В общем, учите только частые слова. В своё время я даже написал себе приложение, которое анализировало, какие слова я искал в словаре, и по наиболее частотным создавало карточки для запоминания. Но есть методы и проще: достаточно поискать списки самых частотных слов в интернете, например вот этот на тысячу слов.

Вспоминать. Из исследований работы памяти мы знаем, что просто перечитывать раз за разом список слов — далеко не самый эффективный способ запомнить информацию надолго. Пожалуй, самый надежный способ — вспоминание (recall). Вместо пассивного перечитывания — активная попытка вспомнить значение слова.

Интервальное повторение. Также большое значение имеет распределение усилий во времени. Если вы хотите запомнить слово на год, то вместо 10 повторений слова сегодня, повторяйте один раз, но каждый месяц. А ещё эффективнее увеличивать промежуток между повторениями, например в два раза. Получается что вместо зубрёжки (как перед экзаменом, после сдачи которого всё сразу забывается), следует поучить слово немного и на следующий день попытаться вспомнить значение. Если вспомнили, то следующая «проверка» через два дня, потом через 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256 дня. Таким образом, повторив слово всего 10 раз, мы запомнили его больше чем на год. Если в какой-то момент слово не удалось вспомнить, то начинаем всё с начала.

Карточки. Всё это конечно здорово, но как поддерживать в актуальном состоянии такую систему? Как понять, какие слова стоит повторять сегодня? Старинный способ это сделать — карточки из бумаги. На одной стороне такой карточки написано слово, на другой — его значение. Если слово удалось вспомнить, оно перекладывается в следующую стопку, которую человек повторяет в два раза реже. Если не удалось вспомнить, то карточка отправляется в первую стопку. Такая система для запоминания фактов (слов, дат событий, формул химических соединений) распространена в Америке и называется flash card.

Хорошая новость: в 21 веке вам не обязательно заводить такую картотеку, всё это есть в приложениях. Например, бесплатное приложение anki позволяет создавать любые карточки и настраивать, как часто вы хотите получать проверки.

Как должна выглядеть такая карточка? Обычно на одной стороне слово, а на другой — перевод. Но среди преподавателей английского языка распространено мнение, что перевод на русский язык — не самая лучшая идея. Дело в том, что постоянно прибегая к переводу, вы не учитесь мыслить на другом языке. Вы привыкаете думать на русском, а потом переводить на английский — что, во-первых, медленнее, а во-вторых, результат получается более корявым.

Что же использовать вместо перевода? Типичный ответ — толкование на английском языке. Вообще это хороший способ, и я всегда стараюсь искать значение слово в толковом словаре на английском языке. Да, в начале было сложно, когда определение незнакомого слова состоит из 10 новых незнакомых слов, но после определенного порога стало легко. Но есть способ еще лучше — передавать значение картинкой. Картинки легче запоминать, чем перевод или толкование. В дополнение к картинке можно разместить пример использования и транскрипцию. Anki даже позволяет добавить аудиозапись произношения слова.

А что делать, если к слову сложно подобрать картинку? Я в таких случаях вместо слова вставляю пример употребления: предложение с пропущенным словом, а на обратной стороне само слово.

На практике, если приноровиться, карточки — это очень просто и быстро. Достаточно раз в день открыть приложение и за пару минут прокликать, какие слова помню, а какие забыл, плюс периодически добавлять новые карточки. Подробнее про создание карточек можно почитать у Габриэля в блоге.

Пройдя шаги 1–3 вы получите хороший базовый уровень, условный intermediate. Вы сможете объясниться на улице, понять, что вам говорят, и о чём идет речь в несложном тексте.

Шаг 4. Читать: много, начиная с самого простого

Письменная речь в большинстве случаев гораздо сложнее, чем устная. Это касается как грамматических конструкций, так и разнообразия слов. Для чтения нужно примерно в 2–3 раза больший словарный запас, чем для просмотра телевидения.

Поэтому чтение, с одной стороны, представляет большой вызов, с другой — даёт отличную возможность развивать свою речь и сделать её по-настоящему богатой. Читая, вы будете развивать свой словарный запас (встречая новые слова и примеры их употребления), а также развивать своё чувство грамматики. Даже не зная правила, вы сможете отличать корректные конструкции от ошибочных.

Я бы не советовал спешить с чтением: сначала подучите лексику до 2000–3000 слов (что соответствует intermediate уровню) и посмотрите сериалы. А потом уже можно приступать к чтению, начиная с самого простого уровня.

Самые простые книжки для чтения — это комиксы и манга. Текста мало, картинок много, понятно, кто говорит и что в конкретный момент происходит. В отличии от России, в Штатах комиксы существуют не только для детей. Воспринимайте это как возможность прикоснуться к части этой культуры, пусть и хотя бы на полгода, пока читать обычные книжки вам ещё сложно.

Пока ваш словарный запас недостаточен для чтения, хорошим вариантом будет адаптированная литература. Такие книги маркированы разными уровнями, от самого базового до продвинутого (их можно найти по запросу Graded Reader, спасибо@DaneSoulза совет).

Ещё один трюк — это перечитывать книги, которые вы уже читали на русском. Знание сюжета позволит вам сориентироваться в сложных местах.

Как вы думаете, что сложнее читать: дешевый детектив или учебник по квантовой физике? Вы удивитесь, но с точки зрения языка художественная литература (даже низкопробная) устроена сложнее, чем научно-познавательная. Да, в научной литературе будет много терминов, но для вас любое новое слово — термин, а в научной литературе они ещё и частенько поясняются. В целом, авторы документальной и научно-популярной литературы, в отличие от художественных писателей, не пытаются вызывать у вас яркие картины в голове. Их цель — передать вам идею, и поскольку понять идею сложно, то сам текст они упрощают насколько возможно.

Ещё один из советов от Габриэля — слушать аудиокнигу и одновременно следить за текстом. Как с субтитрами для сериалов: понять смысл, используя сразу две модальности, легче.

Читая мы развиваем:

  • Интуитивное чувство грамматики

  • Словарный запас

Шаг 5: Говорить, лучше с носителями

Тут вроде бы всё понятно: чтобы научиться разговаривать, вам нужно тренироваться.

Самый базовый вариант — это нанять преподавателя. Тут тоже важно найти носителя языка: во-первых, чтобы подхватывать правильные паттерны (произношение, интонация, обороты), а во-вторых, чтобы не было соблазна перейти на русский язык, если вы не знаете, как выразить свою мысль. В будущем, когда вы будете говорить с иностранцами, такой возможности не будет, и лучше привыкнуть к этому как можно раньше. Преподаватель-носитель не обязательно стоит дорого: на том же italki у некоторых учителей есть вариант просто поговорить с вами (без дз, упражнений и т.д.) за стоимость в несколько раз меньше, чем обычные занятия.

После того, как вы немного окрепнете в разговоре и будете чувствовать себя увереннее, можно подключить общение со случайными собеседниками онлайн. Например, сервис Lunchclub каждую неделю бесплатно соединяет вас с собеседником, с которым у вас совпадают интересы. Единственный минус в том, что для большинства пользователей английский тоже будет не родной. С другой стороны, это тоже важный навык: в большом количестве реальных ситуаций ваш собеседник будет плохо говорить на английском.

Еще можно найти себе партнера из круга знакомых и договориться с ним регулярно разговаривать на английском. Это, кстати, может быть интересно. Последние полгода перед переездом мы с женой регулярно практиковались подобным образом: раз в неделю мы говорили весь день только на английском языке. В начале было немного тяжело, зато это привнесло в наше общение новые темы, которые мы не обсуждали на русском.

Разговаривая мы учимся:

  • Обходиться без нужного слова

  • Не волноваться

Освоив шаги 4–5, вы выйдете на уровень Advanced: сможете разговаривать на интересные вам темы, проходить собеседования на работу и решать бытовые вопросы в англоязычной стране.

Шаг 6: Освоить грамматику

Для тех, кто прошел стандартные курсы английского языка, будет удивительно встретить грамматику так поздно в порядке тем для обучения. Мы привыкли, что занятия английским — это и есть упражнения на грамматику.

Но в действительности польза от занятий грамматикой до этого момента практически отсутствует. В разговорной речи вам поначалу будет вообще не до грамматики. Знать нужные слова, уметь их произнести и не боятся это сделать — намного важнее, чем поставить слова в нужном порядке или употребить правильный артикль.

Более того, зацикленность на грамматике может помешать вам в разговорной речи, если вы будете слишком переживать о корректности используемой конструкции. Конечно, базовая грамматика вам нужна, чтобы выразить вопрос. Но во-первых, какие то знания со школы у вас скорее всего остались, а во-вторых, слушая и читая на английском, вы и так усвоите грамматику на подсознательном уровне.

В конце концов, дети осваивают родной язык до того, как начнут проходить грамматику в школе (за исключением пары особенно сложных конструкций, без которых вполне можно обойтись). Можно сравнить владение языком с навыком езды на велосипеде: никому не придёт в голову учить человека ездить с помощью учебника. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо посмотреть, как это делают другие, а потом пробовать самому — сначала прикрутив к велосипеду дополнительные колёсики, а потом уже сняв их.

Есть исследования, которые отлично иллюстрируют тщетность попыток раньше времени учить грамматику. В этих исследованиях показывается реальная последовательность освоения грамматических тем (освоить — значить уметь правильно применять конструкции в разговоре, а не проходить тесты).

Оказывается, эта последовательность достаточно постоянна и не зависит от того, ребенок это или взрослый. Более того, эта последовательность не зависит от того, занимается ли ученик грамматикой, или учит язык естественным образом через погружение.

Последовательность освоения грамматических конструкций английского языка

Последовательность освоения грамматических конструкций английского языка

Так, добавление буквы S в конце глагола, если действие совершает лицо третьего рода, проходится в начале, вместе со временем Present Simple. А по факту, учащиеся осваивают это правило намного позже (7 пункт). В итоге это выливается в бесконечные поправления со стороны учителя и постоянные ошибки учеников, которые мешают развитию уверенности.

Окей, получается, грамматика не нужна и её не стоит учить? Не совсем. Грамматика позволит сделать вашу речь красивой, позволит вам читать сложную литературу и, главное, писать. Собственно, для этого грамматика родного языка и проходится в школе: чтобы обсуждать Анну Каренину и писать сочинения на тему «Роль темы зимы в творчестве Пушкина».

Как же тогда учить грамматику? Тут можно положится на учителя (он сам предложит материалы) или самостоятельно читать учебники и прорешивать упражнения. Лично мне нравится сайт British Council: все темы собраны в одном месте, оптимальная глубина. В начале каждый темы предлагается тест, который позволяет понять на что вам стоит обратить внимание.

Отдельный вопрос с грамматикой — это как запомнить правило после того, как вы его прошли. Отличный вариант — это использовать карточки, как для запоминания слов. Например, взяв предложение “Did you wake up early this morning?” сделать карточку, на которой будет пример с пропущенным ключевым словом: “… you wake up early this morning?” и ещё одну с “Did you … (wake) up early this morning?”, а на обратной стороне написать полный пример и из какого правила он вытекает: “Past Simple: Did you wake up early this morning?”

Шаг 7: Писать тексты и просить их проверять

Одна из проблем с грамматикой заключается в том, что правила нужно не только понять и выучить, но и научиться применять. А в разговоре для этого не хватает времени.

Отличный способ научиться применять новые для вас конструкции — это писать тексты. Можно не спеша подумать о согласовании времён, переписать предложение. Аналогично и с новой лексикой: знать слово — не значит уметь его применять. Поэтому часто разделяют пассивный словарный запас (вы понимаете смысл слова) и активный (вы корректно употребляете слово). Последний обычно гораздо меньше, но может быть увеличен в помощью письма.

Хорошей практикой будет показывать тексты преподавателю, чтобы он мог исправить ошибки. Идеально — если ещё и укажет на грамматическое правило которое стоит использовать.

Практикуя навык письма мы тренируемся употреблять:

  • Грамматические конструкции

  • Новые слова и обороты

Вот собственно и всё. Освоив эти 7 навыков, вы сможете делать всё, что доступно носителю языка: излагать сложные мысли, понимать оттенки речи и писать тексты.

Остались вопросы по шагам? Смело пишите в комментариях.

– С чего начать учить английский самостоятельно?

Этим вопросом задаются две категории людей: совсем новички и те, кто учил язык давно, например, в школе, и уже мало что помнит. Давайте сразу разделимся: новички – скролим вниз и читаем дальше, а изучавшие – переходим по ссылке. Потому что рецепты для вас будут разными.

как быстро научиться английскому языку в домашних условиях

Новички, обращаемся к вам: в этой статье весь ваш маршрут от уровня beginner до elementary. Мы подробно описали каждый шаг и собрали все необходимые ссылки. Это самая полная статья по теме и именно для тех, кто хочет все сделать сам.

Содержание статьи: обучение английскому языку самостоятельно с нуля

  1. Выучите английский алфавит: как и где это сделать
  2. Изучите звуки и правила чтения: таблица со звуками и буквами
  3. Начните учить первые слова: где и как учить
  4. Читайте книги: как и какие
  5. Учите целые фразы: где их взять
  6. Разберитесь с грамматикой: с каких тем начать
  7. Развивайте аудирование, говорение, письмо: как и где
  8. Научитесь планировать: как не опустить руки
  9. А что же дальше?

1. Алфавит: учим английский язык с нуля самостоятельно и бесплатно

Без английского алфавита никуда. Вы узнаете:

  • Название каждой буквы, например, A = называется «эй», B = «би», C = «си» и т.д. Это на случай, если кто-то решит продиктовать вам свое имя или другое слово по буквам;
  • Внешний вид каждой буквы – и заглавной, и строчной, потому что некоторые малявки совсем не похожи на своих «взрослых» собратьев: Q q, G, g и др.

По ссылке вы найдете все необходимое: не только сам алфавит, но и крутые задания, чтобы проверить изученное – это первый пробный урок «курса от Lingualeo «Английский с нуля» (доступен после бесплатной регистрации).

Также стоит запомнить порядок букв: для работы со словарями, справочниками, которые оформлены в алфавитном порядке. В этом вам помогут специальные детские песенки – ABC songs.

2. Звуки и правила чтения: выучить английский язык с нуля самостоятельно и бесплатно

Что такое «правила чтения»? Давайте на всякий случай вспомним, что буква не равна звуку, причем в английском языке от слова совсем. Например, буква «ю» в начале слова произносится как звуки «й» и «у». Так вот, правила чтения – это законы, по которым носители языка различают в сочетании букв определенный звук.

В английском правила чтения – настоящий ад для изучающих. Не будем сейчас копаться в этимологии, просто примите как факт – английские слова пишутся совсее-еем не так, как слышатся. Иногда даже близко нет: blew – читается как «блу», phoenix – как «финикс» и др. Отсюда родилась шутка: «В английском пишем – Манчестер, произносим – Ливерпуль».

К тому же в английском 44 звука, тогда как букв – 26. Это еще одна трудность для нас, изучающих английский язык: одна и та же буква может передавать множество звуков. Например:

  • буква C в английском языке может обозначать звук / k /, как в слове cat (кот),
  • может – звук / s /, как в слове ice (лед),
  • а может – звук / ʃ / (похож на русский / ш /), как в слове ocean (океан),
  • и это еще не все варианты прочтения этой буквы.

Мы подготовили для вас таблицу в PDF со всеми звуками английского языка и правилами чтения. Все очень удобно: звук, его примерный аналог в русском языке, сочетания букв, которые передают этот звук, и пример слова.

Скачать по ссылке: таблица букв и звуков английского языка

Все звуки вместе с примерами озвучены здесь. Чтобы услышать правильное произношение каждого звука, посмотрите эту подборку видео. Несмотря на то, что видео на английском, вам все будет понятно – диктор произносит только сам звук и несколько слов с ним. Остается только повторить, чтобы запомнить.

Обратите внимание: звуки нужно учить сразу в контексте. Изучать их по отдельности – бессмысленно.

Некоторые английские звуки лишь напоминают русские. В таблице выше мы даже сделали колонку «примерный аналог в русском». Слово примерный здесь – ключевое. Не верьте сайтам и книгам, где пишут, что «звук æ = русскому э». На самом деле этот звук сильно отличается от нашего. Как и все звуки английского языка.

Например, в английском слове men (мужчинЫ, мн. число) произносится гласный звук / e /, похожий на русский / э /. А в слове man (мужчинА, ед. число) уже произносится тот самый / æ /. Как русскоговорящему различать эти слова, если звуки для него будут одинаковыми?

Именно поэтому с самого начала приучите себя искать различия между английскими и похожими русскими звуками. Сравнивайте – да, но не приравнивайте! Мы посвятили этой теме целый цикл статей. В таблице правил чтения рядом со звуками стоят ссылки на соответствующие статьи цикла: изучив их, вам будет проще увидеть разницу.

Посмотрите наш видеоурок, чтобы понять, почему очень важно работать над произношением

Чтобы узнать, как именно произнести то или иное слово, рекомендуем использовать англоязычные толковые словари: Cambridge Dictionary, Macmillan Dictionary, Oxford Learner’s Dictionaries. Все просто: вводите слово в поисковую строку, смотрите транскрипцию и слушайте, как его правильно произносить. Еще советуем сразу вооружить свой браузер нашим бесплатным расширением для Chrome. С его помощью вы сможете переводить и озвучивать незнакомые слова на любом сайте в два клика и добавлять их в свою словарную копилку на Lingualeo для изучения.

Обратите внимание на закономерности и отличия звуковой системы в целом: в английском почти нет мягких согласных, есть долгие/краткие и широкие/узкие гласные и др. Чтобы разобраться со всем этим, прочитайте нашу статью.

3. Первые слова: учить английский самостоятельно с нуля бесплатно онлайн

Поскольку звуки лучше запоминаются в составе слова, свои первые английские слова вы начнете учить сразу. Выбирайте простые, которые используются в повседневной речи.

У нас на Lingualeo есть наборы самых распространенных английских слов: топ 100, топ 200, топ 500 и т.д. Также наборы топ существительных, топ глаголов и т.д. Все это вы найдете в разделе «Словарь». Добавляйте слова в свой персональный словарик и прокачивайте на тренировках.

Также научитесь считать и выучите местоимения. Для перехода на следующий уровень вам нужно уметь рассказывать о себе: как зовут, где живете и работаете, чем любите заниматься. Знать основные глаголы, существительные, прилагательные; названия еды и напитков, названия столиц и национальностей; наречия времени, места и частоты.

Но здесь возникает вопрос: как учить английские слова, чтобы они не забывались? Коротко рассказать не получится, поэтому мы написали об этом огромную и полезнейшую статью. Обязательно прочтите.

4. Читаем книги: с чего начать изучение английского языка самостоятельно

Звук лучше учить внутри слова, а слово – внутри предложения. Поэтому сразу после знакомства с первыми словами переходите к чтению адаптированной литературы для начинающих. Да-да, сразу! Поверьте: это сильно ускорит прогресс обучения.

Знакомые слова да в правильном контексте – ваше все! Вы начнете подмечать особенности грамматики и погружаться в язык. Подходящая для вашего уровня литература есть по ссылке. Читать легко: в книгах кликабельные субтитры: нажал на слово – увидел перевод. Как правильно читать, смотрите в видео:

Обучение английскому языку самостоятельно с нуля онлайн и бесплатно

5. Английские фразы: как изучить английский язык самостоятельно с нуля бесплатно

Выучите наизусть простые фразы для общения и сможете сразу общаться на английском языке. Например:

Hello, my name is … (Привет, меня зовут…)

Nice to meet you. (Приятно с вами познакомиться)

Thank you very much. (Спасибо вам)

You’re welcome. (Не за что, обращайтесь)

How are you? (Как дела?)

Where are you from? (Откуда вы?)

What time is it? (Который час?)

How many (much)? (Сколько?)

This way, please. (Сюда, пожалуйста)

I don’t understand. (Я не понимаю)

Больше фраз в наших разговорниках.

6. Учим грамматику английского языка для начинающих

Параллельно с чтением и запоминанием фраз вам нужно осваивать грамматику. И снова – речь не о теории. Мы сразу начнем разбираться на практике, то есть в контексте и на реальных примерах вникать в суть грамматических правил. Как это работает, читайте в статье.

Давайте посмотрим, что именно нужно понять и запомнить на начальном уровне:

Артикли. Их в русском языке нет вообще. Артикль – это служебное слово, которое используется вместе с существительным:

an apple (яблоко)

Здесь мы употребили неопределенный артикль an, потому что слово начинается с гласной. Если слово начинается с согласной, то артикль будет – a.

a dog (собака)

Но помимо неопределенного артикля, есть еще и определенный – the. Разобраться с артиклями поможет наша статья и видео:

Множественное число. Как образовывается множественное число у существительных? Обычно с помощью суффикса -s:

a cat – cats (кот – коты)

Но есть исключения и свои особенности. Подробнее в пробном уроке курса «Грамматика для начинающих».

Порядок слов в предложении. В английском языке он строгий: сначала идет подлежащее, затем сказуемое, затем другие члены предложения:

I love my job. (Я люблю свою работу)

В вопросительном предложении уже другой порядок слов и добавляется вспомогательный глагол:

Do I love my job? (Я люблю свою работу?)

Разобраться с этими тонкостями вам поможет другая часть курса.

Обязательно есть глагол. Нет глагола – нет предложения. Там, где в русском языке глагол не нужен, в английском появляется глагол-связка.

I am a doctor. (Я – доктор или Я есть доктор, если дословно)

Особенности системы времен. В английском языке три времени, как и у нас: настоящее, прошедшее и будущее. Но каждое время имеет по четыре формы, и изучающие в них постоянно путаются. Вам не нужно сразу погружаться в этот хаос, начните с настоящего времени.

Повелительное наклонение – когда вы указываете другому человеку, что нужно сделать. В английском он образуется просто:

Love me! (Люби меня!) Do it! (Сделай этой)

Но, опять же, есть свои тонкости.

И другие темы: степени сравнения прилагательных, правильные и неправильные глаголы, оборот there is – there are. Весь список тем есть по ссылке. Так мы с вами постепенно доберемся до уровня Elementary.

7. Комплексно, со всех сторон: как учить английский язык самостоятельно с нуля

Все это – слова, фразы, грамматику – нужно прокачивать с 4-х сторон: через аудирование, письмо, говорение и чтение. Мы собрали самостоятельные упражнения и материалы для работы над каждым навыком:

  • Аудирование: упражнения и аудио для начинающих.
  • Чтение: упражнения и тексты.
  • Говорение: самостоятельные упражнения.
  • Письмо: самостоятельное упражнение.

8. Последнее, но не по важности! Как изучить английский язык самостоятельно в домашних условиях с нуля

А теперь самое главное. Заранее поставьте себе максимально конкретную цель и распланируйте ее: поделите на части и поставьте дедлайны для каждой. Это важно, чтобы с самого начала не забросить обучение, видеть свой прогресс и корректировать программу. Перейдем к конкретике. Что нужно сделать по шагам:

Ваш уровень сейчас нулевой или beginner. В среднем для достижения следующего уровня требуется 90-100 часов занятий. Сразу решите, сколько часов в день вы готовы заниматься? Если по часу, то через 3 – 3,5 месяца вы достигнете уровня Elementary. Если по полчаса, то умножайте срок на два. Вот и готов ваш первый дедлайн.

Теперь разбейте эту огромную цель (milestone) – «достигнуть уровня elementary» – на конкретные и очень четкие задачи (to-dos). Например, «научиться выражать мысли в настоящем времени», «выучить 100 самых распространенных слов», «прочитать книгу на английском». Эти задачи тоже распланируйте по конкретным срокам.

Так у вас будет четкий план действий, сможете отслеживать прогресс и поддерживать мотивацию своими успехами. Подробнее об этом в статье: Что с твоей мотивацией, дружище?

Обязательно прочтите!

9. А что потом? Как выучить английский язык самостоятельно дома с нуля быстро

А дальше пройдите тест и узнайте, достигли ли вы цели: Как определить свой уровень английского. По ссылке вы найдете тесты на уровень и таблицу, где описаны темы, которые вам нужны для перехода на следующий. По ней вы сможете выстроить дальнейшее обучение.

Английский язык учить самостоятельно онлайн с нуля

Теперь у вас есть четкий план действий, а значит все в ваших руках. Если вам нужны тренажеры для практики английского, регистрируйтесь на Lingualeo. При регистрации мы определим ваш уровень английского и вместе выберем цель. А после сервис ежедневно будет подбирать для вас занятия для практики: словарные и грамматические тренировки, короткие рассказы, видео и аудио для начинающих. Вместе мы точно справимся!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ниссан патрол у62 руководство по эксплуатации
  • Гемпотин с распылителем 100мл инструкция по применению
  • Кальций д3 мик форте инструкция по применению взрослому
  • Программа uprog руководство пользователя
  • Мбк атлант массажер инструкция по применению показания