Руководство по идентификации рисков

Идентификация опасностей и оценка рисков

Одной из отличительных особенностей системы управления охраной труда, которая соответствует требованиям национального стандарта СТБ 18001 является то, что указанная система базируется на процедуре идентификации опасностей и оценки рисков.

Что же понимается под идентификацией опасностей и оценкой рисков?

Обратимся к СТБ 18001. Согласно п.3.5 данного стандарта под идентификацией опасности понимается процедура установление наличия опасности и определение ее характеристик.

Согласно п.3.20 стандарта под оценкой рисков понимается процесс оценки величины риска и принятия решения, является ли он приемлемым с учетом осуществляемых мер управления.

Проанализировав эти термины можно сделать вывод, что работа по оценке рисков и определении мер управления должна начинаться с идентификации опасностей, выявив и описав опасности можно приступать непосредственно к оценке риска на тех рабочих местах, на которых уже были зафиксированы те или иные опасности. А оценив риск, необходимо обеспечить его ранжирование, т.е. упорядочение в зависимости от полученных значений. И далее, с учетом рангов (в данном случае используется ранжирование по типу: приемлемый/неприемлемый, а также низкий, средний и высокий риск) обеспечить разработку и реализацию тех или иных мероприятий, направленных на снижение значения риска и(или) на его полное устранение. На процессе идентификации опасностей и оценки рисков базируется процедура по установлению целей в области охраны труда и последующее формирование Программы управления охраной труда (в указанную программу должны включаться те мероприятия, которые необходимы для снижения рисков).

Иными словами, процесс идентификации опасностей и оценки рисков включает в себя следующие этапы:

  • определение источников опасностей (опасные производственные объекты, виды производственной деятельности, продукция, услуги, профессии, оборудование, подрядные работы и др.);
  • идентификацию опасностей;
  • количественную оценку;
  • определение приемлемости рисков;
  • разработку мер (мероприятий) по управлению рисками;
  • анализ эффективности разработанных мероприятий по управлению рисками.

С чего же можно начинать процедуру «поиска» потенциальных опасностей? Инженеру по охране труда в этом помогут следующие записи и документы:

  • комплект ИОТ и другие локальные правовые акты по охране труда;
  • журналы ежедневного, ежемесячного контроля;
  • общие сведения о выпускаемой продукции и используемых технологиях, в т.ч. опасных веществах (технологические регламенты, технологические инструкции на выпускаемую продукцию, какое закупается сырье, реагенты и т.п.);
  • различные перечни (опасных и потенциально опасных объектов, работ повышенной опасности и т.п.);
  • предписания инженера по ОТ;
  • информация об имевших место несчастных случаях, авариях и инцидентах (как в организации, так и в соответствующей отрасли);
  • результаты последней аттестации рабочих мест, в т.ч. лабораторного контроля за условиями труда на рабочих местах и паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  • данные по результатам надзорной деятельности в области охраны труда, промышленной, пожарной безопасности, санитарии и экологии.

При идентификации опасностей необходимо рассматривать не только опасности и риски от деятельности, выполняемой своим персоналом, но и опасности, возникающие от деятельности подрядчиков и посетителей, а также от использования продукции и услуг, поставленных другими организациями.

Идентификация опасностей проводится для:

  • всех профессий и должностей рабочих и служащих (согласно штатному расписанию организации);
  • осуществляемого вида деятельности (в этом случае необходимо сначала определить перечень работ, входящих в осуществляемый вид деятельности). Идентификацию по этому критерию удобно проводить, оценивая опасности от деятельности сторонних организаций (подрядчиков, арендаторов) и посетителей.

По результатам идентификации опасностей для всех профессий рабочих и должностей служащих, согласно штатному расписанию, а также для определенных видов деятельности, формируется реестр опасностей организации (пример реестра опасностей здесь).

Далее необходимо оценить риски. Степень любого риска, вытекающего из выявленных опасностей, оценивается с учетом:

  • имеющихся статистических данных по несчастным случаям, авариям (инцидентам), профессиональным заболеваниям как в самой организации, так и в отрасли;
  • результатов аттестации рабочих мест, в т.ч. лабораторного контроля за условиями труда на рабочих местах, паспортизации;
  • результатов проведенных мед.осмотров работникам и состояния их здоровья;
  • анализа имеющихся данных по результатам технического обслуживания и выполнения графиков ППР оборудования и механизмов;
  • интенсивности и частоты осуществляемой деятельности;
  • логического метода анализа («дерево событий», «а что будет, если?» и другие);
  • и т.п. данных.

Один из самых несложных методов оценки рисков, который используют многие организации, это т.н.  «Метод оценки рисков по вероятности возникновения и серьезности последствий». Суть метода в следующем, величина риска (его количественное выражение) прямо пропорциональна вероятности его возникновения и тяжести (серьезности) последствий. Т.е. для определения величины риска необходимо оценить с какой вероятностью то или иное событие может произойти и каковы могут быть последствия. Для расчетов используется формула:

R = P x S,

где R – риск, балл;

P — вероятность возникновения опасности, балл;

S — серьезность последствий воздействия опасности, балл.

Значения P и S варьируются в диапазоне от 1 до 5, где 1 – наименьшая вероятность и наименьшая серьезность последствий, а 5 – наоборот, наибольшая.

Пример оценки рисков приведен ниже:

Чтобы оценить риск падения работника на входном лестничном марше в здание необходимо ответить на 2 вопроса: а какова вероятность этого события и каковы могут быть последствия. Для более объективной оценки вероятности и серьезности последствий используются имеющие данные по несчастным случаям, записи журналов ежедневного контроля и иные сведения. Так, если за последний год неоднократно были замечания по содержанию лестничных маршев и дорожек, а в статистике несчастных случаев есть похожие случаи по отрасли (или даже в самой организации), то в данном случае определить величину вероятности и серьезности последствий, а следовательно и риска, можно будет более приближенно к реальности.

От того насколько точно были определены риски зависит и актуальность последующих мер управления.

Также организации необходимо определиться, какие же риски она считает для себя неприемлемыми (по которым меры управления должны разрабатываться и внедряться в первую очередь и под жестким контролем выполнения). Можно установить, что риски:

  • от 1 до 10 — низкого уровня опасности;
  • от 11 до 15 — среднего уровня;
  • от 16 до 25 – высокого уровня (неприемлемые).

Это и есть т.н. ранжирование рисков.

Результаты оценки рисков, проведенных согласно вышеуказанной методике, оформляются обычно в виде карт оценки рисков (пример карты оценки рисков здесь) с обязательным отражением в них:

  • вида деятельности;
  • идентифицированной опасности (в соответствии с реестром опасностей);
  • дополнительных лиц, подвергающихся риску (подрядчик, посетитель, персонал);
  • имеющейся системы контроля и реагирования;
  • рекомендуемых действий;
  • срока выполнения и ответственных лиц;
  • результатов от применения мер управления (для неприемлемых рисков, где необходимы значительные меры управления).

Все идентифицированные риски подлежат управлению. При определении мер управления рисками (с целью снижения воздействия факторов опасностей) или при рассмотрении изменений существующих мер управления могут применяться следующие меры по сокращению рисков:

  • устранение;
  • замена;
  • технические меры (разнообразные блокировочные и предохранительные устройства, ограждения и перила, противоскользящие поверхности для полов и ступеней, защитные средства электробезопасности (заземление, зануление и т.п.));
  • предупреждение и/или административные меры управления (в том числе использование документированных процедур таких, как указания по безопасной эксплуатации машин, механизмов, технологических процессов, руководство по эксплуатации, инструкции на рабочих местах, технологические регламенты и карты технологических процессов, планы ликвидации инцидентов и аварий и т.п ; а также повышения уровня знаний персонала в области ОТ посредством обучения, переподготовки, проведения инструктажей, стажировок, тренировок и т.п).
  • использование средств индивидуальной и коллективной защиты.

На основе ранжирования рисков устанавливаются цели в области ОТ, которые служат основой для составления Программ управления ОТ (Планов мероприятий по ОТ), направленных на обеспечение безопасных условий труда, профилактику производственного травматизма, повышение квалификации работников (п.4.3.3 СТБ 18001-2009). Данные действия могут также повлечь за собой актуализацию Политики руководства в области охраны труда (п.4.2 СТБ 18001-2009).

После выполнения разработанных мероприятий проводится повторная оценка рисков с учетом предпринятых действий и анализ эффективности мероприятий по управлению рисками.

Повторную оценку целесообразно проводить не реже 1 раза в год перед проведением процедуры анализа высшим руководством СУОТ (п.5.6 СТБ 18001-2009).

Оценка рисков, идентификация, профессиональные риски — эти понятия сейчас на слуху у каждого специалиста по охране труда или лица, выполняющего его функциио. Тем более когда произошли глобальные изменения по охране труда с 1 марта 2022 года и оценка проф.рисков стала играть не последную роль в системе управления охраной труда организации.

Содержание статьи:

  • 1 Что такое профессиональные риски и можно ли ими управлять?
  • 2 Необходимость проведения оценки профессиональных рисков в организации
  • 3 Оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – в чем разница?
  • 4 Полномочия внешних подрядчиков по оценке рисков
  • 5 Периодичность проведения оценки профессиональных рисков
  • 6 Идентификация и оценка опасностей
  • 7 Порядок действий при самостоятельной оценке профрисков
  • 8 Документы по оценке рисков
  • 9 Запись вебинара по оценке профессиональных рисков

Что такое профессиональные риски и можно ли ими управлять?

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.(Статья 209 Трудового Кодекса Российской Федерации).

Стандарт ISO 45001:2018 «Система Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению» определяет: «Риск в области охраны здоровья и безопасности труда — это комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья, которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями)».

Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации «управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков».

Для простого понимания такого процесса, как управление профессиональными рисками, можно взглянуть на изображение ниже. На нём типовой процесс управления профессиональными рисками представлен в виде замкнутого процесса.

управление профессиональными рисками

Изображение выше иллюстрирует нам, что процесс управления профессиональными рисками непрерывный : сначала идет идентификация опасностей и обнаружение рисков, потом анализ и оценка рисков, за ними планирование предупредительных и компенсирующих мероприятий, далее их внедрение, и в итоге контроль и расчёт эффективности, который снова переходит в идентификацию (не стоит понимать это буквально).

А вот что говорит нам статья 214 Трудового кодекса: работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.

Управление профессиональными рисками — непрерывный процесс, который является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации.

Обратите внимание: можно заказать услугу по проведению оценки профессиональных рисков у специализированной компании, но важно понимать, как была проведена данная работа и каким получился её результат. Проведение работы по оценке рисков не должно становиться делом формальным, проводимым просто для галочки.

Для эффективной реализации всей процедуры оценки профессиональных рисков (далее — ОПР) необходима вовлеченность всех сотрудников организации, в первую очередь комиссии по проведению ОПР, которая проанализирует опасности, обнаружит и оценит риски, разработает план мероприятий.  Возлагать обяанности по проведению оценки профессиональных рисков только на специалиста по охране труда или работника выполняющего его функции в корне неправильно.

Управление профессиональными рисками — процесс постоянный. Недостаточно просто провести оценку уровня профессионального риска на рабочих местах на текущий момент и на этом считать, что обязанности работодателя выполнены. Ведь завтра нам в организации могут установить технологическую линию по производству новой продукции, привезти на хранение опасные вещества, увеличить объемы производства или просто появиться новая профессия, а значит, могут появиться новые риски и опасности.

Здесь прослеживается сходство со специальной оценкой условий труда (далее по тексту – СОУТ), когда ее необходимо провести внепланово при изменении технологического процесса или при возникновении несчастного случая. При оценке рисков то же самое. Работник получил травму — требуется пересмотр опасностей и их источников, вероятности тех или иных событий, наличие и эффективность мер по исключению опасностей.

Тяжесть вероятного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности. Для наглядности понимания можно представить две компании – в одной работает тысяча человек, в другой всего десять, разумеется, риски выше в первой.

Оценённые профессиональные риски всегда подлежат управлению. В конкретном случае управление должно выражаться описанием и измерением, а также применение мер.

Приказ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда»

П26. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда) направляются на исключение выявленных у работодателя опасностей или снижение уровня профессионального риска.

Эффективность разработанных мер по управлению профессиональным рисками должна постоянно оцениваться. К примеру, мы провели работу по оценке рисков, разработали мероприятия по их снижению в начале года, а в конце года провели анализ их реализации и эффективности деятельности. В результате нужно ответить на ряд вопросов, например: «Привели ли эти меры к снижению травматизма? Внедрили ли какие-то технические средства для снижения рисков возникновения аварийности?» И ряд других вопросов.

Лайфхак. Периодичность пересмотра эффективности мер необходимо закрепить в своих локально — нормативных актах.

Так, например, проведение повторного инструктажа – тоже можно считать мерой по снижению рисков. Внедрив в порядок проведения инструктажа элементы тренировок, выдачу учебных материалов, показ видеоматериалов, тестирования для проверки уровня знаний. Последовательно перебирая и усовершенствуя мероприятие за мероприятием, мы можем улучшить каждое из них.

Необходимость проведения оценки профессиональных рисков в организации

В настоящее время компаниям не стоит останавливаться на проведении СОУТ. Оценка профессиональных рисков также необходима.

Статья 214. ТК РФ  Обязанности работодателя в области охраны труда

Работодатель обязан обеспечить:

систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;

информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях.

При проведении плановых проверок по охране труда вопросы проведения оценки профессиональных риско отражены в проверочных листах.

Оценку профессиональных рисков в первую очередь спрашивают работники государственной инспекции труда и прокуратуры при расследовании несчастных случаев на производстве и задаются вопросами, были ли оценены риски, какие мероприятия проводились, был ли ознакомлен с рисками пострадавший работник.

Инспекторский состав Ленинградской и Московской области уже в достаточной мере «набил руку» и знает, какие документы запрашивать в первую очередь при возникновении травматизма в организации.

Как правило, постоянные законодательные нововведения попадают в топ-лист задач у надзорщиков в рамках плановых и внеплановых проверок по ОТ. Чтобы этого избежать, нам необходимо работать на опережение, занимаясь оценкой профессиональных рисков.

Еще один нюанс заключается в том, что оценивать риски придется только для сотрудников, работающих по трудовому договору. Частой ошибкой многих становится то, что под оценку рисков попадают и работники сторонних компаний (представители охраны, учащиеся учебных заведений и др.).

Оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – в чем разница?

Для неопытного специалиста на первый взгляд может показаться что оценка профессиональных рисков и проведение СОУТ – что-то смежное, а местами и вовсе одинаковое. Но это не так. Это кардинально разные процедуры.

Примерное положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом  № 776н от 29.10.2021  устанавливает ОПР и СОУТ базовыми процессами по охране труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это идентификация вредных и опасных производственных факторов трудового процесса и расчёт их уровня воздействия на работника.

Несмотря на то, что при расчете профессиональных рисков тоже приходится производить идентификацию, как и в СОУТ, в этой процедуре нам необходимо оценить вероятность риска в отличие определения его уровня воздействия. Зачастую результаты СОУТ можно использовать в оценке профессиональных рисков.

Также наглядную разницу вышеуказанных мероприятий можно определить по основанию для их проведения:

Специальная оценка условий труда (СОУТ) Оценка профессиональных рисков (ОПР)
Основание для проведения: Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013″ N 426-ФЗ Статья 214. ТК РФ  Обязанности работодателя в области охраны труда

Работодатель обязан обеспечить:

систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;

информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях.

Получаемые результаты: 1.Отчет о проведении СОУТ

2.Карты специальной оценки условий труда 3.Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов 4.Сводная ведомость, перечень мероприятий по
улучшению условий и охраны труда работников 5. Заключения эксперта организации

1.Приказ о создании комиссии 2.Утвержденная методика оценки  3.Перечень мест для оценки

4.Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты) 5.Классификатор опасностей              6.План мероприятий по управлению рисками 7.Закрепленные в документах
процедуры (положении о СУОТ или иных документах)

Как мы знаем Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» определен четкий порядок проведения СОУТ.

С оценкой рисков кажется, что вопросов больше, чем ответов, и обусловлено это отсутствием чётких указаний (порядка проведения) со стороны законодателей. Но на самом деле таким образом обеспечена гибкость в выборе способа проведения и отражения результатов ОПР. Разберемся со всем по порядку. С 1 марта 2022 года вступили в силу ряд документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации». — устанавливает обязанность работодателя выявлять, анализировать и оценивать опасности и профессиональные риски.
  • Приказ Минтруда  РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда» — определяет процесс оценки проф.рисков как базовый процесс по охране труда. Устанавливает примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.
  • Приказ Минтруда России № 796 от 28 декабря 2021 г.
    «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» — содержат критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств.
  • Приказ Минтурда России от 31 января 2022 г. N 36 «Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей» — предназначен для обеспечения правильности и полноты установления опасностей, а также источников этих опасностей.

В пунктах Приказа Минтруда  РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда» (является нормативно-правовым актом) отражено следующее:

  • 17. При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.

    22. Методы оценки уровня профессиональных рисков работодателю рекомендуется определять с учетом характера своей деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков , выявленных (идентифицированных) опасностей.

    23. Допускается использование различных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики своей деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также особенностями и сложностью производственных процессов, осуществляемых у работодателя.

    24. Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией.

    25. Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку .

В Приказе Минтруда России № 796 от 28 декабря 2021 г. «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» (не является нормативно-правовым акто, носит рекомендательный характер) определены следующие рекомендуемые методы оценки профессиональных рисков:

  • для предприятий малого и микро-бизнеса – самые простые по использованию,
    не требующие специальных знаний, позволяющие обеспечить соблюдение базовых требований безопасности при малой численности персонала и количестве рабочих мест и при отсутствии оборудования, способного причинить вред здоровью значительного количества работников. К таким методам относятся:

Контрольные листы,

Матричный метод;

  • наиболее распространенные – простые в использовании и не требующие специальных знаний методы, которые рекомендуется использовать на предприятиях любой численности и вида деятельности, и которые наиболее широко используются в практике предприятий Российской Федерации. К таким методам относятся:

Матричный метод на основе балльной оценки,

Анализ «галстук-бабочка»;

  • методы оценки рисков производственных процессов и технологических систем – методы, которые рекомендуется использовать для оценки рисков в отношении отдельных наиболее опасных производственных процессов или оборудования (в том числе объединенного в технологическую цепочку). К таким методам относят: Анализ причинно-следственных связей,Метод анализа сценариев,Метод анализа «дерева решений»,Метод анализа уровней защиты (LOPA – Layers of Protection Analysis),Метод технического обслуживания, направленный на обеспечение надежности;
  • методы оценки рисков, связанных с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов – методы, используемые для оценки рисков отказа ключевого оборудования и для оценки рисков, связанных с обеспечением безопасности определенного вида продукции;
  • иные методы, – методы оценки рисков, не связанные с эксплуатацией оборудования и травмированием работников, которые рекомендуется использовать для оценки различных аспектов, связанных с обеспечением безопасности и здоровья работников.

Подводя общую черту под вопросом о законодательной базе, можно сделать вывод, что с 1 марта 2022 года законодательство по оценке и управлению профессиональных рисков пополнило ряд  необязательных для применения документов, помогающих работодателю организовать процесс оценки проф.рисков близко к тому, как это видят законотворцы. Поэтому можно разрабатывать свою методику оценки рисков или воспользоваться тем, что предлагает Минтруд.  Главное потом доказать ее состоятельность инспектору при проверке.

Дополнительный анализ некоторых отличий СОУТ и оценки профессионального риска можно увидеть ниже.

Кто может проводить: СОУТ проводится сторонней аккредитованной организацией Комиссия в составе руководителя организации и главных специалистов. А также возможно с привлечением аккредитованного эксперта  в состав комиссии.
Периодичность проведения: СОУТ проводится 1 раз в 5 лет Устанавливается работодателем самостоятельно. Пересматривается обязательно при любых изменениях, несчастных случаях, авариях и инцидентов. Пересмотр результатов проводится в установленный работодателем срок.
Ответственность и штрафы: Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб. Для организаций – штраф от 60 000 до 80 000 руб. Невыполнение требований законодательства Штраф для юридических лиц составляет от 50 000 до 80 000 руб. согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Справка. Стоит упомянуть и ответственность за нарушение требований законодательства. Так, за отсутствие процедур управления рисками работодателя обяжут выплатить от  50 000 до 80 000 рублей на организацию по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, а именно за несоответствие требованиям Типового положения №438н«О системе управления охраной труда»).

За отсутствие СОУТ грозит привлечение по ч. 2 ст. 5.27 КоАП: на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей, на организацию – от 60 000 до 80 000 рублей.

Как мы видим, здесь штрафы практически идентичные.

Полномочия внешних подрядчиков по оценке рисков

Если СОУТ должна проводить только аккредитованная организация, то оценка рисков — прерогатива сугубо работодателя. Законом не запрещено привлекать для этих целей сторонних консультантов и экспертов (по договорным обязательствам), которых можно включить в состав своей внутренней комиссии по приказу организации.

Периодичность проведения оценки профессиональных рисков

СОУТ, как мы знаем, проводится 1 раз в 5 лет. Периодичность оценки профессиональных рисков устанавливается работодателем самостоятельно, но оптимальной периодичностью считается проведение раз в полгода или раз в год.

Как правило, в оперативном порядке риски пересматриваются при возникших несчастных случаях, авариях и инцидентах, изменениях в технологическом оборудовании, технологических процессах, улучшениях условий труда работников.

Справка. Вертикально-интегрированные организации, соответствующие международным стандартам по безопасности, строго регламентируют в своих положениях сроки ежегодного пересмотра рисков.

Чтобы наглядно представить карту оценки профессиональных рисков рассмотрим карту по матричному методу такой простой профессии, как воспитатель. На ней мы можем увидеть строки по численности работников на данном рабочем месте, выполняемые воспитателем в процессе своей трудовой деятельности работы, места выполнения работ и какие нештатные (аварийные) ситуации могут возникнуть. На основании этих аспектов далее определяются источники опасности.

Идентификация и оценка опасностей

Возьмём пример другой профессии в области образования, такой как преподаватель, осуществляющего процесс работы за персональным компьютером при заполнении электронного журнала. Основная опасность при использовании ПЭВМ и оргтехники — это поражение электрическим током вследствие отсутствия должного заземления или соприкосновения с оголенными участками проводов.

Техническими мерами предотвращения удара электрическим током можно считать наличие защитного заземления в общем контуре заземления, периодическую проверку целостности изоляции, исправность электрооборудования, блоков питания, защитного отключения. Всё это можно считать организационными мерами.

Для анализа вероятности возникновения несчастного случая анализируем общее техническое состояние оборудования. Если используется недавно ведённое в эксплуатацию, то класс риска можно считать средним, а отношение к риску — допустимым. Аналогичные действия производим и с остальными опасностями:

Вероятность оценивается по шкале, устанавливается класс и приемлемость в значении «допустимый».

Далее перечисляются в перечне используемые для оценки рисков нормативные акты (Федеральные законы, Постановления, Приказы ГОСТ):

Обязательным блоком является наличие членов комиссии, участвовавших в оценке профессиональных рисков, и строка ознакомления с ними работника (на картинке ниже):

Лайфхак. В состав членов комиссии по оценке профессиональных рисков рекомендуется включать помимо специалиста по охране труда руководителей структурных подразделений, специалистов из состава инженерно-технических работников, которые знают специфику того или иного оборудования. Например, инженер-энергетик может оценить риски по поражению электрическим током, а инженер по оборудованию — по получению травм при работе инструмента, оборудованного движущимися частями.

Оценке профессиональных рисков подвергаются все профессии, которые существуют в штатном расписании организации, а также все виды работ и технологических процессов (операций), где существует риск возникновения несчастного случая или опасности. Для удобства в анализе можно использовать разработанные технологические карты, технологии работы, производственные инструкции, чек-листы выполнения работ.

Порядок действий при самостоятельной оценке профрисков

На первый взгляд может показаться, что оценка профрисков – задача непосильная. Но все же выполнимая, если придерживаться следующего порядка действий:

1.     Назначение комиссии оценки рисков с включением необходимых специалистов.

2.     Внесение изменений в положение о СОУТ с указанием всех процедур управления профессиональными рисками.

3.     Выбирается методика расчета рисков. Самый оптимальный и простой метод, как и говорилось выше, матричный.

4.     Утверждается перечень рабочих мест.

5.     Идентифицируются опасности, присутствующие на рабочих местах, или которые могут возникнуть.

Лайфхак. Список рабочих мест необходимо сделать оптимальным.
Если имеются аналогичные рабочие места, например, идентичные автомобили по марке и техническим характеристикам или работники выполняют идентичные операции, то рабочее место можно взять одно. И наоборот, если рабочие места различаются факторами (освещённостью, выполнением трудовых функций в разных кабинетах и т.д.), то лучше проанализировать каждое.

6.     Оценивается уровень риска по выбранной методике (в нашем случае – по матричной).

7.     Заносятся результаты в карты.

8.     Разрабатывается общий классификатор опасностей.

9.     Утверждается план мероприятий.

10.  Проводится информирование работников с рисками.

11.  Ежегодно повторяется оценка вероятности возникновения опасностей.

Документы по оценке рисков

Для документального регламентирования проведения работ по оценке рисков необходимо утвердить:

  • приказы;
  • методику (процедуру);
  • форм карт оценки рисков;
  • классификатор опасностей и мероприятий по управлению профессиональными рисками;
  • план мероприятий по управлению рисками;
  • Положение по управлению рисками.

Однако стоит учесть нюанс взаимосвязанности всех этих документов, чтобы внешне было понятно, какой документ вытекает из ранее созданного. Поэтому перед проведением оценки рисков необходимо привести все документы в порядок: положения должны между собой стыковаться, указанные в приказах ответственные лица должны отражаться в картах оценки рисков и т.д. Для проверяющего лаконичность и проработанность в документации – один из показателей того, что перед ним работа компетентного специалиста.

Как мы выяснили, проведение оценки профессиональных рисков в организации необходимо и нужно. Понимание глубокого анализа всех опасностей, которым может подвергаться работник, даёт работодателю время на проведение предупредительных мер по предотвращению или снижению рисков возникновения несчастных случаев, аварийности, чрезвычайным ситуациям. А, следовательно, сохранению жизни и здоровья людей.

Запись вебинара по оценке профессиональных рисков

В 2022 году оценка профессиональных рисков (далее — ОПР) стала обязательной для всех работодателей. Какие методы проведения ОПР существуют и как выбрать наиболее подходящий вам, как поэтапно организовать оценку профрисков, откуда получать информацию об опасностях, как вовлечь работников и правильно оформить результаты процедуры – об этом и не только рассказываем в нашем подробном гайде.

Снежана Кузьменко

Руководитель отдела охраны труда EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Основные определения

Риск-ориентированный подход к управлению деятельностью организаций набирает все большую популярность. Статья 214 ТК РФ обязала работодателя систематически выявлять опасности и профессиональные риски, а также проводить их регулярный анализ и оценку. Грамотный руководитель применяет риск-ориентированное мышление по отношению ко всем аспектам своего бизнеса, но риски, связанные с опасностью для жизни и здоровья работников, должны иметь первостепенную важность для работодателя.

В процедуре оценки профессиональных рисков (ОПР), как и в целом в обеспечении безопасности труда, постоянно фигурируют три понятия: вред, опасность и риск. Чем они отличаются? Приведём определения согласно ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем.

Итак, риск связан с вероятностью событий и их последствиями; профессиональные риски связаны с опасными событиями, которые могут произойти в процессе работы. Соответственно, для обеспечения безопасности на работе их нужно контролировать, оценивать и снижать; все эти действия объединяет одно слово – управлять. Подытожить всё вышесказанное помогут определения из статьи 209 ТК РФ:

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Зачем нужно оценивать риски?

Цель оценки и управления профессиональными рисками, как мы и сказали ранее – обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Сам процесс позволяет ответить на следующие вопросы:

  • какие события могут произойти и какова их причина?
  • каковы последствия этих событий?
  • какова вероятность их возникновения?
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций?
  • уровень риска является приемлемым или требуется его дальнейшая обработка?

Таким образом, от анализа возможных событий и предпосылок к ним мы приходим к разработке мер по снижению вероятности их возникновения.

Сравнение ОПР и СОУТ

При первом столкновении с ОПР можно заметить, что в системе управления охраной труда есть процедура, похожая на оценку профрисков – это специальная оценка условий труда. И там, и там специалист занимается идентификацией опасностей на рабочем месте; отсюда возникает логичный вопрос – почему это разные процедуры? Хотя у них действительно много схожего, есть и существенные различия. Проясним этот вопрос с помощью сравнительной таблицы.

Когда проводится оценка?

В соответствии с требованиями п.5.1 ГОСТ 12.0.230.5-2018 оценка профессиональных рисков должна проводиться организацией:

а) в случаях, если ранее такая оценка не проводилась;

б) при любых изменениях.

Согласно тому же стандарту, процедура может проводиться организацией во внеплановом порядке и периодически в плановом. Это значит, что организация может самостоятельно установить для себя периодичность проведения ОПР, если считает, что такой контроль необходим. Обязательно процедура проводится при значительных изменениях условий труда, поэтому прежде чем внедрить изменения либо вскоре после их внедрения необходимо подумать, как снизить уровень появившихся рисков.

Кто проводит оценку?

Оценку профессиональных рисков может проводить:

  • работодатель своими силами;
  • экспертные организации, выполняющие оценку на договорной основе.

Работодатель сам решает, какой из подходов для него предпочтительнее, опираясь на свои трудовые и финансовые ресурсы. Нанимая эксперта на аутсорс, нужно учитывать, что это значительно упрощает задачу для работодателя, но ему всё равно предстоит поучаствовать в процессе. Опишем возможности эксперта сторонней организации при проведении ОПР и укажем процедуры, в котором ему нужна будет информация от заказчика.

Алгоритм проведения оценки профессиональных рисков

Все мероприятия по управлению профессиональными рисками можно разделить на 4 этапа.

Этап 1. Подготовительный

  1. Подготовить и издать приказ по организации (скачайте образец приказа).
  2. В приказе определяются ответственные за проведение процедуры и устанавливаются сроки её проведения. Комиссия по организации проведения ОПР должна состоять как минимум из 3 человек.

  3. Составить, согласовать и утвердить график проведения работ по идентификации опасностей и оценке рисков (скачайте образец графика).
  4. Проинформировать работников о начале работы.
  5. Подготовить контрольные листы (чек-листы), анкеты, опросные листы.
  6. Подготовить совещания со специалистами, имеющими знания в анализируемой деятельности.

Этап 2. Выявление профессиональных опасностей рабочего места

  1. Составить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться идентификация опасностей (скачайте образец перечня).
    1. Выявить и зарегистрировать все опасности и их источники.
    2. Составить перечень работ и операций, при выполнении которых присутствует конкретная опасность.
    3. Проанализировать результаты выявления опасностей.
    4. Проверить полноту и правильность проведённой работы.
    5. Утвердить реестр идентифицированных опасностей на рабочих местах.

    Этап 3. Оценка уровня профессиональных рисков рабочего места

    1. Выбрать метод оценки уровней профессиональных рисков.
    2. Определить степень и допустимость риска.
    3. Провести оценку профессиональных рисков.
    4. Составить карту уровня профессионального риска.

    Этап 4. Управление профессиональными рисками

    1. Составить план мероприятий по снижению уровня профессионального риска.
    2. Реализовать эти мероприятия.
    3. Продолжать работу над снижением уровней профессиональных рисков.

    Как выявлять опасности?

    Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей законодательно утверждены приказом Минтруда от 31.01.2022 N 36. Все эти действия относятся ко второму этапу алгоритма ОПР из предыдущего раздела статьи.

    Подробнее остановимся на самом трудоёмком процессе – выявлении опасностей на рабочих местах. Очевидно, что в этом может помочь непосредственный осмотр рабочего места, но откуда ещё можно получить информацию об опасностях? Выделим четыре основных источника.

    Общение с людьми: непосредственное общение с работниками и(или) их представителями, жалобы и обращения работников по поводу имеющихся опасностей.

    Результаты прошлых процедур: СОУТ, производственный контроль (в т.ч. ступенчатый контроль), прошлые ОПР, материалы расследования произошедших несчастных случаев и профзаболеваний.

    Общая документация: рабочие процедуры и инструкции, отчёты о техобслуживании, техническая документация на оборудование, протоколы совещаний по охране труда и других совещаний в организации.

    Статистика: данные по оказанию первой медицинской помощи и использованию аптечек первой помощи, статистика производственного травматизма, происшествий, профессиональной заболеваемости.

    Вовлечение самих работников в процесс ОПР сделает процедуру более эффективной и информативной: предложите им оценить риски в рамках недели безопасности, проведите квест по идентификации рисков во Всемирный день охраны труда или внедрите эту меру как часть СУОТ на регулярной основе.

    Образец карточки риска, которую можно выдавать работникам для самостоятельного заполнения, можно скачать здесь.

    Как выбрать метод оценки рисков?

    Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков закреплены в приказе Минтруда от 28.12.2021 №926.

    В рекомендациях содержатся:

    1. Критерии, рекомендуемые работодателю при выборе методов оценки уровней профрисков;
    2. Краткое описание методов анализа профессиональных рисков;
    3. Описание процесса анализа профессиональных рисков и примеры оценочных средств.

      Согласно приказу, работодатель имеет право самостоятельно выбрать метод оценки профрисков исходя из специфики своей деятельности.

      Методы оценки профессиональных рисков по масштабам применения разделяются на:

      • используемые для всей организации в целом;
      • используемые на уровне отдельного проекта или структурного подразделения;
      • используемые на уровне конкретного производственного процесса или оборудования.

      Выбор метода оценки риска также зависит от временного диапазона проявления оцениваемого риска:

      • риск краткосрочный (выполнение однократных заданий);
      • риск среднесрочный (внедрение нового оборудования, проходящего апробацию);
      • риск долгосрочный (поэтапное изменение технологической системы);
      • метод, применимый к любому временному диапазону.

      Рекомендуемые методы оценки уровня профессиональных рисков приведены в таблице.

      Результаты процедуры

      Результатом оценки профессионального риска является количественная (качественная) оценка степени ущерба для здоровья работников от действия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудовой нагрузки по вероятности нарушений здоровья с учетом их тяжести. Данные о возможном ущербе, вероятности его наступления и уровне профессионального риска заносятся в карты уровня профессионального риска.

      Эти данные являются обоснованием для принятия управленческих решений по ограничению риска и оптимизации условий труда работников.

      Образец карты уровня профессионального риска можно скачать здесь.

      Как выбрать меры по управлению рисками?

      При разработке мер управления профрисками рекомендуется рассматривать риски с учётом их значимости (приоритетности), а также эффективности представленных защитных мер. Это может быть:

      1. Исключение опасной и вредной работы (процедуры, сырья, материалов, оборудования и т.д.).
      2. Замена опасной работы (процедуры, сырья, материалов, оборудования.
      3. Реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников.
      4. Реализация административных методов.
      5. Использование средств индивидуальной защиты.

      Универсальных рекомендаций по выбору конкретных мер по управлению рисками нет, так как этот процесс индивидуален и зависит от специфики организации. Например, в одном случае можно снизить риск с помощью покупки дополнительного страхующего оборудования, изменения эргономики рабочего места или изменения технологии; в другом случае окажется, что сам технологический процесс можно убрать из цепочки и устранить риск полностью. Такие решения принимаются специалистом по охране труда совместно с коллегами из других департаментов.

      От того, насколько долго присутствует риск при выполнении работы (краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный риск) зависит уровень сотрудников, которых нужно привлекать к принятию решения о мерах по управлению риском:

      • стратегический уровень (высшее руководство);
      • операционный уровень (уровень структурного подразделения);
      • тактический уровень (сам работник или его непосредственный руководитель).

      Для удобной организации процесса рекомендуем составлять план управления рисками; образец плана можно скачать здесь.

      После реализации выбранных мероприятий проводится повторная оценка профессиональных рисков.

      Полезные стандарты и НПА

      Приведём законодательные акты и стандарты, полезные для организации процедуры оценки профессиональных рисков.

      Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;

      Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 года N 776н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»

      Приказ Минтруда России от 31 января 2022 года N 36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей»

      Приказ Минтруда России от 28 декабря 2021 года N 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»

      ГОСТ 12.0.230.4-2018. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ

      ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ

      ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

      ГОСТ 12.0.230-2007 Системы управления охраной труда. Общие требования

      ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению

      ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технологии оценки риска

      ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения (Документ отменен. Вместо него «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ГОСТ р ИСО 9000-2015, утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1390-СТ)

      ГОСТ Р ИСО 31000-2019 Менеджмент риска. Принципы и руководство

      ГОСТ Р 54145-2010 Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Общая методология

      Штрафы

      Непроведение оценки уровней профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ. Кодексом установлены штрафы:

      • на должностных лиц – в размере от двух до пяти тысяч рублей;
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от двух до пяти тысяч рублей;
      • на юридических лиц – от пятидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цефтриаксон инструкция по применению цена уколы кошкам
  • Мексибел инструкция к применению таблетки цена в минске
  • Гетероауксин инструкция по применению цена для томатов отзывы аналоги
  • Посудомоечная машина веко 60 см встраиваемая инструкция по эксплуатации
  • Как сформулировать миссию руководство