Руководство по изучению казахского языка

Начни уже говорить на казахском. Самоучитель

Зайнұр Рахмет
Начни уже говорить на казахском. Самоучитель

© Зайнұр Рахмет, 2020

ISBN 978-5-0051-9010-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Мы хотим говорить по-казахски.

А что значит говорить? Говорить – это обмениваться информацией, то есть, спрашивать, отвечать, сообщать, удивляться, восхищаться и т. д. Все это мы делаем при помощи слов, из которых составляем предложения→диалоги→монологи→большие тексты. Предложение может состоять из одного слова: Кел.– Иди сюда.; может быть простым: Ертең кел. – Приходи завтра.; простым распространенным: Сен ертең кел.– Ты приходи завтра. Каждая из этих конструкций представляет из себя законченную мысль, то есть является предложением, независимо от того, из скольки слов состоит. И в каждом предложении обязательно есть глагол. Это учебное пособие предлагается для носителей русского языка, изучавших казахский язык, но так не сумевших заговорить по-казахски. Наша с вами цель – научиться говорить по-казахски. При этом не через другой язык, в данном случае русский, а без перевода. Делать это мы будем, начиная с первого занятия. Спросите, как? Как ребенок, который учится говорить. А ребенок начинает со слов, выражающих его просьбы и требования: ДАЙ! То есть с глагола.

Жизнь – это движение, действие. Язык отражает нашу жизнь. Наша речь, начиная с первых наших слов, строится вокруг глаголов, поэтому осваивать язык, учиться говорить, надо, опираясь на глагол. Глагол выражает действие, динамику, процесс. Глагол связывает члены предложения в одно направленное действие. Сказуемое является главной грамматической характеристикой любого предложения.

И уже по требованию глагола мы используем местоимения в лицах, существительные в падежах, числительные, наречия. Говорить короткими фразами мы будем с первого урока.

Выполняя упражнения, надо сразу запоминать новые слова, полученные словосочетания и предложения. И, не откладывая в долгий ящик, всем этим пользоваться, то есть говорить.

Автор

.

.

.

.

.

.

.

Для начала я рекомендую вам иметь всегда под рукой, а со временем выучить наизусть, таблицу классификации звуков казахского языка и закон сингармонизма.

Звуки казахского языка

Гласные:

твердые (жуан) – а, о, ұ, ы, у;

мягкие (жіңішке) – ә, ө, ү, і, е, и;

губные (еріндік) – о, ө, ү, ұ, у;

негубные (езулік) – а, ә, ы, і, е, и;

широкие (ашық) – а, ә, о, ө, е;

узкие (қысаң) – ұ, ү, ы, і, и, у.

Согласные:

глухие (қатаң) – п, ф, т, с, ш, щ, ц, к, қ, х,ч;

звонкие (ұяң) – б, в, г, ғ, д, ж, з;

сонорные (үнді) – м, н, ң, л, р, й, у.

Материалы по технике чтения помогут вам в работе по освоению правильного произношения специфических звуков казахского языка.

Рекомендуется работать таким образом:

а) звуки произносить медленно, четко выговаривая каждый звук;

б) повторять много раз, с каждым разом увеличивая скорость произношения.

ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар-ар- ар-ар

әр-әр-әр-әр-әр-әр-әр-әр- әр-әр-әр-әр-әр-әр-әр-әр- әр-әр-әр-әр- әр-әр-әр-әр

ар-әр-ар-әр- ар-әр-ар-әр- ар-әр-ар-әр- ар-әр-ар-әр- ар-әр-ар-әр- ар-әр-ар-әр

ал-ал-ал-ал- ал-ал-ал-ал- ал-ал-ал-ал- ал-ал-ал-ал- ал-ал-ал-ал- ал-ал-ал-ал

әл-әл-әл-әл- әл-әл-әл-әл- әл-әл-әл-әл- әл-әл-әл-әл- әл-әл-әл-әл- әл-әл-әл-әл

ал-әл-ал-әл- ал-әл-ал-әл- ал-әл-ал-әл- ал-әл-ал-әл- ал-әл-ал-әл- ал-әл-ал-әл

ра-ра-ра-ра- ра-ра-ра-ра- ра-ра-ра-ра- ра-ра-ра-ра- ра-ра-ра-ра- ра-ра-ра-ра

рә-рә-рә-рә- рә-рә-рә-рә- рә-рә-рә-рә- рә-рә-рә-рә- рә-рә-рә-рә- рә-рә-рә-рә

ра-рә-ра-рә- ра-рә-ра-рә- ра-рә-ра-рә- ра-рә-ра-рә- ра-рә-ра-рә- ра-рә-ра-рә

Закон сингармонизма

а) в казахском языке суффиксы и окончания присоединяются в зависимости от корня, звуковой состав которого отличается устойчивостью. Если последний слог корня с твердыми гласными, то прибавляется твердый суффикс и твердое окончание, но если последний слог основы мягкий, то прибавляется мягкий суффикс и мягкое окончание;

б) если конечный звук корня глухой согласный (п, ф, т, с, ш, щ, ц, к, қ, х,ч) или звонкий (б, в,г, д,) то начальный звук суффикса и окончания – глухой, если конечный звук корня звонкий (ғ,ж,з,һ) или сонорный (л,м,н,ң), то и начальный звук суффикса и окончания звонкий;

в) когда конечный звук корня гласный (а,ә,о,ө,ы,і,ұ,ү,у,э,е,и), то аффиксы начинаются на звонкие или сонорные согласные, если конечный звук корня сонорный (р,й,у), то суффиксы и окончания начинаются тоже на сонорный звук.

ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту

тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ- тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ-тұ

ту-тұ-ту-тұ- ту-тұ-ту-тұ- ту-тұ-ту-тұ- ту-тұ-ту-тұ- ту-тұ-ту-тұ- ту-тұ-ту-тұ

Также, как ребенок, который только начал говорить, для выражения своей воли мы применяем самую простую форму глагола – повелительную. В казахском языке она состоит только из корня, из которого образуются другие формы глагола.

Начальная форма глагола в казахском языке – форма повелительного наклонения во 2-м лице единственного числа.

Упр. №1

Прочитайте слова вслух, вслушайтесь в звучание, произнесите несколько раз, запомните их значение:

тұр – встань, стой

Подойдите к товарищу, скомандуйте: тұр!

Поторопите: түр-тұр-тұр!

отыр – сядь, присядь, сиди

Приучите свою собаку к командам: Тұр! Отыр!

жат- ложись, лежи

Добавьте своей собаке еще одну команду: Тұр! Отыр! Жат!

Найдите варианты применения данных глаголов, потренируйтесь, применяйте в речи:

ал – возьми, бери

бер —дай, отдай

кел- приди, подойди

Позовите ребенка: Кел-кел-кел-кел!

кет – уйди, отойди, уходи

Отгоните назойливую муху: Кет! Кет! Кет!

бар – иди, пойди

айт – скажи

қара – смотри

кешір – извини, прости

Научитесь извиняться первым, умение извиняться – верный признак хорошего воспитания: Кешір!

Иногда мы можем ограничиться одним только глаголом, сумев с его помощью выразить свою мысль:

Кел-кел-кел – подзываем малыша, делающего первые шаги.

Но чаще всего одного глагола недостаточно. Глагол – это действие, а у действия должен быть автор. Эту роль может играть местоимение.

Мен – я

Сен – ты

Сіз – Вы

Ол – он, она, оно

Біз – мы

Сендер – вы

Сіздер —Вы

Олар – они

Конечно, к глаголу в повелительном наклонении просится местоимение сен- ты.

Сен тұр – ты встань.

Упр. №2

Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч. с местоимением в той же форме, прикажите выполнить определенное действие, подумайте, как в разных ситуациях можно применять эти словосочетания: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: сен тұр

Сен тұр, сен тұр, сен тұр, сен тұр!

Сен тұр. Тұр! Тұр! Тұр!

Для одной ситуации можно применить 2—3 глагола сразу, подумайте, как это сделать.

Потренируйтесь в правильном произношении: звук ы после согласного не слышно, только сам согласный произносится чуть дольше и твердо, звук і дает более долгое произношение смягченного согласного.

ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты-ты

ті-ті-ті-ті-ті-ті-ті- ті-ті-ті-ті-ті-ті-ті- ті-ті-ті-ті-ті-ті-ті-ті-ті-ті-ті-ті-ті-ті- ті-ті

ты-ті-ты-ті-ты-ті-ты-ті-ты-ті-ты-ті-ты-ті-ты-ті-ты-ті-ты-ті-ты-ті-ты-ті-ты

Есть люди, с кем мы разговариваем на «Вы»:

Вы встаньте – сіз тұрыңыз

У глагола появляется окончание —ңыз, -ңіз, -ыңыз, -іңіз, которое мы присоединяем, руководствуясь законом сингармонизма: к твердому корню присоединяем окончания —ңыз, -ыңыз, к мягкому корню присоединяем -ңіз, -іңіз.

Чтобы произнести звук ң надо корень языка прижать к нёбу и раздвинуть губы, как в улыбке.

ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы-ңы

ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі- ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі- ңі-ңі-ңі-ңі-ңі-ңі

ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың-ың

ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің-ің

Упр. №3

Применяя данные глаголы в уважительной форме 2-го лица ед. ч. с уважительным местоимением сіз, попросите выполнить определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Сіз тұрыңыз

Теперь, если мы вооружимся именем человека, к которому обращаемся, у нас уже получится фраза: Динара, сен тұр – Динара, ты встань

Упр. №4

Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, прикажите выполнить определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Бауыржан, сен тұр

Упр. №5

Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч. (уважительная форма), обратитесь к конкретному человеку, прикажите выполнить определенное действие:

тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Ержан, сіз тұрыңыз

Образцы речевого этикета помогут вам в составлении моделей речи. Например, вы можете к любому мужчине старше вас обращаться «ағай!», то есть старший брат, к любой женщине старше вас вы обращаетесь «апай!» – старшая сестра.

Обращение

Ағай!

Апай!

Қарындас! – сестренка, так обращаются мужчины к женщинам, девушкам моложе их.

Бауырым! – Брат! Братишка!

Ақсақал! – обращение к мужчине старше 60 лет, к главе семьи, где уже есть внуки-правнуки. Ақсақал в переводе седобородый.

Шешей! – Мать! Матушка! Обращение к женщине, которая годится вам в матери.

Мырза! – Господин! Притом основное значение этого слова «щедрый».

Ханым! – Госпожа!

Бикеш! – Девушка!

Айналайын! – обращение старшего к младшему независимо от пола, по смыслу обозначает «пусть меня принесут за тебя в жертву», то есть я готов отдать за тебя свою жизнь. По всей вероятности, изначально это было обращение к внукам. Сейчас применяется в разных контекстах от ласкового до грубого или издевательского.

№6 жаттығу

Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч. в простой и уважительной форме, обратитесь к конкретному человеку, прикажите выполнить определенное действие, используя модели этикетного обращения.

Глаголы: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Ағай, тұрыңыз! Ағай, сіз тұрыңыз!

№7 жаттығу

Представьте себе, что вы ведете занятие с большой группой и вам надо поднять каждого по отдельности.

 
Образец: тұр!
Сен тұр!
Тұр! Тұр!
Сіз тұрыңыз!
Адам, сен тұр!
Нұрали, сіз тұрыңыз!

С данными глаголами: отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір образуйте различные варианты обращения с приказом о том или ином действии.

А если нам нужно запретить выполнять то или иное действие или попросить не выполнять его, что тогда?

Для образования отрицательных глаголов применяем отрицательные суффиксы —ма-ме, -ба-бе, -па-пе. Например: тұр (встань) – тұрма (не вставай). При необходимости, чтобы запретить совершить то или иное действие мы применяем отрицательные суффиксы -ма, -ме, -ба, -бе, -па, -пе (после гласных и р, л, й, у) – ма-ме, после глухих согласных – па-пе, во всех остальных случаях – ба-бе).

Мадияр, сен тұрма. – Мадияр, ты не вставай.

№8 жаттығу

Применяя данные глаголы и отрицательные частицы —ма -ме, -ба —бе, -па -пе обратитесь к конкретному человеку, прикажите не выполнять определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Айгүл, сен алма – Айгуль, ты не бери

№9 жаттығу

Применяя данные глаголы в уважительной форме и отрицательные частицы —ма -ме, -ба —бе, -па —пе, обратитесь к конкретному человеку, прикажите не выполнять определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Айша, сіз тұрмаңыз. – Айша, вы не вставайте.

В качестве обращения иногда применяются слова, обозначающие статус, общественное положение или другие характеристики человека:

көрші – сосед

замандас – современник, сверстник

әріптес – коллега

балам – сынок

қызым – дочка

№10 жаттығу

Применяя данные глаголы в простой и уважительной форме и отрицательные частицы —ма -ме, -ба —бе, -па —пе, обратитесь к конкретному человеку, пользуясь этикетными формами обращения (бауырым, қарындас, апай, ағай, айналайын, көрші, замандас, әріптес и др.), прикажите не выполнять определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Көрші, сіз тұрмаңыз. – Сосед, вы не вставайте.

шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы-шы

ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші-ші

шы-ші-шы-ші-шы-ші-шы-ші-шы-ші-шы-ші-шы-ші-шы-ші-шы-ші-шы-ші

Итак, вы научились, применяя форму повелительного наклонения, озвучивать свои требования, приказы. Но в жизни мы чаще просим, чем повелеваем.

Для того, чтобы попросить выполнить какое-либо действие, необходимо:

а) произнести фразу с интонацией просьбы

б) добавить к глаголу суффиксы шы, -ші и произнести фразу с интонацией просьбы (не забываем про закон сингармонизма)

№11 жаттығу

Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч., попросите выполнить определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: сен тұршы— ты встань, пожалуйста

№12 жаттығу

Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, попросите выполнить определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Айша, сен тұршы – Айша, ты встань, пожалуйста.

№13 жаттығу

Применяя данные глаголы в форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, пользуясь этикетными формами обращения (бауырым, қарындас, апай, ағай, айналайын, көрші, замандас, әріптес и др.), попросите выполнить определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Балам, сен тұршы – Сынок, ты встань, пожалуйста.

№14 жаттығу

Применяя данные глаголы в уважительной форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, попросите выполнить определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Айша, сіз тұрыңызшы – Айша, вы встаньте, пожалуйста.

№15 жаттығу

Применяя данные глаголы в уважительной форме 2-го лица ед. ч., обратитесь к конкретному человеку, пользуясь этикетными формами обращения (бауырым, қарындас, апай, ағай, айналайын, көрші, замандас, әріптес и др.), попросите выполнить определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Көрші, сіз тұрыңызшы – Сосед, вы встаньте, пожалуйста.

№16 жаттығу

Применяя данные глаголы и отрицательные частицы —ма -ме, -ба —бе, -па -пе обратитесь к конкретному человеку, попросите не выполнять определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Айша, сен тұрмашы – Айша, ты не вставай, пожалуйста.

 
Просьба
Айтыңызшы – скажите, пожалуйста
Беріңізші – дайте, пожалуйста
Оқыңызшы – прочитайте, пожалуйста
Қараңызшы – посмотрите, пожалуйста
Қойыңызшы – перестаньте, пожалуйста

 
 №17 жаттығу

Применяя данные глаголы в уважительной форме и отрицательные частицы ма -ме, -ба —бе, -па -пе обратитесь к конкретному человеку, попросите не выполнять определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Айша, сіз тұрмаңызшы – Айша, вы не вставайте, пожалуйста.

№18 жаттығу

Применяя данные глаголы и отрицательные частицы —ма -ме, -ба —бе, -па -пе образуйте различные варианты обращения к кому-либо с просьбой выполнить или не выполнять определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Айша, тұр-тұр тұр!

Балам, сен тұр!

Айналайын, тұрма!

Қарындас, сен тұрма!

Айша, тұрма-тұрма!

№19 жаттығу

Применяя данные глаголы и отрицательные частицы —ма -ме, -ба —бе, -па -пе образуйте различные варианты обращения к кому-либо с просьбой выполнить или не выполнять определенное действие: тұр, отыр, жат, ал, бер, кел, кет, бар, айт, қара, кешір

Образец: Айша, тұр-тұр тұр!

Айналайын, сен тұр!

Көрші, тұрма!

Қарындас, сен тұрма!

Қызым, тұрма-тұрма!

 
Приветствие
Сәлеметсіз бе! – Здравствуйте!
Амансыз ба! – Здравствуйте!
Жақсымысыз? – Как Вы? Как Ваши дела?
Сәлем! – Привет!
Қайырлы таң! – Доброе утро!
Қайырлы күн! – Добрый день!
Қайырлы кеш! – Добрый вечер!
Кеш жарық! – Добрый вечер!

ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды-ды

ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді-ді

ды-ді-ды-ді-ды-ді-ды-ды-ді-ды-ді-ды-ді-ды-ды-ді-ды-ді-ды-ді-ды-ды-ді

Мы с вами от самой простой формы глагола дошли до полноценного предложения и теперь будем дополнять наши предложения с нужной в каждом случае информацией.

Если речь идет о том, что с каким-либо предметом совершается действие, то существительное, обозначающее данный предмет, получает окончание —ны-ні, – ды-ді, -ты-ті. Данный падеж в казахском языке называется Табыс септік. Табыс септік относится к глаголу и обозначает прямой объект, полностью охваченный действием. Существительные казахского языка в Т. с. могут бытьофомленными (шығарма-ны жазу) и неоформленными (шығарма жазу).

казахский флаг и территория

Казахский язык относится к тюркским языкам. Во всем мире на нем говорят около 13 млн человек, в основном в Казахстане, но помимо этого говорящие встречаются в России, Узбекистане, Туркменистане, Монголии и КНР. Чаще всего язык изучают коренные жители, которые не знаю язык своих предков, или приезжие. Проблем с этим возникнуть не должно, так как выучить казахский язык в домашних условиях можно с помощью самоучителей и полезных сервисов.

Содержание

  • 1 Зачем учить казахский язык
  • 2 С чего начать учить казахский язык
    • 2.1 Алфавит
    • 2.2 Грамматика
    • 2.3 Изучайте новые слова
    • 2.4 Слова, похожие на русский
    • 2.5 Погрузитесь в языковую среду
    • 2.6 Общайтесь с носителями языка
  • 3 Подборка обучающих онлайн сервисов
    • 3.1 Топ 5 онлайн курсов и сервисов

Зачем учить казахский язык

Массового признания язык не получил, и его редко изучают для «общего развития». В основном к нему обращаются люди, которые планируют переехать в Казахстан по работе. Для трудоустройства на многие профессии требуют знать казахский язык, так что ничего другого не остается.

Встречается и противоположная ситуация – человек с детства проживает в Казахстане, но язык не знает. В какой-то момент может появиться желание выучить казахский в знак уважения своих предков, страны и для сохранения языка в мире.

Казахстан – красивая страна с интересной историей, и туристы часто посещают ее. Во время путешествия многие туристы стараются выучить местный язык, чтобы максимально погрузиться в атмосферу нового места.

В любом случае важно понимать, зачем вы учите язык и к какому результату хотите прийти. Ведь от этого зависит и план обучения – на что сделать акцент, стоит ли изучать правописание или хватит разговорных навыков.

С чего начать учить казахский язык

Казахский язык во многом похож на русский язык, так что осваивать вы его будете уже не с нуля. Почти весь алфавит состоит из кириллицы, но есть еще несколько дополнительных звуков, которые будут непривычны русскому слуху.

В грамматике есть свои отличия и особенности, которые придется запомнить. Но существует распространенное мнение, что изучить казахский язык намного проще, чем русский.

Алфавит

Современный казахский алфавит разработал С. А. Аманжоловов в 1940 году. Он состоит из 42 букв: 33 буквы из русского алфавита, и еще 9 специфических звуков.
Написание всех «оригинальных» букв выглядят знакомо, но есть небольшие дополнительные черточки или запятые:

  • ә;
  • і;
  • ө;
  • ү;
  • ұ;
  • ң;
  • ғ;
  • қ;
  • һ.

Ниже вы найдете видео, где педагог подробно разбирает эти буквы и рассказывает, как правильно их произносить.

Вам придется запомнить их написание и звучание в разных слогах, чтобы правильно читать и произносить слова.

алфавит Казахский

В 2021 году правительство решило перейти на новый алфавит на латинице. В данный момент он еще не введен повсеместно, на него планируют перейти к 2023-2030 годам.

новый алфавит

Грамматика

Она необходима тем ученикам, которые планируют освоить язык до продвинутого уровня. В основном знания пригодятся в письме и в формулировке предложений. Тем, кто хочет изучить лишь разговорный язык, надолго останавливаться на грамматике нет особой нужды – поймите принцип построения фраз, а остальное поймете в процессе обучения.

Некоторые моменты в казахском языке упрощены, и долгого изучения не требуют. К примеру, в нем нет местоимений женского и мужского рода, а вместо них используется общее местоимение «ол».

Проще и ситуация с ударением в словах – оно всегда ставится на гласную в последнем слоге.

Изучайте новые слова

Вам нужно расширять свой словарный запас, а для этого нужно постоянно узнавать и запоминать слова. Начинайте с самых часто используемых и распространенных, а потом углубляйтесь в другие темы.

Заучивайте как минимум по одному новому слову в день.

Для запоминания слов старайтесь использовать ассоциации и мнемонические приемы. Ищите созвучные слова из знакомых языков или привязывайте к словам яркие образы.
К примеру, слово «нет» на казахском «жоқ». В России для обыгрывания этого слова придумали анекдот.

жок - нет

Чаще смотрите, как образовалось слово, иногда это создает яркие ассоциации и позволяет запомнить еще несколько однокоренных слов. К примеру, выражение «очень далеко» на казахском звучит как «ит олген жер». Дословный перевод – «место, где умерла собака». Связано это с тем, что старые собаки, чувствуя приближение смерти, уходят как можно дальше от дома, так что хозяин не может ее найти. Поэтому фраза «место, где умерла собака» означет «очень далеко».

Подобных интересных историй образования слов очень много, просто поищите информацию.

Слова, похожие на русский

Два языка очень тесно переплетены между собой, и многие слова звучат идентично или схоже. Находите подобные слова, чтобы быстрее расширить свой словарный запас.

Многие слова звучат одинаково в русском и казахском языках:

  • велосипед;
  • чемодан;
  • футбол;
  • вагон;
  • щетка;
  • роза;
  • керосин;
  • шахтер и т.д.

Чаще всего это иностранные слова, которые пришли в язык лишь недавно.

Другие слова совпадают не полностью, но очень похожи на русский язык. Раньше казахи были неграмотными и, слыша слова от русских, передавали другим казахам как слышали. Из-за этого слова вроде схожи, но при этом пишутся и произносятся немного иначе. Хотя в целом узнаваемо, так что вам будет просто их запомнить.

  • қарбыз – арбуз;
  • нөмір – номер;
  • пойыз – поезд;
  • жәшік – ящик;
  • шұлық – чулок;
  • шәйнек – чайник.

Подобных слов можно найти много и в самых разных сферах, так что это серьезно упростит процесс изучения нового языка.

Погрузитесь в языковую среду

На одних учебниках и теоретических знаниях язык не освоить. Вам нужно слышать живую речь, современную, которую используют в повседневной жизни. Хорошо, если вы проживаете в Казахстане и можете прислушиваться к разговорам окружающих, но не всем так везет.

указатели в казахстане

В Казахстане чаще бывайте на улице и слушайте речь людей.

Изучая язык в России, вы не сможете каждый день сталкиваться с казахским языком. Вам нужно будет самостоятельно добавлять его в свою жизнь небольшими кусочками. Слушайте музыку на казахском языке, смотрите фильмы и читайте книги.

На YouTube можно найти новости на казахском языке, закачать на телефон и прослушивать в свободное время. Сначала может быть ничего не понятно, но через время вы начнете различать отдельные слова, потом понимать предложения, а вскоре и всю речь.

Думайте на казахском. Мысленно дублируйте свои фразы на казахском. Представляйте разные жизненные ситуации и решайте их с помощью изучаемого языка: поиск нужного места, покупка определенного товара, заказ в ресторане и т.д.

Общайтесь с носителями языка

Вам нужно постоянно тренироваться в произношении слов. Если вы живете в Казахстане и у вас есть знакомые казахи, знающие язык, просто чаще разговаривайте с ними. Не бойтесь совершить ошибки или говорить с акцентом.

Для начала нужно просто преодолеть страх, и хоть как-то выражать свои мысли. Позже вы сможете усовершенствовать свою речь, но только если кто-то будет подмечать ваши ошибки и исправлять их. Самостоятельно вы себя исправить не сможете, а скорее всего и не заметите ошибку. Так что найдите собеседника и общайтесь.

Намного сложнее, если вы живете в России и среди ваших знакомых нет никого, кто знает или изучает язык. В этом случае можно попробовать найти собеседника в интернете, и разговаривать по скайпу.

Идеальный вариант – найти репетитора. Профессионал не только заметит ваши ошибки, но и сможет грамотно их исправить. Но найти опытного наставника бывает непросто, да и не всем по карману.

В крайнем случае, записывайте монологи на камеру, а потом пересматривайте и пытайтесь самостоятельно заметить ошибки.

Подборка обучающих онлайн сервисов

При обучении дома вам нужно самостоятельно составлять программу обучения и подбирать обучающие материалы.

Уже мало кто изучает язык по учебникам, и все чаще люди обращаются к онлайн-сервисам, видео-урокам и курсам. Они могут более наглядно и доходчиво объяснять материал, не только рассказывая, но и наглядно демонстрируя звучание сложных слов и звуков.

Используйте современные методы обучения, если хотите получить быстрый результат.

Топ 5 онлайн курсов и сервисов

В последнее время государство и активисты пытаются упростить изучение казахского языка, чтобы популяризировать его у молодежи. С этой целью было создано много различных сервисов и приложений, и лучшие из них перечислены ниже.

Акцент сделан на бесплатные сервисы, но встречаются и платные предложения.

  1. Сайт «Просто о сложном» – бесплатный обучающий портал, выполненный на русском языке. Подходит для изучения грамматики и фразеологизмов. Обучающие уроки от носителей языков, удобная разбивка по категориям, подробные уроки.
  2. Soyle – удобный и красивый сайт, который позволяет с комфортом изучать казахский язык с нуля до уровня С2. Информация подается не в сухой форме, а в наглядных примерах, тестах, аудиопримерах. Можно изучать язык играючи, соревнуясь с другими учениками. Для доступа к обучающим материалам нужно зарегистрироваться.
  3. Казтест – это одобренная Правительством Республики Казахстан система тестирования, которая позволит оценить ваши исходные данные и составить план обучения. Возвращайтесь к ней время от времени, чтобы проверить свои знания и скорректировать план.
  4. Создик – самый объемный онлайн-словарь русско-казахских слов. Просто введите слово, выберите направление перевода и жмите кнопку «перевести».
  5. Resmihat – сайт создан специально для работы с документами на казахском языке.

Старайтесь использовать самые разные обучающие программы, чтобы сделать процесс интересней. К примеру, можно использовать приложения для телефона.

  • Слова бегом – приложение для запоминания слов, делающее акцент на визуальных ассоциациях. Отлично помогает расширить словарный запас.
  • Qazaq App – вы учите новые слова, знакомясь с историей и культурой Казахстана.
  • Audiokitap – включает в себя сотни известных книг и произведений на казахском языке. Очень удобное приложение, чтобы чаще слушать живую речь.
  • HelloTalk – удобный сервис для поиска собеседника на изучаемом языке. Очень гибкие настройки для поиска и удобный функционал внутри чата.

Друзей по переписке можно найти и в тематических группах социальных сетей, где выкладывают полезные обучающие материалы по казахскому языку (к примеру, https://vk.com/kazyaz). В таких группах собирается тысяча пользователей, есть специальная тема для поиска собеседников.

В наше время можно очень быстро выучить казахский язык, как с помощью репетитора, так и самостоятельно. Интернет позволяет находить сотни бесплатных обучающих материалов или приобрести платный подробный курс. Вы можете общаться с носителем языка, находясь в сотнях километрах от него. Так что дело осталось за малым – ежедневно уделять время изучению казахского языка, и не сдаваться на полпути. У вас обязательно все получится!

Казахский язык, самоучитель, Шахатова К., 2017.

Этот самоучитель предназначен для тех, кто самостоятельно изучает казахский язык. Он позволяет выработать речевые навыки, необходимые для общения и чтения несложной литературы, и овладеть основами грамматики: уроки самоучителя знакомят и с грамматическими особенностями языка, и с общеупотребительной разговорно-бытовой лексикой. Освоив её, можно без проблем выйти из любой ситуации при непосредственном общении с жителями Казахстана. Для быстрого запоминания обычных речевых конструкций внимательно читайте подборки с лексическим материалом (тематический перечень приведён в содержании).
В каждом уроке самоучителя вы найдёте описания лексико-грамматических категорий всех частей речи, упражнения на запоминание изученного материала, тексты с использованием активных речевых структур. Для проверки сделанных упражнений в конце книги даются поурочные ключи. Уроки самоучителя дополнены словарём, которым можно воспользоваться для перевода незнакомых слов, встречающихся в упражнениях. Есть в книге и информация страноведческого характера, которая, без сомнения, пригодится во время путешествия по Казахстану.

Казахский язык, самоучитель, Шахатова К., 2017

СОДЕРЖАНИЕ.

КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК
В САМОЛЁТЕ
В АЭРОПОРТУ
В ПУТИ
В ГОСТЯХ У ДРУЗЕЙ
ПОКУПАЕМ НЕОБХОДИМОЕ
АРЕНДА КОМНАТЫ. ОТЕЛЬ
ЗНАКОМСТВО С АСТАНОЙ
В РЕСТОРАНЕ
ПОЧТА И ТЕЛЕФОН
В БАНКЕ. НА РЫНКЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ И КУЛЬТУРА
СПОРТ
ПРАЗДНИКИ, МУЗЫКА. ТАНЦЫ
У ВРАЧА
Вечерняя прогулка
КЛЮЧИ К УПРАЖНЕНИЯМ

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Казахский язык, самоучитель, Шахатова К., 2017 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 06.08.2018 16:28 UTC

Теги:

Казахский язык :: самоучитель :: Шахатова :: 2017


Следующие учебники и книги:

  • Казахский язык, Тажбагамбетова С.Е., 2011
  • Курс казахского языка, Аманжолов С., Аманжолов У., 2020
  • Курс казахского языка, Аманжолов С., 2020
  • Мы изучаем казахский язык, Ержанов М.Е., 1992

Предыдущие статьи:

  • Грамматика казахского языка в таблицах и схемах в сопоставлении с грамматикой русского языка, Куликовская Л.К., Мусаева Э.Н., 2006

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Wifi analyzer руководство
  • Типовая инструкция по охране труда для станочника деревообрабатывающих станков
  • Дискус композитум раствор для инъекций инструкция
  • Электроплита веко cse 67100 gw инструкция
  • Собери компьютер сам руководство