Руководство по колористике

  • Книги
  • 4 мин на чтение
  • 75496

Выбор цвета — это серьезная задача для всех видов искусства. Независимо от того, работаете ли вы в масляной или цифровой живописи, очень важно, чтобы вы овладели искусством цвета. В этой статье вы найдете 12 универсальных книг, которые будет полезно прочитать всем, кто работает с цветом.

1. Иоханнес Иттен «Искусство цвета»

Культовая книга Иоханнеса Иттена, швейцарского художника, крупнейшего исследователя цвета в искусстве, ведущего преподавателя знаменитого Баухауза, знатока классического и новейшего искусства. Книга написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов, и разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования.

 2ZvfgHJCxZk

2. Жан-Габриэль Косс «Цвет. Четвертое измерение»

Автор разбирает, как грамотно использовать палитру доступных человеческому глазу цветов, утверждая, что владение цветом — удел не только людей искусства. Практически все сферы нашей жизни так или иначе связаны с цветом, и пренебрегать им, по мнению Косса, никак нельзя.

6NTY-uYwGQg

3. Теренс Конран «О цвете»

Один из ведущих дизайнеров мира, признанный мастер цветовых эффектов Теренс Конран, рассказывает в этой книге увлекательные истории о простых и сложных цветах и их особенностях, дает бесценные советы об их применении на примере лучших современных интерьеров со всего мира – образцов блестящего сочетания продуманного дизайна и неповторимой индивидуальности.

Без названия

4. Михаил Матюшин «Справочник по цвету»

Книга классика русского авангарда художника Михаила Матюшина написана на основе его многолетних исследований восприятия цвета и формы. Задумана автором как практическое пособие для художников, дизайнеров и архитекторов. Цветовые таблицы иллюстрируют принципы гармонического подбора цветов.

MJL5jJBrQd4

Книга в pdf.

5. Джозеф Альберс «Взаимодействие цвета»

Еще одна из главных книг в мире по теории искусства. «Взаимодействие цвета» — итог многолетних экспериментов Джозефа Альберса, стремившегося постичь природу цвета и его свойств. Впервые изданная в 1963 году, она сразу стала бестселлером, каковым остается и по сей день. Раскрывает секреты цветовых эффектов и оптических иллюзий, дает возможность постичь загадку игры цветовых оттенков и их бесконечных вариаций.

vonQXRENDpw

6. Джеймс Гарни «Цвет и свет»

Труд известного писателя и художника Джеймса Гарни, автора знаменитой книги «Динотопия», будет полезен не только художникам, но и дизайнерам, и всем, кто хочет разбираться в закономерностях соотношений цвета и света. Подробные разъяснения об особенностях восприятия и воспроизведения цвета и света, приведенные в книге, основаны на материале лекций, которые Гарни читает начинающим художникам. Художник делится опытом с начинающими и профессиональными художниками, максимально облегчая вход в тему изображения освещения и игры цвета.

4n6vO4unvHo

7. Кассия Сен-Клер «Тайная жизнь цвета»

Английская журналистка Кассия Сен-Клер, изучающая цвет всю свою жизнь, провела целое расследование и предлагает вам окунуться в удивительный и непредсказуемый мир цвета.

OXrEEU-fWsU

8. Гевин Эванс «История цвета. Как краски изменили наш мир»

Книга рассказывает о том, как развивалось отношение людей к цвету, как получались те или иные цвета в разных странах, как они получили свои имена. Почему для такси выбрали желтый цвет? Почему в одних культурах белый символизирует чистоту, а в других – смерть? Почему в одних странах цвет ревности – зеленый, а в других – красный?

 axUuaUo-qqs

9. Николай Волков «Цвет в живописи»

Книга ««Цвет в живописи», наряду с «Восприятием предмета и рисунка» и «Композицией в живописи», — одна из главных работ выдающегося отечественного художника и теоретика искусства Николая Николаевича Волкова. Книга состоит из двух частей. В первой рассмотрены цвет и свет как природные явления. Во второй проанализированы различные типы цветового строя на примерах великих живописцев и показано разнообразие цветовых решений и связь цветового строя с содержанием искусства.

unnamed

10. Книги о цвете Мишеля Пастуро

Известный французский историк-медиевист, заведующий кафедрой истории западной символики в Практической школе высших исследований (Париж), Мишель Пастуро занимается масштабным исследованием истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века. В данный момент в свет вышло пять книг о цвете: «Синий», «Черный», «Зеленый», «Красный» и «Цвета нашей памяти».

DSCF2534

11. Алексей Зайцев «Наука о цвете и живопись»

Книга посвящена связи современной науки о цвете с проблемами художественной практики и теории. Большое внимание автор уделяет таким основным понятиям из области теории и практики живописи, как цветовая гармония, колорит, тон, локальный цвет. Книга содержит серию цветоведческих таблиц и альбомы репродукций с произведений мастеров живописи.

T3RsFr0FtDM

12. Шон Адамс «Словарь цвета для дизайнеров»

Восприятие цвета не только индивидуально, оно также заложено в культуре, в разнообразии незримых явлений и вращающихся в бесконечности ассоциаций. Цвет вызывает воспоминания, эмоции и создает множество отсылок. Все, кого интересует цвет, найдут в этой книге практические советы с пояснениями и примерами, разрешающими многие вопросы.

Источник: BangBangEducation

  • 1

Колористика: Как научиться сочетать цвета грамотно

В трендах на ближайшие 10 лет — интерьеры с небанальной палитрой. Как «прокачать» свою цветовую насмотренность?

Как практикующий дизайнер я знаю: одних только дизайнерских методов недостаточно для того, чтобы научиться чувствовать оттенки и собирать гармоничные сочетания. Кто-то использует «готовые» (удачные сочетания из трендбуков). Я предпочитаю составлять собственные через анализ искусства. Расскажу, что помогает мне в работе над проектами.

Об авторе: Наталья Преображенская (на фото). Руководитель студии «Уютная квартира» (с 2003 года). В 2020 году получила второе искусствоведческое образование в МГУ. В начале 2021 года «КРОСТ» выдал Наталье международный диплом «Hard-to-find skills of chromatics» за эксклюзивные цветовые решения в палитрах премиальных интерьеров.

ДУМАЙТЕ, КАК ЖИВОПИСЕЦ
Советы по колористике вроде «сочетайте серый с розовым» не работают — серый серому рознь. Не заучивать же названия «того самого серого» от каждого поставщика краски или цифры с колеровочных вееров.

Цвет нужно чувствовать, смотреть на него категориями художников.

  1. Цвет может быть теплым или холодным.
  2. Цвет может быть темным или светлым.
  3. Цвет может быть локально теплым / локально холодным (то есть меняет степень теплоты в зависимости от соседнего оттенка).
  4. Цвет может быть локально темным или локально светлым (в зависимости от окружения).

Что делать: возьмите картину признанного живописца и разложите ее с помощью онлайн-программы на 510 составляющих цветов. Изучите результат. Вот, например, картина народного художника Ивана Лубенникова (19512021) с палитрой из десяти оттенков (на фото выше).

Потренируйтесь, какие цвета теплые, какие — холодные? Какие — теплее или холоднее по сравнению с другими?

ПО ТЕМЕ…
Как разложить фотографию на оттенки и перенести их в интерьер

ПРАКТИКУЙТЕ, КАК ЖИВОПИСЕЦ
Невозможно научиться смешивать цвета, ни разу не взяв в руки кисть. Купите 7 основных оттенков акриловой краски — белила титановые, сажа газовая, краплак красный, изумрудная, ультрамарин, умбра натуральная, охра светлая (в качестве белил можно использовать обычную интерьерную белую краску, если она достаточно густая). Понадобится пара широких кистей (No10–20), вода, палитра и бумага.

Смешивайте краски, следите за ощущениями. Понравившиеся оттенки наносите на бумагу в форме «квадратика». Важно добиться того, чтобы краска была густая, укрывистая, бумага не просвечивала. Сформируйте свою палитру из 57 цветов, а следующим шагом попробуйте «снять» какую-то картину условными цветовыми пятнами.

Что делать: без подсказки компьютерной программы научитесь раскладывать картины художников на цветовые фрагменты. Начинать лучше с того же Лубенникова или Рериха (композиционно их работы решены в виде замкнутых объемов — их будет довольно легко скопировать). Продолжить, скажем, Ван Гогом. Наша цель — не научиться делать копии, а понять отношения между цветами.

Зачем это все: дело в том, что хоть на холсте, хоть в интерьерах одни цвета всегда будут влиять на другие — взаимно усиливать, отбрасывать рефлексы. Раскладывая оттенки на компьютере, вы этого не почувствуете. Именно поэтому мы постоянно слышим истории, как пришлось 30 раз перекрашивать, подбирая тот самый оттенок. Но как только научитесь чувствовать (предугадывать) взаимное влияние цветов, работа с выкрасами на объекте станет проще.

ПО ТЕМЕ…
Хороший вопрос: Зачем делать выкрасы и как именно

ОТТАЛКИВАЙТЕСЬ ОТ ЖИВОПИСИ
Нередко картины в интерьере появляются в последнюю очередь, когда ремонт завершен (или приехал стилист на съемку и подобрал подходящие). Но если у заказчика уже есть коллекция или он просит вас подобрать полотна, оттолкнитесь от живописи! Сначала подберите картины, а затем — возьмите из них цвета будущего интерьера.

Что делать: разложите картину на 5710 оттенков и, отталкиваясь от них, постройте палитру всего интерьера. Такой подход сделает интересным не только премиальный интерьер, но даже тот, где нет бюджета на дорогие предметы искусства — просто нужно иначе подойти к выбору живописи.

Обычно я предлагаю такой ход: выбрать картину по каталогам музеев, в которых есть услуга высококачественной печати на холсте. В России это делает, например, санкт-петербургский музей «Эрарта».

Заказать можно в нужном формате, с печатью разной степени сложности (есть почти гладкий вариант, самый дорогой — такой фактурный, что на ощупь кажется натуральным маслом).

ПО ТЕМЕ…

Чем украсить стены, если вы считаете деньги

По всем дизайн-прогнозам нас ждет десятилетие «сложных цветовых сочетаний и обилия оттенков». Научиться чувствовать цвет — едва ли не основной навык интерьерного дизайнера сегодня. В помощь сотрудникам моей студии я составила руководство по колористике. Внутри — несколько цветовых схем, упражнения на тренировку насмотренности.

Скачать тетрадь с широкими полями №6

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Среди подписчиков Houzz много практикующих дизайнеров. Расскажите свой метод: как вы учились чувствовать цвета, как составляете гармоничные сочетания для своих интерьеров?

Уважаемые Покупатели! Интернет магазин временно не работает.

Пособие по колористике

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦВЕТ

1.1. Понятие цвета

1.2. Факторы, влияющие на цвет

1.2.1. Источники света

1.2.2. Объект

1.2.3. Обозреватель

1.2.3.1. Трехкомпонентная теория цветового зрения

1.2.3.2. Дефекты цветового зрения

1.3. Взаимодействие объекта, источника освещения и обозревателя

1.3.1. Влияние каждого фактора

1.3.2. Внимание, метамеризм!

2. СВОЙСТВА ЦВЕТА

2.1. Ахроматические и хроматические цвета

2.2. Синтез цвета

2.3. Основные характеристики цвета

2.3.1. Цветовой тон

2.3.2. Насыщенность = Чистота = Хроматичность

2.3.3. Светлота

3. ОСНОВЫ КОЛОРИМЕТРИИ

3.1. СистемаL.a.b.

3.1.1. Цветовые координаты в системеL.a.b.

3.1.2. L.a.b.формулы

3.2. А (Дельта) — разница между образцом и стандартом

3.3. VCI (Visual Correlation Index)

4.ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ

4.1. Типы покрытий

4.2. Стандартные углы осмотра (КонцепцияDUPONT)

4.3. NEARSPECULAR,FLATиHIGHangle(область отражения, лицо и бок/флоп)

5. РАЗРАБОТКА И КОЛЕРОВКА ЦВЕТОВ «СОЛИД»
(НЕЭФФЕКТНЫХ ЦВЕТОВ)

Подпись:

6. РАЗРАБОТКА И КОЛЕРОВКА ЭФФЕКТНЫХ ЦВЕТОВ («МЕТАЛЛИКИ» И «ПЕРЛАМУТРЫ»)

​6.1. Размер частиц «металлика»

6.2. Форма частиц «металлика»

6.3. Ориентация металлических частиц в краске

6.4. Перламутровые пигменты делятся на две группы

6.5 Размер частиц перламутровых пигментов

6.6. Iriodin®

6.6.1. Xirallic®

6.6.2. Colorstream®

6.7. Особенности колеровки «перламутров»

Подпись:

7. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЦВЕТОПОДБОРА

7.1. Перечень инструментов для цветоподбораDupontRefinish(Centari®)

7.2. ChromaVision®- эффективный инструмент цветоподбора

7.3. Палитра тонеров как инструмент цветоподбора

8. ЛАБОРАТОРИЯ ПО ПОДБОРУ КРАСКИ

8.1. Требования

8.2. Оборудование

8.3. Персональные средства защиты

Подпись:

9. ПРИЛОЖЕНИЕ ОПИСАНИЕ ТОНЕРОВCENTARI®

9.1. «Солиды»

9.2. Алюминии

9.3. Перламутры

9.4. Порошковые пигменты

Уважаемые Покупатели! Интернет магазин временно не работает.

Пособие по колористике

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦВЕТ

1.1. Понятие цвета

1.2. Факторы, влияющие на цвет

1.2.1. Источники света

1.2.2. Объект

1.2.3. Обозреватель

1.2.3.1. Трехкомпонентная теория цветового зрения

1.2.3.2. Дефекты цветового зрения

1.3. Взаимодействие объекта, источника освещения и обозревателя

1.3.1. Влияние каждого фактора

1.3.2. Внимание, метамеризм!

2. СВОЙСТВА ЦВЕТА

2.1. Ахроматические и хроматические цвета

2.2. Синтез цвета

2.3. Основные характеристики цвета

2.3.1. Цветовой тон

2.3.2. Насыщенность = Чистота = Хроматичность

2.3.3. Светлота

3. ОСНОВЫ КОЛОРИМЕТРИИ

3.1. СистемаL.a.b.

3.1.1. Цветовые координаты в системеL.a.b.

3.1.2. L.a.b.формулы

3.2. А (Дельта) — разница между образцом и стандартом

3.3. VCI (Visual Correlation Index)

4.ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ

4.1. Типы покрытий

4.2. Стандартные углы осмотра (КонцепцияDUPONT)

4.3. NEARSPECULAR,FLATиHIGHangle(область отражения, лицо и бок/флоп)

5. РАЗРАБОТКА И КОЛЕРОВКА ЦВЕТОВ «СОЛИД»
(НЕЭФФЕКТНЫХ ЦВЕТОВ)

Подпись:

6. РАЗРАБОТКА И КОЛЕРОВКА ЭФФЕКТНЫХ ЦВЕТОВ («МЕТАЛЛИКИ» И «ПЕРЛАМУТРЫ»)

​6.1. Размер частиц «металлика»

6.2. Форма частиц «металлика»

6.3. Ориентация металлических частиц в краске

6.4. Перламутровые пигменты делятся на две группы

6.5 Размер частиц перламутровых пигментов

6.6. Iriodin®

6.6.1. Xirallic®

6.6.2. Colorstream®

6.7. Особенности колеровки «перламутров»

Подпись:

7. ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЦВЕТОПОДБОРА

7.1. Перечень инструментов для цветоподбораDupontRefinish(Centari®)

7.2. ChromaVision®- эффективный инструмент цветоподбора

7.3. Палитра тонеров как инструмент цветоподбора

8. ЛАБОРАТОРИЯ ПО ПОДБОРУ КРАСКИ

8.1. Требования

8.2. Оборудование

8.3. Персональные средства защиты

Подпись:

9. ПРИЛОЖЕНИЕ ОПИСАНИЕ ТОНЕРОВCENTARI®

9.1. «Солиды»

9.2. Алюминии

9.3. Перламутры

9.4. Порошковые пигменты

Колористика: Как научиться сочетать цвета грамотно

В трендах на ближайшие 10 лет — интерьеры с небанальной палитрой. Как «прокачать» свою цветовую насмотренность?

Как практикующий дизайнер я знаю: одних только дизайнерских методов недостаточно для того, чтобы научиться чувствовать оттенки и собирать гармоничные сочетания. Кто-то использует «готовые» (удачные сочетания из трендбуков). Я предпочитаю составлять собственные через анализ искусства. Расскажу, что помогает мне в работе над проектами.

Об авторе: Наталья Преображенская (на фото). Руководитель студии «Уютная квартира» (с 2003 года). В 2020 году получила второе искусствоведческое образование в МГУ. В начале 2021 года «КРОСТ» выдал Наталье международный диплом «Hard-to-find skills of chromatics» за эксклюзивные цветовые решения в палитрах премиальных интерьеров.

ДУМАЙТЕ, КАК ЖИВОПИСЕЦ
Советы по колористике вроде «сочетайте серый с розовым» не работают — серый серому рознь. Не заучивать же названия «того самого серого» от каждого поставщика краски или цифры с колеровочных вееров.

Цвет нужно чувствовать, смотреть на него категориями художников.

  1. Цвет может быть теплым или холодным.
  2. Цвет может быть темным или светлым.
  3. Цвет может быть локально теплым / локально холодным (то есть меняет степень теплоты в зависимости от соседнего оттенка).
  4. Цвет может быть локально темным или локально светлым (в зависимости от окружения).

Что делать: возьмите картину признанного живописца и разложите ее с помощью онлайн-программы на 510 составляющих цветов. Изучите результат. Вот, например, картина народного художника Ивана Лубенникова (19512021) с палитрой из десяти оттенков (на фото выше).

Потренируйтесь, какие цвета теплые, какие — холодные? Какие — теплее или холоднее по сравнению с другими?

ПО ТЕМЕ…
Как разложить фотографию на оттенки и перенести их в интерьер

ПРАКТИКУЙТЕ, КАК ЖИВОПИСЕЦ
Невозможно научиться смешивать цвета, ни разу не взяв в руки кисть. Купите 7 основных оттенков акриловой краски — белила титановые, сажа газовая, краплак красный, изумрудная, ультрамарин, умбра натуральная, охра светлая (в качестве белил можно использовать обычную интерьерную белую краску, если она достаточно густая). Понадобится пара широких кистей (No10–20), вода, палитра и бумага.

Смешивайте краски, следите за ощущениями. Понравившиеся оттенки наносите на бумагу в форме «квадратика». Важно добиться того, чтобы краска была густая, укрывистая, бумага не просвечивала. Сформируйте свою палитру из 57 цветов, а следующим шагом попробуйте «снять» какую-то картину условными цветовыми пятнами.

Что делать: без подсказки компьютерной программы научитесь раскладывать картины художников на цветовые фрагменты. Начинать лучше с того же Лубенникова или Рериха (композиционно их работы решены в виде замкнутых объемов — их будет довольно легко скопировать). Продолжить, скажем, Ван Гогом. Наша цель — не научиться делать копии, а понять отношения между цветами.

Зачем это все: дело в том, что хоть на холсте, хоть в интерьерах одни цвета всегда будут влиять на другие — взаимно усиливать, отбрасывать рефлексы. Раскладывая оттенки на компьютере, вы этого не почувствуете. Именно поэтому мы постоянно слышим истории, как пришлось 30 раз перекрашивать, подбирая тот самый оттенок. Но как только научитесь чувствовать (предугадывать) взаимное влияние цветов, работа с выкрасами на объекте станет проще.

ПО ТЕМЕ…
Хороший вопрос: Зачем делать выкрасы и как именно

ОТТАЛКИВАЙТЕСЬ ОТ ЖИВОПИСИ
Нередко картины в интерьере появляются в последнюю очередь, когда ремонт завершен (или приехал стилист на съемку и подобрал подходящие). Но если у заказчика уже есть коллекция или он просит вас подобрать полотна, оттолкнитесь от живописи! Сначала подберите картины, а затем — возьмите из них цвета будущего интерьера.

Что делать: разложите картину на 5710 оттенков и, отталкиваясь от них, постройте палитру всего интерьера. Такой подход сделает интересным не только премиальный интерьер, но даже тот, где нет бюджета на дорогие предметы искусства — просто нужно иначе подойти к выбору живописи.

Обычно я предлагаю такой ход: выбрать картину по каталогам музеев, в которых есть услуга высококачественной печати на холсте. В России это делает, например, санкт-петербургский музей «Эрарта».

Заказать можно в нужном формате, с печатью разной степени сложности (есть почти гладкий вариант, самый дорогой — такой фактурный, что на ощупь кажется натуральным маслом).

ПО ТЕМЕ…


Чем украсить стены, если вы считаете деньги

По всем дизайн-прогнозам нас ждет десятилетие «сложных цветовых сочетаний и обилия оттенков». Научиться чувствовать цвет — едва ли не основной навык интерьерного дизайнера сегодня. В помощь сотрудникам моей студии я составила руководство по колористике. Внутри — несколько цветовых схем, упражнения на тренировку насмотренности.

Скачать тетрадь с широкими полями №6

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Среди подписчиков Houzz много практикующих дизайнеров. Расскажите свой метод: как вы учились чувствовать цвета, как составляете гармоничные сочетания для своих интерьеров?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для кондуктора грузовых поездов оао ржд
  • Актовегин инструкция по применению мазь инструкция по применению цена отзывы
  • Холодильник liberton lmr 128 инструкция по эксплуатации
  • Тахометр тч10 р инструкция по применению
  • Гепариновая мазь для чего применяется мужчинами инструкция по применению отзывы