Руководство по обучению населения

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
П.Ф. БАРЫШЕВ
20 ноября 2020 г. 2-4-71-27-11

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

АСДНР — аварийно-спасательные и другие неотложные работы

АХОВ — аварийно химически опасное вещество

ГО — гражданская оборона

ДДС — дежурно-диспетчерская служба

ЗНТЧС — защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

КЧС и ОПБ — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

ОГВ — органы государственной власти

ОИВ — органы исполнительной власти

ОМСУ — органы местного самоуправления

ПУФ — повышение устойчивости функционирования

РСЧС — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЧС — чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны (далее — Примерная программа) разработана на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2004 г. N 868 <1>, в рамках осуществления функции МЧС России по методическому руководству при решении вопросов по обучению населения в области ГО и ЗНТЧС, а также в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» <2>».

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.

Примерная программа предназначена для руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения работников организаций по месту работы (далее — Программа), в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841.

Примерная программа раскрывает организацию и порядок осуществления курсового обучения работников организаций, рекомендуемые результаты обучения.

Целесообразно в Программе отражать описание знаний, умений, навыков в области ГО, качественное изменение которых планируется достичь в результате обучения, а также, исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых: расчет времени, отводимого на изучение тем, их содержание, последовательность изучения, формы и методы проведения занятий.

II. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Целью курсового обучения по Программам является повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС, характерным для района осуществления трудовой деятельности работников организаций.

Основными задачами курсового обучения являются:

усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия;

изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

изучение порядка и последовательности действий по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях;

изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;

выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;

освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;

подготовка работников организации к выполнению своих должностных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.

Основными принципами курсового обучения являются:

обучать работников организации знаниям и навыкам, необходимым в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах;

наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;

умелое сочетание различных форм и методов обучения;

системность и методическая последовательность обучения («от простого к сложному, от известного к неизвестному»);

сознательность и активность обучения;

доступность обучения.

По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.

Основной формой теоретических занятий при курсовом обучении работающего населения является лекция.

В ходе лекции руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.

Формами практических занятий работающего населения являются тренировки и комплексные занятия.

Тренировка проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования работниками организации необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие — основной вид практической подготовки работников организации по действиям в различных условиях обстановки.

В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию в сложившейся обстановке.

На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).

III. ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

3.1 Рекомендуемый порядок и последовательность проведения курсового обучения.

Курсовое обучение работающего населения целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.

Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 12 часов в год.

Для проведения занятий целесообразно приказом руководителя организации назначить руководителей занятий и определить учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.

Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены КЧС и ОПБ организации, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области ЗНТЧС и (или) ГО. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

При проведении практических занятий теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.

Занятия проводятся в учебных классах и на учебных площадках.

Знания и умения, полученные при освоении тем Программы, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и учениях по ГО и защите от ЧС.

3.2 Руководство курсовым обучением и учет результатов.

Руководство обучением должно обеспечивать полное и качественное выполнение Программы.

Для достижения поставленных целей обучения необходимо:

качественное планирование учебного процесса;

систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;

изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;

эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;

постоянное совершенствование учебно-материальной базы.

Руководителям организаций, при разработке Программ, целесообразно с учетом условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, вносить изменения в содержание тем и определять время на их изучение, но не рекомендуется сокращать общее количество часов, предусмотренного Примерной программой.

Важно предусматривать максимальное использование имеющегося учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.

Контроль за качеством усвоения учебного материала руководители занятий осуществляют путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.

В целях осуществления регистрации количественных и качественных показателей выполнения тематического плана, а также уровня знания и умений работников организации, прошедших обучение, целесообразно руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении.

Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.

Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах. Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения. Форма журнала учета определяется организацией.

Результаты обучения каждого работника также заносятся в журнал учета.

3.3 Мероприятия по обеспечению требований безопасности.

Требования безопасности — комплекс мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организации, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.

Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности.

Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.

Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.

Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.

Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.

IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В результате прохождения курсового обучения работники организации должны:

знать:

поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;

способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, свои обязанности в области ГО и защиты от ЧС;

места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты;

места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;

порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;

правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;

уметь:

действовать по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, и других опасностях;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; проводить частичную санитарную обработку;

практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;

пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;

оказывать первую помощь.

V. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1

Темы, форма и рекомендуемое время занятий

N п/п Наименование тем занятий Форма занятия
1 Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия Лекция
2 Порядок доведения до населения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, о других опасностях и действий работников организации по ним Лекция
3 Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации Тренировка
4 Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации Комплексное занятие
5 Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, угрозе и совершения террористических актов Комплексное занятие
6 Оказание первой помощи Тренировка
7 Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера Лекция
Общее количество часов: 12

VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.

Учебные вопросы:

1. ЧС, характерные для мест расположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения.

2. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования.

3. Возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них.

4. Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при опасностях, возникающих при военных конфликтах.

5. Поражающие факторы ядерного, химического, биологического и обычного оружия.

6. Основные способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

Тема 2. Порядок доведения до населения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, других опасностях и действий работников организации по ним.

Учебные вопросы:

1. Порядок оповещения работников организации и доведения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией:

о воздушной тревоге;

о химической тревоге;

о радиационной опасности;

об угрозе катастрофического затопления;

о других опасностях.

Порядок действия работников организаций при получении сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» по месту работы.

Особенности действий работников организаций при получении сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» при нахождении вне места работы.

Тема 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.

Учебные вопросы:

1. Использование имеющихся в организации средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты.

2. Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.

3. Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.

4. Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.

Тема 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.

Учебные вопросы:

1. Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве.

2. Порядок и пути эвакуации.

3. Профилактические меры по предупреждению пожара.

4. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте.

5. Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.

Тема 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов.

Учебные вопросы:

1. Действия по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информационными сообщениями.

2. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения.

3. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.

4. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания.

5. Действия работников при получении информации о возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.

6. Действия по повышению защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных и АХОВ при ЧС техногенного характера.

7. Действия при возникновении военных конфликтов.

8. Действия работников организаций при объявлении эвакуации.

Тема 6. Оказание первой помощи.

Учебные вопросы:

1. Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.

2. Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

3. Практическое наложение повязок.

4. Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.

5. Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.

6. Правила оказания помощи утопающему.

7. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

8. Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Тема 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.

Учебные вопросы:

1. Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.

2. Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.

3. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.

4. Способы преодоления паники и панических настроений в условиях ЧС.

VII. РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

7.1 Учебные объекты.

В целях эффективной реализации Программы в организациях рекомендуется иметь:

с численностью работников до 200 человек — комплект средств обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС, один уголок по ГО и ЧС (далее — уголок ГОЧС);

с численностью работников свыше 200 человек — учебный кабинет, учебную площадку и по одному уголку ГОЧС в каждом административном и производственном здании.

Средства обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС — приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации подготовки различных групп населения в области ГО и ЗНТЧС.

Уголок по ГОЧС — информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования населения по вопросам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС.

Учебный кабинет — помещение, укомплектованное мебелью и оснащенное средствами обеспечения учебного процесса для проведения занятий.

Учебная площадка — специально оборудованная территория для отработки практических навыков по действиям при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов.

7.2 Средства обеспечения учебного процесса в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

7.2.1 Нормативно-правовое обеспечение:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 с 01.01.2021 следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».

7.2.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Учебно-методические пособия, содержащие материалы, необходимые для реализации обучения по темам и учебным вопросам, указанным в Примерной программе, могут быть представлены в виде печатных изданий, электронных учебных материалов, тематических фильмов.

7.2.3 Материально-техническое обеспечение:

компьютеры с установленным ПО;

мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;

робот-тренажер, манекен для отработки приемов оказания первой помощи;

макеты защитных сооружений, систем связи и оповещения, оборудования для проведения АСДНР;

плакаты;

презентации лекций.

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 ноября 2000 г. N 841

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2006 N 501,

от 22.10.2008 N 770, от 09.04.2015 N 332,

от 19.04.2017 N 470, от 30.09.2019 N 1274, от 11.09.2021 N 1539)

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы подготовки.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.04.2015 N 332, от 19.04.2017 N 470, от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основными задачами подготовки населения в области гражданской обороны являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;

(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее — формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лица, подлежащие подготовке, подразделяются на следующие группы:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций (далее именуются — руководители);

(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) работники федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (далее — работники гражданской обороны), руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее — работники учебно-методических центров и курсов гражданской обороны), а также преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.04.2017 N 470, от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) личный состав формирований и служб;

г) физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (далее именуются — работающее население);

(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее именуются — обучающиеся);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.04.2015 N 332, от 11.09.2021 N 1539)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем (далее именуются — неработающее население).

(пп. «е» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

4. Подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подготовка является обязательной и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются — учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются — курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

Повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны должностных лиц местного самоуправления, возглавляющих местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, работников гражданской обороны, руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время, проводится не реже одного раза в 5 лет, повышение квалификации преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также работников учебно-методических центров и курсов гражданской обороны — не реже одного раза в 3 года. Для указанных категорий лиц, впервые назначенных на должность, повышение квалификации в области гражданской обороны проводится в течение первого года работы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подготовка групп населения, указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 3 настоящего Положения, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также в организациях по месту работы граждан и на курсах гражданской обороны по программам курсового обучения в области гражданской обороны осуществляется по соответствующим программам, разрабатываемым на основе соответственно примерных дополнительных профессиональных программ в области гражданской обороны и примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обучение в области гражданской обороны лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2021 N 1539)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) федеральные органы исполнительной власти:

планируют и осуществляют мероприятия по подготовке работников гражданской обороны, а также других сотрудников центральных аппаратов этих органов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой руководителей, работников и личного состава формирований и служб организаций, находящихся в ведении этих органов;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2006 N 501, от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.10.2008 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

организуют обучение по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования и находящихся в ведении этих органов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области гражданской обороны;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

организуют курсовое обучение руководителей организаций, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2006 N 501, от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

планируют подготовку населения в области гражданской обороны;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

организуют изучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», а в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам и находящихся в сфере ведения этих органов, — дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.04.2015 N 332, от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

создают и оснащают учебно-методические центры или другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, а также организуют их деятельность;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 09.04.2015 N 332;

(см. текст в предыдущей редакции)

организуют и проводят учебно-методические сборы, учения, тренировки и другие плановые мероприятия по гражданской обороне;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

организуют и осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области гражданской обороны;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

организуют издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;

осуществляют контроль за ходом и качеством подготовки населения в области гражданской обороны;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

организуют не менее 2 раз в год тематические и проблемные обучающие семинары (вебинары) по гражданской обороне с руководителями (работниками) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, муниципальных образований, организаций, деятельность которых связана с деятельностью муниципальных образований или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

организуют курсовое обучение руководителей организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения и отнесены в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 N 470; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований:

абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 09.04.2015 N 332;

(см. текст в предыдущей редакции)

организуют и проводят подготовку населения муниципальных образований к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляют подготовку личного состава формирований и служб муниципальных образований;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

г) организации:

разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;

разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне;

д) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

осуществляет организационно-методическое руководство функционированием и развитием единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организует дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны работников гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.04.2017 N 470, от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет методическое руководство и контроль при решении вопросов подготовки населения к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

разрабатывает и утверждает примерные дополнительные профессиональные программы и примерные программы курсового обучения в области гражданской обороны для обучения лиц, указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 3 настоящего Положения, а также определяет перечень должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.04.2015 N 332, от 19.04.2017 N 470, от 30.09.2019 N 1274)

(см. текст в предыдущей редакции)

определяет периодичность и продолжительность проведения учений и тренировок по гражданской обороне;

организует и проводит не менее 2 раз в год тематические и проблемные обучающие семинары (вебинары) по гражданской обороне с руководителями (работниками) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2017 N 470)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «д» введен Постановлением Правительства РФ от 15.08.2006 N 501)

«Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны»

Утверждаю

Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

П.Ф.БАРЫШЕВ

20 ноября 2020 г. 2-4-71-27-11

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

АСДНР — аварийно-спасательные и другие неотложные работы

АХОВ — аварийно химически опасное вещество

ГО — гражданская оборона

ДДС — дежурно-диспетчерская служба

ЗНТЧС — защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

КЧС и ОПБ — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

ОГВ — органы государственной власти

ОИВ — органы исполнительной власти

ОМСУ — органы местного самоуправления

ПУФ — повышение устойчивости функционирования

РСЧС — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ЧС — чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны (далее — Примерная программа) разработана на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2004 г. N 868 <1>, в рамках осуществления функции МЧС России по методическому руководству при решении вопросов по обучению населения в области ГО и ЗНТЧС, а также в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» <2>».

———————————

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2020, N 27, ст. 4185.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2019, N 40, ст. 5570.

Примерная программа предназначена для руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения работников организаций по месту работы (далее — Программа), в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841.

Примерная программа раскрывает организацию и порядок осуществления курсового обучения работников организаций, рекомендуемые результаты обучения.

Целесообразно в Программе отражать описание знаний, умений, навыков в области ГО, качественное изменение которых планируется достичь в результате обучения, а также, исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых: расчет времени, отводимого на изучение тем, их содержание, последовательность изучения, формы и методы проведения занятий.

II. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Целью курсового обучения по Программам является повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС, характерным для района осуществления трудовой деятельности работников организаций.

Основными задачами курсового обучения являются:

усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия;

изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;

изучение порядка и последовательности действий по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информированием населения о порядке действий при воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях;

изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;

выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;

освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;

подготовка работников организации к выполнению своих должностных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.

Основными принципами курсового обучения являются:

обучать работников организации знаниям и навыкам, необходимым в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах;

наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;

умелое сочетание различных форм и методов обучения;

системность и методическая последовательность обучения («от простого к сложному, от известного к неизвестному»);

сознательность и активность обучения;

доступность обучения.

По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.

Основной формой теоретических занятий при курсовом обучении работающего населения является лекция.

В ходе лекции руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.

Формами практических занятий работающего населения являются тренировки и комплексные занятия.

Тренировка проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования работниками организации необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие — основной вид практической подготовки работников организации по действиям в различных условиях обстановки.

В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию в сложившейся обстановке.

На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).

III. ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

3.1 Рекомендуемый порядок и последовательность проведения курсового обучения.

Курсовое обучение работающего населения целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.

Занятия рекомендуется проводить в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 12 часов в год.

Для проведения занятий целесообразно приказом руководителя организации назначить руководителей занятий и определить учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.

Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены КЧС и ОПБ организации, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области ЗНТЧС и (или) ГО. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.

При проведении практических занятий теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.

Занятия проводятся в учебных классах и на учебных площадках.

Знания и умения, полученные при освоении тем Программы, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и учениях по ГО и защите от ЧС.

3.2 Руководство курсовым обучением и учет результатов.

Руководство обучением должно обеспечивать полное и качественное выполнение Программы.

Для достижения поставленных целей обучения необходимо:

качественное планирование учебного процесса;

систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;

изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;

эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;

постоянное совершенствование учебно-материальной базы.

Руководителям организаций, при разработке Программ, целесообразно с учетом условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, вносить изменения в содержание тем и определять время на их изучение, но не рекомендуется сокращать общее количество часов, предусмотренного Примерной программой.

Важно предусматривать максимальное использование имеющегося учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.

Контроль за качеством усвоения учебного материала руководители занятий осуществляют путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.

В целях осуществления регистрации количественных и качественных показателей выполнения тематического плана, а также уровня знания и умений работников организации, прошедших обучение, целесообразно руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении.

Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.

Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах. Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения. Форма журнала учета определяется организацией.

Результаты обучения каждого работника также заносятся в журнал учета.

3.3 Мероприятия по обеспечению требований безопасности.

Требования безопасности — комплекс мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организации, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.

Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности.

Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.

Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.

Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.

Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.

IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В результате прохождения курсового обучения работники организации должны:

знать:

поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;

способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, свои обязанности в области ГО и защиты от ЧС;

места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты;

места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;

порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;

правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;

уметь:

действовать по сигналу ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, и других опасностях;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; проводить частичную санитарную обработку;

практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;

пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;

оказывать первую помощь.

V. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1. Темы, форма и рекомендуемое время занятий

N

п/п

Наименование тем занятий

Форма занятия

1

Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия

Лекция

2

Порядок доведения до населения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, о других опасностях и действий работников организации по ним

Лекция

3

Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации

Тренировка

4

Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации

Комплексное занятие

5

Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, угрозе и совершения террористических актов

Комплексное занятие

6

Оказание первой помощи

Тренировка

7

Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера

Лекция

Общее количество часов: 12

VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.

Учебные вопросы:

1. ЧС, характерные для мест расположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения.

2. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования.

3. Возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них.

4. Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при опасностях, возникающих при военных конфликтах.

5. Поражающие факторы ядерного, химического, биологического и обычного оружия.

6. Основные способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

Тема 2. Порядок доведения до населения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, других опасностях и действий работников организации по ним.

Учебные вопросы:

1. Порядок оповещения работников организации и доведения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией:

о воздушной тревоге;

о химической тревоге;

о радиационной опасности;

об угрозе катастрофического затопления;

о других опасностях.

Порядок действия работников организаций при получении сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» по месту работы.

Особенности действий работников организаций при получении сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» при нахождении вне места работы.

Тема 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.

Учебные вопросы:

1. Использование имеющихся в организации средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты.

2. Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.

3. Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.

4. Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.

Тема 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.

Учебные вопросы:

1. Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве.

2. Порядок и пути эвакуации.

3. Профилактические меры по предупреждению пожара.

4. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте.

5. Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.

Тема 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов.

Учебные вопросы:

1. Действия по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информационными сообщениями.

2. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения.

3. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.

4. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания.

5. Действия работников при получении информации о возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.

6. Действия по повышению защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных и АХОВ при ЧС техногенного характера.

7. Действия при возникновении военных конфликтов.

8. Действия работников организаций при объявлении эвакуации.

Тема 6. Оказание первой помощи.

Учебные вопросы:

1. Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.

2. Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.

3. Практическое наложение повязок.

4. Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.

5. Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.

6. Правила оказания помощи утопающему.

7. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

8. Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Тема 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.

Учебные вопросы:

1. Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.

2. Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.

3. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.

4. Способы преодоления паники и панических настроений в условиях ЧС.

VII. РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

7.1 Учебные объекты.

В целях эффективной реализации Программы в организациях рекомендуется иметь:

с численностью работников до 200 человек — комплект средств обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС, один уголок по ГО и ЧС (далее — уголок ГОЧС);

с численностью работников свыше 200 человек — учебный кабинет, учебную площадку и по одному уголку ГОЧС в каждом административном и производственном здании.

Средства обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС — приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации подготовки различных групп населения в области ГО и ЗНТЧС.

Уголок по ГОЧС — информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования населения по вопросам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС.

Учебный кабинет — помещение, укомплектованное мебелью и оснащенное средствами обеспечения учебного процесса для проведения занятий.

Учебная площадка — специально оборудованная территория для отработки практических навыков по действиям при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов.

7.2 Средства обеспечения учебного процесса в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

7.2.1 Нормативно-правовое обеспечение:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».

7.2.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Учебно-методические пособия, содержащие материалы, необходимые для реализации обучения по темам и учебным вопросам, указанным в Примерной программе, могут быть представлены в виде печатных изданий, электронных учебных материалов, тематических фильмов.

7.2.3 Материально-техническое обеспечение:

компьютеры с установленным ПО;

мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;

робот-тренажер, манекен для отработки приемов оказания первой помощи;

макеты защитных сооружений, систем связи и оповещения, оборудования для проведения АСДНР;

плакаты;

презентации лекций.

Обучение граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»

Организаторы программы

Министерство труда и социальной защиты

Роструд

Национальные проекты России

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Российская академия народного хозяйства и государственного управления при Президенте Российской Федерации

Кто может обучаться?

Граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста;

Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

Женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно;

Безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости;

Работники, находящиеся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников;

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, которые получили удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

Молодежь в возрасте до 35 лет, которые относятся к категориям:

  • граждан, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;
  • граждан, не имеющих среднего профессионального или высшего образования и не обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования (в случае обучения по основным программам профессионального обучения);
  • граждан, которые с даты выдачи им документа об образовании и (или) о квалификации не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;
  • граждан, находящихся под риском увольнения (планируемых к увольнению в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением трудовых договоров);
  • граждан, завершающих обучение по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования в текущем календарном году (за исключением получивших грант на обучение или обучающихся по договорам о целевом обучении), обратившихся в органы службы занятости, для которых отсутствует подходящая работа по получаемой профессии (специальности).

Как принять участие в программе?

1

Авторизироваться на портале с помощью учетной записи ЕСИА

3

Подать заявку на интересующую вас программу

4

В течение трёх дней после подачи заявки получить в ЦЗН услугу по профессиональной ориентации, по итогам которой будет выдано подтверждение участия в программе, отказ или рекомендация по смене программы обучения

5

В случае получения рекомендации по смене программы обучения вы можете:
1) отозвать ранее поданную заявку и подать новую на рекомендованную программу;
2) отклонить рекомендацию. В этом случае перед началом обучения вам необходимо подписать с образовательной организацией договор, в соответствии с которым вы обязуетесь найти работу или открыть свое дело после завершения обучения

6

После успешной подачи заявки ожидайте её рассмотрения.
Рассмотрение заявки на обучение может занимать до семи рабочих дней

7

Зачисление в группу обучения произойдет в течение 10 рабочих дней после одобрения заявки

Часто задаваемые вопросы

По каким программам проходит обучение?

Для граждан, желающих принять участие в программе, доступны следующие виды обучения:

  • Профессиональное обучение — программы профессиональной
    подготовки и переподготовки, повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям
    служащих;
  • Дополнительное профессиональное образование — для лиц,
    имеющих или получающих среднее профессиональное или высшее образование.

Какое направление обучения можно выбрать?

Для обучения вы можете выбрать любое направление, востребованное в вашем регионе (программа может быть изменена по итогам профессиональной ориентации).

Со списком направлений профессионального обучения, дополнительного
профессионального образования, доступных в вашем регионе, вы можете ознакомиться при
заполнении заявки
на обучение.

Где будет проходить обучение?
Можно ли обучаться дистанционно?

Очное обучение проходит на базе образовательных организаций, обладающих квалифицированными
педагогами и необходимым оборудованием. Вы можете обучаться дистанционно, если такое
обучение предусмотрено для конкретной программы.

Место и формат обучения (очный или дистанционный) вы сможете выбрать при заполнении заявки
на обучение.

Сколько времени нужно учиться?

Длительность обучения зависит от выбранной вами программы и графика обучения.
Срок обучения может составлять от трех недель до трех месяцев. О длительности и графике обучения по выбранной вами программе вы будете проинформированы дополнительно.

Сколько стоит обучение?

Обучение проводится бесплатно.

Какие документы будут выданы по итогам обучения?

По окончании обучения выдается документ о квалификации, соответствующий виду программы обучения, также могут быть выданы дополнительные документы. Информацию об этом можно посмотреть в карточке программы.

Сколько раз можно проходить обучение?

За время проведения проекта (2021-2024 годы) пройти обучение можно один раз. Если гражданин будет отчислен в процессе обучения (за неуспеваемость или непосещение занятий), он теряет возможность повторной подачи заявки.

Как отслеживать информацию по моей заявке?

Информацию можно посмотреть в личном кабинете в разделе «Моё обучение». Кроме того, при изменении статуса приходит уведомление, а также направляются сведения по электронной почте.

Записаться на обучение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководства по эксплуатации краз 255
  • Кто считается руководством предприятия
  • Руководства по эксплуатации renault espace
  • Газоотводная трубка для новорожденных инструкция как пользоваться пошаговая инструкция
  • Диктофон ритмикс рр 650 инструкция по применению