Руководство по организации накопления содержания

1.

Войсковая часть 40274
Методические рекомендации
по организации накопления, содержания и использования войсковых запасов
вооружения, военной техники, запасов ракет, боеприпасов,
военно-технического имущества и других материальных средств
в соединениях, воинских частях и организациях
Вооруженных Сил Российской Федерации

2.

2
Укомплектованность
по эшелонам
Оборудование хранилищ
эшелон
4
Войсковая часть 40274

3.

3
Укомплектованность
по эшелонам
Стенд документация
начальника склада
(хранилища)
эшелон
4
Войсковая часть 40274
Документация начальника склада (хранилища) включает:
1) должностные обязанности начальника склада;
2) инструкция о правилах хранения материальных средств;
3) паспорт хранилища;
4) график освежения материальных средств;
5) инструкция по противопожарной безопасности;
6) инструкция по технике безопасности;
7) план хранилища со схемой расстановки автомобилей с загруженными
материальными средствами;
8) нормы погрузки материальных средств в различные виды транспорта;
9) инструкция по действиям личного состава и порядок эвакуации имущества
при стихийном бедствии, пожаре и по сигналам оповещения о радиоактивном,
химическом и биологическом заражении;
10) другая необходимая документация.
Доски «Документация», «Пожарный расчет» и «Инструмент» размещаются на
стене хранилища, на видном месте у главного входа на высоте 1700 мм от пола до их
нижнего края.

4.

4
Укомплектованность
по эшелонам
Стенд пожарный расчет
эшелон
4
Войсковая часть 40274

5.

5
Укомплектованность
Стенд инструмент по эшелонам
эшелон
4
Войсковая часть 40274

6.

6
Укомплектованность
по эшелонам
Стенд пожарный щит
эшелон
4
Войсковая часть 40274

7.

7
Укомплектованность
по эшелонам
Стенд технический уголок
эшелон
4
Войсковая часть 40274

8.

8
Укомплектованность
по эшелонам
Стенд для хозяйственного
инвентаря
эшелон
4
Войсковая часть 40274

9.

9
Укомплектованность
посредств
эшелонам
Опись материальных
эшелон
4
Войсковая часть 40274

10.

10
Укомплектованность
по эшелонам
Термометры и психрометры
эшелон
4
Войсковая часть 40274
Регистрация температуры
и относительной влажности воздуха
Таблица для
вычисления
относительной
влажности
воздуха, %
Психрометр
1000 мм
Карточка
регистрации
температуры и
влажности
воздуха

11.

Укомплектованность
эшелонам
Размещение
документации по
в хранилище
11
эшелон
4
Войсковая часть 40274
1. Документация
2. Пожарный расчет
3. Инструмент
4. Пожарный щит
5. Технический уголок
6. Инвентарь для поддержания чистоты
6
3
5
4
2
1

12.

Укомплектованность
по эшелонам
Оформление входа в хранилище
12
эшелон
4
Войсковая часть 40274
10 мм
2
27
600 мм
Ответственный
за
противопожарное
Состояние
с-т Иванов Н.И.
СТОЯНКА
ТЕХНИКИ
воб 1 мсб
2
27
Ответственный
за
Противопожарное
состояние
500 мм
400 мм
600 мм
400 мм
800 мм
с-т Иванов Н.И.
660 мм
460 мм

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2000 г. N 379

О НАКОПЛЕНИИ, ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ЦЕЛЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 473, от 23.12.2011 N 1113, от 07.02.2017 N 143, от 30.09.2019 N 1278)

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Установить, что методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 473, от 30.09.2019 N 1278)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 апреля 2000 г. N 379

ПОЛОЖЕНИЕ О НАКОПЛЕНИИ, ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ЦЕЛЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 23.12.2011 N 1113, от 07.02.2017 N 143, от 30.09.2019 N 1278)

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее именуются — запасы).

2. Запасы предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)

3. Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.06.2009 N 473, от 23.12.2011 N 1113, от 07.02.2017 N 143)

Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.

Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)

Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 473)

4. Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико — географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 473, от 07.02.2017 N 143, от 30.09.2019 N 1278)

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяются исходя из табелей их оснащения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2011 N 1113)

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.06.2009 N 473, от 07.02.2017 N 143)

5. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 473)

Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 473)

Требования к специализированным складским помещениям (местам хранения), а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 07.02.2017 N 143)

6. Создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)

а) федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий — для оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно- спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)

в) организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, — для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)

6.1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)

7. Информация о накопленных запасах представляется:

а) организациями — в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в органы местного самоуправления, на территории которых эти организации расположены;

б) органами местного самоуправления — в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов;

б) создает запасы для оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2011 N 1113)

9. Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация деятельности по обращению с отходами на предприятии является одной из наиболее сложных и важных, ведь от порядка в сфере обращения с отходами зависит вся ветка отчётной кампании по отходам. Как вести учёт в области обращения с отходами и кадастр отходов, какие документы необходимо подать для получения лицензии, на что обратить внимание при временном накоплении разных видов отходов и подготовке отчёта 2-ТП (отходы) — обо всем этом и многом другом в нашем подробном гайде.

Анна Ярцева

Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Порядок учёта в области обращения с отходами

Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учёт образовавшихся отходов.

Порядок учёта в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028. Он устанавливает требования к организации и ведению учёта образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.

Порядком установлены:

  • требования к ведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов;
  • формы таблиц учёта отходов, особенности их ведения и срок хранения на предприятии.

По результатам инвентаризации хозяйствующий субъект должен сформировать перечень образующихся видов отходов, подлежащих учёту по установленной Порядком форме.

Учёт ведётся одним из двух способов:

  • в электронном виде
  • на бумажном носителе.

Данные учёта обобщаются только по итогам календарного года по состоянию на 1 января в срок не позднее 25 января года, следующего за отчётным периодом.

При ведении учёта в электронном виде обобщённые данные учёта по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель и заверяются подписью ответственного лица.

Заполнение журнала ведётся в тоннах, при этом нужно соблюдать правила округления:

  • до третьего знака после запятой для отходов I-III классов опасности,
  • до первого знака — для отходов IV-V классов опасности.

Чтобы пересчитать кубометры в тонны, необходимо знать плотность отходов, но самый лучший вариант — запросить у контрагента либо плотность отходов, которую он использует для пересчёта, либо просить прописывать в передаточных документах вывезенный тоннаж.

Норматив образования твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и Территориальная схема обращения с ТКО утверждены в каждом регионе, поэтому найти плотность для ТКО не составит труда самостоятельно.

Перечень исходных данных для формирования журнала учёта отходов:

  1. Перечень отходов (инвентаризация), образующихся на предприятии;
  2. Протоколы состава каждого наименования отходов, образующихся на предприятии;
  3. Акты, УПД, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие передачу отходов другим хозяйствующим субъектам, физическим лицам и/или принятие отходов от других лиц;
  4. Цепочки договоров на передачу/принятие всех наименований отходов с Лицензиями на вид деятельности по процедуре их обращения (от транспортировки до утилизации/обезвреживания/захоронения). Если передача права собственности на продукты обработки не прописана в договоре, при передаче отходов на обработку требуются договоры и Лицензии до конечного «потребителя» отходов.

Из договоров в журнал учёта идут наименование контрагента, ИНН и юридический адрес, номер, дата, срок действия договора, а из Лицензий — её реквизиты.

Данные учёта заполняются ответственным лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

Физическим лицам можно передавать только отходы V класса опасности.

Приложение № 3 к Порядку предусматривает указание данных по отходам V класса опасности гражданам. В данном случае обязательно указывается место проживания граждан (населенный пункт).

При передаче отходов физическим лицам хозяйствующий субъект вправе сам выбрать форму документа, подтверждающего факт такой передачи отхода.

Если отходы V класса опасности передаются гражданам, то в столбце 12 Приложения № 3 к Порядку (Дата и номер договора на передачу отходов) нужно указать названия и реквизиты документов, на основании которых были переданы отходы (например, реквизиты заявления гражданина, приказ по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю).

Почему так важно знать конечного «потребителя» отходов? Дело в том, что отходообразователь несет ответственность за весь жизненный цикл своих отходов, т.к. является их собственником. Ему необходимо вносить плату за негативное воздействие. В данном случае — за размещение отходов на полигоне. Если предприятие не знает, на каком полигоне размещаются его отходы, то не сможет верно внести плату за НВОС, т.к. вносится она по ОКТМО полигона, как источника НВОС.

Временное накопление некоторых видов отходов

Хозяйствующие субъекты при эксплуатации предприятий (зданий и иных объектов), связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 № 89-ФЗ). Кроме того, условия и способы обращения с отходами производства и потребления должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (статья 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Накопление отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (пункт 213 СанПиН 2.1.3684-21).

При накоплении отходов запрещается:

  1. накопление отходов в месте, не предназначенном для их складирования;
  2. накопление отходов более 11 месяцев;
  3. превышение при накоплении установленных нормативов образования отходов;
  4. смешивать при сборе и временном хранении различные виды и группы отходов;
  5. хранение в открытом виде (навалом) на площадках без применения средств пылеподавления;
  6. сброс отходов:
    • на почву;
    • в системы канализации;
    • в поверхностные и подземные водные объекты;
    • на территорию предприятия;
  7. любые действия, которые могут привести к механическому повреждению или разрушению емкостей с отходами;
  8. выброс в контейнер с ТКО (за исключением самих ТКО), сжигание (в котельной, отопительной печи или контейнере), передача подлежащих утилизации отходов физическим или юридическим лицам, не имеющим лицензии на деятельность по обращению с отходами;
  9. размещение отходов на полигонах ТКО (за исключением самих ТКО);
  10. захоронение отходов на территории предприятия или населенного пункта, где расположено предприятие.

Согласно СанПиН 2.1.3684-21 в зависимости от физико-химических свойств отходов допускается их временное накопление на производственных территориях:

  • на открытых площадках;
  • в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).

Накопление промышленных отходов допускается:

  1. для I класса опасности — исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны);
  2. для II класса опасности — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах;
  3. для III класса опасности — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом;
  4. для IV класса опасности — навалом, насыпью, в виде гряд.

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
  • поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
  • поверхность площадки должна иметь твёрдое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Раздельное накопление ТКО

Раздельное накопление ТКО — путь к сокращению количества отходов, размещаемых на полигоне. Обязанность по раздельному накоплению отходов прописана в Порядке накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утверждённом в каждом регионе.

ТКО относятся к IV и V классам опасности.

Как правило, Порядок предполагает два варианта реализации раздельного накопления:

  1. Дуальная схема/двухконтейнерная система, при которой в одном контейнере накапливаются смешанные/»влажные» отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, а в другом — «сухие» отходы, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязнённые пищевыми отходами;
  2. Многоконтейнерная система, предполагающая контейнер под смешанные/»влажные» отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, и отдельные контейнеры для раздельного накопления таких фракций, как бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязненные пищевыми отходами.

Как в первом, так и во втором варианте, необходимо письменное обозначение и цветовая индикация соответствующего контейнера. В некоторых регионах есть требование к объёму и материалу контейнеров.

Подробнее о раздельном накопллении отходов и правильном заключении «доходного» договора читайте в статье.

Правила накопления отработанных ртутных ламп

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314.

Ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.

Согласно Правилам накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность таких ламп. Для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп допускается использовать упаковку от новых ламп, чтобы исключить возможность их повреждения, и металлические контейнеры с брезентом.

Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, которая бы исключала загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека, и производится отдельно от других видов отходов.

Совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп не допускается.

Если у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп произошла аварийная ситуация, например, лампа разбилась, то загрязненное помещение необходимо покинуть и вызвать специализированные организаций, которые бы провели комплекс мероприятий по обеззараживанию помещений.

Потребители отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) могут самостоятельно обезвредить ртутное загрязнение с помощью специального демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.

Захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено.

Ртутьсодержащие лампы и иные отходы I-II класса опасности передаются федеральному оператору по обращению с отходами данных классов опасности — ФГУП «ФЭО».

Правила накопления отработанных аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств

Аккумуляторы, содержащие электролит, относятся ко II-му классу опасности.

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств» утверждены в разделе II приказа Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности».

Отходы аккумуляторов  транспортных средств (ТС) накапливаются отдельно от других отходов. Не допускается смешивать такие отходы с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО.

ИП и юрлица, образующие отходы аккумуляторов ТС, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы ФЭО. Делается это в течение 11 месяцев со дня образования отходов аккумуляторов транспортных средств.

Накопление, хранение отходов аккумуляторов ТС осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключен доступ посторонних лиц. Причем аккумуляторы ТС, заполненные кислотными и щелочными электролитами, должны накапливаться и храниться раздельно.

При накоплении, хранении, транспортировании указанных отходов запрещается их подвергать механическому воздействию, которые могут нарушить целостность и герметичность корпусов аккумуляторов.

Накопление отходов аккумуляторов ТС с признаками течи, нарушения герметичности или целостности корпуса аккумулятора осуществляется в кислотоупорной таре либо щелочеустойчивой таре (в зависимости от вида аккумулятора) отдельно от иных отходов аккумуляторов ТС. Такие отходы не подлежат хранению и должны быть освобождены от электролита. Слив электролита осуществляется в соответствии с порядком, установленным эксплуатационными документами на аккумуляторы и аккумуляторные батареи для ТС.

Помещение, предназначенное для накопления или хранения отходов аккумуляторов ТС, содержащих электролиты, должно быть оборудовано средствами для ликвидации возможного пролива электролитов, обеспечивающими их нейтрализацию.

Правила накопления отработанных батарей и аккумуляторов, утративших потребительские свойства, кроме аккумуляторов для ТС

Требования при обращении с группой однородных отходов «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств» утверждены в разделе III Приказа № 399, и практически ничем не отличаются от требований обращения с отходами аккумуляторов ТС.

Отходы батарей и аккумуляторов также накапливают отдельно от других отходов производства и потребления, в т.ч. от ТКО.

ИП и юрлица, которые образуют отходы батарей и аккумуляторов и не имеют лицензии на деятельность по обращению с ними, обязаны передать эти отходы ФЭО в течение 11 месяцев со дня их образования.

Накопление неповрежденных отходов батарей и аккумуляторов осуществляется раздельно от поврежденных отходов батарей и аккумуляторов, имеющих признаки течи, нарушения герметичности или целостности их корпуса.

Контейнеры (ёмкости) для накопления поврежденных отходов батарей и аккумуляторов изготавливаются из материалов, устойчивых к воздействию кислот и щелочей.

Если организация хочет организовать накопление батарей и аккумуляторов на своей территории в рамках экологической инициативы, необходимо иметь в виду, что максимальная вместимость контейнера (ёмкости), предназначенного для накопления отходов батарей и аккумуляторов, образующихся у граждан, и размещённого в общедоступных местах, не должна превышать 18 литров.

Накопление, хранение отходов батарей и аккумуляторов осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключён доступ посторонних лиц.

При накоплении, транспортировании, хранении отходов батарей и аккумуляторов запрещается подвергать отходы механическому воздействию, приводящему к нарушению целостности и герметичности их корпусов.

Правила накопления отработанных минеральных и синтетических масел, утративших потребительские свойства

Отработанные масла относятся к III классу опасности.

Требования при обращении с группой однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» утверждены разделом IV Приказа № 399.

ИП и юрлица, образующие отходы масел, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях такую деятельность в течение 11 месяцев со дня образования отходов.

Накопление и хранение отходов масел осуществляются в соответствии с подпунктом 3.8.1 пункта 3.8 статьи 3 технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59. Этот документ является обязательным для РФ в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.

Накопление отработанных нефтепродуктов должно осуществляться на ограждённой и накрытой территории. Обязательно наличие оборудования, которое позволит избежать загрязнения продуктами нефтепереработки окружающей среды. Также должны быть предупреждение об огнеопасности хранящихся материалов и средства пожарной безопасности (в том числе, сорбент). При необходимости помещение должно быть оснащено вентиляцией.

Покрытие полов в таких помещениях должно быть масло- и водонепроницаемым. В полах должны быть проложены сточные канавки. На территории необходимо поддерживать чистоту и не допускать загрязнения нефтепродуктами.

Всё оборудование, использующееся для хранения и сбора отработанных нефтяных материалов, должно обеспечивать защиту от механических загрязнений. Каждый предмет должен быть маркирован в соответствии с наименованием нефтепродукта, для которого он предназначен.

Каждая единица оборудования должна быть исправной и исключать вероятность пролива нефтепродуктов. Все операции по переливу продуктов нефтепереработки должны совершаться с использованием надежно заземленного оборудования.

Каждый резервуар для отработанного масла должен быть установлен в поддон. Его объём должен быть таким, чтобы вместить до 5% залитой в ёмкость жидкости. Поддоны также используются при ремонте автомобилей, поскольку возможен пролив масла. Слитую целенаправленно или пролитую случайно жидкость при этом необходимо перелить в специальный резервуар.

В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с отработанными маслами и по противопожарному режиму. Для ликвидации возможных разливов масла в помещении для хранения и на площадках должен иметься ящик с песком и лопата.

Общие требования при сборе отработанных продуктов нефтепереработки таковы:

  1. Отработанное масло должно собираться отдельно от других материалов. Не допускается смешивать отходы масел с маслами и иными аналогичными продуктами, содержащими галогенированные органические вещества, с пластичными смазками, органическими растворителями, жирами, лаками, красками и иными химическими продуктами, наличие которых исключает возможность утилизации отходов масел;
  2. Сбор масел должен разделяться в соответствии со степенью загрязнения материала;
  3. Заливка отработанного материала должна производиться в резервуар, который находится вне помещения с компрессорной установкой;
  4. Для сбора отработанных нефтепродуктов должны использоваться ёмкости, специально предназначенные для этих целей;
  5. Масла для последующей регенерации нужно разделять в соответствии с их марками. Если масла различных марок разрешается использовать в одном и том же оборудовании, их можно сливать в один резервуар;
  6. Отдельно должны собираться индустриальные масла, эксплуатировавшиеся в оборудовании с сильным нагревом (более +110°С);
  7. Моторные масла запрещено смешивать с другими смазочными материалами.

Правила накопления компьютерного оборудования, утратившего потребительские свойства

Компьютерное, электронное, оптическое оборудование, утратившее потребительские свойства относятся к IV классу опасности.

Требования при обращении с таким оборудованием утверждены разделом V Приказа № 399.

К отходам электронного оборудования относятся:

  • принтеры,
  • МФУ (многофункциональные устройства),
  • сканеры,
  • мониторы,
  • мышки,
  • клавиатуры и т.д.

Образователи отходов электронного оборудования, не имеющие соответствующие лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электронного оборудования», в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов.

Компьютерную технику можно продавать или отдавать в качестве товара на благотворительность непрофильным заготовителям/обработчикам/утилизаторам (в ОКВЭД отсутствует любое упоминание об обработке/утилизации) с целью дальнейшего использования по назначению — тогда она не будет считаться отходом. Если оргтехнику продавать, например, как лом, за символическую цену утилизатору, который явно не будет использовать её по назначению, то на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделку могут посчитать недействительной.

Накопление, хранение отходов электронного оборудования осуществляются в местах (площадках) накопления, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения, оснащенные воздухообменной вентиляцией и средствами пожаротушения, исключающие доступ к таким отходам посторонних лиц. Запрещается в местах (площадках) накопления отходов электронного оборудования, на специализированных объектах хранения отходов электронного оборудования накопление, хранение отходов с пожароопасными свойствами.

При накоплении, хранении и транспортировании отходов электронного оборудования запрещается подвергать эти отходы механическому воздействию, которое может привести к нарушению их целостности.

Правила накопления шин, покрышек, камер

Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» утверждены разделом VI Приказа № 399 и распространяются на шины, покрышки, камеры, утратившие потребительские свойства, а также на шины, покрышки, камеры, собственники которых признали их отходами.

Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО. Также нельзя сбрасывать такие отходы в водные объекты, на водосборные площади и на почву.

Образователи отходов шин, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер», в течение 11 месяцев со дня образования отходов.

Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, которые имеют ограждение, оснащены средствами пожаротушения, и в которые исключён доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.

В местах (площадках) накопления и на специализированных объектах хранения отходов шин запрещается накапливать, хранить горючие и смазочные материалы, а также химические вещества (кислоты, щёлочи и другие вещества), взаимодействие с которыми может создать пожароопасную ситуацию.

При заключении договора на передачу шин необходимо иметь в виду, что:

  • запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин;
  • способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:
    1. утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;
    2. утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.

Правила накопления отходов электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей

Электролиты относят к отходам II и III класса опасности.

Отходы электролитов подлежат сбору, накоплению, транспортированию, хранению, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.

Нельзя сливать отходы электролитов в систему централизованной канализации, сбрасывать их на почву, в водные объекты, на водосборные площади.

Образователи отходов электролитов II класса опасности, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы ФЭО. Если образуются отходы электролитов III класса — их нужно передать юрлицам и ИП, которые на законных основаниях осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электролитов». Передача отходов осуществляется в течение 11 месяцев со дня их образования.

Отходы электролитов накапливаются и хранятся раздельно по видам отходов в соответствии с ФККО. Накопление и хранение отходов электролитов на открытых площадках производятся в стационарных, закрытых, специально обустроенных емкостях. В помещениях такие отходы накапливаются и хранятся в закрытых, химически стойких емкостях при наличии приточно-вытяжной вентиляции.

В местах (площадках) накопления или на специализированных объектах хранения отходов электролитов должны быть предусмотрены средства для ликвидации возможного пролива отходов электролитов, обеспечивающие их нейтрализацию.

Доступ посторонних лиц к местам (площадкам) накопления и объектам хранения отходов электролитов запрещён.

Статистический отчёт 2-ТП (отходы)

Форму федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» предоставляют:

  • юридические лица;
  • физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ИП), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО.

Форму не предоставляют юрлица и ИП, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Заполненная форма предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения исключительно в электронном виде (посредством использования бесплатного сервиса «Личный кабинет природопользователя», либо платных сервисов, в которых реализована подача отчёта в Росприроднадзор) до 1 февраля. Она должна быть подписана электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

При наличии у юрлица обособленных подразделений отчёт заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юрлицу без этих обособленных подразделений.

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Временно не работающие организации, на которых в течение части отчётного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.

Организации-банкроты также не освобождены от предоставления сведений. Только после того, как вынесено определение арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесена в единый государственный реестр юрлиц запись о его ликвидации, организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.

Форма 2-ТП (отходы) заполняется на основании журнала учёта отходов по Приказу № 1028 с обозначенными ранее правилами округления.

Кадастр отходов производства и потребления

Обязанность по установлению регионального порядка и ведению кадастра отходов производства и потребления возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ, согласно пункту 3 статьи 20 № 89-ФЗ. В связи с этим возникает необходимость мониторинга изменений большого количества документов, регламентирующих предоставление сведений в региональные кадастры отходов.

Подробный разбор правил ведения регионального кадастра отходов в Московской области приведен в нашей статье.

Актуальный на 2021 отчётный год перечень кадастров отходов по другим регионам собран в сводной таблице.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.

Лицензирование осуществляет Росприроднадзор через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (обязательно наличие усиленной ЭЦП), либо ведомство рассматривает пакет документов, направленный Почтой России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Реестр выданных лицензий расположен на сайте.

Каким требованиям должен соответствовать соискатель лицензии, что нужно указывать в заявлении о получении лицензии, когда вносятся изменения в лицензию и в какие сроки принимается решение о ее выдаче в зависимости от заявленных видов работ — разбираем самое важное в нашем подробном гайде.

Работа с Федеральным экологическим оператором по обращению с отходами I-II классов опасности — ФГУП «ФЭО»

Согласно пункту 1 статьи 14.4 № 89-ФЗ все образователи отходов I-II классов опасности обязаны заключить договор с ФЭО через государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Организациям, которые самостоятельно обезвреживают данные отходы, заключение договора не требуется.

Подробнее о том, как эффективно организовать работу с ФЭО, заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, направить заявку на вывоз отходов в системе ФГИС ОПВК — в статье.

В таблице приведено несколько примеров, когда отходы не будут считаться опасным грузом.

 

Примеры обоснования неопасности некоторых грузов по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)

Отход Ссылка на пункт ДОПОГ Обоснование, почему груз не относится к ДОПОГ Допустимая тара
Ртутьсодержащие лампы п. 1.1.3.10 при содержании ртути в партии отходов менее 30 г индивидуальные картонные коробки, либо обернуть прокладочным материалом в одной коробке во избежание повреждения при транспортировке; металлическая тара с брезентом, также необходим прокладочный материал
Батарейки ООН 3496 плотные транспортные полиэтиленовые пакеты/картонные коробки
Отработанные АКБ гл. 3.3 их корпуса не повреждены; они закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, их скольжению, падению или повреждению, например путём штабелирования на поддонах; на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот; они защищены от короткого замыкания плотные транспортные полиэтиленовые пакеты/картонные коробки на поддонах

Отдельно отметим требования к маркировке партии отходов — грузового места.

Грузовое место — это одна единица груза, которая предназначена для транспортировки: коробка, ящик, паллет, мешок, бочка или любой другой отдельный предмет. На каждый вид отхода своё грузовое место и своя заявка на вывоз.

Маркировка должна производиться для каждого грузового места и содержать:

  • полное или сокращённое наименование грузоотправителя и грузополучателя;
  • количество тары, объединённое данным грузовым местом;
  • адрес пунктов погрузки;
  • количество и тип отхода (например, ламп) в каждой таре;
  • масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);
  • линейные размеры тары, если один из параметров превышает 1 метр.

Знаки и надписи не должны перекрывать друг друга.

QR-код, присвоенный грузовому месту, необходимо разместить на таре и (или) упаковке, закрепив его таким способом, чтобы он обеспечивал его неотделимость без повреждения и защищенность от внешнего воздействия, которое может привести к повреждению целостности.

Необходимо ответственно подходить ко всему циклу накопления-передачи отходов ФЭО, т.к. несоответствие фактических показателей партии отходов сведениям, указанным в заявке, может привести к возврату за счёт средств отходоообразователя и оплачиванию всех издержек, понесенных ФЭО при выполнении данной заявки.

Данные положения закреплены в договоре:

  • Федеральный оператор в течение 10 рабочих дней с даты передачи отходов на объект обезвреживания и (или) утилизации и (или) размещения отходов I и II классов опасности проводит оценку соответствия отходов условиям договора на оказание услуг. Если соответствие установлено, осуществляется приёмка отходов.
  • При выявлении несоответствия передаваемых отходов условиям договора федеральный оператор в течение 1 рабочего дня после завершения оценки соответствия передаваемых отходов оформляет акт возврата отходов по форме, предусмотренной приложением к договору на оказание услуг. Акт возврата не позднее 3 рабочих дней после его оформления направляется отходообразователю с указанием даты возврата отходов. Возврат отходов, которые не были приняты в связи с их несоответствием условиям договора, осуществляется за счёт отходообразователя в соответствии с условиями договора.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2000 г. N 379

О НАКОПЛЕНИИ, ХРАНЕНИИ

И ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ЦЕЛЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ,

МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49,

от 15.06.2009 N 473, от 23.12.2011 N 1113)

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

2. Установить, что методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 473)

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 27 апреля 2000 г. N 379

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАКОПЛЕНИИ, ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ЦЕЛЯХ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ,

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49,

от 15.06.2009 N 473, от 23.12.2011 N 1113)

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее именуются — запасы).

2. Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.06.2009 N 473, от 23.12.2011 N 1113)

3. Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.06.2009 N 473, от 23.12.2011 N 1113)

Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.

Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 473)

Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 473)

4. Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 473)

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяются исходя из табелей их оснащения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2011 N 1113)

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 473)

5. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 473)

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 473.

Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральным агентством по государственным резервам.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

6. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации:

а) определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 473)

б) создают и содержат запасы;

в) осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

7. Информация о накопленных запасах представляется:

а) организациями — в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в органы местного самоуправления, на территории которых эти организации расположены;

б) органами местного самоуправления — в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов;

б) создает запасы для оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2011 N 1113)

9. Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Прокурор разъясняет

Александровской городской прокуратурой проведен анализ требований действующего законодательства на предмет порядка организации и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов при управлении многоквартирными домами.

Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общества имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обязанность по организации, включая создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО в целях удовлетворения бытовых потребностей жителей обслуживаемых многоквартирных домов лежит на лицах, осуществляющих управление такими домами, что подтверждается выводами Верховного суда РФ (определение Верховного суда РФ от 16 апреля 2020 г. N 307-ЭС20-3601).

Проведенным мониторингом установлено, что в ряде случаев, в районе сложившейся застройки, места (площадки) накопления на придомовых территориях многоквартирных домов не созданы.

При этом фактическое накопление отходов, образующихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей таких многоквартирных домов, осуществляется на контейнерных площадках, расположенных на муниципальных земельных участках (неразграниченной государственной собственности) либо на контейнерных площадках, расположенных на придомовых территориях иных многоквартирных домов, что подтверждается действующими реестрами мест (площадок) накопления ТКО

Вместе с тем из совокупности вышеуказанных норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление ТКО от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).

В силу норм гражданского законодательства, правил благоустройства муниципальных образований порядок содержания таких контейнерных площадок, включая определение расходной части обязательств, должны быть установлены соответствующим соглашением заключенном между заинтересованными сторонами (в том числе соглашениями о совместном пользовании таким местом накопления)

Возложение указанной обязанности на иных лиц, включая органы местного самоуправления противоречит требованиям как федерального, так и муниципального законодательства.

Указанные выводы нашли своей отражение в действующей судебной практике.

Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм федерального и местного законодательства следует, что обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов может быть исполнена одним из 2 способов:

создание места (площадки) накопления на территории земельного участка, входящего в состав общедомового имущества;

содержание контейнерной площадки, расположенной за границами придомовой территории при условии заключения соглашения о пользовании такой контейнерной площадки (в том числе совместном соглашении для группы домов).

Обратное будет свидетельствовать о нарушении жилищного законодательства, в том числе лицензионных требований; законодательства об отходах; законодательства в сфере благоустройства, что влечет соответствующую административную ответственность виновных лиц.

Так, в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что ООО «Потенциал», ООО «ЖКС Алдега», ТСЖ «Черемушки», ТСЖ «Ческа-Липа 8» осуществляют управление многоквартирными домами, расположенным по адресу: 4/2, 4/3, 4/4 по ул. Терешковой; № 2, 8, 10 по ул. Ческа-Липа, г. Александров, на придомовых территориях которых места накопления не созданы.

При этом фактическое накопление отходов, образовавшихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей вышеуказанных многоквартирных домов, осуществляется на контейнерной площадке, принадлежащей ТСН «Терешковой 4», которая находилась в ненадлежащем санитарном состоянии.

Вместе с тем в нарушение требований муниципальных правил благоустройства соглашение о совместном пользовании данной контейнерной площадкой ТКО между рассматриваемыми управляющими компаниями и ТСЖ не заключено.

В связи с выявленными нарушениями 26.10.2020 г. городским прокурором руководителям указанных жилищных организаций внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО, по результатам рассмотрения которых разработан проект вышеуказанного соглашения, находящейся в настоящее время в стадии заключения; проведены работы по очистке территории указанного места накопления ТКО.

Александровская городская прокуратура

О порядке организации и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов при управлении многоквартирными домами

Александровской городской прокуратурой проведен анализ требований действующего законодательства на предмет порядка организации и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов при управлении многоквартирными домами.

Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общества имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обязанность по организации, включая создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО в целях удовлетворения бытовых потребностей жителей обслуживаемых многоквартирных домов лежит на лицах, осуществляющих управление такими домами, что подтверждается выводами Верховного суда РФ (определение Верховного суда РФ от 16 апреля 2020 г. N 307-ЭС20-3601).

Проведенным мониторингом установлено, что в ряде случаев, в районе сложившейся застройки, места (площадки) накопления на придомовых территориях многоквартирных домов не созданы.

При этом фактическое накопление отходов, образующихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей таких многоквартирных домов, осуществляется на контейнерных площадках, расположенных на муниципальных земельных участках (неразграниченной государственной собственности) либо на контейнерных площадках, расположенных на придомовых территориях иных многоквартирных домов, что подтверждается действующими реестрами мест (площадок) накопления ТКО

Вместе с тем из совокупности вышеуказанных норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется накопление ТКО от многоквартирных домов, возлагается на лиц, осуществляющих управление такими домами, вне зависимости от расположения площадок (в пределах или за пределами сформированного земельного участка).

В силу норм гражданского законодательства, правил благоустройства муниципальных образований порядок содержания таких контейнерных площадок, включая определение расходной части обязательств, должны быть установлены соответствующим соглашением заключенном между заинтересованными сторонами (в том числе соглашениями о совместном пользовании таким местом накопления)

Возложение указанной обязанности на иных лиц, включая органы местного самоуправления противоречит требованиям как федерального, так и муниципального законодательства.

Указанные выводы нашли своей отражение в действующей судебной практике.

Таким образом, из совокупности вышеуказанных норм федерального и местного законодательства следует, что обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов может быть исполнена одним из 2 способов:

создание места (площадки) накопления на территории земельного участка, входящего в состав общедомового имущества;

содержание контейнерной площадки, расположенной за границами придомовой территории при условии заключения соглашения о пользовании такой контейнерной площадки (в том числе совместном соглашении для группы домов).

Обратное будет свидетельствовать о нарушении жилищного законодательства, в том числе лицензионных требований; законодательства об отходах; законодательства в сфере благоустройства, что влечет соответствующую административную ответственность виновных лиц.

Так, в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, установлено, что ООО «Потенциал», ООО «ЖКС Алдега», ТСЖ «Черемушки», ТСЖ «Ческа-Липа 8» осуществляют управление многоквартирными домами, расположенным по адресу: 4/2, 4/3, 4/4 по ул. Терешковой; № 2, 8, 10 по ул. Ческа-Липа, г. Александров, на придомовых территориях которых места накопления не созданы.

При этом фактическое накопление отходов, образовавшихся при удовлетворении бытовых потребностей жителей вышеуказанных многоквартирных домов, осуществляется на контейнерной площадке, принадлежащей ТСН «Терешковой 4», которая находилась в ненадлежащем санитарном состоянии.

Вместе с тем в нарушение требований муниципальных правил благоустройства соглашение о совместном пользовании данной контейнерной площадкой ТКО между рассматриваемыми управляющими компаниями и ТСЖ не заключено.

В связи с выявленными нарушениями 26.10.2020 г. городским прокурором руководителям указанных жилищных организаций внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО, по результатам рассмотрения которых разработан проект вышеуказанного соглашения, находящейся в настоящее время в стадии заключения; проведены работы по очистке территории указанного места накопления ТКО.

Александровская городская прокуратура

Выбор темы

Обычная версия

Черно-белая версия

Бело-черная версия

Зелено-коричневая версия

Синяя версия

Отключение картинок

Отключить картинки

Размер шрифта

Обычный шрифт

Увеличенный шрифт 1.5

Увеличенный шрифт 2

Интервал между буквами (кернинг):

Обычный

Большой

Очень большой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации электрической плиты горенье
  • Таблетки креон от чего они помогают инструкция по применению взрослым
  • Verifone vx520 инструкция по эксплуатации на русском языке терминал
  • Частотный преобразователь prostar pr6100 инструкция на русском
  • Natural essence oil инструкция по применению