Руководство по планированию в искусстве

Art-Frame-photo-by-Jessica-Ruscello-on-Unsplash Если вы хотите, чтобы ваше местное арт-мероприятие было успешным, вам нужно приложить равное количество усилий. От планирования хода мероприятия до его продвижения и обеспечения того, чтобы люди действительно пришли, это не так просто, как может показаться.

К счастью, мы здесь, чтобы провести вас через это. Если вы не знаете, с чего начать свое художественное мероприятие, вот несколько советов по его планированию и продвижению.

Планирование вашего мероприятия
Планирование арт-события включает в себя множество вещей, которые необходимо учитывать. Вот несколько шагов, которым вы можете следовать на протяжении всего процесса:

Установите время для вашего арт-события
Не забудьте заранее выбрать дату и время. Вы должны дать себе достаточно времени, чтобы подготовиться к фактическому событию, а также к рекламным акциям. Это также дает людям достаточно времени, чтобы очистить любые расписания, которые у них могут быть, чтобы они могли посетить ваше мероприятие.

Выберите тему и имя
Тема и имя — это две первые вещи, которые вы должны подготовить. Обратите внимание на произведения искусства, которые будут представлены на мероприятии. Есть ли у них что-то общее? Выделяется ли конкретное произведение? Название и тема не должны противоречить друг другу, а должны создавать впечатление, что коллекция представляет собой единое целое. Это также должно быть достаточно, чтобы вызвать любопытство у любого, кто наткнется на него.

Испытайте пространство перед событием
Проведите некоторое время в месте проведения мероприятия перед мероприятием, чтобы спланировать развешивание. Вы даже можете взять с собой альбом для рисования и разработать общий макет. Измерьте пространство и начертите план в масштабе. Прогулка по галерее также поможет вам визуализировать, где должны располагаться определенные части для оптимального освещения и взаимодействия.

Этикетка произведений искусства
Не забудьте пометить произведения искусства. Таким образом, людям будет легче идентифицировать их. На карточках с этикетками должны быть указаны размер, название и среда.

Подготовьте программу мероприятий
Важно спланировать все мероприятие шаг за шагом и от начала до конца, чтобы ничего не было скучным или грязным. Вы можете проводить различные мероприятия и мини-события. Вы также можете нанять ведущего и подготовить речь для своих посетителей.

Продвижение вашего мероприятия
Теперь, когда вы запланировали свое мероприятие, пришло время для реальных рекламных акций. Никто не хочет, чтобы все усилия по планированию мероприятия пропали даром. Вот несколько способов, которыми вы можете продвигать свое мероприятие и гарантировать аудиторию:

Подготовьте необходимые атрибуты
К атрибутике относятся каталоги, плакаты, выставочные открытки и т. д., которые можно использовать для рекламы вашего мероприятия. Перед самим мероприятием можно повесить плакаты, чтобы создать волнение. Есть художественные шаблоны доступны в Интернете, например, от PosterMyWall, которые позволяют создавать собственные плакаты для художественных фестивалей.

Во время самого мероприятия у вас могут быть выставочные карточки с дополнительной информацией о произведениях искусства, размещенные рядом с произведениями искусства или на стойке регистрации для людей, которые хотят узнать больше о произведениях искусства.

Информируйте соответствующие организации и местные контакты
После того, как информация и материалы о вашем мероприятии будут готовы, вы можете связаться с соответствующими организациями и сообщить им о предстоящем мероприятии, чтобы охватить его более широко. Журналисты и работники СМИ — это люди, к которым вы можете обратиться.

Подумайте о любых конкретных группах или отдельных лицах, которые были бы заинтересованы в посещении вашего мероприятия. Не бойтесь мыслить нестандартно. Вы можете попробовать пригласить на свое мероприятие школы, колледжи или местную художественную школу.

Не забудьте сообщить своим близким личным контактам. Поощряйте их распространять новости о вашем мероприятии среди людей, которые, как они знают, могут быть заинтересованы.

Воспользуйтесь преимуществами местных СМИ
Использование местных СМИ также позволяет вам охватить большое количество местных жителей. Вы можете дать радиоинтервью или дать рекламу, используя другие средства массовой информации местного сообщества, такие как общественные собрания, информационные бюллетени и т. д.

Используйте онлайн-доски объявлений
Если в вашей выставочной студии или общественном центре есть веб-страница для рекламы предстоящих мероприятий, воспользуйтесь ею. Скорее всего, это сделает большую часть рекламы за вас. Вы также можете выполнить поиск других коллективных веб-сайтов артистов и найти их объявления о приглашении артистов, под которыми вы можете представить свое мероприятие.

Используйте социальные сети
Социальные сети — невероятно мощный инструмент, особенно когда речь идет о продвижении. Это не только позволяет вам общаться с людьми со всего мира за считанные секунды, но вы также можете общаться с единомышленниками и узнавать о последних тенденциях в искусстве.

Страница Facebook, учетная запись Twitter или профиль Instagram — одни из лучших платформ для рекламы вашего мероприятия. Эти платформы упрощают повторный обмен информацией, что означает, что вам будет легче рассказать о своей выставке.

Также не стоит зацикливаться на одном посте о событии. Вам нужно создать ажиотаж и волнение и заставить людей хотеть пойти. Старайтесь публиковать сообщения чаще, чтобы люди могли постоянно видеть вас в своих лентах.

Вы даже можете опубликовать краткий обзор произведений искусства, которые будут демонстрироваться. Размещение фотографий закулисного процесса подготовки к мероприятию также является одним из способов вызвать ожидание.

Имейте в виду, что социальные сети невероятно быстро развиваются. Не говоря уже о том, что алгоритм может работать против вас. Итак, если вы не хотите, чтобы люди ушли и забыли о вашем мероприятии, вам нужно постоянно выставлять себя напоказ.

Разослать приглашения
Наконец, вы можете сделать свое мероприятие еще более особенным, пригласив известных артистов. Создавайте персонализированные приглашения с помощью онлайн-инструментов, таких как PosterMyWall, и отправляйте их известным художникам в этом районе.

Есть большая вероятность, что они также расскажут об этом событии своим ученикам или коллегам-художникам. Кто знает, возможно, они представят несколько своих собственных работ для демонстрации. По крайней мере, так вы узнаете о своем мероприятии и увеличите вероятность того, что ваше мероприятие посетит кто-то, пользующийся уважением в местной индустрии.

Заключительные слова
Художественные мероприятия — это всегда отличная возможность для художников показать, на что они способны. С советами, перечисленными выше, вы можете превратить мероприятие в отличный трамплин для незабываемой карьеры. Все зависит от того, насколько хорошо вы его планируете и продвигаете!


Изображение: Художественные Рамки – фото Джессики Русселло на Unsplash

Важная часть композиции картины — линия горизонта и расположение деталей работы по планам. Это влияет на восприятие зрителя и позволяет художнику акцентировать внимание на определенных элементах картины. Посмотрим, как это работает, и для чего художники п

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Классическая линия горизонта:

1. Йозеф Карл Штилер. Принцесса Амалия Августа Баварская, 1823
2. Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана, 1818

Заниженная линия горизонта:

1. Георгий Нисский. Над снегами, 1964
2. Максим Воробьев. Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем, 1835
3. Виргилиус Эриксен. Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте, 1762

Завышенная линия горизонта:


1. Василий Поленов. Золотая осень, 1893
2. Аркадий Пластов. Фашист пролетел, 1942
3. Питер Брейгель Старший. Путь на Голгофу, 1564
4. Питер Брейгель Старший. Свадебный танец, 1566
5. Эдгар Дега. Танцовщица с букетом цветов, 1878

〰️ Линия горизонта — это условная линия, в которой небо визуально сходится с землей. В живописи линия горизонта определяется положением глаз художника (а вслед за ним и зрителя) — в пространстве относительно изображаемого на картине.

↔️ В классическом варианте линия горизонта располагается в средней части картины, в средней трети. «Нормальная» линия горизонта позволяет спокойно смотреть на картину, поскольку мы видим изображение в привычном для нас ракурсе.

⬇️ Если линия горизонта располагается в нижней трети, то у зрителя создается ощущение, что он смотрит на мир с некой низкой точки: у ног человека, если это портрет, или на земле, если пейзаж. Так рождается интуитивное ощущение, что перед нами изображено нечто величественное и торжественное.

▪️ В работе Воробьева «Набережная Невы у Академии художеств» линия горизонта занижена, поэтому сфинксы на пьедесталах приобретают монументальность, загадочность и торжественность.

Еще два распространенных варианта использования низкой линии горизонта — пейзажи и парадные портреты. В пейзажах этот прием делает акцент на небе — помогает сосредоточить внимание на закате, игре облаков, грозе, солнце. В парадном портрете «взгляд снизу» делает героя еще величественнее и значимее, особенно если герой изображен в полный рост (или на коне).

▪️ У работы Эриксена «Екатерина II верхом на коне» есть еще одно название — «Поход на Петергоф». Екатерина изображена в мундире полковника Преображенского полка в важный исторический момент — перед дворцовым переворотом, когда она свергла с престола Петра III и сама стала императрицей.

⬆️ Если линия горизонта располагается в верхней трети картины, то возникает противоположное ощущение. «Взгляд сверху» создает акцент на происходящем на земле. Такой прием используется в пейзажах, когда нужно раскрыть широту природы, ее масштаб, насыщенность вида.

▪️ В работе Пластова «Фашист пролетел» завышенная линия горизонта усиливает впечатление от контраста между красотой пейзажа и трагическим сюжетом, который построен вокруг тела убитого мальчика и воющей собаки.

Использовать завышенную линию горизонта очень любили Брейгель и Босх. Их главные темы — критика нравов людей, демонстрирование пороков и кары за них. С помощью завышенного горизонта художники концентрируют внимание на происходящем «внизу», на многолюдности сцены, создают «всемирный масштаб».

▪️ В работе Дега «Танцовщица с букетом» завышенная линия горизонта, с одной стороны, является частью эксперимента импрессионистов с необычными ракурсами, а с другой — это прямой способ подчеркнуть расположение дамы на переднем плане и ее наблюдение за происходящим внизу.

Классическое распределение по планам:


1. Леонардо да Винчи. Богоматерь с Младенцем и святой Анной, 1508–1510
2. Исаак Левитан. Зимой в лесу, 1885

У картины обычно выделяют три плана. Передний план — максимально приближенный к зрителю. Средний план несколько удален, но отчетливо виден. Задний план — фон картины. Поговорим о них подробнее и посмотрим, как с ними работали художники.

✔️ Классический подход — это практически пустой передний план, разворачивание сюжета на среднем плане и использование заднего как фона. На переднем могут быть прописаны некие детали, но они не несут особой смысловой нагрузки. Это позволяет избежать ощущения, что изображаемое «торчит» из полотна и дает взгляду зрителя естественно перейти к среднему плану, где разворачивается главное действие картины. Задний план выполняет только функцию фона, обозначая место, где происходит действие.

😇 В работе да Винчи «Святое семейство» очень спокойный передний план. На среднем мы видим главных героев, а на заднем — условно проработанный пейзаж.

🐺 Аналогичная ситуация в пейзаже Левитана: на переднем плане только снег, на среднем рядом с высокими деревьями выделяется волк, главный герой картины, и на заднем плане лес.

Работа с передним планом:


1. Рафаэль. Сикстинская Мадонна, 1513–1514
2. Ганс Мемлинг. Распятие, 1491
3. Джордж Сёра. Канкан, 1889–1890
4. Пере Боррель дель Казо. Бегство от критики, 1874

Художники могут смещать акцент на передний план. Активный передний план «включает» зрителя в картину.

🔙 С этим экспериментировали даже классические художники. В работе Рафаэля «Сикстинская Мадонна» на переднем плане расположены два активных персонажа-ангела, которые сейчас так же известны, как и само изображение Мадонны. Они находятся максимально близко к зрителю и, во-первых, сразу задают эмоциональный тон произведения, настраивая на благостность и умиротворение. Во-вторых, они закрывают пространство перед Мадонной, «отгораживают» ее от зрителя, сохраняя дистанцию, но делают это мягко и органично.

Активный передний план часто используется в картинах-распятиях. В классической трактовке сюжета вокруг Христа расположено много людей, и художники часто специально оставляют на переднем плане небольшое пустое пространство. Это так называемая точка входа в картину, чтобы зритель мог «влиться» в толпу и самостоятельно прочувствовать момент.

🔍🔍 Более современные эксперименты с передним планом можно увидеть в картине Сёра в технике пуантилизма. На среднем плане мы видим танцовщиков на сцене, а на переднем — срезанные фигуры музыкантов в оркестровой яме. Из-за того, что эти фигуры максимально приближены к переднему краю картины, зритель как будто оказывается «внутри» изображения, активно вовлекаясь в действие героев первого плана.

🔎 Еще один пример — «Бегство от критики» дель Казо. Это жанр «обманки» — художник так концентрирует передний план, что создается ощущение, будто у полотна нет глубины, нет среднего и заднего плана. Мальчик словно выходит из полотна в реальный мир.

Работа с дальним планом:


1. Питер Брейгель Старший. Падение Икара, 1558
2. Василий Поленов. Голгофа, 1909
3. Максим Воробьев. Вид Иерусалима, 1821

Обычно задний план считывается зрителем в последнюю очередь, после переднего и среднего. Когда художник переносит в глубину что-то важное, он намеренно сбивает восприятие зрителя, который интуитивно ищет раскрытия сюжета на среднем плане картины. Посмотрим на примерах.

✔️ В картине Брейгеля «Падение Икара» шаблон известного древнегреческого мифа разрывается. Зритель не видит ни полета, ни падения, ни самого Икара. Высокая линия горизонта акцентирует внимание на мире внизу: пахарь, пастух, города вдали, скалы, корабли. И только после целенаправленных поисков можно увидеть в правой части картины ноги тонущего мальчика.

💭 Брейгель хотел показать не конкретный мифологический эпизод, а то, как устроен мир: независимо от происходящего мир продолжает существовать. Пахарь пашет, пастух пасет, рыбак рыбачит, и никакая личная трагедия не нарушает привычного течения жизни. Как говорит голландская пословица: «Ни один плуг не останавливается, когда кто-то умирает».

✔️ Похожим образом работает Поленов в полотне «Голгофа». В отличие от классических сюжетов с распятием, Поленов изображает процесс «до»: Христос только поднимается на Голгофу со своим крестом на плечах. Художник сбивает привычное восприятие — зритель будто оказывается среди людей внизу и следит за происходящим вместе с ними. Такой прием в то время должен был освежить восприятие привычного известного сюжета.

✔️ Еще один пример акцента на заднем плане — работа Воробьева «Вид Иерусалима». Художник пишет Иерусалим, в котором действительно был, но изображает его не как этнограф, зарисовывая башни и стены города, а иллюстрирует образ Иерусалима как Града Небесного.

▪️ Передний план прописан детально, средний скрыт за дымкой, и уже из нее на дальнем плане показывается священный город как некое видение.

Эдгар Дега. Площадь Согласия, 1876 (78,4 × 117,5)

Планирование –
это обоснованная разработка приемов и
результатов деятельности на определенный
период.

Планы, разрабатываемые
и используемые в сфере культуры,
различаются в зависимости от содержания
планируемой деятельности, уровня
принятия плановых решений, степени
директивности и сроков, на которые они
рассчитаны.

В зависимости от
уровня принятия планового решения планы
делятся на федеральные, региональные,
областные, городские, районные, планы
учреждений и организаций и их подразделений,
индивидуальные.

В зависимости от
степени директивности, т.е. обязательности
выполнения, различаются планы прогнозные
– выражающие некоторые ориентировочные
представление о планируемом периоде;
рекомендательные
– содержащие
установочные рекомендации; директивные
– подлежащие
обязательному выполнению.

В директивных
планах содержится четкое определение
заданий в цифровых показателях с
указанием четких сроков выполнения.
Показатели рекомендательных планов
носит контрольный характер. Это означает,
что учреждение свою деятельность должно
построить так, чтобы обеспечить достижение
показателей не ниже контрольных.
Прогнозные планы представляют собой
выявление наиболее вероятных тенденций
развития сферы.

В зависимости от
сроков, на которые разрабатываются
планы, они делятся на перспективные
(среднесрочные и долгосрочные) и текущие
(краткосрочные
и оперативные).

Долгосрочные
планы

разрабатываются на срок не менее 5 лет.
В сфере культуры такие планы разрабатываются
на федеральном и региональном уровнях.

Среднесрочное
планирование
охватывает период от года до 5 лет и
отличается обычно большей детализацией.

К краткосрочным
относятся
планы, разрабатываемые на срок до года,
а также оперативные планы. В них
конкретизируются задания перспективных
планов на текущий год, квартал, месяц,
неделю. Поэтому краткосрочные планы
называются также планами текущей работы.
Текущее планирование осуществляется
на тех же уровнях, что и перспективное,
а также на уровне отдельных учреждений
и их подразделений (в том числе
самодеятельных коллективов). Наиболее
полно деятельность учреждений культуры
выражается в годовых планах работы.
Дальнейшая детализация и конкретизация
плановых заданий достигается в
квартальных, месячных, а также других
оперативных планах работы. К оперативным
относятся планы, разрабатываемые на
декаду, неделю, день, а также оперативные
индивидуальные планы.

Следует различать
стратегические
и тактические
планы.

В основе любого
плана лежит выработка целей. Цели бывают
близкие, достижимые, перспективные и
далекие. Цели определяют задачи, которые
следует решить для достижения поставленной
цели.

Существуют несколько
методик разработки целей на планируемый
период, разработка любого плана
предполагает последовательное прохождение
следующей цепочки:

ЦЕЛИ
— представление о
желаемом результате

ЗАДАЧИ
— которые необходимо
решить для

достижения каждой
цели

ДЕЙСТВИЯ
— которые необходимо
выполнить для

решения задач

ОБЕСПЕЧЕНИЕ
— материальное, финансовое,
кадровое

и
т.д., необходимое для выполнения

плана.

Планирование
организует и дисциплинирует деятельность
коллектива самодеятельного творчества.
Руководитель, планируя свою деятельность,
может опираться на следующие источники:

— планы предыдущего
года;

— планы учреждения
культуры, в котором функционирует (как
текущие, так и перспективные);

— календари
знаменательных дат (городского,
федерального, мирового уровня);

— социальные заказы;

— положительный
опыт аналогичного коллектива НХТ;

— традиции коллектива
или учреждения культуры;

— информация о
направленности досуговых интересов
участников самодеятельности, и пожелания;

— творческие планы
самого руководителя.

Структура плана
может варьироваться самим руководителем.
Целесообразно всю творческо-производственную
деятельность разделить на несколько
блоков, такие, как организационно-методическая
работа, учебно-воспитательная работа,
внеучебная работа, концертная деятельность.
Каждый блок может наполняться, к примеру,
таким содержанием:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

7190281335_bbd141f966_b

Многие люди, а если говорить честно, то все, кто хоть раз оставался один на один с задачей написания объемного текста, сталкивался с трудностями, связанными со структурированием текста и его планированием. Ну и меня не минула чаша сия.

Находясь на границе перед написанием очередного романа, рассказа или статьи, я всегда задаюсь вопросом, а о чем именно я буду писать все эти 5, 50, 250, 500 страниц? Вроде бы идея — вот она, а когда подбираешься к непосредственной реализации внезапно осознаешь, что находишься перед бездной, зловеще зияющей пустотой. И совершенно не знаешь, как прокинуть мостик от одного ее края к другому, как спланировать состав текста, как построить слияния хитросплетений судеб героев.

Пришлось немного поизучать опыт других писателей и составить некий дайджест способов того, как принято планировать произведения. Разумеется, дайджест будет пропущен через мое собственное понимание вопроса. Более того, для проверки почерпнутых из глубин интернетов знаний я написал первый рассказ из целой череды рассказов воспользовавшись одним из методов. И не просто написал, а проверил методику планирования произведения. Более того, саму методику планирования я попробовал скрестить со Story Grid, методом, позволяющим анализировать текст и находить в нем «узкие» места.

В чем сложность при работе без плана?

Написать роман без четкого и понятного плана это то же самое, что построить автомобиль без чертежей. Вроде бы понимаешь, что должно получиться в результате, но обилие деталей и технологических операций банально вводит в ступор. Я сказал романа? В действительности не только романа, но и любого другого произведения объемом более нескольких страниц.

Когда я приступаю к работе над книгой или другим произведением, у меня уже есть концепция. Я знаю, что я хочу сказать, но совершенно не понимаю, как выразить свои мысли в понятной читателю и непротиворечивой форме. И сразу же стараюсь прикинуть что, как и где я напишу. Другими словами, я пытаюсь, так или иначе, набросать план моего произведения. Чтобы понимать где и что у меня будет располагаться.

Если же писать без плана, то может статься так, что повествование уйдет совершенно в другую сторону, нежели изначально думал писатель. И произойдет сие непринужденно естественным образом. Иногда даже обнаружив отклонение от магистрали первоначальной идеи исправить его уже нельзя, поскольку придется переписывать вообще практически все с самого начала, иначе проявятся логические несоответствия.

Story Arc by DevianArt

Traditional Story Arc (Taken from Devian Art)

А в некоторых случаях ситуация становится еще хуже. Я бы даже сказал, что ситуация приобретает все характеристики катастрофы. Начиная писать произведение без плана, автор может сильно увлечься и слишком размашисто раскидать клюкву во введении, затянув его до середины произведения. И подобное — вовсе не редкость, даже в коммерческой литературе сплошь и рядом встречаешь занудные и затянутые вступления при вроде бы адекватной идее.

Ниже я проанализирую различные варианты планирования, дабы дать общее понимание того, как вообще можно планировать произведения, а благодарный читатель, он же будущий писатель, постарается понять и разобраться в предлагаемых вариантах.

Итак…

Контролирующая идея… Это наше все!

Прежде чем браться за планирование, а тем более за написание произведения, стоит как следует и крепко подумать, что же на самом деле есть ваша контролирующая идея. Ее нужно сформулировать в краткой форме. Напомню, что контролирующая идея — стержень всего произведения, вокруг нее крутится весь сюжет и происходят все действия персонажей.

Обычно контролирующая идея выражается в виде короткой, но емкой фразы или же одного предложения. Редко, но вполне допустимо, когда идея выражена несколькими предложениями. Конечно, если автор последователь Канта или другого философа, упражняющегося в написании никому не понятных словес, то в качестве идеи может выступать небольшой абзац текста или даже страница.

Для лучшего понимания, того, что такое контролирующая идея, можно привести несколько примеров. Например, «Сколько веревочки не виться, а конец все равно есть» подойдет для романа с адюльтером или про мелких преступников, «Наркотики — разрушают твою жизнь» отличная идея для романа про опускающегося на дно интернет-наркомана, «Большие деньги и власть развращают почище водки» подойдет для рассказа про начало 90, когда пути-дорожки друзей расходятся, кто-то подается в бизнес, а кто-то увлекается утренним ботлхантингом.

Запишите свою контролирующую идею и держите ее постоянно перед глазами, когда работаете над произведением. И при любых сюжетно важных событиях сверяйтесь с ней, это поможет выдержать сюжет в едином ключе от начала и до конца.

Стиль написания

Помимо контролирующей идеи важно выбрать и придерживаться единого стиля в написании текста. Зачастую и я лично наблюдал подобное в изданных книгах, писатели постепенно утрачивают изначальный настрой в стиле текста. Например, начало ведется в ироничном ключе, а концовка — чистейшей воды хоррор. Разумеется, стилевые метаморфозы могут быть заложены автором изначально, как мастерски проделал Анатолий Кузнецов в своем «Бабьем яре». А вот у других… В качестве отличного образчика того, как меняется стиль изложения, можно ознакомиться с некоторыми романами Минаева. По мере прочтения очевидно, что некоторые его книги писались длительное время и с существенными перерывами, во время которых сам писатель менялся, а следом менялось и его отношение к героям и рассказываемой истории.

Рекомендация: фиксировать стиль написания при обдумывании контролирующей идеи, а затем периодически сверяться с выбранной моделью по мере продвижения по истории. Подробнее о стилях можно прочитать в моем разборе Story Grid.

Структура

Но ведь в хорошей истории важны не только стиль и идея, но и то как эта идея раскрывается писателем. Кстати, под магическое действие структуры произведения, больше чем художественные, подпадает деловая или научная проза. Взять хотя б презентацию. В очень сжатом формате зачастую с иллюстрациями и на десятке слайдов, лектор должен провести своих слушателей через целый мир. А сделать он это может только логично структурировав все свое творчество целиком. Ведь писатель идет от мысли к слову, а читатель (слушатель) вынужден идти от слова к мысли. И малейшее отклонение от генеральной линии может привести к недопониманию, иногда катастрофическому.

Из каких составных частей состоит произведение, какие логические кирпичики лучше применять для построения текста, я опять же вывел в обзоре Story Grid. Автор в любом случае является творцом своего произведения и волен сам выбирать как форму, так и ее наполнение. Но именно на этом этапе мы подобрались вплотную к тому, как можно планировать развитие «действия» в своем произведении.

Я недаром поставил слово «действия» в кавычки. Ведь под действиями подразумевается именно история, история, излагаемая рассказчиком слушателю. И рассказчик волен либо вообще отказаться от структуры, раскидав связанные события по всему повествованию, либо же отдаться на волю провидения и писать, писать, писать полагаясь лишь на свою интуицию и некий опыт. В первом случае читатель заскучает, будучи не в силах собрать все кирпичики Lego в единую модель, а во втором, он умрет от скуки смертной, следуя пространным рассуждениям незадачливого импровизатора, потерявшего собственную путеводную нить. Такие методы вполне уместны, но прибегать к ним стоит лишь только профессионалам своего дела, только тем, кто знает в совершенстве, какие правила они нарушают.

А мы же проследуем далее, в увлекательный и чарующий вычурной простотой мир планирования произведения.

Объем и глубина планирования

Перед началом планирования следует понять на какую глубину следует проводить это самое планирование. Если произведение небольшого формата, например, рассказ, то запланировать можно сразу все произведение. А вот в случае романа формата «Война и мир», с многочисленными сиквелами, проработать сразу же в мелких деталях все что будет происходить на сотнях, а может быть, и тысячах страницах зачастую просто не представляется возможным.

В таком случае можно накидать в общих чертах все произведение, а первую его часть уже проработать более детально. И вот так, продвинувшись к окончанию одной части, приступать к планированию следующей.

Вехи

Кстати, о крупнозернистом представлении структуры или сюжета. Все повороты и важные части можно отобразить в виде каких-то ключевых событий или, в случае нехудожественной литературы, выводах. По-другому, все ключевые моменты можно назвать назвать вехами.

Получив структуры из вех, можно приступать к детализированию каждой из них, постепенно «наращивая» на костный скелет мясцо. Но не думайте, что, создав план в самом начале, он останется неизменным на протяжении всего процесса написания. Зачастую получается так, что план постепенно изменяется, по мере того как писатель продвигается в своем процессе написания. Иногда в голову приходят удачные мысли, а часто просто ниспадает озарение и, взглянув на структуру, решаешь пойти немного другим путем.

Планирование на основе фактов (событий, мест, персонажей) карточками

Самый простой способ спланировать произведение — остановиться на крупнозернистом плане из вех. В этом случае в плане отсутствует детализация до мелких подробностей, типа вспомогательных или поддерживающих событий, указаний на описание местностей, персонажей и прочего. Вместо этого автор использует визуальное представление, состоящее из множества карточек.

Планирование в виде карточек

Планирование в виде карточек

На карточках могут быть отображены (или просто написаны) сами ключевые события, персонажи с их характеристиками, фотографии мест или же любая другая информация. По мере продвижения вперед, автор может убирать карточки, когда они не нужны.

Если писатель работает за столом, то перед ним, может располагаться стена, на которой и удобно разместить визуальные подсказки. На компьютеризированном уровне можно воспользоваться продуктом типа Scrivener, в котором реализована самая настоящая пробковая доска для многочисленных карточек.

Карточки можно не только бессмысленно лепить на пробковую доску в хаотичном порядке, их можно группировать по мере развития истории или же вообще протянуть вдоль всей кривой повествования, наглядно демонстрируя появление тех или иных персонажей, событий или же просто сцен.

Из-за своей простоты и неограниченности форматом, метод планирования с карточками, пожалуй, самый гибкий из всех возможных методов, за исключением, пожалуй, полного отсутствия планирования.

Планирование в виде сетевой диаграммы

Применение Mind-Mapping (картирование памяти) техники для планирования выступлений перед публикой — успешно практикуется, так как не дает забыть основные тезисы в напряженной обстановке. Но ту же самую методику можно применять и для планирования произведения.

Правда, метод Mind Map не совсем подходит для планирования произведения, так как создавался он совсем для другого. Основной проблемой в классическом Mind Map я считаю невозможность построения сетевых диаграмм, а не только карт памяти. А если говорить о программных продуктах, то проблема с ограничениями по «горизонтальным» связям и наличию на одной диаграмме сразу нескольких корневых точек, отлично решена в продукте как Scapple.

В теории метод картирования памяти или карт памяти может применяться как вспомогательный инструмент, для краткого описания сложных понятий или же специфических доменов знаний. А вот планирование крупного произведения исключительно при помощи Mind Mapping мне видится не таким уж и удобным. Проверено на себе.

Используем сам документ в качестве плана

Еще одним способом по планированию, не требующим каких-либо специальных инструментов или навыков, я могу назвать использование самого текстового процессора. Разбиваем наш будущий текст на главы, в каждой главе прописываем краткое ее содержание. Прямо по тексту. По мере того как написание текста продвигается вперед, можно удалять части или предложения текста, относящегося к плану.

План рассказа в Word, заголовки, навигация

Вариант планирования в MS Word. Для сцен и глав используются специальные стили. В «заголовке» сохранено краткое содержание, дата, конфликт, изменение ценности, место. В отдельном документу расписываются места, предметы и контролирующая идея.

Метод весьма прост, но после написания всего произведения автор остается, по сути, без плана. И уже не сможет провести ревизию текста опираясь на его краткое структурированное содержание. Опять же, проверено на себе.

Детальное планирование в виде таблицы

Один из наиболее популярных способов планирования, и в той же мере эффективный способ — применение электронных таблиц. Метод с таблицами до боли в подушечках пальцев похож на метод проверки Story Grid и его появление на свет можно отметить как естественную потребность контроля над текстом у авторов.

Применение табличного способа планирования просто и гибко одновременно. Для начала заводится обычная таблица в обычном редакторе электронных таблиц, например, Excel. Каждая строчка есть не что иное, как элемент текста, к примеру, сцена, глава, последовательность или аналогичный элемент. Глубина планирования может выбираться автором произвольно, от крупнозернистой и до самой что ни на есть подробной.

Детальное планирование в таблице

Детальное планирование в таблице

Обыкновенно применяются такие столбцы, как номер главы, место действия, время действия и длительность, краткое описание того, что происходит в этой конкретной части истории, действующие лица на сцене и вне ее. При наличии желания автора контролировать изменение ценностей в своей истории он может прописать туда же и их, а затем попытаться промоделировать их изменение в зависимости от происходящих событий.

Ко всему прочему, я бы порекомендовал добавить еще и объем указанной части в словах или символах. В таком случае у автора появляется инструмент по контролю за объемом своего текста и отдельных его частей. Кстати, хорошим тоном является детализации до уровня сцен или глав, когда сцена равна одной главе. Большая подробность будет избыточной.

Крупнозернистое планирование крупных произведений

Когда дело доходит до действительно крупных форм, то от мастерства писателя держать весь сюжет под контролем, зависит успех всего предприятия. Представляете себе, как можно запланировать книги о Гарри Поттере или же «Игру престолов»? Если кто не помнит, то в таких произведениях присутствует множество сил с различными интересами. И часто они конфликтуют друг с другом. Таким образом не одному герою противостоит один злодей, а множеству героев противопоставлено множество антигероев. Что создает дополнительные трудности по контролю всех взаимодействий. Что же делать?

В таком случае применяется тоже таблица, но несколько иного толка, чем в предыдущем абзаце. Для описания взаимодействий между различными группировками или для контроля над сложными переплетениями отношений лучше всего применить двухуровневое планирование, когда на нижнем уровне для каждого из эпизодов применяется один из методов планирования приведенных выше, а для верхнего уровня, уровня крупных форм, можно использовать следующее анонимное изобретение.

Детальный план романа "Catch-22"

Детальный план романа «Catch-22»

Создается таблица, где каждая строка есть отражение крупного элемента истории, например, эпизода или акта. В качестве столбцов можно использовать, разумеется, номер, а еще временную привязку событий эпизода. Конечно, в каждой строке должно быть краткое описание того, что вообще происходит в этой части текста. А дальше, в остальных столбцах указываем основные противоборствующие силы. В конкретных ячейках заполняем то, как, по каким причинам и с кем произошли конфликты этой силы.

Однако, хочу сразу предупредить, что таблица с крупнозернистым планированием для крупных произведений не очень хорошо работает с менее форматными текстами. Если у вас всего несколько героев, то нет никакого смысла строить такую таблицу и прописывать каждого из героев в отдельный столбец. Они отлично уживутся и с обычной таблицей для детального планирования, а вы не проделаете излишнюю работу. Кстати, я встречал подобные упражнения и могу представить какие мучения испытывал автор, когда пытался впихнуть своих героев и их взаимодействие между собой в столь изощренный инструмент.

Применяем планирование на практике

Самое лучшее закрепление теории — проверка ее практикой. В моем случае, дабы попрактиковаться в планировании и последующем написании художественного произведения по заранее намеченному плану, я решил реализовать в виде небольшого рассказа одну из своих идей. В плане идей их много у меня. После того как идея уже готова к тому, чтобы превратиться в нечто большее, я начинаю собирать материал. Определяюсь с местом действия, подбираю фактуры. Все это с успехом заносится в OneNote. Процесс подготовки материалов может занимать несколько месяцев, пока сама идея доваривается в собственном соку.

Но вот на стадии превращении идеи в некую художественную форму неминуемо возникают муки творчества, поскольку просто не ведаешь, как какую-то короткую мысль, историю, записанную в одном абзаце, превратить в текст объемом хотя бы в тысяч десять слов. И пожалуй, именно это планирование и есть самая сложная часть работы. Сложная с точки зрения интеллектуальных затрат, понятное дело.

Не буду раскрывать весь сюжет рассказа «История Натальи Веревочкиной», но в нем молодая девушка ввязалась в странную авантюру по защите окружающей среды. Куда приведет ее чрезмерно ретивая борьба за чистоту воздуха, почвы и вод узнает пытливый читатель. Но в этом рассказе нас интересует не сам сюжет и не то, что из-за травмы он была написан целиком и полностью всего тремя пальцами по вечерам, а то, как он был запланирован.

Первоначально, я сформулировал контролирующую идею рассказа, попробовал осмыслить ее под разными углами. Затем определился с жанром, с лицом повествования и с очень кратким содержанием. Все это позволило определить требования к будущему строению (этажность, расположение на участке). Поскольку я планировал написать рассказ, т. е. относительно небольшую форму, то я решил ограничить всю историю объемом от 8 до 10 тысяч слов. Уже на этом этапе мне было понятно, что в рассказе будет 4 акта, а каждая глава будет одной сценой.

План рассказа "История Натальи Веревочкиной"

План рассказа «История Натальи Веревочкиной»

Для рассказа, из-за небольшого количества действующих сил, да и небольшого объема, я решил использовать обычную табличную структуру планирования. Каждая строка равняется одной сцене и соответственно одной главе. Напомню, что для того, чтобы сцены выглядели более-менее живо, герои в них должны принимать какие-то решения или совершать действия, которые подталкивают историю к следующей части. Ну а общее напряжение, по обыкновению, должно постепенно нарастать.

В виде столбцов я использовал:

• Обозначение части произведения: начало, середина или конец.
• Номер акта.
• Номер главы.
• Объем акта.
• Номер сцены.
• Место действия.
• Событие.
• Тип события: побуждающее происшествие, прогрессирующее происшествие, кризис, кульминация и разрешение. Как таковые я не использовал поддерживающие сцены, поэтому их и нет в перечислении.
• Плановый размер сцены в словах.
• Фактический размер сцены в словах.
• Изменение ценности героев в основной сюжетной линии (Storyline A).
• Изменение ценности героев во второстепенной сюжетной линии (Storyline B).
• Обязательные условности для сюжета.

Последние три столбца, как показала практика, по крайней мере для рассказа, не информативны и большого смысла в них нет. Да, по задумке каждый из главных героев тянул сразу по две линии, например, героиня внешне хотела бороться за природу, а внутренне испытывала романтическую симпатию к другому герою. Но рамки рассказа и без отдельного вычленения отлично отображают изменения, происходящие с героями.

В процессе написания, некоторые плановые прогнозы пришлось пересмотреть. Иногда объем уходил за изначально отведенные рамки. Например, прибытие на прибытие в Сан-Франциско я отвел сперва всего 50 слов. Идея была в рамках «ну прилетели и прилетели, что с того», но в реальности оказалось, что и дома «там красивые», да и героям есть о чем поговорить.

Вообще, превышение или недобор объема не так критичны, если вы не пишите журнальную или газетную статью. Если есть небольшие колебания на них можно закрыть глаза. А вот суммарные отклонения на 500 или 1000 слов уже должны вызывать определенное воздействие. Ведь глава, затянутая в два или три раза, может вызвать отторжение у читателя, а слишком скомканные события вызовут ощущение подделки и недолива после отстоя пены.

Что еще? Рассказ — уникальный жанр. Написать рассказ порой сложнее романа, в ограниченных по объему рамках бывает архисложно полностью и понятно изложить мысль. На помощь тут приходят события, происходящие вне сцены. Вместо того чтобы нудно и детально описывать путешествие жителя большого мегаполиса из дома на работу в метро, можно просто оставить весь этот процесс за скобками. Либо вообще выкинув его из текста, лишь только упомянув, дескать «Артем ненавидел метро, каждая поездка давалась ему с огромным трудом. Вечная духота, давка, неприятные запахи и нестерпимый шум вызывали у него искреннее и натуральное отторжение. И последняя поездка не стала исключением. Доехав до офиса, молодой человек чувствовал себя как губка пропитанная лимонным соком и как следует отжатая над мойкой полной посуды со вчерашней вечерники». Вот так все приключения Артема в подземке остались за скобками, а читатель может самостоятельно додумать, почему же именно персонажу стало так плохо в метро.

Кстати, для планирования вовсе не обязательно использовать какое-либо специализированное программное обеспечение. Многие писатели, в том числе и знаменитые, вполне обходятся листочками бумаги. Кстати, ознакомиться с неплохой коллекцией планов к известным произведениям можно на странице Daily Mail, где репортеру было до чертиков интересно, как же велась работа грандами над своими шедеврами.

В статье использованы графические материалы с сайтов:

  • This Itch Of Writing: The Blog
  • Школа писательского мастерства
  • Adam Blumer. Meaningfil Suspense
  • Daily Mail Online


Творчество

Тайм-менеджмент для творческих людей: 11 полезных советов

11 карточек
4 июля 2018
14 929 просмотров

«У хорошего художника всегда времени меньше, чем идей» — говорил немецкий художник Мартин Киппенбергер. Дональд Рос, дизайнер и креативный предприниматель, нашёл решение этой проблемы и написал книгу «Не делай это» — она рассказывает про тайм-менеджмент для людей творческих профессий. Тех, кто придумывает, рисует, пишет, шьёт или лепит фигурки из керамики.

Выбрали полезные советы из книги Роса. Эти маленькие секреты помогут изменить качество работы, самочувствие и жизнь.

1

Составьте список дел

Идеи рождаются постоянно — одна за другой. И крутятся в голове, мешая сосредоточиться на рабочем процессе. Чтобы они не мешали, нужно переместить их в «коробочку» подсознания — пространство для хранения информации, которая не нужна вам прямо сейчас. Как это сделать? Запишите свои идеи. Как только они попадут в список, то вы сможете забыть о них, усмирив гул в активной части нашего мозга.

2

Составьте список не дел

Чем больше дел, тем больше нужно выполнить и тем выше риск, что вы сделаете не всё. Поэтому вам нужен список НЕ дел. Подумайте, какие задачи действительно необходимо выполнить, чтобы закончить проект. Вычеркните всё, что идет после третьего пункта: эти задачи отправляются прямиком в список не дел. Это то, чем вы не будете заниматься немедленно и о чем вам не стоит беспокоиться.

Почему это работает? Список не дел учит принимать решения. Когда вы ограничиваете список задач до трёх, то получаете чёткое представление о том, что считаете важным, а что нет. И на уровне проектов, и в серьезных жизненных вопросах.

3

Установите приложение ToDon’t List

На основе своего метода Рос создал приложение ToDon’t List. Оно работает аналогично: у вас есть три списка — дел, законченных дел и не дел. В первый вы можете добавить только три пункта. Остальные задачи автоматически оказываются в списке не дел. Когда вы решите задачу, соответствующий пункт перейдет в список законченных дел (подарив приятное чувство завершенности). Это освободит место в списке дел для нового пункта, который добавится из списка не дел.

4

Экономьте время на мелочах

Мозг творческого человека — хаотичный сплав идей и мыслей. И единственный способ превратить это в работу — организовать повседневную жизнь. Экономьте время на мелочах, чтобы у вас осталось время на действительно важное. Организуйте капсульный гардероб (например, Марк Цукерберг носит только толстовки, а Барак Обама — синие или серые костюмы), съедайте один и тот же завтрак — впустите в жизнь немного рутины.

5

Станьте озорным монахом

Перерывы необходимы. Включите отдых в свой распорядок. Чтобы повысить производительность, не обязательно становиться монахом. Станьте озорным монахом. Не забывайте: они еще и пиво варят.

6

Ложитесь спать!

Здоровый сон — бесценное лекарство. На каком-то этапе работы вы начинаете терять остроту ума. Ложитесь спать! Отдохните и встаньте на час раньше с утра. Или устройте 20-минутный сон-час днём. Вы проснетесь свежим, проницательным и радостным человеком. И сможете сделать тот же объем работы за гораздо меньшее время. Причем лучше.

7

Не отвечайте на все звонки

Люди часто говорят: «Я должен ответить на звонок». На самом деле нет. Каждый раз, когда вы ловите себя на мысли: «Я должен ответить на этот звонок», — переформулируйте ее: «Я решаю ответить на этот звонок». Посмотрите, меняет ли это что-то. Этот принцип работает и с другими задачами, которые, по вашему мнению, вы должны выполнять.

8

Социальные сети

Ах, соцсети! Если вам кажется, что вы слишком много времени проводите в Facebook или Instagram, есть простой способ избавиться от своей зависимости. Для каждого сообщения проводите тест «Кому какое дело?». Посмотрите на ленту, выберете новость и спросите, будет ли комментарий «Кому какое дело?» адекватным. Как насчет следующей новости и ли фото? А следующей? Проверьте, верно ли это для 99% сообщений в соцсетях. Закройте эту соцсеть и займитесь чем-нибудь еще.

9

Письмо из пяти предложений

Если вы планируете написать письмо, удостоверьтесь, что ваше послание хорошо обдумано и четко отражает ваши пожелания. И пишите как можно короче. Это просто, если вы ограничитесь пятью предложениями.

1. Здравствуйте.

2. Что вы отправляете.

3. Необходимые подробности.

4. Призыв к действию.

5. До свидания.

У вас получится примерно такое письмо: «Привет, Джейн! Отправляю тебе новый дизайн, который мы обсуждали на озере. Я изменил цветовую гамму, чтобы придать ему более естественный вид. Пожалуйста, дай мне знать, нравится ли тебе этот вариант больше, чем предыдущий. Пока, Тарзан».

10

Станьте однозадачным

Исследования показывают, что у «многозадачников» производительность мозга ниже, чем у людей под воздействием марихуаны. Люди, которые выполняют задания последовательно по одному, в результате более производительны. Им не нужно бороться с фрагментарностью сознания, и они способны сосредоточиться на своей работе. Так что возьмите на вооружение одну задачу и следуйте за ней.

11

Когда срочность важнее

Иногда срочность ценнее, чем высокое качество. Поэтому нужно соблюдать равновесие: если времени мало, отказаться от сложной идеи. Представить менее инновационное решение вовремя лучше, чем совсем не представить гениальное. Кстати, простые решения не всегда хуже. Возможно, что именно из-за срочности и необходимости упростить решение вы найдете инновационный подход.



Не делай это

По материалам книги «Не делай это»

Обложка поста freepik

Похожие статьи

Полезное чтение на выходных

Читаем блог за вас :-) Выбираем 5 самых ценных статей и присылаем раз в две недели. Чек-лист «Читаю книги, меняюсь к лучшему» — уже в первом письме.

Электронная почта

Например, dulsineya@gmail.com

Без спама и смс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Форметин 850 инструкция по применению цена отзывы
  • Амоксиклав инструкция для детей таблетки 500 125
  • Краткое руководство руководителя
  • Сименс харм практическое руководство для гештальт терапевтов скачать
  • Какой стиль руководства не включает модель описывающая зависимость стиля руководства от ситуации