Руководство по поиску неисправностей двигателя

ПОИСК НЕИСПРАВНОСТЕЙ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Основными системами, «отвечающими» за пуск и работу бензинового двигателя, являются системы питания и зажигания.

Когда затрудненный запуск двигателя

Неисправность:

Коленчатый вал не вращается или вращается медленно.

Возможная причина:

1. Неисправна система пуска
2. Разряжен аккумулятор

Неисправность:

Двигатель не запускается или запускается с трудом (коленчатый вал вращается нормально).

Возможная причина:

1. Нет подачи топлива к топливной форсунке:

· Нет топлива в баке,
· Не работает топливный насос,
· Засорен топливный фильтр,
· Засорен или подтекает топливопровод.

2. Неисправности в системе электронного управления.

3. Неисправности в системе зажигания:

· Катушка зажигания,
· Коммутатор,
· Распределитель или объединенный узел зажигания,
· Свечи зажигания,
· Провода высокого напряжения.

4. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Магистраль корректора состава смеси прогретого двигателя,
· Впускной коллектор,
· Камера впуска воздуха,
· Корпус карбюратора,
· Корпус дроссельной заслонки (для двигателей с системой впрыска топлива),
· Линия вакуумного усилителя тормозов.

5. Низкая «компрессия».

Не устойчивый холостой ход

Неисправность:

Неустойчивый холостой ход, двигатель глохнет, пропуски зажигания.

Возможные причины:

1.Неисправности в системе зажигания:

· Свечи зажигания,
· Провода высокого напряжения,
· Электропроводка системы зажигания,
· Катушка зажигания,
· Коммутатор,
· Датчик-распределитель или объединенный узел зажигания,
· Неправильный угол опережения зажигания.

2. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Магистраль корректора состава смеси прогретого двигателя,
· Впускной коллектор,
· Камера впуска воздуха,
· Корпус карбюратора,
· Корпус дроссельной заслонки,
· Линия вакуумного усилителя тормозов.

3. Частота вращения холостого хода не соответствует номинальной

4. Неисправности в системе впрыска топлива

5. Неисправности в системах:

· Рециркуляции отработавших газов,
· Охлаждения (перегрев двигателя).

6. Низкая «компрессия».

7. необходима адаптация дроссельной заслонки.

«Провалы» в работе двигателя/вялый разгон

Неисправность:

«Провалы» в работе двигателя, вялый разгон

Возможные причины:

1.Неисправности в системе зажигания:

· Свечи зажигания,
· Провода высокого напряжения,
· Неправильный угол опережения зажигания.

2. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Магистраль корректора состава смеси прогретого двигателя,
· Впускной коллектор,
· Камера впуска воздуха,
· Корпус карбюратора,
· Корпус дроссельной заслонки,
· Линия вакуумного усилителя тормозов.

3. Засорение системы топливоподачи от топливного бака к органам дозирования.

4. Засорение воздушного фильтра.

5. Неисправности в системе впрыска топлива (см. соответствующую главу).

6. Неисправности в системе управления снижением токсичности отработавших газов:

· Постоянно включена (на холодном двигателе) система рециркуляции
отработавших газов,
· Неисправен дополнительный ускорительный насос (холодный двигатель).

7. Двигатель перегревается.

8. Низкая «компрессия».

9. Неправильный зазор в клапанах.

Догорание в глушителе

Неисправность:

Хлопки в глушителе (только во время замедления двигателя)

Возможные причины:

Неисправности в системах:

· Постоянно выключена система отсечки топливоподачи на режиме принудительного
холостого хода,
· Постоянно отключен демпфер дроссельной заслонки,
· Неправильная работа дроссельной заслонки,
· Неисправности в системе подсоса воздуха в выпускной коллектор.

Неисправность:

Постоянные хлопки в глушителе

Возможные причины:

1.Засорение воздушного фильтра.

2. Неправильный угол опережения зажигания.

3. Неисправности в системе впрыска топлива.

4. Неправильный зазор в клапанах.

Неисправность:

Вспышки или хлопки во впускном

Возможные причины:

1. Бедный состав смеси

2. Неисправности в системе электронного впрыска топлива.

3. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Впускной коллектор,
· Резонатор,
· Корпус дроссельной заслонки,
· Линия вакуумного усилителя тормозов,
· Расходомер воздуха.

4. Неправильный угол опережения зажигания.

5. Неправильный зазор в клапанах.

6. Отложения нагара на стенках камеры сгорания.

Двигатель продолжает работать после выключения зажигания

Возможные причины:

1.Неисправности в системе впрыска топлива.

2. Неправильный угол опережения зажигания.

3. Неисправна система рециркуляции отработавших газов.

Практически все новые автомобили сегодня оснащаются бортовыми компьютерами, которые управляют работой двигателя, а также формируют и сохраняют коды ошибок и неисправностей. Однако компьютер формирует коды неисправностей только электронной части системы управления, системы зажигания и иных систем, в работе которых принимает участие электроника. А механические неисправности двигателя, как то износ, поломка деталей и т.д., диагностируется только при визуальном осмотре, прослушивании работы двигателя и по иным внешним признакам.

Рядовому автолюбителю проще всего провести диагностику механической части двигателя, а также простейшую диагностику электронной части. Если же так проблему выявить не удалось, то стоит обратиться за помощью в сервисный центр, где проведут диагностику с применением сканера, считывающего коды ошибок с бортового компьютера.

Самостоятельная диагностика бензинового двигателя проводится следующим образом.

В первую очередь необходимо провести визуальный осмотр двигателя, проверить надежность электрических соединений, определить места утечки масла или охлаждающей жидкости, осмотреть резьбовые соединения на предмет их самопроизвольного отворачивания, осмотреть и проверить работу приводов и т.д.

Теперь можно запустить двигатель и после того, как он прогреется и выйдет на рабочий режим, посмотреть на отработанные газы, их цвет может многое сказать о состоянии силового агрегата.

Выхлоп белого цвета. Белый цвет говорит о наличии в отработанных газах водяных паров. Выхлоп белого цвета вполне нормален для первых минут пуска двигателя, особенно в холодное время (так как испаряется осевший внутри выхлопной трубы и глушителя конденсат), но если такой выхлоп остается даже после прогрева двигателя, то это свидетельствует о попадании в цилиндры охлаждающей жидкости. Белый цвет выхлопу придает пар, возникающий из-за наличия в охлаждающей жидкости воды. Обычно такая ситуация возникает при появлении трещин в блоке цилиндров или при прогорании прокладки между блоком и головкой блока цилиндров.

Однако иногда белый дым из выхлопной трубы имеет сизый оттенок, который также возникает при попадании в цилиндры масла. Поэтому необходимо убедиться, что белый выхлоп образуется именно из-за попадания охлаждающей жидкости. Это можно сделать несколькими способами:

• На несколько секунд поднести к выхлопной трубе белый бумажный лист — вода при попадании на бумагу относительно быстро испаряется и не оставляет масляных следов;
• Понюхать выхлоп — при утечке охлаждающей жидкости не ощущается запах гари;
• Открыть пробку радиатора охлаждения — при работающем двигателе можно уловить доносящийся из радиатора запах выхлопа, а также увидеть масляную пленку, при остановленном двигателе уровень жидкости в радиаторе будет постепенно убывать.

Выхлоп белого цвета — тревожный признак, свидетельствующий о серьезной поломке двигателя. При появлении такого дыма нужно провести диагностику двигателя, найти причину утечки и устранить ее. В противном случае будет происходить чрезмерный износ деталей цилиндро-поршневой группы и клапанов, а в некоторых случаях возможно даже разрушение поршня или клапанов вследствие гидроудара — такие разрушения произведет охлаждающая жидкость, накопившаяся в цилиндре при длительной стоянке автомобиля, и сжатая при прокручивании коленвала.

Выхлоп с сизым (синеватым) оттенком и с запахом гари. Это менее опасный признак, так как он свидетельствует о попадании в цилиндры моторного масла. Причины попадания масла в цилиндры могут быть самыми разными, а определить их можно по ситуации, когда наблюдается сизый выхлоп:

• Сизый дым из выхлопной трубы идет только при резком нажатии на педаль газа и на высоких оборотах двигателя. В этом случае проблема в потерявших эластичность маслоотражательных колпачках, но иногда причиной могут стать чрезмерно изношенные или деформированные направляющие втулки клапанов;
• Сизый дым из трубы идет постоянно на всех режимах работы двигателя. Это говорит о более серьезной проблеме — поломке, чрезмерном износе или закоксовке поршневых колец. При такой проблеме также возникает масляное кольцо на конце выхлопной трубы.

Для устранения этой неисправности необходима разборка двигателя, но если проблема в закоксовке, то решить ее можно использованием специальных химических средств.

Выхлоп черного цвета с запахом бензина. Это явный признак переобогащенной горючей смеси, поступающей в цилиндры. Переобогащение смеси может возникать при нарушении настроек или при поломке топливной системы и топливной аппаратуры, а также при неисправностях системы зажигания. В этом случае также повышается расход топлива, увеличивается интенсивность износа деталей цилиндро-поршневой группы и возникают иные проблемы.

• В карбюраторных моторах — неправильная установка угла опережения зажигания, засорение воздушных жиклеров карбюратора либо поломка игольчатого клапана, вследствие чего переполняется поплавковая камера;
• В инжекторных моторах — поломка форсунок (потеря герметичности) и выход из строя одного или нескольких датчиков.

При появлении выхлопа черного цвета у автолюбителя могут возникнуть проблемы с диагностикой, так как определить конкретную неисправность в этом случае бывает очень сложно. Поэтому в данном случае имеет смысл обратиться в автосервис.

Дальнейшую диагностику двигателя можно проводить с помощью приведенных ниже таблиц.

Каждая неисправность двигателя обязательно имеет какие-либо внешние признаки — характерный шум, особенности работы мотора, влияние на различные системы двигателя и т.д. В представленных здесь таблицах все неисправности двигателя сгруппированы по внешним признакам, что облегчает проведение диагностики.

Признак неисправности Возможная причина неисправности Устранение неисправности Двигатель не запускается, стартер не крутит Неисправность стартера Выявить и устранить неисправности стартера Разряжена аккумуляторная батарея Проверить заряд АКБ, при необходимости — произвести ее зарядку Проблемы в проводке Проверить разъемы, осмотреть проводку Двигатель не запускается, стартер работает Проблемы в системе зажигания (обрыв проводки, неисправность трамблера, реле, катушки зажигания и т.д.) Выявить и устранить неисправности системы зажигания Поломка топливного насоса Проверить насос (при включении зажигания должен прослушиваться характерный звук), при необходимости — заменить Непроходимость штуцеров топливного насоса, топливопроводов или топливного фильтра вследствие засорения Снять загрязненные детали, промыть и продуть Не открывается воздушная заслонка Найти и устранить причину заклинивания воздушной заслонки Не срабатывает электромагнитный клапан карбюратора из-за обрыва проводов или поломки блока управления Провести визуальный осмотр и проверку проводки, при неисправности блока управления — заменить его Недостаточная компрессия в цилиндрах Провести проверку и устранить причину низкой компрессии Чрезмерное загрязнение или непроходимость воздушного фильтра Проверить, почистить или заменить фильтр В карбюраторных двигателях — не открывается клапан ЭПХХ (экономайзера принудительного холостого хода) Проверить и заменить клапан Вышел из строя электронный блок управления (ЭБУ) Заменить ЭБУ Неисправность датчика положения коленчатого вала Проверить провода, идущие к датчику, установить новый датчик Неустойчивая работа двигателя, особенно на холостом ходу (мотор глохнет) Засорение топливопроводов, топливного насоса или топливного фильтра Промыть и продуть засоренные детали Поломка регулятора холостого хода (РХХ) Проверить и заменить РХХ Нарушение герметичности вакуумных магистралей Проверить магистрали, найти место подсоса воздуха и устранить не герметичность Нарушение герметичности соединений вакуумных магистралей с впускным коллектором из-за износа прокладки или отворачивания болтов Найти место подсоса, заменить прокладку, затянуть болты Проблемы в системе зажигания Проверить систему зажигания и устранить неисправность Увеличение зазоров между кулачками вала ГРМ и деталями привода клапанов (рычагами, толкателями и т.д.) Проверить и отрегулировать зазоры Непроходимость воздушного фильтра Проверить, прочистить или заменить фильтр Заклинивание клапана принудительной вентиляции картера Проверить и заменить клапан Неисправность клапана системы рециркуляции отработанных газов Проверить и заменить клапан Недостаточная компрессия в цилиндрах из-за прогорания прокладки между ГБЦ и блоком цилиндров Проверить компрессию, заменить прокладку Прогорание или неполное закрытие клапанов ГРМ Проверить и установить новые клапаны Износ ремня или цепи привода ГРМ Проверить и заменить ремень или цепь В карбюраторных двигателях — неверно выставлен угол опережения зажигания Выставить опережение зажигания В инжекторных двигателях — непроходимость форсунок вследствие засорения или попадания посторонних предметов Проверить, прочистить или заменить форсунки Поломка воздушной заслонки Проверить и заменить воздушную заслонку В карбюраторных двигателях — попадание в карбюратор воды Слить из карбюратора воду В карбюраторных двигателях — засорение каналов или жиклеров карбюратора, повреждение диафрагмы пускового устройства Промыть и продуть карбюратор и жиклеры, заменить жиклеры, заменить диафрагму На холостом ходу двигатель развивает слишком высокие обороты Неверно отрегулировать холостой ход Выставить необходимые обороты с помощью регулятора холостого хода Чрезмерное открытие воздушной заслонки Отрегулировать положение воздушной заслонки на холостом ходу Поломка привода воздушной заслонки (неисправность или защемление тросов и тяг) Проверить привод, устранить защемление или заменить детали Во время движения автомобиля двигатель работает с перебоями Засорение топливопроводов или топливного фильтра Промыть топливопроводы и фильтр Неисправности системы зажигания Проверить и устранить неисправности Неверно выставлен угол опережения зажигания Отрегулировать угол опережения зажигания Неисправность выхлопной системы Найти и устранить неисправность Недостаточная или неодинаковая в разных цилиндрах компрессия Установить и устранить причину низкой или разной компрессии Подсос воздуха вакуумными магистралями или в месте соединения магистралей с впускным коллектором Найти место подсоса воздуха, устранить неисправность Неверная регулировка холостого хода двигателя Отрегулировать обороты на холостом ходу Поломка клапана системы рециркуляции отработанных газов Проверить и при необходимости заменить клапан В карбюраторных двигателях — засорение жиклеров или эмульсионной трубки Произвести очистку (продувку) жиклеров и эмульсионной трубки После непродолжительной работы двигатель глохнет Неверно установлены обороты на холостом ходу Отрегулировать обороты холостого хода двигателя Не полностью или, наоборот, слишком сильно открывается воздушная заслонка Найти и устранить причину некорректной работы воздушной заслонки Попадание в топливо воды Слить бензин из бака, а затем залить новый Чрезмерное засорение топливопроводов или топливного фильтра Промыть засоренные детали Нарушение герметичности вакуумных магистралей или места их подключения к впускному коллектору двигателя Найти место подсоса воздуха и устранить его причину Поломка выхлопной системы двигателя Проверить все детали системы выпуска отработанных газов, устранить неисправность Неисправность системы зажигания (неправильный искровой промежуток, попадание влаги на крышку распределителя и т.д.) Найти и устранить неисправность Пониженная мощность и приемистость двигателя Засорение системы подачи топлива (трубопроводов, фильтра), вследствие чего в инжекторном моторе наблюдается пониженное давление топлива в рампе Прочистить топливопроводы и топливный фильтр Выход из строя датчика положения дроссельной заслонки Заменить датчик Недостаточная или неодинаковая компрессия в цилиндрах Измерить компрессию, обнаружить и устранить причину низкой компрессии В карбюраторных двигателях — непроходимость жиклеров и каналов Разобрать карбюратор, промыть или заменить жиклеры В карбюраторных двигателях — заклинивание дроссельных заслонок или поломка их привода Устранить причину заклинивания заслонок, отрегулировать или отремонтировать привод В карбюраторных двигателях — различные поломки карбюратора (ускорительного насоса, диафрагмы, поплавка и т.д.) Разобрать карбюратор, установить и устранить неисправность Подсос воздуха во впускном коллекторе Найти место подсоса, устранить причину его возникновения Неверно выставлен угол опережения зажигания Отрегулировать угол опережения зажигания Неисправности системы зажигания (неисправность свечей, трамблера, катушки зажигания, проводки и т.д.) Найти и устранить неисправность Чрезмерное засорение воздушного фильтра Установить новый фильтр Топливо низкого качества Слить старое топливо, залить новое Поломка топливного насоса Отремонтировать или установить новый насос Неправильно выставленные зазоры в клапанах ГРМ Отрегулировать зазоры Двигатель работает после выключения зажигания, детонация во время работы двигателя Перегрев двигателя из-за неисправности датчика температуры или вследствие пониженного уровня охлаждающей жидкости Проверить уровень охлаждающей жидкости, при необходимости произвести долив, проверить и заменить датчик температуры Выставлено слишком большое опережение зажигания Отрегулировать угол опережения зажигания Свечи зажигания не соответствуют рекомендациям производителя автомобиля Заменить свечи зажигания Нагар в цилиндрах и на поршнях Произвести очистку цилиндров и поршней от нагара Поломка в топливной системе (топливо подается после остановки двигателя) Найти и устранить неисправность Заклинивание клапанов (в том числе из-за поломки пружин) Установить и устранить причину заклинивания клапанов Низкое давление масла даже после прогрева двигателя Поломка или износ шестерен масляного насоса Отремонтировать или заменить насос Неплотное закрытие редукционного клапана вследствие загрязнения или из-за задиров Произвести очистку клапана Заклинивание редукционного клапана в открытом положении Установить новый клапан Износ вкладышей коренных шеек коленчатого вала Установить новые вкладыши Использование иного масла, чем рекомендовано производителем Слить старое масло, залить масло с требуемыми характеристиками Высокое давление масла на прогретом двигателе Заклинивание редукционного клапана Установить новый клапан Жесткость пружины редукционного клапана выше требуемой Установить пружину необходимой жесткости Высокий расход топлива Потеря герметичности элементов топливной системы (бака, трубопроводов, насоса и т.д.) Найти и устранить протечку топлива Неисправность системы зажигания Найти и устранить неисправность В инжекторных двигателях — поломка форсунок Установить новые форсунки В карбюраторных двигателях — утечка топлива через игольчатый клапан или прокладку, засорение воздушных жиклеров, иные неисправности карбюратора Снять и разобрать карбюратор, найти и устранить неисправность Неправильная регулировка угла опережения зажигания Отрегулировать угол опережения зажигания Высокий расход масла Утечка масла вследствие самопроизвольного отворачивания болтов крепления картера или повреждения прокладки Подтянуть болты, установить новую прокладку Засорение системы вентиляции картера двигателя Снять и промыть элементы системы вентиляции Поломка поршневых колец Установить новые поршневые кольца Износ поршневых колец, поршней и цилиндров Установить новые кольца, хонинговать цилиндры Износ или поломка маслосъемных колпачков Установить новые колпачки Износ направляющих втулок и штоков клапанов Установить новые втулки и клапаны Закоксовка поршневых колец Очистить поршневые кольца Утечка масла из-за самопроизвольного отворачивания или износа уплотнения масляного фильтра Затянуть или заменить фильтр Двигатель перегревается во время работы Утечка охлаждающей жидкости Найти и удалить причину утечки, долить охлаждающую жидкость Поломка электродвигателя вентилятора или проблемы с электропроводкой Устранить неисправности проводки, установить новый электромотор Ослабление ремня привода водяного насоса Отрегулировать натяжение ремня Внешнее загрязнение радиатора охлаждения Почистить и промыть радиатор Непроходимость радиатора вследствие образования накипи Произвести очистку радиатора или установить новый радиатор Поломка водяного насоса Отремонтировать или установить новый насос Выход из строя термостата Установить новый термостат Поломка клапана в пробке радиатора Установить новую пробку радиатора

Отдельное внимание нужно обратить на шумы или стуки, возникающие во время работы двигателя, так как они могут многое сказать о неисправности. Вся информация о шумах и стуках собрана в данной таблице.

Ремонт двигателя — сложная задача, поэтому в большинстве случаев эту работу стоит доверить профессионалам. Но при желании каждый автомобилист может самостоятельно выполнить различные регулировки, произвести замену ремня ГРМ, прочистить систему охлаждения, устранить потерю герметичности различных систем, и т.д. Но все, что связано с разбором двигателя, а особенно с заменой поршней, цилиндров и иных деталей, следует выполнять специалистам или опытным автомобилистам. Только так можно быть уверенным, что неисправность будет устранена.

Содержание

  • 1 Признаки неисправного силового агрегата
  • 2 Причины возникновения неисправностей
  • 3 Диагностика выявленных неисправностей
  • 4 Признаки неисправностей двигателя
  • 5 Основные неисправности моторов
  • 6 Почему не заводится мотор автомобиля

Первый в мире двигатель внутреннего сгорания (ДВС), пригодный для практического использования, был создан в 1878 году. Разработал его немецкий изобретатель Николаус Отто (1832-1891), который опирался в своей работе на исследования французов Этвена Ленуара (1822-1900) и Альфонса Бо де Роша (1815-1893). Именно последний в 1862 году предложил использовать в двигателе четырехтактный рабочий цикл «всасывание – сжатие – горение и расширение – выхлоп». С тех пор прошло уже более 150 лет, однако основополагающий принцип действия ДВС практически не изменился. Остались прежними и характерные неисправности двигателя.

В процессе длительного использования ДВС человечеством накоплен огромный опыт по техническому обслуживанию, диагностированию основных неисправностей и ремонту двигателей.

Признаки неисправного силового агрегата

В процессе эксплуатации автомобиля любой автовладелец должен внимательно следить за состоянием силового агрегата. Любая самая незначительная неисправность, возникающая в моторе, в той или иной мере немедленно сказывается на его работе.

Так, опытные автолюбители, объясняя «чайникам», как проверить двигатель, выделяют несколько основополагающих признаков, свидетельствующих о наличии неисправностей. Среди них:

  1. Появление посторонних звуков во время работы мотора.
  2. Падение мощности силового агрегата.
  3. Повышенный расход моторного масла.
  4. Снижение компрессии в цилиндрах силового агрегата.

ПРИМЕЧАНИЕ. Если не запускается двигатель автомобиля, то это не значит, что он неисправен. Чаще всего это связано с неисправностями бортовой электросети (перегоревшие предохранители, загрязненные контакты, разряженный аккумулятор и пр.) или навесного оборудования. Однако запуск двигателя возможен только после устранения этих неисправностей.

Причины возникновения неисправностей

Существует много причин, способных вызвать появление различных неисправностей автомобильного мотора. В общем случае даже самые незначительные из них способствуют сокращению срока его службы.

Например:

  • наличие пыли на дорогах при забитом воздушном фильтре приводит к ее попаданию непосредственно в цилиндры мотора;
  • некачественное горючее способно засорить топливные фильтры, что также приведет к попаданию в цилиндры нежелательных механических частиц.

Такие незаметные на первый взгляд мелочи, накапливаясь со временем, могут привести к выходу силового агрегата из строя. Большое количество неисправностей возникает также после неправильно проведенного технического обслуживания или ремонта мотора.

Чаще всего причиной, вызывающей основные неисправности двигателя, является его работа в экстремальном режиме эксплуатации. К таким причинам относятся:

  1. Работа силового агрегата при недостаточной смазке.
  2. Перегрев мотора.
  3. Использование несоответствующего горючего.
  4. Гидроудар в цилиндре.

Диагностика выявленных неисправностей

Диагностирование неисправностей – одна из самых сложных технологических операций, предшествующих ремонту. От качества ее выполнения во многом зависит продолжительность и стоимость ремонта.

При этом, диагностирование:

  • механической части проводят, руководствуясь внешними признаками дефекта;
  • систем управления осуществляют с помощью специального диагностического оборудования.

Сложность диагностирования заключается еще и в том, что выявленный дефект часто оказывается только следствием другой, более сложной неисправности. Это связано с тем, что силовой агрегат собран из большого количества самых разнообразных деталей и узлов, дефекты которых проявляются похожими признаками.

Кроме того, на общую картину проявления конкретного дефекта влияет и режим работы мотора. Поэтому опытные мастера, зная как проверить двигатель, проводят его диагностику поэтапно, постепенно сужая круг поиска дефекта. При этом они пользуются типовыми таблицами «Основные неисправности двигателя», составленными для конкретных моделей автомобилей.

Признаки неисправностей двигателя

Нестабильная работа

Одним из первых сигналов, показывающих, что возникла проблема с двигателем является нестабильная работа последнего. Причинами такого поведения мотора могут быть:

  1. загрязненные свечи зажигания;
  2. неисправности в электронном блоке управления (ЭБУ);
  3. забитые воздушный и топливный фильтры;
  4. засорение топливопровода;
  5. использование некачественного горючего и многое другое.

Посторонние звуки

О проблемах с двигателем свидетельствуют и посторонние звуки, вдруг появившиеся во время его работы:

  1. Так постукивания и треск, раздающиеся из мотора, могут быть результатом детонации топлива в цилиндрах. Этот процесс, если не обратить на него внимания, очень скоро приведет к необратимым повреждениям поршней и дорогостоящему ремонту.
  2. Стук, раздающийся из головки блока цилиндров, свидетельствует о необходимости регулировки клапанов газораспределительного механизма (ГРМ).

Посторонние запахи

Еще одним внешним проявлением того, что неожиданно возникли проблемы с двигателем, является появление посторонних запахов топлива, моторного масла, жженой резины и пр.

И если запах резины говорит только о том, что один или несколько резиновых патрубков мотора касаются каких-то горячих его частей, то остальные свидетельствуют о том, что имеет место утечка горюче-смазочных материалов из соответствующих систем силового агрегата.

Дым

Если дымит двигатель, т. е. идет густой дым из трубы глушителя, это также свидетельствует о том, что владельцу автомобиля не удалось избежать проблем с двигателем.

В некоторых случаях по цвету дыма можно диагностировать неисправность:

  1. Дым голубого цвета появляется при попадании моторного масла в бензин. Как правило, такой дым сопровождается увеличением расхода масла.
  2. Белый дым показывает, что в бензин попадает охлаждающая жидкость. В этом случае должен уменьшаться объем охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
  3. На авто с турбокомпрессором синий дым может говорить о проблемах с турбиной. Дымит двигатель также из-за того, что изношены подшипники и уплотнения ротора турбины. Таким образом, автомасло попадает в выпускную систему через турбокомпрессор и догорает, и при этом образуется дым.
  4. Дымит двигатель синим цветом также, если есть трудности с зажиганием. Чтобы подтвердить такую неисправность, нужно выкрутить свечу зажигания на неисправном цилиндре. Если будет черный нагар,  то, действительно, причина в зажигании.

Обнаружив во время эксплуатации автомобиля хотя бы один из признаков, перечисленных выше, необходимо немедленно посетить ближайшую, желательно сертифицированную СТО, специалисты которой знают как проверить двигатель и устранить выявленные неисправности.

Основные неисправности моторов

Существуют неисправности силового агрегата, при выявлении которых запуск двигателя, и эксплуатация автомобиля категорически запрещается. Некоторые из них определяются непосредственно при запуске двигателя или во время поездки. О таких неисправностях водителю сообщают специальные индикаторы неисправностей, расположенные на приборной панели транспортного средства.

К ним относятся:

  1. Контрольная лампочка аварийного давления масла (Oil pressure lov).
  2. Индикатор Check engine (с англ. – «проверьте двигатель»).
  3. Современные автомобили оснащаются также контрольной лампой Check oil/Oil level lov (с англ. – «проверьте масло/низкий уровень масла»).

В случае появления предупреждающих сигналов от аварийных индикаторов, необходимо незамедлительно проверить все системы автомобиля, работоспособность которых они контролируют.

Так, при появлении сигналов о низком уровне и/или недостаточном давлении моторного масла, нельзя запускать двигатель или, если индикаторы загорелись во время движения автомобиля, продолжать движение.

Работа при неисправностях системы смазки может привести к серьезным поломкам автомобильного мотора, вплоть до заклинивания. Поэтому даже доставка транспортного средства на место ремонта должна осуществляться с помощью эвакуатора.

Запуск двигателя и дальнейшая эксплуатация автомобиля допускается только после того, как будут устранены неисправности системы смазки.

Что касается сигнала от индикатора Check engine, то здесь не все так однозначно. Сигнализируя о том, что появились проблемы с двигателем, индикатор не дает однозначного ответа на вопрос: «Как проверить двигатель?».

При этом ошибка двигателя, о которой сообщает ЭБУ, может быть вызвана неисправностями:

  • датчика кислорода (лямбда-зонда);
  • катализатора выхлопных газов;
  • датчика массового расхода топлива;
  • высоковольтных проводов;
  • свечей зажигания.

Кроме того ЭБУ выдает на индикатор Check engine информацию об ошибке двигателя и при разгерметизации топливной системы автомобиля, одной из причин которой могут быть даже трещины в крышке, закрывающей горловину топливного бака.

Почему не заводится мотор автомобиля

Удивительно, но невозможность осуществить запуск двигателя не входит в перечень основных неисправностей силовых агрегатов.

Как правило, не заводится двигатель автомобиля по следующим причинам:

  1. Разряжен аккумулятор или окислились его клеммы.
  2. Не поступает горючее (забит топливопровод, не работает насос подачи топлива и пр.).
  3. Неисправен стартер.
  4. Обрыв проводов.
  5. Неисправность ЭБУ и др.

Только убедившись в том, что все системы, обеспечивающие работу силового агрегата, исправны, приступают к поиску причин, по которым не заводится двигатель.

Таких причин также достаточно много, однако самостоятельно диагностировать современный автомобильный мотор, оснащенный большим количеством самых разнообразных датчиков, без специального электронного оборудования практически невозможно.

Единственной неисправностью, которую можно самостоятельно обнаружить и, имея определенный опыт ремонта, устранить – обрыв ремня ГРМ.

ВНИМАНИЕ! Приступая к самостоятельной замене ремня ГРМ, необходимо убедиться в исправности клапанов ГРМ. Если они погнуты, а это часто происходит при обрыве ремня, то замена последнего и последующий запуск двигателя приведут к более серьезным поломкам и необходимости дорогостоящего ремонта.

Введение

С помощью приведенных методик поиска и устранения неисправностей в работе двигателя можно обнаружить наиболее вероятные причины неисправностей в работе двигателя. Эти операции охватывают компоненты топливной системы, системы зажигания и механические системы, которые могут стать причиной данной конкретной неисправности, а затем приведены в логической последовательности способы устранения этих неисправностей.

Важным признаком, сигнализирующим о неисправности двигателя во время движения, служит постоянно горящая или кратковременно зажигающаяся контрольная лампа «Двигатель скоро потребует обслуживания». При этом необходимо проверить код неисправности, хранящийся в компьютерной системе управления двигателем либо в электронной системе диагностики. В руководстве приводится описание признаков каждой неисправности и на основании обнаруженных неисправностей необходимо выбрать правильный признак. Признак неисправности приводится вместе с описанием неисправностей.

В некоторых случаях используемые термины могут оказаться незнакомыми и потому, что многие из них являются взаимозаменяемыми, необходимо проанализировать наиболее частое употребление каждого термина и затем определить его значение. Если значение термина не будет понятно и конкретный признак не ясен, то процедурой поиска и устранения неисправностей невозможно будет воспользоваться. Важно помнить о следующих двух фактах.

1. Процедуры поиска и устранения неисправностей приведены для диагностики неисправностей двигателя, который некоторое время работал нормально, а затем старение и износ создали новую ситуацию.

2. Невозможно охватить все возможные причины неисправностей, особенно те, которые влияют на содержание выбросов вредных веществ. Если выполнение действий по устранению неисправностей не приводит к исчезновению неисправности, значит либо был выбран неправильный признак, либо необходимо провести более детальный анализ. Практически все из приведенных признаков неисправностей могут быть вызваны изношенными или неисправными деталями, такими как свечи зажигания, провода системы зажигания, крышка и ротор распределителя системы зажигания, а также топливный и воздушный фильтры.

Поиски устранения  механических  неисправностей

Приводимая ниже информация по диагностике охватывает обычно встречающиеся механические неисправности и способы их устранения. При правильной диагностике неисправность может быть устранена путем регулировки, ремонта или замены деталей. Необходимая для этого последовательность действия приведена в соответствующей главе данного руководства.

Повышенный расход масла

Повышенный расход масла может быть вызван одной из следующих причин:

– негерметичностью системы смазки. Затяните резьбовые соединения и/или замените, если это необходимо, прокладки и уплотнительные кольца;

– неправильные измерения уровня моторного масла с помощью указателя уровня масла. При определении уровня масла поставьте автомобиль на ровную горизонтальную площадку и подождите достаточное время, чтобы масло стекло в поддон;

– слишком низкая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу. Если частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу не контролируется электронным блоком, отрегулируйте частоту вращения холостого хода в соответствии с требованиями;

– не соответствует тип установленного датчика давления или неисправен датчик давления;

– неправильный тип установленного манометра или неисправный манометр, который необходимо заменить;

– несоответствующая вязкость моторного масла или жидкое масло. Залейте масло для соответствующего сезона, или замените масло, разжиженное из-за попадания влаги или несгоревшей топливной смеси;

– изношенный или загрязненный масляный насос. Замените масляный насос;

– загрязненный масляный фильтр. Замените масляный фильтр;

– отвинтился или забит сетчатый фильтр на приемном патрубке масляного насоса. Очистите и/или промойте сетчатый фильтр;

– боковое отверстие в приемном патрубке масляного насоса. Замените патрубок;

– вязкость моторного масла не соответствует спецификации. Используйте масло стандарта SAE для соответствующих температур эксплуатации;

– длительное движение на больших скоростях или с прицепом обычно приводит к повышению расхода масла;

– неисправность в системе принудительной вентиляции картера;

– износ маслоотражательных колпачков и/или направляющих втулок клапанов или отсутствие маслоотражательных клапанов. Расточите направляющие втулки и установите клапана ремонтного размера и/или новые маслоотражательные колпачки;

– плохо приработанные, изношенные или сломанные поршневые кольца. Дайте новым поршневым кольцам притереться в течение некоторого времени. При необходимости замените сломанные или изношенные поршневые кольца;

– неправильная установка поршня или неправильный его размер.

Низкое давление масла

Низкое давление масла может быть вызвано следующими причинами:

– увеличенный зазор в подшипниках. При необходимости замените подшипник;

– трещины, поры или пробки в каналах блока цилиндров. Отремонтируйте или замените блок цилиндров;

– отсутствуют или неправильно установлены заглушки системы смазки. Установите заглушки или при необходимости замените.

Шум в газораспределительном  механизме

Шум в газораспределительном механизме может быть вызван любой из перечисленных ниже причин:

– низкое давление масла. Устраните причину;

– ослабление крепления рычагов клапанов. Проверьте и при необходимости устраните;

– изношенный рычаг и/или толкатель клапана;

– поломка пружин клапана;

– заедание клапанов;

– изношенные, грязные или неисправные толкатели клапанов. Очистите от грязи, проверьте и при необходимости замените;

– изношенный или с дефектами распределительный вал. Замените распределительный вал;

– изношены направляющие клапанов.

Поиск и устранение  причин, вызывающих  стук в двигателе

Стуки в холодном двигателе,  продолжающиеся 2–3 мин  и/или усиливающиеся при  возрастании нагрузки

• Маховик задевает за кожух. Отрегулируйте установку кожуха.

• Отвинтился или сломался балансир или шкив привода.

• Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами. Расточите цилиндр и отхонингуйте под ремонтный размер и замените поршни. Стук поршней на холодном двигателе обычно исчезает после притирки. Стук поршней холодного двигателя, исчезающий через 1,5 мин, является допустимым.

• Погнут шатун.

Сильный стук прогретого двигателя, возникающий под нагрузкой

• Сломан балансир или ступица шкива. При необходимости замените.

• Ослабление болтов крепления автоматической коробки передач.

• Перетянуты ремни привода вспомогательного оборудования. Замените или отрегулируйте натяжение.

• Выхлопная труба касается поверхности дороги. Закрепите выхлопную трубу.

• Трещина в маховике.

• Увеличенный зазор в коренных подшипниках. При необходимости замените.

• Увеличенный зазор в шатунных подшипниках. При необходимости замените.

Легкий стук при работе прогретого двигателя

• Детонация в цилиндрах двигателя.

• Проверьте установку угла опережения зажигания и качество топлива.

• Ослабление болтов крепления автоматической коробки передач.

• Нарушение герметичности выпускного коллектора. Затяните болты и/или замените прокладку.

• Увеличены зазоры шатунных подшипников. При необходимости замените подшипники.

Стуки при пуске двигателя, длящиеся всего несколько секунд

• Масло несоответствующей вязкости.

• Залейте масло, вязкость которого соответствует условиям эксплуатации.

При неработающем двигателе некоторые клапана будут находиться в открытом положении. Давление пружины на гидравлический механизм регулировки зазора клапана будет приводить к уменьшению гидростатического давления. Ремонт требуется, только если этот дефект присутствует постоянно.

• Увеличен осевой люфт коленчатого вала – замените упорный подшипник.

• Увеличен зазор в переднем коренном подшипнике. Замените изношенные детали.

Стуки прогретого двигателя  на холостом ходу

• Недостаточное натяжение или износ приводных ремней. При необходимости натяните и/или замените ремни.

• Поврежден подшипник компрессора кондиционера или генератора. При необходимости замените.

• Неисправности в газораспределительном механизме. При необходимости замените вышедшие из строя детали.

• Вязкость моторного масла не соответствует требованиям. Залейте масло с вязкостью, соответствующей сезону эксплуатации автомобиля.

• Увеличен зазор в поршневом пальце. Замените поршневой палец и поршень.

• Увеличен зазор шатуна. Проверьте зазоры и при необходимости замените шатун.

• Недостаточный зазор между цилиндром и поршнем. Отхонингуйте цилиндр и установите новый поршень.

• Отвинтился противовес коленчатого вала. Затяните и/или замените изношенные детали.

• Поршневой палец смещен сторону от оси. Установите поршень правильно.

Двигатель перегревается

1. Негерметичность системы охлаждения двигателя, негерметичность в системе охлаждения трансмиссионного масла. Проверьте на наличие течи и устраните ее. Проверьте расширительный бачок, шланг и пробку горловины радиатора.

2. Приводной ремень проскальзывает или поврежден. При необходимости заменить ремень или натяжитель.

3. Термостат не открывается. Проверьте и при необходимости замените.

4. Нарушена работа электрического вентилятора радиатора.

5. Течь через прокладку головки цилиндров. Проверьте и при необходимости устраните.

При работе двигателя на холостом ходу горит контрольная лампа  низкого давления моторного масла

1. Загрязнен трубопровод циркуляции охладителя масла или трубопровод охладителя.

2. Низкое давление, создаваемое масляным насосом.

Проверка компрессии

Приводимая ниже проверка проводится перед разборкой двигателя. Она используется для подтверждения необходимости разборки и капитального ремонта двигателя и восстановления его параметров.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Отсоедините разъем ВАТ от распределителя зажигания или блока зажигания.

Результаты проверки компрессии в цилиндрах двигателя позволяют судить о состоянии группы деталей в верхней части двигателя (поршней, поршневых колец, клапанов и прокладки головки блока цилиндров). А именно, уменьшение компрессии может быть обусловлено негерметичностью камер сгорания вследствие износа поршневых колец, повреждения тарелок и седел клапанов, прогорания прокладки головки блока цилиндров.

Очистите участки рядом со свечами зажигания, для чего продуйте сжатым воздухом (при отсутствии компрессора продуйте участки автомобильным или даже велосипедным, насосом). Это необходимо для того, чтобы исключить попадание грязи в цилиндры при измерении компрессии.

При проверке компрессии двигатель должен иметь нормальную рабочую температуру, дроссельная заслонка должна быть открыта, все свечи зажигания вывернуты, а аккумуляторная батарея – полностью или почти полностью заряжена.

Вставьте компрессометр в отверстие для свечи.

Включите стартер и проверните коленчатый вал как минимум на семь тактов сжатия, следя за показаниями компрессометра. Минимальное показание манометра должно быть не менее 689 кПа.

На исправном двигателе давление должно нарастать быстро. Низкое давление после первого хода поршня и медленное нарастание при последующих тактах сжатия указывает на износ поршневых колец. Если после первого хода поршня давление низкое и при последующих тактах сжатия не возрастает, то причиной является утечка в клапанах или негерметичность прокладки головки блока цилиндров (причиной также может являться образование трещин в головке). Снижение компрессии может также быть вызвано отложениями нагара на обратных сторонах тарелок клапанов. Запишите наибольшее значение компрессии.

Повторите процедуру измерения для остальных цилиндров и сравните результаты с техническими данными.

Если компрессия в цилиндрах ниже минимально допустимого значения, через отверстие для свечи введите в каждый цилиндр немного моторного масла, затем повторите проверку. Если после введения масла компрессия повысилась, то можно сделать однозначный вывод о том, что изношены поршневые кольца. Если компрессия увеличилась незначительно, то утечка происходит через клапаны или прокладку головки блока цилиндров. Утечка через клапаны может быть вызвана прогоранием седел и/или рабочих кромок клапанов, а также деформацией стержней клапанов или образованием на них трещин.

Если компрессия одинаково низкая только в двух соседних цилиндрах, то наиболее вероятной причиной является прогорание прокладки между этими цилиндрами. В качестве подтверждения возможно появление в камерах сгорания или масляном поддоне следов охлаждающей жидкости.

Если значение компрессии превышает номинальное значение, значит, камера сгорания покрыта отложениями нагара. В данном случае головку блока цилиндров надо снять и удалить нагар.

Этапы диагностики двигателя: от чего зависит последовательность работ

Двигатель – это механизм, который превращает энергию какого-либо топлива в механическую. Основным узлом автомобиля, определяющим его важнейшие характеристики, является именно ДВС. Увы, но даже у заботливого хозяина с мотором автомобиля рано или поздно возникают какие-либо проблемы. Очень важно вовремя локализовать неисправность, для чего существуют определенные этапы диагностики двигателя.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Зачем нужна диагностика двигателя автомобиля
  • Когда следует проводить диагностику двигателя
  • Каковы основные этапы диагностики двигателя автомобиля
  • Во сколько обойдется такая работа

Зачем нужна диагностика двигателя автомобиля

Автомобильный двигатель устроен достаточно сложно, поэтому его надежная работа возможна только в случае качественного ухода и обслуживания. Убедиться в исправности всех узлов и агрегатов мотора можно только с помощью его диагностики, которую проводят в несколько этапов. Также это нужно делать в целях профилактики через определенные интервалы, отсчитываемые либо календарно, либо пробегом машины.

Психология большинства людей такова, что обращаются они за медицинским обследованием только в случае серьезных проблем. Очень часто случается, что для результативного лечения заболевания уже слишком поздно. На мелкие недомогания – покалывание, легкую боль – стараются не обращать внимания и ждут, пока само пройдет. Однако такие симптомы могут быть свидетельством серьезных процессов, происходящих в организме. И только полное обследование может дать развернутую картину состояния здоровья человека.

Зачем нужна диагностика двигателя автомобиля

Аналогично и силовой агрегат авто постепенно изнашивается, только сообщить об этом своему хозяину не может. Современные машины снабжены развитыми устройствами самодиагностики. Вся информация о состоянии автомобиля доступна на дисплее бортового компьютера. Однако такими системами комплектуются в основном дорогостоящие автомобили. Также пользователю выводится далеко не вся собираемая самодиагностикой информация. Основная масса владельцев бюджетных автомобилей вынуждены проводить диагностику мотора самостоятельно. Состоит она из ряда этапов, каждый из которых важен для оценки ситуации.

Когда и как часто следует проводить диагностику двигателя

Не стоит недооценивать влияние мелких неисправностей на работу двигателя – уже на этапе их появления надо принимать меры. Если не обращать на них внимание, то очень скоро придется столкнуться с ремонтом силового агрегата. Ремонт этого узла – дорогое удовольствие. Перечислим признаки, при которых обязательно нужно провести диагностику мотора:

  • Существенно вырос расход топлива. Тип топлива не имеет значения.
  • Приходится часто и много доливать масло.
  • Весомый повод для тревоги – падение мощности автомобиля.
  • Возникают трудности с переключением передач, включение происходит рывками.
  • Появление необычных звуков при старте двигателя.

Благодаря диагностике можно узнать, какой объем ремонта мотора предстоит и какова будет его стоимость. Для дизельных автомобилей необходимо диагностировать работу двигателя раз в полгода. Кроме того, нужно проводить специальную подготовку машины к зимнему и летнему сезонам. Профессиональные автомеханики советуют делать диагностику ДВС не только при подозрении на неисправности, но и регулярно в целях профилактики. Часто таким методом удается предупредить серьезные поломки силового агрегата.

Основные этапы диагностики двигателя автомобиля

Диагностика мотора – процесс, включающий не один этап. Однако пренебрегать каждым из шагов не стоит, поскольку все они очень важны для понимания ситуации. Перечислим эти этапы:

  1. Проверить наличие следов рабочих жидкостей.
  2. Одной из самых часто встречающихся проблем является утечка рабочих составов. Работа ДВС немыслима без машинного масла. Именно поэтому на этом этапе в первую очередь обращают внимание на следы масла на моторе. Наличие масляных подтеков на двигателе свидетельствует о его негерметичности. Определив масштаб и причины масляных пятен, производят необходимый ремонт.

  3. Проверить масло.
  4. Следующий этап – контроль уровня и качества моторного масла. Если уровень недостаточный, то, вполне возможно, мотор имеет весомые проблемы. Иногда неисправность устраняется заменой уплотнителей, но случается и более серьезный ремонт.

  5. Проверить работу мотора на посторонние шумы.
  6. Исправный силовой агрегат во время работы не издает лишних шумов. Если работа или запуск мотора сопровождается необычными звуками, то без помощи профессионалов уже не обойтись. Этап можно назвать слуховой диагностикой.

    Проверить работу мотора на посторонние шумы

    Посторонние звуки, издаваемые работающим двигателем, указывают на износ или повреждение его отдельных деталей.

  7. Осуществить проверку вибрации.
  8. Современные двигатели работают тихо, без лишних рывков и вибраций. Если ДВС вдруг начал вибрировать во время работы, вероятнее всего, проблема в одном из цилиндров. Некоторые более серьезные повреждения моторов тоже сопровождаются скачками вибрации. При возникновении таких симптомов необходимо прибегнуть к компьютерной диагностике агрегата.

  9. Проверить подушки крепления.
  10. Крепление двигателя играет огромную роль. Оно гасит вибрации агрегата, помогает синхронизировать его работу с коробкой передач. Следует поэтапно проверить надежность и целостность каждой подушки крепления мотора. Только исправные крепления могут обеспечить работу машины в номинальном режиме.

  11. Проверить выхлопную систему.
  12. Надежная работа двигателя невозможна без правильного отвода выхлопных газов. При нарушении целостности системы выхлопа мотор не только теряет мощность, но и значительно повышается концентрация вредных веществ в выхлопных газах, так что этот этап важен еще и с точки зрения влияния на окружающую среду.

  13. Проверить систему питания.
  14. Быстрота пуска двигателя зависит от качества зарядки аккумуляторной батареи. Полнота и скорость зарядки батареи напрямую связаны с исправностью генератора. На этапе диагностики системы электропитания двигателя обязательно нужно проконтролировать степень натяжения и состояние ремня привода генератора. Также важно проверить систему зажигания.

Сравнение цен актуально на 25.04.2023

Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!

Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену

205/55R16 91V Arivo PREMIO ARZERO Автошина

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

3 501.99 ₽

235/50R18 97V Roadx RXQUEST SU01 Автошина

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

5 582.38 ₽

205/55R16 94V Sailun ATREZZO ELITE

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

3 923.17 ₽

Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!

Если диагностика показала наличие вышеперечисленных неисправностей, нужно провести углубленное изучение проблемы до выяснения первопричин. Одним из этапов такого обследования должна быть компьютерная диагностика, она особенно очень помогает в случае приобретения автомобиля. В результате такой процедуры можно сэкономить время и финансы на обслуживание машины.

Методы проведения диагностики двигателя

Перечень применяемых инструментов и методик при диагностике силовых агрегатов весьма велик. Каждая методика состоит из строго последовательного набора этапов. Некоторые из них доступны для самостоятельного использования, другие же доступны только в профессиональных автомастерских. Перечислим основные способы диагностики двигателя.

1. Визуальная диагностика

Некоторые проблемы видны невооруженным глазом. Осмотрев двигатель, уже можно сделать определенные выводы о его состоянии.

Визуальная диагностика

Самые распространенные примеры:

  • Пятна и подтеки масла указывают на износ прокладки, слабое крепление крышки клапанов, а также могут быть следствием более серьезных проблем.
  • У бензиновых двигателей сильная вибрация, троение двигателя иногда свидетельствует о неисправности свечей зажигания. Свечи выкручивают и осматривают. Наличие нагара на свече позволяет с высокой долей вероятности определить виновника проблемы.
  • Механические повреждения датчиков и обрыв их проводов можно обнаружить при визуальном осмотре подкапотного пространства автомобиля.

Рекомендуемые товары

205/60R16 96V Sailun ATREZZO ELITE

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

4 278.93 ₽

235/50R18 97V Roadx RXQUEST SU01 Автошина

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

5 582.38 ₽

195/55R16 91V Sailun ATREZZO ELITE

Быстрый просмотр

Средняя цена по рынку

3 961.39 ₽

Таким образом, визуальный осмотр двигателя есть первейший и самый доступный этап его диагностики. Такой способ еще называют безразборной проверкой. Также работу двигателя проверяют на слух – не должно быть посторонних стуков, скрежета и других шумов. Если необычные звуки сопровождают работу ДВС, то это чревато как минимум регулировкой зазоров клапанов, а в особо запущенных случаях может вылиться в проведение капитального ремонта мотора.

2. Самодиагностика системы

Автомобили, выпускаемые в настоящее время, имеют развитые системы диагностики. Данные системы предоставляют данные обо всех ошибках блока электронного управления. Анализ этих сбоев позволяет определить состояние двигателя. Ошибки выводятся на экран бортовой компьютерной системы или зашифрованы с помощью последовательности миганий индикатора Check Engine.

Каждый производитель автомобилей по-своему организует доступ к системе самодиагностики двигателя. В одном случае нужно соединить между собой определенные контакты диагностического разьема OBDII и проехаться, в другом произвести повороты ключа зажигания в несколько этапов и нажатие педалей. Такая информация по конкретной модели автомобиля доступна на различных тематических форумах в сети Интернет.

3. Компьютерная диагностика

Этап компьютерной диагностики требует наличия специального сканера. Данный девайс опрашивает ЭБУ и считывает все ошибки двигателя, которые когда-либо были зафиксированы. Такие сканеры могут еще определить настоящий пробег машины, если скрутка километража произведена дилетантом. Опытные специалисты знают все нюансы фиксации пробега в каждом конкретном авто и проведут отмотку километров так, что обнаружить это не сможет уже никто.

Компьютерная диагностика

Торговая сеть сегодня предлагает большой выбор сканеров. При ограниченном бюджете можно вполне найти недорогую модель. Она позволит выполнить хорошую диагностику двигателя. Но некоторые проблемы такие сканеры все же не могут обнаружить.

Более дорогие и качественные автосканеры снабжены функцией мотор-тестера. С помощью данной опции производится диагностика мотора в разных режимах работы, что позволяет выполнить более тонкий и всесторонний анализ.

На некоторых этапах диагностики применяются также автомобильные осциллографы. Эти приборы, например осциллограф Постоловского, позволяют проверить сигналы с различных датчиков и по их форме вскрыть возможные неисправности двигателя.

4. Диагностика с помощью специальных инструментов

Инструментальную диагностику двигателя можно выполнить самостоятельно. Для этого необходимо наличие следующих приборов:

  • Стробоскоп. Дает возможность проверять и корректировать углы опережения зажигания.
  • Компрессометр. Помогает определить значение компрессии в каждом цилиндре.
  • Эндоскоп. Этот инструмент дает возможность заглянуть в места, скрытые от глаз. Таким образом облегчается безразборная диагностика мотора и других узлов и агрегатов машины.
  • Микрометры и щупы, предназначенные для определения зазора клапанов.

Из чего складывается стоимость диагностики двигателя

Есть одна необходимая для диагностики бензиновых двигателей составляющая, которую нельзя купить ни за какие деньги. Речь об опыте и способностях, которыми обладают квалифицированные мастера диагностических станций, профессиональные навыки нужны на каждом этапе проверки. Ведь далеко не каждый человек может по звуку и внешнему виду, да даже по диагностическим ошибкам, определить первопричину неисправности.

Этот опыт и квалификация мастера стоят определенных денег. Распечатка ошибок, считанных с ЭБУ, может выглядеть как расшифровка медицинских анализов человека. Но как опытный врач не полагается лишь на результаты анализов, изучая все нюансы истории болезни, так и настоящий профессиональный моторист подходит к процессу комплексно, вдумчиво и не спеша.

Качественную диагностику двигателя не выполнить за пару минут. Компьютерной диагностики недостаточно. Этап за этапом, каждый узел двигателя внимательно осматривается, изучается. Обычно диагностические станции даже не берут плату за простую распечатку ошибок, выданных сканером. Ведь получить такую информацию совсем несложно, высокой квалификации не требуется. Однако иногда встречаются люди, пытающиеся на этом заработать.

Из чего складывается стоимость диагностики двигателя

Комплексная диагностика двигателя состоит из целого ряда этапов. Главная операция – это, безусловно, компьютерное сканирование. Многие автолюбители делают сканирование самостоятельно. Для этих целей покупают подходящий разъем, конвертер на USB, скачивают в Интернете на ноутбук специализированную программу.

На СТО компьютерное сканирование обычно стоит в районе 500 рублей. Можно получить не только распечатку всех ошибок, но и выяснить, производились ли какие-либо операции с памятью ЭБУ. Показатели выхлопных газов измеряют при помощи специализированного устройства. Обойдется данное действие в 300 руб. За тестер зажигания просят 500 руб., а замерить угол опережения зажигания можно, расставшись с 300 рублями.

Исправность свечей зажигания, высоковольтных проводов и катушек вполне можно определить визуально. Особое внимание уделяют осмотру точек соединения двигателя с массой. Обязательно проверяют, хорошо ли держит заряд аккумулятор.

Механические узлы двигателя проверяются как осмотром, так и при помощи специализированных инструментов. На визуальном этапе выявляются неисправности в ремнях и их натяжении, проверяется уровень жидкостей и их состояние, оценивается уровень шума при работе ДВС. Цилиндры необходимо тщательно осмотреть при помощи эндоскопа. За эту услугу просят обычно 600 руб. Давление воздуха измеряют за 400 руб.

Однако общая стоимость диагностики обычно ниже, чем сумма отдельных этапов. Так происходит по причине накапливающейся скидки. Влияет и факт конкуренции между разными СТО, где главным рычагом остается цена. Однако понижение стоимости может быть чревато некачественным оказанием услуги, исключением отдельных этапов диагностики двигателя вовсе. Обычно комплексная проверка мотора стоит 4 тыс. руб. Но далеко не каждый автовладелец готов расстаться с такой суммой просто за то, чтобы знать неисправности своего силового агрегата.

Кроме стоимости непосредственных процедур, на цену диагностики влияет оперативность ее проведения, качество обращения с клиентом и дополнительные бонусы. За распространенную сумму в 1000 руб. автовладелец чаще всего получит обслуживание из 4 этапов: визуальную диагностику, считывание ошибок, проверку выхлопных газов и системы зажигания на специальном оборудовании.

Стоимость диагностики

Немаловажными составляющими стоимости диагностики могут также являться: политика ценообразования на СТО, модель транспортного средства, расположение и престижность диагностической станции и объем предлагаемых работ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Volkswagen jetta 1984 руководство по ремонту
  • Объемные тюльпаны из бумаги своими руками пошаговая инструкция фото
  • Руководство по разработке маркетинговой стратегии
  • Инструкция по эксплуатации пмм bosch silence
  • Flumist nasal spray инструкция на русском