Руководство по поющим чашам

На чтение 16 мин Просмотров 14.8к.

Многие религиозные практики включают в себя использование музыкальных инструментов, звучание которых оказывает лечебный эффект. Среди них особо популярны звуки поющие чаши – неотъемлемая часть религиозных традиций тантрического буддизма и йоги.

Поющие чаши

Поющие чаши способны оказывать лечебный эффект.

Содержание

  1. История возникновения поющих тибетских чаш
  2. Разновидности тибетских поющих чаш
  3. Тонкостенные
  4. Толстостенные
  5. Литые
  6. Кованые
  7. Древние поющие чаши
  8. Штампованные
  9. Влияние вибраций на организм человека
  10. Релаксация
  11. Фон для медитации
  12. Исцеление
  13. Массаж вибрациями
  14. Гармонизация пространства
  15. Работа с чакрами
  16. Научное мнение
  17. Как подготовиться к игре на поющих чашах
  18. Как выбрать поющую чашу
  19. Размер
  20. Стик
  21. Материал поверхности
  22. Наполненность
  23. Способы игры на поющей чаше
  24. Трение
  25. Ударная техника
  26. Как выполнять массаж с помощью поющей чаши
  27. Использование для чакр
  28. Лечение поющими чашами

История возникновения поющих тибетских чаш

Родиной резонирующих сосудов считаются страны Восточной Азии (Север Индии и Непал, Тибет).

Музыкальные инструменты применяли для облегчения медитации и проведения церемониальных обрядов.

Существует несколько версий их возникновения:

  1. Чаши изобрели ираноязычные народы Гималаев, откуда впоследствии они попали в другие страны. Самая древняя из найденных чаш была обнаружена в предгорье Гималаев. Ее возраст составляет 5 тыс. лет.
  2. Создателями звучащих чаш были мудрецы древней китайской династии Шан.
  3. Японские жрецы каннуси первыми стали использовать звукотерапию в рамках религиозных обрядов. Считается, что предшественником чаш был японский гонг.
  4. Этот музыкальный инструмент, по одной из версий, был первоначально создан в Тибете при участии Далай-ламы (духовного лидера). Это наиболее распространенная версия.

Однако, большинство ученых и коллекционеров античных поющих чаш считают это мнение скорее маркетинговым приемом. Древние поющие чаши, традиция производства которых прекратилась в 1920-1930 годах XX века, изготавливались в Гималаях, на юге Непала и севере Индии. Согласно мнению самих тибетцев, поющие чаши имеют весьма отдаленное отношение к тибетской культуре. Это свидетельствует о том, что происхождение и история этих уникальных музыкальных инструментов могут быть значительно более сложными

Разновидности тибетских поющих чаш

Тембр инструмента и звуковые эффекты зависят от его материала, размера и других особенностей строения. Среди них важное значение имеют толщина стенок, ширина обода, профиль днища и соотношение диаметров обода и донца.

Разновидности

Для тибетских чаш важное значение имеет толщина стенок.

Тонкостенные

Изготовление чаш с тонкими стенками требует от мастера ювелирной работы. В процессе необходимо следить за многократной закалкой стали, ковкой, настройкой и полировкой.

К особенностям этого вида инструментов относят:

  • толщину стенок – до 2 мм;
  • специфическую форму сосуда;
  • сильные вибрации на высоких частотах;
  • сбалансированный, медленно затухающий звук;
  • средний диаметр – от 16 до 35 см;
  • вес – до 2 кг.

Толстостенные

Включают в свой состав минимум 9 различных металлов (среди них – медь, железо, золото, серебро, латунь). Звучание толстостенной чаши богато низкими, глубокими обертонами, однако тембр у нее беднее, чем у других разновидностей.

Толстостенные

Толстостенные чаши обладают низким звучанием.

Подобные сосуды имеют много общего с древними колоколами:

  • толщину стенок – до 1 см и больше;
  • вес – от 2 кг;
  • сильную звуковую волну;
  • высокую громкость при любых способах звукоизвлечения.

Толстостенные чаши требуют крупных пространств с хорошей акустикой, поэтому их редко используют в контактных (домашних) практиках. Чаще всего инструмент применяют в храмах или ашрамах.

Литые

Изготавливаются машинным способом, что позволяет уменьшить количество брака. Бывают как толстостенными, так и тонкостенными. Содержат не более 4 металлов, что делает их диапазон не особенно широким.

Литые

Литые чаши изготавливаются машинным способом.

Средние показатели инструмента:

  • диаметр – от 14 до 35 см;
  • вес – от 600 г до 4 кг;
  • звук слегка приглушенный (в высоком регистре – резкий, насыщенный).

На поверхности чаши присутствуют орнамент и сакральные узоры из серебра или золота, что также оказывает влияние на звучание.

Достоинством литых сосудов является простота их освоения – для этого не нужно иметь особые навыки или технику. Наилучшими производителями инструмента считаются непальские мастера.

Кованые

Выковываются вручную из цинка, меди, свинца, никеля и олова. Их главным отличием от других разновидностей является увеличенная продолжительность звучания. Если провести стиком по краю, звук может длиться до 30 секунд, слабо затухая.

Кованые

Кованые чаши делаются вручную из цинка и меди.

Другие характеристики:

  • диаметр – от 9 до 220 см;
  • вес – до 5 кг;
  • стик (палочка для звукоизвлечения) – из дерева, кости, камня или серебра;
  • регистр – низкий либо средний.

Звучание кованых сосудов подходит как для индивидуальных, так и для групповых практик. Назвать лучших мастеров не представляется возможным, т.к. практически в каждой стране есть свои особенности производства этих инструментов.

Древние поющие чаши

Древние поющие чаши, изготовленные из сплава пяти металлов, известного как панчалоха, обладают особым сакральным значением в индуистских странах Гималаев. Сплав включает медь, олово, цинк, железо и другие металлы, такие как золото, серебро или никель. Фактически, это литая бронза, обогащенная драгоценными  металлами.

Уникальность древних поющих чаш заключается в том, что они одновременно издают несколько гармонических обертонов. Это связано с использованием сплава из разных металлов, каждый из которых звучит на своей собственной «волне». Хотя считается, что традиционные техники изготовления поющих чаш потеряны, из разных районов Непала все еще поступают чаши, изготовленные традиционным методом ручной ковки.  Однако качество сплава современных чаш обычно хуже, чем у древних, а сам процесс старения считается благотворным для звука, делая его более теплым и мягким.

Как и любой антиквариат, древние поющие чаши являются предметом коллекционирования. Однако их ценность определяется не только возрастом, но и музыкальными качествами.

Древние гималайские поющие чаши

Древние гималайские поющие чаши. Джамбати, Тадобати и Йони войд.

Теплота и мягкость звучания, характерная для состарившегося метала, создают успокаивающую атмосферу. Синфония гармонических обертонов, излучаемых этими чашами, вызывает бинауральный эффект, который воздействует на мозг, способствуя глубокому расслаблению и медитации. Эти особенности делают древние поющие чаши особо ценными для применения в звукотерапии и медитативных практиках.

Штампованные

Изготавливаются в основном в Китае или Тайване. Являются разновидностью литых и уступают по своим звуковым параметрам другим. Относятся скорее к сувенирным изделиям, чем к профессиональным инструментом.

Их главные преимущества – дешевизна и легкость обучения. Однако звук штампованных чаш неустойчивый, излишне громкий, в высоком регистре режет слух. Ощущается нехватка нижних обертонов.

Штампованные

Штампованные чаши изготавливаются в Китае.

Влияние вибраций на организм человека

В древние времена тибетские мудрецы заметили, что звучание тибетской поющей чаши оказывает на слушателей оздоравливающее воздействие. Многие заболевания ослабляются или полностью излечиваются благодаря звукотерапии.

В XXI в. было выявлено влияние звуков и музыки на живые организмы и установлено, что каждый внутренний орган человека имеет свою резонансную частоту.

Релаксация

Вибрации, а также  бинауральные ритмы которые создаются в результате звукоизвлечения, способствуют успокоению и расслаблению. Кроме того, игра на чаше позволяет очистить энергетику человека и снять накопившееся за день напряжение.

В процессе слушания у человека:

  1. Восстанавливаются силы.
  2. Улучшается регенерация тканей.
  3. Снимаются физические и энергетические зажимы.
  4. Повышается настроение.

Восстанавливаются силы

При прослушивании чаш у человека восстанавливаются силы.

Фон для медитации

Индийские чаши используют как для групповых медитаций, так и для индивидуальных йогических практик.

Их применение для духовных практик может быть различным:

  1. Создание фона для остановки внутреннего диалога.
  2. Улучшение концентрации, увеличение длительности практики.
  3. Укрепление эмоционального здоровья.
  4. Погружение в более глубокие слои подсознания (в сравнении с медитацией без звукового сопровождения).

Исцеление

Важно заметить, что духовная практика не гарантирует излечения от тяжелого заболевания. Однако правильное и регулярное использование поющих сосудов может улучшить самочувствие человека, придать ему сил и мотивации в борьбе с болезнью.

Для снятия головной боли

Для снятия головной боли чаши нужно располагать возле головы.

Чтобы оказать то или иное благотворное воздействие на организм, необходимо знать некоторые правила:

  1. Для снятия головной боли, чтобы звучание чаши было тихим, располагать инструмент возле головы. Положение медитирующего – сидячее (в позе лотоса).
  2. Для улучшения сна и борьбы с бессонницей слушать звук чаши лежа на спине, с закрытыми глазами.
  3. При патологиях желудка – лежа на спине, ноги полусогнуты, ладони мягко растирают живот.
  4. При кожных заболеваниях находиться на близком расстоянии от чаши – 10–20 см (так, чтобы физически чувствовать исходящие от нее вибрации).

Звонкие высокие звуки способствуют улучшению кровообращения, очищению сосудов от шлаков и токсинов. Низкие обертона хорошо влияют на костные ткани и стимулируют регенерационные процессы.

Массаж вибрациями

Польза звукового вибромассажа заключается в том, что он одновременно оказывает воздействие на все системы организма.

Как игра на поющих сосудах, так и прослушивание позволяют:

  • улучшить деятельность органов кроветворения и сердца;
  • регулировать артериальное давление (низкие звуки его снижают, высокие – повышают);
  • усилить либо восстановить угасшие рефлексы опорно-двигательного аппарата;
  • активизировать процессы обмена веществ;
  • повысить работоспособность уставших мышц;
  • стимулировать моторную деятельность желудка и перистальтики.

Артериальное давление

Игра на поющих сосудах регулирует артериальное давление.

Для применения тибетских чаш в целях массажа необходимо иметь первичные навыки (а лучше – пройти обучение). При неправильном или длительном выполнении вибромассажа человек может почувствовать дискомфорт, судороги, нарушение чувствительности и прочие нарушения.

Гармонизация пространства

Каждое помещение в доме или квартире наполнено энергетическими потоками. Они оказывают сильное воздействие на самочувствие тех, кто проживает на этой территории.

Гармонизация пространства при помощи резонирующей чаши приводит к:

  • нейтрализации геопатогенных зон (мест, вызывающих утечку энергии);
  • созданию атмосферы комфорта и уюта;
  • рассеиванию и преобразованию застоявшихся энергетических потоков;
  • очищению пространства и его защите от любых негативных воздействий.

Использовать этот музыкальный инструмент можно и при долгом пребывании вне дома, частых ссорах, переезде либо частых стрессах.

Работа с чакрами

Для практик, связанных с раскрытием энергетических центров, подходят только кованые чаши. Опытные йоги рекомендуют использовать звуковые колебания преимущественно для работы с первыми 4 чакрами. Это связано с тем, что в большинстве случаев не имеет смысла совершенствовать высшие центры, пока не развиты низшие.

Работа с чакрами

Йоги рекомендуют использовать звуковые колебания для работы с чакрами.

Список чакр с указанием настройки:

  1. Муладхара. Подходит чаша, настроенная на ноту «До». Практика укрепляет эмоциональную устойчивость, выносливость и физическое здоровье.
  2. Свадхистана. Нота «Ре». Звуковые вибрации позволяют раскрыть сексуальность, уверенность себе и жизнерадостность.
  3. Манипура. Соответствует ноте «Ми». Развитие 3-й чакры связано с интеллектом, силой воли и лидерством.
  4. Анахата. Нота «Фа». Работа с сердечной чакрой увеличивает финансовое благополучие в жизни и нормализует взаимоотношения в семье.
  5. Вишудха. Инструмент, настроенный на ноту «Соль». Чакра, связанная с творчеством, общением и интуицией.
  6. Аджна. Нота «Ля». Раскрытие экстрасенсорных способностей (ясновидения, телепатии, астрального зрения и пр).
  7. Сахасрара. Нота «Си». Связь со Вселенским Разумом, подключение к высшим знаниям и Божественной Любви.

Во время практики необходимо полностью сфокусироваться на ноте, которую издает резонирующий сосуд.

Научное мнение

Согласно исследованиям японских ученых, игра на поющих сосудах положительно влияет на электрическую активность мозга. Подобный эффект может оказываться только в непосредственной близости от инструмента.

Активность мозга

Игра на поющих чащах положительно влияет на работу мозга.

Проводились и другие исследования:

  1. В начале 2000-х гг. группа итальянских онкологов доказала, что тибетские чаши ускоряют восстановление организма после химиотерапии. Также звукотерапия улучшала самочувствие и настроение больных.
  2. Тибетские исследователи обнаружили, что во время игры на чашах у человека снижается т.н. «индекс депрессии». Это делает возможным использование музыкального инструмента для психотерапии.
  3. Нидерландские ученые провели серию экспериментов с чашами, в результате чего была открыта их способность обеззараживать воду.

Вместе с тем пока что не существует фактов прямого излечения от того или иного заболевания.

Научная медицина рекомендует использовать экзотический инструмент только в качестве вспомогательной терапии, а не основной.

Как подготовиться к игре на поющих чашах

Исполнителю не требуется знать нот для игры на тибетской чаше.

Однако существует несколько основных правил, которых необходимо придерживаться:

  1. Перед исполнением приготовить небольшую подушку или толстую ткань. При этом сосуд должен стоять устойчиво и не шататься из стороны в сторону.
  2. Протереть влажной тряпкой деревянный стик, которым водят по поверхности инструмента.
  3. Проветрить помещение, в котором планируется играть музыку.
  4. Для некоторых видов вибромассажа приготовить те или иные эфирные масла, свечи и благовония.

Подготовиться к игре

Для игры на тибетской чаше не нужно знать нот.

Как выбрать поющую чашу

Основным аспектом при выборе тибетской чаши является интуиция. Если в процессе извлечения звука присутствует явление фриссона (мурашек по коже), то этот инструмент подходит лучше всего.

Кроме того, желательно знать, для чего покупается сосуд – для медитативных практик, лечения, профессионального обучения или игры дома.

Размер

Изучая форму чаши, важно обращать внимание на правильность изгибов. Инструменты крупных размеров чаще имеют физические дефекты (трещины, неровности, вмятины).

Звучание также зависит от их величины:

  1. Крупные (диаметром более 20 см). Звук низкий, ясный, без дребезжания, насыщенный унтертонами. В процессе игры хорошо чувствуются вибрации.
  2. Средние (от 14 до 20 см). Звучность сбалансирована, без преобладания крайних регистров. Недостатком таких чаш является быстрое затухание звука.
  3. Маленькие (диаметром меньше 14 см). Обладают высокой громкостью и резкостью звучания. Чаще всего продаются в комплекте, где каждая чаша настроена на свою тональность.

Размер

Звучание чаши зависит от её величины.

Стик

Важное значение имеет правильно подобранный стик, заставляющий сосуд звучать.

Чтобы выбрать резонатор, нужно обратить внимание на такие моменты:

  1. Поверхность палочки эмалированная либо покрытая войлоком или мягкой замшевой тканью.
  2. Древесина – бук или тиковое дерево.
  3. Для отработки ударной техники у колотушки на конце есть утяжелитель.
  4. Длина стика соответствует размеру чаши.

Новичкам лучше ориентироваться на резонаторы среднего размера, т.к. с ними проще всего отрабатывать технику и основы звукоизвлечения.

Материал поверхности

Современные инструменты делают из латуни или бронзы, нередко с добавлением драгоценных металлов.

Материал поверхности

Современные чаши делают из латуни или бронзы.

При этом чем больше металлов входит в состав чаши, тем лучше ее вибрационные и акустические характеристики:

  • серебро – 0,002% (отвечает за высокие звуки);
  • олово – 28,6% (придает насыщенности);
  • золото – 0,001% (усиливает средний регистр);
  • свинец – 0,001% (добавляет звучанию резкости);
  • медь – 71,3% (обеспечивает чаше прочность, звучанию – громкость);
  • железо – 0,3% (формирует басы);
  • ртуть – 0,01 % (усиливает вибрации).

Наполненность

Для получения более глубокого тембра звука чашу можно наполнить водой (наполовину либо на 1/3). Однако для этого подходят только кованые инструменты среднего либо большого размера.

Стики для таких чаш должны быть сделаны из металла (серебра, меди), покрыты замшей.

Способы игры на поющей чаше

Существует 2 основных вида звукоизвлечения – трение стика о край чаши и удар. Освоить их на среднем уровне может любой человек. Сложность заключается в том, чтобы извлекать звуки разных тембров и регистров при помощи одного и того же резонатора.

Способы игры

Освоить звукоизвлечение может каждый человек.

Трение

Наиболее распространенная техника. Перед игрой важно убедиться, что чаша расположена устойчиво и не двигается с места при соприкосновении.

Далее необходимо:

  1. Взять в одну руку стик.
  2. Несильно надавливая, провести им по краю чаши, создавая звук.
  3. Для извлечения дополнительных обертонов в процессе ведения медленно вращать стик вокруг своей оси.

В процессе игры запястье должно находиться на одном уровне и не смещаться во время поворота резонатора. Главная сложность при игре трением – вести стик неотрывно, с одинаковым давлением на протяжении всей окружности. При этом важно двигать палочку с той же скоростью, не ускоряя и не замедляя темпа.

Любое усилие способствует мгновенному изменению звучности.

Новичкам рекомендуется первое время экспериментировать с силой нажима и скоростью движения стика, чтобы быстрее освоить этот прием.

Ударная техника

Аналогична игре на колоколах. Для извлечения звука потребуется колотушка с утяжелителем на конце.

Ударная техника

Ударная техника не представляет сложности.

Азы техники не представляют никакой сложности:

  1. Взять стик в одну руку (вторая в это время может придерживать небольшую чашу).
  2. Легко ударить резонатором по внешней поверхности чаши.
  3. Для громкого звучания наносить удары замшевым стиком по внешнему ободу. Приглушенный звук можно получить, если ударить тяжелой войлочной колотушкой чуть ниже обода поющей чаши.

Как выполнять массаж с помощью поющей чаши

Для выполнения полноценного звукового массажа желательно иметь несколько тибетских сосудов различного размера. Из вещей человеку понадобится матрас или толстый коврик.

Сама процедура проходит так:

  1. Человек ложится на спину, стараясь расслабить все тело.
  2. Вокруг его тела ставят чаши: возле ступней, по бокам возле коленей, бедер и плеч. Одну располагают рядом с затылком. В некоторых индийских традициях инструменты кладут на человека.
  3. Целитель-музыкант попеременно играет на каждой чаше, чаще всего чередуя технику трения с ударной.
  4. Если в процессе какая-либо чаша резко меняет свое звучание, это значит, что рядом с ней находится болезненное место.

Как выполнять массаж

Для выполнения массажа человек ложится на спину.

Среднее время проведения массажа – от 5 до 20 минут.

Использование для чакр

Практику выполняют с помощью партнера. Общее правило при игре для развития чакр: внимание человека должно быть сфокусировано в области энергетического центра, на том, как инструмент поет.

Чакры расположены следующим образом:

  1. Муладхара – у копчика.
  2. Свадхистана – в месте сочленения позвоночника и крестца.
  3. Манипура – в солнечном сплетении.
  4. Анахата – рядом с сердцем.
  5. Вишудха – в области горла.
  6. Аджна – между бровями.
  7. Сахасрара – на затылке.

Использование для чакр

Практику выполняют для развития чакр.

Опытные йоги рекомендуют использовать в этой практике трение, а не ударную технику. При игре чашу нужно ставить рядом с чакрой.

Лечение поющими чашами

Перед тем как пользоваться чашей, нужно проконсультироваться с врачом, т.к. звукотерапия имеет ряд противопоказаний:

  1. Беременность.
  2. Психические заболевания и эпилепсия.
  3. Возраст младше 10 лет.
  4. Наличие кардиостимулятора.
  5. Тромбофлебиты, тромбозы.
  6. Мочекаменные болезни, патологии почек.
  7. Аритмия.

К этому списку надо отнести и все противопоказания, относящиеся к классическому массажу.

Воздействие музыкального инструмента полезно при:

  • синдроме хронической усталости;
  • невралгии и невритах;
  • заболеваниях верхних дыхательных путей;
  • патологиях опорно-двигательного аппарата;
  • умеренных депрессивных состояниях.

Для решения точечных проблем организма инструмент ставят близко к больному месту. При хронических заболеваниях важно, чтобы вибрации обволакивали все тело (этого можно добиться при помощи звукового массажа).

Для ускоренного заживления ран и ушибов звук извлекают трением. Ударная техника пригодится для придания энергии тому или иному органу.

Чтобы укрепить иммунитет, в чашу перед игрой нужно добавить немного чистой воды (не больше половины). Кроме того, заряженная вибрациями, она улучшает сон человека и его работоспособность.

Как использовать Поющие чаши

Это важно знать: Как Держать чашу в руке и какой инструмент использовать для извлечения звука, ведь различным типам чаш нужны различные размеры инструментов для извлечения звука ударом или трением.
Как держать чашу на руке
Поставьте чашу на ладонь и убедитесь в том, что пальцы и рука вытянуты, так что край чаши может вибрировать свободно и беспрепятственно.
Очень маленькие чаши можно также поставить на кончики пальцев, но опять таки, край чаши должен вибрировать без помех. Если вы держите чашу за одну из сторон, значит прекращаете ее вибрацию и звучание.
Какой инструмент для извлечения звука вы должны использовать
Небольшой деревянный молоточек используется, чтобы ударять по очень маленьким поющим чашам, таким образом, что их четкие обертоны будут звучать особенно хорошо. Для кованых и больших Поющих чаш деревянные молоточки, как правило, не самый лучший вариант для извлечения звука.
Обернутый тонкой кожей (замшей) деревянный стик хорошо использовать для маленьких кованых Поющих чаш. При ударе таким стиком чаша звучит более мягким тоном. Используйте стики, обернутые замшей (или мягкой кожей), или покрытые войлоком для удара маленьких и средних Поющих чаш.
Первое правило: Чем больше Поющая чаша, тем толще стик, которым наносится удар, так глубокие «темные» тона будут лучше и гармоничней раскрываться.
Барабанные палочки с войлоком используются для ударов в большие и очень большие Поющие чаши, чтобы выявить их удивительные глубокие «темные» мелодии и обертоны, которые очень любят опытные практикующие. Для маленьких чаш толстые ударные стики могут быть слишком массивными, чтобы дать возможность чаше петь высоко, в конечном счете, вам придется попробовать какой стик является лучшим для данной конкретной чаши, и использовать его. Попробуйте и узнайте, как чаша звучит наиболее гармонично с вашей точки зрения!
Нежное извлечение звука – и чаша споет вам свои сокровенные песни
После того, как вы выбрали чашу и стик, вы можете тренироваться в нежном извлечении звука, в аккуратном ударе по чаше. Узнайте для себя, в первую очередь, что сильно влияет на удар, как ударять, чтобы создавать гармонично звучащую мелодию. Слишком сильные удары производят неприятный звук, но в то же время, слишком слабый удар сделает звук бесплодным и пустым и он не будет иметь никакого эффекта. Создавайте движение и звук сознательно. Нежное, аккуратное извлечение звука из Поющей чаши является прекрасным упражнением присутствия в «здесь и сейчас», в настоящем. Вы должны тренироваться снова и снова, это упражнение является обязательным.
Пожалуйста, держите стик, ударяя параллельно краю Поющей чаши и чуть ниже обода. Стик должен коснуться чаши кратко и быстро отведен от чаши в сторону. Не идите в чашу, просто прикоснитесь, и она произведет нужный ласковый звук.
Как правило, один каждому удару по чаше нужно дать дозвучать практически до конца, прежде чем ударить снова. В случае, если вы хотите сохранить пение чаши, то можно повторно нежно ударить, но не быстро раз за разом. Таким образом, ритмическое извлечение звука может раскрыть звучание и сразу появится ритмичный звук. Ритм является секретом лучших терапевтов, работающих с Поющими чашами.
Как ударять по Поющей чаше
Прежде всего, необходимо знать, как сильно вы можете ударять по Поющей чаше.
Не ударяйте по Поющей чаше слишком низко от обода-кромки. Каждая чаша имеет свой собственный секрет, найти его и раскрыть – это прекрасные упражнения.
Извлечение звука трением
Чаша может быть распета сбалансированным трением обода-кромки.
Для того, чтобы освоить эту технику, вам нужно иметь немного терпения. Не позволяйте себе быть обескураженным, от того, что некоторые чаши легче тереть, извлекая звук, чем другие! В начале используйте деревянную палку для трения. Многие Поющие чаши можно распевать трением, работая стиком с замшевым покрытием, и тем самым выводить глубокий «темный» звук в очень красивые обертоны. Держите стик на краю чаши и нажимайте на кромку. Перемещайте стик вдоль верхнего края медленно и постепенно, пока чаша не начнет петь. В начале перед трением можно слегка ударить чашу, извлекая звук, и после «раскрутить» его по кругу обода. Для гармонического звучания нужно сачетать равносильное давление со сбалансированным движением. Попробуйте разные размеры стиков для трения. Упражнение также является секретом.

Как можно извлекать из Тибетской поющей чаши звук

Стики

Самый распространенный способ извлечения звука из ТПЧ с помощью: так называемых стиков (колотушек, пестиков), приемами удара или трением. Приемами удара извлекается звук из маленьких ТПЧ прямыми равносторонними стиками. Из больших, ТПЧ звук извлекается каучуковыми стиками, на подобии барабанных. Для извлечения звука из больших ТПЧ трением применяются большие круглые стики. Трение производится с приложением усилия размещая стик под разным углом верхней кромке стенок чаши. При извлечении звука ударом стиком, можно направлять стик с наружной стороны чаши центростремительно или наоборот, вовне. Так же направлять приложение усилия можно ближе к верхней кромке или ко дну ТПЧ.

Ладонь

Существует способ извлечения вибрации из достаточно большой чаши с помощью основания ладони. Для этого, ТПЧ держится в одной руке, а основанием ладони второй наносится удар по верхней трети стенки.

Звукотерапия тибетскими поющими чашами: обучающие видео уроки для начинающих

Тибетские чаши называют одним из самых загадочных музыкальных инструментов. По сути и способу звукоизвлечения напоминают колокола и имеют аналогичные целебные вибрации. Лечебный эффект заключается в способности звука проникать в клетки тела и настраивать на здоровые частоты. Еще один полезный эффект – наполнение пространства благотворной энергией. 

Чтобы научиться играть на древнетибетском инструменте, не обязательно ехать в Гималаи или Непал и брать уроки у восточных гуру. Видео уроки на сайте ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН научат различать и выбирать поющие чаши, проводить сеансы звукотерапии для себя и других.

Суть звукотерапии

Тибетские монахи начали применять кованые металлические сосуды более тысячи лет назад для вхождения трансового состояния, освобождения ума и очищения мыслей. В результате достигалось состояние единства и гармонии со Вселенной. Современные люди способны извлечь еще большую пользу из старинного инструмента. С первых же звуков отступает стресс – самый опасный враг нынешнего человечества.

Польза лечения звуком

Полезные эффекты звукотерапии давно известны и доказаны. 

  1. Мгновенное расслабление и ощущение покоя.
  2. Приведение в порядок внутренней энергии.
  3. Чистка тела и пространства от губительных застойных биоэнергий.
  4. Стимулирование творческого начала.

На фоне перечисленных изменеий происходит улучшение физического состояния: отпускают боли, утихают хронические недуги, улучшается психоэмоциональный фон. 

Виды звуковой терапии

Звукомассаж сравним с принятием энергетической ванны. Существует несколько способов проведения процедуры. Рекомендуется попробовать как можно больше, чтобы выбрать наиболее подходящий.

  • Стихийная — на основе подражания пяти стихиям (воздух, огонь, эфир, вода, земля). Смена звуков стихий дает мощный эффект.
  • Резонансная – когда подбирают несколько инструментов с эффектом резонанса (гонги, тарелки, колокольчики).
  • Голосовая – в комплексе с пением (мантры, горловое и т.п.).
  • Лимфодренажная – в соприкосновении с телом, с расставленными по определенным точкам и линиям сосудами.
  • Тактильная – звукоизвлечение посредством трения руками вместо колотушки.

Как выбрать

Главная ошибка – приобретать поющий сосуд удаленно. Важно услышать и прочувствовать собственными ушами и телом уровень вибрации, богатство обертонов, частоту и длительность звучания. Следует внимательно рассмотреть предмет на качество: отсутствие вмятин и трещин, царапин, заусенцев, дефектов. Ключевой момент – попробовать «завести» инструмент, вращая стика по касательной до образования гула.

Какие бывают

Поющие чаши можно разделить по нескольким категориям: качеству, сплавам, способам производства, форме, размеру и толщине, оформлению. 

  • Литые (штампованные) – произведены станочным способом и являются наиболее дешевыми. В основном используются для создания антуража и в качестве сувениров, так как часто не заводятся и звучат бедно.
  • Кованые – имеют особые свойства, сильный, глубокий и долгий звук, широкий диапазон. Бывают непальскими (с нанесенными узорами) и индийскими (гладкими).

Способы звукоизвлечения

Как у скрипки смычок, так у тибетского колокола – стик или колотушка. Первый напоминает деревянный пестик, второй – толкач с обтянутыми фетром или кожей насадками. Чем толще стик, тем более объемный и низкий звук получается. Играть можно ударяя по кромке сосуда или вращать стиком по периметру. В зависимости от места касания (ближе к центру или вверху) получается более высокий или низкий тон.

Медитация

Медитация – особое состояние психики, когда эмоции, мысли и ум находятся в полном покое. Сегодня, в динамичном и стрессовом мире, все сложнее остановиться и совершить ментальную «перезагрузку». Поэтому люди прибегают к разным методам снятия напряжения: ароматерапия, пение мантр, танцевально-двигательная терапия и т.д. Звуковой массаж – один из самых простых методов достичь чистого состояния. Достаточно всего полуминуты слушания – и настроение полностью меняется. 

Как играть

Главная задача играющего — создать комфортное звуковое поле. Иначе прослушивание может нанести вред. Удар по одной чаще передает определенную эмоцию, по двум – чувство, по трем – настроение, четырем – состояние. Неграмотный подбор комплекта создает диссонансные волны, которые скорее раздражают, чем умиротворяют. Практика должна заканчиваться радостным настроением, эмоциональным катарсисом.

Как играть на наборе

Сыграть удивительную мелодию на нескольких чашах разного формата интуитивно может каждый. Однако лучше использовать опыт поколений и воспользоваться действенными схемами создания целительной музыки. Суриков Виктор Петрович поделится акустическими программами, которые многократно опробовал на людях, наблюдая за реакцией и фиксируя данные на различной диагностической аппаратуре. Схемы игры позволят организму войти в общий резонанс и настроиться на нужные частоты, чтобы звучать так же слаженно.

Структурирование воды

В эзотерике и народной медицине вода может обладать целебными свойствами, если уметь ее «зарядить». Кто-то нашептывает над емкостью с жидкостью молитвы и мантры, ставит классическую музыку, кто-то замораживает или использует аквадиски – вариантов масса. Еще один способ заключается в структурировании целебными вибрациями, когда молекулы водорода упорядочиваются в геометрически правильные группы. Приготовленная в чашах «живая» вода обладает лекарственными свойствами.

В современном мире восточные аналоги колоколов нашли применение в релаксационных и исцеляющих практиках, массаже, йоге и медитациях, эзотерике. Действие сакрального инструмента усиливается с помощью ароматерапии (аромамасла и благовония).

1. Слушаем мир вокруг себя
2. Слушаем наш внутренний мир
3. Слушаем разумом
4. Слушаем с помощью интуиции
5. Как убедиться, что поющая чаша подходит вам
6. Извлечение звука из чаши
7. Восприятие вибраций поющей чаши
8. Сравнение воздействия тонов разных поющих чаш
9. Использование голоса при обращении с поющими чашами
10. Самомассаж с помощью поющих чаш
11. Сочетание музыки поющих чаш с повествованием и стихами
12. Групповая импровизация

1. Слушаем мир вокруг себя

Отыщите спокойный уголок в парке или в лесу, на пристани или пляже. Сосредоточенно вслушивайтесь в звуки, которые идут к вам из вашего непосредственного окружения.

Сколько различных звуков вы можете уловить? Различаете ли вы, как шуршат листья или как плещет прибой? Что еще вы слышите? Птиц, жужжание насекомых, журчание ручейка? А еще попробуйте различить звуки, доносящиеся издалека, – звук проезжающей мимо машины, звонок велосипеда, гул поезда, самолета, голоса играющих детей или собачий лай.

Мир полон звуков, и вы должны сознательно различать те звуки, которые улавливает ваш слух.

2. Слушаем наш внутренний мир

Находясь дома, сядьте в спокойном месте, расслабьтесь и сделайте так, чтобы некоторое время вас никто не беспокоил. Сознательно прислушайтесь к звукам, издаваемым вашим телом. Вы услышите ритм своего дыхания. Время от времени сделайте глотательное движение и услышьте пощелкивание в голове. Или откройте и закройте рот, чтобы услышать легкий хлопок. Время от времени делайте глубокий вдох, а затем – медленный выдох, со свистом и придыханием.

Если вы сидите очень тихо, то вы можете услышать биение пульса в различных частях тела, а иногда действительно можете услышать, как бьется ваше сердце.

Какие еще звуки может производить ваше тело? Ваши голосовые связки – не единственная часть тела, которая производит звук. Только подумайте о том, что вы свистите, чихаете, рыгаете, испускаете газы. Или же вы можете хлопать в ладоши, стучать зубами, щелкать пальцами. Позвольте телу сочинять его собственную музыку. Вы ведь самый настоящий человек-оркестр!

3. Слушаем разумом

Поставьте музыкальную запись, которую любите больше всего. Не важно, какая это музыка. Сядьте или лягте и ведите себя как можно тише.

Пока звучит музыка, попытайтесь сознательно выделить звучание различных инструментов и/или голосов. Попытайтесь разобрать тона различных высот в мелодии и слушайте ритм.

Нет ли отрывков, которые звучат громче или тише? Сейчас вы анализируете музыку с помощью разума.

4. Слушаем с помощью интуиции

Включите туже самую музыку, которую вы слушали при выполнении предыдущего упражнения. Вы вновь должны расслабиться, сидя или лежа, но на этот раз позвольте звукам просто омывать вас, не старайтесь сознательно прислушиваться к каким-то деталям, но следите за тем, чтобы ваш ум был открыт для восприятия. Почувствуйте, как на вас изливается звуковой поток.

С помощью этого упражнения вы не только тренируете ваш внешний слух, но и вашу способность к внутреннему слуху. Вы также начинаете осознавать те ощущения и чувства, которые вызывают в вашем теле звуки музыки, чтобы они раскрывались для мира звука и его целительного эффекта. На этот раз предоставьте слово своим чувствам или интуитивной природе.

5. Как убедиться, что поющая чаша подходит вам

Когда вы ударяете по поющей чаше сжатым кулаком, вы слышите самую низкую октаву. С помощью колотушки, обернутой фетром, вы извлекаете тон на октаву выше, а удар не обернутой деревянной палочкой дает тон еще на октаву выше. Вы можете по очереди ударять по 2-м поющим чашам, которые слегка различаются по высоте тона, и они начнут резонировать на той же высоте тона.

Если вы знаете, что у данной поющей чаши нет планетарного тона, соответствующего Сатурну, вы можете провести тест, чтобы определить, обладает ли она «хорошим» звуком: ударьте по чаше и слегка прикоснитесь к ее боку колотушкой, перед вашим животом (на уровне солнечного сплетения, или третьей чакры).

Если вы ощутите слабую вибрацию в солнечном сплетении, чаша подходит, в ней есть дух. Если вы ничего не почувствуете или же у вас возникнет неприятное ощущение, лучше впредь не пользоваться этой чашей.

6. Извлечение звука из чаши

Поставьте поющую чашу на маленькую подушечку, на кольцо, на распрямленную ладонь или поддерживайте ее снизу кончиками пальцев. Проследите, чтобы она как можно меньше контактировала с любым другим резонирующим материалом, чтобы воздух вокруг нее мог колебаться свободно. Также проверьте акустические свойства помещения, особенно в том случае, если вы собираетесь проводить в нем концерты или целительные сеансы. Постучите колотушкой по разным частям поющей чаши: по ободку, по округлой внешней поверхности, а также по внутренней поверхности. Держите колотушку пальцами, не сильно сжимая ее, пусть она ударяет по чаше в свободном движении. Таким образом извлекается наполненный, долго звучащий звук.

Чтобы чаша запела, воспользуйтесь деревянной колотушкой, обтянутой кожей или обернутой пластиковой лентой; потрите колотушкой о край чаши, с внутренней и внешней ее стороны. Потирая чашу, вы порождаете энергетическую спираль с многочисленными гармониками. Прислушайтесь к разнице между звуком, исходящим изнутри чаши, и звуком, исходящим от ее внешних стенок, установите его зависимость от типа используемой вами колотушки.

Нет 2-х таких чаш, которые бы звучали одинаково. Некоторые чаши звучат слабо или звонко, а у некоторых звук состоит из нескольких тонов. Если вы немного пошевелите чашу, которую держите в руке, то заметите, что ее вибрации стали более насыщенными и обрели более открытый характер.

7. Восприятие вибраций поющей чаши

Очень интересно научиться слышать телом! Поставьте поющую чашу на ладонь и ударьте по чаше. Чувствуете ли вы вибрации в ладони и во всей руке? Ударив по чаше, отложите колотушку в сторону, поместите руку над чашей и почувствуйте вибрации. Вновь ударьте по чаше колотушкой и опустите руку на ободок. Звук и вибрация прекратятся. А теперь поместите руку над молчащей чашей и почувствуйте разницу. Если необходимо, повторите упражнение несколько раз, чтобы четко ощутить разницу.

8. Сравнение воздействия тонов разных поющих чаш

Для выполнения этого упражнения вам потребуется партнер. Лягте на спину, полностью расслабьтесь и попросите вашего партнера извлечь звук попеременно из разных поющих чаш, пользуясь при этом разными колотушками и разными способами звукоизвлечения. Постарайтесь почувствовать разницу между звуком, извлекаемым из чаши ударом и потиранием.

Каким образом реагируют ваше тело и ваши клетки на звук определенной поющей чаши? Каково воздействие звуков различной высоты, обертонов и тембров? Не ощущаете ли вы какой-нибудь зуд, покалывание, не побежали ли по вашей коже мурашки, нет ли дрожи, непроизвольных движений, не ощущаете ли вы жара или холода? Не изменились ли каким-либо образом уровень вашей энергии или ваше сознание?

9. Использование голоса при обращении с поющими чашами

Очень специфическое ощущение рождается, если начать подпевать с закрытым ртом поющей чаше, так как от этого усиливается резонанс в вашей голове; ваш собственный череп работает как естественная дека.

В результате может быть достигнута подлинная гармония, особенно если вы берете тон, который вам приятен. Обычно вы подпеваете с закрытым ртом, но если вы будете петь гласные «а», «и», «э», «о», «у» (или какие-то другие сочетания звуков, например, «вау» или «оу», или первичный звук «Ом»), открывая рот рядом с ободком вибрирующей чаши, сначала беззвучно, а затем включая в работу голосовые связки, гармоники будут резонировать внутри вашей головы.

10. Самомассаж с помощью поющих чаш

Вы также можете прибегнуть к несложному звуковому самомассажу. Сделайте так, чтобы вас никто не беспокоил. Лягте на спину, сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха и постарайтесь как можно больше расслабиться. Поставьте чашу с глубоким звучанием себе на живот, в центр тела, приблизительно 2 пальца ниже пупка, на точку, которую в японском дзен-буддизме называют точкой Хара. Спокойно дышите животом. Стукните по чаше колотушкой с фетровым наконечником и почувствуйте, как ее вибрации проходят через все ваше тело.

Затем вы можете поэкспериментировать, устанавливая чаши на разнообразные точки, например, на точки чакр. Более низкие тона, как правило, больше подходят для воздействия на нижние чакры, а более высокие тона хорошо подходят для чакр верхней части тела. Полежите немного, наслаждаясь звуками и теми вибрациями, которые вы ощущаете. Затем возвращайтесь к нашей реальности.

  • Литая поющая чаша (бронза/8-20 см) + колотушка

    Литая поющая чаша (бронза/8-20 см) + колотушка

    Продаваемый товар

    1,445.81 9,485.79 

  • Литая поющая чаша (5 металлов/8-17,5 см) с барельефом Ваджра + колотушка

    Литая поющая чаша (5 металлов/8-17,5 см) с барельефом Ваджра + колотушка

    Продаваемый товар

    1,577.84 7,700.12 

  • Кованая поющая чаша (STRUGGLINGSNAIL/латунь/10-30 см) ручной работы + 2 колотушки + подушка

    Кованая поющая чаша (STRUGGLINGSNAIL/латунь/10-30 см) ручной работы + 2 колотушки + подушка

    Продаваемый товар

    9,857.43 93,969.50 

11. Сочетание музыки поющих чаш с повествованием и стихами

Чтение захватывающего рассказа или рассказа, написанного вами, сказки, стихотворения, а также мантры или молитвы можно сопровождать звуками поющих чаш.

Поставьте перед собой 2-3 поющие чаши, выбрав такие, звучание которых доставляет вам удовольствие. Читая, декламируя или исполняя, ударяйте по поющей чаше деревянной колотушкой или палочкой, когда вы доходите до слов, которые вы хотите особо выделить, силу удара регулируйте в зависимости от того, какого хотите добиться эффекта, стимулирующего или же успокаивающего.

12. Групповая импровизация

Каждый присутствующий должен принести с собой собственную любимую поющую чашу, и все должны начать импровизировать вместе, создавая звуковую композицию из ничего. Вы будете ошеломлены, когда поймете, до какой степени гармоничным может быть такое звучание. Вы также можете устроить джем-сейшн с применением нескольких музыкальных инструментов, которые звучат гармонично по отношению к звучанию поющих чаш.

Автор: Аннеке Хойзер
Источник: книга «Поющие чаши. Упражнения для личной гармонии»

С древних времен поющие чаши использовались на Востоке для медитации и исцеления звуком. В своем происхождении они сродни колоколу, другие их названия — гималайские чаши, рин или судзу. В отличие от других инструментов подобного рода, они никак не закрепляются и при использовании свободно стоят на руке. При этом звуки, которые появляются из тибетских чаш, сложно сравнить с чем-либо другим: они уникальны в своем роде и обладают целительным эффектом для тела и души. Рассмотрим более подробно, как пользоваться поющей чашей и как правильно ее подобрать.

поющая чаша и свечи

Для чего нужны поющие чаши

Это не просто инструмент, в нем заложен гораздо более глубокий смысл, нежели просто получение звуков для удовольствия. Поющие чаши Тибета оказывают благостное влияние на организм человека, помогая корректировать многие хронические заболевания и психологические расстройства, используются в духовных практиках, во время медитаций. Вот краткий список полезных свойств звуковых вибраций гималайских чаш:

  • избавление от проявлений невроза, депрессии, нормализация эмоционального фона;
  • благотворное влияние на кровяное давление;
  • улучшение общего состояния организма: нормализация обмена веществ, избавление от астении и слабости, регуляция менструального цикла у женщин;
  • при массаже чашами: мышечная релаксация, устранение спазмов;
  • на уровне тонкой энергии — возможность привести к балансу чакры, урегулировать потоки внутренней энергетики тела.

Чтобы понять, как использовать поющие чаши, разберем более подробно, что они собой представляют и как работают.

несколько поющих чаш

Легенды о поющих чашах

Одна из версий происхождения тибетских чаш гласит, что раньше по свету бродили странствующие монахи, которые носили с собой металлическую посуду для подаяний, куда добрые люди складывали деньги, рис и овощи. Каждое такое подаяние должно было встречаться с огромной благодарностью и молитвой. Через эту благодарность они достигали просвещения и любви к окружающему миру. А звук, который позднее стали извлекать из металлических чаш, считается символом духовного единения со всем живым.

Вторая легенда, мистическая, гласит, что в древности тибетские ламы могли в трансе общаться с могущественными духами, которые дали людям знание о священном предмете в форме чаши, которые позволили бы общаться с высшими существами и достигать просветления. Духи назвали семь металлов, из которых можно было изготовить чашу, но полученные инструменты не вызывали связи с Космосом, тогда монахи снова направили духам свои молитвы. В ответ над горой Кайлас произошел метеоритный дождь, и ламы догадались использовать метеоритное железо в сплаве — так появились настоящие магические чаши.

поющие чаши и Будда

Описание инструмента

Тибетская поющая чаша внешне напоминает глубокую миску или тарелку, сделанную из металла. Они всегда идут в комплекте со специальным деревянным стиком, похожим на пестик или колотушку, который необходим для того, чтобы получать звуковые вибрации.

Раньше чаши изготавливали из бронзы с примесью благородных металлов и сплавов — это благотворно сказывалось на их звучании, при этом процесс изготовления полностью выполнялся вручную. При использовании поющих чаш, изготовленных в наши дни, можно обратить внимание, что качество звука не такое глубокое, как у инструментов, сделанных в старину, однако при этом они не теряют своих положительных свойств.

Существует традиция наносить на чаши священные буддийские символы, такие как знак «Ом», мантры на санскрите и другие.

Размер чаши может быть от 10 сантиметров до метра и более. Чем она больше, тем ниже издаваемый звук. В продаже чаще всего можно встретить чаши маленького или среднего размера.

чаша и кристаллы

Виды поющих чаш

Можно разделить тибетские чаши на три основные группы, каждая из которых обладает своими характеристиками и признаками.

К первой относятся кованые чаши. Они выполняются по традиционной технологии, и, обучаясь тому, как пользоваться поющей чашей, лучше всего постараться приобрести именно такую разновидность. Их энергетика гораздо сильнее, а положительный эффект можно будет заметить быстро.

Традиционными считаются также литые чаши. Их отливают по той же технологии, что и колокола. Качество таких чаш напрямую зависит от сплава, из которого они выполнены. Таким способом сделано большинство современных сувенирных чаш, которые можно приобрести в магазинах. Однако такая распространенность именно литого способа изготовления не обозначает, что они теряют в своих качествах. Среди таких чаш можно встретить достойные экземпляры, которые можно использовать в целительных и медитативных практиках.

Более поздняя, модернизированная разновидность поющих чаш — хрустальные. Их делают из спрессованного горного хрусталя. Несмотря на то что они издают интересное мелодичное звучание, в традиционных восточных практиках их не используют.

игра на поющей чаше

Как правильно выбрать чашу

Если вы определились, что хотите досконально разобраться в том, как пользоваться поющей чашей, и решили самостоятельно опробовать восточные практики с ее использованием, необходимо обзавестись личным инструментом. Не рекомендуется брать чашу напрокат или заимствовать у кого-то — важно привыкнуть к своему первому инструменту, прочувствовать его энергетику и позволить вступить в гармонию с собственным энергетическим полем.

Для начинающих лучше всего подойдет чаша среднего размера — примерно 20 сантиметров. Считается, что играть на ней удобнее всего. Рекомендовано начинать именно с такого размера, а затем уже подбирать чаши в зависимости от желаемого тембра и возникающих предпочтений — понимание таких моментов придет с практикой.

игра на тибетской чаше

Выбирать чашу лучше всего в магазине, где есть возможность самостоятельно ее протестировать, услышать звучание, подержать в руках. Не стоит искать в интернет-магазинах — результат может разочаровать.

При покупке поющей чаши обязательно узнайте, из какого материала она изготовлена. Большинство традиционных чаш сделаны из меди, большая удача найти инструмент из сплава с драгоценными металлами — однако такие чаши гораздо дороже.

При покупке лучше отдать предпочтение изделиям, изготовленным в Непале, именно оттуда поступает большинство качественных чаш. Сувенирные инструменты, изготовленные в Европе или Китае, лучше не использовать, качество звука может быть низким.

Как использовать чашу

Итак, вы приобрели инструмент, который полностью устраивает вас тембром звучания и привлекает внешне. Пора разобраться, как пользоваться поющей чашей.

Для начала необходимо правильно взять ее в руки. Для этого вытяните левую руку ладонью вверх, поставьте на нее чашу. Пальцы не должны касаться стенок инструмента. Ничто не должно мешать извлечению звука, стенки должны свободно вибрировать. Если взять чашу за стенку, то она не будет издавать звуков.

В другую руку возьмите стик-резонатор. Обратите внимание, что он должен подходить по размеру: обычно необходимый резонатор поставляется в комплекте с чашей. Это две составляющие одного инструмента, которые должны быть настроены друг на друга.

Крепко держа резонатор за ручку, расслабив запястье, нужно легко ударить по краю чаши и начать двигать стик по краю инструмента. Резонатор нужно держать параллельно краю, сильно ударять об инструмент не нужно, но и слабый удар не принесет никакого эффекта: со временем получится выработать нужную силу удара, с помощью которой получится добывать чистый и красивый звук.

Разбирая, как использовать тибетскую поющую чашу, нельзя не обратить внимание на один из аспектов. Можно извлекать звук путем короткого удара о край бортика и слушать затухание волны, а можно водить резонатором по ободу, вызывая долгий, протяжный и погружающий в глубины медитативного созерцания звук.

Изменяя угол расположения стика и силу нажима, можно извлекать звуки различной выраженности и интенсивности, создавать гармоничные сочетания.

поющая чаша фото

Очищение пространства

Очень часто практикуется использование тибетских поющих чаш для очищения пространства: считается, что подобный звук очищает энергетику в доме, улучшает настроение и самочувствие тех, кто в нем живет, создает защиту от негативных влияний извне.

Для того чтобы очистить дом позитивными вибрациями инструмента, поочередно обходят все углы дома, играя на поющей чаше. Идти следует медленно и обращать пристальное внимание на качество звука — если где-то он становится тихим и тусклым, нужно уделить этому месту больше внимания, там возможен застой негативной энергетики. Можно поставить туда емкость с соленой водой или зажечь ароматическую свечу.

При переходе из комнаты в комнату нужно трижды ударять резонатором о бортик чаши. Обязательно следите за тем, чтобы звучание не прекращалось все то время, что происходит очистка помещения.

Медитация с чашей

Еще один важнейший вариант, позволяющий понять, как пользоваться поющей чашей — медитация. Этот процесс помогает восстанавливать душевные силы, обретать равновесие и познавать самого себя.

Пошаговая медитация:

  1. Найдите уединенное, спокойное место, где вас никто не потревожит.
  2. Сядьте на колени или в позу лотоса, возьмите чашу в руки, закройте глаза.
  3. Начинайте медленно играть на чаше, пристально вслушиваясь в звук. Крайне важно, чтобы вибрации звука полностью занимали сознание, нельзя позволять мыслям отвлекаться на что-либо.
  4. В конце медитации можно пропеть любимые мантры.

Продолжительность медитации при первых сеансах составляет 10–15 минут, затем нужно учиться задерживать внимание на звуке чаши дольше и дольше. В качестве вспомогательных средств можно использовать благовония или эфирные масла, помогающие сосредоточиться (рекомендуются ароматы ладана, лаванды, мирры).

Отзывы об использовании

Большинство тех, кому довелось использовать поющие чаши в своей духовной и повседневной практике, положительно описывают этот инструмент, отмечая интересный духовный опыт, открывшийся после подобных упражнений.

Также весьма положительно отзываются о чашах те, кому довелось испробовать на себе массаж с использованием удивительных звуковых вибраций.

Особенно много позитивных отзывов поступает от тех, кто приобретал чаши непосредственно в Непале или нашел инструменты, произведенные в этой стране — считается, что они издают наиболее совершенный звук.

Тибетские поющие чаши — инструмент загадочный и уникальный. С их помощью можно погрузиться в интереснейший мир самопознания, медитации и очищения души.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скороварка сварма ссср инструкция по применению
  • Представители руководства республики
  • Медный герметик спрей для прокладок абро инструкция по применению
  • Руководство программе proteus
  • Руководство по all radio