Руководство по пра

Содержание

  1. Что такое ПРА и для чего он нужен?
  2. Правила монтажа электронных ПРА
  3. Все о ПРА — электромагнитном пускорегулирующем аппарате
  4. Все о ПРА — электромагнитном пускорегулирующем аппарате
  5. 1. Общее описание электромагнитных ПРА :
  6. 2. Регламентирующие нормативные документы для электромагнитных ПРА
  7. З. Общие данные ПРА
  8. 4. Электромагнитная совместимость (ЭМС/ ЕМV)
  9. 5. Схемы соединения люминесцентных ламп с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами (ПРА)
  10. 6. Температурный режим ПРА
  11. 7. Срок службы электромагнитного балласта

Что такое ПРА и для чего он нужен?

Пускорегулирующий аппарат — светотехническое изделие, с помощью которого осуществляется питание разрядной лампы, от электрической сети, обеспечивающее необходимые режимы зажигания, разгорания и работы лампы и конструктивно оформленное в виде единого аппарата или нескольких отдельных блоков.

Пускорегулирующий аппарат обеспечивает:
1) зажигание разрядной лампы, т. е. пробой межэлектродного промежутка и формирование в нем требуемого вида разряда. Указанная функция обычно выполняется зажигающим устройством, которое часто является составным элементом ПРА. Для надежного зажигания лампы ПРА должен иметь определенные выходные параметры в режиме холостого хода, т. е. в режиме работы схемы включения при не горящей лампе. К ним относятся форма, значение напряжения, подаваемого на электроды лампы в период её пуска, а при необходимости значение тока предварительного подогрева электродов и др.
2) разгорание разрядной лампы, т. е. процесс установления рабочих параметров лампы после ее зажигания. Продолжительность разгорания лампы, а также характер изменения тока в ней в течение этого процесса зависят не только от газового наполнения лампы и соотношения температур ее колбы в холодном и рабочем состоянии, но и от типа и параметров ПРА.
3) устойчивость режима работы разрядной лампы в контуре, заключающуюся в способности контура автоматически восстанавливать исходное значение тока при его флюктуационных изменениях. Наличие данной функции у ПРА, которая выполняется с помощью токоограничивающих элементов (стабилизаторов тока), связано со спецификой статических вольт — амперных характеристик ламп (ВАХ). Обеспечить устойчивый режим работы от источника напряжения без токоограничивающих элементов-балластов принципиально невозможно для разрядных ламп, имеющих падающие ВАХ. Для ламп с возрастающими ВАХ устойчивая работа от сети возможна и без балласта.
Наибольшее распространение в цепях переменного тока нашёл индуктивный балласт – дроссель. Дроссель в общем случае представляет собой обмотку, намотанную на сердечник из ферромагнитного материала – листовой электротехнической стали.

Электрический конденсатор обладает электрической ёмкостью, то есть способностью накапливать (заряжаться) и хранить электрический заряд. Конденсаторы постоянной ёмкости состоят из двух или нескольких пластин, называемых обкладками, отделённых друг от друга изоляционным материалом – диэлектриком. Пластины – обкладки конденсатора могут быть металлическими (из фольги) или иметь металлизированные покрытия, а диэлектриком могут служить воздух, слюда, лак, бумага. Чем больше площадь пластин конденсатора и меньше расстояние между ними, тем больше ёмкость конденсатора, тем больше электрических зарядов он накапливает.

Катушка индуктивности – катушка из провода с изолированными витками. Обладает значительной индуктивностью при относительно малой электрической ёмкости и малом активном сопротивлении. Один из основных элементов электрических фильтров, колебательных контуров, электрических источников электрического тока и д.р.

Резистор – устройство на основе проводника с нормированным постоянным или регулируемым активным сопротивлением, используемое в электрических цепях для обеспечения требуемого распределения токов и напряжений между участками цепи.

Трансформатор – устройство для преобразования переменного напряжения по величине. Состоит из одной первичной обмотки и одной или нескольких вторичных и ферромагнитного сердечника (магнитопровода). Основные типы трансформаторов: силовые (повышающие или понижающие сетевое напряжение), используемые в электрических сетях, радиотехнических устройствах, системах автоматики и д.р.; измерительные, предназначенные главным образом для определения больших напряжений и токов.

Источник

Правила монтажа электронных ПРА

В высокочастотных электронных пуско-регулирующих аппаратах используют чувствительные электронные компоненты. Поэтому к таким устройствам нужно относиться также осторожно, как и к другим электронным системам — например, DVD плеерам и любой другой высокотехнологичной аппаратуре. Для надежного обеспечения длительного срока службы и правильной работы как ЭПРА так и ламп, необходимо придерживаться некоторых правил, которые вытекают из рекомендаций производителя.

Электронные ПРА должны устанавливаться только внутри светильников. Их обслуживание и замену должен осуществлять квалифицированный специалист при отключенной силовой сети. Инструкция, приложенная к продукции, и настоящие рекомендации должны строго выполняться.

2. Заземляющий провод

Использование заземляющего провода обязательно при работе электронных ПРА. Данный провод должен быть присоединен к ПРА и к светильнику. В то же время целесообразно подключить и металлическую конструкцию ложной кровли (при условии, что она имеется) к заземляющему проводу.

Напряжение и частота силовой линии должны быть в пределах нормального рабочего интервала, который указан для каждого ПРА. Также необходимо учитывать указанную полярность (фаза и нулевой провод). Работа с постоянным током возможна только для специальных пуско-регулирующих аппаратов.

В случае использования 3-х фазной сети с напряжением 400 вольт, необходимо убедиться, что нулевой провод подключен. Если этого не сделать, то 400 вольт будут поданы на оборудование, которое при этом подвергнется риску выхода из строя. При проведении инсталяционных работ необходимо максимально сбалансировать нагрузку каждой фазы.

При установке электронных пуско-регулирующих устройств всегда необходимо контролировать максимальную температуру в помещении для того, что быть уверенным, что она не превышает максимального значения, которое указано на устройстве. Также необходимо использовать ЭПРА с соответствующей степенью влагозащиты. Но в любом случае, температура не должна превышать критическую величину, указанную на корпусе. Постоянное использование устройства в условиях высокой температуры может вызвать сокращение времени его службы.

5. Подключение ПРА и компонентов

Длина соединительных проводов между ПРА и осветительной аппаратурой должна быть максимально короткой (при этом никогда не превышать двух метров. ). Особенно это касается всех проводов, которые находятся под высоким напряжением, или «горячих проводов», которые отмечены на ПРА.

6. Подготовка проводов

Рекомендуется использовать только провода с сечением от 0,5 до 1, 5 кв.мм и длиной зачищенного конца 8-10 мм. При необходимости нужно отсоединить провод, ранее присоединенный к ПРА. Ни в коем случае не прикладывайте большие усилия к разъему во избежание его повреждения.

7. Испытания изоляции

При испытании изоляции цепи питания электронных ПРА на инсталяции, следует прикладывать испытательное напряжение между проводами «Фаза» и «Земля» или «»Нейтральный провод» и «Земля». Никогда не прикладывайте испытательное напряжение между проводом фазы и нейтральным проводом, или между фазовыми проводами.

8. Частота запуска

Электронные ПРА с подогревом компании ELT могут использоваться в комбинации с имеющимися сенсорными устройствами, при условии, что частота между запусками более 15 минут. Большая частота запусков может уменьшить время жизни люминесцентной лампы.

9. Инфракрасное излучение

Рабочая частота люминесцентных ламп, работающих с электронными пуско-регулирующими аппаратами, находится в интервале от 20 до 50 кГц. Такой уровень частот редко используется в системах, управление которых осуществляется инфракрасным излучением. Как следствие того, что системы дистанционного инфракрасного управления не селективны, могут наблюдаться помехи при попадании света от лампы в приемник инфракрасного излучения. В этом случае рекомендуется использовать оптические фильтры, устанавливая их на приемники инфракрасного излучения или в инфракрасные системы с частотам выше 400 кГц.

10. Дифференциальный предохранитель

Каждая группа ЭПРА должна быть защищена термо-магнитным предохранителем и специальным дифференциальным предохранителем. Функция фильтра подавления помех в ЭПРА -отводить помехи на заземляющий провод как токи утечки. Токи утечки ПРА производства компании ELT – менее 0,5 мА.

В трехфазных системах распределяйте равномерно светильники между тремя фазами. Токи утечки светильников будут компенсировать друг друга.

В однофазных системах: рекомендуется использовать не более 35 шт. ЭПРА с установленным на каждый ЭПРА предохранителем с порогом чувствительности 30 мА.

11. Автоматический предохранитель

При использовании ЭПРА лампы зажигаются одновременно. В момент включения, конденсатор устройства создает сильный импульс тока малой длительности, который имеет название – пусковой ток. При установке максимального количества ПРА рекомендуется учитывать тип и характеристики термо-магнитных предохранителей.

Источник

Все о ПРА — электромагнитном пускорегулирующем аппарате

Все о ПРА — электромагнитном пускорегулирующем аппарате

1. Общее описание электромагнитных ПРА :

Электромагнитныe ПРА для трубчатых люминесцентных и компактных люминесцентных ламп внутреннего применения. Иногда их называют: дроссель для ламп дневного света. Класс защиты от поражения электрическим током — I, степень защиты от воздействия от окружающей среды — IP 20. Применяется для двухламповых светильников. Простой монтаж и подключение.

  • магазины,
  • офисные центры,
  • гостиницы,
  • промышленные помещения.

Электромагнитный балласт представляет собой индуктивное сопротивление (дроссель), подключаемое последовательно с лампой. Для запуска лампы с таким типом балласта требуется также стартер. Преимуществами электромагнитного дросселя для ламп дневного света является его простота и дешевизна. Недостатки электромагнитного балласта — мерцание ламп с удвоенной частотой сетевого напряжения (частота сетевого напряжения в России = 50 Гц), что повышает утомляемость и может негативно сказываться на зрении, относительно долгий запуск пра (обычно 1-3 сек, время увеличивается по мере износа лампы), большее потребление энергии по сравнению с электронным балластом. Электромагнитный дроссель также может издавать низкочастотный гул.

Помимо вышеперечисленных недостатков, можно отметить ещё один. При наблюдении предмета вращающегося или колеблющегося с частотой равной или кратной частоте мерцания люминесцентных ламп с электромагнитным балластом такие предметы будут казаться неподвижными из-за эффекта стробирования. Например этот эффект может затронуть шпиндель токарного или сверлильного станка, циркулярную пилу, мешалку кухонного миксера, блок ножей вибрационной электробритвы.

Во избежание травмирования на производстве запрещено использовать люминесцентные лампы для освещения движущихся частей станков и механизмов без дополнительной подсветки лампами накаливания.

2. Регламентирующие нормативные документы для электромагнитных ПРА

  • DIN VDE 0100 Предписание по устройству силовых электроустановок с номинальным напряжением ДО 1000 В
  • EN 60598-1 Осветительные приборы — часть 1: Общие требования и испытания
  • EN 61347-1 Устройства управления для ламп — часть 1: Общие требования и требования безопасности
  • ЕN 61 347-2-8 Устройства управления для ламп — часть 2-8: Особые требования к электромагнитным ПРА для люминесцентных ламп.
  • ЕN 60921 ПРА для трубчатых люминесцентных ламп. Требования к рабочим характеристикам.
  • ЕN 50294 Методы измерения общей потребляемой мощности соединения ПРА — лампа.
  • ЕN 61000-3-2 Электромагнитная совместимость. Предельно допустимые токи высших гармоник в питающей сети.
  • ЕN 61547 Осветительные приборы и системы общего назначения. — Требования к электромагнитной совместимости и устойчивости к электромагнитным помехам.

З. Общие данные ПРА

Электромагнитные (индуктивные) ПРА являются активными компонентами, которые совместно со стартерами нагревают электроды ламп, обеспечивают напряжение зажигания и стабилизируют ток лампы в течение ее работы. Для компенсации реактивного тока необходимы конденсаторы последовательного или параллельного соединения.

При установке в светильники нужно обращать внимание на напряжение и частоту сети, габаритные размеры и температурные пределы, а также возможное генерирование шумов.

Электромагнитные ПРА оптимизированы в отношении к их магнитным полям и магнитным нагрузкам так, чтобы они обычно не ощущались. Поскольку магнитные колебания могут воздействовать в зависимости от конструкции светильников на другие области, то нужно учитывать при проектировании светильников.

Необходимо сделать конструкцию жесткой, чтобы вибрации не распространялись.

Срок службы индуктивного ПРА определяется выбором материала и изоляцией обмотки.

Предельная температура обмотки обозначает ту величину температуры (tw), которую выдерживает изоляция при непрерывной работе при номинальных условиях в течение 10 лет. Эта предельная температура обмотки не должна быть превышена в светильнике в реальных условиях, тогда можно достигнуть работы ПРА на весь срок службы. Установленная в светильнике температура обмотки электромагнитного балласта состоит из температуры окружающей среды, температурных условий в светильнике и потери мощности дросселя. Мерой потери мощности ПРА является Δt, значение которой находится на маркировке балласта. В дополнение к этому, потеря мощности схемы соединения дросселя и люминесцентной лампы измеряется по норме ЕN 50294. Этот метод измерений является основой классификации энергопотребления ПРА.

Кроме этого, применяется европейская директива 2000/55/ЕС «Предельные допустимые величины потребления мощности схемами люминесцентных ламп».

При включении электромагнитного балласта возникают кратковременные высокие импульсы тока из-за паразитарных нагрузок, которые суммируются в зависимости от количества светильников в осветительной установке. Эти высокие токи при включении системы нагружают автоматы защиты электропроводки, поэтому необходимо использовать соответствующим образом подобранные автоматические выключатели.

Индуктивные ПРА конструктивно вызывают токи утечки, которые отводятся заземлением светильника (устройство заземления). Максимально допустимая величина тока утечки у светильников класса защиты I составляет 1 мА.

4. Электромагнитная совместимость (ЭМС/ ЕМV)

Измерение напряжения помех должно проводиться у светильников с электромагнитными ПРА на

контактных зажимах, поскольку частота напряжения ламп этих систем ниже 100 Гц. Это низкочастотное напряжения помех, как правило, не критично у электромагнитных дросселей, если конструкция ПРА согласована в этом отношении.

Невосприимчивость к помехам:

Благодаря жесткой конструкции и специально отобранным материалам, электромагнитные ПРА обеспечивают высокую степень защиты от помех и не подвержены отрицательному влиянию присутствующих помех в сети.

Люминесцентные лампы имеют пик перезажигания после каждого N-прохода тока ламп, лампы

гаснут на короткое время (почти незаметно глазом). За счет этих пиков перезажигания люминесцентных ламп создаются гармоники сети, которые сглаживаются с помощью импеданса ПРА. С помощью правильной конструкции, то есть выбора рабочей точки магнитного ПРА, ограничиваются гармоники сети на предельные значения нормы Е N 6100-3-2

5. Схемы соединения люминесцентных ламп с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами (ПРА)

6. Температурный режим ПРА

Предельные значения температур:

При нормальной работе температура обмотки tw не должна превышать 130º С. При аномальном режиме работы предельное значение температуры обмотки tw =232º С: Эти значения должны быть проверены методом «изменения сопротивления» в течение работы.

Ток лампы, который протекает через ПРА, обуславливает потерю мощности, что приводит к повышению температуры обмотки. Критерием для этого повышения является значение Δt как для нормальной так и для аномальной работы. Значение Δt определяется по стандартной схеме измерений и указывается на маркировке в градусах Кельвина.

Пример: Δt =55К/140К

Первое значение Δt указывает на превышение температуры для нормального режима при рабочем токе лампы. Второе значение (здесь 140К) означает превышение температуры обмотки, что является результатом протекания тока, когда разрядный промежуток лампы короткозамкнут. Ток, который течет в этом режиме, является током нагрева для электродов лампы.

7. Срок службы электромагнитного балласта

При условии, что температура обмотки будет соответствовать указанному предельному значению, можно рассчитывать на срок службы 10 лет. Интенсивность отказов

Промгидропоника © 2010 — 2022
Копирование материалов сайта разрешается только при условии указания активной ссылки на источник.

Время работы интернет-отдела:
8:00 — 17:00 по Московскому времени
с понедельника по пятницу

Время работы розничного магазина: 10:00 — 20:00 по времени Екатеринбурга без выходных

pgmgu@ya.ru
по Многоярусным Гидропонным Установкам

пн-пт с 10:00 до 20:00
сб-вс с 10:00 до 17:00

Источник

Все о ПРА — электромагнитном пускорегулирующем аппарате

Все о ПРА — электромагнитном пускорегулирующем аппарате

1. Общее описание электромагнитных ПРА :

Электромагнитныe ПРА для трубчатых люминесцентных и компактных люминесцентных ламп внутреннего применения. Иногда их называют: дроссель для ламп дневного света. Класс защиты от поражения электрическим током — I, степень защиты от воздействия от окружающей среды — IP 20. Применяется для двухламповых светильников. Простой монтаж и подключение.

Область применения:

  • магазины,
  • офисные центры,
  • гостиницы,
  • промышленные помещения.

Электромагнитный балласт представляет собой индуктивное сопротивление (дроссель), подключаемое последовательно с лампой. Для запуска лампы с таким типом балласта требуется также стартер. Преимуществами электромагнитного дросселя для ламп дневного света является его простота и дешевизна. Недостатки электромагнитного балласта — мерцание ламп с удвоенной частотой сетевого напряжения (частота сетевого напряжения в России = 50 Гц), что повышает утомляемость и может негативно сказываться на зрении, относительно долгий запуск пра (обычно 1-3 сек, время увеличивается по мере износа лампы), большее потребление энергии по сравнению с электронным балластом. Электромагнитный дроссель также может издавать низкочастотный гул.

Помимо вышеперечисленных недостатков, можно отметить ещё один. При наблюдении предмета вращающегося или колеблющегося с частотой равной или кратной частоте мерцания люминесцентных ламп с электромагнитным балластом такие предметы будут казаться неподвижными из-за эффекта стробирования. Например этот эффект может затронуть шпиндель токарного или сверлильного станка, циркулярную пилу, мешалку кухонного миксера, блок ножей вибрационной электробритвы.

Во избежание травмирования на производстве запрещено использовать люминесцентные лампы для освещения движущихся частей станков и механизмов без дополнительной подсветки лампами накаливания. 

2. Регламентирующие нормативные документы для электромагнитных ПРА

  • DIN VDE 0100 Предписание по устройству силовых электроустановок с номинальным напряжением ДО 1000 В
  • EN 60598-1 Осветительные приборы — часть 1: Общие требования и испытания
  • EN 61347-1 Устройства управления для ламп — часть 1: Общие требования и требования безопасности
  • ЕN 61 347-2-8 Устройства управления для ламп — часть 2-8: Особые требования к электромагнитным ПРА для люминесцентных ламп.
  • ЕN 60921 ПРА для трубчатых люминесцентных ламп. Требования к рабочим характеристикам.
  • ЕN 50294 Методы измерения общей потребляемой мощности соединения ПРА — лампа.
  • ЕN 61000-3-2 Электромагнитная совместимость. Предельно допустимые токи высших гармоник в питающей сети.
  • ЕN 61547 Осветительные приборы и системы общего назначения. — Требования к электромагнитной совместимости и устойчивости к электромагнитным помехам.

З. Общие данные ПРА

Электромагнитные (индуктивные) ПРА являются активными компонентами, которые совместно со стартерами нагревают электроды ламп, обеспечивают напряжение зажигания и стабилизируют ток лампы в течение ее работы. Для компенсации реактивного тока необходимы конденсаторы последовательного или параллельного соединения. 

При установке в светильники нужно обращать внимание на напряжение и частоту сети, габаритные размеры и температурные пределы, а также возможное генерирование шумов.

Электромагнитные ПРА оптимизированы в отношении к их магнитным полям и магнитным нагрузкам так, чтобы они обычно не ощущались. Поскольку магнитные колебания могут воздействовать в зависимости от конструкции светильников на другие области, то нужно учитывать при проектировании светильников.

Необходимо сделать конструкцию жесткой, чтобы вибрации не распространялись.

Срок службы индуктивного ПРА определяется выбором материала и изоляцией обмотки.

Предельная температура обмотки обозначает ту величину температуры (tw), которую выдерживает изоляция при непрерывной работе при номинальных условиях в течение 10 лет. Эта предельная температура обмотки не должна быть превышена в светильнике в реальных условиях, тогда можно достигнуть работы ПРА на весь срок службы. Установленная в светильнике температура обмотки электромагнитного балласта состоит из температуры окружающей среды, температурных условий в светильнике и потери мощности дросселя. Мерой потери мощности ПРА является Δt, значение которой находится на маркировке балласта. В дополнение к этому, потеря мощности схемы соединения дросселя и люминесцентной лампы измеряется по норме ЕN 50294. Этот метод измерений является основой классификации энергопотребления ПРА.

Кроме этого, применяется европейская директива 2000/55/ЕС «Предельные допустимые величины потребления мощности схемами люминесцентных ламп».

При включении электромагнитного балласта возникают кратковременные высокие импульсы тока из-за паразитарных нагрузок, которые суммируются в зависимости от количества светильников в осветительной установке. Эти высокие токи при включении системы нагружают автоматы защиты электропроводки, поэтому необходимо использовать соответствующим образом подобранные автоматические выключатели.

Индуктивные ПРА конструктивно вызывают токи утечки, которые отводятся заземлением светильника (устройство заземления). Максимально допустимая величина тока утечки у светильников класса защиты I составляет 1 мА.

4. Электромагнитная совместимость (ЭМС/ ЕМV)

Помехи:

Измерение напряжения помех должно проводиться у светильников с электромагнитными ПРА на

контактных зажимах, поскольку частота напряжения ламп этих систем ниже 100 Гц. Это низкочастотное напряжения помех, как правило, не критично у электромагнитных дросселей, если конструкция ПРА согласована в этом отношении.

Невосприимчивость к помехам:

Благодаря жесткой конструкции и специально отобранным материалам, электромагнитные ПРА обеспечивают высокую степень защиты от помех и не подвержены отрицательному влиянию присутствующих помех в сети.

Гармоники сети:

Люминесцентные лампы имеют пик перезажигания после каждого N-прохода тока ламп, лампы

гаснут на короткое время (почти незаметно глазом). За счет этих пиков перезажигания люминесцентных ламп создаются гармоники сети, которые сглаживаются с помощью импеданса ПРА. С помощью правильной конструкции, то есть выбора рабочей точки магнитного ПРА, ограничиваются гармоники сети на предельные значения нормы Е N 6100-3-2

5. Схемы соединения люминесцентных ламп с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами (ПРА)

6. Температурный режим ПРА

Предельные значения температур:

При нормальной работе температура обмотки tw не должна превышать 130º С. При аномальном режиме работы предельное значение температуры обмотки tw =232º С: Эти значения должны быть проверены методом «изменения сопротивления» в течение работы.

Повышение температур:

Ток лампы, который протекает через ПРА, обуславливает потерю мощности, что приводит к повышению температуры обмотки. Критерием для этого повышения является значение Δt как для нормальной так и для аномальной работы. Значение Δt определяется по стандартной схеме измерений и указывается на маркировке в градусах Кельвина.

Пример: Δt =55К/140К

Первое значение Δt указывает на превышение температуры для нормального режима при рабочем токе лампы. Второе значение (здесь 140К) означает превышение температуры обмотки, что является результатом протекания тока, когда разрядный промежуток лампы короткозамкнут. Ток, который течет в этом режиме, является током нагрева для электродов лампы.

7. Срок службы электромагнитного балласта

При условии, что температура обмотки будет соответствовать указанному предельному значению, можно рассчитывать на срок службы 10 лет. Интенсивность отказов < О,О2% / 1.000 час. 

8. Коэффициент мощности ПРА 

Индуктивные ПРА: λ ≤ 0,5. Параллельно компенсированные дроссели для ламп дневного света:

λ ≤ 0,9 

9. Рекомендации по монтажу электромагнитных дросселей

  • Положение встраивания: Любое
  • Место монтажа: электромагнитные ПРА спроектированы для установки в светильниках или в подобных приборах.
  • Независимые ПРА не нужно встраивать в корпус.
  • Крепление дросселей: Предпочтительно с помощью винтов М4

10. Электрический монтаж электромагнитного ПРА

Клеммные колодки (универсальные контактные зажимы)

  • Применять медный провод (негибкий провод)
  • Поперечные сечения для соединения безвинтового зажима 0,5—1,0 мм²
  • Длина зачищенного конца проводника 8 мм
  • Поперечное сечение соединительного надреза (IDС — зона) 0,5 мм² , с изоляцией максимум Ø2 мм, снятие изоляции не обязательно, монтаж возможен только со специальным инструментом.

Безвинтовые контактные зажимы

  • Встроенные контактные зажимы могут присоединять только жесткие проводники. Жесткие проводники:
  • 0,5—1,0 мм². Длина зачищенного конца проводника 8 мм.
  • Соединение проводников
  • Соединение между сетью, дросселем и люминесцентными лампами должно производиться согласно представленным схемам соединения. 

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Министерство образования и
науки Хабаровского края

Краевое государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре
промышленно-гуманитарный техникум»

УТВЕРЖДЕНЫ

Заместитель директора по УПР

________________С.В. Боровик

«___»________________2018 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ

по
планированию, организации и проведению практических и лабораторных занятий

для преподавателей и мастеров
производственного обучения

2018

Методические рекомендации по
планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических
занятий – КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарнный техникум», 2018.
-54с.

Рассмотрено и рекомендовано к
использованию на заседании методического совета КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре
промышленно-гуманитарнный техникум»

Протокол № ___ от _______________

Составители:

Середенко И.В., методист

Методические
рекомендации
разработаны с целью единого подхода
к организации и проведению лабораторных и практических занятий.

В предлагаемых материалах даны понятия лабораторным и практическим занятиям,
рассмотрены их основные дидактические цели, формируемые умения и навыки,
содержание. Раскрыта структура проведения лабораторной работы и практического
занятия.

Данные материалы могут
быть использованы преподавателями для совершенствования своего педагогического
мастерства, администрацией для руководства по контролю за организацией и
проведением лабораторных работ и практических занятий.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………4

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ …………6

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ……..8

4. СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ………………………………………………10

5. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ
СТУДЕНТОВ………………………………………………………………….13

5.1. Описание структуры методических рекомендаций…………………… 13

5.2. Структура текста лабораторной
работы……………………………….. 16

5.3. Структура текста практического занятия ………………………………
16

5.4. Описание разделов структуры текста лабораторных
работ и практических занятий………………………… …………………………………………………………
17

6. СЕМИНАР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ …..19

7. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ……………………… ……………………………………. 25

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ……………………………………………………28

      ПРИЛОЖЕНИЕ А Рекомендации по оформлению пояснительной
записки                                                                                                            
…..29

      ПРИЛОЖЕНИЕ Б Оформление титульного листа ……………………..31

      ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание ………………………………………….33

      ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перечень практических занятий ……………………34

      ПРИЛОЖЕНИЕ Д Структура оформления
лабораторной работы и практического занятия, семинара……………….. ……………………………………………35

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Методические
рекомендации по выполнению практических работ……………………………………………………………45

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие
методические рекомендации составлены в соответствии с нормами действующего
законодательства Российской Федерации, а именно со следующими документами:


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЭ.


«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №
464.


«Рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и
практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования» (письмо Минобразования РФ от 5 апреля 1999 г. N 16-52-58ин/16-13).

Методические рекомендации
определяют планирование, организацию и проведение лабораторных работ и
практических занятий по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу
профессионального модуля (далее — лабораторных работ/практических занятий)
основных профессиональных образовательных программ (далее — ОПОП) профессий/специальностей
среднего профессионального образования, реализуемых в КГБ ПОУ
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» (далее – техникум).
Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия,
определяются рабочими учебными планами.

Лабораторные работы и
практические занятия относятся к основным видам учебных занятий и составляют
важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

Выполнение обучающимся
лабораторных работ и практических занятий направлено на:

— обобщение, систематизацию,
углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам
дисциплин математического и общего естественно-научного, общепрофессионального
и профессионального циклов;

— формирование умений применять
полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и
практической деятельности;

— развитие интеллектуальных
умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и
др.;

— выработку при решении
поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как
самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Методические рекомендации
разработаны с целью единого подхода к организации и проведению лабораторных и
практических занятий. В предлагаемых материалах даны понятия лабораторным и
практическим занятиям, рассмотрены их основные дидактические цели, формируемые
умения и навыки, содержание. Раскрыта структура проведения лабораторной работы
и практического занятия.

Данные материалы могут быть
использованы преподавателями для совершенствования своего педагогического
мастерства, администрацией для руководства по контролю за организацией и
проведением лабораторных работ и практических занятий.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторная
работа

это форма организации учебного процесса, когда обучающиеся по заданию и под
руководством преподавателя самостоятельно проводят опыты, измерения,
элементарные исследования на основе специально разработанных заданий.

Лабораторная работа как вид
учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных
лабораториях. Продолжительность — не менее двух академических часов.
Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо
самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый
преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной
работы.

Дидактические цели лабораторных
занятий:

      
овладение
техникой эксперимента;

      
формирование
умений решать практические задачи путем постановки

опыта;

       
экспериментальное
подтверждение изученных теоретических положений, экспериментальная проверка
формул, расчетов.

Формируемые умения и навыки
(деятельность обучающегося):

       
наблюдать,
сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения;

      
самостоятельно
вести исследования;

       
пользоваться
различными приемами измерений, оформлять результат в виде таблиц, схем,
графиков;

       
получать
профессиональные умения и навыки обращаться с различными приборами, аппаратурой,
установками и другими техническими средствами при проведении опытов.

Содержание
лабораторного занятия
определяется перечнем умений по конкретной учебной
дисциплине (модулю), а также характеристикой профессиональной деятельности
выпускников, требованиями к результатам освоения основной профессиональной
образовательной программы:

— установление и изучение
свойств вещества, его качественных характеристик, количественных зависимостей;


наблюдение и изучения явлений и процессов, поиск закономерностей;

— изучение устройства и
работы приборов, аппаратов, другого оборудования, их испытание, снятие
характеристик;


экспериментальная проверка расчетов, формул;


получение новых веществ, материалов, образцов, исследование их свойств.

3 ОРГАНИЗАЦИЯ И
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое
занятие

это форма организации учебного процесса, направленная на выработку у
обучающихся практических умений для изучения последующих дисциплин (модулей) и
для решения профессиональных задач.

Практическое занятие должно
проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях
(площадках, полигонах и т.п.). Продолжительность занятия не менее двух
академических часов. Необходимыми структурными элементами практического
занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж,
проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени
овладения студентами запланированными умениями.

Дидактические
цели практических занятий:
формирование умений (аналитических, проектировочных,
конструктивных), необходимых для изучения последующих дисциплин (модулей) и для
будущей профессиональной деятельности.

Формируемые умения и навыки
(деятельность обучающегося):


пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами;

— работать с нормативными
документами и инструктивными материалами, справочниками;


составлять техническую документацию;


выполнять чертежи, схемы, таблицы;


решать разного рода задачи;


выполнять вычисления;


определять характеристики различных веществ, предметов, явлений;

— формировать
интеллектуальные умения — аналитические, проектировочные, конструктивные,
связанные с необходимостью анализировать процессы, состояния, явления и др.,
проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути
решения той или иной практической задачи, конструировать по заданному
алгоритму, диагностировать тот или иной процесс, анализировать различного рода
производственные ситуации и т.д.

Наряду с формированием умений
и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются,
углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность
и готовность использовать теоретические знания на практике.

Содержание
практического занятия
определяется перечнем профессиональных умений по конкретной
учебной дисциплине (модулю), а также характеристикой профессиональной
деятельности выпускников, требованиями к результатам освоения основной
профессиональной образовательной программы:

— изучение нормативных
документов и справочных материалов, анализ производственной документации,
выполнение заданий с их использованием;

— анализ производственных
ситуаций, решение конкретных производственных, экономических и других заданий,
принятие управленческих решений;

— решение задач разного рода,
расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений,
реакций, обработка результатов многократных измерений;

— изучение устройства машин,
приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных
схем;

— ознакомление с технологическим
процессом, разработка технологической документации.

4 СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ И
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Вводная часть:


организационный момент;


мотивация учебной деятельности;


сообщение темы, постановка целей;

— повторение теоретических
знаний, необходимых для работы с оборудованием, осуществления эксперимента или
другой практической деятельности;


выдача задания;

— определение алгоритма
проведения эксперимента или другой практической деятельности;


инструктаж по технике безопасности (при необходимости);


ознакомление со способами фиксации полученных результатов;

— допуск к выполнению работы.

Самостоятельная работа обучающегося (студента):


определение путей решения поставленной задачи;


выработка последовательности выполнения необходимых действий;


проведение эксперимента (выполнение заданий, задач, упражнений);


составление отчета;

— обобщение и систематизация
полученных результатов (таблицы, графики, схемы и т.п.).

Заключительная часть:

— подведение итогов занятия:
анализ хода выполнения и результатов работы обучающихся (студентов),


выявление возможных ошибок и определение причин их возникновения;

— защита выполненной работы.

Педагогическое
руководство:


четкая постановка познавательной задачи;

— инструктаж к работе
(осмысление обучающимися сущности задания, последовательности его выполнения);


проверка теоретической и практической готовности обучающихся к занятию;


выделение возможных затруднений в процессе работы;


установка на самоконтроль;

— наблюдение за действиями
обучающихся, регулирование темпа работы, помощь (при необходимости), коррекция
действий, проверка промежуточных результатов.

Для повышения эффективности
проведения лабораторных работ и практических занятий

рекомендуется:

— разработка сборников задач,
заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно
к конкретным специальностям;

— разработка заданий для
автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к
лабораторным работам или практическим занятиям;

— подчинение методики
проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим
целям с соответствующими установками для студентов;

— использование в практике преподавания
поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;

— применение коллективных и
групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью
повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного
объема работ;

— проведение лабораторных
работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них
заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы,
конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

— подбор дополнительных задач
и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного
использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия
.

5 ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ

Количество
часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в учебном плане
образовательной программы по конкретной профессии СПО и далее отражается в
рабочих программах дисциплин и профессиональных модулей.

Тематика
и количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в рабочих
программах профессиональных модулей.

Состав
заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за
отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов.

6 ПЕРЕЧЕНЬ
КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Формирование соответствующих
компетенций связано с решением задач по развитию у обучающихся соответствующих
знаний, умений, навыков, приобретению практического опыта.

После выполнения практических занятий
по данной дисциплине (МДК) обучающийся должен:

иметь практический опыт
(согласно рабочей программе учебной дисциплины/ПМ):

уметь
(согласно рабочей программе учебной дисциплины/ПМ):

знать
(согласно рабочей программе учебной дисциплины/ПМ):

В процессе практических занятий
формируются соответствующие общие и профессиональные компетенции

(согласно рабочей программ учебной дисциплины/ПМ), например:

Код

Наименование
результата обучения

ПК 3.1

Участвовать в
планировании работы персонала производственного подразделения.

ПК 3.2

Организовывать работу
коллектива исполнителей.

ПК 3.3

Анализировать результаты
деятельности коллектива исполнителей.

ОК 1

Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.

ОК 2

Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОКЗ

Принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6

Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

7 МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Выполнению практических
занятий предшествует проверка знаний студентов — их теоретической готовности к
выполнению задания.

По каждому
практическому занятию
должны быть разработаны и утверждены методические
указания по их проведению.

Работы, носящие
репродуктивный характер
, отличаются тем, что при их проведении студенты
пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения
(теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их
характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки),
контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие
частично поисковый характер
, отличаются тем, что при их проведении студенты
не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых
действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора
способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие
поисковый характер
, характеризуются тем, что студенты должны решить новую
для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании
практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение
репродуктивных, частично поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий
уровень интеллектуальной деятельности.

Формы организации
студентов на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме
организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме
организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2—5 человек.

При индивидуальной форме
организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

8 ОФОРМЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ

Структура
оформления практических занятий по учебной дисциплине, ПМ/МДК определяется
предметно-цикловыми комиссиями.

Тексты
должны быть напечатаны 14 кеглем
Times New Roman,
через 1,5 интервала, поля страниц: верхнее, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое
— 1,5 см, абзац, отступ — 1,5 см (только текст).

Методические
указания к проведению практической, должны содержать:

— тему практической
работы;

     
цели и задачи практической работы;

     
список материалов и оборудования, для
проведения занятия;

     
ход проведения работы;

     
вывод о полученных результатах проведенной
работы;

     
список контрольных вопросов и заданий.

Отчет
по практическим занятиям следует оформлять в виде таблиц, графиков, схем,
структур, графических записей, образов, рисунков, аппликаций, расчетов, сравнительного
анализа, решения конкретных производственных задач и ситуаций и т.д.
Целесообразно применение рабочих тетрадей по дисциплинам, ведение дневников
практических занятий.

9 СОДЕРЖАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

При
планировании состава и содержания практических занятий следует исходить из
того, что практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

Ведущей
дидактической целью практических занятий является формирование практических
умений
— профессиональных (выполнять определенные действия, операции,
необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать
задачи по экономике, статистике, математике, информатике и др.), необходимых в
последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам.
Практические занятия занимают преимущественное место при изучении дисциплин
профессионального цикла и МДК.

Состав
и содержание практических занятий должно быть направлено на реализацию
требований Федеральных государственных образовательных стандартов.

Содержанием практических
занятий является:


решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ
производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач,
выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);

— выполнение вычислений,
расчетов, чертежей;

— изучение, заполнение,
разработка инструкционных и технологических карт;

— работа с измерительными
приборами, оборудованием;

— самостоятельное
выполнение технологических операций;


работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками;

— составление технической
и специальной документации и др.

При
разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в
совокупности они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к
которым ориентирован данный МДК.

На
практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными
умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в
процессе выполнения курсовых работ, учебной и производственной практики.

Наряду
с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются,
систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания,
вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике,
развиваются интеллектуальные умения.

10 КОНТРОЛЬ И
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Оценивание
практических работ проводится дифференцированно (по пятибалльной системе) и при
определении оценок за семестр рассматривается как один из основных показателей
текущего учета знаний.

Обучающимся,
не выполнившим своевременно какую-либо из практических работ, преподавателем по
согласованию с заместителем директора по НМР устанавливается индивидуальный
срок ее выполнения. При наличии практических заданий, за которые не поставлена
дифференцированная положительная оценка, обучающемуся не выставляется
положительная оценка по междисциплинарному курсу за семестр.

11 СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ

11.1. Описание структуры методических
рекомендаций

В методических рекомендациях
в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме,
графологическая структура темы, методические указания студентам по выполнению
лабораторных, практических работ, эталон решения задачи, контрольные задания в
необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение
задания студентом.

Методические рекомендации для
студентов по проведению лабораторных работ и практических занятий выполняются в
виде сборника для конкретной учебной дисциплины, междисциплинарного курса и
имеют следующую структуру:


титульный лист;


содержание;


пояснительная записка;


правила выполнения лабораторных работ;


перечень практических занятий и лабораторных работ;


структура текста методических указаний;


библиографический список;


приложения;

— выходные данные.

Титульный лист является первой страницей
методических рекомендаций и заполняется по определенным правилам (Приложение
А):


в верхней части полное наименование образовательного учреждения;

в
средней части название методических рекомендаций, указание учебной дисциплины;

в
нижней части — год описания работы.

Заглавие отражает объект методических
рекомендаций (наименование). Название печатается прописными (заглавными
буквами).

Допускается сначала указывать
вид документа (методические рекомендации), а затем учебную дисциплину или курс,
которому она принадлежит.

Оборотная сторона титульного листа (Приложение Б) по
порядку содержит:


название типа работы, дисциплины, место издания, год издания, количество страниц;


через две строки указывается, по решению, какого органа печатается данное пособие;


через две строки указываются составитель, должность, категория;

— ниже через строку
приводится фамилия и инициалы рецензента (ов);

— ниже приводится краткое
содержание работы (аннотация), состоящее из одного-трех предложений и
отражающее название данных методических рекомендаций;

— ниже указываются авторские
права организации, утверждающей данную работу и преподавателя.

Пояснительная записка включает несколько абзацев:


назначение дисциплины;

— количество часов, отводимых
на лабораторные работы и практические занятия;


содержание лабораторных работ или практических занятий;


организация работы;

— требования к знаниям и
умениям студентов после проведения лабораторных работ и практических занятий по
данной дисциплине.

Содержание содержит перечень лабораторных работ или практических
занятий.

Понятие «Содержание»
записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. Заголовки
содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в
другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с
заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней
рубрикации необходимо располагать друг под другом. Все заголовки записываются
прописными буквами без точки на конце.

Содержание помещается вначале
методических рекомендаций — после титульного листа.

Правила
выполнения лабораторных работ
организуют работу студентов во время лабораторной работы или
практического занятия.

Выходные
сведения:

— первый абзац — назначение
лабораторных работ или практических занятий по дисциплине/МДК;

— второй абзац и далее —
описание правил выполнения лабораторных работ или практических занятий;

Здесь следует указать, что
студент должен:

— строго выполнять весь объем
самостоятельной подготовки, указанный в описаниях соответствующих лабораторных
работ и практических занятий;

— знать, что выполнению
каждой работы предшествует проверка готовности студента, которая производится
преподавателем;

— знать, что после выполнения
работы студенты должны представить отчет о проделанной работе с обсуждением
полученных результатов и выводов;


этапы лабораторных работ и практических занятий;


защита лабораторных работ и практических занятий;


организация рабочего места;

— требования и процедура выставления
окончательной оценки студенту по работе и порядок выполнения пропущенных работ
по уважительным и неуважительным причинам.

Перечень
практических занятий и лабораторных работ
представляется в виде таблицы с
указанием темы рабочей программы, названия темы занятия и количества часов.

11.2. Структура текста лабораторной работы

           
название
и номер лабораторной работы;

           
название
темы лабораторной работы;

           
цель
работы;

           
продолжительность
занятия (в академических часах);

           
перечень
оснащения и оборудования, источников: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные
данные, компьютер и др.

           
задания;

           
порядок и
методика выполнения заданий;

           
отчет;

           
критерии
оценивания.

Библиографический
список

составляет одну из существенных частей и отражает самостоятельную творческую
работу автора, заполняется в соответствии с ГОСТ 7.32-91.

Приложения — это часть основного
текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является
необходимой для более полного освещения материала.

11.3.
Структура текста практического занятия

           
название
и номер практического занятия;

           
название
темы практического занятия;

           
цель
работы;

           
продолжительность
занятия (в академических часах);

           
перечень оснащения
и оборудования, источников: таблицы, плакаты, муляжи, лабораторные данные,
компьютер и др.

           
краткая
теория (по необходимости);

           
задания;

           
порядок и
методика выполнения заданий;

           
отчет;

           
контрольные
вопросы;

           
критерии
оценивания.

11.4. Описание разделов структуры текста лабораторных работ и
практических
занятий

Название темы лабораторной работы

За основу формулировки темы
может быть принято наименование лабораторной работы из рабочей программы
дисциплины.

Цель работы

Цель работы определяет в
известной степени требования к умениям студентов приметать полученные знания на
практике, которые должны соответствовать требованиям ФГОС на уровне выпускника.
(Формирование умения из рабочей
программы: конкретизация результатов и
овладению профессиональными
компетенциями).

При невозможности
сформулировать единую цель работы допускается формулировка нескольких целей,
объединенных единой логической направленностью. Формулировка цели работы не
должна повторять ее название.

Задания

Указание заданий для
студента, которые он обязан выполнять на лабораторной работе и на практическом
занятии.

Порядок
и методика выполнения заданий

Последовательное изложение перечня действий
для выполнения определенного задания. В зависимости от целей работы приводятся
конкретные инструкции, по проведению исследований устройства, изучения
технологии, выполнения упражнений, этапов. (
Рекомендуемые глаголы: создать, найти
решение, произвести, ввести, вывести, последовательно выполнить, оформить,
применить, найти ошибки, перечислить, использовать формулы, сохранить
параметры, определить программу действий, переложить на язык программирования,
использовать единицы измерения, применить структуру, выявить разновидности,
составить таблицу, составить перечень, найти, составить протокол, составить
смету, определить услуги, рассчитать эффективность, провести анализ,
сопоставить, продолжить и т.д.)

Отчет оформляется в тетради (или в
бланках, технологических картах) и должен содержать название, цель работы,
краткое описание лабораторной установки и методов измерений в расчетную часть,
включающую таблицы измерений, графики, расчет искомых величин и их погрешностей
(или в соответствии с требованиями дисциплины и МДК).

Раздел отчета должен
содержать подробный анализ полученных результатов. Следует сравнить полученные
результаты с известными данными, обсудить их соответствие существующим
теоретическим моделям. Если обнаружено несоответствие полученных результатов и
теоретических расчетов или известных данных, необходимо обсудить возможные причины
этих несоответствий.

Критерии оценки:

«5», «4», «3», «2» {степень выполнения заданий должна быть понятна студенту)

Качественная характеристика: степень
формирования умений
(на стадии: испытывает затруднения, умеет, владеет, может
научить другого и др.).

12 СЕМИНАР КАК
ОДНА ИЗ ФОРМ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Семинар — форма обучения, имеющая
цель углубить и систематизировать изучение наиболее важных и типичных для
будущей профессиональной деятельности обучаемых тем и разделов учебной
дисциплины.

Семинар — метод обучения
анализу теоретических и практических проблем, это коллективный поиск путей
решений специально созданных проблемных ситуаций.

Для обучающихся главная
задача состоит в том, чтобы усвоить содержание учебного материала темы, которая
выносится на обсуждение, подготовиться к выступлению и дискуссии.

Семинар — активный метод
обучения, в применении которого должна преобладать продуктивная деятельность
студентов. Он должен развивать и закреплять у студентов навыки самостоятельной
работы, умения составлять планы теоретических докладов, их тезисы, готовить
развернутые сообщения и выступать с ними перед аудиторией, участвовать в
дискуссии и обсуждении.

Главное, что обеспечивает
успех семинара, — интерес аудитории к обсуждаемым проблемам. Исходя из того,
что семинар в колледже является групповым занятием под руководством
преподавателя, его основные задачи состоят в том, чтобы:

— углубить и закрепить
знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы;

— проверить эффективность и
результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом в
аудитории;

— выработать умение
формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому
вопросу, умение отстаивать свои взгляды.

Наиболее распространены
семинарские занятия трех видов:

1.   Просеминар — занятие, готовящее к
семинару, проводится на первых курсах. Цель — ознакомление студентов со
спецификой самостоятельной работы, с литературой, справочными материалами,
методикой работы над ними. Особое внимание следует обратить на развитие навыков
работы с литературой, на творческую переработку материала и подготовку
рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками
просеминара.

2.    Собственно
семинар.

Семинар — это всегда непосредственный контакт со студентами, установление
доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Форма семинарских
занятий: развернутая беседа по заранее известному плану; небольшие доклады
студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Преподаватели,
формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления
оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных
тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на слушание или
акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики
и ситуации. Учитывая личные качества характера студентов (коммуникативность,
уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и
распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам
предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить
успешно. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной
деятельности, сотворчества.

3. Спецсеминар приобретает характер научной
школы, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. В ходе
спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на
групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов, например
моделирования ситуаций.

Обязательные компоненты семинара:

1.
Цель:

2.
Порядок и методика выполнения заданий

3.
Темы докладов, сообщений, рефератов

4.
План проведения семинара:


Обоснование темы семинара, постановка проблемы и цели.


Представление индивидуальных заданий в форме сообщения.


Обсуждение рассматриваемых вопросов и представленных сообщений.


Выполнение практических заданий и их взаимопроверка.


Подведение итогов семинара.

5.
Рекомендуемые источники информации

Основу плана составляют
учебные вопросы, которые должны обсуждаться на семинаре. Если семинар
проводится методом развернутой беседы, вопросы плана семинара должны
соответствовать следующим требованиям:

— быть проблемными по форме,
т.е. вскрывать какие-то важные для данной темы противоречия;


охватывать суть проблемы;

— не повторять дословно
формулировок соответствующих пунктов плана лекции и программы курса, учитывать
научную и профессиональную направленность студентов;

— полностью охватывать
содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке
обсуждаемой проблемы;

Этапы подготовительной работы

1. Определение роли и задачи
для каждого студента на семинаре (подготовка реферата, выступления и т.п.),
объем и порядок работы, предусмотреть, какие и когда потребуются источники по
каждому вопросу, какой материал подготовить для обоснования, какие
дополнительные материалы можно будет привлечь, где их найти.

2.
Работа по сбору и ознакомлению с рекомендуемой литературой.

3.
Глубокое изучение источников.

7. Углубленная работа с
конспектом: еще раз внимательно прочитать конспект, произвести его разметку
(подчеркнуть заголовки, выделить наиболее важные цитаты и т.п.), составить план
выступления.

5.
Суть методической тактики руководителя семинара имеет ряд задач:

— создать непринужденную,
раскованную обстановку в аудитории и на этой основе организовать оживленный
обмен мнениями, полемику и дискуссию по основным вопросам плана семинара;

— всеми мерами развивать и
поощрять активность обучающихся, добиваться их внимательного и критического
отношения к выступлениям сокурсников;

— обеспечивать проблемную
постановку вопросов и разрешение их путем раскрытия противоречий реальной
жизни;

— добиваться свободного
выступления студентов, способности к логическому анализу и оценке своих
выступлений и выступлений других студентов группы.

Заключительное слово
преподавателя определяется содержанием семинара и может содержать:


оценку выступления каждого студента и группы в целом;


оценку уровня обсуждения вопросов в целом;

— краткое содержание существа
обсуждаемых проблем, их теоретическое и методическое значение;

— ответы на вопросы, которые
не получили должного освещения в ходе семинара;

— оценку сильных и слабых
сторон выступлений, причем важно отметить яркую и самостоятельную мысль или
выступление кого-либо из обучающихся, если оно того заслуживает;


рекомендации желающим ознакомиться с дополнительной литературой;


пожелания по подготовке к очередному семинару.

Виды семинарских занятий, особенности
их проведения

В педагогической практике
используются следующие виды семинаров.

Традиционные
семинары

— один из наиболее распространенных видов занятий. Семинарские занятия
предназначены для углубленного изучения того или иного предмета. Семинары
помогают студентам овладеть понятийно — терминологическим аппаратом, свободно
оперировать им, приметать теорию к практическим приложениям, прививают навыки
самостоятельного мышления, устного выступления.

Семинар-беседа — вопрос-ответная форма,
используется для обобщения пройденного материала. Здесь используется простая
процедура. Преподаватель задает аудитории вопросы, отвечают желающие, а
преподаватель комментирует. Таким образом, материал актуализируется студентами
и контролируется преподавателем.

Семинар-конференция — студенты выступают с
докладами, которые обсуждаются всеми участниками под руководством преподавателя.
Это самая распространенная форма семинара. В профессиональном обучении семинар
целесообразно строить в контексте изучаемой специальности, связывая
теоретические вопросы с практикой работы специалиста.

Семинар-дискуссия — упор здесь делается на
инициативе студентов в поиске материалов к семинару и активности их в ходе
дискуссии. Важно, чтобы источники информации были разнообразными, представляли
различные точки зрения на проблему, а дискуссия всегда направлялась
преподавателем.

Проблемный
семинар

ведется через дискуссии. Особенностью проблемного семинара является сочетание
«мозгового штурма» и «творческой дискуссии», индивидуальной и групповой работы,
как на этапе подготовки, так и во время его проведения. На семинаре не толь-ко
не запрещаются, но и приветствуются критические замечания и вопросы. Основой
проблемного семинара является создание проблемной ситуации, которая ставится
заблаговременно (не менее чем за 7-10 дней).

Семинар-учебно-ролевая
игра.
Для
проведения игры заранее определяются вопросы для обсуждения, примерно 2-3, и
критерии оценки выступлений. Затем группа разбивается на 2 или 3 подгруппы в
зависимости от характера материала. В каждой подгруппе распределяются роли:
организатора, основного докладчика (теоретика), содокладчика (практика), критика
(можно двух), дефиниста (толкователя слов), оформителя (организатор
наглядности, демонстраций). Избираются эксперты (три человека). На следующем
занятии проводится семинар. Эксперты объявляют критерии оценки выступлений
групп (по каждой из ролей), напоминает вопросы, подлежащие обсуждению. Затем
последовательно выступают подгруппы. Эксперты объявляют оценки в баллах
(5,10…) после выступления всех подгрупп или после выступления каждого
докладчика. Оценивается также организованность подгруппы и оформление
выступления. Главное внимание при этом уделяется, прежде всего, качеству
информации, ее научности, значимости, доступности и занимательности.
Завершается семинар подведением итогов преподавателем.

13 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Текст методических
рекомендаций излагается кратким четким языком. Терминология и обозначения
должны соответствовать установленным стандартам, а при отсутствии стандартов —
общепринятым в научно-технической литературе нормам.

В тексте рекомендаций не
допускается:

— сокращение обозначений
единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением
единиц в головках и боковинах таблиц, в расшифровках формул;

— применять сокращение слов,
кроме установленных правилами русской орфографии, а также соответствующими
стандартами;


применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ) без регистрационного номера.

Требования к оформлению
текста

При оформлении текстовых
документов следует руководствоваться ГОСТ 7.32 — 91. Страница текста информации
и включенные в работу иллюстрации и таблицы должна соответствовать формату А4
по ГОСТ 9327.

Текст выполняется на одной
стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным, с
использованием шрифтов
Times New Roman размером № 12, заголовки — №14
(прописные буквы), текст и таблицу — № 14-12. Допускается использовать
одинарный (таблица) и полуторный межстрочный интервал (текст).

Текст следует печатать,
соблюдая следующие рамки полей: левое — 30 мм; правое — 10 мм; верхнее и нижнее
— 20 мм. Абзацы в текстах начинают отступом 1,25 см. Выравнивание в тексте по
ширине.

Страницы нумеруются арабскими
цифрами в верхней части страницы от центра. При этом соблюдается сквозная
нумерация по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц,
но номер страницы на титульном листе не проставляется. Нумерация начинается с
раздела «Пояснительная записка».

В тексте работы не
допускается:


применять для одного и того же понятия разные термины;

— сокращать обозначения
единиц физических величин, если они употребляются без цифр (допустимо только в
таблицах и в расшифровке формул);


использовать аббревиатуры без расшифровки.

Текст разделяется на разделы
и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими
цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок
раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12 пт, выделяется полужирным,
размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой.
Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят.
Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с
нового листа.

В тексте могут быть
нумерованные и маркированные списки. Рекомендуется использовать один маркер (-)
для маркированного списка и арабские цифры для нумерованного списка.

Исключить переносы в словах.

Приложения располагают в
самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение
начинается с новой страницы. Справа страницы пишут слово «Приложение» и его
обозначают буквой русского алфавита, например «Приложение А».

Ссылки на использованную
литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

Список использованных
источников должен содержать 5-15 названий. Если разработка носит только
практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список
использованных источников можно опустить.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Получил высокую оценку руководства
  • Бакси эко хоме 24 ф инструкция
  • Наксимин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Инструкция по от для машиниста мотовоза
  • Метионин инструкция по применению для кошек