Руководство по производству по контракту

Производство по контракту – это вид производства, при котором заказчик поручает исполнителю – «производителю, работающему по контракту» (Contract Manufacturing Organisation, CMO), изготовление продукции на его мощностях. Оно может включать в себя как выполнение отдельных стадий производства и контроля качества, так и выполнение полного цикла изготовления продукции. Производство по контракту существует в разных отраслях, в том числе в фармацевтической промышленности. В этой статье мы рассмотрим ключевые элементы производства лекарственных средств по контракту, связанные с требованиями Правил надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice, GMP). 

CMO/CDMO в фармацевтической промышленности

Автор материала: Константин Морозов, специалист по GMP, аудитор фармацевтических предприятий

Во введении к отчету аналитической компании PwC «Current trends and strategic options in the pharma CDMO market» говорится о том, что организации, занимающиеся производством и разработками по контракту (Contract Development and Manufacturing Organisations, CDMOs), за последние десятилетия зарекомендовали себя как жизнеспособные альтернативы собственным подразделениям фармацевтических компаний по разработкам и производству. Растущая тенденция к аутсорсингу в фармацевтической промышленности демонстрирует успех этой бизнес-модели, поскольку CDMOs все чаще становятся неотъемлемой частью производственно-сбытовых цепочек фармацевтических компаний. Cильное развитие рынка CDMOs можно объяснить не только растущей общей потребностью в лекарственных средствах из-за роста населения мира, лучшего страхового покрытия в развивающихся странах и стареющего общества в промышленно развитых странах; это также является результатом большей готовности к аутсорсингу среди многих фармацевтических компаний, которые все чаще используют аутсорсинговые услуги как средство для сокращения времени выхода на рынок, снижения затрат, уменьшения сложности и перераспределения внутренних ресурсов [1].

По оценкам компании Grand View Research, ожидается, что глобальный рынок контрактного производства лекарственных средств и контрактных исследований будет расти с совокупным среднегодовым темпом роста (CAGR) 7,6% с 2017 по 2025 год, и он достигнет 238,3 миллиарда долларов США к 2025 году [2].

К производству лекарственных средств по контракту применимы требования GMP. Любая деятельность, на которую распространяются эти требования, переданная другой организации на аутсорсинг, должна быть надлежащим образом определена, согласована и проконтролирована во избежание разночтений, способных привести к неудовлетворительному качеству продукции или выполняемых работ.

Правила GMP ЕАЭС и рекомендации ICH

Правила GMP Евразийского экономического союза (Правила GMP ЕАЭС) были утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 года № 77. Эти Правила вступили в силу в 2017 году, за исключением положений, касающихся требований к производству ветеринарных лекарственных средств, которые вступили в силу в 2021 году [3].

Основные требования и рекомендации, применимые к производителям, работающим по контракту, изложены в Главе 7 и в Частях ІІ и III этих Правил.

Часть ІІ Правил GMP ЕАЭС была сформирована на основе руководства, разработанного ICH и изданного как Руководство ICH Q7A для активных фармацевтических ингредиентов (АФИ). Эта часть распространяется на лекарственные средства как для медицинского применения, так и на ветеринарные лекарственные средства.

Связанные с GMP документы, в которых разъясняются требования уполномоченных органов, содержатся в Части ІІІ Правил GMP ЕАЭС. В нее входит документ, гармонизированный с Руководством ICH Q10, в котором описана единая всесторонняя модель эффективной фармацевтической системы качества (ФСК). Эта модель основывается на концепции качества ISO, включает соответствующие положения GMP и дополняет Руководства ICH Q8 и ICH Q9.

ICH Q7

«Руководство по надлежащей производственной практике для активных фармацевтических ингредиентов» (ICH Q7 Good Manufacturing Practice Guidance for Active Pharmaceutical Ingredients) содержит рекомендации по надлежащей производственной практике при производстве АФИ с соответствующей системой управления качеством [4].

Согласно пунктам 16.10 – 16.16 Раздела 16 «Производители, работающие по контракту (включая лаборатории)» (Contract Manufacturers (including Laboratories)) этого Руководства:

  • Все производители, работающие по контракту (включая лаборатории), должны соблюдать требования GMP, определенные в этом Руководстве. Следует уделить особое внимание предотвращению перекрестной контаминации и обеспечению прослеживаемости. В контексте Руководства, производство по контракту – это деятельность, переданная на аутсорсинг. Термин «Деятельность, переданная на аутсорсинг», как он определен и описан в глоссарии к Руководству, соответствует описанию «производителя, работающего по контракту». Руководство определяет «производство» как «все операции, связанные с приемкой материалов, технологическим процессом, упаковкой, переупаковкой, маркировкой, перемаркировкой, выпуском, хранением и дистрибьюцией АФИ, и соответствующие меры контроля». «Соответствующие меры контроля» включают любые действия или услуги, необходимые для поддержки технологического процесса (например, техническое обслуживание, калибровка и т. д.). Руководство применяется к любой деятельности, выполняемой оригинальным производителем или компанией, которая выполняет деятельность от имени оригинального производителя [5].
  • Заказчик должен оценивать производителей, работающих по контракту (включая лаборатории), с целью оценки соответствия требованиям GMP конкретных операций, выполняемых на площадках производителя, работающего по контракту.
  • Должен быть письменный и утвержденный контракт или официальное соглашение между заказчиком и исполнителем, в котором подробно определены обязанности в отношении соблюдения требований GMP, включая мероприятия каждой из сторон в отношении качества. Ожидается, что у производителей, работающих по контракту, есть независимое подразделение качества, которое имеет обязанности по качеству в отношении всех выполняемых работ. Учитывая потенциальную сложность договоренностей об аутсорсинге, связанном с производством по контракту, обязанности в отношении GMP должны быть четко определены между обеими сторонами и подробно описаны в письменном соглашении. Однако нельзя делегировать полную ответственность за качество АФИ [5].
  • Контракт должен позволять заказчику проводить аудит объектов исполнителя на соответствие требованиям GMP.
  • Если разрешено выполнение работ по субподряду, то исполнитель не должен передавать третьей стороне какие-либо доверенные ему по контракту работы без предварительной оценки и утверждения соглашений заказчиком. Упоминаемое выполнение работ по субподряду относится к исполнителю, который далее передает определенную деятельность для выполнения другой стороне (третьей стороне). Это должно происходить только в том случае, когда письменный и утвержденный контракт разрешает такую конкретную работу по субподряду. Даже если работы по субподряду разрешены, первоначальный заказчик должен согласовать конкретную работу по субподряду до того, как она начнется [5].
  • Производственные и лабораторные записи следует хранить на площадке, на которой выполняются работы, и они должны быть легкодоступными.
  • Не допускается внесение изменений в процесс, оборудование, методики испытаний, спецификации или другие относящиеся к контракту требования, без уведомления заказчика и утверждения им изменений.

ICH Q9

Цель Руководства «Управление рисками для качества» (ICH Q9 Quality Risk Management) – предложить системный подход к управлению рисками для качества. В Приложении II к этому Руководству представлены примеры ситуаций, когда применение процесса управления рисками для качества может обеспечить информацией, которая может быть использована для различных фармацевтических операций [6].

В разделе ІІ.5 «Управление рисками для качества как часть управления материалами» (Quality Risk Management as Part of Materials Management), приведены следующие примеры использования управления рисками для качества для обеспечения всесторонней оценки поставщиков и производителей, работающих по контракту: проведение аудита, соглашения по качеству с поставщиками.

ICH Q10

Руководство «Фармацевтическая система качества» (ICH Q10 Pharmaceutical Quality System) представляет собой модель ФСК, которая может применяться на всех стадиях жизненного цикла продукта [7].

Термин «Деятельность, переданная на аутсорсинг», определен и описан в глоссарии к этому Руководству как деятельность, выполняемая исполнителем по письменному соглашению с заказчиком.

Согласно Разделу 2.7 «Управление деятельностью, переданной на аутсорсинг, и закупаемыми материалами» (Management of Outsourced Activities and Purchased Materials), ФСК, включая описанную в этом разделе ответственность руководства, распространяется на контроль и проверку какой-либо деятельности, переданной на аутсорсинг, и качество закупаемых материалов. Фармацевтическая компания наиболее ответственна за подтверждение процессов, которые обеспечивают контроль деятельности, переданной на аутсорсинг, и качество закупаемых материалов. Такие процессы должны содержать управление рисками по качеству, и включать:

  • Оценку пригодности и компетентности другой стороны для выполнения работ или обеспечения материалами с использованием определенной цепи поставок, до передачи операций на аутсорсинг или до выбора поставщиков материалов (например, аудиты, оценка материалов, квалификация).
  • Определение ответственности и процессов обмена информацией для связанных с качеством действий вовлеченных сторон. В отношении деятельности, переданной на аутсорсинг, это должно быть включено в письменное соглашение между заказчиком и исполнителем.
  • Мониторинг и обзор деятельности исполнителя или качества материалов от поставщика, а также определение и реализация любых необходимых улучшений.
  • Мониторинг поступающего сырья и материалов для подтверждения того, что они поступают из утвержденных источников с использованием согласованной цепи поставок.

Контракты и соглашения по качеству

В соответствии с требованиями Главы 7 Правил GMP ЕАЭС, между заказчиком и исполнителем должен быть составлен контракт, в котором следует определить их взаимные обязательства и процедуры передачи информации, связанные с деятельностью, передаваемой на аутсорсинг. Технические аспекты контракта должны составляться компетентными лицами, имеющими соответствующие знания, связанные с деятельностью, передаваемой на аутсорсинг, и настоящими Правилами. Все соглашения о деятельности, передаваемой на аутсорсинг, должны соответствовать действующему законодательству, регистрационному досье на лекарственный препарат и быть согласованы обеими сторонами.

О том, как стороны, участвующие в производстве лекарственных средств по контракту, могут использовать соглашения по качеству, подробно написано в документе FDA «Производство лекарственных средств по контракту: Руководство по соглашениям по качеству для промышленности» (Contract Manufacturing Arrangements for Drugs: Quality Agreements Guidance for Industry) [8].

Производители, работающие по контракту, выполняют различные производственные операции и виды деятельности, включая, но не ограничиваясь:

  • Формуляция
  • Наполнение и финишные операции
  • Химический синтез
  • Культивирование клеток и ферментация, в том числе для биологических продуктов
  • Аналитическое тестирование и другие лабораторные услуги
  • Упаковка и маркировка
  • Стерилизация или финишная стерилизация.

Соглашение по качеству – это всеобъемлющее письменное соглашение между сторонами, участвующими в производстве лекарственных средств по контракту, которое определяет и устанавливает производственную деятельность каждой стороны с точки зрения того, как каждая из сторон будет соблюдать требования действующей GMP. Как правило, в соглашении по качеству следует четко указать, какая сторона – заказчик или исполнитель, или обе стороны – выполняет определенные действия, связанные с действующей GMP. Представители подразделения качества каждой стороны и другие заинтересованные стороны должны активно участвовать в разработке соглашений по качеству.

Соглашения по качеству не должны охватывать общие условия ведения бизнеса, такие как конфиденциальность, вопросы ценообразования или стоимости, сроки поставок или ограничения, касающиеся ответственности или убытков. FDA рекомендует, чтобы соглашения по качеству были отдельными документами или, по крайней мере, отделялись от коммерческих контрактов, таких как генеральные соглашения об услугах или соглашения о поставках. Соглашения по качеству могут рассматриваться во время инспекций.

Хорошо составленное соглашение по качеству должно быть написано понятным языком. Оно должно определять ключевые производственные роли и обязанности, устанавливать ожидания по коммуникациям, предоставлять ключевые контакты обеих сторон. В нем должно быть указано, какие продукты и/или услуги заказчик доверяет исполнителю, и кто имеет окончательное разрешение на различные виды деятельности. Большинство соглашений по качеству содержат следующие разделы:

  • Цель/сфера действия – для того, чтобы охватить характер предоставляемых услуг производства по контракту.
  • Определения – для обеспечения того, что заказчик и исполнитель согласовали точное значение терминов в соглашении по качеству.
  • Разрешение разногласий – для того, чтобы объяснить, как стороны будут разрешать разногласия по вопросам качества продукции или другим проблемам.
  • Производственная деятельность – для документирования связанных с качеством действий и других действий, связанных с производственными процессами, а также контроля изменений в производственных процессах.
  • Жизненный цикл и изменения в соглашении по качеству.

Заказчик может рассмотреть возможность включения установленных процессов и процедур исполнителя в качестве части соглашения по качеству (например, путем включения определенных стандартных операционных процедур посредством ссылок). Это может снизить риск неправильного толкования или ошибки во время производства. В соглашении по качеству должно быть разъяснено, как исполнитель будет сообщать заказчику об отклонениях в производстве, а также как отклонения будут расследоваться, документироваться и решаться в соответствии с действующей GMP. В соглашениях по качеству должно быть указано, что производственные услуги, предоставляемые производителями, работающими по контракту (включая лаборатории), будут соответствовать требованиям действующей GMP.

С точки зрения действующей GMP, производственная деятельность является наиболее важным элементом соглашения по качеству. Наиболее критичными составляющими являются контроль качества и изменений.

  • Производственная деятельность

В соглашениях по качеству могут быть задокументированы роли и производственная деятельность каждой стороны в различных форматах – диаграммах, матрицах, описаниях или их комбинации.

– деятельность подразделения качества

Это раздел соглашения по качеству, в котором рассматривается деятельность подразделения качества каждой стороны. Он должен подробно определять, как стороны будут работать вместе, чтобы гарантировать, что продукция производится в соответствии действующей GMP. Следует обратить внимание на то, что возложение обязанностей по контролю качества или другой деятельности на заказчика или исполнителя в соглашении по качеству не освобождает ни одну из сторон от соблюдения применимых требований действующей GMP.

– помещения и оборудование

В этом разделе соглашения по качеству следует идентифицировать конкретную площадку(и), на которой(ых) исполнитель будет выполнять производственную деятельность, включая адрес и конкретные услуги, которые будут предоставляться на каждой площадке. Здесь следует указать, какая сторона будет проводить валидацию процессов, квалификацию и техническое обслуживание оборудования и соответствующих систем, относящихся к контрактным операциям.

– управление материалами

В этом разделе соглашения по качеству следует указать, какая сторона будет устанавливать спецификации для компонентов, а также какая сторона будет устанавливать процессы аудита, квалификации и мониторинга поставщиков компонентов. Также здесь следует определить, какая сторона будет проводить требуемый отбор проб и испытания в соответствии с действующей GMP.

– особенности продукта

Во всеобъемлющем соглашении по качеству могут быть рассмотрены конкретные аспекты, касающиеся отдельных продуктов. Заказчик и исполнитель могут включить эту информацию в приложение или непосредственно в текст соглашения по качеству. Этот раздел должен включать ожидания сторон друг от друга в отношении:

  • спецификаций продукта/компонентов;
  • определенных производственных операций, включая процессы присвоения номеров серий;
  • ответственности за контроль истечения срока годности/повторные испытания, хранение и отгрузку, а также за статус серии;
  • ответственности за валидацию процесса, включая проектирование, квалификацию, а также непрерывную верификацию и мониторинг;
  • положений, позволяющих персоналу заказчика получать доступ на объект исполнителя при необходимости.

– лабораторный контроль

У заказчика и исполнителя должен быть доступ к соответствующему лабораторному оборудованию для проведения испытаний своих лекарственных средств. Соглашение по качеству помогает каждой стороне удовлетворить эту потребность, определив роли и ответственность за лабораторный контроль. FDA рекомендует следующие элементы:

  • процедуры, определяющие меры контроля за отбором проб и проведением испытаний;
  • протоколы и процедуры по передаче заказчику всех результатов лабораторных испытаний, проведенных исполнителем, для оценки и учета при окончательных решениях по статусу продукции;
  • процедуры для проверки того, что и заказчик, и исполнитель правильно осуществляют трансфер (разработка, квалификация и валидация методик), в том случае, когда заказчик пользуется услугами исполнителя для лабораторных испытаний;
  • регулярные процедуры аудита, чтобы гарантировать, что лабораторное оборудование исполнителя квалифицировано, откалибровано и поддерживается в контролируемом состоянии в соответствии с действующей GMP;
  • определение ответственности за расследование отклонений, несоответствий, ошибок, результатов, выходящих за пределы спецификации (OOS), и результатов, выходящих за пределы тенденции (OOT) в лаборатории, а также за предоставление отчетов о таких расследованиях.

– документация

Соглашение по качеству должно определять ожидания исполнителя и заказчика относительно проверки и утверждения документов. В нем также должно быть описано, как можно вносить изменения в стандартные операционные процедуры, производственные записи, спецификации, лабораторные записи, документы по валидации, отчеты о расследованиях, годовые отчеты и другие документы, относящиеся к продукции или услугам, предоставляемым исполнителем.

  • Контроль изменений, связанных с производственной деятельностью

Как заказчик, так и исполнитель могут инициировать изменения в процессах, оборудовании, методиках испытаний, спецификациях и других контрактных требованиях. Обе стороны должны обсудить изменения и учесть их в соглашении по качеству.

Аудиты

В соответствии с требованиями Главы 7 Правил GMP ЕАЭС, до передачи деятельности на аутсорсинг заказчик должен убедиться в правомочности, пригодности и компетентности исполнителя в отношении успешного выполнения соответствующих работ.

Михаил Федорович Кан, директор по науке и развитию ЗАО «СКИФ»

Стандарт ISO 19011:2018 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента» (Guidelines for Auditing Management Systems) содержит руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента, включая принципы проведения аудита, указания по управлению программой аудита и проведению аудита систем менеджмента, а также руководящие указания по проведению оценки компетентности лиц, участвующих в процессе аудита. Эта деятельность охватывает лицо(лиц), осуществляющее управление программой аудита, аудиторов и команды аудита [9].

Аудит – это систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для определения степени соответствия критериям аудита.

Внешние аудиты включают аудиты, обычно называемые «аудитами, проводимыми второй стороной» и «аудиты, проводимые третьей стороной». Аудиты, проводимые второй стороной, проводятся сторонами, имеющими интерес к организации, такими, как потребители, или другими лицами от их имени.

Аудит передаваемой на аутсорсинг деятельности является очень важным. Михаил Федорович Кан, директор по науке и развитию ЗАО «СКИФ» ответил на несколько моих вопросов по этой теме. Он и сам является аудитором, имеет большой опыт участия в аудитах производственных площадок, находящихся в Европе, Индии, Китае.

Михаил Федорович, проведение аудитов является одним из направлений деятельности компании «СКИФ», помимо проведения семинаров и тренингов для сотрудников предприятий, выпускающих лекарственные средства и медицинские изделия, консультаций по вопросам GMP, сопровождения строительства и прочего. Скажите, пожалуйста, такой широкий спектр деятельности компании имеет значение для подготовки аудиторов и качественного проведения аудитов?

Константин, конечно, для проведения аудитов необходимо иметь глубокие знания и практический опыт по всем областям фармацевтического производства. В настоящее время в нашей компании сложилась отличная команда высококвалифицированных специалистов.

Руководство компании идет по пути усовершенствования знаний и опыта команды, а не отдельного профессионала, который знает все и отвечает за все. Мы понимаем, что последнее порой граничит с поверхностным анализом ситуаций, с которыми приходится сталкиваться при проведении аудита. Один человек не может знать досконально все тонкости и детали. Поэтому наш подход другой – командная работа, и в этом мы видим залог успеха.

Как я знаю, на протяжении профессиональной деятельности Вы проводили совместную работу с швейцарскими фирмами Hoffmann-La Roche и Ciba-Geigy, выступали с лекциями в Канаде, США и Великобритании, являетесь постоянным членом комитета международного центра по валидации. Помогает ли такой опыт лично Вам, как аудитору?

Я очень благодарен судьбе за прекрасную возможность еще во времена СССР пройти научную стажировку в одном из старейших университетов ФРГ – Альберт-Людвиг Университете. Потом я начал работу с компаниями, которые Вы упомянули, и в настоящее время продолжаю регулярно общаться со своими зарубежными коллегами, читаю лекции в ведущих университетах мира. Я по-прежнему открыт ко всему новому. Полученными знаниями и опытом, безусловно, делюсь у нас в России при проведении аудитов, семинаров, тренингов и т.д.

Пандемия COVID-19 вызвала ограничения, которые могут повлиять и/или препятствовать проведению выездных аудитов. В связи с этим, дистанционный формат проведения аудитов становится все более актуальным. Какие-нибудь предприятия, с которыми Вы работали, уже адаптировались к этому новому формату?

Да, наша компания проводит аудиты в дистанционном формате, в основном это зарубежные производители. При этом особую важность приобретают рекомендации со стороны EMA, IFPMA, а также четкая, слаженная работа IT-специалистов – для гарантии надежной коммуникации во время дистанционного аудита.

Конечно, есть определенные сложности в презентации производства, в коммуникации с отдельными членами команды производителя и т.д. Однако в таких ситуациях, на мой взгляд, вполне уместным будет изречении древних римлян Per aspĕra ad astra – «Через тернии к звездам». Преодолевая трудности сегодняшнего дня, мы стремимся к более высоким целям.

При оценках GMP-областей производства лекарственных средств, проведенных аудиторами компании «СКИФ», в каких областях обычно наблюдается наибольшее число несоответствий?

Мне хотелось бы проанализировать существующую в нашей стране ситуацию не только в отношении GMP. При внедрении надлежащих практик (GxP), наблюдаются определенные проблемы, в том числе, в области надлежащей лабораторной практики (GLP), надлежащей клинической практики (GCP).

Что касается надлежащей производственной практики, то наибольшее количество несоответствий было выявлено нами в следующих областях: фармацевтическая система качества, помещения и оборудование (особенно на предприятиях производящих стерильную продукцию), документация, производство, контроль качества. Достаточно часто выявляются проблемы с валидацией компьютеризированных систем, с целостностью данных, с внедрением статистических методов анализа. Зачастую внедрение риск-ориентированного подхода на предприятии носит формальный характер.

Можете ли Вы дать какие-то советы производителям, которые готовятся к прохождению внешних аудитов?

Главный совет – соблюдать спокойствие. Если возникло недопонимание, нужно внятно и аргументировано, со ссылкой на нормативные документы, доказывать свою правоту. Руководство аудируемого предприятия должно четко осознавать, что время «подготовки документов накануне аудита» безвозвратно ушло: грамотный аудитор очень быстро понимает, действительно ли система функционирует на предприятии или ее внедрение носит формальный характер.

Кроме того, мне хотелось бы обратиться к аудиторам – всегда помните, что при проведении аудита команда проверяемого предприятия ждет от вас свежего, «незамыленного» взгляда на свою работу, который позволит выявить недочеты. Часто люди ждут помощи и совета в том, как выйти из сложной ситуации. Я очень надеюсь, что они встретят профессионально грамотных и доброжелательно настроенных аудиторов.

Выпуск серий продукции

В соответствии с требованиями Главы 7 Правил GMP ЕАЭС, система управления качеством заказчика должна точно устанавливать, каким образом Уполномоченное лицо, подтверждающее выпуск каждой серии продукции, выполняет свои обязанности в полной мере.

Требования Приложения 16 к Правилам GMP ЕАЭС включат положение о том, надлежащее производство конкретной серии продукции, независимо от числа задействованных участков, должно находиться под общим надзором Уполномоченного лица, подтверждающего соответствие этой серии готовой продукции установленным требованиям перед выпуском. Держатель регистрационного удостоверения (РУ), а также каждая производственная площадка, имеющая право на выпуск серии продукции, должны иметь в своем распоряжении точное указание адреса площадки, на которой была выпущена конкретная серия продукции, и информацию об Уполномоченном лице, ответственном за подтверждение соответствия ее качества установленным требованиям. Одна или более промежуточных стадий производства и контроля качества могут выполняться в другой организации по контракту держателем лицензии на производство. Уполномоченное лицо заказчика может принимать во внимание заключение Уполномоченного лица исполнителя о соответствующей стадии, но оно несет ответственность за гарантию того, что эта работа выполняется в соответствии с условиями письменного договора. Подтверждение соответствия серии готовой продукции установленным требованиям должно быть выполнено Уполномоченным лицом производителя, ответственного за выпуск серии продукции.

Оценка записей и результатов, обзоры качества продукции

В соответствии с требованиями Главы 7 Правил GMP ЕАЭС, заказчик является ответственным за проверку и оценку записей и результатов, связанных с деятельностью, переданной на аутсорсинг. Заказчик должен убедиться самостоятельно или на основании подтверждения Уполномоченного лица исполнителя, что вся продукция и материалы, поставленные ему исполнителем, были произведены в соответствии с настоящими Правилами и регистрационным досье.

В требованиях Главы 1 Правил GMP ЕАЭС говорится о том, что если держатель РУ не является производителем, то должно быть заключено соглашение между сторонами, в котором установлены соответствующие обязанности сторон в отношении составления обзора качества. При этом производитель и держатель РУ должны оценивать результаты такого обзора и делать вывод о необходимости корректирующих и предупреждающих мероприятий или проведения повторной валидации в рамках ФСК.

Контрольные и архивные образцы

В соответствии с требованиями Приложения 19 к Правилам GMP ЕАЭС, если ДРУ не является одновременно юридическим лицом, ответственным за выпуск серии продукции в государствах-членах Союза, обязанность по отбору и хранению контрольных/архивных образцов должна быть определена в письменном соглашении между двумя сторонами в соответствии с Главой 7 настоящих Правил.

Валидация и квалификация

По мнению авторов статьи «Контрактное производство и услуги (аутсорсинг)» в фармотрасли», опубликованной в журнале «Фармацевтическая отрасль», важным аспектом производства лекарственных средств по контракту является возможность проведения валидации передаваемого на аутсорсинг технологического процесса (стадии) [10].

Для того, чтобы рассматривать организацию как потенциального исполнителя, она должна иметь:

  • Отчеты по квалификации основного производственного оборудования, систем обеспечения производства.
  • Документированные процедуры о порядке проведения квалификации/реквалификации.
  • Возможности для проведения квалификации:

– наличие в штате ответственных лиц (согласно должностным инструкциям);
– наличие подписанных соглашений с третьими лицами о проведении квалификации;
– понимание необходимости процесса квалификации.

Положительное заключение по вышеприведенным пунктам делает возможным проведение валидации технологического процесса, а значит, дает возможность рассматривать организацию как потенциального производителя, работающего по контракту. Как правило, функцию планирования валидации заказчик оставляет за собой, а ответственность за достоверность предоставляемой информации лежит на исполнителе. Все документы (протоколы, формы и т.п.) должны быть переданы исполнителю для проведения запланированных мероприятий. Формы, передаваемые исполнителю, должны содержать минимальный объем информации, необходимый только для сбора данных в определенных точках процесса и при определенных условиях. Между тем, формат оценки результатов валидации и интерпретация данных должна быть понятна, прозрачна и согласована с исполнителем.

Авторы статьи приходят к выводу о том, что по результатам валидации можно судить о степени доверия к производителю, работающему по контракту, и о возможностях взаимного сотрудничества в дальнейшем.

Управление изменениями

В статье «Главные аспекты контрактного производства», которая была опубликована в журнале «Новости GMP», авторы предлагают разделить все изменения на небольшие и крупные, а также создать стратегию для реализации таких изменений надлежащим способом [11].

Например, небольшие изменения можно реализовать путем направления заказчику соответствующего уведомления о них, но крупные изменения должны быть предварительно одобрены заказчиком до их реализации на практике. Два изображения, представленные в этой статье в виде «деревьев» принимаемых решений, позволяют понять всю сложную схему любых изменений, предлагаемых как заказчиком, так и исполнителем.

Рассмотренные нами ключевые GMP-элементы производства лекарственных средств по контракту имеют большое значение для того, чтобы заказчик и исполнитель смогли избежать серьезных проблем, которые могут привести к неудовлетворительному качеству выпускаемой продукции или выполняемых работ. Фармацевтическим компаниям рекомендуется учитывать все эти аспекты при передаче деятельности на аутсорсинг.


  • Международный совет по гармонизации технических требований к лекарственным препаратам для медицинского применения (The International Council for Harmonisation of Technical Requirements for Pharmaceuticals for Human Use, ICH) – совет, который выпускает руководства по гармонизации для международной разработки лекарственных препаратов и их регулированию
  • Международная организация по стандартизации, ИСО (The International Organization for Standardization, ISO) – международная организация, занимающаяся выпуском стандартов
  • Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, FDA, USFDA) – агентство Министерства здравоохранения и социальных служб США, один из федеральных исполнительных департаментов. Управление занимается контролем качества пищевых продуктов, лекарственных препаратов, косметических средств, табачных изделий и некоторых других категорий товаров, а также осуществляет контроль за соблюдением законодательства и стандартов в этой области
  • Европейское агентство по лекарственным средствам (The European Medicines Agency, EMA) – агентство Европейского Союза, отвечающее за оценку и надзор за лекарственными средствами. В 2020 году агентство выпустило руководство Guidance related to GMP/GDP and PMF distant assessment
  • Международная федерация фармацевтических производителей и ассоциаций (The International Federation of Pharmaceutical Manufacturers & Associations, IFPMA) – всемирное отраслевое объединение наукоемких фармацевтических компаний и ассоциаций, которое осуществляет обмен опытом с организациями здравоохранения разных стран в целях оказания им помощи в поиске решений, способствующих улучшению здоровья населения всех стран. В 2020 году федерация выпустила документ Points to Consider for Virtual GMP Inspections – An Industry Perspective

Материал опубликован на портале ФармПром.РФ

Ссылки:

  1. PwC Deutschland / Branchen und Märkte / Pharma & Lifescience / News und Trends der Pharmaindustrie / Current Trends and Strategic Options in the Pharma CDMO Market. URL: https://www.pwc.de/de/gesundheitswesen-und-pharma/studie-pharma-cdmo-market.pdf (дата обращения 03.02.2021)
  2. Grand View Research / Pharmaceuticals / Pharmaceutical Contract Manufacturing/Contract Research Market Report, 2025. URL: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/pharmaceutical-contract-manufacturing-market (дата обращения 03.02.2021)
  3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 г. № 77 «Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01411921/cncd_21112016_77 (дата обращения 03.02.2021)
  4. ICH / ICH Guidelines / Quality Guidelines / ICH Q7 Good Manufacturing Practice Guide for Active Pharmaceutical Ingredients. URL: https://database.ich.org/sites/default/files/Q7%20Guideline.pdf (дата обращения 03.02.2021)
  5. ICH / ICH Guidelines / Quality Guidelines / Questions and Answers: ICH Q7 Good Manufacturing Practice Guide for Active Pharmaceutical Ingredients. URL: https://database.ich.org/sites/default/files/Q7%20Q%26As%20Questions%20%26%20Answers.pdf (дата обращения 03.02.2021)
  6. ICH / ICH Guidelines / Quality Guidelines / ICH Q9 Quality Risk Management. URL: https://database.ich.org/sites/default/files/Q9%20Guideline.pdf (дата обращения 03.02.2021)
  7. ICH / ICH Guidelines / Quality Guidelines / ICH Q10 Pharmaceutical Quality System. URL: https://database.ich.org/sites/default/files/Q10%20Guideline.pdf (дата обращения 03.02.2021)
  8. FDA / Regulatory Information / Search for FDA Guidance Documents / Contract Manufacturing Arrangements for Drugs: Quality Agreements Guidance for Industry. URL: https://www.fda.gov/media/86193/download (дата обращения 03.02.2021)
  9. ISO / ICS / 03 / 03.120 / 03.120.20 / ISO 19011:2018 Guidelines for Auditing Management Systems. URL: https://www.iso.org/standard/70017.html (дата обращения 03.02.2021)
  10. Фармацевтическая отрасль / Архив / №1 (18) 2010 / Контрактное производство и услуги (аутсорсинг)» в фармотрасли. URL: http://archive.promoboz.com/n1_18/22-27.pdf (дата обращения 03.02.2021)
  11. Новости GMP / 2018 / 05 / Главные аспекты контрактного производства. URL: https://pharmprom.ru/glavnye-aspekty-kontraktnogo-proizvodstva-v-farmpromyshlennosti/ (дата обращения 03.02.2021)

Проект контракта по 44 ФЗ — памятка по содержанию

Проект контракта по 44-ФЗ является неотъемлемой частью документации и к его формированию следует подходить со всей ответственностью. Чем проще и лаконичней будет составлен проект, тем удобней с ним будет «работать» и заказчику и потенциальному поставщику.

Но, к сожалению, о простоте и удобстве работы в сфере госзакупок пока только слухи ходят, поэтому работаем с тем, что есть…

Законом о КС предусмотрены лишь ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ условия контракта (ст. 34), но его структуру заказчики определяют самостоятельно, это естественно ведет к тому, что ЕИС «наполнена» контрактами на любой вкус и вид.

Кстати, обратите внимание на сервис, который позволяет формировать закупочную документацию по 44-ФЗ автоматически с учетом актуального закона и десятков подзаконных актов! Попробовать можно бесплатно по нашему промокоду.

Но, если задаться целью и провести небольшое «исследование», то даже среди такого многообразия, можно выявить «базу» (прим.: в «исследовании» принимали участие «простенькие» контракты на поставку товара).

Итак, чаще всего заказчиками используются контракты со следующей структурой…

Преамбула

К этому разделу у Закона о КС нет никаких требований, поэтому тут все традиционно: сведения о месте и дате заключения контракта; наименование сторон; Ф.И.О., должности уполномоченных лиц; наименование документов, на основании которых уполномоченные лица подписывают контракт.

Отпечаток накладывает только основание для заключения контракта: в проекте предусматриваются строки для реквизитов протокола.

Раздел 1. Предмет контракта

Тоже ничего сверх естественного: предмет контракта, место и сроки поставки товара.

Многие заказчики пишут, что наименования, характеристики и цена за единицу указаны в Спецификации…

Раздел 2. Цена контракта и порядок расчетов

Это «любимый» раздел поставщиков, который содержит обязательное условие Закона о КС о том, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34).

В редчайших случаях в контракте указывается ориентировочная цена либо формулу и максимальное значение цены (устанавливаются Правительством РФ).

При описании порядка расчетов помним о том, что сроки оплаты установлены законодательно и составляют:

при закупке у СМП – 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30);

при иных закупках – 30 календарных дней (ч. 13.1 ст. 34).

В этом же разделе указывается:

наименование приемочного документа (акта, накладной, иного документа), с даты подписания которого пойдет определение срока оплаты;

У многих заказчиков приемочным документом при поставке товара является Акт, разработанный и утверждённый в учреждении. Его образец прикладывается к контракту и является его неотъемлемой частью.

случаи изменения цены контракта в процессе его исполнения, «великодушно» предоставленные ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена документацией;

порядок формирования цены контракта или, проще говоря, то, что поставщик должен выполнить по контракту без дополнительной платы (доставка, погрузка, разгрузка, сборка, оказание консультаций и т.д.);

условие о том, что если контракт заключается с ЮЛ или ФЛ, зарегистрированным, в т.ч. как ИП, сумма к уплате будет уменьшена на размер платежей в бюджеты БС РФ, связанных с оплатой контракта (п. 2 ч. 13 ст. 34).

Раздел 3. Права и обязанности сторон

Очень важный раздел для обеих сторон, так как содержит описание того, что и кому должен. Закон о КС требований к разделу не предъявляет, поэтому составляется на усмотрение заказчика.

Чаще всего Заказчики вменяют себе в обязанности:

передачу поставщику необходимых для поставки товара сведений и документов;

оказание различных консультаций, связанных с исполнением контракта;

обеспечение оплаты;

осуществление контроля за исполнением контракта.

От поставщика требуется:

осуществить поставку.

Раздел 4. Порядок поставки и приемки

Этот раздел содержит ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ, с точки зрения закона, информацию о порядке и сроках приемки товара, которая, как правило, включает:

режим рабочего времени Заказчика, в течение которого товар может быть принят;

требования к упаковке;

срок и порядок проведения экспертизы поставленного товара на соответствие требованиям;

информацию о замене брака;

перечень оформляемых при приемке документов, сроки их подписания;

условие о том, с какого момента поставка считается осуществленной.

Раздел 5. Ответственность сторон

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ раздел, полностью основанный на ч. 5 Закона о КС и Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Никаких вольностей в этом разделе быть не должно, ГЛАВНОЕ не забывать, что размер штрафа при закупках у СМП и СОНО будет отличаться от прочих.

Раздел 6. Порядок разрешения споров

В этом разделе Заказчики, как правило, делают акцент на то, что практически обо всем можно договориться. Но если уж совсем никакого прока от разговоров нет, разногласия будут решаться в Арбитражном суде.

Раздел 7. Порядок изменения и расторжения Контракта

Как известно, при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий не допускается. Исключением являются случаи, содержащиеся в статьях 34 и 95 Закона о КС.

Итак, если документацией предусмотрено, то в данный раздел заказчики включают возможность:

увеличивать количество товара на сумму «сэкономленных» средств, без изменения цены за единицу измерения (на стадии заключения контракта) (ч. 18 ст. 34);

снижать цену контракта без изменения количества ТРУ (случай «из ряда вон», так как ни один поставщик делать этого не будет);

уменьшать или увеличивать объемы ТРУ на более чем на 10 %;

изменять условия контракта (цена, сроки, количество) в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.

В ряде случаев изменение условий контракта допускается на основании решения Правительства РФ (исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации)

Далее в проекте описывается, как данные изменения должны быть оформлены (в письменном виде, скреплены подписями и печатями).

Расторжение контракта заказчики допускают:

по соглашению сторон: производится сверка расчетов, подписывается соглашение о расторжении;

в связи с односторонним отказом: решение заказчик размещает в ЕИС (3 рабочих дня с даты его принятия) и «надлежащим образом» уведомляет поставщика, через 10 календарных дней контракт считается расторгнутым;

по решению суда.

Раздел 8. Обеспечение исполнения контракта

Чаще всего заказчики указывают здесь, что:

способ обеспечения поставщик выбирает сам (банковская гарантия или денежные средства);

размер обеспечения составляет…;

обеспечение предоставляется на весь срок действия контракта;

требования к банковской гарантии определены ст. 45 Закона 44-ФЗ;

денежные средства, внесенные поставщиком в качестве обеспечения, обязательно вернут в «назначенный день и час».

Раздел 9. Заключительные положения

«Скучный» раздел, повествующий о том, что:

стороны руководствуются законодательством РФ;

о смене реквизитов Стороны обязаны друг друга уведомлять (кстати, если в контракте не будет прописано, что на это надо составлять дополнительное соглашение, то вносить изменения в реестр контрактов не надо);

контракт действует до полного выполнения сторонами своих обязательств;

контракт составлен в форме электронного документа и подписан ЭЦП, поэтому никто никому в печатном виде его предоставлять не должен;

приложения являются неотъемлемой частью контракта.

Раздел 10. Реквизиты сторон

Тут все традиционно, за исключением того, что много заказчики оставляют поля для ОКПО поставщика и даты его постановки на учет в налоговых органах, чтобы проще потом было зарегистрировать контракт в ЕИС.

P.S. Сейчас много говорят о том, что закупки следует упрощать, так давайте начнем с малого и упростим свои контракты, даже в рамках требований Закона это вполне себе возможно…

Правительство стремится стандартизировать процедуру закупок тремя способами:

  1. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ уже обязаны использовать стандартные требования к товарам и услугам при подготовке техзадания.
  2. Продолжают наполнять каталог товаров, работ и услуг, из которого заказчики обязаны будут брать наименование закупки.
  3. В популярных видах закупок министерства начали утверждать типовые контракты.

Все меры призваны снизить риск ошибок и злоупотреблений со стороны заказчиков.

Утвержденные типовые контракты публикуют в библиотеке ЕИС. Уже есть готовые шаблоны на:

  1. Оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке федеральных государственных служащих;
  2. Поставки и ввода в эксплуатацию медицинских изделий;
  3. Поставки продукции радиоэлектронной промышленности, авиационной техники и судостроительной отрасли;
  4. Оказания услуг по диагностике, прохождению ТО и проведению ремонтных работ автотранспорта;
  5. Оказание услуг ярмарочной и выставочной деятельности;
  6. Выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, а также технологических работ: типовой контракт № 1 и типовой контракт № 2. 
  7. Выполнение работ по обращению с радиоактивными отходами с атомных подводных лодок и надводных кораблей.
  8. Закупку лекарств с любой НМЦ. 
  9. На поставку стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий… 
  10. Оказание услуг по запуску космических аппаратов 
  11. Оказание услуг по управлению космическими аппаратами.
  12. Прием, обработка, архивация и распространение спутниковой информации.  
  13. Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения.  
  14. На выполнение проектных и изыскательских работ. 
  15. На оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда: контракт № 1 и контракт № 2.
  16. Регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом: контракт 1, контракт 2 и контракт 3. 
  17. Строительство и ремонт автодорог. 
  18. Строительство и реконструкцию зданий. 
  19. Проведение форумов, семинаров, съездов, премий, конференций, конгрессов и т.д. 
  20. Проведение научного/аналитического исследования в области общественных и гуманитарных наук
  21. Реставрация музейных предметов. 
  22. Поддержка исполнительских искусств.
  23. Производство или прокат игрового национального фильма, поддержка неигрового кино и обеспечение других нужд кинематографии.
  24. Поставка лекарств для ветеринарного применения. 
  25. Средств реабилитации серийного производства.
  26. Ремонт электронного и оптического оборудования.
  27. Охрана от пожаров.

Библиотека типовых контрактов постепенно пополняется. Список актуален на 20.11.2020. 

Типовые контракты должны использовать заказчики федерального, регионального и муниципального уровня во всех видах процедур:

  • открытых,
  • закрытых,
  • при выборе единственного поставщика.

Постановление правительства РФ № 606 обязывает переходить на типовой контракт через 30 дней после того, как он опубликован в ЕИС.

Заказчик может использовать собственный шаблон контракта, если в информационной карте типового контракта нет ОКПД2 закупки или ее начальная цена не попадает в указанный диапазон (например, до 300 000 рублей).

Например, в типовом контракте на образовательные услуги указан ОКПД 2 85.42.19.000 (услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие). Если организация покупает образовательные услуги с другим кодом, она может заключать с победителем контракт по своему шаблону. Например, как в этой закупке.

Также свои контракты заказчик может использовать при:

  • Проведении закупок за наличный расчет;
  • Запросе котировок для оказания скорой медицинской помощи;
  • Запросе предложений на поставку спортивного инвентаря для олимпийских и паралимпийских команд;
  • Запросах котировок на территории иностранного государства;
  • Заключении контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за границей;
  • Закупке услуг по защите интересов России при подаче в международные суды и арбитражи исков к России;
  • Некоторых закупках у единственного поставщика (например, которые дешевле 300 000 руб., на посещение зоопарка, театра, музея, цирка, контракт с конкретным физическим лицом на создание произведения искусства). Полный список есть в постановлении. ​

В типовых контрактах есть постоянная часть и переменные, в которых заказчик может:

  • Выбрать одно или несколько условий из ограниченного перечня вариантов (способ оплаты, срок возврата обеспечения контракта);
  • Самостоятельно вносить в контракт условия конкретной закупки (данные поставщика, размер обеспечения контракта, срок оказания услуг).

Оформлять протокол разногласий поставщик может только на переменные части, которые заказчик определил самостоятельно.

zakupki

Шаблоны должны защитить заказчика и поставщика от недобросовестного выполнения условий контракта. Но в опубликованных контрактах есть спорные моменты, в том числе по самым важным для поставщика условиям: оплата товаров, возврат обеспечения и сроки исполнения контракта. Посмотрим примеры.

Например, в контракте на НИОКР есть требование о повторном предоставлении банковской гарантии, если исходная гарантия перестала действовать. Несмотря на то, что в 44-ФЗ такого требования нет, оно кажется логичным. Не всегда можно точно определить, когда закончится научное исследование. Если испытание еще идет, а гарантия уже закончилась, заказчик может потребовать новую.

В контракте на образовательные услуги срок окончания работ устанавливается календарной датой, а не датой с момента подписания контракта: «конечный срок оказания услуг: не позднее __________ 20__ года». Если кто-то подаст жалобу на заказчика, то начало исполнения контракта перенесется и срок окончания работ может быть сорван. Изменить его можно только через суд.

Как и раньше, условия контракта зависят от конкретного заказчика. Так что рекомендуем при работе с типовыми контрактами, как с нетиповыми: внимательно читать проект контракта и корректировать свои действия в зависимости от предложенных условий из постоянной и переменной части.

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Правительство РФ утвердило типовые условия контрактов ГОЗ — документ опубликован на сайте правовой информации 22 сентября и вступает  в силу с 30 сентября.

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2022 № 1658 описываются такие типовые условия государственных контрактов по гособоронзаказу, как:

Кроме того, типовые условия по гособоронзаказу устанавливают, что в тексте соглашения необходимо указывать:

При этом эти правила распространяются на все соглашения, независимо от порядка определения исполнителя.

ТИПОВЫЕ УСЛОВИЯ

КОНТРАКТОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

1. Понятия, используемые в настоящих типовых условиях, имеют, если не оговорено особо, значения, определенные Федеральным законом «О государственном оборонном заказе», постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

2. В контракт на поставку продукции по государственному оборонному заказу включаются следующие типовые условия:

а) информирование исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;

б) реквизиты соответствующего государственного контракта (государственных контрактов), включая идентификатор государственного контракта (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе);

в) реквизиты отдельного счета, открытого в уполномоченном банке головному исполнителю, исполнителю (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе);

г) соблюдение режима использования отдельного счета, установленного Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе);

д) осуществление расчетов по контракту только с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке головному исполнителю, исполнителю, при наличии у исполнителя договора о банковском сопровождении контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, заключенного с выбранным головным исполнителем уполномоченным банком (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе);

е) представление в уполномоченный банк заявления о закрытии отдельного счета (открытого для осуществления расчетов по контракту) после полного исполнения государственного контракта (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе);

ж) предмет контракта, условия, определяющие надлежащее исполнение обязательств по поставке продукции, в том числе ее количество, качество, комплектность и соответствие обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком для определенных видов продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом (контрактом);

з) цена контракта, определенная с учетом вида цены на продукцию. В случае если в контракте установлено ориентировочное значение цены контракта, указываются условия и порядок перевода ориентировочного значения цены такого контракта в твердую цену. Цена контракта, заключенного по результатам конкурентных способов определения исполнителя либо с единственным исполнителем, формируется с учетом требований Федерального закона «О государственном оборонном заказе»;

и) независимо от способа определения исполнителя и соответствующего ему порядка формирования цены контракта в контракте указываются:

  • цена единицы продукции, сформированная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • перечень вспомогательных работ (работ (услуг) по транспортировке, страхованию, осуществлению пусконаладочных, монтажных и других работ (услуг), связанных с поставкой продукции и оказывающих влияние на цену контракта) с указанием цены таких работ;
  • порядок осуществления расчетов (в том числе авансирования в случае, если при заключении контракта принято решение об авансировании) по выполнению контракта. При установлении этапов (периодов) его выполнения указывается этапность осуществления расчетов;

к) если цена на продукцию в контракте устанавливается в виде ориентировочной (уточняемой) либо возмещающей издержки, то в таком контракте устанавливаются срок ее действия, условия уточнения, условия и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену;

л) в случае если цена контракта определена с учетом цены на продукцию, определенной в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в контракте указывается, что изменение цены на эту продукцию, в том числе пересмотр базовой цены единицы продукции, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным положением;

м) перечень прав и обязанностей исполнителя, включая:

  • право требования своевременной оплаты на условиях, предусмотренных контрактом, надлежащим образом поставленной и принятой заказчиком продукции;
  • обязанность по поставке продукции на условиях, предусмотренных контрактом, в том числе по обеспечению с учетом специфики поставляемой продукции ее соответствия обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом;
  • обязанность по обеспечению раздельного учета затрат, связанных с исполнением контракта, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе;
  • обязанность по обеспечению допуска уполномоченных представителей государственного заказчика, заказчика в организацию исполнителя и условий для осуществления ими контроля за исполнением контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, в том числе на отдельных этапах его исполнения;
  • обязанность по организации и проведению предусмотренных технической документацией испытаний опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий, если проведение таких испытаний предусмотрено технической документацией;
  • обязанность по соответствию в течение всего срока действия контракта требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении лиц, осуществляющих деятельность в установленных сферах;
  • обязанность по обеспечению устранения за свой счет недостатков и дефектов, выявленных при приемке продукции и в течение гарантийного срока, если гарантийные обязательства установлены контрактом на поставку этой продукции;
  • обязанность по обеспечению соответствия поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям законодательства Российской Федерации о государственном оборонном заказе и условиям, установленным контрактом;
  • обязанность по запросу головного исполнителя представлять предложение о цене на продукцию по государственному оборонному заказу (в том числе обосновывающие такую цену документы), информацию о затратах по исполненным контрактам, а также информацию, необходимую для изменения цены государственного контракта, включая обоснование ее изменения (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе);

н) перечень прав и обязанностей заказчика, включая:

  • право требования от исполнителя надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
  • право требования от исполнителя своевременного устранения выявленных недостатков продукции;
  • право осуществления контроля исполнения контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную деятельность исполнителя;
  • обязанность по участию в испытаниях опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;
  • обязанность по принятию поставленной продукции, соответствующей требованиям, установленным контрактом, и оплаты этой продукции на указанных в нем условиях;

о) включение в контракт следующих положений, определяющих порядок исполнения контракта сторонами:

  • сведения о месте, способе и об условии поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • условия об оценке поставляемой продукции на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
  • перечень отчетных документов, которые оформляются исполнителем и представляются заказчику для приемки поставленной продукции и ее оплаты;
  • порядок осуществления сторонами по контракту взаимодействия с военными представительствами государственного заказчика (далее — военные представительства) при проведении промежуточного контроля качества поставляемой продукции, если в отношении этой продукции такой контроль предусмотрен нормативно-технической документацией, документами государственного заказчика или если решение о контроле военными представительствами качества поставляемой продукции принято государственным заказчиком;
  • порядок и сроки осуществления заказчиком приемки поставляемой продукции, в том числе на соответствие этой продукции требованиям, установленным контрактом, включая требования в отношении количества, качества и комплектности, и другим условиям контракта, а также порядок и сроки оформления результатов приемки и отчетных документов, подтверждающих приемку продукции, или мотивированного отказа в ее приемке;
  • порядок возмещения исполнителем убытков, причиненных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по контракту;
  • порядок и сроки передачи заказчиком исполнителю предусмотренных контрактом исходных данных, проектной, разрешительной, технической и иной документации, продукции, сырья, материалов и другого имущества;

п) порядок и сроки рассмотрения сторонами предложений по внесению изменений в условия контракта.

3. В контракт могут включаться иные условия, учитывающие особенности исполнения обязательств по контракту, если эти условия не противоречат законодательству Российской Федерации и условиям государственного контракта.

В статье Создаем регламент договорной работы мы обсудили принципы организации договорной работы в организации и риски, которые возникают при работе с документами. Какие этапы проходит договор при подготовке, кто должен согласовывать работу и на что нужно обращать внимание при проверке контрагентов — читайте в продолжении статьи, подготовленной на основе практического курса преподавателя Русской Школы Управления, юриста, тренера-консультанта в сфере права Юлии Межниковой.

1 этап: инициатива заключения договора 

Подразделение, сотрудник-инициатор заключения договора или специалист по договорной работе взаимодействуют с представителями контрагента. В процессе подготовки обе стороны начинают обсуждать технические условия.  

Если вы занимаетесь подготовкой:

  1. Обоснуйте необходимость и целесообразность заключения договора.

  2. Разработайте первоначальный проект документа: возьмите за основу вариант договора, полученного от контрагента, или используйте типовой шаблон основных заключаемых договоров, уже прошедший проверку.

  3. Согласуйте условия с контрагентом.

2 этап: определение основных условий

Как правило, на этапе определения условий проходит много встреч с контрагентами. Это нужно, чтобы достигнуть компромисса. Во время переговоров стороны обсуждают условия сотрудничества, обмениваются своими вариантами описания условий и деталей реализации документа, согласуют цену и порядок расчетов. 

Перед встречей внесите в проект договора семь важных условий:

  1. Краткую характеристику договора (поставка, оказание услуг или другой вид работ).

  2. Наименование сторон (например, крупные холдинги могут состоять из большого числа юридических лиц).

  3. Предмет договора (результат, ради которого прилагаются усилия).

  4. Цену или условия расчетов.

  5. Ответственность за неисполнение.

  6. Сроки и дополнительную информацию.

  7. Ответственных лиц.

3 этап: проверка контрагентов

Компания несет ответственность за последствия работы с недобросовестным бизнес-партнером. Вы должны проявлять осмотрительность — ваша ошибка может привести к проблемам с ФНС и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, сотрудничество с непроверенными контрагентами часто приносит убытки из-за срывов договоренностей или обмана. 

Проверяйте наличие документов, подтверждающих легитимность и законность деятельности партнера. Поищите информацию в открытых источниках о добросовестности потенциального контрагента.

Стандартный перечень документов для досье контрагента

  • Копия выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) со свежей датой. Если вы проводите сделку с недвижимостью или крупным активом — не старше 10 дней.  
  • Копия устава (обязательно). В нем указаны полномочия руководителя, все положения о заключении и одобрении крупных сделок, риски признания сделок недействительными и другие важные аспекты. 
  • ИНН/ОГРН.
  • Протокол назначения генерального директора. Этот документ подтверждает полномочия действующего руководителя.   
  • Копия доверенности на иных лиц.
  • Копия лицензии на деятельность.
  • Бухгалтерская отчетность, налоговая декларация. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» исключил их из перечня документов, содержащих коммерческую тайну. 
  • Письменное согласие на предоставление персональных данных, копии паспорта ИП.
  • Сведения о наличии необходимых активов, ресурсов, квалифицированного персонала.

Читайте также нашу статью о 17 бесплатных сервисах для проверки контрагента.Смотрите также: Как проверить контрагента

4 этап: доработка текста договора

На этом этапе сформулируйте существенные и дополнительные условия, состав дополнительных документов, проработайте вопрос подписания договора (кто будет визировать — первое лицо компании или кто-то по доверенности), внесите положения об ответственности и досрочном расторжении.

5 этап: согласование

Круг согласующих лиц организация назначает самостоятельно, причем он может меняться в зависимости от вида договора. Любой договор обязательно рассматривают:

  • Финансовые службы.
  • Юристы.
  • Служба безопасности (при ее наличии). Она проверяет репутацию контрагента и его способность выполнить обязательства по договору.
  • Руководитель.

Составьте лист согласования, который будут визировать все службы и сотрудники, привлекаемые к процессу. Внесите в лист пять обязательных пунктов:

  1. Обоснование необходимости составления договора. 

  2. Обоснование выбора контрагента.

  3. Краткую информацию о контрагенте и предмете договора, сумму, порядок расчета.

  4. Срок согласования для каждого подразделения. 

  5. Пояснительную записку с дополнительной информацией.

Лист согласования также должен содержать:

  • ФИО, должность и отдел ответственного исполнителя.
  • Визу ответственного исполнителя.
  • Визы руководителей ответственного исполнителя.
  • Вид документа (договор, допсоглашение).
  • Наименование контрагента.
  • Список визирующих лиц.
  • Дату поступления на визирование и обратно.

Подготовленный проект договора подлежит обязательному согласованию — его визируют структурные подразделения и ответственные сотрудники. Визирование должно занимать не более одного рабочего дня (8 часов), для сложных договоров большого объема — не более двух дней (16 часов). Свои замечания визирующее подразделение отмечает на листе согласований, записывает на отдельном листе, чтобы приложить к проекту договора. 

После устранения замечаний исполнитель должен снова получить визу структурного подразделения. Если исполнитель не согласен с замечанием, решение о его исключении принимает лицо, уполномоченное заключать договоры от имени компании. 

Смотрите также: Договорное право. Предмет, условия договора

6 этап: подписание договора уполномоченным лицом и передача контрагенту

Передайте согласованный проект договора вместе с листом согласований и обоснованием на подписание сотруднику, который уполномочен заключать договоры. После этого отправьте документ на подпись партнеру. 

Зарегистрируйте подписанный обеими сторонами оригинал договора: присвойте номер и внесите сведения о нем в реестр договоров.

Подписанный договор для передачи контрагенту передается ответственному исполнителю под расписку. Обязательно оговаривайте сроки подписания договора и возврата экземпляра подписанного документа. 

Важно: договор вступает в силу с момента подписания сторонами. 

Реестр договоров

Картотеки с договорами и актами должны быть наглядными для удобства использования. При заключении договора внесите в реестр следующие сведения:

  • Регистрационный номер.
  • Дополнительный номер (номер контрагента).
  • Дату договора.
  • Наименование контрагента.
  • Предмет договора.
  • Срок действия.
  • Ответственное подразделение (исполнитель).
  • Цена договора.
  • Наличие приложений.
  • Кто подписал договор.

7 этап: контроль за исполнением

В регламент договорной работы в составе обязанностей внесите контроль исполнения уже заключенного договора. Эту же обязанность отразите в положении о структурном подразделении, трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников, отвечающих за сопровождение договоров и взаимодействие с контрагентами. Уточните критерии, при наступлении которых сотрудники подразделения обязаны известить юридический департамент и финансовую службу (например, просрочка исполнения обязательства и возникновение дебиторской задолженности, изменение нахождения контрагента). 

Дополнительно включите в регламент процедуру выборочного или постоянного контроля за исполнением договора со стороны юридического подразделения в зависимости от суммы договора, сложности сделки, длительности сроков исполнения и других важных факторов. 

Задачи ответственного сотрудника

  • Контроль исполнения договора.
  • Направление копии договора в другие подразделения и бухгалтерию, обеспечение исполнения договорных обязательств по срокам, объему и качеству.
  • Мониторинг действующих договоров, решение вопросов исполнения обязательств, оплаты, своевременного продления, разрешения конфликтов.
  • Информирование финансового и юридического отдела при возникновении дебиторской задолженности или других проблем неисполнения договора (в течение одного рабочего дня). 

8 этап: хранение

Регистрация договоров ведется в отдельных журналах, реестрах. Минимальный срок хранения — 4 года, после чего договоры сдаются в архив. Копии и подлинники выдаются на основании запроса, заверенного руководителем структурного подразделения. 

Схема работы с договором в электронном виде

  1. Создание проекта договора в электронном виде и учет его в системе управленческого учета. 

  2. Предварительное рассмотрение проекта договора в электронном виде (выполняется в случае необходимости).

  3. Визирование проекта договора в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.

  4. Подписание проекта договора с использованием электронной цифровой подписи.

  5. Регистрация договора в электронном реестре. 

  6. Передача договора в электронном виде для регистрации в системе управленческого учета. 

  7. Преобразование подписанного договора в электронном виде в бумажный договор, подписание договора всеми сторонами, простановка печатей.

Смотрите также: Курс «Директор по правовым вопросам»

Развивайтесь вместе с нами, учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте! Посмотрите каталог наших учебных программ.

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Солкосерил мазь стоматологическая инструкция по применению цена
  • Эриприм бт инструкция по применению для животных кроликов
  • Руководство структурных подразделений уфссп по ростовской области
  • Ксиаоми редми ноут про 10 инструкция на русском
  • Налоговая служба москвы руководство по