К 3 годам у ребенка появляется множество новых умений и навыков: совершенствуется его физическое, умственное и эмоциональное развитие, речь, мелкая моторика и навыки общения. Подробнее о поведении и особенностях развития трехлетнего малыша читайте в нашей статье.
Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)
С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.
Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:
- Спускаться и подниматься по лестнице;
- Прыгать на одной и двух ногах;
- Ловить и пинать мяч;
- Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
- Перешагивать препятствия;
- Рвать бумагу;
- Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
- Строить башни из кубиков;
- Играть в игры с простыми правилами;
- Называть свой пол;
- Ориентироваться в пространстве.
В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).
Развитие мелкой моторики у детей 3 лет
- Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
- Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.
Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. Он умеет самостоятельно умываться, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.
- Игрушки, которые требуют развитой моторики пальцев. Обычно в этом возрасте детям нравится играть с мелкими предметами, в ход идут пазлы, конструкторы, шнуровки, мозаики. Давая малышу подобные игрушки, не забывайте о технике безопасности и не оставляйте ребенка во время игры без присмотра.
- Пальчиковые игры. Увлекательным упражнением на развитие мелкой моторики Вашего малыша может стать пальчиковая гимнастика. Идеи для пальчиковых игр Вы можете найти на видео:
Развитие мышления в 3 года
Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.
Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.
Могут ли трехлетки быть внимательными?
Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики). Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно.
Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игрой форме. О том, как можно заинтересовать ребенка, смотрите на видео.
Развитие памяти и воображения у детей 3 лет
У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).
Умственное развитие детей в 3 года
К 3 годам у малышей обычно появляется множество новых умений и навыков в сфере умственных способностей. Трехлетний ребенок должен уметь:
- Сравнивать и сортировать предметы по размеру, длине, форме, цвету;
- Находить такой же предмет;
- Составлять пазлы из 4 частей;
- Называть основные цвета и оттенки;
- Знать стихи и песенки;
- Составлять рассказ по знакомой картинке при помощи взрослого;
- Знать названия некоторых деревьев, посуды, мебели, животных, одежды, транспорта, овощей и фруктов;
- Знать основные геометрические фигуры;
- Рассказывать, что он делал в течение дня.
Развитие речи у детей трёх лет
Речь детей 3 лет активно развивается, у малышей появляется интерес к языку, они любят болтать и рассказывать обо всем, что видят. Вот основные направления речевого развития трехлетних детей.
- Обогащение словарного запаса;
- Фразовая речь;
- Умение вести диалог (ребенок умеет задавать вопросы и отвечать на них);
- Появление вежливых слов.
Сама речь трехлетки далеко не совершенна. Малыши в этом возрасте обычно плохо произносят шипящие и сонорные звуки. В 3 года дети часто неверно стоят предложения, путают слова местами, недоговариваю слова.
Навыки общения
Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.
Выводы
К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.
Заключение
Педагоги и психологи называют этот период в жизни ребенка возрастом «Я – сам». В 3 года ребенок продолжает исследовать мир и себя в нем и во всем стремится к самостоятельности. Согласно системе М. Монтессори, лучшее, что может сделать родитель для развития своего малыша – это не ограничивать его свободу и обеспечить ему возможность гармонично и всесторонне развиваться. В детском центре «Созвездие» специально организована Монтессори-среда, в которой Ваш малыш сможет самостоятельно выбрать занятие по душе и раскрыть свой потенциал. Будем рады видеть Вас в нашем центре развития ребенка!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Каждый год жизни ребенка несет в себе что-то новое. Поэтому взрослые должны знать основные критерии развития, на которые нужно ориентироваться в том или ином возрасте. Эта памятка для родителей поможет лучше понять малыша.
Содержание статьи:
- Особенности развития детей 3 лет
- Интеллектуальное развитие
- Развитие речи
- Нервно-психическое развитие
- Математические умения
- Физическое развитие
- Логическое мышление
- Навыки самообслуживания
- Мелкая моторика
- Окружающий мир
- Развитие внимания
- Развитие памяти
- Эмоциональное развитие
- Музыкальное развитие
- Сенсорное развитие
- Социальное развитие
- Режим дня
- Отличия в развитии мальчиков и девочек
- Выводы
Развитие ребенка в 3 года: особенности
Три года – важный возраст в жизни крохи. В это время в его психике происходят большие изменения. Спокойный, послушный ребенок вдруг становится капризным и неуправляемым, а родители недоумевают: что же произошло?
Волноваться не стоит. В психологии существует такое понятие, как кризис трех лет. Именно он и провоцирует такие изменения в поведении детей. Первые признаки начинающегося кризиса становятся заметны уже в два годика. К концу третьего года жизни кризис достигает своего пика.
Распознать кризис трех лет можно по следующим признакам:
- Негативизм. На все просьбы и предложения родителей ребенок отвечает отказом. Это сильно раздражает взрослых, но нужно понимать, что таким образом малыш учится осознавать себя как отдельную личность.
- Упрямство. Кроха становится очень упрямым. Он требует, чтобы его желания немедленно исполняли, а если этого не происходит – устраивает истерику.
- Стремление к самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам – одеваться, умываться, чистить зубы и т. д. Попытки взрослых помочь ему категорически отвергает.
- Конфликтность. Малыш становится конфликтным: перечит родителям, ругается, игнорирует их просьбы, протестует против установленных правил.
- Ревность. Кроха начинает ревновать родителей к братьям или сестрам. Если таковых не имеется, он может начать ревновать маму к папе.
Эти изменения в поведении являются возрастными особенностями, которые со временем проходят.
Интеллектуальное развитие
В этом возрасте наглядно-действенное мышление трансформируется в наглядно-образное. Если раньше кроха познавал мир при непосредственном контакте с различными предметами, то сейчас он уже может оперировать образами этих предметов, хранящимися в его памяти.
В три года ребенок должен уметь следующее:
- понимать простые причинно-следственные связи;
- проявлять первые навыки планирования действий;
- сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
- складывать простые пазлы из четырех крупных частей;
- знать основные цвета и уметь их назвать;
- знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных;
- знать названия основных геометрических фигур.
Важной особенностью этого возраста является то, что подросший малыш может думать и рассуждать о предметах, не находящихся в поле зрения. Это важный шаг на пути к дальнейшему развитию мышления.
Развитие речи
Речь трехлетки сильно отличается от речи двухлетнего крохи. В этом возрасте у ребенка уже довольно большой словарный запас – от 1000 слов. Малыш может рассуждать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях.
Дети активно запоминают новые слова, играют с ними (меняют произношение, рифмуют, придумывают звуковые комбинации). Длинные, сложные слова малышам еще трудно произносить, поэтому они их коверкают.
Ребенок 3 лет должен уметь:
- рассказать, как прошел его день;
- использовать в речи предложения из 3–5 слов и более;
- описать картинку;
- запоминать стихи и песни;
- называть не только сам предмет, но и его детали (ручка чашки, нос собаки);
- устанавливать смысловые связи между предметами;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- использовать вежливые слова («спасибо», «пожалуйста»).
У трехлеток еще не очень хорошо развита речь. Они плохо произносят шипящие и сонорные звуки. Неверно строят предложения, теряют окончания слов. Все это является нормой развития. С возрастом проблемы будут устраняться. Читайте также: игры и упражения, которые способствуют развитию речи ребенка.
Нервно-психическое развитие
В этот период повышается работоспособность нервной системы. Малыш уже может сдерживать эмоции, например, не плакать, когда ему больно или обидно.
У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое. Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях.
В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.
Математические умения
В 3 годика детки уже имеют некоторые математические навыки. Они должны знать и уметь следующее:
- считать до пяти в прямом и обратном порядке;
- показывать называемое число на пальцах;
- знать, как выглядят цифры от 1 до 5;
- сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
- знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).
Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10 и умеют их писать. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.
Физическое развитие
Ребенок 3 лет владеет своим телом гораздо увереннее, чем двухлетка. В этом возрасте дети умеют:
- прыгать на двух ногах в высоту и в длину;
- стоять на одной ноге, не падая;
- перепрыгивать через препятствия;
- быстро и уверенно бегать;
- лазить по шведской стенке;
- кататься на трехколесном велосипеде или самокате;
- кататься с горки;
- пинать мяч ногой.
Малыши очень любят физическую активность и быстро развивают свои возможности.
Логическое мышление
В 3 годика дети уже имеют некоторые навыки логического мышления. Они должны уметь следующее:
- объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
- исключать из группы предметов лишний;
- понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
- выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
- понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
- различать противоположности (большой – маленький);
- понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).
Навыки самообслуживания
Детки в 3 года уже многое умеют делать сами, без помощи старших. Например:
- одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы;
- обуваться (нормально, если малыш надевает обувь не на ту ногу);
- уверенно орудовать ложкой и вилкой, пить из чашки, вытирать рот салфеткой;
- умываться и мыть руки, чистить зубы;
- убирать игрушки на место;
- выполнять мелкие хозяйственные поручения (разложить столовые приборы на столе, насыпать корм в кошачью миску).
Чем меньше родители стараются помогать малышу, тем быстрее у него развиваются бытовые навыки.
Мелкая моторика
У младшего дошкольника активно развиваются и совершенствуются навыки мелкой моторики. Он должен уметь:
- правильно держать карандаш, фломастер, кисточку для рисования;
- обводить простые рисунки по точкам;
- рисовать геометрическое фигуры, прямые и ломаные линии;
- писать знакомые печатные буквы;
- ножницами вырезать простые фигуры из бумаги;
- заштриховывать рисунок в разных направлениях;
- намазывать детали бумажной аппликации клеем и приклеивать;
- лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их.
Существует много пальчиковых игр для развития у ребенка мелкой моторики рук.
Окружающий мир
В три года у детей уже есть определенные знания об окружающим мире. Они различают диких и домашних животных, знают название некоторых деревьев, цветов и других растений. Малыши также знают названия овощей, фруктов и представляют, где они растут (в саду, в лесу).
Трехлетки уже должны знать времена года и суток и их последовательность, название дней недели и месяцев. Также малыши должны помнить свои имя и фамилию, имена членов семьи, название города.
Детей необходимо учить основным правилам безопасности (не выходить без старших на улицу, не выбегать на дорогу, не трогать лекарства, острые, горячие предметы, не включать приборы).
Развитие внимания
Трехлетки должны обладать следующими умениями:
- концентрировать внимание на выполняемом деле в течение 10–15 минут;
- удерживать в поле зрения до пяти предметов одновременно;
- запоминать и повторять за взрослым предложенные слова, движения.
Стоит помнить, что внимание младшего школьника еще нестабильно и легко рассеивается.
Развитие памяти
Что касается памяти, то в этом возрасте она пока еще непроизвольная. Ребенок трех лет должен уметь:
- запоминать сюжет короткой сказки, мультфильма;
- заучивать короткие стишки;
- вспоминать события дня;
- запоминать, что нарисовано на картинке.
Чем старше становится ребенок, тем лучше работает его память. К концу третьего года кроха может запомнить уже гораздо больше.
Эмоциональное развитие
Трехлетка уже умеет управлять своими эмоциями и сдерживать агрессию или слезы, когда это нужно. У него увеличивается потребность в общении со сверстниками.
Малыш учится понимать не только свои, но и чужие эмоции, активно подражает взрослым. Он стремится к самостоятельности и начинает выстраивать свои отношения к окружающим миром.
Особенностью психологии ребенка 3 лет являются преимущественно негативные формы поведения. Это напрямую связано с кризисом переходного возраста. Узнайте, как правильно развивать эмоциональный интеллект ребёнка.
Музыкальное развитие
Важно развивать не только навыки чтения, письма и счета, но и восприятие музыки, слух, голос. Этому способствуют такие занятия:
- пение;
- игра на музыкальных инструментах;
- танцы;
- угадывание знакомых песенок.
Музыкальные занятия в детском саду – важная часть развития детей. Дома тоже полезно петь с малышом, танцевать и делать гимнастику под музыку.
Сенсорное развитие
Следует уделять внимание и развитию органов чувств – осязания, обоняния, вкуса, зрения. На занятиях можно делать следующее:
- определять фактуру предметов (гладкий, шершавый);
- угадывать геометрические фигуры на ощупь;
- угадывать голоса животных;
- определять запахи;
- определять продукты по вкусу, не видя их.
Такие занятия нравятся малышам и способствуют развитию органов чувств. Больше информации о сенсорном развитие детей читайте в нашей статье.
Социальное развитие
Особенностью развития в этом возрасте является интерес к сверстникам. Довольно богатый словарный запас позволяет ребенку общаться с другими малышами, осваивать первые навыки дружбы. Дети начинают играть в коллективные игры, активно подражают взрослым.
Трехлеткам важно чувствовать одобрение других людей. Они стараются больше взаимодействовать со взрослыми, стремятся помогать по дому. Малыши, которые ходят в детский сад, более социально адаптированы, чем те, что сидят дома. Коммуникативные навыки зависят от темперамента и воспитания ребенка.
Режим дня
07.00 | Подъём |
07.30 | Гигиенические процедуры, зарядка |
08.00 | Завтрак |
08.30 | Развивающие игры и занятия, помощь в быту |
10.00 | Прогулка |
12.00 | Обед |
12.30 | Дневной сон |
15.00 | Пробуждение |
15.30 | Полдник |
16.00 | Подвижные и развивающие игры |
18.00 | Прогулка |
19.00 | Ужин |
19.30 | Спокойные занятия |
20.30 | Гигиенические процедуры |
21.00 | Ночной сон |
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Примерно к трем годам жизни дети уже осознают разницу между мальчиками и девочками и свою принадлежность к конкретному полу.
Трехлетки-девочки часто играют группами по несколько человек. Мальчики пока еще предпочитают играть поодиночке. Мальчишки более активны физически – они бегают, прыгают лазают по спортивной лестнице. Девчата больше времени уделяют спокойным играм.
Выводы
К трехлетнему возрасту ребенок становится более самостоятельным и приобретает много навыков самообслуживания. Наглядное мышление трансформируется в образное, развивается память, внимание, воображение. Малыш становится более коммуникабельным, учится дружить со сверстниками.
Если вы хотите помочь своему ребенку в развитии, обращайтесь в наши детские клубы и сады «Бэби-клуб». Опытные воспитатели раскроют потенциал малыша, его творческие и интеллектуальное способности.
Содержание
- Особенности возраста
- Что должен уметь ребенок?
- Что такое «кризис трехлетки»?
- Рост и вес
- Виды развития ребенка
-
- Физическое
- Познавательное
- Сенсорное
- Музыкальное
- Речевое
- Мелкая моторика
- Творческое
- Социальное
- Примерная программа упражнений на неделю
- Уход и режим
- Советы
Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.
Особенности возраста
- Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
- Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
- Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
- Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
- Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.
Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).
Что должен уметь ребенок?
Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:
- Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
- Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
- Длительно слушать сказки.
- Задавать много вопросов.
- Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
- Рассказывать знакомую сказку по картинке.
- Разучивать стихи и песни.
- Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
- Показывать части тела и знать их назначение.
- Называть себя «я».
- Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
- Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
- Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
- Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
- Считать до трех.
- Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
- Собирать игрушки из 4-6 деталей.
- Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
- Рисовать по своему замыслу.
- Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
- Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
- Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
- Использовать носовой платок.
- Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.
Что такое «кризис трехлетки»?
Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.
Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.
Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:
- Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
- Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
- Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
- Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
- Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
- Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
- Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.
Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.
Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.
Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.
Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:
- Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
- Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
- Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
- Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
- Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
- Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
- Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.
Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.
Рост и вес
Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.
Виды развития ребенка
Физическое
Такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:
- Зарядка под музыку, стихи или видео-урок.
- Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
- Ходьба по наклонной доске.
- Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
- Ходьба по разложенной на полу веревке.
- Прыжки на двух ногах с места вперед.
- Спрыгивание с небольших возвышенностей.
- Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
- Подвижные игры с несложными правилами.
- Преодоление полосы препятствий.
- Танцы.
- Фитнес с мамой.
- Плавание.
- Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
- Езда на велосипеде.
Познавательное
Данный вид развития помогает изучить крохе окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме кроха изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет. Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:
- Ищем цвета по названию и по образцу.
- Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
- Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
- Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
- Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
- Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
- Складываем картинку из 2 частей.
- Играем с мозаикой и лото.
- Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
- Ищем целую картинку по ее детали.
- Изучаем понятие правый-левый.
- Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
- Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
- Находим лишний предмет в группе.
- Выбираем из группы предметов противоположные.
- Изучаем цифры.
- Ищем тень картинки.
- Подбираем заплатки.
- Добавляем недостающие предметы.
Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике «Цветоник», которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.
В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.
Сенсорное
Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:
- Определение фактуры предметов.
- Определение геометрических фигур на ощупь.
- Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
- Игры с сенсорными мешочками и коробками.
- Угадывание предметов по запаху.
- Угадывание продуктов питания по вкусу.
Музыкальное
Данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.
Развивать малыша можно с помощью таких занятий:
- Пение.
- Игра на музыкальном инструменте.
- Прослушивание музыки с разным ритмом.
- Угадывание звуков бытовых предметов.
- Угадывание песен.
- Танцы.
- Музыка фоном.
Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М. Л. показывает, как можно провести театральное представление «Праздник музыки» по методике «Цветоник». Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.
Речевое
Для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с карапузом. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции. С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:
- Разучивать песенки и стихи.
- Обсуждать сюжетные картинки.
- Рассказывать по картинкам сказку.
- Обсуждать прочитанное.
- Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
- Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
- Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
- Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
- Изучать гласные.
Мелкая моторика
Развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития карапуза, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону. Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с песком и крупами.
- Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
- Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
- Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
- Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
- Игры с водой.
Творческое
К занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные. С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:
- Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
- Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
- Закрашивать рисунок.
- Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
- Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
- Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
- Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
- Вырезать детскими ножницами.
- Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
- Инсценировать сказку.
- Играть с кукольным театром.
Для творческого развития малыша проведите занятие по методике «Маленький Леонардо», которое показывает Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.
Социальное
Трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.
Занятия, направленные на социальное развитие крохи, будут такими:
- Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
- Изучение слов вежливости.
- Складывание одежды перед сном.
- Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
- Изучение правил поведения за столом.
- Посильная помощь по дому.
Многие родители сталкиваются с трудностями расставания с ребенком, сопровождающиеся слезами и истериками крохи. Нормально ли это и стоит ли дальше водить малыша в детский сад, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Примерная программа упражнений на неделю
Составив недельный план занятий для развития трехлетнего ребенка, вы сможете равномерно распределить занятия по дням недели, при этом ничего не упускать, но и не перегрузить карапуза. Для каждого ребенка такой план занятий будет своим. Его составление должно быть основано на интересах малыша и мамы, а также наличии определенных навыков у карапуза. В план вписывается посещение спортивных и развивающих занятий, массаж и другие обязательные действия.
При составлении плана впервые лучше ориентироваться на минимальный перечень занятий. Через одну-две недели вы сможете проанализировать, как ребенок справляется, нужно ли добавить какие-либо занятия, что больше нравится малышу, а что удается сложнее.
Мы предлагаем такой примерный недельный распорядок развивающих занятий для 3-летнего ребенка:
Уход и режим
В развитии 3-летних детей следует уделять внимание поддержанию здоровья малышей, поэтому важность режима дня и ухода за карапузом не поддается сомнению:
- Малыш должен достаточно отдыхать. Примерная длительность сна в 3-летнем возрасте составляет 12-13 часов в сутки. Многие детки могут отказываться от сна в дневное время, но педиатры отмечают, что дошкольники нуждаются в отдыхе днем, поэтому родителям стоит стараться укладывать ребенка днем поспать на 1-2 часа.
- Утро трехлетки должно начинаться с гигиенических процедур. Ребенок должен самостоятельно умываться, чистить зубки и причесываться. Родителям следует постоянно напоминать малышу о мытье рук перед едой и после возвращения с прогулки, а также после туалета.
- Многие родители продолжают закалять детей, проводят процедуры в период после дневного сна. К таким процедурам относят солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, обтирания смоченным полотенцем, обливание ног или всего тела, контрастный душ, купание в водоемах.
- С трехлетним ребенком советуют гулять 1-2 раза в день, одевая карапуза по погоде.
- В питании ребенка этого возраста предусмотрено 4 приема пищи, между которыми проходит 3-4 часа. Питательность дневного рациона трехлетних детей составляет 1500-1800 ккал.
И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.
Советы
- В трехлетнем возрасте важно обеспечить наличие у ребенка игрушек, которые будут поддерживать двигательную активность малыша (мяч, велосипед, кегли и подобные). Также для игр трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги и плакаты, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр (куклы, животные, посуда, продукты и другие).
- Если ребенку предстоит начать посещение детского сада, обсуждайте с крохой изменения в его жизни. Неплохой идеей будет посещение развивающих занятий, чтобы малыш приучался к детскому коллективу.
- Помните, что трехлетние дети весьма болезненно переносят критику, поэтому если хотите покритиковать малыша, сделайте это мягко, а лучше предложите вместе исправить ошибки.
- Не обязательно покупать дорогие игрушки для развития, для занятий вы можете использовать и подручные материалы.
О том, в какие логопедические игры стоит поиграть в 3 года, читайте в другой статье.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методические рекомендации по развитию детей 2-3 летнего возраста
Составил: воспитатель:
Гишварова Альбина Адгамовна
Педагогический стаж:11 лет
Категория: первая
г. Туймазы – 2020г.
Методические рекомендации по развитию детей 2-3 летнего возраста
Занятия с ребёнком двух-трёхлетнего возраста направлены на дальнейшее развитие сенсорной, мыслительной, речевой сфер, игровой деятельности.
Следует учитывать, что ребёнок в этом возрасте достаточно быстро устаёт, поэтому желательно чередовать активные развлечения с отдыхом. Играть дольше 15 минут не рекомендуется, иначе в следующий раз малыш откажется от этого развлечения.
Важнейшее значение приобретает грамотный подбор игрового материала, игрушек, предметов, занимаясь с которыми, ребёнок учится понимать их свойства (величину, форму, цвет) и постепенно переходить от выполнения разнообразных, целенаправленных действий к сюжетной игре. Речь ребёнка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними. Малыш может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Большое значение для развития речи в этом возрасте играют книги с картинками, чтение и заучивание коротких стихотворений, сказок.
Для занятий с ребёнком этого возраста характерно, что взрослый всегда осуществляет совместные с ним действия.
Игра
Чтобы малыш охотно включался в игру, нужно у него вызвать интерес к этой увлекательной деятельности. Для этого сначала следует продемонстрировать ребёнку игрушки, выразить эмоционально-положительное отношение к ним. Важным условием вызывания интереса к игрушкам является их новизна и условия предъявления. Поэтому игрушки должны быть изготовлены из качественных материалов яркого цвета, а предъявлять их лучшего всего из разных пространственных точек, например, из-за двери, из-за шкафа и т.д. После того, как малыш познакомится с игрушками, следует продемонстрировать действия, которые с ними можно выполнять: подбросить и прокатить мяч, построить из кубиков башенку, завести юлу, покормить куклу и др. Следующим направлением в работе по обучению малыша игре будет объединение нескольких простых сюжетов с конкретной игрушкой. Так, можно не только покатать машинку по прямой, но и провести её по мостику, изготовленному из кубиков, прокатить между препятствиями, поставить в гараж; умыть, одеть, расчесать куклу, завязать ей бант, накормить угощением и напоить соком. Когда ребёнок усвоил функциональное назначение игрушек (знает, что с каждой из них делать), следует переходить к использованию предметов-заместителей – палочки вместо ложки, кубика вместо стульчика для куклы, матрёшки вместо куклы и др.
Дети этих лет с удовольствием смотрят кукольные спектакли, которые можно организовать дома. Не обязательно использовать профессиональных кукол, следует задействовать любимую игрушку ребёнка. Играя с малышом, его можно научить правилам поведения в быту – за столом, в ванной во время умывания, помогать маме убирать в комнате и тому подобное. В таком возрасте дети любят играть в ролевые игры со сверстниками или родителями. Одеть, причесать куклу, вылечить любимого мишку, купить товар в магазине – больше подходит девочкам, наследующим поведение мамы. А мальчики заняты машинками, постройками из кубиков гаражей, сборкой простейших фигур из конструктора.
Как понять – играет ребенок или нет? Ребёнок играет, если видит в игрушечной машине настоящую, а ложкой дает зайке попробовать вкусный супчик. Взрослый, присоединившись к игре ребёнка в нужный момент, может показать и подсказать, куда «двигать игру» дальше.
Упражнения на развитие сенсорных способностей.
Упражнения на развитие слухового внимания.
Хорошее упражнение играть с малышом на распознавание звуков окружающего пространства. Следует внимательно прислушаться к тиканью часов, жужжанию мухи, шуму машин за окном. Объясняя ребёнку происхождение звуков, желательно повторять их вместе. Можно самому взрослому стать источником звука: поцарапать ногтями по стене, стеклу, хлопнуть дверью, кашлянуть, изобразить, какие звуки издают домашние животные. Повторяя за взрослым, ребёнок меньше воспринимает посторонние шумы при укладывании в постель и засыпании.
Упражнения с предметами разных форм.
Как играть с ребёнком в 2 года, чтобы малыш научился определять форму предметов, умел правильно применять полученные знания на практике? Рекомендуется взять разные по форме фигурки: кубики, шарики, пирамидки. Найди отличия – такие игры помогают ребенку развить внимание и сообразительность. Требуется закатить их в игрушечные ворота. Родителям следует доходчиво объяснить в игре с ребёнком, почему быстрее всех катится шарик, а не кубик. Малыш на примере разных игрушек сможет различать форму предметов.
Игры на сравнение качества предметов развивают сообразительность и внимание: рекомендуется взять 2 игрушки, например куклы, одетые в различную одежду, с неодинаковыми прическами, разного роста. Ребенок 2 лет должен рассказать, что у них общего и в чем отличие. Играть часто с ребёнком в подобные игры – хорошая тренировка для умственного развития.
Игры с предметами разной величины и длины.
Игра «Большой-маленький»
Игра помогает малышу почувствовать разницу в размерах предметов. Для начала можно спрятать в руках ребёнка что-то маленькое, полностью помещающееся в ладошках, а потом попробовать повторить это же с большой вещью. Также можно поменяться одеждой: ребёнок меряет одежду взрослого, а тот малыша, в процессе объясняя причины, из-за которых она не подходит.
Пирамидка.
Рассмотрите вместе с ребёнком пирамидку. Разберите её, назовите величину колечек. Разложите их по порядку. Покажите, как собирать: сначала самое большое колечко, потом – поменьше. Попросите собрать ребёнка самостоятельно.
Если малыш справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку в обратном порядке, от меньшего кольца к большему, собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.
Коробочки.
Поставьте перед ребёнком набор кубиков одного цвета, но двух разных размеров: три больших и три маленьких. Приготовьте две коробочки. В одну положите большой кубик, в другую – маленький. Попросите малыша положить в эти коробочки кубики: к большому большие, к маленькому – маленькие. Перед началом игры спросите, где большой, где маленький.
Игра «Ленточки и палочки».
Это упражнение поможет ребёнку понять различия между словами, обозначающими разную длину.
Возьмите две палочки с закрепленными на них лентами: одна короткая – сантиметров 5, а другая длинная – сантиметров 20. Научите ребёнка накручивать ленту на палочку. Когда малыш овладеет этим навыком, предложите ему поиграть, кто быстрее завернет ленту на палочку. Себе возьмите короткую. Обязательно выиграйте. После этого разложите ленты на полу, Покажите, как они отличаются по длине. Спросите у ребёнка: «Ты какую ленточку возьмешь теперь, короткую (вот она) или длинную, вот эту?» В любом случае дайте малышу короткую ленточку и проведите снова соревнование. Теперь Вы, конечно, должны проиграть. Ещё раз уточните, где короткая, а где длинная лента. Через несколько дней вернитесь к этой игре.
Игра «Ленточки и шарики».
Приготовьте для игры воздушные шарики разных размеров и ленточки разной длины. Попросите ребёнка привязать к большому шарику длинную ленточку, к маленькому – короткую.
Игра «Ёжик и солнышко».
Приготовьте нарисованного ёжика без иголок и солнышко без лучиков. Вместе с ребёнком подрисуйте ёжику короткие линии – иголки, к солнышку – длинные линии – лучики.
Игры с предметами разного цвета.
Разноцветный альбом.
Приготовьте с детьми альбом. На каждой страничке альбома будет свой цвет. На страничке каждого цвета можно или рисовать, или приклеивать картинки соответствующего цвета. Например: на жёлтой страничке жёлтое солнце, жёлтая игрушка, жёлтый цыпленок, жёлтая табуретка. Не заполняйте весь альбом за 1 день – пусть это будет долгая и увлекательная работа совместно с родителями. Увидели новый предмет данного цвета – занесите его в альбом. Этот альбом станет и альбомом по развитию речи. Ведущая роль по заполнению альбома должна быть у ребёнка.
Игры на развитие восприятия части и цвета.
Приготовьте для игры рисунки, разрезанные на детали одного цвета (цветочек на серединку и лепестки, машинку на кабину и колёса). Предложите ребёнку собрать картинки.
Упражнения на развитие психомоторики.
Игры с мячом.
Подвижные игры с мячом одинаково нравятся и мальчикам, и девочкам. Даже в условиях небольшой квартиры можно поиграть с ребёнком в мяч, бросая его с близкого расстояния в руки малыша. Развиваются хватательные движения, у ребёнка улучшается управление своим телом.
Сев напротив друг друга и широко расставив ноги, как своеобразные ворота, следует учить ребёнка катить мяч в заданном направлении. Игра в домашних условиях в «съедобное-несъедобное» улучшает реакцию крохи на внешние воздействия, увеличивает познания в области, что можно кушать, а что нельзя.
Игры, улучшающие мелкую моторику
Гармоничное развитие маленького человека немыслимо без игр, тренирующих мелкую моторику рук. Движения руками, пальцами у детей в 2-3 года напрямую связаны с работой головного мозга – способствуют лучшему развитию речи, логики, зрительной координации движения.
Творчество
При выполнении творческих заданий у ребёнка может не всё получаться сразу. Требуется терпение родителей, чтобы малыш научился всё делать сам:
- рисовать красками и карандашами, раскрашивать крупные рисунки раскрасок;
- вырезать ножницами простейшие фигуры;
- лепить из пластилина, глины или теста палочки и шарики;
- делать аппликации и поделки из картона, цветной бумаги, другого подручного материала.
Играть с ребёнком в подобные игры следует только со взрослыми, которые объяснят и подробно расскажут, покажут, в какой последовательности следует изготавливать ту или иную поделку. Малыш в 2 года под руководством родителей делает сначала только несложные действия: раскрашивает крупное изображение, приклеивает, вырезанную взрослым, фигурку. Ближе к 3 годам эти навыки закрепляются и ребёнок многое уже может делать самостоятельно (под контролем взрослого).
Все дети любят рисовать. По тому, в какую руку ребёнок берёт карандаш или кисточку, определяется будущий «левша» или «правша». Не рекомендуется перекладывать насильно предметы из левой руки в правую, так как такие методы вообще отобьют охоту творчества. Даже если непонятно, что изобразил ребёнок, малыша желательно похвалить, чтобы поощрить его старание.
Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности.
Старайтесь как можно больше привлекать внимание ребёнка к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ним, показывая изображения животных, знакомых ребёнку предметов, людей. Называйте и объясняйте ребёнку всё, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Побуждайте малыша называть картинки или повторять вслед за взрослым, задавайте ему вопросы: «Что делает мальчик?», «Где спряталась курочка?» и т.д. На основе расширения ориентировки ребёнка в ближайшем окружении развивайте у малыша понимание речи и активизируйте его словарь. Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребёнку образец правильной речи: говорить нужно неторопливо, доступно для понимания малыша. Новые слова и фразы необходимо употреблять и повторять многократно для постепенного усвоения ребёнком. Развитию правильной артикуляции (произношению) звуков помогает воспитание у малыша привычки смотреть во время речи на собеседника и, таким образом, следить за движением губ, языка. В игровой форме следует учить ребёнка чётко выговаривать слова, поправлять при неправильном произношении. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Развивайте у ребёнка умение по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Малыш 3 лет должен уверенно различать понятия «большой-маленький», использовать слова-определения (кислый, сладкий, мягкий и др.).
С ребёнком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, слуховое внимание, учит понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Читайте ребёнку стихи, потешки, считалки, пойте песенки.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребёнку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
Не забывайте народное творчество: «Пошел кот под мосток…», «У Алёнки в гостях», «Привяжу я козлика…», «Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Пошел котик на торжок…», «Кисонька-Мурысенька…», «Водичка-водичка…», «Наша Маша».
Сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок».
Произведения современной русской и зарубежной литературы. А. Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон»; Е. Благинина «С добрым утром», «Дождик»; М. Клокова. «Мой конь»; С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»; В. Сутеев «Цыпленок и утёнок», «Три котёнка», «Кто сказал «мяу»?» и др..
Желаем удачи в воспитании Вашего малыша!
3-4 года — очень важный этап в жизни ребёнка. В этом возрасте дети любознательны, активны и сами тянутся к открытию для себя всего нового и неизвестного. И помогать им в этом, безусловно, должны родители и педагоги.
Сегодня мы расскажем вам о том, какие необходимы занятия для детей 3 лет и на что нужно сделать упор в их психическом и физическом развитии.
Содержание:
- Что умеет ребёнок в 3–4 года?
- На что родителям делать упор в развитии ребёнка этого возраста?
- Развиваем логику и математическое мышление
- Формируем интеллектуальные способности
- Развиваем речь
- Социализируем ребёнка
- Занимаемся физическим развитием
- Игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики
- Развиваем творческие и музыкальные способности
- Познаём окружающий мир
- Формируем бытовые навыки
Что умеет ребёнок в 3–4 года?
Lena Ogurtsova/Shutterstock.com
- Считает до пяти и может показать соответствующее количество пальцев на руке.
- Знает основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).
- Знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
- Может сравнивать предметы по величине, форме и цвету.
- Запоминает и повторяет движения за взрослым.
- Знает свои имя, фамилию и возраст.
- Самостоятельно надевает вещи (без молнии и пуговиц).
- Умеет пользоваться карандашами и фломастерами.
- Знает 3-4 названия диких и домашних животных, птиц и насекомых.
- Ориентируется в пространстве и на листе бумаги.
- Знает времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь).
- Знает названия овощей, фруктов и ягод, умеет их различать.
- Знает и может показать названия частей тела.
- Может пересказать короткий рассказ или сказку.
Читайте подробнее о развитии 3-летних и 4-летних детей.
На что родителям делать упор в развитии ребёнка этого возраста?
Dragana Gordic/Shutterstock.com
- 3-4 года — это период интенсивного психического развития и появления новых психических особенностей. Поэтому малышу необходимы развивающие занятия, которые помогут формированию его личности.
- Ведущая деятельность в этом возрасте — игровая, поэтому все занятия должны проходить в игровой форме.
- Следите за тем, чтобы малыш не переутомлялся. Оптимальное время для одного занятия — 15-20 минут.
- Старайтесь поддерживать ребёнка во время выполнения задания, подбадривайте его.
- Трёхлетнему ребёнку ещё сложно управлять своим поведением, поэтому не критикуйте, если у него что-то не получается.
- Главная потребность этого возраста — признание самостоятельности ребёнка. Давайте ему больше свободы в действиях. Ваши отношения должны складываться не как «взрослый-ребёнок», а на равных.
Развиваем логику и математическое мышление
В 3-4 года у дошкольника начинает развиваться наглядно-образное мышление. Он учится наблюдать, понимать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Следующие упражнения помогут лучше развить эти навыки.
«Сосчитай, сколько предметов на картинке»
Источник: zooclub.ru
Для игры вам потребуется картинка с изображением предметов или животных разного количества. Ребёнок должен сосчитать, сколько на картинке тех или иных предметов. Например, сколько зайчиков сидит на полянке или сколько морковок растёт на грядке.
После того как ребёнок сосчитал все предметы, он должен назвать итоговое число, а если уже умеет — написать его на листочке. Потом вы можете спросить ребёнка: «А ты помнишь, кого на картинке было 3? А кого — 5?»
«Коробка форм»
Источник: market.yandex.ru
Эту игру часто используют педагоги в детском саду. Вам потребуется коробка с прорезями для разных геометрических фигур и сами фигуры. Такую коробку можно купить в магазине, а можно легко сделать самим.
Ребёнку даётся задание — положить каждую фигурку в своё окошечко в коробке.
«Танграм»
Это головоломка, состоящая из семи геометрических фигур, которые нужно сложить определённым образом, чтобы из них получились другие, более сложные фигуры, например, человек или птица.
Вы можете сами вырезать фигуры для танграма из цветного картона и подобрать несложные для ребёнка шаблоны, а можете найти интерактивный вариант этой игры в Интернете, например, на сайте «Играемся».
Источник: schooldistance.ru
«Змейка Рубика»
Источник: market.yandex.ru
С помощью этой головоломки можно создать разные фигуры, как лёгкие, так и сложные. Вы можете вместе с ребёнком воспользоваться готовыми алгоритмами сборки, а можете сами придумать что-то необычное и интересное.
Формируем интеллектуальные способности
К интеллектуальным способностям относятся память, внимание, мышление, восприятие и воображение.
«Угадай, чего не стало?»
Перед ребёнком раскладываются 5 игрушек или картинок. Он запоминает их, а затем взрослый просит его закрыть глаза и убирает один предмет. Ребёнок открывает глаза и называет, какой картинки или игрушки не хватает.
«Найди отличия»
Источник: documents.infourok.ru
Источник: fsd.videouroki.net
Ребёнку предлагаются две картинки с 3-4 отличиями. Он должен внимательно посмотреть на картинку и найти все отличия.
Эта игра также доступна в интерактивном варианте на различных сайтах с развивающими онлайн-играми для детей (например, здесь).
«Пройди лабиринт»
Источник: child-psy.ru
Источник: 345-games.ru
Это лёгкое задание развивает у ребёнка зрительное внимание и пространственное мышление. Для неё необходимо найти в Интернете или сделать самим картинку, в которой ребёнок должен нарисовать правильный путь от одного предмета к другому. Например, провести зайчика к морковке или мишку — к мёду.
Старайтесь подбирать лёгкие лабиринты, чтобы ребёнку не наскучило искать выход в многообразии дорожек и тупиков.
«Волшебный мешочек»
Вам потребуются: тканевый мешочек и 4-5 предметов, различающихся по форме и материалу (например, ластик, шарик, прищепка и т. д.).
Взрослый предлагает ребёнку посмотреть, что лежит у него в волшебном мешочке. Ребёнок достаёт по очереди все предметы, внимательно их рассматривает и ощупывает. Затем взрослый убирает всё обратно в мешочек и предлагает ребёнку с закрытыми глазами на ощупь достать из мешочка тот или иной предмет.
Развиваем речь
Savicic/Shutterstock.com
Для развития речевых навыков предлагаем вам следующие задания.
«Кто как голос подаёт?»
Взрослый предлагает ребёнку картинку и спрашивает, как «разговаривает» животное, изображённое на ней. Например, собака лает, кошка мяукает, корова мычит и т. д. Попросите ребёнка изобразить каждое животное.
«Что, где, когда?»
Взрослый бросает ребёнку мяч и задает вопросы со словами что, где, когда. Например:
- Что растёт на грядке?
- Где летают птицы?
- Когда идёт снег?
Ребёнок должен ответить на вопрос и кинуть мяч обратно взрослому.
«Вопросы по картинке»
Merggy/Shutterstock.com
Вам потребуется картинка с изображением какого-нибудь сюжета. Например «Весна в городе», «Зимние забавы», «Мама собирает дочку в детский сад» и т. д. Можно использовать картинки из книг или журналов.
Взрослый задает ребёнку вопросы по картинке:
- сначала общие: «Что изображено на картинке?», «Кого ты здесь видишь?»;
- затем уточняющие: «Какого цвета у мальчика шапка?», «Что девочка держит в руках?»;
- и в конце вопросы-рассуждения: «Куда мама собирает девочку?», «Куда идёт этот мальчик?» и т. д.
«Поймай звук»
Взрослый загадывает ребёнку звук, например а, и начинает называть по очереди гласные звуки: о, а, у, и, э. Задача ребёнка — услышать загаданный звук среди других и хлопнуть в ладоши.
Социализируем ребёнка
Fh Photo/Shutterstock.com
Социализация – это процесс, который предполагает обучение ребёнка нормам и правилам поведения в обществе: здороваться при встрече, вежливо разговаривать со взрослыми и сверстниками, дружить и знакомиться и т. д.
Эти навыки хорошо усваиваются в ролевых играх.
«Ау-ау!»
В игре участвуют 5-6 человек. Ребёнок становится спиной ко всем остальным, он «потерялся в лесу». Кто-нибудь из детей или взрослых кричит ему «Ау-ау!». «Потерявшийся» должен угадать, кто его позвал.
«Магазин»
В этой игре взрослый и ребёнок распределяют между собой роли продавца и покупателя. «Товарами» могут стать игрушки или картинки.
«Продавец» и «покупатель» не забывают говорить друг другу вежливые слова: здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания.
«Зеркало»
Взрослый и ребёнок по очереди изображают зеркало. Тот, кто смотрит в «зеркало», должен показать какое-нибудь движение, а «зеркало» — его повторить.
«Хорошо-плохо»
Источник: otkrit-ka.ru
Взрослый показывает ребёнку сюжетные картинки, на которых изображён хороший или плохой поступок. Например, дети кормят птиц зимой или старшие ребята отбирают игрушки у малышей. Ребёнок должен ответить, хорошее или плохое поведение у детей на картинке.
В этом возрасте ваш малыш уже наверняка ходит в детский сад. А вы наверняка очень за него волнуетесь. Оберегайте ребёнка даже на расстоянии с приложением «Где мои дети» и детскими GPS-часами — слушайте звук вокруг и получайте уведомления, если ребёнок покидает зону сада, дома, двора и т. д.
Занимаемся физическим развитием
Esther Pueyo/Shutterstock.com
Энергию детей в 3-4 года нужно направлять в правильное русло, поэтому им необходимы умеренные физические нагрузки. У ребёнка следует формировать такие качества, как гибкость, скорость, выносливость и координацию движений.
«Весёлые зверята»
Ребёнок по команде взрослого превращается в:
- лягушку (садится на корточки);
- цаплю (стоит на одной ноге);
- зайчика (прыгает на месте);
- медведя (переваливается с одной ноги на другую);
- жирафа (становится на цыпочки и тянется вверх).
«Полоса препятствий»
Её можно сделать из подручных предметов: стульев, табуреток, книг, подушек и т. д. Вместе с ребёнком обойдите всю полосу и покажите ему, где нужно перешагивать, где перепрыгивать, а где — проползти. Когда ребёнок всё запомнит, игру можно начинать.
«Балансировка»
Для этого упражнения вам потребуется скакалка.
Взрослый даёт ребёнку разные задания:
- Пройти по растянутой по полу скакалке, расставив руки в стороны.
- Пройти по скакалке, держа в руках игрушку.
- Пройти по скакалке, держа на голове книгу.
«Пингвинёнок»
Ребёнку нужно зажать небольшой шар между колен и пройти определённую дистанцию, не потеряв его.
Также в 4 года вы уже можете отдать ребёнка в спортивную секцию. Попробуйте разные виды спорта и выберите тот, который больше всего понравится сыну или дочери.
Поможем вам выбрать подходящую по возрасту секцию для мальчика или для девочки.
Игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики
Fh Photo/Shutterstock.com
Как развивать мелкую моторику
- «Собери бусы». Ребёнку необходимо нанизывать бусины или фигурки с дырочками на шнурок.
- «Мозаика». Игры с мозаикой могут быть самые разнообразные: можно сортировать детали мозаики по цвету, можно выложить какую-нибудь фигуру, например, цветок, а можно сделать цветные дорожки.
- Пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками очень любят использовать педагоги в детском саду. Вы тоже можете разучить эти игры с ребёнком, используя книгу «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет».
- «Солнышки». Вам потребуются: круги из картона разного цвета, цветные прищепки. Взрослый предлагает ребёнку сделать всем солнышкам лучики из прищепок, но так, чтобы лучики были такого же цвета, как и само солнышко.
Как развивать крупную моторику
- «Попади в цель». Вам потребуются: миска/ведро и мячики. Задача ребёнка — закинуть все мячики в миску или ведро с небольшого расстояния.
- Также вы можете предложить ребёнку подобным образом кидать кольца на пирамидку.
- Занятия танцами и аэробикой.
- Чередование шага и бега. В этом вам может помочь русская народная игра «Карусели».
Развиваем творческие и музыкальные способности
antoniodiaz/Shutterstock.com
Для ребёнка 3-4 лет будут полезны любые виды творчества — рисование, лепка, аппликация и конструирование.
Развивать воображение и детскую фантазию помогут следующие задания.
«Нарисуй необычное животное»
У этой игры может быть несколько вариаций:
- Предложите ребёнку изобразить животное самостоятельно! Пусть он включит фантазию и создаст то, что ещё не видел в природе.
- Набросайте эскиз самостоятельно, а затем предложите ребёнку закончить.
- По очереди с ребёнком рисуйте необычное животно: он — круг головы, вы — форму туловища, он — размер и расположение лап, и т. д.
«Домашний театр»
С помощью игрушек, пальчиковых кукол и кукол бибабо вы можете вместе с ребёнком разыграть целое представление по любимой сказке, а возможно, сами придумаете занимательный сюжет.
Что касается музыкальных способностей, то детей могут заинтересовать следующие игры.
«Угадай мелодию»
Ребёнок угадывает подборку детских песен или знакомых мелодий.
«Угадай, на чём играю»
Для этой игры вам понадобятся музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, дудочка, треугольник и другие.
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый играет на одном из инструментов. Задача ребёнка — угадать, какой инструмент звучал.
Игру на реальных инструментах можно заменить на аудиодорожки или видео.
«Танцующие зверята»
Взрослый включает весёлую музыку и предлагает ребёнку потанцевать как птички, котики, рыбки, мишки и т. д.
Познаём окружающий мир
Эти игры и упражнения помогут ребёнку закрепить знания о предметах и явлениях, которые окружают нас в повседневной жизни.
«Съедобное – несъедобное»
Если взрослый называет что-то съедобное, ребёнок должен поймать мяч, если несъедобное — откинуть его от себя.
«Что перепутал художник?
Эта игра доступна в интерактивном виде, но её можно найти и в печатном.
Ребёнок должен найти на картинке все несоответствия и сказать, как художнику надо было нарисовать правильно.
«Расскажи о…»
Ребёнок выбирает карточку с изображением какого-либо предмета и рассказывает о нём. Если это животное или птица, то как называется, где живёт и чем питается. Если это овощ или фрукт, то как называется, какого цвета и где растёт. Если это мебель или транспорт, то как называется, какого цвета и зачем нужен.
Формируем бытовые навыки
Yuganov Konstantin/Shutterstock.com
К бытовым навыкам относится умение самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться и чистить зубы, ходить в туалет и мыть руки и т. д.
Поскорее научиться необходимым бытовым навыкам ребёнку помогут следующие игры.
«Кто быстрее»
Устройте с ребёнком соревнование: кто быстрее уберёт игрушки, сложит вещи в шкаф, заправит кровать и т. д. Конечно, придётся иногда поддаваться малышу, зато как ему будет приятно обогнать вас!
«Готовимся к приходу гостей»
Скажите ребёнку, что сегодня к его игрушкам придут гости, и нужно обязательно убрать комнату. Покажите малышу, как правильно подметать пол, вытирать пыль, убирать лишние вещи. Затем обыграйте ситуацию: в гости приходят новые игрушки из магазина, обращают внимание на порядок в комнате, спрашивают, кто это всё убирал.
«Весёлая кулинария»
Приобретите в магазине наборы игрушек «Кухня», «Продукты», «Овощи» и «Фрукты» и вместе с ребёнком «готовьте» разные блюда.
Помогите ребёнку освоить новые навыки с помощью интересных и увлекательных занятий, радуйтесь вместе с ним его победам и достижениям!
Источник фото обложки: George Burba/Shutterstock.com
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик