19,2 Мб
Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ-103, МАЗ-107
Формат: pdf
-
Год:
2020
-
Страниц:
162
-
Язык:
русский
-
Размер:
19,2 Мб
-
Категории:
МАЗ-103
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
278
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
10.6 Mб
Скачать
ОАО «Минский автомобильный завод»
Автобусы МАЗ 103, МАЗ 107
Руководство по эксплуатации
103003-0000020 РЭ
Минск 2014
Руководство по эксплуатации* содержит сведения о конструкции, характеристиках автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107, их составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.
Впервых трех разделах содержится информация по управлению и правилам эксплуатации автобуса. Так как эта информация предназначена в основном для водителя, то содержание первых трех разделов должно обязательно находиться в автобусе.
Вчетвертом и пятом разделах содержится информация по устройству и техническому обслуживанию систем и составных частей автобуса. Информация предназначена для обслуживающего персонала.
Устройство и порядок обслуживания составных частей и систем автобуса (двигателя, коробки передач, ПЖД, подогревателя воздуха, централизованной системы смазки, системы автоматического пожаротушения) приведены в эксплуатационной документации на эти составные части и системы.
Руководство разработано коллективом службы главного конструктора по автобусам ОАО «МАЗ».
Ответственный за выпуск Липский Н.А.
Свои замечания и предложения по содержанию Руководства высылайте по ад-
ресу: sgk.doc-amaz@maz.by.
Сохраняется право печати за ОАО «МАЗ». Перепечатка, перевод и размножение, даже вы-
борочно, без письменного разрешения ОАО «МАЗ» запрещены.
* В дальнейшем Руководство
2
103003-0000020 РЭ
Введение
Настоящее Руководство по эксплуатации предназначено для водителей и обслуживающего персонала эксплуатирующих организаций. В нем содержится техническое описание и правила эксплуатации автобусов МАЗ 103 и МАЗ 107.
Руководство распространяется на автобусы различных комплектаций. Автобусы МАЗ 103 и МАЗ 107 – городской автобус общего назначения, катего-
рияМ3,классIсогласноклассификацииПравилЕЭКООН№107и ГОСТ31286 2005. Автобусы изготавливаются в климатическом исполнении У1 по ГОСТ 15150 и предназначены для эксплуатации по дорогам общей сети с усовершенствованным покрытием.
Обслуживание составных частей автобуса, выпускаемых другими предприятиями, следует производить в соответствии с указаниями инструкций по эксплуатации этих составных частей.
В данном Руководстве приняты некоторые условные обозначения и сокращения: АБС (ABS) – антиблокировочная система;
ПБС (ASR) – противобуксовочная система; АКБ – аккумуляторная батарея; БК – блок коммутации; БУ – блок управления;
ГМП – гидромеханическая передача; ГПВ – гидропривод вентилятора; ГУР – гидроусилитель руля; КЛ – контрольная лампа;
КИП – контрольно-измерительные приборы; КПП – коробка перемены передач; ПЖД – подогреватель жидкости двигателя; ПГУ – пневмогидроусилитель; ТДУ – трос дистанционного управления;
ЭФУ – электрофакельное устройство.
Руководстворазработанопосостояниюпроизводстваавтобусовна01.02.2014года. В связи с постоянной работой по совершенствованию автобусов, направленной на повышение их надежности, в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании.
Предостережение! Служит для указаний по технике безопасности, несоблюдение которых опасно для жизни и здоровья людей.
Служит для указаний на способы и приемы, несоблюдение кото- Внимание! рых может привести к нарушениям в работе изделия (риск пов-
реждения изделия), или требуется повышенная осторожность в обращении с изделием или материалами.
3
Требования безопасности
При работе на смотровой яме, а также в случае применения подъемных устройств, колеса автобуса должны быть надежно застопорены. При необходимости следует применять предохранительные подставки.
Перед проведением работ по ремонту или монтажу электрооборудования необходимо обесточить электрооборудование в целом.
Перед проведением любых работ в моторном отсеке и отсеке ПЖД, с целью исключения срабатывания системы автоматического пожаротушения, отключить АКБ от бортовой сети, отсоединив провод «массы» от клеммы АКБ.
Выполнение ремонта на автобусе с запущенным двигателем не допускается, за исключением производства контрольных и регулировочных работ, требующих включения двигателя (если работы проводятся в отсеке двигателя или ПЖД, то перед проведением работ необходимо отключить разъем питания базового блока системы автоматического пожаротушения).
Поскольку охлаждающая жидкость и тормозная жидкость ядовиты, следует строго соблюдать правила обращения с ними.
При проведении электросварочных работ на автобусе отключить АКБ от бортовой сети, соединить провода «+» и «-» между собой и разъединить разъемы электронных блоков управления (управления двигателем, АБС, ЭФУ, ПЖД и т.д.). Присоединять провод «массы» сварочного аппарата в непосредственной близости от места сварки. Запрещается прокладывать кабель сварочного аппарата параллельно электропроводке автобуса.
При проведении сварочных и сверлильных работ в местах укладки пластмассовых трубопроводов предохранять их от высоких температур (свыше 60 °C) и сварочных брызг. Не допускается наличие воздуха под давлением в пневмосистеме при ее ремонте, а также при проведении работ, связанных со сваркой и сверлением.
После ремонта сильно поврежденного автобуса перед его пуском в эксплуатацию выполнить все технические контрольные измерения, предусмотренные для автобуса.
Запрещается покидать рабочее место водителя при работающем двигателе и незадействованном стояночном тормозе.
Требования пожарной безопасности
Строго соблюдать требования безопасности, приведенные в Руководстве по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».
Строго соблюдать требования пожарной безопасности для предприятий и организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (на территории РБ – ППБ 2.06-2000).
В процессе ремонта приборов электрооборудования применение бензина и других взрывоопасных растворителей категорически запрещается. При проведении таких работ следует пользоваться неогнеопасными растворителями. Сборку необходимо выполнять после предварительной сушки деталей. Избегать попадания различных моечных растворов в соединительные панели, пучки проводов и обмотки приборов электрооборудования.
Не допускается скопление на двигателе и обшивке моторного отсека грязи, смешанной с маслом или топливом, не допускается оставлять в моторной шахте обтирочные материалы.
4
103003-0000020 РЭ
Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при работе в моторной шахте и отсеке ПЖД.
Запрещается эксплуатация автобуса при наличии подтекания топлива, масла и других эксплуатационных жидкостей, особое внимание обращать на герметичность системы гидропривода вентилятора.
Запрещается эксплуатация автобуса при повреждении изоляции проводов электрооборудования.
Запрещается разогревать двигатель открытым пламенем.
Запрещается использование открытого пламени в салоне и кабине водителя. Запрещается хранить и перевозить в автобусе горючие жидкости и газы. Запрещается во время эксплуатации и хранения автобуса наличие в моторном от-
секе и отсеке ПЖД любых материалов, не предусмотренных конструкцией автобуса. Запрещается движение со спущенным одним или двумя спаренными колесами. Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители в закрытых помеще-
ниях из-за опасности отравления и удушья.
Запрещается эксплуатировать ПЖД и воздушные отопители на автозаправочных станциях и в местах, где могут образовываться горючие пары и пыль (например, вблизи топливных, угольных, древесных складов и т.п.).
При появлении сигнала «ПОЖАР» на пульте управления системой автоматического пожаротушения у водителя во время движения водитель обязан:
–немедленно остановить автобус, открыть все двери, нажать кнопку аварийного выключателя, высадить пассажиров и удалить их на безопасное расстояние;
–действовать в строгом соответствии с требованиями Руководства по эксплуатации «Система автоматического пожаротушения транспортного средства».
–люк моторного отсека можно открывать не ранее, чем через 5 минут после включения системы пожаротушения (признак включения – выход белого аэрозоля из отсека) с целью исключения повторного возгорания из-за уменьшения концентрации аэрозоля вследствие его утечки и разбавления свежим воздухом;
–после тушения очага возгорания остатки аэрозоля удалить проветриванием, осевший аэрозоль удалить сухой или влажной протиркой;
–заходить в автобус можно только после проветривания салона.
Эксплуатационные ограничения
К управлению автобусом допускать водителей, прошедших обучение правилам эксплуатации автобуса МАЗ 103/107. Особое внимание должно быть уделено изучению требований Руководства по эксплуатации «Системы автоматического пожаротушения транспортного средства».
Прежде чем приступить к эксплуатации автобуса, необходимо внимательно изучить его устройство, указания по эксплуатации, техническому обслуживанию и уходу, изложенные в данном Руководстве и Руководствах по эксплуатации составных частей автобуса.
Нормальная работа агрегатов и механизмов автобуса обеспечивается, если топливо, масла и другие эксплуатационные материалы применяются в соответствии с указаниями, приведенными в «Химмотологической карте» настоящего Руководства. Необходимо соблюдать объем и периодичность технического обслуживания, указанные в настоящем Руководстве, с корректировкой периодичности в зависимости от дорожных и климатических условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624-81 с отражением проведенных работ в сервисной книжке.
5
Впериод обкатки автобуса строго выполнять указания, приведенные в данном Руководстве (раздел «Обкатка автобуса»), так как дальнейшая его работоспособность в большой степени зависит от того, насколько хорошо приработаются детали в начальный период эксплуатации.
Во время движения следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и за сигналами контрольных ламп.
Не начинать движение автобуса при давлении воздуха в контурах пневматического привода тормозных механизмов ниже 550 кПа (5,5 кгс/см2), т.е. пока не погаснут контрольные лампы, сигнализирующие о падении давления воздуха.
Запрещается движение автобуса «в накат» при неработающем двигателе и выключенной передаче, так как в этом случае резко возрастает усилие на рулевом колесе и не пополняется запас сжатого воздуха в пневмосистеме автобуса.
Запрещается запуск двигателя без масла и охлаждающей жидкости. Запрещается заливать масло выше верхней метки на щупе.
Запрещается открывать крышку с паровым клапаном на расширительном бачке. Запрещается запускать двигатель от внешнего источника питания присоедине-
нием проводов на клеммы стартера.
Запрещается использование зарядной станции или пускового устройства для пуска двигателя.
Запрещается начинать движение при работающем зуммере.
Запрещается эксплуатация автобуса с неисправным или отказавшим гидроусилителем рулевого управления.
Запрещается движение на спусках при выключенной передаче.
На спусках необходимо исключить движение автобуса при оборотах двигателя выше допустимых, т.е. стрелка тахометра не должна заходить на красную зону шкалы прибора.
Запрещается воздействовать на педаль подачи топлива при включенном моторном тормозе.
Запрещается отключать провода от выводов генератора и аккумуляторной батареи при работающем двигателе.
Во избежание повреждения привода механической КПП и привода сцепления запрещается оставлять после останова двигателя включенной передачу, а также выключать сцепление при отсутствии воздуха в контуре потребителей воздуха.
Утепление моторного отсека должно соответствовать температуре окружающего воздуха.
Примойкеавтобусазапрещаетсянаправлятьструюводынарешеткувоздухозаборника, а также на изделия электрооборудования и места соединения электропроводов.
Взимнее время при мойке автобуса запрещается направлять струю воды на тормозные аппараты. В случае замерзания конденсата в пневмоприводе тормозов запрещается отогревать аппараты, трубопроводы и воздушные ресиверы открытым пламенем.
Автобус оборудован системой, препятствующей началу движения при открытых дверях. В целях безопасности перевозки пассажиров настоятельно рекомендуем не эксплуатировать на городских маршрутах автобусы с выключенной или неисправной системой автоматического включения остановочного тормоза при открытых дверях пассажирского салона.
6
103003-0000020 РЭ
1 Общее описание автобусов, технические характеристики
1.1 Информационные данные автобуса
Идентификационный номер автобуса выбит в правой передней колесной арке на вертикальной полке перед передней осью, а также на заводской табличке, которая расположена на лицевой панели передка (справа от входа в переднюю дверь).
Структура идентификационного номера (VIN) имеет следующий вид: Y3М103465E0003906 (17 знаков), где:
Y – географическая зона РБ; 3 – международный код РБ;
М – международный код Минского автомобильного завода; 103065 (6 знаков) – обозначение модели (модификации) автобуса, где:
1 (4-й знак) – порядковый номер поколения автобуса (1-ое поколение); 0 (5-й знак) – код назначения автобуса (0 – городские автобусы); 3 (6-й знак) – порядковый номер модели;
4 (7-й знак) – код модификации кузова (4 — 3-х дверные; 5 — 2-х дверные); 6 (8-й знак) – фирма-производитель двигателя (6 – Daimler; 7 — Deutz); 5 (9-й знак) – код комплектации коробкой перемены передач;
Е (10-й знак) – год выпуска автобуса (D – 2013 г., E – 2014 г., F – 2015 г. и т.д.); 0003906 (последние 7 знаков) – порядковый производственный номер транспор-
тного средства.
На заводской табличке наряду с идентификационным номером также нанесены:
–фирменный знак Минского автомобильного завода;
–номер «Одобрения типа» транспортного средства;
–полная масса автобуса в кг;
–допустимая осевая нагрузка на каждую ось в кг;
–тип установленного двигателя.
Модель и производственный номер автобуса, модель и номер двигателя, а также номера узлов и агрегатов приведены в «Сервисной книжке», которая прикладывается к каждому автобусу.
1.2 Состав автобусов
Заводомпосостояниюна01.02.2014г.выпускаютсяавтобусыМАЗ103иМАЗ107 в комплектации, приведенной в таблице 1.1. Технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.2, технические характеристики автобусов приведены в таблице 1.3, основные размеры – на рисунке 1.1.
МАЗ 103 – автобус с кузовом вагонной компоновки с задним, смещенным к левому борту расположением двигателя, с низким уровнем расположения пола. Автобус имеет колесную формулу 4х2. Задний ведущий мост классической компоновки со смещенным к левому борту редуктором, обращенным назад.
МАЗ 107 – автобус с кузовом вагонной компоновки с задним, смещенным к левому борту расположением двигателя, с низким уровнем расположения пола. Автобус имеет колесную формулу 6х2. Задний ведущий мост классической компоновки со смещенным к левому борту редуктором, обращенным назад. За ведущим мостом установлена дополнительная самоустанавливающаяся ось.
7
Пневматическая схема обеспечивает отдельное управление регуляторами положения кузова каждого борта. За счет применения такого решения возможен подъем всего кузова на величину хода отбоя амортизаторов и, при необходимости, опускание правого борта (книлинг).
По желанию заказчика может устанавливаться система централизованной смазки узлов трения.
Таблица 1.1 – Комплектация автобусов МАЗ 103, МАЗ 107
Обозначение |
Двигатель |
Сцепление |
Коробка передач |
Ведущий |
Макс. кинемат. |
комплектации |
мост, i |
скорость*, км/ч |
|||
103462 |
Daimler OM 906LA. III/2 |
Sachs MFZ 430 |
ZF S6 85 BG |
5,00 |
77 |
103562 |
Daimler OM 906LA. III/2 |
Sachs MFZ 430 |
ZF 6S 1200 BO |
5,00 |
93 |
103464 |
Daimler OM 906LA. V/3 |
Sachs MFZ 430 |
ZF 6S 1200 BO |
5,00 |
93 |
103564 |
|||||
103465 |
Daimler OM 906LA. III/2 |
— |
Voith D 851.3E |
5,00 |
77 |
103565 |
|||||
103468 |
Daimler OM 906LA. III/2 |
— |
Allison |
5,65 |
105 |
103568 |
T280w/Ret |
||||
103469 |
Daimler OM 906LA. V/3 |
— |
Voith D 854.5 |
5,65 |
93 |
103569 |
|||||
103476 |
Deutz BF 6M 1013 FC |
— |
Voith D 851.3E |
5,00 |
81 |
103576 |
|||||
103485 |
Daimler OM 906LA. III/2 |
— |
Allison |
5,65 |
105 |
103585 |
T280w/Ret |
||||
103486 |
Daimler OM 926LA.ЕЕV/3 |
— |
Allison |
5,65 |
105 |
103586 |
T325w/Ret |
||||
107466 |
Daimler OM 906LA. III/4 |
— |
Voith D 851.3E |
5,00 |
77 |
107467 |
Daimler OM 926LA. III/4 |
Voith D 863.3E |
5,00 |
77 |
|
107468 |
Daimler OM 906LA. IV/3 |
— |
Voith D 851.3E |
5,00 |
77 |
107469 |
Daimler OM 906LA. V/3 |
— |
Voith D 854.5 |
5,65 |
93 |
107569 |
Daimler OM 926LA.ЕЕV/3 |
— |
Voith D 864.5 |
5,00 |
110 |
* Максимальная скорость может быть ограничена в зависимости от назначения автобуса.
Таблица 1.2 – Техническая характеристика двигателей
Модель двигателя |
OM 906LA. |
OM 926LA. |
DEUTZ BF |
||||||||
Параметры |
III/2 |
III/4 |
IV/3 |
V/3 |
III/4 |
ЕЕV/3 |
6M 1013 FC |
||||
Экологичность |
Евро-3 |
Евро-3 |
Евро-4 |
Евро-5 |
Евро-3 |
Евро-5 |
Евро-3 |
||||
Тип |
Дизельный, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха |
||||||||||
Число цилиндров |
6 |
||||||||||
Расположение цилинд- |
рядное |
||||||||||
ров |
|||||||||||
Диаметр цилиндра, мм |
102 |
106 |
108 |
||||||||
Ход поршня, S, мм |
130 |
136 |
130 |
||||||||
Рабочий объем, л |
6,37 |
7,20 |
7,146 |
||||||||
Номинальная мощность, |
170 (231) |
205(279) |
210 (285) |
240 (326) |
180 (245) |
||||||
кВт (л.с.) |
|||||||||||
Частота при номиналь- |
2200 |
2300 |
|||||||||
ной мощности, мин—1 |
|||||||||||
Максимальный крутя- |
810 |
1100 |
1120 |
1300 |
854 |
||||||
щий момент, Н·м |
|||||||||||
Частота при макс. крутя- |
1200-1600 |
1500-1800 |
|||||||||
щем моменте, мин-1 |
|||||||||||
8
103003-0000020 РЭ
Таблица 1.3 – Технические характеристики автобусов
Параметры |
Автобусы |
|||||||
МАЗ 1034.. |
МАЗ 1035.. |
МАЗ 1074… |
МАЗ107569 |
|||||
Номинальная пассажировместимость, чел * |
100…84 |
98…85 |
145…130 |
115 |
||||
Число пассажирских мест для сидения * |
21…28 |
30…41 |
24…41 |
36…51 |
||||
Общая площадь, предназначенная для пассажиров, м2 |
21,8 |
28,5 |
||||||
Площадь для размещения стоящих пассажиров, м2 * |
11,5…9,7 |
7,2…5,9 |
15 |
9,9…8,9 |
||||
Количество дверей для пассажиров |
5 |
3 |
5 |
3 |
||||
Количество дверей для водителя |
1 |
1 |
||||||
Внутренняя высота салона в среднем проходе, мм |
2375 |
|||||||
Высота первой ступеньки над уровнем дороги, мм |
337 (340 – у средней двери с рампой) |
|||||||
Высота пола над уровнем дороги, мм |
360 |
|||||||
Длина, мм |
11985 |
14480 |
||||||
База, мм |
6140 |
6800 |
||||||
Угол переднего свеса, град |
9 |
|||||||
Угол заднего свеса, град |
7 |
|||||||
Дорожный просвет, мм |
135 |
135 |
||||||
Высота переднего буксирного устройства, мм |
510 |
|||||||
Высота заднего буксирного устройства, мм |
580 |
|||||||
Снаряженная масса, кг |
11100 |
11340 |
13800 |
|||||
Распределение снаряженной массы по осям, кг: |
||||||||
— передняя ось |
3550 |
3650 |
3200 |
|||||
— средняя ось |
— |
— |
7050 |
|||||
— задняя ось |
7550 |
7740 |
3550 |
|||||
Полная масса (масса снаряженного автобуса и масса пас- |
18000 |
21650…23700 |
||||||
сажиров при номинальной пассажировместимости), кг* |
||||||||
Распределение полной массы по осям, кг: * |
||||||||
— передняя ось |
6500 |
6000…6500 |
||||||
— средняя ось |
— |
10800…11500 |
||||||
— задняя ось |
11500 |
4850…5700 |
||||||
Ширина коридора, занимаемая автобусом при повороте с |
6,7 |
7,2 |
||||||
внешним габаритным радиусом 12,5 м, не более |
||||||||
Внешний минимальный габаритный радиус поворота, м, |
||||||||
не более |
11,3 |
12,5 |
||||||
Максимальный подъем, преодолеваемый автобусом с пол- |
30 |
|||||||
ной массой, %, не менее |
||||||||
Время разгона автобуса с номинальной нагрузкой с места |
40 |
60 |
||||||
до скорости 60 км/ч, сек, не более |
||||||||
Ресурс до первого капитального ремонта для I категории |
600 000 |
|||||||
условий эксплуатации, км, не менее |
||||||||
Максимальная кинематическая скорость в зависимости от |
Таблица 1.1 |
|||||||
комплектации |
||||||||
Основные размеры автобусов приведены на рисунках |
Рис. 1.1а |
Рис. 1.1б |
Рис. 1.1в |
* В зависимости от планировки салона.
Нормы эксплуатационного расхода топлива в Руководстве не приводятся, так как они являются ведомственными документами автотранспорта (в РБ нормы расхода топлива разрабатывает и утверждает Министерство транспорта и коммуникаций РБ, в РФ – Министерство транспорта РФ). Необходимую информацию Вы можете найти в Интернете на сайтах этих ведомств.
9
* Размеры только для автобусов с двигателями DEUTZ
а)
б)
Рисунок 1.1 – Основные размеры и планировки салона автобусов:
а) – МАЗ 1034.., б) – МАЗ 1035..
10
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
12.05.201533.72 Mб21Sudovye_dizeli.pdf
- #
- #
Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 103 и 107 (2017 г.)
Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 103 и 107 (2020 г.)
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобусов МАЗ 103 и 107, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 34.8 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 105
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 105, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 20.5 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 152.063
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 152.063, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 8.21 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 171
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 171, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 14.5 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 203
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 203, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 23.1 МБ
Руководство по эксплуатации автобусов МАЗ 206 и 226
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобусов МАЗ 206 и 226, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 13.7 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 215
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 215, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 14.3 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 216
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 216, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 18.4 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 231 (2017 г.)
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 231 (2018 г.)
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 231, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 31.8 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 232
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 232, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 15.5 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 241
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 241, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 13 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 251
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 251, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 13.4 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 256
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 256, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 13.2 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 257
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 257, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 8.79 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 271
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 271, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 11.2 МБ
Руководство по эксплуатации автобуса МАЗ 303
Руководство по эксплуатации содержит сведения об электрооборудовании автобуса МАЗ 303, кузовном оборудовании, особенностях эксплуатации, техническом обслуживании.
Формат материала — pdf. Размер — 17.5 МБ
Автобусы оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, остановочным тормозом, а также выводами для контроля и диагностики пневмопривода тормозов и других потребителей сжатого воздуха.
Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автобуса. Рабочая тормозная система оснащена антиблокировочной системой (ABS). Контур рабочих тормозов ведущего моста оснащен противобуксовочной системой (ASR).
Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автобуса на горизонтальной дороге или дороге с уклоном. Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы ведущего моста, которые приводятся в действие тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами. Привод пружинных энергоаккумуляторов — пневматический. Стояночная тормозная система обеспечивает удержание автобуса с полной нагрузкой на уклоне не менее 18%.
При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается в крайнее фиксированное положение. Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружины приводят в действие тормозные механизмы.
Регулировка дверей на автобусе Маз 103 и 206.
Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости автобуса, или его остановки, в случае частичного или полного отказа одного из контуров рабочей тормозной системы. Функции запасной тормозной системы выполняет стояночная тормозная система и исправные контуры рабочей тормозной системы.
Остановочный тормоз включается автоматически при открытии любой из служебных дверей автобуса и условии, что скорость автобуса ниже 5 км/ч. Остановочный тормоз воздействует на тормозные механизмы ведущего моста. Остановочный тормоз может быть включен нажатием кнопки 15 (рис. 2.6), а выключен повторным нажатием этой же кнопки. Применение остановочного тормоза
рекомендуется при кратковременных остановках (перед светофором и т.п.).
Вспомогательная тормозная система — гидравлический тормоз-замедлитель, встроенный в ГМП, или моторный тормоз с дистанционным управлением заслонкой в системе выпуска отработавших газов на автобусах с механической КПП. Вспомогательная тормозная система предназначена для притормаживания автобуса без использования колесных тормозных механизмов.
Страницы работы
Фрагмент текста работы
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Маз 103.(минимальный Обзор комплектующих и технической части)
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
по дисциплине: «Проектирование системы профилактики»
Тема: «Проектирование технологий профилактики на примере тормозной системы автобуса МАЗ 103»
Выполнил: ст. гр. ФТ 07 — 01
Принял: д. т. н., проф. Н.Ф.Булгаков
Проверил: Коваленко В.В.
1. Анализ НИР ученых в РФ и за рубежом по разработке, совершенствованию методов , технологий и способов ТО и Р транспорта__________________5
2 Сведения об автобусе МАЗ-103__________________________________12
3 Ттормозная система автобуса МАЗЗ-103__________________________14
4 Сбор статического материала по отказам тормозной системы автобуса МАЗ-103_____________________________________________________18
5 Расчет количественных характеристик показателей надежности_______21
6 Разработка карты безотказности системы профилактики ______________27
6.1 Создание нормативно-технологической карты безотказности _______28
7 Создание паспорта профилактики _______________________________29
Улучшение надёжности машин непосредственно направлено на повышение эффективности их использования при одновременном снижении затрат. А потому проблема управления надёжностью является весьма актуальной перспективной. Положительное решение проблемы связано, прежде всего с оценкой уровня надёжности, анализа его изменения в историческом аспекте, выявлении путём дальнейшего повышения.
Применение теории надежности дает возможность предвидеть потребность в ремонте агрегатов автомобилей на планируемый период исходя из распределения ресурсов деталей , лимитирующих безотказность (карта надежности) деталей .
С позиции процессов восстановления машина представляет собой объект многократного действия, т.е. такой объект, работоспособность которого после отказа может многократно восстанавливаться путём замены или ремонта агрегата, сборочной единицы, а так же восстановление регулировочных параметров.
2 Сведения об автобусе МАЗ-103
Автобус МАЗ-103 один из наиболее распространенных маршрутных такси города Красноярска. Краткие технические характеристики автобуса представлены ниже.
Рисунок 1 — Автобус МАЗ-103
Изготовитель:……………………… РУП «Минский автомобильный завод»
Габаритные размеры, мм………………………………………..11985-2500-2838
Наружный радиус поворота, мм……………………………………………11300
Количество мест для сидения…………………………………………………. 24
Двигатель……………………………………………….Deutz BF6M1013EC (E2)
Мощность двигателя, кВт (л.с.)………………………………………. 174 (237)
Коробка передач………………………. Voith Diwa D851.3E (автоматическая)
Построим диаграмму отказов по сисстемам автобуса МАЗ-103.
Рисунок 2 – Диаграмма отказов за январь 2011г.
Из диаграммы видно что наибольшее количество отказов и неисправностей в результате эксплуатации возникает у ДВС и тормозной системы. Для проектирования технологии профилактики выбераем тормозную систему.
3 Тормозная система автобуса МАЗ-103
Тормозная система одна из самых важных систем автобуса обеспечающая безопасность перевозок пасажиров, поэтому очень важно спрогнозиговать для нее безотказную работу, с целью предотвращения отказов.
При анализе тормозной системы автобуса МАЗ-103 выбераем основные элементы и представляем детальное устройсво агрегатов с целью выявления основных отказов и неисправностей при эксплотации автобуса МАЗ-103.
1-Ресивер 2л; 2-клапан четырехконтурный защитный; 3-Камера тормозная передняя; 4-Шланг к тормозной камере; 5-Кран тормозной рабочих тормозов; 6-Кронштейн; 7,12,13,14,52-трубопровод 12х2,5; 8,10,11-трубопровод 6х1; 9-трубопровод; 15-Клапан контрольный;16-Тройник привертной Т6; 17,18,19-Датчик ММ125; 20-Штуцер ввертной 12М16х1,5; 21,27,40,44-Шайба колпочковая; 22,28,42,45-Кольцо; 23-Штуцер; 24,25-Шайба; 26,43,46-Гайка; 29-Тройник проходной с фланцем; 30,36,37-Гайка стяжная; 31,35,38-Муфта зажимная; 32,34,39-Нипель; 33,47-Тройник ввертной; 41-Модулятор ABS; 48,50-Угольник ввертной; 49-Переходник; 51-Тройник проходной.
Рисунок 3 – Передний контур тормозов МАЗ-103
1,2-Ресивер; 3,9,12,-Трубопровод 6х1; 4,5,10-Трубопровод 12х1.6; 6-Трубопровод 16х2,5; 7-Приводной блок задних тормозов; 8-Клапан четырехконтурный защитный; 11,13,14-Трубопровод 8х1,5; 15-Клапан контрольный; 16-Тройник привертной Т6; 17,18,19-Датчик ММ125; 20-Кран тормозной рабочих тормозов; 21,27,35,43-Шайба колпачковая; 22,28,34,44-Кольцо; 23-Штуцер; 24,25,41-Шайба; 26,38,40-Гайка; 29-Тройник проходной с фланцем; 30-Клапан электромагнитный; 31-Кронштейн; 32-Клапан редукционный; 33-Распределитель; 36,45,46,47-Штуцер ввертной; 37-Угольник ввертной; 39-Болт М8; 42-Проставка.
Рисунок 4 – Задний и остановочный тормоз МАЗ-103
1 -Модулятор ABS; 3-Камера тормозная задняя левая; 3-Камера тормозная задняя правая; 9,8-Трубопровод 12х 1,6; 7-Трубопровод 6х1; 11-Клапан контрольный; 4,5-Шланг; 25-Угольник привертной 6; 6-Кронштейн; 13-Гайка М16х1,5-6Н;3 8-Ниппель 12×1,6; 31-Гайка М8-6Н33-Шайба 8; 32-Шайба 8 Т; 34-Болт М8-6gх135; 24-Гайка М22х1,5-6Н;14-Гайка; 30-Шайба колпачковая 12х17; 16-Шайба колпачковая 16х21; 17-Шайба колпачковая 22х2,7; 39-Ниппель 6х1; 40-Муфта зажимная 6; 23-Угольник ввертной 8М22х1,5; 27-Угольник ввертной 10М22х1,5; 28-Угольник ввертной 12М16х1,5; 22-Угольник ввертной 12М22х1,5; 21-Угольник ввертной 16M22x1,5; 12-Тройник ввертной Т12-М16х1,5-6; 37-Муфта зажимная 1226-Штуцер ввертной 6М22х1,5; 19Штуцер ввертной 12М22х1,5; 20-Штуцер ввертной У16М22х1,5; 41-Гайка стяжная 6; 36-Гайка стяжная 12; 35-Глушитель; 1-Модулятор ABS; 2-Клапан ускорительный; 10-Клапан двухмагистрапьный; 2-Клапан ускорительный; 11-Клапан контрольный; 35-Глушитель; 29,18,15-Кольцо.
Рисунок 5 – Приводной блок задних тормозов
1-Ресиве; 2-Клапан обратный; 3-Клапан защитный четырехконтурный; 4,7,9,11-Трубопровод 10х1,5; 5,10-Трубопровод 6х1; 6,8-Трубопровод 12х1,6; 12-Кронштейн; 13-Кран стояночного тормоза; 14-Клапан перепускной; 15-Датчик ММ125; 16-Тройник ввертной; 17,20,25,34-Гайка; 18,22,29-Шайба колпачкопая; 19,21,30-Кольцо; 23,28-Штуцер ввертной; 24,32,33-Шайба; 26-Тройник проходной с фланцем; 27-Пробка; 31-Клапан контрольный; 35-Приводной блок задних тормозов; 36,41,42-Нипель; 37,40,43-Муфта зажимная; 38,39,44-Гайка стяжная.
Рисунок 6 – Стояночный тормоз МАЗ-103
4 Сбор статического материала по отказам тормозной системы автобуса МАЗ-103
В этом разделе рассмотрены те элементы тормозной системы, которые имеют наибольшее количество отказов по всей тормозной системе автобуса МАЗ-103.
Для сбора информации по отказам тормозной системы автобуса МАЗ-103 необходимо воспользоваться программой учитывающей статистику отказов автобусов на АТП (см. рисунок 6).
Рисунок 7 – Программа для определения пробегов неисправностей
В данной программе по сбору информации, существуют модули ее первичной обработки. При использовании данных модулей представляется возможным отобрать информацию по определенным критериям: дате,, пробегу, автобуса, периоду эксплуатации и др., пример представлен на рис.7.
Рисунок 8 — Сбор статистической информации
Использование оного из модулей программы позволяет составить вариационные ряды по элементам, системам автобуса. В результате чего были составлены следующие вариационные ряды
Ось колодок МАЗ, 103-3501132 одна из составных деталей колесной тормозной системы автобуса МАЗ-103.
В тормозной системе колодочного типа МАЗ на отдельных колесах используются по две тормозные колодки с прикрепленными к ним на заклепках тормозными накладками. Тормозные колодки конструктивно опираются на одну общую ось 3501132.
В процессе работы тормозной механизм блокирует вращающиеся элементы трансмиссии. В процессе торможения тормозные колодки раздвигаются, вращаясь вокруг своей общей оси и, прижимаясь к тормозному барабану, осуществляют фрикционное торможение колес. При этом деталь ось колодок МАЗ 103-3501132 испытывает значительные нагрузки на сжатие и скручивание, что обуславливает износ данной детали и необходимость ее своевременной замены по мере выработки эксплуатационного ресурса.
Ось колодок МАЗ, 103-3501132 изготавливается из высококачественной углеродистой конструкционной стали 45. После получения детали на высокоточном металлорежущем оборудовании производится ее поверхностная закалка с последующим отпуском. Таким образом, готовая деталь ось колодок МАЗ 103-3501132 обладает комплексом высоких физико-механических свойств и способна к длительной и надежной работе в составе тормозной системы МАЗ.
Обращаем ваше внимание, что товарная позиция — ось колодок МАЗ 103-3501132 , реализуемая в нашем интернет-магазине, является исключительно оригинальной продукцией производства ОАО «Минский автомобильный завод», что дает ее покупателю ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с деталями сторонних производителей.
- Соответствие сертификатам качества на основании соответствующих тестов на заводе-производителе.
- Производится на высокотехнологичном фирменном заводском оборудовании, что гарантирует готовой детали отличное качество и длительный ресурс надежной работы.
- Исключение проблем при монтаже запчасти (различного рода неточности и связанные с ними подгоны, чрезмерные люфты и т.п.).
Обращаем ваше внимание, что доставка наших товаров возможна в любой регион Российской Федерации. Отработанные и надёжные схемы поставок гарантирует своевременную доставку заказов в максимально сжатые сроки.
Источник
Ремонт МАЗ 103 ремонт то
Руководство по ТО и текущим видам ремонта электровозов:
Руководство по ТО и текущим видам ремонта тепловозов:
«Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭМ7 и ТЭМ7А» утвержденное главным инженером Людиновского тепловозостроительного завода В.И. Савенко.
Руководство по заводскому ремонту локомотивов:
Руководство по заводскому ремонту оборудования локомотивов:
Подпишитесь на обновления сайта, чтобы получать полезную информацию!
Рубрики
Источник
Автобусы МАЗ 103, МАЗ 107 — Автозапчасти и автоХитрости
Автобусы имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, которое выполнено по однопроводной схеме соединений. Минусом («массой») является каркас автобуса, соеди ненный с минусом аккумуляторных батарей.
Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соеди нение жгутов проводов и подключение зна чительной части его изделий производится с использованием штекерных соединений.
к разъемам XР1…XР4 – жгуты щитка при боров, к разъемам XР5.12, ХР5.21 — жгут пе редка, к разъемам XР6.12 и ХР6.21 – жгут дверей, к разъему XР7 — главный жгут, к разъему XР8 – жгут управления двигате лем, к разъему XР9.6 – жгут системы пожа ротушения, к разъему XР9.15 – жгут ABS, к разъему X9Р.18 – жгут ГМП, к разъемам XР10.12 и ХР10.15 – жгут пневмодатчиков, к разъему XР10.9 – жгут отопителей.
Главный жгут имеет стыковку в районе моторного отсека со жгутом по моторному отсеку (разъемы XР12.9 и ХР12.12) и жгу том задка (разъем ХР13).
Жгут управления двигателем имеет сты ковку в воздушном канале перед мотор ным отсеком со жгутом по двигателю и жгутом электронных блоков управления (разъем ХР11), со жгутом моторного отсека
Электрооборудование собрано в соот ветствии с принципиальной схемой, кото рая приведена ниже. Принципи альные схемы постоянно дорабатываются и усовершенствуются, поэтому принципиаль ная электрическая схема Вашего автобуса может иметь некоторые несущественные от личия от приведенной.
На автобусы устанавливаются блоки ком мутации различных производи телей (ООО «Белкарпром», ОДО «Павеж», ПРУП «МЭМЗ»). В связи с постоянной мо дернизацией и усовершенствованием в конс трукцию БК могут вводиться изменения .
БК находится в перегородке за сиденьем водителя. В блоке коммутации расположены предохранители, промежуточные реле, реле поворотов, импульсное реле стеклоочис тителя, стартерное реле и диодные сборки, обозначение и назначение которых указаны на БК.
БК выполняет функции защиты всех це пей электрооборудования автобуса от корот ких замыканий, функции релейных развязок между щитком приборов и мощными пот ребителями электрической энергии. Подвод питания к блоку осуществляется сверху по двум цепям – генераторной 15000 и аккуму ляторной 30000. О том, что цепи подключены, свидетельствует свечение дио дов «ГЕН» и «АКБ».
1 — верхняя панель приборов; 2 — блок управления системой ABS/ASR; 3 — блок управления третьей осью; 4 — жгуты по каркасу; 5 — фонари освещения салона; 6 — блок управления ГМП; 7 — блок управления гидроприводом вентилятора; 8 — блок управления двигателем; 9 — блок управления ЭФУ; 10 — блок управления системой SCR; 11 — разъемы Х11, Х12, Х13; 12 — датчик тахографа; 13 — боковые маркерные фонари; 14 — боковые фонари указателей поворота; 15 — КЭМ си денья водителя и остановочного тормоза; 16 — подрулевой переключатель; 17 — передние верхние габаритные фонари; 18 — информационная система; 19 — стек-
лоочистители; 20 — указатель поворота; 21 — противотуманные фары; 22 — фары головного света; 23 — звуковые сигналы; 24 — стеклоомыватель; 25 — внешние кнопки открывания двери водителя; 26 — фонари освещения выходов; 27 — датчик уровня топлива; 28 — задние верхние фонари; 29 — выключатель блокировки пуска двигателя; 30 — освещение номерного знака; 31 — задние фонари; 32 — аккумуляторные батареи; 33 — кнопки требования остановки; 34 — кнопки требова ния остановки инвалидом; 35 — блок коммутации; 36 — блок управления системы автоматического пожаротушения; 37 — розетка; 38 — дополнительная панель
1 — разъем жгута дверей; 2 — разъем жгута электрооборудования для инвалидов; 3 — разъем главного жгута; 4 — разъем жгута управления двигателем; 5 — разъем жгута ГМП; 6 — разъем жгута системы пожаротушения; 7 — разъем жгута ABS/ASR; 8 — разъем жгута отопителей; 9 — разъем жгута пневмо датчиков; 10 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 11 — реле-прерыватель системы оповещения при движении задним ходом; 12 — реле поворотов; 13 — промежуточные реле;
14 — светодиоды исправности предохранителей; 15 — плавкие предохранители; 16 — розетка; 17 — разъем жгута боковых габаритных огней; 18 — разъем жгута передка; 19 — разъем жгута панели приборов; 20 — реле стеклоочистителя; 21 — реле стартера; 22 — диодные сборки; 23 — общая «масса»; 24 — подача питания на стартер; 25 — питание с АКБ; 26 — контрольная лампа исправности цепи АКБ; 27 — контроль ная лампа исправности цепи генератора; 28 — питание цепи 15000;
Источник
- Описание
Руководство содержит сведения о конструкции, характеристиках автобусов МАЗ-103 и МАЗ-107, их составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования.
Стол заказов
Если Вы сомневаетесь в правильности выбора автозапчастей на сайте или не нашли нужных мы предлагаем оформить заявку с помощью формы предварительного заказа или связаться с менеджером нашей компании по указанным телефонам для уточнения деталей.
*
Имя
*
Телефон
*
E-mail
*
Модель автотехники
VIN-код
*
Перечень запчастей и/или комплектующих
Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению
Заказ обратного звонка
Наш оператор работает ежедневно с 9:00 до 17:00 по московскому времени, если Вы по каким-либо причинам не смогли с ним связаться, оставьте свой номер телефона и он Вам перезвонит.
*
Имя
*
Телефон
Комментарий
Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению
Задать вопрос
В данной форме Вы можете задать вопрос на любую интересующую Вас тему или свяжитесь с нами по телефонам указанных на сайте. В свою очередь, мы гарантируем своевременное реагирование на обращение наших пользователей и максимальное внимание к решению возникших вопросов.
*
Имя
*
E-mail
*
Вопрос
Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны к заполнению