Руководство по решению ситуационных задач

Министерство
здравоохранения Московской области

Государственное
бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Московской области

«МОСКОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Цикловая методическая
комиссия учебных
дисциплин и
профессиональных модулей специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело»,
«Акушерское дело»

МДК 02.01 Сестринский
уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

2,3 курс, 5,6 семестр

Методическая разработка

для студентов.

Учебно-методическое
пособие для студентов

 по организации
внеаудиторной самостоятельной работы

«Методика решения и
оформления ситуационных задач»

 Составила 
преподаватель – Попова Н.А.

Москва 
2018 год

Содержание комплекта:

1.Пояснительная
записка;

     2. Методика
решения и оформления ситуационных задач»

   
3.Приложения:

приложение№1. Критерии
оценки решения ситуационных задач.

приложение№2.
Ситуационные задачи и их решение

 Цели
занятия:

  1. Систематизировать
    знания и возможность самостоятельно отрабатывать навыки в решении задач
    как на занятиях в аудиториях, так и во время внеаудиторных работ.

2.      Является
помощником на учебно – производственной практике, во время непосредственной
работы при выявлении проблем, составлении плана ухода и оформлении учебной
истории болезни.

Развивающие

1.Развить
умственные способности, навыки самостоятельной работы, логическое,
аналитическое и клиническое мышление.

2.Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

3.Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения.

Воспитательные

1.Научить студентов работать коллективно
и индивидуально

2.Формировать сознательное отношение к
важности изучения МДК 02.01

3.Способствовать
формированию личности, воспитывать ответственность, аккуратность, терпение и
такт при общении с пациентом, чувство долга. Бережно относиться к историческому
наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.

Должны
владеть профессиональными компетенциями:
;

*     
ПК . Осуществлять сестринский процесс при уходе за
пациентом

Для этого студент должен уметь:


формулировать цель каждого этапа и знать способ достижения цели;


понимать взаимосвязь собранной информации о пациенте и постановки сестринского
диагноза;


определять цели и предположительный объём сестринского вмешательства в порядке
приоритетности проблем;


используя оценочные критерии, сравнивать итоговый результат с желаемым;


используя оценочные критерии, сравнивать итоговый результат с желаемым;


анализировать информацию, заложенную в ситуационную задачу и составлять план
сестринского ухода;


объективно оценивать свои знания и умения.

Знать:

1.            
Этапы сестринского процесса.

2.            
Классификацию В. Хендерсон в интерпретации
С. А. Мухиной и И. И. Тарновской осуществление сестринской помощи проводится в
рамках 10 фундаментальных потребностей.

Литература,
использованная при составлении пособия
:

1)     С. А.
Мухина, И. И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела»./Учебное
пособие. М.:Родник 2001 год.

2)     А. И.
Шпирна, Е. Л. Коноплёва, О. Н. Евстафьева «Сестринский процесс. Универсальные
потребности человека»./Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.:ВУМЦ
2002 год.

3)     Банк задач
к предмету «Основа сестринского дела» по разделу «Сестринский
процесс»./Составитель В. Л. Осипова. М.: 2004 год.

4)     Рабочая
тетрадь студента для практических занятий по сестринскому делу, часть
I./Составитель
С. Е. Хвощова. М.: 2001 год.

Пояснительная
записка

    
Учебно – методическое пособие по решению ситуационных задач предназначено для
студентов 2-4 курсов сестринского отделения. Изложенный материал предоставляет
возможность самостоятельно отрабатывать навыки в решении задач как на занятиях
в аудиториях, так и во время внеаудиторных работ. Является помощником на учебно
– производственной практике, во время непосредственной работы при выявлении
проблем, составлении плана ухода и оформлении учебной истории болезни.

    
Данная разработка построена на базе раздела «Сестринский процесс» учебного
пособия «Теоретические основы сестринского дела» С. А. Мухиной и И. И.
Тарновской. Структура руководства предельно проста и удобна в использовании.
Здесь так же последовательно отражены все этапы сестринского процесса с примерами
и пояснениями.

    
Итог самостоятельной деятельности студента – понимание этапов сестринского
процесса, составление плана ухода.

    
По каждой теме раздела «Сестринский процесс», к данному пособию может быть
предложена преподавателем ситуационная задача

«Специалист в области сестринского дела должен уметь
анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей
профессиональной компетенции и полномочий, то есть должен уметь осуществлять и
документировать сестринский процесс при уходе за пациентом».

Из приказа «О
номенклатуре специальностей»

 Схема
(последовательность) решения ситуационных задач представлена ниже. Помимо
методического пособия обязательно прочитай 7-ю и 8-ю главы учебного пособия
«Теоретические основы сестринского дела» С. А. Мухиной, И. И. Тарновской.

1.      Цель
сестринской работы – поддержание и восстановление независимости пациента в
удовлетворении его основных потребностей. По классификации В. Хендерсон в
интерпретации С. А. Мухиной и И. И. Тарновской осуществление сестринской помощи
проводится в рамках 10 фундаментальных потребностей (дышать, питаться и пить,
отправлять, двигаться, спать, быть чистым и опрятным, иметь нормальную
температуру, быть в безопасности, трудиться, отдыхать, общаться).

2.      Сестринский
процесс – это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает
5 этапов. Напоминаю о цели каждого этапа и ее достижении – взгляни на таблицу!

ЭТАП

ЦЕЛЬ

СПОСОБ
ДОСТИЖЕНИЯ

I

Оценка
состояния фундаментальных потребностей

Собрать
информационную базу о пациенте

Беседа
с пациентом, его родственниками, знакомство с документацией, обследование
пациента, использование лабораторных данных

II

Постановка
сестринских диагнозов и формулирование проблем пациента

Определить
нарушенные потребности пациента, выявить приоритетные проблемы

Интерпретация
данных

III

Планирование
сестринской помощи

Разработать
стратегию поставленных целей, определить их выполнимость

Составление
сестринского плана, определение первоочередных мероприятий, консультации

IV

Реализация
плана сестринского ухода

Провести
координацию действий, улучшить самочувствие пациента

Выполнение
поставленных задач

V

Оценка
сестринского ухода

Определить,
в какой степени достигнуты поставленные цели

Анализ
достигнутых целей и результатов, выявление нерешенных проблем, необходимости
дополнительной помощи

3.      В
сестринском процессе нуждается не каждый пациент, а только тот, который имеет
полную или частичную потерю независимости при осуществлении процессов
повседневной жизнедеятельности. Говоря человеческим языком – когда пациенту
трудно покушать, помыться, сходить в туалет, общаться с родными и т.д. из-за
своего болезненного состояния.

Теперь
попробуем:

    
— понять каждый этап сестринского процесса,

    
— выяснить, как будет заполняться документация,

    
— решить с моей и твоей помощью ситуационные задачи.

Iэтап. Будем
выявлять потребности, удовлетворение которых нарушено. Для этого:

    
— Сопоставим обычный, ежедневный стереотип удовлетворения      потребностей с
тем, как эта потребность удовлетворяется пациентом в настоящий момент.

    
— Затем постараемся выявить имеющийся дефицит самоухода. Хорошо бы узнать
причину трудностей пациента и его возможности в удовлетворении тех или иных
потребностей.

    
— сопоставим обычный, ежедневный стереотип удовлетворения потребностей с тем,
как эта потребность удовлетворяется пациентом в настоящий момент.

    
— затем постараемся выявить имеющийся дефицит самоухода. Хорошо бы узнать
причину трудностей пациента и его возможности в удовлетворении тех или иных
потребностей.

    
— собранные данные зарегистрируем в «Листе первичной оценки» предложенной в
учебнике «Теоретические основы сестринского дела» на стр. 118-121. В учебнике
дан перечень вопросов для сбора информации по каждой потребности. Но не
ограничивай себя только предложенными вопросами, каждый пациент индивидуален и
предусмотреть объем беседы невозможно.

Пример № 1.

Пациент Р. Т. Нечаев, 72 лет, находится на лечении в
неврологическом отделении.

Субъективная оценка: жалобы на то, что
проливает пищу во время еды из-за дрожания кистей рук.

Объективная оценка: вес 77
кг, рост 180 см, ЧДД 22 в 1 мин.,
Pls 86 уд. в мин., АД
150/100 мм рт. ст.,
t 36, 6.

Кожа чистая, эластичность и тургор снижен.

Аппетит хороший. Имеет полностью съемные протезы.

Малоподвижен. Тремор (дрожание) кистей рук, из-за
которого плохо удерживает предметы, появилось в последние несколько месяцев.

Задание: оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности в питании и приеме
жидкости.

Лист первичной
оценки

Потребность
в питании и питье

1.      Хороший
ли аппетит?

2.      Нужно ли
обращаться к диетологу?

3.      Имеются
ли зубы?

4.      Может ли
принимать пищу самостоятельно?

1.      Да.

2.      Нет.

3.      Полностью
съемные протезы.

4.      В
настоящий момент из-за тремора кистей рук не удерживает и проливает пищу.

Заключение: Нуждается в
помощи при приеме пищи.

Пример № 2.

Пациент О. С. Хаминский, 54 года, находится длительное
время в отделении на обследовании.

При субъективной оценке жалоб не
предъявляет.

Объективная оценка: вес 85
кг, рост 190 см, ЧДД 20 в 1 мин.,
Pls 70 уд. в мин., АД
130/80 мм рт. ст.,
t 36,6.

Слух хороший, носит очки +4Д.

Во время беседы проявляет недовольство,
раздражительность, повышает голос на медицинский персонал, т. к. считает, что
его «бросили».

Имеет жену и взрослую дочь. Говорит, что хотел бы
видеть их чаще.

Задание: оформи лист
первичной оценки при нарушении потребности в общении.

Лист первичной
оценки

Потребность
в общении

1.      Имеются
ли трудности со слухом?

2.      Есть ли
нарушение зрения?

3.      Имеются
ли трудности при общении?

1.      Нет.

2.      Носит
постоянно очки +4Д.

3.      Женат,
имеет взрослую дочь. Обижен на своих близких за то, что они не уделяют
достаточно внимания. Иногда повышает голос на сестер, считает, что его «бросили».

Заключение: Нуждается в
поддержке близких и других окружающих его людей.

Пример № 3.

Пациент С. З. Жижин, 68 лет, поступил в отделение
терапии.

Субъективная оценка: жалобы на
периодическую задержку стула в течении последнего года.

Объективная оценка: вес 92
кг, рост 178 см, ЧДД 22 в 1 мин.,
Pls 88 уд. в мин., АД
160/110 мм рт. ст.,
t 37,2.

Кожа чистая, слегка влажная, эластичность и тургор в
норме.

Мочеиспускание в норме, дизурии нет.

Последний раз стул был 5 дней назад. По совету
родственников, при длительной задержки стула, принимает слабительные свечи
«Бисакодил».

Задание: оформи лист
первичной оценки при нарушении потребности в физиологических отправлениях.

Лист первичной
оценки

Потребность
в физиологических отправлениях

1.      Функционирование
мочевого пузыря

2.      Функционирование
кишечника

3.      Использование
слабительных средств

1.      В норме,
без изменений.

2.      В
последний год стул со склонностью к запорам.

3.      По
совету родственников периодически принимает слабительные свечи.

Заключение: нуждается в
урегулировании схемы лекарственной терапии лечения запоров.

IIэтап. На этом
этапе научимся формулировать сестринский диагноз. «Сестринский диагноз
(проблема пациента) должен/а отражать дефицит самоухода, имеющийся у пациента,
и должен/а быть направлен/а на его преодоление» (В. Хендерсон).

Делаем
вывод:

  
— Отдельные симптомы и признаки заболевания (например – кашель, одышка, боль)
не являются проблемой пациента.

Если
ты ставишь проблему с точки зрения симптоматического ухода, то необходимо
отразить в ее содержании дефицит самоухода с указанием этиологического фактора
(причины).

Например,
не «кашель», а «пациент не может спать из-за сильного кашля», не «лихорадка», а
«пациент жалуется на сильный озноб из-за лихорадки».

 
— Никогда не путай понятия «проблема (сестринский диагноз)» и «потребность».

Например,
«нарушение потребности в общении» — формулировка расплывчатая и неконкретная.
Проблема же указывает, в чем конкретно проявляется нарушение удовлетворения той
или иной потребности. При нарушении удовлетворения потребности «общаться»
проблемы (сестринские диагнозы) могут быть: социальная изоляция из-за
тугоухости, дефицит семейной поддержки и т.д.

Постарайся
не забыть важные советы. В подтверждении усвоенной информации вернись к нашим
примерам (№1, №2, №3). Сформулируй проблемы пациентов (сестринские диагнозы) и
сравни с эталоном №1.

Эталон №
1.

Пример №1: пациент
не может принимать пищу самостоятельно из-за тремора кистей рук.

Пример № 2: пациент
испытывает дефицит семейной поддержки, негативно относится к мед. персоналу.

Пример № 3: бесконтрольный
прием слабительных средств.

IIIэтап. Здесь мы
должны определить цели и спланировать уход.

    
Существуют определенные требования к постановке целей сестринского
вмешательства:

    
А. Цель должна соответствовать поставленной проблеме.

Например, проблема
– «пациент не может спать из-за одышки и сильного кашля».

Правильно
сформулированная цель

Неправильно
сформулированная цель

Сон
пациента будет не менее 7 часов ночью.

У
пациента не будет одышки и кашля.

В. Цель должна быть достижимой.

«Пациент не
понимает необходимость отказа от курения».

Правильно сформулированная цель

Неправильно сформулированная цель

Пациент уменьшит количество выкуриваемых
сигарет до 10 – 7 в день к концу недели.

Пациент бросит курить.

С. Цель формулируется в пределах сестринской, а не
врачебной компетенции.

«Мокрота отходит
не эффективно».

Правильно
сформулированная цель

Неправильно
сформулированная цель

Пациент продемонстрирует способы
улучшения откашливания мокроты к концу беседы с сестрой.

У пациента не будет кашля с мокротой к
концу выписки.

D. Цель
должна формулироваться «от пациента».

«Пациент не умеет
контролировать АД».

Правильно
сформулированная цель

Неправильно
сформулированная цель

Пациент
продемонстрирует умение самому себе измерять АД и правильно оценивать
полученные результаты к концу 2-ого дня обучения.

Сестра
обучит пациента измерять АД самому себе.

Е. Цели должны быть конкретными, понятными и ясными,
следует избегать расплывчатых формулировок».

«Пациент испытывает
тревогу и беспокойство».

Правильно
сформулированная цель

Неправильно
сформулированная цель

Пациент
будет свободно выражать свои мысли и чувства.

У
пациента не будет душевного дискомфорта.

F. Цели
должны быть измеряемы, наблюдаемы и иметь конкретные сроки.

«Риск
обезвоживания».

Правильно
сформулированная цель

Неправильно
сформулированная цель

Пациент
будет получать не менее 2 литров жидкости в день, во время пребывания в
стационаре.

Пациент
будет получать достаточно жидкости.

По
срокам различают 2 вида целей:

1.      Краткосрочные
реализуемые за время до 1-ой недели.

2.      Долгосрочные
реализуемые за время более 1-ой недели.

Например,
проблема – «пациент не может поддерживать личную гигиену из-за слабости и
депрессии».

Краткосрочная
цель

Долгосрочная
цель

Пациент
продемонстрирует понимание необходимости проведения мероприятий личной
гигиены для улучшения самочувствия к концу беседы с сестрой.

Пациент
будет соблюдать личную гигиену в течении всего времени заболевания.

Эталон №
2.

Пример №1: Во время еды пациент будет
аккуратен, пищу проливать не будет.

Пример №2: Семья пациента будет навещать
его в больнице ежедневно в удобное время в течение всего периода нахождения в
ЛПУ.

Пример №3: Прием лекарственных средств
будет осуществляться в соответствии с назначением врача.

IVэтап.
Определены нарушенные потребности, сформулированы проблемы, поставлены цели. На
этом этапе мы будем реализовывать сестринский уход. На практике, все действия
сестры, касающиеся осуществления ухода, обсуждаются совместно с пациентом, за
исключением случаев, когда это невозможно сделать по объективным причинам
(сумеречное сознание, заболевание психики и т.д.).

Объем
вмешательств включает:


беседы


рекомендации


обучение


советы


манипуляции


контроль


консультации


привлечение пациента к процессу планирования и обеспечения ухода и т.д.

V этап. Здесь мы
подведем итог нашей работы, то есть проведем оценку и координацию ухода.

На
этом этапе ты сравнишь имеющийся результат с желаемым, используя оценочные
критерии. В качестве оценочных критериев могут быть использованы
слова и/или поведение пациента, данные объективного исследования, информация от
окружения пациента.

Например,
при обезвоживании в качестве оценочного критерия может выступать водный баланс,
а при оценке уровня боли – соответствующие цифровые шкалы.

Например:

Проблема

Цель

Вмешательство

Кратность
оценки

Итоговая
оценка

У
пациента фантомные боли в области ампутированной конечности, соответствуют
8-и баллам

Уровень
боли снизится с 8-и баллов до 3-4-х

1)Беседа
о заболевании с целью психологической поддержки.

2)Совет:
ощущения уменьшаться, если посмотреть на место ампутации.

3)Обучить
суггестивным (основанным на внушении) методам обезболивания

Однократно
и по мере необходимости

Фантомные
ощущения уменьшились, боль соответствует 4-м баллам.

Эталон
№3.

Проблемы

Цели

Вмешательство

Кратность оценки

Итоговая оценка

1.Пациент
не может принимать пищу, самостоятельно из-за тремора кистей рук.

Во
время еды, пациент будет аккуратен, пищу проливать не будет.

1)Рекомендация:
жидкую пищу принимать через коктейльную трубочку или поильник.

2)Поддерживать
пациента за локоть при приёме пищи.

Однократно.

Ежедневно.

Во
время еды, пациент аккуратен, пищу не проливает.

2.Пациент
испытывает дефицит семейной поддержки, негативно относится к медперсоналу.

Семья
пациента будет навещать его в больнице ежедневно в удобное время в течение
всего периода нахождения ЛПУ.

1)Беседа
с родственниками о необходимости психологической поддержки.

2)Рекомендация
родственникам:


ежедневно посещать пациента,


создать обстановку приближенную к домашней.

3)Привлечение
пациента к процессу планирования и обеспечения ухода.

Однократно
и по мере необходимости.

Ежедневно.

Пациент
спокоен, адекватен, охотно выполняет рекомендации медперсонала.

3.Бесконтрольный
прием слабительных средств.

Прием
лекарственных средств, будет осуществляться в соответствии с назначением
врача.

1)Беседа
о заболевании с целью мотивации пациента.

2)Объяснение
механизма действий назначенных препаратов.

3)Контроль
за выполнением назначений.

Однократно
и по мере необходимости.

Пациент
выражает понимание во время беседы. Препараты принимаются согласно назначению
врача.

  Что бы окончательно закрепить материал,  предлагаю
без подсказок и подглядываний решить ситуационные задачи и оценить себя по
5-бальной системе.

Открой «Приложение», реши задачи и оцени свои знания
на оценку.

На занятиях в аудитории преподаватель имеет право
снижать оценку за стилистические ошибки и некорректные формулировки

Приложение

Критерии оценки
решения ситуационных задач.

«5»


выделены и сформулированы приоритетные проблемы,


грамотно определены цели сестринского вмешательства,


подробно описаны сестринские вмешательства,


соответственно целям дана текущая и итоговая оценка.

«4»


выделены и сформулированы приоритетные проблемы,


грамотно определены цели сестринского вмешательства,


неполный объем сестринских вмешательств,


соответственно целям дана текущая и итоговая оценка.

«3»


выделены и сформулированы приоритетные проблемы,


ошибочно определены цели сестринского вмешательства,


неполный объем сестринских вмешательств,


соответственно целям дана текущая и итоговая оценка.

«2»


ошибочно выделены и сформулированы приоритетные проблемы,


не верно определены цели сестринского вмешательства,


скудно и кратко описаны сестринские вмешательства,


не корректно дана текущая и итоговая оценка.

Задача №1

    
Григорьев В. П., 75 лет, находится на лечении в неврологическом отделении с
болезнью Паркинсона.

   
ЧСС – 88 в минуту, ЧДД – 18 в минуту, АД – 140/90 мм рт. ст.,
t тела
36,6, рост – 170 см, вес – 70 кг.

    
В. П. медлителен и неразговорчив. Не проявляет интереса к окружающему, не
старается быть опрятным. Большую часть времени предпочитает лежать. Ходит
медленно, походка шаткая, склонен к падениям. Обращает внимание сильное
дрожание рук, тонкая, сухая кожа. Во время еды столовые приборы удерживает
плохо. В пространстве и времени ориентирован.

Задание: Оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности безопасной окружающей
среды
. Выяви проблемы пациента и составь план сестринского ухода.

Задача №2

    
Ивашин Григорий Михайлович, 45 лет, поступил в терапевтическое отделение
болезни по поводу сахарного диабета. Принимает сахароснижающие таблетки.

    
ЧСС – 90 в минуту, ЧДД – 20 в минуту, АД – 120/70 мм рт. ст.,
t тела –
36,6. Рост – 182 см, вес – 80 кг.

    
Аппетит резко снижен. Жидкость пьет до 1800 мл в сутки. Врачом назначена диета
№9. Пациент понимает необходимость соблюдения диеты. Съедает от предлагаемой
порции только несколько ложек. Водный баланс: пациент за сутки выделяет 2000 мл
мочи. Алкоголь не употребляет. Зубы имеются полностью.

Задание: Оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности адекватного
питания и питья.
Выяви проблемы пациента и составь план сестринского ухода.

Задача №3

    
Сорокин Алексей Петрович, 45 лет, находится на лечении в хирургическом
пульмонологическом отделении.

    
ЧСС – 90 в минуту, ЧДД – 22 в минуту, АД – 130/80 мм рт. ст.,
t тела –
37,2, рост – 175 см, вес – 55 кг.

    
Пациента беспокоит частый кашель, сопровождающийся отхождением большого
количества зловонной мокроты. Пациенту назначено принимать 4 раза в день по 40
минут дренажное положение, но А. П. не хочет этого делать, т. к. ему очень
неудобно лежать в таком положении, и «мокрота и так хорошо отходит».

Задание: Оформи лист
первичной оценки при нарушении удовлетворения потребности нормального
дыхания.
Выяви проблемы пациента и составь план сестринского ухода.

Эталоны
решения задач

Задача №1

Первичная оценка

Потребность
в безопасной окружающей среде

1.      Может ли
обеспечивать свою безопасность?

2.      Имеются
ли какие-нибудь двигательные и сенсорные нарушения?

3.      Имеются
ли трудности в понимании окружающей действительности?

4.      Ориентирован
ли в пространстве и времени?

1.      Склонен
к падениям, риск ожога.

2.      Склонен
к падениям, дрожание рук, очень медлителен.

3.      Медлителен
и не разговорчив.

4.      Да.

Заключение: нуждается в
помощи при передвижении из-за нарушения походки, риск ожога горячей пищей.

План ухода

Проблема

Цели с/в

Сестринское вмешательство

Кратность оценки

Оценка результата

Риск
падения при ходьбе из-за нарушения походки

Риск
падения должен быть сведен к минимуму

1.      Обеспечить
специальными приспособлениями для ходьбы (палочка, ходунки)

2.      Оказывать
помощь при ходьбе

3.      Попросить
родственников принести удобную, безопасную обувь (тапочки с задниками)

4.      Предложить
пациенту использовать судно

5.      Убрать с
пути перемещения предметы, которые могут вызвать падение

6.      Предложить
пациенту использовать кресло – каталку.

Ежедневно

В
индивидуальном режиме

Однократно

В
индивидуальном режиме

Постоянно

Однократно

Падений
при ходьбе нет

Риск
ожога

Не
допустить ожога

1.      Не
оставлять рядом с пациентом посуду с горячим содержимым

2.      Оказывать
помощь пациенту во время еды

3.      Допустимая
температура пищи и питья – 35-40

4.      Использовать
для питья стаканчик с плотно закрывающейся крышкой и соломинкой

5.      Использовать
вспомогательные приспособления для принятия пищи

Ежедневно
и во время еды

Ожога
нет

Задача №2

Первичная оценка

Потребность
в адекватном питании и приеме жидкости

1.      Хороший
ли аппетит?

2.      Нужно ли
обращаться к диетологу?

3.      Требуется
ли специальный совет по диете?

4.      Болеет
ли сахарным диабетом?

5.      Количество
употребляемой жидкости.

6.      Водный
баланс.

7.      Употребление
алкоголя.

8.      Наличие
зубов или протезов.

1.      Резко
снижен, съедает несколько ложек от предлагаемой порции.

2.      Нет.

3.      Нет,
понимает необходимость соблюдения диеты.

4.      Да,
принимает сахароснижающие таблетки.

5.      1800 мл
в сутки.

6.      Количество
выделенной мочи превышает количество выпитой жидкости (2000 мл).

7.      Нет.

8.      Полностью
собственные зубы.

Заключение: нуждается в
регулярном приеме пищи, риск снижения массы тела.

План ухода

Проблема

Цели с/в

Сестринское вмешательство

Кратность оценки

Оценка результата

Снижение
аппетита, риск снижения массы тела

Масса
тела не должна отличаться от идеальной более чем на 10%

1)Предложить
родственникам приносить любимые блюда пациента в пределах назначенной диеты

2)Следить
за количественным и качественным составом употребляемой пищи

3)Определять
вес пациента

Однократно

Ежедневно
пациент съедает: 50% каши, 100% чая, 75% супа. 25% пюре, 100% мяса, 100 %
овощей.

2
раза в неделю

Через
неделю масса тела пациента не изменилась и составляет 80
кг

Задача №3

Первичная оценка

Потребность
в нормальном дыхании

1.      Имеется
ли одышка?

2.      ЧДД.

3.      Пульс.

4.      АД.

5.      Имеется
ли кашель (сухой/влажный)?

6.      Является
ли курильщиком?

7.      Требуется
ли кислород?

8.      Требуется
ли специальное положение в постели?

1.      Нет

2.      22 в
мин.

3.      90 в
мин.

4.      130/90 мм
рт. ст.

5.      Частый
кашель, сопровождающийся отхождением большого количества зловонной мокроты.

6.      Нет.

7.      Врачом
не назначен.

8.      Врачом
назначено дренажное положение, которое пациент отказывается принимать, так
как по его мнению оно не удобно.

Заключение: пациенту
необходимо выполнять назначение врача, улучшающее отхождение мокроты.

План ухода

Проблема

Цели с/в

Сестринское вмешательство

Кратность оценки

Оценка результата

Пациент
не хочет принимать положение, улучшающее отхождение мокроты (дренажное
положение)

Через
3 дня после обучения пациент продемонстрирует умение правильно занимать
дренажное положение

1)Беседа
о заболевании и значении врачебных назначений.

2)Обучение
и помощь пациенту в выполнении дренажного положения.

3)Контроль
над выполнением назначения.

4)Контроль
за наполнением плевательницы и регулярная ее смена.

Однократно
и по мере необходимости

В
течении 2-3-х дней

Ежедневно
4 раза в день

По
мере необходимости

Пациент
проявляет заинтересованность и внимание во время беседы и обучения.

Через
3 дня пациент самостоятельно принимает положение улучшающее отхождение мокроты
(дренажное положение).

Министерство
образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И
УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

Кафедра высшей
математики

Рег. №
____________________

«____»______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по
методической работе и заочному обучению
НГУЭУ

____________Т.А.Половова

«___»_____________
20__ г.

Учебная дисциплина
МЕТОДЫ
ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Для
студентов направления 080100.62 Экономика

профилей
«Финансы и кредит»

«Налоги и
налогообложение»

«Бухгалтерский
учет, анализ и аудит»

Новосибирск 2011

Методическое
руководство разработано

Савиных
Вячеславом Николаевичем – к.э.н., доцентом
кафедры высшей математики

В.Н. Савиных

Методическое
руководство по организации самостоятельной
работы студентов соответствует
внутреннему стандарту НГУЭУ

Начальник
отдела по планированию

и
организации учебно-методической

работы
В.Е. Федорова

Утверждено
на заседании кафедры высшей
математики

(протокол
от «25» августа 2011 г. № 1).

Заведующий
кафедрой

к.ф.-м.
н., доцент
Ю.Н. Владимиров


Новосибирский
государственный университет экономики
и управления «НИНХ»

УСЛОВИЯ
СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задача 1

Для
изготовления двух видов продукции А и
Б предприятие расходует три вида
ресурсов: сырье, оборудование и труд.
Информация о нормах затрат ресурсов на
единицу выпускаемой продукции, лимиты
ресурсов, на которые рассчитывает
предприятие в плановом периоде, и
рыночные цены реализации каждой единицы
продукции приведены ниже.

Наименование
Норма затрат на
Объем

ресурса
продукт A продукт B
ресурса

Сырье (кг)
1 2
40

Оборудование
(ст.-ч)

2 1 50

Труд (чел.-ч)

1
1 35

Цена реализации
(руб.) 50 70

Задача администрации
предприятия заключается в разработке
такой программы выпуска продукции в
плановом периоде, затраты ресурсов на
которую не превысят имеющихся лимитов,
а ожидаемая выручка после продажи
выпущенной продукции будет максимальной.

Требуется:

1. Составить модель
расчета оптимальной производственной
программы для этой фирмы на основе
задачи линейного программирования.

2. Используя
графический метод решения этой модели,
найти оптимальную программу выпуска
продукции, максимизирующую ожидаемый
объем продаж.

3. Сформировать
задачу, двойственную к задаче расчета
оптимальной производственной программы,
и составить обе группы условий “дополняющей
нежесткости”.

4. Подставив в
условия “дополняющей нежесткости”
оптимальную программу выпуска, найти
предельную эффективность имеющихся у
предприятия объемов ресурсов.

5. Выполнить проверку
оптимальных решений прямой и двойственной
задачи подстановкой их в ограничения
и целевые функции.

Соседние файлы в папке Контрольная работа по МОР (1)

  • #

    31.03.20151.7 Mб32Варианты контрольной по МОР.XLS

  • #
  • #
  • #
  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 08.01.2018 17:14

Евсеева Юлия Олеговна

Учитель истории и обществознания

36 лет

рейтинг2 813
место13 595

Решение ситуационных задач

08.01.2018 17:21

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Решение ситуационных задач»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Практическое занятие «Решение ситуационных профессиональных задач»

В тетради для практических занятий необходимо:

  1. Указать наименование работы,
  2. Отразить ход выполнения работы,
  3. Выполнить задания,
  4. Сделать вывод по работе.

1 задание — составить таблицу:

Доходы семьи

Расходы семьи

1.

1.

2. …

2. …

2 задание – рассчитать сбережения (С = Д — Р) по каждой группе семей:

Группа семей

Сумма

Доходы (Д)

Расходы (Р)

Сбережения (С)

1

3500

3500

?

2

4700

4430

?

3

6850

6170

?

4

8200

7490

?

5

10000

8350

?

3 задание – ответить на вопросы:

  1. Финансовое учреждение, выдающее кредиты.
  2. Тайное похищение ценностей.
  3. Часть одежды, куда кладут деньги.
  4. Зарытые в землю ценности.
  5. Взятые в займы деньги.
  6. Денежное выражение стоимости.
  7. Разговорное обозначение миллиона денежных единиц.
  8. Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов.
  9. Деньги, получаемые за труд.
  10.  На что можно обменять любой товар?

4 задание – решить задачу:

Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимые следующие затраты времени (в минутах):

-мытье овощей — 10 мин.

-резку овощей — 10 мин.

-чистку картофель — 10 мин.

-варку картофеля — 30 мин.

-приготовление пюре — 10 мин.

-приготовление котлет из фарша — 10 мин.

-жарка котлет — 30 мин.

-накрывание стола — 10 мин.

Всего: 120 мин.

Вопрос: В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к мамину приходу? Распределите последовательность работ так, чтобы уложиться в 60 минут.

5 задание — Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова:

СИПЕНЯ

ЛАКМЕРА

ПАРТАЛАЗ

ОВОДРОГ

КАНОЭКОМИ

6 задание – загадки:

На товаре быть должна

Обязательна

Коль трудиться круглый год

Будет кругленьким….

Журчат ручьи, промокли ноги

Весной пора платить …

Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без …

Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой …

И врачу, и акробату

Выдают за труд

7 задание – необходимо объединить два слова «ДЕНЬГИ» и «ДРУЖБА» и получить пословицу:

___________________________________________________

8 задание – подсчитать примеры:

  1. 16 х 1= _____
  2. 250 : 5 = _____
  3. 111-21 = _____
  4. 24 + 123 = _____
  5. 777 + 333 = _____
  6. 5 + 256 = ____
  7. 1234 – 234 = _____
  8. 9 + 3 = ____
  9. 12 – 3 = ____
  10.  100 – 50 = ____

9 задание – вспомнить тему «Организация самостоятельной работы во время прохождения практик» и написать 5 слов, начинающихся с буквы «П».

10 задание — необходимо найти правильные соответствия терминов:

1

Столкновение противоположных интересов, острый спор

1

Заработная плата

2

Денежное выражение стоимости товара

2

Банк

3

Финансовое учреждение, выдающее кредиты

3

Кража

4

Тайное похищение ценностей

4

Цена

5

Взятые в займы деньги

5

Конфликт

6

Деньги, получаемые за труд

6

Долг

11 задание – объединить термины общим словом (рецепт):

  1. Мясо, соль, масло = ___________________
  2. Мука, соль, сахар, яйца = ______________
  3. Яйца, молоко = ______________
  4. Капуста, бульон = _____________
  5. Творог, мука, масло = _____________

12 задание – построить диаграмму «Потребление фруктов в России» по данным:

  • бананы – 19%
  • яблоки – 50%
  • мандарины – 20%
  • груши – 11%

13 задание — представьте, что Вы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но Вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, «За деньги можно купить кровать», Вы дописываете — «Но не сон». 

  1. за деньги можно купить часы, но не …
  2. за деньги можно купить лекарство, но не …
  3. за деньги можно купить еду, но не …
  4. за деньги можно купить дом, но не …
  5. за деньги можно купить развлечения, но не …
  6. за деньги можно купить икону, но не …
  7. за деньги можно купить клоунов, но не …

14 задание – решить тестовое задание:

1. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?

а) Сто долларов;

б) Сто евро;

в) Сто друзей;

г) Сто лет одиночества.

2. Как говорят о больших деньгах?

а) Куры не клюют; 

б) Мыши не грызут;

в) Волки не дерут; 

г) Глаза не смотрят.

3. На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день;

б) На полярную ночь;

в) На високосный год;

г) На золотой век.

15 задание – дать логичные ответы на вопросы: 

1. Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?

2. Два землекопа выкапывают два метра канавы за два часа. Сколько землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы?

3. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице.

16 задание – отгадать профессию по словам:

?

Ножницы

Кресло

Фен

?

Витрина

Товар

Цена

?

Белый халат

Лекарства

Витамины

?

Мел

Класс

Доска

?

Лопата

Сад

Цветы

?

Автомобиль

Путь

Дорога

?

Блюдо

Обед

Ресторан

?

Метла

Двор

Листья

?

Микрофон

Сцена

Зрители

?

Победа

Тренировка

Сила воли

17 задание — мы узнаем о создании нового товара через рекламу. Реклама — это деятельность по ознакомлению людей с товарами. Какие вы знаете виды (примеры) реклам?

18 задание — составьте бюджет семьи, используя следующие сведения, результат оформите в таблицу:

Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

Итого

Итог

  • Семья проживает в трехкомнатной квартире, оплата составляет 5000 рублей.
  • Жена 45 лет работает бухгалтером и получает зарплату 35500 рублей.
  • Муж 50 лет работает водителем и получает зарплату 24550 рублей.
  • Тёща получает пенсию 6600 рублей.
  • Старшая дочь 19 лет студентка получает стипендию 1100 рублей.
  • Сын 12 лет ученик 7 класса получает детское пособие 750 рублей.
  • Младший сын посещает музыкальную школу оплата 1200 рублей.

19 задание – выберите 10 продуктов, которые должны обязательно присутствовать в рационе питания каждой семьи:

1) хлеб;
2) сахар;
3) минеральная вода;
4) масло;
5) кукурузные хлопья;
7) рыба;
8) кальмар сушеный;
9) газированные напитки;
10) молоко;
11) яйцо;
12) майонез;
13) картофель;
14) овощи;
15) сухофрукты;

16) соль;
17) креветки;
18) кондитерские изделия;
19) сельдь;
20) финики сушеные;
21) маринады;
22) сало копченое;
23) орешки соленые;
24) конфеты;
25) чипсы.

20 задание – составить схему (не менее 7 звеньев) из продуктов питания, таким образом, чтобы последняя буква первого звена была первой буквой второго звена и т.д., например, МясОкороКолбасАбрикоСметана…

21 задание – узнайте блюдо по ингредиентам:

?

Картинки по запросу яйца

Картинки по запросу мука

Картинки по запросу орехи

?

Картинки по запросу рис

Картинки по запросу морковь

Картинки по запросу мясо

?

Картинки по запросу фарш

Картинки по запросу соль перец

Картинки по запросу масло

?

Картинки по запросу вода

Картинки по запросу сахар

Картинки по запросу кофе

?

Картинки по запросу сухофрукты

Картинки по запросу вода

Картинки по запросу сахар

22 задание — определите последовательность совершения покупки:

  1. сбор информации о товаре;
  2. составление списка необходимого товара;
  3. момент совершения покупки;
  4. выбор магазина в соответствии со списком товаров;
  5. оценка товара и услуг.

23 задание – экономические термины встречаются в литературных произведениях, в устном народном творчестве (пословицах, поговорках). Вспомните сказки, кинофильмы, песни, литературные произведения, пословицы, поговорки, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве. Например, мультфильм «Золотая Антилопа», к/ф «Бриллиантовая рука»; поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и т.д. Приветите 7 примеров.

Герасимова Н.И. Руководство по решению ситуационных задач по маркетингу — файл n1.doc

приобрести
Герасимова Н.И. Руководство по решению ситуационных задач по маркетингу
скачать (315 kb.)
Доступные файлы (1):


    Смотрите также:

  • Кудрявцева Л.Б. Сборник ситуационных задач по маркетингу (Документ)
  • Беспятых В.И., Скопина И.В. Сборник тестов, задач, практических и ситуационных заданий, вопросов для самопроверки и деловых игр по маркетингу (Документ)
  • Ицкович Г.М. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов (Документ)
  • Гмурман В.Е Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике (Документ)
  • Фирганг Е.В. Руководство к решению задач по курсу общей физики (Документ)
  • Васин С.И., Иванов В.И., Филипов А.Н. Методические указания к решению задач по элементарной математике (Документ)
  • Беспятых В.И., Скопина И.В. Сборник тестов, задач, практических и ситуационных заданий, вопросов для самопроверки и деловых игр по маркетингу (Документ)
  • Аркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике (Документ)
  • Лучкевич В.С. Основы социальной медицины и управление здравоохранением (Документ)
  • Кравцова Н.А. Фалеев Д.С. Руководство к решению задач по электростатике. Сборник задач (Документ)
  • Рекач В.Г. Руководство к решению задач по теории упругости (Документ)
  • Аркуша А.И. Руководство к решению задач по теоретической механике (Документ)

n1.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный технический университет

Ситуационный анализ рынка
методические указания по выполнению домашнего задания

Омск — 2006
Составитель Н.И. Герасимова
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

Редактор Т.А. Жирнова

ИД № 06039 от 12.10.01

Свод. темплан 2006 г.
Подписано к печати. Бумага офсетная. Формат 60х84 1/16.

Отпечатано на дупликаторе. Усл. печ. л. 2,75. Уч.-изд. л. 2,75.

Тираж 150. Заказ

Изд-во ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира 11.

Типография ОмГТУ.

Введение

Настоящий сборник задач связан с проведением игро­вого интерактивного маркетингового исследования в рамках задан­ной рыночной ситуации. Маркетинговые исследования в контексте данного практикума заключаются в выяснении отноше­ния некоторого сегмента потребителей к некоторому товару. Это достигается путем анализа потребностей, предпочтений и потреби­тельской удовлетворенности воплощением товара, уровня конкурен­тоспособности товара и стратегии маркетинга по совершенствованию товара.

Данная система базируется на принципах искусствен­ного интеллекта и позволяет имитировать процесс выработки стратегии маркетинга по совершенствованию товара, используя приемы, аналогичные тем, какие использовал бы в работе бакалавра экономики.

1. Цели и задачи сборника

1. Закрепить знания студентов по теоретическим основам кур­са «Маркетинг», связанных со следующими разделами:

– сегментация рынка;

– изучение потребностей и предпочтений потребителей;

– маркетинговые исследования отношения потребителей к то­варам;

– изучение конкурентов;

– определение уровня конкурентоспособности товара;

– определение стратегии маркетинга по совершенствованию товара.

2. Привить студентам навыки постановки задач, связанный с практическим использованием знаний по разделам, перечисленным выше.

3. Обучить студентов основам самостоятельного принятия решений в рамках игровых ситуаций, сложившихся на гипотетических рынках.

4. Способствовать развитию аналитического мышления, творческого подхода

к решению проблем, возникающих в коммерческой деятельности.

5. Закрепить навыки студентов по применению средств в процессе решения задач в сфере маркетинга.

6. Ознакомить студентов с основами знаний в области новых маркетинговых технологий, применяющихся в коммерческой деятель­ности.

Задачи, которые ставит перед студентами предлагаемый сборник в обобщенной форме, следующие:

1. Анализ деятельности некоторой фирмы заданного профиля на гипотетическом рынке, сегментация потребителей фирмы и формирование ассортимента товаров, ориентированных на определенные сегменты.

2. Изучение некоторого заданного товара: определение необ­ходимых характеристик товара, значимых для поддержания конкурентоспособности товара: оценка важности характеристик товара для потребителя, ранжирование характеристик в соответствии с потребительскими предпочтениями, оценка реального воплощения характеристик и потребительской удовлетворенности.

3. Изучение конкурентов: оценка воплощения характеристик товара, выпускаемого конкурентом, определение уровня конкурентоспособности товара основной фирмы и аналогичным товаров конкурентов, сравнительный анализ конкурентоспособности товаров.

4. Определение направлений совершенствования товара основной фирмы и формирование стратегии маркетинга, нацеленной на со­вершенствование товара.

Каждому студенту предлагается выполнить индивидуальное задание. описывающее игровую ситуацию, сложившуюся на рынке, и связанное с решением одной или нескольким задач, перечисленный выше. Условия задач составлены таким образом, что ответ не обязательно должен быть однозначным. Это оставляет возможность для выражения самостоятельного взгляда на проблему и проявления творческого подхода к ее решению. Однако, во избежание разночтении, представляется необходимым установить единство терминоло­гии, применяющейся в условии заданий и данном методическом указании. Одновременно имеет смысл очертить концептуальный подход к формированию стратегии маркетинга, на котором базируется предла­гаемый студентам практикум.

2. Терминология и концепция сборника

В качестве ключевых понятий будем рассматривать следующие:

– рынок;

– сегмент потребителей;

– товар;

– конкурентоспособность товара;

– стратегия маркетинга.

Под рынком в контексте данного сборника бу­дем понимать совокупность существующих и потенциальных потреби­телей товара одного вида. Принято рынки товара подразделять на сегменты — группы потребителей товара, отличные друг от друга по тем или иным признакам. Среди этих признаков обычно выделяют следующие:

– мотивы покупки;

– факторы, влияющие на решение о приобретении товара;

– характер принятия решения о покупке;

– обычный способ покупки;

– типичные способы использования товара.

Распространено следующее деление на сегменты:

– индивидуальные потребители;

– коллективные потребители (предприятия, организации).

Внутри каждого сегмента возможно подразделение по более узким признакам, значимым для формирования отношения потребителя к товару. Так, для индивидуальных потребителей значимыми могут быть такие признаки, как пол, возраст, национальность и др.

Подразделение всей совокупности потребителей на сегменты необходимо, чтобы установить, какие требования предъявляют к то­вару потребители, объединенные каким-либо сходством, и разрабо­тать не товар «вообще», а товар, нацеленный именно на данный сегмент. Такой ориентированный подход к разработке товара позво­ляет фирме создать и выпустить на рынок товар, заведомо пользую­щийся спросом определенного сегмента потребителей. Ориентация на сегмент также обязывает фирму целенаправленно совершенствовать товар в стремлении сделать его идеальным для данного сегмента.

В классическом маркетинге товару дается следующее определе­ние: товар — это продукт, который предназначен для удовлетворе­ния некоторой потребности: производится производителем для про­дажи: приобретается потребителем посредством покупки. Одна­ко, чтобы понять механизм маркетинга как системы, позволяющей фирме воздействовать на спрос потребителей, этого определения нам будет недостаточно.

Прежде всего обращаем внимание на следующее: товар является квинтэссенцией деятельности фирмы: он представляет собой ос­новной инструмент реализации рыночной политики фирмы. В товаре концентрируются все усилия фирмы по завоеванию потребителей в борьбе с конкурентами. Именно посредством товара фирма способна достигнуть успеха у той группы потребителей, которую она опреде­ляет как главную и на которую ориентировалась в процессе разра­ботки товара. Для того чтобы достигнуть успеха фирме необ­ходимо понимать, что для потребителя важно не просто удовлетво­рить определенную локальную потребность в чем-либо, а удовлетворить ее с наибольшими удобствами и наименьшими издержками для себя

Таким образом, товар представляет перед нами не просто как некое изделие, а как совокупность целого ряда составляющих, каждая из которых нацелена на удовлетворение определенной потреб­ности определенного сегмента потребителей. Итак, товар — не просто материальное воплощение ряда потребительных свойств, но решение целого комплекса проблем потребителя.

В этот комплекс входит и удовлетворение эстетических требований, и соответствие цены товара платежеспособности покупателя, и удобство приобрете­ния и использования товара, и возможность последующей утилиза­ции товара или его компонентов, и многое другое. Назовем сово­купность этих проблем глобальной проблемой потребителя и будем рассматривать товар под углом обслуживания потреби­теля.

В комплекс элементов, составляющих товар, будем включать следующее:

1. Изделие (основа товара, продукт исследований, разрабо­ток и производства, носитель потребительских свойств и средство удовлетворения определенной потребности), его параметрические, эксплуатационные и экономические характеристики, уровень качес­тва.

2. Цена товара, формы и способы платежа.

3. Меры стимулирования спроса (реклама, сервис, ярмарка, выставки и т.д.).

4. Методы товародвижения и сбыта.

Элементы, сгруппированные в указанные четыре группы, будем называть характеристиками товара. Укрупненный перечень характе­ристик гипотетического товара, на который предлагается ориенти­роваться студентам при решении задач, представлен в приложе­ниях (прил. 1). Для каждого конкретного товара фирма дол­жна формировать индивидуальный комплекс характеристик, необходи­мым для решения глобальной проблемы потребителя, связанной с данным товаром.

Для каждой характеристики можно определить ее идеальное воплощение – то, что ожидают и что требуют потребители. Товар, все характеристики которого полностью отвечают ожиданиям потреби­телей, будем называть идеальным. Понятно, что реальные товары в той или иной мере будут отличаться от идеального и, следова­тельно, больше или меньше удовлетворять потребителя. В условиях же широкого выбора аналогичных товаров на рынке потребитель бу­дет предпочитать товар той или иной фирмы, в зависимости от то­го, насколько хорошо воплощены в товаре важные для него (потребителя) характеристики. Таким образом, можно говорить о конкурентоспособности товара как о степени, в которой товар удовлет­воряет потребителя, или как о мере приближения реального товара к идеальному.

Как отмечено выше, конкурентоспособность — это способность товара отвечать ожиданиям требованиям потребителя в условиях рынка, насыщенного товарами и услугами, то есть в условиях сво­бодной конкуренции, следовательно, конкурентоспособность товара отражает не только взаимоотношения фирмы и потребителя, но и взаимоотношения фирмы и конкурентов.

Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, добиться стабильно высокого спроса на свою продукцию, фирма должна стремиться приб­лизить реальный товар к идеальному. То есть фирме необходимо последовательно повышать уровень конкурентоспособности товара. Для этого фирма должна реализовывать систему мероприятий, нап­равленных на совершенствование тех характеристик товара, степень воплощения которых недостаточно высока.

Систему мер по совершенствованию всех характеристик товара, нуждающихся в этом, назовем стратегией маркетинга. В соответ­ствии с принятой группировки характеристик товара стратегия маркетинга будет включать мероприятия по следующим направлениям:

– ассортиментная политика,

– ценовая политика,

– политика стимулирования спроса,

– политика товародвижения и сбыта.

Таким образом, каждое мероприятие маркетинга направлено на совершенствование однозначно соответствующей ему характеристики товара. Укрупненный перечень мероприятий маркетинга представлен в приложениях (прил. 2).

Итак, студентам предлагается концептуальный взгляд на мар­кетинг как систему мер, позволяющих разработать товар и последовательно совершенствовать его таким образом, чтобы он представ­лял собой наилучшее решение глобальной проблемы потребителя.

В контексте данной концепции будем рассматривать маркетинговые ис­следования товара как выявлений отношения потребителей к това­ру: потребностей, предпочтений и потребительской удовлетворен­ности воплощением характеристик товара.

Совокупность потребностей будем описывать как комплекс характеристик товара, каждая из которых имеет для потребителя оп­ределенную важность. Для оценивания важности предлагается использовать 5-балльную систему следующего вида:

5 – характеристика товара чрезвычайно важна для потребителя;

4 – характеристика важна в высокой степени;

3 – важна, но не слишком;

2 – маловажная характеристика;

1 – неважная характеристика;

0 – затрудняюсь оценить;

Потребительские предпочтения в отличие от важности характе­ристик будем отображать не как абсолютную оценку (важность ха­рактеристики сама по себе, вне связи с другими), а как относи­тельную оценку (насколько важна данная характеристика по сравнению с другими). Таким образом, будем ранжировать характеристики товара в соответствии с предпочтениями потребителей. Обычно при выяснении предпочтений потребителям предлагается оценивать на всю совокупность характеристик (которых может быть слишком мно­го, чтобы их сравнивать между собой), а 4—6 наиболее важных. Предлагается следующая система ранжирования характеристик по предпочтениям:

0 – невыясненный уровень предпочтений;

1,2 – высокий уровень предпочтений;

3,4 – средний уровень предпочтений;

5,6 – низкий уровень предпочтений;

Для оценивания потребительской удовлетворенности (степени воплощения) предлагается следующая система:

5 – характеристика товара отлично воплощена;

4 – характеристика воплощена хорошо;

3 – есть отдельные недостатки в воплощении характеристики;

2 – есть значительные недостатки, плохое воплощение;

1 – характеристика совсем не воплощена;

0 – затрудняюсь оценить;

Таким образом, для определения мероприятий маркетинга, на­целенных на совершенствование товара, важно знать три составляющих;

– оценку важности каждой характеристики товара;

– ранг предпочтения каждой характеристики;

– оценку воплощения каждой характеристики.

Совокупность этих оценок позволяет определить настоя­тельность совершенствования каждой характеристики товара и, сле­довательно, необходимость реализации соответствующего мероприя­тия маркетинга.

Предлагается следующая система ранжирования степени настоя­тельности совершенствования характеристик товара.

Группы:

1 – необходимо обратить повышенное внимание, требуются значительные доработки данной характеристики;

2 – имеются серьезные недостатки, характеристика нуждается в совершенствовании;

3 – требуется исправление отдельных недостатков и совершен­ствование характеристики;

4 – можно улучшить данную характеристику;

5 – есть возможности для дальнейшего совершенствования ха­рактеристики.

Уровни:

0 – с невыясненным предпочтением;

1 – с высоким уровнем предпочтения;

2 – со средним уровнем предпочтения;

3 – с низким уровнем предпочтения;

Необходимость реализации мероприятии предлагается ранжировать по 10-балльной системе следующим образом:
Мероприятие маркетинга Мероприятие маркетинга

наименее важно наиболее важно

1 10

Ранжирование настоятельности совершенствования в зависимос­ти от сочетания оценок представлено в прил. 3. Основная идея ранжирования настоятельности заключается в следующем: чем больше важность характеристики для потребителя, тем выше ранг предпочтения и чем меньше степень воплощения характеристики тем настоятельнее требуется совершенствовать данную характеристику.

Итак, студентам предлагается осуществить маркетинговые ис­следования заданного гипотетического товара, выпускаемого неко­торой фирмой и функционирующего на некотором рынке в условиях заданной игровой ситуации. На основе проведенных исследований необходимо определить уровень конкурентоспособности товара, дать сравнительный анализ конкурентоспособности товаров основной фир­мы и конкурентов, выявить направления совершенствования товара, опредёлить настоятельность этих совершенствований и сформиро­вать стратегию маркетинга как систему мероприятий по совершен­ствованию характеристик товара. Перед студентом не обязательно будут стоять все эти задачи: конкретный ряд задач определяется условием индивидуального задания.

Здесь следует отметить, что термин «маркетинговые исследо­вания» включает в себя гораздо более широкий спектр действий, чем определено контекстом данного лабораторного практикума. Для определения стратегии маркетинга необходимо знать не только ста­тические оценки характеристик, товара, но также и динамику изме­нения потребительских потребностей и предпочтений, характер из­менения спроса (тенденции, величину изменения, возможные причи­ны изменения), стадию жизненного цикла товара, характер функцио­нирования товарных потоков на рынке и многое другое.

Разработанный автором настоящего учебного пособия кон­цептуальный подход к формализации процесса выработки стратегии маркетинга учитывает основные из этих параметров. Однако в предлагаемой для лабораторного практикума версии обучающей сис­темы пришлось ограничиться более узким и упрошенным подходом: за основу взята одна из сторон маркетингового исследования, а именно — о изучении отношения потребителей к товару и формирование стратегии маркетинга на основе анализа потребительских оценок товара. При этом главная цель — закрепить полученные базовые знания по основным разделам курса маркетинга и активизировать творческий потенциал студентов в про­цессе самостоятельного принятия решений в рамках упрошенных иг­ровых ситуаций.

База знаний — совокупность правил, в соответствии с которы­ми интерпретируются фактические данные и формируется то или иное заключение. В нашем случае это заключение может касаться уровня конкурентоспособности товара и степени его удовлетворительности по сравнению с товарами других фирм: необходимых направлений совершенствования товара и мероприятий маркетинга, ведущих к это­му совершенствованию (прил. 3.).

Механизм принятия решения — комплекс программ, реализую­щих анализ фактических данных по правилам, замеченных в базе знаний, и синтезирующих заключение, которое и является решением поставленной задачи.


Федеральное агентство по образованию

Понятие и особенности выполнения ситуационных задач в ВУЗе

Современное образование нацелено на развитие практических навыков студентов в рамках осваиваемой ими профессии. Несмотря на наличие практических занятий, стажировок и иных видов практической деятельности в учебном процессе, большинство работодателей отмечает доминирование «теоретического подхода» к подготовке дипломантов. В целях развития реальных профессиональных качеств в учебный процесс внедряются ситуационные или ситуативные задачи.

Что это такое?

Образовательная программа в любой сфере включает в себя аудиторную работу, которая делится на сугубо теоретическую часть и практические виды подготовки. Ко второй группе чаще всего относят семинарские занятия, практикумы, выполнение лабораторных работ и пр. В целях развития определенных общих и профессиональных компетенций в учебном процессе используется специальный прием или метод – решение ситуативных (ситуационных) задач.

Под данной категорией понимают особый вид заданий, нацеленный на развитие аналитических качеств и развитие навыков по применению полученных теоретических знаний на практике.

Ситуационная задача – это прежде всего задание с определенными условиями. В ее основе будет лежать не просто числовые данные (дано), но и описание существенных процессов, условий и пр. То есть в рамках данного вида материалов будут присутствовать как качественные, так и количественные показатели.

Специфические черты ситуационных задач

Специфические черты ситуационных задач

Среди очевидных специфических черт ситуативных упражнений можно отметить:

  • В условиях задания будет содержаться описание конкретной ситуации, затрагивающей деятельность определенного специалиста;
  • Все параметры и описания будут уложены в определенную научную область, дисциплину или специальность в целом. Также они должны учитывать текущий уровень подготовки студента;
  • Характер задачи зависит от осваиваемой профессии, при этом важно обосновать полученное решение с профессиональной точки зрения: как автор пришел к выводу, какое решение получил и почему и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Выполнение ситуационных задач позволяет студентам развивать общие, профессиональные и междисциплинарные знания и навыки. Среди функций данного метода подготовки учащихся можно отметить:

  • Развитие навыков по работе с информацией: умение отбирать и сортировать данные по видам, ориентироваться в соответствующих разделах науки или профессии, подбирать схему решения и обосновывать полученные выводы/позицию и пр.;
  • Развитие аналитических способностей и умения выделять первостепенные и второстепенные факты, отслеживать логику событий и устанавливать причинно-следственные связи, разрабатывать план решения;
  • Обосновывать полученный результат и/или искать альтернативные пути по решению задачи/проблемы.

Нередко ситуационные задачи напоминают «деловые игры», так как в ее условиях может быть задействовано несколько участников, каждый из которых выполняет определенную миссию.

Решение ситуативных заданий нацелено на всестороннее развитие студента, как будущего специалиста. При решении подобных упражнений учащиеся закрепляют освоенный материал и развивают предметные и метапредметные знания, а также совершенствуют личностные характеристики (самостоятельность или командную работу, лидерство и авторитет и пр.).

Решение ситуационных задач позволяет студентам обрести навыки по применению теоретического багажа на практике, позволяют развить коммуникационные и организаторские, аналитические навыки и сформировать навыки по констатации экспертного мнения.

Решение ситуационных задач фактически заставляет студентов «пережить» описанные обстоятельства и оценить их с профессиональной точки зрения, определить возможное решение и обосновать его эффективность, актуальность и целесообразность.

Более того, работа с подобным материалом отлично формирует навыки исследовательской деятельности, а порой содействует развитию инноваций в профессиональной и научной среде.

Виды ситуационных задач в студенческой практике

Ситуативные задачи – это не просто описание процесса или явления с констатацией фактов, изменений, проблематики. Данный комплекс заданий – особая каста в системе профессионального образования.

Разновидности ситуационных задач

Разновидности ситуационных задач

В рамках подготовки студентов принято выделять следующие виды ситуационных задач.

  1. В зависимости от осваиваемой специальности или дисциплины принято выделять экономические, юридические, педагогические, психологические, технические, физические, естественнонаучные, лингвистические и иные варианты. В данном случае специфика упражнения кроется именно в той области, которую осваивает студент, то есть ему необходимо будет воспользоваться узкоспециализированными знаниями, навыками, относящимися к конкретной дисциплине или деятельности;
  2. В зависимости от цели осваиваемого предмета или темы можно выделить ситуационные задачи на закрепление пройдённого материала, развитие сугубо аналитических качеств, а также профессионально ориентированные (работа с конкретными научными и отраслевыми канонами: формулы методики, документы и пр.);
  3. По характеру и месту в учебном процессе используют учебные — то есть нацеленные на более глубокое понимание предмета (умение классифицировать данные по видам, значимости, возможностям применения и пр.), практические – основанные на описание реальной ситуации и требующие всестороннего анализа условий и выработки научного и практического решения, плана действий с учетом особенностей изложенных условий/тенденций/качественных и количественных факторов, научно-исследовательские – нацелены на самостоятельное углубление знаний, получение новых представлений и опыта, развитию минимальных исследовательских качеств.

Чаще всего в подготовке студентов используют последнюю классификацию. Учебные задачи нацелены на закрепление пройденного материала, практические – на выработку умений по использованию теоретического багажа на практике, а исследовательские – на углубление и саморазвитие специалиста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Особенности решения ситуационных задач

Решение ситуативных задач – особое искусство, требующее определенных знаний в рамках предметной или профессиональной области.

Классическая схема по выполнению ситуационных заданий представлена ниже:

  • Шаг 1. Изучение условий задачи, предполагающее внимательное прочтение. На данном этапе важно понять какие процессы происходят, какие роли выполняют «участники задачи», какие данные предоставлены и что требуется решить (то есть какой результат должен быть получен).
  • Шаг №2. Анализ условий задачи. В данном случае важно определить описанные тенденции, стороны, числовые данные (показатели или иные точные сведения). Не помешает соотнести заявленные сведения с теоретическими канонами и определить: какие формулы допустимы, какие правила применимы в данном ситуации или случае, нормы и пр.
  • Шаг №3. Сортировка данных и построение логики решения. На данном этапе важно классифицировать сведения и установить их связь с определёнными научными, учебными и иными критериями, подобрать наиболее подходящие условия формулы алгоритмы, методики, правила и пр.
  • Шаг №4. Определение точной последовательности действий. В данном случае важно определить достаточность данных для решения задачи, необходимость и способы получения дополнительной или недостающей информации для выработки решения. По результатам четвертого шага студент должен определить точную последовательность действий и описать ее в виде решения по этапам, обосновав каждый момент.

В частности, при первичном изучении условий ситуативного кейса важно выписать: ключевые параметры и точные данные, действия и пр. Сделать это можно в любой удобной форме. Далее студенту предстоит грамотно соотнести условие задачи с наиболее подходящими научными канонами и правилами, определить «конечную формулу» для решения проблемы, определив при этом недостающие «звенья» или параметры. Далее восполнив все пробелы важно найти ответ на поставленный вопрос и предоставить точный ответ.

  • Шаг №5. Оформление ситуационной задачи. Данный вариант зависит от условий ее реализации: на семинаре достаточно устно озвучить решение и обосновать его, в виде письменного задания – представить в соответствующем виде (кратко, емко и обоснованно изложив ход мыслей и решения, результат).

В решении ситуационных задач важна внимательность студента, так как ему предстоит не просто выделить формальные данные – отдельные показатели числа, но и обратить внимание на описанные условия их реализации: текущие процессы и действия, их связь с научными канонами и правилами, возможность увязать в определенную формулу или тенденцию и пр.

Особенности выполнения ситуационных задач

Действие

Условия

Результат

Изучение условий задачи, дано Анализ описанной ситуации Получение первичного представления о ситуации
Сортировка Распределение информации по видам: качественная/количественная, полезная/бесполезная, первичная/вторичная Определение достаточности данных для решения, поиск недостающих аргументов и параметров, восполнение дефицита информации
Анализ Выработка решения Определение последовательности действий и получение конечного результата
Оформление Описание хода решения задачи Получение конечного ответа, результата и его констатация

У каждой ситуационной задачи есть свое наименование. Если оно представлено. От обязательно обратите на него внимание, так как итогам можно уследить цель и проблему (то есть что требуется сделать, что решить),

Несмотря на специфичность, ситуативная задача – это прежде всего задача, то есть конкретное задание, требующей предприимчивость, выработку определенных действий и получение конечного результата.

В числе основополагающих принципов по работе с ситуационной задачей можно выделить следующие каноны:

  • Целенаправленность. Все ситуационные задачи призваны разить общие или сугубо профессиональные компетенции в рамках осваиваемой специальности, поэтому они будут полагаться преимущественно на профильные дисциплины. Важно владеть теоретической базой по предмету и теме/модулю, чтобы понимать суть задания и найти оптимальное решение на поставленный вопрос.
  • Междисциплинарность. Данный подход предполагает, что при решении ситуативных заданий можно полагаться не только на правила текущего предмета, но и пользоваться подходящими методами из иных научных областей. Главное – чтобы они были уместными, допустимыми и корректными.
  • Логичность. Решение ситуационной задачи основывается на определённой последовательности действий. Поэтапному раскрытию проблемы и ее решение: сначала нужно собрать всю информацию и затем на ее основе выработать конкретный план с учетом научных положений и пр.
  • Обоснованность. Решение ситуационной задачи основывается на анализе описанной ситуации. Выдвигаемое решение или последовательность действий (что получает автор, зачем, как и для чего) важно обосновать, показав необходимость и важность действия и результата. Обоснование носит научный характер, то есть опирается на конкретные правила, методики, научные факты и пр.
  • Точность. Решение задачи должно быть целенаправленным и конкретным. Даже если там не требуется что-то рассчитать и предоставить точный (числовой) ответ, важно сделать решение предельно понятным, емким и обоснованным по принципу «проблема-решение».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки использования ситуационных задач в учебном процессе

Использование данного приема в образовательном процессе позволяет достичь определённых успехов. Они проявляются в достоинствах подхода:

  • Побуждение интереса студента к предмету и рост мотивации по его изучению;
  • Развитие творческих и профессиональных компетенций одновременно, то есть совпадение науки и реальности в рамках выполнения конкретного задания с перенесением полученного опыта в реалии;
  • Повышение уровня самостоятельности в процессе обучения, проведения исследований и пр.;
  • Развитие аналитических способностей с акцентом на критическое мышление, логичность и последовательность действий, обоснованность суждений и результатов;
  • Всестороннее развитие индивида с акцентом на особенности отрасли или научной области по профилю, а также обретение общих полномочий и навыков, пригодных как в профессиональной так и повседневной жизни;
  • Развитие навыков по применению полученных предметных знаний в рамках учебной деятельности, а также за ее пределами с учетом подходящих условий, ситуаций и обстоятельств;
  • Более глубокое понимание научных канонов и умение определять их уместность в реалиях.

Принципы ситуационных задач

Принципы ситуационных задач

То есть ситуационные задачи позволяют адаптировать знания студентов под реальные нужды и обстоятельства, пользоваться ими во благо не только в рамках определенной отрасли, но и в рядовых отношениях для получения выгоды и пользы.

Среди минусов ситуационных кейсов можно отметить такие моменты, как:

  • Требуют дополнительной и тщательной проработки с учетом текущего уровня подготовки студента, тематической нацеленности и пр. В ситуационных заданиях описывают реальную и правдоподобную ситуацию, которая должна укладываться в научные границы и программу обучения студента;
  • Уровень сложности кейса может быть индивидуальным и зависеть от текущей подготовки учащегося: для одного студента задача покажется «плевой», а для другого – сверхсложной;
  • Ситуационные задачи чаще всего объемы в изложении и решении. Несмотря на некую громоздкость они должны быть включены в учебный план в состав ФОС или КОС;
  • Междисциплинарный подход может усложнять восприятие условия задачи и ход его решения, поэтому комбинация параметров, действий и условий должна быть оптимальной;
  • И пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Рекомендации экспертов Дисхелп по решению ситуационных задач

Решение ситуационной задачи – миссия непростая, требующая серьезной подготовки. Как минимум студенту предстоит внимательно изучить условия задачи, если есть сомнительные ил неизвестные ему моменты (термины, фразы, формулы и пр.), то придется их оперативно ликвидировать. Поэтому для работы с данным видом практических заданий важна хорошая подготовка и знание дисциплины. Понимать одну конкретную тему из всего модуля или курса недостаточно.

Определение пути по решению ситуативной задачи предполагает тщательный анализ данных и распределение имеющейся информации на ряд параметров: качественная (описательный характер: действия, изменения, тенденции) и количественный (определённые числовые показатели и пр.), полезная (важная для формирования решения, отмечающая отдельные особенности явления/процесса/объекта) и бесполезная/второстепенная (носит вводный характер (например отмечает время года, пол участнике и пр.)). Притом в ходе создания решения студенту предстоит учесть все нюансы, чтобы выдвигаемое решение было оптимальным, корректным и эффективным в одном лице.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Цели:

1. Закрепить, систематизировать знания по теме практического занятия.

2. Сформировать умения:

  • Дать сестринскую оценку состояния пациента.
  • Собрать анамнез заболевания, выяснить все жалобы для сестринского диагноза.
  • Оказать при необходимости доврачебную неотложную помощь.
  • Составить план сестринских вмешательств по уходу за пациентом.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ
Уважаемый студент!

Задача должна быть составлена и записана по предложенному алгоритму.

Выполненное задание предоставляется преподавателю в письменном и электронном виде.

  1. Продумайте сюжет ситуации, которую вы хотите описать.
  2. Ситуационная задача должна включать (как минимум): жалобы, данные анамнеза, данные объективного обследования (осмотра, пальпации).
  3. В некоторых задачах возможно приведение данных лабораторно-инструментальных методов диагностики (результаты клинических анализов крови, мочи, биохимического анализа крови, рентгенологических методов, экспресс-методов, применяемых дома и т.д.).
  4. Задания в конце задачи должны состоять из:

— Сестринской оценки состояния пациента.

— Определения нарушенных потребностей и проблем пациента.

— Составления плана сестринских вмешательств по уходу за пациентом.

Если описаны симптомы неотложного состояния, задания видоизменяются:

— определите неотложное состояние.

— оцените состояние пациента.

-укажите мероприятия доврачебной медицинской помощи.

Пример составления задачи

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЗАДАЧА

В пульмонологическом отделении находится пациентка С. 35 лет с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.

Жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.

Объективно: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены.

Задания

  1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Проведите инструктаж пациентки по сбору мокроты для исследования на бактериологический посев с определением чувствительности микрофлоры к антибактериальным препаратам и обучите пациентку правилам пользования карманной плевательницей.

Пример решения задачи

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЗАДАЧИ
Проблемы пациента:

Настоящие: одышка, лихорадка, боль в грудной клетке, слабость, кашель с выделением мокроты.

Потенциальные: риск развития тяжелой дыхательной недостаточности, сердечно-сосудистой недостаточности, плеврита, легочного кровотечения, абсцедирования.

Приоритетные проблемы: лихорадка.

Краткосрочная цель: снижение температуры тела в течение 3-5 дней.

Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.

План Мотивация
1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа. Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному.
2. Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай). Осуществляется в период падения температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи.
3. Обеспечить витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника). Для снижения интоксикации.
4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах. Для ликвидации сухости слизистой рта и губ.
5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры. Для предупреждения травм.
6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания. Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечной недостаточности.
7. Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи. Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней.
8. Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии. Для снижения отечности мозга, предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС.
9. При критическом понижении температуры:

— приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;

— вызвать врача;

— обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай;

— приготовить 10% р-р кофеина, 10% р-р сульфокамфокаина;

— сменить белье, протереть насухо.

Для профилактики острой сосудистой недостаточности.

Оценка: через 3-5 дней при правильном ведении температура больного снизилась без осложнений, цель достигнута.

Составление памятки для пациентки, как пользоваться карманной плевательницей.
Критерии оценки составления и решения задачи

5

«отлично»

задача составлена по предложенному алгоритму, поставлены вопросы и даны эталоны ответов. По содержанию информации можно предположить неотложное состояние. Доврачебная помощь назначена правильно.
4

«хорошо»

допущены незначительные ошибки при составлении задачи, постановке вопросов к задаче, в эталонах ответов есть неточности.
3

«удовлетворительно»

допущены ошибки при составлении задачи, постановке вопросов к задаче, неполно написаны эталоны ответов к задаче, но задача написана по алгоритму и в целом предварительный диагноз и оказание доврачебной помощи можно обосновать.
2

«неудовлетворительно»

задача не составлена или составлена так, что невозможно обосновать диагноз и лечение.

СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОЗАДАЧ
Цели: после выполнения данной работы вы будете уметь

  • различать основные признаки заболевания
  • владеть терминологией, описывающей клиническую картину

ИНСТРУКЦИЯ

Уважаемый студент!

1. Подберите 4(можно больше) фотографии с признаками заболевания по изучаемой теме

2. Обозначьте каждую фотографию своим номером

3. Поставьте задание для работы с фотографиями: выбор к теме, выбор фотографий по периодам, последствия перенесенного заболевания

Пример фото задачи

ФОТО 1 ФОТО 2
ФОТО 3 ФОТО 4
ВОПРОС:

Признаки _____________заболевания у детей на фото № 2; № 3, №4

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал для ниссан x trail
  • Руководство по ремонту mitsubishi pajero sport с 2008 года
  • Глицин вис инструкция по применению взрослым
  • Магнелис в6 раствор инструкция по применению цена
  • Outpost firewall руководство