Руководство по рукопашный бой армия

армейскийбой1

У нас достаточно аргументов, чтобы отстоять свою позицию, но не ко всем из них мы прибегаем, дабы никого не зашибить.

(Теткоракс)

Итак первая книга:

Название: Рукопашный бой
Автор: Блажко Ю. И.
Издательство: ЛЕНИНГРАД

Год издания: 1990
Учебник для курсантов и слушателей Военного института физической культуры (4-е издание) написан на основании программы военно-специальной дисциплины «Рукопашный бой» и Наставления по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87). В нем рукопашный бой рассматривается в трех аспектах: как военно-специальная дисциплина, как раздел физической подготовки и как вид боевой деятельности военнослужащих.блажко

Поразительным в данном учебнике, на мой взгляд, является сочетание абсолютно низкого уровня представленной в нем системы рукопашного боя и  изготовитель этой системы — как можно заметить это кафедра Рукопашного боя Военного дважды Краснознаменного института физической культуры. Такое сочетание кажется невозможным — но так и есть на самом деле.

Это и есть реальная причем научно разработанная система Рукопашного боя СССР а затем наверное и России.

Чем они там занимаются на этой самой кафедре Рукопашного боя?

Двойка.

скачать книгу

А вот вторая:

Борщев И.П. Аллилуев А.П. Кадочников А.А.

Рукопашный бой

методическое пособие

М.: МО СССР, 1990

Учебно-методическое пособие «Рукопашный бой» разработано на основе требований руководящих документов Министра обороны СССР и главнокомандующего видом войск по пересмотру и разработке новых учебных программ и на основе введенного в действие Наставления по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87).кадочников

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки специалистов рукопашного боя, умеющих на высоком профессиональном уровне проводить занятия с военнослужащими по рукопашному бою в войсках и военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР.

В пособии излагается содержание приёмов рукопашного боя, предлагается методика обучения каждому из них, что будет способствовать эффективному овладению теоретическими знаниями, развитию методических умений и практических навыков в современных условиях боя.

То же самое — книга поразила своей казенщиной и никчемностью. И знаменитый Кадочников Алексей Алексеевич — патриарх русского рукопашного боя — поработал в свое время на оборону страны — поучаствовал в создании сего опуса.

/расстрелять/

скачать книгу

А вот НФП-87

обучение рукопашному бою в массовом порядке

нфп-87

скачать книгу

и наконец вершина научной мысли НФП-09 ну по крайней мере прогресс очевиден.нфп-09

скачать книгу

Все книги по боевым искусствам —  можно скачать здесь

Армейский рукопашный бой ежегодно становится все более популярным в мире. А связано это вот с чем: представленное боевое искусство характеризуется минимальной травмоопасностью. Кроме того, оно вобрало в себя приемы, которые используются в целях защиты и нападения. Таким образом, армейский рукопашный бой является универсальным способом борьбы для спортсменов.

Армейский рукопашный бой: история происхождения

Принято полагать, что АРБ появился в 1979 году. Именно тогда его признали как военно-прикладной вид спорта. Соревнование Воздушно-десантных войск прошло успешно, после чего чемпионаты по АРБ стали проходить каждый год. Такие бои сформировали основу физподготовки для воинов и прочно вошли в программу их обучения. Теперь армию СССР нельзя было и представить без армейского рукопашного боя. Бокс, самбо, борьба – все это с незапамятных времен стало частью данной разновидности боевых искусств.

Продвижение армейского рукопашного боя продолжалось и в 90-е годы. В 1991-ом году был организован чемпионат Вооруженных сил. А затем появился, так называемый, основной орган – Федерация армейского рукопашного боя. Далее АРБ набирал обороты, пока не стал частью занятий в специальных клубах, кружках в Москве и за ее пределами.

Правила армейского рукопашного боя

Рукопашный бой по сравнению с прочими спортивными состязаниями допускает следующий момент. Здесь можно добивать бойца, с применением рук, ног, головы и прочих частей тела. Правила в чем-то напоминают дзюдо. Например, один раунд длится три минуты, в нем принимает участие рефери. Также должен иметься особый ковер квадратной формы.

Главной задачей бойца в армии является нокаутировать своего врага. Каждый удар стоит определенных очков. Разрешается удар ногой по ноге, за удар ногой в корпус дается большее количество баллов. Максимальное количество баллов боец получает, когда наносит удар ногой по голове противника.

Армейский рукопашный бой – состязания во всевозможных весовых и возрастных группах. Незначительным разрядом считается третий юношеский. Самое высокое звание – мастер спорта международного класса.

Армейский рукопашный бой: экипировка и применяемое оружие
Обозначим, что соревнования спортсменов осуществляются на татами, или специальных матах. Бойцы при этом надевают на себя особую экипировку – во избежания получения травм и прочих неблагоприятных последствий. Обычно это кимоно, футы – для защиты пяток и стоп, накладки на голень, жилет, защита локтей и области предплечий. На поединок не допускается спортсмен, который не снабжен шлемом с металлической сеткой. Защитная экипировка, помимо перчаток и шлема, надевается под кимоно.

Техники и болевые приемы в АРБ

Армейский рукопашный бой не даром считается полноконтактным видом спорта. Здесь победу одерживает тот, кто в совершенстве обладает техникой нанесения ударов ногами, руками, головой. Третьего не дано. К тому же, важно уметь использовать себе на пользу болевые приемы. И тогда вы станете просто непобедимы.

Понимание того, что АРБ – комплекс различных видов единоборств крайне важно. В противном случае возникает классификация бойцов на тех, кто хорошо владеет приемами, «ударников», то есть тех, кто привык побеждать ударом. А это не совсем правильно, поскольку успешному спортсмену необходимо быть универсальным и многосторонне развитым на ринге.

Ошибочно полагать, что в АРБ можно все. Существует список приемов, за которые налагаются штрафные баллы, а в худшем случае – дисквалификация. Запрещено наносить удары ногой по лицу и глазам, осуществлять удушение, хватать противника за кисти. Не допускаются, кроме этого, топание, прыжки ногами, удары в пах, захват за решетку шлема и прочее.

Как оценивают победителя в АРБ

Победитель в поединке по рукопашному бою определяется следующими способами:

  • Согласно заработанным очкам. Если ситуация на ринге спорная, победителя определяет судья
  • Если боец нанес нокаут или два нокдауна, он тоже считается победителем
  • Если боец в поединке по какой-либо причине не может продолжать бой, то для одного из соперников победа также становится очевидной
  • Если один из бойцов не явился на бой, это является жестким нарушением, и все очки автоматически присуждаются его оппоненту

Чистая победу одерживает тот, кто заработал необходимое количество очков в процессе поединка. Здесь превосходство над соперником не подлежит обсуждению.

Баллы в армейском рукопашном бою

Чтобы вывести победителя, в АРБ имеется особая балльная система. Рефери берут во внимание, какие техники используют спортсмены, эффективны они или нет. Так, за удар ногой в ту или иную часть тела бойцу начисляется всего один балл. А за хороший бросок с отрывом ног от мата – два балла. Резкий толчок или нокдаун оценивается судьями в три балла.

В рукопашном бою каждый из участников должен стремиться получить чистую победу.

Тактика ведения боя

Цель спортсмена в АРБ – одержать победу с помощью допустимых технических действий. Удушение, броски, захваты – можно использовать все, но только в пределах общепринятых правил.

Учитывая, что существует спортивный и боевой рукопашный бой, имеется разница в тактике ведения поединка. Для боевой разновидности разрешены контратаки, в то время, как в спортивной — задачей бойца является показать свое реальное мастерство, не причиняя физических увечий оппоненту.

Если упростить тактика ведения боя включает в себя 3 этапа:

  • Сближение. Противники, находясь на некотором расстоянии друг от друга, могут метать предметы или прибегать к применению огнестрельного оружия
  • Тесный контакт соперников, когда целью является нейтрализация врага, сваливание его с ног
  • Добивание. Когда вопреки условностям, спортсмен должен любыми методами одержать верх над своим оппонентом

Группа судей в АРБ

В самом бою всегда участвует группа судей, куда входит рефери и трое боковых судей. Обычно рефери находится на самой площадке – во время состязания. Боковых, как правило ставят по углам, для того, чтобы подсчитывать баллы и фиксировать технические особенности боя. Отметим, что широким кругом полномочий обладает лишь рефери, и последнее слово всегда стоит за ним.

Голосовые команды рефери

  • «Спортсмены на середину» — приглашение бойцов на спарринг, либо к его возобновлению после стоп-команды
  • «К бою» — команда о готовности бойцов к началу спарринга
  • «Бой» — команда, которая разрешает начало либо продолжение поединка
  • «Стоп» — команда – для остановки боя
  • «Стоп. Встали» — команда, аналогичная предыдущей при условии, что спортсмены находятся в соответствующем положении
  • «Стоп. Время» — команда должна завершить бой в связи с тем, что время на поединок истекло

Виды соревнований в армейском рукопашном бое

  • Олимпийская система. Перед началом боя команде или спортсмену выдается порядковый номер. Затем проводится схватка, где выявляются финалисты – для участия в итоговом финальном поединке за первое, второе и, соответственно, третье место
  • Система «на выбывание». Борьба за призовые места осуществляется в финальных поединках. При этом в каждом весовом секторе должно остаться не менее трех спортсменов. Если же остается два, то финалистом становится тот, который по итогу получил меньше всех штрафных очков. Если у кого-то, скажем, зафиксированы одинаковые баллы, то проводится личный бой – для выбора сильнейшего из участников соревнования
  • Круговая система. Здесь в очном режиме в поединке встречаются представители одного и того же весового диапазона

Вес, возраст, разряды в АРБ

Соревнования по армейскому рукопашному бою предполагают разделение бойцов по возрасту и весовой группе. Сюда входят:

  • Мужчины. 60-85 кг
  • Начинающие (18-20 лет). 55-58 кг
  • Юниоры допризывного возраста (с 15 лет). 45-70 кг
  • Юноши допризывного возраста (16-17 лет). 50-80 кг

Взвешивание бойцов обычно проводится в день спортивных состязаний. И при этом не позднее, чем за 2 часа до начала самих соревнований. Если боец не прошел процедуру взвешивания, то он не допускается на ринг.

Также отметим, что на взвешивание имеют право прийти только те участники, у которых на руках имеется медицинская справка.

Ассоциации армейского рукопашного боя в России

Федерация армейского рукопашного боя официально существует в России с 1995 года. Данная ассоциация помогает решать задачи распространения и развития данного вида спорта на территории нашей страны. У нее есть представительства в регионах, что способствует популяризации АРБ по всей РФ.  

Права и обязанности участников АРБ       

Спортсмен обязан:

  • Знать и безукоснительно выполнять правила, регламентированные в справочниках по армейскому рукопашному бою
  • Слушаться судей, рефери, а также капитанов команды
  • Озвучивать судьям посредством своего официального представителя о невозможности участвовать в спарринге не позднее, чем за полчаса до момента начала боя 
  • Являться на ринг по вызову судьи. За невыполнение правил спортсмену выдается замечание, предупреждение, или в крайнем случае – начисляется поражение, с дальнейшей победой его оппонента
  • Обмениваться рукопожатием с соперником перед началом боя и после него    
  • Не останавливать по своему усмотрению бой, для приведения себя в порядок, без специального разрешения на это вышепоставленного рефери
  • Не оставлять поле боя без особого разрешения судьи   

Боец имеет право:

  • Обращаться к судьям посредством капитана команды или одного из его представителей 
  • Во время личных соревнований при факте отсутствия представителя обращаться с вопросами непосредственно в коллегию судей
  • За час до процедуры взвешивания проводить контроль своих показателей на весах специального назначения 
  • Условно подавать сигнал – поднятием руки, если произошел форс-мажор, получение травмы и так далее. Сюда же входит необходимость поправить обмундирование, экипировку и прочие спортивные элементы 

Интересные факты    

Нынешний чемпион мира по армейскому рукопашному бою в весе до 80 кг – Дещеня Ян. Чемпионом Европы в весовой категории до 75 кг является Дмитрий Гордеев. Оба молодых человека признались, что рукопашный бой стал для них не просто способом обрести хобби, но и образом жизни, который сделал их сильными, выносливыми и просто достойными в самом широком понимании этого слова.

Подготовка военнослужащих к рукопашному бою в сухопутных войсках

Современный общевойсковой бой не исключает возникновения в опорных пунктах рукопашных схваток между подразделениями и отдельными группами военнослужащих противоборствующих сторон. Поэтому владению огнестрельным и холодным оружием, умению действовать с помощью подручных средств и без оружия должны быть обучены все бойцы. Таким образом, рукопашный бой не потерял своего значения в боевых действиях ближнего боя военнослужащих и подразделений Сухопутных войск. Вместе с тем обучение военнослужащих приемам рукопашного боя является эффективным средством их психологической подготовки.

В НФП-87 для Сухопутных войск определено, что личный состав срочной службы и офицеры первой и второй возрастных групп обучаются приемам рукопашного боя специального комплекса РБ-2, а танковых, самоходных артиллерийских, инженерных артиллерийских, ракетных, зенитных артиллерийских, зенитных ракетных частей, частей войск связи, подразделений и частей обеспечения, ремонта и обслуживания изучают приемы общего комплекса РБ-1.

Боевая стойка с автоматом

Основная направленность в подготовке военнослужащих заключается в формировании навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, на воспитание уверенности в собственных силах. В остальных частях подготовка проводится с целью формирования навыков уничтожения противника и самозащиты от его нападения, воспитания уверенности в собственных силах.

Военнослужащие срочной службы, офицеры первой и второй возрастных групп разведывательных частей и подразделений, а также курсанты военных училищ, готовящих офицеров для этих подразделений и частей, обучаются приемам рукопашного боя по самой большой программе, т. е. по специальному комплексу приемов РБ-3 и дополнительно — по специальной программе, разрабатываемой специалистами физической подготовки войск. Основная направленность подготовки заключается в формировании готовности к рукопашной схватке с численно превосходящим противником, в воспитании сплоченности и совершенствовании навыков в коллективных действиях на фоне больших физических и психических нагрузок.

Планирование подготовки по рукопашному бою осуществляется на этапе военно-прикладного обучения, когда физическая подготовка направлена преимущественно на формирование у военнослужащих военно-прикладных двигательных навыков. Дальнейшее обучение осуществляется на этапах специализированной и комплексной физической тренировки и подготовки к тактическим учениям (боевым стрельбам). Отдельно разрабатываются варианты выполнения физических упражнений, приемов и действий на различных маршрутах попутной физической тренировки с указанием контрольных нормативов для каждого варианта. Содержание и порядок проведения попутной физической тренировки утверждается соответствующими командирами и начальниками.

Основными документами при планировании занятий в расписании роты (батареи) являются программы по боевой подготовке (раздел «Физическая подготовка»), расчет часов и тем на месяц, определяемый штабом батальона (дивизиона) на основе плана боевой и политической подготовки части. Как правило, изучение приемов рукопашного боя планируется на первый год службы, а на втором году совершенствуются навыки в выполнении изученных приемов и действий в условиях, близких к боевым (на занятиях по тактической и специальной подготовке).

Для качественного закрепления навыков ведения рукопашных схваток и единоборств предусматривается концентрированное прохождение программы в летнем и зимнем периодах в течение 2–3 месяцев. Занятия по подготовке к рукопашному бою планируются с учетом содержания вариантов утренней физической зарядки, попутной физической тренировки, спортивно-массовой работы с таким расчетом, чтобы в течение недели было 2–3 занятия или тренировки с отработкой приемов рукопашного боя в любых формах физической подготовки. При проведении учебно-тренировочных занятий командиры подразделений должны побуждать личный состав к овладению искусством уничтожать врага в рукопашном бою, повышению своей боевой и специальной выучки; постоянно осуществлять контроль и поддерживать активные действия обучаемых в подготовке к рукопашным схваткам на поле боя.

В содержание занятий по физической подготовке в разведывательных частях и подразделениях включаются упражнения на «тропе разведчика» и на специальном тренажере.

Оценка, несмотря на конкретность критериев в выполнении приемов, определяемых НФП-87, в целом носит субъективный характер. Поэтому в войсках, чтобы более объективно подходить к определению уровня подготовленности военнослужащих, при проверке рекомендуется руководствоваться понятиями «значительные» и «незначительные» ошибки, допущенные в технике приема.

Удары прикладом

В зависимости от периода обучения военнослужащих, их принадлежности к определенному роду войск и решаемых боевых задач проверяющие дифференцированно подходят к назначению приемов, включаемых в проверку, и к оценке качества их выполнения. Так, при проверке курсантов учебных подразделений основное внимание обращается на технику выполнения приема, а потом только на быстроту действий. В то же время при оценке военнослужащих второго года службы, а также разведывательных и десантных подразделений прежде всего оценивают быстроту выполнения и логическую завершенность приема. При оценке десантируемых и разведывательных подразделений преимущество отдается приемам из специальной программы, выполняемым в самых разнообразных условиях и неожиданных ситуациях. Например, проверяемые выполняют приемы потоком не по заданию проверяющего, а в зависимости от создаваемой партнерами ситуации. C этой целью проверяющий дает задание военнослужащим, действующим за «противника», создавать для каждого очередного проверяемого различные условия выполнения приемов. В данном случае проверяемые должны проявлять способность быстро принимать решение и готовность эффективно действовать в условиях, близких к боевым.

ЧАСТЬ I

ТЕХНИКА И ТАКТИКА

ВВЕДЕНИЕ

Рукопашный бой (РБ) — это бой, в котором противоборствующие стороны для выведения из строя или пленения друг друга применяют холодное оружие, ручное стрелковое оружие, гранаты, подручные средства, борьбу без оружия и другие средства, обеспечивающие поражение противника и выполнение задачи.

Человек (боец) рассматривается в РБ как психо-биомеханическая система, т. е. как человек во всей совокупности своего физического, психологического и социального естества самой жизни.

В процессе изучения РБ как дисциплины прививаются навыки, умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях.

Главным постулатом в РБ является живучесть человека. Он обязан и должен сохранять свою жизнь и здоровье для выполнения поставленных перед ним задач. Своими знаниями, своим умением, состоянием крепкого Духа, своей преданностью — преодолеть воздействие любого противника.

Живучесть — способность противостоять различным воздействям негативных сил, а при повреждении организма — сохранять, т. е. восстанавливать (полностью или частично) свои боевые качества.

В современных условиях рукопашный бой может возникнуть при ведении боевых действий в стесненных условиях (в населенных пунктах, ночью, в лесу, в траншеях) и в других экстремальных ситуациях.

Фазы, через которые проходит процесс действий в рукопашном бою:

I фаза — встреча с противником (моментальный анализ условий схватки);

II фаза — сближение (принятие решения по способам воздействия);

III фаза — завершающая — финиш (уничтожение или обезвреживание противника).

Формы рукопашного боя:

— бой без оружия — собственно «рукопашная схватка»;

— бой с оружием, подручными средствами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

В зависимости от боевого применения и способов выполнения все приемы рукопашного боя делятся на три вида:

— атакующие действия;

— защитные действия;

— контратакующие действия (атакующие действия как во встречных, так и в ответных формах).

В настоящее время организационная структура содержания рукопашного боя представляет собой следующие ее формы:

— приемы боя без оружия;

— приемы боя ножом;

— приемы боя малой лопатой;

— приемы боя пистолетом;

— приемы боя автоматом.

Их характеристика рассматривается в соответствующих группах приемов прилагаемой нами системной структуры действий рукопашного боя (табл. 1).

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Таблица 1


Программой по физической подготовке предусмотрено изучение предлагаемого содержания рукопашного боя, состоящего из следующих комплексов приемов.

Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1) включает в себя:

— атакующие приемы и действия: укол штыком (тычок стволом с выпадом), удар прикладом сбоку, колющие удары ножом, удар рукой прямо, удар ногой снизу;

— защитные приемы и действия: защита автоматом (карабином), защита ладонями рук, защита лезвием ножа;

— контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при уколе штыком (с уходом влево, с уходом вправо), освобождение от захватов противником шеи сзади и спереди.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2) включает в себя приемы, предусмотренные комплексом РБ-1, и дополнительные приемы:

— атакующие приемы и действия: укол штыком без выпада, удары штыком и стволом автомата (карабина), удар затыльником приклада, удары пехотной лопаткой, удары рукой (сбоку, снизу, сверху), удары ногой (вперед, прямо, сбоку, снизу), режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом;

— защитные приемы и действия: защитные действия автоматом (карабином), защитные действия малой лопатой, защитные действия ладонями рук, защитные действия лезвием ножа;

— контратакующие приемы и действия: обезоруживание противника при ударах пехотной лопаткой, обезоруживание противника при ударах ножом.

Специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3) включает приемы и действия, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно рассматривает следующие приемы и действия, предназначенные для пленения противника или его уничтожения, заключающиеся в действиях:

— невооруженного против противника, который вооружен ножом, малой лопатой, пистолетом, автоматом;

— вооруженного ножом против противника, действующего малой лопатой, пистолетом, автоматом;

— вооруженного малой лопатой против противника, действующего ножом, пистолетом, автоматом;

— вооруженного пистолетом против противника, действующего ножом, малой лопатой, автоматом;

— вооруженного автоматом против противника, действующего ножом, малой лопатой, пистолетом;

— освобождения от захватов за кисти рук; локти; грудь; плечи; при удушении за шею (горло) спереди, сзади; за ноги спереди, сзади; за кисть руки, удерживаеющую нож; за черенок малой лопаты; за ствольную часть пистолета; за автомат;

— обезоруживание противника при угрозе пистолетом: в упор спереди, в упор сзади;

— связывание противника веревкой, брючным и поясным ремнем, обыск противника;

— болевые приемы и действия в динамике контратакующих действий.

Помимо общей классификации приемов рукопашного боя, руководителю занятий необходимо изучить и знать наиболее уязвимые места (болевые точки) тела человека.

При обучении подчиненных руководитель должен постоянно напоминать им об осторожном обозначении ударов и болевых действий на партнере.

Знание уязвимых мест и степени возможного повреждения после выполнения тех или иных приемов позволит обучаемым осознанно подходить к изучению и практическому применению приемов в боевой обстановке (табл. 2).

Таблица 2

ГЛАВА 1

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие по рукопашному бою строится так, чтобы организовать и подготовить занимающихся к качественному решению поставленных задач, максимально приближенных к боевым.

Учебное практическое занятие по рукопашному бою является основной формой обучения. Оно состоит из подготовительной, основной, заключительной частей и проводится в составе подразделений в течение 50 мин. (100 мин.).

Каждое из занятий имеет свою цель, время содержание, особенности в методике проведения и, главным образом, решает определенные задачи.

Занятие начинается с подготовительной части, на которую отводится 7 — 10 мин. (15 — 20 мин.).

В ходе нее решаются следующие задачи:

— сбор обучаемых, построение подразделения, проверка наличия военнослужащих, их внешнего вида и краткое объяснение задач занятия;

— подготовка личного состава к предстоящей физической нагрузке в основной части, что достигается за счет выполнения упражнений в ходьбе и беге, для отдельных групп мышц, специальных подготовительных упражнений, приемов самостраховки, а также упражнений вдвоем.

Таким образом, после построения и объявления содержания занятия, выполнения нескольких (2 — 3) строевых приемов, командир в порядке проведения занятия приступает к решению основной задачи подготовительной части.

В колонне по одному или по два (интервал и дистанция устанавливаются 2 — 3 шага в обход площадки (зала) по команде руководителя занятия обучаемые последовательно выполняют: ходьбу, ходьбу в быстром темпе, бег в медленном и среднем темпе, специальные упражнения в передвижениях, упражнения вдвоем, удары рукой и ногой, приемы самостраховки, простейшие единоборства, приемы рукопашного боя, действия по внезапным сигналам и командам.

Рис. 1

При движении подразделения по периметру площадки руководитель должен все время двигаться навстречу строю, видеть обучаемых, своевременными короткими указаниями и замечаниями исправлять ошибки, следить за четким выполнением команд и распоряжений подчиненными.

Для поддержания постоянного внимания и выработки умения быстро действовать по установленным сигналам, командир в ходе выполнения обучаемыми упражнений в движении может отдавать распоряжения с помощью указанных сигналов. Выполнив обусловленное сигналом действие, обучаемые продолжают движение по периметру площади. После 1,5 — 2 минут, отводимых на ходьбу и бег, личный состав приступает к выполнению общеразвивающих упражнений в движении для различных групп мышц, носящих преимущественно конгруэнтные движения, т. е. круговые вращения рук (в локтевых, плечевых и кистевых суставах), ног (в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах), туловища и головы, а также в различных их сочетаниях и др.

Содержание основной части учебного занятия представляет собой:

• изучение приемов и действий рукопашного боя, предусмотренных программой обучения;

• совершенствование ранее изученных приемов и действий рукопашного боя;

• комплексную тренировку с обязательным включением приемов и действий рукопашного боя, изученных на данном занятии и выполняемых в сочетании с ранее изученными приемами и действиями.

Задачами основной части занятия являются:

• Обучение основам техники приемов рукопашного боя.

• Обучение основам тактики рукопашного боя.

• Развитие специальных и психических качеств.

• Повышение устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов, возникающих в процессе учебно-боевой деятельности:

— быстро меняющейся тактической обстановки;

— изменения погодных условий;

— ранений.

• Развитие способности применять усвоенные приемы и действия, а также способы ведения рукопашных схваток при ведении ближнего боя.

Основная часть при одночасовом учебном занятии проводится в течение 35 — 40 минут, а при двухчасовом — 65 — 70 минут.

В зависимости от задач обучения, численности подразделения, уровня подготовленности и срока службы военнослужащих, наличия и состояния учебной базы, методического мастерства помощников руководителя основная часть занятия может проводиться одновременно или сменно.

Одновременная форма проведения заключается в том, что все подразделения (малочисленные — до 25 человек) примерно с одинаковым уровнем подготовленности военнослужащих одновременно обучаются одним и тем же приемам и действиям под руководством обучающего.

Преимуществом этой формы проведения основной части занятия является возможность дифференцированно распределять время на отработку отдельных приемов в соответствии с их сложностью под руководством как минимум одного руководителя занятий.

Если же подразделение по численности большое и материальная база позволяет проводить занятие на 2 — 3 учебных местах, а командиры подразделений имеют хорошую практику и методическое мастерство в обучении личного состава, то занятия целесообразно проводить с делением подразделения на две-три группы по штатному составу, или по срокам службы, или по уровню обученности.

Таким образом, сменная форма проведения основной части учебного занятия заключается в том, что подразделения, разбитые на группы, в указанных для них местах в одно и то же время под руководством как минимум двух руководителей занятий обучаются разным приемам и действиям со сменой мест через каждые 10 — 15 минут. Данная форма проведения занятий является наиболее целесообразной при совершенствовании навыков в выполнении ранее изученных приемов (при тренировке).

Для проведения основной части занятий по группам руководитель занятия, закончив подготовительную часть, останавливает подразделение и отдает распоряжение, в котором указывает, какая группа на каком учебном месте какие приемы отрабатывает.

Как правило, основная часть занятия проводится в такой последовательности. В начале основной части в течение 5 — 6 мин. (10 — 15 мин.) проводится повторение (тренировка) приемов, изученных на предыдущем занятии, затем в течение 30 мин. (50 — 60 мин.) разучиваются новые приемы.

Закрепив навыки в выполнении изученных приемов многократным их повторением в различных условиях, руководитель занятий переходит к комплексной тренировке, основное содержание которой составляют приемы, изученные на данном занятии, в сочетании с ранее освоенными.

В конце основной части учебного занятия организуется комплексная тренировка в составе подразделения, которая проводится двумя основными способами.

Первый, поточный, где занимающиеся продвигаются потоком на увеличенных дистанциях и выполняют на заранее расставленных точках обусловленные или полуобусловленные приемы и действия или кратковременные учебные схватки (используют 4 — 5 точек).

Второй — единоборство в парах в виде учебной схватки с предварительно обусловленными действиями участников.

Заканчивается занятие проведением заключительной части в течение 3 — 5 мин. (5 — 10 мин.).

Заключительная часть решает такие частные задачи, как:

• Приведение мест занятий в порядок.

• Приведение организма в относительно спокойное состояние, используя медленный бег, спокойную ходьбу, выполняя упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием.

• Подведение итогов.

При подведении итогов руководитель напоминает, какие приемы были отработаны, оценивает качество усвоенного материала, отмечает военнослужащих, хорошо и отлично овладевших приемами и действиями, проявивших старание.

• Кроме того, он дает задание на самостоятельную подготовку и при необходимости прикрепляет к обучаемым для оказания помощи хорошо подготовленных военнослужащих. В заключение руководитель занятий отдает распоряжение о подготовке к очередным занятиям.

От занятия к занятию постепенно увеличивается их плотность, которая определяется временем, затраченным непосредственно на отработку изучаемых приемов и действий, на повышение физических и специальных качеств обучаемых по отношению ко всему времени занятия.

ПРИМЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНОМУ ПРИЕМУ РУКОПАШНОГО БОЯ

Процесс обучения условно делится на три этапа: ознакомление, разучивание и тренировка.

Ознакомление с приемом направлено на формирование у обучаемых целостного представления об изучаемом приеме, о наиболее рациональных способах его выполнения.

Для ознакомления с приемом руководитель должен:

а) назвать прием, например: «Защита ножом от ударов ствольной частью автомата, лотком малой лопаты, ножом сверху»;

б) показать прием в боевом темпе;

в) объяснить назначение приема, в какой обстановке наиболее эффективно его применение.

Например: «Защита ножом универсальна, т. к. выполняется поступательно-вращательным движением лезвия ножа, встречая удар сверху различных видов оружия (автомат, малая лопата, нож и т. п.). Применяется в обстановке с различными по характеру физико-географическими условиями местности. Создает условия для поражения противника с превосходящими антропометрическими данными и физическими качествами»;

г) показать прием еще раз в медленном темпе (по частям) с кратким объяснением техники выполнения. Например: «С шагом левой ногой вперед в сторону встретить лезвием ножа ствольную часть автомата (древко малой лопаты или кисть, удерживающую лезвие ножа) в плоскости нанесения удара, делай РАЗ; подшагом правой ногой с одновременным поворотом лезвия ножа на 90 градусов сопроводить удар противника по касательной к своему телу, делай ДВА; провести контратаку в динамике ответных действий, делай ТРИ»;

д) указать на главные элементы в технике приема. Например: «Главным элементом защитного действия ножом является встреча лезвием ножа удара противника в плоскости его нанесения».

На ознакомление необходимо затрачивать не более 1 — 2 минут (3 — 4 мин.).

При ознакомлении руководитель занятия, называя прием, должен пользоваться терминологией учебника «Наставления по физической подготовке» и настоящего учебно-методического пособия, добиваться, чтобы личный состав запоминал и знал названия приемов.

Показ должен быть образцовым, создавать ясное представление о приемах, укреплять интерес к их изучению. Приемы необходимо показывать так, чтобы действия руководителя были видны всем обучаемым. Для показа наиболее удобен сомкнутый одношеренговый или двухшеренговый строй, когда шеренги стоят лицом друг к другу (расстояние 6 — 8 м), а руководитель находится между шеренгами посредине строя.

Показ должен заканчиваться кратким обоснованием условий применения приема в боевой обстановке, определением конечного результата, который необходимо достичь, применяя тот или иной способ его выполнения.

При необходимости для закрепления у личного состава информации об изучаемом приеме руководитель может еще раз показать его с выделением главных элементов приема.

Разучивание направлено на освоение техники выполнения приема.

В зависимости от сложности действий и уровня подготовленности обучаемых разучивание осуществляется тремя основными методическими приемами: в целом, по разделениям и с помощью подготовительных упражнений.

Сущность методических приемов, применяемых при разучивании, заключается в следующем.

Разучивание в целом проводится в том случае, когда прием прост и делить его на элементы невозможно или нецелесообразно (стойки, изготовка к бою, удары рукой, ногой и др.).

Например:

• для изготовки к бою: «К бою ГОТОВЬСЬ»;

• для нанесения укола на месте: «КОЛИ»;

• для нанесения укола в движении: «Нанести уколы по чучелам (мишеням) ВПЕРЕД»;

• для нанесения ударов: «Кулаком (ребром ладони, ногой, ножом, прикладом, лопатой) БЕЙ». Прием разучивается путем многократного его выполнения сначала в медленном, а затем в быстром темпе, применяя вышеперечисленные распоряжения и команды.

Разучивание по разделениям (частям, элементам) проводится, когда прием сложный и делится на части, при этом возможны остановки в его выполнении.

Разучивание по разделениям наиболее распространено на занятиях по рукопашному бою и проводится путем последовательной фиксации отдельных положений в структуре приема. Прием необходимо делить на логически завершенные элементы (группы элементов) так, чтобы не искажать технику выполнения приема.

Предлагаемое нами содержание приемов рукопашного боя, как правило, делится не более чем на 2 — 3 элемента. На первый счет выполняется предварительная группа элементов, на счет 2 — 3 основная и заключительная часть приема.

Выполнив прием 2 — 4 раза по разделениям, продолжают его разучивание в целом, но в более медленном темпе. Далее прием выполняется в целом.

После того как личный состав освоит прием в целом, обучаемым необходимо дать задание для самостоятельного выполнения приема с целью закрепления приобретенных навыков.

Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе в различных условиях.

Разучивание с помощью подготовительных упражнений применяется тогда, когда прием сложный, в целом выполнить его нельзя и нет возможности расчленить его на части, зафиксировав отдельные элементы техники приема.

Например: защитное движение ладони руки является сложным элементом при ударах рукой, ногой и при угрозах различным видом оружия с целью обезоруживания.

В таком случае руководитель распределяет группы обучающихся так, чтобы первые номера пар держали прямую руку, обозначая прямой удар рукой. Вторые номера с шагом левой ногой вперед встретили этот удар противника ладонью руки в плоскости нанесения с его внешней стороны, обозначив счет «раз». Затем подшагом правой ногой, немного сгибаясь в коленных суставах, одновременно провернули ладонь руки на 90 градусов, обозначив счет «два». После чего обозначили контратакующие действия на счет «три».

Таким образом, разучивание большинства приемов рукопашного боя необходимо осуществлять в такой последовательности: вначале по разделениям (если это необходимо с помощью подготовительных упражнений), в целом (в медленном темпе, в облегченных условиях), затем с постепенным увеличением темпа до боевого, после чего прием выполняется самостоятельно под наблюдением руководителя занятий или командира группы. В заключение проводится тренировка приема, выполняемого в боевом темпе, в сочетании с другими действиями.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ

Рукопашный бой в силу объективных причин — активной двигательной деятельности в процессе обучения, значительных физических и психологических нагрузок, разнообразия условий выполнения приемов и действий — предполагает появление возможных травм и повреждений у занимающихся.

Поэтому постоянное внимание руководителя к вопросу профилактики травматических повреждений, высокая организация занятий, правильная методика обучения, качественная подготовка учебных мест и инвентаря позволяют избежать травматизма.

С этой целью руководитель обязан:

— постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину и организованность на занятиях;

— соблюдать последовательность выполнения упражнений, интервалы и дистанции между занимающимися при выполнении приемов боя с оружием в движении;

— следить за правильным применением приемов самостраховки и страховки; применять ножи с одетыми на них ножнами, малые лопаты с чехлами, автоматы с присоединенными штык-ножами, одетыми в ножны;

— при выполнении захватов и бросков страховать партнера, поддерживая его за руку, и не допускать падения на него;

— следить, чтобы при обучении приемам обезоруживания, освобождения от захватов, болевые приемы в процессе динамики ответных действий проводились плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера голосом «Есть» немедленно прекращались;

— приемы нападения (уколы, тычки, удары) только обозначать;

— постоянно осуществлять контроль за пульсом, давлением, потоотделением у обучающихся, а также следить за окраской их лица, реакцией их глаз, координацией движений с целью определения индивидуальной нагрузки.

ПРИЧИННЫЕ ФАКТОРЫ ТРАВМТИЗМА

ПОРЯДОК УСЛОВИЙ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ПРИЕМОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

При проверке качества выполнения приемов рукопашного боя проверяющим назначаются приемы, предусмотренные настоящим разделом из следующих видов боя:

— приемов боя без оружия;

— приемов боя с ножом;

— приемов боя с малой лопатой;

— приемов боя с пистолетом;

— приемов боя с автоматом, которым соответствуют специальные приемы и действия с данным видом оружия.

Проверка подготовленности военнослужащих по выполнению приемов рукопашного боя производится на ровной, но различной по покрытию площадке в течение одного дня.

Выставление оценки производится двумя способами.

1. Военнослужащие выстраиваются по парам в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 — 8 шагов с интервалом 2 — 3 шага. Затем по команде проверяющего первая пара выходит вперед и выполняет поочередно прием, после чего возвращается в строй. Далее по команде из строя выходит вторая пара. В таком порядке прием выполняет весь личный состав подразделения. После первого приема выполняется второй, третий и т. д.

2. При поточной организации проверки военнослужащий поочередно выполняет назначенные приемы рукопашного боя на заранее расставленных партнерах, действующих за «противника», или чучелах.

Командир подразделения подготавливает обстановку для проверки. Для этого он назначает и инструктирует военнослужащих, действующих за противника, и выставляет их на площадку. Расставляет чучела и подготавливает соответствующее оружие. Определяет порядок движения при выполнении приемов.

Проверяемый самостоятельно по команде «ВПЕРЕД» выполняет назначенные приемы рукопашного боя и затем останавливается в конечном положении. Проверяющий в ходе выполнения военнослужащим приемов выставляет в ведомость оценки. Закончивший упражнение становится в строй на свое место.

Качество выполнения приемов рукопашного боя оценивается следующим образом:

«отлично», если прием выполнен согласно описанию, уверенно и быстро;

«хорошо», если прием выполнен согласно описанию, уверенно, но были допущены незначительные ошибки;

«удовлетворительно», если прием выполнен согласно описанию, но были допущены значительные ошибки: сделана остановка там, где требуется слитность движений рук и ног при принятии поступательных движений противника, допущена потеря равновесия при перемещении, однако прием доведен до завершения;

«неудовлетворительно», если прием не проведен в соответствии с описанием, грубо искажен и не доведен до завершения.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК

Практика показывает, что предупредить ошибку легче, чем ее исправить. Поэтому необходимо своевременно предупреждать появление ошибок, не давать им за крепиться, выявлять и устранять причины, их вызывающие.

В начале разучивания техники приема он осваивается в общих чертах, где анализ и оценка его выполнения не должны быть слишком подробными. Поэтому не следует подмечать и устранять у отдельных занимающихся все ошибки сразу. Их целесообразно исправлять по степени важности: вначале более существенные, а затем незначительные.

При групповом методе обучения вначале следует оказывать и устранять ошибки, общие для всех занимающихся, а затем индивидуальные (с помощью персональных указаний и замечаний без остановки процесса обучения).

Для исправления выявленной общей ошибки эффективен метод сравнения, который состоит в практической демонстрации сначала приема, выполненного с ошибкой, а затем приема без ошибки с соответствующими пояснениями руководителя занятий.

При указании рекомендаций в процессе обучения необходимо творчески применять и учитывать:

• дидактические принципы и методы обучения;

• знание обучаемыми техники выполнения приемов;

• правильную организацию учебных занятий;

• состояние воинской дисциплины и порядка.

С целью большей объективности и создания единого, наиболее оптимального подхода к оценке качества выполнения приемов рукопашного боя целесообразно конкретизировать настоящее содержание приемов понятиями «незначительные» и «значительные» ошибки в технике их выполнения, которыми следует пользоваться при выведении оценки.

Всякий прием имеет:

1. Начало (исходное положение).

2. Направление и амплитуду движения рук, ног.

3. Конец (результат выполнения).

Все эти компоненты тесно связаны между собой, поэтому невыполнение любого из них является значительной ошибкой.

Под значительными ошибками надо понимать те, которые нарушают логическую целостность приема, последовательность выполняемых действий. «Незначительные» же ошибки в технике выполнения приема не нарушают его целостность.

Ниже излагается перечень незначительных и значительных ошибок, характерных для основных приемов рукопашного боя (табл. 3).

Таблица 3

ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТ ЗАНЯТИЙ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ

Учебные места занятий должны иметь страшный вид, чтобы они производили должное психологическое впечатление на готовящихся к войне людей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Гбу жилищник района вешняки руководство
  • Инструкция по лыжной подготовке для школьников
  • Освежитель воздуха в машину японский eikosha инструкция
  • Аудиокнига руководство по выживанию среди зомби слушать
  • Брокколи в таблетках инструкция по применению