Руководство по системе экологического менеджмента газпром

Система экологического менеджмента

ПАО «Газпром» — первая российская нефтегазовая компания, принявшая в 1995 году Экологическую политику.

Управление

Система экологического менеджмента (СЭМ) — ключевой элемент реализации Экологической политики ПАО «Газпром» (основополагающего документа, регулирующего природоохранную деятельность компании).

В 2015 году Постановлением Правления «Газпрома» утверждена новая редакция Экологической политики. Основаниями для актуализации послужили расширение сферы и географии деятельности компании, а также изменение российского природоохранного законодательства. В принятой редакции определены дополнительные обязательства по обеспечению экологической безопасности при освоении месторождений углеводородов на континентальном шельфе и в Арктической зоне Российской Федерации, а также по минимизации рисков негативного воздействия на окружающую среду, в том числе на природные объекты с повышенной уязвимостью и объекты, защита и сохранение которых имеют особое значение.

В границы Системы экологического менеджмента ПАО «Газпром» включены структурные подразделения Администрации, 37 дочерних обществ со 100% участием, занятых в основных видах деятельности, Экологическая инспекция ПАО «Газпром» и Корпоративный научно-технический центр экологической безопасности и энергоэффективности ПАО «Газпром» в составе ООО «Газпром ВНИИГАЗ».

Результат

В 2021 году расходы Группы «Газпром» на охрану окружающей среды соста­вили 97,54  млрд руб.

В целях обеспечения комплексного подхода и координации деятельности структурных подразделений ПАО «Газпром» в области экологического менеджмента постоянно действует Рабочая группа по совершенствованию СЭМ ПАО «Газпром».

Компания принимает необходимые меры для непрерывного повышения экологической результативности деятельности.

Достижение в 2021 г. Корпоративных экологических целей ПАО «Газпром» на 2020–2022 гг., %

Корпоративная экологическая цель

Организации

из области применения СЭМ

Базовый показатель (2018 г.)

Показатель 2021 г.

1.

Снижение выбросов парниковых газов при транспортировке природного газа, т СО2—экв. / млрд м3 ⋅ км

Все дочерние общества по транспортировке природного газа

55,30

52,25

2.

Снижение выбросов оксидов азота в атмосферный воздух при транспортировке природного газа, т / млн м

Все дочерние общества по транспортировке природного газа

4,23

4,07

3.

Снижение сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, %

Все дочерние общества

5,29

0,12

4.

Снижение доли отходов, направляемых на захоронение, от общей массы отходов, находящихся в обращении, %

Все дочерние общества

38,28

14,26

5.

Снижение доли дочерних обществ, превысивших 5% уровень платы за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, %

Все дочерние общества

35

13,51

Непрерывное совершенствование

Необходимым условием успешного экологического менеджмента является процесс повышения экологических знаний и культуры персонала.

За период 2017–2021 гг. в Группе «Газпром» экологическое обучение прошли более 41 тыс. человек. Также ПАО «Газпром» проводит конкурс экологических служб и экологов дочерних обществ.

Здоровье планеты — залог благополучия будущих поколений. Газпром неукоснительно соблюдает природоохранное законодательство и принимает меры для снижения негативного влияния на окружающую среду и сохранения климата. Эта работа ведется в партнерстве с заинтересованными сторонами — государственными органами, населением, работниками компаний Группы Газпром.

Документы, регламентирующие деятельность в области ООС и сохранения климата:

  • Экологическая политика ПАО «Газпром»Утверждена постановлением Правления ОАО «Газпром» от 25 мая 2015 г. № 21;
  • Комплексная экологическая программа ПАО «Газпром» на период 2020–2024 гг.;
  • Программа развития водохозяйственного комплекса ПАО «Газпром» на период 2016–2020 гг. «Живая вода»;
  • Генеральная схема обращения с отходами производства и потребления для объектов ПАО «Газпром», расположенных в различных регионах России;
  • Программа по сохранению биологического разнообразия на основе перечня видов флоры и фауны, являющихся индикаторами устойчивого состояния морских экосистем Арктической зоны Российской Федерации;
  • Политика ПАО «Газпром» в области энергоэффективности и энергосбереженияУтверждена постановлением Правления ПАО «Газпром» от 11 октября 2018 г. № 39;
  • Дорожная карта системы управления выбросами парниковых газов в компаниях Группы Газпром на перспективу до 2030 года.

Охрана окружающей среды (ООС) в ПАО «Газпром» основывается на Экологической политике, которая отражает приверженность Компании принципам устойчивого развития. В Экологической политике определены основные обязательства и механизмы их выполнения: обеспечение экологической безопасности, в том числе при освоении месторождений углеводородов на континентальном шельфе и в Арктической зоне Российской Федерации; минимизация рисков негативного воздействия на окружающую среду, в том числе на природные объекты с повышенной уязвимостью и объекты, защита и сохранение которых имеют особое значение.

Решением Совета директоров использование Экологической политики ПАО «Газпром» рекомендовано во всех компаниях Группы Газпром.

Инструментом реализации положений Экологической политики Компании является Система экологического менеджмента (СЭМ) ПАО «Газпром». СЭМ направлена на установление и достижение экологических целей, управление экологическими аспектами деятельности ПАО «Газпром», выполнение принятых обязательств.

СЭМ ПАО «Газпром» сертифицирована в соответствии с международным стандартом ISO 14001:2015 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». В декабре 2020 г. проведен ресертификационный аудит СЭМ ПАО «Газпром», по итогам которого выдан сертификат соответствия системы требованиям версии международного стандарта ISO 14001:2015 со сроком действия до декабря 2023 г.

СЭМ ПАО «Газпром» охватывает все уровни управления Компании — от Совета директоров до филиалов и производственных объектов ДО. В границы СЭМ включены структурные подразделения Администрации, Экологическая инспекция ПАО «Газпром», 37 ДО со 100 % участием, занятых в основных видах деятельности.

Бизнес-процессы ДО, входящих в периметр действия СЭМ:

  • добыча природного газа и газового конденсата, в том числе на континентальном шельфе;
  • переработка газа и газового конденсата;
  • транспортировка газа и газового конденсата;
  • подземное хранение газа;
  • геолого-разведочные работы;
  • строительство, интенсификация и ремонт скважин, в том числе на морском шельфе;
  • строительство и эксплуатация морских буровых установок, специализированных судов и других плавучих технических средств;
  • обустройство и эксплуатация морских месторождений, береговых баз обеспечения и портовой инфраструктуры;
  • энерговодоснабжение и эксплуатация энергетического оборудования объектов ЕСГ;
  • управление инвестиционными проектами строительства объектов ЕСГ.

В компаниях Группы Газпром, не входящих в область и границы СЭМ ПАО «Газпром», внедрены и успешно функционируют СЭМ, большая часть которых сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. СЭМ этих компаний учитывают специфику их деятельности и имеют свои особенности.

В 2020 г. Экологической инспекцией ПАО «Газпром» проведено 166 внутренних аудитов СЭМ ДО. План выполнен на 100 %.

В Газпром нефти действует СЭМ, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. Область сертификации включает в себя управление основными производственными активами Газпром нефти. Кроме того, отдельные сертификаты действуют в 12 компаниях Группы Газпром нефть.

В Газпром энергохолдинге управление вопросами ООС осуществляется на всех этапах производственного процесса путем использования функциональной структуры направления «Экология». Осуществляется руководство, методическая поддержка, своевременное информирование об изменениях в природоохранном законодательстве, анализ рисков, связанных с изменениями, с целью принятия взвешенных управленческих решений. Выполняется мониторинг степени негативного воздействия электроэнергетического сектора в Группе Газпром.

Координационный комитет по вопросам охраны окружающей среды Газпром энергохолдинга обеспечивает комплексный подход и координацию деятельности дочерних зависимых компанийАктуализированный приказ ООО «Газпром энергохолдинг» от 28 декабря 2018 г. № 112-ГЭХ.

В Газпром энергохолдинге существует практика ежегодного проведения выездных расширенных совещаний технических руководителей и руководителей экологических служб ДО, где представители менеджмента обмениваются информацией о достижения и задачах в области ООС.

В компаниях электроэнергетического сектора Группы Газпром проводятся перекрестные технические аудиты по вопросам обеспечения экологической безопасности, которые позволяют специалистам оценить организацию природоохранной деятельности в ДО и выполнение природоохранного законодательства.

Несмотря на пандемию, в компаниях Газпром энергохолдинга выполнялись работы по разработке нормативно-разрешительной документации, проведению производственного экологического контроля и реализации природоохранных мероприятий инвестиционного характера. Не прекращались мероприятия по осуществлению производственного контроля.

В Газпром нефтехим Салавате система управления в области ООС соответствует требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. Это подтверждено в ходе ресертификационного аудита, который был проведен в 2020 г. аудиторами SAI GLOBAL. По результатам аудита был получен сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 14001:2015.

В 2020 г. были утверждены следующие документы:

  • Экологическая политика Газпром нефтехим Салавата;
  • Экологические цели Газпром нефтехим Салавата.

В целом в Группе Газпром 28 ДО и организаций имеют сертификаты, подтверждающие соответствие их СЭМ требованиям международного стандарта ISO 14001:2015.

В ПАО «Газпром» реализован единый программный комплекс, включающий всю цепочку деятельности по ООС вертикально интегрированной компании от сбора, обработки данных производственных объектов до подготовки сводных отчетных форм, передаваемых в корпоративные и государственные системы. Программный комплекс разработан на отечественной платформе «1С» в рамках проектов развития ИУС предприятия для всех основных видов деятельности ПАО «Газпром».

В СЭМ ПАО «Газпром» на основе ежегодно определяемых значимых экологических аспектов устанавливаются экологические цели, разрабатываются и реализуются программы природоохранных мероприятий. Корпоративные экологические цели Компании устанавливаются на трехлетний период.

Мероприятия, направленные на достижение Корпоративных экологических целей 2020–2022 гг., реализуются в соответствии с Комплексной экологической программой ПАО «Газпром» на период 2020–2024 гг. Данная Программа представляет собой документ среднесрочного планирования, позволяющий систематизировать весь перечень мер и мероприятий, направленных на повышение эффективности управления ООС, обеспечение экологической безопасности, рациональное использование природных ресурсов и энергосбережение. Программа учитывает основные положения ранее разработанных документов — дорожных карт перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ) ПАО «Газпром» и системы управления выбросами ПГ в компаниях Группы Газпром на период до 2030 г.

В 2019 г. утверждены Корпоративные экологические цели ПАО «Газпром» на период 2020–2022 гг., в качестве базового уровня приняты показатели 2018 г. Актуальными значимыми экологическими аспектами были признаны: выбросы в атмосферный воздух метана при ремонте МГ и оксидов азота при работе компрессорных станций, сброс сточных вод и размещение отходов.

Корпоративная экологическая цель

Организации из области применения СЭМ

Базовый показатель, 2018 г.

Фактический показатель, 2020 г.

Достижение

Снижение выбросов ПГ при транспортировке природного газа, т СО2-экв. / млрд м3⋅км

Все ДО по транспортировке природного газа

55,30

48,67

Цель достигнута.
Показатель снизился на 11,99 %.

Снижение выбросов оксидов азота в атмосферный воздух при транспортировке природного газа, т / млн м3

Все ДО по транспортировке природного газа

4,23

4,07

Цель достигнута.
Показатель снизился на 3,78 %.

Снижение сверхнормативного сброса ЗВ в поверхностные водные объекты, %

Все ДО

5,29

0,34

Цель достигнута.
Показатель снизился на 4,95 п. п.

Снижение доли отходов, направляемых на захоронение, от общей массы отходов, находящихся в обращении, %

Все ДО

38,28

15,22

Цель достигнута.
Показатель снизился на 23,06 п. п.

Снижение доли ДО, превысивших 5 % уровень платы за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, %

Все ДО

35,00

5,41

Цель достигнута.
Показатель снизился на 29,59 п. п.

В 2020 г. достигнуты все целевые показатели, установленные Корпоративными экологическими целями ПАО «Газпром» на период 2020–2022 гг., что обеспечивалось реализацией мероприятий, предусмотренных рядом корпоративных программ и проектов.

Корпоративная экологическая цель

Базовое значение, 2018 г.

Базовое значение, 2020 г.

Фактическое значение, 2020 г.

Оценка степени достижения

Сокращение выбросов NOx в атмосферу, т / млн м3

0,37

0,34

0,34

Цель достигнута.
(Отклонение фактического значения показателя от целевого: 0,00.)

Сокращение доли отходов, направляемых на размещение, %

0,95

0,93

0,91

Цель достигнута.
Ведется работа по вовлечению золошлаковых отходов в хозяйственный оборот.
(Отклонение фактического значения показателя от целевого: –0,02.)

Сокращение доли сверхнормативной платы за НВОС, %

0,39

0,31

0,33

Цель не достигнута.
При снижении сверхнормативного НВОС с 2020 г. повышающие коэффициенты увеличены в 4 раза.
(Отклонение фактического значения показателя от целевого: +0,02.)

(1) В Газпром энергохолдинге внедрена и сертифицирована СЭМ только в одном из ДО — ПАО «Мосэнерго».

Корпоративная экологическая цель

Целевой показатель

Оценка степени достижения

Базовый уровень, 2018 г. Фактический уровень, 2020 г.

Снижение выбросов ПГ

0,42 млн т СО2-экв. / млн т углеводородного сырья

0,4 млн т СО2-экв. / млн т углеводородного сырья

Цель достигнута.
Снижение выбросов на 4,8 %.

Снижение выбросов сероводорода в атмосферу

0,94 т / млн т углеводородного сырья

0,849 т / млн т углеводородного сырья

Цель достигнута.
Снижение выбросов на 9,6 % по сравнению с базовым уровнем.

Не допускать сверхнормативного воздействия на окружающую среду на величину 5 % от общей величины платы за НВОС

0,33 %

0,034 %

Цель достигнута.
Сверхнормативное НВОС менее 5 %.

Снижение доли отходов, направляемых на захоронение, от общей массы отходов, находящихся в обращении

71,7 %

72,86 %

Цель не достигнута.
Увеличение составило 1,16 % по причине продажи большой партии металлолома в 2019 г. и, как следствие, уменьшения количества отходов на начало 2020 г.

Обеспечение выполнения Плана снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект со сточными водами очистных сооружений ООО «ПромВодоКанал» на период 2018–2022 гг.

Базовый уровень не установлен по причине необходимости оценки реализации мероприятий в каждом году

3,054 млрд руб.

Цель достигнута.

В соответствии с принципом предосторожности (Принцип 15 Рио-де-Жанейрской декларации по защите окружающей среды и развитию ООН, 1992 г.) ПАО «Газпром» принимает меры по максимально возможному снижению техногенного воздействия на природу, особенно там, где важно обеспечить сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, уникальных природных территорий и комплексов.

На стадии разработки инвестиционных проектов Газпрома специалисты оценивают воздействие на окружающую среду и выявляют уязвимые экосистемы. На основе полученных данных для проектов разрабатываются решения, предупреждающие нарушение природного равновесия при строительстве и эксплуатации объектов. Компании Группы Газпром проводят компенсационные мероприятия, направленные на сохранение естественных экосистем, в том числе мероприятия по восстановлению рыбных запасов.

Выполняется производственный экологический контроль и мониторинг (ПЭКиМ) параметров окружающей среды, в том числе состояния объектов животного и растительного мира. В 2020 г. ПЭКиМ произведен более чем на 8 тыс. объектов Группы Газпром. Расходы Группы Газпром на ПЭКиМ в 2020 г. составили 2,4 млрд руб.

В течение 2017–2020 гг. Группа Газпром направила на осуществление ПЭКиМ 10,3 млрд руб.

В 2021 г. на производственный экологический контроль (мониторинг) планируется направить более 2,8 млрд руб.

В 2020 г. государственными надзорными органами проведена 531 проверка соблюдения природоохранных требований на объектах Группы Газпром, в том числе 45 проверок на объектах строительства, в результате которых выявлено 548 нарушений. По результатам 306 проверок нарушений выявлено не было.

Из 548 выявленных нарушений 48 нарушений (8,8 %) отменены в судебном порядке, 204 нарушения (37,2 %) устранены в установленный срок, по 217 нарушениям срок исполнения предписаний в отчетном году не истек, 58 предписаний о нарушении оспаривается в судебном порядке, 21 предписание не устранено (срок устранения истек).

Из числа выявленных нарушений 272 (50 %) не повлекли за собой штрафных санкций для юридических лицПод нефинансовыми санкциями понимаются предписания органов государственного контроля, в том числе те, которые не повлекли за собой штрафных санкций.

В 2020 г. организациями Группы Газпром выплачено штрафов за нарушение природоохранного законодательства на сумму 12,38 млн руб., в том числе 3,63 млн руб. по результатам проверок прошлых лет.

Общие расходы Группы Газпром на ООС в 2020 г. составили 49,12 млрд руб. Сокращение составило 7,7 % по отношению к значению 2019 г.

Показатель

2017

2018

2019

2020

Инвестиции в основной капитал, направленные на ООС и рациональное использование природных ресурсов

35 585

29 189

20 421

13 987

Текущие затраты на ООС

34 468

39 154

32 180

34 441

Плата за НВОС

768

616

618

693

Всего расходы Группы Газпром на ООС

70 820

68 959

53 219

49 121

Снижение объема инвестиций в основной капитал, направляемых на ООС и рациональное использование природных ресурсов, по Группе Газпром по сравнению с 2019 г. связано с оптимизацией затрат по строительству газотурбинной электростанции и установки комплексной подготовки газа на объектах Газпром нефти, а также с фактическим окончанием строительства газовой инфраструктуры на Урмано-Арчинской группе месторождений.

В 2020 г. текущие затраты на ООС Группы Газпром выросли по сравнению с 2019 г. на 7 %. Это вызвано увеличением затрат на оплату услуг природоохранного назначения, связанной с безопасным обращением с отходами бурения. Также в газотранспортных ДО произошло значительное увеличение затрат на услуги природоохранного назначения на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата в результате увеличения объемов работ по перекачке газа с использованием мобильных компрессорных станций (МКС) с целью сокращения выбросов ЗВ в атмосферу.

Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в 2020 г. увеличилась на 12 %. Это обусловлено, главным образом, вступившими в силу с 1 января 2020 г. изменениями в природоохранном законодательстве, в том числе отсутствием разрешительной документации и применением повышающих коэффициентов, и не связано с дополнительным воздействием на окружающую среду.

Квалификация персонала Газпрома в области экологии постоянно повышается. Среди обучающихся — руководители и специалисты, работники экологических служб и подразделений, напрямую не относящихся к деятельности в области ООС. В 2020 г. на площадках «Газпром корпоративный институт» и других образовательных организаций прошли обучение и повысили свою квалификацию 7 999 работников Газпрома (из них 1 927 — по СЭМ), в том числе в ПАО «Газпром» и его ДО — 5 890 человек (из них 1 882 — по СЭМ), в Группе Газпром нефть — 885 человек (из них 32 — по СЭМ), в Газпром энергохолдинге — 472 человека.

С целью экологического просвещения и формирования экологической культуры у подрастающего поколения коллектив экологической службы ООО «Газпром трансгаз Томск» реализовал проект «Большой практикум «Эколог предприятия». Этот образовательный проект ООО «Газпром трансгаз Томск» стал победителем Национальной экологической премии в номинации «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».

Слайд 1

Создание и сертификация системы экологического менеджмента

ОАО «Газпром»
Коняев Сергей Владимирович
заместитель начальника

Управления энергосбережения и экологии — начальник отдела экологии ОАО «Газпром»
Создание и сертификация системы экологического менеджмента ОАО «Газпром»Коняев Сергей Владимирович заместитель


Слайд 2

Система экологического менеджмента в соответствии
с

международным стандартом ISO 14001

Система экологического менеджмента в соответствии  с международным стандартом ISO 14001


Слайд 3

Экологическая политика ОАО «Газпром»
одобрена решением Совета

Директоров
ОАО «Газпром» от 24.10.2011г.

№ 1891

Определяет стратегию Общества в области охраны окружающей среды

Основным принципом деятельности ОАО «Газпром» является устойчивое развитие, под которым понимается:

динамичный экономический рост при максимально рациональном использовании природных ресурсов и сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений

Экологическая политика устанавливает долгосрочные стратегические цели ОАО «Газпром» в области охраны окружающей среды:

минимизация удельного негативного воздействия на природную среду;

повышение эффективности использования ресурсов и энергии;

вовлечение персонала Компании в деятельность по уменьшению экологических рисков, улучшению системы экологического менеджмента и производственных показателей в области охраны окружающей среды
Экологическая политика ОАО «Газпром»одобрена решением Совета Директоров  ОАО «Газпром»


Слайд 4

Система экологического менеджмента ОАО «Газпром»

Система экологического менеджмента ОАО «Газпром»


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7

График внедрение СЭМ в дочерних обществах

График внедрение СЭМ в дочерних обществах


Слайд 8

Система управления охраной окружающей среды в

ОАО «Газпром»
Научные и проектные организации

Координационный комитет

ОАО «Газпром» по вопросам охраны окружающей среды и энергоэффективности

Правление ОАО «Газпром»

Экологическая инспекция
ОАО «Газпром»

Рабочая группа
по совершенствованию системы экологического менеджмента
ОАО «Газпром»

Дочерние общества
ОАО «Газпром»

Структурные подразделения Администрации
ОАО «Газпром»

Управление энергосбережения и экологии
Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа
Система управления охраной окружающей среды в ОАО «Газпром»Научные и проектные организацииКоординационный


Слайд 9

Документация системы экологического менеджмента ОАО «Газпром»
Руководство

по системе экологического менеджмента ОАО «Газпром»

Порядок идентификации экологических аспектов в системе экологического менеджмента ОАО «Газпром»

Порядок планирования и проведения внутреннего аудита системы экологического менеджмента ОАО «Газпром»
Документация системы экологического менеджмента ОАО «Газпром» Руководство по системе экологического менеджмента ОАО «Газпром»


Слайд 10

Выявление экологических аспектов
Учет законодательных требований
Цели, задачи,

программы
Система экологического менеджмента
ОАО «Газпром»
Осуществление
деятельности
Планирование деятельности

Управленческий анализ и корректирующее воздействие

Мониторинг и измерения
Оценка соответствия
Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Экологический аудит

Экологическая политика ОАО «Газпром»
(обязательства, стратегические цели)

Ресурсы, ответственность, полномочия, компетентность .
Система экологического менеджмента
Управление операциями
Техническая модернизация, применение НДТ
Превентивные меры
Экологическая экспертиза
Подготовленность к аварийным ситуациям
Возмещение вреда ОС при авариях
Экологическое страхование

Проверка

Выявление экологических аспектовУчет законодательных требованийЦели, задачи, программыСистема экологического менеджмента ОАО «Газпром»Осуществление


Слайд 11

Реестр значимых экологических аспектов
дочерних обществ

ОАО «Газпром» за 2011 г.
Включает 839

экологических аспекта с индексами значимости
от 6 до 162

5 аспектов чрезвычайно высокой значимости (более 30 баллов)
— 100 % связаны со сбросом сточных вод.

97 экологических аспекта высокого уровня значимости(от более 12 до 30 баллов), из них:
— 42% сбросы загрязняющих веществ со сточными водами, в т.ч. сброс сточных вод на рельеф местности;
— 24% выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (в т.ч. 66% метан и 34% NOx);
— 14% потребление энергии
— 10% нарушение почвенного покрова, в т.ч. загрязнение почвы
— 5% образование отходов

737 экологических аспектов повышенной значимости (от 6 до 12 баллов)
— 70 % выбросы в атмосферу
Реестр значимых экологических аспектов  дочерних обществ ОАО «Газпром» за 2011


Слайд 12

Достижение Корпоративных экологических
целей ОАО «Газпром»
Достижение

Корпоративных
экологических целей ОАО «Газпром» в

2011 году
по сравнению с базовым уровнем 2008 года:

  сокращение выбросов метана в атмосферу – 13 %
снижение сброса загрязненных сточных вод — 5,9%
снижение платы за сверхнормативное воздействие – 89%
снижение удельного потребления газа на СТН – 6,3%
стабилизация удельных выбросов оксидов азота при транспортировке газа
снижение доли захоронения отходов – увелич. на 13,9 %
внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001 проводилось согласно утверждённому графику

Количество дочерних обществ
Достижение Корпоративных экологических  целей ОАО «Газпром»Достижение Корпоративных экологических целей ОАО


Слайд 13

Выявление экологических аспектов
Учет законодательных требований
Цели, задачи,

программы
Система экологического менеджмента
ОАО «Газпром»
Осуществление
деятельности
Планирование деятельности

Управленческий анализ и корректирующее воздействие

Мониторинг и измерения
Оценка соответствия
Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Экологический аудит

Экологическая политика ОАО «Газпром»
(обязательства, стратегические цели)

Ресурсы, ответственность, полномочия, компетентность .
Система экологического менеджмента
Управление операциями
Техническая модернизация, применение НДТ
Превентивные меры
Экологическая экспертиза
Подготовленность к аварийным ситуациям
Возмещение вреда ОС при авариях
Экологическое страхование

Проверка

Выявление экологических аспектовУчет законодательных требованийЦели, задачи, программыСистема экологического менеджмента ОАО «Газпром»Осуществление


Слайд 14

Основные средства реализации
Экологической политики ОАО

«Газпром»

1 Мероприятия в процессе текущей хозяйственной

деятельности
2 Инвестиционные программы:
Комплексная программа реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа, дожимных компрессорных станций и компрессорных станций подземного хранения газа на 2011-2015 гг.
Комплексная программа реконструкции и технического перевооружения объектов переработки газа и жидких углеводородов на 2011-2015 гг.
Программа энергосбережения ОАО «Газпром» на 2011-2013 гг.
Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 г. и др.
Природоохранные мероприятия инвестиционных программ обобщены в
Комплексной экологической программе ОАО «Газпром на 2011-2015 гг.

3 Ведомственная экологическая экспертиза
4 Ведомственный экологический контроль
и экологический мониторинг

Основные средства реализации  Экологической политики ОАО «Газпром»1 Мероприятия в процессе


Слайд 15

Выявление экологических аспектов
Учет законодательных требований
Цели, задачи,

программы
Система экологического менеджмента
ОАО «Газпром»
Осуществление
деятельности
Планирование деятельности

Управленческий анализ и корректирующее воздействие

Мониторинг и измерения
Оценка соответствия
Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Экологический аудит

Экологическая политика ОАО «Газпром»
(обязательства, стратегические цели)

Ресурсы, ответственность, полномочия, компетентность .
Система экологического менеджмента
Управление операциями
Техническая модернизация, применение НДТ
Превентивные меры
Экологическая экспертиза
Подготовленность к аварийным ситуациям
Возмещение вреда ОС при авариях
Экологическое страхование

Проверка

Выявление экологических аспектовУчет законодательных требованийЦели, задачи, программыСистема экологического менеджмента ОАО «Газпром»Осуществление


Слайд 16

Внутренний аудит
системы экологического менеджмента ОАО

«Газпром»

Внутренний аудит  системы экологического менеджмента ОАО «Газпром»


Слайд 17

Выявление экологических аспектов
Учет законодательных требований
Цели, задачи,

программы
Система экологического менеджмента
ОАО «Газпром»
Осуществление
деятельности
Планирование деятельности

Мониторинг и измерения
Оценка соответствия
Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Экологический аудит

Экологическая политика ОАО «Газпром»
(обязательства, стратегические цели)

Ресурсы, ответственность, полномочия, компетентность .
Система экологического менеджмента
Управление операциями
Техническая модернизация, применение НДТ
Превентивные меры
Экологическая экспертиза
Подготовленность к аварийным ситуациям
Возмещение вреда ОС при авариях
Экологическое страхование

Проверка

Выявление экологических аспектовУчет законодательных требованийЦели, задачи, программыСистема экологического менеджмента ОАО «Газпром»Осуществление


Слайд 18

Результативность СЭМ

Результативность СЭМ


Слайд 19

Спасибо за внимание!
Все материалы по

вопросу СЭМ ОАО «Газпром» размещены на

интранет странице Управления энергосбережения и экологии:
http://www1.adm.gazprom.ru/UESE/
Спасибо за внимание! Все материалы по вопросу СЭМ ОАО «Газпром» размещены


Библиотека справочной литературы
ООО «Центр безопасности труда»

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ.
ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ
МЕНЕДЖМЕНТА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

СТО
Газпром 7-2005

ОКС 13.020.10

Дата введения — 2005-10-17

Содержание

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с
ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных
газов и газовых технологий — ВНИИГАЗ»

2 СОГЛАСОВАН Департаментом
стратегического развития ОАО «Газпром»; Департаментом по транспортировке,
подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром»; Юридическим
департаментом ОАО «Газпром»

3 ВНЕСЕН Отделом энергосбережения
и экологии Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию
газа ОАО «Газпром»

4 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Распоряжением ОАО «Газпром» от 25 июля 2005 г. № 170 с 17 октября 2005 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт организации
«Структура управления. Полномочия и ответственность в системе менеджмента
охраны окружающей среды» (далее — стандарт) разработан Обществом с
ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных
газов и газовых технологий — ВНИИГАЗ» в соответствии с действующим
законодательством и нормативными актами РФ, а также нормативными документами
ОАО ‘»Газпром».

Стандарт включает классификацию
и рекомендуемые структуры экологического управления, а также функции
управления, их распределение по подразделениям, полномочия и ответственность в
их реализации. На основе технологического процесса разработана документация по
структуре управления, предусматривающая типы документов, процедур, инструкций,
компьютерных программ и степень их детализации. Приведен анализ структуры со
стороны руководства, охватывающий все стороны деятельности, включая финансовые,
и направленный на определение причин несоответствий и разработку плана
корректирующих и предупреждающих мероприятий.

В стандарте приведен порядок
сертификации систем управления охраной окружающей среды в соответствии с
требованиями ОАО «Газпром».

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает
принципы построения структур систем менеджмента охраны окружающей среды (СМООС)
и распространяется на организации и дочерние общества ОАО «Газпром» (далее —
Общества).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте
использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ
Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и
руководство по применению

ГОСТ
Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие
указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования

ГОСТ
Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
качества и/или систем экологического менеджмента

ИСО
10013:2001. Рекомендации по документированию систем менеджмента качества

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

3 Термины и определения

Для целей настоящего стандарта используются
следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система управления: Совокупность
звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

3.2 автоматизированная
система управления:
Совокупность математических методов, технических средств
и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным
объектом или процессом в соответствии с заданной целью.

3.3 принципы управления: Правила,
которыми руководствуются субъекты управления.

3.4 методы управления: Совокупность
способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для
достижения определенных целей.

3.5 процесс управления: Совокупность
отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и
развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей.

3.6 структура управления
организацией:
Совокупность специализированных функциональных подразделений,
взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации
управленческих решений.

3.7 линейная структура
управления:
Отношения между руководителями и подчиненными им органами в
многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует
все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды
только своего субъекта управления.

3.8 функциональная структура
управления:
Структура органов управления, в которой каждый орган управления
специализирован на выполнении определенного круга производственных,
технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих
функций. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции
обязательно для производственных подразделений.

3.9 линейно-функциональная
структура управления:
Структура органов управления, состоящая из линейных подразделений,
осуществляющих в организации основную работу, и обслуживающих функциональных
подразделений.

3.10 матричная структура
управления:
Структура органов управления, построенная на принципе двойного
подчинения исполнителей — непосредственному руководителю функциональной службы
и руководителю проекта.

3.11 технология управления: Приемы,
порядок, регламент выполнения процесса управления.

3.12 организационные методы
управления:
Способы воздействия на организационные отношения для достижения
конкретных целей.

3.13 социально-психологические
методы управления:
Способы воздействия на объект управления, основанные на
использовании социально-психологических факторов.

3.14 экономические методы
управления:
Способы воздействия посредством создания экономических условий,
побуждающих работников организаций действовать в нужном направлении и
добиваться решения поставленных перед ними задач.

3.15 структурное
подразделение:
Официально выделенная часть организации или учреждения
вместе с относящимися к ней работниками, выполняющими установленный круг
обязанностей и отвечающих за выполнение возложенных на них задач.

3.16 функциональное
подразделение:
Составная часть организации, выполняющая конкретные задания
и добивающаяся конкретных специфических целей.

3.17 администрация: Руководство
организации или круг лиц, уполномоченных осуществлять оперативное управление.

3.18 аппарат управления: Органы,
подразделения и службы, наделенные правами координации деятельности
подразделений.

3.19 органы управления: Организации
и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в
пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.

3.20 объект управления: Отношения
между людьми, существующие на различных уровнях управления.

3.21 субъект управления: Лицо,
группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые
воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и
движения к заданной цели.

3.22 вертикальные связи: Связи
между подчиненными и прямыми начальниками.

3.23 горизонтальные связи: Связи
между равными по уровням индивидами или структурными подразделениями.

3.24 обязанности: Нормативно
закрепленный круг действий, возложенных на орган управления или работника и
безусловный для исполнения.

3.25 планирование: Вид
управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой
системы.

3.26 контроль: Процесс,
обеспечивающий достижение системой поставленных целей.

4 Общие положения

Структура управления СМООС
представляет совокупность взаимосвязанных подразделений (объекты и субъекты
управления) с распределением между ними полномочий, ответственности и
подчиненности.

Базовой структурой СМООС в ОАО
«Газпром» является линейно-функциональная структура, в которой выделяются
вертикальные и

горизонтальные связи. Вертикальные
связи определяют число уровней управления, горизонтальные связи, их функции.

Организационная структура СМООС
должна соответствовать разделу 4.4 ГОСТ
Р ИСО 14001, базирующемуся на общих функциях управления (планирование,
организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль).

Комплекс работ по созданию
структуры СМООС включает:

— анализ существующей структуры
управления;

— анализ действующей нормативной
документации;

— анализ действующей
учетно-отчетной документации;

— анализ документооборота и
информационных потоков;

определение функций управления,
выполняемых каждым подразделением на каждом уровне управления;

— разработку положений о правах,
обязанностях, ответственности подразделений.

При формировании структуры
управления СМООС должны учитываться:

— разделение труда и
специализация;

— масштаб управляемости;

— централизация и
децентрализация. Совершенствование структуры СМООС осуществляется на базе:

— научно-технических и
экономических прогнозов развития техники и технологии отрасли;

систематического изучения и
обобщения передового отечественного и зарубежного опыта;

— широкого использования
автоматизированных систем и средств управления;

— типизации форм плановой,
учетной, отчетной и нормативной документации.

5 Рекомендуемые структуры экологического
менеджмента, содержащие в матричной форме полномочия и ответственность

5.1 Рекомендуемая структура экологического менеджмента

Рекомендуемый вариант СМООС,
когда экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а ее
руководитель по должности равен заместителю директора или заместителю главного
инженера, что позволяет:

— наиболее комплексно,
рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

эффективно совмещать основные
производственные и экологические цели и задачи.

5.2 Классификация служб экологического менеджмента

По способу организации возможно
следующее деление экологических служб: дифференцированные, интегрированные или
смешанные типы.

5.2.1 Экологические службы
дифференцированного типа. Обязанности сотрудников разделены по виду воздействия
на окружающую среду:

— охрана атмосферного воздуха;

— охрана и рациональное
использование водных ресурсов;

— охрана окружающей среды от
отходов производства и потребления;

— охрана и рациональное
использование земельных ресурсов.

5.2.2 Экологические службы
интегрированного типа. Сотрудники выполняют весь комплекс работ, связанный с
охраной окружающей среды.

5.2.3 Экологические службы
смешанного типа. Сотрудники выполняют работы, связанные с воздействием на
окружающую среду в составе неспециализированного экологического подразделения.

5.3 Коммуникации в системе экологического
менеджмента

5.3.1 Коммуникации — взаимодействия
в системе экологического менеджмента — различают:

— административные;

— финансовые;

— информационные.

5.3.1.1 Административные
коммуникации отражают взаимоподчинение в системе экологического менеджмента.

5.3.1.2 Основными субъектами финансовых
коммуникаций являются бухгалтерия, руководство организации, экологическая
служба, плановый отдел и т.п.

5.3.1.3 Информационные
коммуникации — обмен информацией с подразделениями (главный энергетик, главный
механик, подразделение, занимающееся вывозом отходов, эксплуатирующие
подразделения и т.п.).

5.4 Ответственность, полномочия, функции
управления, анализ эффективности функционирования СМООС

5.4.1 Работники должны обладать
полномочиями и нести ответственность за поддержание требуемых характеристик,
включая:

— определение и документирование
полномочий и ответственности за работы, оказывающие воздействие на окружающую
среду;

— опыт и возможности работников:

— реализовать действия,
соответствующие экологической политике;

— понимать последствия несогласованных
действий;

— понимать ответственность,
закрепленную за ним;

— идентифицировать и
регистрировать проблемы охраны окружающей среды;

— действовать в аварийных
ситуациях.

5.4.2 Руководство организации
несет ответственность за проведение политики в области экологического
менеджмента (рисунок

Рисунок 1 — Ответственность руководства в СМООС

Таблица 1 — Рекомендуемое распределение функций управления

Структурные подразделения

Выполняемые функции в
структуре экологического менеджмента

1 Общее руководство

Общее
руководство деятельностью в области экологического менеджмента; принятие,
утверждение, корректировка и совершенствование экологической политики;
выделение ресурсов, необходимых для формирования и развития системы
экологического менеджмента; периодический анализ эффективности СМООС;
регулярный пересмотр экологической политики, целей, задач по достигнутым
результатам; демонстрация экологической ответственности и экологической
состоятельности организации.

2 Руководитель
и сотрудники службы охраны окружающей среды

Разработка
экологической политики, целей, задач организации, программ экологического
менеджмента и согласование их с руководством организации; проведение (при
необходимости — совместно с консультантами) оценки текущей экологической
ситуации организации; определение приоритетных экологических аспектов
деятельности; разработка системы внутренних показателей, отражающих
результаты деятельности организации в области экологического менеджмента,
анализ их изменения; разработка процедур, обеспечивающих функционирование
СМООС; оценка соответствия деятельности организации законодательным и иным
требованиям в области охраны окружающей среды; развитие системы
производственного экологического мониторинга; организация периодических
аудитов СМООС (выбор и приглашение консультантов, анализ и использование
результатов); разработка и ведение необходимой внутренней документации,
обеспечивающей эффективное функционирование СМООС; ведение и согласование с
руководством организации экологической отчетности, включая составление
ежегодного инициативного экологического отчета; информирование руководителей
производственных подразделений по вопросам экологического менеджмента и
анализ сведений, получаемых от них; разработка и согласование с руководством
организации системы стимулирования работников; организация внешних связей и
взаимодействие со всеми заинтересованными лицами и сторонами; демонстрация и
практическое использование результатов деятельности в области экологического
менеджмента, в том числе с использованием сетей
INTERNET и др.; декларирование и
сертификация соответствия СМООС положениям стандарта
ГОСТ
Р ИСО 14001

и другим нормативным документам; проведение проверок филиалов с составлением
актов и выдачей предписаний; составление отчета за год по охране окружающей
среды для ОАО «Газпром»; предоставление, в случае необходимости, юридической
службе организации материалов о нарушении законодательства в области охраны
окружающей среды для предъявления исков к государственным природоохранным
органам и другим юридическим лицам, а также для участия в рассмотрении таких
споров в судах.

3 Руководители
служб филиала.

Ответственные
лица, назначенные приказом руководителя филиала вести природоохранную работу
по своим участкам

Осуществление
природоохранной работы по своему направлению деятельности и ответственность
за ее результаты. Обеспечение правильности и своевременности ведения первичной
учетной документации в соответствии с приказами и инструкциями и подготовки
статистической отчетности по вопросам охраны окружающей среды.

4 Руководители
производственных подразделений в общем виде

Вовлечение
сотрудников подразделения в деятельность по экологическому менеджменту;

участие в
разработке программы (программ) экологического менеджмента; обеспечение
выполнения работниками подразделения действий, определенных в программе экологического
менеджмента; разработка и обеспечение выполнения корректирующих действий при
несоответствии деятельности поставленным целям и задачам в области
экологического менеджмента; обеспечение документирования порядка выполнения
действий в СМООС и получаемых результатов; информирование работников
подразделения по вопросам экологического менеджмента и анализ сведений,
получаемых от сотрудников подразделения; соблюдение природоохранного
законодательства, норм
и
требований, выполнение целевых и плановых
экологических показателей, программ и планов мероприятий по охране
окружающей среды, нормативов
выбросов
и сбросов; образования и размещения
отходов, проведение рекультивации нарушенных земель при производстве работ,
ведение первичной учетной
документации
по всем направлениям (вода, воздух,
отходы). Своевременное получение лицензий и разрешений на
спецводопользование, разрешений на
выброс, сброс, лимитов размещения отходов.

5 Инженер по
охране
окружающей среды подразделения

Осуществляют
непосредственную организацию и
проводят контроль за эффективностью системы охраны окружающей среды, за
выполнением природоохранных
норм
и требований при осуществлении
производственной деятельности, за правильностью ведения первичной учетной
документации, за четкое
выполнение
функций, возложенных должностными
инструкциями, приказами, регламентами, инструкциями, распоряжениями вышестоящих
должностных лиц,

готовят отчеты
по вопросам охраны окружающей среды
по установленным формам госстатотчетности.

6
Производственные службы по добыче газа и
конденсата, по эксплуатации
подземных
хранилищ газа, компрессорных и дожимных станций, АГНКС, газопромысловой службы (соответственно)

Ответственные
начальники и их заместители

Рациональное
использование природных ресурсов путем
внедрения в производство перспективных ресурсосберегающих технологий. Контроль соблюдения проектных нормативов
расхода реагентов в
технологических
процессах. Контроль соблюдения
нормативов технологических потерь газа и газового конденсата. Разработка и контроль
исполнения
мероприятий, направленных
на снижение выбросов
вредных
веществ в атмосферу, снижение
технологических
потерь ниже норм. Учет и
расследование
аварий, приведших к загрязнению
окружающей среды. Разработка и планирование мероприятий, направленных
на предотвращение
загрязнений
окружающей среды. Своевременное
предоставление планируемых на предстоящий год показателей расхода газа на
собственные нужды, а также
ежеквартального
отчета о фактическом расходе газа на
собственные нужды по каждому газопотребляющему

7
Производственно-диспетчерская служба

Ответственные
— начальник и его заместители

Выполнение
плановых заданий; осуществление с использованием средств вычислительной
техники,
телекоммуникаций и связи
оперативного учета поступающего от поставщиков и отпускаемого газа,
обеспечение бесперебойного снабжения газом потребителей. Подготовка
предложений и составление балансов; выполнение мероприятий по разработке и
ведению оперативных режимов работы газопроводов (продуктопроводов);
оперативное руководство работой диспетчерских служб Л ПУМГ и СПХГ; контроль
за ходом ликвидации аварий ГПА, оборудования и сооружений КС и линейной части
газопроводов (продуктопроводов); учет расхода и экономии электроэнергии и
газа на собственные нужды; подготовка форм учетной и диспетчерской
информации. Оперативное оповещение о происшедших авариях, отказах и
несчастных случаях согласно действующим схемам оповещения. Оперативный
контроль за проведением планово-предупредительных ремонтов, за текущим
состоянием оборудования компрессорных цехов, линейной части газопроводов,
систем электроснабжения. Заключение договоров и технических соглашений;
передача оперативно-диспетчерской информации между филиалами, ПДС, ЦПДУОАО
«Газпром» и диспетчерскими службами независимых поставщиков газа; обеспечение
эксплуатации программно-технологических расчетных задач и др. Разработка и
контроль выполнения показателей охраны окружающей среды по направлению
отдела.

8 Технический
отдел

Ответственные
— начальник отдела и его заместители

Контроль
заключения и выполнения договоров в
соответствии с планом НИОКР по вопросам охраны природы и рационального
использования природных
ресурсов.
Ведение делопроизводства по
рацпредложениям
и внедрению перспективных
разработок,
направленных на защиту окружающей
среды.

9 Служба
охраны труда и

техники
безопасности

Ответственные
— начальник
и его заместители

Включение в
вводный инструктаж для вновь
поступающих
работников раздела по экологии.
Организация и координация контроля содержания вредных веществ
специализированными организациями,
производящими измерения, в воздухе рабочей зоны подразделений и санитарных
зонах промысловых объектов, контроль за паспортизацией рабочих мест.

10 Служба
главного
энергетика

Ответственные —
начальник
и его заместители

Организация
рационального водоснабжения, водоподготовки и водоотведения. Контроль учета
водопотребления и теплоснабжения. Разработка и
планирование мероприятий по оснащению электростанций
высокоэффективными средствами
очистки
выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Контроль исполнения мероприятий, направленных на снижение выбросов вредных
веществ в атмосферу, сброса загрязняющих веществ в водные объекты. Разработка
и внедрение энергосберегающих мероприятий.

11 Служба главного механика

Ответственные
— главный
механик и его заместители

Паспортизация
и наладка вентиляционных установок в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями. Разработка и
внедрение мероприятий, направленных на снижение образования отходов производства,
черного и цветного металлолома.

12 Служба
главного
метролога

Ответственные
— начальник
и его заместители

Осуществление
планирования и организация планово-предупредительных ремонтов и
предповерочной подготовки средств контроля состояния окружающей среды.
Своевременная поверка газоаналитического оборудования. Метрологическое
обеспечение экологической деятельности. Обеспечение экологической службы
государственными стандартами.

11 Служба
главного
механика

Ответственные
— главный
механик и его заместители

Паспортизация
и наладка вентиляционных установок в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями. Разработка и
внедрение мероприятий, направленных на снижение образования отходов
производства, черного и цветного металлолома.

12 Служба
главного
метролога

Ответственные
— начальник
и его заместители

Осуществление
планирования и организация планово-предупредительных ремонтов и
предповерочной подготовки средств контроля состояния окружающей среды.
Своевременная поверка газоаналитического оборудования. Метрологическое
обеспечение экологической деятельности. Обеспечение экологической службы
государственными стандартами.

13
Инженерно-техническая служба (Лаборатория охраны окружающей среды)

Осуществление
экологического мониторинга состояния окружающей среды на территориях
производственной деятельности Общества:

— контроль
загрязнения сточных вод, вод поверхностных водоемов, промышленных сточных
вод, питьевых вод;

— контроль
промышленных выбросов ЗВ в атмосферу непосредственно на источниках;

— контроль
загрязнения почв;

— проверка
природоохранной деятельности в подразделениях;


инвентаризация источников выбросов, разработка проектов нормативов предельно
допустимых выбросов на договорной основе со специализирующимися
организациями;


инвентаризация отходов, разработка проектов нормативов образования отходов и
лимитов их размещения на договорной основе со специализирующимися
организациями.

Сбор и
проверка достоверности информации по экологическим аспектам деятельности
подразделений, контроль за расчетами платежей, за загрязнение окружающей
природной среды.

14 Служба
интенсификации и ремонта
скважин

Ответственные
— начальник
и его заместители, инженер охраны окружающей среды

Соблюдение
требований законодательства Российской
Федерации в области охраны окружающей среды при подземном и капитальном
ремонте скважин, при
проведении
работ по интенсификации путем внедрения
и использования перспективных технологий. Недопущение аварийных
выбросов технологических
жидкостей,
предотвращение загрязнения атмосферного
воздуха, почвы при выполнении ремонтно-восстановительных работ.
Исполнение мероприятий,
направленных
на охрану окружающей среды и снижения
норм технологических потерь газа, газового конденсата, химреагентов. Принятие
своевременных практических
мер
по очистке загрязненных территорий от
технологических жидкостей, используемых при ремонте скважин, металлолома,
твердых отходов, мусора.
Контроль
уборки территорий после выполнения
ремонтно-восстановительных работ. Сбор отходов в специально
оборудованных местах на промплощадках.
Осуществлять сбор отработанных нефтепродуктов от структурных подразделений
организации и использовать
их
для приготовления технологических жидкостей.

15 Служба
геологии,
разработки и лицензирования месторождений

Ответственные
— начальник
и его заместители

Соблюдение
требований законодательства Российской
Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе при подземном
захоронении сточных вод, при
проведении
промысловых геофизических,
газодинамических,
газоконденсатных,
гидрогеологических
исследованиях. Оформление горных
отводов для использования участков недр. Подготовка и заключение лицензионных
соглашений, оформление
лицензий
на все виды недропользования. Выполнение
требований Лицензионного соглашения об условиях пользования участками недр
с целью захоронения
сточных
вод, добычи подземных вод. Оформление в
бассейновой инспекции разрешений на перебуривание и бурение водных скважин. Проведение
режимных
гидрологических и
гидрогеологических наблюдений
поверхностных
и подземных источников водоснабжения.
Рациональное управление системой разработки месторождения. Составление
мероприятий по охране
недр
и контроль их выполнения. Организация и
проведение гидрогеоэкологического мониторинга на объектах добычи
углеводородов, подземного
захоронения
сточных вод, добычи подземных вод.
Контроль и анализ эксплуатации систем подземного захоронения сточных вод в
соответствии с РД 51-31323949-48-2000 «Гидрогеоэкологический контроль на
полигонах закачки
промышленных сточных вод» [1].

16
Планово-экономическая
служба

Ответственные
— начальник
и его заместители

Участие в
комплексном планировании годовых и
перспективных мероприятий по охране окружающей среды. Составление смет
затрат на финансирование
природоохранных
мероприятий.

17 Служба
организации
труда и зарплаты

Ответственные
— начальник
и его заместители

Экономическое
стимулирование работников,
выполняющих
мероприятия, направленные на охрану
окружающей среды. Контроль за включением в должностные инструкции и
положения об отделах,
филиалах
и пр. функциональных обязанностей по охране
окружающей среды.

18 Бухгалтерия

Ответственные
— гл.
бухгалтер и его заместители

Своевременное
проведение платежей по налоговым
обязательствам за загрязнение окружающей среды и за пользование природными
ресурсами. Предоставление
информации
по форме статотчетности 4-ОС.

19 Юридическая
служба

Ответственные
— начальник
и его заместители

Принятие мер к
исполнению Обществом
законодательства
Российской Федерации в области
охраны окружающей среды. Постоянное отслеживание и своевременное информирование
об изменениях в сфере
экологического
законодательства. Консультации по
вопросам экологического законодательства. Отстаивание интересов
Общества, в том числе и в
судебном
порядке, в спорах с Государственными
природоохранными органами.

20 Служба
кадров и соц. развития

Ответственные
— начальник
и его заместители

Обеспечение
природоохранных служб Общества квалифицированными специалистами. Подготовка и
переподготовка специалистов служб организации в
области экологии. Разработка и планирование мероприятий по социальному
развитию региона в
соответствии
с экологической политикой Общества.

21 Служба по
связям с
общественностью

Ответственные
— начальник
и его заместитель

Регулярное
освещение в средствах массовой
информации деятельности Общества в решении экологических проблем.
Разъяснение и пропаганда
экологической
политики Общества.

22 Служба по
обустройству
месторождений

Ответственные
— начальник
и его заместители

Рациональное землепользование,
инвентаризация, учет, натурная привязка и паспортизация земель, выделенных
Обществу во временное и
постоянное пользование.
Своевременное
оформление в установленном порядке
отвода земель под новое строительство, реконструкцию, расширение промышленных
зданий и сооружений,
объектов
жилья и соцкультбыта. Организация
проведения рекультивации нарушенных и загрязненных земель. Осуществление
технического надзора за
проведением
рекультивационных работ на
месторождении.
Возврат земель. Применение
экономических
санкций к подрядным организациям при
нарушении ими природоохранных норм. Прием очищенных от металлолома,
ЛЭП, строительного мусора
и пр.
земель и прилегающих к объектам территорий
после окончания строительных работ. Осуществление экологического контроля
состояния территорий
сторонних
организаций, размещенных на землеотводе
Общества с проведением проверок, составлением актов и предписаний. Оформление
договоров аренды земель.
Своевременное
оформление разрешительной
документации
на забор и сброс воды для
гидроиспытаний
вновь вводимых объектов.
Включение
в договоры на проведение строительных,
пуско-наладочных работ на объектах, не принятых на баланс Общества, либо
находящихся на реконструкции,
обязательств
по платежам за загрязнение окружающей
среды. Своевременное предоставление статотчетности по формам 2-ОС и 2-ТП
(рекультивация), 18-КС, 3-ОС,
справок
о плане и фактическом освоении лимитов
капвложений на строительство природоохранных объектов по районам. Подготовка задания на
проектирование

природоохранных
объектов, рассмотрение и
утверждение
проектов. Представление на экологическую
экспертизу проектов вновь вводимых объектов. Разработка и согласование
годовых и перспективных
планов
капитального строительства природоохранных
объектов. Контроль за строительством и вводом в эксплуатацию
природоохранных объектов. Разработка и
контроль исполнения мероприятий, направленных на улучшение экологического
состояния земельных участков, находящихся в пользовании организации.

23
Маркшейдерско-геодезическая служба

Ответственные
– главный маркшейдер и его заместитель

Соблюдение
требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей
среды при проведении геодезических работ.

24 Служба технологического транспорта и специальной техники

Ответственные
— начальник
и его заместители, инженер охраны окружающей среды

Соблюдение
нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при
эксплуатации
транспорта, специальной
техники. Разработка и
осуществление
мероприятий по снижению выбросов,
сбросов веществ, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на
окружающую среду.
Разработка
и осуществление мероприятий по
безаварийной перевозке химреагентов, метанола, ГСМ и нефтепродуктов,
предотвращению нарушений
почвенного
покрова, загрязнения земель и водоемов
нефтепродуктами при эксплуатации транспортных средств и спецтехники.
Эксплуатация автомойки в
соответствии
с нормативными требованиями. Учет
образующихся производственных отходов, разработка и осуществление мероприятий
по снижению их

количества.
Сбор отходов в специально оборудованных
местах на промплощадках. вывоз на полигоны, передача сторонним организациям.

25
Дорожно-ремонтная
эксплуатационная
служба

Ответственные
— начальник
и его заместители, инженер охраны окружающей среды

Соблюдение
нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при
эксплуатации
транспорта, специальной
техники. Разработка и
осуществление
мероприятий по снижению выбросов,
сбросов веществ, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на
окружающую среду.
Разработка
и осуществление мероприятий по
предотвращению нарушений почвенного покрова, загрязнения земель и
водоемов нефтепродуктами при
эксплуатации
транспортных средств и спецтехники.
Эксплуатация автомойки в соответствии с нормативными требованиями.
Учет образующихся производственных отходов, разработка и осуществление
мероприятий по снижению их количества. Сбор отходов в специально
оборудованных местах на промплощадках, вывоз на полигоны, передача сторонним
организациям.

26 Служба
снабжения и
комплектации

Ответственные
— начальник
и его заместители, инженер охраны окружающей среды

Своевременное
обеспечение, в соответствии с
заявками,
оборудованием и реактивами для контроля за
состоянием окружающей среды.

27
Ремонтно-эксплуатационная служба

Ответственные
— начальник
и его заместители, инженер охраны окружающей
среды

Соблюдение
требований охраны окружающей среды при
эксплуатации зданий и сооружений, находящихся на балансе РЭУ.

28 Ремонтно-механическая служба

Ответственные
— начальник
и его заместители, инженер охраны окружающей
среды

Поддержание в
чистоте закрепленных за управлением
территорий. Учет образующихся производственных отходов, разработка и
осуществление мероприятий по
снижению
их количества. Сбор отходов в специально
оборудованных местах на промплощадках, вывоз на полигоны, передача
сторонним организациям.

29
Строительно-ремонтная
служба

Ответственные
— начальник
и его заместители, инженер охраны окружающей среды

Соблюдение
нормативов допустимых выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу при эксплуатации транспорта, специальной
техники. Соблюдение
требований
охраны окружающей среды при
производстве
строительных и монтажных работ.
Обязательная разработка раздела «Природоохранные мероприятия» при
планировании производства работ.
Плановая очистка территории от строительного мусора и металлолома, передача
очищенных участков под
рекультивацию.
Учет образующихся производственных
отходов, разработка и осуществление мероприятий по снижению их количества.
Сбор отходов в специально
оборудованных
местах на промплощадках, вывоз на
полигоны, передача сторонним организациям.

30 Работники
организации в целом

Выполнение
правил охраны окружающей среды.
Поддержание экологического порядка на рабочих местах и производственной
площадке;
выполнение мероприятий
программы экологического
менеджмента
в соответствии с основными
производственными
обязанностями;

участие в
разработке и реализации беззатратных и
малозатратных мероприятий по рациональному использованию ресурсов,
снижению потерь,

предотвращению
воздействия на окружающую среду,
повышению безопасности.

Примечание 1 — Учитывая специфику, организация
определяет самостоятельно распределение функций и их реализацию между
подразделениями.

Применение 2 — Деятельность всех структурных подразделений в структуре
экологического менеджмента осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Нарушение законодательства в области охраны
окружающей среды и не исполнение функциональных обязанностей влечет за собой
ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Рекомендуемая обобщенная
организационная структура управления представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 — Рекомендуемая обобщенная структура управления

5.5 Документация по структуре управления

5.5.1 Документация строится на
основе технологических процессов, существующей структуре управления, или на их
сочетании.

Документирование
предусматривает:

— описание системы управления;

— доведение до работников
информации об обязательствах руководства и работников:

— установление оптимального
порядка проведения необходимых работ и обеспечение четкой, эффективной
структуры операций:

— обеспечение обучения вновь
принимаемых специалистов и периодической их переподготовки;

— создание основы для проведения
аудита системы;

— обеспечение условий для
оценивания результативности.

5.5.2 В документации системы
управления используются следующие типы документов:

— Руководство по экологическому
управлению — документ, определяющий стратегию в области охраны окружающей
среды.

— Процедура — документ,
определяющий методы, которые относятся к группам процессов или отделов.

— Инструкция — документ,
специфический для конкретной задачи или операции.

— Записи — документ, который
обеспечивает подтверждение факта выполнения конкретной операции.

— Чертеж — документ,
определяющий внешний вид, материал, сборку, и который должен соответствовать
требованиям ГОСТ 2.301-68.

— Компьютерная программа —
программное обеспечение, которое используется для испытаний, проектирования и
других целей. Программа может быть написана на специфическом языке,
определенном программистом.

Стандартная компьютерная
программа — программное обеспечение разработанное и распространенное известным
источником, например программа планирования производства.

5.5.3 Документация по структуре
управления должна удовлетворять следующим требованиям:

— быть, удобной для просмотра,
отвечать на вопросы: кем, что, как, когда, где необходимо выполнить:

— иметь учетные номера, легко
идентифицироваться по виду производства, подразделения, деятельности, функции и
др.;

— указывать на соответствующие
обязанности и полномочия ответственного лица;

— быть доступной для
руководителей, специалистов и рядовых сотрудников организации в процессе их
деятельности в соответствии с установленными полномочиями и обязанностями;

— иметь ссылки к смежной,
дополняющей или уточняющей документации;

— датироваться (включая
установление даты оформления и пересмотра), храниться в течение установленного
срока;

— периодически анализироваться,
пересматриваться и модернизироваться;

— содержать описание всех
необходимых процедур, касающихся ее использования, пересмотра, хранения и др.

Степень детализации документации
по структуре управления должна быть достаточной для описания основных ее
элементов.

5.5.4 Организация должна
устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми
документами, чтобы:

— можно было их найти;

— они периодически
анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на
предмет их адекватности;

— текущие издания
соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводятся работы;

— утратившие силу документы
сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения или каким-либо другим
способом предотвращалось их непреднамеренное использование;

— любые устаревшие документы,
оставленные в качестве архива для сохранения сведений о них, надлежащим образом
идентифицировались.

Документация должна содержаться
в порядке и храниться в течение указанного срока. Должны быть установлены
процедуры и определены обязанности, касающиеся разработки и актуализации
документов различного вида.

5.5.5 Целесообразно использовать
компьютерную технику и программы поиска и хранения документации в электронном
виде.

5.6 Анализ эффективности функционирования СМООС

5.6.1 Руководитель организации
организует проверку функционирования и эффективности системы.

По результатам анализа
вырабатываются руководящие указания соответствующим структурам управления на
проведение корректирующих воздействий, в том числе по совершенствованию
структуры (формулировка, анализ и классификация функций, взаимосвязи между
подразделениями аппарата управления, расчет затрат на выполнение и уровень
качества функций, уровень значимости функций и причины их несоответствия уровню
затрат и качества осуществления функций, выявление излишних, несвойственных,
вредных, дублирующих функций и т.п.).

Результаты будут использоваться
как для обеспечения достижения поставленных целей, так и для устранения
несоответствий с точки зрения изменения технологии.

5.6.2 Анализ должен быть
обширным по своему объему, чтобы охватить все стороны деятельности, включая
воздействие на финансовые характеристики и включать:

— проверку целей и задач в
области охраны окружающей среды;

— оценку эффективности СМООС;

— оценку пригодности политики в
области охраны окружающей среды и необходимость изменений в свете изменения
законодательства, прогресса науки и технологии.

5.6.3 В анализе применяется
принцип непрерывного улучшения, включающий:

— установление возможных
областей, которые приводят к улучшению характеристики в части охраны окружающей
среды;

— определение основных причин
или причины несоответствий или недостатков;

разработку и применение плана
корректирующих и предупреждающих действий, по устранению причин несоответствий
и недостатков;

подтверждение эффективности
корректирующих и предупреждающих действий;

— документирование любых
изменений в процедурах, являющихся следствием процесса улучшения;

— проведение сравнений с целями
и задачами.

5.7 Несоответствия, корректирующие и
предупреждающие действия

5.7.1 Необходим
документированный порядок распределения обязанностей и полномочий по выяснению
и устранению причин несоответствия, принятию мер по снижению воздействий на
окружающую среду, определению сроков осуществления корректирующих мероприятий.

5.7.2 Рекомендуемые процедуры в
соответствии с п.4.5.2 ГОСТ
Р ИСО 14001 представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Перечень нормативных документов и процедур в
соответствии с требованиями стандарта ИСО 14001

Раздел ИСО 14001

Наименование работ
(наименование

документа, который
необходимо

разработать)

Ответственный исполнитель

Соисполнители

Срок выполнения

Примечания

4.5.2. Несоответствие и
корректирующие и предупреждающие действия

1 Приказ (Процедура) по
назначению ответственных и по их полномочиям по выявлению и изучению
несоответствий стандарту ИСО 14001

2 Порядок разработки
корректирующих мер по несоответствиям и распределению ответственности за
выполнение этих мер

3 Процедура проведения и
регистрации изменений в документированных процедурах в результате
корректирующих и предупреждающих действий (дополнения в инструкцию по
делопроизводству)

4 Процедура контроля за
выполнением и эффективностью корректирующих и предупреждающих действий

5.8 Подготовка кадров и повышение квалификации работников
в области охраны окружающей среды

Функционирование СМООС требует
отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных
работников, эффективная работа которых обеспечивается четко установленными
трудовыми взаимоотношениями (место работы, должностные обязанности,
квалификация, специальность, название должности и т.п.). Необходимо также
определить норму труда каждого работника, которая формируется в результате:

— изучения передовых методов
труда;

— анализа производственного процесса,
разделения его на элементы;

— регламента и
последовательности выполнения технологического и трудового процесса;

— научного обоснования возможных
вариантов нормируемой работы;

— выбора оптимального варианта
технологии, приемов и методов труда.

Подготовка кадров и повышение
квалификации работников в области охраны окружающей среды направлена на решение
задач, возникающих при реализации экологической политики.

Система подготовки и повышения
квалификации работников охватывает следующий контингент:

— Руководители организаций.

— Руководители служб
организаций, отвечающих за охрану окружающей среды (по специальным программам,
учитывающим обязанности и ответственность этих служб, специфику деятельности
организаций и участие их в реализации федеральных и отраслевых программ).

— Руководители производственных
подразделений — среднее звено управления (в пределах профессиональных
обязанностей на основе отраслевых типовых программ, адаптируемых в
организациях).

— Специалисты производственных подразделений
(в объеме требований должностных инструкций на основе программ, утверждаемых в
организации).

Для реализации подготовки кадров
и повышения квалификации работников в области охраны окружающей среды
необходимо:

— провести анализ потребностей в
различных видах обучения по категориям работников с учетом задач, стоящих перед
организациями;

— разработать типовые программы
обучения и соответствующее учебно-методическое, техническое и информационное
обеспечение, откорректировать при необходимости действующие учебные программы.

Библиография

[1] Руководящий документ ОАО «Газпром» РД
51-31323949-48-2000

Гидрогеоэкологический контроль на полигонах закачки промышленных
сточных вод

Ключевые слова: система менеджмента охраны окружающей среды,
структура управления, полномочия, ответственность

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Акломаст инструкция по применению в ветеринарии для коров
  • Психология стиля руководства в коллективе реферат
  • Церебролизин инструкция по применению таблетки взрослым от чего помогает отзывы
  • Аспирин с шипучие таблетки инструкция для чего
  • Инструкция по уборке кабинетов в школе