Система экологического менеджмента
ПАО «Газпром» — первая российская нефтегазовая компания, принявшая в 1995 году Экологическую политику.
Управление
Система экологического менеджмента (СЭМ) — ключевой элемент реализации Экологической политики ПАО «Газпром» (основополагающего документа, регулирующего природоохранную деятельность компании).
В 2015 году Постановлением Правления «Газпрома» утверждена новая редакция Экологической политики. Основаниями для актуализации послужили расширение сферы и географии деятельности компании, а также изменение российского природоохранного законодательства. В принятой редакции определены дополнительные обязательства по обеспечению экологической безопасности при освоении месторождений углеводородов на континентальном шельфе и в Арктической зоне Российской Федерации, а также по минимизации рисков негативного воздействия на окружающую среду, в том числе на природные объекты с повышенной уязвимостью и объекты, защита и сохранение которых имеют особое значение.
В границы Системы экологического менеджмента ПАО «Газпром» включены структурные подразделения Администрации, 37 дочерних обществ со 100% участием, занятых в основных видах деятельности, Экологическая инспекция ПАО «Газпром» и Корпоративный научно-технический центр экологической безопасности и энергоэффективности ПАО «Газпром» в составе ООО «Газпром ВНИИГАЗ».
Результат
В 2021 году расходы Группы «Газпром» на охрану окружающей среды составили 97,54 млрд руб.
В целях обеспечения комплексного подхода и координации деятельности структурных подразделений ПАО «Газпром» в области экологического менеджмента постоянно действует Рабочая группа по совершенствованию СЭМ ПАО «Газпром».
Компания принимает необходимые меры для непрерывного повышения экологической результативности деятельности.
Достижение в 2021 г. Корпоративных экологических целей ПАО «Газпром» на 2020–2022 гг., %
№ |
Корпоративная экологическая цель |
Организации из области применения СЭМ |
Базовый показатель (2018 г.) |
Показатель 2021 г. |
---|---|---|---|---|
1. |
Снижение выбросов парниковых газов при транспортировке природного газа, т СО2—экв. / млрд м3 ⋅ км |
Все дочерние общества по транспортировке природного газа |
55,30 |
52,25 |
2. |
Снижение выбросов оксидов азота в атмосферный воздух при транспортировке природного газа, т / млн м3 |
Все дочерние общества по транспортировке природного газа |
4,23 |
4,07 |
3. |
Снижение сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, % |
Все дочерние общества |
5,29 |
0,12 |
4. |
Снижение доли отходов, направляемых на захоронение, от общей массы отходов, находящихся в обращении, % |
Все дочерние общества |
38,28 |
14,26 |
5. |
Снижение доли дочерних обществ, превысивших 5% уровень платы за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, % |
Все дочерние общества |
35 |
13,51 |
Непрерывное совершенствование
Необходимым условием успешного экологического менеджмента является процесс повышения экологических знаний и культуры персонала.
За период 2017–2021 гг. в Группе «Газпром» экологическое обучение прошли более 41 тыс. человек. Также ПАО «Газпром» проводит конкурс экологических служб и экологов дочерних обществ.
Здоровье планеты — залог благополучия будущих поколений. Газпром неукоснительно соблюдает природоохранное законодательство и принимает меры для снижения негативного влияния на окружающую среду и сохранения климата. Эта работа ведется в партнерстве с заинтересованными сторонами — государственными органами, населением, работниками компаний Группы Газпром.
Документы, регламентирующие деятельность в области ООС и сохранения климата:
- Экологическая политика ПАО «Газпром»Утверждена постановлением Правления ОАО «Газпром» от 25 мая 2015 г. № 21;
- Комплексная экологическая программа ПАО «Газпром» на период 2020–2024 гг.;
- Программа развития водохозяйственного комплекса ПАО «Газпром» на период 2016–2020 гг. «Живая вода»;
- Генеральная схема обращения с отходами производства и потребления для объектов ПАО «Газпром», расположенных в различных регионах России;
- Программа по сохранению биологического разнообразия на основе перечня видов флоры и фауны, являющихся индикаторами устойчивого состояния морских экосистем Арктической зоны Российской Федерации;
- Политика ПАО «Газпром» в области энергоэффективности и энергосбереженияУтверждена постановлением Правления ПАО «Газпром» от 11 октября 2018 г. № 39;
- Дорожная карта системы управления выбросами парниковых газов в компаниях Группы Газпром на перспективу до 2030 года.
Охрана окружающей среды (ООС) в ПАО «Газпром» основывается на Экологической политике, которая отражает приверженность Компании принципам устойчивого развития. В Экологической политике определены основные обязательства и механизмы их выполнения: обеспечение экологической безопасности, в том числе при освоении месторождений углеводородов на континентальном шельфе и в Арктической зоне Российской Федерации; минимизация рисков негативного воздействия на окружающую среду, в том числе на природные объекты с повышенной уязвимостью и объекты, защита и сохранение которых имеют особое значение.
Решением Совета директоров использование Экологической политики ПАО «Газпром» рекомендовано во всех компаниях Группы Газпром.
Инструментом реализации положений Экологической политики Компании является Система экологического менеджмента (СЭМ) ПАО «Газпром». СЭМ направлена на установление и достижение экологических целей, управление экологическими аспектами деятельности ПАО «Газпром», выполнение принятых обязательств.
СЭМ ПАО «Газпром» сертифицирована в соответствии с международным стандартом ISO 14001:2015 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». В декабре 2020 г. проведен ресертификационный аудит СЭМ ПАО «Газпром», по итогам которого выдан сертификат соответствия системы требованиям версии международного стандарта ISO 14001:2015 со сроком действия до декабря 2023 г.
СЭМ ПАО «Газпром» охватывает все уровни управления Компании — от Совета директоров до филиалов и производственных объектов ДО. В границы СЭМ включены структурные подразделения Администрации, Экологическая инспекция ПАО «Газпром», 37 ДО со 100 % участием, занятых в основных видах деятельности.
Бизнес-процессы ДО, входящих в периметр действия СЭМ:
- добыча природного газа и газового конденсата, в том числе на континентальном шельфе;
- переработка газа и газового конденсата;
- транспортировка газа и газового конденсата;
- подземное хранение газа;
- геолого-разведочные работы;
- строительство, интенсификация и ремонт скважин, в том числе на морском шельфе;
- строительство и эксплуатация морских буровых установок, специализированных судов и других плавучих технических средств;
- обустройство и эксплуатация морских месторождений, береговых баз обеспечения и портовой инфраструктуры;
- энерговодоснабжение и эксплуатация энергетического оборудования объектов ЕСГ;
- управление инвестиционными проектами строительства объектов ЕСГ.
В компаниях Группы Газпром, не входящих в область и границы СЭМ ПАО «Газпром», внедрены и успешно функционируют СЭМ, большая часть которых сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. СЭМ этих компаний учитывают специфику их деятельности и имеют свои особенности.
В 2020 г. Экологической инспекцией ПАО «Газпром» проведено 166 внутренних аудитов СЭМ ДО. План выполнен на 100 %.
В Газпром нефти действует СЭМ, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. Область сертификации включает в себя управление основными производственными активами Газпром нефти. Кроме того, отдельные сертификаты действуют в 12 компаниях Группы Газпром нефть.
В Газпром энергохолдинге управление вопросами ООС осуществляется на всех этапах производственного процесса путем использования функциональной структуры направления «Экология». Осуществляется руководство, методическая поддержка, своевременное информирование об изменениях в природоохранном законодательстве, анализ рисков, связанных с изменениями, с целью принятия взвешенных управленческих решений. Выполняется мониторинг степени негативного воздействия электроэнергетического сектора в Группе Газпром.
Координационный комитет по вопросам охраны окружающей среды Газпром энергохолдинга обеспечивает комплексный подход и координацию деятельности дочерних зависимых компанийАктуализированный приказ ООО «Газпром энергохолдинг» от 28 декабря 2018 г. № 112-ГЭХ.
В Газпром энергохолдинге существует практика ежегодного проведения выездных расширенных совещаний технических руководителей и руководителей экологических служб ДО, где представители менеджмента обмениваются информацией о достижения и задачах в области ООС.
В компаниях электроэнергетического сектора Группы Газпром проводятся перекрестные технические аудиты по вопросам обеспечения экологической безопасности, которые позволяют специалистам оценить организацию природоохранной деятельности в ДО и выполнение природоохранного законодательства.
Несмотря на пандемию, в компаниях Газпром энергохолдинга выполнялись работы по разработке нормативно-разрешительной документации, проведению производственного экологического контроля и реализации природоохранных мероприятий инвестиционного характера. Не прекращались мероприятия по осуществлению производственного контроля.
В Газпром нефтехим Салавате система управления в области ООС соответствует требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. Это подтверждено в ходе ресертификационного аудита, который был проведен в 2020 г. аудиторами SAI GLOBAL. По результатам аудита был получен сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 14001:2015.
В 2020 г. были утверждены следующие документы:
- Экологическая политика Газпром нефтехим Салавата;
- Экологические цели Газпром нефтехим Салавата.
В целом в Группе Газпром 28 ДО и организаций имеют сертификаты, подтверждающие соответствие их СЭМ требованиям международного стандарта ISO 14001:2015.
В ПАО «Газпром» реализован единый программный комплекс, включающий всю цепочку деятельности по ООС вертикально интегрированной компании от сбора, обработки данных производственных объектов до подготовки сводных отчетных форм, передаваемых в корпоративные и государственные системы. Программный комплекс разработан на отечественной платформе «1С» в рамках проектов развития ИУС предприятия для всех основных видов деятельности ПАО «Газпром».
В СЭМ ПАО «Газпром» на основе ежегодно определяемых значимых экологических аспектов устанавливаются экологические цели, разрабатываются и реализуются программы природоохранных мероприятий. Корпоративные экологические цели Компании устанавливаются на трехлетний период.
Мероприятия, направленные на достижение Корпоративных экологических целей 2020–2022 гг., реализуются в соответствии с Комплексной экологической программой ПАО «Газпром» на период 2020–2024 гг. Данная Программа представляет собой документ среднесрочного планирования, позволяющий систематизировать весь перечень мер и мероприятий, направленных на повышение эффективности управления ООС, обеспечение экологической безопасности, рациональное использование природных ресурсов и энергосбережение. Программа учитывает основные положения ранее разработанных документов — дорожных карт перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ) ПАО «Газпром» и системы управления выбросами ПГ в компаниях Группы Газпром на период до 2030 г.
В 2019 г. утверждены Корпоративные экологические цели ПАО «Газпром» на период 2020–2022 гг., в качестве базового уровня приняты показатели 2018 г. Актуальными значимыми экологическими аспектами были признаны: выбросы в атмосферный воздух метана при ремонте МГ и оксидов азота при работе компрессорных станций, сброс сточных вод и размещение отходов.
Корпоративная экологическая цель |
Организации из области применения СЭМ |
Базовый показатель, 2018 г. |
Фактический показатель, 2020 г. |
Достижение |
---|---|---|---|---|
Снижение выбросов ПГ при транспортировке природного газа, т СО2-экв. / млрд м3⋅км |
Все ДО по транспортировке природного газа |
55,30 |
48,67 |
Цель достигнута. |
Снижение выбросов оксидов азота в атмосферный воздух при транспортировке природного газа, т / млн м3 |
Все ДО по транспортировке природного газа |
4,23 |
4,07 |
Цель достигнута. |
Снижение сверхнормативного сброса ЗВ в поверхностные водные объекты, % |
Все ДО |
5,29 |
0,34 |
Цель достигнута. |
Снижение доли отходов, направляемых на захоронение, от общей массы отходов, находящихся в обращении, % |
Все ДО |
38,28 |
15,22 |
Цель достигнута. |
Снижение доли ДО, превысивших 5 % уровень платы за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, % |
Все ДО |
35,00 |
5,41 |
Цель достигнута. |
В 2020 г. достигнуты все целевые показатели, установленные Корпоративными экологическими целями ПАО «Газпром» на период 2020–2022 гг., что обеспечивалось реализацией мероприятий, предусмотренных рядом корпоративных программ и проектов.
Корпоративная экологическая цель |
Базовое значение, 2018 г. |
Базовое значение, 2020 г. |
Фактическое значение, 2020 г. |
Оценка степени достижения |
---|---|---|---|---|
Сокращение выбросов NOx в атмосферу, т / млн м3 |
0,37 |
0,34 |
0,34 |
Цель достигнута. |
Сокращение доли отходов, направляемых на размещение, % |
0,95 |
0,93 |
0,91 |
Цель достигнута. |
Сокращение доли сверхнормативной платы за НВОС, % |
0,39 |
0,31 |
0,33 |
Цель не достигнута. |
(1) В Газпром энергохолдинге внедрена и сертифицирована СЭМ только в одном из ДО — ПАО «Мосэнерго».
Корпоративная экологическая цель |
Целевой показатель |
Оценка степени достижения |
|
---|---|---|---|
Базовый уровень, 2018 г. | Фактический уровень, 2020 г. | ||
Снижение выбросов ПГ |
0,42 млн т СО2-экв. / млн т углеводородного сырья |
0,4 млн т СО2-экв. / млн т углеводородного сырья |
Цель достигнута. |
Снижение выбросов сероводорода в атмосферу |
0,94 т / млн т углеводородного сырья |
0,849 т / млн т углеводородного сырья |
Цель достигнута. |
Не допускать сверхнормативного воздействия на окружающую среду на величину 5 % от общей величины платы за НВОС |
0,33 % |
0,034 % |
Цель достигнута. |
Снижение доли отходов, направляемых на захоронение, от общей массы отходов, находящихся в обращении |
71,7 % |
72,86 % |
Цель не достигнута. |
Обеспечение выполнения Плана снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект со сточными водами очистных сооружений ООО «ПромВодоКанал» на период 2018–2022 гг. |
Базовый уровень не установлен по причине необходимости оценки реализации мероприятий в каждом году |
3,054 млрд руб. |
Цель достигнута. |
В соответствии с принципом предосторожности (Принцип 15 Рио-де-Жанейрской декларации по защите окружающей среды и развитию ООН, 1992 г.) ПАО «Газпром» принимает меры по максимально возможному снижению техногенного воздействия на природу, особенно там, где важно обеспечить сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, уникальных природных территорий и комплексов.
На стадии разработки инвестиционных проектов Газпрома специалисты оценивают воздействие на окружающую среду и выявляют уязвимые экосистемы. На основе полученных данных для проектов разрабатываются решения, предупреждающие нарушение природного равновесия при строительстве и эксплуатации объектов. Компании Группы Газпром проводят компенсационные мероприятия, направленные на сохранение естественных экосистем, в том числе мероприятия по восстановлению рыбных запасов.
Выполняется производственный экологический контроль и мониторинг (ПЭКиМ) параметров окружающей среды, в том числе состояния объектов животного и растительного мира. В 2020 г. ПЭКиМ произведен более чем на 8 тыс. объектов Группы Газпром. Расходы Группы Газпром на ПЭКиМ в 2020 г. составили 2,4 млрд руб.
В течение 2017–2020 гг. Группа Газпром направила на осуществление ПЭКиМ 10,3 млрд руб.
В 2021 г. на производственный экологический контроль (мониторинг) планируется направить более 2,8 млрд руб.
В 2020 г. государственными надзорными органами проведена 531 проверка соблюдения природоохранных требований на объектах Группы Газпром, в том числе 45 проверок на объектах строительства, в результате которых выявлено 548 нарушений. По результатам 306 проверок нарушений выявлено не было.
Из 548 выявленных нарушений 48 нарушений (8,8 %) отменены в судебном порядке, 204 нарушения (37,2 %) устранены в установленный срок, по 217 нарушениям срок исполнения предписаний в отчетном году не истек, 58 предписаний о нарушении оспаривается в судебном порядке, 21 предписание не устранено (срок устранения истек).
Из числа выявленных нарушений 272 (50 %) не повлекли за собой штрафных санкций для юридических лицПод нефинансовыми санкциями понимаются предписания органов государственного контроля, в том числе те, которые не повлекли за собой штрафных санкций.
В 2020 г. организациями Группы Газпром выплачено штрафов за нарушение природоохранного законодательства на сумму 12,38 млн руб., в том числе 3,63 млн руб. по результатам проверок прошлых лет.
Общие расходы Группы Газпром на ООС в 2020 г. составили 49,12 млрд руб. Сокращение составило 7,7 % по отношению к значению 2019 г.
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|---|
Инвестиции в основной капитал, направленные на ООС и рациональное использование природных ресурсов |
35 585 |
29 189 |
20 421 |
13 987 |
Текущие затраты на ООС |
34 468 |
39 154 |
32 180 |
34 441 |
Плата за НВОС |
768 |
616 |
618 |
693 |
Всего расходы Группы Газпром на ООС |
70 820 |
68 959 |
53 219 |
49 121 |
Снижение объема инвестиций в основной капитал, направляемых на ООС и рациональное использование природных ресурсов, по Группе Газпром по сравнению с 2019 г. связано с оптимизацией затрат по строительству газотурбинной электростанции и установки комплексной подготовки газа на объектах Газпром нефти, а также с фактическим окончанием строительства газовой инфраструктуры на Урмано-Арчинской группе месторождений.
В 2020 г. текущие затраты на ООС Группы Газпром выросли по сравнению с 2019 г. на 7 %. Это вызвано увеличением затрат на оплату услуг природоохранного назначения, связанной с безопасным обращением с отходами бурения. Также в газотранспортных ДО произошло значительное увеличение затрат на услуги природоохранного назначения на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата в результате увеличения объемов работ по перекачке газа с использованием мобильных компрессорных станций (МКС) с целью сокращения выбросов ЗВ в атмосферу.
Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в 2020 г. увеличилась на 12 %. Это обусловлено, главным образом, вступившими в силу с 1 января 2020 г. изменениями в природоохранном законодательстве, в том числе отсутствием разрешительной документации и применением повышающих коэффициентов, и не связано с дополнительным воздействием на окружающую среду.
Квалификация персонала Газпрома в области экологии постоянно повышается. Среди обучающихся — руководители и специалисты, работники экологических служб и подразделений, напрямую не относящихся к деятельности в области ООС. В 2020 г. на площадках «Газпром корпоративный институт» и других образовательных организаций прошли обучение и повысили свою квалификацию 7 999 работников Газпрома (из них 1 927 — по СЭМ), в том числе в ПАО «Газпром» и его ДО — 5 890 человек (из них 1 882 — по СЭМ), в Группе Газпром нефть — 885 человек (из них 32 — по СЭМ), в Газпром энергохолдинге — 472 человека.
С целью экологического просвещения и формирования экологической культуры у подрастающего поколения коллектив экологической службы ООО «Газпром трансгаз Томск» реализовал проект «Большой практикум «Эколог предприятия». Этот образовательный проект ООО «Газпром трансгаз Томск» стал победителем Национальной экологической премии в номинации «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».
Слайд 1
Создание и сертификация системы экологического менеджмента
ОАО «Газпром»
Коняев Сергей Владимирович
заместитель начальника
Управления энергосбережения и экологии — начальник отдела экологии ОАО «Газпром»
Слайд 2
Система экологического менеджмента в соответствии
с
международным стандартом ISO 14001
Слайд 3
Экологическая политика ОАО «Газпром»
одобрена решением Совета
Директоров
ОАО «Газпром» от 24.10.2011г.
№ 1891
Определяет стратегию Общества в области охраны окружающей среды
Основным принципом деятельности ОАО «Газпром» является устойчивое развитие, под которым понимается:
динамичный экономический рост при максимально рациональном использовании природных ресурсов и сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений
Экологическая политика устанавливает долгосрочные стратегические цели ОАО «Газпром» в области охраны окружающей среды:
минимизация удельного негативного воздействия на природную среду;
повышение эффективности использования ресурсов и энергии;
вовлечение персонала Компании в деятельность по уменьшению экологических рисков, улучшению системы экологического менеджмента и производственных показателей в области охраны окружающей среды
Слайд 4
Система экологического менеджмента ОАО «Газпром»
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
График внедрение СЭМ в дочерних обществах
Слайд 8
Система управления охраной окружающей среды в
ОАО «Газпром»
Научные и проектные организации
Координационный комитет
ОАО «Газпром» по вопросам охраны окружающей среды и энергоэффективности
Правление ОАО «Газпром»
Экологическая инспекция
ОАО «Газпром»
Рабочая группа
по совершенствованию системы экологического менеджмента
ОАО «Газпром»
Дочерние общества
ОАО «Газпром»
Структурные подразделения Администрации
ОАО «Газпром»
Управление энергосбережения и экологии
Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа
Слайд 9
Документация системы экологического менеджмента ОАО «Газпром»
Руководство
по системе экологического менеджмента ОАО «Газпром»
Порядок идентификации экологических аспектов в системе экологического менеджмента ОАО «Газпром»
Порядок планирования и проведения внутреннего аудита системы экологического менеджмента ОАО «Газпром»
Слайд 10
Выявление экологических аспектов
Учет законодательных требований
Цели, задачи,
программы
Система экологического менеджмента
ОАО «Газпром»
Осуществление
деятельности
Планирование деятельности
Управленческий анализ и корректирующее воздействие
Мониторинг и измерения
Оценка соответствия
Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Экологический аудит
Экологическая политика ОАО «Газпром»
(обязательства, стратегические цели)
Ресурсы, ответственность, полномочия, компетентность .
Система экологического менеджмента
Управление операциями
Техническая модернизация, применение НДТ
Превентивные меры
Экологическая экспертиза
Подготовленность к аварийным ситуациям
Возмещение вреда ОС при авариях
Экологическое страхование
Проверка
Слайд 11
Реестр значимых экологических аспектов
дочерних обществ
ОАО «Газпром» за 2011 г.
Включает 839
экологических аспекта с индексами значимости
от 6 до 162
5 аспектов чрезвычайно высокой значимости (более 30 баллов)
— 100 % связаны со сбросом сточных вод.
97 экологических аспекта высокого уровня значимости(от более 12 до 30 баллов), из них:
— 42% сбросы загрязняющих веществ со сточными водами, в т.ч. сброс сточных вод на рельеф местности;
— 24% выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (в т.ч. 66% метан и 34% NOx);
— 14% потребление энергии
— 10% нарушение почвенного покрова, в т.ч. загрязнение почвы
— 5% образование отходов
737 экологических аспектов повышенной значимости (от 6 до 12 баллов)
— 70 % выбросы в атмосферу
Слайд 12
Достижение Корпоративных экологических
целей ОАО «Газпром»
Достижение
Корпоративных
экологических целей ОАО «Газпром» в
2011 году
по сравнению с базовым уровнем 2008 года:
сокращение выбросов метана в атмосферу – 13 %
снижение сброса загрязненных сточных вод — 5,9%
снижение платы за сверхнормативное воздействие – 89%
снижение удельного потребления газа на СТН – 6,3%
стабилизация удельных выбросов оксидов азота при транспортировке газа
снижение доли захоронения отходов – увелич. на 13,9 %
внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001 проводилось согласно утверждённому графику
Количество дочерних обществ
Слайд 13
Выявление экологических аспектов
Учет законодательных требований
Цели, задачи,
программы
Система экологического менеджмента
ОАО «Газпром»
Осуществление
деятельности
Планирование деятельности
Управленческий анализ и корректирующее воздействие
Мониторинг и измерения
Оценка соответствия
Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Экологический аудит
Экологическая политика ОАО «Газпром»
(обязательства, стратегические цели)
Ресурсы, ответственность, полномочия, компетентность .
Система экологического менеджмента
Управление операциями
Техническая модернизация, применение НДТ
Превентивные меры
Экологическая экспертиза
Подготовленность к аварийным ситуациям
Возмещение вреда ОС при авариях
Экологическое страхование
Проверка
Слайд 14
Основные средства реализации
Экологической политики ОАО
«Газпром»
1 Мероприятия в процессе текущей хозяйственной
деятельности
2 Инвестиционные программы:
Комплексная программа реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа, дожимных компрессорных станций и компрессорных станций подземного хранения газа на 2011-2015 гг.
Комплексная программа реконструкции и технического перевооружения объектов переработки газа и жидких углеводородов на 2011-2015 гг.
Программа энергосбережения ОАО «Газпром» на 2011-2013 гг.
Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 г. и др.
Природоохранные мероприятия инвестиционных программ обобщены в
Комплексной экологической программе ОАО «Газпром на 2011-2015 гг.
3 Ведомственная экологическая экспертиза
4 Ведомственный экологический контроль
и экологический мониторинг
Слайд 15
Выявление экологических аспектов
Учет законодательных требований
Цели, задачи,
программы
Система экологического менеджмента
ОАО «Газпром»
Осуществление
деятельности
Планирование деятельности
Управленческий анализ и корректирующее воздействие
Мониторинг и измерения
Оценка соответствия
Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Экологический аудит
Экологическая политика ОАО «Газпром»
(обязательства, стратегические цели)
Ресурсы, ответственность, полномочия, компетентность .
Система экологического менеджмента
Управление операциями
Техническая модернизация, применение НДТ
Превентивные меры
Экологическая экспертиза
Подготовленность к аварийным ситуациям
Возмещение вреда ОС при авариях
Экологическое страхование
Проверка
Слайд 16
Внутренний аудит
системы экологического менеджмента ОАО
«Газпром»
Слайд 17
Выявление экологических аспектов
Учет законодательных требований
Цели, задачи,
программы
Система экологического менеджмента
ОАО «Газпром»
Осуществление
деятельности
Планирование деятельности
Мониторинг и измерения
Оценка соответствия
Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Экологический аудит
Экологическая политика ОАО «Газпром»
(обязательства, стратегические цели)
Ресурсы, ответственность, полномочия, компетентность .
Система экологического менеджмента
Управление операциями
Техническая модернизация, применение НДТ
Превентивные меры
Экологическая экспертиза
Подготовленность к аварийным ситуациям
Возмещение вреда ОС при авариях
Экологическое страхование
Проверка
Слайд 18
Результативность СЭМ
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Все материалы по
вопросу СЭМ ОАО «Газпром» размещены на
интранет странице Управления энергосбережения и экологии:
http://www1.adm.gazprom.ru/UESE/
Библиотека справочной литературы
ООО «Центр безопасности труда»
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ.
ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ
МЕНЕДЖМЕНТА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
СТО
Газпром 7-2005
ОКС 13.020.10
Дата введения — 2005-10-17
Содержание
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с
ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных
газов и газовых технологий — ВНИИГАЗ»
2 СОГЛАСОВАН Департаментом
стратегического развития ОАО «Газпром»; Департаментом по транспортировке,
подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром»; Юридическим
департаментом ОАО «Газпром»
3 ВНЕСЕН Отделом энергосбережения
и экологии Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию
газа ОАО «Газпром»
4 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Распоряжением ОАО «Газпром» от 25 июля 2005 г. № 170 с 17 октября 2005 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
Настоящий стандарт организации
«Структура управления. Полномочия и ответственность в системе менеджмента
охраны окружающей среды» (далее — стандарт) разработан Обществом с
ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных
газов и газовых технологий — ВНИИГАЗ» в соответствии с действующим
законодательством и нормативными актами РФ, а также нормативными документами
ОАО ‘»Газпром».
Стандарт включает классификацию
и рекомендуемые структуры экологического управления, а также функции
управления, их распределение по подразделениям, полномочия и ответственность в
их реализации. На основе технологического процесса разработана документация по
структуре управления, предусматривающая типы документов, процедур, инструкций,
компьютерных программ и степень их детализации. Приведен анализ структуры со
стороны руководства, охватывающий все стороны деятельности, включая финансовые,
и направленный на определение причин несоответствий и разработку плана
корректирующих и предупреждающих мероприятий.
В стандарте приведен порядок
сертификации систем управления охраной окружающей среды в соответствии с
требованиями ОАО «Газпром».
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает
принципы построения структур систем менеджмента охраны окружающей среды (СМООС)
и распространяется на организации и дочерние общества ОАО «Газпром» (далее —
Общества).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте
использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и
руководство по применению
ГОСТ
Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие
указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования
ГОСТ
Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
качества и/или систем экологического менеджмента
ИСО
10013:2001. Рекомендации по документированию систем менеджмента качества
ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы
3 Термины и определения
Для целей настоящего стандарта используются
следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 система управления: Совокупность
звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.
3.2 автоматизированная
система управления: Совокупность математических методов, технических средств
и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным
объектом или процессом в соответствии с заданной целью.
3.3 принципы управления: Правила,
которыми руководствуются субъекты управления.
3.4 методы управления: Совокупность
способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для
достижения определенных целей.
3.5 процесс управления: Совокупность
отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и
развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей.
3.6 структура управления
организацией: Совокупность специализированных функциональных подразделений,
взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации
управленческих решений.
3.7 линейная структура
управления: Отношения между руководителями и подчиненными им органами в
многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует
все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды
только своего субъекта управления.
3.8 функциональная структура
управления: Структура органов управления, в которой каждый орган управления
специализирован на выполнении определенного круга производственных,
технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих
функций. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции
обязательно для производственных подразделений.
3.9 линейно-функциональная
структура управления: Структура органов управления, состоящая из линейных подразделений,
осуществляющих в организации основную работу, и обслуживающих функциональных
подразделений.
3.10 матричная структура
управления: Структура органов управления, построенная на принципе двойного
подчинения исполнителей — непосредственному руководителю функциональной службы
и руководителю проекта.
3.11 технология управления: Приемы,
порядок, регламент выполнения процесса управления.
3.12 организационные методы
управления: Способы воздействия на организационные отношения для достижения
конкретных целей.
3.13 социально-психологические
методы управления: Способы воздействия на объект управления, основанные на
использовании социально-психологических факторов.
3.14 экономические методы
управления: Способы воздействия посредством создания экономических условий,
побуждающих работников организаций действовать в нужном направлении и
добиваться решения поставленных перед ними задач.
3.15 структурное
подразделение: Официально выделенная часть организации или учреждения
вместе с относящимися к ней работниками, выполняющими установленный круг
обязанностей и отвечающих за выполнение возложенных на них задач.
3.16 функциональное
подразделение: Составная часть организации, выполняющая конкретные задания
и добивающаяся конкретных специфических целей.
3.17 администрация: Руководство
организации или круг лиц, уполномоченных осуществлять оперативное управление.
3.18 аппарат управления: Органы,
подразделения и службы, наделенные правами координации деятельности
подразделений.
3.19 органы управления: Организации
и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в
пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.
3.20 объект управления: Отношения
между людьми, существующие на различных уровнях управления.
3.21 субъект управления: Лицо,
группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые
воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и
движения к заданной цели.
3.22 вертикальные связи: Связи
между подчиненными и прямыми начальниками.
3.23 горизонтальные связи: Связи
между равными по уровням индивидами или структурными подразделениями.
3.24 обязанности: Нормативно
закрепленный круг действий, возложенных на орган управления или работника и
безусловный для исполнения.
3.25 планирование: Вид
управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой
системы.
3.26 контроль: Процесс,
обеспечивающий достижение системой поставленных целей.
4 Общие положения
Структура управления СМООС
представляет совокупность взаимосвязанных подразделений (объекты и субъекты
управления) с распределением между ними полномочий, ответственности и
подчиненности.
Базовой структурой СМООС в ОАО
«Газпром» является линейно-функциональная структура, в которой выделяются
вертикальные и
горизонтальные связи. Вертикальные
связи определяют число уровней управления, горизонтальные связи, их функции.
Организационная структура СМООС
должна соответствовать разделу 4.4 ГОСТ
Р ИСО 14001, базирующемуся на общих функциях управления (планирование,
организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль).
Комплекс работ по созданию
структуры СМООС включает:
— анализ существующей структуры
управления;
— анализ действующей нормативной
документации;
— анализ действующей
учетно-отчетной документации;
— анализ документооборота и
информационных потоков;
определение функций управления,
выполняемых каждым подразделением на каждом уровне управления;
— разработку положений о правах,
обязанностях, ответственности подразделений.
При формировании структуры
управления СМООС должны учитываться:
— разделение труда и
специализация;
— масштаб управляемости;
— централизация и
децентрализация. Совершенствование структуры СМООС осуществляется на базе:
— научно-технических и
экономических прогнозов развития техники и технологии отрасли;
систематического изучения и
обобщения передового отечественного и зарубежного опыта;
— широкого использования
автоматизированных систем и средств управления;
— типизации форм плановой,
учетной, отчетной и нормативной документации.
5 Рекомендуемые структуры экологического
менеджмента, содержащие в матричной форме полномочия и ответственность
5.1 Рекомендуемая структура экологического менеджмента
Рекомендуемый вариант СМООС,
когда экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а ее
руководитель по должности равен заместителю директора или заместителю главного
инженера, что позволяет:
— наиболее комплексно,
рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;
эффективно совмещать основные
производственные и экологические цели и задачи.
5.2 Классификация служб экологического менеджмента
По способу организации возможно
следующее деление экологических служб: дифференцированные, интегрированные или
смешанные типы.
5.2.1 Экологические службы
дифференцированного типа. Обязанности сотрудников разделены по виду воздействия
на окружающую среду:
— охрана атмосферного воздуха;
— охрана и рациональное
использование водных ресурсов;
— охрана окружающей среды от
отходов производства и потребления;
— охрана и рациональное
использование земельных ресурсов.
5.2.2 Экологические службы
интегрированного типа. Сотрудники выполняют весь комплекс работ, связанный с
охраной окружающей среды.
5.2.3 Экологические службы
смешанного типа. Сотрудники выполняют работы, связанные с воздействием на
окружающую среду в составе неспециализированного экологического подразделения.
5.3 Коммуникации в системе экологического
менеджмента
5.3.1 Коммуникации — взаимодействия
в системе экологического менеджмента — различают:
— административные;
— финансовые;
— информационные.
5.3.1.1 Административные
коммуникации отражают взаимоподчинение в системе экологического менеджмента.
5.3.1.2 Основными субъектами финансовых
коммуникаций являются бухгалтерия, руководство организации, экологическая
служба, плановый отдел и т.п.
5.3.1.3 Информационные
коммуникации — обмен информацией с подразделениями (главный энергетик, главный
механик, подразделение, занимающееся вывозом отходов, эксплуатирующие
подразделения и т.п.).
5.4 Ответственность, полномочия, функции
управления, анализ эффективности функционирования СМООС
5.4.1 Работники должны обладать
полномочиями и нести ответственность за поддержание требуемых характеристик,
включая:
— определение и документирование
полномочий и ответственности за работы, оказывающие воздействие на окружающую
среду;
— опыт и возможности работников:
— реализовать действия,
соответствующие экологической политике;
— понимать последствия несогласованных
действий;
— понимать ответственность,
закрепленную за ним;
— идентифицировать и
регистрировать проблемы охраны окружающей среды;
— действовать в аварийных
ситуациях.
5.4.2 Руководство организации
несет ответственность за проведение политики в области экологического
менеджмента (рисунок
Рисунок 1 — Ответственность руководства в СМООС
Таблица 1 — Рекомендуемое распределение функций управления
Структурные подразделения |
Выполняемые функции в |
1 Общее руководство |
Общее |
2 Руководитель |
Разработка |
3 Руководители Ответственные |
Осуществление |
4 Руководители |
Вовлечение |
участие в |
|
5 Инженер по |
Осуществляют |
6 Ответственные |
Рациональное |
7 Ответственные |
Выполнение |
8 Технический Ответственные |
Контроль |
9 Служба Ответственные |
Включение в |
10 Служба Ответственные — |
Организация |
11 Служба главного механика Ответственные |
Паспортизация |
12 Служба Ответственные |
Осуществление |
11 Служба Ответственные |
Паспортизация |
12 Служба Ответственные |
Осуществление |
13 |
Осуществление — контроль — контроль — контроль — проверка — — Сбор и |
14 Служба Ответственные |
Соблюдение |
15 Служба Ответственные |
Соблюдение |
16 Ответственные |
Участие в |
17 Служба Ответственные |
Экономическое |
18 Бухгалтерия Ответственные |
Своевременное |
19 Юридическая Ответственные |
Принятие мер к |
20 Служба Ответственные |
Обеспечение |
21 Служба по Ответственные |
Регулярное |
22 Служба по Ответственные |
Рациональное землепользование, |
23 Ответственные |
Соблюдение |
24 Служба технологического транспорта и специальной техники Ответственные |
Соблюдение |
25 Ответственные |
Соблюдение |
26 Служба Ответственные |
Своевременное |
27 Ответственные |
Соблюдение |
28 Ремонтно-механическая служба Ответственные |
Поддержание в |
29 Ответственные |
Соблюдение |
30 Работники |
Выполнение |
Примечание 1 — Учитывая специфику, организация Применение 2 — Деятельность всех структурных подразделений в структуре |
Нарушение законодательства в области охраны
окружающей среды и не исполнение функциональных обязанностей влечет за собой
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Рекомендуемая обобщенная
организационная структура управления представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Рекомендуемая обобщенная структура управления
5.5 Документация по структуре управления
5.5.1 Документация строится на
основе технологических процессов, существующей структуре управления, или на их
сочетании.
Документирование
предусматривает:
— описание системы управления;
— доведение до работников
информации об обязательствах руководства и работников:
— установление оптимального
порядка проведения необходимых работ и обеспечение четкой, эффективной
структуры операций:
— обеспечение обучения вновь
принимаемых специалистов и периодической их переподготовки;
— создание основы для проведения
аудита системы;
— обеспечение условий для
оценивания результативности.
5.5.2 В документации системы
управления используются следующие типы документов:
— Руководство по экологическому
управлению — документ, определяющий стратегию в области охраны окружающей
среды.
— Процедура — документ,
определяющий методы, которые относятся к группам процессов или отделов.
— Инструкция — документ,
специфический для конкретной задачи или операции.
— Записи — документ, который
обеспечивает подтверждение факта выполнения конкретной операции.
— Чертеж — документ,
определяющий внешний вид, материал, сборку, и который должен соответствовать
требованиям ГОСТ 2.301-68.
— Компьютерная программа —
программное обеспечение, которое используется для испытаний, проектирования и
других целей. Программа может быть написана на специфическом языке,
определенном программистом.
Стандартная компьютерная
программа — программное обеспечение разработанное и распространенное известным
источником, например программа планирования производства.
5.5.3 Документация по структуре
управления должна удовлетворять следующим требованиям:
— быть, удобной для просмотра,
отвечать на вопросы: кем, что, как, когда, где необходимо выполнить:
— иметь учетные номера, легко
идентифицироваться по виду производства, подразделения, деятельности, функции и
др.;
— указывать на соответствующие
обязанности и полномочия ответственного лица;
— быть доступной для
руководителей, специалистов и рядовых сотрудников организации в процессе их
деятельности в соответствии с установленными полномочиями и обязанностями;
— иметь ссылки к смежной,
дополняющей или уточняющей документации;
— датироваться (включая
установление даты оформления и пересмотра), храниться в течение установленного
срока;
— периодически анализироваться,
пересматриваться и модернизироваться;
— содержать описание всех
необходимых процедур, касающихся ее использования, пересмотра, хранения и др.
Степень детализации документации
по структуре управления должна быть достаточной для описания основных ее
элементов.
5.5.4 Организация должна
устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми
документами, чтобы:
— можно было их найти;
— они периодически
анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на
предмет их адекватности;
— текущие издания
соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводятся работы;
— утратившие силу документы
сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения или каким-либо другим
способом предотвращалось их непреднамеренное использование;
— любые устаревшие документы,
оставленные в качестве архива для сохранения сведений о них, надлежащим образом
идентифицировались.
Документация должна содержаться
в порядке и храниться в течение указанного срока. Должны быть установлены
процедуры и определены обязанности, касающиеся разработки и актуализации
документов различного вида.
5.5.5 Целесообразно использовать
компьютерную технику и программы поиска и хранения документации в электронном
виде.
5.6 Анализ эффективности функционирования СМООС
5.6.1 Руководитель организации
организует проверку функционирования и эффективности системы.
По результатам анализа
вырабатываются руководящие указания соответствующим структурам управления на
проведение корректирующих воздействий, в том числе по совершенствованию
структуры (формулировка, анализ и классификация функций, взаимосвязи между
подразделениями аппарата управления, расчет затрат на выполнение и уровень
качества функций, уровень значимости функций и причины их несоответствия уровню
затрат и качества осуществления функций, выявление излишних, несвойственных,
вредных, дублирующих функций и т.п.).
Результаты будут использоваться
как для обеспечения достижения поставленных целей, так и для устранения
несоответствий с точки зрения изменения технологии.
5.6.2 Анализ должен быть
обширным по своему объему, чтобы охватить все стороны деятельности, включая
воздействие на финансовые характеристики и включать:
— проверку целей и задач в
области охраны окружающей среды;
— оценку эффективности СМООС;
— оценку пригодности политики в
области охраны окружающей среды и необходимость изменений в свете изменения
законодательства, прогресса науки и технологии.
5.6.3 В анализе применяется
принцип непрерывного улучшения, включающий:
— установление возможных
областей, которые приводят к улучшению характеристики в части охраны окружающей
среды;
— определение основных причин
или причины несоответствий или недостатков;
разработку и применение плана
корректирующих и предупреждающих действий, по устранению причин несоответствий
и недостатков;
подтверждение эффективности
корректирующих и предупреждающих действий;
— документирование любых
изменений в процедурах, являющихся следствием процесса улучшения;
— проведение сравнений с целями
и задачами.
5.7 Несоответствия, корректирующие и
предупреждающие действия
5.7.1 Необходим
документированный порядок распределения обязанностей и полномочий по выяснению
и устранению причин несоответствия, принятию мер по снижению воздействий на
окружающую среду, определению сроков осуществления корректирующих мероприятий.
5.7.2 Рекомендуемые процедуры в
соответствии с п.4.5.2 ГОСТ
Р ИСО 14001 представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Перечень нормативных документов и процедур в
соответствии с требованиями стандарта ИСО 14001
Раздел ИСО 14001 |
Наименование работ документа, который разработать) |
Ответственный исполнитель |
Соисполнители |
Срок выполнения |
Примечания |
4.5.2. Несоответствие и |
1 Приказ (Процедура) по |
||||
2 Порядок разработки |
|||||
3 Процедура проведения и |
|||||
4 Процедура контроля за |
5.8 Подготовка кадров и повышение квалификации работников
в области охраны окружающей среды
Функционирование СМООС требует
отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных
работников, эффективная работа которых обеспечивается четко установленными
трудовыми взаимоотношениями (место работы, должностные обязанности,
квалификация, специальность, название должности и т.п.). Необходимо также
определить норму труда каждого работника, которая формируется в результате:
— изучения передовых методов
труда;
— анализа производственного процесса,
разделения его на элементы;
— регламента и
последовательности выполнения технологического и трудового процесса;
— научного обоснования возможных
вариантов нормируемой работы;
— выбора оптимального варианта
технологии, приемов и методов труда.
Подготовка кадров и повышение
квалификации работников в области охраны окружающей среды направлена на решение
задач, возникающих при реализации экологической политики.
Система подготовки и повышения
квалификации работников охватывает следующий контингент:
— Руководители организаций.
— Руководители служб
организаций, отвечающих за охрану окружающей среды (по специальным программам,
учитывающим обязанности и ответственность этих служб, специфику деятельности
организаций и участие их в реализации федеральных и отраслевых программ).
— Руководители производственных
подразделений — среднее звено управления (в пределах профессиональных
обязанностей на основе отраслевых типовых программ, адаптируемых в
организациях).
— Специалисты производственных подразделений
(в объеме требований должностных инструкций на основе программ, утверждаемых в
организации).
Для реализации подготовки кадров
и повышения квалификации работников в области охраны окружающей среды
необходимо:
— провести анализ потребностей в
различных видах обучения по категориям работников с учетом задач, стоящих перед
организациями;
— разработать типовые программы
обучения и соответствующее учебно-методическое, техническое и информационное
обеспечение, откорректировать при необходимости действующие учебные программы.
Библиография
[1] Руководящий документ ОАО «Газпром» РД |
Гидрогеоэкологический контроль на полигонах закачки промышленных |
Ключевые слова: система менеджмента охраны окружающей среды,
структура управления, полномочия, ответственность