Содержание
- Правила строповки длинномерных грузов
- Правила строповки грузов по ГОСТу
- Правила безопасности при строповке различных объектов
- Требования к стропам и крепежным приспособлениям
- 3. Правила строповки грузов
- Грузозахватные механизмы
- 4. Выбор грузозахватных приспособлений
- Как зацепить ветвевые стропы
- Параметры должностной инструкции
- Общий раздел
- Обязанности
- Ответственность
- Снятие строп с груза
- 2. Что стропальщику нужно знать о грузе?
- Как должен действовать стропальщик, если неизвестна масса груза?
- Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?
- Как выполнить строповку с учётом расположения центра тяжести груза?
- Какие строповочные детали могут иметь грузы?
- Что указывают манипуляционные знаки и знаки опасности?
Правила строповки длинномерных грузов
Длинные объекты — особая группа, в которую входят металлические конструкции, узлы и агрегаты крупного оборудования и машин и так далее. Как правило, это грузы длиной от 200 см. Работа с такими предметами особенно опасна, так как необходимо учитывать ряд дополнительных нюансов.
Прежде всего, при подъеме этого типа груза очень важно учитывать центр тяжести. Большие и длинные предметы необходимо закреплять как минимум в двух местах. Это обеспечит устойчивость при перемещении грузов.
Стоит отметить: для работы с длинными и тяжелыми грузами отлично подойдет цепная стропа 2SC 8.8T-8M. Эта модель отличается повышенной прочностью и надежностью. При этом с его помощью можно работать с объектами массой до 8 т. В то же время для грузов, требующих крепления более чем в двух местах, подходят цепные стропы 4SC.
В этом случае необходимо обращать внимание не только на количество застежек, но и на их расположение. Если вы используете метод обвязки, точки крепления должны находиться на расстоянии 25 процентов длины объекта от краев.
Также стоит понимать, что для работы с длинными и тяжелыми грузами обычно используется специальная техника. В основном предпочтение отдается электрическим моделям, так как они обладают большей грузоподъемностью, а также предназначены для выполнения работ в условиях большей интенсивности. Мы не будем подробно останавливаться на преимуществах конкретных видов оборудования, так как это описано в типах артикулов и грузоподъемных устройствах.
Правила строповки грузов по ГОСТу
Во-первых, меры безопасности при работе с подъемными устройствами предполагают соблюдение национальных правил, касающихся погрузки, разгрузки и обращения с различными объектами. Нет конкретного ГОСТа, который регулировал бы правила подъема груза, а также характеристики стропы. Вместе с тем, некоторые нормативные правовые акты регулируют:
- Требования к качеству подъемно-транспортного оборудования. В первую очередь безопасность работы зависит от надежности оборудования и самих механизмов. Независимо от того, используются ли ручные подъемники, канатные дороги, лебедки или любое другое оборудование, важно, чтобы оно соответствовало всем применимым стандартам и правилам;
- Общие требования безопасности (защитные устройства, стандарты испытаний подъемного оборудования и др.);
- Требования к подготовке товаров к транспортировке и т.д.
Стоит отметить: важно как соблюдать все правила строповки грузов, так и использовать подъемные устройства от проверенных поставщиков. Качественные электротали не только рассчитаны на высокоинтенсивные работы с грузами до 10 тонн, но и отличаются повышенной надежностью. Качественное устройство гарантирует, что при соблюдении всех необходимых инструкций вы сможете избежать непредвиденных происшествий.
Правила безопасности при строповке различных объектов
Одним из самых распространенных устройств для работы с грузами разного типа являются стропы. Они могут различаться как по материалу (ткань или веревка), так и по типу крепления (кольцо, петля, с крючком и т.д.). Таким образом, жгуты достаточно универсальны, чтобы их можно было использовать в различных сферах.
При использовании таких приспособлений необходимо не только придерживаться правил безопасной эксплуатации строп, а также соблюдать особенности их хранения и транспортировки, но и досконально ознакомиться со всеми инструкциями по строповке строп грузы с инструментами.
Среди основных правил безопасности при строповке грузов стоит выделить:
- Работать могут только люди старше 18 лет, которые следовали инструкциям и прошли другую необходимую подготовку;
- Для защиты необходимо использование спецодежды (комбинезона, перчаток, каски и т.д.);
- При связывании грузов ремни не должны перекручиваться или завязываться;
- В случае транспортировки предметов с острыми сучками следует использовать специальные распорки, препятствующие очистке шестерни;
- Если используются не все ответвления многоотводных линий, их необходимо надежно закрепить (чтобы ответвления не касались сторонних предметов).
Также при подъеме типовых предметов следует руководствоваться схемами строповки для разных типов грузов. Ни в коем случае нельзя носить предметы без ознакомления со схемой.
Стоит отметить: при отсутствии готовой схемы лицо, отвечающее за погрузочно-разгрузочные работы, может разработать ее самостоятельно, придерживаясь правил, описанных в нормативных документах.
Требования к стропам и крепежным приспособлениям
Количество строп, их длина, толщина, точки крепления выбираются исходя из веса и размеров груза. К шлейке предъявляется ряд требований:
- не должно быть повреждений: заусенцев, потертости резьбы, узлов, крепежа: защелок, стопорных колец и стержней;
- при связывании длинномерных грузов не допускают перекручивания жгутов, образования узлов; неиспользованные концы многоножковых строп пристегиваются, чтобы не зацепить и не повредить другой товар; связали в двух местах на расстоянии длины от концов; строп должен обеспечивать устойчивость груза в движении, исключать потерю отдельных его частей;
- транспортировка оборудования с острыми выступающими ребрами требует использования дополнительных проставок с закругленными краями при строповке во избежание истирания строп; уплотнения с острыми краями изготавливаются из самых разных материалов и отходов производства: из деревянных, резиновых и металлических труб, шлангов, толстых плоских ремней, кусков ленты для транспортировки сыпучих материалов; проставки можно прикрепить к стропам как инвентарь или добавить в упаковку;
- кабельные крючки ориентированы от центра наружу, используются предохранительные защелки и замки; при использовании стропа с ремнем допустимый предел грузоподъемности стропа снижается на 20%;
- для перемещения длинных предметов возможна свободная укладка на кольца, образованные жгутом; при принятии мер по предотвращению продольного смещения; стропы цепи расположены таким образом, чтобы звено не загибалось на краях оборудования; если груз состоит из предмета и его длина меньше 2 м, он привязан по окружности в одной точке.
3. Правила строповки грузов
Во избежание падения грузов при их подъеме и перемещении краном необходимо соблюдать следующие правила строповки.
1. Строповка грузов должна производиться согласно схемам строповки. Для строповки груза, предназначенного для подъема, необходимо использовать стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом количества ветвей и угла их наклона; Стропы общего назначения следует выбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 ° (по диагонали).
2. Строповые схемы разработаны для всех нагрузок. Строповка грузов должна производиться на все имеющиеся специальные приспособления (кольца, штифты, проушины).
3. Перемещение грузов, для которых не разработаны схемы строповки, должно выполняться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасную эксплуатацию кранов.
Перемещение груза, масса которого неизвестна, следует производить только после определения его эффективной массы.
4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и крепления грузов должны быть предоставлены стропальщикам и крановщикам или вывешены на рабочем месте.
Владелец крана или эксплуатирующая организация в соответствии с требованием ст. 9.5.12 «Правил…» Ростехнадзора также разработать способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых подъемными кранами при их монтаже, разборке и ремонте, с указанием используемых в этом случае устройств, а также способы безопасного опрокидывания товаров, когда это делается с помощью крана.
5. Грузоподъемные устройства (стропы, траверсы, зажимы и т.д.) выбираются исходя из характеристик поднимаемого груза и разработанной схемы строп.
При связывании груза стропы необходимо накладывать без узлов и перекручиваний.
Концы многоотводной стропы, которые не используются для крюка, должны быть усилены таким образом, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность соприкосновения этих концов с объектами по пути.
В этом случае необходимо учитывать положение центра тяжести груза. Стропу необходимо переносить под грузом, чтобы исключить возможность ее выпадения при подъеме груза. Связать груз необходимо таким образом, чтобы при его перемещении исключалось падение отдельных его частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при движении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбы, бревна, трубы) должна производиться как минимум в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви строп следует размещать на расстоянии, равном длине элемента от его концов.
6. При обвязке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо установить проставки между ребрами элементов и тросом для защиты троса от трения (рисунок 2.5). Прокладки должны быть прикреплены к грузу или постоянно прикреплены к стропе в качестве инвентаря.
Для производства покрытий металлических грузов с острыми краями можно использовать самые разные материалы и отходы производства: дерево, резиновые шланги и загнутые уголки, резиновые шланги для отходов, плоские ремни, конвейерные ленты.
Рисунок 2.5 — Строповка грузов ремнем с помощью распорок: а — по дереву; б — из разветвленной трубы; в — от резиновых шлангов, ремней и т д.
7. Во время строповки крюки для стропы должны быть направлены от центра груза. Крюки должны иметь предохранители.
8. При строповке груза с закреплением его петлей канатной стропы рекомендуется снизить его грузоподъемность на 20%.
9. Перемещение грузов с их свободной укладкой на петлевых стропах, независимо от количества петель, допускается только при наличии на грузе элементов, надежно препятствующих их перемещению в продольном направлении (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 — Грузовой транспорт со свободной укладкой на петлевых стропах
10. При закреплении грузов цепными стропами не допускается прогиб звеньев по краям груза (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7 — Строповка грузов цепными стропами
11. Перемещение груза с помощью крюковых строп показано на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 — Установка крюка ремня в проушину
12. Строповка груза от свай (металлопластик, трубы, пиломатериалы и т.д.) волжна производиться в следующей последовательности:
- на наиболее выступающий конец конструкции, расположенный в верхнем ряду, надевается кольцо кольцевой обвязки, подвешенное на крючок двух- или четырехветвевой обвязки;
- строп отодвигается на безопасное расстояние и дает команду поднять конец груза на высоту 0,4-0,5 м;
- стропальщик подходит к поднимаемому грузу сбоку и несет под ним деревянные подкладки сечением 100 × 100 мм на расстоянии от своих концов (при подъеме труб, бревен на обшивку должны быть упоры для распределения груза);
- привязь перемещается на безопасное расстояние и дает команду опустить груз на салазки и ослабить привязь (безопасное расстояние означает расстояние от мест за пределами опасной зоны с достаточной высотой подъема; эти места не должны находиться в опасной зоне);
- строп приближается к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит петельные стропы под грузом на расстоянии ¼ длины груза от его конца, затем снимает первую ленту, и затягивает прилагаемые петлевые ленты к «петле» и на крючки надевается двух- или четырехветвистая лента;
- строп дает команду поднять груз на высоту 20-30 см, проверяет надежность стропы и дает команду на дальнейшее перемещение груза.
13. Строповка груза по окружности (на «удушающей хватке») с длиной груза менее 2 м допускается в одной точке (кроме металлопроката).
14. Демонтаж установленных в проектном положении конструкций должен производиться только после их постоянного постоянного или надежного временного крепления.
15. Перемещение небольших грузов следует производить в специально сконструированной таре. В этом случае следует исключить возможность падения от отдельных грузов. Чтобы избежать самопроизвольных потерь груза, контейнер должен быть загружен на 100 мм ниже его борта
16. Для высотного монтажа конструкций необходимо использовать грузозахватные устройства с дистанционным отрывом.
Грузозахватные механизмы
Подъемные механизмы облегчают ручную работу погрузчиков и безопаснее, погрузка происходит быстрее. Они полезны при перемещении большого количества однотипных объектов. Устройства вращают и фиксируют груз в определенном положении перед подъемом. Крюки, многоотводные стропы, рамы, точки подъема — примеры подъемных устройств. Они висят на крюке крана.
Существует несколько типов погрузочно-разгрузочных устройств:
- эксцентрики, представляющие собой диски со смещенным центром вращения. Доступны ручные захваты и самозатягивающиеся захваты. Особенно подходит для погрузки плоских товаров с большой площадью поверхности (стальные листы, ДСП);
- клещи, с зажимами — это рычажные системы, в которых нагружение осуществляется подвижными выступающими стержнями или пластинами; удобны для погрузки труб, пиломатериалов (кругляка), бетонных и железных балок;
- вилочный погрузчик — для подъема и транспортировки грузов на специальных платформах — поддонах и поддонах;
- винт: крепление осуществляется саморезами;
- магнитный ток постоянного или переменного тока; идеально подходит для работы с металлоломом, винтами, мелкими деталями из железа и стали.
Соблюдение правил обвязки гарантирует безопасность работ, связанных с перемещением товаров.
4. Выбор грузозахватных приспособлений
При горизонтальном перемещении груз, погрузочный зажим или контейнер необходимо сначала поднять на 500 мм выше, чем оборудование, строительные конструкции и другие объекты, встречающиеся на пути.
Как зацепить ветвевые стропы
Основные правила строповки грузов содержат условия стыковки багажа с продуктами филиала:
- Размер крючка должен соответствовать кольцу или болту — крючок должен проходить через них без препятствий. Строп должен быть прикреплен в соответствии с диаграммой нагрузки стропа;
- Установка крючков должна производиться по направлению от центра тяжести;
- Кольца (люверсы), поставляемые производителем, должны хвататься за крючок. Если груз прикреплен не ко всем кольцам, увеличивается риск повреждения или поломки товара;
- Максимальный угол между линиями должен составлять 90°.
Самыми уязвимыми из тканевых, веревочных и цепных стропов являются текстильные. Не рекомендуется использовать их во влажном состоянии при отрицательных температурах, подвергать воздействию огня, щелочей, кислот и других химически агрессивных сред. Выбирая способы крепления грузов, чтобы избежать разрезания текстильных строп, их следует осторожно применять при работе с остроконечными предметами, защищать ленты с помощью прокладок.
Параметры должностной инструкции
При написании инструкции используются определенные стандарты офисной работы. По их словам, в нем обязательны следующие разделы:
- Общие аспекты позиции.
- Список функций.
- Ответственность за правонарушения и нарушения.
- Разрешение, выданное работодателем.
У работодателя есть возможность расширить список разделов. Обычно добавляются следующие части:
- Принципы рабочего взаимодействия.
- Параметры оценки эффективности (KPI).
- Условия труда.
- Порядок внесения изменений в инструкцию.
Расширенная версия требуется при составлении инструкций для топ-менеджеров, а также в крупных организациях с большим количеством сотрудников. Это позволяет документировать многие аспекты профессиональной деятельности, но цена снижается до гибкости в решении рабочих вопросов.
Общий раздел
Во вводной части инструкции прописываются общие параметры профессиональной деятельности:
- Требования к уровню квалификации (навыки, опыт, образование).
- Параметры кадровых решений, касающихся сотрудника (замена, увольнение и т.д.).
- Позиции, с которых сотрудник руководствуется в работе.
- Прочие общие аспекты работы.
Эта часть необходима не только для описания фундаментальных аспектов деятельности специалиста, но и для исключения кандидатов с недостаточной квалификацией.
Внимание! При создании большого количества инструкций вы можете ориентироваться на профессиональные стандарты и соответствующие параграфы Unified Qualification Manual (ETKS). Для стропальщика могут применяться параграфы 302-306 первой редакции ЕТКС, которые содержат характеристики второй-шестой категории данной профессии.
Обязанности
Если основные функции, характерные для профессии, одинаковы в любой организации, то вспомогательные зависят от характеристик компании-работодателя: ее кадровой политики, объема деятельности, организационно-правовой формы и других параметров. Чем ценнее сотрудник и чем больше у него помощников и коллег, тем меньше у работодателя стимулов обременять его второстепенными задачами, отвлекающими его от выполнения основных обязанностей.
Внимание! Если работник получает от работодателя необходимые для работы инструменты и приспособления, то отдельным абзацем указывается необходимость их качественного использования.
Ответственность
Степень вины работника может быть определена как в ходе административного производства внутри организации, так и в судебном порядке. В обеих ситуациях существует множество факторов, влияющих на степень наказания. Поскольку этот раздел не предназначен для описания всех возможных вариантов рабочих процедур, он составлен в краткой форме с небольшой конкретностью.
Снятие строп с груза
Когда груз был перемещен, он снимается со строп. Эта процедура начинается, когда оборудование стоит на прочном основании и не может двигаться или опрокидываться само по себе. Перед этим ослабляют натяжение тросов; на каждом крючке открываются предохранительные устройства, снимаются крючки с язычков и снимаются защитные пломбы с острыми краями.
После подъема строп становится возможным транспортировка станков и другие действия: установка, подключение, проверка. Для предотвращения скатывания длинных круглых предметов используются ограничители и ремни безопасности. Для подъема бетонных изделий на высоту используются хомуты с дистанционным управлением. Ручки снимаются после завершения установки.
категорически запрещается:
- использовать неисправное и непроверенное такелажное оборудование;
- использовать стропы, не соответствующие весу и характеристикам груза;
- стоять под грузом, под рабочими частями подъемных механизмов, в зоне их движения и на пути движения оборудования;
- вставить крючок в проушину не до конца, с усилием поправить ударами молотка, рычагами;
- не поправляйте лямки и крючки «на лету», когда движение уже началось;
- работать без средств индивидуальной защиты: каски, перчаток, спецобуви.
2. Что стропальщику нужно знать о грузе?
Чтобы поднять груз, необходимо знать его массу, центр тяжести и схему стропы.
Определение массы груза можно проводить по формулам:
- для простых нагрузок — Q = м · В;
- для сложных нагрузок — Q = m ∑Vi,
где Q — масса груза, m — удельный вес (численно равный плотности) материала, V — объем груза, ∑Vi — сумма всех частей объемов груза
Удельный вес часто встречающихся материалов указан в таблице.
Удельный вес материалов
Материалы (правитьУдельный вес, кг / м3Материалы (правитьУдельный вес, кг / м3
Конкретный | 2200 | Песчаник | 2200–2500 |
Водопад | 1000 | Кока-Кола | 450 |
Лед | 900 | Сталь: | |
Древесина: | — твердый | 7300 | |
— береза | 700 | — растворен | 7500 |
— Дуб | 800 | Каменный уголь | 900 |
— Сосна | 500 | Чугун: | |
Земляная глина | 1300–2500 | белый | 7650 |
Песок: | податливый | 7300 | |
— сухой | 1400-1600 | серый | 7550 |
— влажный | 1900-2000 гг | Газ | 700 |
Как должен действовать стропальщик, если неизвестна масса груза?
Стропальщику запрещается строповать грузы, масса которых неизвестна. В этом случае стропальщик должен проинформировать лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию кранов, и получить от него информацию о весе груза.
Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?
Центр тяжести груза — это точка, в которой груз сбалансирован во всех направлениях.
Центр тяжести простых гирь (куба, параллелепипеда, цилиндра, шара) находится в их геометрическом центре. Положение центра тяжести груза должно быть обозначено знаком манипуляции, если он смещен относительно геометрического центра груза. В этом случае место строповки груза также может быть обозначено знаком манипуляции (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 — Использование знака манипуляции
Как выполнить строповку с учётом расположения центра тяжести груза?
Груз, запряженный без учета положения центра тяжести, может находиться в неустойчивом положении.
Груз будет устойчивым, если его центр тяжести находится между точками строповки. Допускается обвязывание груза стропой в положении центра тяжести, если длина груза не более 2 м.
Какие строповочные детали могут иметь грузы?
Крепление грузов стропами — более простой и безопасный способ, чем обвязка. Для крепления грузы могут иметь кольца, рым-болты (рисунок 2.2), отверстия, штифты (штифт называется подшипником или опорной частью оси или вала).
Рисунок 2.2 — Рым-болт
Что указывают манипуляционные знаки и знаки опасности?
Сигналы обработки указывают на то, как обрабатывается груз. Они применяются к упаковке, таре или непосредственно к грузу. На рисунке 2.3 показаны некоторые манипуляционные сигналы, которые необходимо знать стропальщику.
Рисунок 2.3 — Манипуляционные сигналы
Знаки опасности наносятся на товары, которые во время транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ могут нанести вред людям и окружающей среде. Знак опасности представляет собой установленный на краю квадрат, на котором изображен символ, обозначающий тип опасности (опасность взрыва, опасность пожара, токсичность, радиоактивность и т.д.).
Перед выполнением погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами необходимо обучить страховочную привязь.
На рис. 2.4 показано, как выглядят предупреждающие знаки.
Рисунок 2.4 — Предупреждающие знаки
Под строповкой понимают обвязку и зацепку различных грузов, обеспечивающих их безопасный подъем и перемещение к месту назначения. Типовые схемы строповки обеспечивают детализацию методов зацепки, поднятия и перемещения конструкций. Графические изображения и схемы строповки и зацепки выдаются стропальщикам и крановщикам на руки либо развешивают в местах проведения работ. Разработка безопасных способов строповки грузов производится отправителем продукции или специализированными компаниями.
Как делается обвязка груза
Обвязка и зацепка груза выполняются с использованием нескольких видов оснастки.
На любой строительной или производственной площадке не обойтись без таких приспособлений, как:
- Стропы. Представлены цепными, ленточными, канатными видами. Канатные изделия наиболее востребованы для работы с конструкциями сложных форм, цепные – применяются для операций с конструкциями, имеющими острые ребра, ленточные – используются для подъема, перемещения и опускания более деликатных товаров. Дополнительно могут использоваться гибкие оттяжки;
- Захваты. Представлены приспособлениями, навешиваемыми на крюк крана и могут быть клещевыми, эксцентриковыми, коромысловыми, винтовым и др.;
- Траверсы. Конструкции балочного типа с полуавтоматическими или автоматическими захватами на концах. Балочные траверсы используются в комплекте со стропами, тем самым облегчая и ускоряя зацепку и перемещение грузов.
Методы обвязки грузов:
- Свободная укладка. Простой и щадящий метод обвязки, при котором конструкция/оборудование размещаются между стропами и не могут сдвигаться относительно такелажных приспособлений. Предупредить смещение поклажи помогают специальные распорки. Стропы практически не соприкасаются с конструкцией, что минимизирует риск их деформации и износа;
- «на удавку». Фиксация продукции производится за счет собственного веса. По надежности строповка на удавку текстильными стропами превосходит свободную укладку, но имеет и слабые места. К ним относят более быстрый износ стропов и риск повреждения конструкции в результате сдавливания.
Грузоподъемность стропов
Выбор грузовых строп должен учитывать массу и тип поднимаемого оборудования/материала. Также важно учесть число ветвей и допустимые углы строповки. Стропы общего назначения подбирают так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°. Расчет грузоподъемности оборудования производится с учетом вида строповки и сложности такелажных работ.
Небольшие металлоконструкции и небольшие металлоизделия поднимаются и перемещаются с помощью захватов и скоб. Железобетонные плиты перекрытия, перемычки, прогоны и другие ж/б и стальные элементы поднимают с использованием траверс, предусматривающих возможность многоярусного размещения конструкций. Траверсы обеспечивают равномерное распределение нагрузки. Данное оборудование может быть линейного или пространственного типа – в зависимости от характеристик товара.
При работе с листовой продукций используется схема строповки труб текстильными стропами универсального двухпетлевого типа методом «на удавку». Строповка труб, круглого проката, бревен производится методом «на удавку». В петлю продевается один конец стропа, а второй – накидывается на крюк крана так, чтобы при подъеме петля затянулась, и был обеспечен надежный захват. Схема строповки двутавровой балки предусматривает использование 2-х одноветьевых стропами по тому же принципу «на удавку».
Грузоподъемные работы со стропами должны выполняться квалифицированными специалистами.
При расчете грузоподъемности и длины строп учитываются следующие показатели:
- Масса товара, указанная на продукции согласно требованиям ГОСТ 14192-96;
- Центр тяжести;
- Количество и расположение мест креплений для транспортировки;
- Угол наклона ветвей стропа к вертикали, их длина.
Нагрузка на стропы может снижаться в зависимости от применяемой схемы обвязки. Для расчета рабочей грузоподъемности применяют определенные коэффициенты.
Таблица коэффициентов и грузоподъемности строп при разных схемах строповки
Изменение грузоподъемности грузоподъемного оборудования происходит в зависимости от количества ветвей. При выборе такелажа, захватных приспособлений важно рассчитать нагрузку на каждую ветвь. Выполнить расчет можно по формуле:
где
S – нагрузка на одну ветвь;
G ‒ вес груза;
m ‒ количество ветвей;
k – коэффициент распределения веса на ветви;
b – угол наклона ветвей к вертикали;
9.8 – ускорение свободного падения (g=9.8).
Коэффициент распределения веса груза на ветви (k) рассчитывается по количеству ветвей.
Расчет нагрузки на ветвь позволяет определить разрывное усилие стропа:
, где kзап – коэффициент запаса прочности.
Данный коэффициент отражает во сколько раз натяжение ветви должно быть меньше разрывного усилия стропа, прописанного в паспорте изделия. У изделий, произведенных из разных материалов, показатель может отличаться.
Как зацепить ветвевые стропы
Основные правила строповки грузов содержат условия зацепа поклажи ветвевыми изделиями:
- Размер крюка должен отвечать петле или рем болту – крюк должен беспрепятственно в них проходить. Зацеплять стропу следует так, как это показывает карта строповки грузов;
- Установка крюков должна проводиться по направлению от центра тяжести;
- Предусмотренные производителем петли (рымы) обязаны захватываться крюком. Если цеплять груз не на все петли, возрастает риск повреждения или разлома товара;
- Максимальный угол между стропами должен составлять 90°.
Наибольшей уязвимостью среди текстильных, канатных и цепных строп отличаются текстильные. Их не рекомендуется применять во влажном виде при минусовых температур, подвергать действию пламени, щелочей, кислот и других химически агрессивных сред. Выбирая способы зацепки грузов с целью предупреждения разреза текстильных строп, их следует осторожно использовать для работы с товарами с острыми кромками, защитить ленты прокладками.
Правила перемещения грузов
При выборе способа строповки груза важно учесть основные требования к проведению данной процедуры:
- Используемые грузозахватные механизмы не должны снижать прочность конструкции и деформировать товар. В их задачи также входит защита от опрокидывания и падения;
- Все грузозахватное оборудование, крепления конструкции и подъемный кран должны быть надежны;
- Предусматривается возможность дистанционной расстроповки – без участия стропальщика;
- Возможно многократное использование такелажа.
Чаще всего схемы строповки представляются в виде плаката с графическим изображением. Особых требований относительно цветового исполнения схем законодательство не предъявляет. Стенды могут содержать фирменную символику, иметь подсветку.
К основным правилам строповки и перемещения товаров относятся:
- Соблюдение схем строповки для габаритных, негабаритных и длинномерных грузов;
- Использование специальных устройств (рым, цапф, петлей и пр.);
- При отсутствии схемы строповки и перемещение продукции должно проводиться под руководством сотрудника, ответственного за безопасность производства работ;
- Перемещение оборудования, вес которого неизвестен, разрешено только после его взвешивания и определения фактической массы;
- Выбор грузозахватных приспособлений (траверс, захватов, строп и пр.) должен производиться с учетом разработанной схемы обвязки и характеристик товара;
- При обвязке строп не должно быть узлов и перекручиваний;
- Должен быть исключен риск задевания предметов на пути движения незадействованными зацепами на концах строп;
- Обязательно учитывать расположение центр тяжести. Это предупредит выскальзывание груза во время отрыва от поверхности. Особенности строповки длинномерных грузов заключаются в том, что такелаж должен располагаться на удалении 1/4 длины конструкции от ее концов. Предусматривается обязательная фиксация не менее чем в 2-х местах;
- Крюки строп следует направлять от центра груза. На крюках следует предусмотреть предохранительные замки;
- При строповке с затяжной петлей канатного стропа грузоподъемность рекомендуется снизить на 20%;
- При свободной укладке товара на петлевые стропы перемещение производится независимо от количества петель и предусматривает обязательное наличие на поклаже элементов, предупреждающих его смещение в продольном направлении;
- При работе с цепными стропами важно не допустить деформацию звеньев на ребрах конструкции;
- Обвязка «на удавку» (в обхват) при длине груза менее 2 м может производиться в одном месте. Кроме случаев, когда используется схема строповки профилированного листа и другого металлопроката.
Примеры схем строповки различных грузов.
Строповка строительных конструкций, арматурного каркаса, фундаментных стеновых блоков (ФБС), вагончика бытовки, бочки 200 литров, еврокуба с пенообразователем, барабана с кабелем, складирование, перемещение краном поддонов с кирпичом производится согласно заранее разработанным схемам. Учитывается высота подъема и опускания грузов, необходимость складирования грузов, в том числе лестничных маршей, тип погрузочно-разгрузочного оборудования.
Схема строповки арматуры в прутках
Строповка технологического оборудования
Перейти в каталог товаров
Грузовые стропы
Какая схема обвязки лучше всего подойдет для вашего подъема?
Любой, кто проезжал мимо большой строительной площадки, где огромный кран перемещает груз с одной стороны строящегося здания на другую, понимает, что это непростая задача, требующая тщательного планирования. Одним из основных элементов, участвующих в процессе, является грузовой строп. Может показаться, что они играют малую роль, но они выполняют важную функцию.
Грузоподъемные стропы разработаны так, чтобы с их помощью можно было использовать разные типы строповки грузов. Каждый тип стропы может быть использован для вертикального подъема, корзиночной сцепки и на удавку, а конечный пользователь при составлении плана грузоподъемных операций должен самостоятельно определить, какой тип строповки лучше всего выдержит нагрузку.
В этой статье мы рассмотрим:
- Основные схемы подъема, которые могут быть использованы для такелажных работ;
- Наглядное представление каждого типа сцепки;
- Сравнение грузоподъемности каждой схемы строповки груза;
- Лучшие такелажные практики с использование каждого вида сцепки;
- Использование многоветвевые строп.
Что такое вертикальный подъем?
Вертикальный или прямой подъем — это самый простой тип строповки, используемый для обвязки груза и его соединения с подъемным механизмом. При вертикальной сцепке проушина одноветвевого цепного, канатного или текстильного стропа соединяется с крюком крана или другого грузоподъемного устройства, а другой конец соединяется с точкой крепления на грузе. Такой тип подъема будет задействовать полную грузоподъемность стропа. Однако при выполнении подъема одноветвевым стропом следует обеспечить дополнительный контроль нагрузки и свести к минимуму вращение и перекашивание.
Ни в коем случае нельзя использовать одноветвевую вертикальную сцепку при подъеме сыпучих материалов, обвязке длинномерных грузов и грузов с неравномерной нагрузкой.
Что такое корзиночная сцепка?
Подъем груза в обхват равномерно распределяет нагрузку между двумя ветвями стропа. При использовании свободной укладки груз удерживается путем пропускания стропы под грузом, а затем отдельно цепляя оба конца стропа к крюку.
Обвязка груза в обхват имеет вдвое большую грузоподъемность, чем вертикальная строповка с одной точкой подъема, когда ветви расположены вертикально под углом 90°, а отношения изгиба к диаметру каната 25:1. Обычно для этого требуется съемное грузозахватное приспособление, линейная траверса или кран-балка.
Если угол наклона ветви стропа меньше, чем 90° при использовании корзиночной сцепки, грузоподъемность стропа уменьшается.
Корзиночную строповку не следует использовать для грузов с неравномерной нагрузкой или грузов, которые трудно сбалансировать. Для регулирования нагрузки может потребоваться более одной стропы.
Угол наклона одноветвевого стропа | Коэффициент грузоподъемности |
---|---|
90° | 200% |
60° | 170% |
45° | 140% |
30° | 100% |
Корзиночная строповка может осуществляться одинарной, двойной сцепкой или с использованием двойной обмотки (методом «обкручивание»):
- Двухсторонняя корзиночная сцепка — используется две стропы для балансировки груза, удерживая груз с двух сторон;
- Корзиночная строповка методом «обкручивание» — аналогична обычной сцепке методом «в корзину» за исключением того, что строп дважды обматывается вокруг груза. Это обеспечивает контроль нагрузки при подъеме сыпучих материалов и хорошее сцепление с гладкими поверхностями.
При использовании двойной обмотки не перекрывайте стропу в нижней части груза и следите за ее положением по мере устранения провисания.
Что такое строповка «на удавку»?
Петля-удавка используется для надежного затягивания или неплотного прилегания стропа, чтобы обеспечить большее регулирование нагрузки. При использовании чокерной сцепки один конец оборачивается вокруг груза, затем проходит через себя и цепляется к крюку крана или другого грузоподъемного механизма.
Из-за давления, создаваемого в точке пересечения, сцепка-удавка снижает грузоподъемность до 75-80% от того, на что способна вертикальная строповка одноветвевым изделием. Наименьшее снижение грузоподъемность происходит, когда угол удавки составляет 120° или больше. Любой угол менее 120° может привести к снижению грузоподъемности до 40% от номинальной.
Угол петли-удавки | Коэффициент грузоподъемности |
---|---|
от 120° до 180° | 100% |
от 90° до 119° | 87% |
от 60° до 89° | 74% |
от 30° до 59° | 62% |
от 0° до 29° | 49% |
Кольцевой захват не следует использовать для несбалансированных грузов и там, где строп будет не плотно соприкасаться с грузом. Для более плотного контакта используйте чокер с двойной обмоткой.
- Двухсторонняя чокерная сцепка — используется две стропы, чтобы обеспечить большую площадь контакта для закрепления груза;
- Двойная чокерная сцепка — похожа на обычную строповку «на удавку» за исключением того, что строп дважды обматывается вокруг груза. Этот метод хорошо обхватывает груз и предотвращает его выскальзывание.
Убедитесь, что вы используете стропы достаточной длины, чтобы эффективно удерживать груз. Сцепку «на удавку» следует туго затягивать перед подъемом и не расслаблять.
Ветвевые стропы
Существует еще один способ строповки с помощью многоветвевых строп из двух, трех или четырех ветвей, закрепленных на одном звене, обеспечивая дополнительную поддержку и устойчивость, когда крюк стропа расположен над центром тяжести груза. Ветвевые стропы используются для подъема и перемещения грузов с фиксированными подъемными проушинами или точками крепления.
Некоторые стропы имеют возможность регулировать длину, чтобы выровнять и контролировать несбалансированные нагрузки. Всегда проверяйте угол каждого стропа и сверяйтесь с таблицей, что строп не перегружен.
- Одноветвевые стропы — под углом 90° к горизонтали грузоподъемность составляет 100% от номинальной, указанной на бирке;
- Двухветвевые стропы — в этой конфигурации обе ветви распределяют нагрузку поровну, если:
- длина ветвей стропа одинаковая;
- точка крепления находится прямо над центром тяжести;
- центр тяжести находится посередине поднимаемого груза;
- Трехветвевые стропы — эта конфигурация обеспечивает повышенную грузоподъемность по сравнению с двухветвевыми стропами такого же качества и размера;
- Четырехветвевые строп — эта конфигурация обеспечивает повышенную устойчивость, а увеличение грузоподъемности достигается только в том случае, если все ветви распределяют долю нагрузки равномерно.
Как делается обвязка груза
Схема строповки труб и валов
Всего существует около десяти различных видов строповки в зависимости от того, сколько труб необходимо загрузить и какие они. Например, если длина труб менее полутора метров, то используется строп с крюком, обвязка груза которым создает узел в центре тяжести.
Если трубы имеют большую длину, то все зависит от применяемых строп. Например, при использовании универсального кольцевого стропа, необходимо использовать способ двусторонней обвязки груза, т.к. в противном случае центр тяжести будет слишком неустойчив.
Конечно, вы также можете использовать специальные захваты или траверсу, оснащенную текстильными стропами. Применение траверсы со стропами, оснащенными крюками, особенно актуально, если вам необходимо загрузить сразу целую пачку труб.
Схема строповки оборудования и запчастей
Очень часто приходится перегружать целые узлы и детали машин или различное оборудование. Схема строповки таких грузов тоже существует и должна присутствовать на объекте. Для строповки кузовной части используются два петлевых стропа, которые закреплюятся обхватом.
В некоторых случаях оборудование поставляется в деревянной обрешетке. В этом случае понадобится четырехветвевой строп, оборудованный крюками, который можно будет закрепить за петлевые стропы, продетые под грузом.
Если речь идет про больших агрегатах, то здесь не обойтись без специальных монтажных петель, которые соединяются шплинтовым замком с такелажными скобами, а уже за них крепятся петлевые стропы.
Схема строповки металлопроката
Схемы строповки металлопроката сильно отличаются от тех, что используются для труб. Например, для швеллера нужно использовать двухпетлевой универсальный строп, который фиксирует груз при обхвате, а для двутавра — двухветвевой строп. В обоих случаях необходимо использовать
Швеллеры и уголки требуют особого обращения, т.к. их бывает сложно правильно упаковать. Поэтому стоит использовать сразу три стропа — два кольцевых и один двухветвевой. Также стоит позаботиться о сохранности груза, закрепив его проволокой в несколько оборотов и добавить прокладку под стропы, чтобы не повредить поверхность перемещаемого объекта.
Процедура строповки листового металла
Большая часть металлопроката представляет собой листы, которые можно расположить как вертикально, так и горизонтально. Для работы с горизонтально расположенным грузом понадобятся ветвевые стропы, оснащенные специальными захватами. А если речь идет о целой упаковке листов металла, то захваты уже не помогут и необходимо использовать два универсальных стропа для обхвата груза. Если у вас есть специальный четырехветвевой строп со струбцинами, то его можно использовать и для погрузки как одного листа, так и целой пачки.
Для одного листа, расположенного вертикально, следует использовать специальные эксцентриковые захваты, которые устанавливаются с двух сторон, а к ним крепятся петлевые стропы.
Схема строповки колонны
Строповка колонн как правило производится либо в обхват сечения всего груза, либо через отверстие в нем. Сцепка выполняется либо за одну, две или более точек. Их число зависит от жесткости колонны и определяется расчетам. Точки крепления строп к крюковому механизму располагаются выше центра тяжести для равномерного распределения нагрузки.
Для работы с более тяжелыми колоннами массой от 5 до 10 тонн применяются либо строповочные комплекты, которые состоят из траверсы, универсальных кольцевых строп, вспомогательных строп с замками, устройства для расстроповки на высоте и подкладок, либо специальные фрикционные захваты.
Схема строповки на металлические опоры
Строительные конструкции с помощью строповочных устройств крепятся либо за верхние точки, либо за пальцы, размещенные в специальных строповочных отверстиях.
Для изделий, чья длина меньше 18 м достаточно двух точек крепления, а при длине больше 18 м — необходимо использовать четыре точки или осуществлять подъем с применением траверсы.
Схема строповки длинномерных грузов
При работе с длинномерными объектами обязательно учитывается расположение центра тяжести перемещаемого объекта. Чтобы предотвратить выскальзывание, перевешивание, падение или разлом груза, фиксацию и строповку необходимо производить минимум в двух местах с помощью строп УСК, а угол между их ветвями желательно не допускать свыше 90°.
Описание закрепления плит
Строповка плит перекрытий должна производиться за специально предусмотренные грузовые петли, расположенные на теле груза. Количество ветвей для захвата плиты должно соответствовать количеству крепежных точек, чтобы конструкция не разломилась.
Схема закрепления контейнера
На территории РФ действует ГОСТ Р ИСО 3874-2008, который предусматривает несколько моделей закрепления контейнеров 20 и 40 футов. Вот несколько вариантов:
- подъем спредером за верхние фитинги;
- захват стропами за верхние фитинги;
- захват стропами за нижние фитинги;
- подъем за боковые фитинги.
Правила перемещения груза
Всем сотрудникам следует руководствоваться правилами работы с большими и/или тяжелыми грузами, т.к. их игнорирование может привести к серьезным травмам и дорого обойтись бизнеса.
Вот несколько простых шагов, которые вам следует выполнять при работе с грузом:
- Тщательно спланируйте подъем и продумайте, какие дополнительные приспособления могут вам понадобиться;
- Сократите расстояние перемещения и подъема, где это возможно;
- Определите путь перемещения груза и устраните все препятствия;
- Носите подходящую одежду, которая не сковывает вас;
- Убедитесь, что груз надежно закреплен, прежде чем продолжать его перемещение;
- Убедитесь, что человек, работающий с грузом, прошел соответствующее обучение.
Меры безопасности при строповке и рекомендации по эксплуатации
Самое большое влияние на безопасность и эффективность оказывает то, как вы используете грузоподъемные стропы. Вот несколько вещей, о которых следует помнить:
- Обязательно соблюдайте правила безопасного подъема и правил строповки.
Рабочие должны соблюдать правила техники безопасности и предварительно пройти соответствующую подготовку по технике безопасности, которая должна охватывать безопасные методы подъема, типы строп и строповок, определение грузоподъемности строп, ухода за ними, их техническое обслуживание, а также определение массы груза и центра тяжести. - Обязательно обращайте внимание на грузоподъемность и запас прочности.
Все стропы маркируются номинальной грузоподъемностью, которая определяется материалом, из которого изготовлен строп, диаметром или толщиной материала, а также способом крепления к грузу. В частности, угол, под которым используется строп, может значительно влиять на его грузоподъемность. Чем острее угол стропа к грузу, тем больше снижается грузоподъемность. - Обязательно используйте подходящую защиту.
Грузы с острыми краями могут повредить строп, особенно если он из синтетического материала. В тоже время сам строп может повредить поверхность груза. Специальные рукава и накладки используются как для защиты стропа, так и груза. Их использование значительно продлевает срок службы изделий и предотвращает повреждения. - Обязательно проверяйте стропы перед эксплуатацией.
Стропы следует визуально осматривать до и после каждого использования. При необходимости ранее приобретенные стропы отправляет на контрольные испытания для получения соответствующих документов. - Запрещается использовать поврежденные стропы.
Порезы, потертости и усталостные повреждения значительно снижают грузоподъемность и увеличивают вероятность того, что строп выйдет из строя во время подъема. Стропы, имеющие признаки износа или повреждения, должны быть немедленно изъяты из обращения. - Не используйте стропы в неподходящих условиях.
Температура, химическое воздействие и другие факторы окружающей среды влияют на эффективность и долговечность строп. Убедитесь, что выбранный вами материал подходит для условий, в которых он будет использоваться. Так, синтетические стропы не следует использовать в условиях высокой температуры. А если вы работаете с кислотами, щелочами, растворителями и отбеливателями, убедитесь, что материал стропа совместим с воздействием этих веществ. - Не используйте стропы без бирки.
Стропы должны иметь видимую бирку с маркировкой и информацией о производителе. Если бирка отсутствует, то не стоит использовать это изделие, т.к. вы можете ошибиться с номинальной грузоподъемностью, запасом прочности и другими характеристиками.
Компания «Р-СИСТЕМС» выпускает высококачественные ленточные, канатные и цепные стропы. Наши специалисты всегда помогут вам сделать правильный выбор для вашего применения и найти ответы на любые вопросы.
В файле находятся схемы строповки и Типовая технологическая карта на строповку и расстроповку грузов, разгрузочные работы и складирование материалов; может, кому пригодится…
Комментарии
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные
участники
Авторизоваться
Комментарии 1-10 из 41
+
, 19 июня 2010 в 23:11
#1
Огромное СПАСИБО! Просто незаменимый материал!
Аватар
, 15 сентября 2010 в 09:45
#2
Да,согласен,материал хороший. Большое спасибо!!
Аватар
, 15 сентября 2010 в 09:45
#3
Да,согласен,материал хороший. Большое спасибо!!
КОЛЯ-ИНЖЕНЕР
, 10 ноября 2010 в 16:03
#4
СПАСИБО, БОЛЬШОЕ, КАК РАЗ КСТАТИ.
Сергей Х
, 09 декабря 2010 в 12:00
#5
Спасибище!!! )))
Smart
, 15 декабря 2010 в 11:25
#6
Благодарю, очень полезная подборка.
++
, 16 декабря 2010 в 20:57
#7
Спасибо, здорово. что я вас (сайт) нашла
+
, 18 января 2011 в 10:55
#8
Большое спасибо. нужный материал
banderos75
, 16 марта 2011 в 13:00
#9
спасибо за схемы. помогли
Karabar
, 05 мая 2011 в 14:25
#10
Огромнейшее спасибо — если еще есть по строповке -выкладывайте!!
Видел тут альбом по страповке — для практиков нужная штука — кому надо поищите)
Лекция по профессии «Стропальщик».
Виды и способы строповки грузов.
Как различаются грузы по их виду, способу строповки и складирования?
Штучные нештабелируемые грузы — металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому для них не существует единых типовых способов строповки.
Штучные штабелируемые грузы — прокатная сталь, трубы, лесо— и пиломатериалы, кирпич, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, ящики, бочки и другие изделия геометрически правильной формы.
Насыпные грузы — уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, мелкая металлическая стружка и другие грузы, которые перемещаются в таре или грейферами. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала.
Полужидкие пластичные грузы — грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную форму или с течением времени затвердевать (бетонные массы, растворы, битумы, смазывающие вещества). Транспортируются в специальной таре.
Жидкие грузы — грузы, не имеющие определенной формы. Они транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах.
Газообразные грузы транспортируются обычно под давлением в баллонах и других сосудах.
Как различаются грузы в зависимости от их массы?
В зависимости от массы грузы подразделяются на четыре категории:
Легковесные грузы
—
грузы массой не более 250 кг.
Тяжеловесные грузы
— грузы, масса которых находится в преде
лах от 250 кг до 50 т.
Весьма тяжелые грузы
— грузы, масса которых превышает 50 т.
Строповка
этих грузов разрешается только стропальщикам высо
кой квалификации.
Мертвые грузы
—
особая категория грузов неизвестной массы. Мертвыми считаются грузы, закрепленные на фундаменте анкер
ными болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом.
ВНИМАНИЕ! Поднимать мертвые грузы краном категорически запрещается.
Как различаются грузы в зависимости от их размеров?
Габаритный груз — груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта.
Негабаритный груз — груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т. п.
Длинномерные грузы — составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т. п.), которые перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трайлерах. В практике стропальных работ длинномерными называют также грузы размеры которых более 6 метров (столбы, бревна, трубы).
1
Что стропальщику необходимо знать о перемещаемом грузе?
Для производства стропальных работ необходимо знать:
схему
строповки
;
массу груза.
В некоторых случаях необходимо знать расположение центра тяжести груза, а также способы обращения с грузом.
Как визуально определить массу груза?
— Массу груза можно определить по его транспортной маркировке (рис. 1.1), которая содержит сведения о массе брутто и нетто грузового места, сведения о размерах, а также другие необходимые для транспортировки сведения (манипуляционные знаки и знаки опасности, адреса грузополучателя и грузоотправителя).
Масса брутто — это собственная масса груза плюс масса тары.
Масса нетто — это масса груза без учета массы тары.
Стропальщику необходимо знать массу брутто.
— Массу груза также можно узнать из сопроводительной документации на груз (товарно-транспортная накладная, паспорт на изделие).
— Определениемассы груза может быть определено по формуле:
Для простых грузов Q = mV
Q – масса груза;
m – удельная масса ( число равное плотности ) материала;
V – объём груза;
Название
Вес одного куба, кг
Алюминий
2689
Железо (черный металл)
7874
Медь
8960
Свинец
11336
Сплав сталь
7700–8200
Сплав чугун
7000–7800
Сыпучий материал
Гравий
1400
Песок речной
1630
Керамзит
600–800
Щебень
1300–1500
Цемент
1300
Гипс
2200–2400
Порода древесины
Состояние влажности древесины
12-18%
18-23%
23-45%
свежесрубленная
Дуб, Ясень, Бук,
700
750
800
1000
Берёза, Лиственница, Каштан, Ильм
600
650
700
900
Сосна, Осина, Ольха
500
550
600
800
Ель, Кедр, Пихта, Тополь
450
500
550
800
2
Как должен действовать стропальщик, если неизвестна масса груза?
Стропальщику запрещается производить строповку грузов, масса которых неизвестна. В этом случае стропальщик должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и получить у него сведения о массе груза.
Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?
Центр тяжести груза — это точка, относительно которой груз уравновешен во всех
направлениях.
Центр тяжести грузов простой формы (куб, параллелепипед, цилиндр, шар) располагается в их геометрическом центре (рис. 1.2, б).
Положение центра тяжести груза должно быть обозначено манипуляционным знаком 2 (рис. 1.2, я), если он смещен относительно геометрического центра груза. В этом случае также может быть указано место строповки груза манипуляционным знаком 1.
Груз будет устойчив, если его центр тяжести расположен между ме
стами
строповки
.
Обвязывать груз одним стропом в месте располо
жения центра тяжести допустимо при длине груза не более 2 м
Какие строповочные детали могут иметь грузы?
Зацепка грузов ветвевыми стропами — более простой и безопасный способ, чем обвязка.
Для зацепки грузы могут иметь (рис. 1.4):
1, Петли; 2. Рым-болты; 3. Цапфы;
3
Что указывают манипуляционные знаки и знаки опасности?
Манипуляционные знаки — указывают способ обращения с грузом. Их наносят на упаковку, тару или непосредственно на груз.
Манипуляционные или предупредительные обозначения наносятся в левом верхнем углу на каждое грузовое место. Ниже описание основных манипуляционных знаков.
Знаки опасности наносят на грузы, которые при перевозках и погрузочно-разгрузочных работах могут нанести вред людям и окружающей среде. Знак опасности представляет собой квадрат, установленный на ребро, в котором изображен символ, указывающий вид опасности (взрывоопасность, пожароопасность, токсичность, радиоактивность и т.п.).
На рис. 1.5 показана небольшая часть манипуляционных знаков, которые необходимо знать стропальщику, а также показано, как выглядят знаки опасности.
ВНИМАНИЕ! Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами стропальщик должен пройти инструктаж.
Правила строповки
Как правильно выполняется зацепка грузов ветвевыми стропами?
Крюки стропа должны свободно устанавливаться в петли груза, для этого размеры крюков должны соответствовать петлям.
После установки крюка в петлю его предохранительный замок должен закрыться.
При зацепке грузов крюки стропов должны устанавливаться в направлении от центра тяжести груза.
Число ветвей стропа должно быть не менее числа петель. Иначе возможно разрушение груза.
4
Какие существуют способы обвязки грузов?
Существуют два основных способа обвязки грузов универсальными стропами.
1. Свободная укладка грузов на стропы (рис. 1. 6, а) — допускается при наличии на грузе
элементов, предотвращающих смещение стропов вдоль груза. при этом способе
обвязки меньше деформируются стропы.
2. Затяжка груза петлей стропа (рис. 1. 6, б) — является более надежным способом
обвязки, его еще называют обвязкой «на удав» , а стропы называют «удавками» .
Обвязка длинномерных грузов (рис. 1. 6, в) должна выполняться двумя стропами с
затяжкой груза петлей стропа, с углом между стропами не более 90°.
Почему при производстве стропальных работ необходимо иметь схему строповки груза?
Неправильная строповка груза — одна из основных причин аварий и несчастных случаев при производстве работ грузоподъемными кранами. Даже опытный стропальщик может совершить ошибку, самостоятельно выбирая способ строповки. Поэтому на все перемещаемые грузы должны быть разработаны схемы строповки.
Схема строповки — это графическое изображение способа строповки груза с указанием необходимых грузозахватных приспособлений.
ВНИМАНИЕ! Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и зацепке груза только после ознакомления со схемой строповки.
Как должен действовать стропальщик при отсутствии схемы строповки груза?
В этом случае стропальщик должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и получить у него сведения о схеме строповки груза.
Работы по обвязке и зацепке грузов, на которые не разработаны схемы строповки, должны выполняться стропальщиком под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
5
Как должна быть выполнена обвязка грузов с острыми рёбрами?
При обвязке грузов с острыми рёбрами на стропах образуются заломы, которые могут стать причиной разрушения стропа и падения груза. Поэтому между рёбрами груза и канатными стропами следует размещать предохранительные проставки.
Для изготовления проставок могут быть использованы разнообразные материалы и отходы производства: (доски, бруски, обрезки труб, отходы резиновых шлангов, плоских ремней. транспортёрной ленты). Проставки применяют также в тех случаях, когда необходимо защитить поверхность перемещаемого изделия от канатных и цепных стропов.
При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на рёбрах
груза.
6
Что такое кантовка грузов?
Кантовкой — называют операцию по переворачиванию груза относительно его первоначального положения. Кантовку выполняют для установки груза из транспортного положения в рабочее (монтажное).
В зависимости от площади цеха, его оснащенности, формы и массы деталей и от массовости производства существует следующие виды кантования:
1. ручное;
2. механизированное;
3. грузоподъемными кранами.
Кантовка грузов кранами — сложная, ответственная операция, выполнение которой может быть доверено только опытным крановщикам и стропальщикам. В зависимости от характеристик груза его кантовка может быть проведена способом «кантовка на весу» (рис. 3.8, а) или способом «кантовка на упор» (рис. 3.8, б). Для кантовки изделий серийного и массового производства необходимо применять специальные кантователи.
Кантовка основана па принудительном смещении центра тяжести груза. Когда центр тяжести выходит за пределы опорной поверхности, груз переворачивается И надает на другую плоскость. В момент опрокидывания груза стропы ослабевают, а затем снова натягиваются, причем в наклонном положении. Это приводит к рывкам, которые невозможно устранить полностью, так как скорость падения груза всегда превышает скорость движения механизмов крана.
Какие требования безопасности необходимо соблюдать при кантовке грузов?
Кантовка грузов должна производиться на кантовальных площадках или специально отведенных местах. Кантовальные площадки должны иметь амортизирующую поверхность (доски, гравий) для смягчения ударов при падении груза.
Выполнение такой работы разрешается только по заранее составлен
ной технологии, определяющей последовательность выполнения опе
раций, способ
строповки
груза и указания по безопасному производ
ству работ. На кантовальных площадках должны быть вывешены
схе
мы кантовки
грузов.
Не допускается производить кантовку при нахождении на площадке посторонних людей.
Стропальщик должен находиться сбоку от кантуемого груза, на безо
пасном расстоянии, равном высоте груза плюс один метр.
Не допускается производить кантовку грузов, имеющих массу, близ
кую к номинальной грузоподъемности крана.
7
Складирование грузов.
Чем должен руководствоваться стропальщик при складировании грузов?
Стропальщик должен руководствоваться технологическими картами складирования грузов, в которых указываются:
места складирования;
способ и габариты складирования (схема складирования);
размеры проходов и проездов;
т
ехнологическая оснастка и приспособления (кассеты, стеллажи, лестницы и т. п.).
Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования груза габариты и не загромождая проходы.
Какие требования предъявляются к площадкам для складирования грузов?
— Складирование грузов должно производиться на специальных площадках, имеющих ровное твердое покрытие и достаточное освещение.
— Складские площадки должны быть защищены от поверхностных вод. На площадке не должно быть люков, колодцев, трубопроводов, электрических кабелей. Она должна быть очищена от мусора и снега.
— Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон — не более 5 градусов, при применении авто и электропогрузчиков – не более 3 градусов.
Запрещается складирование грузов:
■ на насыпных неуплотненных грунтах;
■ под линиями электропередачи;
Какие существуют способы укладки грузов?
Железобетонные изделия, металлопрокат, пиломатериалы и другие штучные штабелируемые грузы укладывают в штабель.
Для складирования грузов в вертикальном положении применяют кассеты или пирамиды. Запрещается прислонять такие грузы к стенам, колоннам, штабелям других грузов.
Сортовой и фасонный прокат металлов рационально укладывают в елочные или стоечные стеллажи.
Грузы, хранящиеся навалом, укладывают в штабели с учетом угла естественного откоса для данного материала.
Как правильно уложить грузы в штабель?
Грузы должны укладываться на подкладках 1 (рис. 2.1) для извлечения стропов из-под груза. Подкладки также предотвращают примерзание груза.
Между рядами грузов размещают прокладки 2 прямоугольной формы, которые должны быть выше монтажных петель не менее, чем на 20 мм. Не допускается применять подкладки и прокладки круглого сечения.
8
Подкладки и прокладки располагают в одной вертикальной плоскости (одну над другой). При неправильном расположении подкладок и прокладок возможно разрушение груза, поэтому места их расположения показывают на схеме складирования.
Прокладки должны выступать за габариты груза на 100 мм.
Как должны размещаться штабели грузов?
— Между штабелями грузов должно быть расстояние не менее 200 мм (рис. 2.2).
— Проходы между штабелями должны иметь ширину не менее 1 000 мм.
— Ширина проездов зависит от габаритов транспортных средств:
не менее 6,2
метра
при двустороннем движении транспорта
.
не менее 3,5 метра при одностороннем движении транспорта.
Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных путей, должны располагаться от ближайшего к ним рельса на расстоянии:
не менее 2 м при высоте штабеля до 1,2 м;
не менее 2,5 м при высоте штабеля более 1,2 м.
Расстояние между штабелем и стеной здания, забором, колонной должно быть не менее
1 000 мм.
Грузы, размещаемые вблизи выемки, должны располагаться не ближе 1000 мм от бровки откоса.
На каком расстоянии от грузоподъемных кранов должны размещаться грузы?
Расстояние от выступающих элементов поворотной части стрелового крана до штабелей груза должно быть не менее 1 000 мм.
Расстояние от выступающих элементов башенного, портального и козлового кранов (рис. 2.3) до штабелей груза должно быть:
■ не менее 700 мм при высоте штабеля до 2 м;
■ не менее 400 мм при высоте штабеля более 2 м.
9
Каковы способы и параметры укладки часто встречающихся грузов?
На рис. 2.4… 2.5 показаны схемы складирования некоторых из этих грузов.
10