Книжные памятники Свет
Обратная связь
Версия для слабовидящих
Войти
НЭБ
-
Коллекции и спецпроекты
-
Новости
-
Электронные читальные залы
-
Информация для библиотек
-
Программное обеспечение для библиотек
-
Вопросы и ответы
-
Обратная связь
-
Форум
Наши продукты
Книжные памятники
Свет
Мы в соцсетях
Версия для слепых
Руководство по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
Руководство по тушению пожаров на железнодорожном транспорте
198 с.
Количество страниц
2001
Год издания
М.
Место издания
О произведении
Издательство
УВО МПС
ББК
О2н68, 73.29.01.92
Язык
Русский
Еще
Библиотека
ЭКБСОН
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.
При пожаре на однопутном или двухпутном перегонах напряжение 3,3 кВ постоянного тока должно быть снято с контактных подвесок всех путей и с воздушной линии электроснабжения 6-10 кВ, проложенных по опорам контактной сети. На трехпутных и многопутных перегонах, а также на станциях напряжение должно быть снято с тех контактных подвесок и воздушной линии электроснабжения, которые расположены на расстоянии менее 7 м от горящих предметов.
При пожаре на перегоне или станции напряжение 27,5 кВ переменного тока должно быть снято с контактных подвесок всех путей, питающих проводов и проводов системы ДПР. Напряжение с воздушной линии электроснабжения 6, 10, 35 кВ, проходящее по опорам контактной сети, должно быть снято, если расстояние от горящих предметов до воздушной линии электроснабжения менее 7 м.
При организации тушения пожара на электрифицированных участках запрещается до снятия напряжения приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушной линии электроснабжения на расстояние менее 8 м до их заземления.
Локомотивные бригады, проводники, машинисты и помощники машинистов, автомотористы должны быть обучены правилам пользования средствами пожаротушения и способам тушения пожара вблизи проводов контактной сети и воздушной линии электроснабжения в соответствии с действующими нормами пожарной безопасности.
Большое значение при тушении пожаров на железнодорожном транспорте имеют правильная организация и тактика тушения пожаров в подвижном составе различного назначения.
1.7 Организация тушения пожаров в железнодорожных тоннелях
Тушение пожаров в железнодорожных тоннелях связано с необходимостью проведения сложных работ по эвакуации и спасанию людей, привлечения большого количества сил и средств противопожарной службы и сложностью в управлении ими.
При пожарах в железнодорожных тоннелях возможны:
— наличие большого количества людей в вагонах;
— возникновении паники;
— быстрое распространение огня и нагретых до высокой температуры продуктов горения по составу поезда в стороны движения воздушного потока;
— трудность доступа и сложность подачи огнетушащих веществ;
— наличие электросетей и энергооборудования, находящегося под высоким напряжением.
При разведке пожара, кроме выполнения общих задач, необходимо установить:
— местонахождения подвижного состава и наличие в нем людей;
— возможность использования внутреннего пожарного водоснабжения, а также специальных устройств, систем вентиляции для предотвращения распространения огня и продуктов горения.
При тушении пожара в железнодорожных тоннелях РТП обязан:
— организовать оперативный штаб на пожаре;
— разведку провести несколькими разведывательными группами в различных направлениях;
— немедленно организовать эвакуацию и спасание людей, используя для этого путевые, вентиляционные и другие тоннели;
— принять меры к отключению силовых устройств, установок и кабелей;
— для безопасной эвакуации пассажиров, ограничения распространения огня, удаления дыма определить и организовать совместно со службой сантехники необходимый режим вентиляции;
— для предотвращения быстрого распространения пламени по подвижному составу подавать пену внутрь вагонов, организовав вывод не горящих вагонов из опасной зоны;
— направлять одни отделения для прокладки магистральных рукавных линий до разветвления, другие — для прокладки рабочих рукавных линий от рукавного разветвления до очага пожара и от внутреннего противопожарного.
Для тушения пожара в подвижном составе, находящемся в туннеле, подачу огнетушащих веществ к очагу горения организовать со стороны движения вентиляционного потока.
На тушение пожара подавать ручные стволы «А» для защиты личного состава использовать водяные завесы в виде распыленных струй.
2 Меры по предотвращению пожаров на железнодорожном транспорте
Система предотвращения пожара включает в себя комплекс организационных мероприятий и технических средств.
К организационно-техническим мероприятиям относятся: пожарно-профилактическое обслуживание, нормативно-техническая работа, обучение населения правилам пожарной безопасности, а также противопожарная пропаганда.
Система противопожарной защиты предназначена для быстрого обнаружения пожара, ограничения его развития, успешного тушения, защиты людей от воздействия опасных факторов и ограничения материального ущерба. Она также включает комплекс технических средств (систему обнаружения и извещения о пожаре, систему противодымной защиты, средства пожаротушения, конструкции объектов с регламентными пределами огнестойкости и горючестью и др.).
Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожаро– и взрывоопасных грузов, а также за выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в вагонах, в том числе при сопровождении проводниками.
При осмотре и подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспла-меняющимися грузами. При обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, неплотностей в дверях, люках, печных разделках и т.п. неисправности немедленно устраняют или производят перегрузку грузов в исправные вагоны.
В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.
На локомотивах, дизель– и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность надо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.
Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригада обязаны тщательно проверить наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами.
Средства связи железнодорожных станций (информационная, диспетчерская, громкоговорящая и др.) должны использоваться для передачи информации о пожаре (аварийной ситуации), содержаться в исправном состоянии и быть доступными для работы в любое время суток. По согласованию с гарнизоном пожарной охраны МВД железнодорожная станция оборудуется прямой телефонной связью с центральным пунктом пожарной связи гарнизона.
Для обеспечения бесперебойной работы пожарных подразделений при тушении крупных пожаров на базе локомотивных депо станций 1-11 класса должны быть созданы пункты запаса пенообразователя из расчета 5-10 т в каждом пункте.
Депо по ремонту и обслуживанию подвижного состава должны быть обеспечены пунктами (цехами) для производства ремонта, зарядки и испытания огнетушителей, а работники, осуществляющие зарядку и испытание огнетушителей, должны иметь специальную подготовку.
На складах жидкого топлива и в пунктах экипировки запрещается:
-
курить, разводить костры, пользоваться факелами, керосиновыми, свечными, карбидными фонарями и другими источниками открытого огни;
-
производить заправку топливных баков при работающих дизелях на тепловозах и действующих форсунках на паровозах;
-
устанавливать при ремонте резервуаров или трубопроводов электрогазосварочные агрегаты (в том числе баллоны) ближе 20 м от места проведения огневых работ и выполнять огневые работы на расстоянии менее:
20 м от работающих насосных по перекачке нефти и нефтепродуктов, от резервуаров с нефтепродуктами, канализационных колодцев и стоков, гидравлических устройств и мест утечки нефтепродуктов;
40 м при проведении операции по наполнению (откачке) резервуаров нефтепродуктами;
50 м от открытых нефтеловушек и мест утечек газа и от эстакад, когда слива и налива нефтепродуктов не производится;
100 м от эстакад во время слива и налива нефтепродуктов;
-
въезд на территорию склада жидкого топлива и пунктов экипировки автомобилей, тракторов и другого механизированного транспорта допускается только при наличии специальных искрогасителей и средств пожаротушения.
-
эксплуатировать экипировочное оборудование с наличием течи (подтеканий) и с неисправной предохранительной аппаратурой;
-
сливать нефтепродукты при грозовых разрядах;
-
пользоваться металлическими предметами при открытии и закрытии крышек на цистернах и резервуарах, а также допускать установку крышек без прокладок, оставлять открытыми люки резервуаров, сливные колодцы и лотки;
-
сливать загрязненное топливо и отработанное масло в канавы, кюветы и другие непредусмотренные для этой цели места;
-
подогревать открытым огнем емкости с сырой нефтью при сливе из цистерны, а также отогревать промерзшие сливные клапаны и застывшие масла;
-
выполнять ремонт насосных агрегатов и трубопроводов во время их работы;
-
хранить промасленные обтирочные материалы в неустановленных местах;
-
допускать посторонних лиц в насосные станции, смазко-раздаточные, в зоны резервуарного парка и пункты экипировки локомотивов;
-
пропускать паровозы и паровые подъемные краны по сливным путям к местам слива и налива;
-
сдвигать цистерны с места слива, подкатывать и тормозить с применением металлических лап, ломов, башмаков и подобных приспособлений, способных высекать искры.
Для подтормаживания железнодорожных цистерн следует применять деревянные подкладки.
При осмотре заполненных и порожних цистерн или резервуаров для освещения можно использовать только аккумуляторные фонари во взрывобезопасном исполнении. Включать и выключать их допускается на расстоянии не менее 10 м от места осмотра.
Заключение
Динамичные и радикальные перемены на железнодорожном транспорте, ускоренное внедрение в практику научно-технических достижений, усложнение инфраструктуры пока еще в большинстве случаев опережают уровень противопожарной защиты и вызывают увеличение количества пожаров и наносимого ими ущерба. Сегодня даже самая развитая экономика ощущает серьезный ущерб от пожаров.
Пожары на железнодорожном транспорте отличаются сложностью в организации боевых действий подразделений пожарной охраны, обусловленной задержкой введения огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и отключения контактной сети. Значительную опасность представляют пожары в цистернах с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сжиженными газами, которые нередко приводят к взрывам, утечке и разливу продукта на значительной площади, поэтому совершенствование уровня пожарной безопасности на железнодорожном транспорте является особо актуальным.
Долгие годы считалось, что виновниками пожаров на железнодорожном транспорте являются люди: главным образом пассажиры и те должностные лица, которые выполняют функции контроля. А истинные виновники, не обеспечившие конструктивную защиту от технических причин пожара, оставались в тени. Отсутствие должной нормативной базы позволяло заказчику и конструкторам добиваться дешевизны стоимости машины или агрегата за счет игнорирования противопожарных мероприятий. Вот почему сегодня огромный парк находящихся в эксплуатации пассажирских вагонов, вагонов электропоездов, прицепных вагонов дизель-поездов не имеют конструкционной противопожарной защиты.
Изменения организационно-правовых форм служб и подразделений железнодорожного транспорта последних лет создают предпосылки для совершенствования существующих и разработки новых современных средств противопожарной защиты, оснащения ими подвижного состава. Кроме того, непременным условием гарантий качества противопожарной защиты объектов железнодорожного транспорта должна стать система сертификации поставщиков комплектующих агрегатов и исполнителей работ.
Список использованной литературы
-
Инструкция по тушению пожаров в подвижном составе на железнодорожном транспорте (РД РБ БЧ 40.007-98). — М.: ВНИИПО, 2000.
-
Кимстач И.Ф. и др. Пожарная тактика: Учеб. пособие для пожарно-техн. училищ и нач. состава пожарной охраны / И.Ф.Кимстач, П.П.Девлишев, Н.М.Евтюшкин. — М.: Стройиздат, 1984. — 590 с.
-
Крупенин С.С. Развитие системы и организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте / С.С.Крупенин, К.Б.Кузнецов // Научно-технический и производственный журнал «Наука и техника транспорта». — М., 2004. — С. 16-29.
-
Обстановка с пожарами на подвижном составе железнодорожного транспорта Российской Федерации // В.В.Гармышев, А.В.Малыхин, В.А.Тарасенко, И.В.Черных. — М.: Вестн. Вост.-Сиб. ин-та МВД России. — 2001. — №1. — С.48-52.
-
Повзик Я.С. Пожарная тактика: Учеб. для пожарно-технич. училищ / Я.С.Повзик, П.П.Клюс, А.М.Матвейкин. — М.: ЗАО Спецтехника, 2001. — 335 с.
-
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-93**) (С изм. и доп.). — М.: ВНИИПО, 2000.
-
Руководство по тушению пожаров на железнодорожном транспорте.- М.: УВО МПС, ВНИИЖТ, 2001.
1 Пресс-служба ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»
1. Руководство по эксплуатации 4465.00.00.000 РЭ. Вагон пассажирский двухэтажный купейный со спальными местами. Модель 61-4465. URL: www.tvz.ru/catalog/passenger/item_detail.php?ELEMENT_ID=190 (дата обращения: 10.05.2017).
2. Таранцев А. А., Иванов С. А., Наумушкина К. А. О проблеме пожарной безопасности двухэтажных вагонов // Транспорт России: проблемы и перспективы-2015 : материалы Юбилейной международной научно-практической конференции. — СПб. : Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН, 2015.-Т. 2. -C. 166-169.
3. Таранцев А. А., Иванов С. А., Наумушкина К. А., Столярова А. А. О проблеме моделирования опасных факторов пожара в двухэтажных пассажирских вагонах // Транспорт России: проблемы и перспективы-2016 : материалы Международной научно-практической конференции.-СПб. : Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН, 2016. -Т. 2. -С. 266-269.
4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : Федер. закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016). URL: http://docs.cntd.ru/document/902111644 (дата обращения: 10.05.2017).
5. Руководство по тушению пожаров на железнодорожном транспорте.-М. : УВО МПС, ВНИИЖТ, 2001. -198 c.
6. Camillo A., Guillaume E., Rogaume T., Allard A., Didieux F. Risk analysis of fire and evacuation events in the European railway transport network // Fire Safety Journal.-2013.-Vol. 60.-P. 25-36. DOI: 10.1016/j.firesaf.2013.04.004.
7. Ahmed F. Abdel Gawad, Muhammad N. Radhwi. Simulation of movement of fire smoke and evacuation for suburban trains: Part I, Smoke movement // Twelfth International Conference of Fluid Dynamics (ICFD 12), 19-20 December, 2016, Cairo, Egypt.-ICFD12-EG-5014. URL: https://www.researchgate.net/publication/312128535_Simulation_of_Movement_of_Fire_Smoke_and_Evacuation_for_Suburban_Trains_Part_I_Smoke_Movement (дата обращения: 10.05.2017).
8. Muhammad N. Radhwi, Ahmed F. Abdel Gawad. Simulation of movement of fire smoke and evacuation for suburban trains: Part II, Evacuation // Twelfth International Conference of Fluid Dynamics (ICFD 12), 19-20 December, 2016, Cairo, Egypt.-ICFD12-EG-5015. URL: https://www.researchgate.net/publication/312128446_Simulation_of_Movement_of_Fire_Smoke_and_Evacuation_for_Suburban_Trains_Part_II_Evacuation (дата обращения: 10.05.2017).
9. СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.- Введ. 01.01.2013. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089976 (дата обращения: 10.05.2017).
10. Кошмаров Ю. А. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении : учебное пособие. -М. : Академия ГПС МВД России, 2000. -118 с.
11. Батчер Е., Парнэлл А. Опасность дыма и дымозащита / Пер. с англ. — М. : Стройиздат, 1983. -153 с.
12. Драйздейл Д. Д. Введение в динамику пожаров / Пер. с англ.-М. : Стройиздат, 1990.-424 с.
13. Повзик Я. С. Справочник руководителя тушения пожара. — М. : ЗАО “Спецтехника”, 2004. -361 с.
14. Верзилин М. М., Повзик Я. С. Пожарная тактика.-Изд. перераб. и доп.-М. : ЗАО “Спецтехника”, 2007.-416 с.
15. Хемминг Р. В. Численные методы для научных работников и инженеров.-2-е изд. / Пер. с англ. -М. : Наука, 1972.-400 с.
- Дисциплины
- Виды работ
Тушение пожаров на железнодорожном транспорте
Информация — Безопасность жизнедеятельности
Другие материалы по предмету Безопасность жизнедеятельности
?дкладки.
При осмотре заполненных и порожних цистерн или резервуаров для освещения можно использовать только аккумуляторные фонари во взрывобезопасном исполнении. Включать и выключать их допускается на расстоянии не менее 10 м от места осмотра.
Заключение
Динамичные и радикальные перемены на железнодорожном транспорте, ускоренное внедрение в практику научно-технических достижений, усложнение инфраструктуры пока еще в большинстве случаев опережают уровень противопожарной защиты и вызывают увеличение количества пожаров и наносимого ими ущерба. Сегодня даже самая развитая экономика ощущает серьезный ущерб от пожаров.
Пожары на железнодорожном транспорте отличаются сложностью в организации боевых действий подразделений пожарной охраны, обусловленной задержкой введения огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и отключения контактной сети. Значительную опасность представляют пожары в цистернах с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сжиженными газами, которые нередко приводят к взрывам, утечке и разливу продукта на значительной площади, поэтому совершенствование уровня пожарной безопасности на железнодорожном транспорте является особо актуальным.
Долгие годы считалось, что виновниками пожаров на железнодорожном транспорте являются люди: главным образом пассажиры и те должностные лица, которые выполняют функции контроля. А истинные виновники, не обеспечившие конструктивную защиту от технических причин пожара, оставались в тени. Отсутствие должной нормативной базы позволяло заказчику и конструкторам добиваться дешевизны стоимости машины или агрегата за счет игнорирования противопожарных мероприятий. Вот почему сегодня огромный парк находящихся в эксплуатации пассажирских вагонов, вагонов электропоездов, прицепных вагонов дизель-поездов не имеют конструкционной противопожарной защиты.
Изменения организационно-правовых форм служб и подразделений железнодорожного транспорта последних лет создают предпосылки для совершенствования существующих и разработки новых современных средств противопожарной защиты, оснащения ими подвижного состава. Кроме того, непременным условием гарантий качества противопожарной защиты объектов железнодорожного транспорта должна стать система сертификации поставщиков комплектующих агрегатов и исполнителей работ.
Список использованной литературы
- Инструкция по тушению пожаров в подвижном составе на железнодорожном транспорте (РД РБ БЧ 40.007-98). — М.: ВНИИПО, 2000.
- Кимстач И.Ф. и др. Пожарная тактика: Учеб. пособие для пожарно-техн. училищ и нач. состава пожарной охраны / И.Ф.Кимстач, П.П.Девлишев, Н.М.Евтюшкин. — М.: Стройиздат, 1984. — 590 с.
- Крупенин С.С. Развитие системы и организация работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте / С.С.Крупенин, К.Б.Кузнецов// Научно-технический и производственный журнал Наука и техника транспорта. — М., 2004. — С. 16-29.
- Обстановка с пожарами на подвижном составе железнодорожного транспорта Российской Федерации // В.В.Гармышев, А.В.Малыхин, В.А.Тарасенко, И.В.Черных. — М.: Вестн. Вост.-Сиб. ин-та МВД России. — 2001. — №1. — С.48-52.
- Повзик Я.С. Пожарная тактика: Учеб. для пожарно-технич. училищ / Я.С.Повзик, П.П.Клюс, А.М.Матвейкин. — М.: ЗАО Спецтехника, 2001. — 335 с.
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-93**) (С изм. и доп.). — М.: ВНИИПО, 2000.
- Руководство по тушению пожаров на железнодорожном транспорте.- М.: УВО МПС, ВНИИЖТ, 2001.
- Назад
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- Пользовательское соглашение
- Соглашение об ОПД
- Правила сайта
- Политика конфиденциальности
- Реклама на сайте
- Поддержка проекта
- О нас
16+ Сетевое издание «Fireman.club» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-80618 от 23.03.2021. Полное, частичное использование материалов в соц. сетях, печати, ТВ и радио без индексируемой гиперссылки на fireman.club или без указания сайта как источника, а так же перепечатка материалов — запрещено! Иная правовая информация.
На сайте «Fireman.club» используются файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности. Отключение файлов cookie может привести к неполадкам при работе с сайтом. Если Вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Продолжая использование сайта, Вы даете согласие на сбор и использование cookie-файлов, других данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и Соглашением об ОПД.
Copyright © 2015 — 2023
«Fireman.club»
Рис. 34. Схема наклонных водяных струй, подаваемых из пожарного ствола: S и L –высота и дальность полета струи соответственно, м;
R – радиус-вектор струи, м; 1 – общая граница орошения крайними каплями струи; 2 – границы орошения при различных углах наклона ствола; 3 – профиль орошения наклонной струей при наклоне ствола на угол a°
Дальность полета L, м, т. е. расстояние от насадка до центра падения наиболее мощного потока струи с учетом сопротивления воздуха примерно может быть определено по формуле 011).
где a – угол наклона ствола к горизонтали, град; d – диаметр насадка, мм; H – напор в выходном сечении, м.
Радиус-вектор R, м, кривой, соответствующий границе орошения крайними каплями струи в зависимости от высоты струи S, м, определяется по формуле 012):
где γ – параметр, учитывающий угол наклона радиуса струи к горизонту, град; S – высота струи, м.
Значение коэффициента γ для расчетов принимается по Ошибка! Ис-
точник ссылки не найден.8.
Таблица 8
Коэффициент наклона
Угол наклона радиуса струи к горизонту, град. |
0 |
15 |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
Параметр γ |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,12 |
1,06 |
1,02 |
1 |
81 |
Промежуточные значения коэффициента наклона γ допускается определять по формуле 013):
γ = 3,92∙10 ∙ − 0,008 +1,4, |
(013) |
где b – угол наклона радиуса действия струи к горизонту, град.
Взависимости от применяемых приборов подачи огнетушащих средств
исостояния окружающей среды расчетные параметры могут отличаться от реальных ситуаций.
Для обеспечения максимально возможного орошения зоны горения необходимо осуществлять корректировку угла наклона и положения ствола с использованием средств дистанционного наблюдения и контроля, в том числе и с использованием беспилотных летательных аппаратов, в соответствии со схемой (Рис. 35)
Рис. 35. Расположение «слепых зон»: 1 – для РТС; 2 – для транслятора; 3 – для БАС; 4 – БАС; 5 – транслятор, смонтированный на молниеотводе;
6 – резервуар с горящим нефтепродуктом; 7 – РТС; hр – высота стенки резервуара; hв – высота кромки нефтепродукта; hk – высота расположения транслятора
Оптимальные места расположения позиций для подачи огнетушащих веществ определяются на основе расчетных параметров и поправочных коэффициентов, вычисляемых по результатам показателей, полученных в ходе практических тренировок и учений. При этом необходимо учитывать конструктивные особенности и тактические возможности технических средств пожаротушения, а также влияние окружающей среды.
82
ЛИТЕРАТУРА
1.ГОСТ Р 54344–2011. Техника пожарная. Мобильные робототехнические комплексы для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.
2.Горбань Ю.И., Синельникова Е.А. Пожарные роботы в современных технологиях автоматического пожаротушения // Алгоритм безопасности. 2010. № 3. URL: http://www. algoritm.org/arch/arch.php?id=46&a=842.
3.Повзик Я.С. Пожарная тактика. М.: ЗАО «Спецтехника», 2001. 416 с.
4.Развитие, технология и эффективность применения робототехники в чрезвычайных ситуациях. Ч. 1–4. Монография. Под общ. ред. Н.В. Северова. Химки: АГЗ МЧС России, 2010. 702 с.
5.Анализ действий пожарной охраны при тушении крупных пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации: отчеты по НИР. ВНИИПО, 2000–2015.
6.Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы. Утв. МЧС России 10.05.2011 г.
7.Паронджанов В.Д. Учись писать, читать и понимать алгоритмы. Алгоритмы для правильного мышления. Основы алгоритмизации. М.: ДМК Пресс, 2012. 520 с.
8.Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ от 24.06.2014 № 2014616432 «Оценка ОТД». Авторы: Власов К.С., Денисов А.Н.
9.Руководство по тушению пожаров на железнодорожном транспорте. М.: УВО МПС, ВНИИЖТ, 2001. 198 с.
10.Методические рекомендации по тактике применения наземных робототехнических средств при тушении пожаров // Матюшин А.В., Цариченко С.Г., Порошин А.А. [и др.]. М.: ВНИИПО, 2015. 39 с. Утв. МЧС России
17.06.15№ 2-4-87-26.
11.О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 нояб. 1994 г. (в ред. Федер. закона от 5 апр. 2016 г. № 104-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
83
ПРИЛОЖЕНИЕ А. УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ |
|||
РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ |
|||
№ |
Наименование объекта |
Символ |
|
п/п |
(цвет контура – красный) |
||
1 |
Робототехническое средство на колесном шасси |
||
2 |
Робототехническое средство на гусеничном |
||
шасси |
|||
3 |
Воздушное робототехническое средство |
||
вертолетного типа |
|||
4 |
Воздушное газонаполненное робототехническое |
||
средство |
|||
5 |
Воздушное робототехническое средство само- |
||
летного типа |
|||
6 |
Робототехническое средство для специальных |
||
надводных работ |
|||
7 |
Робототехническое средство для специальных |
||
подводно-технических работ |
|||
84