Руководство по выполнения спасательных работ

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. 

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.

  • Аварийно-спасательные работы

    Представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

  • Неотложные работы

    Проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:

Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года. 

Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

Начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

Первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

Второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

При ликвидации последствий ЧС техногенного характера осуществляют следующие мероприятия:

  • поиск пострадавших;
  • определение масштабов, степени и характера повреждений зданий и сооружений;
  • определение мест аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, угрожающих жизни пострадавших и затрудняющих проведение спасательных работ;
  • отключение поврежденных участков магистральных и разводных коммунально-энергетических и технологических сетей;
  • расчистка магистральных маршрутов движения;
  • расчистка подъездных путей к объекту ведения работ;
  • расчистка площадок для расстановки техники на объекте ведения работ;
  • обрушение (укрепление) строительных конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или затрудняющих проведение спасательных работ;
  • фиксация завалов от смещения;
  • высвобождение пострадавших (погибших) из-под завалов;
  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи и врачебной помощи на месте;
  • эвакуация пострадавших в стационарные лечебные учреждения;
  • оборудование мест для свалки строительного мусора;
  • регистрация погибших (или их захоронение)

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

Другие статьи

Эта статья полезна?

65,1% посетителей считают статью полезной

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ включает: оценку обстановки; принятие решения на проведение работ; постановку задач подчиненным спасательным воинским формированиям, аварийно-спасательным формированиям, привлекаемым для ведения АСДНР; организацию управления; организацию взаимодействия с органами военного командования; всестороннее обеспечение действий сил гражданской обороны; планирование мероприятий по проведению АСДНР.

Планирование мероприятий по проведению аварийно-спасательных работ осуществляется заблаговременно (отработка планов взаимодействия объектов экономики и воинских формирований постоянной готовности, разработка карточек и схем ведения АСДНР на объектах и участках работ, создания электронных банков данных об объектах экономики и т.д.) и отражается в планах гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций. В условиях военных действий или вследствие этих действий на основе данных о конкретно сложившейся обстановке по результатам разведки эти планы уточняются, после чего принимается решение на ведение АСДНР.

Оценка обстановки включает оценку и состояние сил гражданской обороны, очагов поражения, района (участка) предстоящих действий с учетом погодных условий, времени года и суток, а также других факторов, влияющих на выполнение задачи.

Решение на ведение АСДНР руководитель гражданской обороны может объявить в полном объеме или частично путем отдания частных распоряжений и указаний. В любом случае решение руководителя гражданской обороны должно включать:

краткие выводы из оценки обстановки;

замысел предстоящих действий сил гражданской обороны (направление и участки, объекты сосредоточения основных усилий; построение группировки сил гражданской обороны; способы и последовательность (этапы) выполнения работ);

задачи подчиненным органам управления и силам гражданской обороны;

порядок обеспечения действий сил гражданской обороны при выполнении задач;

организацию управления и взаимодействия в ходе проведения АСДНР.

Решение руководителя гражданской обороны отрабатывается на карте (схеме) с приложением пояснительной записки и необходимой детализацией (таблицы, графики и т.п.) в зависимости от уровня планирования проведения АСДНР и характера работ (обстановки).

Планирование проведения АСДНР осуществляется органами управления по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям на основе решения руководителя гражданской обороны и завершается утверждением старшим руководителем принимаемого решения. В зависимости от уровня планирования решение может отрабатываться либо на карте (схеме), либо текстуально.

Планирование ведения АСДНР в очагах поражения осуществляется заблаговременно в мирное время по двум основным вариантам: при внезапном нападении противника и при планомерном выполнении мероприятий гражданской обороны.

Основные вопросы взаимодействия, определяемые в решении руководителя гражданской обороны на ведение АСДНР, отражаются в плане (плановой таблице) взаимодействия, в котором указывается организация и сигналы взаимодействия при занятии исходных районов, выдвижении в очаги поражения (на участки и объекты работ), проведении работ по спасению людей, оказании помощи пострадавшим, проведении эвакуации пораженных в загородную зону, выполнении других неотложных работ в опасных зонах.

Выдвижение и ввод сил в очаг поражения, их развертывание. В условиях внезапного нападения противника порядок ввода сил гражданской обороны в очаг поражения определяется применяемыми противником средствами поражения, конкретной обстановкой и степенью выполнения мероприятий гражданской обороны на момент нападения противника.

Организация ввода сил при внезапном нападении характеризуется острым дефицитом времени на сбор формирований в исходных районах. Руководители гражданской обороны городов, не отнесенных к группам по ГО, и сельских районов на основе задачи, поставленной руководителем гражданской обороны области, и с учетом конкретных условий обстановки организуют сбор сил и средств гражданской обороны районных (городских) колонн и выдвижение их к очагам поражения. Обеспечение ввода возлагается на спасательные воинские формирования постоянной готовности и формирования гражданской обороны близлежащих городов, не отнесенных к группам по ГО, и сельских районов.

Группировка сил гражданской обороны для проведения АСДНР после применения обычных средств поражения, как правило, строится в один эшелон с выделением резерва. На случай ядерного нападения группировка сил гражданской обороны, обычно, создается в составе двух эшелонов и резерва. Основу группировки сил наряду со спасательными воинскими формированиями постоянной готовности составляют формирования организаций, продолжающих работу в категорированных городах. Эти формирования, как правило, включаются в первый эшелон.

При непосредственной угрозе нападения противника или сразу после него силы первого эшелона прибывают в исходные районы, назначаемые на каждом направлении ввода в очаги поражения.

Второй эшелон, состоящий из формирований гражданской обороны организаций городов, отнесенных к группам по ГО, а также спасательных воинских формирований постоянной готовности, воинских частей и подразделений Вооруженных Сил, выделяемых по планам взаимодействия, формируется в местах (районах) дислокации. Ввод этих сил осуществляется решением руководителя гражданской обороны, на которого возложено руководство проведением спасательных и других неотложных работ на территории города. Порядок ввода сил определяется решением руководителя гражданской обороны на ввод второго эшелона и складывающейся в очагах поражения обстановки.

Резерв формируется из сил гражданской обороны удаленных районов, его ввод в очаги поражения для проведения АСДНР производится из исходных районов или непосредственно из пунктов постоянной дислокации.

Ввод сил гражданской обороны в очаг массового поражения во всех случаях их применения осуществляется после предварительной оценки обстановки.

В резерве руководителей гражданской обороны городов, отнесенных к группам по ГО, должны предусматриваться необходимые силы для создания отрядов обеспечения движения и организации разведки в случае повторных ударов противника.

Ведение аварийно-спасательных работ. Порядок ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ зависит от характера и масштабов поражения территории, потерь населения, а также от сложившейся обстановки.

При больших масштабах очага поражения всю территорию спасательных работ разбивают на секторы, секторы — на отдельные объекты, объекты — на участки работ. Определяются и обозначаются места (границы), опасные для нахождения личного состава. Между вышестоящими и подчиненными начальниками на участках работ и объекте устанавливается радиосвязь. Все коммунальные сети в разрушенных зданиях перекрываются, а электрические — обесточиваются.

При недостатке подразделений (формирований) в первую очередь выполняются работы на объектах, где проведение работ обеспечивает спасение наибольшего числа пострадавших.

Места ведения работ ограждаются по периметру, на улицах в дневное время выставляются предупреждающие знаки со стороны движения транспорта. В темное время на ограждении со стороны движения вывешиваются лампы красного цвета, а место работы освещается светильниками местного освещения.

При массовых разрушениях, большом количестве пострадавших основные усилия сосредоточиваются на спасении жизни пострадавших и потому основу группировки сил гражданской обороны каждой смены составляют спасательные подразделения, усиливаемые инженерно-техническими подразделениями обеспечения действий спасателей, а также инженерно-дорожными и инженерно-техническими подразделениями для расчистки завалов, проходов, освещения участков работ и т.д.

Для ликвидации очагов поражения, связанных с загрязнением местности и объектов радиоактивными веществами, основные усилия должны сосредоточиваться на эвакуации и оказании помощи пострадавшим, защите населения в зоне загрязнения, локализации и ликвидации источника радиоактивного загрязнения.

Вслед за разведкой в зону радиоактивного загрязнения вводятся подразделения дезактивации вооружения, инженерной техники, а также подразделения санитарной обработки. Спасательные подразделения действуют в тесном взаимодействии с ними, развертывается пункт обеззараживания техники и санитарной обработки личного состава. При действиях в очагах химического заражения, радиоактивного загрязнения, пожаров, а также при высокой температуре окружающего воздуха работы организуются и ведутся посменно.

Режим работы смен устанавливается с учетом времени защитного действия используемых средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и работоспособности человека в определенных условиях.

Для планирования и круглосуточного ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов (устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени).

Борьба с пожарами. В целях получения данных о пожарной обстановке для принятия решения на выполнение работ по локализации и тушению пожара производится пожарная разведка. Для проведения пожарной разведки заблаговременно назначаются и готовятся разведывательные группы и отделения из состава военизированных подразделений противопожарной службы и формирований пожаротушения гражданской обороны.

При необходимости ведения разведки одновременно на нескольких направлениях высылается несколько разведывательных групп (отделений). Пожарные разведывательные группы ведут непрерывную разведку до полного завершения работ по локализации и тушению пожара.

Для тушения крупных и массовых пожаров территория (район), где выполняют задачи несколько подразделений пожаротушения, разбивается на боевые участки (по числу привлекаемых подразделений пожаротушения).

Границы этих участков определяются руководством подразделений и могут создаваться по этажам, противопожарным преградам, периметру здания, отдельным зонам пожара.

Исходя из оценки сложившейся обстановки и с учетом имеющихся сил и средств принимается решение на тушение пожара.

Принятие решения на тушение пожара завершается планированием и постановкой задач подчиненным на выполнение работ. Руководитель тушения пожара лично ставит задачу на боевое развертывание, указывает цель, характер и способ действий.

Исходя из обстановки тушение пожаров производится прежде всего на тех объектах, которые получили слабые или средние разрушения, т.е. меньше других пострадали от воздействия современных средств поражения противника и после ликвидации пожара могут быть частично или полностью восстановлены.

Продвижение личного состава сил ГО через зону сплошного пожара производится после полной локализации горения, когда достигнуто снижение тепловой радиации и задымления и личный состав может преодолеть этот проход без средств защиты от теплового воздействия.

Пожары строений, сооружений, лесов, развившиеся от применения зажигательных средств, тушатся приемами и способами, применяемыми в обычных условиях.

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий производятся при их заражении (загрязнении) отравляющими, радиоактивными веществами и биологическими средствами. Основными целями санитарной обработки и обеззараживания объектов являются:

предотвращение поражений производственного персонала объекта и населения при контакте с находящимися на зараженной территории предметами;

предотвращение изнурения производственного персонала объектов, подвергшихся воздействию средств нападения, и личного состава воинских формирований постоянной готовности при длительном нахождении в средствах индивидуальной защиты во время работы и ликвидации последствий нападения противника.

В зависимости от наличия времени и средств специальная обработка техники и промышленного оборудования может проводиться в два этапа: вначале — частичная, а затем полная. Частичная специальная обработка обеспечивает безопасность соприкосновения с обработанными поверхностями без средств защиты кожи. Полная специальная обработка обеспечивает безопасность работы без средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. По степени достижения полноты обеззараживания различают частичную и полную дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию.

На территории промышленных объектов ликвидация заражения, как правило, осуществляется силами и средствами формирований гражданской обороны объектовой службы радиационной и химической защиты. Наиболее сложные работы выполняются подразделениями воинских формирований постоянной готовности, формирований радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации на пунктах специальной обработки.

В ходе специальной обработки подразделений, как правило, проводится и санитарная обработка кожных покровов людей. При частичной санитарной обработке обеззараживаются открытые участки тела путем обработки рецептурой индивидуальных противохимических пакетов или обмывания кожи водой. При полной санитарной обработке проводится гигиеническая помывка всего тела теплой водой с мылом и с заменой нательного белья, а, при необходимости, обмундирования (одежды) и обуви.

Санитарная обработка проводится на санитарно-обмывочных пунктах или санитарных пропускниках, развертываемых на стационарных пунктах специальной обработки, с привлечением средств медицинской службы, или в населенных пунктах на базе бань и бассейнов и является обязательной для участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами АХОВ, радиоактивных веществ, и населения, оказавшегося в зонах заражения (загрязнения).

Организация управления при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения осуществляется на основе решения руководителя гражданской обороны и включает:

определение состава необходимых пунктов управления силами гражданской обороны и сроков их развертывания в очаге поражения, расчет графика их работы и перемещения (в случае необходимости);

построение колонн для передвижения;

распределение личного состава органов управления, средств связи, подразделений обеспечения по пунктам управления;

составление расчетов (дежурных смен) и распределение личного состава по пунктам управления, установление режимов их работы;

организацию связи с вышестоящим руководством, взаимодействующими и подчиненными силами;

организацию охранения, комендантской службы, регулирования движения, инженерного оборудования и маскировки;

определение системы кодирования топокарт, применения документов скрытого управления, назначение позывных должностным лицам руководства и органам управления;

уточнение состава, содержания и сроков представления документов по табелю срочных донесений;

установление единых сигналов оповещения, управления и взаимодействия, определение порядка восстановления нарушенного управления.

Управление силами при ведении АСДНР включает: непрерывное добывание, сбор, анализ и оценку обстановки в зоне работ; принятие решений; постановку задач подчиненным; планирование действий сил; организацию их всестороннего обеспечения; организацию и поддержание взаимодействия; организацию системы управления; непосредственное руководство силами (формированиями, соединениями, частями, подразделениями), контроль и оказание помощи силам в ходе выполнения задач.

Управление ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ должно обеспечить своевременное оказание помощи пострадавшему населению, эффективное использование возможностей подразделений и успешное выполнение поставленной задачи в короткие сроки, обеспечивающие выживание пораженных (пострадавших) в сложившейся обстановке с минимальными потерями и нанесением окружающей природной среде минимального ущерба.

Для осуществления мероприятий по защите населения и проведения аварийно-спасательных работ руководитель гражданской обороны должен:

поддерживать непрерывную связь с вышестоящим органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, подчиненными и взаимодействующими органами управления;

оперативно добывать, собирать, анализировать, обобщать и оценивать данные обстановки;

в любое время располагать данными о ходе осуществления намеченных мероприятий и действиях сил в ходе проведения спасательных и других неотложных работ;

контролировать выполнение отданных распоряжений по обеспечению действий сил;

своевременно докладывать в вышестоящие органы управления об обстановке, принятых (уточненных) решениях, поставленных подчиненным силам задачах и их выполнении;

поддерживать взаимодействие между органами управления (силами);

восстанавливать резерв сил и средств;

принимать меры по восполнению потерь, понесенных подчиненными силами в ходе проведения спасательных и других неотложных работ; обеспечивать непрерывность управления подчиненными органами управления и силами;

вести учет потерь населения, личного состава и техники формирований гражданской обороны.

К исходу каждых текущих суток руководителем гражданской обороны подводятся итоги ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, обобщаются поступившие данные обстановки и подготавливаются предложения для принятия решения на последующие действия сил.

В целях повышения оперативности принятия мер по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаги поражения обычно направляется оперативная группа, начальник которой обязан:

организовать разведку очага поражения, аварии, катастрофы или стихийного бедствия;

оценить сложившуюся обстановку в районе чрезвычайной ситуации;

принять меры к установлению устойчивой связи с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

доложить обстановку, выводы, предложения по ней вышестоящему начальнику органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям для принятия решения по ликвидации чрезвычайной ситуаций;

совместно с другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям местного самоуправления организовать управление и координацию действий сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации;

своевременно представлять доклады в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;

координировать работу членов оперативной группы;

принимать участие в заседаниях оперативного штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации;

организовывать взаимодействие между органами управления силами и средствами в районе чрезвычайной ситуации.

Оказание первой помощи пострадавшим. Первая помощь населению должна оказываться непосредственно на месте поражения в кратчайшие сроки. Решение этой задачи достигается организацией системы взаимопомощи пострадавшего населения, оказавшегося в очаге поражения, районе стихийного бедствия, производственной или транспортной аварии, и привлечением достаточного количества медицинских и спасательных формирований. Сокращению сроков оказания первой медицинской помощи способствует умелый розыск пораженных, проведение их первичной сортировки с целью определения очередности оказания помощи по жизненным показаниям.

К мероприятиям первой помощи в очаге поражения относятся:

временная остановка наружного кровотечения;

наложение асептических повязок на раны и ожоговые поверхности, в том числе и окклюзионных повязок на раны грудной клетки при открытом пневмотораксе;

транспортная иммобилизация конечностей с помощью шин и подручных средств при переломах, обширных ранах, ожогах, повреждениях магистральных сосудов, суставов, при травматическом токсикозе;

простейшие противошоковые мероприятия с использованием противоболевых средств и путем устранения причин, обусловливающих возникновение шока (согревание пораженного, своевременная остановка кровотечения, иммобилизация переломов и др.), простейшие мероприятия по реанимации, направленные на восстановление дыхания и сердечной деятельности путем проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;

профилактика радиационных, химических, бактериологических поражений путем защиты органов дыхания и пищеварения от попадания в них радиоактивных и отравляющих веществ, своевременного проведения частичной санитарной обработки кожных покровов и слизистых оболочек и частичной дезактивации одежды, использования медицинских радиозащитных, противобактериологических средств и антидотов отравляющих веществ.

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий. Подготовка сил и средств для восстановления и поддержания порядка в очагах поражения на военное время осуществляется заблаговременно в мирное время.

При проведении АСДНР обеспечивается беспрепятственное передвижение сил гражданской обороны в очаги поражения, блокирование очагов поражения, охрана общественного порядка в них, обеспечение порядка вывоза (выхода) пострадавших из очагов поражения.

Основными задачами сил охраны общественного порядка в очагах поражения при проведении АСДНР являются:

охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения при вводе сил гражданской обороны в очаги поражения;

осуществление жесткого пропускного режима, выполнения должностными лицами и населением правил карантина;

охрана зданий административных органов, складов, хранилищ, банков и других важных объектов;

ведение учета потерь населения;

проведение профилактических мер среди населения по недопущению нарушений правил правопорядка;

оцепление очагов поражения;

обеспечение охраны имущества, ценностей и документов, оставшихся без присмотра владельцев;

проведение разъяснительной работы среди населения в целях пресечения паники и ложных слухов;

организация учета людей в зонах и пунктах их размещения, ведение адресно-справочной работы по особым информационным массивам;

установление личностей погибших и пострадавших;

оказание помощи медработникам в вывозе погибших и пострадавших людей в медицинские и другие пункты, сопровождение медицинского транспорта;

содействие органам исполнительной власти в привлечении населения, транспортных и иных средств, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам для проведения АСДНР;

закрытие разрушенных и опасных участков дорог, установление необходимых разъяснительных указателей и знаков, выставление постов контроля и регулирования дорожного движения;

обследование местных автопредприятий, привлекаемых к аварийно-спасательным работам, усиление контроля за исправностью автотехники, предназначенной для перевозки людей и грузов при эвакуационных и восстановительных работах;

осуществление надзорно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, выполнение которых крайне необходимо в сложившейся обстановке.

В ходе ведения АСДНР в очагах поражения и на прилежащей к ним территории в целях обеспечения безопасности развертываются:

посты регулирования на маршрутах ввода сил гражданской обороны на объекты ведения АСДНР;

контрольно-пропускные пункты на въездах;

посты охраны специальных объектов;

посты по поддержанию порядка на пунктах сбора и санитарной обработки пострадавших, а также по обеспечению режима допуска людей;

оперативно-поисковые группы по борьбе с преступностью;

наряды по оказанию содействия должностным лицам по мобилизации населения и транспорта для наращивания темпа ведения АСДНР.

Срочное захоронение трупов. Захоронение заключается в погребении с соблюдением установленных правил и обрядов. Своевременность захоронения трупов при массовом поражении людей крайне необходима для поддержания санитарно-гигиенической обстановки в местах пребывания людей, недопущения появления в местах скопления трупов особо опасных инфекционных заболеваний.

Сбор погибших, доставка их к местам захоронения, оформление могил и кладбищ производятся специально назначенными командами. В распоряжение этих команд выделяются необходимые транспортные средства, инструменты, материалы, обмундирование подменного фонда и дезинфицирующие средства, необходимые для производства захоронения и оформления могил и кладбищ.

Личный состав команд по организации захоронения обязан знать порядок захоронения погибших. В медицинских учреждениях захоронение умерших от полученных ран (болезней), оформление могил и кладбищ производится в порядке, определенном руководителем гражданской обороны.

Захоронение осуществляется, как правило, не позднее чем через сутки после гибели.

Перед захоронением производится опознание погибших по имеющимся при них документам. В случае отсутствия при погибшем документов, удостоверяющих его личность, командир команды по организации захоронения немедленно докладывает об этом по команде для принятия мер по установлению личности погибшего.

Для опознания погибшего назначается комиссия в составе представителей медицинской службы, прокуратуры и командира команды по организации захоронения. В случае, когда принятые для опознания меры не дали результатов, производится описание внешности (облика) погибшего, для чего составляется его карточка, или осуществляется фотографирование в анфас и профиль.

Организация утилизации и захоронения пораженных сельскохозяйственных животных осуществляется службой защиты сельскохозяйственных животных и растений совместно с другими службами гражданской обороны.

При захоронении трупов руководствуются требованиями Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального Закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», Постановления Министерства здравоохранения РФ от 8 апреля 2003 г. N 35 «Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1279 — 03″, Методических рекомендаций по организации мероприятий по срочному захоронению трупов», Методических рекомендаций по созданию, подготовке и применению формирований, предназначенных для срочного захоронения трупов в военное время, утвержденное Главным экспертом МЧС России.

При получении команды на выезд спасатели действуют в соответствии со своими должностными обязанностями в составе смены и полученными распоряжениями.

Водитель оперативного транспортного средства определяет оптимальный маршрут движения к месту ЧС. Личный состав дежурной смены должен иметь при себе удостоверения на право проведения АСР (личное удостоверение).

Данный документ определяет принадлежность сотрудника и позволяет ему осуществлять беспрепятственный проход через оцепление правоохранительных органов в зону или к месту ЧС.

Спасатели резервной смены при получении команды о прибытии в АСФ должны немедленно следовать к заранее определенному месту сбора. По прибытии в расположение АСФ они действуют по распоряжению старшего должностного лица.

Алгоритм действий начальника

Спасательные работы при проведении АСР

Спасательные работы при проведении АСР

При получении сигнала от дежурного по АСО о приведении АСО в ГОТОВНОСТЬ № 1:

  • Доложить непосредственному руководителю о получении сигнала и уточнить полученную задачу.
  • Получить дополнительную информацию от старшего дежурной смены ЕДДС (оперативного дежурного).
  • Принять доклад от старшего дежурной смены АСО об обстановке, ходе оповещения сотрудников АСО и предложения для обоснованного решения.
  • Прибыть в расположение АСО или к месту сбора.
  • Отдать необходимые распоряжения прибывшим спасателям АСО по подготовке транспортных средств, оборудования, снаряжения к выезду.
  • Проверить готовность личного состава АСО, технических средств, оборудования, снаряжения.

Поставить задачу сотрудникам АСО и довести:

  • характер, местонахождение (район поиска), время ЧС;
  • обстановку в районе ЧС;
  • время выезда на ЧС;
  • какой транспорт, спецавтомобили, плавсредства использовать;
  • порядок и маршрут движения;
  • форма одежды, снаряжение, экипировка, какое берётся оборудование, средства связи;
  • какие подразделения (представители) министерств, ведомств, предприятий, организаций и в каком количестве дополнительно привлекаются;
  • порядок взаимодействия с ними;
  • время выхода на связь, сигналы.

Работа спасателей при проведении АСР

Работа спасателей при проведении АСР

Доложить непосредственному руководителю и старшему дежурной смены ЕДДС (оперативному дежурному) о готовности АСО к выдвижению в район ЧС.

Дать команду на выдвижение в район ЧС и ведение поисково-спасательных работ.

При следовании к месту ЧС:

  • поддерживать связь со старшим дежурной смены ЕДДС (оперативным дежурным) для получения дополнительной информации о ЧС;
  • взаимодействовать с сотрудниками ГИБДД для обеспечения беспрепятственного проезда;
  • использовать различную сигнализацию;

При прибытии на место ЧС первым:

  1. принять доклад от старшего дежурной смены, уточнить обстановку и принять на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС.
  2. составить план проведения ПСР (скорректировать первоначальный план).
  3. принять решение о необходимости привлечения дополнительных сил и средств.
  4. сообщить старшему дежурной смены ЕДДС (оперативному дежурному) о прибытии АСО на место ЧС, начале ПСР, обстановке и потребности в силах и средствах.

Начать (продолжить) работы по поиску и эвакуации пострадавших:

  1. распределить силы и средства в соответствии с намеченным планом работ;
  2. поставить задачи прибывшему личному составу АСО;
  3. провести инструктаж по мерам безопасности;
  4. координировать действия спасателей;
  5. организовать взаимодействие с местными органами государственной власти, службами, организациями, предприятиями (при необходимости);
  6. принимать решения о временном или окончательном прекращении работ.
  7. организовать временный лагерь, обогрев, питание и обеспечить другие вопросы жизнедеятельности спасателей.

По прибытии на место ЧС, где уже организованы поисково-спасательные работы:

Спасатели на воде поисковые работы

Поисковые работы спасателей на воде

  • доложить о своём прибытии руководителю поисково-спасательных работ. В докладе указать какой АСО прибыл, кто старший, количество прибывших спасателей, возможности по ведению ПСР, наличие снаряжения, аварийно-спасательного, водолазного оборудования, средств связи, состояние экипировки, возможность автономного выполнения задачи, наличие приборов поиска, наличие кинологических расчётов;
  • получить задачу от руководителя поисково-спасательных работ, при этом уточнить направление, место ведения работ, время начала и продолжительность работ, время питания спасателей, выделяемые частоты и каналы связи, позывные, в чьё непосредственное подчинение поступает АСО, с кем организовать взаимодействие, какие дополнительные силы и средства придаются смене;
  • получить информацию от руководителя поисково-спасательных работ о местах стоянки техники, пунктах сортировки пострадавших, идентификации погибших, сбора документов, пунктах оказания медицинской помощи, пункте питания, местах обогрева и отдыха спасателей;
  • доложить старшему дежурной смены ЕДДС (оперативному дежурному) о прибытии на место ЧС, обстановке и в чьё распоряжение поступил.

Поставить задачу личному составу смены (поисковой маневренной группы) и приданным силам и средствам и приступить к выполнению ПСР. В ходе работ руководить личным составом дежурной смены (поисковой маневренной группы) и приданными силами и средствами, организовать взаимодействие с другими силами, обеспечить выполнение требований безопасности при ведении поисковых работ, организовать сменную работу и наращивание сил (при необходимости), организовать своевременное питание и отдых спасателей.Докладывать руководителю ПСР о ходе ведения работ и возникших проблемах.

При принятии решения о временном прекращении поисково-спасательных работ:

  • доложить непосредственному руководителю и старшему дежурной смены ЕДДС (оперативному дежурному) о принятом решении о временном прекращении работ руководителем поисково-спасательных работ. В случае самостоятельного принятия решения при возникновении угрозы получения травмы и гибели спасателей, невозможности проведения ПСР имеющимися в наличии силами и средствами, резком изменении обстановки в районе работ – доложить о причинах прекращения ПСР и возможности их возобновления после устранения опасных факторов;
  • по возможности провести маркировку мест, где прекращаются работы;
  • закрепить и защитить от атмосферных осадков оборудование и снаряжение, оставляемое на месте проведения работ;
  • продукты питания, медикаменты, оставшееся снаряжение унести в лагерь;
  • проанализировать результаты поисковых работ;
  • выработать (обсудить) план дальнейших действий;
  • провести профилактику и ремонт техники, оборудования, снаряжения;
  • провести необходимые бытовые мероприятия в лагере.

При принятии решения об окончательном прекращении поисково-спасательных работ руководителем ПСР:

  • доложить руководителю о прекращении поисково-спасательных работ;
  • провести сбор спасателей АСО и приданных сил;
  • объявить об окончательном прекращении поисково-спасательных работ;
  • отдать необходимые распоряжения спасателям АСО по подготовке транспортных средств, оборудования, снаряжения к выезду на базу;
  • проверить готовность спасателей смены, технических средств, оборудования, снаряжения и дать команду на выдвижение к месту базирования АСО.

По прибытии в пункт постоянной дислокации:

  • доложить непосредственному руководителю (старшему дежурной смены ЕДДС). Доклад должен содержать следующие сведения:
  • характер, местонахождение, обстановка в районе ЧС, время начала и окончания работ, количество пострадавших и их состояние, применявшиеся методы и способы поиска, организация взаимодействия с другими службами и организациями, израсходованные в процессе работ имущество, снаряжение, продукты питания, физическое и психологическое состояние спасателей дежурной смены, состояние техники, оборудования, снаряжения, готовность личного состава, техники, оборудования и снаряжения к дальнейшему несению дежурства;
  • уточнить боевой расчёт личного состава АСО, дать команду на заступление на дежурство дежурной смены;
  • организовать силами АСО приведение в порядок оборудования, снаряжения, транспортных средств;
  • провести краткий разбор проведенных работ с личным составом АСО;
  • дать разрешение на убытие личному составу АСО на отдых;
  • составить отчёт о проделанной работе;

При получении сигнала о ЧС на воде и доклада от старшего дежурной смены:

  1. поставить задачу старшему дежурной смены на вызов личного состава усиления (при необходимости).
  2. назначить старшего поисковой маневренной группы.

водолазы при проведении АСР

Водолазы при проведении спасательных работ прыгают с вертолета

В случае выполнения водолазных работ:

  1. уточнить наличие заявки от районного или городского отдела внутренних дел или органов местного самоуправления, куда обратились пострадавшие и разрешение на проведение работ;
  2. назначить руководителя водолазных спусков, определить состав поисковой маневренной водолазной группы, время сбора спасателей поисковой маневренной водолазной группы для инструктажа и постановки задачи.
  3. поставить задачу руководителю водолазных работ на оформление наряд – задания на выполнение водолазных работ.
  4. поставить задачу руководителю поисковой маневренной группы, руководителю водолазных спусков.

При постановке задачи указать:

  • что произошло (вид, характер и масштаб ЧС на воде);
  • где произошло (территория, район, место, характерные ориентиры);
  • когда произошло (дата, точное время);
  • с кем произошло (конкретное или возможное количество пострадавших);
  • кто передал сообщение (Ф.И.О., место работы, должность, номер телефона, адрес).
  • сведения о привлечении (оповещении) других оперативных служб (скорая помощь, милиция и т.п.).

Вручить оформленное наряд-задание на производство водолазных работ руководителю водолазных спусков (в случае их проведения). Дать разрешение на выезд поисковой маневренной группе (поисковой маневренной водолазной группе). После прибытия дежурной смены, поисковой маневренной группы (поисковой маневренной водолазной группы) принять доклад о результатах поисковых работ.

При ЧС организуется комплексная разведка (воздуш­ная, наземная, надводная). При проведении воздушной разведки используются ле­тательные аппараты (вертолеты, самолеты), с помощью ко­торых выявляются границы разрушений, места нахождения людей в зоне разрушения и определяется возможность доступа к ним.

При землетрясениях специально созданные посты осу­ществляют:

  • регистрирование подземных толчков и колебаний поверхности земли;
  • определение границ разрывов и разломов земной поверхности;
  • определение размеров очага землетрясения, его магнитуды (по шкале Рихтера);
  • прогнозирование последствий землетрясений, в ре­зультате которых могут возникнуть обвалы, оползни, снежные лавины.

При ураганах и тайфунах специально созданные посты определяют скорость и направление ветра, пути движения.

При смерчах определяют строение смерча (плотное, расплывчатое), время действия и направление движения (определяется визуально, т. к. хорошо просматривается на большом расстоянии).

При взрывах определяют характер, силу и направление взрыва, наличие в очаге СДЯВ и РВ.

Применяемые способы разведки в очаге поражения

Способы разведки в очаге поражения

Способы разведки в очаге поражения

Разведывательные данные об обстановке добываются различными способами: наблюдение, непосредственный ос­мотр местности и объектов, поиск, лабораторные исследо­вания, фотографирование, кино- и видеодокументирование, изучение планов застройки городов (населенных пунктов) и технической документации сетей коммунально-технических служб, проектной документации зданий и сооружений, оп­рос местных жителей и производственного персонала, на­личие и техническое состояние средств ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций.

Наблюдение заключается в слежении за состоянием объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, рас­тительного покрова) и развитием обстановки в очагах по­ражения и районах бедствий, а также за действиями сил РСЧС при проведении работ. Основными видами наблюде­ний являются: визуальное наблюдение (ведется невоору­женным взглядом или с использованием оптических при­боров) и техническое наблюдение (ведется с помощью технических средств, выдающих экспресс-информацию об обстановке в очагах поражения и районах бедствий).

Непосредственный осмотр заключается в детальном изучении состояния определенных участков местности, зданий, сооружений, коммунальных сетей и других объек­тов с целью определения объемов работ и способов дей­ствий сил РСЧС при выдвижении в очаги поражения и районы бедствий, проведении спасательных и других неот­ложных работ. Осмотр проводится в сочетании с поиском.

Поиск – это основной способ действий разведыватель­ных подразделений и формирований по обнаружению мест нахождения людей, нуждающихся в помощи, опре­делению их состояния и порядка действий спасателей по оказанию им помощи, при этом ведущие поиск разведы­вательные подразделения и формирования должны осна­щаться специальными приборами.

Роботы при проведении АСР

Роботы при проведении АСР

Фотографирование (воздушное и наземное) районов и объектов в очагах поражения и зонах бедствий осуществ­ляется с целью быстрого получения документальных дан­ных (фотоснимков, фотопанорам, фотосхем) для наглядно­го представления о сложившейся обстановке. С этой же целью применяется кинодокументирование обстановки.

Недостатком фотографирования и кинодокументирова­ния является потеря времени на обработку полученных материалов. Для ведения разведки без потери времени на обработку материалов используется телевизионная аппа­ратура. Аппаратура может устанавливаться на самолетах, вертолетах, катерах, автомобилях и других средствах пере­движения.

Выбор способа разведки зависит от условий обстановки и характера выполняемых задач.

Используемые средства при ведении разведки

Средства при проведении разведки

Технические средства при проведении разведки

Проведение разведывательных работ в первые часы после катастрофы затрудняется потерей управления, повреждением техники и оборудования, сложным морально-психологическим состоянием населения и рядом других факторов. Это вызывает многочисленные сложности при решении задач разведки.

Для определения состава используемых средств при проведении разведки в условиях землетрясений, взрывов, бурь, смерчей и тайфунов необходимо учитывать располо­жение в зоне возникновения ЧС предприятий ядерно-топ­ливных циклов (ЯТЦ) и химически опасных объектов (ХОО).

Обстановка в районе возникновения землетрясений, бурь, смерчей и тайфунов подчас не позволяет в кратчай­шие сроки обеспечить проведение разведывательных ра­бот. Это связано с большими разрушениями дорожного покрытия, подъездных путей на ж.-д. станциях, кабельных трасс энергоснабжения и т.п. В связи с этим важную роль отводят системе воздушной разведки, которая позволяет при необходимости быстрого предварительного обследова­ния, определить маршруты эвакуации, масштабы зон пора­жения, радиационно-химическую обстановку. Одним из на­иболее распространенных приборов, используемых при проведении воздушной разведки является аэрофотоаппарат (АФА).

АФА представляет собой оптико-электромеханическое устройство, предназначенное для фотографирования зем­ной поверхности с воздушного судна в целях фотограм­метрических измерений или для дешифрирования объектов съемки.

При проведении эвакуации пострадавших из завалов и заваленных помещений разрушенных зданий используются следующие способы транспортировки:

  • отволачивание, двигаясь на спине;
  • отволачивание при сложенных друг на друга или связанных запястьях рук пострадавшего;
  • отволачивание с помощью двух треугольных кус­ков ткани;
  • переноска на плечах, на спине, на руках, на спине в сидячем положении, двумя спасателями, при помощи носилок;
  • отволачивание пострадавшего при помощи куска ткани.

При этом для транспортировки применяются следующие средства:

  1. медицинские носилки;
  2. плащ-палатка;
  3. носилочная лямка;
  4. средства из подручных материалов;
  5. куски ткани.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации стальных труб
  • Крепление бачка к унитазу комплект инструкция по сборке
  • Боризол инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Часы 3615 инструкция на русском языке
  • Фонд обманутых дольщиков руководство