Общие правила поведения при ЧС
1. Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Призывайте окружающих к спокойствию. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия спасателей, пожарных, медработников и других специалистов.
2. По возможности немедленно звоните по телефону «01» (телефон спасателей и пожарных) или «112» (единый номер вызова экстренных служб). При своем сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Старайтесь говорить коротко и понятно. В сообщении необходимо сказать: что случилось; место, где это произошло (адрес, ориентиры); если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников полиции.
3. Если Вы пострадали или получили травмы, оказались вблизи пострадавшего, окажите первую медицинскую помощь. Своевременное оказание первой медицинской помощи позволит предотвратить или снизить тяжелые последствия.
4. Включите радио, телевизор, прослушайте информацию, передаваемую через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства. В речевом сообщении до Вас доведут, что произошло, основные рекомендации и правила поведения.
5. Выполняйте рекомендации специалистов (спасателей и пожарных, сотрудников полиции, медицинских работников). Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействие опасных факторов).
6. Не создавайте условий, препятствующих и затрудняющих действия спасателей, пожарных, медицинских работников, сотрудников полиции, сотрудников общественного транспорта. Пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской.
7. Не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону. Оповещение при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации. Помните! Сирены и прерывистые гудки предприятий или транспортных средств означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радио или телевизор, прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и Ваших действиях. Информация о случившемся будет многократно повторяться и по мере развития событий уточняться. Население, проживающее вблизи потенциально опасных предприятий, будет оповещаться дежурным персоналом предприятий по локальным сетям оповещения этих предприятий.
Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения
Общий порядок действий. Учитывая многообразие видов ЧС, каждая из них имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения безопасности населения. Определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.
Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;
мероприятия, направленные на снижение потерь от возникновения ЧС;
планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС;
подготовка сил и средств для реагирования на ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС; обучение населения, а также личного состава ВС правилам поведения в ЧС.
При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия:
срочное оповещение органов управления ГО ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении ЧС, информирование населения о мерах защиты;
уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий;
перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы;
приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС;
проведение комплекса работ по ликвидации ЧС и их последствий.
ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
При обнаружении подозрительных предметов или вызывающих малейшее сомнение объектов, все они должны в обязательном порядке рассматриваться, как взрывоопасные! В целях личной безопасности. Безопасности других людей при обнаружении подозрительных, вызывающих сомнение предметов необходимо немедленно сообщить о находке в отделение полиции. При этом сообщить: время, место, обстоятельства обнаружения предмета, его внешние признаки, наличие и количество людей на месте его обнаружения. Способствовать оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта, эвакуацию людей из помещения. По прибытии на место обнаружения предмета сотрудников полиции действовать в соответствии с указаниями ответственного руководителя.
При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
1. Трогать или перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ним в контакте.
2. Заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать тканными или другими материалами обнаруженный предмет.
3. Пользоваться электроаппаратурой, переговорными устройствами вблизи обнаруженного предмета.
4. Оказывать температурное, звуковое, световое, механическое и электронное воздействие на обнаруженный предмет.
Если вы оказались в толпе на митинге, празднике концерте и тому подобных мероприятиях, то не стойте возле мусорных контейнеров, урн, детских колясок, бесхозных чемоданов — часто именно в этих местах закладывается взрывчатка силами, стремящимися к дестабилизации обстановки.
Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.
Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:
Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:
- Высшие — Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
- Органы субъектов Российской Федерации — Органы местного самоуправления
- Правоохранительные органы
Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).
Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).
Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.
Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.
Средства коллективной защиты населения
Порядок заполнения защитных сооружений и пребывание в них. Порядок эвакуации из защитных сооружений. Особенности использования защитных сооружений при авариях на радиационно и химически опасных объектах
Укрытие в защитных сооружениях — один из наиболее надежных способов защиты населения от воздействия аварийно химически опасных веществ (АХОВ) при авариях на химически опасных объектах; от радиоактивных веществ при авариях на АЭС; во время стихийных бедствий: бурь, ураганов, смерчей, снежных заносов; в случае применения оружия обычных видов и современных средств массового поражения.
К таким сооружениям относят убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), простейшие укрытия.
Защитные сооружения по месту расположения могут быть встроенными, расположенными в подвалах и цокольных этажах зданий и сооружений, и отдельно стоящими, сооружаемыми вне зданий и сооружений. Размещают их возможно ближе к местам работы или проживания людей.
По срокам строительства защитные сооружения подразделяются на построенные заблаговременно, то есть в мирное время, и быстровозводимые, которые сооружаются в предвидении каких либо чрезвычайных ситуаций (событий) или при возникновении военной угрозы.
Заполнение защитного сооружения и правила поведения в нем
1. Население укрывается в защитных сооружениях в случае аварии на АЭС, химическом предприятии, при стихийных бедствиях (смерч, ураган) и возникновении военных конфликтов. Заполнять убежища надо организованно и быстро. Каждый должен знать месторасположение закрепленного сооружения и пути подхода к нему.
2. Маршруты движения обозначены указателями, установленными на видных местах. Чтобы не допустить скопления людей в одном месте и разделить потоки, на путях движения обычно назначают несколько маршрутов, расчищают территорию, освобождают от всего, что может служить помехой.
3. В убежище лучше всего размещать людей группами — по цехам, бригадам, учреждениям, домам, улицам, обозначив соответствующие места указателями. В каждой группе назначают старшего.
4. Тех, кто прибыл с детьми, размещают в отдельных отсеках или в специально отведенных местах. Престарелых и больных стараются устроить поближе к воздухоразводящим вентиляционным трубам.
5. В убежище (укрытие) люди должны приходить со средствами индивидуальной защиты, продуктами питания и личными документами.
6. Нельзя приносить с собой громоздкие вещи, сильно пахнущие и воспламеняющиеся вещества, приводить домашних животных.
7. В защитном сооружении запрещается ходить без надобности, шуметь, курить, выходить наружу без разрешения коменданта (старшего), самостоятельно включать и выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, открывать защитногерметические двери, а также зажигать керосиновые лампы, свечи, фонари.
8. В убежищах и укрытиях необходимо соблюдать тишину. Можно организовывать беседы, чтение вслух, слушанье радиопередач, разрешается играть в тихие игры (шахматы, шашки, современные электронные игры).
9. Укрываемые должны строго выполнять все распоряжения звена по обслуживанию убежища (укрытия), соблюдать правила внутреннего распорядка, оказывать помощь больным, инвалидам, женщинам и детям.
10. Отдых в защитном сооружении организуется посменно, чтобы при длительном пребывании каждый мог отдохнуть лежа. В первую очередь отдыхают престарелые, дети и больные.
11. Прием пищи желательно производить тогда, когда вентиляция отключена. Предпочтительнее продукты без острых запахов и по возможности в защитной упаковке (в пергаментной бумаге, целлофане, различного вида консервы).
12. Рекомендуется следующий набор для дневной нормы питания взрослого человека: сухари, печенье, галеты в бумажной или целлофановой упаковке; мясные или рыбные консервы, готовые к употреблению; конфеты, сахар рафинад. Для детей, учитывая их возраст и состояние здоровья, лучше брать сгущенное молоко, фрукты, фруктовые напитки и др.
13. Для всех укрываемых, за исключением детей, больных и слабых, на время пребывания в защитном сооружении следует установить определенный порядок приема пищи, например, 2-3 раза в сутки, и в это время раздавать воду, если она лимитирована.
14. Медицинское обслуживание проводится силами санитарных постов и медпунктов предприятий, организаций и учреждений, в чьем распоряжении находится убежище. Здесь могут пригодиться навыки оказания само- и взаимопомощи.
15. В случае необходимости, комендант может привлечь любого из укрываемых к работам по устранению каких-либо неисправностей, поддержанию чистоты и порядка.
16. После заполнения убежища, по распоряжению коменданта, личный состав звена закрывает защитно-герметические двери, ставни аварийных выходов и регулировочные заглушки вытяжной вентиляции, включает фильтровентиляционный агрегат на режим чистой вентиляции.
17. Для нормальных условий внутри убежища необходимо поддерживать определенную температуру и влажность. Зимой температура не должна превышать 10 — 15° тепла, летом — 25 — 30°. Измеряют обычным термометром, держа его на расстоянии 1 м от пола и 2 м от стен. Замеры делают при режиме чистой вентиляции через каждые 4 ч, при режиме фильтровентиляции — через 2 ч. Влажность воздуха определяют психрометром каждые 4 ч. Нормальной считается влажность не выше 65 — 70%. Если в убежище предстоит находиться длительное время, необходимо создать людям условия для отдыха.
18. Уборка помещения производится два раза в сутки самими укрываемыми по указанию старших групп. При этом санитарные узлы обязательно обрабатывают дезинфицирующим раствором. Технические помещения убирает личный состав звена по обслуживанию убежища.
19. Пол в укрытии надо периодически смачивать водой, а через 2-3 суток все поверхности ПРУ и предметы в нем протираются мокрой тряпкой.
20. Продукты и воду хранят в плотно закрывающейся таре, чтобы обеспечить их защиту от различных видов загрязнений (радиоактивных, химических).
21. В случае обнаружения проникновения вместе с воздухом ядовитых или отравляющих веществ, укрываемые немедленно надевают средства защиты органов дыхания, а убежище переводится на режим фильтровентиляции.
22. При возникновении вблизи убежища пожаров или образовании опасных концентраций АХОВ, защитное сооружение переводят на режим полной изоляции и включают установку регенерации воздуха, если такая имеется.
23. Время пребывания населения в защитных сооружениях определяется штабами ГО объектов. Они устанавливают, кроме того, порядок действий и правила поведения при выходе из убежищ и укрытий. Этот порядок и правила поведения передаются в защитное сооружение по телефону или другим возможным способом.
24. Выход из убежища без разрешения коменданта запрещается. Вывод людей производится только по указанию коменданта после получения им соответствующего распоряжения или при аварийном состоянии убежища, угрожающего жизни людей.
25. При вынужденном выходе на зараженную местность нужно надевать индивидуальные средства защиты, при возвращении в укрытие — стряхнуть пыль с верхней одежды, головного убора и обуви вне укрытия, осторожно снять их и оставить в тамбуре.
26. Эвакуация укрываемых из убежища производится в такой последовательности: сначала на поверхность выходят несколько человек, чтобы оказать помощь тем, которые не могут выйти самостоятельно, затем эвакуируются пострадавшие, престарелые и дети, а после них — все остальные.
Противорадиационные укрытия, порядок заполнения и правила поведения людей в укрытиях
Противорадиационные укрытия обеспечивают защиту населения от радиоактивного заражения, светового излучения, уменьшают воздействие ударной волны, значительно снижают воздействие проникающей радиации, а также защищают от полива жидкими отравляющими веществами и частично от химических и биологических аэрозолей.
В качестве противорадиационных укрытий, в первую очередь, используются подвалы зданий, подполья домов, погреба, овощехранилища, подземные горные выработки, помещения жилых и производственных зданий, специально приспособленные и оборудованные для размещения укрываемых.
Все укрытия и приспособленные под укрытия подвалы и другие помещения обозначаются так же, как и убежища.
Правила поведения сводятся к следующему:
- находящиеся в укрытии должны строго соблюдать режим поведения, установленный местным штабом гражданской обороны. Самостоятельный выход из укрытия запрещается;
- дверь и занавес на входе, а также вентиляционные отверстия в первые 3 часа с начала заражения должны быть закрытыми. В последующем для проветривания помещения разрешается открывать заслонку вентиляционных коробов на 15-20 минут. При наличии в укрытии простейших средств воздухоподачи они периодически включаются в работу;
- при сильном ветре, если ветер дует со стороны входа, нельзя открывать дверь и вентиляционные короба;
- пол в укрытии необходимо периодически смачивать водой;
- при вынужденном выходе на зараженную местность нужно надевать индивидуальные средства защиты, при возвращении в укрытие — стряхнуть пыль с верхней одежды, головного убора и обуви вне укрытия, осторожно снять их и оставить в тамбуре;
- нельзя открывать входную дверь при открытом вытяжном коробе; вытяжку разрешается открывать только через 10-15 минут после закрытия входной двери, когда осядет пыль;
- через 2-3 суток пребывания в укрытии все предметы, находящиеся в нем, а также все поверхности необходимо протереть мокрой тряпкой;
- во время приема пищи и воды нельзя открывать дверь и вентиляционные отверстия;
- продукты и воду нужно хранить тщательно упакованными и защищенными от попадания на них радиоактивной пыли;
- в укрытии запрещается курить;
- при пользовании источниками света с открытым пламенем (керосиновыми лампами, свечами) их следует ставить ближе к вытяжке;
- топить печи в зимнее время необходимо при закрытой дверце, в перерывах между топками — закрывать дымоход.
Простейшие укрытия
К простейшим укрытиям относятся — щели, траншеи, окопы, блиндажи, землянки и т.д. Все эти сооружения максимально просты, возводятся с
Минимальными затратами времени и материалов.
Щель может быть открытой и перекрытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8 — 2 м, шириной по верху 1 — 1,2 м, по низу 0,8 м. Обычно щель строится на 10 — 40 человек. Каждому укрываемому отводится 0,5 м. Устраиваются щели в виде расположенных под углом друг к другу прямолинейных участков, длина каждого из которых не более 10 м. Входы делаются под прямым углом к примыкающему участку.
Перекрытие щели делается из бревен, брусьев, железобетонных плит или балок. Сверху укладывают слой мятой глины или другого гидроизоляционного материала (рубероида, толя, пергамина и т.д.) и все это засыпается слоем грунта 0,7-0,8 м.
Нормативное время укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны:
— в убежищах- 2 суток,
— в противорадиационных укрытиях – 2 суток,
— в укрытиях– в период действия обычных средств поражения –1 сутки, в зонах возможного радиоактивного заражения –2 суток.
Особенности заполнения и поведения людей при переуплотнении убежища
В тех случаях, когда убежищ недостаточно, их заполнение может производиться с переуплотнением. Тогда людей размещают не только в основных отсеках, но и в коридорах, проходах, тамбурах-шлюзах. В подобных условиях пребывание в защитном сооружении должно быть непродолжительным. В результате значительного тепловыделения, увеличения влажности и содержания углекислого газа у людей возможны повышение температуры, учащение сердцебиения, головокружение и некоторые другие болезненные признаки. Поэтому следует всемерно ограничить им физическую нагрузку, усилить медицинское наблюдение за их здоровьем. В каждом отсеке должен действовать санитарный пост.
Важное значение приобретает строгий контроль за воздушной средой. Если в убежище температура воздуха ниже 30° тепла, концентрация углекислого газа не превышает 30 мг/м3 а кислорода содержится 17 % и более, то такие условия принято считать нормальными. При повышении температуры воздуха до 33°, концентрации углекислого газа до 50 — 70 мг/м и, соответственно, снижении содержания кислорода до 14%, необходимо ограничить физическую нагрузку укрываемых, усилить за ними медицинское наблюдение.
Использование защитных сооружений в мирное время
Современные защитные сооружения строят так, чтобы их можно был рационально использовать в мирное время в интересах предприятий, организаций, учреждений и населения города. В них, как правило, размещаются вспомогательные помещения, склады, мастерские, учебные классы, комнаты отдыха, кафе, различные приемные пункты, гаражи, стоянки электрокаров и т.п. Принцип двойного назначения убежищ позволяет не только эффективно использовать эти дорогостоящие сооружения, но и поддерживать их в надлежащем состоянии.
При всех обстоятельствах в процессе эксплуатации сооружений в мирное время не должны снижаться их защитные свойства и готовность к приему людей. Поэтому нельзя размещать в них громоздкое оборудование и изделия; требующие большого времени на их освобождение, хранить овощи, огне- и взрывоопасные вещества.
Как обратиться в ООН: пошаговый путеводитель по правозащитным инструментам
Гайд юристов Института, который поможет составить первичное представление о различных механизмах ООН и найти информацию для подачи обращений
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
С 15 сентября 2022 года россияне потеряли право обращения в Европейский Суд по правам человека – это решение было связано с выходом России из числа государств-членов Совета Европы. Однако потребность в наднациональных правозащитных механизмах остаётся по-прежнему высокой – многие жертвы нарушений и их представители обратили пристальное внимание на различные механизмы ООН.
В этом путеводителе юристы Института попытались объяснить разницу между процедурами ООН, показав специфику каждого из них и обрисовав основное, что важно знать в момент обращения за защитой своих прав.
Полезные материалы
Прежде чем перейти к руководству, посмотрите наши материалы на тему обращения в ООН
Правозащитные механизмы ООН: практическое руководство для журналистов
Руководство охватывает работу четырёх договорных органов ООН, которые могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы против России: Комитета по правам человека, Комитета против пыток, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитета по ликвидации расовой дискриминации.
Шаг № 1
Необходимо определить подходящий механизм
Для начала вам стоит определиться, куда обращаться. Существует три пути – Совет по правам человека, Договорные органы (комитеты ООН) и Специальные процедуры.
У каждого из трёх механизмов различные возможности, алгоритмы рассмотрения обращений и условия приемлемости, а также свои преимущества и ограничения. Посмотрите таблицу ниже и оцените, какой из них подходит под вашу ситуацию.
Обратите внимание: данная таблица лишь приводит базовые различия, ведь все особенности в одном гайде прописать невозможно. Если вы твёрдо намерены обращаться к механизмам ООН, то финальное решение о выборе процедуры – учитывая, что каждый кейс сугубо индивидуален – остаётся за вами. Отнеситесь к анализу своего дела предельно внимательно, так как именно от этого выбора будет зависеть дальнейшая судьба обращения.
* При этом не обязательно, чтобы государство ратифицировало договор, закрепляющий право, на нарушение которого жалуется заявитель.
Следующие шаги будут зависеть от выбранного вами механизма
Шаг № 3
Можете ли вы обратиться?
Правом обращения обладают:
- Жертвы;
- Их представители. Если вы действуете от имени жертвы, то нужно либо доказать наличие разрешения на представительство, либо обосновать невозможность получить такое разрешение, либо привести другие веские причины для подачи обращения;
- Группы частных лиц и иные сообщества.
Если вы относитесь к одной из этих групп, то ответ на вопрос положительный.
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Теперь нужно определить, подходит ли событие, которое вы считаете нарушением, под критерии комитетов ООН. Информацию о том, какие права защищает выбранный вами комитет, можно найти в его решениях по отдельным делам (см. базу данных договорных органов или веб-страницы каждого Комитета), в так называемых «Замечаниях общего порядка», истолковывающих значение различных статей, и в заключительных замечаниях по докладам, периодически представляемым государствами-участниками данного договора.
Также будет полезно посмотреть Универсальный указатель по правам человека.
Шаг № 5
Готовим пакет документов
Формуляр жалобы доступен здесь. Помните, что каждый ваш тезис или отверждение должны подтверждены документами и информацией. Все документы направляются в копиях, а не в оригинале.
Комитеты принимают жалобы английском, арабском, испанском, китайском, русском или французском языках. Если приложения к жалобе не представлены ни на одном из этих языков, то они должны сопровождаться неофициальным резюме с переводом. Нотариальное заверение не требуется.
При заполнении формы укажите только один комитет, в который подаётся жалоба.
Жалоба направляется электронно. Заполните документы, распечатайте, подпишите и отсканируйте. Возможно поставить и электронную подпись, если она у вас имеется. Сканы должны быть разборчивыми. Направьте электронное письмо со всеми документами в Секцию Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по ходатайствам и срочным мерам по адресу petitions@ohchr.org.
Если вы сможете обосновать невозможность отправки электронного сообщения, то можете направить документы почтой. В противном случае жалобе не будет рассмотрена.
Petitions and Inquiries Section
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Процедура рассмотрения жалоб в Комитетах будет конфиденциальной. Опубликованные решения публикуются здесь («мнения» (решения) комитета).
Если ваша жалоба соответствует формальным и содержательным условиям приемлемости, комитет примет решение о её регистрации, а вам будут направлены дальнейшие рекомендации.
Обращение к механизмам ООН – дело небыстрое. Будьте готовыми к тому, что рассмотрение ощутимо затянется. Раньше сроки решения варьировались в пределах 2-3 лет, однако сейчас — в связи с текущей ситуацией и невозможностью обратиться в ЕСПЧ – правозащитники советуют ориентироваться на ожидание, достигающее 7-10 лет.
Однако в экстренных ситуациях (например, при угрозе жизни), комитеты могут направить государству запрос о принятии «временных мер», чтобы предотвратить нанесение любого непоправимого заявителю или предполагаемому пострадавшему в конкретном деле. Это происходит в течение 48 часов. Но помните: решение направить просьбу о принятии временных мер не подразумевает решение о приемлемости или по существу жалобы.
О необходимости принятия временных мер следует сообщить в жалобе.
Шаг № 2
Определяем, к кому и с каким нарушением обращаться
Специальные процедуры представляют собой либо единоличную должность (Специальный докладчик или Независимый эксперт), либо рабочую группу, состоящую из пяти членов (по одному от каждой региональной группы ООН: Африка, Азия, Латинская Америка и Карибский регион, Восточная Европа и группа Западных стран). Специальные докладчики, Независимые эксперты и члены Рабочей группы назначаются Советом по правам человека и действуют в своем личном качестве.
Они берут на себя обязательство по обеспечению независимости, эффективности, компетентности и целостности посредством неподкупности, беспристрастности, честности и добросовестности. Они не являются сотрудниками ООН и не получают денежного вознаграждения.
К спецпроцедурам можно обратиться на нарушения, совершённое любым государством-членом ООН, межправительственными организациями (например, Международная организация уголовной полиции – Интерпол, Международная организация труда) и негосударственными субъектами.
Выбор конкретного инструмента, к которому можно обратиться, зависит от специфики нарушенного права. Но помните про различия, обозначенные в самом начале в таблице, и изучите практику каждого механизма. Прежде чем делать выбор, определите, на какое нарушение вы хотите пожаловаться. Поймите, на какой договор ООН и какие его конкретные положения вы будете опираться. От этого будет зависеть выбор дальнейшего действия.
- Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях
- Специальный докладчик по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания
- Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений
- Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма
- Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение
- Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях
- Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов
- Специальный докладчик по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов
- Специальный докладчик по вопросу о крайней нищете и правах человека
- Специальный докладчик по вопросу о праве на образование
- Специальный докладчик по вопросу о правах человека мигрантов
- Специальный докладчик по вопросу о праве на питание
- Независимый эксперт по вопросу о последствиях внешней задолженности и других соответствующих международных финансовых обязательств государств для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав
- Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников
- Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов
- Специальный докладчик по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья
- Специальный докладчик по вопросу о правах человека внутренне перемещённых лиц
- Специальный докладчик по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми
- Независимый эксперт по вопросу о правах человека и международной солидарности
- Специальный докладчик по вопросам меньшинств
- Специальный докладчик по вопросам поощрения и защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом
- Независимый докладчик по вопросу о современных формах рабства
- Специальный докладчик по вопросу о правах человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги
- Специальный докладчик по вопросу о правах человека и международной солидарности
- Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций
- Специальный докладчик по вопросу о содействии установлению истины, правосудию, возмещению ущерба и гарантиям недопущения нарушений
- Независимый эксперт по вопросу о поощрении демократического и справедливого международного порядка
- Специальный докладчик по вопросу об обязательствах в области прав человека, связанных с пользованием безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой
- Независимый эксперт по вопросу об осуществлении всех прав человека пожилых людей
- Специальный докладчик по правам инвалидов
- Специальный докладчик по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека
- Независимый эксперт по вопросу об осуществлении прав человека лицами, страдающими альбинизмом
- Специальный докладчик по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни
- Специальный докладчик по вопросу о праве на развитие
- Независимый эксперт по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности
- Специальный докладчик по вопросу о ликвидации дискриминации в отношении лиц, затронутых лепрой, и членов их семей
- Специальный докладчик по правам человека в России (начнёт свою работу оринетировочно весной 2023 года после избрания)
- Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям
- Рабочая группа по произвольным задержаниям
- Рабочая группа экспертов по проблеме лиц африканского происхождения
- Рабочая группа по вопросу об использовании наёмников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение
- Рабочая группа по вопросу о дискриминации в отношении женщин и девочек
- Рабочая группа по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях
Россия категорически не признаёт мандат независимого эксперта по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности и отказывается сотрудничать с ним
Шаг № 3
Можете ли вы обратиться?
Информацию на рассмотрение Специальному Докладчику может направить:
- любое частное лицо,
- группа лиц,
- общественная организация,
- межправительственная организация
- или правозащитная организация.
Рабочая группа реагирует на полученные сообщения о предполагаемых случаях нарушения прав от:
- непосредственно затронутых лиц,
- их семей или их представителей,
- неправительственных организаций по защите прав человека,
- правительственных и межправительственных организаций.
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Все критерии приемлемости обращений установлены в Кодексе поведения экспертов. Все они перечислены ниже.
Все критерии приемлемости обращений установлены в Кодексе поведения экспертов. Все они перечислены ниже.
Тем не менее достоверно подтвержденные сообщения не должны признаваться неприемлемыми в силу лишь того, что сведения, имеющиеся у отдельных авторов, получены из вторых рук, при условии, что они подкрепляются явными доказательствами.
Шаг № 5
Готовим пакет документов и отправляем обращение
Шаг № 5
Готовим пакет документов и отправляем обращение
Чтобы жалоба была рассмотрена, всем специальным процедурам должна быть сообщена следующая минимальная информация.
Чтобы жалоба была рассмотрена, всем специальным процедурам должна быть сообщена следующая минимальная информация.
Помните о критериях приемлемости и не упускайте основной информации.
- идентификация лица (лиц) или организации (организаций), представляющих сообщение;
- полное имя предполагаемой жертвы (жертв), возраст, пол и место жительства или происхождения;
- по возможности указание максимального числа подробностей (фамилия, возраст, пол, место проживания или происхождения) в делах, касающихся группы или общины;
- дата и место происшествия (приблизительно, если точная дата не известна);
- подробное описание обстоятельств происшествия, при котором имело место предполагаемое нарушение;
- идентификация предполагаемого виновника (виновников), фамилия (фамилии), если это известно, и/или должность/функции и предполагаемый мотив;
- опционально, но желательно: указать, предпринимались ли какие-либо шаги на национальном уровне (например, имело ли место обращение в полицию, задействованы ли другие национальные органы, позиция правительства, если правительство заняло какую-либо позицию);
- опционально, но желательно: если это уместно, указать, были ли предприняты какие-либо шаги на международном уровне (например, были ли задействованы другие международные механизмы).
Помните о критериях приемлемости и не упускайте основной информации.
- идентификация лица (лиц) или организации (организаций), представляющих сообщение;
- полное имя предполагаемой жертвы (жертв), возраст, пол и место жительства или происхождения;
- по возможности указание максимального числа подробностей (фамилия, возраст, пол, место проживания или происхождения) в делах, касающихся группы или общины;
- дата и место происшествия (приблизительно, если точная дата не известна);
- подробное описание обстоятельств происшествия, при котором имело место предполагаемое нарушение;
- идентификация предполагаемого виновника (виновников), фамилия (фамилии), если это известно, и/или должность/функции и предполагаемый мотив;
- опционально, но желательно: указать, предпринимались ли какие-либо шаги на национальном уровне (например, имело ли место обращение в полицию, задействованы ли другие национальные органы, позиция правительства, если правительство заняло какую-либо позицию);
- опционально, но желательно: если это уместно, указать, были ли предприняты какие-либо шаги на международном уровне (например, были ли задействованы другие международные механизмы).
Подача жалобы ограничивается заполнением электронного формуляра. Он доступен на английском, французском и испанском языках. Несмотря на то, что в официальные языки ООН входит и русский язык, отправить жалобу через форму можно только на предложенных языках. Такой вариант обращения предпочтителен, но вы можете в исключительных случаях и направить жалобу почтой.
OHCHR-UNOG
8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneve 10, Switzerland
Если заявитель – гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.
Все подтверждающие документы направляйте простой копией – заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.
Подача жалобы ограничивается заполнением электронного формуляра. Он доступен на английском, французском и испанском языках. Несмотря на то, что в официальные языки ООН входит и русский язык, отправить жалобу через форму можно только на предложенных языках. Такой вариант обращения предпочтителен, но вы можете в исключительных случаях и направить жалобу почтой.
OHCHR-UNOG
8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneve 10, Switzerland
Если заявитель – гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.
Все подтверждающие документы направляйте простой копией – заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.
Наряду с другими специальными процедурами Рабочая группа разработала процедуру «срочных мер» для случаев, когда имеются достаточно обоснованные утверждения о том, что данное лицо произвольно лишено свободы и что дальнейшее его лишение свободы может создавать серьезную угрозу для его здоровья или даже жизни.
Процедура срочных мер может также применяться и в других обстоятельствах, когда Рабочая группа считает, что существуют конкретные обстоятельства, которые оправдывают обращение с подобным призывом. Решение о срочных мерах не означает, что Рабочая группа примет итоговое решение в пользу обращающегося.
Призыв к принятию срочных мер или письмо с утверждениями направляются по дипломатическим каналам связи правительству соответствующего государства с просьбой принять необходимые меры для обеспечения соблюдения права задержанного человека не быть произвольно лишенным свободы, права на справедливое судебное разбирательство в независимом и беспристрастном суде, а также права на жизнь и физическую и психическую неприкосновенность задержанного. Подобные сообщения зачастую направляются совместно с другими специальными процедурами.
Сообщения с просьбой к Рабочей группе направить призыв к принятию срочных мер необходимо направлять на wgad@ohchr.org и urgent-action@ohchr.org или онлайн-платформу.
Специальные процедуры стремятся действовать как можно быстрее. Приоритетное внимание уделяется наиболее серьезным и срочным случаям. Рассмотрение отдельных жалоб может быть начато в течение 24 часов с момента подачи. Однако оно может занять и более длительное время, особенно в том случае, если жалоба не содержит полную информацию.
Специальные процедуры стремятся действовать как можно быстрее. Приоритетное внимание уделяется наиболее серьезным и срочным случаям. Рассмотрение отдельных жалоб может быть начато в течение 24 часов с момента подачи. Однако оно может занять и более длительное время, особенно в том случае, если жалоба не содержит полную информацию.
Процедура рассмотрения жалоб спецдокладчиками не является квазисудебной процедурой, специальные процедуры не обладают властью или полномочиями для обеспечения выполнения своих рекомендаций или следования своим мнениям.
Специальный докладчик стремится получать достоверную и надежную информацию о предполагаемых нарушениях прав человека, относящихся к её мандату, от различных источников, включая отдельных лиц, группы людей, организации инвалидов, неправительственные организации, гражданское общество, правительства, агентства и органы ООН и межправительственные организации, с тем, чтобы оценивать и доводить до сведения соответствующего государства, а позднее — международного сообщества, информацию об индивидуальных случаях, ситуациях, вызывающих беспокойство, и/или тенденциях и признаках предполагаемых нарушений с целью защиты прав инвалидов.
Если Специальный докладчик решает отреагировать на полученную информацию, он направляет письмо соответствующему государству, выражая своё беспокойство и запрашивая в определенные сроки разъяснения относительно предполагаемых нарушений и ответ с комментариями и соображениями.
Сообщения, отправляемые Специальным докладчиком, и ответы государств остаются конфиденциальными до тех пор, пока их не опубликуют в Докладах по сообщениям, представляемых на каждой регулярной сессии Совета по правам человека (в марте, июне и сентябре). В опредёленных ситуациях, в том числе вызывающих серьёзное беспокойство, Специальный докладчик может в более ранние сроки опубликовать открытое заявление.
Когда Рабочая группа получает индивидуальное сообщение, она препровождает изложенные подозрения соответствующему правительству по дипломатическим каналам с предложением представить Рабочей группе в течение 60 дней замечания и соображения по поводу соответствующих утверждений, как в отношении фактов и применимого законодательства, так и в отношении хода и результатов расследований, которые могли в этой связи предписываться.
Направленный правительством ответ в Рабочую группу препровождается источнику для любых окончательных замечаний.
Существуют и другие процедуры, применимые к Рабочей группе по произвольным задержаниям и Рабочей группе по насильственным или недобровольным исчезновениям; с методами их работы можно ознакомиться, пройдя по ссылкам:
- Рабочие методы Рабочей группы по произвольным задержаниям
- Рабочие методы Рабочей группы по насильственным или недобровольным исчезновениям
Перечни отправленных сообщений и полученных на них ответов публикуются в докладе, который готовится к каждой сессии Совета по правам человека. Эти доклады содержат письма, направленные экспертами, включающие имена предполагаемых жертв, – за исключением предполагаемых жертв моложе 18 лет или предполагаемых жертв сексуального насилия, имена которых не публикуются. Если из заявления очевидно, что существуют опасения относительно безопасности предполагаемых(ой) жертв(ы), то в докладе не будут упоминаться имен(а) жертв(ы).
Ввиду количества заявлений и изначально предполагаемой конфиденциальности сообщений, в настоящее время нет возможности предоставлять сведения о статусе рассмотрения жалоб. Поэтому следует проверять базу данных докладов по сообщениям, где содержится информация о направленных сообщениях и полученных ответах.
Перечни отправленных сообщений и полученных на них ответов публикуются в докладе, который готовится к каждой сессии Совета по правам человека. Эти доклады содержат письма, направленные экспертами, включающие имена предполагаемых жертв, – за исключением предполагаемых жертв моложе 18 лет или предполагаемых жертв сексуального насилия, имена которых не публикуются. Если из заявления очевидно, что существуют опасения относительно безопасности предполагаемых(ой) жертв(ы), то в докладе не будут упоминаться имен(а) жертв(ы).
Ввиду количества заявлений и изначально предполагаемой конфиденциальности сообщений, в настоящее время нет возможности предоставлять сведения о статусе рассмотрения жалоб. Поэтому следует проверять базу данных докладов по сообщениям, где содержится информация о направленных сообщениях и полученных ответах.
Шаг № 2
Определяем, на что можно пожаловаться
Если коротко, то на систематическое грубое нарушение любого права человека, закрепленного Всеобщей декларацией прав человека и другими применимыми договорами в области права прав человека.
Обращение в СПЧ – это самый универсальный механизм в системе ООН, чётких определений для которого нет. Если вы считаете, что именно в вашем случае обращения в комитеты недостаточно, или ваш вопрос не относится к юрисдикции комитетов, чьи решения признаёт Россия, то внимательно изучите практику СПЧ. Возможно, вам стоит обратиться туда.
Старейшая процедура рассмотрения жалоб, существовавшая в системе ООН, установленная в 1970 году и уточненная в 2000 году резолюцией 2000/3 (на сайте Совета нет доступа к этой резолюции).
СПЧ рассматривает дела в закрытой процедуре, однако два дела стали публичными. Прочтите и проанализируйте их, чтобы понять, есть ли смысл обращаться в СПЧ. На русском языке доступно дело о протестах в Кыргызстане. Оно касалось применения чрезмерной силы против демонстрантов (в том числе использовании полицией боевых патронов, что привело к гибели людей), произвольных арестов и задержаний лиц, выражавших свой протест, с целью подавления политической оппозиции, гонений на правозащитников и оппозиционных политиков, а также изнасиловании двух женщин, являющихся членами оппозиционных движений в Бишкеке.
Совет принял к сведению ответы, полученные от правительства Кыргызстана, изменение политической ситуации в стране и тот факт, что новое правительство Кыргызстана предприняло активные шаги по рассмотрению вышеупомянутых случаев и расследованию обстоятельств дела.
Краткий обзор всех дел, рассмотренных СПЧ, можно найти здесь (на английском).
Шаг № 3
Можете ли вы обратиться?
Все, кто считает себя жертвой предполагаемых нарушений прав человека, совершённого любой страной-членом ООН, или заявляет о том, что напрямую располагает достоверной информацией о таких нарушениях:
● Частные лица
● Группы частных лиц или сообщества
● Неправительственные организации
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
В жалобе не нужно ссылаться на конкретные акты, необходимо указать, какое право нарушено и полностью описать ситуацию. Права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека и других применимых договорах в области права прав человека (например, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).
Шаг № 5
Готовим пакет документов и отправляем обращение
Жалоба должна написана на английском, арабском, испанском, китайском, русском или французском языках. Скачать формуляр можно здесь. Если заявитель гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.
Пишите жалобу разборчивым почерком, но предпочтительно заполнение на компьютере.
В жалобе необходимо указать основные личные данные (фамилию, гражданство, дату рождения, почтовый адрес и адрес электронной почты заявителя) и название государства, против которого она подается. Если ваши личные или контактные данные меняются – не забывайте сообщить об этом Секретариату.
Все подтверждающие документы направляйте простой копией — заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.
Если в жалобе недостаточно данных для анализа в рамках процедуры рассмотрения жалоб Совета по правам человека, или не хватает ясности в описании фактов, секретариат Совета по правам человека может обратиться к заявителю с просьбой предоставить более подробную информацию или повторно подать жалобу.
Готовый пакет документов направьте на CP@ohchr.org. В случае, если вы не можете этого сделать, то допускается направление почтой.
Office of United Nations High Commissioner for Human Rights
Human Rights Council Branch-Complaint Procedure Unit
OHCHR- Palais Wilson
United Nations Office at Geneva
CH-1211 Geneva 10, Switzerland
Первоначальная проверка вашей жалобы осуществляется Председателем Рабочей группы по сообщениям совместно с секретариатом. Рабочая группа (далее – РГ) проводит две сессии в год, на которых принимает решения о приемлемости конкретных жалоб и оценивает по существу утверждения о нарушениях. РГ может как отклонить жалобу, так и начать рассмотрение вашего кейса Рабочей группе по ситуациям.
Рабочая группа по ситуациям собирается на сессии два раза в год и должна на основе информации и рекомендаций, полученных от Рабочей группы по сообщениям, представить Совету доклад о систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод со своими рекомендациями по принятию конкретных мер. Эта РГ также может либо отклонить жалобу, либо инициировать рассмотрение. Во втором случае за дело берётся СПЧ.
Совет изучает доклады Рабочей группы по ситуациям конфиденциально и может вынести по ним одно из следующих решений:
● Прекратить рассмотрение конкретной ситуации, если нет оснований для дальнейшего рассмотрения или принятия мер по ней.
● Держать ситуацию под контролем и обратиться к соответствующему государству с просьбой предоставить дополнительную информацию в течение разумного срока.
● Держать ситуацию под контролем и назначить независимого высококвалифицированного эксперта для наблюдения за ней и представления доклада Совету.
● Прекратить изучение конкретного вопроса в рамках конфиденциальной процедуры рассмотрения жалоб и приступить к открытому его рассмотрению. Совет дважды принимал решение прекратить рассмотрение дела в режиме конфиденциальной процедуры и приступал к открытому обсуждению вопроса: в 2006 году по делу против Кыргызстана после рассмотрения по процедуре 1503 и в 2012 году по делу против Эритреи.
● Рекомендовать Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека оказать техническое содействие соответствующему государству, помощь в укреплении его потенциала или консультативные услуги.
С учетом большого объема жалоб для начала рассмотрения жалобы может потребоваться от нескольких недель до нескольких месяцев. Заявителя и государства, которых касается жалоба, информируют о ходе её рассмотрения.
Эта инструкция, как и все проекты Института, стала возможна исключительно благодаря вашей поддержке.
Вы можете помочь нам продолжить свою работу, оформив небольшое пожертвование или купив одно из наших изданий.