Руководство подготовкой четвертого пятилетнего плана кто

Четвертая пятилетка 1946 1950

Главные задачи

Основная задача четвертой пятилетки — восстановить отрасли народного хозяйства, которые серьезно пострадали в военные годы. Сталин хотел как можно быстрее поставить на ноги индустриальное и сельскохозяйственное производство, обеспечив тем самым стремительное развитие экономики.

Четвертая пятилетка

В результате выстраивается система, в рамках которой функции по управлению государственным восстановлением были поделены между партийными и местными органами власти.

Согласно принятому закону «О пятилетнем плане по восстановлению народного хозяйства», нужно было справиться с двумя основными задачами:

  1. Осуществить массовую реконверсию.
  2. Добиться быстрого и эффективного улучшения состояния экономики.

Пристальное внимание руководство страны собиралось уделить именно реконверсии, которая предполагала следующие изменения:

4 пятилетка

  1. Масштабную реорганизацию наркоматов. В ходе войны почти все министерства и отрасли промышленности были задействованы для нужд армии: занимались выпуском оружия, техники и других средств. Теперь же необходимо было направить ресурсы на выпуск сельскохозяйственной продукции, инструментов и приборов.
  2. Полный роспуск Государственного комитета обороны, функции которого взял на себя снова Совет Народных Комиссаров.
  3. Образование комитета, основной задачей которого стало бы развитие народного хозяйства и его снабжение всем необходимым.
  4. Руководить процессом должны были местные области власти и партийные подразделения. Разработка плана и его осуществление контролировалось из Москвы, а все остальное ложилось на плечи районных и областных центров.

На плечи руководства страны легла еще одна непростая задача: доказать народу, что очередная пятилетка не будет являться таким же безуспешным проектом, как и третья. Ведь если говорить кратко, к нужной дате тогда правительству не просто не удалось достичь поставленных целей, но и приблизиться к ним.

Особенности пятилетки

Четвертая пятилетка (1946−1950) предполагала множество изменений, которые в той или иной степени должны были повлиять на оздоровление экономики. В первую очередь, это коснулось монетарной политики СССР. Было проведена денежная реформа, благодаря которой удалось снизить стоимость основных продуктов, полностью устранить карточную систему. Покупательная способность рубля выросла, что благотворно повлияло на уровень жизни граждан и экономику в целом.

Переоценка вкладов и займов

Сразу после этого была осуществлена масштабная конверсия государственного долга: комитеты собрали все данные о внешних и внутренних долгах СССР, после чего провели обмен по курсу 10 к 1.

Все вклады, сделанные до и во время войны, были переоценены. В наиболее выигрышном положении были мелкие вклады до 3 тысяч рублей, которых было более 85%. Правительство приняло решение не подвергать их переоценке, благодаря чему владельцы получили солидные суммы. Если же размер вклада был больше 3 тысяч рублей, обменный курс устанавливался в размере 3 к 2.

Восстановительная пятилетка

Это позволило добиться стабильности и обеспечить снижение стоимости всей продукции, производимой на территории союзных республик. На колхозных рынках цены упали почти в 3 раза, а импортируемые товары стоили теперь на 20% меньше.

Реформа государственных займов позволила существенно улучшить кредитование. За пятилетний срок восстановления экономики Сбербанк в 16 раз увеличил поток вкладов. Благодаря этому удалось избавиться от спекулянтов, которые держали большие наличности на руках и ослабляли тем самым рубль.

Улучшение состояния экономики позволило провести в 1950 году ревальвацию рубля, который теперь стоил 4 рубля за доллар вместо 5,3 рублей раньше.

Отмена карточной системы

Одной из проблем, которую нужно было решить во время четвертой пятилетки, стала отмена карточной системы. Во времена Второй мировой войны она существовала во всех странах и позволяла обеспечить население минимальными объемами еды, необходимыми для проживания.

Четвертый пятилетний план

После войны стоимость товаров массового потребления была в несколько раз выше, чем в довоенный период, поэтому правительство поставило цель каждый год проводить снижение цены и к концу пятилетнего оздоровительного периода удалось снизить их почти вдвое.

Снижение стоимости основных товаров привело к улучшению уровня жизни граждан. Более того, в наибольшем выигрыше оказались именно крестьяне, которые до этого были в самом плачевном состоянии.

Пристальное внимание во время проведения реформ уделили возможности массовой скупки товаров после отмены карточной системы. Для этого создали товарный запас, который по стоимости составил 1,7 млрд рублей. Этого вполне хватило бы на удовлетворение любого спроса.

Основные итоги

За годы четвертой пятилетки удалось многого добиться в области «оживления» послевоенной экономики страны. Было восстановлено более 6 тысяч предприятий, достигнуты успехи почти во всех отраслях. В 1951 году прирост производительности труда составил 70%.

Среди других итогов можно выделить:

Четвертая пятилетка итоги

  1. Уровень развития промышленности вышел на довоенный уже в 1948 году.
  2. В 1950 году индустриальный рост составил 41%, а строительный — 141%.
  3. Удалось добиться крупного снижения стоимости продуктов народного потребления.
  4. Советские ученые разработали ядерное оружие, благодаря чему США потеряли преимущество в противостоянии двух государств.
  5. К концу пятилетнего периода восстановления удалось устранить ущерб, который был нанесен сельскому хозяйству в годы Второй мировой.
  6. Начали активно развиваться машиностроение, черная металлургия и электроэнергетика.

Таким образом, во время 4 пятилетки произошли структурные изменения в промышленности и народном хозяйстве. Грамотно продуманная политика СССР позволила оперативно устранить последствия Второй мировой войны, улучшить экономическую ситуацию и благосостояние граждан.

Четвертый пятилетний план охватывал социальную, политическую и производственную отрасли. Если начало восстановительной пятилетки сопровождалось пессимистичными прогнозами и настроениями в обществе, после удачного воплощения в жизнь всех перечисленных в постановлении правительства пунктов все изменилось. За 4 года власть смогла доказать, что план является выполнимым — не без помощи лимитчиков, и все споры вокруг него исчезли.

Четвёртая пятилетка — четвёртый пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1946 года до 31 декабря 1950 года включительно. Начало периода послевоенного восстановления народного хозяйства СССР.

Главная задача пятилетки

Формула главной задачи 4-й пятилетки — «послевоенное восстановление народного хозяйства СССР и его дальнейшее мирное развитие».

После войны И.В.Сталин, по ряду признаков, стал выстраивать новую систему распределения функций управления народным хозяйством между партией и органами государственной власти. Так или иначе, 4-я пятилетка была единственной в истории экономики СССР, план которой не выносился на рассмотрение съезда партии. Если главный документ 1-го пятилетнего плана имел статус директив, а 2-й и 3-й пятилеток — резолюций партсъездов, то в основе 4-й пятилетке был «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства», принятый сессией Верховного Совета СССР.

Одновременно с принятием закона о пятилетнем плане Верховный Совет СССР преобразовал высшие институты управления экономикой: СНК — в Совет министров СССР, а наркоматы — в министерства.

В 1947 году были образованы Госснаб (госкомитет по снабжению народного хозяйства) и Гостехника (госкомитет по внедрению новой техники в народное хозяйство).

Денежная реформа

Важнейшим событием 4-й пятилетки в сфере финансов и торговли стала денежная реформа 1947 года, проведённая одновременно с массовым снижением цен и отменой карточной системы. В результате выросла покупательная способность рубля и повысилась реальная зарплата. Проведённая тогда же конверсия облигаций Государственного займа 1938 года позволила собрать статистику для организации конверсии остальных займов, которая состоялась в следующем году.

В ходе реформы бумажная наличность была обменена на новые купюры в соотношении номиналов 10:1. Примечательно, что набор их колеров по номиналам полностью повторял последние банкноты царской России. Вклады подверглись дифференцированной переоценке. Мелкие (до 3000 рублей), составлявшие 80% всех вкладов, не переоценивались, и таким образом их владельцы получили существенную «премию». Для сумм от 3 до 10 тысяч рублей отношение обмена было установлено 3:2, а от 10000 рублей и выше — 2:1.

Розничные цены снизились в среднем на 17%, а цены колхозных рынков более, чем в 3 раза.

Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после её проведения. Реформа ударила прежде всего по спекулянтам, державшим свои накопления на руках. При том, что наличноденежная масса уменьшилась с 43,6 до 14 миллиардов рублей, не было предъявлено к обмену дензнаков на сумму около 4 миллиардов руб.

В 1948 году все госзаймы предшествующих лет были конвертированы в Государственный 2% заём 1948 года, после чего в 1949–57 годах ежегодно выпускался новый государственный заём.

28 февраля 1950 года была произведена ревальвация рубля к доллару, с 5,3 до 4 рубля. Новое золотое содержание рубля было определено равным 0,222168 грамма.

Среднегодовые затраты на займы составляли в 1956 году: на одно крестьянское хозяйство 214 рублей (17,83 в месяц), а у рабочих и служащих 76,6% месячной зарплаты (6,4% в месяц).

Политика розничных цен

На первую послевоенную пятилетку легла непростая задача отмены карточной системы распределения ряда товаров массового спроса. Карточные системы и нормативы распределения во время второй мировой войны действовали и в ряде крупнейших капиталистических экономик; нормирование распределения прочно закрепило за собой роль одного их мощнейших инструментов государственно-монополистического регулирования. К нему буржуазное государство прибегает при каждом случае, когда либеральные принципы свободы рынка и ценообразования в силу тех или иных факторов чреваты катастрофическими последствиями для господства капитала.

Антисоциальный характер буржуазного государства в полной мере проявляется в те моменты, когда по завершении полосы усиленного госрегулирования приходится отменять нормы и карточки. Так, зимой 1945-1946 года западные зоны побеждённой Германии по вине союбзников потерпели самую настоящую гуманиторную катастрофу, когда от голода и холода погибли десятки тысяч мирных жителей — стариков, женщин и детей. Полуголодное существование влачили в эти годы и жители рядва другиз периферийных стран, например, Норвегии. Помощь, предоставленная впоследствии по плану Маршалла, имела на этом фоне значительный пропагандистский эффект и позволила мировому империализму удержать в своей орбите страны, население которых в годы мировой войны стало объективно склоняться к социализму.

Гипотетическая возможность получения кредитов Советским Союзом по этой линии, о которой рассуждают некоторые публицисты, была блефом. Реальный объём инвестиционных ресурсов и товарной массы, которые могли предоставить США другим странам по окончании войны, были внушительны, но не безграничны. Для СССР с учётом масштабов разрушений и численности населения требовалось едва ли не больше, чем континентальной Западной Европе — США чисто физически не смогли бы предоставить Советскому Союзу такие средства. Поэтому «кабальные условия» предоставления средств служили дополнительной гарантией тому, что СССР не спутает все карты, формально запросив у Запада кредиты под машины, оборудование и товары массового спроса.

Цены на товары оставались выше предвоенных, и поэтому после денежной реформы и вплоть до 1954 года ежегодно проводилось их снижение. В 1954 году цены составляли уже 43% от уровня 1947 года, но ещё превышали предвоенные. Ежегодное снижение розничных цен служило инструментом повышения благосостояния одновременно всего населения, при этом в наибольшем выигрыше оказывались наименее оплачиваемые слои населения, в том числе крестьянство.

Чтобы предотвратить ажиотажную скупку товаров, перед отменой карточек был предварительно накоплен товарный запас на сумму 1,7 млрд. рублей. После отмены карточек, с переходом к единым розничным ценам резерв был «разбронирован» и поступил в торговые сети городов (1,1 млрд. рублей) и сёл (0,6 млрд рублей).

Некоторые итоги пятилетки

За 4-ю пятилетку было восстановлены и введены в действие 6,2 тысяч, или практически все крупные промышленные объекты. Капиталовложения в народное хозяйство составили 48 миллиардов рублей. Был восстановлен Днепрогэс, металлургия, заводы Юга и шахты Донбасса. К концу 1948 года промышленность вышла на довоенный уровень. В городах и посёлках восстановили и построили 201 миллион м² общей площади, в том числе 2,7 миллиона индивидуальных домов на селе. Всё жильё государство предоставляло, как и прежде, бесплатно.

Помощь в написании учебных работ

Читайте также:

Съезд КПСС

Автор статьи

Татьяна Олеговна Павловская

Эксперт по предмету «Экономика»

Задать вопрос автору статьи

План и основные задачи четвертой пятилетки

С 1 января 1946 года по 31 декабря 1950 года в СССР осуществлялось проведение четвертого по счету пятилетнего плана по развитию отраслей народного хозяйства страны. Этот период характеризуется началом послевоенного периода восстановления.

Замечание 1

Главная хозяйственно-политическая задача четвертой пятилетки состояла в полном восстановлении отраслей народного хозяйства Советского Союза, восстановлении пострадавших после Великой Отечественной войны областей страны, восстановлении и дальнейшем повышении уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, а также дальнейшем развитии экономики.

Стала выстраиваться новая система, которая распределяла функции по управлению народным хозяйством страны между партией и государственными органами власти.

Основу четвертой пятилетки составлял закон «О пятилетнем плане по восстановлению и развитию народного хозяйства». Этот закон был принят сессией Верховного Совета СССР.

Перед послевоенной экономикой Советского союза стояло 2 большие задачи. Во-первых, нужно было провести реконверсию. Во-вторых, восстановить экономику.

Для осуществления реконверсии в период с 1945 по 1946 годы были предприняты следующие действия:

  • Были реорганизованы наркоматы (Наркомат танковой промышленности переформирован в наркомат транспортного машиностроения, наркомат минометного вооружения — в наркомат машиностроения и приборостроения, наркомат боеприпасов преобразован в наркомат сельскохозяйственного машиностроения);
  • Был полностью ликвидирован Гос. Ком. Обороны. Его функции по хозяйственному управлению новь были переданы Совету Народных Комиссаров, которые, впоследствии, были преобразованы в министерства.
  • Был образован Государственный комитет по снабжению народного хозяйства и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство.

«План и результаты четвертой пятилетки (1946-1950 гг.)» 👇

Особенности четвертой пятилетки

В годы четвертой пятилетки была разработана денежная реформа. Применение этой реформы осуществлялось одновременно со снижением цен и полной отменой системы карточек.

Результатом стал рост покупательной способности рубля и повышение уровня реальной зарплаты.

В этот же период была проведена конверсия облигаций Государственного займа, которая позволила собрать статистические данные для проведения конверсии остальных займов. Новая денежная реформа позволила осуществить обмен наличности на новые купюры в номинальном соотношении 10 к 1.

Замечание 2

Все вклады подверглись переоценке, причем эта переоценка была осуществлена в дифференцированном виде. Мелкие вклады, суммой до 3 тыс. руб., на долю которых приходилось 80% от общего числа всех вкладов, переоценке не подвергались, что позволило их владельцам получить существенную «премию». Для вкладов, суммой от 3 до 10 тыс. руб. соотношение обмена было установлено в размере 3 к 2, а для крупных вкладов, суммой от 10000 руб. и выше это соотношение составляло 2 к 1.

Произошло значительное снижение розничных цен, которое в среднем составило 17%. Цены на колхозных рынках снизились более чем втрое.

Проводимая финансовая реформа также позволила существенно укрепить систему государственного кредита. В период осуществления реформы и после её окончания наблюдался большой поток вкладов. Прежде всего, эта реформа нанесла удар по спекулянтам, которые держали свои накопления на руках.

В 1948 г. произошла конвертация всех государственных займов предыдущих лет в Государственный займ со ставкой в 2%. Впоследствии, в период с 1949 по 1957 годы ежегодно осуществлялся выпуск нового государственного займа.

В конце февраля 1950 г. произошла ревальвация рубля к доллару. Теперь доллар стал стоить 4 руб., вместо прежних 5,3 руб.

Помимо всего прочего, следовало решить еще одну непростую задачу — отмену карточной системы распределения товаров.

Карточная система во времена Второй мировой войны существовала во многих странах.

Цены на товары массового спроса были существенно выше, чем в довоенное время. После проведения денежной реформы и до 1954 года каждый год государством осуществлялось снижение цен, и в 1954 году уровень цен составлял чуть выше 40% от уровня 1947 года, однако, они все еще превышали цены довоенного периода.

Ежегодное понижение розничных цен на товары способствовало тому, что значительно увеличился уровень благосостояния одновременно всего советского населения, при этом в самом большом выигрыше оказывалась наименее оплачиваемая часть населения, в том числе крестьянство.

Государство продумало и момент с ажиотажной скупкой товаров в связи с отменой карточек. Перед их отменой был предварительно сформирован товарный запас величиной 1,7 млрд. руб. После того, как отмена карточек была проведена с одновременным переходом к единым розничным ценам, резерв был разделен и поступил в торговые сети городов (в размере 1,1 млрд. руб.) и сельской местности (в размере 0,6 млрд. руб).

Итоги четвертой пятилетки

За годы проведения четвертой пятилетки были восстановлены и введены в эксплуатацию практически все крупнейшие объекты промышленности. Капитальные вложения в отрасли народного хозяйства составляли около 48 млрд. руб. Была восстановлена Днепрогэс, отрасли металлургии также практически восстановились, были восстановлены и введены в эксплуатацию заводы Юга и шахты Донбасса.

Уже к концу 1948 г. вся советская промышленность вышла на уровень, зафиксированный в довоенное время.

Активно восстанавливался и жилищный фонд. Свыше 200 млн. м² жилой площади было восстановлено и отстроено. При этом, как и прежде, всё жильё было предоставлено государством бесплатно.
Заданный в четвертую пятилетку план по ее завершению был выполнен и даже перевыполнен.

За этот период было сделано очень многое.

В эти годы были введены в эксплуатацию такие знаковые предприятия, как Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Рязанский станкостроительный завод и др. Всего порядка 6,5 тыс. предприятий.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Руководитель государства И. В. Сталин на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года произнес слова, которые определили весь ход четвертой пятилетки:

«Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного снижения цен на все товары и на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы…».

Тогда же товарищ Сталин дал четкие указания:

«Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъем народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать».

18 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о четвертом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны. В нем намечалось увеличение (по сравнению с довоенным уровнем) добычи угля на 51 %, нефти – на 14 % (до 35 млн. тонн). На практике производство нефти возросло на 21,7 %, угля – на 57,4 %.

Четвертая пятилетка СССР (1946–1950) – четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны.

Через 15 лет после сформулированной и озвученной И. В. Сталиным основной хозяйственно-политической задачи пятилетки, в 1961 г., в Советском Союзе было произведено 50,9 млн. тонн чугуна (101,8 % от упомянутых ориентиров), 70,8 млн. тонн стали (118 %), 506,4 млн. тонн угля (101,2 %), 166 млн. тонн нефти (276,7 %)[97].

Если бы не Великая отечественная война, то в 1942 г. была бы завершена третья пятилетка и в следующем, 1943 г., началась четвертая. Но в первые годы войны Госплану стало не до разработки пятилетних программ. Однако к августу 1944 г. он все же подготовил проект перспективного плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1943–1947 гг. Согласно ему, в 1947 г. по сравнению с 1940 г. национальный доход должен был составить 132 %, продукция промышленности – 128 %, сельского хозяйства – 93 %, грузооборот железных дорог – 108 %. Тем не менее дальнейшего хода этот документ не получил.

Основной хозяйственно-политической задачей четвертой – первой послевоенной пятилетки явились восстановление пострадавших районов, достижение довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства и в дальнейшем превышение его в значительных размерах. К примеру, в 1949 году было создано Министерство угольной промышленности СССР, в составе которого выделился трест «Главдонбассшахтострой», объединивший как восстановительные, так и шахтостроительные организации. Это позволило за короткий период завершить восстановление практически всех шахт Донбасса.

Вот что пишет доктор исторических наук, профессор Александр Иголкин в статье «Фундамент нефтяной сверхдержавы»:

«В современной литературе можно встретить взгляды, подобные тем, что В. П. Попов выразил в работе, опубликованной в 2005 г. Он полагал: «…послевоенный рост промышленности, о котором наша пропаганда сообщала как об очередном успехе советской экономической политики, не привел ни к каким структурным изменениям ни в экономике, ни в обществе»[98]. Но развитие нефтегазовой промышленности, на наш взгляд, опровергает тезис В. П. Попова. Какие изменения почувствовало население? Во-первых, в Москву стал поступать саратовский газ – стали уходить в прошлое примусы и керосинки. Во-вторых, 26 августа 1945 г. ГКО обязал Наркомсредмаш начать выпуск легковых автомобилей «Победа» в июне 1946 г. с использованием репарационного оборудования, а выпуск «Москвича» – в октябре 1946 г. И если в 1947 г. было произведено 9,6 тыс. легковых машин, то в 1950 г. – уже 64,6 тыс. Еще более высокими темпами рос выпуск мотоциклов и мотороллеров – с 6,8 тыс. в 1940 г. до 123,1 тыс. в 1950 г. Вся эта техника требовала бензина и получала его.

Население не могло не видеть все возрастающего количества автобусов, грузовых автомобилей, тракторов, иной моторной техники. В 1950 г. гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 г.

Изменения касались и структуры производства в отрасли. Нефтедобыча велась новыми, более совершенными методами. Более высококачественными стали нефтепродукты. Понятно, что пришлось выпускать не такое, как до войны, горючее для реактивных самолетов и первых ракет (работавших, как известно, на жидком топливе)».

Утверждая темпы роста, И. В. Сталин ошибся относительно нефти – ее было добыто чуть ли не втрое больше. Не предвидел глава советского правительства потенциала «Второго Баку». А на уровень в 60 млн т «черного золота» СССР вышел через полтора года после смерти вождя – к концу 1954 г. Фактически в 1950 г. пробурили больше, чем намечалось – 4282,6 тыс. м, благодаря этому был обеспечен стремительный рост нефтедобычи (на 87 %) в пятой пятилетке. Количество скважин на нефтепромыслах министерства намечалось увеличить к 1950 г. на 210 %.

В пятилетнем плане давались задания и по нефтепереработке: «Развивать производство высокооктанового бензина. Повысить качество автомобильных бензинов, тракторного керосина, дизельного топлива и масел. Увеличить выход нефтепродуктов из нефти путем сокращения потерь и широкого внедрения каталитических процессов и других новейших методов производства бензина и технических масел. Построить за пятилетие четыре нефтеперерабатывающих завода и 16 нефтеперерабатывающих установок. Восстановить три нефтеперерабатывающих завода для обеспечения нефтепродуктами сельскохозяйственных и промышленных районов Юга».

Большие успехи продемонстрировало и нефтяное машиностроение. Так, был освоен выпуск тяжелых установок, предназначенных для бурения скважин глубиной 2,5–3 км. Основными производителями буровых станков в 1946 г. стали Уралмашзавод и Краматорский завод.

В том же году в Грозном были пущены в эксплуатацию первые в СССР опытно-промышленные установки каталитического крекинга отечественной системы. В отчете Грозненского обкома с гордостью отмечалось, что «за истекший год завод («Красный Молот») сдал две новейшие конструкции грязевых насосов, превосходящих лучшие американские образцы».

В конце 1945 г. и в 1946 г. грозненские нефтяники открыли месторождения нефти – Ташкала и Суворовское. А на старых площадях были обнаружены новые нефтеносные поля. Открытия были сделаны и в других районах, прежде всего – Волго-Уральском. Новые месторождения открывались во всех районах, в том числе в Азербайджане.

Почти все оборудование, необходимое нефтяной промышленности, тогда производилось в СССР. По официальным советским статистическим данным, объем выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 г. был в 2,3 раза больше, чем в 1940 г., при этом производство нефтеаппаратуры увеличилось в три раза.

Профессор А. Иголкин обоснованно полемизирует с теми, кто готов поставить под сомнение первоочередность решаемых в то время задач в экономике. Он пишет[99]:

«Современный исследователь В. М. Кудров полагает: «После войны вновь начался восстановительный период. Производство быстро росло. Главная задача, которая ставилась в то время, была связана с восстановлением опять же тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Как и прежде, о нуждах населения думали в остаточном варианте»[100]. Не совсем понятно, что значит «в остаточном варианте». Предприятия нефтяной промышленности выпускали немало товаров народного потребления.

Завод им. Сталина Министерства нефтяной промышленности восточных районов СССР (Башкирская АССР) на 1947 г. получил план производства 1200 кухонных плит, 1200 печных топочных дверок и т. д. А завод № 428 того же ведомственного подчинения (также находившийся в Башкирии) в 1947 г. должен был произвести 1 тыс. ведер, 300 стиральных корыт, 500 чугунных сковородок. Можно ли было произвести товаров народного потребления больше? Наверное. Но в этом случае пришлось бы отложить ряд других экономических планов. Может быть, кто-то полагает, что во второй половине 1940-х годов можно и нужно было отказаться, например, от усилий по производству авиационного горючего в пользу жестяных или даже стиральных машин? Но тогда через 10 лет (после 1947 г.) мы не имели бы «Ту-104», а немногим позже (по историческим меркам) – десятки миллиардов валютной выручки от продажи различных моделей «МИГов», «СУшек» и других самолетов. Не говоря уже о некоторых иных преимуществах, которые создают статус великой авиационно-космической державы».

В 1950 г. советский рубль был переведен с долларового на золотой паритет, что обеспечивалось достаточным золотым запасом в казне. В 1953 г. он составлял более 2 тыс. тонн. Для этих лет характерно явление, оставшееся в памяти людей старшего поколения, как забота властей о «благе народа»: сталинские снижения цен на продовольственные и промышленные товары массового спроса. Первое снижение цен состоялось в 1948 г., с 1948 по 1954 гг. такие мероприятия проводились ежегодно. Как правило, о снижении цен население оповещалось заранее. В магазинах появлялись красочные объявления и плакаты, приглашающие покупателей на распродажу, хотя реально цены снижались на несколько процентов.

К завершению четвертой пятилетки – к 1950 году страна сильно изменилась по сравнению с 1945-м. Эти изменения в большей мере коснулись тяжелой промышленности. Но таким образом закладывались основы для более серьезных, подчас кардинальных изменений, осуществленных в 1950-е годы и последующие десятилетия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поздравления для руководства с праздником
  • Пао химпром руководство новочебоксарск
  • Андроид тв бокс инструкция на русском
  • Эурикан для собак инструкция по применению щенкам
  • Монталин лекарство для суставов инструкция по применению противопоказания