Руководство подвижной игрой воспитателя

Ерофеева Елена Александровна

Основные задачи подвижных игр:

§     укреплять здоровье играющих;

§     способствовать их правильному физическому развитию;

§     содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

§     воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;

§     прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методика руководства подвижными играми в детском саду.

Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.

Основные задачи подвижных игр:

  • укреплять здоровье играющих;
  • способствовать их правильному физическому развитию;
  • содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
  • воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества;
  • прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:

  • Название игры.
  • Программные задачи (закреплять, совершенствовать, управлять).
  • Цель игры (воспитание общей выносливости, силы воли; ловкости, дружелюбия, ориентировка в пространстве и т. д.).
  • Оборудование (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.)
  • Сюжет игры (младший и средний возраст), содержание игры (старший дошкольный возраст).
  • Правила игры (знание правил игры, начинаем игру после сигнала).
  • Ход игры ( выбор водящего, считалка, речевка, сигнал)
  • Руководство игрой (отслеживаем развитие сюжета, успокаиваем гиперактивных детей, стимулируем к действиям медлительных детей).
  • Варианты игры (усложнения).
  • Анализ проведенной игры (подводить итоги игры нужно только на положительных эмоциях, похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится)

ВОСПИТАТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:

  • знать наизусть ход и правила игры.
  • помнить, что игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.
  • вовлекать детей в игру яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т.п.
  • подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт, традиции разных народов.
  • начинать обучение подвижным организованно (начинать с простых некомандных игр, где главную роль берёт на себя воспитатель).
  • переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.
  • следить за дозировкой физической нагрузки.
  • использовать как можно больше народного фольклора, т.к. игры имеют огромное значение для развития речи ребёнка.
  • заканчивать игру нужно своевременно, т.к. её затягивание может привести к переутомлению.
  • обязательно подвести итог игры.

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно — нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения подвижных игр в детском саду

Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяет педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создать радость, доб…

  • Мне нравится 

 

Руководство
подвижной игрой

Несмотря на то, что дети очень любят играть в
подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую,
самостоятельно. Это характерно для всего периода младшего дошкольного детства.

Подвижные игры с малышами всегда организует
воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.

При проведении подвижной игры необходимо
помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из
таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны
соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ
выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования
к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача — приучать детей
действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое
внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения
сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.

Выполнение этих задач зависит от того, как
педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших
условий при этом является общение детей со взрослым и между собой.

Для развития личности ребенка третьего года
жизни еще сохраняется та огромная роль постоянных контактов ребенка со
взрослыми, которая так ярко проявляется на предшествующих этапах развития. В
раннем возрасте все разнообразие возникающих отношений может быть реализовано
лишь в совместной деятельности со взрослыми. К 2-3 годам отношения между
взрослым и ребенком развиваются, изменяются, усложняются. Взрослый становится
уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство
осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа,
объяснений и указаний.

В освоении детьми новых движений, в развитии
самостоятельной двигательной активности ребенка воспитателю принадлежит ведущая
роль.

Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не
только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником
(птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые
проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют,
показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон
воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких
случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога,
выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Подвижные игры, подготовка к ним имеют большое
значение для развития общения детей: выполнение движений, заданий старшими
является примером для малышей, важным условием их активизации; в то же время
старшие привыкают помогать малышам, заботиться о них. Дети 2,5-3 лет очень
отзывчивы и с большей готовностью оказывают помощь маленьким. Но эта
отзывчивость проявляется в том случае, если воспитатель вовремя тактично укажет
ребенку, что нужно помочь товарищу, напомнит, как нужно себя вести.

При организации подвижных игр, как в первой,
так и во второй младшей группах в начале учебного года можно наблюдать, как некоторые
дети не хотят принимать участия в общей игре. Чаще всего это дети, которые
недавно пришли в детский сад и еще недостаточно освоились в коллективе. Они
стоят в сторонке, смотрят, как играют другие, и при этом эмоционально выражают
свое отношение к происходящему: улыбаются, хлопают в ладоши, подпрыгивают, стоя
на месте. Воспитатель не должен требовать обязательного участия всех детей в
игре с первых дней; постепенно освоившись, они сами будут включаться в игры и с
удовольствием играть. Но есть дети застенчивые, они и хотели бы поиграть, но
побаиваются. Таким надо помочь, взять за руку, предложить вместе побегать,
спрятаться, подбодрить их. При внимательном и чутком отношении воспитателя
такие дети через несколько дней становятся активными участниками подвижных игр.

Ответственным моментом, влияющим на ход игры,
является объяснение ее воспитателем. Объяснять малышам игру надо эмоционально,
выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей.
Например, о зайчиках, птичках нужно говорить нежно, ласково, а о медведе,
который пугает зайчиков, — низким голосом, несколько грубее. При объяснении
необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют
свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями
нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу
текста, если она служит сигналом к смене движений.

Объяснение сюжетных игр детям младшего
дошкольного возраста должно быть коротким образным рассказом и вызывать у ребенка
яркие представления о тех персонажах, которых он будет изображать в игре. Такое
эмоционально-образное преподнесение содержания, сюжета игры, лишенное
дидактизма, свойственного объяснению при прямом обучении, в упражнениях, и
отвечающее конкретному характеру мышления и восприятия детей, проходит очень
непринужденно и помогает малышу лучше представить игровую ситуацию, войти в
образ и более выразительно воспроизводить характерные для этого образа
движения.

Объяснение подвижной игры детям младшего
дошкольного возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно) с
началом и развертыванием самой игры. Например, воспитатель говорит, что сейчас
все будут играть в игру «Птички в гнездышках», и тут же предлагает
детям занять гнездышки (заранее нарисованные кружки или поставленные
скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит, что по сигналу
«Солнышко!»

все птички вылетят из гнездышек и будут
летать, при этом он показывает, как они будут летать, и предлагает
детям-птичкам полетать вместе с ним. Через некоторое время воспитатель
объявляет: «Дождик пошел, все птички прячутся в гнездышки», — и
поясняет, что все должны убежать и стать в свои кружки. Дети постарше, из
второй младшей группы, объяснение некоторых простых игр могут выслушать от начала
до конца, но в ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет
движения, добивается большей точности выполнения движений и правил.

При объяснении игры воспитатель использует
довольно большое количество слов, различные интонации, что значительно обогащает
речь детей. Дети, даже самые маленькие, не принимающие активного участия в
игре, всегда с большим вниманием прислушиваются к словам воспитателя.

Игровые упражнения также сопровождаются
пояснениями, приговариванием от начала до конца. Такие пояснения, своеобразное
подсказывание по ходу действия, помогают ребенку достичь определенного
результата в выполнении движения. Например, руководя действиями детей в игровом
упражнении «С кочки на кочку» (I вариант), воспитатель говорит:
«Теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля, не бойся,
ручеек неглубокий». «Осторожно, Коля, не спеши, — предупреждает
воспитатель, — не то попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец! Сейчас ты
хорошо идешь, прямо на кочки ступаешь. А теперь сделай шаг пошире, чтобы попасть
на бережок». Попутно воспитатель разговаривает и с другими детьми,
подготавливая их к выполнению задания, «Олечка, а ты хочешь перейти через
ручеек?» — спрашивает он. Девочка смущенно улыбается и ничего не отвечает.
Кто-то из ребят говорит, что она боится. Воспитатель ободряет ребенка: «Мы
с Олей вместе пойдем через ручеек, возьмемся за руки, вот нам и не будет
страшно. Да?»

Постоянное словесное общение со взрослыми
доставляет детям радость и приносит большую пользу развитию их речи,
воображения.

Важным условием, вызывающим у малышей интерес
к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его
заинтересованности. Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с
выполнением ответственной роли, так как дети даже второй младшей группы не.
могут еще хорошо справляться с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним
большой интерес. Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи,
например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает
правила игры. Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают
его как активного участника игры.

Дети 2-3 лет стараются подражать воспитателю в
выполнении движений.

Однако малыши еще недостаточно владеют своим
телом и не могут точно выполнить движение, предложенное воспитателем. Например,
идя по мостику (по доске или между параллельными линиями), дети наступают мимо
его краев, не обращая на это внимания. Не следует настойчиво указывать ребенку
на его ошибки, не дав ему освоиться с новым движением.

Воспитатель должен быть очень тактичным с
малышами. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он
не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие
недостатки ребенка. Нельзя, например, без конца напоминать ребенку, что он не
выполнил того или иного задания, потому что он неловкий, трусливый, неумелый.
Маленькие дети обижаются на такие замечания, у них пропадает желание
участвовать в коллективных играх, упражнениях. Для совершенствования движений
детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ,
пояснения, указания, игровые образы. Например, в игре «Мой веселый звонкий
мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать повыше, как мячики, может
показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко приземлиться, поощряет малышей,
хорошо выполняющих движение.

Активное, заинтересованное участие педагога в
игре доставляет малышам большую радость, создает хорошую эмоциональную
атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия.

В процессе подвижной игры воспитатель следит
за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это
очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей,
или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом
случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

Как подготовиться к игре

Подготовка к игре состоит из нескольких важных
моментов. Одним из них является предварительное ознакомление воспитателя с
содержанием подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы,
но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту.

Хорошее знание практического материала
позволит педагогу легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными
особенностями детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости
от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды,
воспитательных задач и т. п.

Второй момент — это подготовка к проведению
уже конкретной игры. Здесь необходимо прежде всего знать, в каких условиях
будет проводиться игра: на участке или в помещении, в групповой комнате или в
зале, с каким количеством детей. Это поможет воспитателю заранее продумать, как
разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно
двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить
текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование
отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им
персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее
освоить игровые действия.

Третий момент подготовка непосредственно перед
игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где
будет проходить игра: в групповой комнате или зале надо провести влажную
уборку, открыть фрамуги, форточки или окна.

При проведении подвижных игр на свежем воздухе
площадку следует освободить от посторонних предметов, подмести, и если
возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли! Не
следует ограничиваться только групповой площадкой. Можно использовать и
прилегающие непосредственно к ней участки, дорожку вокруг здания детского сада.

Важное значение имеет одежда и обувь играющих.
Костюм и обувь не должны стеснять движений, поэтому перед игрой надо по
возможности облегчить одежду детей, предложить им снять лишние теплые вещи,
переобуть их в тапочки, если игра проводится в помещении. Переодевать детей
полностью в физкультурную форму нецелесообразно, так как это займет больше
времени, чем сама игра.

При проведении подвижных игр на участке в
холодные периоды года надо следить за тем, чтобы дети не были излишне тепло
укутаны: во время игры это стесняет движения и быстрее приводит к перегреванию,
что может вызвать простудные заболевания.

Непосредственно перед игрой воспитатель
подготавливает необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек и
т. п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться,
размечает места для играющих (домики, гнездышки для птичек, норки для мышек,
место, где сидит кот или располагается гараж для автомобиля, и пр.).

Маленьких детей, особенно третьего года жизни,
необходимо предварительно ознакомить с теми предметами и движениями, которые
будут использованы в игре. Надо дать им возможность рассмотреть пособия,
игрушки, попробовать действовать с ними, приподнять, поиграть, с тем, чтобы при
выполнении упражнений или во время игры дети не отвлекались от их главной цели.
Такая подготовка обеспечивает радостное и активное отношение ребенка к
выполнению задания, помогает более быстрому усвоению им основного смысла и
правил игры или игрового упражнения.

Для детей четвертого года жизни также очень
важно ознакомление с обстановкой, в которой будет проходить игра. Иногда бывает
необходимо заранее познакомить детей с персонажами игры и их движениями,
которым они будут подражать. Предварительная подготовка детей к выполнению
заданий в игре или игровых упражнениях может проводиться в течение нескольких
дней или накануне игры.

Непосредственно перед началом игры малышей
можно привлечь к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в
подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий. Так,
например, перед проведением игр «Поезд», «Птички в гнездышках»,
«Воробушки и автомобиль» воспитатель не всегда может расставить
стулья предварительно. Он обращается к детям с предложением поиграть и начинает
ставить стулья так, как это нужно для игры; поясняя им, что это вагончики или
гнездышки, он просит детей постарше принести стулья. Малыши, подражая старшим,
тоже идут за стульями. Воспитатель должен подбадривать малышей, помогать им
ставить стулья ровно, а также напомнить тем, кто постарше, чтобы они помогли
маленьким принести и поставить стулья и сесть на них.

Когда все продумано и подготовлено заранее,
воспитатель может провести игру с большей пользой для детей, обращая все свое
внимание при руководстве игрой на выполнение поставленных ею задач.

Индивидуальный подход к детям при проведении
игр

Индивидуальный подход к каждому ребенку во
время игр и упражнений является непременным условием правильного руководства
деятельностью детей. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к
тому же они вполне допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями
и желаниями каждого ребенка. Например, в ходе игры дети должны проползти на
четвереньках определенное расстояние до указанного места, где лежит погремушка,
флажок и т. п. По пути к игрушке надо проползти под деревянной дугой. Некоторые
малыши, увлеченные игровым заданием, не могут сразу проползти все расстояние, и
они, после того как проползут под дугой, встают и идут или бегут к игрушке,
которую надо поднять над головой и показать остальным. Не следует требовать от
ребенка, особенно на первых порах, обязательно проползти все расстояние.
Главное — вовлечь детей в активную и полезную для них деятельность, и эта цель
достигнута: дети упражняются в ползании, подчиняясь при выполнении задания
определенному правилу.

Подвижность детей младшего дошкольного
возраста чрезвычайно разнообразна, но многие из них не обладают еще
необходимыми двигательными навыками и умениями, движения их ограничены и
однообразны. Они не умеют организовывать свою самостоятельную деятельность, не
умеют пользоваться разными игрушками. Воспитатель должен постоянно иметь в виду
таких детей, побуждать их к активности, подбирать для них специальные задания и
поручения. Некоторые дети в возрасте 2 лет с интересом наблюдают за играющими,
переживают их удачи и неудачи, но сами предпочитают не включаться в игру. На
вопрос воспитателя: «Нравится вам, как дети играют?» — отвечают
утвердительно, а на предложение пойти поиграть вместе со всеми отвечают
категорическим отказом. Воспитатель старается подобрать каждому такому ребенку
интересное задание, упражнение, которое он захотел бы выполнить самостоятельно
на виду у всех детей. Только после долгой индивидуальной работы удается
привлечь ребенка к совместным играм.

В то же время в любой группе детского сада
всегда есть чересчур активные дети, у которых наблюдается частая смена видов
двигательной деятельности. Ребенок не сидит на месте ни минуты: он то бежит за
мячом, то берет его в руки и тут же бросает на пол, то залезает на стул, а
потом начинает бегать по комнате без всякой цели. Такие беспорядочные,
нецелесообразные действия чрезмерно возбуждают ребенка. Он быстро устает,
становится капризным и непослушным. Беспокойное поведение одного ребенка
зачастую передается и другим детям. Подражая ему, они тоже вовлекаются в
беспорядочную шумную деятельность. В таких случаях воспитателю целесообразно
переключить внимание детей на более спокойное занятие, игру. Можно предложить,
например, кому-нибудь из детей пройти по узкой доске, лежащей на полу, пронести
на ладони вытянутой вперед руки маленький резиновый мячик. Малыши быстро
отзываются на интересное для них предложение и переключаются на выполнение
организованного воспитателем игрового задания — одни как исполнители, другие
как зрители.

Но не надо думать, что педагог должен
беспрерывно вмешиваться в деятельность детей. Ребенок второго и третьего года
жизни испытывает свои способности и возможности в каждом новом, доступном ему
движении. Повторение такого движения, являясь для него своеобразной игрой,
доставляет ему большое удовольствие.

Для ребенка этого возраста характерно, что его
деятельность зачастую определяют окружающие его предметы. Обнаружив, например,
что стул или ящик с кубиками можно передвигать с места на место, малыш сейчас
же начинает толкать этот стул или ящик, радуясь тому, что он двигается.
Подобные проявления вполне естественны для младших дошкольников, и не следует
их постоянно пресекать. Надо следить лишь за тем, чтоб интерес к таким
однообразным действиям не овладел ребенком на слишком большой срок.

Хотя у детей третьего года жизни и развиваются
интенсивно навыки общения со сверстниками, ребенок этого возраста, как правило,
любит играть один, не ищет себе партнера, а двигательные задания с
удовольствием выполняет вдвоем с воспитателем. Педагог должен время от времени
заниматься индивидуально с каждым ребенком, развивая его движения. Особенно это
важно для детей застенчивых.

После 2,5 лет все более возрастает
самостоятельность ребенка в выполнении игровых заданий. Его начинает занимать
результат своих действий. «Я сам» — это выражение прочно входит в
словарь малыша. Там, где это безопасно, надо дать ему возможность проявить свои
силы, излишне не опекать его, приучать к преодолению трудностей.

Дети 3 лет с удовольствием включаются в
организованные воспитателем подвижные игры, но и в этом возрасте у них имеются
значительные индивидуальные различия в проявлении двигательной активности как в
самостоятельной, так и в организованной деятельности. Активность детей в
подвижных играх зависит в большой мере от уровня общей и физической
подготовленности, а также от степени адаптации ребенка к условиям жизни в
детском саду.

Дети, недавно пришедшие в детский сад из
семьи, как правило, и в этом возрасте часто робки, не умеют действовать в
коллективе сверстников, отличаются более низкой физической подготовленностью.
Поведение таких детей в подвижных играх на первых порах характеризуется тем,
что они начинают движение не одновременно со всеми, в ходе игры часто
останавливаются, присматриваются к тому, что и как делают другие. Малыши боятся
быть пойманными, поэтому стараются не отходить далеко от условного домика,
гнездышка, держатся напряженно, настороженно, боясь пропустить сигнал, часто
возвращаются в домик, не дождавшись сигнала. Движения их неловки,
некоординированны. Отмеченные особенности поведения говорят о недостаточном
жизненном опыте детей, в том числе и двигательном. Естественно, что их
двигательная активность в подвижных играх гораздо ниже, чем у детей, посещавших
ранее детские учреждения. Однако это характерно для них лишь в первые месяцы,
пока они осваиваются в коллективе, привыкают к режиму детского сада, набираются
сил и двигательного опыта. Постепенно, по мере адаптации, во второй половине
учебного года двигательная активность детей, пришедших из семьи, повышается и
выравнивается с двигательной активностью других детей. К этим детям в начале
года при проведении подвижных игр воспитатель должен проявлять больше внимания,
побуждать их к активной деятельности, подбадривать. Педагог привлекает детей,
более опытных, к тому, чтобы они помогали малышам, затрудняющимся в выполнении
заданий, были бы внимательны к ним во время игры, старались бы не толкать их,
оказывали им помощь в нахождении своего места, в выполнении правил и т. п.

В этом возрасте отмечается и обратное явление.
У некоторых детей двигательная активность в подвижных играх в начале года
довольно высока, а к концу года наблюдается некоторое ее снижение. Это
происходит с детьми несколько более старшими по возрасту и более
подготовленными. Такие дети очень активны в начале года, охотно откликаются на
предложение воспитателя поиграть, играют с интересом. Во второй половине года,
когда они владеют более сложными движениями, умеют кататься на велосипеде, сами
организовывают игры, не всегда охотно откликаются на предложение поиграть в
подвижную игру.

Воспитателю следует учитывать интересы детей.
Участие в игре без интереса не вызывает у малышей достаточной активности,
инициативы, а, наоборот, ведет к их снижению. Дети, включившиеся в игру по
настоянию воспитателя, часто отвлекаются, смотрят на оставленные ими игрушки;
движения их в этих случаях вялы, не энергичны, они безразличны к сюжету,
правилам, ходу игры и при первой же возможности стараются выйти из нее. При
таких условиях подвижная игра, конечно, не может оказать должного влияния ни на
развитие двигательной сферы ребенка, ни на его воспитание. Двигательную
активность детей, не участвующих в общей игре, можно компенсировать за счет
организации малогрупповых игр и игровых упражнений в другое, более удобное для
этого время.

Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах

          Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

         Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре. 

Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ): 

        В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:

Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.

Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).

Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.

Выбор игры

  • Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
  • Принимается во внимание  место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
  • Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
  • Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру

Собрать детей на игру можно разными приемами:

  • В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
  •  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре

       Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

 План объяснения игры

  • название игры ,
  • цель игры ,
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры,
  • объяснение игры нужно сопровождать показом.

Организация играющих, объяснение игры

  • Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Выбор водящих

    Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

    Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
  • способ выбора по жребию (считалка)
  • по выбору играющих (коллективное желание детей,  обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр

      Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

     Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

     Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

      Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею

         Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).

Воспитатель:

  • подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
  • делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
  • подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
  • следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
  • регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..

        Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры

      Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.

Подведение итогов п/игры

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

Источник: ped-kopilka.ru

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Подвижная игра является разновидностью игровой деятельности, в которой наиболее ярко проявляется функциональная значимость движений. Содержание таких игр основывается на конкретной сюжетной линии, соответствующих игровых действиях, включающих двигательную активность, и правилах прохождения игрового процесса. Сюжетная линия подвижных игр определяет их целевое назначение и характер развития игрового конфликта.

Применение подвижных игр в воспитательном процессе ориентировано на обеспечение физического развития ребенка, его моторных функций, формирование навыков коллективного взаимодействия, устранение проблем с коммуникацией, развитие координации и пространственной ориентации. Это обуславливает необходимость рациональной организации игровой деятельности. От руководства педагога игровым процессом зависит успех развития игрового действия и развития ребенка в целом.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Планирование организации подвижных игр дошкольников

Организация игровой деятельности в детском саду целесообразно начинать с составления планов. Планы могут включать организацию нескольких игр, разнообразных по содержанию и целевому назначению, либо ориентироваться на организацию игрового процесса по отдельной подвижной игре, с описанием ее сложности, функциональной роли, расписывания каждого движения игры и упражнения.

Схема плана организации подвижной игры имеет следующую структуру:

  • Название игры или комплекса подвижных игр, используемых на занятии;
  • Возрастная группа, в которой планируется осуществлять игровой процесс;
  • Целевое назначение игры;
  • Стадии обучения детей различным играм и игровым действиям;
  • Применяемое в игре оборудование, предметы, игрушки;
  • Порядок проведения игрового действия. Здесь предполагается разработать схему проведения игры, определить ее краткое содержание, сюжетную линию, указать количество повторений игровых действий, определить правила игры и сформировать организационно-методические указания по ее прохождению.

«Руководство подвижными играми дошкольников» 👇

Планирование игры обязательно должно ориентироваться на время года, в которое игра будет реализована, погодные и температурные условия игрового пространства, одежды детей, возможности применения того или иного игрового оборудования.

Подвижные игры различаются по своему характеру и направленности. Их можно сочетать с различными занятиями, упражнениями и иными играми, применяемые в организации режима дня дошкольников. Кроме того, при планировании игровой деятельности, следует учитывать временной период, в котором она будет реализована. Например, если игра планируется осуществляться в конце дня или в той его части, которая близка ко времени сна, то следует выбирать более спокойные и менее подвижные игры.

Замечание 1

При выборе той или иной подвижной игры, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и наличие того материала, оборудования, который может быть применен в игре.

Чтобы подвижные игры приносили больший воспитательный и обучающий эффект необходимо планировать и проведение таким образом, чтобы они повторялись и постепенно усложнялись. Чтобы усложнить игровое действие можно поменять правила игры, добавить новые движения, изменить их темп. Кроме того, новые элементы игры позволяют развить заинтересованность детей, сформировать их активность, стремление к проявлению инициативы, креативности, что в итоги развивает навыки самостоятельности. Главное, при планировании организации подвижных игр, учитывать включение творческого компонента.

Правила руководства подвижными детскими играми

Чтобы руководство подвижной игрой имело положительный результат и не представляло трудностей для педагога, разработаны специальные правила его реализации. К ним относятся:

  1. При организации подвижной игры и ее отдельных действий, можно применять только те движения, которые ребенок может выполнить, причем технически правильно и без особых трудностей. Если ребенок не умеет выполнять движения, составляющие основу той или иной подвижной игры, то прежде чем ввести ее в практику, необходимо провести занятия по обучению требуемому движению.
  2. Организация игрового процесса требует тщательной предварительной подготовки. Должно быть подготовлено содержание игры, определена его сюжетная линия. В некоторых ситуациях требуется предварительное заучивание стихотворного текста, сопровождаемое игровое действие. На предварительном этапе, педагогу необходимо ознакомиться со знаниями детей, их двигательными навыками, способностями и возможностями.
  3. Стимулирование игрового интереса детей. Педагогу необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию желания ребенка принять участие в игре и поддерживать это желание. Детей нужно увлечь игровым процессом различными методами и средствами.
  4. Пояснение смыслового значения игры зависит от возрастных особенностей детской группы. В младшем дошкольном возрасте, правила игры и ее значение объясняется по ходу игрового действия. Как правило, педагог начинает повествование, предысторию, которая постепенно завлекает детей, и они вступают в игровое действие. В более старшем возрасте, в средней дошкольной группе, педагог рассказывает заранее о смысле игры, ее правилах и знакомит детей с игровыми действиями.
  5. Не допускается предварительное распределение игровых ролей. Игра не должна иметь форму принуждения и содержать инструкции по применению. Ребенка нужно грамотно привлечь к игре, направить и сформировать желание выбора необходимой игровой роли.

Замечание 2

При этом, роли не должны распределяться так, чтобы ребенок ощущал принуждение и был не согласен с выбором. Для этого, распределять роли можно случайным образом – считалочкой, вытягиванием жребия или же мотивировать детей к выбору определенной роли.

Проведение подвижных игр требует учета основных учебно-воспитательных задач. Игры ориентированы на развитие и совершенствование двигательных навыков детей, приучению их коллективному взаимодействию и соблюдению основных игровых правил. Это помогает воспитывать дисциплинированность детей, их организованность, развивает сдержанность и терпение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут
организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Это характерно для всего
периода младшего дошкольного детства.
Подвижные игры с малышами всегда организует воспитатель, хотя часто они могут
быть начаты по желанию детей.
При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных
образовательно-воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и
совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих
чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. По мере
приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны
увеличиваться. Вторая задача — приучать детей действовать в коллективе в соответствии с
правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей
организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные
задания по сигналу.
Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к
игре, заинтересовать их. Одним из важнейших условий при этом является общение детей
со взрослым и между собой.
Для развития личности ребенка третьего года жизни еще сохраняется та огромная
роль постоянных контактов ребенка со взрослыми, которая так ярко проявляется на
предшествующих этапах развития. В раннем возрасте все разнообразие возникающих
отношений может быть реализовано лишь в совместной деятельности со взрослыми. К 2-3
годам отношения между взрослым и ребенком развиваются, изменяются, усложняются.
Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это
руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа,
объяснений и указаний.
В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной
активности ребенка воспитателю принадлежит ведущая роль.
Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем
ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с
удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и
сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений.
Веселый, ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное
настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову
педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.
Подвижные игры, подготовка к ним имеют большое значение для развития
общения детей: выполнение движений, заданий старшими является примером для
малышей, важным условием их активизации; в то же время старшие привыкают помогать
малышам, заботиться о них. Дети 2,5-3 лет очень отзывчивы и с большей готовностью
оказывают помощь маленьким. Но эта отзывчивость проявляется в том случае, если
воспитатель вовремя тактично укажет ребенку, что нужно помочь товарищу, напомнит,
как нужно себя вести.
При организации подвижных игр, как в первой, так и во второй младшей группах в
начале учебного года можно наблюдать, как некоторые дети не хотят принимать участия в
общей игре. Чаще всего это дети, которые недавно пришли в детский сад и еще
недостаточно освоились в коллективе. Они стоят в сторонке, смотрят, как играют другие,
и при этом эмоционально выражают свое отношение к происходящему: улыбаются,
хлопают в ладоши, подпрыгивают, стоя на месте. Воспитатель не должен требовать
обязательного участия всех детей в игре с первых дней; постепенно освоившись, они сами
будут включаться в игры и с удовольствием играть. Но есть дети застенчивые, они и
хотели бы поиграть, но побаиваются. Таким надо помочь, взять за руку, предложить
вместе побегать, спрятаться, подбодрить их. При внимательном и чутком отношении
воспитателя такие дети через несколько дней становятся активными участниками
подвижных игр.
Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее
воспитателем. Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, стараясь
интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках, птичках
нужно говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков, — низким голосом,
несколько грубее. При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по
которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся
теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует
произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.
Объяснение сюжетных игр детям младшего дошкольного возраста должно быть
коротким образным рассказом и вызывать у ребенка яркие представления о тех
персонажах, которых он будет изображать в игре. Такое эмоционально-образное
преподнесение содержания, сюжета игры, лишенное дидактизма, свойственного
объяснению при прямом обучении, в упражнениях, и отвечающее конкретному характеру
мышления и восприятия детей, проходит очень непринужденно и помогает малышу
лучше представить игровую ситуацию, войти в образ и более выразительно
воспроизводить характерные для этого образа движения.
Объяснение подвижной игры детям младшего дошкольного возраста часто
совпадает по времени (идет почти параллельно) с началом и развертыванием самой игры.
Например, воспитатель говорит, что сейчас все будут играть в игру «Птички в
гнездышках», и тут же предлагает детям занять гнездышки (заранее нарисованные кружки
или поставленные скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит, что по сигналу
«Солнышко!»
все птички вылетят из гнездышек и будут летать, при этом он показывает, как они
будут летать, и предлагает детям-птичкам полетать вместе с ним. Через некоторое время
воспитатель объявляет: «Дождик пошел, все птички прячутся в гнездышки», — и поясняет,
что все должны убежать и стать в свои кружки. Дети постарше, из второй младшей
группы, объяснение некоторых простых игр могут выслушать от начала до конца, но в
ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет движения, добивается большей
точности выполнения движений и правил.
При объяснении игры воспитатель использует довольно большое количество слов,
различные интонации, что значительно обогащает речь детей. Дети, даже самые
маленькие, не принимающие активного участия в игре, всегда с большим вниманием
прислушиваются к словам воспитателя.
Игровые упражнения также сопровождаются пояснениями, приговариванием от
начала до конца. Такие пояснения, своеобразное подсказывание по ходу действия,
помогают ребенку достичь определенного результата в выполнении движения. Например,
руководя действиями детей в игровом упражнении «С кочки на кочку» (I вариант),
воспитатель говорит: «Теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля, не
бойся, ручеек неглубокий». «Осторожно, Коля, не спеши, — предупреждает воспитатель, —
не то попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец! Сейчас ты хорошо идешь, прямо
на кочки ступаешь. А теперь сделай шаг пошире, чтобы попасть на бережок». Попутно
воспитатель разговаривает и с другими детьми, подготавливая их к выполнению задания,
«Олечка, а ты хочешь перейти через ручеек?» — спрашивает он. Девочка смущенно
улыбается и ничего не отвечает. Кто-то из ребят говорит, что она боится. Воспитатель
ободряет ребенка: «Мы с Олей вместе пойдем через ручеек, возьмемся за руки, вот нам и
не будет страшно. Да?»
Постоянное словесное общение со взрослыми доставляет детям радость и приносит
большую пользу развитию их речи, воображения.
Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является
непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности.
Воспитателю часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением
ответственной роли, так как дети даже второй младшей группы не. могут еще хорошо
справляться с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним большой интерес. Малышей
не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи, например, медведем, делает им
замечания по выполнению движений, напоминает правила игры. Они охотно подчиняются
его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры.
Дети 2-3 лет стараются подражать воспитателю в выполнении движений.
Однако малыши еще недостаточно владеют своим телом и не могут точно
выполнить движение, предложенное воспитателем. Например, идя по мостику (по доске
или между параллельными линиями), дети наступают мимо его краев, не обращая на это
внимания. Не следует настойчиво указывать ребенку на его ошибки, не дав ему освоиться
с новым движением.
Воспитатель должен быть очень тактичным с малышами. Предъявляя им
определенные требования и добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и
часто повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка. Нельзя, например, без
конца напоминать ребенку, что он не выполнил того или иного задания, потому что он
неловкий, трусливый, неумелый. Маленькие дети обижаются на такие замечания, у них
пропадает желание участвовать в коллективных играх, упражнениях. Для
совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные
приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы. Например, в игре «Мой веселый
звонкий мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать повыше, как мячики, может
показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко приземлиться, поощряет малышей,
хорошо выполняющих движение.
Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет малышам
большую радость, создает хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению
в игру всех детей, активизирует их действия.
В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за
взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение
правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их
состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить,
переключить детей на более спокойную деятельность.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

сайт www.i-gnom.ru

Главная страница =>библиотека=>к оглавлению

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по adobe after effect
  • Церебролизин внутривенно инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Что из перечисленного является задачей политического руководства
  • Открыть ооо с ндс самостоятельно пошаговая инструкция
  • Коллегиальный авторитарный либеральный стили руководства