Поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Руководство поликлиникой осуществляет главный врач, на должность которого назначаются специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н (ред. от 15.06.2017).
Структура поликлиники и штатная численность устанавливаются главным врачом поликлиники или руководителем медицинской организации, в структуру которой она входит, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, установленных приложением N 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н, уровня и структуры заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
Для организации работы поликлиники в ее структуре рекомендуется предусматривать следующие подразделения:
— регистратура;
— отделение (кабинет) доврачебной помощи;
— отделение общей врачебной (семейной) практики;
— отделение (кабинет) первичной специализированной медико-санитарной помощи;
— отделения первичной специализированной медико-санитарной помощи (травматолого-ортопедическое, хирургическое, терапевтическое, оториноларингологическое, офтальмологическое, неврологическое и другие);
— кабинеты врачей-специалистов;
— отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи;
— отделение (кабинет) функциональной диагностики;
— стоматологическое отделение (кабинет);
— процедурный кабинет;
— смотровой кабинет;
— флюорографический кабинет;
— кабинет доверия;
— кабинет кризисных состояний и медико-психологической разгрузки;
— кабинет медицинской помощи при отказе от курения;
— отделение (кабинет) лучевой диагностики;
— клиническая лаборатория;
— биохимическая лаборатория;
— микробиологическая лаборатория;
— отделение (кабинет) медицинской профилактики;
— центр здоровья;
— помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья);
— дневной стационар;
— информационно-аналитическое отделение или кабинет медицинской статистики;
— организационно-методический кабинет (отделение);
— административно-хозяйственные подразделения.
Оснащение отделений и кабинетов осуществляется в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи.
При отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях и (или) при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового участка, врач общей практики, семейный врач по согласованию с врачом – специалистом по профилю заболевания пациента направляет его в медицинскую организацию для проведения дополнительных обследований и (или) лечения, в том числе в стационарных условиях.
Основными задачами поликлиники являются:
— оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме, больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;
— проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний и факторов риска;
— проведение диспансеризации населения;
— диагностика и лечение различных заболеваний и состояний;
— восстановительное лечение и реабилитация;
— клинико-экспертная деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности и направление граждан на медико-социальную экспертизу;
— диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, функциональными расстройствами, иными состояниями, с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;
— организация дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям граждан;
— установление медицинских показаний и направление в медицинские организации для получения специализированных видов медицинской помощи;
— организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;
— проведение всех видов медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические);
— установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе в отношении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;
— проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, выявление больных инфекционными заболеваниями, динамическое наблюдение за лицами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями, по месту жительства, учебы, работы и за реконвалесцентами, а также передача в установленном порядке информации о выявленных случаях инфекционных заболеваний;
— осуществление врачебных консультаций;
— осуществление медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе;
— экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и продление листков нетрудоспособности;
— организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включая вопросы рационального питания, увеличения двигательной активности, предупреждения потребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических веществ;
— выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также лиц с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;
— оказание медицинской помощи по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;
— организация информирования населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактике, а также консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья;
— проведение оздоровительных мероприятий, медикаментозной и немедикаментозной коррекции факторов риска, обеспечение памятками, диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту;
— повышение квалификации врачей и работников со средним медицинским образованием;
— ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;
— осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, иными организациями по вопросам оказания первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи.
Работа поликлиники должна организовываться по сменному графику, обеспечивающему оказание медицинской помощи в течение всего дня, а также предусматривать оказание неотложной медицинской помощи в выходные и праздничные дни.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ ПОЛИКЛИНИКИ[1]
N п/п |
Наименование должностей |
Количество должностей |
1. |
Главный врач |
1 должность |
2. |
Заведующий терапевтическим отделением |
при числе должностей врачей-терапевтов всех наименований (включая врачей-терапевтов подростковых при отсутствии соответствующего отделения) 6,5 – 9 – вместо 0,5 должности врача; при числе указанных должностей более 9 – сверх этих должностей |
3. |
Заведующий хирургическим отделением |
1 должность: при числе должностей врачей-хирургов и врачей травматологов-ортопедов (при отсутствии в учреждении должности заведующего травматолого-ортопедическим отделением) 5 – 8 – вместо 0,5 должности врача; при числе указанных должностей более 8 – сверх этих должностей |
4. |
Заведующий травматолого-ортопедическим отделением[2] |
1 должность на 8 и более врачебных должностей |
5. |
Заведующий отделением медицинской профилактики |
1 должность в штате поликлиники, обслуживающей не менее 25 тыс. взрослого населения, вместо 0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики |
6. |
Заведующий отделением оториноларингологическим, офтальмологическим, неврологическим |
1 должность по каждому из отделений указанного профиля при числе должностей врачей соответствующих наименований не менее 3,5 – вместо 0,5 должности врача |
7. |
Заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности |
1 должность – при числе должностей врачей амбулаторного приема не менее 25 |
8. |
Главная медицинская сестра |
1 должность |
9. |
Заведующий кабинетом медицинской статистики |
Устанавливается в поликлинике с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 40 |
10. |
Заместитель главного врача по медицинской части |
Устанавливается при числе врачебных должностей (включая должность главного врача) не менее 40 |
11. |
Врач-терапевт участковый |
1 должность на 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше |
12. |
Врач-хирург |
0,65 должности на 10 000 человек взрослого населения, прикрепленного к поликлинике |
13. |
Врач-травматолог-ортопед |
1 должность для ведения приема взрослых больных с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы на 20 500 взрослого населения; 1 должность на 20 коек в смену травматолого-ортопедического отделения; 1 круглосуточный пост на 100 000 прикрепленного населения для оказания круглосуточной амбулаторной травматологической помощи |
14. |
Врач-уролог |
1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения |
15. |
Врач-оториноларинголог |
1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения |
16. |
Врач-офтальмолог |
0,6 должности на 10 000 человек прикрепленного населения |
17. |
Врач-невролог |
1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения |
18. |
Врач-кардиолог |
1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения |
19. |
Врач-эндокринолог (врач- диабетолог) |
1 должность на 20 000 человек прикрепленного населения |
20. |
Врач-инфекционист |
1 должность на 50 000 человек прикрепленного населения |
21. |
Врач-аллерголог- иммунолог |
1 должность на 100 000 взрослого населения |
22. |
Врач-ревматолог |
1 должность на 30 000 человек прикрепленного населения |
23. |
Врач (фельдшер) кабинета медицинской профилактики |
0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения[3] |
24. |
Заведующий кабинетом медицинской помощи при отказе от курения |
1 должность вместо 0,5 должности заведующего кабинетом медицинской профилактики[4] |
25. |
Врач клинической лабораторной диагностики |
1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,25 должности при наличии аллергологического кабинета |
26. |
Врач-рентгенолог |
1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием |
27. |
Врач-физиотерапевт |
в зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема поликлиники: от 15 до 30 – 0,5 должности; свыше 30 до 50 – 1 должность; свыше 50 – 1 должность и дополнительно 0,5 должности на каждые последующие 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием (сверх 50) |
28. |
Врач по лечебной физкультуре |
1 должность на 40 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, но не менее 1 должности на поликлинику |
29. |
Врач-методист |
1 должность в штате одной из поликлиник города с населением 200 и более тыс. человек |
30. |
Врач функциональной диагностики |
В зависимости от числа должностей врачей амбулаторного приема: от 20 до 50 – 0,5 должности; свыше 50 – 1 должность |
31. |
Врач-психотерапевт |
1 должность на 25 000 прикрепленного населения |
32. |
Врач-онколог или врач-специалист, прошедший подготовку по онкологии |
1 должность на 500 человек контингента диспансерных онкологических больных |
33. |
Врач-психиатр-нарколог |
1 должность на 30 000 прикрепленного населения |
34. |
Врач-гастроэнтеролог |
1 должность на 50 000 взрослого населения |
35. |
Врач-колопроктолог |
1 должность на 100 000 населения |
36. |
Врач-эпидемиолог |
1 должность в поликлиниках свыше 300 посещений |
37. |
Медицинская сестра участковая |
1,5 должности на каждую должность участкового врача-терапевта |
38. |
Медицинская сестра |
2 должности на каждую должность врача-хирурга, травматолога-ортопеда, врача-эндокринолога (врача-диабетолога); 1 должность на каждую должность врача, ведущего амбулаторный прием; 1 должность в смену на круглосуточный травмпункт при наличии объема работы по наложению гипсовых повязок 1 должность на каждую должность врача функциональной диагностики |
39. |
Медицинская сестра отделения (кабинета) медицинской профилактики (для обеспечения доврачебного приема, сбора анамнеза и обеспечения организации динамического наблюдения за лицами с высоким риском хронического неинфекционного заболевания) |
0,5 должности на 5 тыс. взрослого населения |
40. |
Медицинская сестра по физиотерапии |
1 должность на 15 тыс. условных физиотерапевтических единиц в год |
41. |
Инструктор по лечебной физкультуре |
1 должность на 25 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения |
42. |
Лаборант |
1 должность на 8 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием |
43. |
Рентгенолаборант |
Соответственно должностям врачей-рентгенологов и дополнительно 1 должность при наличии в составе поликлиники травматолого-ортопедического отделения |
44. |
Медицинская сестра по массажу |
1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, и дополнительно 0,5 должности при наличии в поликлинике травматолого-ортопедического отделения |
45. |
Медицинская сестра процедурной |
1 должность на 10 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием |
46. |
Старшая операционная медицинская сестра |
Устанавливается в штате поликлиники с числом должностей врачей-хирургов и врачей травматологов-ортопедов не менее 4 – вместо одной должности медицинской сестры |
47. |
Старшая медицинская сестра регистратуры |
Устанавливается в поликлинике с числом должностей медицинских регистраторов не менее 8 |
48. |
Старшая медицинская сестра отделения |
Соответственно должностям заведующих отделениями[5] |
49. |
Медицинский регистратор |
1,1 должности на 5 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием; 1 должность на архив рентгенкабинета (отделения) поликлиники с числом должностей врачей амбулаторного приема не менее 100; для ведения карт учета диспансеризации – из расчета 1 должность на 20 тыс. указанных карт |
50. |
Медицинский статистик |
Устанавливаются в поликлиниках с числом врачебных должностей (всех): до 20 – 0,5 должности; свыше 20 до 40 – 1 должность; свыше 40 до 60 – 1,5 должности; свыше 60 – 2 должности[6] |
51. |
Помощник эпидемиолога |
1 должность в поликлиниках с числом посещений до 300; 1 должность (вместе с врачом- эпидемиологом) в поликлиниках с числом посещений свыше 700 |
52. |
Сестра-хозяйка |
1 должность |
53. |
Санитар |
1 должность: на каждую должность врача-специалиста (хирурга, травматолога-ортопеда, инфекциониста, колопроктолога); на каждые две должности других врачей, ведущих амбулаторный прием; на каждые 4 должности врачей-лаборантов и лаборантов; на каждые 2 должности медицинских сестер по физиотерапии, а при наличии водо- грязе-торфо-озокерито-парафинолечения – на каждую должность медицинской сестры, занятой отпуском указанных процедур; на каждую должность операционной медицинской сестры; на каждую должность медицинской сестры процедурного кабинета, но не более 1 должности на кабинет в смену; на рентгеновский кабинет в смену; на регистратуру в смену |
54. |
Медицинский психолог |
Соответственно должностям врачей- психотерапевтов |
55. |
Социальный работник |
Соответственно должностям врачей- психотерапевтов |
Правила организации деятельности кабинета (отделения) доврачебной помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины))[7]
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности кабинета (отделения) доврачебной помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)) (далее – Кабинет).
2. Кабинет организуется как структурное подразделение поликлиники, врачебной амбулатории или центра общей врачебной практики (семейной медицины) (далее – медицинская организация).
3. Медицинская помощь в Кабинете оказывается медицинскими работниками со средним медицинским образованием из числа наиболее опытных сотрудников, а также медицинскими сестрами с высшим медицинским образованием.
4. Организация работы в Кабинете может осуществляться как на постоянной основе медицинскими работниками Кабинета, так и на функциональной основе медицинскими работниками других подразделений медицинской организации в соответствии с графиком, утвержденным руководителем медицинской организации.
5. Руководство Кабинетом осуществляет уполномоченный руководителем медицинской организации заведующий одного из отделений медицинской организации.
6. Кабинет рекомендуется размещать в непосредственной близости от регистратуры медицинской организации для обеспечения их взаимодействия.
7. Основными задачами кабинета (отделения) доврачебной помощи являются:
— прием больных для решения вопроса о срочности направления к врачу;
— направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме;
— проведение антропометрии, измерение артериального и глазного давления, температуры тела, остроты зрения и слуха, других диагностических манипуляций, выполнение которых входит в компетенцию работников со средним медицинским образованием, заполнение паспортной части посыльного листа на медико-социальную экспертизу, санитарно-курортной карты, данных лабораторных и других функционально-диагностических исследований перед направлением на медико-социальную экспертизу, на санаторно-курортное лечение, оформление справок, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного и другой медицинской документации, оформление и ведение которой входит в компетенцию работников со средним медицинским образованием;
— оформление листков и справок временной нетрудоспособности, подтверждение соответствующими печатями выданных больным справок, направлений, рецептов и выписок из медицинской документации, строгий учет и регистрация в специальных журналах листков, справок временной нетрудоспособности и рецептурных бланков;
— участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров.
8. Кабинет обеспечивается необходимым медицинским оборудованием, инструментарием и бланками медицинской документации.
Правила организации деятельности регистратуры поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины))[8]
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности регистратуры поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)) (далее – медицинская организация).
2. Регистратура является структурным подразделением, обеспечивающим формирование и распределение потоков пациентов, своевременную запись и регистрацию больных на прием к врачу, в том числе с применением информационных технологий.
3. Непосредственное руководство работой регистратуры медицинской организации осуществляет заведующий регистратурой, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации.
4. Основными задачами регистратуры медицинской организации являются:
— организация беспрепятственной и безотлагательной предварительной записи больных на прием к врачу, в том числе в автоматизированном режиме, в кабинет медицинской профилактики, кабинет доврачебной помощи (как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону);
— организация и осуществление регистрации вызовов врачей на дом по месту жительства (пребывания) больного;
— обеспечение регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;
— систематизированное хранение медицинской документации пациентов, обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей.
5. Для осуществления своих задач регистратура организует и осуществляет:
— информирование населения о времени приема врачей всех специальностей, режиме работы лабораторий, кабинетов, центра здоровья, дневного стационара и иных подразделений медицинской организации, в том числе субботу и воскресенье, с указанием часов приема, расположения и номеров кабинетов помещений;
— информирование о правилах вызова врача на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам, о времени и месте приема населения руководителем медицинской организации и его заместителями; адресах ближайших аптек, ближайшего центра здоровья, в зоне ответственности которого находится данная медицинская организация;
— информирование о правилах подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализам крови, желудочного сока и др.);
— запись на прием к врачам медицинской организации и регистрация вызовов врачей по месту жительства (пребывания) больного, своевременная передача врачам информации о зарегистрированных вызовах;
направление в установленном порядке обратившихся в поликлинику на профилактические обследования и осмотры[9];
— подбор медицинских карт амбулаторных больных, записавшихся на прием или вызвавших врача на дом;
— доставку медицинской документации пациентов в кабинеты врачей;
— оформление листков (справок) временной нетрудоспособности, подтверждение соответствующими печатями выданных больным справок, направлений, рецептов и выписок из медицинской документации, строгий учет и регистрация в специальных журналах листков, справок временной нетрудоспособности и рецептурных бланков;
— сортировка и внесение в медицинскую документацию результатов выполненных лабораторных, инструментальных и иных обследований.
6. В составе регистратуры медицинской организации рекомендуется предусматривать стол справок, зал (стол) самозаписи, рабочие места для приема и регистрации вызовов врача на дом, помещение для хранения и подбора медицинской документации, помещение для оформления медицинских документов, медицинский архив.
Правила организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины))[10]
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)).
2. Отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи является структурным подразделением поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)) и организуется для оказания медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи (далее – неотложные состояния).
3. Оказание неотложной медицинской помощи лицам, обратившимся с признаками неотложных состояний, может осуществляться в амбулаторных условиях или на дому при вызове медицинского работника.
4. Неотложная медицинская помощь может оказываться в качестве первичной доврачебной медико-санитарной помощи фельдшерами, а также в качестве первичной врачебной медико-санитарной помощи врачами-специалистами.
5. Штатная численность медицинского и другого персонала отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи устанавливается руководителем медицинской организации, в структуру которой он входит.
Медицинскую помощь в отделении (кабинете) неотложной медицинской помощи могут оказывать медицинские работники отделения (кабинета) неотложной медицинской либо медицинские работники других подразделений медицинской организации в соответствии с графиком дежурств, утвержденным ее руководителем.
6. Неотложная медицинская помощь лицам, обратившимся в медицинскую организацию с признаками неотложных состояний, оказывается по направлению регистратора безотлагательно.
7. Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.
8. В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшении состояния больного и возникновении угрожающих жизни состояний медицинские работники принимают меры к их устранению с использованием стационарной или переносной укладки экстренной медицинской помощи и организуют вызов бригады скорой медицинской помощи либо транспортировку больного в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника.
9. После оказания неотложной медицинской помощи больному и устранении либо уменьшении проявлений неотложного состояния больной направляется к врачу либо участковому врачу передаются сведения о больном для осуществления посещения больного с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение) в течение суток.
Правила организации деятельности кабинета врача общей практики (семейного врача)[11]
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности кабинета врача общей практики (семейного врача).
2. Кабинет врача общей практики (семейного врача) (далее – Кабинет) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь и паллиативную медицинскую помощь.
3. Кабинет организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению.
4. Оказание медицинской помощи в Кабинете осуществляется на основе взаимодействия врачей общей практики (семейных врачей) и врачей – специалистов по профилю заболевания пациента (врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей-эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов и др.), осуществляющих свою деятельность в медицинской организации, в структуру которой входит Кабинет, а также других медицинских организаций.
5. Структура Кабинета и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создан Кабинет, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности, половозрастного состава обслуживаемого населения, показателей уровня и структуры заболеваемости и смертности населения, других показателей, характеризующих здоровье населения.
6. Основными задачами Кабинета являются:
— оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, в том числе в дневном стационаре;
— осуществление мероприятий по медицинской реабилитации;
— осуществление профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
— осуществление диспансерного наблюдения больных хроническими заболеваниями с проведением необходимого обследования, лечения и оздоровления;
— осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни;
— выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;
— оказание медицинской помощи курящим и избыточно потребляющим алкоголь по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и осуществления коррекции факторов риска развития заболеваний в отделения (кабинеты) медицинской профилактики, центры здоровья и при необходимости в специализированные профильные медицинские организации;
— организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, включая мероприятия по укреплению здоровья населения;
— организация и проведение школ здоровья, школ для больных с социально значимыми неинфекционными заболеваниями и заболеваниями, являющимися основными причинами смертности и инвалидности населения, а также для лиц с высоким риском их возникновения;
— устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в сопровождении медицинского работника либо бригады скорой медицинской помощи;
— оказание неотложной медицинской помощи больным при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи, с последующим направлением к врачу-специалисту медицинской организации, осуществляющей оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи по месту жительства больного, и последующим посещением больного с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение) при наличии медицинских показаний;
— обучение населения вопросам оказания первой помощи, а также индивидуальное и/или групповое обучение лиц, имеющих высокий риск развития жизнеугрожающих состояний, и членов их семей правилам первой помощи при этих состояниях;
— направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи;
— выявление злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний и направление выявленных онкологических больных и больных с подозрением на злокачественные новообразования в первичные онкологические кабинеты;
— формирование групп риска;
— осуществление диспансерного наблюдения за предраковыми заболеваниями;
— организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;
— осуществление экспертизы временной нетрудоспособности, направление на медико-социальную экспертизу;
— осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
— проведение предварительных или периодических медицинских осмотров работников и водителей транспортных средств;
— осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства;
— осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора, иными организациями по вопросам оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи.
7. Для обеспечения своей деятельности Кабинет использует возможности структурных подразделений медицинской организации, в составе которой он образован.
Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады[12]
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности мобильной медицинской бригады.
2. Мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощью населения, в том числе жителей населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
3. Состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием, исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни).
В состав мобильной медицинской бригады по согласованию могут включаться медицинские работники других медицинских организаций.
4. Работа мобильной медицинской бригады осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем медицинской организации, в составе которой она организована.
5. Руководство мобильной медицинской бригадой возлагается руководителем медицинской организации, в составе которой она организована, на одного из врачей мобильной медицинской бригады из числа имеющих опыт лечебной и организационной работы.
6. Мобильная медицинская бригада обеспечивается транспортными средствами, в том числе специальными, оснащается медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарственными средствами, необходимыми для оказания медицинской помощи населению в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, учебно-методическими пособиями и санитарно-просветительной литературой.
7. Обеспечение и контроль деятельности мобильных медицинских бригад осуществляет руководитель медицинской организации, в составе которой они созданы.
——————————————
Публикация актуальна на 04.06.2019 (дата последней сверки).
Источник публикации: журнал «Главный врач».
Код публикации: 18.09.
[1] Приложение N 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015). Представленные рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
[2] Отделение организуется в городах с численностью населения свыше 400 тыс. человек в составе организаций, оказывающих травматолого-ортопедическую медицинскую помощь.
[3] На 25 тыс. населения предусматривается 2,5 ставки врача кабинета медицинской профилактики, вместо 0,5 ставки врача кабинета медицинской профилактики вводится 1 ставка заведующего отделением медицинской профилактики (таким образом, в поликлинике, обслуживающей 25 тыс. населения, будет отделение медицинской профилактики, состоящее из 2 кабинетов во главе с заведующим отделением).
[4] На 35 тыс. населения предусматривается 3,5 должности врача кабинета медицинской профилактики, вместо 0,5 должности врача кабинета медицинской профилактики вводится 1 ставка заведующего кабинетом медицинской помощи при отказе от курения (таким образом, в поликлинике, обслуживающей 35 тыс. населения, предусматривается отделение, состоящее из 3 кабинетов медицинской профилактики и 1 кабинета медицинской помощи при отказе от курения).
[5] В отделениях, в которых должность заведующего вводится вместо 0,5 или 1 должности врача, должность старшей медицинской сестры устанавливается соответственно вместо 0,5 и 1 должности медицинской (участковой медицинской) сестры.
[6] В поликлинике, имеющей в штате должность врача-методиста, может дополнительно устанавливаться 1 должность медицинского статистика.
[7] Приложение N 3 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).
[8] Приложение N 4 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).
[9] На всех граждан, впервые обратившихся в медицинскую организацию, заводится лист контроля факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которые направляются (с их согласия) для выявления факторов риска и степени риска в кабинет медицинской профилактики или в центр здоровья, в эти же подразделения направляются лица, уже имеющие данный лист контроля и желающие получить медицинскую помощь по коррекции факторов риска и/или дополнительную консультацию по ведению здорового образа жизни.
[10] Приложение N 5 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).
[11] Приложение N 6 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).
[12] Приложение N 8 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015).
Другие статьи по теме
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция главного врача медицинской организации [наименование медицинской организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность главного врача медицинской организации.
1.2. На должность главного врача медицинской организации назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
1.3. Главный врач медицинской организации относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее [наименование управляющего органа и документа о назначении/увольнении].
1.4. Во время отсутствия главного врача медицинского учреждения его должностные обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке, который несет полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.
1.5. В своей деятельности главный врач медицинской организации руководствуется постановлениями, распоряжениями, приказами, нормативными документами и руководящими материалами вышестоящих и других органов в сфере здравоохранения.
1.6. Главный врач медицинской организации должен знать:
— Конституцию Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения;
— системы управления и организацию труда в здравоохранении;
— статистику состояния здоровья населения;
— критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения;
— организацию медико-социальной экспертизы;
— организацию социальной и медицинской реабилитации больных;
— медицинскую этику;
— психологию профессионального общения;
— основы трудового законодательства;
— основы менеджмента;
— порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров;
— основы страховой медицины;
— правила по охране труда и пожарной безопасности;
— основы медицины катастроф.
2. Должностные обязанности
Главный врач медицинской организации:
2.1. Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации.
2.2. Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению.
2.3. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации.
2.4. Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы.
2.5. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации.
2.6. Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору.
2.7. Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией.
2.8. Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.9. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей.
2.10. Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов.
2.11. Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация.
2.12. Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами.
2.13. Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках.
2.14. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
3. Права
Главный врач медицинской организации имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.3. Совершать сделки в процессе обычной хозяйственной деятельности медицинской организации.
3.4. Утверждать штаты, издавать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всеми работниками медицинской организации.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.6. Принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.
3.8. Главный врач медицинской организации пользуется всеми правами, предусмотренными Трудовым законодательством РФ.
4. Ответственность
Главный врач медицинской организации несет ответственность за:
4.1. Своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей.
4.2. Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.
4.3. Рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
4.4. Соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности.
4.5. Ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами.
4.6. Предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности и деятельности медицинской организации.
4.7. Обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей работников отделения.
4.8. Готовность отделения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.
4.9. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим трудовым, административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
ГАРАНТ:
Примечание. Наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования.
Городская
поликлиника находится в непосредственном
подчинении городского
отдела здравоохранения. Руководство
работой поликлиники осуществляется
главным врачом (в самостоятельной
поликлинике) или заведующим поликлиникой
(заместитель главного врача больницы
по поликлиническому разделу работы).
Примерная
организационная структура городской
поликлиники, (из
приказа МЗ РФ №1000 от 23.09.81г.)
-
Руководство
поликлиники. -
Лечебно-профилактические
подразделения:
2.1. Терапевтическое
отделение.
-
Хирургическое
отделение (кабинет). -
Цеховое
терапевтическое отделение.
2.4. Офтальмологическое
отделение (кабинет).
-
Отоларингологическое
отделение (кабинет). -
Неврологическое
отделение (кабинет). -
Кардиологический
кабинет. -
Кабинет инфекционных
заболеваний. -
Женская консультация.
-
Дермато-венерологическое
отделение (кабинет).
2.11. Отделение восстановительного лечения.
-
Физиотерапевтическое
отделение (кабинет). -
Стоматологическое
отделение.
3. Вспомогательные
диагностические отделения.
3.1. Рентгенологическое
отделение (кабинет).
3.2. Клинико-диагностическая
лаборатория.
-
Отделение (кабинет)
функциональной диагностики. -
Эндоскопический
кабинет. -
Кабинет для оформления медицинской
документации.
3.6. Кабинет
учета и медицинской статистики.
4. Отделение
профилактики.
-
Кабинет доврачебного
приема. -
Анамнестический
кабинет. -
Кабинет
функциональных (инструментальных)
исследований. -
Смотровой женский
кабинет. -
Кабинет пропаганды
здорового образа жизни. -
Кабинет
централизованного учета
ежегодной диспансеризации
всего населения.
Раздел 2. Организация
работы поликлиники.
Современная
поликлиника — сложное многопрофильное
лечебно-профилактическое учреждение.
Однако, терапевтическая помощь является
наиболее массовым видом медицинской
помощи и объем работы врачей
терапевтического профиля ежегодно
возрастает. Решение задач по снижению
заболеваемости, смертности и причин
инвалидности зависит, прежде всего от
совершенствования терапевтической
службы — одной из основных в системе
лечебно-профилактической помощи.
В основу работы
поликлиники положен принцип участков.
При
осуществлении этого принципа всю
обслуживаемую поликлиникой территорию
делят на участки. Территориальный
терапевтический участок формируется
из расчета 1700 взрослого населения на
одну должность участкового врача-терапевта.
Этот принцип распространяется и на
врачей других
специальностей: хирургов, педиатров,
онкологов и др. Принцип участковости
предусматривает такую работ), когда
участковый врач является
«домашним» врачом, обслуживает постоянно
жителей своего участка. Он заботится о
здоровье каждой семьи, знакомится с
условиями жизни,
с историей развития и состоянием здоровья
всех ее членов, с
семейно-бытовыми
условиями, наследственными факторами,
перенесенными заболеваниями, ведет
диспансеризацию выделенных контингентов
больных и здоровых, изучение и анализ
заболеваемости на участке, разработку
мероприятий по устранению неблагоприятных
факторов внешней среды, вызывающих
заболевания.
В ряде поликлинических
учреждений используются бригадно-участковый
метод обслуживания, который представляет
собой дальнейшее развитие и совершенствование
участкового принципа, т.к. при этом к
участковой системе оказания помощи
больным привлекаются не
только терапевты, но и врачи ряда других
специальностей.
Значение
бригадно-участкового метода состоит,
прежде всего, в том, что он создает
необходимые условия для того, чтобы
больные не только
с терапевтическими, но и с другими
заболеваниями наблюдались одним
и тем же врачом соответствующей
специальности и получали необходимое
лечение. Это повышает преемственность
между врачами, улучшает
качество поликлинической помощи больным.
Бригадный метод способствует
совместному решению врачами соответствующих
специальностей вопросов диагностики,
лечения. экспертизы нетрудоспособности,
а также решение вопроса о том. кто из
врачей-специалистов
должен быть ведущим в лечении конкретного
больного. Кроме
того, бригадный метод содействует
расширению и улучшению врачебной помощи
на дому, особенно специализированных
ее видов. Все врачи
и медицинские сестры бригады подчинены
заведующему терапевтическим отделением
поликлиники. Все члены бригады работают
в одни и те же часы и дни по скользящем)
графику. Врачи-специалисты, как и
участковые врачи-терапевты отделения.
осуществляют медицинскую помощь
населению прикрепленных участков, как
на приеме
в поликлинике, так и по обслуживанию
больных на дому. Такое закрепление дает
множество преимуществ в организации
медицинской помощи
населению, главным из которых является
полная осведомленность
поликлиники и отдельных врачей о
населении, т.е. демографической ситуации,
заболеваемости, условиях жизни.
2.1. Нагрузка
врачей на приеме и на дому.
Ведущим в организации
приема больных в поликлинических
учреждениях является обеспечение
равномерной нагрузки всех кабинетов,
что возможно, прежде всего при правильном
регулировании большого
потока больных (посетителей).
Нагрузка
врача на приеме и по обслуживанию больных
на дому в значительной
степени зависит от фактора времени:
сезонности, дня недели и характера
посещений поликлиники в течение дня
работы. Установлено, что наиболее
напряженными часами работы на приеме
являются 9-11 часов и 15-18
часов. На период от 11 до 12 и с 14 до 19 часов
приходится наибольший удельный вес
повторных посещений больных. Участковые
врачи-терапевты должны систематически
изучатьданные посещаемости населения
участка с тем, чтобы наиболее
рационально организовать свою работу.
Расчетные
нормативы обслуживания для врачей
поликлиники:
Число
посещений на 1 час работы на приеме в
поликлинике. Врач
терапевт участковый — 5 Врач гастроэнтеролог
— 5 Врач инфекционист — 5 Врач невролог —
5 Кардиолог — 4 Онколог 5 Отоларинголог
— 8 Офтальмолог — 8 Хирург — 8 Педиатр — 5
Врач акушер-гинеколог — 5
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Особенности профессиональной деятельности руководителей медицинской организации (главврачей): права, пределы полномочий и ограничения
Деятельность любой организации в сфере здравоохранения связана не только предоставлением соответствующих медицинских услуг, но и с внушительным комплексом иных мероприятий, включающих в себя административную, кадровую, закупочную работы и т.д.
Управлением и координацией всех этих направлений, а также принятием управленческих решений по всем видам деятельности организации здравоохранения занимается руководитель медицинской организации – главврач.
В этой статье мы подробно рассмотрим нюансы деятельности главврача, а также основные требования, предъявляемые к лицу, занимающему данную должность.
Правовой статус руководителя медицинской организации
Правовой статус руководителя медицинской организации можно охарактеризовать как должностное лицо, поскольку деятельности руководителя медицинской организации свойственны такие признаки, как:
- осуществление властных (управленческих) полномочий;
- выполнение организационно-распорядительных функций;
- выполнение административно-хозяйственных функций.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), равно как и Трудовой кодекс Российской Федерации, не содержит специальных норм, касающихся статуса руководителя медицинской организации. Однако с рядом базовых требований, касающихся данной должности, медицинская организация сталкивается еще на стадии получения лицензии для осуществления медицинской деятельности.
Так, одним из обязательных лицензионных требований, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – ПП РФ № 291), является наличие у руководителя медицинской организации:
- высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
- стажа работы по специальности не менее 5 лет (при наличии высшего медицинского образования); не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования).
То есть без подтверждения указанных требований медицинская организация не сможет получить лицензию для осуществления медицинской деятельности.
Кроме того, словосочетание «руководитель медицинской организации» встречается в Кодексе административных правонарушений Российской Федерации. Так, в статье 6.29 предусмотрена ответственность для руководителя медицинской организации за непредставление или несвоевременное представление уведомления о возникновении конфликта интересов в уполномоченный орган. За это правонарушение предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Подробнее конфликт интересов с участием главного врача рассмотрим далее.
Квалификация и должностные обязанности
Безусловно, наибольший интерес для описания правового статуса руководителя медицинской организации представляют должностные обязанности, которые и наделяют его статусом «должностного лица». В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ № 541н), главный врач наделен широким спектром должностных обязанностей, которые можно условно классифицировать по группам:
Классификация должностных обязанностей главного врача | ||
---|---|---|
Организационные | Управленческие | Обеспечительные |
|
|
|
В связи с тем, что спектр обязанностей главного врача очень широк, предполагается, что он знает основные нормативные акты Российской Федерации, а также нормативные акты и процедуры, непосредственно связанные с деятельностью медицинской организации.
Так, руководитель медицинской организации должен знать Конституцию РФ; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.
Требования к квалификации предъявляются следующие:
Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Важно отметить, что Приказ № 541н не ограничивается должностью главного врача в качестве руководителя медицинской организации. В Приказе также упоминаются такие наименования должностей как президент, директор, заведующий, управляющий, начальник.
Из всех этих наименований отдельное упоминание получил президент, для которого дополнительно предъявляются требования, касающиеся стажа работы в медицинских организациях – он не должен быть менее 25 лет. Примечательно, что данное требование не соотносится с положениями профессионального стандарта, который будет рассмотрен далее.
Главный врач = руководитель медицинской организации?
Корректность использования этих наименований как взаимозаменяемых ставится под вопрос все в том же Приказе № 541н, который содержит примечание, согласно которому наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования. Это примечание вступает в некоторый диссонанс с ПП РФ № 291, утверждающим лицензионные требования для осуществления медицинской деятельности, согласно которому наличие высшего медицинского образования у руководителя медицинской организации обязательно и не ставится под сомнение.
Похожий вопрос возникает у руководителей частных медицинских клиник. До соответствующего решения Верховного суда существовало мнение, согласно которому руководитель медицинской организации не был обязан иметь высшее медицинское образование. Росздравнадзор регулярно проводит мониторинг медицинских организаций на предмет соблюдения данного лицензионного требования. Некоторые организации обжалуют предписания надзорного органа. Так поступила и одна из стоматологических клиник, убежденная в возможности отсутствия высшего медицинского образования у своего руководителя.
В своем Определении от 19 сентября 2018 г. № 308-КГ18-13416 Верховный суд поддержал выводы кассационной инстанции, подтвердив, что образовательный ценз для руководителей медицинских организаций является лицензионным, а значит обязательным требованием. Руководителем является то лицо, которое указано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и именно это лицо должно отвечать лицензионным требованиям.
Дополнительные разъяснения по данному вопросу выпускал и Минздрав в письме от 07.04.2017 г. № 17-2/2125.
Тем не менее, ни разъяснения Минздрава, ни выводы Верховного суда не соотносятся с возникшей правовой коллизией. Фактически, руководитель юридического лица и руководитель медицинской организации – это не одно и тоже. Для руководителя юридического лица действующим законодательством не предусмотрено наличие высшего медицинского образования. Таким образом, понятия «руководитель юридического лица» и «руководитель медицинской организации» нуждаются в разграничении.
Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).
Предполагается, что в будущем профессиональные стандарты заменят квалификационные справочники. Однако сейчас необходимо ориентироваться на оба типа нормативных актов.
Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» (далее – профстандарт) был утвержден Приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.
Основной целью профстандарта является «обеспечение деятельности организации здравоохранения, направленной на укрепление общественного здоровья и совершенствование управления медицинской организацией». Он охватывает такие группы занятий, как «врачи» и «руководители учреждений, организаций и предприятий».
Профстандарт содержит следующие обобщенные трудовые функции для данных групп:
- Ведение статистического учета в медицинской организации;
- Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации;
- Управление структурным подразделением медицинской организации;
- Управление организационно-методическим подразделением медицинской организации;
- Управление процессами деятельности медицинской организации;
- Управление медицинской организацией.
Нас интересует раздел 3.6. Профстандарта, который подробно описывает обобщенную трудовую функцию «Управление медицинской организацией».
Возможными наименованиями должностей для работников, реализующих эту обобщенную функцию, являются:
- главный врач (начальник) медицинской организации;
- главный врач (начальник) медицинской организации обособленного подразделения медицинской организации;
- директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.
Рассмотрим требования, предъявляемые к образованию, в сравнении с требованиями, которые содержатся в Квалификационном справочнике:
Требования к образованию главного врача | |
---|---|
Профстандарт (Приказ № 768н) | Квалификационный справочник (Приказ № 541н) |
|
|
Как можно заметить, Профстандарт утратил упоминание о высшем юридическом и экономическом образовании, которое, в сочетании с подготовкой по менеджменту в здравоохранении, может выступать аналогом сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», согласно Квалификационному справочнику.
Требования к стажу работы, на первый взгляд, полностью совпадают в Квалификационном справочнике и Профстандарте – не менее 5 лет. Однако в Квалификационном справочнике речь идет о стаже «на руководящих должностях», а в Профстандарте – о стаже «на руководящих должностях в медицинской организации». То есть требование сформулировано точнее.
Кроме того, в отличие от Квалификационного справочника, Профстандарт содержит дополнительные параметры, соответствие которым обязательно для данной должности – особые условия допуска к работе. Так, в качестве таких условий Профстандарт фиксирует:
- Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
- Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Очевидно, что положения Профстандарта существенно шире, чем положения Квалификационного справочника. Тем не менее, в Профстандарте мы не найдем такой должности, как Президент.
Различное содержание Квалификационного справочника и Профстандарта на практике вызывает ряд вопросов, главным из которых является — на какой документ ориентироваться? Ответ на этот вопрос дал Минтруд в Письме от 13.12.2016 № 15-2/ООГ-4380. Ведомство уточнило, что в случаях, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Если же к сравнению мы добавим еще и ПП РФ № 291, утверждающее лицензионные требования для медицинских организаций, получим следующую картину:
Требования к образованию и стажу руководителя медицинской организации | ||
---|---|---|
Профстандарт (Приказ № 768н) | Квалификационный справочник (Приказ № 541н) | Лицензионные требования (ПП РФ № 291) |
Образование | ||
Высшее образование — специалитет по одной из специальностей:
Подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из медицинских специальностей. |
Высшее профессиональное образование по специальности:
Послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении. |
Высшее медицинское образование; Послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификат специалиста, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». |
Стаж | ||
Стаж работы на руководящих должностях в медицинской организации не менее 5 лет | Стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет |
|
Представляется, что со временем эти нормативные акты должны быть гармонизированы.
Ограничения для руководителей медицинских организаций
В связи с тем, что в должностные обязанности руководителя медицинской организации входят также и управленческие функции, связанные с принятием решений, на данную категорию работников распространяются особые ограничения.
Кроме того, эти ограничения распространяются и на иных медицинских работников, так как они способны влиять на решения, принимаемые пациентами.
Речь идет об ограничениях, предусмотренных статьей 74 ФЗ № 323 – «Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности».
В соответствии с этой статьей, руководители медицинских организаций не вправе:
Запрет | Исключение |
---|---|
Принимать от производителей лекарств, их поставщиков и представителей подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний. | Исключение касается только денежных средств, полученных по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической или научной деятельности. |
Заключать с такими компаниями соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. | За исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий. |
Получать от таких компаний образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам. | Кроме случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий. |
Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий. | — |
Осуществлять прием представителей компаний. | За исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий. |
Выдавать рецепты на лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия. | — |
Все эти запреты направлены на исключение возможности возникновения конфликта интересов в медицинской организации.
Контроль соблюдения указанных ограничений предусмотрен, в том числе, Приказом Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (пункт 2), согласно которому такая форма контроля является одной из ключевых задач медицинской организации при проведении внутреннего аудита.
Нарушение указанных ограничений ведет к наложению ответственности на медицинского работника или руководителя медицинской организации. На данный момент Кодекс административных правонарушений РФ (далее- КоАП РФ) не содержит отдельного состава для данного правонарушения.
Попытки дополнить КоАП РФ предпринимались в 2016 году (проект Федерального закона № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения»), однако в 2018 году этот законопроект был отклонен. Таким образом, учитывая отсутствие специального состава правонарушения, медицинскому работнику за нарушение данных ограничений может грозить дисциплинарная ответственность.
Конфликт интересов и его урегулирование при осуществлении медицинской деятельности
Понятие «конфликт интересов» в законодательстве Российской Федерации содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Тем не менее, не смотря на существующее определение этого понятия, ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» дает специальное определение этого понятия в статье 75:
Конфликт интересов – это ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.
Наличие специального определения свидетельствует о распространенности практики возникновения конфликта интересов в здравоохранении, а также о высоком риске возникновения конфликта интересов. В связи с этим, ФЗ № 323 предусматривает механизм урегулирования такого конфликта.
Данный механизм предусматривает наличие у медицинского работника обязанности в письменной форме сообщить о существовании конфликта интересов руководителю медицинской организации, который, в свою очередь, в семидневный срок обязан в письменной форме уведомить об этом Министерство здравоохранения.
Невыполнение обязанности по представлению информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности является составом правонарушения, предусмотренного статьей 6.29 КоАП РФ. Ответственность по данной статье предусмотрена следующая:
- Для медицинского работника — штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей;
- Для руководителя медицинской организации — штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
Непосредственно урегулированием конфликта интересов занимается специальная Комиссия Минздрава по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Порядок работы Комиссии регламентирован Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1350н.
Для урегулирования конфликта интересов проводится заседание Комиссии с участием медицинского работника, в ходе которого уточняются обстоятельства возникновения конфликта интересов. По итогам заседания выносится одно из следующих решений:
- О рассмотрении поступившего уведомления, если изложенные в нем обстоятельства не входят в компетенцию Комиссии, и передача в уведомления в компетентные органы;
- О не подтверждении наличия конфликта интересов при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности;
- О подтверждении наличия конфликта интересов при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности.
В последнем случае, если Комиссия установила факт действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председательствующий Комиссии передает информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в течение 3 рабочих дней, а при необходимости — немедленно.
Следует отметить, что отдельные эксперты критикуют существующую систему урегулирования конфликта интересов в здравоохранении, указывая на ее коллизионность. В частности, они указывают на неопределенность составляющих правового понятия «конфликт интересов» применительно к сфере здравоохранения. В качестве примера они приводят интересное судебное решение, являющееся примером практики по статье 6.29 КоАП РФ (невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности).
Речь идет о решении Оренбургского областного суда от 11 ноября 2016 года по делу № 21-578-2016. По материалам дела врач государственного медицинского учреждения направил пациента на диагностическое исследование в частную клинику, в которой этот врач работал по совместительству. Изначально прокуратурой и территориальным управлением Росздравнадзора этот факт был квалифицирован как конфликт интересов, а при пересмотре федеральным Росздравнадзором и районным судом, а в последствии и областным судом — как ситуация, в которой отсутствуют признаки конфликта интересов. В указанном решении суд заново сформулировал определение для понятия «конфликт интересов», и оно отличается от положений ФЗ № 323. Определение звучит следующим образом:
«Конфликт интересов — ситуация, когда медицинский работник заинтересован не в оказании качественной медицинской помощи, а в получении прибыли от пациента. При этом между получением медицинским работником выгоды и его дальнейшим исполнением своих профессиональных обязанностей должна быть установлена причинная связь».
Таким образом, при применении 75 статьи ФЗ № 323, а также при применении статьи 6.29 КоАП РФ возможны коллизии. Представляется, что определение «конфликта интересов» при осуществлении медицинской деятельности должно быть доработано.
Заключение
Деятельность руководителей медицинских организаций связана не только с огромным объемом различных по своей природе функций, за невыполнение или некорректное выполнение которых существует риск быть привлеченным к ответственности, но и с трактовкой действующего законодательства, определяющего, в том числе, требования к лицам, занимающим эту должность.
Существующие в законодательстве нюансы и противоречия создают лишние сложности при осуществлении должностных обязанностей руководителя медицинской организации.
Представляется, что нормативные акты и отдельные их нормы, регламентирующие профессиональную деятельность руководителей медицинских организаций, нуждаются в доработке и гармонизации друг с другом. До тех пор следует внимательно следить за разъяснениями контролирующих органов и судебной практикой.
УТВЕРЖДАЮ:
________________________
[Наименование должности]
________________________
________________________
[Наименование организации]
________________/[Ф.И.О.]/
«____» ____________ 20__ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Главного врача больницы
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность главного врача больницы [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Медицинская организация).
1.2. Главный врач больницы назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя вышестоящей больницы.
1.3. Главный врач больницы относится к категории руководителей и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] больницы.
1.4. На должность главного врача больницы назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
1.5. Главный врач больницы в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами больницы;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
- настоящей должностной инструкцией.
1.6. Главный врач больницы должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения;
- системы управления и организацию труда в здравоохранении;
- статистику состояния здоровья населения;
- критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения;
- организацию медико-социальной экспертизы;
- организацию социальной и медицинской реабилитации больных;
- медицинскую этику;
- психологию профессионального общения;
- основы трудового законодательства;
- основы менеджмента;
- порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров;
- основы страховой медицины;
- правила по охране труда и пожарной безопасности;
- основы медицины катастроф.
1.7. В период временного отсутствия главного врача больницы его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Главный врач больницы выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет руководство деятельностью больницы.
2.2. Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению.
2.3. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации.
2.4. Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы.
2.5. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации.
2.6. Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору.
2.7. Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
2.8. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией.
2.9. Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональную переподготовку) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.10. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей.
2.11. Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов.
2.12. Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация.
2.13. Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами.
2.14. Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках.
2.15. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В случае служебной необходимости главный врач больницы может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Главный врач больницы имеет право:
3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам (подразделениям) поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.2. Контролировать выполнение плановых заданий и работу, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами (подразделениями).
3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности главного врача больницы, подчиненных ему служб (подразделений).
3.4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию главного врача больницы.
3.5. Представлять интересы организации в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью.
4. Ответственность
Главный врач больницы несет ответственность за:
4.1. Не обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему служб (подразделений) организации по вопросам, входящим в обязанности отдела.
4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ отделом, подчиненных служб (подразделений).
4.3. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности организации и ее работникам.
4.4. Не обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками подчиненных служб (подразделений) организации.
5. Условия работы
5.1. Режим работы главного врача больницы определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.
5.2. В связи с производственной необходимостью главный врач больницы может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности главному врачу больницы может выделяться служебный автотранспорт.
6. Право подписи
6.1. Главному врачу больницы для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен _______/____________/ «____» ________ 20__ г.
(подпись)
Примечание: Наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя больницы высшего профессионального (медицинского) образования.