Руководство правительством проводившим радикальные реформы

Радикальные рыночные реформы были начаты в России правительством Егора Гайдара (см. статью «Правительство Гайдара и начало радикальных рыночных реформ») в январе 1992 года. Но попытки использовать рыночные механизмы для подъема экономики делались еще раньше. Первая попытка была предпринята в конце 60-х годов правительством Алексея Косыгина. Но советское руководство опасалось, что рыночные реформы повлекут за собой политическую демократизацию. Но события в Чехословакии 1968 года – «пражская весна», или попытка построить там демократический «социализм с человеческим лицом» — напугали советских руководителей. Попытки реформ были свернуты (см. статью «Итоги советской эпохи. Причины перестройки»). Но в других социалистических странах – прежде всего, в Венгрии, Польше и Югославии – имелся некоторый опыт использования рыночных механизмов в рамках социализма. В годы перестройки горбачевское руководство пыталось, используя этот опыт, реформировать советскую экономику. Но оно не пошло дальше полумер, которые только усугубили нарастающий экономический кризис (см. статью «Программы и попытки экономических реформ в годы перестройки»).

В итоге в 1991 году в стране наступил острый экономический кризис. Этот кризис имел несколько аспектов – падение производства; сокращение государственных доходов (как в результате экономического спада, так и в результате резкого падения цен на нефть в 1986 году); рост государственного долга и исчерпание золотовалютных резервов; обесценивание рубля в результате печатания не подкрепленных товарной массой денег. Экономический кризис начала 90-х годов был непосредственным продолжением спада конца 80-х.

Осенью 1991 года страна вплотную приблизилась к экономической катастрофе. Выйти из кризиса без немедленных и решительных экономических реформ было невозможно. Но необходимость проводить реформы в условиях жесточайшего кризиса – экономического коллапса и распада государства – обусловила крайне тяжелый и болезненный характер этих реформ. Время, когда можно было сравнительно безболезненно осуществить необходимые преобразования, было безвозвратно упущено. К тому же сопротивление рыночным реформам в России было гораздо более сильным, чем в других бывших социалистических странах. Ведь именно здесь были особенно сильны позиции советской номенклатуры, традиция частной собственности была слаба, а традиция государственного патернализма (т.е. привычки граждан ждать решения их проблем от государства), напротив, сильна.

Российское правительство во главе с Борисом Ельциным и Егором Гайдаром было вынуждено проводить реформы в самых тяжелых из возможных условий. Давайте попытаемся разобраться в экономических механизмах, обусловивших эти трудности.

Первая и, наверно, важнейшая причина экономических трудностей начала 90-х годов – катастрофическое падение производства. Ведь если предприятия не выпускают продукцию, то их работники не получают зарплаты, и тысячи семей по стране теряют возможность приобрести даже самые элементарные товары. В России 90-х годов вообще без работы остались сравнительно немногие люди. Но, к сожалению, на многих предприятиях выдачу зарплаты задерживали месяцами, а в целом ряде мест вознаграждение за труд свели к минимуму, поскольку никакого труда фактически не осуществлялось: предприятие простаивало и лишь имитировало полезную деятельность.

Был ли спад производства результатом ошибок реформаторов? Вряд ли. Во-первых, после начала реформ спад имел место и в Польше, и в Чехословакии, и в странах Балтии. Так что если реформаторы ошиблись, то все одновременно. Но главное даже в другом: могло ли в условиях рынка не рухнуть производство, если в советское время значительная часть продукции изготавливалась без всякого намерения продать ее на рынке? Например, СССР имел мощнейший военно-промышленный комплекс (ВПК). А для того, чтобы мы могли делать пушки, танки, самолеты, работали металлургия и топливная промышленность. Для того чтобы оснащать ракеты новейшим оборудованием развивалась электроника. Вся эта продукции мало что давала простым людям, но за нее исправно платило государство, отбирая деньги у тех предприятий, которые производили необходимые для народа товары.

После начала реформ российские власти вынуждены были ограничить расходы на военные цели. У экономики, уже сильно ослабленной неудачными преобразованиями Горбачева, просто не было средств содержать мощный ВПК. Неудивительно, что многие заводы остановились, а их работники остались без зарплаты. В этом не было вины ни самих работников, ни государства. Причина подобных бедствий — плохая организация старой советской экономики, при которой страна несла на себе непосильное бремя гонки вооружений. СССР пытался соревноваться в производстве оружия с Соединенными Штатами – страной намного более богатой, да к тому же не понесшей столь тяжелых, как СССР, потерь во время Второй мировой войны.

Еще одна важная причина спада, поразившего российскую экономику в 90-х, — это невостребованность плохих, низкокачественных потребительских товаров, которые привыкли делать советские предприятия. Разрешив свободную торговлю, в том числе и внешнюю, реформаторы дали людям возможность свободно покупать импортную продукцию, которую в советские времена ввозили лишь в очень ограниченных количествах. И вот, отечественный производитель 90-х оказался вдруг слабее не только западных фирм, но даже турецких или китайских. Спасти наши заводы и фабрики можно было бы, только вернув «железный занавес», отделяющий мировой рынок от внутрироссийского. Но стоило ли вновь обрекать людей на покупку некачественных изделий под предлогом защиты отечественного производителя от мировой конкуренции?

Таким образом, получается, что падение производства было неизбежным. Однако должно ли оно было быть столь долгим и разрушительным? Ведь первые признаки экономического роста появились только в 1997 году, накануне дефолта, который вызвал новый спад, сменившийся подъемом лишь в 1999 году.

Бесспорно, Россия могла быстрее преодолеть трудности, как их смогли преодолеть поляки, чехи, словаки, эстонцы, литовцы, латыши. Причиной затянувшегося периода трудностей стали серьезные ошибки в экономической политике.

Почему же так вышло?

Дело в том, что в рыночной экономике нельзя остановить кризис по приказу. Нельзя велеть производству увеличиться, нельзя велеть товарам «продаться» потребителям, если сами потребители не хотят их покупать. Для того чтобы преодолеть кризис, нужны инвестиции, т.е. крупные вложения денег, с помощью которых предприятия могут купить новое оборудование, необходимое для производства действительно хороших, качественных товаров. Особенно крупные инвестиции нужны ВПК, поскольку ему в кризисной ситуации требуется провести конверсию – перевод производства с военных заказов на гражданские, т.е. на те, которые оплачиваются потребителем.

Когда инвестиции пришли на польские, чешские или эстонские предприятия, эти предприятия повысили свою конкурентоспособность. То же самое произошло на многих российских предприятиях в последнее десятилетие. Но в 90-е годы инвесторов не очень интересовал, казалось бы, емкий и перспективный российский рынок. Почему?

Экономистам хорошо известна такая связь: чем быстрее в стране растут цены, тем меньше желающих вкладывать в нее свои деньги. Или, точнее: при инфляции порядка 3-5% в год инвесторы охотно готовы работать, при инфляции выше 30-40% в год они энергично сворачивают свои дела, а при инфляции свыше 50% в месяц бегут в панике. Российские реформаторы из команды Егора Гайдара хорошо знали, что для успеха преобразований мало провести одни лишь рыночные реформы. Надо еще добиться финансовой стабильности, т.е. ситуации, при которой инфляция не превышает в год хотя бы 30-40%. В этом случае к нам пришли бы зарубежные инвестиции. Да и растущий российский бизнес гораздо охотнее вкладывал деньги в производство вместо того, чтобы заниматься финансовыми спекуляциями, превращать рубли в доллары и вывозить их из страны.

В начале 1992 года командой Гайдара были предприняты шаги для борьбы с ростом цен, и к маю удалось существенно снизить, хотя и далеко еще не победить инфляцию. Но в условиях противоборства президента и Верховного совета продолжить проводить жесткую бюджетную политику не удалось. С лета 1992 года Центральный банк стал «печатать» все больше и больше денег. А в экономике существует вполне определенная связь между увеличением объема денежной массы и ростом цен. Начался новый виток инфляции (см. статью «Правительство Гайдара и начало радикальных рыночных реформ»).

Это решение было ошибочным. Президент Ельцин и правительство Гайдара недостаточно энергично воспротивились такому повороту экономической политики, происшедшему под давлением Верховного совета и в результате настоятельных требований различных общественных групп увеличить бюджетные ассигнования на те или иные конкретные нужды. Ельцин уступил давлению. Он чисто по-человечески тяжело переживал то, что обрек общество на тяжелые и болезненные реформы. Хотя он лично не нес ответственности за плачевное состояние, в котором находилась советская экономика в 1991 году, Ельцин понимал, насколько тесно россияне связывают свои бедствия именно с ним как президентом страны. Гайдар и его сподвижники также понимали необходимость компромиссов со сторонниками увеличения бюджетных расходов. Ведь массовое недовольство реформами было весьма сильным. Противники преобразований могли бы одержать победу и вообще похоронить рыночную экономику. Но в итоге компромиссов инфляция превысила 20% в месяц, и вместе с этим погибла всякая надежда на инвестиции, на прогрессивную перестройку российских предприятий.

В Польше, Чехии, Словакии и странах Балтии власти проявили больше последовательности в антиинфляционной политике, а потому эти страны гораздо быстрее нас смогли выйти из экономического кризиса.

В декабре 1992 года правительство Гайдара пало. Новое правительство во главе с Виктором Черномырдиным (см. статью «Виктор Черномырдин») продолжило преобразования. Но оно проводило политику компромиссов с различными влиятельными группами российского общества — прежде всего, с директорским корпусом. Бывшие советские директора успешно поставили под свой контроль ресурсы предприятий, причем многие беззастенчиво пользовались ими в личных целях, не думая о том, как сделать производство эффективным. Для них жесткая бюджетная политика была совершенно неприемлемой, поскольку только дотации из бюджета помогали выживать по-прежнему неэффективным предприятиям. Борьба с инфляцией перестала быть приоритетом правительства. Экономический спад продолжался, зарплата бюджетникам недоплачивалась, но рынок привел к насыщению прилавков магазинов товарами, что сняло остроту экономического кризиса.

Только новое обострение кризиса заставило правительство Черномырдина осознать необходимость более ответственной финансовой политики. После «черного вторника» (обвального падения курса рубля по отношению к доллару 11 октября 1994 года) Анатолий Чубайс был назначен первым вице-премьером. На протяжении 1995 года правительство сумело остановить инфляцию. Однако новые, непредвиденные трудности второй половины 90-х годов вновь внесли серьезные коррективы в экономическую политику и затормозили процесс выхода из кризиса (см. статьи «Правительство Чубайса-Немцова. Вторая волна рыночных реформ» и «Дефолт и политический кризис 1998-99 годов»).

Сегодня часто говорят о том, что России надо было пойти тем же путем, каким двинулся Китай в конце 70-х годов в надежде реформировать свою административную экономику. Однако, проблемы, стоявшие перед Китаем, лишь формально походили на проблемы, стоявшие перед Россией начала 90-х. И связано это было в основном с тем, что Китай являлся аграрной страной, где примерно 80% населения жило в деревне, не пользуясь никакими формами социальной защиты, тогда как СССР стал по большей части страной горожан, привыкших к покровительству государства. Проще говоря, советский человек имел всегда гарантированную зарплату (хотя бы маленькую), гарантированную пенсию по старости (хоть крохотную), гарантированный кусок хлеба (пусть даже без дефицитного масла) и гарантированную койку в больнице на случай недомогания. А средний китаец к концу 70-х мог рассчитывать только на себя, и, например, неурожай риса на его земле означал для него угрозу голодной смерти. Ни о каких пенсиях там даже речи не шло.

Соответственно, китайский реформаторский путь состоял, прежде всего, в том, чтобы распустить коммуны, дать людям право работать на своей земле и кормиться с нее, а не отдавать урожай государству. Этот путь похож на тот, по которому большевики пошли в 1921 году, объявив новую экономическую политику. Во многих отношениях Китай 1970-х годов по своему экономическому развитию был похож на Россию 1920-х годов. Если китайский крестьянин начала 80-х перебирался в город и находил там хоть самую низкооплачиваемую работу, он был уже очень рад этому и не требовал большего. Что же касается советского горожанина начала 90-х, то он требовал от власти отнюдь не возможности работать на земле ради куска хлеба. Он требовал наполнить прилавки, чтобы инженер, врач или учитель могли бы, занимаясь своим основным делом, зарабатывать деньги, обеспеченные товарами, а затем приходить в магазины и свободно покупать все, что им вздумается. Таким образом, тот, кто говорил о возможности китайского пути для России, либо хотел загнать горожан в деревню, чтобы люди сами выращивали себе пропитание, либо (что более вероятно) просто не понимал, чем наша экономика отличалась от китайской.

Молодые реформаторы: вторая волна реформ в России (1997–98 годы)

Президентские выборы 1996 года показали, что большинство россиян не хотели прихода коммунистов к власти и в целом поддерживали курс президента Ельцина на строительство рыночной экономики и политической демократии. Огромное значение для победы Ельцина имела поддержка крупного бизнеса и либеральной общественности, которая сплотилась вокруг него перед лицом опасности прихода коммунистов к власти. Анатолий Чубайс стал фактическим лидером предвыборного штаба Ельцина. Было естественно ожидать, что после победы на выборах Ельцин продолжит рыночные реформы.

Однако напряжение избирательной кампании оказалось непосильным для часто болевшего Б. Ельцина. У него случился тяжелый инфаркт. Общество узнало об этом только после второго тура выборов (хотя о болезни президента было известно и раньше). В сентябре 1996 года президент выступил с публичным заявлением о предстоящей операции на сердце. В течение нескольких месяцев он не принимал активного участия в управлении страной. В этой ситуации нельзя было немедленно браться за реформы. Главной задачей правительства (его Председателем остался В. Черномырдин) и Администрации Президента, которую после выборов возглавил А. Чубайс, было обеспечить стабильность в стране на время болезни президента.

В начале 1997 года Б. Ельцин возвращается к работе и осуществляет перестановки в правительстве. В марте 1997 года первыми заместителями председателя Правительства были назначены Анатолий Чубайс и Борис Немцов. Именно они определяли экономическую стратегию правительства. А. Чубайс являлся убежденным сторонником курса реформ. Б. Немцов, губернатор Нижегородской области, был одним из самых молодых региональных лидеров, активно проводивших либеральные реформы. Как и в своей президентской кампании, на этом этапе рыночных реформ Б. Ельцин сделал главную ставку на молодых политиков, сторонников демократии и рыночных реформ (Из книги Б. Ельцина «Президентский марафон»).

Сформированное в марте 1997 года правительство назвали «правительством молодых реформаторов». С его деятельностью связана вторая волна рыночных реформ.

В мае 1997 года новая команда обнародовала свою программу, получившую название «Семь главных дел Правительства России». Этот документ был опубликован в официальной «Российской газете» (Из заявления Правительства РФ от 19 мая 1997 года).

Каковы же эти «семь дел»? Во-первых, выплатить бюджетникам долги по заработной плате, заставив для этого крупнейшие корпорации России погасить их задолженность перед государственным бюджетом. Во-вторых, реформировать систему социальных льгот. В-третьих, снизить ставки по кредитам на 20%, а налоговое бремя на 15%, что должно стимулировать отечественную промышленность и сельское хозяйство. В-четвертых, укрепить региональные и местные бюджеты, обязав, например, предприятия выплачивать налоги по месту их деятельности, а не регистрации. В-пятых, обязать чиновников декларировать доходы и имущество, а также ввести открытые конкурсы на государственные закупки. В-шестых, сократить государственный бюджет 1997 года и ограничить расходы, «не связанные с решением первоочередных социальных, оборонных и культурных задач России», в бюджете 1998 года. Наконец, в-седьмых, «честно и открыто объяснять гражданам России все действия Правительства». Завершалось заявление лозунгом: «Порядок в стране – наведем!»

Парламент, контролируемый коммунистическим большинством, не поддержал многие предложения А. Чубайса и Б. Немцова. Существенного урезания бюджетных расходов так и не произошло – Государственная дума не приняла соответствующее решение. Однако часть мер все же удалось реализовать. Например, были погашены долги перед бюджетниками (этот процесс начался еще весной 1996 года, в канун президентских выборов). Как и обещало правительство, в 1997–98 годах – впервые с 1987 года! – наметился пусть небольшой, но все же рост производства (Темпы экономического роста/спада в России в 1993–97 годахиТемпы роста промышленного производства по отраслям). Кроме того, правительство, продавая на рынке валюту из запасов Центрального банка, удерживало курс рубля по отношению к доллару в рамках так называемого валютного коридора.

Однако осенью 1997 года разразился новый политический кризис. Ряд крупных бизнесменов, поддержавших Ельцина во время предвыборной кампании 1996 года, считал, что теперь правительство должно продолжить приватизацию на выгодных для них условиях. Но для пополнения государственного бюджета (необходимого, в том числе, для выплат государственных долгов, пенсий и зарплат) нужно было создать ситуацию реальной конкуренции, когда крупные пакеты акций государственных компаний получает тот, кто предлагает более высокую цену. Эти «новые правила игры» привели к противостоянию с некоторыми олигархами, которые рассчитывали на особые права.

Летом– осенью 1997 года в центре внимания оказался беспрецедентный конфликт, вызванный аукционом по продаже государственного пакета акций компании «Связьинвест» – крупнейшего производителя услуг телекоммуникации в России. В открытом аукционе приняли участие две финансово-промышленные группы. Одной из них руководил В. Потанин (привлекший также средства американского бизнесмена и филантропа Джорджа Сороса), другой – В. Гусинский и Б. Березовский (см. статью«Олигархи»). В. Потанин предложил большую цену и выиграл конкурс, что вызвало ответную реакцию, направленную против министров-реформаторов. Березовский и Гусинский развернули настоящую информационную войну, обвиняя правительство в коррупции и некомпетентности.

Решающим стало так называемое «дело писателей», или «книжное дело». В ноябре 1997 года стало известно, что целому ряду правительственных чиновников, в том числе А. Чубайсу, были выплачены крупные гонорары за еще не изданную книгу, посвященную российской приватизации. Несмотря на то, что эти гонорары, как и предполагалось изначально, были почти полностью (на 95%) перечислены благотворительным фондам, в результате скандала ушли в отставку ближайшие сотрудники А. Чубайса, а сам он, оставшись заместителем председателя Правительства, потерял пост министра финансов (Из книги Б. Ельцина «Президентский марафон»). Впоследствии (в 1999 году) книга «Приватизация по-российски» была опубликована, но влияние молодых реформаторов в правительстве резко сократилось.

Однако и сам председатель правительства В. Черномырдин пробыл на своем посту недолго. Президент продолжил искать тех, кто поведет страну курсом реформ, и в марте 1998 года предложил возглавить Правительство С. Кириенко. Новое правительство придерживалось начатого курса реформ, но вскоре ему пришлось столкнуться с нарастающей угрозой финансового кризиса, а произошедший в августе 1998 года дефолт и вовсе покончил с эпохой относительной политической стабильности. Преобразования, намеченные в правительственной программе 1997 года, так и не были закончены (см. статьи «Дефолт» и «Политическое развитие России в 1998–99 годы»).

Тем не менее деятельность правительства молодых реформаторов стала важным этапом в формировании рыночной экономики в России. Она подготовила условия экономического подъема, начавшегося в стране уже с осени 1997 года. Прерванный финансовым кризисом 1998 года, этот подъем продолжился в 1999 году.

Установить соответстваия между фамилиями государственныз детелей СССР И РФ И ИХ дейятельностью

А)Ю.В.Андропов

Б)Е.Т.Гайдар

В)А.Н. Косыгин

Г)Г.М.Маленков

1)разработка экономической программы 500 дней

2)попытка наведения порядка и искоренения корупции в СССР в начале 1980-ых годов

3)руководство деятельностью Правительства СССР В 1953-1955

4)Проведение экономических реформ во второй половине 1960-ых годов

5)руководство проведением радикальных реформ в начале1990-ых годов

angelpai

Светило науки — 2 ответа — 14 раз оказано помощи

Андропов — попытка наведения порядков 1980-х

Гайдар — руководство проведением радикальныйх 1990-х

Косыгин — проведение экономических реформ 1960-х

Маленков — Руководство деятельностью Правительства 1953-1955

 (2543)

(500 дней — Шаталин.)

Marishamilasha

Светило науки — 33 ответа — 764 помощи

А-2

Б-1

В-4

Г-3

как то вот так)

«Шоковая терапия» Гайдара, приватизация и дефолт 1998 года. Какой ценой выдержало население России такие масштабные события? Экономические преобразования 90-х – это вопрос, который не дает покоя политикам до наших дней. Именно в это время зародился средний класс России, но тогда же зародился и слой олигархов.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 310
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/perestroyka-v-sssr-1985-1991-gg-rossiya-v-kontse-xx-veka/rossiya-v-1990-e-gg-ekonomicheskie-reformy

Содержание

  • 1 Подготовка к экономическим реформам
  • 2 Перестройка
  • 3 Экономические преобразования
  • 4 Цена концепции макроэкономического реформирования
  • 5 Итоги и корректировка реформ
  • 6 Приватизация госсобственности
  • 7 Дефолт
  • 8 Итоги

Подготовка к экономическим реформам

После распада СССР в декабре 1991 года экономика России находилась в чудовищном состоянии. В стране был продовольственный кризис. Золотовалютные резервы таяли, плюс к этому «в наследство» России от СССР достался внешний долг в 70 млрд долларов.

Б.Н. Ельцин в этих условиях решается на радикальные экономические реформы. Он набирает команду молодых и амбициозных экономистов. Фактическое руководство правительством, хотя и без назначения его на должность премьер-министра, было доверено Е.Т. Гайдару (рис. 1). Е. Гайдар совместно с А. Шохиным и А. Чубайсом считаются разработчиками экономической реформы, проведенной в России в начале 1990-х.

Рис. 1. Е.Т. Гайдар

Образцом для реформы решено было взять политику «шоковой терапии», ранее опробованную в других странах социалистического лагеря – Польше, Венгрии, Чехословакии.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 863
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/perestroyka-v-sssr-1985-1991-gg-rossiya-v-kontse-xx-veka/rossiya-v-1990-e-gg-ekonomicheskie-reformy

Перестройка

краткое содержание других презентаций

«М.РЎ.Горбачёв» — Двусторонние встречи. Реабилитация жертв сталинских репрессий. Деятельность. Вывод войск из Афганистана. Этапные списки НКВД. Кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Жёсткие меры по локализации национальных конфликтов. Краткий список инициатив. Встреча Горбачёва и нового американского президента Дж. Буша старшего. Внешняя политика. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Ослабление международной напряжённости.

«Экономические реформы перестройки» — Преобразования и внешняя политика. Последствия реформ. Программа реформирования экономики России. Экономические реформы эпохи перестройки. Проблемы перехода к рыночной экономике. Экономическая программа «500 дней». Рабочая группа. Экономическая ситуация в середине 1980-х годов. Концепция Л.И. Абалкина. Результат. Реализация программы правительства. Этапы радикальной экономической реформы в СССР. Задачи реформирования.

«Политика «нового мышления»» — Военные расходы СССР. Шеварднадзе. Мнения. Результаты политики «нового мышления». Поиск новых партнеров. Начало разоружения. Что такое «гласность». Победа демократических сил. Новое политическое мышление. Концепция «нового политического мышления». Холодная война. Причины изменений курса. Три основных направления внешней политики. Диалектика «нового мышления». Доктрина Брежнева. Решение региональных конфликтов.

«Культура перестройки» — Опера конца XX — начала XXI веков. Музыка. Театр. Contemporary (контемпорари). Современные композиторы. Фотография. Выдающиеся картины эпохи «перестройки». Кинематограф. Содержание фильмов, вышедших на экран в первые годы «перестройки». Хореография. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов. Тема социальной ответственности человека за подрастающее поколение. «Вор» П.Г.Чухрая не рассказывает напрямую об ужасах репрессий.

«Новое политическое мышление» — Утверждение главенствующей роли США. Горбачев. Отношения со странами «третьего мира». Сотрудничество с СССР. Вьетнамские войска. Советско-американские отношения. Идеи. Новое политическое мышление. Внешняя политика. Позитивные и негативные последствия. Призывы к обединению. Результаты политики «нового мышления». Распад социалистической системы.

«Перестройка 1985-1991В» — Введение хозрасчёта. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1987). Член Политбюро ЦК КПСС. Апрельский пленум ЦК КПСС (23 апреля 1985 г.). Е.К.Лигачев. Поражение заканчивается распадом, исчезновением прежнего могущественного государства СССР. Обновление партийного руководства. Цены в кооперативных кафе и магазинах были значительно выше, чем в государственных. «500 дней». К началу 1987 г. госприемка действовала на всех крупных промышленных предприятиях.

Всего в разделе «Перестройка» 9 презентаций

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2951
Источник: http://5istoriya.net/perestrojka/Ekonomicheskie-reformy-perestrojki/004-Etapy-radikalnoj-ekonomicheskoj-reformy-v-SSSR.html

Экономические преобразования

2 января 1992 г. началась экономическая реформа в России.

Она заключалась в следующих мерах:

1. Либерализация цен и торговли

  • Уже 2 января 1992 года были отпущены цены на 90 % потребительских товаров. Эта мера вызвала резкий рост цен и снижение покупательной способности населения.
  • Все предприятия получили право свободно заниматься внешней торговлей.
  • Разрешалась торговля внутри страны без специальных разрешений и в любых удобных местах. Привело к стремительному развитию частной торговли.

2. Финансовая стабилизация

Сокращены госзаказы и госфинансирование, кредитование, введена экономия в бюджетно-социальной сфере. Многие предприятия были на грани разорения.

3. Приватизация

Руководителем программы приватизации (то есть передачи государственной собственности в частные руки) был А.Б. Чубайс (рис. 2).

Рис.2. А.Б. Чубайс

Приватизация проходила в два этапа:

  • ваучерная – раздача ваучеров (рис. 3) населению с обещанием получения в будущем дивидендов от приватизируемых предприятий;
  • денежная – продажа на залоговых аукционах за деньги акций предприятий, оставшихся к тому моменту в госсобственности.

Рис. 3. Ваучер

Приватизация 1990-х в современной России считается одним из самых несправедливых преобразований в экономике. Денежный этап приватизации, на котором купить акции и предприятия уже можно было только за деньги, был доступен только узкому кругу лиц. Таким образом, самые прибыльные предприятия ушли в руки узкого круга лиц, в который не могли попасть простые граждане.

А итоги ваучерной приватизации были очень невыгодными для населения из-за сильной инфляции.

4. Структурная перестройка экономики

  • Сокращение промышленности группы А (производящей средства производства).
  • Конверсия (перевод военных предприятий на выпуск гражданской продукции).
  • Закрытие убыточных предприятий.

Политика «шоковой терапии» повысила криминализацию экономики. Массовым становится рэкет, вооруженная борьба за собственность, уход от налогов.

1990-е – время расцвета в России финансовых пирамид (самая известная из них – МММ). Владельцы пирамид сначала привлекали клиентов, действительно выплачивая им деньги за вовлечение новых участников в пирамиду. Когда объем вкладов становился внушительным, организаторы бизнеса просто исчезали, присвоив себе все деньги вкладчиков.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2314
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/perestroyka-v-sssr-1985-1991-gg-rossiya-v-kontse-xx-veka/rossiya-v-1990-e-gg-ekonomicheskie-reformy

Цена концепции макроэкономического реформирования

Тем не менее, несмотря на критику как слева, так и справа на фоне полного непонимания населения, в начале 1992 г. Россия, образно говоря, «вошла в воду, не умея плавать». По мнению идеологов реформ, цены должны были увеличиться в 3—4 раза, но на практике они выросли за год более чем в 100 раз. Возник «заколдованный круг»: стремясь уменьшить потери, предприятия повышали цены на продукцию, покупательная способность рубля и возможности населения снижались, что вело к вынужденному увеличению заработной платы. Начался лавинообразный рост дефицита государственного бюджета. Волевым решением правительство увеличило выпуск наличных денег. Заработал печатный станок: появились новые купюры достоинством двести, пятьсот и тысячу рублей. Символом 1992 г. стала катастрофическая инфляция.

Критическое положение возникло и в производственной сфере. Рост цен на потребительском рынке вызвал резкое повышение тарифов на перевозки товаров, сырье и энергию. Кризисная ситуация распространилась и на сельское хозяйство, предприятия которого, продав осенью 1991 г. продукцию по старым ценам, были не в состоянии весной 1992 г. купить необходимые семена, удобрения и технику. В марте 1992г. возник первый кризис наличности: сотни тысяч людей не могли вовремя получить зарплату, пенсии, пособия, стипендии.

Лето и осень можно считать одним из самых драматических периодов в экономике страны первого года реформ. Покупательная способность населения резко упала, объем товарооборота только за первое полугодие сократился на 42%. Оптовые цены в промышленности увеличились в 15 раз, цены колхозного рынка — в 6 раз. Выросло число убыточных предприятий, нарастали темпы взаимных неплатежей. Все эти обстоятельства вынуждали правительство сокращать финансирование здравоохранения, образования, культуры и науки. В кризисном состоянии оказались многие заводы военно-промышленного комплекса, транспорт, энергетика.

Такова была цена воплощенной в жизнь концепции макроэкономического реформирования. Макроэкономический подход используется в экономической науке прежде всего для анализа структуры и динамики экономической системы страны в крупноагрегированных, как правило, стоимостных показателях, таких, как национальный доход, совокупный общественный продукт страны, совокупный спрос и т. п. Более «мелкие» экономические показатели — эффективность отдельных отраслей и промышленных предприятий, спрос отдельных групп потребителей и их доходы, цены на основные продукты и т. п. — при макроэкономическом анализе во внимание не принимаются. Социальный фактор и специфика развития страны при макроэкономическом подходе не учитываются. Опыт 1992 г. наглядно продемонстрировал невозможность проведения практической экономической политики на базе отвлеченных теоретических построений.

Несмотря на нарастание кризисных явлений в экономике, правительство настаивало на продолжении курса. 17 июля 1992 г. «Российская газета» опубликовала документ под названием «Программа углубления реформ». Главный ее тезис — необходимость форсированного создания «рыночного хозяйства», основными движущими силами которого провозглашались предпринимательство и конкуренция. Правительство обещало стабилизацию финансов, укрепление рубля, замедление инфляции.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 3271
Источник: https://istoriirossii.ru/rf/196-radikalnye-ekonomicheskie-.html?showall=1

Итоги и корректировка реформ

К концу 1992 – началу 1993 г. экономическая политика «шоковой терапии» привела к резкому обнищанию населения, галопирующей инфляции, спаду производства, росту безработицы, ухудшению демографической ситуации и криминализации экономики.

С другой стороны, был ликвидирован товарный дефицит, оперативно запущены рыночные механизмы экономики, сформировался слой первых собственников.

Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ противодействовали реформам и крайне негативно отзывались об их результатах.

Е. Гайдар в декабре 1992 года был отправлен в отставку, а на пост премьер-министра был назначен В.С. Черномырдин (рис. 4).

Рис.4. В.С. Черномырдин

Под руководством Черномырдина началась корректировка реформ, заключавшаяся в возвращении государству некоторой роли в экономике и ее большей социальной ориентированности.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 855
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/perestroyka-v-sssr-1985-1991-gg-rossiya-v-kontse-xx-veka/rossiya-v-1990-e-gg-ekonomicheskie-reformy

Приватизация госсобственности

Началась приватизация госсобственности. 14 августа 1992г. Б. Н. Ельцин подписал Указ о приватизационных чеках, и уже с начала осени во всех отделениях Сбербанка России населению стали выдавать ваучеры (приватизационные чеки). «Ваучеризация» была главной составляющей первого этапа приватизации (август 1992 — осень 1994г.). Смысл ее был в том, что каждый гражданин должен был получить равные стартовые возможности в виде своей доли в общей собственности страны. Так как рыночная цена предприятий не была определена — ее просто не существовало на момент реформ, — то в основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, которую «разделили» на численность населения России, включая грудных младенцев (148,7 млн. человек). Доля каждого гражданина РФ составила 10 тыс. рублей — именно такова была номинальная стоимость ваучера— сумма по тем временам достаточно большая (легковой автомобиль, например, стоил около 20 тыс. рублей).

Итоги «ваучеризации» населения оказались плачевными из-за колоссальной инфляции: уже осенью 1992 г. на стоимость ваучера можно было купить один мужской костюм среднего качества, а в конце 1993 г. ваучеры продавались по 10—12 тыс. рублей (цена 3— 4 бутылок водки). Кроме того, если в 1991 г. предполагалось сделать приватизационный чек именным, то на практике ваучеры оказались обезличены. В условиях сильнейшего отставания зарплаты от уровня жизни, ее систематических задержек и невыплат они превратились в предмет продажи. Скупали ваучеры те, у кого были деньги, — представители теневого бизнеса.

Одним из самых тяжелых последствий реформ в 1992 г. стала фактическая ликвидация вкладов населения в сберегательных банках. Девальвация вкладов и страховых взносов привела к обнищанию огромной массы людей, существенно сократила объемы депозитного капитала — источника государственных кредитов. Кроме того, большинство граждан России не могли теперь стать акционерами, им не на что стало покупать акции, а это ликвидировало социальную основу приватизации. Правительство было вынуждено обращаться за иностранными займами.

Освобождение цен в условиях товарного дефицита привело сначала к «вымыванию» дешевых товаров, а затем к резкому росту цен. Во избежание социального взрыва правительство провело ряд мер по насыщению рынка товарами народного потребления. В качестве основного средства была выбрана либерализация внешней торговли. Внутренний рынок страны в довольно короткие сроки был наполнен иностранными товарами, как правило, низкого и среднего качества. Эти меры привели к свободной конвертации рубля, то есть обмену его на любую иностранную валюту по рыночному биржевому курсу. Экономическая нестабильность в стране и нарастание кризиса проявились в резком падении курса рубля по отношению к доллару.

Таким образом, на конец 1992 г. инфляция превзошла самые пессимистические прогнозы, бюджет оказался подорван, падение производства было очевидно. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов Российской Федерации работа правительства Е. Т. Гайдара была признана неудовлетворительной. На пост премьер-министра страны был избран В. С. Черномырдин (декабрь 1992— апрель 1998г.).

Литература

  1. История России в новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2000. – 464 с. – С. 324–422.
  2. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студентов вузов: В 2 т. – Т. 2 / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1988. – 448 с. – С. 390–423.
  3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 544 с. – С. 496–503.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 3729
Источник: https://istoriirossii.ru/rf/196-radikalnye-ekonomicheskie-.html?showall=1

Дефолт

С 1993 по 1998 основной проблемой экономики оставалась нехватка средств, продолжался спад производства, хотя и наблюдался постепенный переход к рыночной экономике.

Росли государственные долги по Государственным краткосрочным обязательствам (ГКО),

введенным за несколько месяцев до этого.  

Очередное серьезное испытание пришлось на август 1998 года, когда случился дефолт российской экономики. В этот момент премьер-министром был С.В. Кириенко (рис. 5).

Рис.5. С.В. Кириенко

В августе 1998-го рухнули цены на нефть, в связи с чем произошло резкое обесценивание рубля, и государство признало себя неспособным выполнить финансовые обязательства перед населением.

За некоторое время до дефолта Кириенко, осознававший мировую финансовую обстановку и учитывавший риски, предложил пакет стабилизационных законов, подразумевавших строгую экономию государственных расходов, однако Государственная Дума эти законы не приняла.

После дефолта правительство Кириенко было отправлено в отставку, премьер-министром назначен Е. Примаков.

В результате дефолта произошло массовое разорение предпринимателей, банков. Сотни людей потеряли работу и источники дохода.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1162
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/perestroyka-v-sssr-1985-1991-gg-rossiya-v-kontse-xx-veka/rossiya-v-1990-e-gg-ekonomicheskie-reformy

Итоги

За десять лет после распада СССР Россия прошла трудный путь в экономике. Остаются актуальными вопросы: были ли оправданы меры «шоковой терапии» и можно ли было те же преобразования провести более плавно?

К концу 90-х Россия стала страной с рыночной экономикой. Дефолт 1998 года, потрясший страну, привел к принятию реалистичного бюджета на следующий год.

Список литературы

1. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс. – М.: 2013. – 304 с.

2. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. История России: начало XX – начало XXI века. 10 класс. – М.: 2016. – 368 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Видеолекция на тему «Российская Федерация в 1992-1993 гг.» (Источник)

2. Дефолт (Источник)

Домашнее задание

1. Чем отличалась экономическая реформа Гайдара от экономических реформ Горбачева?

2. Какими были негативные и позитивные последствия «шоковой терапии» в России?

3. Что такое «ваучер»?

4. Объясните, почему падение цен на нефть привело к дефолту российской экономики.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1050
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/perestroyka-v-sssr-1985-1991-gg-rossiya-v-kontse-xx-veka/rossiya-v-1990-e-gg-ekonomicheskie-reformy

Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 19787
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/perestroyka-v-sssr-1985-1991-gg-rossiya-v-kontse-xx-veka/rossiya-v-1990-e-gg-ekonomicheskie-reformy: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 6554 (33%)
  2. https://istoriirossii.ru/rf/196-radikalnye-ekonomicheskie-.html?showall=1: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 10282 (52%)
  3. http://5istoriya.net/perestrojka/Ekonomicheskie-reformy-perestrojki/004-Etapy-radikalnoj-ekonomicheskoj-reformy-v-SSSR.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2951 (15%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Радикальная экономическая реформа.

1.
Начиная со 2 января 1992 г. Россия встала
на путь про­ведения радикальной
экономической реформы.
Основными
шагами данной реформы были
:

  • введение
    свободного
    порядка формирования цен
    на
    боль­шинство товаров (так называемый
    «отпуск цен»);

  • освобождение
    из-под государственного контроля
    внут­ренней и внешней торговли
    (либерализация
    торговли);

  • приватизация
    государственной
    собственности — создание класса
    собственников.

Цели
данных реформ:

  • слом
    административно-командной («советской»)
    системы
    управления
    экономикой;

  • построение
    основ рыночной экономики
    в
    относительно короткие сроки (2 — 3 года).

Данный
вид реформ был известен в мировой
практике как «шоковая
терапия».
Он
был разработан так называемой «чикагской
школой» экономистов
и
применялся
в тех странах, которые стремились не
улучшить регулируемую государством
экономику, а сломать ее, и на ее месте
построить принципи­ально иную
экономическую систему. До России подобный
вариант реформ был проведен в Польше
(Л. Бальцеровичем), ранее, со своей
спецификой, — в Южной Корее.

Радикальная
экономическая реформа в России проходи­ла
в
несколько этапов
:

  • Октябрь
    — декабрь 1991 г.

    подготовительный этап — формирование
    органов управления будущей реформы,
    подбор
    команды
    реформаторов;

  • январь
    — декабрь 1992 г. — радикальный этап
    реформы (деятельность правительства,
    фактически
    возглавляемого Е.Т.
    Гайдаром);

  • декабрь
    1992 г. — середина 1994 г. — корректировка
    реформ
    по
    ходу их проведения с учетом российской
    специфики (деятельность
    правительства В. Черномырдина).

2. Впервые курс на проведение именно этого вида реформ был провозглашен Президентом рф б.Н. Ельциным в ок­тябре 1991 г.

Данная
политика была предварительно одобрена
V
съездом народных депутатов РФ, состоявшимся
2 — 5 ноября 1991 г.:

  • Президент
    РФ Б. Ельцин был наделен чрезвычайными
    пол­номочиями
    на
    проведение реформ (правом издавать
    указы в области экономики, имеющие силу
    закона);

  • Б.Н.
    Ельцин, будучи Президентом РФ, был
    одновременно назначен Председателем
    Правительства РФ
    и
    получил со­гласие на формирование
    команды реформаторов. Команда реформаторов
    была сформирована в конце 1991 г.

Ее
костяк
составили молодые экономисты во главе
с Е. Гайдаром и А. Чубайсом.
В
марте 1992 г. Б.Н. Ельцин ушел с поста главы
правительства и назначил исполняющим
обязанности пред­седателя правительства
Е.Т. Гайдара. В данном полуофициаль­ном
статусе (и.о.), без утверждения парламентом,
Е. Гайдар руководил правительством до
конца 1992 г.

3.
Правительство
Ельцина—Гайдара приступило к проведению
реформ 2 января 1992 г.:

  • были
    «отпущены»
    цены
    на
    большинство товаров;

  • был
    издан Указ
    Президента РФ «О свободе торговли»
    от
    29 января 1992 г. № 65, которым снималось
    большинство ограничений на внутреннюю
    и внешнюю торговлю в РФ, существовавших
    в советское время.

4.
С

21
августа 1992 г.
в
России было объявлено начало приватизации,
которая
проходила в два этапа:

  • «ваучерная»
    приватизация —
    с
    августа 1992 г. по июнь 1994 г.;

  • денежная
    приватизация —
    с
    1 июля 1994 г.

На
первоначальном этапе приватизации вся
государст­венная собственность,
подлежащая приватизации, была оце­нена,
и ее общая
стоимость была поделена на общее число
граждан России

том числе малолетних). Полученная сумма
составила стоимость
приватизационного сертификата
(«вау­чера»)
и
символизировала часть каждого гражданина
в об­щей собственности страны. Граждане
могли вложить вауче­ры в
приватизируемые
предприятия или продать их.

Номинально
стоимость «ваучера» была объявлена
в
10 тыс. «советских» рублей,
что
было достаточно крупной суммой для
среднего гражданина (примерная стоимость
хорошего советско­го автомобиля).
Однако на деле их стоимость была гораздо
ниже — в
связи с гиперинфляцией «ваучеры»
резко обесценива­лись
и
к концу 1992 г. «ваучер» стоил как
несколько бутылок водки. К тому же
большинство
граждан не имели экономических знаний
и
не знали, как правильно вложить ваучеры
— значитель­ное число ваучеров было
вложено в разорившиеся предприятия; в
огромных количествах ваучеры скупались
всевозможными инвестиционными фондами,
а часто — мошенническими структурами.

В
результате всех данных обстоятельств
продеклариро­ванная правительством
идея «разделить государственную
собственность поровну между всеми
гражданами страны» оказалась фикцией
и ваучеры
стали механизмом потери собственности
большинством граждан и ее перехода в
руки узкого класса профессиональных
собственников.

В
результате «ваучерной» приватизации
в
1992 — 1994 гг. было наспех приватизировано
более половины имевшейся госу­дарственной
собственности.
С
1 июля 1994 г. начался второй — денежный
этап приватизации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

После распада СССР в конце 1991 г. Россия вступила в новую стадию реформ, которые охватывали экономику, политическую систему, общественную жизнь, идеологию, культуру. Российское общество было поставлено перед необходимостью поиска новой парадигмы собственного развития, адекватной общим закономерностям современной цивилизации. К началу рыночных реформ в январе 1992 г. Россия по классификации ООН входила в группу зажиточных стран мира. Так, в 1990 г. по уровню производства важнейших видов промышленной продукции, предназначенной для потребления, СССР и РСФСР были близки США, Великобритании и ФРГ.

Программа радикальных экономических реформ

В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило программу радикальных экономических реформ, цель которой — полный слом старой плановой системы и командных методов руководства экономикой. Основополагающими документами на начальном этапе радикальных преобразований стали указы Президента РФ Б. Н. Ельцина о либерализации цен и свободе торговли, о реформировании колхозов и совхозов, а также два закона о порядке приватизации. Главным идеологом нового правительственного курса стал мало кому в то время известный 35-летний доктор экономических наук Е. Т. Гайдар, не имевший опыта в государственных делах, назначенный исполняющим обязанности главы правительства (декабрь 1991 — декабрь 1992 г.).

Он и несколько других молодых экономистов (А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс) составили команду приверженцев так называемой «шоковой терапии» — политики, с помощью которой и стала решаться задача быстрого перехода от командно-административной экономики к рыночной. Основное положение «шоковой терапии» сводилось к представлению о благотворности свободных рыночных отношений, способных к саморегуляции. Отвергалось не только государственное экономическое регулирование, но и регулируемый рынок. «Выпустить на волю «дух предпринимательства» — так определила цель экономического реформирования России в своей статье одна из сторонниц этой идеи Л. Пияшева.

По замыслам реформаторов для изменения структуры экономики России следовало:

  • «отпустить цены» на товары и продукты питания, что обеспечит автоматическое установление их рыночной стоимости и снимет проблемы тотального дефицита на внутреннем рынке;
  • либерализовать торговлю, что ускорит товарообмен и изменит инфраструктуру сбыта;
  • приватизировать (от лат. privatus — частный) государственную собственность, то есть передать ее за плату или безвозмездно в частные руки с целью создать средний класс (мелких собственников), который мог бы заниматься предпринимательством и участвовать в рынке.

Таким образом, государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику, но обещало проводить жесткую финансово-денежную и кредитную политику, гарантируя быстрый ход реформ и хорошие результаты. «Хуже будет всем примерно полгода, затем снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г.— стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей», — пообещал Президент РФ.

Новый правительственный курс был неоднозначно встречен как в самой России, так и за ее пределами. То обстоятельство, что к работе над программой преобразований России были привлечены западные эксперты, а за ее основу взяты типовые рекомендации Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), делало программу уязвимой с точки зрения некоторых отечественных экономистов, утверждавших, что в программе не учтены особенности российской экономики. Они уже в начале 1992 г. прогнозировали жесточайшую инфляцию, считали, что методы «вхождения» в рынок жестоки по отношению к населению, а сроки проведения реформы и обещания правительства стабилизировать обстановку через год можно сравнить с «маниловщиной», поскольку европейский путь к рынку равнялся полутора векам.

Скептически относились к провозглашенной программе и многие западные специалисты.

Цена концепции макроэкономического реформирования

Тем не менее, несмотря на критику как слева, так и справа на фоне полного непонимания населения, в начале 1992 г. Россия, образно говоря, «вошла в воду, не умея плавать». По мнению идеологов реформ, цены должны были увеличиться в 3—4 раза, но на практике они выросли за год более чем в 100 раз. Возник «заколдованный круг»: стремясь уменьшить потери, предприятия повышали цены на продукцию, покупательная способность рубля и возможности населения снижались, что вело к вынужденному увеличению заработной платы. Начался лавинообразный рост дефицита государственного бюджета. Волевым решением правительство увеличило выпуск наличных денег. Заработал печатный станок: появились новые купюры достоинством двести, пятьсот и тысячу рублей. Символом 1992 г. стала катастрофическая инфляция.

Критическое положение возникло и в производственной сфере. Рост цен на потребительском рынке вызвал резкое повышение тарифов на перевозки товаров, сырье и энергию. Кризисная ситуация распространилась и на сельское хозяйство, предприятия которого, продав осенью 1991 г. продукцию по старым ценам, были не в состоянии весной 1992 г. купить необходимые семена, удобрения и технику. В марте 1992г. возник первый кризис наличности: сотни тысяч людей не могли вовремя получить зарплату, пенсии, пособия, стипендии.

Лето и осень можно считать одним из самых драматических периодов в экономике страны первого года реформ. Покупательная способность населения резко упала, объем товарооборота только за первое полугодие сократился на 42%. Оптовые цены в промышленности увеличились в 15 раз, цены колхозного рынка — в 6 раз. Выросло число убыточных предприятий, нарастали темпы взаимных неплатежей. Все эти обстоятельства вынуждали правительство сокращать финансирование здравоохранения, образования, культуры и науки. В кризисном состоянии оказались многие заводы военно-промышленного комплекса, транспорт, энергетика.

Такова была цена воплощенной в жизнь концепции макроэкономического реформирования. Макроэкономический подход используется в экономической науке прежде всего для анализа структуры и динамики экономической системы страны в крупноагрегированных, как правило, стоимостных показателях, таких, как национальный доход, совокупный общественный продукт страны, совокупный спрос и т. п. Более «мелкие» экономические показатели — эффективность отдельных отраслей и промышленных предприятий, спрос отдельных групп потребителей и их доходы, цены на основные продукты и т. п. — при макроэкономическом анализе во внимание не принимаются. Социальный фактор и специфика развития страны при макроэкономическом подходе не учитываются. Опыт 1992 г. наглядно продемонстрировал невозможность проведения практической экономической политики на базе отвлеченных теоретических построений.

Несмотря на нарастание кризисных явлений в экономике, правительство настаивало на продолжении курса. 17 июля 1992 г. «Российская газета» опубликовала документ под названием «Программа углубления реформ». Главный ее тезис — необходимость форсированного создания «рыночного хозяйства», основными движущими силами которого провозглашались предпринимательство и конкуренция. Правительство обещало стабилизацию финансов, укрепление рубля, замедление инфляции.

Приватизация госсобственности

Началась приватизация госсобственности. 14 августа 1992г. Б. Н. Ельцин подписал Указ о приватизационных чеках, и уже с начала осени во всех отделениях Сбербанка России населению стали выдавать ваучеры (приватизационные чеки). «Ваучеризация» была главной составляющей первого этапа приватизации (август 1992 — осень 1994г.). Смысл ее был в том, что каждый гражданин должен был получить равные стартовые возможности в виде своей доли в общей собственности страны. Так как рыночная цена предприятий не была определена — ее просто не существовало на момент реформ, — то в основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, которую «разделили» на численность населения России, включая грудных младенцев (148,7 млн. человек). Доля каждого гражданина РФ составила 10 тыс. рублей — именно такова была номинальная стоимость ваучера— сумма по тем временам достаточно большая (легковой автомобиль, например, стоил около 20 тыс. рублей).

Итоги «ваучеризации» населения оказались плачевными из-за колоссальной инфляции: уже осенью 1992 г. на стоимость ваучера можно было купить один мужской костюм среднего качества, а в конце 1993 г. ваучеры продавались по 10—12 тыс. рублей (цена 3— 4 бутылок водки). Кроме того, если в 1991 г. предполагалось сделать приватизационный чек именным, то на практике ваучеры оказались обезличены. В условиях сильнейшего отставания зарплаты от уровня жизни, ее систематических задержек и невыплат они превратились в предмет продажи. Скупали ваучеры те, у кого были деньги, — представители теневого бизнеса.

Одним из самых тяжелых последствий реформ в 1992 г. стала фактическая ликвидация вкладов населения в сберегательных банках. Девальвация вкладов и страховых взносов привела к обнищанию огромной массы людей, существенно сократила объемы депозитного капитала — источника государственных кредитов. Кроме того, большинство граждан России не могли теперь стать акционерами, им не на что стало покупать акции, а это ликвидировало социальную основу приватизации. Правительство было вынуждено обращаться за иностранными займами.

Освобождение цен в условиях товарного дефицита привело сначала к «вымыванию» дешевых товаров, а затем к резкому росту цен. Во избежание социального взрыва правительство провело ряд мер по насыщению рынка товарами народного потребления. В качестве основного средства была выбрана либерализация внешней торговли. Внутренний рынок страны в довольно короткие сроки был наполнен иностранными товарами, как правило, низкого и среднего качества. Эти меры привели к свободной конвертации рубля, то есть обмену его на любую иностранную валюту по рыночному биржевому курсу. Экономическая нестабильность в стране и нарастание кризиса проявились в резком падении курса рубля по отношению к доллару.

Таким образом, на конец 1992 г. инфляция превзошла самые пессимистические прогнозы, бюджет оказался подорван, падение производства было очевидно. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов Российской Федерации работа правительства Е. Т. Гайдара была признана неудовлетворительной. На пост премьер-министра страны был избран В. С. Черномырдин (декабрь 1992— апрель 1998г.).

Литература

  1. История России в новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2000. – 464 с. – С. 324–422.
  2. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студентов вузов: В 2 т. – Т. 2 / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1988. – 448 с. – С. 390–423.
  3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 544 с. – С. 496–503.

istoriirossii.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Lomvum lv55 дальномер инструкция на русском
  • Инструкция наушники jbl беспроводные блютуз на русском языке
  • Флексотрон уколы для суставов инструкция цена
  • Требования инструкции по охране труда при проведении разведки
  • Mag 250 приставка инструкция по применению