Руководство православного монастыря

Игумен: значение слова

Игумен — это духовный сан человека, который руководит монастырем, становится наставником для насельником монастыря (слово произошло от греч. ἡγούμενος — «ведущий») В ряде поместных Церквей игумен также — иерархическая награда. Несмотря на то, что 2011 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырем. Одновременно с саном игумена должен вручаться посох. В «белом духовенстве» сан игумена соответствует протоиерею.

Чем занимается игумен

Высокое звание игумена предполагает наличие богатого духовного опыта, но не стоит забывать и об опыте управления общиной. Игумен — начальник монастыря, который контролирует все процессы монастыря, решает возможные конфликты, примиряет братию. Значение греческого слова, от которого произошло звание «игумен» достаточно полно раскрывает то, чем занимается игумен — «ведущий». Игумен ведет братию к образцу праведной жизни.

Читайте также — Игумен Исаия

Посох игумена

Как знак высокого сана, игумен получает посох. Этот трость, означающая принадлежность к высшей церковной власти. Сам по себе посох не обладает никакими сверхъестественными свойствами, это просто значимый для православных христиан символ. Посохи бывают:

  1. Богослужебными (торжественными);
  2. Внебогослужебными.

Первые обычно богато украшены и предназначены для богослужений, их верхушка увенчана Крестом. Навершие посоха может выглядеть по-разному:

  •  древняя форма, восходящая к VI в., в виде перевернутого якоря;
  • форма, распространившаяся в XVI-XVII вв. – в виде двух змей, извивающихся кверху.

В России у каждого посоха игумена обычно есть еще и сулок, специальный платок у навершия, который охраняет руку игумена от мороза в холодное время года.

Читайте также — Проповеди игумена Саввы

Кто может получить сан игумена

  • Иеромонахи;
  • Архимандриты;
  • Архиереи.

При условии, что они согласны принять звание игумена и высокую ответственность, которую оно предполагает.

Может ли игумен жениться

Человек в сане игумена может вступить в брак только при условии снятия этого сана. В Русской Православной Церкви браки разрешены только «белому духовенству» и только при условии, что человек вступает в брак до принятия священнического сана. Монашествующие в Церкви дают обет безбрачия, нарушив который человек считается клятвопреступником, так как этот обет дается Богу.

Слово ἡγούμενος обозначает вообще начальствующегоНо кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующийкак служащий» — Лк 22. 26; «начальствующих между братиями» — Деян 15. 22) и переводится на рус. язык также как «начальник» (Деян 7. 10; 14. 12), «вождь» (Мф 2. 6), «наставник» (Евр 13. 17). Применительно к епископу слово ἡγούμενος в древней Церкви употреблялось в значении «начальствующий над Церковью» (Sozom. Hist. eccl. 7. 8; Сyr. Alex. In Luc. 5 // PG. 72. Col. 553). Епископы «для мирян своихпророки, начальники (ἄρχοντες), вожди (ἡγούμενοι)…» (Const. Ap. II 25. 7; «начальник и вождь (ἡγούμενος) ваш» — Ibid. II 26. 4; ср.: Ibid. III 5. 3). ῾Ηγούμενοι называет Феодорит, еп. Кирский, вождей (епископов) сообщества выступивших против свт. Афанасия I Великого (Theodoret. Hist. eccl. I 28).

О ἡγούμενος как руководителе монашеской общины упоминают прп. Иоанн Лествичник: «…испросив у игумена лавры (τόν τῆς λαύρας ἡγούμενον) келлию…» (Ioan. Climacus. 4. 110 // PG. 88. Col. 721A); прп. Иоанн Мосх: «…авва Геронтий, игумен ( ἡγούμενος) монастыря святого отца нашего Евфимия…» (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 21 // PG. 87. Col. 2868B).

Православная энциклопедия

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Наместник

Наме́стник – в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

1) мона­ше­ству­ю­щий свя­щен­ник (игумен, архи­манд­рит или даже епи­скоп), постав­лен­ный на управ­ле­ние мона­сты­рем, насто­я­те­лем кото­рого явля­ется архи­ерей;
2) помощ­ник насто­я­теля в мона­стыре.

Основ­ной формой такого под­чи­не­ния явля­ется став­ро­пи­ги­аль­ный мона­стырь или храм – он нахо­дится в юрис­дик­ции Пред­сто­я­теля (Пат­ри­арха) неза­ви­симо от место­рас­по­ло­же­ния. Однако, непо­сред­ственно управ­ляет такой оби­те­лью именно намест­ник. Если мона­стырь жен­ский, то роль намест­ника выпол­няет игу­ме­ния. Так, напри­мер, насто­я­те­лем самого извест­ного мона­стыря России – Троице-Сер­ги­е­вой Лавры – явля­ется пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл, а его намест­ни­ком в 2020 году назна­чен епи­скоп Фома (Демчук).

В других слу­чаях мона­стырь может нахо­диться в непо­сред­ствен­ном под­чи­не­нии епар­хи­аль­ного архи­ерея. Выдержка из «Поло­же­ния о мона­сты­рях и мона­ше­ству­ю­щих», при­ня­того на Архи­ерей­ском Соборе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 2017 года, подробно опи­сы­вает такую ситу­а­цию: «Согласно пункту 25 опре­де­ле­ния Освя­щен­ного Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 2011 г. «О вопро­сах внут­рен­ней жизни и внеш­ней дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви»: «Пра­вя­щие архи­ереи могут быть насто­я­те­лями (свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­тами) исто­ри­че­ски зна­чи­мых или круп­ней­ших мона­сты­рей епар­хии в порядке исклю­че­ния».

Епар­хи­аль­ный архи­ерей имеет особое попе­че­ние об оби­те­лях, где он явля­ется свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­том: совер­шает бого­слу­же­ния, забо­тится о духов­ном устро­е­нии и бла­го­ле­пии оби­те­лей, а также о том, чтобы мона­стыри слу­жили при­ме­ром для других оби­те­лей епар­хии. Непо­сред­ствен­ное руко­вод­ство такими мона­сты­рями пору­ча­ется игу­ме­нам, назна­ча­е­мым Свя­щен­ным Сино­дом по пред­став­ле­нию епар­хи­аль­ного архи­ерея и осу­ществ­ля­ю­щим пол­ноту функ­ций, закреп­лен­ных за игу­ме­ном в Уставе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в уставе мона­сты­рей, а также в данном Поло­же­нии. Игу­мены оби­те­лей, в кото­рых епар­хи­аль­ные архи­ереи явля­ются свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­тами, име­ну­ются намест­ни­ками, и при этом воз­во­дятся в игу­мены согласно уста­нов­лен­ному чино­по­сле­до­ва­нию».

Поня­тие «намест­ник» в като­ли­че­стве

Во многих офи­ци­аль­ных доку­мен­тах Римо-Като­ли­цизма с XII в. Папа Рим­ский име­ну­ется прямо или кос­венно «намест­ни­ком (vicarius) Христа на Земле» — так носи­теля этого сана назы­вает Первый Вати­кан­ский Собор 1870 г. в тре­тьей главе дог­ма­ти­че­ской кон­сти­ту­ции “Pastor Aeternus”, и эта же фор­му­ли­ровка вошла в офи­ци­аль­ный титул рим­ского пон­ти­фика. Этот офи­ци­аль­ный доку­мент подробно рас­кры­вает като­ли­че­скую док­трину о при­мате рим­ского папы (primatus Papae), кото­рая наряду с филио­кве (filioque) явля­ется основ­ным камнем пре­ткно­ве­ния в диа­логе като­ли­цизма и Пра­во­слав­ной Церкви.

Эта док­трина, как и многие другие, фор­мально осно­вы­ва­ется на Еван­гель­ских отрыв­ках про апо­стола Петра. Вот неко­то­рые из них: «И я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее, и дам тебе ключи Цар­ства Небес­ного: и что свя­жешь на земле, то будет свя­зано на небе­сах, и что раз­ре­шишь на земле, то будет раз­ре­шено на небе­сах.» (Мф.16:18-19); «Симон, Симон, се сатана просил, чтобы сеять вас как пше­ницу, но я молился о тебе, чтобы не оску­дела вера твоя; и ты неко­гда, обра­тив­шись, утверди бра­тьев твоих» (Лк.22:31) и весть отры­вок Ин.21:15–17, где Гос­подь запо­ве­дует Петру быть пас­ты­рем «сло­вес­ных овец». В самих общих чертах согласно этой док­трине рим­скому папе вме­ня­ется очень обшир­ная власть в реше­нии цер­ков­ных вопро­сов все­мир­ного мас­штаба. Рим­ский пре­стол и папа воз­вы­ша­ются над дру­гими кафед­рами и епи­ско­пами, а офи­ци­аль­ные веро­учи­тель­ные выска­зы­ва­ния к пастве (ex cathedra) при­зна­ются непо­гре­ши­мыми и име­ю­щими абсо­лют­ный авто­ри­тет для церкви. В даль­ней­шем поло­же­ния кон­сти­ту­ции “Pastor Aeternus” с одной сто­роны много раз уточ­ня­лись и рас­кры­ва­лись в доку­мен­тах Като­ли­че­ской церкви, а с другой неод­но­кратно под­вер­га­лись кри­тике и до сих пор оста­ются спор­ными для пра­во­сла­вия и про­те­стан­тизма.

В Пра­во­слав­ной Церкви подоб­ные поло­же­ния всегда осуж­да­лись, поскольку в осно­ва­нии Церкви – Хри­стос, а один из ее глав­ных прин­ци­пов – собор­ность. Поэтому недо­пу­стимо наде­лять одного чело­века в Церкви, пусть даже епи­скопа, чрез­мер­ными, исклю­чи­тель­ными пол­но­мо­чи­ями или высшим авто­ри­те­том. В Церкви на земле не может быть намест­ника Хри­стова, поскольку управ­ляет ею Сам Гос­подь: «Не пере­да­вая Церкви ни в чьи руки, Гос­подь до скон­ча­ния века Сам пре­бы­вает во главе ее, а для про­по­веди Еван­ге­лия и управ­ле­ния цер­ков­ной паст­вой послал в мир Апо­сто­лов и в лице их и за ними их пре­ем­ни­ков — пра­во­слав­ное епи­скоп­ство» – пишет пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Сергий (Стра­го­род­ский).

CodyCross ответы

Ниже вы найдете CodyCross — ответы на кроссворды. CodyCross, без сомнения, одна из лучших словесных игр, в которые мы играли за последнее время.
Новая игра, разработанная Fanatee, которая также известна созданием популярных игр, таких как Letter Zap и Letroca Word Race.
Концепция игры очень интересна, так как Коди приземлился на планете Земля и нуждается в вашей помощи, чтобы пройти через раскрытие тайн.
Это бросит вызов вашим знаниям и навыкам в решении кроссвордов по-новому.
Когда вы найдете новое слово, буквы начнут появляться, чтобы помочь вам найти остальные слова.

Пожалуйста, не забудьте проверить все уровни ниже и попытаться соответствовать вашему правильному уровню. Если вы все еще не можете понять это, пожалуйста, прокомментируйте ниже и постараемся помочь вам.

Answers updated 29/03/2023

Sponsored Links

Подводный мир — Группа 25 — Головоломка 5

Руководитель православного монастыря

игумен

Loading comments…please wait…

More app solutions

Монахиня Феоксения, настоятельница монастыря иконы «Живоносный Источник» – Хрисопиги, о. Крит, Греция

Доклад монахини Феоксении, настоятельницы монастыря иконы «Живоносный Источник» – Хрисопиги, о. Крит, Греция, на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года).

Ваше Высокопреосвященство владыка Феогност,

Преосвященнейшие архипастыри,

Ваши Высокопреподобия настоятели и настоятельницы святых обителей,

досточтимые отцы и монашествующие,

возлюбленные во Христе братия,

благословите!

Я хотела бы поблагодарить Его Высокопреосвященство архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры, за почетное для меня приглашение выступить с трибуны этой монашеской конференции, в этом благословенном месте, где пребывают радостотворные мощи великого русского святого, преподобного Сергия Радонежского.

Наша священная обитель, расположена на острове Крит, давшем миру многих святых и посвящена Пресвятой Богородице, Её иконе «Живоносный источниr» в местности Хрисопиги. Это Патриаршая ставропигия, относящаяся к Вселенскому Патриархату. На Божественной литургии мы возносим имя Вселенского Патриарха Варфоломея, благословение которого я передаю всем участникам конференции.

Со времен раннего христианства на пути монашеской жизни особое значение имеет личность предстоятеля общежития, выполняющего роль основного наставника. Согласно законоположнику монашества святителю Василию Великому, личность игумена или игумении служит предметом всеобщего доверия и приятия и мерилом для всей братии[1]. Настоятель одним своим присутствием отодвигает на второй план частные желания и сохраняет единодушие. По слову святителя Григория Нисского, «настоятель является соединением единомыслия и светом в водительстве душ»[2].

Авва Геронт, старец, или, напротив, амма Геронтисса, старица, обладают безграничной любовью ко всем, даром рассуждения, снисхождения, терпимости и учительства; нравом церковным, духовной образованностью и зрелостью. Он/она учит монашеское братство/сестричество собственным жизненным примером, словом и отношением, подвизаясь, чтобы быть примером и правилом жизни.

В сформировавшемся общежитии, где подвизаются и живут согласно с Евангельским законом, православным преданием и священными канонами, решения настоятеля не могут быть ничем иным, как выражением совести всех братий. Согласно святителю Василию Великому, в монастыре вместе живут люди, происходящие из разных мест, но все они настолько притираются и приобретают одни и те же свойства, как если бы одна душа пребывала во многих телах и имела бы единое мнение[3]. Братия, как подчеркивает святитель, в равной мере становятся друг для друга и рабами и господами[4].

В самом деле, в общежительном монастыре обеты нестяжания и отречения от привязанности к материальным благам взаимосвязаны с единением и совместным жительством членов братства и исполняются через добровольное отречение собственной воли. Это предполагает принятие на себя духовной ответственности каждым в отдельности и всеми вместе взятыми, чтобы стать «хранителями благочестия друг друга»[5], по слову святителя Василия Великого. Для достижения этой первостепенной для общежительного монастыря цели, каждый монах нуждается в постоянной поддержке со стороны настоятеля. Только при мудром духовном водительстве игумена члены братства могут соединиться тесными братскими узами, подвизаясь все вместе и вместе следуя одним путем к Царствию Небесному.

Служение настоятеля состоит в том, чтобы навести и построить мосты общения между братиями, чтобы изглаживались причины отдаления душ и возделывались те духовные силы, которые приводят к взаимопониманию, единству и гармонии во Христе. Там, где существует подобное единодушие, монашеская жизнь достигает полноты.

Основатель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий, наставлял начальствующих, чтобы они несли свой крест с большим усердием, чем все остальные и досконально соблюдали принятый в братстве устав, чтобы и все остальные стремились к тому же[6].

В ктиторском уставе нашего монастыря, действовавшего с 16 века как мужской, особо подчеркивается, что настоятель обязан иметь «взор неусыпный, зря деяния и житие братий»[7]. Это правило действующее для всякого монастыря, потому что настоятель или настоятельница должны брать на себя неусыпную заботу о каждом брате или сестре с момента отречения от мирской жизни, что является первым шагом к монашеской жизни и принятию в монастырь, и вплоть до ухода в вечность. Делание настоятеля начинается с момента знакомства с кандидатом к монашескому постригу и приведения его к тому, чтобы оставить тщетность мира и сопричтись к монастырской общине. В житии преподобного Пахомия Великого сообщается, что после повеления от Ангела, преподобный «начал принимать приходящих к нему и так после достойного испытания преподавал им монашеский образ»[8]. Святитель Василий Великий, обращаясь к избравшим отречение от мира и монашеское житие, пишет: «Ты же, возлюбивший небесное жительство и ведущий жительство ангельское и святых Христовых учеников споборник, возжелай же и побуждай себя к твердости в принятии скорбей и мужественно войди в сообщество монахов»[9]. Вновь прибывший предает свою волю в руки игумена и всей братии и по их молитвам достигается его отречение от мира. Святые Отцы особо подчеркивают непрерывность монашеского исповедания и обязанность монаха соблюсти до конца жизни свои монашеские обеты.

В уставах монастырей с первых веков содержатся поучения в форме оглашений, в которых общих житий начальствующие обращаются к послушникам и новоначальным монахам. В «Оглашении» преподобного Илариона, современника и ученика преподобного Антония Великого, мы читаем, что тот, кто стремится умом к тому, от чего отрекся, приходит к лишению себя жизни вечной. И в «Оглашении» аввы Пинуфия, старец, обращаясь к послушнику, которого он приводит к монашеству, подчеркивает его обязанность до конца соблюсти обет смирения, которое он дал Богу, равно как и послушание, которое он выказал в начале, и научает его лествице добродетелей, житию в общежитии и монашескому совершенству[10].

Настоятель лично берет на себя укрепление в скорбях, испытаниях и духовных поисках каждого члена братства, включая и кандидатов к принятию монашества, живут ли они в монастыре как послушники или только взыскуют этого. С помощью Божией он находит способы преодолеть трудности и исцелить духовные немощи. Для достижения этого он призван возлюбить своих духовных чад отеческой любовью, вразумлять их с любовью и снисходить к их немощам, ибо сам Господь терпел наши прегрешения. Но и, по обстоятельствам, необходимо налагать взыскания и призывать к ответу. Строгость и надзор могут быть иногда заменены снисхождением и икономией, но не доводя до того, чтобы они вышли за рамки взаимного уважения и приличия.

Положение настоятеля или настоятельницы и бремя ответственности старших братий не отменяют непосредственности личного общения с каждым из братьев или сестер и не умаляют ласкового и заботливого обхождения, отеческой и материнской заботы.

Святитель Василий Великий подчеркивает, что настоятель несет ответственность и даст ответ перед Богом за все недопустимые проступки в братстве[11] и считает исцеление немощей и служение братии поводом не к высокомерию, но, напротив, к смирению и подвижничеству[12].

Обхождение настоятелей с каждым членом братства требует большого рассуждения. Их исцеляющее вхождение в мир души каждого есть дар, действующий силою Божией и по молитвам святого основателя монастыря, его преемников, но и всех членов братства, если сопровождается постоянным личным подвигом со смирением и самоукорением самих настоятелей.

Настоятель призван первым шествовать путем крестоношения и мученичества, к которому он призывает и все братство, безропотно приняв на себя первым Крест Спасителя. Монашеская жизнь есть постоянное несение Креста. На подобно выходу в море во время сильного шторма, но ее гавань и прибежище в постоянном присутствии Духа. Благодатное утешение подается ежедневно, когда монах, на пути к спасению, испытывает скорби, испытания, падения, и многие искушения. Без внутреннего мученичества духовная жизнь не может достичь своей глубины.

Делание настоятеля в том, чтобы сообщить братству дух вечности и ревность в испытании своей совести. В том, чтобы вдохнуть в каждого члена братства, что ежедневное предвкушение будущего Царствия может быть прочувствовано через сопереживание, совместное прохождение одного пути и духовную близость всех членов братства, в котором общей и неразрывной связью они имеют любовь к Жениху Христу.

Это стремление к взысканию общения с Богом настоятели призваны обновлять ежедневно понуждая братию к подвигу и молитве и воодушевляя их и радуя на пути к вечности.

Этот жизненный опыт придает смысл и эсхатологическое измерение богослужению, которое является центром монашеской жизни и исключает возможность превращения круга богослужений в рутинную обязанность. Духовное исследование Священных Писаний может стать неисчерпаемым источником благодати, радования и божественного вдохновения[13].

Это призвание общее и для мужчин и для женщин. Как подчеркивает святитель Василий Великий в своих основополагающих для монашества «Словах Подвижнических», «монашество существует не только для мужчин, но и для женщин»[14] и пишет о настоятельнице как о личности, пользующейся всеобщим доверием, полагая ее «истинной матерью истинных детей»[15].

Святитель Нектарий, был основателем и руководителем женского монастыря Святой Троицы на острове Эгина, подчеркивает: «Начальница монастыря не живет для себя самой, но ради сестер и, живя ради сестер, живет для Бога. И Господь принимает как благоугодную жертву такую жизнь, которая предполагает отречение себя и умерщвление всякой личной воли»[16].

Он называет игумению Ксению «духовной матерью монастырей»[17], ответственной за благочиние в общежитии, и побуждает монахинь исповедовать ей свои прегрешения и помыслы, даже если они хульные и исполненные уныния. Игумению же он призывает принимать их с любовью, дабы были побеждены искушения[18]. Святитель Нектарий учит монахиню, в душу которой прокрались помыслы неприязни к настоятельнице, что в это состояние она впала под влиянием беса, вложившего ненависть в ее душу, чтобы изничтожить признательность сестры к настоятельнице, которая трудится ради ее спасения.

Самой же настоятельнице дается совет в следующих словах: «Ты должна знать, что когда ты здорова, здоровы и сестры, даже если они страждут. Когда же ты страждешь, то страждут и здоровые. Знай, что твоей радостью освещаются и лица сестер и монастырь становится раем, и от тебя зависит радость сестер и ты обязана сохранять эту радость в их сердцах. Твори же это, даже через многое понуждение себя»[19].

Настоятель или настоятельница через служение братии, подвизаясь в терпении, разумении, всепрощении и в постоянной борьбе со страстями, достигают преодоление и собственных трудностей и немощей. Поэтому и преподобный Феодор Студит призывает: «Научайся и научай; просвещайся и просвещай; наставляйся и наставляй; обращайся к Богу и обращай… С душой исполненной любви сохраняй единение братии, стоя на страже всего, что приводит к Богу»[20].

Настоятель должен параллельно с постоянным бодрствованием ради единства братии и ради спасения душ, которые принял, укреплять братию на твердых основах Православной веры и в утверждении, что истина освобождает, в то время как крайность, своеволие и самочиние отторгают и удаляют от спасения, поскольку отсекают нас от Церкви. Единство в Церкви – это путь общения с Богом, истинная жизнь, единство со святыми, дорога к вечному блаженству. Монашеская община может следовать этим путем к вечности постольку, поскольку она приобретает полное отождествление себя с церковным сознанием и разделяет ощущение и опыт того, что в Церкви все мы одно, как говорил преподобный старец Порфирий[21]. Таким образом, освящение монашеского братства может способствовать следованию всего Тела Церкви по преображенному во Христе пути.

Залог успеха в вышесказанном состоит в приближение и в прикосновении к душам – в существовании духовной связи настоятеля с братией, такой связи, которая, если она глубока, существенна и угодна Богу, продолжается и в будущей жизни. Это весьма красноречиво описывается в одном из текстов раннехристианской кельтской традиции словами «настоятель – друг души». Сообщается, что преподобный Коломба (521-597), ирландский святой, настоятель общежительного монастыря и духовный наставник многих монахов, плакал вместе с раскаивавшимся братом[22].

Согласно Святым Отцам, пастырское и воспитательное общение зиждется на кротости, предупредительности, мягкости, на индивидуальном подходе и, конечно, на уважительности. Старец никогда не прибегает к психологическому и эмоциональному давлению и угрозам. Настоятели, действуя в истинно отеческом и материнском духе, ни в коем случае не отождествляют послушание с дисциплиной. Монастырь просто подчиняющийся указаниям настоятеля представляет собой вулкан, который вскоре взорвется, уничтожая братство. Цель состоит в том, чтобы в монастыре сложился климат взаимной любви и все члены чувствовали, что между ними и настоятелем существует личная связь и духовное общение.

Святитель Василий Великий подчеркивает: «Настоятель, как отец, преклонится к нуждам каждого и предложит, по мере сил, надлежащее лекарство и исправление и поддержит действительно болящего члена с любовью и отеческим благоволением как телесно, так и душевно»[23].

Тот же дух различим и в тексте «Лествицы» преподобного Иоанна Синаита, который пишет, что настоятель должен будет учить и исцелять кроткими и мягкими словами и с предельным снисхождением[24]. Преподобный Феодор Студит призывает игумению Евфросинию руководить сестрами с терпением и любовью: «Итак, заботься о том, чтобы пасти вверенных тебе сестер. Руководи ими во Христе со многим долготерпением, состраданием, добиваясь исполнения ими своих обязанностей без излишнего давления. Но, как мать окружает заботой своих детей, так и ты с материнской любовью преподавай им все то, в чем они имеют нужду, полагаю даже собственную душу ради них… Делись своей любовью со всеми сестрами, не оказывая предпочтения той или иной. Одну – утешай, другую – побуждай, третью – укрепляй и в целом подавай каждой то, в чем она имеет нужду»[25].

Старец Паисий Величковский в своем письме к игумении Марфе пишет: «Учи сестер путям спасения, с Божией помощью подавая им примеры всякого доброго дела с прилежным соблюдением евангельских заповедей, с любовью к Богу и ближнему, с кротостью и смирением, с самым глубоким миром Христовым в отношении ко всем людям, с истинно материнским милосердием»[26].

В монастыре материнское милосердие приобретает глубокий смысл и духовную широту, поскольку обращено к чадам, которые не произошли из естественной материнской утробы, а рождены через духовное усыновление. И поэтому оно может объять всех, даже немощных и строптивых братьев и уж конечно, нестойких и искушаемых, жаждущих духовной поддержки.

Известный в России прозорливый и благодатный старец Порфирий Кавсокаливит (+1991) имел духовное общение и руководствовал многие братства не только в Греции, но и в других странах.

О настоятеле он говорил: «Старец (настоятель) играет очень важную роль в нашей жизни. Старец – наш духовный водитель. Он не просто образованный человек, ставший старцем, поскольку он грамотен и силен в богословии. Давайте разберемся, что же такое старец. Он может быть и неграмотным, может многого не знать, может не владеть даром слова, может, не прочел много книг, но он может быть и выше образованного, если жил в послушании и стяжал Благодать Божию. Такой старец может принести много пользы своим послушникам, если они будут у него в послушании»[27].

Старец подчеркивает, что для руководства братством необходимо рассуждение. Первостепенной вещью для нахождения подхода к душам он считал доверие, чтобы каждый брат или сестра уверенно и без опаски открывали бы свои помыслы и прегрешения, не опасаясь быть отвергнутыми. Поэтому-то он и подчеркивал, что настоятель или настоятельница должны быть снисходительны, понимать душевное состояние каждого монаха и молиться. Требуются, как он говорил, мягкие способы: чтобы принимать других и руководить ими, чтобы выслушивать помыслы, он должен сам быть святым и выказывать отзывчивость, кротость, любовь[28].

Он утверждал, что, когда старец испытывает истинное сострадание и боль за трудности в борьбе за каждую душу, происходит малоприметная работа, через которую, по милости Божией, человек может духовно возродиться и обрести новые перспективы. Он говорил, что старец призван духовно возлюбить братию, невзирая на их прегрешения и привести их к свету и красоте Райского сада. Он считал очень важной тайную молитву старца о каждом брате и говорил, что это движение молитвы соединяет и исполняет благодатью всю братию. Настоятелей, скорбящих о прегрешениях своих послушников, он призывал не жаловаться во время трудностей и искушений, а вместо этого призывать души к новым усилиям.

Приснопамятный старец Порфирий был весьма сдержан, когда дело касалось строгости: «В монастыре может быть порядок и черед, но самой монашеской жизни не быть»[29]. Он считал ошибочным стричь всех под одну гребенку с излишней строгостью, не допускающей индивидуального подхода сообразно особенностям личности, темпераменту и особому душевному строю каждого члена братства.

Старец Порфирий считал необходимым для игумена или игумении, чтобы они сами подвизались в послушании. Он особо отмечал, что ты сам должен был пройти через послушание, чтобы почувствовать себя на месте того, кого ты призываешь к послушанию.

В каждом случае старец Порфирий подчеркивал, что радость и свобода придают душе силы для продвижения в монашеской жизни: «Чтобы преуспеть в монастыре, нужно подвизаться без понуждения, с радостью и охотно, а не по необходимости. Не думай об аде. Монашество не должно быть бегством от негатива, но путем к божественной любви. Монашеская жизнь радостна. Монах должен познать сладость молитвы, взыскать божественной любви. Он не может утвердиться в монашестве, не познав сладости молитвы. Если этого не случится – конец, он не сможет оставаться в монастыре. Но то, что удерживает его в монастыре вместе с молитвой – это труд и рукоделие. Труд и молитва – это не разные вещи. Работа не мешает молитве, напротив, она усиливает и улучшает ее. Это вопрос любви. Работа – это то, как если бы кто-то молился или клал поклоны»[30].

Как говорит приснопамятный старец Порфирий, труд, послушание и рукоделие имеют большое значение. Очень важно, чтобы каждый в монастыре трудился по мере своих сил. В равной степени важно, чтобы братство осознало, что работы в монастыре и добывание средств к существованию совершаются с трудом и с жертвами, потому что сама жизнь по заветам Отцов может продолжаться через эти простые ежедневные жизненные проявления.

Поэтому настоятель, который призван поддерживать каждого брата в борьбе со страстями, так должен его укреплять в ежедневном несении послушания, чтобы давать ему возможность заниматься осмысленным трудом. Он не должен идти при этом на поводу желаний и требований братии, но относиться к назначению и распределению послушаний рассудительно и подавая личный пример. Он призван вдохновлять и объединять усилия с тем, чтобы служение отвечало нуждам общежития и в то же время становилось объединяющим началом для братии, приводя ее к святости.

В первую очередь послушания, связанные с работой на земле, соединяют членов братии между собой и с местом, где они живут. Когда продукты, предлагаемые для общей трапезы, оказываются плодом труда братии, усердно трудившихся, чтобы вырастить их, и особенно когда это происходит традиционным способом, то есть без использования химикатов, тогда появляется возможность для членов братства, в первую очередь для молодых, которые жили в современном обществе, осознать, что монастырь следует многовековым традициям.

В современную эпоху монахи и монахини, приходящие в монастыри, в большинстве своем – люди, обремененные значительным социальным и образовательным багажом и выросшие по правилам, диктуемым современным обществом. Некоторые из них происходят из мультикультурной среды, другие же побывали во многих странах и изучали различные науки. Они избирают монашескую жизнь, поскольку взыскуют Христа как Жениха, прекрасно зная, что общество их за это осудит. Чтобы эти молодые люди могли последовательно пережить трезвление и крестный путь монашеской жизни, который вот уже две тысячи лет проживает Церковь, они нуждаются в атмосфере постоянного духовного окормления, присмотра и ежедневного размышления над смыслом жизни. Духовный наставник призван постоянно утверждать братию в том, чтобы они сохраняли ревность и не подменяли трудный путь легким, тяжелую работу комфортом, жертвенное служение требованием особых прав. Потому что всегда сохраняется опасность, что в наших монастырях поселятся секулярное мышление и проявления, отменяющие нашу монашескую сущность, которая подлинная только тогда и только потому, что остается «обетованием креста и смерти»[31].

Жизнь в общежительном монастыре сохраняет до сего дня единство, какое было у первых христиан и ревность о совместном существовании душ. В монастырской жизни мы призваны следовать святоотеческой традиции. Однако слово «традиция», само по себе означает «передачу» чего-то, что было преподано и пережито и не ограничивается простым сохранением. Монастырские правила, которые регламентируют жизнь в наших обителях, имеют смысл только в том случае, если мы и сегодня проникаемся и руководствуемся ими на пути к спасению души. А настоятель верен слову, истине, опыту и продолжению дела своего святого предшественника, когда не просто требует соблюдения заповедей и уставов, но когда руководствует членов братства в восприятие духовных заветов, в единстве, в единодушном общении и в непрестанном исследовании воли Божией.

В заключение мне представляется необходимым вспомнить и помолиться о братиях и сестрах в Сирии, как, впрочем, и обо всех христианах и монахах, живущих на Ближнем Востоке и, конечно же, на Синае. В трагическое время, которое переживает современный мир, большим утешением служат подобные братские собрания во Христе, объединяющие мысли и сердца с нашими братьями по всему миру, которые безвинно гонимы и страждут. Мы потрясены нынешними дикими гонениями на христиан, которые продолжаются на фоне всеобщего безразличия. Будущее христианства в месте его зарождения и дальнейшего развития не сулит ничего хорошего, поскольку исламистские движения искореняют его самым кровавым образом. Продолжающее истребление христианства и как следствие монашества в его исторической колыбели, к сожалению, не вызывает сочувствия ни в христианской Европе, ни в Америке. В этот тяжелый час подвижничество и молитва монахов, а также их многовековые миссионерские труды служат свидетельством и одновременно протестом для тех, кто насильственно лишен права жить в местах, освященных кровью мучеников и подвижников Древней Церкви. Смиренно полагаю, что эта монашеская конференция должна выразить в итоговом заявлении беспокойство и протест против этого современного геноцида христиан.

Большое вам спасибо.


[1] Наставления подвижнические, подвизающимся в общежитии и отшельничестве, гл. 28, PG 31, 1417 A .

[2] См. Григорий Нисский, свт. «Житие прп. Макрины», ВЕП т. 69, 116, 3 и далее.

[3] Наставления подвижнические, подвизающимся в общежитии и отшельничестве, гл. 18, 2, PG 31, 1381 D – 1384 A.

[4] Op. cit.

[5] Op. cit.

[6] Festugier, G 95, P. 208-209, из архим. Плакида Десей «Пахомиевское монашество», Афины 1992, Р. 19.

[7] Κώδιξ τήσδε σεβάσμιας Πατριαρχικής και Σταυροπηγιακής Μονής της Θείας και Ζωοδόχου Πηγής του Χαρτοφύλακος (Χανιά, 1843), гл. 11.

[8] Житие Пахомия, А, 24, ΒΕΠΕΣ 40.

[9] Отрешение, PG 31, 629 C.

[10] Р. 32-43.

[11] Подвижническое слово, 3, 2, ЕПЕ, Р.

[12] Расширенные толкования, 2, ЕПЕ, Р. 315.

[13] Старец Порфирий Кавсокаливит, «Житие и слова», Малоярославец, Свято-Никольский Черноостровский м-рь, 2008.

[14] Слово подвижническое, 3, 2 ЕПЕ, Р. 153.

[15] Наставления подвижнические, подвизающимся в общежитии и отшельничестве, гл. 28, PG 31, 1417 A.

[16] Нектарий, епископ Пентапольский, свт. «35 пастырских посланий», Афины, 1923, Р. 121-122.

[17] Ор. cit, P. 122.

[18] Op. cit, P. 74.

[19] Op. cit. P. 121-122.

[20] Феодор Студит, прп. «Письма к монахиням», Фессалоники 2003, Р. 97-135.

[21] Старец Порфирий Кавсокаливит, «Житие и слова», Малоярославец, Свято-Никольский Черноостровский м-рь, 2008.

[22] Vita S. Columbae, I, 30.

[23] Наставления подвижнические, подвизающимся в общежитии и отшельничестве, ΒΕΠ, 57, 60, 16-20.

[24] Иоанн Синайский, прп. «Лествица», Слово 31, 24.

[25] Op. cit.

[26] См. Сергий Четвериков, протоиерей, «Паисий Величковский».

[27] Старец Порфирий Кавсокаливит, «Житие и слова», Малоярославец, Свято-Никольский Черноостровский м-рь, 2008.

[28] Op. cit.

[29] Op. cit.

[30] Op. cit.

[31] «Последование великого ангельского образа» из Великого Требника.

Архимандрит — это настоятель православного монастыря

Начнём с ответа на первый вопрос. Никакого «мандрита» в православной иерархии действительно нет.

Слово «архимандрит» образовано другим способом. На греческом оно пишется так: ἀρχιμανδρίτης — и состоит из двух частей:

  • ἄρχων— вождь, руководитель, начальник, глава;
  • μάνδρα— овчарня, в смысле то место, где держат овец, либо «хлев», «ограда».

Сразу стоит поосторожничать и избежать дословного перевода.

«Вождь хлевов» — это, конечно, издержки разницы в языках. Подразумевается, что архимандрит — это человек, который главный в месте, где обитают заблудшие овцы. Это явный намёк на слова Иисуса Христа:

Мф 18:12

«Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся?».

Овцы — символ по нынешним меркам для русского обидный, но для своей эпохи это была прекрасная иллюстрация. Итак, верующие — это овцы, которые держатся в стаде.

Его хозяин — Бог, ну а представители духовенства — своего рода сменные пастыри, которые заботятся о христианах и представляют Всевышнего на земле.

Архимандрит по положению близок католическому аббату.

Архимандрит — это управляющей группой таких овец, общиной монахов. Нам сегодня понятно слово «монастырь», но в своё время уместнее было говорить именно об общинах.

Так что архимандрит — это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря.

У католиков есть аналогичный титул — аббат, то есть руководитель аббатства. А ещё есть аббатиса, то есть настоятельница, а по-нашему — игуменья.

Архимандрит — настоятель большого монастыря, а игумен — маленького

Подкованные в церковных вопросах читатели вправе спросить: а какая разница между игуменом и архимандритом?

Очень хороший вопрос. Действительно, и тот и другой — настоятели православных монастырей.

Дело в том, что в 1764 году произошла секуляризационная реформа. В результате русские православные монастыри разделили на три класса.

Чем больше и монастырь, чем выше его содержание, чем больше у него влияния, тем выше класс. Например, Троицесергиевева лавра — это монастырь первого класса.

Архимандрит

это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря

Архимандрит был настоятелем монастырей первого и второго классов. Также он на богослужениях носил соответствующие атрибуты:

  • мантия со «скрижалями»;
  • наперсный крест;
  • палица;
  • митра.

В современной иерархии Русской православной Церкви игумен стоит на ступеньку ниже архимандрита. Сам архимандрит — это высший сан, которого достигают священники второй степени. Дальше начинаются уже архиерейские звания.

Смотрите также статью Как стать монахом

Священноархимандрит — это управляющий монастырём архиерей, а схиархимандрит — монах-аскет

Священноархимандрит

Так могут называться только патриарх или епархиальный архиерей.

  • Патриарх может быть священноархимандритом в ставропигиальных монастырях (тех, которые не подчинены епархии напрямую);
  • Правящий архиерей становится священноархимандритом в монастырях, которые находятся в подчинении епархии.

Так как священноархимандриты — люди занятые, которые вряд ли смогут каждый день находиться в монастыре, назначают наместника лавры (монастыря, обители). Это полномочный представитель архиерея.

Смотрите также статью Митрофорный протоиерей — что это значит?

Схиархимандрит

Чтобы понять, кто такой этот человек, нужно поговорить немного о схиме.

Схима — это клятва православных монахов вести особо аскетичный образ жизни. Есть более щадящая, Малая схима, но обычно, когда не уточняют, подразумевают Великую схиму.

Схиархимандрит — это архимандрит, который принял великую схиму.

Человек, который даёт обет на аскетическое подвижничество, приравнивается к ангельскому образу.

Он уходит жить отдельно от братии, снимает с себя все послушания. Лишь участвует в литургиях и выполняет обязанности духовника. Обычно схимники запираются, чтобы реже общаться с другими людьми.

Если архимандрит станет архиереем, он тоже может принять схиму, но такие случаи редки. Схима предполагает монашеский образ жизни и уход на покой. И всё же в Русской православной Церкви есть примеры подобного.

Иерархическая лестница духовенства

Кто такой архимандрита? Значение следует искать в описании иерархии православной церкви. Православие делится на светлое и черное духовенство. Светлое духовенство — это низшее духовенство, духовные представители (священники, диаконы), которые обслуживают приходские храмы и имеют право жениться и заводить детей. Черное духовенство — это высшее духовенство, монахи, которые дали обет безбрачия. К ним относятся митрополиты, епископы, архимандриты и иеромонахи. Получить духовный чин в православии может только мужчина.

архимандрит это

Чин архимандрита появился в исторических документах в V веке или чуть раньше

Впервые чин архимандрита упомянут в Антиохийском Патриархате. Уже в V веке почти весь греческий Восток имеет в своём составе архимандритов.

В актах Третьего Вселенского Собора (431 год) мы можем найти прошение от имени архимандрита и прочих монахов.

Архимандриты постоянно фигурируют и во многих исторических документах:

  • Их упоминает Кирилл Александрийский в переписке с Римским папой Целестином;
  • В 448 году на Константинопольском Соборе в монофизитстве обвиняют архимандрита Евтихия. Этот документ подписывают 23 монастырских начальника — все с титулами архимандритов;
  • Император Зенон пишет в вероисповедальном послании «Энотикон»:

Зенон

император Византии

«Божья, кафолическая и апостольская Церковь, неразрушимая и бессмертная мать наших держав и чтобы благочестивые народы, пребывая в мире и единомыслии касательно Бога с боголюбезнейшими епископами, благочестивейшими клириками, архимандритами и монахами, приносили благоприятные моления о нашем царствовании».

И ещё там же:

«Поелику же эта безукоризненная вера так хранит и нас и дела римские; то богочестивешие архимандриты, пустынники и другие почтенные люди приносили нам просьбы и со слезами умоляли об устроении единения святых церквей, и о том, чтобы одни члены Церкви пришли в связь с другими; так как ненавистник добра давно уже усиливается расторгнуть их, зная, что, если станет бороться с целым телом Церкви, то будет побежден».

Архимандрит XVII века Иоаникий (Галятовский)

Титул «архимандрит» использовался почти как синоним игумена

Мы можем с уверенностью сказать, что означало быть архимандритом на рубеже V и VI веков. Таким титулом наделяли тех игуменов, которые должны были надзирать за всеми монастырями епархии.

Затем эту должность вытеснили великие сакелларии.

После этого архимандритами стали называть игуменов, которые руководили самыми крупным и стратегически важными монастырями в епархиях.

Но в то же время можно заметить, что на Константинопольском Соборе 535 года практически не делают различия между архимандритами и игуменами. Это практически синонимы с единственной разницей:

  • Архимандрит — этот титул, который используется в официальных документах;
  • Игумен — это титул, который чаще применяется в подписях.

Но это различие практически ничего не значит.

Игуменом и архимандритом, могли стать пресвитеры, монашеские дьяконы и монахи без священного сана.

Но эта тенденция со временем усложняется и вводит жёсткие ограничения. Вскоре только пресвитеры сохраняют возможность получить титул архимандрита.

Император Юстиниан I в своей 120 новелле сообщает, что епископы имеют полномочия возводить священнослужителей в архимандритов.

Значение слова архимандрит

Старица по праву гордиться многими славными именами: инок Феодорит, начавший строительство храма «в честь Успения Божией Матери»; первый архимандрит Леонид, при котором Тверской епископ Симеон откроет в Старице вторую кафедру; игумен Серапион, погибший на стенах монастыря от татарских стрел вместе с 124 иноками; летописец-схимник Дорофей, составивший первое повествование об основании обители; архимандрит Исайя, соорудивший на свои средства церковь Иоанна Богослова; епископ Старорусский, викарий Новгородский Арсений 2-й; епископ Могил евский Иоасаф; преподаватель в Академии художеств архимандрит Серафим; архимандрит Валаамской обители Дамаскин; епископ Екатеринославский Иннокентий; последний архимандрит Старицкого монастыря Павел, умученный на Соловках, и многие, многие другие…

Старица по праву гордиться многими славными именами: инок Феодорит, начавший строительство храма «в честь Успения Божией Матери»; первый архимандрит Леонид, при котором Тверской епископ Симеон откроет в Старице вторую кафедру; игумен Серапион, погибший на стенах монастыря от татарских стрел вместе с 124 иноками; летописец-схимник Дорофей, составивший первое повествование об основании обители; архимандрит Исайя, соорудивший на свои средства церковь Иоанна Богослова; епископ Старорусский, викарий Новгородский Арсений 2-й; епископ Мо-гилевский Иоасаф; преподаватель в Академии художеств архимандрит Серафим; архимандрит Валаамской обители Дамаскин; епископ Екатеринославский Иннокентий; последний архимандрит Старицкого монастыря Павел, умученный на Соловках, и многие, многие другие…

Это старцы архимандрит Косма, архимандрит Таврион, архимандрит Серафим, это протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Зинон, игуменья Варвара.

А когда архимандрит Игнатий собрался ехать в Троице-Сергиеву Лавру, Митрополит Филарет написал туда наместнику архимандриту Антонию: «Будет у вас Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий.

Архимандрит Гедеон, разумеется, не хотел упускать из рук жирного куска и, несмотря на свое иерархически подчиненное положение, повел с преосвященным ожесточенную тяжбу, причем, надо полагать, архимандрит не упускал случая надзирать за скандальным образом жизни владыки, дабы этим, когда нужно, воспользоваться.

В Звенигороде «у Савы Сторожевского» встречали Филарета архиепископ Вологодский и Великопермский Макарий, чудовский архимандрит Аврамий, ипатьевский архимандрит Иосиф, боярин В. П. Морозов да думный дворянин Г. Г. Пушкин.

Такие старцы, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), как архимандрит Кирилл (Павлов), как протоиерей Николай (Гурьянов) с острова Залит, никогда не принимали личного почитания, они считали себя недостойными этого.

Вот в каких словах сообщает архимандрит Леонид результаты своих исследований: «Прочтя в Трудах Киевской духовной академии вышеупомянутые статьи архимандрита Антонина с тем любопытством и вниманием, с каким читаются все статьи известного своей глубокой ученостью и критическим талантом досточтимого архимандрита Антонина, мы задали себе вопрос: после того как стало теперь, благодаря архимандриту Антонину, известно, что в древней греческой письменности есть списки «Иного жития» святителя Николая Чудотворца, не может быть, чтобы оно оставалось вовсе неизвестным нашим любознательным предкам, по тому особому благоговению, которым искони пользовалось на Руси имя святителя Николая Чудотворца, о чем имеем свидетельства, идущие из глубокой древности.

На место архимандрита Серафима, назначенного Святейшим Синодом в настоятели монастыря в Крыму, около Балаклавы, и отбывающего туда на днях, настоятелем Сретенского монастыря назначен архимандрит Никон, состоявший доселе наместником при настоятеле Симонова Ставропигиального монастыря.

Сообщая об этом во всеобщее сведение, архимандрит Антонин заявил, что не теряет надежды рано или поздно найти цельный список этого «Иного жития» на греческом языке в библиотеках афинских монастырей или же найдется таковой в иных библиотеках Востока или Запада, а пока счел возможным заключить, что несомненно (?) было двое святых Николаев, Мирликийских чудотворцев, живших друг от друга на расстоянии в 200 лет: 1) святитель Николай, живший во времена императоров Диоклетиана и Константина Великого в III —IV веке, и 2) святитель Николай (из архимандритов Сионского монастыря), живший в VI веке при императоре Юстиниане.

Преподобная Евпраксия — первая женщина-архимандритисса

Особо интересный эпизод истории архимандритов — наличие среди них женщин. Сегодня в Русской православной Церкви это сложно представить, но это происходило в лоне именно нашей церковной традиции.

Женщин называли игуменьями, как и сейчас, но были также и архимандритиссы.

Самая первая из архимандритисс — преподобная Евпраксия Константинопольская (Тавенисская).

Она родилась в 383 году в Константинополе, в семье Антигона — вельможи и родственника царя Феодосия Великого и женщины по имени Евпраксия (таким же, как потом у дочери).

Семья отличалась благочестием, щедро раздавала милостыню, но вот однажды случилась беда — умер отец семейства. Безутешная мать приняла решение отправиться в Египет, где заинтересовалась жизнью женской общины возле Фиваиды.

Однако игумения Феодула наотрез отказалась принимать финансовую помощь. Лишь несколько вещей она позволила передать монастырю:

  • Свечи;
  • Масло;
  • Фимиам.

Помимо даров, мать оставила в обители самое ценное, что имела, — дочь Евпраксию.

Это было желание самой семилетней Евпраксии. Девочка с усердием отдалась служению, а мать вскоре умерла.

Когда Евпраксия осталась сиротой, царь Феодосий послал ей письмо, в котором напомнил, что та с пяти лет обручена с сыном одного сенатора.

Но будущая преподобная заявила, что выполнять это обязательство не намерена, так как у неё появился более важный долг — перед Христом.

Затем Евпраксия щедро распорядилась семейными имениями — передала их нуждающимся и Церкви.

Евпраксия вела очень трудную жизнь:

  • Выполняла множество послушаний;
  • Ела раз в неделю;
  • Терпела нападки сестёр, которые ей завидовали;
  • Получила немало травм во время трудов (упала в колодец, ударила топором по ноге, ранила глаз бревном).

Но сложности не пугали Евпраксию, и вскоре она обрела чудесные способности:

  • Исцеляла больных;
  • Изгоняла бесов;
  • Видела Деву Марию в окружении ангелов;
  • Предсказала свою смерть за десять дней.

Умерла она рано, в тридцать лет, в 413 году.

Так как тёска-мать тоже причислена к лику святых, то к имени Евпраксии обычно добавляют «младшая» или «дева».

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Также как и много различных религий, есть и различные церковные чины православной церкви. Все должно подчинятся определенному порядку. Знание чинов поможет не только разобраться в иерархии, но и знать как правильно обращаться к тому или иному священнослужителю.

Чины в православной церкви по возрастанию таблица

В РПЦ архимандриты с XII века служили наместниками монастырей

В Русской православной Церкви титул «архимандрит» известен с XII века. О том, что именно представляли собой в ту эпоху русские архимандриты, остаётся только догадываться. Письменных свидетельств почти нет.

Но нет оснований сомневаться, что люди с этими титулами занимались примерно тем же самым, чем и их «коллеги» с Запада: управляли крупными монастырями. Но игумены сосуществовали с архимандритами недолго.

Вскоре, титул архимандрита применялся уже по отношению к любому настоятелю.

Как уже говорилось выше, в 1764 году архимандритами стали называть настоятелей монастырей первого и второго класса. При этом не существовало разрыва между должностью и саном. Чтобы руководить монастырём, нужно было стать архимандритом, а те, кто имел такой сан, но не управлял обителями, насчитывались по пальцам.

Чем же занимались эти титулярные архимандриты? Они не пропадали без дела и служили помощниками в тех монастырях, где руководили священноархимандриты (архиереи).

Сегодня архимандрит — этот титул, равный митрофорному протоиерею

Но, в конце концов, архимандритов разделили с наместниками. Произошло это из-за бедствий, которые обрушила на Церковь советская власть.

Монастыри в Советском Союзе повсеместно закрывали, так что архимандриты оставались, а нести службу им было негде.

Сегодня архимандрит — это в первую очередь сан или титул. Возвести в него может только патриарх. Раньше эти полномочия принадлежали Святейшему Синоду.

По старшинству архимандрит равен митрофорному протоиерею. Если архимандрит служит наместником или настоятелем монастыря, то его награждают посохом.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Кем является архимандрит?

Согласно современному энциклопедическому словарю, архимандрит — это настоятельный титул крупного монастыря для мужчин. Это звание может получить не только настоятель, также его может дать монаху за особые церковные заслуги наместник лавры. Если ректор духовной семинарии отличился верной и долгой службой Церкви и Богу, то его могут титуловать в архимандрита. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон гласит, что архимандрит — это загон для скота или овец, хлев, загороди. Данный словарь является самым большим дореволюционным универсальным энциклопедическим сборником слов. Он был создан при поддержке акционеров Ф. А. Брокгауза и А. Ефрона.

архимандрит троице сергиева лавра

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция начальник юридического отдела по профстандарту
  • Домашний кинотеатр панасоник sa ht935 инструкция
  • Стелс капитан 150 снегоход инструкция по эксплуатации
  • Как вывести перепелов в инкубаторе в домашних условиях инструкция
  • Посудомойка бош как пользоваться инструкция по применению