Руководство председателя аттестационной комиссии

II. Функции, полномочия, состав и порядок работы

Аттестационной комиссии

7. Для проведения аттестации Министерство создает Аттестационные комиссии по проведению аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей образовательных организаций по типам образовательных организаций (далее — Аттестационная комиссия).

(п. 7 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.08.2020 N 412)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Аттестационная комиссия действует на общественных началах.

9. Основными принципами деятельности Аттестационной комиссии являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики.

10. Состав Аттестационной комиссии утверждается приказом Министерства.

В состав Аттестационной комиссии входят представители Министерства, представители иных федеральных органов государственной власти, представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена образовательная организация, представители общественных организаций, представители профсоюзных организаций (при наличии), представители иных органов и организаций. Количество членов Аттестационной комиссии должно быть не менее 15 человек.

Представитель органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимает участие при рассмотрении кандидатуры на должность руководителя образовательной организации, расположенной на территории данного субъекта Российской Федерации.

11. Общее руководство деятельностью Аттестационной комиссии осуществляет председатель Аттестационной комиссии, который председательствует на ее заседаниях, организует работу Аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых решений, распределяет обязанности между членами Аттестационной комиссии.

В случае отсутствия председателя Аттестационной комиссии функции председателя Аттестационной комиссии в полном объеме исполняет заместитель председателя Аттестационной комиссии.

Ответственным секретарем Аттестационной комиссии является представитель Министерства.

Ответственный секретарь Аттестационной комиссии готовит материалы и проекты решений Аттестационной комиссии, обеспечивает направление решений Аттестационной комиссии в образовательные организации, кандидату на должность руководителя и руководителю образовательной организации.

(п. 11 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.08.2020 N 412)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Методическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Аттестационной комиссии осуществляет структурное подразделение Министерства, на которое возложены указанные функции.

13. Аттестационная комиссия:

а) формирует график рассмотрения кандидатов на должность руководителя и руководителей, подлежащих аттестации;

б) осуществляет подготовку документов для работы Аттестационной комиссии;

в) запрашивает у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций необходимые документы, материалы и информацию;

г) осуществляет анализ представленных материалов в отношении кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, в том числе проверяет их соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам, отсутствие оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, проводит всестороннюю и объективную оценку кандидатов на должность руководителя образовательной организации;

д) проводит аттестацию кандидатов на должность руководителя образовательной организации;

е) проводит аттестацию руководителей образовательных организаций.

14. Аттестационная комиссия имеет право:

а) запрашивать у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций необходимые документы, материалы и информацию;

б) определять сроки представления запрашиваемых документов, материалов и информации.

15. Основной формой деятельности Аттестационной комиссии являются заседания.

О месте, дате и времени проведения заседания Аттестационной комиссии ее члены уведомляются секретарем.

Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа ее членов.

16. Решения Аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Аттестационной комиссии. По предложению членов Аттестационной комиссии решение может быть принято путем тайного голосования.

17. Решения Аттестационной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Аттестационной комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании Аттестационной комиссии, и ответственным секретарем Аттестационной комиссии.

Член Аттестационной комиссии, который не согласен с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.

18. Решения Аттестационной комиссии, принятые по кандидатам на должность руководителя образовательной организации или руководителю образовательной организации, в виде выписки из протокола в течение 7 рабочих дней со дня заседания Аттестационной комиссии направляются в образовательную организацию, а также кандидату на должность руководителя или руководителю образовательной организации.

Функциональные обязанности

членов аттестационной комиссии

Глава 1

Общие положения

1.1. В состав аттестационной комиссии входят:

директор школы или по его решению другое уполномоченное им лицо;

представитель профсоюзного комитета школы;

педагогические работники учреждения образования (руководители УМО, учителя I и высшей квалификационной категорий, педагог-психолог), которые не планируют проходить аттестацию в период полномочий аттестационной комиссии.

1.2. Аттестационная комиссия из числа членов комиссии выбирает:

председателя аттестационной комиссии;

заместителя председателя аттестационной комиссии;

секретаря аттестационной комиссии.

1.3. Для каждого члена аттестационной комиссии определяется круг его функциональных обязанностей.

Глава 2

ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

2.1. Председатель аттестационной комиссии руководит деятель­ностью аттестационной комиссии и обеспечивает выполне­ние поставленных задач, руководствуясь нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и  локальными документами учреждения образования.

2.2. Председатель атте­стационной комиссии выполняет следующие обязанности:

готовит проекты приказов по вопросам орга­низации и проведения аттестации сотрудников школы;

вносит на рассмотрение педагогического совета предложе­ния по ротации состава аттестационной комиссии, формиру­ет списки кандидатов;

утверждает план работы аттестационной комиссии, список педагогических работников, выходящих на аттестацию по плану в текущем году, график прохождения аттестации со­трудниками школы;

определяет  алгоритм  работы  аттестационной  комиссии  и осуществляет контроль соблюдения регламента работы комиссии;

распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии;

утверждает состав экспертных групп при аттестации педагога-психолога, дефектолога, педагога социального, библиотекаря;

отвечает за качество оценки изучения профессиональной деятельности педагогических работников школы, по­давших заявление на первую и вторую квалификационные категории;

консультирует членов аттестационной комиссии по различ­ным вопросам в пределах своей компетенции, проводит ин­структивно-информационные совещания;

            проводит заседания аттестационной комиссии;

доводит до сведения претендентов на повышение квалификационной категории итоги аттестации;

контролирует соблюдение процедуры проведения аттеста­ции и правильности оформления документации;

следит за правильностью и качеством оформления протоко­лов заседаний аттестационной комиссии;

в ходе аттестации может ходатайствовать перед аттестационной комиссией о присвоении второй или первой квалифика­ционной категории педагогическим работникам школы;

представляет аттестационную комиссию на уровне города (по­сещение семинаров, совещаний, круглых столов, коллегий);

проводит аттестационно-кадровую политику с целью форми­рования резерва администрации школы;

подводит итоги работы аттестационной комиссии школы, поощ­ряет членов комиссии и экспертных групп, привлекаемых к проведению аттестации.

Глава 3

ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

3.1. Заместитель председателя аттестационной комиссии в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и  локальными документами учреждения образования.

3.2. Заместитель председателя ат­тестационной комиссии выполняет следующие обязанности:

формирует пакет документов по аттестации педагогических работников (план работы аттестационной комиссии, графики, списки и т.д.);

знакомит сотрудников школы с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), разъясняет им требования нормативных документов;

знакомит аттестуемых с порядком проведения аттестацион­ных процедур, графиком прохождения аттестации;

доводит приказы председателя аттестационной комис­сии по вопросам организации и проведения аттестации до сотрудников школы;

            информирует аттестуемых об изменениях и дополнениях в документах, регулирующих проведение аттестации;

формирует состав экспертных групп при аттестации педагога-психолога, дефектолога, педагога социального, библиотекаря, проводит обучающие занятия с экспертными группами по вопросам аттестации;

консультирует членов экспертных групп по различным вопро­сам в пределах своей компетенции, проводит инструктивно-информационные совещания;

готовит заседания аттестационной комиссии;

организует работу с педагогическими работниками школы в межаттестационный период.

3.3. В период отсутствия председателя аттестационной комиссии выполняет его обязанности.

Глава 4

ОБЯЗАННОСТИ СЕКРЕТАРЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

4.1. Секретарь аттестационной комиссии в своей деятельности ру­ководствуется нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании)  и  локальными документами учреждения образования.

4.2. Секретарь аттестационной комиссии выполняет следующие обязанности:

ведет разъяснительную работу по заполнению заявлений на первую, вторую или высшую  квалификационную категорию;

осуществляет прием и регистрацию заявлений от аттестуемых;

ведет учет входящих и исходящих документов по аттестации;

обеспечивает явки членов комиссии и приглашает аттестуе­мых на заседания аттестационной комиссии;

ведет протоколы заседаний комиссии, оформляет докумен­тацию (журнал регистрации заявлений,  решения аттестационной комиссии и др.);

готовит ходатайства, выписки, решения из протоколов засе­дания аттестационной комиссии.

Глава 5

ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

5.1. Члены аттестационной комиссии в своей деятельности руко­водствуются нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании)  и  локальными документами учреждения образования.

5.2. Члены аттестационной комиссии обязаны:

консультировать педагогических работников по вопросам ат­тестации;

проводить анализ представленных материалов на соответст­вие заявленной категории;

проявлять объективность при принятии аргументированных решений по итогам аттестации;

содействовать максимальной достоверности экспертизы, обеспечивать глубину и объективность экспертных оценок;

проявлять объективное, гуманное и доброжелательное от­ношение к аттестуемым педагогическим работникам, защи­щать их права;

обеспечивать профессиональное обобщение итогов дея­тельности педагогических работников.

Глава 6

РАБОТА АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

6.1. Аттестационная комиссия организует свою работу на основании Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).

6.2. Инструкция опре­деляет:

состав аттестационной комиссии;

порядок проведения аттестации педагогических работников системы образования;           

порядок проведения квалификационного экзамена;

критерии оцен­ки качества профессиональной деятельности педагогических работников;

документацию аттестационной комиссии.

Аттестация работников: что нужно знать работодателю?

Фото Тимура Громова, Кублог

Многие работодатели воспринимают аттестацию работников как нечто формальное. Оно и понятно: четких указаний о порядке и сроках ее проведения в Трудовом кодексе не содержится. Да и нормативных актов в данной области, предназначенных для коммерческих организаций, за последнее время не издавалось (аттестация обязательна только для работников организаций определенных сфер деятельности): законодательством в основном урегулирован порядок проведения аттестации работников бюджетной сферы. Между тем результаты аттестации могут служить основанием для увольнения работника, поэтому рекомендуем со всей ответственностью отнестись к проведению самой аттестации, поскольку трудовые споры нередки и в большинстве случаев судьи встают на сторону работника. О том, как правильно организовать проведение аттестации, читайте в настоящей статье.

Аттестация: как много в этом слове…

Определения аттестации в Трудовом кодексе мы не найдем, но если обратиться к словарям, то можно сказать, что аттестацией является оценка деловых качеств и квалификации работника с целью установления его соответствия занимаемой должности.

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

Однако с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ[1], согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д., то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования (в частности, к их образованию).

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Обязательно ли проводить аттестацию работников?

Аттестация может быть предусмотрена законодательными актами и быть обязательной. Например, аттестация обычно проводится в бюджетных учреждениях в отношении государственных и муниципальных служащих (педагогических работников, работников сферы искусства, медицинских работников и т. п.). А вот для коммерческих организаций, так сказать, частных компаний, аттестация необязательна, если только компания не осуществляет тот вид деятельности, где обязательность проведения аттестации установлена законами. Например, если организация или индивидуальный предприниматель выполняет (оказывает) вспомогательные работы (услуги) при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом, аттестация их работников обязательна (ст. 13 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). А в силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты (объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие вещества), должна обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников.

Разрабатываем локальный акт

Частью 2 ст. 81 ТК РФ предусмотрено, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения.

Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации. Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:

  • на Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» (далее – Постановление № 470/267);
  • на Положение о порядке проведения аттестации руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР № 38, Госстроя СССР № 20, Госкомтруда СССР № 50 от 17.02.1986.

Отметим, что суды достаточно часто обращаются к названным нормативным актам при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по итогам аттестации работников. Например, в Определении Московского городского суда от 10.09.2015 № 4г/8-7875/2015 судебная коллегия сделала вывод, что положение об аттестации ООО ухудшает положение работников по сравнению с Постановлением № 470/267 и не может быть применено. Поскольку истица в соответствии с названным положением отнесена к лицам, не подлежащим аттестации, проведенная работодателем в отношении нее аттестация является незаконной, в связи с чем признается незаконным увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Ответы представим в таблице.

Раздел Содержание
Понятие аттестации, ее задачи и цели проведения Целями аттестации могут быть установление системы поощрений и потребности в повышении квалификации работников, определение уровня квалификации работников для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения аттестуемых в должности
Категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, и категории работников, которые не подлежат аттестации В частности, согласно Постановлению № 470/267 очередную аттестацию не проходят лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года
Сроки аттестации Сроки аттестации могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, а также от категорий работников, подлежащих аттестации. На практике выделяют плановую (очередную) аттестацию (особенностью такой аттестации является то, что она проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода, год,
  три года и т. д.)) и внеплановую (внеочередную) аттестацию (эта аттестация проводится лишь при выявлении факта необходимости ее проведения, например, при возникновении проблем в работе конкретного структурного подразделения (изготовление некачественной продукции)).

Здесь же рекомендуем указать пункт, посвященный срокам проведения аттестации для отдельных категорий работников, не прошедших ее вместе с остальными работниками (после отпуска по уходу за ребенком и т. д.), а также длительности ее проведения

Формы аттестации Устная – собеседование. Оно может проводиться как индивидуально, так и коллегиально. В ходе такого собеседования комиссия задает работнику интересующие ее вопросы, предлагает ему оценить свою работу и заслушивает мнение работника о том, что может сделать работодатель для улучшения результата работы.

Письменная – заполнение тестов, опросников. Данная форма проведения аттестации обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Смешанная – устное собеседование с обязательным ответом в письменном виде на вопросы теста или анкеты

Состав и полномочия аттестационной комиссии В этом разделе определяется состав аттестационной комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь, а также представитель профсоюза (при наличии) (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Также в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации работников, а также руководители соответствующих подразделений
Критерии оценки Критерии оценки устанавливаются исходя из сложности выполняемой работы, а также из возложенных на работника обязанностей. Следовательно, определить соответствие квалификации работника выполняемой им работе можно, только если в трудовом договоре (должностной инструкции) функции работника описаны максимально четко. Если он признан не соответствующим занимаемой должности, а его должностные обязанности документально не закреплены, могут возникнуть споры. Работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с такими критериями заранее, до проведения аттестации
Порядок проведения аттестации, в частности, порядок уведомления работников о ней, проведения заседания аттестационной комиссии, голосования, ведения протокола заседания аттестационной комиссии, ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии Процедура аттестации должна быть описана как можно подробнее. Например, можно описать порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, указать на обязательность его заполнения, представить форму протокола и порядок его утверждения и ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии. Хорошо бы зафиксировать вид голосования (открытое (в присутствии аттестуемого) или закрытое (без участия работника)) для принятия решения, а также привести перечень причин, которые являются уважительными и при наличии которых аттестация может переноситься на другой срок. Также нужно установить подразделение или лицо, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию (таковым может стать, например, юрисконсульт или отдел персонала), в должностные обязанности которого входит участие в проведении аттестации, а также отразить этапы подготовки к проведению аттестации: формирование списков работников, подлежащих аттестации, информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников, составление графика проведения аттестации и пр.
Результаты аттестации В данном разделе нужно закрепить виды решений, которые могут быть приняты в отношении аттестуемого (например, работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста, работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв, работник соответствует занимаемой должности, работник не соответствует занимаемой должности). В этом же разделе можно указать срок, в течение которого работодателю необходимо исполнить рекомендации аттестационной комиссии

Конечно, в локальном акте могут быть и иные разделы, необходимые для конкретной организации. Дополнительно, обычно приложением, вводятся формы документов (например, протокола заседания комиссии, аттестационного листа и пр.).

После согласования всех разделов положения о проведении аттестации оно утверждается руководителем организации: либо изданием приказа, либо проставлением грифа «Утверждено» за подписью руководителя. Отметим, что если положение будет утверждено неуполномоченным лицом, то результаты аттестации, пусть и проведенной в соответствии с правилами, установленными в организации, будут признаны незаконными (см., например, Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 по делу № 33-173/14, 2-25/14).

Помните, с утвержденным положением о проведении аттестации работников следует ознакомить под подпись. В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и его личных деловых качеств в форме аттестации и о том, что по результатам аттестации работник может быть уволен.

Процедура проведения аттестации

Утвердив положение о проведении аттестации, не стоит думать, что работа закончена: мало прописать все на бумаге, нужно еще организовать аттестацию и провести ее. Обычно аттестация делится на несколько этапов:

  1. подготовка к проведению аттестации;
  2. проведение аттестации;
  3. подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Мир»

(ООО «Мир»)

12.01.2016  г. Нижний Новгород

№ 17

Приказ

о проведении аттестации в 2016 году

В целях объективной оценки профессиональных и деловых качеств работников ООО «Мир» и в соответствии с положением об аттестации работников, утвержденным 18.03.2014,

приказываю:

1. Для проведения аттестации создать аттестационную комиссию в составе:

– председателя комиссии – директора по персоналу И. И. Ивановой;

– заместителя председателя комиссии – главного бухгалтера И. А. Петровой;

– членов комиссии: старшего инспектора отдела кадров О. И. Сидоровой;

начальника отдела продаж И. П. Васечкина;

– секретаря комиссии – офис-менеджера Е. А. Смирновой.

2. Утвердить график проведения аттестации работников на 2016 год (прилагается).

3. Руководителям структурных подразделений в срок до 08.02.2016 подготовить и представить в аттестационную комиссию все необходимые документы на аттестуемых работников.

4. Директору по персоналу И. И. Ивановой в срок до 01.02.2016 ознакомить работников, в отношении которых проводится очередная аттестация, с настоящим приказом и утвержденным графиком аттестации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор                           Королев          П. Л. Королев

С приказом ознакомлены:

Директор по персоналу   Иванова, 12.01.2016 И. И. Иванова

Главный бухгалтер                       Петрова, 12.01.2016           И. А. Петрова

На этом же этапе разрабатывается график проведения аттестации работников. В нем необходимо указать не только Ф. И. О. работников и наименования занимаемых ими должностей, но и дату, время и место проведения аттестации, а также привести перечень документов, необходимых для представления в аттестационную комиссию. Кроме того, обязательно предусмотрите в графике графу для ознакомления работника, где он поставит свою подпись. Если сотрудник отказывается знакомиться с графиком проведения аттестации, необходимо сделать соответствующую отметку в графике и составить акт, подтверждающий это.

Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.

Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.

Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

К сведению

Проведение аттестации без работника допускается лишь при наличии письменного ознакомления работника с датой проведения аттестации. При этом работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Отметим, что важно правильно составлять письменные задания или задавать устные вопросы. Например, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241 работник, уволенный за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, был восстановлен, поскольку ответчик нарушил порядок проведения аттестации: вопросы, указанные в аттестационном листе, не соответствуют требованиям должностной инструкции, отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии.

К сведению

Оценка сотрудника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, изложенным в его должностной инструкции, трудовом договоре. При этом должны учитываться профессиональные знания работника, опыт работы, повышение квалификации, переподготовка и другие объективные данные.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.

Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.

Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.

С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.

Подведем итог

Как вы поняли, аттестация персонала – достаточно сложный и многоэтапный процесс. Поэтому работодателю необходимо серьезно подойти к созданию собственного положения о проведении аттестации работников и учесть все нюансы особенностей трудовых отношений в организации и нормы законодательства. Кроме такого локального акта в любой организации, решившей проводить аттестацию работников, должны быть приказ о проведении аттестации, график аттестации, приказ об утверждении аттестационной комиссии и положение о ее работе, протоколы заседания комиссии, документация по экспертизе различных качеств работника, а также другие документы, информация о которых и формы которых могут содержаться в положении об аттестации. Если все сделать правильно, работнику трудно будет оспорить несоответствие занимаемой должности.


[1] Введена Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

ИНСТРУКЦИЯ

председателя аттестационной комиссии

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность председателя аттестационной комиссии «________________».

1.2. Председатель аттестационной комиссии назначается __________________ (кем) в соответствии с _____________________.

1.4. Председателем аттестационной комиссии может быть лицо, имеющее _____ образование и стаж работы по ________ специальности не менее _______ (на должность председателя аттестационной комиссии учебного учреждения может быть назначен директор общеобразовательного учреждения, его заместитель по учебно-воспитательной, научно-методической работе или учитель по представлению директора).

1.5. В период временного отсутствия председателя аттестационной комиссии его обязанности возлагаются на ___________________________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Председатель аттестационной комиссии осуществляет выполнение функций по организации и проведению аттестации, для чего осуществляет следующие обязанности:

— перед началом аттестации проверяет наличие и содержание необходимой документации;

— проверяет готовность помещения к проведению аттестации;

— проверяет явку дежурных преподавателей, всех членов комиссии и напоминает им порядок проведения аттестации, их права и обязанности, требования к выставлению оценок;

— проверяет явку лиц, в отношении которых проводится аттестация;

— следит за тем, чтобы подготовка к устному ответу не превышала установленного времени;

— ведет аттестацию, а именно: распределяет обязанности между членами комиссии, устанавливает перерыв для членов комиссии, регулирует проведение опроса отвечающих;

— отвечает за правильное ведение протокола аттестации, объективное выставление оценок;

— объявляет оценки и сдает все материалы по проведенной аттестации.

3. ПРАВА

Председатель аттестационной комиссии имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности председателя аттестационной комиссии.

3.2. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию председателя аттестационной комиссии.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Председатель аттестационной комиссии несет ответственность за:

4.1. Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей.

4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.

4.3. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

5. ПРАВО ПОДПИСИ

5.1. Председателю аттестационной комиссии для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

    С инструкцией ознакомлен __________________/_________________/
                                  (подпись)

Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.

01.01.70

Кого надо включить в аттестационную комиссию

Вопрос: Кого надо включить в аттестационную комиссию? Должны ли меняться (чередоваться) лица, участвующие в работе комиссии? Должен ли сотрудник отдела кадров присутствовать на заседаниях комиссии, если работа с персоналом является его основной функциональной задачей?

Ответ: Аттестационные комиссии целесообразно формировать на постоянной основе. В комиссию желательно включить:

— начальника структурного подразделения, где работает аттестуемый работник;

— представителя структурного подразделения, где работает специалист, подлежащий аттестации;

— работника кадровой службы;

— представителя профсоюзной организации.

В состав комиссии могут также приглашаться представители иных организаций, высококвалифицированные специалисты, научные эксперты, консультанты и др.

На крупных предприятиях, как правило, одновременно функционируют несколько аттестационных комиссий. Порядок их формирования определяется спецификой деятельности и организационно-штатной структурой предприятия. Так, например, одна комиссия имеет целью оценить профессионализм работников коммерческой службы. Соответственно, председателем комиссии можно назначить коммерческого директора. Знания работников финансовой службы будет оценивать комиссия, которую будет возглавлять финансовый директор. Вне зависимости от численности каждая комиссия должна включать работников (приглашенных экспертов, консультантов и др.), которые специализируются в той же области, что и лицо, подлежащее аттестации, для объективности оценки знаний, умений, навыков испытуемого. Ведь не может, к примеру, коммерческий директор объективно дать оценку деятельности программиста или юриста. Для документального оформления решений каждая комиссия должна включать секретаря. Это лицо будет ответственным за фиксирование всего хода работы комиссии, обеспечение ее деятельности.

Комиссию возглавляет председатель. Председателем целесообразно назначить руководителя структурного подразделения, где работает аттестуемый работник. Ведь, как правило, мнение председателя является решающим. Нецелесообразно привлекать в качестве председателя комиссии руководителя предприятия, который из-за постоянной занятости не сможет эффективно организовать работу комиссии, в результате чего будут иметь место постоянные нарушения графика проведения аттестации, переносы заседаний и т.п.

Права, обязанности, полномочия аттестационной комиссии, порядок ее взаимодействия с различными службами, сотрудниками и руководством предприятия необходимо определить локальными нормативными актами. Равным образом желательно зафиксировать порядок проведения заседаний комиссии, определения кворума, вынесения решений.

Автор: Л. Французова

Источник: http://www.hr-portal.ru/article/kogo-nado-vklyuchit-v-attestatsionnuyu-komissiyu

Аттестация — это подтверждение уровня знаний и навыков.

Столкнуться с ней можно не только в школе или вузе, но и на работе. Например, аттестацию обязательно проходят педагоги, врачи и госслужащие. Но по своей инициативе организовать ее может любая компания.

Расскажу, как работодателю провести аттестацию персонала и что делать по ее итогам.

Что такое аттестация работников

В законодательстве нет определения аттестации. На практике это периодическая проверка знаний, деловых навыков, уровня профессионализма и опыта сотрудников. Аттестация может проводиться как в целом по организации, так и в отдельных ее подразделениях.

Нормативная база. Какого-то единого закона о порядке проведения аттестации сейчас нет. Раньше во многих моментах можно было ориентироваться на советское положение об аттестации, но с декабря 2020 года оно утратило силу.

Зачем проводят аттестацию

Во время аттестации проверяют соответствие работника должности, которую он занимает.

Что можно сделать по результатам аттестации. По итогу аттестации руководитель может устроить кадровые перестановки: кого-то уволить или перевести в другой отдел, кого-то повысить или отправить на обучение.

Увольнение по итогам аттестации — единственный законный способ расстаться с сотрудником, который не справляется со своей работой. Поэтому аттестацию часто проводят компании, которые планируют сократить персонал. Она помогает понять, кто из сотрудников более квалифицирован, а значит, имеет преимущественное право остаться на работе.

Также аттестация помогает:

  1. Выяснить, каких специалистов не хватает, чтобы нанять новых людей или отправить работников на курсы повышения квалификации.
  2. Узнать мотивацию сотрудников и вместе выбрать направления для их карьерного роста.
  3. Понять, надо ли пересматривать систему оплаты труда и формировать кадровый резерв.

Обязательна ли аттестация работников

Кто не должен проходить аттестацию. Для всех остальных профессий обязательной аттестации нет, но работодатель все равно может ее провести по своей инициативе.

При этом есть категории работников, которых можно аттестовать, но уволить из-за плохих результатов не получится. Это:

  1. Беременные женщины.
  2. Женщины с ребенком до 3 лет.
  3. Одинокие матери или отцы с ребенком до 14 лет или ребенком с инвалидностью до 18 лет либо одинокие опекуны и попечители таких детей.
  4. Единственные кормильцы ребенка до 3 лет в семье, где трое и более детей до 14 лет, либо ребенка с инвалидностью до 18 лет, если другой родитель не работает.
  5. Работники, у которых маленький трудовой стаж, например менее года, и нет нужного производственного опыта.

Виды аттестации

Работодатель может сам выбирать частоту и формат, в котором будет проводить аттестацию. Есть три основных вида аттестации.

Плановая аттестация, как правило, проходит регулярно и обязательна для всех сотрудников организации или отдела. Периодичность проверок устанавливает руководитель.

Внеплановая аттестация проводится перед большими изменениями в компании — к примеру, перед изменением системы оплаты труда или сокращением штата — или с целью проверить компетентность отдельных сотрудников.

Повторная аттестация. Если сотрудник не прошел аттестацию, руководитель может дать ему второй шанс и назначить повторную проверку через какое-то время или после обучения по программе повышения квалификации.

Формы аттестации

Проводить аттестацию можно устно, письменно или объединив два способа.

Устное собеседование. Комиссия задает вопросы и слушает ответы сотрудника. Обсуждать могут не только знания и навыки, но и должностные обязанности, достижения и неудачи в целом.

Письменное тестирование. Это гораздо более объективный способ оценки, но он требует большей подготовки. Нужно заранее разработать и утвердить корректные тестовые вопросы, а после проверить и оценить результаты.

Смешанная форма аттестации. Сотрудник проходит сначала устное собеседование, а потом тестирование или наоборот.

Как составить положение об аттестации

Для обычных работодателей порядок аттестации ничем не регулируется. Но для ее проведения нужно разработать и принять локальный нормативный акт с описанием процесса проверки: без него увольнять сотрудников за профнепригодность нельзя. С итоговым документом необходимо ознакомить всех сотрудников под подпись.

В положении об аттестации следует указать полное описание целей, задач, формата проверки и процесса принятия решений. Нужно будет соблюдать процедуру строго в соответствии с положением, чтобы работник не мог оспорить результаты из-за ее нарушения.

Вот что должно быть в положении об аттестации.

Цели аттестации. Они могут быть такие:

  • определить уровень квалификации сотрудников, чтобы уволить или повысить в должности часть работников;
  • установить систему поощрений;
  • провести ротацию кадров и выбрать, кого перевести на другую должность;
  • стимулировать работников учиться и повышать профессиональную компетентность.

Состав аттестуемых работников. Нужно определить, какие работники будут проходить аттестацию, а какие нет. Можно проводить ее лишь для некоторых отделов, а можно проверять только тех, кто трудоустроен на полную ставку.

Не включать в число аттестуемых можно сотрудников, которые проработали меньше года, или тех, кому не требуются специальные знания и навыки, например уборщиков и курьеров.

Периодичность проведения плановой аттестации. Подготовка к проверке — многоэтапный и хлопотный процесс, поэтому не стоит проводить ее слишком часто. Например, можно установить, что плановая аттестация руководителей проходит раз в два года, а всех остальных — раз в три года.

Основания для внеочередной аттестации. Внеплановую проверку можно назначить перед сокращением персонала или другими серьезными изменениями в компании. Также поводами для внеплановой аттестации могут быть жалобы клиентов или периодический брак в продукции компании.

Можно зафиксировать, что внеочередную аттестацию должны проходить сотрудники перед повышением или переводом на другую должность, после обучения за счет работодателя или по окончании испытательного срока.

Отдельно можно аттестовать и тех работников, которые не смогли пройти плановую проверку вместе с остальными: например, были в отпуске или на больничном.

Состав комиссии. Директор компании утверждает состав комиссии отдельным приказом, когда начинается подготовка к аттестации. В самом положении прописать этот состав можно приблизительно: указать должности и департаменты, сотрудники которых могут или обязательно должны войти в комиссию, например руководители и замы юридической и кадровой служб.

Обычно для аттестационной комиссии назначают председателя, его заместителя, секретаря и рядовых участников:

  1. Председатель комиссии организует ее работу, формирует состав, определяет сроки проведения аттестации, порядок работы и функции остальных участников, запрашивает дополнительные данные.
  2. Заместитель выполняет функции председателя во время его отсутствия.
  3. Секретарь комплектует документы аттестуемых, уведомляет всех о месте и времени аттестации, ведет протокол заседания и учет сотрудников, которые прошли проверку.
  4. Члены комиссии проверяют квалификацию работников, участвуют в голосовании, принимают коллегиальное решение о результатах аттестации.

Если в компании есть профсоюзы, а по итогам аттестации работодатель планирует уволить кого-то из работников, в состав комиссии обязательно нужно включать представителей профсоюзов.

Чтобы результат был объективным, не нужно включать в комиссию непосредственных руководителей аттестуемых сотрудников. Отдельно можно закрепить, что секретаря комиссии нельзя допускать к голосованию, так как через него проходит большое количество документов.

Число людей в составе голосующих лучше оставить нечетным: это поможет избежать ситуации, когда за и против будет равное число голосов.

Определение кворума. В положении об аттестации надо прописать, сколько членов комиссии должно присутствовать на заседании, чтобы решение считалось правомочным. Обычно указывают не менее ⅔ от общего числа участников.

График аттестации. Чтобы работники и комиссия успели подготовиться, необходимо утвердить сроки, в которые пройдет аттестация. В приказе можно зафиксировать:

  • кто составляет график;
  • в какие сроки и как руководитель его утверждает;
  • в каком порядке в график можно внести изменения;
  • в какой срок с графиком нужно ознакомить работников под подпись.

Для всей организации или отдельного подразделения нужно утвердить список сотрудников, которые должны пройти аттестацию, а также даты заседаний и сроки принятия комиссией решений.

Вот образец заполненного графика аттестации

Перечень необходимых кадровых документов. Если комиссия не знает всех аттестуемых лично, то их непосредственные руководители могут заранее подготовить письменную характеристику на каждого сотрудника. К ней можно приложить и другие документы: например, благодарственные письма или жалобы от клиентов.

Оптимально предоставить эти документы за две-три недели до аттестации и зафиксировать такой срок в положении о ней. Самому работнику отзыв тоже лучше показать заранее.

Кроме характеристик непосредственный руководитель готовит и вопросы для теста или устной аттестации с правильными ответами на них. Вопросы должны напрямую относиться к той работе, которую выполняет конкретный сотрудник.

Описание процедуры. Работодатель должен четко соблюдать утвержденный порядок аттестации, особенно если по ее итогам могут кого-то уволить.

Из-за нарушений процедуры уволенный сотрудник вправе оспорить решение работодателя через суд. Работника восстановят в должности, а руководству придется выплатить ему средний заработок за время вынужденного прогула и компенсировать моральный вред.

В положении лучше зафиксировать все этапы аттестации:

  1. Кто и как ведет протокол заседания аттестационной комиссии, как он потом утверждается.
  2. Какие причины неявки считаются для работника уважительными, чтобы перенести аттестацию на другой день.
  3. Как проводится аттестация: устно, письменно или в смешанной форме.
  4. Что делать, если сотрудник представил на заседание комиссии дополнительные оценочные сведения о своей работе. Например, комиссия может либо рассмотреть их немедленно, либо перенести аттестацию.
  5. Порядок заседания аттестационной комиссии. Например, сначала слушают доклад члена комиссии по аттестуемому работнику, затем задают ему вопросы по списку и при необходимости слушают непосредственного руководителя аттестуемого сотрудника.
  6. Как принимается решение. Как правило, для этого организуют закрытое или открытое голосование участников заседания. Можно определить, что если голоса разделились поровну, то комиссия засчитывает положительное решение.

Варианты решений комиссии и их оформление. Решение комиссии по каждому аттестуемому работнику заносят в протокол заседания, который потом утверждает руководитель организации.

Вариантов решений может быть три:

  1. Работник соответствует занимаемой должности.
  2. Сотрудник соответствует занимаемой должности, но должен выполнить рекомендации комиссии: например, пройти курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации с последующей аттестацией через год.
  3. Работник не соответствует занимаемой должности.

Документы для аттестации

Утвержденных форм документов, которые используются при аттестации работников, не существует. Поэтому я собрала несколько подходящих образцов и шаблонов, в том числе образец локального акта об аттестации:

  1. Образец положения об аттестации.
  2. Образец приказа о проведении аттестации.
  3. Шаблон аттестационного листа.
  4. Образец протокола заседания аттестационной комиссии.

Порядок проведения аттестации

Как правило, сначала аттестуемые работники письменно отвечают на тесты либо беседуют с членами комиссии. В первом случае тесты с ответами оформляются как приложение к протоколу заседания, во втором — устные ответы заносятся в протокол.

Потом комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемых и членов комиссии, кто хочет высказаться по тому или иному работнику. Если среди сотрудников есть желающие выступить, им тоже предоставляют слово.

Затем члены комиссии совещаются и принимают решение по каждому аттестуемому в том порядке, который закреплен в положении об аттестации.

Решение комиссии, внесенное в протокол, нужно довести до сведения аттестуемых работников под подпись в тот срок, что указан в положении.

Подведение итогов

Когда комиссия провела аттестацию и предложила свои рекомендации, директор принимает финальное решение. Оно может не соответствовать выводам комиссии. Например, руководитель может решить не увольнять сотрудников, а отправить на обучение. В любом случае он должен издать приказ и ознакомить с ним всех участников процесса аттестации под подпись.

Если руководитель увольняет сотрудника по итогам аттестации, он также должен соблюсти определенную процедуру. Так, если в компании есть вакансии, для работы на которых достаточно квалификации и состояния здоровья сотрудника, работодатель обязан письменно предложить перевод на другую должность. Предлагать можно и временные вакансии — например, на период декретного отпуска другого специалиста.

Так может выглядеть предложение о переводе на вакантную должность

Если человек не согласен на другую работу, нужно получить от него письменный отказ и оформить увольнение. Если вакансий нет — этот шаг можно пропустить и сразу перейти к увольнению. При этом важно, что по трудовому кодексу сотрудника нельзя увольнять, когда он находится в отпуске или на больничном.

Запись об увольнении в трудовой книжке должна выглядеть так:

«Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Судебная практика по увольнению из-за несоответствия занимаемой должности

Приведу несколько примеров из судебной практики, когда работникам удалось оспорить увольнение по итогам аттестации, восстановиться на работе и взыскать с работодателя деньги.

Аттестация без комиссии. В одной компании аттестацию провели без создания аттестационной комиссии. В процедуре участвовал только один генеральный директор, который был заинтересован в увольнении работника. Поэтому сотруднику удалось восстановиться в должности.

Нарушена процедура, установленная в положении об аттестации. Например:

  • в принятии решения участвовал непосредственный руководитель уволенного работника;
  • в заседании аттестационной комиссии участвовали менее ⅔ ее членов и в нарушение положения об аттестации голосование было открытым, а не тайным;
  • решение о внеочередной аттестации и заседание аттестационной комиссии состоялись в один день. У работника не было времени подготовиться к проверке.

Не предложили вакантные должности. Работнику, который не прошел аттестацию, перед увольнением не предложили вакантные должности. Ему удалось восстановиться в должности, взыскать с работодателя средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

Запомнить

  1. Аттестация — единственный метод оценки, который позволяет законно уволить сотрудника за несоответствие должности или выполняемой работе.
  2. Некоторых людей уволить нельзя, даже если они не прошли аттестацию. Например, беременных женщин или родителя ребенка с инвалидностью до 18 лет.
  3. Аттестация обязательна только для отдельных специалистов: например, для врачей, спасателей, госслужащих. Для остальных сотрудников аттестация не обязательна. Но если работодатель решит ее провести, он должен прежде всего разработать и утвердить положение об аттестации.
  4. Важно проводить аттестацию строго по утвержденному порядку. Иначе работник, уволенный по ее итогам, сможет легко оспорить увольнение в суде и восстановиться на работе. Тогда работодателю придется выплатить ему средний заработок за время вынужденного прогула и моральную компенсацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пенный очиститель двигателя валера инструкция по применению
  • Дигоксин 025 мг инструкция по применению
  • Данфосс терморегулятор на батарею инструкция по применению
  • Лего сити дом на колесах 60283 инструкция
  • Тарка инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки