Руководство проблемным обучением в до

«Технология проблемного обучения в ДОУ»

Использование современных педагогических
технологий открывает

новые возможности воспитания и обучения
дошкольников. В статье 20

Федерального Закона «Об образовании в
Российской Федерации» говорится,

что в образовательных организациях
осуществляется инновационная

деятельность «в целях обеспечения
модернизации и развития системы

образования с учетом основных направлений
социально-экономического

развития Российской Федерации, реализации
приоритетных направлений

государственной политики Российской
Федерации в сфере образования».

Инновационная деятельность в ДОУ
направлена «на разработку, апробацию

и внедрение новых образовательных
технологий». Поэтому актуальным на

сегодняшний день становится эффективное
использование технологий в

дошкольном учреждении.

Что же означает сам термин «технология»?
Технология происходит от

греческого слова «мастерство, искусство,
умение, совокупность приёмов и

способов получения, обработки и
переработки сырья, материалов». Ядро

любой технологии: это – цель — средства —
правила их использования –

результат.

В педагогической литературе и в лексиконе
прочно вошло понятия:

педагогическая технология, образовательная
технология, технология

обучения. Они соотносятся, также как и
категории: педагогика, образование

и обучение. Самым широким является понятие
педагогическая технология,

оно охватывает процессы образования,
обучения и воспитания.

Образовательная технология связана с
организацией модернизации

образовательных систем и образовательных
учреждений. Технология

обучения и технология воспитания описывают
деятельность педагога и

воспитанников соответственно в
воспитательном процессе.

Сегодня быть компетентным специалистом
нельзя без изучения всего

арсенала педагогических технологий.
Наиболее используемые

педагогические технологии в нашем
образовательном процессе:

здоровьесберегающие образовательные
технологии, технология

развивающего обучения, метод проектов,
технология проблемного обучения

в детском саду, технология ИКТ, игровая
технология, технология

интегрированной образовательной
деятельности.

Цель технологии проблемного обучения в
детском саду – это  воспитывать

способность самостоятельно анализировать
проблемную ситуацию,

самостоятельно находить правильный ответ.

 Основатель
проблемного обучения Джон Дьюи, американский

философ, психолог и педагог
(1859-1952гг.). Он считал, что ребенок

усваивает материал, не просто слушая или
воспринимая органами чувств, а

удовлетворяя свои потребности в знаниях,
являясь активным субъектом

своего обучения.

В нашей стране проблемным обучением
занимались отечественные

психологи — Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер,
А. М. Матюшкин, М. И.

Махмутов, М. Н. Скаткин, которые
утверждают, что суть проблемного

обучения в постановке перед ребенком
проблемы, познавательной задачи,

создания условий для исследования путей и
способов ее решения для того,

чтобы ребенок сам добывал знания.

Обучение будет проблемным тогда, когда
будет проблемная ситуация.

Ценность занятий, построенных по данной
технологии огромна. Т. к. в

проблемном обучении отражены требования к
современному образованию:

· собственное добывание знаний ребенком,
устраняя, таким образом,

противоречие между логикой отдельной
научной области знания и логикой

процесса познания конкретной личности;

· субъектность присвоения знаний;

· учёт интересов и склонностей ребёнка,
его ценностных ориентаций;

· «радость открытий», получение
удовольствия и позитивное

подкрепление.

Суть проблемного обучения
в детском саду заключается в том, что

воспитатель создаёт познавательную задачу,
ситуацию и предоставляет

детям возможность изыскивать средства ее
решения, используя ранее

усвоенные знания и умения.

Проблемное обучение
в детском саду — это такая организация

взаимодействия с воспитанниками, которая
предполагает создание под

руководством педагога проблемных вопросов,
задач, ситуаций и активную

самостоятельную деятельность детей по их
разрешению.

Проблемное обучение активизирует мысль
детей, придает ей

критичность, приучает к самостоятельности
в процессе познания.

Проблемная ситуация
специально создается воспитателем с помощью

определенных приемов, методов и
средств.

Ø монологическом;

Ø рассуждающем;

Ø диалогическом;

Ø эвристическом;

Ø исследовательском;

Ø методе программированных
заданий.

Ø Метод монологического
изложения.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку
малоизвестные стороны

познаваемого объекта, возбуждает вопросу,
догадки.

Как организовать познавательную
деятельность детей, чтобы развивать

психические процессы? (ощущения,
восприятие, память, воображение,

мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами
решаете, в какой форме

проводить работу с детьми: группой или
индивидуально. Тем не менее,

чтобы развивать у детей способность
сомневаться, критически мыслить,

предпочтение следует отдавать групповым
формам работы. Ребенку легче

проявить критичность по отношению к
сверстникам, чем по отношению к

взрослому. Сомнение, догадка,
предположение возникает у него при

сопоставлении своей точки зрения с мнением
другого человека. Общение и

совместная деятельность со взрослыми
развивают у ребенка умение ставить

цель, действовать, подражая ему. А в
совместной деятельности со

сверстниками ребенок начинает использовать
формы поведения взрослых:

контролировать, оценивать, не соглашаться,
спорить. Так зарождается

необходимость координировать свои действия
с действиями партнеров,

принимать их точку зрения. Поэтому
познавательная деятельность

организовывается в форме диалога ребенка с
воспитателем и другими детьми

в группе. Показатели такого диалога —
простота общения, демократичность

отношений.

Постановка проблемной задачи и
процесс решения ее происходит в

совместной деятельности воспитателя и
детей. Педагог увлекает

воспитанников в совместный умственный
поиск, оказывает им помощь в

форме указаний, разъяснений, вопросов.
Познавательная деятельность

сопровождается беседой. Воспитатель ставит
вопросы, которые побуждают

детей на основе наблюдений, ранее
приобретенных знаний сравнивать,

сопоставлять отдельные факты, а затем
путем рассуждений приходить к

выводам. Дети свободно высказывают свои
мысли, сомнения, следят за

ответами товарищей, соглашаются или
спорят.

Основа проблемного обучения — вопросы и
задания, которые

предлагают детям.

Важно отметить, что знания и способы
деятельности при проблемном

обучении не преподносятся детям в готовом
виде, не предлагаются правила

или инструкции. Материал не дается, а
задается как предмет поиска. И весь

смысл обучения как раз и заключается в
стимулировании поисковой

деятельности дошкольника.

Часто используются вопросы, которые
побуждают детей к сравнению,

к установлению сходства и различия. И это
вполне закономерно: все в мире

человек узнает через сравнение. Благодаря
сравнению ребенок лучше познает

окружающую природу, выделяет в предмете
новые качества, свойства, что

дает возможность по-новому взглянуть на
то, что казалось обычным, хорошо

знакомым.

Существуют четыре уровня проблемности в
обучении:

1 Воспитатель сам ставит проблему (задачу)
и сам решает её при

активном слушании и обсуждении детьми.

2 Воспитатель ставит проблему, дети
самостоятельно или под его

руководством находят решение. Воспитатель
направляет ребёнка на

самостоятельные поиски путей решения
(частично-поисковый метод).

3 Ребёнок ставит проблему, воспитатель
помогает её решить. У

ребёнка воспитывается способность
самостоятельно формулировать

проблему.

4 Ребёнок сам ставит проблему и сам её
решает. Воспитатель даже не

указывает на проблему: ребёнок должен
увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и
способы её решения.

(Исследовательский метод) В итоге
воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию,
самостоятельно находить правильный ответ. Что

требует от нас ФГОС ДО.

Проблемные ситуации решаются с помощью
ряда средств:

1 При построении проблемных занятий
необходимо соблюдать

дидактические принципы: научность и
доступность, систематичность и

последовательность, сознательность и
активность воспитанников при

разрешении учебной проблемы.

2 Планируя занятия, педагог выбирает
наиболее эффективное место в

процессе обучения.

3 Учебная проблема должна заинтересовать
воспитанников своей

необычностью, красочностью,
эмоциональностью.

4 На занятии педагог должен быть
внимательным к эмоциональному

состоянию дошкольника при разрешении
учебных проблем, вовремя

выяснить причины затруднения и оказать
своевременную помощь.

В свою очередь, умения воспитателей
управлять процессом

разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим:
предвидеть

возможные проблемы на пути достижения цели
в проблемной ситуации;

мгновенно переформулировать проблемную
ситуацию, облегчая или

усложняя ее на основе регулирования
количества неизвестных компонентов;

выбрать проблемные ситуации в соответствии
с ходом мысли решающих

проблему; умения непредвзято оценить
варианты решений детей, даже в

случае несовпадения точек зрения детей и
воспитателя.

Каждая учебная проблема (Проблемные
вопросы, проблемное задание,

проблемные задачи) подразумевает противоречие.
А противоречие в свою

очередь развивает аналитическое,
творческое мышление.

Итак, применение в учебном процессе
проблемных ситуаций помогает

педагогу выполнить одну из важных задач,
поставленных реформой детского

сада, – формировать у детей самостоятельное,
активное, творческое

мышление. Развитие же таковых способностей
может осуществляться лишь в

творческой самостоятельной деятельности
учеников, специально

организуемой педагогом в процессе
обучения. Данная технология позволяет

воспитаннику детского сада освоить позиции
исследователя,

экспериментатора и научиться применять
добытые знания в жизни.

Сущность технологии проблемного обучения,
как любой другой

технологии, заключается в четком
следовании определенным ее этапам.

Поэтому основным педагогическим
инструментом является технологическая

карта. В ее основу нами заложен пошаговый
алгоритм решения проблемной

ситуации. Технологической картой четко
определены деятельность

воспитателя и деятельность ребенка на
каждом из пяти этапов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА

деятельности по проблемному обучению дошкольников
 

·        
На 1 этапе — постановки проблемы
— основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить
предложенную проблемную ситуацию

·        
На 2этапе — актуализации знаний — актуализировать
необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения
проблемы.

·        
На 3 этапе выдвижения гипотез и
предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения
предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

·        
На 4 этапе  проверки
решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения
и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через
различные виды деятельности. Например в образовательной области
«Познание» раздел «Ребенок открывает мир природы»
(программа «Детство») наиболее эффективным способом проверки,
является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным
для организации опытно-исследовательской деятельности.

·        
5 этап — «Введение в систему знаний»
направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению
полученных знаний на практике, их присвоению.

Следуя
по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким
образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

Наряду
с технологической картой проблемной ситуации с поэтапным описанием действий
воспитателя и детей результативными в этой работе стали:

·        
разработка и
изготовление базовых и творческих пособий для занятий и совместной деятельности
с детьми

·        
разработка и
апробация воспитателями серии конспектов непосредственно образовательной
деятельности на основе технологии проблемного обучения;

·        
создание и
оснащение в детском саду Центра проблемного обучения, Уголков Открытий в
группах;

·        
внедрение
технологии проблемного обучения в практику работы воспитателей детского сада;

Муниципальное
дошкольное образовательное

 бюджетное
учреждение детский сад № 29

городского
округа г.Нефтекамск

Республики
Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Современные
педагогические технологии, применяемые для реализации образовательной программы

дошкольного
образования»

Тема: «Технология
проблемного обучения в ДОО»

                                                                          
Сулейманова  Галина Евгеньевна

                                                                   
       старший воспитатель

Нефтекамск
2014 год

Слайд
№1

Актуальность
применения технологии проблемного обучения в детском саду

 

Слайд
№2

Развивающемуся обществу нужны современные образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать
решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…
способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности  за судьбу страны,
её социально-экономическое процветание.

 

                                                  Коцепция
модернизации Российского образования

 

Мы
живем в период изменения требований к системе образования. В этой связи усилия
педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего
дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности,
нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки,
способности получить результат
. Современная
жизнь многообразна и противоречива. Как же научить ребенка не пасовать перед
трудностями, преодолевать их, тем самым, осуществляя собственный пост как
личности. Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к
саморазвитию и самообразованию?

Успешно
решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий
в практику работы образовательного учреждения.

Слайд №3

Основатель
проблемного обучения Джон  Дьюи, американский философ, психолог и педагог
(1859-1952гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или
воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь
активным субъектом своего обучения.

Слайд №4

 В
нашей стране проблемным обучением занимались  отечественные психологи — Т. В.
Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, которые
утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы,
познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее
решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Слайд №5

Обучение будет проблемным  тогда, когда будет проблемная
ситуация. Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна.

В
проблемном обучении  отражены требования к современному образованию (по Дьюи):

·     
собственное
добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом, противоречие между логикой
отдельной научной области знания и логикой процесса познания конкретной
личности;

·     
субъектность
присвоения знаний;

·        
учет
интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций;

·     
«радость
открытий», получение удовольствия и позитивное подкрепление.

Суть проблемного обучения в
детском саду

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что
воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям
возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и
умения.

Слайд №6

Проблемное обучение в детском саду  — это такая организация
взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством
педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную
деятельность детей по их разрешению.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей
критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
 Проблемная ситуация специально создается
воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны
познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы
развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение,
мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме
проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы
развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение
следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по
отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка,
предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением
другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у
ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной
деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения
взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается
необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их
точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме
диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого
диалога — простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в
совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в
совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений,
вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель
ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее
приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем
рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли,
сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые
предлагают детям.

Важно
отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не
преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции.
Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как
раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к
установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек
узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую
природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность
по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно
выделяли сначала признаки различия, потом — сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые
побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми
знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления,
перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать
ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает
подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят.
Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она
активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы
пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной
работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Слайд №7

1.                
Технология проблемного
обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления.
 Она предполагает
не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания,
способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на
закономерности психологии мышления. Основная идея технологии проблемного
обучения состоит в том, что развитие личности происходит там, где существует
противоречие, что лучше усваивается не то, что получил в готовом виде, а то,
что открываешь сам (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Е.Л. Мельникова).

2.                
 Технология
проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится
в «зоне ближайшего развития»,
 чтобы
ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной
активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.
Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в
проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого.
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится
способен выполнять самостоятельно» (Л.С. Выготский).

3.                
Технология проблемного
обучения,
 предполагая
сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию
личностно-ориентированного подхода в обучении.
 Для того, чтобы деятельность
детей сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так
организовать процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними,
осуществлял совместный поиск, который опирается на распределение между ними
последовательных этапов решения проблемной ситуации и приобретает характер
совместно-распределенной деятельности. Специфика целей и методов технологии
проблемного обучения существенно изменяет роль воспитателя в педагогическом
процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу, так как он
перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в
поиске этих знаний. Педагог одновременно выступает и как координатор или
партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель обучения (если
рассматривать обучение как единое целое).

Технология
проблемного обучения в детском саду

Технология проблемного обучения  это специально созданная совокупность
специфических приемов и методов, которые способствуют формированию
самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого
мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)

Слайд №8

Существуют
четыре уровня  проблемности  в обучении:

1.
Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании
и обсуждении детьми.

2.
Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством
находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей
решения (частично-поисковый метод).

Слайд №9

3.
Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка
воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4.
Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на
проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и
исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В
итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную
ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Средства
создания проблемных ситуаций.

1.       При
построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы:
научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и
активность воспитанников при разрешении учебной проблемы.

2.       Планируя
занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место в процессе обучения.

3.       Учебная
проблема должна заинтересовать воспитанников  своей необычностью, красочностью,
эмоциональностью.

4.       На занятии
педагог  должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при
разрешении учебных проблем, вовремя  выяснить причины затруднения и оказать
своевременную помощь.

В
свою очередь, умения воспитателей управлять процессом разрешения проблемных
ситуаций сводятся к следующим: предвидеть возможные проблемы на пути достижения
цели в проблемной ситуации; мгновенно переформулировать проблемную ситуацию,
облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных
компонентов; выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих
проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае
несовпадения точек зрения детей и воспитателя.

Но вернемся к занятию. Его можно изобразить следующей
схемой.

Средством создания проблемной ситуации в учебном
процессе являются учебные проблемы:

·       
Проблемные
вопросы;

·       
проблемное
задание;

·       
проблемные
задачи.

Каждая учебная проблема подразумевает противоречие.

   Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций
помогает педагогу  выполнить одну из важных задач, поставленных реформой
детского сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое
мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в
творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой педагогом
в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые
следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное
мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые
составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный
момент.

Данная технология позволяет  воспитаннику
детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться
применять добытые знания в жизни.

Слайд №10

Проблемный вопрос —
это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа
на основе рассуждения.

Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению
фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
— «Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и
желтовато-коричневого?»
(Почему у птиц клювы разной формы?
«Почему
на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е.,  вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный
ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является
проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Слайд №11

Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос.

Примеры
проблемных задач.

Проблемная
задача №1.

Буратино уронил
ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему
помочь?

Дети
рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут»,
« Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе
рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а
затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной
проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический»,
«Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в
руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Слайд №12

Проблемная
задача №2.

 «Кувшин с узким
горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?» Ответ на
вопрос дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л.Толстого
«Хотела галка пить» или же приходят к поиску ответа самостоятельно на основе
опытнической деятельности, организованной воспитателем.

Слайд №13

Создание противоречия.
Например, металлические предметы  в воде тонут, но
корабль, построенный  из металла, плавает. Возникает противоречие,
неопределённость, почему?

Для того, чтобы
решить данную проблемную ситуацию,  педагог организует ряд опытов с предметами,
демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же
гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её
на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая
внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики,
тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может
удержаться на ней,  не утонув.

Рассматривая
корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена
воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Аналогичный опыт
можно проделать со стеклянной баночкой: пустая, закрытая крышкой банка,  на
поверхности воды плавает, а банка, заполненная водой,  сразу тонет.

Организация
противоречия в практической деятельности детей. (Готовимся к встрече с
выпускниками. Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров.)

Слайд №14

Проблемная
ситуация
создается при
нехватке знаний у детей.

Противоречие –
основное звено проблемной ситуации.

Слайд №15

В
ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность, или 
алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:

·                    
постановка
проблемы;

·                    
актуализация
знаний;

·                    
выдвижение
гипотез, предположений;

·                    
проверка
решения;

·                    
введение
в систему знаний.

Сущность
технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в
четком следовании определенным ее этапам. Поэтому основным педагогическим
инструментом является технологическая карта. В ее основу нами заложен пошаговый
алгоритм решения проблемной ситуации. Технологической картой четко определены
деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников
 

·                    
На 1 этапе — постановки проблемы
— основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить
предложенную проблемную ситуацию

·                    
На 2этапе — актуализации знаний —
актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего
этапа решения проблемы.

·                    
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений,
целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а
затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

·                    
На 4 этапе  проверки
решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения
и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через
различные виды деятельности. Например в образовательной области
«Познание» раздел «Ребенок открывает мир природы»
(программа «Детство») наиболее эффективным способом проверки,
является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным
для организации опытно-исследовательской деятельности.

·                    
5 этап — «Введение в систему знаний»
направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению
полученных знаний на практике, их присвоению.

Следуя
по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким
образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

Наряду
с технологической картой проблемной ситуации с поэтапным описанием действий
воспитателя и детей результативными в этой работе стали:

·                    
разработка
и изготовление базовых и творческих пособий для занятий и совместной
деятельности с детьми

·                    
разработка
и апробация воспитателями серии конспектов непосредственно образовательной
деятельности на основе технологии проблемного обучения;

·                    
создание
и оснащение в детском саду Центра проблемного обучения, Уголков Открытий в
группах;

·                    
внедрение
технологии проблемного обучения в практику работы воспитателей детского сада;

Литература.

1.       
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. –
М.: «Знание», 1983.

2.       
Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.:«Знание», 1974.

3.       
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. –
М.: «Знание», 1983.

4.       
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы. – М.: «Знание», 1991.

5.       
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –
М.: Педагогика 1972.

6.       
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. –
М.: Педагогика, 1975.

7.       
Педагогическая энциклопедия. – М.: «Знание», 1979.

8.       
http://io.nios.ru/index.php?rel=38&point=13&art=1496

9.       
http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=172&ELEMENT_ID=1059

10.  
http://www.inim-rao.ru/mode.6593-user.22535-type.html

11.  
http://festival.1september.ru/articles/618574/

Технология проблемного обучения дошкольниковТехнология проблемного обучения дошкольников

  • И. В. Курбатова, воспитатель МБДОУ «ДС №97 г. Челябинска»
  • И. В. Воробьева, воспитатель МБДОУ «ДС №97 г. Челябинска»

В числе современных педагогических технологий рассматривается технология проблемного обучения. Насколько актуальна эта технология сегодня? Попробуем разобраться.

В чем проблема?

Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)».

С другой стороны. В последнее время мы все чаще сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания.

Каков может быть способ решения проблемы?

Мы предположили, что использование проблемного обучения в работе с дошкольниками положительно повлияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей, активизирует мысль детей, придаст ей критичность, приучит к самостоятельности в процессе познания.

Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания. Так что же такое проблема? Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Проблемное обучение в детском саду — это организация взаимодействия с воспитанниками, предполагающая создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н. Е. Веракса).

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Но. С опорой на уже имеющиеся. Например. Гуси и утки улетают на юг последними (готовое знание). Как вы думаете, почему? (проблема, требующая рассуждения, поиска новой истины с опорой на уже имеющиеся знания).

Существует 3 структурные единицы проблемного обучения:

  • проблемные вопросы
  • проблемные задачи
  • проблемные ситуации

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС — ЭТО НЕ ПРОСТО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЯ, КОТОРОЕ УЖЕ ЗНАКОМО ДЕТЯМ, А ПОИСК ОТВЕТА НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ.

«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

В ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ РЕШЕНИЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС (КАК В ЛЮБОЙ ЗАДАЧЕ, ЕСТЬ УСЛОВИЕ И ВОПРОС) Проблемная задача №1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Проблемная задача №2 Иван-Царевич потерялся в лесу и не может найти дорогу назад. Что он должен сделать

ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта.

Например. Металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель обращает внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Приемы, методы и средства:

  1. Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?)
  2. Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки проблемных вопросов. (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком?)
  3. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог.)
  4. Создание противоречия. (Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.)
  5. Организация противоречия в практической деятельности детей. (Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров.)

Однако, проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их с воспитанниками.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Например. Для приготовления теста детям предлагается алгоритм его изготовления. Вместе с воспитателем дети замесили и раскатали тесто в лепешку. Но возникает вопрос: что использовать вместо формочек. То, что дети предлагают использовать вместо формочек, они используют в работе с тестом и, в итоге, приходят к определенному выводу.

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (Почему утки и гуси улетают на юг последними?).

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод). Например. Буратино должен попасть в школу. На пути река. Что делать?

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Этапы решения проблемной ситуации:

1. Поиск средств с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить?»

А.М. Матюшкин – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

2. Процесс решения проблемы.

Выдвижение гипотез, поиск «ключа» решения. На втором этапе ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний (включая вопросы к воспитателю).

3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Решение проблемной ситуации путем проб и ошибок побуждает детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Требования к проблемным ситуациям:

  • решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
  • проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

  • формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;
  • проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;
  • в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;
  • в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

  • В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
  • Дым в соседней квартире. Твои действия?
  • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
  • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
  • Сказка «Репка». У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
  • Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
  • Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
< Предыдущая   Следующая >


Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Буквально еще десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного образовательного учреждения являлась непосредственная передача готовых знаний от педагога к воспитанникам. Современное общество ставит кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС, а именно, теперь важно не столько ознакомить малышей с конкретным объемом образовательной информации, сколько развивать умения детей самостоятельно «добывать», сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы.

К тому же любознательность — естественная потребность дошкольников. Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно-тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но суть остается прежней — ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект. Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно направляя деятельность дошкольника.



Из истории проблемного обучения

С изменениями в обществе появилась необходимость реформации процесса подготовки подрастающего поколения. Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Педагог организовал экспериментальную школу, в которой основным принципом было получение знаний путем самостоятельной исследовательской работы детей. Дж. Дью отмечал, что для разностороннего интеллектуального развития достаточно лишь естественной познавательной активности и прирожденной любознательности малыша. Такие кардинальные идеи в то время не прижились и были подвержены критики.

В нашей стране зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника в процессе обучения, важности самостоятельной работы. Кардинально поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые знания к старшему советчику, который поможет, направит деятельность малышей. Так, разработкой проблемного обучения занимались такие педагоги и психологи: В. Ф. Аитов, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Е. В. Ковалевская, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторскойи др.



Что такое «проблемное обучение»?

По мнению психолога М. И. Махмутова проблемное обучение — это «…процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем».

Иными словами можно сказать, что проблемное обучение — это решение детьми познавательных задач, когда роль воспитателя — направить детей на поисковую самостоятельную деятельность.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания.

Таким образом, можно выделить основные цели проблемного обучения:

– осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;

– развитие самостоятельной познавательной активности;

– формирование способности к самостоятельному исследованию.


Классификация проблемных ситуаций

М. И. Махмутов предложил следующую классификацию проблемных ситуаций в образовательном процессе:

  1. Недостаток имеющихся у ребенка знаний и умений для решения поставленной задачи;
  2. Необходимость применения имеющихся знаний и умений в новых условиях;
  3. Возникновение противоречия между тем, как теоретически можно решить проблему, и невозможностью реализации выбранного способа на практике;
  4. Возникновение противоречия между достигнутым практическим результатом и отсутствием теоретического обоснования.



Этапы организации проблемного обучения

Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых — формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. С. Л. Рубинштейн отмечает: «…особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленной на их «снятие».

Например, если задать малышу младшей группы вопрос о том, почему плывут облака на небе, то возникнет противоречие между имеющимися знаниями дошкольника (ребенок может ассоциативно сопоставить движение облаков с передвижением транспорта, полетом птиц и другими известными ему уже знаниями) и тем, что малыш видит собственными глазами — облака, действительно, двигаются. Самостоятельно решить такую задачу ребенок 3–4 лет еще не может, так как не хватает знаний о природных и физических явлениях. Но процесс активной мыслительной деятельности уже на данном этапе запущен — малыш пытается найти ответ на основе имеющихся знаний, предлагая самые немыслимые варианты ответов.

Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал, благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы, обговаривая увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу.

Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу. Например, такую: из ваты сделать «облачка»; при направлении на них потока воздуха их фена, дети увидят, как они разлетаются — вот и подтверждение того, что облака плывут из-за ветра.

На схеме 1 наглядно представлены этапы организации проблемного обучения:

Этапы проблемного обучения

Рис. 1. Этапы проблемного обучения



Уровни проблемного обучения

Для эффективной реализации проблемного обучения воспитателю ДОУ необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не могут в один момент стать самостоятельными и разрешать непосильные задачи. Поэтому педагогами и психологами были разработаны уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

  1. уровень предполагает несамостоятельную активность дошкольников. На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, подает факты. Дети усваивают материал и после этого выполняют задания по образцу, но с новыми подобными компонентами задачи. Например, объяснив детям почему плывут облака, задается вопрос о том, как «прилетают» тучи или почему возникает метель (также из-за ветра).
  2. уровень — это так называемая полусамостоятельная деятельность. Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний. А к единственно верному решение «приходят» вместе с воспитателем. Так, дети самостоятельно ищут ответ на вопрос о том, почему плывут облака, предлагая разные версии. Но правильный ответ появляется после наводящих вопросов воспитателя или наглядных материалов.
  3. уровень — самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.
  4. уровень — творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.



Как создать проблемную ситуацию?

Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил создания проблемной ситуации:

  1. «Правило золотой середины» касается уровня сложности поставленной задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблема не активизирует критическое мышление, познавательную и исследовательскую активность дошкольников. В то же время непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда может привести и к личностно-психологическим проблемам у воспитанников: неуверенности в собственных силах, замкнутости, неумении отстоять собственную точку зрения и т. д.
  2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либо программный материал. Например, в нашем примере дети знакомятся с понятием ветра как природного явления.
  3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».



Исследовательская работа и








эксперимент как эффективная форма проблемного обучения в








ДОУ

Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждый день дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми 3–4 лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям полноценную исследовательскую работу с применением таких приемов:

  1. Эвристическая беседа — по наводящим вопросам воспитателя дети самостоятельно приходят к верному решению вопроса.
  2. Составление описания, рассказа, сказки о появлении снежных узоров на окнах. Тут можно использовать как наглядную иллюстрацию, так и серию картинок.
  3. Дидактические творческие игры «На что похожи узоры», «Нарисуй узор», «Опиши узоры: какие они?».

Экспериментальная работа предполагает еще большее пространство для творчества и познавательной активности детей. С помощью различных примитивных опытов в младшей группе детского сада можно ознакомить детей, например, со свойствами песка (мокрый, сухой, сыпучий и т. д.), весом предметов (тяжелый, легкий), растениями (вырастить «на подоконнике» лук) и многими другими явлениями окружающего мира. Такая работа может применяться воспитателем как элемент запланированного занятия, в виде педагогического проекта (краткосрочного или длительного), а также как развлекательно-познавательное мероприятие. Например, можно организовать для воспитанников младшей группы детского сада приключенческий квест «Тайны и загадки тетушки Весны», в содержание которого включить самые разные задания на объяснение природных сезонных явлений. Такую работу можно провести в рамках «Недели семьи» и пригласить принять участие не только воспитанников, но и их родителей с целью пропаганды проведения совместного досуга детей и взрослых и ознакомления родителей с основами такой инновационной формой педагогической работы, как проблемное обучение.

Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма работы еще недостаточно научно сформулирована. Но это не мешает работникам педагогической сферы реализовывать свои творческие наработки в этой области, проявлять инициативность, креативность при разработке инновационных форм работы с дошкольниками. Важно помнить, что познавательная активность и любознательность малышей заложена природой и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять самостоятельность и инициативность.

Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, ребенок, проблемная ситуация, знание, младшая группа, решение, детский сад, исследовательская работа, эвристическая беседа, экспериментальная работа.

 «Технология проблемного обучения в ДОУ»

Мы живем в период изменения требований к системе образования. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результатСовременная жизнь многообразна и противоречива. Как же научить ребенка не пасовать перед трудностями, преодолевать их, тем самым, осуществляя собственный пост как личности. Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию?

Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.

Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

В нашей стране проблемным обучением занимались отечественные психологи — Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, которые утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Обучение будет проблемным тогда, когда будет проблемная ситуация. Ценность занятий, построенных по данной технологии огромна.

В проблемном обучении отражены требования к современному образованию (по Дьюи):

  • собственное добывание знаний ребенком, устраняя, таким образом, противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой процесса познания конкретной личности;
  • субъектность присвоения знаний;
  • учет интересов и склонностей ребенка, его ценностных ориентаций;
  • «радость открытий», получение удовольствия и позитивное подкрепление.

Суть проблемного обучения в детском саду

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Проблемное обучение в детском саду — это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.  Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

  1. Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления. Основная идея технологии проблемного обучения состоит в том, что развитие личности происходит там, где существует противоречие, что лучше усваивается не то, что получил в готовом виде, а то, что открываешь сам (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Е.Л. Мельникова).
  2.  Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л.С. Выготский).
  3. Технология проблемного обучения, предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Для того, чтобы деятельность детей сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов решения проблемной ситуации и приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Специфика целей и методов технологии проблемного обучения существенно изменяет роль воспитателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу, так как он перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель обучения (если рассматривать обучение как единое целое).

Технология проблемного обучения в детском саду

Технология проблемного обучения — это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Средства создания проблемных ситуаций.

  1. При построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность воспитанников при разрешении учебной проблемы.
  2. Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место в процессе обучения.
  3. Учебная проблема должна заинтересовать воспитанников своей необычностью, красочностью, эмоциональностью.
  4. На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь.

В свою очередь, умения воспитателей управлять процессом разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим: предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации; мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов; выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.

Средством создания проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы:

  • Проблемные вопросы;
  • проблемное задание;
  • проблемные задачи.

Каждая учебная проблема подразумевает противоречие.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой педагогом в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.

Данная технология позволяет воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни.

Проблемный вопрос — это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
— «Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?» 
(Почему у птиц клювы разной формы? «Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос.

Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача №2.

«Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?» Ответ на вопрос дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л.Толстого «Хотела галка пить» или же приходят к поиску ответа самостоятельно на основе опытнической деятельности, организованной воспитателем.

Создание противоречия. Например, металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Аналогичный опыт можно проделать со стеклянной баночкой: пустая, закрытая крышкой банка, на поверхности воды плавает, а банка, заполненная водой, сразу тонет.

Организация противоречия в практической деятельности детей. (Готовимся к встрече с выпускниками. Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров.)

Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.

Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

В ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность, или алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:

  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний;
  • выдвижение гипотез, предположений;
  • проверка решения;
  • введение в систему знаний.

Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам. Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая карта. В ее основу нами заложен пошаговый алгоритм решения проблемной ситуации. Технологической картой четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников

  • На 1 этапе — постановки проблемы — основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию
  • На 2этапе — актуализации знаний — актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
  • На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
  • На 4 этапе  проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например в образовательной области «Познание» раздел «Ребенок открывает мир природы» (программа «Детство») наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.
  • 5 этап — «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

Наряду с технологической картой проблемной ситуации с поэтапным описанием действий воспитателя и детей результативными в этой работе стали:

  • разработка и изготовление базовых и творческих пособий для занятий и совместной деятельности с детьми
  • разработка и апробация воспитателями серии конспектов непосредственно образовательной деятельности на основе технологии проблемного обучения;
  • создание и оснащение в детском саду Центра проблемного обучения, Уголков Открытий в группах;
  • внедрение технологии проблемного обучения в практику работы воспитателей детского сада;

Литература.

  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983.
  2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.:«Знание», 1974.
  3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983.
  4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: «Знание», 1991.
  5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика 1972.
  6. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
  7. Педагогическая энциклопедия. – М.: «Знание», 1979.
  8. http://io.nios.ru/index.php?rel=38&point=13&art=1496
  9. http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=172&ELEMENT_ID=1059
  10. http://www.inim-rao.ru/mode.6593-user.22535-type.html
  11. http://festival.1september.ru/articles/618574/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Форма 3 информ за 2021 год инструкция по заполнению
  • Базовые стратегии руководства
  • Цефтриаксон уколы цена инструкция по применению взрослым при пневмонии внутримышечно
  • Как сделать домашнюю пивоварню своими руками подробные инструкции
  • Фосфалюгель инструкция по применению взрослым в пакетиках цена аналоги дешевые