Руководство проведением аср

Действия, проводимые на месте ЧС

Управление силами и средствами на месте ЧС

182. При управлении силами и средствами на месте ЧС РЛЧС осуществляется деятельность по руководству проведением АСР и других неотложных работ участниками ликвидации ЧС.

Управление силами и средствами на месте ЧС предусматривает:

  • оценку обстановки и создание по решению РЛЧС временно формируемого нештатного органа управления действиями по проведению АСР на месте ЧС[1];
  • установление компетенции должностных лиц оперативного штаба на месте ЧС;
  • планирование действий по проведению АСР и других неотложных работ, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации проведения АСР и других неотложных работ;
  • постановку задач участникам ликвидации ЧС, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки в зоне ЧС;
  • осуществление учета изменения обстановки в зоне ЧС и другой информации;
  • своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на месте ЧС;
  • применение сил и средств подразделений пожарной охраны и РСЧС для проведения АСР и других неотложных работ, а также ведение документации оперативного штаба на месте ЧС (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5 – 7 к настоящему Боевому уставу);
  • мероприятия, направленные на обеспечение проведения АСР и других неотложных работ.

183. Решения РЛЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации[2].

184. Никто не вправе вмешиваться в деятельность РЛЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо[3].

185. РЛЧС осуществляет руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия[4].

186. РЛЧС несет ответственность за проведение АСР и других неотложных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации[5].

187. Полномочия РЛЧС определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации[6].

188. В случае крайней необходимости РЛЧС вправе самостоятельно принимать решения:

  • о проведении эвакуационных мероприятий;
  • об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
  • о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
  • об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
  • о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
  • об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
  • о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на право ведения АСР;
  • о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;
  • о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.

РЛЧС обязан принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях[7].

Информирование о решениях, принятых РЛЧС в случае крайней необходимости, осуществляется через диспетчера гарнизона, а также ДДС.

189. РЛЧС имеет право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации[8].

190. В случае технологической невозможности проведения всего объема АСР РЛЧС может принимать решения о приостановке АСР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей[9].

191. Передача старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны, исполняющим полномочия РЛЧС, руководства ликвидацией ЧС уполномоченному РЛЧС осуществляется в следующих случаях:

  • по прибытии уполномоченного РЛЧС на место ЧС – старшее должностное лицо пожарной охраны, исполняющее полномочия РЛЧС, через диспетчера гарнизона должно уточнить правомочность осуществления руководства ликвидацией ЧС уполномоченным РЛЧС (наличие акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации о назначении РЛЧС), после подтверждения указанной информации должно осуществить передачу руководства ликвидацией ЧС уполномоченному РЛЧС, в обязательном порядке сообщить диспетчеру гарнизона и сделать запись в документах оперативного штаба на месте ЧС;
  • при нахождении уполномоченного РЛЧС не на месте ЧС и при поступлении информации о его назначении от диспетчера гарнизона – старшее должностное лицо пожарной охраны, исполняющее полномочия РЛЧС, должно уточнить у диспетчера гарнизона наличие акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или организации о назначении уполномоченного РЛЧС, после подтверждения указанной информации должно осуществить передачу руководства ликвидацией ЧС уполномоченному РЛЧС с помощью средств связи (видеоконференц-связь, телефон, радиостанция), в обязательном порядке сообщить диспетчеру гарнизона и сделать запись в документах оперативного штаба на месте ЧС.

192. Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, исполнявшее полномочия РЛЧС, поступает в распоряжение уполномоченного РЛЧС, должно выполнять его указания и осуществлять руководство подчиненным подразделением пожарной охраны в соответствии с настоящим Боевым уставом.

Уполномоченный РЛЧС осуществляет руководство ликвидацией ЧС в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и локальными правовыми актами организаций.

193. Оперативный штаб на месте ЧС создается в обязательном порядке в следующих случаях:

  • организация на месте ЧС трех и более БУ;
  • необходимость согласования с администрацией организаций проведения АСР и других неотложных работ.

194. Работой оперативного штаба на месте ЧС должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РЛЧС.

195. В состав оперативного штаба на месте ЧС по решению РЛЧС включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который выполняет обязанности по следующим основным нештатным должностям:

  • заместитель начальника оперативного штаба;
  • начальник тыла;
  • ответственный за охрану труда;
  • должностные лица ОГ.

В состав оперативного штаба на месте ЧС по решению РЛЧС могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.

196. При ЧС локального характера РЛЧС имеет право назначать должностных лиц, указанных в пункте 195 настоящего Боевого устава, без создания оперативного штаба на месте ЧС.

197. Работа оперативного штаба на месте ЧС осуществляется на основе распоряжений и указаний РЛЧС.

198. Оперативный штаб на месте ЧС располагается в месте, определяемом РЛЧС, и обеспечивается необходимым для управления проведением АСР и других неотложных работ оборудованием.

199. Основными задачами оперативного штаба на месте ЧС являются:

  • сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте ЧС, передача необходимой информации РЛЧС, в ЦУКС, ДДС и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);
  • организация подготовки и обеспечение проведения АСР и других неотложных работ;
  • определение потребности в силах и средствах, подготовка предложений для РЛЧС;
  • обеспечение контроля за выполнением поставленных задач; ведение документации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5 – 7 к Боевому уставу);
  • составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения АСР и других неотложных работ с использованием условных обозначений и допускаемых сокращений, приведенных в приложениях №№ 10 – 11 к Боевому уставу;
  • создание на месте ЧС резерва сил и средств подразделений;
  • реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений, участвующих в проведении АСР и других неотложных работ;
  • обеспечение связи на месте ЧС;
  • своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на месте ЧС;
  • обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности участников ликвидации ЧС при проведении АСР и других неотложных работ на месте ЧС;
  • организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций и с вышестоящими органами управления.

200. В целях обеспечения деятельности оперативного штаба на месте ЧС по управлению силами и средствами по решению РЛЧС может привлекаться подвижный пункт управления.

201. В состав ОГ территориального гарнизона включаются должностные лица ГУ МЧС России, ЦУКС и другие лица в зависимости от характера ЧС.

В состав ОГ местного гарнизона включается сотрудник государственного пожарного надзора или представитель подразделения пожарной охраны.

202. Должностные лица ОГ на месте ЧС подчиняются начальнику оперативного штаба на месте ЧС, а в случае, если оперативный штаб на месте ЧС не создается, — РЛЧС.

203. Основными задачами ОГ на месте ЧС являются:

  • обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
  • предоставление в ЦУКС отчетных и информационных документов;
  • организация связи (в том числе видеоконференц-связи) с места ЧС;
  • организация работы с представителями средств массовой информации.

Решение о выдвижении ОГ на место ЧС принимается начальником гарнизона или диспетчером гарнизона.

204. ОГ обеспечивается следующими документами:

  • образцами распорядительных документов по ликвидации ЧС по всем типам ЧС, характерным для территории муниципального района;
  • паспортами территорий муниципальных образований, населенных пунктов, паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей в электронном виде;
  • позывными радиостанций УКВ-диапазона ДДС, подразделений гарнизона;
  • планшетами водоисточников;
  • оперативными планами и карточками (в электронном виде).

205. БУ могут создаваться по решению РЛЧС на части территории на месте ЧС в целях выполнения поставленной задачи, путем сосредоточения сил и средств участников ликвидации ЧС.

БУ могут создаваться как по месту проведения, так и по видам проводимых АСР.

При создании на месте ЧС пяти и более БУ по решению РЛЧС на месте ЧС организуются СПР, объединяющие несколько БУ.

206. Основные работы по проведению АСР и других неотложных работ на БУ возглавляет начальник БУ, в СПР — начальник СПР. При создании СПР начальники БУ подчиняются начальнику СПР.

207. РЛЧС, начальник оперативного штаба на месте ЧС, начальник тыла, начальник БУ (СПР) и связной должны иметь нарукавные повязки (рекомендуемые образцы приведены в приложении № 8 к Боевому уставу).

208. Для согласованного взаимодействия личного состава подразделений пожарной охраны, участвующего в ликвидации ЧС, на каски указанного личного состава наносятся знаки различия по принадлежности к подразделению пожарной охраны (рекомендуемые образцы приведены в приложении № 9 к Боевому уставу).

209. При подготовке аналитических материалов по разбору действий по проведению АСР личным составом используются условные обозначения и допускаемые сокращения, приведенные в приложениях №№ 10 – 11 к Боевому уставу.



[1] «оперативный штаб на месте ЧС».
[2] Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
[3] Часть 4 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
[4] Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
[5] Часть 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
[6] Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
[7] Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
[8] Часть 7 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
[9] Часть 8 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».


Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444
(в ред. Приказа МЧС России от 28.02.2020 № 129)
«Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 N 50100)

При получении команды на выезд спасатели действуют в соответствии со своими должностными обязанностями в составе смены и полученными распоряжениями.

Водитель оперативного транспортного средства определяет оптимальный маршрут движения к месту ЧС. Личный состав дежурной смены должен иметь при себе удостоверения на право проведения АСР (личное удостоверение).

Данный документ определяет принадлежность сотрудника и позволяет ему осуществлять беспрепятственный проход через оцепление правоохранительных органов в зону или к месту ЧС.

Спасатели резервной смены при получении команды о прибытии в АСФ должны немедленно следовать к заранее определенному месту сбора. По прибытии в расположение АСФ они действуют по распоряжению старшего должностного лица.

Алгоритм действий начальника

Спасательные работы при проведении АСР

Спасательные работы при проведении АСР

При получении сигнала от дежурного по АСО о приведении АСО в ГОТОВНОСТЬ № 1:

  • Доложить непосредственному руководителю о получении сигнала и уточнить полученную задачу.
  • Получить дополнительную информацию от старшего дежурной смены ЕДДС (оперативного дежурного).
  • Принять доклад от старшего дежурной смены АСО об обстановке, ходе оповещения сотрудников АСО и предложения для обоснованного решения.
  • Прибыть в расположение АСО или к месту сбора.
  • Отдать необходимые распоряжения прибывшим спасателям АСО по подготовке транспортных средств, оборудования, снаряжения к выезду.
  • Проверить готовность личного состава АСО, технических средств, оборудования, снаряжения.

Поставить задачу сотрудникам АСО и довести:

  • характер, местонахождение (район поиска), время ЧС;
  • обстановку в районе ЧС;
  • время выезда на ЧС;
  • какой транспорт, спецавтомобили, плавсредства использовать;
  • порядок и маршрут движения;
  • форма одежды, снаряжение, экипировка, какое берётся оборудование, средства связи;
  • какие подразделения (представители) министерств, ведомств, предприятий, организаций и в каком количестве дополнительно привлекаются;
  • порядок взаимодействия с ними;
  • время выхода на связь, сигналы.

Работа спасателей при проведении АСР

Работа спасателей при проведении АСР

Доложить непосредственному руководителю и старшему дежурной смены ЕДДС (оперативному дежурному) о готовности АСО к выдвижению в район ЧС.

Дать команду на выдвижение в район ЧС и ведение поисково-спасательных работ.

При следовании к месту ЧС:

  • поддерживать связь со старшим дежурной смены ЕДДС (оперативным дежурным) для получения дополнительной информации о ЧС;
  • взаимодействовать с сотрудниками ГИБДД для обеспечения беспрепятственного проезда;
  • использовать различную сигнализацию;

При прибытии на место ЧС первым:

  1. принять доклад от старшего дежурной смены, уточнить обстановку и принять на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС.
  2. составить план проведения ПСР (скорректировать первоначальный план).
  3. принять решение о необходимости привлечения дополнительных сил и средств.
  4. сообщить старшему дежурной смены ЕДДС (оперативному дежурному) о прибытии АСО на место ЧС, начале ПСР, обстановке и потребности в силах и средствах.

Начать (продолжить) работы по поиску и эвакуации пострадавших:

  1. распределить силы и средства в соответствии с намеченным планом работ;
  2. поставить задачи прибывшему личному составу АСО;
  3. провести инструктаж по мерам безопасности;
  4. координировать действия спасателей;
  5. организовать взаимодействие с местными органами государственной власти, службами, организациями, предприятиями (при необходимости);
  6. принимать решения о временном или окончательном прекращении работ.
  7. организовать временный лагерь, обогрев, питание и обеспечить другие вопросы жизнедеятельности спасателей.

По прибытии на место ЧС, где уже организованы поисково-спасательные работы:

Спасатели на воде поисковые работы

Поисковые работы спасателей на воде

  • доложить о своём прибытии руководителю поисково-спасательных работ. В докладе указать какой АСО прибыл, кто старший, количество прибывших спасателей, возможности по ведению ПСР, наличие снаряжения, аварийно-спасательного, водолазного оборудования, средств связи, состояние экипировки, возможность автономного выполнения задачи, наличие приборов поиска, наличие кинологических расчётов;
  • получить задачу от руководителя поисково-спасательных работ, при этом уточнить направление, место ведения работ, время начала и продолжительность работ, время питания спасателей, выделяемые частоты и каналы связи, позывные, в чьё непосредственное подчинение поступает АСО, с кем организовать взаимодействие, какие дополнительные силы и средства придаются смене;
  • получить информацию от руководителя поисково-спасательных работ о местах стоянки техники, пунктах сортировки пострадавших, идентификации погибших, сбора документов, пунктах оказания медицинской помощи, пункте питания, местах обогрева и отдыха спасателей;
  • доложить старшему дежурной смены ЕДДС (оперативному дежурному) о прибытии на место ЧС, обстановке и в чьё распоряжение поступил.

Поставить задачу личному составу смены (поисковой маневренной группы) и приданным силам и средствам и приступить к выполнению ПСР. В ходе работ руководить личным составом дежурной смены (поисковой маневренной группы) и приданными силами и средствами, организовать взаимодействие с другими силами, обеспечить выполнение требований безопасности при ведении поисковых работ, организовать сменную работу и наращивание сил (при необходимости), организовать своевременное питание и отдых спасателей.Докладывать руководителю ПСР о ходе ведения работ и возникших проблемах.

При принятии решения о временном прекращении поисково-спасательных работ:

  • доложить непосредственному руководителю и старшему дежурной смены ЕДДС (оперативному дежурному) о принятом решении о временном прекращении работ руководителем поисково-спасательных работ. В случае самостоятельного принятия решения при возникновении угрозы получения травмы и гибели спасателей, невозможности проведения ПСР имеющимися в наличии силами и средствами, резком изменении обстановки в районе работ – доложить о причинах прекращения ПСР и возможности их возобновления после устранения опасных факторов;
  • по возможности провести маркировку мест, где прекращаются работы;
  • закрепить и защитить от атмосферных осадков оборудование и снаряжение, оставляемое на месте проведения работ;
  • продукты питания, медикаменты, оставшееся снаряжение унести в лагерь;
  • проанализировать результаты поисковых работ;
  • выработать (обсудить) план дальнейших действий;
  • провести профилактику и ремонт техники, оборудования, снаряжения;
  • провести необходимые бытовые мероприятия в лагере.

При принятии решения об окончательном прекращении поисково-спасательных работ руководителем ПСР:

  • доложить руководителю о прекращении поисково-спасательных работ;
  • провести сбор спасателей АСО и приданных сил;
  • объявить об окончательном прекращении поисково-спасательных работ;
  • отдать необходимые распоряжения спасателям АСО по подготовке транспортных средств, оборудования, снаряжения к выезду на базу;
  • проверить готовность спасателей смены, технических средств, оборудования, снаряжения и дать команду на выдвижение к месту базирования АСО.

По прибытии в пункт постоянной дислокации:

  • доложить непосредственному руководителю (старшему дежурной смены ЕДДС). Доклад должен содержать следующие сведения:
  • характер, местонахождение, обстановка в районе ЧС, время начала и окончания работ, количество пострадавших и их состояние, применявшиеся методы и способы поиска, организация взаимодействия с другими службами и организациями, израсходованные в процессе работ имущество, снаряжение, продукты питания, физическое и психологическое состояние спасателей дежурной смены, состояние техники, оборудования, снаряжения, готовность личного состава, техники, оборудования и снаряжения к дальнейшему несению дежурства;
  • уточнить боевой расчёт личного состава АСО, дать команду на заступление на дежурство дежурной смены;
  • организовать силами АСО приведение в порядок оборудования, снаряжения, транспортных средств;
  • провести краткий разбор проведенных работ с личным составом АСО;
  • дать разрешение на убытие личному составу АСО на отдых;
  • составить отчёт о проделанной работе;

При получении сигнала о ЧС на воде и доклада от старшего дежурной смены:

  1. поставить задачу старшему дежурной смены на вызов личного состава усиления (при необходимости).
  2. назначить старшего поисковой маневренной группы.

водолазы при проведении АСР

Водолазы при проведении спасательных работ прыгают с вертолета

В случае выполнения водолазных работ:

  1. уточнить наличие заявки от районного или городского отдела внутренних дел или органов местного самоуправления, куда обратились пострадавшие и разрешение на проведение работ;
  2. назначить руководителя водолазных спусков, определить состав поисковой маневренной водолазной группы, время сбора спасателей поисковой маневренной водолазной группы для инструктажа и постановки задачи.
  3. поставить задачу руководителю водолазных работ на оформление наряд – задания на выполнение водолазных работ.
  4. поставить задачу руководителю поисковой маневренной группы, руководителю водолазных спусков.

При постановке задачи указать:

  • что произошло (вид, характер и масштаб ЧС на воде);
  • где произошло (территория, район, место, характерные ориентиры);
  • когда произошло (дата, точное время);
  • с кем произошло (конкретное или возможное количество пострадавших);
  • кто передал сообщение (Ф.И.О., место работы, должность, номер телефона, адрес).
  • сведения о привлечении (оповещении) других оперативных служб (скорая помощь, милиция и т.п.).

Вручить оформленное наряд-задание на производство водолазных работ руководителю водолазных спусков (в случае их проведения). Дать разрешение на выезд поисковой маневренной группе (поисковой маневренной водолазной группе). После прибытия дежурной смены, поисковой маневренной группы (поисковой маневренной водолазной группы) принять доклад о результатах поисковых работ.

При ЧС организуется комплексная разведка (воздуш­ная, наземная, надводная). При проведении воздушной разведки используются ле­тательные аппараты (вертолеты, самолеты), с помощью ко­торых выявляются границы разрушений, места нахождения людей в зоне разрушения и определяется возможность доступа к ним.

При землетрясениях специально созданные посты осу­ществляют:

  • регистрирование подземных толчков и колебаний поверхности земли;
  • определение границ разрывов и разломов земной поверхности;
  • определение размеров очага землетрясения, его магнитуды (по шкале Рихтера);
  • прогнозирование последствий землетрясений, в ре­зультате которых могут возникнуть обвалы, оползни, снежные лавины.

При ураганах и тайфунах специально созданные посты определяют скорость и направление ветра, пути движения.

При смерчах определяют строение смерча (плотное, расплывчатое), время действия и направление движения (определяется визуально, т. к. хорошо просматривается на большом расстоянии).

При взрывах определяют характер, силу и направление взрыва, наличие в очаге СДЯВ и РВ.

Применяемые способы разведки в очаге поражения

Способы разведки в очаге поражения

Способы разведки в очаге поражения

Разведывательные данные об обстановке добываются различными способами: наблюдение, непосредственный ос­мотр местности и объектов, поиск, лабораторные исследо­вания, фотографирование, кино- и видеодокументирование, изучение планов застройки городов (населенных пунктов) и технической документации сетей коммунально-технических служб, проектной документации зданий и сооружений, оп­рос местных жителей и производственного персонала, на­личие и техническое состояние средств ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций.

Наблюдение заключается в слежении за состоянием объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, рас­тительного покрова) и развитием обстановки в очагах по­ражения и районах бедствий, а также за действиями сил РСЧС при проведении работ. Основными видами наблюде­ний являются: визуальное наблюдение (ведется невоору­женным взглядом или с использованием оптических при­боров) и техническое наблюдение (ведется с помощью технических средств, выдающих экспресс-информацию об обстановке в очагах поражения и районах бедствий).

Непосредственный осмотр заключается в детальном изучении состояния определенных участков местности, зданий, сооружений, коммунальных сетей и других объек­тов с целью определения объемов работ и способов дей­ствий сил РСЧС при выдвижении в очаги поражения и районы бедствий, проведении спасательных и других неот­ложных работ. Осмотр проводится в сочетании с поиском.

Поиск – это основной способ действий разведыватель­ных подразделений и формирований по обнаружению мест нахождения людей, нуждающихся в помощи, опре­делению их состояния и порядка действий спасателей по оказанию им помощи, при этом ведущие поиск разведы­вательные подразделения и формирования должны осна­щаться специальными приборами.

Роботы при проведении АСР

Роботы при проведении АСР

Фотографирование (воздушное и наземное) районов и объектов в очагах поражения и зонах бедствий осуществ­ляется с целью быстрого получения документальных дан­ных (фотоснимков, фотопанорам, фотосхем) для наглядно­го представления о сложившейся обстановке. С этой же целью применяется кинодокументирование обстановки.

Недостатком фотографирования и кинодокументирова­ния является потеря времени на обработку полученных материалов. Для ведения разведки без потери времени на обработку материалов используется телевизионная аппа­ратура. Аппаратура может устанавливаться на самолетах, вертолетах, катерах, автомобилях и других средствах пере­движения.

Выбор способа разведки зависит от условий обстановки и характера выполняемых задач.

Используемые средства при ведении разведки

Средства при проведении разведки

Технические средства при проведении разведки

Проведение разведывательных работ в первые часы после катастрофы затрудняется потерей управления, повреждением техники и оборудования, сложным морально-психологическим состоянием населения и рядом других факторов. Это вызывает многочисленные сложности при решении задач разведки.

Для определения состава используемых средств при проведении разведки в условиях землетрясений, взрывов, бурь, смерчей и тайфунов необходимо учитывать располо­жение в зоне возникновения ЧС предприятий ядерно-топ­ливных циклов (ЯТЦ) и химически опасных объектов (ХОО).

Обстановка в районе возникновения землетрясений, бурь, смерчей и тайфунов подчас не позволяет в кратчай­шие сроки обеспечить проведение разведывательных ра­бот. Это связано с большими разрушениями дорожного покрытия, подъездных путей на ж.-д. станциях, кабельных трасс энергоснабжения и т.п. В связи с этим важную роль отводят системе воздушной разведки, которая позволяет при необходимости быстрого предварительного обследова­ния, определить маршруты эвакуации, масштабы зон пора­жения, радиационно-химическую обстановку. Одним из на­иболее распространенных приборов, используемых при проведении воздушной разведки является аэрофотоаппарат (АФА).

АФА представляет собой оптико-электромеханическое устройство, предназначенное для фотографирования зем­ной поверхности с воздушного судна в целях фотограм­метрических измерений или для дешифрирования объектов съемки.

При проведении эвакуации пострадавших из завалов и заваленных помещений разрушенных зданий используются следующие способы транспортировки:

  • отволачивание, двигаясь на спине;
  • отволачивание при сложенных друг на друга или связанных запястьях рук пострадавшего;
  • отволачивание с помощью двух треугольных кус­ков ткани;
  • переноска на плечах, на спине, на руках, на спине в сидячем положении, двумя спасателями, при помощи носилок;
  • отволачивание пострадавшего при помощи куска ткани.

При этом для транспортировки применяются следующие средства:

  1. медицинские носилки;
  2. плащ-палатка;
  3. носилочная лямка;
  4. средства из подручных материалов;
  5. куски ткани.

АСР должны начинаться немедленно после принятия решения на проведение работ, вестись с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, соответствующих характеру химической обстановки, непрерывно днем и ночью в любую погоду с соблюдением соответствующего обстановке режима деятельности спасателей до полного завершения работ.

Непрерывность ведения АСР при большом объеме работ и сложной химической обстановке достигается ведением работ посменно.

При проведении АСР на ХОО должны быть выполнены следующие мероприятия:

  • – разведка аварийного объекта и зоны заражения в интересах проведения АСР, с целью уточнения состояния аварийного объекта, определения типа ЧС, масштабов и границ зоны заражения, получения данных, необходимых для организации АСР и их беспрепятственного проведения;
  • – проведение поисково-спасательных работ;
  • – оказание первой медицинской помощи пораженным, эвакуация пораженных в медицинские пункты;
  • – локализация, подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия возникших при аварии поражающих факторов.

На объектах с наличием опасных химических веществ, которые при пожаре способны привести к поражению людей и животных, возможно:

  • – термическое разложение химикатов с выделением опасных химических веществ, горючих газов и сильных окислителей;
  • – образование взрывоопасных смесей;
  • – разрушение сосудов и технологических установок с наличием этих веществ, их розлив на большие площади;
  • – взрывы емкостей, тары и разлет осколков на значительное расстояние, разрушение конструктивных элементов зданий;
  • – образование парогазовоздушного облака и его распространение на значительную территорию;
  • – скопление паров в подвалах и низких местах местности;
  • – попадание этих веществ в естественные водоисточники и инженерно-коммуникационные сооружения;
  • – поражение работающих на пожаре осколками и обломками конструкций, а также ожоги и отравления токсичными продуктами горения;
  • – загазованность территории, создание угрозы людям и животным.

При тушении пожара на объектах с наличием опасных химических веществ РТП обязан:

  • – при проведении разведки через специалистов объекта выяснить, какие вещества, в каком количестве и где хранятся; характеристику пожарной опасности и токсичные свойства, способы их защиты и эвакуации;
  • – установить границы загазованных зон и эвакуировать из них людей, животных, выставить посты и дозоры, определить средства защиты органов дыхания и кожи;
  • – порядок обеспечения ими работающих на пожаре;
  • – при образовании парогазовоздушного облака принять меры по снижению его концентрации путем подачи распыленных струй воды;
  • – вызвать медицинскую, а также санитарно-эпидемиологическую службу для контроля за концентрацией токсичных веществ в продуктах горения во время пожара и контрольных замеров после его ликвидации;
  • – создать штаб на пожаре, включив в него инженерно-технических работников предприятия (объекта);
  • – разведку и эвакуацию людей проводить в изолирующих или промышленных противогазах с коробками, соответствующими применяемому на объекте веществу, в средствах защиты кожных покровов;
  • – определить возможность применения тех или иных средств тушения;
  • – первые стволы (другие нейтрализующие вещества) подавать непосредственно в очаг пожара, место утечки опасных химических веществ, обеспечивая их расчетное количество для тушения и нейтрализации по всей площади;
  • – вторые стволы вводить на пути распространения парогазовоздушного облака с подветренной стороны. Для этого использовать перфорированные рукава, лафетные и ручные стволы с большим расходом огнетушащих веществ с турбинными насадками и насадками веерного типа;
  • – для изменения направления движения парогазовоздушного облака применять автомобили газоводяного тушения;
  • – принять меры к снижению температуры и вентилированию горящего помещения;
  • – через администрацию объекта обеспечить доставку нейтрализующих веществ;
  • – принять меры к предотвращению растекания горящих химикатов по зданию и за его пределы;
  • – назначить ответственного за соблюдением требований охраны труда и организовать пункт медицинской помощи;
  • – при необходимости после пожара организовать санитарную обработку и медицинское освидетельствование личного состава, участвующего в тушении пожара, дегазацию технических средств, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, применявшегося на пожаре;
  • – проводить локализацию места разлива опасных химических веществ методом разбавления, обвалованием, сливом в ямы-ловушки, засыпкой химическими сорбентами, перекачкой в посторонние емкости;
  • – определить место пункта специальной обработки личного состава и техники, при выходе из зоны заражения проводить специальную обработку личного состава, вооружения и имущества.

При пожарах в холодильниках возможны:

  • – деформация стеллажей, образование завалов из хранящихся товаров и обрушившихся конструкций;
  • – скрытые очаги горения;
  • – плотное задымление и плохая освещенность помещений; наличие (в отдельных случаях) междуэтажных перекрытий и конструкций, не связанных с капитальными стенами, шахт подъемных лифтов, что создает условия распространения огня в верхние этажи по теплоизоляции;
  • – нарушение крепления теплоизоляционных плит к стеновым конструкциям и их обрушение;
  • – наличие коммуникаций и оборудования по подаче хладагентов, а также аммиачных и других холодильных установок, в которых при пожаре могут произойти аварии и взрывы;
  • – отравления и ожоги при аварии коммуникаций с хладагентами.

При тушении пожара в холодильниках РТП обязан:

  • – установить расположение противопожарных поясов (рассечек), получить сведения о строительных конструкциях и хранимой продукции;
  • – активно орошать облако аммиака распыленными струями воды;
  • – принять меры к прекращению работы вентиляционной системы и подачи охлаждающих веществ в горящие помещения, отключению холодильных установок, не допускать выпуска хладагента в зону, где работает личный состав подразделений МЧС;
  • – для определения границ распространения огня проводить контрольные вскрытия теплоизоляции на всю ее глубину; при распространении огня по теплоизоляции создать в ней противопожарные разрывы с помощью механизированного инструмента;
  • – для тушения холодильных камер и теплоизоляции применять распыленные струи воды со смачивателями, пену, а также по возможности систему пожаротушения и водно-струйной резки;
  • – требовать от работников МЧС использования средств индивидуальной защиты.

Спасательные работы должны начинаться немедленно по прибытии спасателей в район чрезвычайной ситуации, не ожидая полного подавления или снижения воздействия возникших при аварии вредных и опасных факторов.

Поиск пострадавших поисково-спасательными группами проводится путем сплошного визуального обследования территории, зданий, сооружений, цехов, транспортных средств и других мест, где могли находиться люди в момент аварии, а также путем опроса очевидцев. При наличии разрушений и завалов необходимо применять специальные поисковые приборы.

Спасательные работы в зоне заражения выполняются в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. При этом, продолжительность работы смен определяется временем допустимого пребывания в средствах индивидуальной защиты при данных погодных условиях и тяжести работы.

Для спасания людей используются кратчайшие и безопасные пути:

  • – основные и запасные выходы;
  • – оконные проемы, балконы, лоджии и галереи. При этом применяются стационарные и ручные пожарные лестницы, автолестницы, автоподъемники и другие спасательные устройства и техника;
  • – люки в перекрытиях, если через них можно эвакуироваться из здания или перейти в его безопасную часть;
  • – проемы в перегородках, перекрытиях и стенах, проделываемые спасателями.

Основными способами спасания и эвакуации людей являются:

  • – самостоятельный выход людей в безопасном направлении;
  • – вывод эвакуируемых в сопровождении спасателей, когда пути спасания задымлены либо состояние и возраст спасаемых вызывают сомнение в возможности их самостоятельного выхода из опасной зоны (дети, больные, престарелые);
  • – вынос людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться;
  • – спуск спасаемых по стационарным и ручным пожарным лестницам, автолестницам и автоподъемникам, при помощи технических и спасательных устройств, когда пути спасания отрезаны огнем или дымом и другие способы спасания невозможны.

Порядок и способы спасания людей определяются РТП и должностными лицами, проводящими спасательные работы, в зависимости от обстановки на пожаре.

При проведении спасательных работ необходимо:

  • – принять меры по предотвращению паники, используя систему внутреннего оповещения, средства громкой связи (электромегафоны) и другие средства;
  • – привлечь администрацию, обслуживающий персонал, членов внештатных пожарных формирований;
  • – вызвать скорую медицинскую помощь. До ее прибытия первую помощь пострадавшим оказывать силами личного состава подразделений МЧС;
  • – предусмотреть места для размещения спасаемых.

Если имеются сведения о местах нахождения людей и спасающие их там не находят, необходимо тщательно осмотреть и проверить все задымленные и соседние с горящим помещения, в которых могут оказаться люди.

Поиск людей прекращается лишь после того, как установлено, что нуждающихся в спасании нет.

К специальным работам относятся: работы в непригодной для дыхания среде, удаление дыма, разборка конструкций, отключение электрооборудования, освещение места пожара, защита от проливаемой воды, оказание медицинской помощи пострадавшим и так далее.

При ведении работ в непригодной для дыхания среде необходимо:

  • – формировать звенья газодымозащитников, имеющих противогазы одного типа и вида;
  • – командиру звена ГДЗС держать постоянную связь с постом безопасности и через него периодически докладывать РТП, НБУ или начальнику контрольно пропускного пункта об обстановке и предпринимаемых действиях;
  • – при обнаружении в пути следования пострадавшего оказать ему помощь (вынести или вывести в безопасную зону), после чего продолжить выполнение задания.

Режим работы подразделений устанавливается РЛЧС (начальником службы, подразделения) с учетом обстановки и особенностей ведения работ. Подразделения распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры.

Общая продолжительность работы личного состава (включая перерывы на отдых) устанавливается в каждом конкретном случае с учетом тяжести работ и условий ее выполнения.

Рабочая смена спасателя должна составлять 3-5 часов в зависимости от обстановки, тяжести и интенсивности работы.

Отдых устанавливается:

  • – на 15 мин – после каждых 30-45 мин работы;
  • – на 3 часа – после рабочей смены.

В ходе работы следует назначать паузы продолжительностью 2-3 мин для кратковременного отдыха.

Работа в средствах индивидуальной защиты в течение суток может повторяться при общей продолжительности работы до 4 часов в холодном и умеренном климате (температура окружающей среды от +20 до -25°С) – до трёх раз в сутки. Работу общей продолжительностью до 6 часов в холодном и умеренном климате можно повторять не более двух раз в сутки.

В ночное время продолжительность работы спасателей уменьшатся на 25% от вышеуказанных сроков работы; соответственно увеличивается время отдыха.

При тяжелой работе отдых во время перерыва должен носить пассивный характер. При отрицательных температурах окружающей среды места для отдыха организуются в теплых помещениях, а при положительных – в прохладных помещениях или в тени.

При работе в условиях высоких температур принимаются меры по недопущению перегрева организма спасателей (обливание водой, охлаждающие накидки и др.).

После рабочих смен спасателям необходимо представлять межсменный отдых. Он должен включать время полноценного сна (длительностью не менее 7-8 ч), удовлетворения личных нужд и активного отдыха. Общую продолжительность межсменного отдыха устанавливают исходя из условий полного восстановления работоспособности.

Прием пищи во время проведения работ организуется до начала и после окончания рабочей смены. Прием пищи необходимо организовывать в чистой зоне.

Электрические провода и установки, находящиеся под напряжением, обесточиваются, если они:

– повреждены и опасны для людей, находящихся в зоне пожара, и работающих

на пожаре работников МЧС;

  • – создают опасность возникновения новых очагов горения;
  • – препятствуют работам по тушению пожара и разборке конструкций.

Отключение электрооборудования при фазном напряжении не более 220 В может осуществляться личным составом подразделений МЧС только по указанию РТП, начальника боевого участка.

При невозможности использовать для этого выключающие устройства (рубильники, предохранители и так далее) электропровода перерезаются электрозащитными (диэлектрическими) ножницами с соблюдением мер безопасности.

Отключение электрооборудования, находящегося под напряжением свыше 380 В, производится электротехническим персоналом объекта.

По окончанию ведения АСР, в случае необходимости проводится:

  • – обеззараживание территории, зданий, сооружений и техники;
  • – санитарная обработка населения, попавшего в зону заражения, а также личного состава подразделений и формирований, действовавших в зоне заражения.
  1. Организация и ведение аварийно-спасательных работ

    1. Организация руководства аварийно-спасательных работ (аср)

в
зоне чрезвычайной ситуации (ЧС)

Руководство
АСР состоит из следующих звеньев:

  1. Руководитель
    АСР;

  2. Штаб
    руководства;

  3. Руководители
    взаимодействующих ведомственных сил:
    медицины катастроф, противопожарной
    службы, подразделений обеспечения,
    подразделений МВД, ГИБДД, ФСБ и др.;

  4. Руководители
    направлений: на объектах; резерва сил
    и средств; приданных сил на объектах;
    руководителей на участках; приданных
    сил на участках; на рабочих участках;
    координаторов работы тяжелой техники.

При
организации АСР необходимо определить
места нахождения:


штаба руководства;


оперативных групп взаимодействующих
сил;


медпункта сортировки пострадавших;


медицинских пунктов для легко и тяжело
пострадавших;


площадок для идентификации пострадавших;


пункта приема найденных документов и
ценностей;


пункта обогрева, питания, отдыха
спасателей;


резерва сил поисково-спасательных
формирований;


техники.

Должны
быть также определены:


пути для движения медицинских и
противопожарных автомобилей;


площадки для заправки техники ГСМ;


места (район) складирования элементов
завала и строительного мусора;


места нахождения аварийно-спасательного
инструмента;


места размещения сил и средств
поисково-спасательного отряда (ПСО).

Зона
ЧС делится на объекты. В свою очередь
каждый объект состоит из участков АСР.

Основными
задачами руководства АСР являются [4]:

  1. Изучение
    характера и особенностей ЧС, определение
    степени опасности последствий ЧС для
    людей и окружающей природной среды,
    установление границ опасных зон;

  2. Мониторинг
    и прогнозирование вариантов развития
    ЧС;

  3. Определение
    характера, объема и условий проведения
    АСР;

  4. Расчет
    сил и средств для проведения АСР;

  5. Мобилизация
    всех участников АСР на максимально
    эффективное выполнение поставленного
    задания;

  6. Распределение
    обязанностей между спасателями для
    выполнения данной АСР;

  7. Организация
    выполнения работ по доставке снаряжения
    и спасателей к пострадавшим, оказание
    им необходимой медицинской помощи и
    укладка пострадавших на носилки,
    организация их транспортировки;

  8. Спуск,
    подъем и транспортирование пострадавших
    до уровня движения автотранспорта.

Исходными
данными для планирования являются:


задача, поставленная на ведение АСР и
других неотложных работ;


данные предварительного прогноза
сложившейся обстановки;


решение начальника на выполнение
поставленной задачи;


данные обстановки, полученные от местной
КЧС и при проведении рекогносцировки;


заблаговременно накопленные и уточненные
данные об инфраструктуре, населении и
других показателях пострадавшей
территории, объектов экономики;


состояние и возможности подчиненных
подразделений.

На
плане объекта разрабатывается план-график
действий по ликвидации последствий ЧС
и текстуально по дням, до полного
завершения работ на данном участке
(объекте), с приложением планов по видам
обеспечения. Разрабатываются графики
ведения работ на назначенных объектах
по дням, до полного завершения работ с
приложением планов работы служб.

Руководители
поисково-спасательных формирований
(ПСФ) планируют действия аварийно-спасательных
групп (АСГ) по сменам.

При
постановке задач на ликвидацию последствий
указываются:

спасательным
подразделениям:
обстановка
на участке предстоящих действий; объекты
и способы проведения спасательных
работ; с кем взаимодействовать при
ведении работ (средства усиления);
маршрут и порядок ввода; сроки начала
и завершения работ; режим работы:
количество рабочих смен, продолжительность
их работы, порядок смены; порядок оказания
первой медицинской помощи пострадавшим;
порядок выноса их на пункт сбора
пострадавших (медицинский пункт); место
развертывания медицинского пункта;
меры безопасности при проведении работ;
порядок поддержания связи и информации;

механизированным
подразделениям:

обстановка на участке предстоящих
действий; объекты ведения АСР; места
устройства проездов (проходов); сроки
начала и завершения работ; способы их
выполнения; режимы работы; маршрут и
порядок ввода; меры безопасности при
выполнении работ; место развертывания
медицинского пункта; порядок поддержания
связи и информации;

инженернотехническим
и пожарным подразделениям:
обстановка
в районе предстоящих действий; с кем
взаимодействовать, кому какие средства
придать на усиление; объекты (участок),
характер и объемы выполнения неотложных
работ; способы и сроки выполнения работ;
маршрут выдвижения и ввода на участок
(объекты) работ; меры безопасности при
выполнении работ; место развертывания
медицинского пункта; порядок поддержания
связи и информации;

подразделениям
радиационной, химической и биологической
защиты
:
обстановка в районе предстоящих действий;
задача (ведение радиационной, химической
и неспецифической биологической
разведки, мероприятия по локализации
облаков и проливов аварийно химических
опасных веществ (АХОВ); контроль за
зараженностью спасателей аварийно
химическими опасными веществами,
организация специальной обработки);
сроки и способы выполнения работ, место
развертывания пункта специальной
обработки; меры безопасности; порядок
поддержания связи и информации;

медицинским
подразделениям
:
обстановка на участке предстоящих
действий; места развертывания медицинских
пунктов; порядок и объемы оказания
медицинской помощи пострадавшим и
эвакуация их в медицинские учреждения,
выделяемые транспортные средства;
необходимые противоэпидемические
мероприятия и мероприятия медицинского
обеспечения спасательных подразделений;
сроки готовности; порядок поддержания
связи и информации;

подразделениям
тыла
:
обстановка в районе предстоящих действий;
места развертывания тыловых подразделений;
сроки готовности; порядок обеспечения
действий спасателей (организация
питания, обеспечения горючим и смазочными
материалами, материальными средствами),
порядок технического обеспечения;
порядок поддержания связи и информации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. 

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.

  • Аварийно-спасательные работы

    Представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

  • Неотложные работы

    Проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:

Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года. 

Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

Начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

Первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

Второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

При ликвидации последствий ЧС техногенного характера осуществляют следующие мероприятия:

  • поиск пострадавших;
  • определение масштабов, степени и характера повреждений зданий и сооружений;
  • определение мест аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, угрожающих жизни пострадавших и затрудняющих проведение спасательных работ;
  • отключение поврежденных участков магистральных и разводных коммунально-энергетических и технологических сетей;
  • расчистка магистральных маршрутов движения;
  • расчистка подъездных путей к объекту ведения работ;
  • расчистка площадок для расстановки техники на объекте ведения работ;
  • обрушение (укрепление) строительных конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или затрудняющих проведение спасательных работ;
  • фиксация завалов от смещения;
  • высвобождение пострадавших (погибших) из-под завалов;
  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи и врачебной помощи на месте;
  • эвакуация пострадавших в стационарные лечебные учреждения;
  • оборудование мест для свалки строительного мусора;
  • регистрация погибших (или их захоронение)

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

Другие статьи

Эта статья полезна?

65,1% посетителей считают статью полезной

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ооо инженерные технологии руководство
  • Инструкция как делать скриншот на телефоне
  • Гу мчс россии по томской области руководство официальный сайт
  • Парафинотерапия для рук в домашних условиях пошаговая инструкция с ванночкой
  • Starline 2013 года руководство по эксплуатации