Руководство психологической практикой

Методические
рекомендации по практике

В процессе обучения
в вузе студенты-психологи должны не
только получить глубокие знания по
психологии, но и научиться работать в
конкретном учреждении, с конкретными
людьми, оказывая им необходимую
психологическую помощь.

В системе
профессиональной подготовки психолога
важно на основе актуализации теоретических
знаний и положительного отношения к
профессии овладеть специальными
умениями:

  • анализировать и
    обобщать психологическую информацию,

  • использовать
    разнообразные формы, методы, средства
    и приемы профессиональной деятельности,

  • психологически
    грамотно строить отношения с окружающими
    людьми.

Большими
потенциальными возможностями для
профессионального самоопределения
специалиста обладает практика: учебная,
производственная, педагогическая,
преддипломная. Все виды практики тесно
взаимосвязаны, осуществляются в
определенной системе и последовательности,
выполняют образовательную, развивающую
и воспитывающую функции и направлены
на формирование квалифицированного
специалиста.

В соответствии с
Положением об организации учебного
процесса в высших учебных заведениях
Украины практика является неотъемлемой
частью процесса подготовки специалистов
и проводится как на базе учебного
заведения, так и на предприятиях и в
организациях различных отраслей
хозяйства, образования, охраны здоровья,
культуры, торговли и государственного
управления.

Психологическая
практика как модель профессиональной
деятельности психолога представляет
собой набор действий, форм и методов
работы, отвечающих, с одной стороны,
запросам той или иной отрасли общественной
практики; с другой – знаниям и умениям,
обязанностям и правам, а также
психофизическим возможностям
специалиста-психолога. Такими видами
(формами) деятельности психолога
выступают:

  1. Психодиагностика
    – изучение (исследование) психологической
    реальности учреждения (предприятия,
    организации), ее отдельных составляющих
    (психологические особенности личности
    и коллектива, процесса функционирования
    учреждения и т.п.);

  2. Психопрофилактика
    – консультативная и просветительская
    деятельность в целях предупреждения
    неблагоприятного развития психологической
    реальности (на базе теоретической
    подготовки и результатов психодиагностики);

  3. Психологическое
    просвещение – информационно-консультативная
    и просветительская деятельность с
    целью распространения психологических
    знаний и повышения психологической
    компетентности людей;

  4. Психокоррекция
    – планомерное вмешательство в
    психологическую реальность с целью ее
    исправления, улучшения (на базе данных
    психодиагностики);

  5. Психологическое
    консультирование – оказание
    психологической помощи отдельным людям
    или группе людей в ответ на конкретный
    запрос и в соответствии с возможностями
    специалиста;

  6. Психологическая
    экспертиза – всесторонняя оценка
    психологической реальности в ситуациях
    принятия особо важных решений;

  7. Научно-методическая
    работа – творческое применение
    психологических знаний для совершенствования
    психологической реальности;

  8. Организационная
    работа – обустройство рабочего кабинета,
    подготовка инструментария, ведение
    документации.

Полная структура
профессиональной деятельности психолога
включает также мотивационно-ориентировочное
звено и аналитический контрольно-оценочный
элемент.

Принципы разработки
программы практики

  • Обратная связь
    теоретического обучения и практики,
    т.е. с одной стороны осмысление и
    применение студентами на практике
    теоретических знаний, осознание их
    значимости для успешной профессиональной
    деятельности, а с другой – закрепление
    при изучении теоретических дисциплин
    и в учебно-исследовательской работе
    эмпирических знаний, полученных на
    практике.

  • Последовательность,
    т.е. поэтапное освоение всего комплекса
    профессиональных умений и навыков,
    поочередное овладение всеми
    профессиональными функциями специалиста.

  • Преемственность,
    содержательная взаимосвязь всех видов
    практики, когда освоение нового
    осуществляется на основе опыта,
    приобретенного студентами на предыдущих
    этапах практической подготовки.

  • Динамичность,
    постепенное усложнение задач различных
    видов практики, расширение спектра
    социальных ролей и видов деятельности.

  • Полифункциональность,
    одновременное выполнение в ходе практики
    различных профессиональных функций
    (организаторской, воспитательной,
    просветительской, коррекционно-реабилитационной,
    профилактическойконсультативной) и
    овладение в различных видах практики
    различными профессиональными ролями.

  • Перспективность,
    знакомство со сферами профессиональной
    психологической деятельности с учетом
    их перспективного развития.

  • Свобода выбора,
    учет интересов и потребностей, как
    студентов, так и руководителей практики.

  • Сотрудничество,
    создание в ходе практики таких условий,
    при которых отношения между студентом
    и руководителем строятся на приоритете
    доверия и партнерства.

Цели, задачи и Содержание психологической практики

Цель
практики – овладение современными
методами и формами организации
профессиональной деятельности,
формирование на базе полученных
теоретических знаний профессиональных
умений и навыков для последующего их
использования в реальных условиях
самостоятельной практической деятельности,
формирование потребности в систематическом
обновлении знаний и их творческом
применении.

Знание будущим
психологом общих черт и особенностей
своей профессиональной деятельности,
ее структуры и содержания является
необходимой предпосылкой ее успешного
осуществления. Перечень вопросов, в
которых должен быть компетентен психолог,
включает также знания о собственных
индивидуальных особенностях, способностях,
возможностях, сильных и слабых сторонах.
Профессионально необходимыми являются
знания о способах компенсации собственных
недостатков и владение методами
личностной саморегуляции.

В процессе практики
решаются следующие задачи:

  • ознакомление
    студентов со структурой и деятельностью
    предприятий, учреждений и организаций,
    представляющих различные области
    (отрасли) общественной практики,
    выделение психологической составляющей
    их функционирования – психологической
    реальности – и тех проблем в ней, которые
    может решать психологическая служба;

  • формирование у
    студентов стойкого интереса к профессии
    психолога, потребности в самообразовании;

  • выработка
    осознанного использования студентами
    теоретических знаний в практической
    деятельности, оценки их профессиональной
    значимости;

  • закрепление
    профессионально важных знаний в процессе
    их использования для решения конкретных
    задач;

  • формирование и
    развитие профессиональных навыков и
    умений;

  • развитие у студентов
    умений самоорганизации и самоконтроля,
    профессиональной и личностной рефлексии.

Главными условиями
эффективности психологической практики
являются:

  • систематичность
    и последовательность проведения
    практики, широта охвата сфер
    профессиональной деятельности психолога;

  • взаимосвязь
    практики с теоретическими курсами;

  • сочетание учебных,
    практических и исследовательских задач
    в содержании практики;

  • дифференциация
    и индивидуализация организации и
    проведения практики.

Формирование и
развитие профессиональных умений
психолога в ходе практики – это целостный
процесс, включающий в себя выполнение
системы заданий, воплощающих суть и
содержание деятельности психолога в
данной отрасли и соответствующих
полученным теоретическим знаниям и
практическим умениям студента, а также
анализ и коррекция осуществляемой
деятельности.

Система
задач и заданий, предлагаемых студентам
для выполнения, предполагает:

  • постепенное
    усложнение деятельности будущих
    психологов, поэтапную организацию
    практики:

I
этап – учебная (ознакомительная и
«Равный-равному» – психология здорового
образа жизни),

II
этап – производственная
(профессионально-психологическая),

III
этап – преддипломная
(профессионально-психологическая и
преподавание психологических дисциплин
в вузе);

  • учет специфики
    базового образования и формы организации
    обучения;

  • учет специфики
    базы прохождения практики: учреждения
    образования и охраны здоровья, социальные,
    правовые и управленческие структуры,
    производство и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРАКТИКИ

Практика проводится
только на базах, с которыми заключён
договор в установленном порядке. База
практики создает условия для полноценного
практического обучения студентов.
Руководителями практики от баз назначаются
наиболее квалифицированные психологи,
имеющие необходимый опыт работы.

Руководитель
практики от базы:

  • знакомит студентов
    с базой практики, спецификой учреждения,
    внутренним распорядком и правилами
    поведения;

  • утверждает график
    работы практикантов и контролирует
    его выполнение;

  • планирует и
    распределяет объемы работы практикантов
    в соответствии с рабочей программой
    практики, разработанной кафедрой;

  • определяет
    контингент для психологического
    сопровождения;

  • организует
    посещение практикантами занятий по
    плану практики, осуществляет их
    психологический анализ;

  • обеспечивает
    полное выполнение программы практики;

  • организует
    демонстрационные (обучающие) виды
    занятий для практикантов;

  • анализирует
    качество выполнения программы практики
    студентами и оформляет отзыв с
    соответствующими оценками.

Выпускающая кафедра
разрабатывает сквозную программу
практики студентов, рабочие программы
по всем видам практики (учебная,
производственная, преддипломная) и
методические указания к ним.

Руководитель
практики от кафедры:

  • проводит установочную
    конференцию перед практикой;

  • выдает задания
    на практику;

  • посещает базы
    практики с целью контроля и оказания
    методической помощи;

  • проверяет и
    оценивает отчетные документы практикантов;

  • оформляет отзыв
    и представляет его в комиссию по защите
    практики:

  • анализирует ошибки
    практикантов, обобщает опыт, вносит
    предложения по усовершенствованию
    практики.

При прохождении
практики студенты обязаны:

  • принять участие
    в установочной конференции;

  • получить в
    библиотеке университета (или на кафедре)
    рабочие программы практики;

  • получить у
    руководителя практики необходимые
    консультации и задания;

  • своевременно
    явиться на базу практики и в полном
    объеме выполнить задания, предусмотренные
    программой;

  • ежедневно заполнять
    дневник практики и предоставлять его
    по первому требованию руководителям
    практики;

  • строго придерживаться
    этических норм профессиональной
    деятельности и правил внутреннего
    распорядка учреждения – базы практики;

  • своевременно
    сдать отчетные документы по практике
    на кафедру;

  • принять участие
    в итоговой конференции по защите
    практики.

Выполнение заданий
производственной практики студентами
возможно при соблюдении
профессионально-этических принципов:

ответственность,
т.е. необходимость отвечать за содержание,
интерпретацию и заключение психологического
обследования, за все решения, принимаемые
в его ходе; обеспечение достоверности,
валидности и надежности используемых
методов;

компетентностьтребует от практиканта браться за
решение только тех вопросов, в которых
он профессионально осведомлен, владеет
практическими методами работы и имеет
соответствующие квалификационные
полномочия;

конфиденциальность– хранение профессиональной тайны,
неразглашение информации, полученной
в ходе психологического обследования;

морально-позитивный
эффект обследования
(принцип «Не
навреди!»); использование результатов
обследования в целях личностного и
профессионального роста человека;

профессиональная
кооперация и квалифицированная пропаганда
психологии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Статья будет интересна специалистам КПТ, а также специалистам других направлений. Это полноценная статья о КПТ в которой я поделился своими теоретическими и практическими находками. В статье приведены поэтапные примеры из практики, наглядно показывающие эффективность когнитивной психологии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее применение

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – это форма психотерапии, объединяющая в себе техники когнитивной и поведенческой терапии. Она ориентирована на конкретную проблему и нацелена на результат. 

На консультациях когнитивный терапевт помогает пациенту изменить свое отношение, сформировавшееся в результате неправильного процесса обучения, развития и познания себя как личности к происходящим событиям. Особенно высокие результаты показывает КПТ при панических атаках, фобиях и тревожных расстройствах.

Реклама



Основная задача КПТ – найти у пациента автоматические мысли «когниции» (которые травмируют его психику и приводят к снижению качества жизни) и направить усилия на их замещение более положительными, жизнеутверждающими и конструктивными. Задача, стоящая перед терапевтом – определить эти негативные когниции, так как сам человек относится к ним как к «обычным» и «само собой разумеющимся» мыслям и от того принимает их как «должные» и «верные».

Первоначально КПТ применялась исключительно как индивидуальная форма консультации, теперь же ее используют и в семейной терапии и в групповой (проблемы отцов и детей, супружеских пар и т.п.).

Консультация когнитивно-поведенческого психолога – это равноправный взаимно заинтересованный диалог между когнитивным психологом и пациентом, где оба принимают самое активное участие. Терапевт задает такие вопросы, отвечая на которые пациент сможет понять значение своих негативных убеждений и осознать дальнейшие их эмоциональные и поведенческие последствия, а после этого самостоятельно принять решение поддерживаться ли ему их дальше или модифицировать. 

Главное отличие КПТ – когнитивный психотерапевт «вытаскивает на свет» глубоко спрятанные убеждения человека, экспериментально выявляет искаженные убеждения или фобии и проверяет их на рационализм и адекватность. Психолог не заставляет пациента принять «правильную» точку зрения, прислушаться к «мудрым» советам, и он не находит «единственно верное» решение проблемы. 

Он шаг за шагом задавая необходимые вопросы извлекает полезную информацию о природе этих разрушающих когниций и позволяет пациенту самостоятельно сделать умозаключения.

Главная концепция КПТ – научить человека самостоятельно исправлять свою ошибочную переработку информации и находить верный путь к разрешению собственных психологических проблем.

Цели когнитивно-поведенческой психотерапии

Цель 1. Добиться того, чтобы пациент изменил отношение к самому себе и перестал думать, что он «никчемный» и «беспомощный», стал относиться к себе как к человеку, склонному делать ошибки (как и все остальные люди) и исправлять их.

Цель 2. Научить пациента контролировать свои негативные автоматические мысли.

Цель 3. Научить пациента самостоятельно находить связь между когнициями и дальнейшим своим поведением.

Цель 4. Чтобы в дальнейшем человек самостоятельно смог анализировать и правильно перерабатывать появившуюся информацию.

Цель 5. Человек в процессе терапии учится самостоятельно принимать решение о замене дисфункциональных разрушительных автоматических мыслей на реалистические жизнеутверждающие.

КПТ – это не единственное средство при борьбе с психологическими расстройствами, но одно из самых эффективных и результативных.

Стратегии ведения консультации в КПТ

Существует три основных стратегий когнитивной терапии: эмпиризм сотрудничества, сократовский диалог и направляемое открытие, благодаря которым КПТ показывает достаточно высокую эффективность и дает прекрасные результаты в разрешении психологических проблем. Кроме того, полученные знания надолго закрепляются у человека и помогают ему в дальнейшем справляться со своими проблемами уже без помощи специалиста. 

Стратегия 1. Эмпиризм сотрудничества

Эмпиризм сотрудничества – это партнерский процесс между пациентом и психологом, в результате которого выявляются автоматические мысли пациента, и они либо подкрепляются, либо опровергаются при помощи различных гипотез. Смысл эмпирического сотрудничества заключается в следующем: выдвигаются гипотезы, рассматриваются различные доказательства полезности и адекватности когниций, проводится логический анализ и делаются умозаключения, на основе которых отыскиваются альтернативные мысли.

Стратегия 2. Сократовский диалог

Сократовский диалог – это беседа в виде вопросов-ответов, которые позволяют:

  • выявить проблему;
  • найти логическое объяснение мыслям и образам;
  • понять значение происходящих событий и как их воспринимает пациент;
  • поставить оценку событиям, которые поддерживают когниции;
  • оценить поведение пациента.

Все эти умозаключения пациент должен сделать сам отвечая на вопросы психолога. Вопросы не должны быть целенаправленными на определенный ответ, они не должны подталкивать или подводить пациента к какому-то конкретному решению. Вопросы должны быть поставлены так, чтобы человек открылся и не прибегая к защите смог увидеть всё объективно.

Стратегия 3. Направляемое открытие

Суть направляемого открытия сводится к следующему: при помощи когнитивных техник и поведенческих экспериментов психолог помогает пациенту прояснить проблемное поведение, найти логические ошибки и выработать новый опыт. У пациента развивается способность правильно перерабатывать информацию, адаптивно мыслить и адекватно реагировать на происходящее. Таким образом, после консультации пациент справляется с проблемами самостоятельно. 

Техники когнитивной терапии

Техники когнитивной терапии были разработаны специально для того, чтобы выявить у пациента негативные автоматические мысли и обнаружить поведенческие ошибки (шаг 1), скорректировать когниции, заменить их на рациональные и полностью реконструировать поведение (шаг 2).

Шаг 1. Выявление автоматических мыслей

Автоматические мысли (когниции) – это мысли, которые формируются в течении жизни человека, на основе его деятельности и жизненного опыта. Они появляются спонтанно и заставляют человека в данной ситуации поступать именно так, а не иначе. Автоматические мысли воспринимаются как правдоподобные и единственно верные.

Негативные разрушающие когниции – это мысли, которые постоянно «вертятся в голове», не дают адекватно реагировать на происходящее, изматывают эмоционально, доставляю физический дискомфорт, разрушают жизнь человека и выбивают его из социума.

Техника «Заполнение пустоты»

Для выявления (идентификации) когниций широко применяется когнитивная техника «Заполнение пустоты». Психолог разделяет прошедшее событие, вызвавшее негативное переживание на следующие пункты:

А – событие;

В – неосознанные автоматические мысли «пустота»;

С – неадекватная реакцияи дальнейшее поведение.

Суть данного метода состоит в том, что при помощи психолога пациент заполняет между произошедшим событием и неадекватной на него реакцией «пустоту», которую не может сам себе объяснить и которая становится «мостиком» между пунктами А и С.

Пример из практики: Мужчина испытывал непонятную тревогу и стыд в многочисленном обществе и всегда старался либо сидеть незамеченным в углу, либо тихонько уйти. Я разделил это событие на пункты: А – нужно идти на общее собрание; В – необъяснимые автоматические мысли; С – ощущение стыда. 

Необходимо было выявить когниции и тем самым заполнить пустоту. После заданных вопросов и полученных ответов выяснилось, что когниции мужчины – это «сомнения на счет внешности, способности поддержать разговор и недостаточном чувстве юмора». Мужчина всегда боялся быть осмеянным и выглядеть глупо и поэтому после подобных встреч он чувствовал себя униженным.

Таким образом, после конструктивного диалога-расспроса психолог смог выявить у пациента негативные когниции, они открыли нелогическую последовательность, противоречия и прочие ошибочные мысли, которые «отравляли» жизнь пациенту.

Шаг 2. Коррекция автоматических мыслей

Самыми эффективными когнитивными техниками по коррекции автоматических мыслей считаются:

«Декатастрофизация», «Переформулирование», «Децентрализация» и «Реатрибуция».

Техника 1. Декатастрофизация

Достаточно часто люди боятся выглядеть нелепыми и смешными в глазах своих друзей, сослуживцев, одноклассников, сокурсников и т.п. Однако существующая проблема «выглядеть нелепым» идет дальше и распространяется на незнакомых людей, т.е. человек боится быть высмеянным продавцами, попутчиками в автобусе, мимо идущими прохожими. 

Постоянный страх заставляет человека сторониться людей, подолгу запираться в комнате. Такие люди выбиваются из социума и становятся нелюдимыми одиночками, чтобы негативная критика не нанесла ущерб его личности.

Суть декатастрофизации – показать пациенту, что его логические умозаключения неверны. Психолог, получив на свой первый вопрос ответ от пациента, следующий задает в форме «А что, если….». Отвечая на следующие подобные вопросы, пациент осознает нелепость своих когниций и видит реальные фактические события и последствия. Пациент становится подготовленным к возможным «плохим и неприятным» последствиям, но уже переживает их не так критично.

Пример из практики А. Бека:

Пациент.  Мне нужно завтра выступить перед своей группой, и я перепуган до смерти.

Терапевт.  Чего же вы боитесь?

Пациент.  Мне кажется, я буду выглядеть глупо.

Терапевт.  Предположим, вы действительно будете выглядеть глупо. Что в этом плохого?

Пациент.  Я этого не переживу.

Терапевт.  Но послушайте, предположим, они будут смеяться над вами. Неужели вы от этого умрете?

Пациент.  Конечно, нет.

Терапевт.  Предположим, они решат, что вы – наихудший из всех существовавших ораторов… Разрушит ли это вашу будущую карьеру?

Пациент.  Нет… Но неплохо быть хорошим оратором.

Терапевт.  Конечно, неплохо. Но если вы потерпите неудачу, неужели родители или жена отрекутся от вас?

Пациент.  Нет… они отнесутся с сочувствием.

Терапевт.  Так что же в этом самое ужасное?

Пациент.  Я буду плохо чувствовать себя.

Терапевт.  И долго вы себя будете плохо чувствовать?

Пациент.  День или два.

Терапевт.  А затем?

Пациент.  Затем все придет в порядок.

Терапевт.  Вы боитесь, что на карту поставлена ваша судьба.

Пациент.  Верно. У меня такое ощущение, что на карту поставлено все мое будущее.

Терапевт.  Итак, где-то по дороге ваше мышление дает сбой… и вы склонны рассматривать любую неудачу, словно это конец света… Вам нужно на самом деле обозначить свои неудачи как неуспехи в достижении цели, а не как страшное бедствие и начать оспаривать свои ложные посылки.

На следующей консультации пациент сказал, что выступил перед аудиторией и его речь (как он и ожидал) была нескладной и расстроенной. Ведь накануне он очень сильно волновался за ее результат. Терапевт продолжил расспрос пациента, уделяя особое внимание на то, как представляет себе неудачу и что с ней ассоциирует.

Терапевт.  Как вы себя сейчас чувствуете?

Пациент.  Я чувствую себя лучше… но был разбит в течение нескольких дней.

Терапевт.  Что вы теперь думаете о своем мнении, что нескладная речь – это катастрофа?

Пациент.  Конечно, это не катастрофа. Это неприятно, но я переживу.

Данный момент консультации – это главная часть техники «Декатастрофизация», в которой психолог проводит работу со своим пациентом таким образом, чтобы пациент начал изменять свое представление о проблеме как о неминуемой катастрофе.

Через некоторое время мужчина выступал еще раз перед публикой, но тревожных мыслей в этот раз было гораздо меньше и речь он произнес более спокойно с меньшим дискомфортом. Придя на очередную консультацию, пациент согласился, что он слишком сильно придавал значение реакции окружающих людей.

Пациент.  Во время последнего выступления я чувствовал себя гораздо лучше… Мне кажется, это дело опыта.

Терапевт.  Возник ли у вас хоть какой-то проблеск осознания того, что чаще всего не так уж важно, что люди думают о вас?

Пациент.  Если я собираюсь стать врачом, мне необходимо производить хорошее впечатление на своих пациентов.

Терапевт.  Плохой вы врач или хороший, зависит от того, насколько хорошо вы диагностируете и лечите своих пациентов, а не от того, насколько успешно вы выступаете перед публикой.

Пациент.  Ладно… я знаю, что с пациентами у меня все в порядке, и мне кажется, что именно это главное.

Следующая консультация были направлена на то, чтобы рассмотреть более тщательно все эти неадаптивные автоматические мысли, вызывающие такой страх и дискомфорт. В итоге пациент сказал фразу:

«Я теперь вижу, насколько смешно тревожиться по поводу реакции совершенно незнакомых людей. Я никогда их больше не увижу. Поэтому, какая разница, что они обо мне подумают?»

Ради этого положительного замещения и была разработана когнитивная техника «Декатастрофизация».

Техника 2. Переформулирование

Переформулирование приходит на помощь в тех случаях, когда пациент уверен, что проблема не поддается его контролю. Психолог помогает переформулировать негативные автоматические мысли. Сделать мысль «правильной» достаточно тяжело и поэтому психолог должен проследить, чтобы новая мысль у пациента была конкретная и четко обозначенная с точки зрения его дальнейшего поведения.

Пример из практики: Обратился больной одинокий человек, который был уверен в том, что он никому не нужен. После проведенной консультации он смог переформулировать свои когниции на более положительные: «Я должен находится больше в обществе» и «Я должен первым сказать родственникам, что нуждаюсь в помощи». Проделав это на практике, пенсионер позвонил и сказал, что проблема исчезла сама собой, так как за ним стала ухаживать его сестра, которая даже не догадывалась о плачевном состоянии его здоровья.

Техника 3. Децентрализация

Децентрализация – это техника, позволяющая освободить пациента от уверенности, что он является центром событий, происходящих вокруг. Эта когнитивная техника используется при тревогах, депрессиях и параноидных состояниях, когда у человека искажается мышление и он склонен персонифицировать даже то, что не имеет к нему никакого отношения.

Пример из практики: Пациентка была уверена, что на работе все следят за тем как она выполняет поручения, поэтому испытывала постоянную тревогу, дискомфорт и чувствовала себя отвратительно. Я предложил ей провести поведенческий эксперимент, а точнее: завтра, на работе не сосредотачиваться на своих эмоциях, а понаблюдать за сотрудниками. 

Придя на консультацию, женщина сказала, что каждый был занят своим делом, кто-то писал, а кто-то сидел в интернете. Она сама пришла к выводу, что все заняты своими делами и она может быть спокойна, что никто за ней не следит.

Техника 4. Реатрибуция

Реатрибуция применяется в том случае, если:

  • пациент винит себя «во всех несчастьях» и неудачных событиях, которые происходят. Он отождествляет себя с несчастием и уверен, что именно он их приносит и именно он является «источником всех бед». Такое явление называется «Персонализацией» и оно никак не связано с реальными фактами и доказательствами, просто человек говорит сам себе: «Я причина всех несчастий и всё, что тут можно еще думать?»;
  • если пациент уверен, что источников всех бед становится какой-то один конкретный человек, и если бы не «он», то все бы было хорошо, а так как «он» рядом, то ничего хорошего не жди;
  • если пациент уверен, что в основе его несчастий лежит какой-то единственный фактор (несчастливое число, день недели, весна, одета не та футболка и т.п.)

После того, как выявляются негативные автоматические мысли, начинается усиленная проверка на их адекватность и реальность. В подавляющем большинстве пациент самостоятельно приходит к выводу, что все его мысли ни что иное как «ложные» и «ничем не подкрепленные» убеждения.

Лечение тревожного пациента на консультации у когнитивного психолога

Показательный пример из практики:

Для того, чтобы наглядно показать работу когнитивного психолога и результативность поведенческих техник приведем пример лечения тревожного пациента, которое проходило в течении 3-х консультаций.

Консультация №1

Этап 1. Знакомство и ознакомление с проблемой

Студент института перед экзаменами, важными встречами и спортивными соревнованиями тяжело засыпал ночью и часто просыпался, днем он заикался, чувствовал дрожь в теле и нервозность, у него кружилась голова и было постоянное чувство беспокойства.

Молодой человек рассказал, что вырос в семье, где отец с детства говорил ему, что необходимо быть «лучшим и первым во всем». В их семье поощряли конкуренцию, а так как он был первым ребенком, то ожидали от него побед в учебе и в спорте, чтобы он был «примером для подражания» своим младшим братьям. Главными словами-наставлениями были: «Никогда никому не позволяй быть лучше себя».

На сегодняшний день у парня нет друзей, так как он всех сокурсников принимает за конкурентов, и нет подруги. Стараясь привлечь к себе внимание, он старался казаться «круче» и «солиднее» придумывая небылицы и рассказы о несуществующих подвигах. Он не мог чувствовать себя спокойным и уверенным в обществе ребят и постоянно боялся, чтоб обман откроется, и он станет посмешищем.

Этап 2. Исследовательская часть консультации

Расспрос пациента начался с того, что терапевт стал выявлять его негативные автоматические мысли и их влияние на поведение, и как эти когниции смогли загнать его в депрессивное состояние.

Терапевт.  Какие ситуации больше всего расстраивают Вас?

Пациент.  Когда у меня неудачи в спорте. Особенно в плавании. А также, когда я ошибаюсь, даже когда играю в карты с ребятами по комнате. Я сильно расстраиваюсь, если девушка меня отвергает.

Терапевт.  Какие мысли проносятся в вашей голове, когда вам, скажем, что-то не удается в плавании?

Пациент.  Я думаю о том, что люди меньше обращают на меня внимание, если я не на высоте, не победитель.

Терапевт.  А если вы делаете ошибки при игре в карты?

Пациент.  Тогда я сомневаюсь в своих интеллектуальных способностях.

Терапевт.  А если девушка отвергает вас?

Пациент.  Это значит, что я заурядный… Я теряю ценность как человек.

Терапевт.  Вы не видите связи между этими мыслями?

Пациент.  Да, я думаю, что мое настроение зависит от того, что обо мне думают другие люди. Но ведь это так важно. Я не хочу быть одиноким.

Терапевт.  Что значит для вас быть одиноким?

Пациент.  Это значит, что со мной что-то не в порядке, что я неудачник.

Этап 3. Коррекционное воздействие

На этом расспросы временно прекращаются. Психолог начинает совместно с пациентом строить гипотезу о том, что ценность его как человека и его личное Я определяется посторонними людьми. Пациент полностью соглашается. Тогда они пишут на листке бумаги цели, которые пациент хочет достичь в результате консультации:

  • Снизить уровень тревоги;
  • Улучшить качество ночного сна;
  • Научится взаимодействовать с другими людьми;
  • Стать морально независимым от родителей.

Молодой человек рассказал психологу о том, что перед экзаменами он всегда усиленно занимается и ложится позднее обычного. Но спать он не может, так как в голове постоянно крутятся мысли об предстоящем испытании и что он может его не сдать. 

Утром не выспавшимся он идет на экзамен, начинает волноваться и у него появляются все выше описанные симптомы невроза. Тогда психолог попросил ответить на один вопрос: «А какова выгода от того, чтобы Вы постоянно думаете об экзамене и днем и ночью?», на что пациент ответил:

Пациент.  Ну, если я не буду думать об экзамене, я могу что-нибудь забыть. Если же я буду постоянно думать, то лучше подготовлюсь.

Терапевт.  У вас когда-нибудь была ситуация, когда вы были «хуже подготовлены»?

Пациент.  Не на экзамене, но однажды я принимал участие в больших соревнованиях по плаванию и накануне вечером был с друзьями и не думал. Я вернулся домой, лег спать, а утром встал и пошел плавать.

Терапевт.  Ну и как получилось?

Пациент.  Прекрасно! Я был в форме и проплыл довольно хорошо.

Терапевт.  Основываясь на этом опыте, не считаете ли вы, что есть основания меньше беспокоиться о своем исполнении?

Пациент.  Да, наверное. Мне не повредило то, что я не беспокоился. На самом деле мое беспокойство только расстраивает меня.

Как видно из заключительной фразы пациент самостоятельно путем логического умозаключения пришел к разумному объяснению и отказался от «умственной жвачки» об экзамене. Следующим шагом стал отказ от неадаптивного поведения. Психолог предложил проводить прогрессивную релаксацию для уменьшения тревожности и обучил как это делается. Дальше последовал следующий диалог-расспрос:

Терапевт.  Вы упомянули, что когда вы беспокоитесь об экзаменах, то испытываете тревогу. Попытайтесь теперь вообразить, что вы лежите в постели ночью перед экзаменом.

Пациент.  Хорошо, я готов.

Терапевт.  Представьте, что вы думаете об экзамене и решаете, что недостаточно подготовились.

Пациент.  Да, представил.

Терапевт.  Что вы чувствуете?

Пациент.  Я чувствую нервозность. Мое сердце начинает колотиться. Думаю, что мне надо встать и позаниматься еще.

Терапевт.  Хорошо. Когда вы думаете, что не подготовлены, у вас возникает тревога и вам хочется встать. Теперь представьте, что вы лежите в постели накануне экзамена и думаете о том, как вы хорошо подготовились и знаете материал.

Пациент.  Хорошо. Теперь я чувствую себя уверенно.

Терапевт.  Вот! Видите, как ваши мысли влияют на чувства тревоги?

Этап 4. Завершение беседы (домашнее задание)

Психолог предложил молодому человеку записывать свои когниции и распознавать искажения. Записывать нужно было в тетрадку все мысли, которые посещают его перед важным событием, когда у него наступала нервозность и он не мог спокойно спать ночью.


Консультация №2

Этап 1. Обсуждение домашнего задания

Консультация началась с обсуждения домашнего задания. Вот какие интересные мысли записал студент и принес на следующую консультацию:

  • «Я сейчас опять буду думать об экзамене»;
  • «Нет, сейчас мысли об экзамене уже не имеют никакого значения. Я подготовился»;
  • «Я оставил время про запас, так что у меня оно есть. Сон не так уж важен, чтобы беспокоиться о нем. Нужно встать и еще раз прочитать все»;
  • «Мне надо уснуть сейчас! Мне надо спать восемь часов! Иначе я опять буду измотан».И он представил себя плывущего в море и уснул.

Наблюдая таким образом за ходом своих мыслей и записывая их на бумагу, человек сам убеждается в их незначимости и понимает, что они искажены и неправильны.

Итог первой консультации: были достигнуты первые 2-е цели (снизить уровень тревоги и улучшить качество ночного сна).

Этап 2. Исследовательская часть

Терапевт.  Если кто-то игнорирует вас, могут ли здесь быть другие причины, кроме той, что вы – неудачник?

Пациент.  Нет. Если я не смогу убедить их, что я значителен, я не смогу привлечь их.

Терапевт.  Как вы убеждаете их в этом?

Пациент.  Если сказать правду, то я преувеличиваю свои успехи. Я привираю о своих оценках в классе или говорю, что победил в соревновании.

Терапевт.  И как это срабатывает?

Пациент.  На самом деле не очень хорошо. Мне неловко, и они смущены моими рассказами. Иногда они не обращают особого внимания, иногда же отходят от меня после того, как я наговорю о себе слишком много.

Терапевт.  Значит, в некоторых случаях они отвергают вас, когда вы привлекаете их внимание к себе?

Пациент.  Да.

Терапевт.  Это как-то связано с тем, победитель вы или неудачник?

Пациент.  Нет, они даже не знают, кто я внутри. Они просто отворачиваются, потому что я говорю слишком много.

Терапевт.  Получается, что люди реагируют на ваш стиль разговора.

Пациент. Да.

Психолог останавливает расспрос видя, что пациент начинает сам себе противоречить и ему необходимо на это указать, так начинается третья часть консультации.

Этап 3. Коррекционное воздействие

Начался разговор с «я незначителен, я не смогу привлечь», а закончился «люди реагируют на стиль разговора». Таким образом терапевт показывает, что проблема неполноценности плавно перешла в проблему социального неумения общаться. Кроме того, стало очевидно, что молодому человеку самой актуальной и больной темой кажется тема «неудачника» и это его главное убеждение: «Неудачники никому не нужны и не интересны».

Здесь явно просматривались корни с детства и постоянного родительского поучения: «Будь лучшим». После еще пары вопросов стало ясно, что студент считает все свои успехи исключительно заслугами родительского воспитания, а не его личные. Это его бесило и лишало уверенности в своих силах. Стало понятно, что эти негативные когниции нужно было заменить или видоизменить.

Этап 4. Завершение беседы (домашнее задание)

Необходимо было сосредоточиться на социальном взаимодействии с другими людьми и понять, что не так в его разговорах и почему в конечном итоге он один. Поэтому следующее домашнее задание было таким: в беседах задавать больше вопросов относительно дел и здоровья собеседника, сдерживаться при желании приукрасить свои успехи, меньше разговаривать о себе и больше слушать о проблемах других.


Консультация №3 (заключительная)

Этап 1. Обсуждение домашнего задания

Молодой человек рассказал, что после всех выполненных заданий, разговор с однокурсниками пошел совсем в другую сторону. Он был сильно удивлен, как другие люди искренне признают свои ошибки и негодуют на свои промахи. Что многие люди просто смеются над ошибками и открыто признают свои недостатки. 

Такое маленькое «открытие» помогло пациенту понять, что не нужно делить людей на «удачников» и «неудачников», что у всех есть свои «минусы» и «плюсы» и от этого люди не становятся «лучше» или «хуже», они просто такие какие есть и от этого интересные.

Итог второй консультации: достижение 3-ей цели «Научится взаимодействовать с другими людьми».

Этап 2. Исследовательская часть

Осталось выполнить 4 пункт «Стать морально независимым от родителей». И мы приступили в диалогу-расспросу:

Терапевт: Как ваше поведение отражается на ваших родителях?

Пациент: Если родители выглядят хорошо, то это что-то говорит обо мне, и если я выгляжу хорошо, то это делает им честь.

Терапевт: Перечислите признаки, которые отличают вас от родителей.

Заключительный этап

Итог третьей консультации: пациент понял, что он очень сильно отличается от родителей, что они очень разные и он сказал ключевую фразу, которая была итогом всей нашей совместной работы: 

«Понимание того, что мои родители и я – разные люди, приводит меня к осознанию того, что я могу прекратить лгать».

Заключительный итог: пациент освободился от стандартов и стал менее застенчивым, научился самостоятельно справляться с депрессией, с переживаниями, у него появились друзья. А самое главное – он научился ставить перед собой умеренные реалистичные цели и нашел интересы, не имеющие никакого отношения к достижениям.

В заключение хочется отметить, что когнитивно-поведенческая психотерапия – это возможность заменить укоренившиеся дисфункциональные убеждения на функциональные, нерациональные мысли на рациональные, жесткие когнитивно-поведенческие связи на более гибкие и научить человека самостоятельно адекватно перерабатывать информацию.

Задачи, формы и методы психологической практики достаточно разнообразны. Главные методы, применяемые на практике – это психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия, разрешение социальных конфликтов, психотренинг. Перечисленные методы психологической практики традиционно используются для работы с людьми, у которых есть какие-либо психические проблемы. Однако, несмотря на устоявшийся комплекс методов, их арсенал постоянно пополняется. Для того чтобы освоить эти методы и успешно применять их в работе, психологу требуется обучение и специальная подготовка.

Психотерапия

Главная форма психологической практики – это психотерапия. Существует два вида: личностно-ориентированная и клиническая психотерапия.

Личностно-ориентированная помогает пациенту изменить его отношение к собственной личности и к социальному окружению.

Клиническая психотерапия представляет собой психологическое лечебное воздействие на человека при нервных, наркологических, психосоматических и психических расстройствах.

Теория и практика многих современных форм психотерапии, и всех практик психологии, строится на методе психоанализа, автором которого является З. Фрейд. Он применял психоанализ в форме психологического анализа сновидений, невротических симптомов, свободных ассоциаций и ошибочных действий для лечения различных заболеваний психики.

Психоанализ

Психоанализ довольно сложный и трудоемкий метод терапии. Обычно требуется от 3 до 5 сеансов в неделю, каждый длительностью 7 часов. На этих сеансах пациент вспоминает свое прошлое (отношения с матерью, со сверстниками, значимые события) и создает свободные ассоциации. Воспоминания провоцируют развитие трансферного синдрома, который связывается с прошлым опытом. Пройти курс психоанализа может не каждый, например данный метод не доступен людям с сильными психическими отклонениями и психотикам, которые не способны на формирование эмоциональной привязанности к врачу.

Специалисты, которые ведут свою деятельность по методу З. Фрейда, обычно сдержаны и ограничивают свои комментарии с тем, чтобы не помешать развитию трансферного невроза у своего пациента.

Психоанализ

Рисунок 1. Психоанализ требует много времени, усилий и стоит дорого

Еще более старый метод практической психологии, с которого еще сам З. Фрейд начинал работу, — это внушение, или гипноз.

Определение 1

Гипноз – временное состояние сознания человека, которое характеризуется направленностью на содержание внушения и сужением его объема.

Гипноз дает возможность специалисту оказывать воздействие на психику и сознание человека для достижения требуемого психотерапевтического эффекта.

Групповые формы

Групповые формы коррекции сегодня наиболее популярны среди методов психолого-эмоциональной терапии. Для ребенка, до определенного возраста, это единственно возможная форма терапии.

Существенное преимущество групповой терапии состоит в том, что в данном формате работы есть возможность получить поддержку и сильную обратную связь от людей, которые имеют общие переживания или проблемы с участниками группы. В моменты группового взаимодействия происходит осознание потребностей и ценностей других людей.

При работе в группе, человеку легче почувствовать себя помогающим и получающим помощь, принимающим и принятым, заботящимся и окруженным заботой, доверяющим и пользующимся доверием. При этом разрешение межличностных конфликтов вне группы облегчается за счет реакции членов группы друг на друга. В контролируемой и поддерживающей обстановке человеку проще сформировать новые навыки, экспериментировать с разными формами и стилями отношений непосредственных партнеров по группе. Отслеживая и анализируя признаки и изменения, которые происходят в группе, участники могут проводить аналогии между собой и другими, а после переносят появившуюся эмоциональную связь для оценки собственного поведения и чувств. Обратная связь, при этом, очень важна, так как она оказывает непосредственное влияние на оценку личностью своего поведения, эмоций и своих установок, а также на формирование представлений о самом себе. Работа в группе значительно облегчает процесс становления самооценки и самосознания. Как только человек начинает узнавать свои слабые и сильные стороны, лучше всего проявляющиеся при групповой терапии, сразу начинается процесс осознания самого себя.

Логотерапия

Логотерапия занимает особое место среди методов психологической практики. Ее созданием занимался австрийский психолог В. Франкл.

Основная его идея заключается в утверждении, что каждому человеку необходим смысл жизни. Его отсутствие способно привести к состоянию экзистенциального вакуума. Данное состояние характеризуется тем, что человек испытывает скуку, неврастению, тяжелые переживания и ощущает бесцельность своего существования. Логотерапия представляет собой терапию смыслом жизни. При этом в задачи логотерапевта не входит сообщение пациенту его смысла жизни. Каждый человек должен отыскать его самостоятельно. Главный прием логотерапии – диалог, с помощью которого врач побуждает пациента открыть его собственный уникальный смысл жизни.

Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Отчет по практике по психологии

Содержание:

  1. Организация практики по психологии
  2. Обязанности студентов в период практики по психологии
  3. Структура отчёта практики по психологии
  4. Оформление отчёта по практике по психологии
  5. Титульный лист
  6. Содержание отчёта
  7. Изложение текста отчёта
  8. Иллюстрации
  9. Таблицы
  10. Приложения
  11. Скачать готовые отчёты по практике по психологии
  12. Примеры отчётов по практике по психологии

Отчёт по практике по психологиивид учебной работы, в процессе которого студенты самостоятельно выполняют определенные учебной программой по предмету «Психология» производственные задачи в условиях действующего производства на предприятии или фирме. Практика студентов является логическим продолжением учебного процесса. Она составляет важнейшую часть учебного плана подготовки квалифицированных специалистов и проводится на передовых предприятиях сферы гостеприимства и туризма.

Практика или стажировка обеспечивает дальнейшее закрепление и углубление теоретических и практических знаний и навыков студентов, совершенствование профессиональных умений, развитие у них интереса к избранной специальности.

Цель практики по психологии – закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных студентами в процессе обучения в институте, путем самостоятельного творческого выполнения задач, поставленных программой практики.

Задачи практики по психологии:

  • Выработать умения пользоваться полученными теоретическими знаниями для приобретения практических навыков по профессии, необходимых для последующей деятельности;
  • Представить анализ деятельности предприятия;
  • Изучить специфику организации обслуживания клиентов;
  • Ознакомиться с опытом руководства рабочим коллективом;
  • Разработать предложения по улучшению работы предприятия;
  • Выполнить индивидуальное задание по практике на основании программы практики.

Если вы хотите научиться сами выполнять отчёты по практике, то на странице «что такое отчёт по практике и как его сделать» я подробно рассказала.

Организация практики по психологии

В соответствии с учебным планом специальности «Дошкольное образование. Практическая психология» факультета дошкольного образования практика проводится на выпускном курсе дневной и заочной форм получения образования. Продолжительность практики 6 недель (4 недели для заочной формы получения образования). Сроки практики устанавливаются согласно учебному плану специальности. На курсовом собрании по организационно-методическим вопросам студентов знакомят с информацией по соблюдению правил охраны жизни и здоровья воспитанников во время практики, с содержанием программы практики, с приказом о практике и с обязанностями студента-практиканта.

Студенты выпускного курса заочной формы получения образования проходят практику по месту жительства и месту работы на базе учреждений образования Республики Беларусь на выбор (учреждение дошкольного образования, учреждение общего среднего образования, центр развития ребенка, социально-педагогический центр с приютом).

Отзыв о прохождении практики студентом с места прохождения практики подписывается непосредственным руководителем практики от организации (педагогом-психологом) и руководителем организации. Подписи на отзыве заверяются печатью учреждения.

Обязанности студентов в период практики по психологии

  1. Студент-практикант работает в базовом учреждении 6 часов в день.
  2. Методический день устанавливается 1 раз в неделю по согласованию с непосредственным руководителем практики от организации.
  3. В период практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждения, а также распоряжениям непосредственного руководителя практики от организации (педагога-психолога).
  4. Студент во время практики ведет дневник, в котором записывается график работы на весь период практики, отражается проделанная работа за весь рабочий день и делается соответствующая подпись непосредственного руководителя практики от организации с указанием количества отработанного времени.
  5. В срок, установленный руководителем практики от кафедры, студент предоставляет в деканат материалы практики, отчет о выполнении программы практики, отзыв о прохождении практики с оценкой деятельности студента (удовлетворительно, хорошо, отлично). Отзыв подписывается непосредственным руководителем практики от организации (педагогом-психологом) и руководителем организации. Подписи на отзыве заверяются печатью учреждения.

Структура отчёта практики по психологии

  1. Дневник практики.
  2. Индивидуальный план работы студента, утвержденный непосредственным руководителем практики от организации (оформляется в дневнике практики).
  3. Протоколы психологических исследований.
  4. Программа, конспекты коррекционно-развивающих упражнений (заверяются подписью непосредственного руководителя практики от организации) и их самоанализ).
  5. Конспекты консультаций для педагогов и родителей (заверяются подписью непосредственного руководителя практики от организации)
  6. Конспект мероприятия по психологическому просвещению родителей (заверяется подписью непосредственного руководителя практики от организации).
  7. Анализ одного посещенного коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога.
  8. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка (заверяется подписью непосредственного руководителя практики от организации).
  9. Материалы по изучению личности педагогов и их особенностей общения с детьми или материалы по психологическому просвещению педагогов.
  10. Отчет о выполнении программы практики с предложениями по усовершенствованию организации и проведения практики.
  11. Отзыв на практиканта с места прохождения практики с оценкой деятельности в должности педагога-психолога («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Отзыв заверяется подписями непосредственного руководителя практикой от организации и руководителя учреждения образования. Подписи заверяются печатью учреждения.

Оформление отчёта по практике по психологии

Общие требования:

Страницы текста и включенные в него иллюстрации, таблицы должны соответствовать формату А 4.

Текстовый документ выполняется на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х297 с использованием ПК (персонального компьютера) в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows на формате альбомного листа с соблюдением следующих требований:

  • шрифт Times New Roman, размер (кегль) – 14, стиль (начертание) – обычный, цвет шрифта – черный;
  • выравнивание – по ширине; красная (первая) строка (отступ) – 1,25 см; межстрочный интервал – 1,5;

Текст документа выполняют, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, левое – не менее 30 мм, верхнее, нижнее – 20 мм.

Страницы документа следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точек и черточек.

Титульный лист

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц документа. Номер страницы на титульном листе, не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета по практике по психологии.

Иллюстрации и таблицы на листах формата A3 и более учитывают как одну страницу. В этом случае они должны быть сложены или разрезаны без ущерба для чтения до формата А4 и помещены в приложение.

При выполнении документа необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. Линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкие, не расплывшиеся.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала.

Титульный лист является первой страницей работы, предшествующей основному тексту.

Размеры полей титульного листа те же, что и для основного текста.

На титульном листе отчета по практике по психологии должны быть размещены следующие реквизиты (сведения):

  1. наименование департамента;
  2. название учебного заведения;
  3. наименование документа;
  4. наименование предприятия;
  5. фамилия, инициалы автора; специальность; форма обучения; подпись.
  6. фамилия, инициалы руководителя, подпись, оценка.
  7. город и год выполнения работы.

Требования к оформлению реквизитов титульного листа:

Реквизиты 1–2 выполняют прописными буквами. Реквизиты друг от друга отделяют увеличенным интервалом;

Реквизит 3 «Наименование документа» выполняют прописными буквами, например «отчет по практике по психологии».

Реквизит 4 «Наименование предприятия» выполняют строчными буквами, первая прописная;

Реквизиты 5- 6 Слева одна под другой приводятся записи «Студент» и т.д., справа – инициалы и фамилии лиц, подписавших работу, посередине ставится личная подпись и дата подписания работы.

Реквизит 7. Одной строкой с прописной буквы приводится название города и год выполнения работы. Слова «город» и «год» не пишутся, знаки препинания не ставятся.

При выполнении титульного листа с применением ПК рекомендуется использовать основной размер (кегль) шрифта 14, Реквизит 3 рекомендуется выполнять размером (кеглем) шрифта 24, реквизит 4 – размером 20.

Все реквизиты, выполняются симметрично (по центру) без абзацного отступа.

Содержание отчёта

Цифры, обозначающие номера страниц (листов), следует располагать на расстоянии 10 мм от края листа, соблюдая разрядность цифр. Слово «стр.» не пишется.

Изложение текста отчёта

Текст отчета по практике по психологии должен быть оформлен в виде таблицы.

В тексте должны применяться такие слова как: «необходимо», «следует», «требуется», «должен», «запрещается» и т.д. При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «в случае» и т.д.

При этом допускается использовать повествовательную форму изложения текста документа, например, «применяют», «указывают» и т.п.

В документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.

В тексте не допускается:

  • применять обороты разговорной речи;
  • применять для одного и того же понятия научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
  • применять произвольные словообразования;
  • применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также установленными в данном документе;
  • сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.
Иллюстрации

Под иллюстрацией понимают графики, чертежи, схемы, рисунки, диаграммы, фотоснимки.

Иллюстрации, выполненные в компьютерном варианте, могут быть цветными.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы формата А4 белой бумаги.

Иллюстрации должны быть расположены в приложении.

Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей и оформляют в соответствии рисунком 1 и размещают по центру страницы без абзацного отступа.

Отчет по практике по психологии

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, или, при необходимости, в приложении к документу.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, точка в конце номера не ставится, например, Таблица 1

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, Таблица 1.2

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, Таблица А.1, если она приведена в приложении А.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица Б.1», если она приведена в приложении Б.

Слово «Таблица» выравнивается по левому краю таблицы.

Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева (первая буква прописная, остальные строчные), без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через дефис (тире).

На все таблицы должны быть ссылки в документе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например, «…в таблице 2.1».

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки, подзаголовки граф следует указывать в единственном числе.

Допускается заголовки и подзаголовки таблиц выполнять через один интервал и применять размер шрифта в таблице меньше, чем в тексте.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название (заголовок), если оно есть, указывают один раз слева над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например – Продолжение таблицы 1.

В каждой части повторяют головку таблицы.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу с большим количеством граф (графы таблицы выходят за формат страницы) допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. В этом случае в каждой части таблицы повторяется боковик.

Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, при этом повторяют головку таблицы в соответствии с рисунком. Рекомендуется разделять части таблицы двойной линией.

Отчет по практике по психологии

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью.

Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах измерения (например, в рублях), но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах измерения, то над таблицей следует писать наименование преобладающего показателя и обозначение его физической величины, например, «Размеры в рублях», а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначения других единиц физических величин.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием в соответствии с рисунком 4.

Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается, когда в тексте документа имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу в соответствии с рисунком. При этом нумеруются арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленными государственными стандартами, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например D – диаметр, Н – высота, L – длина.

Ограничительные слова «более», «не более», «менее», «не менее» и др. должны быть помещены в одной строке или графе таблицы с наименованием соответствующего показателя после обозначения его единицы физической величины, если относятся ко всей строке или графе. При этом после наименования показателя перед ограничительными словами ставится запятая.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю.

Приложения

В приложениях помещают материал, дополняющий текст документа, который при включении в основную часть загромождал бы текст, например, бланки документов, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, иллюстрации, фотоснимки и т. д.

Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на форматах большего размера.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы (листа) с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение».

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

В случае полного использования букв допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. 5.10 Формулы, иллюстрации, таблицы, помещаемые в приложения, должны нумероваться арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждым номером обозначения приложения, например: формула (А.1), Рисунок Б.3, Таблица В.1.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Скачать готовые отчёты по практике по психологии

  1. Скачать отчёт по практике по психологии №1
  2. Скачать отчёт по практике по психологии №2
  3. Скачать отчёт по практике по психологии №3
  4. Скачать отчёт по практике по психологии №4
  5. Скачать отчёт по практике по психологии №5

Примеры отчётов по практике по психологии

  1. Отчет по практике по психологии в школе
  2. Отчет по практике по психологии в вузе
  3. Отчет по практике по психологии в больнице
  4. Отчет по практике по психологии в центре медиации
  5. Отчет по практике по психологии на предприятии
  6. Отчет по практике по психологии в колледже
  7. Отчет по практике по психологии труда
  8. Отчет по практике в психологическом центре
  9. Отчет по психолого-педагогической практике в детском саду
  10. Отчет по практике педагогической
  11. Отчет по практике педагогической психолога в школе
  12. Отчет по практике в летнем лагере
  13. Отчет по практике для кафедры психологии
  14. Отчет по практике профориентирование в 9 классе
  15. Отчет по практике общему психологическому практикуму
  16. Отчет по практике школьного психолога
  17. Отчет по практике психологическое просвещение (школьников, родителей, учителей)
  18. Отчет по практике педагога-психолога в начальных классах школы
  19. Социально-психологический климат в ДОУ (детском саду) отчет по практике
  20. Коррекция эмоционально-личностной сферы отчет по практике
  21. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших подростков отчет по практике
  22. Программа профилактики компьютерной зависимости подростков отчет по практике
  23. Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности отчет по практике
  24. Методика преподавания. Форма учебного занятия отчет по практике
  25. Особенности проявления агрессивности у девочек-подростков отчет по практике
  26. Произвольное внимание, устойчивость и продуктивность у детей с ЗПР отчет по практике
  27. Исследование особенностей депрессивных состояний подростков отчет по практике
  28. Особенности самосознания женщин в период беременности отчет по практике
  29. Развитие межличностных отношений подростков отчет по практике
  30. Диагностика психического развития детей отчет по практике
  31. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями отчет по практике
  32. Психологический анализ урока отчет по практике
  33. Особенности проведения различных видов учебных занятий по психологическим дисциплинам отчет по практике
  34. Педагог в детском саду отчет по практике
  35. Практика психолога в центре психологической поддержки семьи отчет по практике
  36. Формирование социально-психологических взаимоотношений в коллективе отчет по практике
  37. Учебная практика по направлению подготовки психология отчет по практике
  38. Знакомство с деятельностью психолога в образовательном учреждении отчет по практике
  39. Портфолио по научно- исследовательской практике психолога отчет по практике
  40. Психология детей с нарушением слуха (сурдопсихология) отчет по практике
  41. Психологические методики дошкольной педагогики отчет по практике
  42. Определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению отчет по практике
  43. Специфика оказания психологической помощи людям, пережившим горе отчет по практике
  44. Психологический анализ урока истории в 9 классе по Штейнмец отчет по практике
  45. Влияние тревожности на межличностные отношения отчет по практике
  46. Нарушения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР отчет по практике
  47. Развитие психологической подготовки детей к обучению в школе отчет по практике
  48. Развитие творческого мышления в процессе обучения математики отчет по практике
  49. Развитие познавательной активности отчет по практике
  50. Формирование профессиональной компетентности отчет по практике
  51. Психолого-педагогическая характеристика школьника отчет по практике
  52. Ролевые установки в подростковом возрасте отчет по практике
  53. Работа психолога в службе занятости отчет по практике
  54. Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению отчет по практике
  55. Практика обеспечения дидактической последовательности у студентов системы знаний и умений в психологии отчет по практике
  56. Отчет по учебно-ознакомительной практике отчет по практике
  57. Изучение влияния детско-родительских отношений на нервно-психическое здоровье детей ДОУ отчет по практике
  58. Особенности психологической работы по коррекции эмоционального развития дошкольников в условиях детского сада отчет по практике
  59. Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста отчет по практике
  60. Особенности психологического развития в дошкольный период отчет по практике
  61. Особенности когнитивной сферы при депрессиях позднего возраста отчет по практике
  62. Виды и формы организации преподавания психологических дисциплин отчет по практике

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Форсирование руководством ссср мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы
  • Как настроить часы хонор банд 5 пошаговая инструкция на русском
  • F14d3 руководство по ремонту
  • Иноферт саше инструкция по применению цена
  • Fast dry vulcanizing fluid 760 инструкция