Руководство развитием памяти детей

Рекомендации для родителей

«Развитие памяти у детей»

Память – один из основных познавательных процессов. Без достаточного уровня развития памяти невозможно успешное обучение. Поэтому многих родителей заботит вопрос о том, как можно развивать память ребенка.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно в первую очередь разобраться с тем, что такое память и как она устроена.

Развитие памяти

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

Оптимизация  памяти

* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

Упражнения на развитие памяти:

Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно научить его правильно запоминать и изучать материал, а также просто развивать память и ассоциативное мышление. Для этой цели подойдут несложные игры-задания.

Например, поиграйте с ребенком в нелогичные ассоциации. Для этого загадайте ему несколько не связанных между собой слов (слон, магазин, велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова.

Также вы можете предложить ребенку несколько картинок, он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а ребенок должен нарисовать то, что запомнил. Большинство игр вы можете придумать сами, но главное — чем раньше вы начнете развивать память своего ребенка, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Как улучшить память?

Существует три «закона» памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

1. Сосредоточиться;

2. Внимательно наблюдать. Прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти  — повторение

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребёнок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

2. Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у педагогов создается впечатление, что этим детям необходимо дать быстрее и больше информации. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от деятельности вовсе.

3. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.

4. Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

5. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял его указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Педагоги не должны давать ребенку несколько, заданий сразу. Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

6. В случае если взрослые считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя выходить из кабинета, т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены за нарушение того или иной запрета. В свою очередь, взрослые должны быть очень последовательными при исполнении санкций.

7. В повседневном общении с гиперактивными детьми необходимо избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первым надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещая те, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора! (Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой, которые описаны в разделе «Игры, в которые играют…(например, «Шариковые бои»).

8. В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требовании взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. («Через 4 минут мы приступаем к другому упражнению»). Причем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше, если по истечении этих 4 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которой шла речь выше.

9. Очень часто взрослые утверждают, что гиперактивные дети никогда не устают. Именно эта усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое часто принимается за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и все окружающие.

10. Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня — тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

11. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Как улучшить память?

Существует три «закона» памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

1. Сосредоточиться;

2. Внимательно наблюдать. Прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти  — повторение

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Системное запоминание

«Высший пилотаж» в заучивании материала — это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.

Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание, объясняя, как лучше к нему подойти и какую стратегию применить. Если ваш ребенок научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется «память».

Развивающие игры

(развиваем память)

1.«Запомни картинку» Ребенку предлагается любая картинка из книжки, которая имеется дома, он должен запомнить её, время запоминания 30 – 40 секунд, а затем вы убираете картинку, а ребенок должен вспомнить, что на ней нарисовано. Для лучшего припоминания можно задавать наводящие вопросы. Кто нарисован на картинке? Какого цвета его …? Что находилось справа от …? То есть любые вопросы помогающие вспомнить сюжет картины. Через какое-то время ребенку можно напомнить, а помнишь, мы с тобой смотрели картинку, что там было нарисовано, ты не поможешь мне вспомнить. Так ребенок втягивается в игру.

2.«Рисуем вместе» Очень интересна игра для всей семьи. Необходимо взять лист бумаги и рисовать на нем по очереди, но так чтобы остальные не видели, что каждый из вас рисует. Затем рисунок показывается и надо назвать, что изменилось. Педагог проводит игру вместе с родителями. Сначала было легко запомнить, что изменилось в картинке, но чем больше деталей в ней становилось, тем труднее определить разницу.

3.Всей семьей можно поиграть в игру «Продолжи предложение». Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. НАПРИМЕР: Я увидела лису. Следующий должен повторить это предложение и добавить к нему еще одно слово. Я увидела лису, медведя. Третий, повторяя предложение, добавляет еще одно слово. Я увидела лису, медведя, волка. И так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры, пока не останется один победитель.

4.«Мышка шалунишка». В игре принимают участие 3 человека и больше. Двое садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущения и память. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.После игры ребенку предлагается вспомнить, что делала мышка под определенные звуки, куда она забиралась, нужно также поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.

5.«Волшебные фигурки». Дети и взрослые встают друг за другом, по кругу. Первый играющий рисует второму на спине пальцем любую геометрическую фигуру, второй рисует эту же фигуру следующему игроку и так далее, пока последний не нарисует фигуру первому игроку. Потом игроки по очереди говорят, кому что нарисовали. Если произошла ошибка, выясняют, кто был не внимательным. Рисуют ему на спине туже самую фигуру, чтобы он мог почувствовать её. Рисовать можно и просто друг другу что-то на спине, а тот которому нарисовали должен отгадать, что было нарисовано.

6.«Чудесный мешочек». Играющий должны ощупать предмет лежащий в мешке, не глядя на него, и описать предмет, не называя его, а остальные отгадать, что это за предмет. Ребенку нравится когда взрослые ошибаются, но это не должно быть часто, так как ребенок не поверит вам, а следовательно может отказаться от игры

7.«Сложи картинку». Ребенку даётся одна целая картинка, а другая разрезанная на несколько частей (в зависимости от навыка ребенка). Необходимо по образцу собрать разрезанную картинку. Для этой игры можно использовать любые картинки находящиеся у вас дома, открытка, картинки из журналов. Если ребенок имеет навык в складывании картинок, то образец можно не давать. Картинки можно разрезать не только по вертикали и горизонтали, а также по диагонали, и хаотично. Но следует помнить, что усложнение дается постепенно. Если ребенок научился собирать картинку из 2-х частей, разрежьте её на три, затем на 4, 6 частей и так далее.

8.«Почини ковер» Возьмите любую цветную картинку и вырежьте ножом из неё аккуратно любые геометрические фигуры, такие же фигурки вырежьте из другой картинки. Ребенку необходимо починить коврик, то есть закрыть в нем дырки, чтобы коврик стал целым. Вы говорите ребенку, что на красивом ковре оказались дырки. Возле коврика расположено несколько заплаток, из них надо выбрать только те которые помогут закрыть дырки.

9.«Подбери и сравни». Вырежьте из бумаги геометрические фигуры разного размера, или полоски разной ширины и длинны. Можно нарисовать геометрические фигуры на карточке. Ребенку предлагается от 3 до 6 карточек или вырезанных фигур, с разной величиной, которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания. Ребенок учится сравнивать предметы по длине, ширине и величине.

10.«Белый лист». Возьмите 2 листа бумаги. Нарисуйте на них одинаковые геометрические фигуры. С одного листа вырежьте фигуры, а на втором закрасьте их карандашом Ребенку необходимо закрыть белыми фигурами цветные, нарисованные на листе бумаги, так, чтобы получился белый лист..

11.«Незаконченные рисунки». Нарисуйте на листе бумаге предметы, так, чтобы рисунок был не закончен и предложите ребенку закончить его.

12.«Волшебный карандаш». Нарисуйте несколько одинаковых геометрических фигур и предложите ребенку их расколдовать с помощью карандаша, чтобы из них получились разные предметы. НАПРИМЕР: Расколдовывая кружочки их можно превратить в яблоко, солнышко, цветочек, чайник, зайчонка и так далее. Квадраты – в телевизор, шкаф, флажок, домик.

13.«Числа на стене». Например, вы заранее раскладываете или развешиваете на предметах в комнате карточки с цифрами (числами). На столе — карточки с точками. Малышу нужно как можно быстрее подобрать для карточек с точками карточки с числами, а для этого придется побегать по комнате. Сколько времени у него это заняло? В следующий раз получится еще быстрее.

14.«Лабиринт». На одной стороне листа (слева) вы рисуете какие-нибудь символы или приклеиваете картинки, потом то же делаете с правой стороной листа, затем соединяете их всевозможными кривыми линиями, а ребенок должен провести по кривой пальчиком или разноцветными карандашами, чтобы найти нужную дорожку.

15.«Один плюс два… получается сова!» Запомнить порядок букв в алфавите или цифр в числовом ряду помогут упражнения на их последовательное соединение. Если знаки соединены правильно, на листе получится законченное, узнаваемое изображение — например, забавная зверюшка. Примеры таких заданий всегда можно найти в детских журналах и развивающих тетрадях. Если ребенку понравится это упражнение, вы легко сможете делать для него заготовки сами — возьмите контуры изображений из детских книжек-раскрасок,  или любой другой книжки, наметьте контур на бумаге точками, обозначьте точки буквами или числами. Ребенку остается правильно соединить все знаки и раскрасить рисунок

16.«Волшебный квадрат». Приготовьте квадрат состоящий из 9 квадратиков, то есть 3 на 3 квадрата. Вырежьте из любых этикеток, коробочек небольшие картинки которые помещаются в маленький квадрат, можно использовать также цифры или буквы. Разложите их по клеточкам и предложите ребенку запомнить, что где лежит, затем стряхните их на стол и попросите ребенка разложить их точно также. Можно спросить, что в каком углу лежало. НАПРИМЕР: В правом верхнем углу лежала уточка, а внизу слева, рыбка и так далее. Ребенок будет запоминать не только расположение, но и название углов, то есть учиться ориентироваться на плоскости.

И это только малая часть игр, в которые можно играть дома.

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе.  

На первом году
жизни малыша непроизвольное запоминание
протекает в совместной со взрослыми
деятельности через мани­пулирование
с предметами. Младенец запоминает
предмет, когда взрослый у него на глазах
действует с игрушкой. Причем необхо­димо,
чтобы взрослый при этом выражал
заинтересованность в совместной
деятельности; радовался успехам ребенка
и общению с ним, тем самым создавая
эмоционально действенное подкреп­ление
тому материалу, который должен запомнить
малыш. Важно обеспечить многократное
повторение действия в целях его
запо­минания. Целесообразно обозначить
словами предметы, ситуации, признаки,
движения и действия, чтобы фиксировать
их в памяти младенца, обеспечив связь
образа предмета со словом.

Богатые возможности
для развития памяти младенца создают
игры с пальчиками, при проведении которых
выступают в един­стве несколько
компонентов: успешность непроизвольного
запо­минания, эмоционально-действенный
контакт со взрослым, по­вторяемость
ситуации и ее словесное обозначение.

Включение
литературных произведений во все
ситуации обще­ния с малышом способствует
развитию не только словесной, но

204

и образной,
двигательной и эмоциональной памяти.
Художествен­ное слово не только
обозначает признак, объект или ситуацию,
но и создает положительную эмоциональную
обстановку, осно­вываясь на
чувствительности ребенка к мелодике и
ритму.

Беседы по сказкам,
заучивание стихотворений, пересказ
худо­жественных произведений расширяют
опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их
содержание было понятно малышу. В раннем
дет­стве понимание литературного
текста достигается в том случае, если
он соответствует деятельности, которую
ребенок выполняет в данный момент.
Например, игру с машиной сопровождает
чте­ние стихотворения А. Барто
«Грузовик», или, наоборот, чтение
стихотворения сопровождается разыгрыванием
соответствующей сценки. В среднем и
старшем дошкольном возрасте запоминанию
литературных
произведений помогает опора на
представление-кар­тинку,
отражающую основное содержание текста.
Таким образом, словесная
память развивается в единстве с образной
и двигательной.

В раннем и дошкольном
детстве особую роль в развитии
непро­извольной памяти играют
наблюдения. Направляя внимание ма­лыша
на разные стороны объектов, организуя
деятельность детей по их обследованию,
воспитатель обеспечивает формирование
полного и точного образа памяти.

Эту особенность
очень точно сформулировал К.Д.Ушинский:
«Если…
хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь
прочно, то заставь­те
участвовать в этом освоении как можно
большее число нервов, заставьте
участвовать зрение, показывая карту
или картину, но и в акте зрения заставьте
участвовать не только мускулы глаза
бес­цветными очертаниями изображений,
но и глазную сетку дей­ствием красок
раскрашенной картины. Призовите к
участию ося­зание, обоняние и вкус…
При таком дружном содействии всех
органов в акте усвоения… вы победите
самую ленивую память. Конечно, такое
сложное усвоение будет проходить
медленно; но не должно забывать, что
первая победа памяти облегчает вторую,
вторая — третью и т.д.».

Таким образом,
память зависит не столько от признаков
как таковых, сколько от полноты восприятия.
Следует помнить, что для образования
представлений недостаточно только
пассивного созерцания объекта. Нужен
его активный анализ, установление
соотношений между выделенными частями,
компонентами ситу­ации, т.е.
аналитико-синтетическая деятельность,
называние объ­ектов и их свойств в
слове.

Непроизвольное
запоминание обеспечивается включением
ма­териала в целенаправленную
предметную и познавательную дея­тельность
через установление его взаимосвязи с
целями, мотива­ми и способами этой
деятельности.

Память ребенка —
это его интерес. Такие интеллектуальные
чувства, как удивление, удовлетворение
от сделанного открытия,

205

восхищение,
сомнение, способствуют возникновению
и поддер­жанию интереса к объекту
познания и самой деятельности, обес­печивая
запоминание.

Следует помнить,
что излишне эмоциональный материал
остав­ляет в памяти смутные, расплывчатые
воспоминания. Так, если после просмотра
спектакля ребенок вспоминает только
одну-две реплики, это говорит не о его
плохой памяти, а об эмоциональ­ной
перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал,
необходимо создавать ситуации для его
использования во время игры, бесе­ды,
рассматривания картинок и т.п., побуждать
ребенка активи­зировать свой опыт.

Важнейшим средством,
обеспечивающим непроизвольное
за­поминание
и воспроизведение, накопление опыта
жизнедеятельно­сти,
общения, познания, выступает режим дня.
Взрослый, органи­зуя жизнь ребенка,
помогает ему выполнять одни те же
действия в повторяющихся ситуациях в
одно и то же время.

Развитие произвольной
памяти дошкольника происходит, когда
взрослый побуждает ребенка к сознательному
воспроизведению своего опыта в игре,
продуктивной и речевой деятельности,
при пересказе, заучивании, рассказывании,
сочинении историй и сказок, т. е. ставит
цель «вспомни». Важно, чтобы требование
за­помнить было вызвано потребностями
той деятельности, в кото­рую включен
дошкольник. Ребенок должен понимать,
зачем нуж­но запоминать. Использование
усвоенных знаний должно следо­вать
вскоре за запоминанием.

Важный момент в
развитии произвольной памяти старших
до­школьников — обучение логическим
приемам запоминания. Ведь именно пяти
—шестилетние дети впервые принимают
указания, как надо запоминать.

Овладение приемами
запоминания зависит от следующих
ус­ловий:

  • степени освоения
    соответствующих мыслительных операций;

  • содержания и
    характера материала;

  • характера обучения.
    Только при его организации запомина­ние
    становится логическим;

  • наличия потребности
    в правильном и точном запоминании и
    припоминании, стремления проверить
    его результаты.

Следует
побуждать ребенка контролировать и
оценивать мнеми-ческую
деятельность, как свою, так и сверстников.
А для этого целесообразно
сравнивать результаты воспроизведения
с образцом. Но
следует помнить, что только у детей
пяти—шести лет сочета­ние задачи на
запоминание и самоконтроль повышает
эффектив­ность памяти. И все-таки в
любой период дошкольного детства
ре­бенку
лучше два раза воспринять материал и в
промежутках попы­таться
его воспроизвести, чем воспринимать
большее число раз подряд,
не восстанавливая заученное в самом
процессе запоминания.

206

Развитию произвольной
памяти способствует дидактическая
игра. Она создает действенную игровую
мотивацию, подчиняет запоминание близкой
и понятной ребенку цели, позволяет ему
осознавать способы выполнения
деятельности, а также дает взрос­лому
возможность руководить мнемической
деятельностью, не вставая в открыто
дидактическую позицию.

Вопросы для
повторения

  1. Раскройте
    специфику развития видов и процессов
    памяти в мла­денческом
    возрасте.

  2. Каковы особенности
    развития памяти в раннем детстве?

  3. Опишите развитие
    видов памяти дошкольника.

  4. Какова
    специфика развития непроизвольной и
    произвольной па­мяти
    в дошкольном возрасте?

  5. Какие приемы
    логического запоминания доступны
    дошкольникам?

Литература

Бадалян
Л., Миронов А.
Память
и нервно-психическое развитие //До­школьное
воспитание. — 1976. — № 4.

Ендовицкая
Т. В.
Развитие
памяти и психология детей дошкольного
воз­раста
/ под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
— М., 1964.

Житникова
Л.М.
Учите
детей запоминать. — 3-е изд., доп. — М.,
1985.

Истомина
З.М.
Развитие
памяти. — М., 1978.

Истомина
3. М.
Развитие
произвольной памяти в дошкольном
возра­сте
// Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста / под ред. А.
Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. — М., 1995.

Лебедева
С. О.
О
возможностях развития образной памяти
// Дошколь­ное
воспитание. — 1985. — № 8.

Рошка
Г.
Что
и почему запоминает ребенок // Дошкольное
воспита­ние.
— 1986. — № 3.

Трошихина
Ю.Г., Гизатулина Д.Х.
Развитие
кратковременной памя­ти
у детей раннего возраста // Вопросы
психологии. — 1979. — № 4.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

  1. Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

  2. Кратковременная (3 -30 сек)

  3. Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

  1. Зрительная

  2. Слуховая

  3. Тактильная

  4. Вкусовая

  5. Обонятельная

  6. Двигательная

  7. Эмоциональная

По форме хранения информации в памяти

  1. Образная

  2. Словесно-логическая

По участию воли в процессах памяти

  1. Произвольная (необходимы усилия)

  2. Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

  1. Механическая (простое заучивание)

  2. Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.

Виды памяти

Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Особенности памяти дошкольников

Игры для развития зрительной памяти

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.

  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры — набрать как можно больше парных фишек.

Игры для развития зрительной памяти

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Упражнения для развития слуховой памяти

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия 

https://i.pinimg.com/originals/32/6d/21/326d213e3a53d4b854c1adef3b172c9a.jpg Рекомендации
по развитию памяти старших дошкольников

Для
развития памяти у детей дошкольного возраста необходимо:

1) развивать
непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного
воспроизведения (важно, чтобы было чем пользоваться, что вспоминать);

2) побуждать
ребенка к воспроизведению вначале при выполнении им практических поручений и в
игре, а в дальнейшем и в процессе учебной деятельности;

3) упражнять дошкольников
в запоминании, тренируя их память в деятельности, имеющей для них определенное
значение. Благоприятные условия в этом отношении имеют все виды деятельности, в
том числе и многие специальные занятия, проводимые в детском саду: рисование,
лепка, конструирование, где перед детьми возникает задача запомнить образец,
объяснение воспитателя; различные дидактические игры; занятия по ознакомлению с
окружающим, развитию речи, разучиванию стихотворений и пр.;

4) обучать
различным способам запоминания, обращая особое внимание на развитие логической
памяти.

Рекомендации
для родителей

1. Вместе с
ребёнком рассматривать различные объекты, на прогулке или по пути из детского
сада.

2. Обсуждать с
ребенком, что привлекает его в данном объекте и за чем он наблюдает.

3. Развивать у
ребенка стремление поделиться своими впечатлениями.

4. Беседовать с
ребенком о прошлых событиях, стимулировать желание пересказать прочитанное.

5. Заучивать с
ребёнком полюбившиеся стихотворения.

6. Развивать
память с помощью игровых заданий

Рекомендуемые
игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

 «Запомни
предметы»
(учить ребенка запоминать и
воспроизводить информацию).

«Детектив»
(развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает
15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки,
которые запомнил).

«Пирамида»
(развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала
одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два
слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок повторяет
и т.д.).

«Что
ты видел в отпуске?»
(взрослый задает ребенку
вопросы о происходящих в отпуске событиях).

 «Что
ты ел на обед?»
(ребенок должен перечислить все, что
ел на обед).

«Одежда»
(ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

«Нарисуй
такой же»
(ребенок рисует на листе бумаге
какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен
нарисовать точно такой же предмет).

«Я
положил в мешок»
(взрослый на глазах ребенка кладет в
мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).

«Короткий
рассказ»
(взрослый читает короткий рассказ;
ребенок должен воспроизвести его).

«Башня»
(ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества
геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

«Фигурка
из палочек»
(взрослый выкладывает фигурку из палочек;
ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

Развитие как физическое, так и умственное тесно
связано с возрастом. Каждому возрасту
соответствует свой уровень физического,
психического и социального развития. Это
соответствие справедливо отчасти, так как
развитие конкретного человека может отклоняться
в ту или другую сторону.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на
строгом учете в учебно-воспитательной работе
возрастных особенностей детей. Он выдвинул и
обосновал принцип природосообразности, согласно
которому обучение и воспитание должны
соответствовать возрастным этапам развития. Как
в природе все происходит в свое время, так и в
воспитании все должно идти своим чередом —
своевременно и последовательно[4, c. 96].

Старший дошкольный возраст играет особую роль
в психическом развитии ребенка: в этот период
жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы деятельности и
поведения. Одним из важнейших достижений
старшего дошкольного возраста является
осознание своего социального “Я”, формирование
внутренней социальной позиции.

Проблемы развития памяти рассматривается в как
в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Так, В. Штерн в своей книге “Психология раннего
детства”, опираясь на многолетние наблюдения за
поведением собственных трех детей и обобщив
данные других авторов, пытался наметить основную
линию развития памяти на протяжении школьного
возраста [37, с.135]. Бюлер, изучая проблему детской
памяти, утверждал, что она носит механический и
субъективный характер [17, с.7].

Э. Мейман в “Лекциях по экспериментальной
педагогике” утверждает, что “в самом раннем
детстве память ребенка работает механически”.
Прочность запоминания, по его мнению, с возрастом
ослабевает, хотя в то же время он не отрицает и
некоторого улучшения ее с годами [17, с.7].

Более поздние исследователи Е. Брунсвик, Л.
Гольдшейдер, изучая возрастные различия в
соотношении запоминания бессмысленного и
осмысленного материала, пришли к выводу,
согласно которому логическая, или осмысленная,
память развивается с 11 — 12 лет, а до этого
преобладает механическая, ассоциативная память
[17, с.7].

Значительный интерес представляют
высказывания о памяти Н.А.Добролюбова. В своих
работах он писал о роли осмысливания, понимания
того, что заучивается ребенком [13, с.349].

К. Д. Ушинский, формулируя исходные позиции в
проблеме памяти, старался подчеркнуть, что
запоминание есть процесс образования
ассоциаций, но в его понимании ассоциации — это не
только ассоциации по смежности (“по единству
места”, “по порядку времени”), но и рассудочные
ассоциации, ассоциации “по сердечному чувству”
и совершенно особые ассоциации “развития”. Он
выделяет три ступени развития памяти:
механическую, рассудочную и духовную (разумную)
память [35, с.359].

Ценный вклад в учение о развитии детской памяти
внес И.М.Сеченов. К изучению психических
процессов и, в частности, процессов памяти у
ребенка он подошел с позиции выдвинутой им
рефлекторной теории психики, развитой в
дальнейшем И. П. Павловым. Общеизвестно, что эта
теория сыграла огромную роль в построении
материалистической психологии.

П. П. Блонский в книге “Память и мышление”
развивает генетическую теорию памяти. Он
выделяет четыре основных вида памяти: моторная
память (память-привычка), аффективная, образная и
вербальная. Возникают эти виды памяти у ребенка
не одновременно, а именно в данной
последовательности, один за другим.

Л. С. Выготский рассматривал проблему памяти с
позиции выдвинутой им культурно-исторической
теории развития психики.

Одной из первых значительных попыток Л. С.
Выготского конкретизировать общую теорию
культурно-исторического развития психики у
человека явилась разработанная им концепция
развития памяти. Согласно этой концепции, высшие,
специфические человеческие формы памяти,
активное запоминание с помощью знаков точно так
же, как и другие формы поведения, первоначально
рождаются в социальном общении между людьми. [6,
с.113].

Как показывают психологические исследования
(А.Н.Леонтьев, П. И. Зинченко), именно в дошкольном
возрасте у ребенка начинает формироваться
собственно мнемическая деятельность, имеющая
свои специфические цели, приемы и способы[19, с.73].
Bозникает произвольная, преднамеренная память.
На протяжении дошкольного возраста ребенок
научается управлять этим процессом, научается
ставить перед собой цель что-либо запомнить. У
него формируются специальные мнемические
действия.

Процесс выделения и осознания ребенком
мнемической цели изучался З.М.Истоминой. Было
установлено, что выделение мнемической цели
ребенком дошкольного возраста происходит в том
случае, когда он сталкивается с условиями,
которые требуют от него активного запоминания и
припоминания[17, с.105].

В исследовании 3. М. Истоминой было также
обнаружено, что припоминание раньше, чем
запоминание, приобретает произвольный характер.
Экспериментальные материалы, полученные 3. М.
Истоминой, показали, что, только обнаружив свою
несостоятельность при воспроизведении данного
ему поручения, ребенок осознавал тот факт, что он
не был достаточно активен при выслушивании
поручения и не сделал ничего для того, чтобы его
запомнить[17, с.111].

Материалы, полученные в работе Н. А. Корниенко,
также указывают на наличие у детей всех
возрастов дошкольного детства обобщений
запоминаемого материала, объединения его в
смысловые группы[36, с.93].

Использование дошкольниками в процессе
запоминания смысловой группировки уже само по
себе свидетельствует об осмысленном характере
их памяти и может служить для опровержения
положения о механическом характере памяти детей
в дошкольном возрасте. Многие психологи считали,
что одной из основных особенностей детской
памяти является ее механичность. Штерн, Коленаре,
Третер говорили о преимуществе механического
запоминания у маленьких детей[37, с.128].

Участие речи в установлении смысловых связей
внутри запоминаемого материала является одним
из центральных факторов развития памяти в
дошкольном возрасте. Замещение
наглядно-образных связей, имеющих место на
первых этапах дошкольного детства, связями
речевыми знаменует собой переход к внутренне
опосредствованному запоминанию, что делает
возможным развитие у детей словесно-логической
памяти.

Формирование и воспитание памяти старших
дошкольников, также как и формирование других
психических процессов, происходит в процессе
деятельности. От особенностей ее структуры в
старшем дошкольном возрасте во многом зависит и
характер памяти. Деятельность дошкольника
характеризуется тем, что она направлена на
ближайшие конкретные цели.

В старшем дошкольном возрасте развития
достигает словесно-логическая память. Ребенок 6-7
лет уже свободно пользуется словом для
установления смысловых связей при запоминании.
При помощи слова он группирует его, относя к
определенной категории предметов или явлений,
устанавливает логические связи”. Все это
способствует и увеличению объема запоминаемого
материала.

Большую роль в повышении продуктивности
запоминания в старшем дошкольном возрасте
играет то, что к 6 — 7 годам представления ребенка
об окружающем начинают систематизироваться. Те
или иные объекты относятся им к той или другой
категории предметов или явлений. Последнее
облегчаёт установление между ними логических
связей, что облегчает их запоминание.

Особенности развития памяти в старшем
дошкольном возрасте:

— преобладает непроизвольная образная память;

— память, все больше объединяясь с речью и
мышлением, приобретает интеллектуальный
характер;

— словесно-смысловая память обеспечивает
опосредованное познание и расширяет сферу
познавательной деятельности ребенка;

— складываются элементы произвольной памяти
как способности к регуляции данного процесса
сначала со стороны взрослого, а потом и самого
ребенка;

— формируются предпосылки для превращения
процесса запоминания в особую умственную
деятельность, для овладения логическими
приемами запоминания;

— по мере накопления обобщения опыта поведения,
опыта общения ребенка со взрослыми и
сверстниками развитие памяти включается в
развитие личности.

Рассматривая влияние памяти на развитие
личности, отмечается, что память связывает
прошлое человека с его настоящим, обеспечивает
единство личности.

Память вступает во взаимосвязи с речью и
мышлением, приобретая на этой основе
интеллектуальный характер, то есть опора на
мыслительные операции придает ей осмысленный и
обобщенный характер.

Сохранение в памяти прошлого тесно связано с
чувствами. Сильные переживания способствуют
прочности и точности запоминания и сохранения.
Взволновавшее событие помнится много лучше того,
что оставило человека безразличным. Однако эта
зависимость не имеет абсолютного характера,
существует некая граница, за которой сила
переживаемых чувств способна привести как раз к
противоположному результату.

Память имеет огромное значение в жизни и
деятельности людей. Благодаря запоминанию
происходит накопление опыта, а узнавание и
воспроизведение делают возможным использование
его в последующей деятельности. Прошлый опыт
сохраняется в памяти. Это значит, что в
определенных условиях воспроизводится (или
узнается) то, что было раньше. Без сохранения
прошлого опыта человек не узнавал бы окружающих
предметов, не мог бы ни представить их, ни мыслить
о них, не мог бы, следовательно, ориентироваться
во внешнем мире. Без сохранения опыта невозможно
никакое обучение, никакое развитие ни в
умственной, ни в практической области.

Развитие произвольной памяти имеет большое
значение для подготовки ребёнка к школьному
обучению. Никакая учебная деятельность не
окажется возможной, если ребёнок будет
запоминать только то, что его непосредственно
интересует, не считаясь с требованиями учителя, с
теми задачами, которые выдвигаются школьной
программой.

С учетом вышеизложенного можно определить
руководство развитием памяти старшего
дошкольника.

Беседы по сказкам, заучивание стихотворений,
пересказ художественных произведений расширяют
опыт ребенка. Запоминанию литературных
произведений поможет опора на
представление-картинку, отражающую основное
содержание текста.

Наблюдения. Направляя внимание ребенка на
разные стороны объектов, организуя деятельность
детей по их обследованию, можно обеспечить
формирование полного и точного образа памяти.

Память ребенка – это его интерес. Такие
интеллектуальные чувства, как удивление,
удовлетворение от сделанного открытия,
восхищение, сомнение, способствуют
возникновению и поддержанию интереса к объекту
познания и самой деятельности, обеспечивая
запоминание.

Важный момент в развитии произвольной памяти –
обучение приемам запоминания. Именно
шестилетние дети впервые принимают указания, как
надо запоминать.

Развитию памяти способствует дидактическая
игра. Она создает действенную игровую мотивацию,
подчиняет запоминание близкой и понятной
ребенку цели, позволяет ему осознавать способы
выполнения деятельности, а также дает взрослому
возможность руководить мнемической
деятельностью, не вставляя в открытие
дидактическую позицию.

Можно дать следующие рекомендации по работе с
детьми старшего дошкольного возраста в группе.

Подобрать картины для рассматривания и
рассказывания детьми группы с целью развития
свойств и видов внимания, наблюдательности,
связной речи. Составить по ним вопросы.

Подобрать дидактические игры для группы детей
с целью развития восприятия цвета, формы,
величины.

Выявить детей, имеющих недостатки в развитии
памяти и восприятия, проанализировать причины и
составить индивидуальные планы работы с такими
детьми, используя подобранные картины и
дидактические игры.

Работа с родителями может проводиться в
следующих направлениях:

1. Составить рекомендации для родителей по
развитию восприятия и памяти ребенка в семье и
организации наблюдений за животными и птицами.

2. Подготовить консультации по темам
“Перескажем сказку”, “Как выучить
стихотворение”, “Наблюдайте вместе с
ребенком”, “Если у ребенка плохая память”, “Как
заучивать с ребенком стихотворения
(пересказывать)”.

3. Провести анкетирование по вопросам:

Умеет ли Ваш ребенок рассматривать объекты?
Приведите примеры.

Что привлекает его, за чем он наблюдает?

Стремится ли поделиться впечатлениями, как вы
на это реагируете, почему?

Умеет ли Ваш ребенок рассказывать о прошлых
событиях, пересказать прочитанное, насколько
связно, логично он это делает? Приведите примеры.

Заучиваете ли Вы с ребенком стихотворения, как
он относится к процессу, результату заучивания?

Зачем нужно развивать память ребенка?

Таким образом, память представляет собой форму
психического отражения прошлого опыта во всем
его многообразии. Она лежит в основе обучения и
воспитания, приобретения знаний, личного опыта,
формирования навыков.

Наблюдения за психическим развитием детей и
специальные исследования показывают, что память
ребенка с возрастом развивается, изменяясь как
по объему, так и в качественном отношении.

Развитие памяти обусловлено тем, что на разных
этапах жизни ребенка изменяются его цели и
характер его взаимодействия с окружающей
действительностью.

Важным моментом в развитии памяти старшего
дошкольника выступает появление личных
воспоминаний. В них отражаются существенные
события из жизни ребенка, его успехи в
деятельности, взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.

Создание в старшем дошкольном возрасте
благоприятных условий для развития
преднамеренных и осмысленных процессов памяти,
формирование у ребенка элементов произвольной
памяти имеет существенное значение для его
дальнейшего психического развития. Воспитание у
старшего дошкольника элементов
целенаправленной памяти, формирование у него
умения сознательно ставить перед собой цель
запомнить, припомнить и привлечь для этого
нужные способы и средства являются необходимой
предпосылкой успешного обучения ребенка в школе.

Ресурсы

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс
обучения /Пер. с англ. под общ. ред. Ю. М. Забродина,
Б. Ф.Ломова. – М.: Прогресс,1980.

2. Блонский П. П. Избранные педагогические и
психологические сочинения: В 2- х т. Т. 2/Под ред. А.
В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979.

3. Блонский П.П. Память и мышление. СПб., 2001.

4. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. –
М.:Наука,1973.

5. Вопросы психологии ребенка дошкольного
возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца.
— М.: Международный Образовательный и
Психологический Колледж, 1995. – 144 с.

6. Выготский Л.С. Развитие высших психических
функций / Л.С.Выготский.– М.: Психология, 1990. – 219 с.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических
функций / Л.С.Выготский. – М.: Психология, 2000.

8. Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по
психологии: Информ. – метод. пособие по курсу
“Психология человека”. – М.: Педагогическое
общество России, 2006. – 276 с.

9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 3-е,
стереотипное. Т.1: Пер. с франц. – М.: Мир, 2009. – 496.,
ил.

10. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд.
3-е, стереотипное. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 2009.- 376.,
ил.

11. Голубева Э.Л.Индивидуальные особенности
памяти человека. М.,1980.

12. Грановская Р.М. Элементы практической
психологии. – СПб.:Свет,1997.

13. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические
произведения /Н.А.Добролюбов. – М.: Педагогика, 1992.
– 415 с.

14. Запорожец, А.В. Психология / А.В.Запорожец. — М.:
Учпедгиз, 1953. – 284с.

15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. –
М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

16. Зинченко П.И. Память в экспериментальной и
когнитивной психологии. СПб., 2002.

17. Истомина, З.М. Развитие памяти / З.М.Истомина.
– М.: Психология, 1977.– 120 с.

18. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у
человека: Введение в психологию/Пер. с англ. под
ред. А.Р. Лурия. – М.: Мир, 1974.

19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические
произведения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. В. Давыдова и
др. – М.: Педагогика, 1983.

20. Лурия А.Р. Внимание и память – М.: Изд-во МГУ,
1975.

21. Лурия А.Р. Внимание и память / Лурия, А.Р. М.:
Педагогика, 1988. – 130с.

22. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост.
Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 302
с.

23. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для
вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.: ил. – (Серия
“Учебник для вузов”).

24. Основы психологии: Практикум / Ред .- сост.
Л.Д.Столяренко . – Ростов-на Дону, Феникс, 2005. –
с.72.

25. Познавательная активность в системе
процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. М., 1989.

26. Психология детей дошкольного возраста / Под
ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М.:
Просвещение, 1964. – 350 с.

27.Психология памяти. Учебное пособие / Под ред.
Т.И. Зинченко и В.П.Зинченко. Дубна, 2000.

28. Ратанова Т. А., Домашенко И. А. Психология
общая: Экспериментальная психология: Учебник/Т.
А. Ратанова, И. А. Домашенко – 2-е изд., доп. И
перераб. – М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинта, 2004. -464 с.

29.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.:
Питер, 1999.

30. Сеченов, И.М. Избранные философские и
психологические произведения / И.М.Сеченов. – М.:
Наука, 1947. – 517 с.

31. Смирнов А. А. Психология / А. А. Смирнов. – М.:
Просвещение, 1962. – 559с.

32. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти.- М.:
Просвещение, 1966.

33. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.:
Академия, 1999. – 96 с.

34. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А.
Урунтаева. – М.: Академия, 1999. – 334 с.

35. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания.
– М.: Педагогика, 1980.- 490 с.

36.Хрестоматия по общей психологии: Психология
памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.Я. Романова. –
М.: Изд-во МГУ, 1979.

37. Штерн, В. Психология раннего детства / В.Штерн.
– Петроград, 1915. – 234 с.

38. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36728.php
. Лаврентьева М.В
. Общая характеристика
развития детей старшего дошкольного возраста.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто осуществляет непосредственное руководство вооруженных сил россии
  • Рингер локка инструкция по применению для собак дозировка
  • Infrarot massagegerat msi 2571 инструкция прочитать
  • Омвд левобережный руководство
  • Должностная инструкция заместителя директора по строительству строительной организации