Руководство речного вокзала


Основные и специальные подразделения

Филиал Северный речной вокзал

г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 51, метро «Речной вокзал»

Телефон: +7 (495) 536-00-74

Отдел кадров: +7 (495) 536-00-99, доб. 2305

Филиал Северный речной вокзал ГУП «Мосгортранс» занимается обеспечением работы инфраструктуры речного транспорта. На сегодняшний день в управление филиала входят здание и территория Северного речного вокзала, а также комплекс причалов Южного речного вокзала.

ГУП «Мосгортранс» приглашает операторов речного транспорта к сотрудничеству.

Северный речной вокзал

Адрес для проезда:
г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 51
метро «Речной вокзал»

Время работы: с 8:00 до 20:00
Причалы и диспетчерская – круглосуточно (в период навигации)

Контакты:
+7 (495) 536-00-99, доб. 2230 (пн-чт – с 8:00 до 17:00, пт – с 8:00 до 15:45)
sekretar.nrt@mosgortrans.ru

Подробнее о Северном речном вокзале можно узнать на  https://transport.mos.ru/reka/trips.

Южный речной вокзал

Адрес для проезда:
г. Москва, проспект Андропова, д. 11, корп. 2
метро «Технопарк»

Адрес по паспорту:
г. Москва, левый берег реки Москва, 1,7 км – 2,2 км (Нагатинское спрямление)

Время работы:
Причалы и диспетчерская – круглосуточно (в период навигации)

Контакты:
+7 (495) 536-00-99, доб. 2240 (пн-чт – с 8:00 до 17:00, пт – с 8:00 до 15:45)
sekretar.nrt@mosgortrans.ru

Технические характеристики и информация для операторов речного транспорта

Возврат к списку

Адрес Северного Речного вокзала

 г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 51

Часы работы

  • Строение речного Северного вокзала – с 9:00 до 20:00.
  • Парковая территория – 24 часа в сутки.

Карта Северный Речной вокзал

Как доехать

На городском транспорте: Станция метро «Речной вокзал», выход №2. Затем – пройти через парк Дружбы к подземному переходу через шоссе. И Вы уже у центрального входа в парк вокзала. 

Более того, недалеко на Ленинградском шоссе можно найти остановку «Северный речной вокзал». К ней можно подъехать на автобусе т6т43 и экспресс-автобусе 905 (от Тверской Заставы). В ночное время мимо этой остановки курсирует городской транспорт н1.

На личном автомобиле: Начиная с 1 мая вступят в силу обновленные правила для въезда на территорию данного речного вокзала, а именно: бесплатно 15 минут, затем — за фиксированную стоимость.

Данная территория — излюбленное место в северной части столицы. Но есть и минусы, большое число автомобилей, которые создают опасность как для взрослых, так и для детей.

Написать письмо

Перейти к контенту

Строительство Северного речного вокзала началось в 1937 году. Руководителями проектов стали А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский. Возведение объекта проходило до момента заполнения Химкинского водохранилища. 

Постройка была оформлена в виде корабля, шпиль которой был украшен звездой, привезённой со Спасской Башни столичного Кремля. 

На входе в помещение можно видеть декор из керамики, украшенной глазурью, выполненный Н.Я. Дянько. Многие отмечают майолику, которая изображает футуристическую для своего времени столицу государства. По бокам вокзал предусматривает комфортабельные дворики, где ранее были установлены фонтаны. Южный фонтан был изготовлен И.С. Ефимовым, декорирован статуями девяти дельфинов. Северный был украшен скульптурой скалы с медведями и гусями, выполненными из меди Л. Кардашевым.

Многие архитектурные элементы вокзала не удалось сохранить и реставрировать. Некоторые элементы декора были привезены из других регионов страны. Например, куранты были транспортированы из Волоколамска, Воскресенского собора. Особенностью изделия становится ручное производство всех механических элементов конструкции.

Однако руководством в 1996 году было решено заменить механизмы на электронику, так как заводить их необходимо было два раза в сутки.

Речной вокзал

В башне комплекса расположен механизм, посредством которого можно регулировать высоту шпиля. Изначально проект предусматривал подъём и опускание оного при открытии, закрытии навигации. Но часто выполнять данные манипуляции не было необходимо.

В 1941 году звезду было решено опустить, чтобы она не стала ориентиром для военной авиации немецкой армии. Также особенностью локации становится крыша, декорированная фонарями-ландышами. Её можно видеть в кинофильмах «Новая Москва», «Волга — Волга». В помещении вокзала путешественники могут посетить ресторан, который также фигурировал в съёмках российского фильма.

На сегодняшний день объект полностью отреставрирован. 

  • Северный Речной вокзал
  • Расписание Речного вокзала
  • Речные круизы из Москвы
  • Как добраться до речного вокзала



Город


, 5 мин. на чтение

Московская легенда: Северный речной вокзал



Город


,

5 мин. на чтение

Московская легенда: Северный речной вокзал

Alternative Text

После долгих лет простоя и реставрации в Москве наконец-то открылось здание Северного речного вокзала. Того самого, что у станции метро «Речной вокзал». За десять (или пятнадцать, смотря как считать) лет некоторые горожане кроме местных успели забыть о его существовании, но в первые же дни работы сюда приехали толпы людей.

— Много народа на открытии было? — обратился я к здешнему охраннику.

— И не спрашивайте, — ответил он и закатил глаза. — Четверть Москвы, не меньше.

Охранник, конечно, махнул лиха, но метафора в целом подходящая. Как заявил руководитель московского дептранса Максим Ликсутов, 5 и 6 сентября речной вокзал посетили почти 20 тыс. человек, что не так уж мало в наши посткарантинные времена. Остальные, как и я, решили подождать и заехать позже, чтобы не толпиться и не участвовать в помпезно-официозном торжестве. Но даже в полдень четверга здесь нашлась очередь. Правда, в туалет, и то лишь потому, что кабинка на весь вокзал одна. Ну да ладно, это все мелочи. Перед нами все-таки великая архитектура с почти столетней историей, а не просто какой-нибудь транспортный объект.

Северный, он же Химкинский, речной вокзал нарисовался на карте города в 1937 году. Его начали строить четырьмя годами раньше, одновременно работая над каналом Москва—Волга, который сегодня знаком нам под названием «канал имени Москвы». Если вдруг вы забыли (хотя вряд ли), то именно благодаря КиМу столица получила гордый народный статус «порт пяти морей». В общем, важному транспортному объекту требовалось не менее мощное архитектурное решение. Так оно и вышло. Северный речной решили делать по всей красоте, отказаться от сугубо функционального назначения и сделать акцент на эстетике.

Само здание получилось настолько крутым, что москвичи приезжали любоваться Северным вокзалом даже в годы абсолютного упадка. Все-таки это один из самых ярких образцов сталинского ампира. Вокзал напоминает пароход — издалека, тем более в вечерней темноте, подсвеченные этажи практически невозможно отличить от открытых веранд трехъярусного судна, а шпиль — от трубы. И это только издалека. Внутри советских граждан ждали расписные своды потолка, витражи и бронзовая фигура Сталина, которого через некоторое время от греха подальше выпилили из вестибюля. Вокруг вокзала и на его балконах тоже не экономили — статуи, фонтаны. Главный архитектор Алексей Рухлядев прямо в год завершения строительства получил орден Ленина и диплом Большой премии Парижской международной выставки искусств и техники.

Проект вокзала разрабатывался и для комфорта пассажиров. Здесь были открыты большой ресторан и несколько буфетов, библиотека и газетный киоск, душевая и парикмахерская, комната матери и ребенка со спальней и игровой зоной.

В 1938 году вокзал вошел в историю кино, сыграв важную роль в фильме «Волга-Волга», который в свою очередь был посвящен каналу Москва—Волга. Потом в той или иной роли здание фигурировало в советских «Коллегах», «Горожанах», «Гонках по вертикали» и «По семейным обстоятельствам», а заодно в сравнительно современных «ДМБ» и «Дне выборов». Но настоящую славу получила именно «Волга-Волга». Тут и Любовь Орлова, и любовь Сталина, и премия его имени.

Уже на закате СССР, в 1987 году, вокзалу присвоили статус памятника архитектуры. Увы, это слабо повлияло на людей, отвечавших за его сохранность. Год за годом пассажиропоток становился все меньше, здание практически не использовалось, а потом на него просто забили — зато в 1990-х здесь проходили очень зрелищные рейвы (именно потому что забили). В 2005 году здесь работал один лишь ресторан, все остальное было брошено. Еще через три года был опущен шпиль. Позже здание перешло во владения ФГУП «Канал имени Москвы», которое объявило о реконструкции, но тут же бросило эту затратную идею и в 2015 году по указу правительства Москвы вернуло речвокзал городу. Кое-как ситуация с реконструкцией разрешилась, когда «Архнадзор» уже включил здание в свою Красную книгу. И понеслась — охранные обязательства, общественное обсуждение, определение компании-подрядчика и прочая суматоха. В 2018 году работы по восстановлению наконец-то начались. И пусть рабочие еще доделывают всякие мелочи, но здание все же открылось. Даже звезду вернули на место — ту самую, с серпом и молотом, на которых сверкают более 700 полудрагоценных камней.

От станции метро «Речной вокзал» до самого вокзала меньше 10 минут пешком. Первые 4 минуты — по парку «Дружба», затем, после подземного перехода через Ленинградское шоссе, еще столько же по парку Северного речного вокзала. Выглядит все это довольно мило. Шахматные столы и детские площадки, пара уличных кофеен и сувенирных лавок, белки и птички. Не знаю, что здесь творится в выходные, но в будни это прекрасное тихое место.

Само здание вокзала — чистый восторг. Им восхищаешься так же, как если бы это была величественная городская усадьба у реки. Народа еще мало, но все заняты одним и тем же. Они снимают Северный речной со всех сторон и делают бесконечные селфи. Обходишь вокзал слева и справа, фотографируешь со стороны парка и набережной, поднимаешься по внешней лестнице на второй этаж, третий, проходишь по балконам. Это открытие так долго ждали и так мощно пиарили, что ходить по речвокзалу с постной равнодушной миной просто невозможно.

Сам вестибюль может немного разочаровать. Да, здесь есть ресторан «Волга-Волга» — прекрасная стилизация под советский шик с практически идеальным светом и историческим интерьером. Можно заглянуть, осмотреться и сделать пару фото. Цены терпимые, но совсем не советские. Кроме него здесь есть крохотный музей не самого очевидного содержания. Дело в том, что он посвящен покорению Севера, хотя ждешь от него, конечно же, старых фотографий вокзала, газетных статей о его строительстве и чего-то такого. Указатели говорят, что рядом с музейчиком должен быть сувенирный магазин, но он либо находится в тайной комнате, либо просто еще не подготовлен.

В целом на этом можно поставить точку. Нормальное движение по реке, по словам встречающего администратора, будет запущено к началу следующего сезона. Тогда же на набережной и в парке откроются новые уличные радости, да и в самом вокзале могут появиться дополнительные кафе или что-то типа того. Пока что только проекты. А сейчас слева от входа стоит закрытый кассовый павильон, справа — кафе «Дружба» с вывеской «Скоро открытие», а в здании — таблички «Проход закрыт» у каждой лестницы вверх и вниз.

Тем временем Ликсутов сообщает, что в скором времени будет реконструировано здание Южного речного вокзала, который на проспекте Андропова, возле «Коломенской». Там, конечно, архитектура не такая интересная. Первый деревянный Южный речвокзал был построен еще в 1930-е на Варшавском шоссе, в 1970-х сместился на Нагатинскую набережную к современному причалу Кленовый бульвар и только в 1985-м был открыт современный павильон. Теперь, с учетом транспортных амбиций Собянина, москвичи могут ждать реанимации речного транспорта.

Фото: Игорь Мухин

Подписаться:

Северный речной вокзал называют одним из лучших примеров сталинского ампира, главным сооружением канала имени Москвы и первым общественным пространством СССР. Здание строили заключенные, поэтому все его чертежи, эскизы и архивные документы много лет были засекречены. Из-за этого возникло много легенд о Северном речном вокзале — звезде с его шпиля, часовом механизме и «комнате особого назначения». Читайте в нашем материале о том, кто проектировал, украшал и реставрировал этот памятник архитектуры.

Предисловие

Когда я была маленькой, я тогда еще не понимала, какое огромное значение это здание имело не только для Москвы, но и для всей страны. Северный речной вокзал раньше назывался Химкинским речным вокзалом.

От причала речного вокзала отходили не только корабли в различных направлениях, но и самолёты-амфибии в полярные экспедиции. Отсюда отправляли много грузов на север России и проводили операции по спасению полярных экспедиций в Арктике.

Эту статью я посвящаю величественному и уникальному Северному речному вокзалу и хочу рассказать о том, как восстанавливали его из руин.

Князь Голицын идет на стройку

Дмитлаг отличался тесным переплетением лагерной культуры и вольнонаемного контингента. В одном из документов перечисляется как минимум 24 инженерно-технические специальности, задействованные в работах. Спрос на кадры, особенно квалифицированные, был высокий, и многие ехали на подобные стройки в погоне за длинным рублем. Правда, не все отправлялись на такую службу добровольно. Например, князю Сергею Голицыну, в чьей лояльности сомневалась власть, «посоветовал» наняться рабочим на стройку сотрудник НКВД — альтернативой могла стать лишь служба в органах. Свои воспоминания Голицын собрал в книге «Записки уцелевшего».

Вольнонаемным запрещали контактировать с заключенными вне рабочих процессов. Правило часто нарушалось — систематически происходили и пьянки, и поножовщина. За вольнодумство и неподчинение можно было с легкостью поменять статус на заключенного. Но условия работы, конечно, отличались.

История создания Северного речного вокзала

Мой с детства знакомый и любимый Северный речной вокзал был построен еще в 1937 году. Его построили за 4 года, значительно раньше химкинского водохранилища. На этом месте была суша, которая охватывала большую часть территории Левобережья.

Одновременно начали создавать канал Москва-Волга. Речной вокзал стал важнейшим объектом этой водной артерии, в 1987 году его признали памятником архитектуры федерального значения.

Изначально строение было задумано в стиле под Дворец дожей в Венеции. Когда весной 2021 года начали реставрацию здания, то исследователи получили доступ к архиву Канала имени Москвы, где хранятся оригиналы чертежей вокзала. Вот тогда и выяснилось, в каком архитектурном стиле построили наш речной вокзал.

Ещё недавно эти документы были строго засекречены, поскольку строительство канала и его объектов находилось в ведении НКВД. Строили наш Северный речной вокзал заключенные Дмитровского исправительного трудового лагеря.

Смерть не от работы, а от цикуты

Многие лагерники сильно голодали. По отчетам содержание заключенных обходилось в ту же сумму, что и оплата работы вольнонаемных. Но официальные цифры — 500–600 граммов хлеба в день, два раза в неделю мясо, три — рыба — не бились с оперативными сводками, что говорит о высокой коррумпированности системы. Заключенные в массовом порядке сбегали с работ и искали в лесу хоть какую-то еду. Фиксировалось очень много отравлений цикутой и волчьей ягодой вплоть до смертельных случаев.

При рабочем дне 8–10 часов люди фактически получали 250–300 граммов хлеба в сутки и больше ничего: баланда представляла собой что-то близкое к обычной теплой воде. Начало строительства канала совпало с массовым голодом в СССР 1932–1933 годов. Так что бытовой уровень крестьянина Черноземья в какой-то момент мог несильно отличаться от быта заключенного Дмитлага.

Единственной возможностью нормально поесть в лагере (административный аппарат не в счет) было выполнение сверхнормы, но в одиночку этого было не сделать. Поэтому люди кооперировались, а затем делили между собой усиленную пайку — пирожки, дополнительную тарелку баланды. Справиться с суточной нормой одному было практически нереально.

Здание речного вокзала до и после реставрации

Высота самого здания со шпилем 75 метров, длина составляет 150 метров. На тот момент это был 2-й по счёту речной вокзал в Москве. Главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев и его соавтор Владимир Кринский, задумали создать речной вокзал в виде парохода: три яруса открытых веранд символизируют его палубы, а центральная башня с высоким шпилем — трубы.

Первый ярус центральной башни окружён аркадами, второй — колоннами и украшен эмблемами мореходства, а на самом верху — башенные часы с четырёхсторонним циферблатом и высокий шпиль с золотой пятиконечной звездой.

Серп и молот на золотой звезде были инкрустированы уральскими самоцветами, которые спустя некоторое время их заменили искусственными, а потом и вовсе исчезли.

На нижнем ярусе башни были установлены четыре скульптуры работы Ромуальда Иодко: Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец. Эти бетонные фигуры красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина, согласно первоначальному замыслу архитектора, предполагалось покрыть бронзовой краской. Однако краской не покрыли и они остались бетонными.

Реставраторам пришлось очень постараться, чтобы восстановить эти фигуры на башне, поскольку они были сильно испорчены временем и погодными условиями.

На фото наш Северный речной вокзал после реставрации. Фотографию я сделала со стороны причала.

В оригинальном проекте здания по задумке архитекторов центральный звёздный шпиль башни во время навигации должен был подниматься на высоту 83 метра и опускаться на время её прекращения в зимний период. Однако в 1941 году звезду опустили, чтобы на неё не ориентировались немецкие лётчики, и впоследствие ею больше не воспользовались.

Уникальные часы перевезли на Северный речной вокзал из Воскресенского собора Волоколамска. Все детали этих часов выполнили вручную с исключительной точностью, но в 1996 году, чтобы не приходилось дважды в сутки заводить механические часы, механизм заменили на электронный.

Часы как и весь облик здания начали постепенно терять свою красоту под воздействием температурного режима в разные сезоны года. На долгие годы про них просто-напросто забыли.

Знаменитая крыша Северного речного вокзала с фонариками-ландышами, которую можно увидеть в фильмах «Новая Москва» и «Волга-Волга» также со временем пришла в негодность и местами начала протекать, но благодаря специалистам-реставраторам, ее заботливо восстановили буквально по крупицам.

С двух сторон вокзала расположены небольшие дворики, где в красивых чашах размещены фонтанчики «Север» и «Юг». Северный фонтан или «Полярный фонтан», созданный скульптором Львом Кардашевым, был изображён в виде птичьего базара.

Для него были изготовлены из красной меди фигуры гагар и диких гусей с раскинутыми крыльями, в центре пьедестала чашу фонтана поддерживает группа белых медведей.

Фото я сделала уже после реконструкции этого фонтана, которому реставраторы вновь дали жизнь и вернули былую красоту, восстановив оригинальную задумку архитекторов после ужасного разрушения. Когда он находился в запущенном и разрушенном состоянии, без слёз невозможно было на это смотреть.

Южный «Черноморский фонтан», изготовленный скульптором Иваном Ефимовым, был изображён в виде 9 дельфинов, играющих друг с другом на волне и размещённых на стеклянных шарах.

Со временем этот фонтан начал разрушаться под воздействием осадков в разное время года. Реставрацией очень долго никто не занимался и красивое сооружение превратилось в руины, поросшие сорняком. На чёрно-белом фото виден Черноморский фонтан в момент разрушения и до разрушения.

А это фото сделано мною уже после реставрации фонтана. Воссоздавали точно по чертежам того времени. И он вновь засверкал во всём своём великолепии.

Одним из интересных архитектурных приёмов, использованных при работе над зданием вокзала, стало разное решение его фасадов, смотрящих на набережную и на парк. Со стороны набережной от главного входа спускается широкая гранитная лестница.

Причал и набережная возле вокзала не раз были местом для съёмок кинофильмов и принимали участия, например, в многосерийном фильме «Остановка по требованию» в главной роли с Дмитрием Певцовым. Но они также требовали серьёзных восстановительных работ. После глобального ремонта причал и набережную стало просто не узнать.

Первый фотоснимок был сделан еще в 30-х годах после открытия здания Северного речного вокзала.

А второй снимок уже я сделала недавно, когда состоялось открытие Северного речного вокзала после реконструкции. Вдоль причала такой своеобразной змейкой с подсветкой протянулся макет канала им.Москвы, наполненный водой. В нём можно даже запускать кораблики.

Стены здания Северного речного вокзала были выполнены из полированного диорита, колонны центральных входов со стороны набережной и парка украшают 24 медальона из особого вида керамики, майолики, с различными сюжетами сталинской эпохи: главные стройки пятилетки, поезда московского метро, сюжеты на тему освоения Северного морского пути и Советской Арктики, речные и морские пароходы и др.

Внутри здание вокзала (более 42 тыс. м³) с помощью четырёх массивных колонн разделено на три главные зоны: центральный вестибюль, зал ожидания в северной части и ресторан — в южной.

Все эти помещения были построены с художественной отделкой стен, с изображениями национальный гербов союзных республик в виде круглых окошек-иллюминаторов, с расписными сводами потолка, полами, отделанными мозаикой. Это фото я сделала уже после восстановления помещения.

Чтобы сделать пребывание на вокзале максимально удобным для пассажиров, внутри обустроили ряд вспомогательных помещений. В 1937 году здесь располагались комната врача, библиотека, парикмахерская, душевая, обувная мастерская, почта, телеграф, газетный киоск, агитпункт, комнаты хранения багажа, даже комната матери и ребёнка с отдельными игровой и спальней. На втором этаже каждой открытой веранды добавили дополнительный буфет для пассажиров.

До реконструкции на территории Северного речного вокзала внутри здания был расположен кафе-бар Нептун с очень оригинальным интерьером, напоминающим уютное помещение внутри корабля с окошками-иллюминаторами, через которые было видно имитацию морских глубин и обитателей моря.

Он работал в 80-е годы и вплоть до 90-х годов, и мы ещё совсем молодыми девчонками целой компанией ходили туда много раз. Он часто попадал на киноэкраны, например, в фильме «По семейным обстоятельствам» .

Затем появился в начале 90х годы ресторан «Волга-Волга». На территории ресторана стены были облицованы искусственным мрамором, имитирующим малахит, и декорированы картушами (на них изображены девять основных гидротехнических узлов канала Москва-Волга).

Потолок в зоне ресторана был украшен кессонами (расписан А. И. Щербаковым), его композиция изображает чаек на фоне неба и четыре корабля (среди которых крейсер Аврора и каравелла Колумба).

После реставрации он очень преобразился и стал ещё красивее и, войдя внутрь, наконец-то можно оценить его великолепный интерьер и разнообразную вкусную кухню.

С 2010 года здание Северного речного вокзала закрыли на реставрацию и оставили его на саморазрушение. Было очень грустно смотреть как постепенно былая красота этого уникального памятника архитектуры исчезала и зарастала в прямом смысле слова травой и прочими сорняками.

По паре носков за ударную работу

Владение специальностью давало шанс избежать тяжелого физического труда. Еще один способ «пробиться» — налаженные связи. Первые этапы дмитлаговцев состояли из уже сформированных на стройке Беломорканала бригад. Какой-нибудь десятник — руководитель группы рабочих мог пристроить своего помощника, условно, в столярную мастерскую.

Дмитлаг считался «передовым лагерем», и там широко применялись стимулирующие методы. Передовиков награждали свиданиями с родственниками, засчитывали один рабочий день за два или за три, могли сократить сроки заключения, подарить отдых в лагерном санатории. Вручались даже денежные премии (до 1936 года труд заключенных оплачивался), на которые можно было купить еду в ларьке.

Буфет без продавца

Из газеты «Перековка» (№4 от 1933 года): «Ударные бригады Жабкина за высокие трудовые показатели выработки — в среднем 140% — и бригада Калюжного премированы правом покупки из ларька по одной паре носков, кондитерских изделий по 1 рублю на каждого и по пять мисок на бригаду. Бригадиру Жабкину как лучшему работнику бригады разрешено купить из ларька на 5 рублей».

Идеология стахановского движения не обошла Дмитлаг. Многие строили там карьеру, участвуя в социалистическом соревновании. Но для большинства предлагаемая мотивация не срабатывала за исключением, пожалуй, страха получить «билет» на Колыму за саботаж. На низших уровнях процветали пьянство и отлынивание от труда. Неудивительно, что канал сдали в эксплуатацию на три года позже запланированного срока.

Охотник за талантами

Начальник Дмитлага Семен Фирин был классическим представителем аппарата НКВД. Имея несколько классов образования, он радел за культуру и просвещение в рамках идеологии и по всем лагерям страны собирал представителей творческих профессий — архитекторов, скульпторов, литераторов, художников. В Дмитрове, например, был организован отдельный лагерный пункт (ОЛП) с бараком скульпторов.

Многие представители творческой элиты прибывали в Дмитров после Белбалтлага, как и сам Фирин. Среди них — будущий главный художник канала Глеб Кун, его жена, балерина Нина Кун, режиссер-авангардист Игорь Терентьев. В 1933 году спектакль Терентьева видел Горький, приехавший на слет ударников канала Москва—Волга, а Родченко сфотографировал режиссера вместе с агитбригадой. Через четыре года и Терентьева, и Кунов, и Фирина расстреляют.

Беломорстрой. Повенчанская агитбригада под руководством И. Терентьева. Журнал «СССР на стройке» (№12 от 1933 года). Фото Александра Родченко

Другой известный художник Дмитлага, создатель плаката «Канал Москва—Волга открыт» Василий Елкин, избежал смерти благодаря сокращению штата вольнонаемных, в разряд которых он перешел, отбыв трехлетний срок по 58-й статье. Елкин создавал агитплакаты, иллюстрировал литературно-художественный журнал «На штурм трассы». Еще одно заметное издание Дмитлага — газета «Перековка», создаваемая также силами заключенных. Сначала она выходила пять раз в неделю, затем раз в три дня. Выносить за пределы лагеря экземпляры периодических изданий запрещалось.

Перевоспитанные уголовники у руля

В 1932 году вышел приказ о том, что заключенные вовсе не заключенные, а «каналоармейцы». Система видела в осужденных будущих пролетариев, стахановцев. Они должны были изменить свою жизнь и, построив карьеру, принести пользу обществу. Идея «перековки» впервые была опробована на Соловках в середине 1920-х годов. Известный пример — попавший на Соловки подпольный одесский миллионер Нафталий Френкель, который дослужился до начальника строительства Байкало-Амурской магистрали и получил звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы.

Во времена Дмитлага «перековка» стала одним из главных орудий лагерной пропаганды. Действительно, были случаи, когда за ударную работу заключенные освобождались и становились вольнонаемными. С другой стороны, возникла порочная практика назначения на административные должности «социально близких», то есть бывших уголовников. «Гнилой интеллигенции» не доверяли. Многие уголовные элементы относились к категории так называемых тридцатипятников — 35-я статья предполагала принудительное переселение и заключение в лагерь осужденных за различные преступления, например кражи. Но если форточник-рецидивист за похищение хрустальной люстры мог сесть на пару лет, то жертвы «указа 7–8 о трех колосках» за исчезнувшее ведро пшеницы из колхоза получали все десять. И такие «указники» составляли значительную часть заключенных ГУЛАГа.

Никаких ангелочков и мишуры

Культурно-воспитательная часть (КВЧ) занимала львиную долю ежегодных лагерных отчетов. Три страницы — выполненные работы, две — происшествия, двести — КВЧ. На локальном уровне обустраивались «красные уголки», где проводились, например, беседы и читки. В инструкции 1933 года говорится, что в каждом из таких уголков среди прочего должны присутствовать карты СССР и глобус, а также бюсты на постаментах. В фондах Музея истории ГУЛАГа сохранилась любопытная методичка для лагерных художников: необходимо избегать изображений обнаженных женщин, ангелочков и сердец, пронзенных стрелой, доверять портреты Сталина только проверенным и очень хорошим мастерам, а при украшении столовой не вешать мишуру, которая иначе будет падать в тарелки.

Самодеятельный оркестр на строительстве канала Москва—Волга

Еще в Дмитлаге были свои оркестры, театр. Ставились и советские пьесы типа «Кремлевских звезд», и классика, и опера. От общих работ артисты иногда освобождались полностью, иногда частично. Однако норма на них все равно была, и ее приходилось распределять среди других членов бригады. В начале 1930-х театры при лагерях посещали не только представители администрации, но и заключенные, что вполне соответствовало идее «перековки». Позже походы на спектакли стали привилегией управленцев.

Отзыв Шостаковича о конкурсе композиторов-каналоармейцев, опубликован в журнале «На штурм трассы» (№8 (25) от 1936 года)

Примерно за год до окончания строительства канала проводился конкурс на создание каналоармейской музыки, на который приезжал Шостакович. По следам своей поездки он написал хвалебный отзыв, где признался, что услышал настоящую пролетарскую музыку. Размер первой премии конкурса по документам составлял 500 рублей.

История

Южный вокзал не один раз менял место. В 1932 году по проекту архитектора Романа Хигера было построено новое деревянное здание рядом с Даниловским мостом. Первый пассажирский порт принимал речные суда в Южной гавани, которая служила конечной точкой Московско-Окского водного пути. Теплоходы отсюда ходили в Оку, Волгу и Каму.

Первое здание Южного речного вокзала находилось в Южной гавани.
Фото: commons.wikimedia.org

В 1972 году был углублен Новинский рукав, и вокзал перенесли в дебаркадер, на правом берегу реки Москвы. Теперь здесь находится причал «Кленовый бульвар». Второй вокзал обслуживал теплоходы, ходившие по Московской кругосветке: Москва — Горький — Москва, речные рейсы в Рязань и на родину поэта Сергея Есенина — в село Константиново.

Потом началось строительство третьего речного вокзала в Нагатинской пойме. В 1986 году железобетонное здание и девять причалов начали обслуживать транзитные суда и туристические теплоходы. Самое первое судно — теплоход «Павел Юдин» — держало курс на Астрахань.

Многолетняя бесхозяйственность привела к тому, что к началу XXI века территория Южного речного вокзала пришла в полный упадок. Тут работали ярмарка детских товаров и авторынок. В 2013 году руководство провело ремонт, после которого исчезли украшавшие вокзал скульптуры и указатель «Южный речной порт». Земля вокруг оказалась перекопанной, освещения не было. Через четыре года Арбитражный суд Москвы принял решение, чтобы собственник снес постройку, поскольку при реконструкции были нарушены градостроительные нормы, но ничего сносить не стали.

Перемены наступили в апреле 2021 года, когда начали масштабное обновление южных речных ворот столицы — причалов, набережной и зоны отдыха Южного речного вокзала. Появятся уютный зал ожидания, магазины и ресторан.

Масштабная реконструкция Южного речного вокзала была начата в 2021 году.
Фото: vk.com/mos

Параллельно с восстановлением порта проходит реконструкция рядом расположенных набережных — Марка Шагала и Новинки. Здесь будет ландшафтный парк, плавучий спа-комплекс, водные аттракционы, сад с водными растениями и аренда водного транспорта. В шаговой доступности от Южного речного вокзала откроются галерея искусства, кафе и торговые центры, а через затон Новинки построят пешеходные мосты.

Парки Москвы

Что посмотреть

Смотровая площадка

Бесплатное развлечение для гостей, которое будет доступно после реконструкции — смотровая площадка и зона отдыха на крыше здания. С возвышения отлично видно пойму, Нагатинскую набережную, проходящие по реке Москва теплоходы и катера.

Музей транспорта

В одном из залов откроют небольшой филиал Московского музея транспорта. Выставочные экспонаты — стенды, плакаты и модели будут посвящены истории Южного речного вокзала и судоходству по Москве-реке.

«Остров Мечты»

В 500 м к северу от Южного речного вокзала построен современный портал в сказочный мир — огромный торгово-развлекательный комплекс площадью 100 га. За фасадом, который стилизован под средневековый замок, расположены торговые галереи, аттракционы, тематические зоны — «Замок Снежной Королевы», «Гонка мечты», «Заброшенный дом», «Маугли в стране динозавров» и другие.

Южный ландшафтный парк

Парк открыт ежедневно с 10:00 до 00:00. Здесь есть современные детские площадки, зона отдыха, летние кафе, но зелени пока мало. Вечером дорожки и деревья красиво подсвечиваются.

Причал

Просторный бетонный причал оснащен двойными защитными ограждениями. На другом берегу реки видна Нагатинская набережная.

Что еще посмотреть в Москве

Интересные факты

  • Железобетонное здание в стиле советского модернизма на берегу Нагатинской поймы возвели в середине 1980-х годов. Невысокая двухэтажная постройка напоминала палубу корабля, отличалась характерным для того времени массовым остеклением и урбанистическим дизайном.
  • Фасад был оформлен скульптурной группой, созданной художником Салаватом Щербаковым. Пять женских фигур из монолитного бетона длиной по 3,5 м обозначали пять морей, в которые можно было попасть из столицы водным путем — Черное, Азовское, Балтийское, Белое и Каспийское. Торец фасада украшал огромный компас с символом Москвы в центре, а наконечник шпиля – изящный силуэт парусника.

Усадьбы Москвы

Южный речной вокзал в разное время года

Посетить вокзал можно в любой сезон. Зона отдыха на крыше принимает гостей летом. В ландшафтном парке рядом с вокзалом в теплое время года работает летний кинотеатр, где показывают фильмы-новинки и популярные ленты разных лет.

Где сделать красивое фото

Под буквами «Москва». Название города на фасаде здания вокзала — отличный фон для селфи и фото с друзьями.

Популярная точка для съемки на Южном речном вокзале — под буквами «Москва».
Фото: mos.ru

Возле причалов. Здесь можно запечатлеть туристические теплоходы и круизные суда, которые отходят от причалов речного вокзала.

У небольшой башни со шпилем. Надпись «Южный речной вокзал» и часы с огромными стрелками вдохновят любого фотографа. Сделать отличные фото можно с крыши или площади перед вокзалом.

У скульптур на фасаде. Обновленное здание, как и десятки лет назад украшают пять женских фигур, символизирующих пять морей, связанных с Москвой.

Женские фигуры на фасаде символизируют пять морей, связанных с Москвой.
Фото: mos.ru

На смотровой площадке. Поднимитесь на крышу и сделайте эффектные фото реки, набережной и расположенного рядом парка.

30 самых красивых мест для ярких фотосессий в Москве

Оригинальные фото можно делать не только в экзотических странах. Хотите убедиться в этом сами? Приглашаем в самые красивые места Москвы для фотосессий, где получаются незабываемые снимки. Вот наш список из топ-30 ярких локаций.

Цены

Речная прогулка по реке Москва От 700 руб.
Круиз по Москве-реке на борту яхты, на человека 1500 руб.
Аренда теплохода, в час От 9450 руб.
Посещение здания вокзала Бесплатно
Вход в ландшафтный парк Бесплатно
* Цены указаны на 2023 год

Мы в Telegram!

О самых ярких направлениях для ваших путешествий, новостях туризма и новых правилах читайте в нашем Telegram-канале. Куда поехать, что посмотреть, как выбрать отель и куда сходить — с нами ваш отпуск будет по-настоящему увлекательным.

Популярные вопросы и ответы

В какие города будут ходить теплоходы от Южного речного вокзала?

Круизные суда будут возить пассажиров в Ярославль, Волгоград и Пермь. Появится возможность добраться даже до Черного моря.

Есть ли парковка у Южного речного вокзала?

Обновленный Южный речной вокзал станет большим транспортным узлом. Кроме автопарковки на 68 мест, возле здания будет стоянка такси, места для самокатов, велосипедов и пешеходная зона с гранитной плиткой. Предусмотрена остановка для шаттлов и туристических автобусов.

От Южного речного вокзала будут ходить электросуда?

Да, кроме обычных теплоходов и речных трамваев, от Южного речного вокзала будут курсировать электрические суда. Первые из них станут обслуживать пассажиров по маршруту «Парк «Фили» — «Киевская». Потом заработает регулярный маршрут от Автозаводского моста в Печатники. Для подзарядки электросудов предусмотрены специальные причалы в форме шайб.

Как добраться

Метро

От станции «Технопарк» (временно не работает) до вокзала 1,6 км. Пешком можно дойти за 20 минут.

Автобус

Ближайшая автобусная остановка «Южный речной вокзал» находится в 0,8 км, на проспекте Андропова. На ней останавливаются автобусы №888, н13, с856.

Автомобиль

С проспекта Андропова свернуть на проезд № 4062. Парковки устроены возле причала и рядом с поворотом на проезд № 4062, у Нагатинского моста.

Найдите билеты по выгодным ценам на 2023 год

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Омк объединенная металлургическая компания официальный сайт руководство
  • Инструкция по эксплуатации вейпа пасито 2
  • Неспрессо верту очистка от накипи инструкция
  • 1с ломбард руководство пользователя
  • Схема подключения сигнализации старлайн е90 с автозапуском инструкция