В нашем понимании,
понятие «региональная система» более
узкое, чем термины «регион», характеризующий
«практически любое территориальное
образование от небольших ареалов,
включающих даже часть одного муниципального
образования, до межконтинентальных
территориальных систем» (Михеева), или
«территория», которая понимается
некоторыми исследователями как
синоним понятия «региональная система»
(Лексин). Оставляя в стороне дискуссию
о соотношении понятий «территория»,
«район» и «регион», укажем на то, что
может быть названо значительное число
территориальных объектов, являющихся
регионами, но не ориентированных на
центральные органы управления или не
имеющих федеральных программ развития,
и в связи с этим не являющихся
«региональными системами» в
предложенном нами понимании.
Под
региональной
системой
мы понимаем части территории государства,
характеризующиеся относительной
однородностью социально-экономических
показателей или пространственной
близостью к одному из центров,
взаимодействующие с другими частями
территории государства и имеющие в
обязательном порядке органы управления
и/или общие программы развития федерального
(центрального) уровня.
Сама региональная
система как целостное образование
может быть разбита на несколько
основных взаимосвязанных подсистем:
эколого-географическую (природные
условия и ресурсы), социальную (население),
производственную (промышленность,
сельское хозяйство), финансовую; возможно
также выделение политической
подсистемы (органы власти, политические
объединения и т.д.).
Функционирование
каждой из этих подсистем делает возможным
существование региональной системы
как единого целого. Взаимодействие
разнокачественных подсистем региональной
системы, одновременное протекание
разнообразных природных и социальных
процессов в ее границах превращает ее
в один из важнейших объектов
междисциплинарного системного подхода.
Региональная
система является сложной, взаимосвязанной
по своим элементам и саморазвивающейся,
удовлетворяя всем системным принципам.
Принцип целостности (холизма) заключается
в несводимости свойств региона к сумме
свойств отдельных его элементов —
муниципальных образований, предприятий
и организаций, населения региона и т.
д. При этом целостность региональной
системы характеризуется новыми
качествами и свойствами, не присущим
отдельным ее частям, которые возникают
в результате их взаимодействия внутри
региональных связей.
Формирование
региональных систем в условиях
федеративного государства может
происходить различными путями
рассредоточения власти: в результате
децентрализации, то есть прямой
передачи предметов ведения и полномочий
на более низкий по иерархии территориальный
уровень, или с уровня страны в целом на
уровень региональных систем; деволюции
— предоставления большей автономии
региональным и местным органам управления
в проведении политики в рамках
имеющегося перечня полномочий;
деконцентрации, когда федеральное
правительство осуществляет рассредоточение
собственной системы управления по
территории, осуществляя при этом
локализацию сфер ответственности
отдельных управленческих органов.
Выражением первого
из описанных механизмов — децентрализации
— в России стало конституционное
закрепление федеративного устройства
страны в 1993 г. Такой же генезис и у
некоторых региональных систем на уровне
отдельных муниципальных образований,
напрямую управляемых или финансируемых
из федерального центра, например,
закрытые административно-территориальные
образования, город-курорт Сочи и т.д.
Более частным проявлением децентрализации
можно считать образование новых
субъектов федерации; в России, начиная
с начала 1990-х гг., это имело место только
при разделении Чечено-Ингушетии на две
республики.
Проявлением
деволюции можно считать
реализацию субъектами Российской
Федерации принципа, изложенного в
знаменитой фразе Президента РФ Б. Н.
Ельцина о возможности взятия ими столько
суверенитета, сколько они смогли бы
«проглотить». Такая политика
федерального центра в середине 1990-х гг.
позволила значительно усилить
системообразующие связи внутри таких
региональных систем как субъекты
федерации. Более того, путем укрепления
внешних связей именно субъектов
федерации с регионами-соседями стали
формироваться региональные системы
более высокого иерархического уровня
в виде межрегиональных ассоциаций
экономического взаимодействия. Путем
деволюции произошло и формирование
некоторых свободных экономических зон
в границах существующих субъектов
федерации или муниципальных
образований: «Янтарь» в Калининградской
области, зона «Находка» в Магаданской
области и др.
Типичным случаем
деконцентрации стало формирование
федеральных округов, образованных путем
рассредоточения функций федеральной
власти по территории страны и не
совпадающих (по крайней мере,
первоначально в большинстве случаев)
с границами каких-либо региональных
систем, образованных путем усиления
связей субъектов федерации. Аналогично
сформированы и некоторые ведомственные
округа, например, военные округа.
В унитарном
государстве, также как и в федеративном
возникают многочисленные региональные
системы, прежде всего,
административно-территориальные единицы
(департаменты во Франции, провинции и
автономные районы в Китае и т.п.). В то
же время некоторые исторические (или
историко-культурные) области, в прошлом
являвшиеся региональными системами,
часто утрачивали такой статус в связи
с отсутствием в настоящее время органов
управления. Так, лишь с большими
допущениями к региональным системам
можно отнести Англию в Великобритании
или Моравию в Чехии. Аналогичная ситуация
свойственна и федеративным государствам
(например, Пруссия в Германии).
Как сказано выше,
в федеративном государстве одной из
характеристик региональных систем
является единый орган управления
или, по крайней мере, общий механизм
управления (единая программа
развития) федерального значения. Именно
это предопределяет наличие значимых
внутренних связей региональной
системы, что выделяет их по отношению
к зонам, ареалам и другим территориальным
единицам.
Наличие сильного
административного начала во многом
определяет устойчивость региональной
системы даже при отсутствии иных
значимых системообразующих связей.
Так, созданные в 2000 г. указом Президента
РФ (№ 849 от 13.05.2000 г.) федеральные округа
показали свою устойчивость именно в
качестве региональных систем, несмотря
на искусственность территориальной
целостности некоторых из них, например,
Приволжского и Уральского. При этом
федеральные округа как региональные
системы по ряду важных системообразующих
отношений формируют единое целое и
поэтому для системного изучения региона
помимо преломления общегосударственных
процессов на территории округов следует
выделять и чисто региональные проблемы
региональных систем, входящих в их
структуру как составные элементы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Муниципальные образования и субъекты РФ могут создавать свои информационные базы — региональные информационные системы. Давайте разберемся, в чем заключаются их особенности.
Что такое региональная информационная система
Муниципальная или региональная информационная система в сфере закупок (РИС) — это зарегистрированная в ЕИС база данных, которую формирует муниципальное образование либо субъект РФ соответственно. Сведения в ней постоянно обновляются согласно актуальным закупкам.
Единый перечень требований к такому ресурсу устанавливает Правительство РФ в Постановлении № 1091 от 28.11.2013, согласно ч. 8 ст. 4 № 44-ФЗ.
Самое главное здесь — интеграция региональной базы с единой, данные должны быть идентичны в обеих базах. Обмен информацией происходит также обоюдно.
Из региональной базы поступают документы и сведения о текущих местных тендерах по 44-ФЗ и результаты контроля (ч. 5 ст. 99 № 44-ФЗ). А из ЕИС дублируется информация о жалобах и проверках, которые проводят уполномоченные органы, каталог товаров и услуг, проекты контрактов, заключенные с поставщиками, реестры, классификаторы и т. д.
Интеграция производится с помощью:
- Гарантированной передачи, а также размещения документов и сведений в ЕИС.
- Использования ресурсов ЕИС.
- Общих технологических и языковых требований к публикуемым данным.
- Дублирования информации о госзакупках на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Все документы и информацию, которую содержит региональная информационная система, в обязательном порядке подписывают усиленной ЭЦП. Их размещают на сайтах в экранных формах и в виде отдельных файлов, с бесплатным и круглосуточным доступом. При несоответствии данных закон отдает приоритет ЕИС.
Программное обеспечение РИС должно предоставлять:
- Историю перемещений и изменений документов с фиксацией точного времени операций.
- Обеспечение доступа и полноту размещаемой информации.
- Регистрацию времени публикации данных.
- Устойчивую работоспособность при ошибках пользователей.
- Создание резервных копий.
Какие задачи решает
Основной задачей таких ресурсов является повышение эффективности работы заказчиков и участников госзакупок в рамках отдельно взятого региона. Главные функции — информационное обеспечение сферы госзакупок определенного муниципального образования или субъекта РФ и обмен этими данными с ЕИС.
Порядок использования конкретной региональной информационной системы определяет высший орган исполнительной власти субъекта или муниципального образования, согласно ч. 9 ст. 4 № 44-ФЗ. Но общие правила также устанавливает Правительство РФ.
База должна сотрудничать и с другими ресурсами (Постановление № 1091 от 28.11.2013) с целью:
- Создания, хранения и обработки информации, в т. ч. обеспечения доступа к ней пользователей.
- Контроля за идентичностью данных в планах-графиках, закупочных планах, документациях, протоколах, проектах контрактов.
- Применения ЭЦП.
РИС также обязана обмениваться с ЕИС:
- Закупочными планами и планами-графиками и сведениями об их реализации.
- Данными о закупочной деятельности, согласно № 44-ФЗ.
- Запросами пользователей.
- Отчетами заказчиков.
Как подключиться
В целом порядок регистрации сходен у всех региональных информационных систем. Рассмотрим пошаговую инструкцию получения доступа к РИС Тульской области.
Шаг 1. Открыть главную страницу РИС.
Шаг 2. На открытой странице кликните на кнопку «Личный кабинет».
В дополнительном окне нажмите на кнопку «Регистрация».
В форме, которая открылась для регистрации выберете «Регистрация юридического лица». Далее заполните необходимые поля.
Заполянять ячейки рекомендуется начинать с ИНН и КПП.
Без заполнения обязательных полей регистрация не пройдет. Обязательные поля отмечены звездочкой (*).
Заполните ИНН и КПП организации.
В форме автоматически отразятся сведения организации, к которой относится пользователь.
Впечатайте информацию о пользователе, который регистрируется как сотрудник организации.
Обязательно нужно заполнить следующие поля:
- Ф.И.О.
- Должность в организации
- Номер контактного телефона
- Логин и пароль
- Подтвердить пароля
Шаг 3. Когда заполнили форму до конца, нажмите на кнопку «Регистрация».
Должно появиться сообщение «Ваш запрос на регистрацию в ближайшее время будет рассмотрен. Ответ пришлют по электронной почте».
В течение суток, после того как пользователь зарегистрировался и направил сертификат ЭЦП, начнутся работы по активации пользователя.
В случае если сотрудник трудится без ЭЦП, то в поле «Примечание» необходимо об этом написать. Например: Член комиссии. Работает без ЭЦП.
Примеры
На сегодняшний день региональная информационная система в сфере закупок работает в нескольких регионах. Ниже представлены некоторые из них.
Региональная информационная система Тульской области — zakupki.tularegion.ru. При клике на конкретный тендер в разделе «Информация о закупках» пользователь попадает на страницу закупки на официальном сайте, где может подробно ознакомиться с условиями и документацией заказчика.
Региональная информационная система Сахалинской области — gzw.admsakhalin.ru. Закупки находятся в разделе «Реестр закупок», где есть список процедур, извещения о них и ссылка на ЕИС.
Региональная информационная система Краснодарского края — kks.krasnodar.ru. Правила работы с ней находятся в разделе «Регламент работы в системе». Список закупок доступен зарегистрированным пользователям (п. 4.1 ч. 4. Регламента).
Региональная информационная система республики Татарстан — goszakupki.tatarstan.ru. Извещения о закупках находятся на Портале закупок portal-zakupok.tatar.
Региональная медицинская информационная система имеет цель объединить учреждения здравоохранения, а также данные, полученные в результате их работы. Сейчас такие системы действуют, например, на территории республики Тыва, Забайкальского края, Нижегородской, Иркутской областях и т. д.
Создание единого пространства данных в регионе позволяет повысить эффективность процессов управления. Это происходит за счет применения единых стандартов и политик управления данными.
Как результат – обеспечивается оперативная доступность, достоверность и актуальность данных, их безопасность. В едином пространстве данных можно накапливать, хранить и обрабатывать большие объемы информации, чтобы потом использовать для принятия управленческих решений. О создании региональной системы управления данными (РСУД), которая необходима для решения этих задач, рассказал Директор департамента – руководитель направления управления данными Компании БФТ Максим Зацепин.
ПОЧЕМУ ЭТО НЕОБХОДИМО
Необходимость создания единой системы управления данными в регионе обусловлена рядом причин:
- Высокой популярностью и конкурентоспособностью услуг и сервисов, предоставляемых «по требованию» – все больше запросов требуют оперативной обработки.
- Необходимостью использования в региональных процессах федеральных информационных ресурсов и формирования централизованных региональных реестров и наборов данных.
- Увеличением количества взаимодействующих информационных систем, использующих одни и те же данные – необходимо устранить дублирование данных сведений и обеспечить эталонность данных, формируемых и используемых на территории региона.
- Необходимостью предоставления онлайн-доступа к региональным данным и обеспечения их достоверности и актуальности.
- Необходимостью перехода к управлению регионом на основе цифровых данных и их анализа.
КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ
Технологии управления данными, реализованные в РСУД, обеспечивают централизацию процессов ведения и распространения нормативно-справочной информации. Это создает условия для прозрачного взаимодействия систем в регионе и повышает качество информации, формируемой в процессах текущей деятельности региона.
Также решается задача хранения и обработки цифровых данных региона с обязательным упорядочиванием всех необходимых сведений, разграничением доступа к ним и их защитой.
Обеспечивается централизация взаимодействия информационных систем, что позволяет использовать данные на основе единых правил и исключить дублирование данных.
Система управления данными позволяет сформировать реестр региональных информационных ресурсов и их описание.
Важно отметить, что цифровые данные становятся доступными, обеспечивается их достоверность и актуальность. На основе данных цифрового региона формируются сервисы для граждан, бизнеса и государства.
В итоге создается единое пространство данных региона – основа цифрового региона, которая позволяет руководителям оперативно анализировать ситуацию в регионе и в соответствии с ней принимать эффективные управленческие решения.
КАК ФУНКЦИОНИРУЕТ
В процессе управления данными региона участвуют три стороны:
- Поставщики данных– органы исполнительной власти региона, а также подведомственные им организации. Они формируют данные, обеспечивают их качество и актуальность и направляют для размещения в едином пространстве. Поставщиками данных для региона также выступают государственные информационные ресурсы и информационные системы федеральных органов исполнительной власти.
- Оператор системы управления данными. Его задача – контроль функционирования и развитие системы, обеспечение управления централизованной НСИ и формирования единого пространства данных региона. Оптимально, если его функции будет выполнять орган, отвечающий за цифровизацию и информатизацию региона.
- Потребители данных– бизнес и аналитические приложения для управления регионом, региональные порталы и сервисы для граждан, бизнеса, государства, а также непосредственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в регионе.
Оператор системы управления данными определяет схемы данных и формирует паспорта информационных ресурсов региона.
Задача поставщиков данных – наполнить данными необходимые для деятельности региона информационные ресурсы в соответствии со схемами данных. Эта задача решается через компоненты интеграции – сервисы получения и извлечения данных и с помощью подсистемы формирования данных информационных ресурсов. В зависимости от типов данные размещаются в соответствующих подсистемах хранения – для классификаторов и справочников, реестров и наборов данных, электронных документов, файлов, транзакционных данных и др.
Потребители данных получают из подсистемы ведения паспортов информационных ресурсов описания и схемы данных информационных ресурсов, на их основании направляют запросы на получение необходимых им данных региональных информационных ресурсов.
КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С НСУД
Концепция национальной системы управления данными (НСУД) предполагает формирование витрин данных для информационных систем ведомств. Регион, являясь участником системы НСУД, будет через витрину НСУД получать данные, необходимые для решения задач региона. Также на этой витрине НСУД регион должен будет размещать данные, которые обязан предоставлять в рамках потребностей федерального центра.
Регионы могут самостоятельно определять подходы к управлению данными в своем регионе. При этом стоит отметить, что создание единой системы управления данными и единого пространства данных региона максимально упрощает задачу управления регионом на основе данных и построения цифрового региона.
Отметим также, что:
- методология НСУД предполагает принцип «от общего к частному»– сначала паспортизация всех существующих информационных ресурсов, затем их систематизация и оптимизация с построением модели государственных данных;
- система управления данными цифрового региона, предлагаемая Компанией БФТ, строится на принципе «от частного к общему»– предлагается исходить от конкретной задачи управления регионом. Для ее решения нужно определить необходимый набор данных и информационных ресурсов и оперативно перейти к их наполнению поставщиками данных. Таким образом будет решена конкретная задача управления, стоящие перед регионом, и тем самым быстрее будет получен эффект от использования единого пространства данных.
КАКИЕ РЕШЕНИЯ ВХОДЯТ В СИСТЕМУ
Компания БФТ предлагает построение системы управления данными региона с использованием технологических компонентов «БФТ.Платформа» и следующих решений:
- Единая система управления нормативно-справочной информацией «БФТ.ЕНСИ»автоматизирует процессы создания, ведения и распространения справочной информации, обеспечивают унификацию справочной информации, в том числе за счет формирования НСИ из данных разных информационных систем.
- Подсистема информационного взаимодействия «БФТ.ПИВ»обеспечивает однократный ввод и многократное использование информации разными информационными системами, предоставляет компоненты интеграции информационных систем и источников данных.
- Система хранения и предоставления электронных документов «БФТ.е-Архив»обеспечивает уникальность и однозначность версий электронных документов, обрабатываемых в разных информационных системах, снижает нагрузку на серверные мощности хранения документов в транзакционных системах и уменьшает нагрузку на сетевую инфраструктуру при передаче электронных документов и файлов между системами.
- Решение для всестороннего анализа многолетних данных и подготовки отчетности «БФТ.Хранилище»позволяет решать аналитические задачи, формировать произвольную отчетность, а также проводить комплексный анализ показателей жизнедеятельности региона, подготавливать информацию для лиц, принимающих решения для управления регионом.
КАКОЙ ПОЛУЧАЕМ ЭФФЕКТ
Предлагаемая организация работы с данными в регионе и изменение подходов к их управлению позволят:
- обеспечить систематизацию и формирование региональных информационных ресурсов;
- накапливать и хранить большие объемы данных в соответствии с их типизацией;
- обеспечивать достоверность и актуальность данных, оперативный и безопасный доступ к ним;
- использовать цифровые данные региона для предоставления сервисов для граждан, бизнеса и государства;
- проводить комплексный анализ жизнедеятельности региона;
- повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений;
- построить «умное» управление регионом.
Всю интересующую Вас информацию о решениях Компании БФТ Вы можете получить в Департаменте по развитию государственных и корпоративных проектов:
bft@bftcom.com
+7 (495) 784-70-00
Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.
Содержание:
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНА
- КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
- СОВРЕМЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
- АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
- ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
- ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
- Вывод:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 16.01.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Значение регионального управления в достижении целей и решении региональных задач в современных условиях очень велико, так как выдвигаются новые требования к уровню подготовки и профессионального уровня руководителей административных территорий.
Новые задачи и содержание регионального управления приводят к увеличению количества проблем и их усложнению, в результате чего происходит не только увеличение количества функций управления, но и изменение их содержания.
Актуальность темы, которую я выбрал, обусловлена значительным ростом и разнообразием задач, решаемых регионами. В Российской Федерации система работы с регионами еще не отлажена, однако государство работает в этом направлении. Региональный уровень управления является проблемой не менее сложной, чем государственное управление на федеральном уровне. В области науки, такой как «региональное управление», образовался некий «вакуум». Как правило, они изучают вопросы регионального управления только с экономической точки зрения. Большую роль в его работе по региональному менеджменту отводит А. Малин, профессор кафедры общего и стратегического управления Высшей школы экономики, который обобщил опыт, накопленный в этой области. А.Г. внес значительный вклад в развитие теории и практики регионального управления. Аганбегян, А.Г. Гранберг, В.В. Кистанов В.В. Селиверстов занимается исследованиями по моделированию экономических систем, проблемам экономического взаимодействия регионов, прогнозам развития субъектов Федерации. O.M. Барбаков рассматривает регион как социальную систему со всеми входными и выходными характеристиками и функциями, обеспечивающими его жизнедеятельность, охватывает такие аспекты, как определение субъекта и объекта регионального управления; формулировка основных принципов создания системы управления регионом; создание схемы организации информационных технологий для регионального управления.
Объектом изучения в моей работе будут регионы, предметом исследования является региональное управление в России. Целью изучения в моей работе будет изучение существующих моделей регионального управления.
Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
- определить концепции региона и регионального управления;
- проанализировать современное состояние региональной политики в России;
- изучить деятельность Министерства регионального развития как основного субъекта регионального управления;
- охарактеризовать региональное управление в Калининградской области;
- рассмотреть режим особой экономической зоны в Калининградской области как основу для создания региональной системы управления;
- выявить проблемы внедрения региональной модели управления в Калининградской области и основные пути их решения.
В состав курсового проекта входят: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Материал моего курсового проекта является неотъемлемой частью знаний, необходимых для успешного «построения» базовых резервов теоретических навыков для успешной реализации будущей работы в области государственного и муниципального управления.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНА
В отечественной и зарубежной литературе нет четкого, однозначного толкования понятия «регион». В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: «регион» и «район», и, как правило, между ними нет строгой границы. По мнению Э. Б. Алаева, район «представляет собой локализованную территорию с единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, и эта целостность является объективным условием и логическим результатом развития этой территории».
Понятию «регион» уделяется большое внимание в современной экономической, географической и градостроительной литературе:
- Географический (местоположение, размер территории и численность населения);
- Производственный и функциональный (специфика преобладающих видов деятельности);
- Городское планирование (характер развития производственных мощностей, жилья и услуг);
- Социологические (нормы общения, поведения).
Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Регион следует рассматривать одновременно как элемент территориальной организации народного хозяйства, как элемент системы расселения, а также как элемент социальной организации общества — место всех сфер жизнеобеспечения человека. , Исходя из вышеизложенного, можно считать, что регион — это территория в пределах административных границ субъекта Федерации, для которой характерны: сложность, целостность, специализация и управляемость, то есть наличие политических и административных органов управления.
В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей территорий, регионов, республик сошлись в одном: регионы России должны считаться субъектами федерации, поскольку специфика территории (акватория, аэро-тории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по разным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей учебы или практической деятельности предполагают необходимость разделения территории на части — регионы.
Регион — это определенная территория, которая во многих отношениях отличается от других территорий и имеет некоторую целостность, взаимосвязанность составляющих ее элементов. Слово «регион» имеет латинское происхождение (от корня regio), в переводе означает страну, регион, регион.
Есть много определений данного термина, например:
- Под регионом понимается большая территория с более или менее однородными природными условиями, в основном характерной направленностью развития производительных сил, основанной на сочетании комплекса природных ресурсов с соответствующей и перспективной материально-технической базой, производством. и социальная инфраструктура.
- Регионы — это определенная территория, которая во многих отношениях отличается от других территорий и имеет некоторую целостность составляющих ее элементов.
- Регион является частью территории Российской Федерации, имеющей общность природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации или объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает субъектом права, он относится только к субъекту Российской Федерации.
Таким образом, понятие региона является очень абстрактным (как регион в целом) и предполагает, что его конкретизация и осмысленная интерпретация выполняются при идентификации определенных типов регионов. Регионы — это типологическое понятие, они выделяются с территории в соответствии с конкретными целями и задачами.
Третье определение позволяет реализовать нормативно-правовое равенство субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами власти, как это предусмотрено Конституцией Российской Федерации, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого из них. субъект в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом.
Конституционное признание регионов субъектами Российской Федерации требует раскрытия их роли в системе реформирования российской экономики.
Диверсифицированная экономика требовала принципиально нового подхода к содержанию системы управления национальной экономикой, что нашло отражение в региональной концепции реформы, основными положениями которой являются:
- признание независимости субъектов Российской Федерации и обеспечение их экономического равенства в целях укрепления единства России;
- признание предприятия основным независимым субъектом предпринимательской деятельности как необходимым условием реализации рыночных отношений в экономике страны;
- формирование системы государственного регулирования регионального развития с переводом центра тяжести социально-экономических реформ на региональный уровень.
Эти положения определяют содержание регионального управления, которое учитывается федеральным центром и осуществляется на региональном уровне самими регионами.
В учебной литературе деление территории на регионы обычно называют зонированием. Зонирование осуществляется в соответствии с поставленными целями и всегда является целевым или проблемным.
В настоящее время существует несколько видов регионализации России, а именно:
- административно-территориального;
- общеэкономический;
- проблемный экономический.
Остановимся подробнее на каждом из перечисленных видов регионализации России.
С административно-территориальным зонированием связана вся территория Российского государства. До Октябрьской революции 1917 года провинция являлась основной административно-территориальной единицей. В 1708 году Петр первым основал восемь провинций, затем их число выросло в начале 20-го века. Россия уже была разделена на 97 областей и областей, которые в свою очередь были разделены на округа и волости.
С 1922 по 1991 год Россия (РСФСР) входила в состав СССР как одна из союзных республик и включала в свой состав территории, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа.
В настоящее время в России насчитывается 83 региона Федерации, в том числе 21 республика, 9 территорий, 46 областей, 2 города федерального значения, один автономный округ, 4 автономных округа.
По оценкам, на 1 января 2008 года в Российской Федерации насчитывалось 11 городов с населением более 1 млн. Человек: Москва — 10 470,3 млн. Человек; Санкт-Петербург — 4568,0 млн .; Новосибирск — 1390,5 млн .; Екатеринбург — 1323,0 млн .; Нижний Новгород — 1274,7 млн .; Омск — 1131,1 млн .; Самара — 1135,4 млн .; Казань — 1120,2 млн .; Челябинск — 1 092,5 млн человек; Ростов-на-Дону — 1 048,7 млн .; Уфа — 1 021,5 млн. Человек.
Все 83 региона различаются по размеру территории, населению, экономическому потенциалу и другим показателям. Однако все они относятся к одному и тому же уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус как субъект Российской Федерации.
В мае 2000 года на территории России было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Поволжский, Северный Кавказ, Урал, Сибирский и Дальний Восток. Они не влияют на основное (конституционное) административно-территориальное деление, они являются формой укрепления вертикали государственности.
Общая экономическая регионализация России в настоящее время включает 11 экономических регионов. Кроме того, каждый экономический регион включает в себя определенные субъекты Федерации на основе принципа смежности. За пределами экономических районов экономический район является особой экономической зоной.
Интересы регионов во многом определяются структурой их экономики. По этому принципу мы можем классифицировать регионы:
- для добычи полезных ископаемых (Тюмень, Якутия и др.), на которые приходится высокая доля экспорта; предоставление им привилегированного положения;
- на агропромышленный (Черноземье, Ставропольский край, Кубань и др.), которые, будучи самодостаточными (особенно в отношении продовольствия), стремятся сформировать внутренний региональный рынок, защитить себя от проблем других регионов;
- с ярко выраженной этнической доминантой (Северный Кавказ, Тыва и др.), которая стремится к разделению не по экономическим, а по национальным и политическим причинам.
У этих регионов мало перспектив для устойчивого развития.
Современное административно-территориальное деление Российской Федерации прошло сложный путь в своем развитии, сформировалось под влиянием экономического районирования, содержанием которого стало экономико-территориальное распределение производительных сил, что определило специализацию и уровень развития регионов.
Теория и практика определили четыре типа экономических регионов:
- основной экономический район, охватывающий несколько регионов, автономных республик;
- экономический административный район, состоящий, как правило, из одного региона, территории, автономной республики;
- Внутрирегиональный экономический район, объединяющий несколько городов или административных районов;
- местный экономический район, который является, как правило, одновременно административным районом или городом.
Урбанизированные промышленные районы, в том числе с высокой долей военно-промышленного комплекса, при всем многообразии их экономической структуры ориентированы в основном на внутренний рынок и рынки стран СНГ. Большинство россиян живут в таких районах.
Наряду с экономическими регионами разделение России на две макроэкономические зоны используется на практике для стратегического анализа и прогнозирования:
- Запад (европейская часть и Урал);
- Восток (Сибирь и Дальний Восток).
Таким образом, общее экономическое зонирование — это не механическое разделение территории на определенное количество регионов, а разделение, основанное на определенной методологии и способствующее улучшению территориального разделения труда и эффективности национального рынка.
Проблемное экономическое зонирование осуществляется для государственного регулирования территориального развития. Для этого выделяются различные типы проблемных областей. Это могут быть отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные, кризисные регионы, особенно выделяются пограничные районы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться исключительно на основе собственных экономических ресурсов; им обязательно нужна государственная поддержка.
Регионы проблемного типа могут включать те части страны, где реализуются национальные (федеральные) целевые программы (программа развития для Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития для северной зоны).
Следовательно, проблемное экономическое зонирование охватывает не всю территорию России, а также выделенные проблемные регионы.
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что процесс формирования регионов связан с развитием социального (территориального) разделения труда и специализаций отдельных территорий.
КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Управление является универсальным и необходимым элементом окружающего нас мира. В чрезвычайно широком смысле слова это различные способы воздействия на субъект (несколько субъектов) на объект (несколько объектов), которые изменяют положение, свойства, поведение и качества объекта.
Однако управление чаще всего означает воздействие, которое имеет цель и в котором объект подлежит регулированию людьми.
Предмет регионального управления в широком смысле является сложным и многосторонним.
Его основными компонентами являются:
- управление отдельными регионами;
- межрегиональное управление коммуникациями;
- система управления регионом;
- региональные аспекты управления.
В настоящее время в России 83 региона, и все они имеют свои особенности.
В своей наиболее общей форме региональное управление — это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами для целей, определенных государством и регионом, для направления объекта через использование различных средств: экономических, административных, идеологических, юридических и нелегальных, посредством стимулов, требований, запретов и т. д.
Региональное управление изучает управление конкретным регионом: формирование объективных предпосылок экономического развития региона, управление производственной структурой, социальной сферой, обеспечение условий жизни, расселение и размещение экономики, формирование механизм функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией. Предметом исследования, помимо элементов внутренней структуры управления регионом, должны стать связи этого региона с другими регионами страны, государствами-участниками СНГ и зарубежными странами.
В региональной системе управления ее цели занимают решающее место. Наиболее распространенными целями в современных условиях являются безопасность, средства к существованию, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти цели должны соответствовать общечеловеческим ценностям: улучшение качества жизни; гарантия прав и развития личности; обеспечение демократии; социальная справедливость; социальный прогресс общества.
Практика показывает, что стабильность региональной системы управления важна, но не ее доминирующее качество. Главное — адаптация механизма управления к меняющимся условиям управления, динамике общества, региона и потребностей людей.
Наиболее важной материальной базой для регионального управления являются управленческие ресурсы: наличие соответствующих органов управления; наличие персонала; финансовые возможности; укомплектование административным оборудованием и др.
Эффективность регионального управления во многом зависит от этого. При изучении региона как системы управления рассматривается его содержание (реализация региональной власти), структура взаимоотношений этой системы с индивидом, различными коллективами, обществом; необходимость, возможности и границы регионального управления, его различные территориальные уровни (в масштабах региона, автономии, города, села и других административно-территориальных единиц); особенности в различных сферах общественной жизни (экономика, социальная сфера, политика, идеология); использование законодательной и исполнительной власти для управления, статус и роль государственного служащего; методы и особенности управления в различных регионах, учреждениях, предприятиях и т.д .; региональные региональные технические средства.
Сущностью регионального управления является также оценка его эффективности. Эффективность регионального управления — это достижение цели управления с наименьшими затратами ресурсов и управленческой энергии в кратчайшие сроки и с максимально возможной полнотой.
Например, хотя приватизация государственных предприятий в России была более быстрой, чем в Великобритании в 1970-х и 1980-х годах в отношении части предприятий (приватизация в этой стране продолжалась десятилетиями), она неэффективна. В Великобритании приватизация принесла государству около 100 миллиардов долларов. Небольшая часть (всего несколько процентов), но крупные предприятия, были переданы в частную собственность. В России быстрая приватизация охватила более 70% предприятий и дала казне около 5 миллиардов долларов.
В конечном итоге эффективность регионального управления напрямую связана с повышением уровня жизни человека (населения).
СОВРЕМЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Субъекты федерации имеют местные парламенты, издают собственные законы, иногда принимают свои конституции, избирают президентов и имеют другие атрибуты государственной власти. Однако государственная власть субъектов федерации ограничена и в определенной степени подчинена. Это находит выражение в закреплении на конституционном уровне исключительной компетенции Федерации, в принципе верховенства федерального закона.
Эти факторы определяют особенности государственного управления на уровне субъектов федерации.
Во-первых, в регионах существует двойная, но отдельная государственная администрация. С одной стороны, в регионе федеральные органы власти решают национальные проблемы на основе либо общего регулирования (издания федеральных законов, постановлений правительства и т. д.), либо управления местными департаментами, департаментами федеральных министерств или в соответствии с соглашениями о разделение полномочий между федерацией и тем или иным субъектом Российской Федерации.
С другой стороны, субъект федерации осуществляет государственное управление по вопросам, отнесенным конституцией к его совместной юрисдикции.
Во-вторых, государственное управление субъектом ограничено не только территориально, но и кругом ведения. Собственные исключительные полномочия субъекта включают в себя те, которые остаются после вычета исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и субъекта. Это так называемые остаточные силы. В субъектах федерации могут существовать департаменты и управления центральных министерств и ведомств. Они осуществляют исключительные полномочия федерации и совместные полномочия федерации и субъектов в сфере исполнительной власти.
В административно-территориальных единицах субъектов федерации (муниципальных образованиях) действует местное самоуправление. Субъекты принимают законы о местном самоуправлении (федерация устанавливает только общие принципы).
Местное самоуправление автономно. Многие вопросы в соответствии с конституцией и законами подпадают под его компетенцию. Кроме того, субъект может, по его просьбе, передать часть своих функций местному самоуправлению. Передавая определенные функции, субъект в соответствии с законом должен передать материальные и финансовые ресурсы, необходимые для выполнения этих функций, что иногда забывают в практике регионального управления.
Функции исполнительной власти осуществляет администрация субъекта. Это может быть единственный губернатор или президент субъекта федерации. Губернатор или президент субъекта Федерации назначается Президентом Российской Федерации.
В субъектах федерации есть правительство. В случаях, когда губернатор назначает его, глава правительства действует под руководством губернатора, а правительство принимает решение главным образом об оперативном управлении.
Один из самых сложных вопросов в управлении субъектом федерации связан с соблюдением ее границ. Субъект обычно стремится расширить границы своего собственного управления, захватывает «кусочки» федеральной власти и вмешивается в области муниципального самоуправления. Это порождает проблему двусторонней и трехсторонней координации деятельности федерации, ее субъекта и муниципалитетов. Часто это осложняется неясностями в осуществлении совместных полномочий. Они сформулированы в общих чертах в конституциях, и, в частности, права и обязанности не разделены. С этой целью федерация и субъекты заключают между собой соглашения о распределении совместных юрисдикций между органами государственной власти федерации и субъекта, иногда одни совместные полномочия передаются федерации, а другие субъекту. Существуют единые аналогичные документы, подписанные тремя участниками: федерация, субъект и другой субъект (автономный округ), который находится на территории другого, более крупного субъекта (например, Тюменская область). Двусторонние соглашения о разграничении полномочий и ответственности заключаются также Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Федерации. В условиях федеративного государства и независимости местного самоуправления с учетом размера территории страны для решения этих проблем разрабатывается и внедряется система мер, обеспечивающих мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация, органы местного самоуправления и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, чтобы стать приоритетом региональной политики, должны наращивать собственный экономический потенциал соответствующих территорий. Финансовая и иная материальная поддержка, оказываемая регионам и муниципалитетам за счет более высоких бюджетов в качестве инструмента региональной политики, должна предусматривать ее предоставление на условиях, стимулирующих экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В то же время важной задачей является поддержание условий для динамичного развития ведущих территорий с точки зрения экономического развития.
В Российской Федерации в основном создана правовая база для реализации региональной политики. Полномочия между различными уровнями власти, как правило, разграничены, структура бюджета упорядочена, сформированы принципы межбюджетных отношений, установлены правовые основы для осуществления территориального планирования, организационные и правовые условия для развития местных органов власти. Созданы органы самоуправления, созданы механизмы стимулирования эффективной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако ряд проблем в реализации региональной политики остается нерешенным.
Процесс разграничения полномочий между различными уровнями правительства в соответствии с законодательно установленными принципами должен быть оптимизирован, организация эффективного исполнения полномочий не полностью обеспечена; процесс не является достаточно динамичным и не всегда последовательным.
Координация деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленных на комплексное социально-экономическое развитие регионов и создание благоприятных инвестиционных условий, недостаточно эффективна.
Важнейшим инструментом воздействия на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является размещение и развитие федеральной производственной, социальной, транспортной, таможенной и логистической инфраструктуры на их территориях.
Нестабильность доходов региональных и местных бюджетов усиливается из-за слабого регулирования трансфертного ценообразования в вертикально интегрированных компаниях, а также повышенной зависимости от корпоративного подоходного налога.
Нет механизмов ответственности региональных и местных властей за эффективное использование финансовой помощи территориям, получающим трансферты. Мотивация региональных и муниципальных властей к сокращению финансовой помощи и развитию собственного налогового потенциала недостаточна.
Законодательство не устанавливает порядок предоставления субсидий из федерального бюджета на основе единого методологического подхода, учитывающего объективные потребности конкретной территории в дополнительном финансировании, уровень бюджетного обеспечения и способность территории самостоятельно обеспечить финансирование расходных обязательств за свой счет.
Достижение основной цели, решение проблем и задач региональной политики осуществляется путем разграничения полномочий и организации взаимодействия органов государственной власти органов государственной власти Российской Федерации с субъектами Российской Федерации, стратегического планирования, территориального планирования, налогообложения и бюджета. регулирование, реализация федеральных целевых программ, финансирование инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, создание особых экономических зон и использование других инструментов и механизмов региональной политики.
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и правового регулирования в области социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, административно-территориального устройства. Российской Федерации, и разграничение полномочий по субъектам совместной юрисдикции между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществление приграничного и межрегионального сотрудничества, строительства, архитектуры, градостроительства (без учета государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и международных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных народов Российской Федерации, а также функции о предоставлении государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в установленном сфера деятельности Министерства), координация федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ по комплексному территориальному развитию, реализация прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов субъектов Российская Федерация и муниципалитеты, разработка и согласование методов выделения средств государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципалитетам и внесение их в Правительство Российской Федерации для утверждения, предоставления государственных услуг и управления государством недвижимость в сфере градостроительства, государственное строительство, промышленность строительных материалов и жилищно-коммунальное хозяйство и координация деятельности государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Правовой основой деятельности Министерства является Указ Президента Российской Федерации № 1168 от 13 сентября 2004 года «О Министерстве регионального развития Российской Федерации».
Министром регионального развития является Виктор Федорович Басаргин. Заместители министра: Ашлапов Н.И., Круглик С.И., Осинцев Ю.В., Панов Р.Ю., Райлян Ю.У., Токарев В.А., Травников М.А., Юрпалов С.Ю. Помощники министра: Гвоздева С.Н., Голованов С.Ю.
Министерство регионального развития Российской Федерации в настоящее время разработало проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации и направило его в Правительство Российской Федерации с 08.05.09. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации определяет цели и задачи региональной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации. Основные тезисы концепции: региональная политика в Российской Федерации — законодательно формализованная система правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления нацелены на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства.
Учитывая объективные предпосылки межрегиональной дифференциации в Российской Федерации, основная цель региональной политики на обозримое будущее выражается в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Задачами региональной политики в концепции являются: снижение различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, уменьшение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, создание равных возможностей для граждан страны. Российская Федерация осуществляет свои социально-экономические права, обеспечивая баланс между наращиванием экономического потенциала каждого субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и обеспечением комфортных условий проживания для жителей соответствующих территорий, равного доступа и качества государственных услуг.
Региональная политика строится с учетом многонационального, многоэтнического состава населения страны с его неотъемлемыми различиями в образе жизни, традиционных видах деятельности, методах природопользования, культуре и повседневной жизни населения. Исходя из сути региональной политики, важно создать условия и предоставить соответствующие возможности для сохранения этого уникального разнообразия.
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Регион был образован в 1945 году после решения Потсдамской конференции о ликвидации Восточной Пруссии, северная часть которой после Второй мировой войны перешла к Советскому Союзу.
7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кенигсбергского края в составе РСФСР», а 4 июля 1946 года его административный центр был переименован в Калининградскую область Калининградской области.
С момента своего создания Калининградская область обеспечивала военно-стратегические, политические, экономические и экономические интересы Советского Союза, а затем и России. Создание в рамках Российской Федерации в послевоенный период новой административно-территориальной единицы явилось реализацией политических и социально-экономических целей федерального уровня и привело к консолидации новой роли СССР на Европейский континент и в регионе Балтийского моря.
В послевоенный период регион начал играть важную роль в национальной экономике, обеспечивая значительный вклад в экономику за счет рыболовства и рыболовства, машиностроения, целлюлозно-бумажного производства и ряда других отраслей. После прекращения существования Советского Союза Калининградская область стала важным фактором в отношениях между Россией и НАТО, Россией и Европейским союзом. После вступления Литвы и Польши в ЕС регион стал российским анклавом в ЕС. Накопленный в регионе опыт внешнеэкономической деятельности играет особенно важную роль.
Общий экономический спад 90-х годов, который в Калининградской области был глубже, чем в целом по России, был преодолен с помощью мер, принятых федеральным центром. В регионе сосредоточено большое количество инструментов стимулирования экономического развития. Основными инструментами развития региона были режим Особой экономической зоны и Федеральная целевая программа развития Калининградской области.
В настоящее время в Калининградской области активно формируется система документов, направленных на реализацию федеральных целей в регионе. Эта система включает Стратегию развития Калининградской области на период режима особой экономической зоны — до 2031 года, Программу социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы и региональные программы.
Стратегия социально-экономического развития подготовлена в соответствии с требованиями (техническим стандартом) к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, разработанными Министерством регионального развития России. В стратегии сформулированы цели социально-экономического развития Калининградской области на двадцатипятилетний период. Срок действия стратегии определяется периодом режима особой экономической зоны, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российская Федерация «, которая вступила в силу с 1 апреля 2006 года.
Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы направлена на реализацию положений Стратегии развития Калининградской области.
Цели и задачи стратегии и программы направлены на реализацию положений Посланий Президента Российской Федерации, выполнение поручений Президента и Правительства страны. Система целей направлена на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации, сформулированных в документах федерального уровня, в том числе: Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу; Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации; Стратегии развития отраслей экономики Российской Федерации и др.
В то же время в регионе был введен пятилетний финансовый план, направленный на достижение целей и задач, поставленных губернатором Калининградской области на основе целей и задач, сформулированных на федеральном уровне и отраженных в Посланиях Президент Российской Федерации, программа социально-экономического развития Российской Федерации и др. Программные документы.
В соответствии с уставом Калининградская область является субъектом Российской Федерации, имеющим собственную территорию, население, законодательство, имущество, органы государственной власти, полномочия по вопросам совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также его собственная юрисдикция.
Высшим должностным лицом Калининградской области является губернатор.
Государственная власть в Калининградской области осуществляется государственными органами, сформированными ею на основе разделения на законодательную (Калининградская областная Дума), исполнительную (Правительство Калининградской области) и судебную (Уставный суд). Законодательная, исполнительная и судебная власти независимы.
В состав Правительства Калининградской области входят:
- губернатор Калининградской области;
- заместители премьер-министра правительства Калининградской области;
- министры Калининградской области;
- руководитель аппарата правительства Калининградской области;
- Полномочный представитель Губернатора Калининградской области в Калининградской областной Думе.
Деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
- единство государственной системы власти;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью обеспечения баланса полномочий и исключения концентрации всех полномочий или большинства из них под юрисдикцией одного государственного органа или должностного лица;
- разграничение субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих полномочий;
- самостоятельное осуществление своих полномочий местными властями.
- обеспечить реализацию прав граждан на участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей.
Органы государственной власти Калининградской области способствуют развитию местного самоуправления в Калининградской области, обеспечивают реализацию государственных гарантий местного самоуправления.
Калининградская область отвечает за:
- принятие и изменение Устава (Основного закона) Калининградской области, уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области, контроль за их соблюдением;
- защита прав и законных интересов Калининградской области;
- административно-территориальное устройство Калининградской области;
- социально-экономическое развитие Калининградской области;
- областной бюджет Калининградской области;
- государственная собственность Калининградской области;
- создание системы органов государственной власти Калининградской области и их формирование;
- награды и почетные звания Калининградской области, символы Калининградской области;
- иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к юрисдикции Российской Федерации, субъектам совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, вопросам местного значения.
Заместители премьер-министра правительства Калининградской области являются заместителями губернатора Калининградской области.
На территории Калининградской области в соответствии с федеральным законодательством создана и действует Особая экономическая зона. В следующей главе статьи мы рассмотрим ее основные моменты.
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Уставом Калининградской области (гл. 17, ст. 63), в Калининградской области в соответствии с федеральным законом создана и действует Особая экономическая зона, которая имеет особый правовой режим для осуществления хозяйственная, производственная, инвестиционная и прочая деятельность. 1 апреля 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Закон предусматривает предоставление юридическим лицам особого правового статуса для ведения бизнеса в Калининградской области — резидентах ОЭЗ. Резидентом может быть юридическое лицо, зарегистрированное и осуществляющее основную хозяйственную деятельность в Калининградской области, включенное в единый реестр резидентов ОЭЗ и реализующее инвестиционный проект с капитальными вложениями не менее 150 млн. Рублей на срок, не превышающий три года со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр. В ОЭЗ применяется особая процедура для резидентов по уплате корпоративного подоходного налога и налога на имущество организаций (первые 6 лет — ставка налога 0%, с 7 до 12 лет — ставка налога на имущество организаций снижена на 50%, а ставка налога на прибыль организаций в отношении отчисления в областной бюджет снижены на 50%). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Для резидентов ОЭЗ предусмотрен льготный порядок предоставления земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, в аренду или в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим земельные отношения. Размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок действия инвестиционного проекта, не может быть изменен в течение всего срока аренды. С момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, резидент ОЭЗ получает право на освобождение от земельного налога сроком на пять лет. На территории ОЭЗ в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны — таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применяя запреты. и экономические ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешней торговли, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01. 2006 г.
«Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Для въезда в Калининградскую область иностранных граждан — представителей резидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне, Правительством Российской Федерации устанавливается упрощенная визовая процедура. Предусматривается возможность их регистрации указанным категориям иностранных граждан непосредственно на пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации при въезде в Калининградскую область. Калининградская область — самый западный регион Российской Федерации, полностью отделенный от остальной части страны сухопутными границами иностранных государств (Литва и Польша) и международными морскими водами. Площадь Калининградской области составляет 15,1 тыс. Км. Население на начало 2006 года составило 939,9 тыс. Человек (около 0,7% от общего числа жителей России). Уровень урбанизации составляет 77,5%. Крупнейшие города: Калининград с населением 424,6 тысячи человек, Советск (43,2 тысячи человек), Черняховск (41,7 тысячи человек), Балтийск (33,2 тысячи человек), Гусев (28,1 тысячи человек). Административно Калининградская область входит в состав Северо-Западного федерального округа. Область граничит с Литовской Республикой на севере и востоке на 280,5 км, Республикой Польшей на юге на 231,98 км и 183,56-километровым побережьем Балтийского моря на западе.
В области есть два курорта общероссийского значения — Светлогорск — Отрадное и Зеленоградск, а также Национальный парк Куршская коса, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (вместе с литовской частью косы). Еще один курорт на побережье Балтийского моря — Пионерский. Экономика региона имеет ярко выраженный промышленный характер, значительную долю которого занимают отрасли, производящие высокотехнологичную продукцию. Основной продукцией, производимой в регионе, являются автомобили, телевизоры, электрические пылесосы, холодильники и морозильники, микроволновые печи. Основными промышленными центрами являются Калининград, Советск, Черняховск, Гусев, Светлый. Благодаря своему природному и экологическому потенциалу (благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие федеральных морских курортов и значительное количество объектов исторического и культурного наследия), Калининградская область является перспективным регионом для развития туристической деятельности. и развлекательные мероприятия. На Калининградском побережье расположено большинство рекреационных учреждений области — санатории, пансионаты, оздоровительные лагеря и базы отдыха.
В регионе созданы благоприятные климатические условия для сельскохозяйственного производства. Приоритетными отраслями агропромышленного комплекса являются производство рапса, зерно, молочное животноводство и производство молочных продуктов, производство и переработка мяса, а также животноводство. Основными полезными ископаемыми в регионе являются: нефть, газ, янтарь, каменная и калиевая соли, ангидрит, фосфориты, торф, бурый уголь. В настоящее время в области насчитывается двенадцать нефтяных месторождений. В структуре земельного фонда области преобладают сельскохозяйственные угодья, которые составляют 53,44% территории области. Земли лесного фонда занимают 17,92% территории области, земли водного фонда 12,23%. Удельный вес земель населенных пунктов составляет 6,72% в структуре общей площади, земель промышленного назначения и других земель специального назначения — 6,39%. Земли особо охраняемых территорий и объектов — 0,01%. Земельные резервы составляли 3,29% от общего земельного фонда. На регион приходится около 0,5% валового регионального продукта российских регионов. Население области составляет 0,5% розничного товарооборота страны и 0,5% объема платных услуг. По данным Минэкономразвития России, 0,7% от общего объема капиталовложений в Россию было вложено в экономику региона в 2006 году. По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта и относительно развитой инфраструктуры Калининградской области имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов в северо-западном направлении России.
По своему стратегическому значению морской транспорт занимает особое место, которое может стать одним из ключевых элементов специализации в Калининградской области на Северо-западе России и в макрорегионе Запад. Не менее важной характеристикой региона является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией высокоскоростных автомагистралей в общеевропейскую сеть, особенно с учетом того, что через эту территорию проходят важные европейские коридоры — Via Hanseatica и Via Baltica. Калининградской области. Значение железнодорожной сети определяется, прежде всего, транзитной ориентацией калининградской экономики, расположенной между Россией и ЕС, а также ролью железнодорожного транспорта в контексте развития портового комплекса, а также как растущий туристический пассажиропоток. Морской транспорт в Калининградской области напрямую связан с железной дорогой. Около 90% грузов доставляется в калининградский порт по железной дороге из основной части России через территорию иностранных государств.
Калининградская область обладает достаточным потенциалом для дальнейшего экономического развития, но это требует федерального внимания.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Сегодня существуют следующие проблемы, препятствующие успешному социально-экономическому развитию в Особой экономической зоне в Калининградской области:
Существующая дорожная сеть в Калининградской области не соответствует современным стандартам в своем состоянии, и, следовательно, требуется ее модернизация. Дороги, проходящие через транспортные коридоры, а также дороги, ведущие к пограничным контрольно-пропускным пунктам, должны быть переведены с регионального на федеральный уровень, поскольку регион не может приравнять структурные средства Европейского союза в своих бюджетных возможностях, которые финансируют реконструкцию дорог в прилегающих районах. регион Литвы и Польши.
Портовый комплекс Калининградской области неуклонно развивается и наращивает объемы перевалки грузов. За период 2001 — 2007 гг. Грузооборот порта увеличился в 2,67 раза и составил 15,625 млн. Тонн. Значительно выросли перевалка нефтепродуктов, контейнеров, паромных грузов. В то же время конкуренция со стороны портов Литвы и Польши усиливается.
Чтобы обеспечить дальнейшее развитие портового комплекса Калининградской области, необходимо ускорить решение о строительстве глубоководного порта в Балтийске.
Для обеспечения транзитных транзитных перевозок в портовые терминалы Калининградской области требуется строительство новых и модернизация существующих объектов железнодорожной инфраструктуры. Это позволит приступить к реализации всего спектра транспортных услуг для оказания услуг по экспортно-импортным грузопотокам и увеличению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Калининградской области.
В настоящее время железнодорожное сообщение с портом Балтийск осуществляется через центральную часть города Калининграда, что снижает грузооборот и препятствует дальнейшему развитию порта.
Неустойчивый статус Калининградской области в отношениях между Российской Федерацией и Европейским союзом (тарифные и нетарифные барьеры; трудности, связанные с техническими параметрами всей транспортной системы и портов Калининграда, в частности и т. д.), энергетика региона дефицит (все энергоресурсы, в первую очередь топливо и электроэнергия, регион получает через территорию Литвы и Белоруссии).
Отставание в развитии транспортной инфраструктуры из соседних стран и неравномерное развитие транспортной инфраструктуры в регионе.
Наличие объективных ограничений на дальнейшее развитие ведущих отраслей, как внешних, так и внутренних, в том числе: достигнутая загрузка мощностей, наличие доказанных запасов природных ресурсов (нефтяные месторождения), ограниченные рынки сбыта (мировой рынок калийных удобрений), общий технологический уровень производство и др.
Депопуляция населения и низкая продолжительность жизни, дисбаланс на рынке труда, выражающийся в несоответствии структуры рабочих мест и специализации рабочей силы, дисбалансе в территориальном развитии с точки зрения социально-экономического развития.
Для решения этой проблемы необходимо включить проект «Строительство железнодорожных подъездов к портам Калининградской области и обход города Калининграда» в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».
На сегодняшний день Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года в ее нынешнем виде не обеспечивает решения проблем региона. В связи с этим Правительство Калининградской области в соответствии с пунктом 3 протокольного решения Правительства Российской Федерации от 18 января 2007 года и пунктом 9 раздела I протокола выездного заседания о социально-экономическом развитии Калининградская область от 26-27 апреля 2007 г. № 36- Разработана и представлена на утверждение в Министерство регионального развития Российской Федерации проект Федеральной целевой программы развития Калининградской области на 2009-2014 гг.
Цель Программы: создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, обеспечение достижения уровня жизни, сопоставимого с уровнем жизни в соседних странах, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Таким образом, для развития региона Калининградской области требуется помощь в скорейшем принятии Федеральной целевой программы развития Калининградской области на 2009-2014 годы.
Вывод:
Изучив и проанализировав материал, касающийся управления регионами в России, и проблема занимает важное место в сфере государственного управления, можно сделать определенные выводы. Региональная политика является основной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизни и управления для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Было бы трудно управлять такой огромной страной без введения региональной политики, поскольку — то, что хорошо для одного российского региона, может быть неприемлемым для другого. Вот почему должно быть четко и ясно представлено, для какого региона хороши некоторые типы инструментов региональной политики, а для каких других, то есть инструменты, следует применять, только зная точно проблемы конкретного региона. Развитию качественных и эффективных инструментов региональной политики уделялось достаточное внимание со стороны глав государств, правительств и местных органов власти. Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и правового регулирования в области социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но, конечно, не всегда можно выбрать точные инструменты для исправления различных недостатков в конкретном регионе Российской Федерации. Это объясняется, с одной стороны, незавершенностью процесса формирования самой региональной политики, а с другой — нестабильностью законодательства о региональной политике.
Калининградская область является примером региональной модели управления, на территории которой находится особая экономическая зона. Несмотря на особое внимание государства к этому региону, существует много проблем, которые необходимо решать на самом высоком государственном уровне.
В заключение можно констатировать, что до сих пор в принципе не было идеальной модели регионального управления в Российской Федерации, так же как не существует сверхэффективных инструментов, которые, учитывая скудную экономическую базу, фактически доступную на данном этапе, Россия могла бы универсально удовлетворить самые насущные потребности населения своих подданных.