Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации:
1) осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
2) реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
3) разрабатывает (формирует) и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
5) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
6) организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
7) организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
9) устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
10) определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
11) организует разработку документов национальной системы стандартизации;
12) утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
13) вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
14) регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, технические спецификации (отчеты), стандарты организаций, в том числе технические условия, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
16) организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
17) организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
18) утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
19) организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
20) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
21) представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
22) определяет порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23) определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
24) организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
24.1) определяет порядок регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов;
(п. 24.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
24.2) определяет порядок разработки и утверждения технических спецификаций (отчетов);
(п. 24.2 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
25) принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
26) формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
27) осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
28) дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
29) организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
30) обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
30.1) осуществляет создание, модернизацию и обеспечение эксплуатации информационной системы в сфере стандартизации;
(п. 30.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
31) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:
О техническом регулировании от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ и О стандартизации в Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ.
Целями стандартизации являются:
- содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
- содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- улучшение качества жизни населения страны;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- техническое перевооружение промышленности;
- повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. .
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
- обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
- открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
- установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
- унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
- соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
- доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- технические спецификации (отчеты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
- осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
- реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
- разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
- организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
- организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
- организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
- утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
- устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
- определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
- организует разработку документов национальной системы стандартизации;
- утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
- вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
- регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
- организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
- организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
- утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
- организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
- заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
- представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
- определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
- определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
- организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
- принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
- формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
- осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
- дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
- организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
- обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Совершенствование системы стандартизации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года.
Программа национальной стандартизации формируется в соответствии с ГОСТ Р 1.14-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией».
Приказом Росстандарта от 1 ноября 2022 г. № 2726 утверждена Программа национальной стандартизации на 2023 год
Приказом Росстандарта от 1 ноября 2021 г. № 2459 утверждена Программа национальной стандартизации на 2022 г.
Приказом Росстандарта от 27 октября 2020 г. № 1775 утвержена Программа национальной стандартизации на 2021 г.
Приказом Росстандарта от 1 ноября 2019 г. № 2612 утверждена Программа национальной стандартизации на 2020 г.
Проект постановления правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и Гос. корпорации по атомной энергии «Росатом»
Инфографика «Национальная система сертификации»
Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии – Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.
Ростехрегулирование осуществляет:
- принятие программы разработки национальных стандартов;
- утверждение национальных стандартов;
- учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
- введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.
В структуру Ростехрегулирования входят:
- Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Москва);
- Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Санкт-Петербург);
- Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Ростов-на-Дону);
- Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Нижний Новгород);
- Уральское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Екатеринбург);
- Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Новосибирск);
- Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Хабаровск).
Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организации).
Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Ростехрегулирования России и технические комитеты по стандартизации.
К научно-исследовательским институтам, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) – головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) – головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ФГУП «Стандартинформ» – головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.
Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 350 ТК. Любой стандарт – продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.
Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.
Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.
Это старая редакция документа
1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее — национальный орган по стандартизации):
утверждает национальные стандарты и предварительные национальные стандарты;
принимает программу разработки национальных стандартов;
организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также стандартов и сводов правил, представляемых на регистрацию в соответствии с пунктом 4 статьи 44 настоящего Федерального закона;
организует проведение экспертизы проектов предварительных национальных стандартов, а в случае, если технический комитет по стандартизации не создан, проводит экспертизу проектов предварительных национальных стандартов;
организует проведение мониторинга и оценки применения предварительных национальных стандартов в порядке, установленном национальным органом по стандартизации;
обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;
организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;
участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;
обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 статьи 44 настоящего Федерального закона;
предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере технического регулирования;
регистрирует в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
принимает на учет надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.
2. Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.
3. В целях настоящей статьи под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
4. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.
Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.
Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.
Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них.
Органы
по стандартизации
— это органы, признанные на определенном
уровне, основная функция которых состоит
в руководстве работами
по стандартизации.
Руководство
российской национальной стандартизацией
осуществляет
национальный орган по стандартизации
— агентство Ростехрегулирование
Росстрандарт .
Он как орган по стандартизации, признанный
на национальном уровне, имеет право
представлять интересы
страны в области стандартизации в
соответствующей международной
или региональной организации по
стандартизации.
Ростехрегулирование
осуществляет:
—
принятие программы разработки национальных
стандартов;
—
утверждение национальных стандартов;
—
учет национальных стандартов, правил
стандартизации, норм и рекомендаций
в этой области и обеспечение их доступности
заинтересованным лицам;
—
введение в действие общероссийских
классификаторов технико-экономической
и социальной информации.
Службы
стандартизации
— специально создаваемые организации
и
подразделения для проведения работ по
стандартизации на определенных
уровнях управления—государственном,
отраслевом, предприятий (организации).
Российские
службы стандартизации
— научно-исследовательские институты
(Пр.: ВНИИстандарт — головной институт
в
области национальной системы
стандартизации; ВНИИ
по
нормализации в машиностроении –
ВНИИНМАШ; ВНИИ
сертификации продукции
– ВНИИС)
и
технические комитеты по стандартизации
– создаются
на базе организаций, специализирующихся
по определенным видам продукции (услуг)
и имеющих в данной области наиболее
высокий научно-технический
потенциал.
5. Особенности стандартизации в рф?
1.
Организация проведения работ по
Стандартизации гармонизирована с
международными правилами.
2.
Стандарты не обязательны но если их
требования исполняются, к производителю
нет никаких претензий, поскольку тем
самым выполняются требования регламента.
3.
Разработку стандарта может производить
любое заинтересованное лицо.
4.
Решение о приемке или отклонении
стандарта национального порядка
принимается национальным органом по
стандартизации.
5.
Технические комитеты обязаны проводить
экспертизу национальных стандартов.
6. Государственный контроль и надзор(гКиН) за деятельностью по стандартизации в рф
Цель
Госконтроль и надзор за деятельностью
по стандартизации.
Недопустить
использование несоответствующих
стандартов и регламентов на территории
РФ, их проверка-цель.
Что
контролируется?Что является объектом
надзора?
На
стадии обращения на рынке проводится
гос контроль и надзор на соответствие
технических регламентов. В переходный
период-гос контроль и надзор проводится
на соответсвие стандартов.
ГкиН осуществляется:
-Федеральными
органами исполнительной власти(росэнерго,
минэконом разв.).
-Органами
исполнительной власти субъектов РФ.
-Гос-ми
учреждениями, уполномоченными на
проведение ГкиН.
-ГкиН
осуществляется в отношении продукции
и процессов ЖЦП исключительно в части
соблюдения требований технич-го
регламента и на стадии обращения(на
рынке).
Функции
ГкиН:
1.Требовать
от изготовителя предъявления документов,
подтверждающих соответствие продукции
требованиям ТР(декларации о соответствии
и сертификата).
2.Выдавать
предписания об устранении нарушений
требований ТР в установленный срок.
3.Принимать
решения о запрете передачи продукции,
а также о полном или частичном
приостановлении процессов ЖЦП, если
иными мерами невозможно устранить
нарушения ТР.
4.Приостановить
или прекратить действие декларации о
соответствии или сертификата.
5.Привлекать
изготовителя к ответственности,
предусмотренной законодательством РФ.
ГкиН
направлен на защиту прав потребителей
от несанкционированного использования
потенциально опасной продукции. Выявление
фальсифицированной продукции товаров
с неправильной маркировкой с предупреждения
действий вводящих в заблуждение
приобретателей.
Эффективность
ГкиН.
-Значительными
штрафами за несоответствие
-Высокой
вероятностью для поставщиков,что
несоотвтствующая продукция будет
выявлена.
Вероятность
выявления должна быть сбалансирована
по отношению к затратам поставщика
связанным с обеспечением соответствия.
Если вероятность выявления несоответствия
с возможным штрафом ниже расходов
связанных с обеспечением соответствия,
поставщики будут рисковать и допускать
возможные несоответствия, и если вер-ть
выявления несоответствия незначительна,
то штрафы будут рассматриваться как
досадная неприятность, а не как стимул
несоответствия.
8
Национальная
система стандартизации. Цель и задачи
стандартизации. Объекты и принципы
стандартизации. Категории и виды
стандартов. Международные, межгосударственные,
национальные стандарты и стандарты
организаций.
Виды
стандартов:
—
Основополагающий
станд-т
– станд-т, имеющий широкую область
распространения и содержащий общие
положения для определенной области.
—
Стандарты
на продукцию (услугу)
– станд-т, устанавливающий требования,
которым должна соответствовать продукция
(услуга), чтобы обеспечить ее соответствие
своему назначению.
—
Стандарт
на методы контроля
– станд-т, устанавливающий методы,
способы, приемы, методики проведения
испытаний, измерений и анализа.
—
Стандарт
на процесс
– станд-т, устанавливающий требования,
которым должен удовлетворять процесс
тем, чтобы обеспечить соответствие
процесса его назначению.
—
Стандарт
на термины и определения
– станд-т, устанавливающий термины, к
которым даны определения, содержащие
необходимые и достаточные признаки
понятия.
Категории
стандартов:
—
Международный
станд-т
– станд-т, принятый международной
организацией по станд-ции и доступный
широкому кругу пользователей. Индексы:
ИСО, МЭК, ИСО/МЭК и т. д.
—
Межгосударственный
стандарт
(ГОСТ) – региональный станд-т, принятый
Евразийским советом по станд-ции,
метрологии и сертификации и доступный
широкому кругу пользователей. Принят
странами СНГ.
—
Национальный
стандарт
– станд-т, принятый нац-ным органом по
станд-ции одной страны и доступный
широкому кругу пользователей. В РФ это
станд-ты с индексом ГОСТ Р и ГОСТ.
—
Стандарт
организации
(СТО) – стандарт,
утвержденный и применяемый организацией
для целей станд-ции, а также для
совершенствования производства и
обеспечения качества продукции,
выполнения работ, оказания услуг, а
также для распространения и использования
полученных в различных областях знаний
результатов исследований, измерений и
разработок.
Рекомендации-документ,
содержащий добровольные для применения
советы организационно- методического
характера, которые касаются проведения
работ по стандартизации.
Предварительные
нац.стандарты- документ
в обл. стандартизации, который утвержден
национальным РФ по стандар-ии и срок
действия которого ограничен.
Регламенты(
с содержанием требований по станд.
)-документ,
содержащий обязательные правовые нормы
и принятый органом власти.
Переводы
иностранных стандартов на русский-
стандарты
ин-х государств, принятые нац. Органом
по станд-ии ин-ым гос-ва, переведенного
на русский язык
Объект
стандартизации
– продукция, процесс или услуга,
подлежащие или подвергшиеся стандартизации.
Цели
стандартизации:
1).
Повышение уровня безопасности:
—
жизни и здоровья граждан;
—
имущества физических и юридических
лиц;
—
гос-ного и муниципального имущества;
—
в области экологии;
—
жизни и здоровья животных и растений;
2).
Обеспечение:
—
конкурентоспособности и качества
продукции, работ и услуг;
—
рационального использования ресурсов;
—
совместимости и взаимозаменяемости
технических средств;
—
информационной совместимости;
—
единства измерений;
—
сопоставимости результатов испытаний
(исследований) и измерений технических
и экономико-статистических данных;
—
сравнительного анализа характеристик
продукции, работ и услуг;
—
соблюдения технических регламентов;
—
добровольного подтверждения соответствия
продукции, работ и услуг;
3).
Создание:
—
систем классификации и кодирования
технико-экономической и социальной
информации;
—
систем каталогизации продукции, работ
и услуг;
—
систем обеспечения качества продукции,
работ и услуг и менеджмента качества
организаций;
—
систем унификации продукции и документации.
Задачи
стандартизации:
—
установление требований к техническому
уровню и качеству продукции, сырья,
материалов, полуфабрикатов и комплектующих
изделий, а также норм, требований и
методов в области проектирования и
производства продукции, позволяющих
ускорять внедрение прогрессивных
методов производства продукции высокого
качества и ликвидировать нерациональное
многообразие видов, марок и размеров;
—
развитие унификации и агрегатирования
промышленной продукции как важнейшего
условия специализации производства;
комплексной механизации и автоматизации
производственных процессов, повышение
уровня взаимозаменяемости, эффективности
эксплуатации и ремонта изделий;
—
обеспечение единства и достоверности
измерений в стране, создание и
совершенствование государственных
эталонов единиц физических величин,
также методов и средств измерений высшей
точности;
—
разработка унифицированных систем
документации, систем классификации и
кодирования технико-экономической
информации;
—
принятие единых терминов и обозначений
в важнейших областях науки, техники,
отраслях народного хозяйства;
—
формирование системы стандартов
безопасности труда, систем стандартов
в области охраны природы и улучшения
использования природных ресурсов;
—
создание благоприятных условий для
внешнеторговых, культурных и
научно-технических связей.
Принципы
стандартизации:
-
Добровольность
применения нац-ных стандартов и
обязательность их соблюдения в случае
принятия решения об их использовании. -
Применение
международного стандарта как основы
разработки нац-ного стандарта. -
Сбалансированность
интересов сторон, разрабатывающих,
изготавливающих, предоставляющих и
потребляющих продукцию/услугу. -
Системность
стандартизации. -
Динамичность
и опережающее развитие стандарта. -
Недопустимость
создания препятствий производству и
обращению продукции, выполнению работ
и оказанию услуг в большей степени, чем
это минимально необходимо для выполнения
целей стандартизации. -
Эффективность
стандартизации. -
Принцип
гармонизации. -
Четкость
формулировок положений стандарта. -
Комплексность
стандартизации взаимосвязанных
объектов. -
Объективность
проверки требований. -
Обеспечение
условий для единообразного применения
стандартов. -
Обоснованность
разработки нац-ных стандартов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #