Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации:

1) осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;

2) реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;

3) разрабатывает (формирует) и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;

5) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;

6) организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;

7) организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;

8) утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;

9) устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;

10) определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;

11) организует разработку документов национальной системы стандартизации;

12) утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;

13) вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;

14) регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, технические спецификации (отчеты), стандарты организаций, в том числе технические условия, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;

16) организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;

17) организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;

18) утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;

19) организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;

20) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;

21) представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;

22) определяет порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23) определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;

24) организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;

24.1) определяет порядок регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов;

(п. 24.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 523-ФЗ)

24.2) определяет порядок разработки и утверждения технических спецификаций (отчетов);

(п. 24.2 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 523-ФЗ)

25) принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;

26) формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;

27) осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;

28) дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;

29) организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;

30) обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;

30.1) осуществляет создание, модернизацию и обеспечение эксплуатации информационной системы в сфере стандартизации;

(п. 30.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 523-ФЗ)

31) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

О техническом регулировании  от 27 декабря 2002 г.  № 184-ФЗ и О стандартизации в Российской Федерации  от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ.

 Целями стандартизации являются:

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; 
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы             стандартизации в качестве равноправного партнера; 
  • улучшение качества жизни населения страны; 
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства; 
  • техническое перевооружение промышленности; 
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. . 

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольность применения документов по стандартизации; 
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации; 
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту; 
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов; 
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением; 
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации; 
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам; 
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу; 
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации; 
  • общероссийские классификаторы; 
  • стандарты организаций, в том числе технические условия; 
  • своды правил; 
  • технические спецификации (отчеты).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г.  № 294 О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии  на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершенствование системы стандартизации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года.

Программа национальной стандартизации формируется в соответствии с  ГОСТ Р 1.14-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией».

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2022 г. № 2726  утверждена  Программа национальной стандартизации на 2023 год 

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2021 г. № 2459 утверждена Программа национальной стандартизации на 2022 г.

Приказом Росстандарта от 27 октября 2020 г. № 1775 утвержена  Программа национальной стандартизации на 2021 г.

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2019 г. № 2612  утверждена  Программа национальной стандартизации на 2020 г.

Проект постановления правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». 

Перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и Гос. корпорации по атомной энергии «Росатом»

Инфографика «Национальная система сертификации» 

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. 

Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии – Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Ростехрегулирование осуществляет:

  • принятие программы разработки национальных стандартов;
  • утверждение национальных стандартов;
  • учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
  • введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

В структуру Ростехрегулирования входят:

  • Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Москва);
  • Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Санкт-Петербург);
  • Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Ростов-на-Дону);
  • Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Нижний Новгород);
  • Уральское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Екатеринбург);
  • Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Новосибирск);
  • Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Хабаровск).

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Ростехрегулирования России и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) – головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) – головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ФГУП «Стандартинформ» – головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 350 ТК. Любой стандарт – продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

Это старая редакция документа

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее — национальный орган по стандартизации):

утверждает национальные стандарты и предварительные национальные стандарты;

принимает программу разработки национальных стандартов;

организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также стандартов и сводов правил, представляемых на регистрацию в соответствии с пунктом 4 статьи 44 настоящего Федерального закона;

организует проведение экспертизы проектов предварительных национальных стандартов, а в случае, если технический комитет по стандартизации не создан, проводит экспертизу проектов предварительных национальных стандартов;

организует проведение мониторинга и оценки применения предварительных национальных стандартов в порядке, установленном национальным органом по стандартизации;

обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;

организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;

участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 статьи 44 настоящего Федерального закона;

предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере технического регулирования;

регистрирует в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

принимает на учет надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

2. Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

3. В целях настоящей статьи под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

4. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них.

Органы
по стандартизации

— это органы, признанные на опреде­ленном
уровне, основная функция которых состоит
в руководстве рабо­тами
по стандартизации.

Руководство
российской национальной стандартизацией
осуществляет
национальный орган по стандартиза­ции
— агентство Ростехрегулирование
Росстрандарт
.
Он как орган по стандартизации, признанный
на национальном уровне, имеет право
представлять инте­ресы
страны в области стандартизации в
соответствующей международ­ной
или региональной организации по
стандартизации.

Ростехрегулирование
осуществляет
:


принятие программы разработки национальных
стандартов;


утверждение национальных стандартов;


учет национальных стандартов, правил
стандартизации, норм и рекомендаций
в этой области и обеспечение их доступности
заинтере­сованным лицам;


введение в действие общероссийских
классификаторов технико-экономической
и социальной информации.

Службы
стандартизации

— специально создаваемые организации
и
подразделения для проведения работ по
стандартизации на определенных
уровнях управления—государственном,
отраслевом, предприятий (организации).

Российские
службы стандартизации

— научно-исследовательские институты
(Пр.: ВНИИстандарт — головной институт
в
области национальной системы
стандартизации; ВНИИ
по
нормализации в машиностроении –
ВНИИНМАШ; ВНИИ
сертификации продукции
– ВНИИС)
и
технические комитеты по стандартизации
– создаются
на базе организаций, специализирующихся
по определенным видам продукции (услуг)
и имеющих в данной области наиболее
высокий научно-техни­ческий
потенциал.

5. Особенности стандартизации в рф?

1.
Организация проведения работ по
Стандартизации гармонизирована с
международными правилами.

2.
Стандарты не обязательны но если их
требования исполняются, к производителю
нет никаких претензий, поскольку тем
самым выполняются требования регламента.

3.
Разработку стандарта может производить
любое заинтересованное лицо.

4.
Решение о приемке или отклонении
стандарта национального порядка
принимается национальным органом по
стандартизации.

5.
Технические комитеты обязаны проводить
экспертизу национальных стандартов.

6. Государственный контроль и надзор(гКиН) за деятельностью по стандартизации в рф

Цель
Госконтроль и надзор за деятельностью
по стандартизации.

Недопустить
использование несоответствующих
стандартов и регламентов на территории
РФ, их проверка-цель.

Что
контролируется?Что является объектом
надзора?

На
стадии обращения на рынке проводится
гос контроль и надзор на соответствие
технических регламентов. В переходный
период-гос контроль и надзор проводится
на соответсвие стандартов.

ГкиН осуществляется:

-Федеральными
органами исполнительной власти(росэнерго,
минэконом разв.).

-Органами
исполнительной власти субъектов РФ.

-Гос-ми
учреждениями, уполномоченными на
проведение ГкиН.

-ГкиН
осуществляется в отношении продукции
и процессов ЖЦП исключительно в части
соблюдения требований технич-го
регламента и на стадии обращения(на
рынке).

Функции
ГкиН
:

1.Требовать
от изготовителя предъявления документов,
подтверждающих соответствие продукции
требованиям ТР(декларации о соответствии
и сертификата).

2.Выдавать
предписания об устранении нарушений
требований ТР в установленный срок.

3.Принимать
решения о запрете передачи продукции,
а также о полном или частичном
приостановлении процессов ЖЦП, если
иными мерами невозможно устранить
нарушения ТР.

4.Приостановить
или прекратить действие декларации о
соответствии или сертификата.

5.Привлекать
изготовителя к ответственности,
предусмотренной законодательством РФ.

ГкиН
направлен на защиту прав потребителей
от несанкционированного использования
потенциально опасной продукции. Выявление
фальсифицированной продукции товаров
с неправильной маркировкой с предупреждения
действий вводящих в заблуждение
приобретателей.

Эффективность
ГкиН.

-Значительными
штрафами за несоответствие

-Высокой
вероятностью для поставщиков,что
несоотвтствующая продукция будет
выявлена.

Вероятность
выявления должна быть сбалансирована
по отношению к затратам поставщика
связанным с обеспечением соответствия.
Если вероятность выявления несоответствия
с возможным штрафом ниже расходов
связанных с обеспечением соответствия,
поставщики будут рисковать и допускать
возможные несоответствия, и если вер-ть
выявления несоответствия незначительна,
то штрафы будут рассматриваться как
досадная неприятность, а не как стимул
несоответствия.

8
Национальная
система стандартизации. Цель и задачи
стандартизации. Объекты и принципы
стандартизации. Категории и виды
стандартов. Международные, межгосударственные,
национальные стандарты и стандарты
организаций.

Виды
стандартов:


Основополагающий
станд-т

– станд-т, имеющий широкую область
распространения и содержащий общие
положения для определенной области.


Стандарты
на продукцию (услугу)

– станд-т, устанавливающий требования,
которым должна соответствовать продукция
(услуга), чтобы обеспечить ее соответствие
своему назначению.


Стандарт
на методы контроля

– станд-т, устанавливающий методы,
способы, приемы, методики проведения
испытаний, измерений и анализа.


Стандарт
на процесс

– станд-т, устанавливающий требования,
которым должен удовлетворять процесс
тем, чтобы обеспечить соответствие
процесса его назначению.


Стандарт
на термины и определения

– станд-т, устанавливающий термины, к
которым даны определения, содержащие
необходимые и достаточные признаки
понятия.

Категории
стандартов:


Международный
станд-т

– станд-т, принятый международной
организацией по станд-ции и доступный
широкому кругу пользователей. Индексы:
ИСО, МЭК, ИСО/МЭК и т. д.


Межгосударственный
стандарт

(ГОСТ) – региональный станд-т, принятый
Евразийским советом по станд-ции,
метрологии и сертификации и доступный
широкому кругу пользователей. Принят
странами СНГ.


Национальный
стандарт

– станд-т, принятый нац-ным органом по
станд-ции одной страны и доступный
широкому кругу пользователей. В РФ это
станд-ты с индексом ГОСТ Р и ГОСТ.


Стандарт
организации

(СТО) – стандарт,
утвержденный и применяемый организацией
для целей станд-ции, а также для
совершенствования производства и
обеспечения качества продукции,
выполнения работ, оказания услуг, а
также для распространения и использования
полученных в различных областях знаний
результатов исследований, измерений и
разработок.

Рекомендации-документ,
содержащий добровольные для применения
советы организационно- методического
характера, которые касаются проведения
работ по стандартизации.

Предварительные
нац.стандарты-
документ
в обл. стандартизации, который утвержден
национальным РФ по стандар-ии и срок
действия которого ограничен.

Регламенты(
с содержанием требований по станд.
)-
документ,
содержащий обязательные правовые нормы
и принятый органом власти.

Переводы
иностранных стандартов на русский-
ст
андарты
ин-х государств, принятые нац. Органом
по станд-ии ин-ым гос-ва, переведенного
на русский язык

Объект
стандартизации

– продукция, процесс или услуга,
подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Цели
стандартизации:

1).
Повышение уровня безопасности:


жизни и здоровья граждан;


имущества физических и юридических
лиц;


гос-ного и муниципального имущества;


в области экологии;


жизни и здоровья животных и растений;

2).
Обеспечение:


конкурентоспособности и качества
продукции, работ и услуг;


рационального использования ресурсов;


совместимости и взаимозаменяемости
технических средств;


информационной совместимости;


единства измерений;


сопоставимости результатов испытаний
(исследований) и измерений технических
и экономико-статистических данных;


сравнительного анализа характеристик
продукции, работ и услуг;


соблюдения технических регламентов;


добровольного подтверждения соответствия
продукции, работ и услуг;

3).
Создание:


систем классификации и кодирования
технико-экономической и социальной
информации;


систем каталогизации продукции, работ
и услуг;


систем обеспечения качества продукции,
работ и услуг и менеджмента качества
организаций;


систем унификации продукции и документации.

Задачи
стандартизации:


установление требований к техническому
уровню и качеству продукции, сырья,
материалов, полуфабрикатов и комплектующих
изделий, а также норм, требований и
методов в области проектирования и
производства продукции, позволяющих
ускорять внедрение прогрессивных
методов производства продукции высокого
качества и ликвидировать нерациональное
многообразие видов, марок и размеров;


развитие унификации и агрегатирования
промышленной продукции как важнейшего
условия специализации производства;
комплексной механизации и автоматизации
производственных процессов, повышение
уровня взаимозаменяемости, эффективности
эксплуатации и ремонта изделий;


обеспечение единства и достоверности
измерений в стране, создание и
совершенствование государственных
эталонов единиц физических величин,
также методов и средств измерений высшей
точности;


разработка унифицированных систем
документации, систем классификации и
кодирования технико-экономической
информации;


принятие единых терминов и обозначений
в важнейших областях науки, техники,
отраслях народного хозяйства;


формирование системы стандартов
безопасности труда, систем стандартов
в области охраны природы и улучшения
использования природных ресурсов;


создание благоприятных условий для
внешнеторговых, культурных и
научно-технических связей.

Принципы
стандартизации:

  1. Добровольность
    применения нац-ных стандартов и
    обязательность их соблюдения в случае
    принятия решения об их использовании.

  2. Применение
    международного стандарта как основы
    разработки нац-ного стандарта.

  3. Сбалансированность
    интересов сторон, разрабатывающих,
    изготавливающих, предоставляющих и
    потребляющих продукцию/услугу.

  4. Системность
    стандартизации.

  5. Динамичность
    и опережающее развитие стандарта.

  6. Недопустимость
    создания препятствий производству и
    обращению продукции, выполнению работ
    и оказанию услуг в большей степени, чем
    это минимально необходимо для выполнения
    целей стандартизации.

  7. Эффективность
    стандартизации.

  8. Принцип
    гармонизации.

  9. Четкость
    формулировок положений стандарта.

  10. Комплексность
    стандартизации взаимосвязанных
    объектов.

  11. Объективность
    проверки требований.

  12. Обеспечение
    условий для единообразного применения
    стандартов.

  13. Обоснованность
    разработки нац-ных стандартов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации pdf honda
  • Национально освободительное движение 1783 1797 под руководством сырыма датулы
  • Церебролизин 5 миллилитров инструкция по применению
  • Wonder patch пластырь для похудения инструкция
  • Hades руководство steam