Руководство сэм это

На чтение 20 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано 22 сентября, 2021 Обновлено 28 сентября, 2021

Руководство по системе экологического менеджмента (СЭМ) описывает СЭМ, разработанную и внедренную в соответствии со стандартом ИСО в организации.

Что такое СЭМ – читаем здесь.

Руководство предназначено для использования работниками организации в процессе их деятельности, а также для предоставления потребителям, поставщикам и другим заинтересованным сторонам.

Система экологического менеджмента

Содержание

  1. Среда организации
  2. Лидерство / обязанности
  3. Требования к системе экологического менеджмента
  4. Документация системы экологического менеджмента
  5. Экологическая политика
  6. Функции, ответственность и полномочия
  7. Среда организации
  8. Планирование
  9. Экологические аспекты
  10. Правовые, нормативные и другие требования
  11. Принятые обязательства
  12. Цели, показатели
  13. Реализация и эксплуатация
  14. Ресурсы, роли, обязанности и полномочия
  15. Компетентность, обучение и осведомленность
  16. Информационный обмен
  17. Документация
  18. Контроль документов
  19. Оперативный контроль
  20. Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них
  21. Осмотр
  22. Мониторинг и измерение
  23. Оценка соответствия
  24. Несоответствие требованиям, корректирующие действия и превентивные меры
  25. Контроль записей
  26. Внутренний аудит
  27. Анализ со стороны руководства

Среда организации

Понимание организации и ее среды : внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность организации и на которые она влияет; заинтересованные стороны, имеющие отношение к СЭМ, их потребности и ожидания.

Внешние и внутренние факторы учитываются при разработке экологической политики, определении экологических целей, рисков и возможностей.

Информация об изменении внешних и внутренних факторов является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства.

Разрабатывается документ: Результаты идентификации внутренних и внешних факторов, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Лидерство / обязанности

В Экологическое руководство должны быть включены чёткие требования к компетенции ПСЭМ, внутренних аудиторов СЭМ, руководителей подразделений и ответственных по СЭМ в подразделениях.

Высшее руководство отвечает за:
a) утверждение экологической политики.
b) предоставление соответствующих ресурсов для эффективного функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента.

Представитель руководства по СЭМ (ПСЭМ) – это (должность), на которую возложены следующие обязанности:
a) Обеспечить создание, внедрение и поддержание системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта.
b) Обеспечить наличие достаточных ресурсов для надлежащей реализации экологической политики и системы экологического менеджмента.
c) регулярно анализировать эффективность экологической политики и системы экологического менеджмента и обеспечивать внедрение необходимых улучшений.

Представитель руководства по СЭМ назначается Приказом высшего руководства.

Функции ПСЭМ

Представитель руководства по СЭМ осуществляет следующие функции:

  • Обеспечение разработки экологической политики и экологических целей.
  • Организация разработки документации СЭМ в соответствии с требованиями внешних и внутренних заинтересованных сторон.
  • Доведение понимания важности результативного экологического менеджмента и соответствия требованиям СЭМ.
  • Организация внешних  и внутренних аудитов  СЭМ, анализ результатов аудитов и представление результатов анализа высшему руководству.
  • Организация работ по улучшению функционирования СЭМ.
  • Анализ мониторинга выполнения мероприятий по функционированию и улучшению СЭМ.
  • Организация подготовки и подтверждения компетентности аудиторов внутренних аудитов СЭМ.

Ответственный за работу СЭМ имеет следующие обязанности:
a) создание и внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта; контроль эффективности системы экологического менеджмента.

b) возложена ответственность за координацию внутренних аудитов системы экологического менеджмента для обеспечения надлежащего внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

c) возложена ответственность за рассмотрение и расследование случаев несоблюдения системы экологического менеджмента и обеспечение внедрения корректирующих и предупреждающих мер для снижения воздействия на окружающую среду.

d) возложена ответственность за предоставление отчетов о результатах работы системы экологического менеджмента высшему руководству для анализа и внесения соответствующих улучшений.

е) по разработке и пересмотру целей, задач и программ системы экологического менеджмента.

c) по обеспечению внутренней коммуникацию между руководством и персоналом и повышению осведомленности персонала об охране окружающей среды.

e) по рассмотрению записей, отчетов о несоблюдении и корректирующих и предупреждающих действиях, а также, при необходимости, за реализацию предупреждающих действий.

Ответственный (ые) за работу СЭМ назначаются Приказом высшего руководства.

Руководители отделов
Обязанности руководителя отдела заключаются в следующем:
a) разрабатывать практику экологического менеджмента, относящуюся к отделу их функциональной группы, в соответствии с процедурами и руководящими принципами для контроля критических экологических факторов;
b) обеспечить эффективное внедрение системы экологического менеджмента и надлежащее решение экологических вопросов на всех этапах.

Сотрудники
Обязанности каждого из сотрудников организации заключаются в следующем:
a) выполнять конкретные обязанности в соответствии с соответствующими процедурами и руководствами по экологическому менеджменту;
b) сообщать руководителю об экологических проблемах и отклонениях от системы экологического менеджмента.

Руководство по СЭМ

Требования к системе экологического менеджмента

В целях снижения воздействия значимых экологических факторов на окружающую среду в компании создана система экологического менеджмента. Система экологического менеджмента соответствует стандарту ISO. Процедуры по каждому из стандартных положений изложены в соответствующих процедурах экологического менеджмента.

Документация системы экологического менеджмента

Роль документа системы экологического менеджмента заключается в следующем.

Экологическая политика

Образец политики – здесь.

Экологическая политика– описывает цели и принципы экологической деятельности компании, включая, помимо прочего, обязательство соблюдать законодательство, постоянно совершенствоваться и предотвращать загрязнение окружающей среды.

  • содержит намерения по улучшению экологических показателей
  • включает обязательства по защите окружающей среды, предотвращению загрязнения окружающей среды;
  • включает обязательства по выполнению принятых обязательств;
  • включает постоянное улучшение СЭМ.

Высшее руководство через ПСЭМ обеспечивает разработку экологической политики, организует работы по формированию и актуализации Политики и доведению ее до работников предприятия.

Формирование проекта Политики и согласование его выполняет ответственный за работу СЭМ.

Политика доводится и разъясняется персоналу руководством предприятия и руководителями отделов через:

  • инструктаж при приеме на работу;
  • ознакомления с Политикой всех работников предприятия под роспись;
  • внутреннее обучение;
  • размещение на общедоступных информационных системах.

Срок действия Политики – неограничен.

Ежегодно ПСЭМ при участии ответственных за работу СЭМ Политика анализируется и уточняется (при необходимости).

Политика принимается без ограничения срока действия, анализируется, ежегодно оценивается на совещании высшего руководства по оценке функционирования СЭМ и, при необходимости, уточняется.

Экологическая политика описывает обязательства организации по операциям, деятельности и общим экологическим показателям. При разработке экологической политики учитывается масштаб деятельности организации, а также воздействие на окружающую среду.

Экологическая политика должна определять приверженность организации постоянному совершенствованию управления окружающей средой и предотвращению загрязнения. Кроме того,организация обязуется соблюдать действующие законы, нормативные акты и другие требования, касающиеся экологических факторов.

Компания должна сделать свою экологическую политику публичной и доступной для общественности.

Функции, ответственность и полномочия

Для обеспечения функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента, удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон высшее руководство приказом № **** от _____назначило представителя руководства по СЭМ. Ответственность и полномочия представителя руководства по СЭМ определены положением «О Представителе руководства по СЭМ» и распространяются на:

  • обеспечение поддержания в рабочем состоянии процесса и процедур СЭМ;
  • предоставление данных о функционировании СЭМ и предложений по ее улучшению.

Ответственность за функционирование СЭМ в подразделениях организации возлагается на руководителей подразделений.

Доведение ответственности и полномочий до персонала организации осуществляется посредством ознакомления с перечисленными выше документами. Ответственность  за доведение  информации до персонала несет вышестоящий функциональный руководитель согласно организационной структуре управления.

Среда организации

Среда организации – это внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия и на которые влияет предприятие.

Внешние и внутренней факторы учитываются при разработке экологической политики, определении экологических целей, рисков и возможностей.

Информация об изменении внешних и внутренних факторов является исходными данными для анализа системы экологического менеджмента со стороны руководства организации.
Документ: Идентификация внутренних и внешних факторов, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Планирование

Организация должна следовать процессу “планируй – делай – проверяй – действуй” для постоянного улучшения экологических показателей.

Планирование включает определение и обновление реестра экологических факторов организации и реестра правовых, нормативных и других требований.

При планировании в СЭМ рассматриваются:

– внешние и внутренние факторы,

– требования и ожидания заинтересованных сторон,

– область применения СЭМ,

– риски и возможности, связанные с экологическими аспектами, принятыми обязательствами, потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон.

Разработаны и поддерживаются в рабочем состоянии:

  • процедура идентификации рисков и возможностей в форме документа «Идентификация и оценка рисков». Проводится актуализация документа в соответствии ….. Информация о рисках и возможностях и об их изменениях является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства;
  • процедура идентификации аварийных ситуаций в форме документов: «Идентификация и оценка экологических аспектов» и «Сводный реестр значимых экологических аспектов”. Аварийные ситуации идентифицированы на основании оценки руководителями подразделений, оформленной протоколом в произвольной форме. Пересмотр перечня аварийных ситуаций производится не реже 1 раза в год до ***февраля  текущего года или при необходимости.

Экологические аспекты

Процесс планирования начинается с определения и обновления аспектов окружающей среды. Для оценки воздействия своей деятельности на окружающую среду организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации тех экологических аспектов, которые можно контролировать или на которые можно влиять с помощью деятельности, продукции и услуг, охватываемых его системой экологического менеджмента (с учетом планируемых или новых разработок, новых или измененных видов деятельности, продукции и услуг).

Эти экологические аспекты, включая те, которые возникают в результате работ, выполняемых подрядчиком, регистрируются в Реестре экологических аспектов.

Перечень общих экологических аспектов здесь.

Организация должна:

  • обеспечить контроль всех экологических аспектов, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, и определить приоритеты для постоянного улучшения;
  • регулярно обновлять информацию об экологических аспектах.

Внеплановый пересмотр реестра экологических аспектов производится:

– при изменении технологии производства в соответствии;

– при реконструкции и техническом перевооружении

– при изменении требований природоохранного законодательства;

– по результатам предписаний органов государственного контроля;

– по результатам внутренних и внешних аудитов.

Доведение до персонала информации об экологических аспектах осуществляется ознакомлением с документами «Реестр экологических аспектов”. Ответственность за доведение экологических аспектов до персонала несет руководитель подразделения.

Правовые, нормативные и другие требования

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации законодательных и нормативных требований и других требований, которые необходимо соблюдать и которые относятся к экологическим аспектам организации, а также для установления доступа к этим требованиям.

Организация должна определить все соответствующие законодательные акты, кодексы практики и руководства, которые применяются к экологическим аспектам ее деятельности, продукции и услуг, и зарегистрировать эти требования в реестре нормативно-правовых и других требований.
Информация о юридических, нормативных и других требованиях должна регулярно обновляться.

Принятые обязательства

СЭМ направлена на выполнение законодательных, нормативных требований в области охраны окружающей среды, требований потребителей и других заинтересованных сторон, собственных требований.

Для идентификации принятых обязательств и доведения их до заинтересованных лиц формируется «Реестр принятых обязательств».

Для формирования «Реестра принятых обязательств» используются:

  • Правовые, нормативные и другие требования;
  • Разрешительная документация;
  • Организационно-распорядительные документы предприятия.

Реестр принятых обязательств содержит разделы:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

– сбросы загрязняющих веществ в хозяйственную и ливневую канализацию (водный объект);

– образование, накопление и размещение отходов;

– использование энергетических ресурсов;

– аварийные ситуации.

Реестр принятых обязательств актуализируется 1 раз в полугодие.

Требования, содержащиеся в «Реестре принятых обязательств», доводят до сведения:

  • руководителей и специалистов подразделений в процессе проведения обучения;
  • рабочего персонала подразделений .

Цели, показатели

В соответствии с экологической политикой компании и значимыми экологическими аспектами, организация должна установить, внедрить и поддерживать экологические цели и задачи для каждой соответствующей функции и уровня в компании.

Организация должна разрабатывать и поддерживать программу для достижения своих целей и задач.
При разработке и оценке целей организация должна учитывать:

  • правовые, нормативные и другие требования,
  • значимые экологические аспекты,
  • технические возможности,
  • финансовые/операционные/операционные требования.
  • перспективы заинтересованных сторон.

Организация должна обеспечивать соответствие целей и задач экологическим целям; выполнять обязательства по предотвращению загрязнения, соблюдению соответствующих законов и нормативных актов по охране окружающей среды и других требований, которые должны соблюдаться, стремиться к постоянному совершенствованию.

В программе определены обязанности, методы и сроки достижения целей и задач для каждой соответствующей функции и уровня.

Цели, задачи и программы должны быть утверждены (высшим руководством) до начала их реализации.

Представитель по экологическому менеджменту должен обеспечить измеримость целей и задач. Прогресс в их достижении должен регулярно отслеживаться и пересматриваться.

Рассмотрение выполнения целей, задач и программ должно происходить каждые три месяца.

Организация должна обеспечить пересмотр программы с учетом новых проектов и новых или измененных видов деятельности, продукции или услуг компании, чтобы обеспечить применение экологического менеджмента к этим новым проектам и видам деятельности.
Если в ходе реализации программы выявляются отклонения от целей и задач, представитель по экологическому менеджменту должен при необходимости пересмотреть программу управления и сохранить доказательства/записи корректирующих действий.
Представитель по экологическому менеджменту должен сохранять устаревшие цели, задачи и программы в течение как минимум трех лет.

Экологические цели доводятся до сведения персонала высшим руководством предприятия, ПСЭМ и руководителями подразделений.

Документ: Программа достижения экологических целей.

Реализация и эксплуатация

Организация должна внедрить систему экологического менеджмента, которая:

  • четко определяет роли, обязанности и полномочия ключевых сотрудников,
  • обеспечивает соответствующее обучение персонала,
  • поддерживает эффективные каналы связи,
  • принимает эффективную документацию и оперативный контроль,
  • поддерживает соответствующую осведомленность персонала о готовности к чрезвычайным ситуациям.

Ресурсы, роли, обязанности и полномочия

Высшее руководство должно обеспечить наличие необходимых ресурсов (включая человеческие ресурсы и опыт, организационную инфраструктуру, технические и финансовые ресурсы) для внедрения и контроля системы экологического менеджмента.

Для того чтобы экологический менеджмент был эффективным, роли, обязанности и полномочия ключевых сотрудников должны быть четко определены, задокументированы и доведены до сведения.
Организация назначает (должность) представителем по экологическому менеджменту и (должность) заместителем представителя по экологическому менеджменту для внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

Компетентность, обучение и осведомленность

Организация должна гарантировать, что весь персонал, выполняющий для организации или от ее имени работу, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду, имеет соответствующее образование, подготовку и/или опыт для выполнения работы, которая от него требуется.

Организация должна внедрить и поддерживать процесс определения и обеспечения потребностей в обучении, связанных с экологическими аспектами и системой экологического менеджмента.

Организация должна разработать программы обучения, чтобы персонал на каждой соответствующей функции и уровне был осведомлен и компетентен в следующих вопросах:
– их роли и обязанности в достижении требований системы экологического менеджмента,
– важность соблюдения экологических инструкций и процедур, а также требований системы экологического менеджмента,
– значимые экологические аспекты и фактическое или потенциальное воздействие на окружающую среду в их работе.

Персонал должен осознавать экологические преимущества, которые могут быть получены в результате улучшения их индивидуальной работы

Информационный обмен

С точки зрения внутренней коммуникации, представитель по экологическому менеджменту должен обеспечить, чтобы информация о системе экологического менеджмента (например, экологические цели, задачи, показатели и программы) и экологических показателях доводилась до сотрудников через доски объявлений, интернет или информационные бюллетени компании.

Сотрудники должны информировать своих функциональных руководителей/руководителей отделов о любых запросах/жалобах, касающихся системы экологического менеджмента и/или экологических вопросов, связанных с именем компании.

Ответственный за работу СЭМ должен вести соответствующий журнал консультаций/жалоб. В зависимости от характера и объема консультации/жалобы, ПСЭМ должен определить соответствующие действия и вести учет принятых ответных/корректирующих мер.

Экологическая политика организации должна быть доступна в офисах компании и на сайте для внешнего ознакомления.

Все внутренние и внешние запросы/жалобы/обмен информацией должны обсуждаться и оцениваться на заседаниях по системе экологического менеджмента, а их решения должны фиксироваться в протоколах заседаний.

Комиссия по системе экологического менеджмента должна решить, обмениваться или нет информацией с внешними сторонами по ключевым экологическим факторам, и задокументировать свое решение.

Если принято решение о внешней коммуникации, необходимо определить и реализовать средства коммуникации, например, публикация экологического отчета.

Документация

Документация системы экологического менеджмента состоит из следующих четырех уровней.

Уровень 1: Руководство по системе экологического менеджмента (данный документ) включает в себя экологический подход организации “Название компании” и описывает, как организация “Название компании” выполняет требования стандарта ISO. Руководство по системе экологического менеджмента – это интерфейс для интерпретации взаимосвязи между системой экологического менеджмента компании и стандартом.

Отдельный документ “Цели, задачи и программы” основан на экологическом подходе организации и демонстрирует стремление компании к постоянному улучшению экологических показателей.

Уровень 2: Процедуры экологического менеджмента, которые включают процедуры, которые “Название компании” должно внедрить в соответствии со стандартами, изложенными в ISO 14001. Эти процедуры детализируют элементы системы экологического менеджмента и определяют полномочия, ответственность, порядок работы и сроки.

Реестр экологических аспектов и Реестр законов, постановлений и других требований являются производными от Процедур экологического менеджмента и составляют основу системы экологического менеджмента, разработанной организацией.

Уровень 3: Экологические руководящие принципы (ЭР) – это процедуры оперативного контроля или руководящие принципы, которые устанавливают обязанности по контролю выявленных значимых экологических факторов, относящихся к операциям и деятельности компании с соответствующим названием.

Уровень 4: Экологические записи, которые создаются в результате внедрения Руководства по системе экологического менеджмента, процедур экологического менеджмента и экологических рекомендаций. Экологическая документация включает различные контрольные списки, отчеты и протоколы совещаний, как определено в каждой процедуре и руководстве по экологическому менеджменту.

Контроль документов

Суть контроля документов в системе экологического менеджмента заключается в следующем:

  • Документация пересматривается, при необходимости пересматривается, и ее применимость подтверждается уполномоченным персоналом.
  • Там, где должности имеют решающее значение для эффективного функционирования системы экологического менеджмента, имеется актуальная версия соответствующего документа.
  • Обеспечивается маркировка внешних документов, необходимых для планирования и функционирования системы экологического менеджмента, и контроль их выпуска.
  • Своевременно происходит изъятие недействительных документов из всех мест выдачи и использования или принятие других мер для предотвращения неправомерного использования.

Организация должна гарантировать, что все документы читаемы, датированы (включая даты пересмотра), четко маркированы, надлежащим образом хранятся и сохраняются в течение требуемого периода времени. Название компании должно устанавливать, внедрять и поддерживать процедуры и обязанности по созданию и изменению всех типов документов.

Оперативный контроль

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры оперативного контроля для управления критическими аспектами окружающей среды.
Организация должна гарантировать, что все операции и виды деятельности, связанные со значительными экологическими аспектами, осуществляемые сотрудниками или подрядчиками компании, контролируются надлежащим образом, и что соответствующие процедуры производственного контроля, также известные как экологические процедуры  и экологические руководства, доводятся до сведения сотрудников. Организация должна оказывать влияние на сотрудников и подрядчиков, сообщая об экологической политике компании и других соответствующих процедурах экологического менеджмента и/или экологических рекомендациях.

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс выявления потенциальных чрезвычайных ситуаций, реагирования на них и предотвращения и/или снижения потенциального воздействия на окружающую среду.
В частности, после инцидента или чрезвычайной ситуации организация должна проанализировать и пересмотреть свои процедуры по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию на них.

Действия по предупреждению или снижению последствий и устранению аварийных ситуаций, предусмотрены в «Плане действий при аварийных ситуациях».

Меры по предупреждению и смягчению воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях связаны с подготовкой персонала к реагированию на возможные аварийные ситуации.

«План действий на случай аварийных ситуаций» анализируется ежегодно после окончания года и, при необходимости, пересматриваются запланированные меры по реагированию после возникновения аварийных ситуаций.

Организацией ведется учет аварийных ситуаций и экологических происшествий.

Осмотр

При внедрении системы экологического менеджмента организация должна регулярно отслеживать и измерять критические характеристики операций и деятельности.

Результаты должны быть записаны вместе с несоответствиями и корректирующими и предупреждающими действиями. В рамках процесса проверки система экологического менеджмента должна регулярно подвергаться аудиту, чтобы обеспечить основу для анализа со стороны руководства.

Мониторинг и измерение

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры для регулярного мониторинга и измерения ключевых характеристик операций и деятельности, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду, включая процедуры для регистрации экологических показателей, соответствующего операционного контроля и соответствия целям и задачам компании, а также для калибровки и обслуживания оборудования для мониторинга и для документирования информации о мониторинге окружающей среды.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, производственный контроль в области охраны и использования водных объектов, производственный контроль в области обращения с отходами производится на основании программы производственного экологического контроля от _____

Контроль за потреблением топливно-энергетических ресурсов осуществляет подразделение в соответствии с приказом.

Мониторинг ключевых характеристик операций, связанных со значимыми экологическими аспектами осуществляется в соответствии с внутренними инструкциями в части соблюдения технологических режимов производственным персоналом.

Поверка средств измерений, метрологический контроль и надзор за их состоянием осуществляется в соответствии внутренними инструкциями. Результаты метрологического контроля идентифицируются и регистрируются.

Оценка соответствия

Для выполнения обязательств организации по охране окружающей среды “Название компании” должно регулярно контролировать и измерять соблюдение соответствующих законов и нормативных актов по охране окружающей среды  и других требований по соблюдению. Должен вестись учет результатов периодической оценки.

Оценка соответствия требованиям системы экологического менеджмента осуществляется:

– по результатам мониторинга выбросов загрязняющих веществ,

– по результатам производственного (экологического) контроля при обращении с отходами производства,

– по результатам мониторинга энергоресурсов,

– по результатам внутренних и внешних аудитов,

– при проведении анализа со стороны высшего руководства.

Результаты оценки документируются.

Несоответствие требованиям, корректирующие действия и превентивные меры

Система экологического менеджмента постоянно совершенствуется с целью выявления и устранения несоответствий и предотвращения их повторения.

По несоответствиям, выявленным в результате:

– замечаний контролирующих органов,

– рассмотрения предложений и жалоб заинтересованных сторон,

– внутренних и внешних аудитов СЭМ,

– оценки соответствия деятельности принятым обязательствам

разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия на всех этапах деятельности предприятия по всем подразделениям. 

Контроль записей

“Название компании” должно вести учет для отслеживания экологических показателей и демонстрации того, что система экологического менеджмента отвечает требованиям законодательства и соответствует требованиям ISO 14001, а также достигнутых результатов.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации, хранения, защиты, извлечения, сохранения и утилизации записей, относящихся к экологическому менеджменту, чтобы обеспечить их четкую запись, четкую маркировку и прослеживаемость до соответствующей деятельности, продукта или услуги. Экологические записи должны храниться и управляться таким образом, чтобы к ним можно было легко получить доступ и защитить их от повреждения, порчи или потери.
Необходимо указать срок хранения для каждого типа экологических записей.

Внутренний аудит

Организация должна планировать, разрабатывать, внедрять и поддерживать программу и процедуры проведения периодических аудитов системы экологического менеджмента с целью
– выполняются ли запланированные мероприятия по экологическому менеджменту, включая требования стандарта ISO 14001,
– была ли она должным образом внедрена и поддерживается.

Результаты аудита и информация сообщаются высшему руководству для анализа в целях улучшения состояния окружающей среды.

Программа аудита, включая сроки, должна быть разработана с учетом экологической значимости деятельности и результатов предыдущих аудитов. Программа аудита должна включать критерии, объем, частоту и методику проведения аудита, а также обязанности и требования по проведению и представлению результатов аудита и ведению соответствующих записей.
Организация должна проводить периодические аудиты системы экологического менеджмента. Внутренние экологические аудиты должны проводиться своевременно, чтобы обеспечить планирование соответствующих превентивных мер и своевременное выполнение корректирующих действий.

Анализ со стороны руководства

Высшее руководство компании должно следовать процессу управления “планируй – делай – проверяй – действуй” для улучшения и регулярного пересмотра системы экологического менеджмента с целью обеспечения ее пригодности, адекватности и эффективности.
Перед проведением оценки представитель по экологическому менеджменту должен:

  • составить график проведения оценки,
  • уведомить всех участников,
  • собрать все соответствующие записи/требования (например, изменения в законодательстве),
  • подготовить краткий отчет для обсуждения при необходимости.

Высшее руководство, представитель по экологическому менеджменту, вместе с комиссией по системе экологического менеджмента должны участвовать в ежегодном обзоре менеджмента, чтобы рассмотреть экологический менеджмент компании за прошедший год и оценить текущую систему экологического менеджмента в свете пересмотренного законодательства, требований соответствующих сторон, (бизнеса), технических и продуктовых требований, а также анализа прошлого опыта.
Управленческий анализ включает, но не ограничивается следующим:
– Оценка экологических целей, задач, целей и программ экологического менеджмента.
– Оценка соответствия юридическим, нормативным и другим требованиям (включая деятельность, осуществляемую подрядчиком под названием компании).
– Экологические аспекты деятельности и раскрытие информации об экологических аспектах для общественности
– Результаты аудита.
– Оценка несоответствий и принятых корректирующих/предупреждающих мер.
– Информация из соответствующих внешних сообщений, включая жалобы.
– Области для улучшения экологических показателей.
– Адекватность готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них.
– Изменения в объективной среде, включая изменения в законодательстве, нормативных актах и других требованиях, относящихся к экологическим факторам.
– Определение необходимости пересмотра существующей системы экологического менеджмента в свете вышеизложенного и  последующие действия по результатам предыдущих управленческих обзоров.

Анализ со стороны руководства должен инициировать процесс управления по принципу “планируй – делай – проверяй – действуй” для улучшения экологических показателей организации и дальнейшего совершенствования системы экологического менеджмента.

Результаты анализа со стороны руководства должны быть задокументированы в протоколах заседаний и храниться у представителя по экологическому менеджменту как запись системы экологического менеджмента.

Источник: автором оригинала статьи на английском языке является Марк Хаммар – сертифицированный в ASQ (American Society for Quality, – ред.) специалист по качеству и деловому совершенству. В сфере качества эксперт трудится с 1994 года. У него есть опыт работы в сфере аудитов, улучшения процессов, написания процедур для систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Марк Хаммар – сертифицированный главный аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100, ISO 14001.

Система экологического менеджмента, принят акроним СЭМ, представляет из себя совокупность внутренних правил организации, складывающихся из: политик, бизнес-процессов, процедур, записей. Правила, в конечном счете, описывают одно: как компания идентифицирует, оценивает, отслеживает и управляет взаимодействием с окружающей средой. Причем, в этом аспекте, который актуален для любого предприятия, СЭМ нацелена на предотвращение негативного воздействия. При внедрении СЭМ очень важно все организовать так, чтобы она была предельно приспособлена к конкретным процессам вашей конкретной организации, поэтому важно учитывать свои потребности, когда вы приступаете к проекту внедрения ISO 14001. Однако это не снижает ценность универсальных положений стандарта, так как помимо специфики, необходимо принять во внимание и проверенные общие принципы хороших систем менеджмента. Тогда никакие существенные элементы, которыми должна обладать любая СЭМ, не окажутся упущенными в вашем случае. Организация, выпустившая ISO 14001 – Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) – на этих предпосылках модерирует выпуск универсального руководства о том, как создавать системы экологического менеджмента.

Основные элементы СЭМ

Внедрение процессов систем экологического менеджмента начинается с определения характера взаимодействия вашего бизнеса с экологией. На втором этапе происходит настройка контрольных механизмов и процедур, призванных гарантировать отсутствие негативного эффекта для окружающей среды. В работе с ISO 14001, в частности, происходит идентификация всех существующих требований к организации, которые она должна выполнять: законодательные требования, требования прочих заинтересованных сторон. Благодаря механизмам СЭМ все они учитываются в бизнес-процессах, осуществляемых компанией.

Большую роль играют вспомогательные процессы, которые обеспечивают эффективную работу СЭМ. Они являются частью системы и частью стандарта ISO 14001, но их роль особая: управление ресурсами (люди и оборудование), процедуры управления документацией (записями и документами), – все эти аспекты СЭМ позволяют убедиться, что она снабжена всем необходимым для достижения запланированных результатов. Наконец, стоит сказать, что некоторые процессы СЭМ предусмотрены ISO 14001, чтобы систематически подталкивать компанию к улучшениям. Эти последние включают методы проведения аудита, средства организации корректирующих и предупреждающих действий, методы анализа системы и экологических аспектов для руководства. Благодаря этим методам топ-менеджеры получают уверенность в том, что СЭМ и организация соответствует требованиям, а планы по улучшению выработаны и пущены в работу. Самым верным способом точно удостовериться в том, что система управления взаимосвязями компании с окружающей средой содержит все элементы, нужные для полноценной работы является сопоставление СЭМ с какой либо авторитетной спецификацией. Стандарт ISO 14001 главный свод правил в области СЭМ, который признан сегодня по всему миру и описывает все основные процессы, политики, процедуры и записи, которыми должна обладать успешная СЭМ. Стандарт не является предписывающим. Что это значит? Дело в том, что он разъясняет, что должно быть сделано для создания системы, но не останавливается на методах, не говорит, как нужно выполнить его положения. Благодаря тому, что в методах внедряющая организация свободна, ISO 14001 подходит для любой компании, любой специфики и размера.

Почему СЭМ – это важно?

Система экологического менеджмента – это больше, чем просто соответствие законодательству. Речь идет о том, что компания должна изучить и реализовать все экологические требования, которые поступают от разных заинтересованных лиц и адресуются к различным операциям, которые каждый день повторяются в компании. Какая польза самой компании? Не каждое предприятие возьмется за свое воздействие на экологию. Это значит, что вы будете одними из немногих. Уменьшая свое негативное влияние на экологию, вы, вместе с тем, еще и создаете дополнительный аргумент для клиентов, почему нужно выбрать из всех участников рыночной борьбы именно вас. СЭМ поможет не только сделать хорошее дело, но и увеличит вашу долю рынка, что не может не порадовать любого топ-менеджера.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту

На сегодняшний день практически каждый эколог хотя бы раз сталкивался с понятием системы экологического менеджмента на предприятии (далее — СЭМ). В реалиях современного мира, особенно если бизнес нацелен не только на российский, но и на зарубежный рынок, обойтись без внедрения СЭМ очень трудно. Однако до сих пор большинство предпринимателей имеют весьма поверхностное представление о данной системе. Все знают, что пройти сертификацию по стандартам СЭМ будет не лишним, но мало кто действительно понимает, зачем и как это делается. Многие предприятия внедряют СЭМ «для галочки» или как составную часть системы менеджмента качества и не развивают ее. На большей части сертифицированных предприятий система остается в зачаточном состоянии и не функционирует должным образом.

Проблема руководителей предприятий заключается в непонимании того, что внедрение СЭМ[1] — это не требование государства (по крайней мере, пока), а добровольная реформа, призванная помочь наладить менеджмент производства таким образом, чтобы не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и в целом оптимизировать производственные процессы и повысить их эффективность.

Многие уже наслышаны о том, что Минприроды России разработало проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности»[2] (далее — Проект). Согласно данному Проекту экологический аудит будет разделен на добровольный и обязательный:

Извлечение
из Проекта

Статья 5. Обязательный экологический аудит

1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:
1) осуществления деятельности по обезвреживанию отходов I–III классов опасности;
2) реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
3) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
4) принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории;
5) принятия решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории.
[…]

Статья 6. Добровольный экологический аудит

1. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе заказчика экологического аудита.
2. Добровольный экологический аудит может быть:
1) комплексным экологическим аудитом;
2) специальным экологическим аудитом.
Специальный экологический аудит может быть:
а) покомпонентным экологическим аудитом;
б) экологическим аудитом комплексного экологического разрешения.
[…]

СЭМ базируется на серии международных стандартов серии ISO 14001 (отметим, что в России утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»), причем на данный момент сертификация по ISO 14001 в нашей стране является добровольной.

Приведем перечень международных стандартов серии ISO 14001:

  • ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»[3];
  • ISO 14004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования»;
  • ISO 14015 «Экологический менеджмент. Экологическая оценка площадок и организаций»;
  • ISO 14020 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы»;
  • ISO 14031 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности»;
  • ISO 14040 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура»;
  • ISO 14050 «Управление окружающей средой. Словарь»;
  • ISO 14062 «Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции»;
  • ISO 14063 «Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры»;
  • ISO 14064 «Измерение, количественное измерение и уменьшение выбросов парниковых газов».

Мы не будем подробно останавливаться на содержании этих стандартов, т.к. они есть в общем доступе и к тому же для непосвященных людей представляют собой набор пространных принципов и схем. Рассмотрим лишь основные понятия СЭМ и их определения, приведенные во внутренних стандартах предприятия, на котором недавно при участии автора была введена СЭМ и сейчас успешно развивается.

Словарь

Экологический аспект — элемент деятельности предприятия, продукция или услуга, которые могут взаимодействовать с окружающей средой.
Система экологического менеджмента — часть общей системы менеджмента предприятия, используемой для разработки, внедрения и реализации своей экологической политики, управления своими экологическими аспектами.
Экологическая политика — общие намерения и направления деятельности предприятия, относящиеся к характеристикам в области экологии, как официально заявлено высшим руководством.
Экологическая цель — общая экологическая цель, согласующаяся с экологической политикой, к достижению которой стремится предприятие.
Экологическая задача — детальные требования ко всем показателям, применимым к предприятию, или их части, вытекающие из целей, которые должны быть установлены и выполнены для достижения этих целей.
Внутренний аудит — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективной его оценки с целью определения степени соответствия СЭМ критериям аудита, установленным предприятием.

Итак, вы решили, что вашему предприятию необходим сертификат соответствия ISO 14001. С чего начать? В первую очередь, следует ознакомиться с необходимой литературой. И здесь мы имеем в виду не столько сами стандарты, сколько дополнительные справочники, руководства и учебные пособия. Неплохую базу знаний дают различные обучающие курсы. Внутренним аудиторам на предприятии, так или иначе, желательно пройти такие курсы и получить сертификат, чтобы в дальнейшем грамотно проводить внутренние аудиты СЭМ.

Первое, с чего автор начал свое знакомство с экологическим менеджментом, были как раз курсы для внутреннего аудитора. Кроме теоретических знаний и практических советов от преподавателей на таких курсах можно найти еще кое-что важное — опыт коллег, уже внедривших СЭМ.

Кстати

Сразу оговоримся, что автор статьи не является экспертом в области СЭМ. Все, что вы сможете почерпнуть из данного материала, основано на не очень богатом, зато личном опыте внедрения СЭМ на предприятии.

После того как вы получили общее представление о СЭМ, необходимо начать пересмотр внутренней документации предприятия с точки зрения охраны окружающей среды. Запомните: система СЭМ должна отражаться во всех областях деятельности предприятия и во всех документах, начиная с инструкций по обращению с отходами и заканчивая договорами с подрядчиками, поставщиками сырья и др.

Внедрение СЭМ заставляет пересмотреть все основы деятельности предприятия в поисках оптимальных решений как производственных задач, так и задач по охране окружающей среды. Причем основное отличие СЭМ от обычного производственного экологического контроля состоит в том, что ответственность за охрану окружающей среды теперь возлагается не только на экологический отдел, но и на каждого сотрудника предприятия, будь то работник конвейера или технический директор.

Автор статьи участвовал во внедрении СЭМ на большом металлообрабатывающем заводе, построенном еще при СССР. Многие сотрудники проработали там всю свою жизнь. Их огромный производственный опыт стал как большим подспорьем для формирования СЭМ, так и серьезным препятствием. Всем известно, с каким трудом ломаются старые рабочие порядки. Камнем преткновения может стать все — переработка положения отдела, перенос и обновление накопителей металлической стружки, сотрудничество с внутренними аудиторами и выполнение их требований…

Так или иначе, даже такую «заржавевшую» производственную систему удалось сдвинуть с мертвой точки. Предприятие подало заявление на предсертификационный аудит. В ходе подготовки к этому этапу был определен перечень и начато составление основных документов, на которые будет опираться СЭМ, определены экологическая политика и экологические принципы предприятия, начат процесс выявления экологических аспектов.

Приведем пример экологической политики предприятия (Пример 1).

Значительную трудность для начинающих внутренних аудиторов может представлять процесс идентификации экологических аспектов (ЭА). Основной смысл этой работы — выявить все возможные элементы и процессы, которые могут нанести вред окружающей среде. Выявление ЭА должно проводиться руководителями и ответственными за СЭМ в каждом производственном подразделении под руководством эколога. Именно руководители и сотрудники на местах, знающие свое производство, могут точнее определить потенциально опасные аспекты. Выявленные аспекты необходимо контролировать, анализировать, а также впоследствии стараться сократить их воздействие.

ЭА подразделяются на прямые (выбросы, сбросы, отходы производства, шум оборудования, водопотребление и водоотведение) и косвенные (например, потребление сырья и электроэнергии).

ЭА на нашем предприятии закреплены за разными подразделениями. В ходе проведения аудитов аспекты контролируются, а также определяются мероприятия по возможному воздействию на них. Реестр аспектов должен актуализироваться раз в 3 года.

Каждый ЭА проходит процедуру оценки значимости. В нашем случае она проводилась следующим образом.

На предприятии выделяют 4 уровня ЭА (А, В, С, D), каждый из которых имеет 3-балльную значимость (1, 2, 3) (их характеристика приведена в табл. 1).

Таблица 1. Характеристика уровней экологических аспектов

Уровни аспекта

Значимость уровня

Индекс

Наименование

Большая

(3 балла)

Умеренная

(2 балла)

Малая

(1 балл)

1

2

3

4

5

А

Нормативно-правовой (соблюдение законодательства)

НПА систематически нарушаются (10 раз и более в году)

НПА эпизодически нарушаются (не более 10 раз в году)

НПА соблюдаются

В

Экологический (последствия)

Серьезные систематические последствия (загрязняющие вещества 1 и 2 классов опасности)

Продолжительные неконтролируемые (загрязняющие вещества 3 класса опасности)

Непродолжительные с последующей нейтрализацией (загрязняющие вещества 4 и 5 классов опасности)

С

Временной (частота возникновения)

Постоянное воздействие

Часто повторяющееся воздействие

Проявление маловероятно

D

Экономический (затраты, издержки, потери)

Аспект приводит к штрафным санкциям и дополнительным издержкам, превышающим на 10 % и более обязательные экологические платежи

Аспект приводит к дополнительным платежам, не превышающим 10 % обязательных экологических платежей

Аспект не приводит к дополнительным потерям

Значения выбранных оценок каждого из четырех уровней ЭА отображаются в баллах в столбцах 7–10 таблицы реестра ЭА (выдержки из реестра ЭА рассматриваемого предприятия приведены в табл. 2).

Таблица 2. Перечень видов деятельности (процессов, операций) предприятия и связанных с ними экологических аспектов

№ п/п

Вид деятельности (процессов, операций), продукция

Режим возникновения (возможная аварийная ситуация)

Экологический аспект

Воздействие аспекта на окружающую среду

Управляемость процесса (меры управления)

Балл значимости уровня

Общая оценка значимости

Примечание

А

В

С

D

Kзн

Категория

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Очистка промышленных и ливневых стоков на заводских очистных сооружениях

Нормальный

Сброс загрязняющих веществ со сточными водами предприятия в водный объект

Загрязнение водоема рыбохозяйственного назначения

Передача стоков с заводских очистных сооружений на очистные сооружения _______ для дополнительной очистки

3

3

3

3

12

З

Выполнение законодательных требований по охране водных ресурсов

2

Гальваническая обработка деталей, цех № 8

Нормальный

Образование отходов солей (гальванические растворы отработанные)

Загрязнение сточных вод тяжелыми металлами

Нейтрализация на очистных сооружениях предприятия в соответствии с технологическим регламентом работы очистных сооружений

3

3

3

2

11

З

Договор на передачу стоков на очистные сооружения ______

3

Шлифовка кадмированных деталей, цех № 3

Нормальный

Образование отходов (шлам от шлифовки, содержащий кадмий)

Загрязнение почвы тяжелыми металлами

Инструкция И 241-2012

1

3

1

1

6

Н

Договор с лицензированной организацией на передачу для утилизации

4

Термическая обработка деталей и инструмента, цеха № 12 и 14

Нормальный

Образование отходов (плав солей термического производства)

Загрязнение почвы и атмосферного воздуха тяжелыми металлами

Инструкция И 241-2012

1

2

1

1

5

Н

Договор с лицензированной организацией на захоронение на полигоне ТБО

5

Эксплуатация оргтехники, отдел ИТ

Нормальный

Выбросы пыли, образование отходов составных частей оргтехники, потребление энергоресурсов

Загрязнение атмосферного воздуха, почв отходами

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Инструкция И 241-2012

1

2

1

1

5

Н

Договор на утилизацию оргтехники

Общая значимость ЭА (Кзн) определяется суммированием оценок значимости по всем уровням проявления аспекта по формуле:

где Xi — оценочный балл значимости уровня I (Xi  = 1, 2, 3);

N — количество уровней (N = 4).

Величина Кзн изменяется в пределах от 4 до 12.

После выполнения расчетов значения Кзн отображаются в столбце 11 таблицы реестра ЭА.

Общая (интегральная) оценка значимости ЭА определяется в соответствии с табл. 3.

Таблица 3. Общая оценка значимости экологического аспекта

Категория аспекта

Величина Кзн

Дополнительное условие

Индекс

Наименование

Н

Незначимый

4–8

Отсутствие уровня значимости

З

Значимый

9–12

Наличие уровня значимости

Результаты общей оценки значимости ЭА отображают в виде буквенного индекса (Н, З) в столбце 12 таблицы реестра ЭА.

В столбце 13 таблицы реестра ЭА при необходимости записывают возможные дополнительные меры по управлению ЭА.

Итак, мы прошли первый этап: был проведен сертификационный аудит и получен сертификат соответствия ISO 14001. После выявления ЭА, определения экологической политики, целей и задач, разработки необходимых документов (руководств, стандартов и инструкций) началось собственно внедрение СЭМ. Основная тяжесть ответственности легла, конечно, на руководство предприятия и экологический отдел. Руководство теперь обязано периодически проводить контроль производственных процессов с точки зрения СЭМ, обеспечивать поддержку (финансовую, кадровую, информационную) внедрения системы. Необходимо также проводить повышение экологической грамотности среди всех сотрудников предприятия, доносить до каждого работника цели и задачи СЭМ (как общие, так и понятные ему и вмененные в его личные обязанности).

Были пересмотрены все внешние связи предприятия — с поставщиками сырья и материалов, с арендаторами и арендодателями, с общественностью и прессой, с жильцами окружающих домов.

Например, на нашем предприятии работает множество организаций по договорам субподряда. Ранее выполнение этих договоров отделом экологии не контролировалось. В ходе внешнего предсертификацонного аудита аудиторы проверили участок, где осуществлялось строительство ангара для спецтехники. Работы проводились с различными нарушениями экологических требований. Так, образующиеся после работ отходы (в т.ч. замасленная ветошь, тара из-под лакокрасочных материалов) просто сваливались в кучу на газоне. В ходе устранения обнаруженного несоответствия был пересмотрен пункт договоров субподряда об обеспечении соблюдения требований в области экологии, а из числа сотрудников подразделения, в котором проводились работы по субподряду, был назначен ответственный за соблюдение субподрядчиком указанных требований.

В ходе внедрения СЭМ на нашем предприятии наконец был создан нормально функционирующий сайт с возможностью для посетителей оставлять свои пожелания и жалобы, в т.ч. в части воздействия производства на окружающую среду. Данные жалобы и предложения обрабатывались и рассматривались в ходе совещаний с руководством, а также проводились мероприятия по устранению негативного воздействия.

Теперь на предприятии должны регулярно проводиться собрания руководства с целью оценки функционирования СЭМ, проведенных экологических мероприятий и аудитов (внешних и внутренних), осуществления экологической программы, планирования дальнейших мероприятий, бюджета СЭМ, актуализации реестра ЭА и др.

Еще один сложный момент при внедрении СЭМ — донести до сотрудников информацию о пользе системы. Не секрет, что почти каждый русский человек уверен в том, что требования закона всегда строги, часто чрезмерны и бесполезны и от их выполнения нужно постараться «увернуться». Так и в случае внедрения СЭМ (а значит роста требований к каждому сотруднику и увеличения его ответственности) все отнеслись к ней настороженно и даже враждебно.

Цель системы — помочь оптимизировать производство, а не «закрутить гайки», однако именно так к внедрению СЭМ вообще и внутренним аудиторам в частности в первое время относились работники и даже руководители подразделений. Были попытки саботажа проверок, невыполнения корректирующих мероприятий, попытки «договориться по-хорошему» и «по-плохому», ворчание по поводу увеличения «бумажной работы» в ущерб производству. Таким образом, экологический менеджмент должен еще и менять сознание каждого вовлеченного работника. Здесь многое зависит от личных качеств и профессиональной компетенции руководителя отдела экологии и его сотрудников. Конфликты ни в коей мере не решают проблемы, так же как и принудительное выполнение требований.

Теперь кратко рассмотрим внутреннее аудирование предприятия. Ввиду того, что наше предприятие является довольно крупным, в каждом подразделении аудит осуществляется только 1 раз в полгода. Комиссия в составе начальника отдела экологии, одного сотрудника и представителя проверяемого подразделения, ответственного за СЭМ, проводит аудит на месте, т.е. непосредственно на производстве, в течение 2–3 дней. Вначале комиссия проверяет соответствие внутренней документации отдела (цеха) требованиям СЭМ. Данная документация включает в себя цели и задачи подразделения, положение о подразделении, рабочие инструкции и т.д. Проверяется наличие и актуальность информационных стендов СЭМ на местах. После этого проводится осмотр собственно производства на соответствие внутренним стандартам и требованиям экологического законодательства. Все нарушения фиксируются на бланке регистрации несоответствий (Пример 2). По результатам аудита составляется отчет, который направляется руководителю аудированного подразделения. По каждому несоответствию подразделение предлагает корректирующие действия. Если действия согласованы с руководством и отделом экологии, они воплощаются в жизнь и по их результатам представляется отчет в отдел экологии. В дальнейшем экологи проводят постаудиторскую проверку фактического выполнения корректирующих действий. Информация об итогах проверки озвучивается на совещаниях руководства.

На предприятии следует проводить оценку экологических рисков предприятия с целью их снижения или устранения, а также уровня подготовки к возможным аварийным ситуациям.

Например, на рассматриваемом предприятии использовалась смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) для обработки металла на станках. Жидкость поставлялась к станкам по системе трубопроводов. Система была уже изношенной, и периодически обнаруживались течи. По мере их обнаружения они устранялись, однако система труб была очень обширной, и не все ее узлы и отрезки были легко доступны для проверки. Данная ситуация представляла собой потенциальный экологический риск, т.к. при протечке СОЖ могла попасть в почву и далее через грунтовые воды в расположенный недалеко водоем рыбохозяйственного и питьевого значения. Общими усилиями отдела экологии и руководителей цехов данный экологический риск был идентифицирован, рассчитан возможный ущерб предприятию и окружающей среде. В итоге в бюджет на следующий год был внесен пункт о разработке проекта новой системы подачи СОЖ и его реализации.

На этом этапе внедрения СЭМ и находится в данный момент наше предприятие. В целом систему еще нельзя назвать полностью функционирующей и выполняющей все свои задачи, но начало уже положено. Дальнейшее ее развитие зависит от руководства и сотрудников. На данный момент проведен первый надзорный аудит (через год после сертификации), выявлен ряд несоответствий, ведется их устранение. Небольшими, но уверенными шагами предприятие переходит из статуса старого советского завода в статус современного предприятия, отвечающего требованиям рынка, потребителей и законодательства, в т.ч. экологического. Теперь главное — не останавливаться на достигнутом.

 


[1] Подробнее о СЭМ также см.:

Бабина Ю.В. Идентификация законодательных и других требований в системе экологического менеджмента // Справочник эколога. 2014. № 3. С. 69–80;

Храмова А.А. Внедрение системы экологического менеджмента: опыт предприятия // Справочник эколога. 2014. № 3. С. 81–96 (прим. редакции).

[2] http://regulation.gov.ru/project/22636.html.

[3] Основной стандарт (прим. автора).

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6, 2015.

стве выполнения функции, а также приводит к непроизводительным расходам и к неизбежным недочетам в управлении.

3. При формировании иерархии между различными службами в организации нужно помнить о нормативах управляемости: в управлении одного субъекта должно находиться не более 6–7 объектов.

Ответственность и распределение обязанностей в СЭМ. В соответ-

ствии с требованиями ISO 14001 успешное внедрение СЭМ возможно только при участии всех работающих в организации или от ее имени. Поэтому нельзя считать, что обязанности и ответственность за охрану окружающей среды ложатся только на службу экологического менеджмента (как правило, функции по координации работ в СЭМ отводятся отделу охраны окружающей среды). Они могут также охватывать и другие области в организации, например, оперативное руководство или функции персонала помимо экологических.

Природоохранная служба или отдел предприятия своими силами не сможет справиться с таким объемом работ, как создание, внедрение и поддержание в рабочем состоянии СЭМ. Это обусловлено, во-первых, тем, что персонал такой службы (экологи) не может знать всех технологических особенностей процесса, которые могут быть истинной причиной загрязнения объектов окружающей среды, во-вторых, в некоторых случаях природоохранная служба не обладает достаточными полномочиями для решения экологических проблем.

В СЭМ на природоохранную службу должны быть возложены функции по координации работы подразделений в области природоохранной деятельности.

Организационная структура СЭМ должна обеспечивать достижение поставленных экологических целей, как на этапе внедрения системы, так и на этапе ее функционирования. В зависимости от этапа полномочия и ответственность в рамках СЭМ распределяются по-разному.

На этапе создания СЭМ формируются ее рабочие органы, к которым могут относиться: штаб СЭМ, уполномоченный по СЭМ от высшего руководства, руководитель проекта, уполномоченный по СЭМ в подразделениях и рабочие группы (рис. 2.8).

Штаб СЭМ (рабочая группа по созданию и внедрению СЭМ) создается на период разработки и внедрения системы экологического менеджмента и играет роль координационного и контролирующего центра. Штаб СЭМ создается для оперативного решения проблем при разработке и внедрении СЭМ.

61

Штаб СЭМ

Уполномоченный по СЭМ от высшего руководства

Руководитель

проекта

Уполномоченный по СЭМ в подразделениях

Рабочие группы в подразделениях организации

Рис. 2.8. Организационная структура на этапе создания СЭМ

Состав штаба формируется из числа постоянного персонала организации, также могут приглашаться сторонние специалисты в качестве консультантов. Штаб формируется под началом одного из руководителей высшего звена. В состав штаба включаются компетентные в вопросах экологического управления сотрудники, такие как технический директор, директор по экономике, финансовый директор, руководитель природоохранной службы или отдела, начальник службы качества, начальник службы промышленной безопасности и др., в зависимости от специфики административного управления предприятия.

Штаб СЭМ выполняет координирующие и контролирующие функции, определяет направления работы. Его обязанностями являются:

анализ предложений по разработке СЭМ;

распределение обязанностей по разработке и внедрению документации СЭМ;

оценка работы ответственных лиц за разработку и внедрение документации СЭМ с целью корректировки и оказания помощи;

согласование документации СЭМ;

принятие решений по вопросам совмещения и интеграции СЭМ, решение спорных вопросов;

контроль сроков выполнения плана-графика создания СЭМ;

62

определение объема инвестиций в создание СЭМ;

анализ предложений о материальном стимулировании сотрудников, занятых в разработке и внедрении СЭМ.

Между членами штаба распределяется ответственность за определенные элементы СЭМ. Строится матрица ответственности (табл. 2.6). В матрицах ответственности используют различные буквенные обозначения, для отображения функций отдельных подразделений в рамках процессной модели СЭМ. Например: В – «владелец процесса» (управляющий ресурсами), О – ответственный за процесс (ответственный за конечный результат), У – участник процесса.

Таблица 2.6

Пример формы матрицы ответственности для процессов СЭМ

Члены штаба СЭМ

Элемент СЭМ

Генеральный

Начальник

Начальник

директор

службы

службы про-

экологической

мышленной

безопасности

безопасности

Экологическая политика

В

О

У

Первоначальная оценка

В

О

У

Подготовленность

В

У

О

к аварийным ситуациям

Полномочный представитель высшего руководства по СЭМ. Разра-

ботка СЭМ в соответствии с требованиями международного стандарта (ISO 14001) предусматривает назначение полномочного представителя по СЭМ, который должен помимо своей основной деятельности нести ответственность и обеспечивать разработку, внедрение, анализ СЭМ и представление результатов анализа функционирования системы и рекомендаций по ее улучшению высшему руководству организации.

Высшее руководство организации должно назначить своего(их) специального(ых) представителя(ей) руководства, который(ые) помимо других обязанностей будет(ут) иметь определенные функциональные обязанности, нести ответственность и обладать соответствующими полномочиями для того, чтобы:

a) гарантировать, что система экологического менеджмента разработана и внедрена и что обеспечено ее функционирование в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

63

б) представлять высшему руководству для анализа отчеты о результативности системы экологического менеджмента, включая рекомендации по улучшению [2].

Уполномоченным от высшего руководства по СЭМ может быть назначен представитель высшего руководящего звена, обладающий для этого достаточными полномочиями и компетенцией.

Уполномоченный от высшего руководства на стадии разработки системы может быть руководителем штаба СЭМ.

В обязанности уполномоченного по СЭМ от высшего руководства входят:

общее управление работой по созданию и внедрению СЭМ,

утверждение документации СЭМ,

распределение функций полномочий и ответственности в СЭМ,

мотивация персонала.

Уполномоченный по СЭМ от высшего руководства несет ответственность за общее руководство по разработке системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001, т.е. фактически является руководителем проекта по разработке и внедрению СЭМ.

Обязанностью руководителя проекта СЭМ является руководство процессом разработки и внедрения СЭМ: методическая помощь рабочим группам, решение организационных вопросов, информирование руководства

иперсонала по вопросам экологического менеджмента. Руководитель проекта СЭМ несет ответственность за своевременную разработку СЭМ.

Вкаждом структурном подразделении предприятия по представлению руководителя подразделения назначается уполномоченный по разработке

ивнедрению СЭМ в подразделении. Уполномоченные по СЭМ в подразделениях назначаются из числа специалистов, прошедших специальный курс обучения по программе экологического менеджмента для среднего звена.

Уполномоченный по СЭМ подразделения административно подчиняется руководителю подразделения, а методически – руководителю проекта СЭМ в период разработки и внедрения системы. Уполномоченный по СЭМ подразделения осуществляет связь рабочей группы подразделения со штабом СЭМ. В его обязанности входят:

организация функционирования рабочей группы подразделения,

участие в разработке документации СЭМ,

участие во внутренних экологических аудитах,

внедрение документации СЭМ в своем подразделении,

64

организация обучения персонала по вопросам экологического менеджмента в своем подразделении.

На этапе функционирования СЭМ ее организационная структура может поменяться (рис. 2.9). В зависимости от потребностей предприятия созданные на первом этапе рабочие органы СЭМ могут быть упразднены, а текущие функции экологического менеджмента будут выполняться в соответствии с откорректированными положениями о подразделениях, должностными инструкциями и руководящими документами СЭМ.

Штаб СЭМ

Высшее

руководство

Отдел ООС

1,2 линии руководства

Персонал предприятия

Рис. 2.9. Организационная структура на этапе внедрения и функционирования СЭМ

Обязанности в системе могут распределиться следующим образом: высшее руководство отвечает за обеспечение функционирования СЭМ, стратегические цели и задачи, экологическую политику, корректирующие и предупреждающие действия, анализ СЭМ, оценку эффективности СЭМ, улучшение СЭМ; 1,2 линии руководства (руководители подразделений, технологи) – за участие в рабочих группах, разработку детальной документации, планирование, внедрение и функционирование, аудит СЭМ; персонал предприятия – за выполнение обязанностей по охране окружающей среды в соответствии с рабочими инструкциями на этапе внедрения и функционирования.

65

Обязательства высшего руководства в области экологии и экологического управления фиксируются путем издания приказа по предприятию о принятии обязательств по улучшению управления охраной окружающей среды.

Разработка экологической политики проводится рабочей группой,

функции такой рабочей группы может выполнять штаб СЭМ. Состав рабочей группы утверждается приказом по предприятию. Экологическая политика предприятия доводится до сведения заинтересованных сторон (поставщики, потребители, контролирующие органы) и персонала предприятия. Природоохранная служба может оповещать природоохранные органы, отдел управления персоналом – соответственно персонал и акционеров, отдел маркетинга – клиентов. Внесение изменений в экологическую политику осуществляет та же рабочая группа, которая занималась ее разработкой.

Планирование природоохранной деятельности предприятия осуществляется службой охраны окружающей среды совместно с производствами, управлениями, цехами, службами предприятия.

Процедура идентификации экологических аспектов и важных экологи-

ческих аспектов проводится природоохранной службой совместно с подразделениями.

Реестр законодательных актов и других требований может формироваться, пополняться и изменяться природоохранной службой совместно с юридическим отделом и другими отделами/службами-держателями информации или заинтересованными в ней.

Разработка целевых и плановых показателей ведется отделом охраны природы совместно с руководителями производств и служб, которых эти показатели касаются.

Программы управления окружающей средой разрабатываются в рамках общего планирования деятельности предприятия. Производственные подразделения и службы предприятия составляют перечень предлагаемых природоохранных мероприятий в виде обоснованных предложений. Предложения направляются в отдел охраны природы и другим заинтересованным службам. Отдел охраны окружающей среды проводит эколого-экономи- ческий анализ поступивших предложений по внедрению природоохранных мероприятий и составляет сводный перечень. Сводный перечень природоохранных мероприятий согласуется в установленном на предприятии порядке. Ответственные исполнители за выполнение плана природоохранных мероприятий – руководители производственных подразделений и служб.

66

На отдел охраны окружающей среды возлагается координирующая функция в области планирования и контроля исполнения природоохранных мероприятий. Внутренний контроль за выполнением плана природоохранных мероприятий осуществляет отдел охраны природы. Внешний контроль за реализацией плана природоохранных мероприятий осуществляют контролирующие органы.

На этапе внедрения и функционирования все полномочия, функции и ответственность задокументированы в руководстве по экологическому управлению, в положениях, должностных и рабочих инструкциях персонала предприятия, участвующего в СЭМ.

Аналогично инструктажам по технике безопасности может проводиться обучение и инструктаж по вопросам, касающимся охраны окружающей среды и экологической безопасности. Потребность в обучении определяет природоохранная служба предприятия совместно с отделом управления персоналом. Также отдел управления персоналом разрабатывает требования

куровню экологических знаний при приеме на работу и ведет учет документации по экологическому обучению. К проведению экологического обучения могут быть привлечены специалисты по ГО и ЧС, службы качества, юридического отдела.

При функционировании СЭМ возникают внутренние (между подразделениями предприятия) и внешние (вне предприятия – с контролирующими органами, общественностью, клиентами, поставщиками) связи. Внутренняя связь между различными уровнями и подразделениями предприятия осуще-

ствляется согласно структуре административного управления и структуре СЭМ. Таким образом, в процессах внутренней коммуникации должны быть задействованы все подразделения предприятия. Внешнюю коммуникацию могут осуществлять природоохранная служба (взаимодействие с контролирующими органами), высшее руководство (взаимодействие с общественностью), служба маркетинга (информирование клиентов).

Вуправлении документацией СЭМ участвуют все подразделения предприятия. Уполномоченные по СЭМ в подразделениях организуют доступ

кинформации путем формирования номенклатуры дел или баз данных на бумажных или электронных носителях, организации поисковой системы (каталог), а также производят пересмотр, изъятие документов и внесение поправок.

Управление операциями – это управление теми технологическими процессами, действиями рабочего персонала, которые могут воздействовать на окружающую среду. Управление осуществляется при помощи внесения эко-

67

логических требований и обязанностей в технологические регламенты, положения и рабочие инструкции.

Процедуры подготовленности к аварийным ситуациям и реагирование на них разрабатывает отдел промышленной безопасности совместно со специалистами по ГО и ЧС. Планы ликвидации аварий документируются.

Мониторинг, осуществляемый на предприятии, проводится в соответствии с отраслевыми и региональными методиками, отраслевыми стандартами и стандартами предприятия. Замеры проводятся аттестованной лабораторией. Данные, полученные в результате замеров, направляются в службу охраны природы и производственные подразделения. Отдел охраны природы осуществляет управление поступающей информации. Проведение регулярных освидетельствований и калибровок контрольно-измерительного оборудования осуществляет служба главного метролога.

Полномочия относительно выявления и изучения нарушений и несоот-

ветствия в области охраны окружающей среды обычно возлагаются на службу охраны природы. Природоохранная служба дает руководителям подразделений предприятия предписания по устранению выявленных нарушений норм и правил охраны природы.

Регистрация данных и информации для СЭМ осуществляется всеми подразделениями предприятия в соответствии с порядком, принятым на предприятии.

Внутренние экологические аудиты проводятся по инициативе руковод-

ства предприятия персоналом, прошедшим специальное обучение. В качестве консультантов и экспертов могут привлекаться специалисты как с самого предприятия, так и со стороны. Внешние аудиты проводятся организациями, имеющими право на такую деятельность.

Анализ со стороны руководства проводится на основании отчета о функционировании СЭМ, подготовленного службой охраны окружающей среды. Результаты и выводы проверки со стороны руководства выпускаются отдельным документом в виде отчета.

После того как обязанности, полномочия и ответственности определены, необходимо довести их до сведения всего персонала предприятия, задействованного в СЭМ. Основным механизмом доведения до сведения персонала его обязанностей, ответственности и полномочий является их документирование в руководстве по экологическому менеджменту, в положениях, должностных и рабочих инструкциях. Причем нет необходимости указывать в рабочих и должностных инструкциях такие общие фразы, как «…выполнять требования природоохранного законодательства…», так как

68

это невозможно реализовать. Все требования к проводимой субъектом или объектом деятельности, указанные в должностных и рабочих инструкциях, положениях о подразделениях и технических регламентах, должны быть составлены таким образом, чтобы, руководствуясь ими и выполняя их, должностное лицо или подразделение предприятия действовало в рамках правового поля.

2.3.2.Обучение, осведомленность

икомпетентность персонала в СЭМ

Обеспечение правильного выполнения обязанностей в СЭМ персоналом предприятия осуществляется путем обучения и информирования.

При внедрении системы экологического менеджмента проводится обучение высшего руководства предприятия, уполномоченных по СЭМ в подразделениях и экологических аудиторов. При планировании обучения следует учитывать порядок работ по внедрению СЭМ, виды работ и распределение обязанностей по их выполнению. Порядок работ позволяет определить сроки проведения обучения, виды работ, формы и темы обучения.

На этапе функционирования управленческий персонал обучают различным методам управления окружающей средой и повышения эффективности природоохранной деятельности, рабочий персонал приобретает навыки, знания и умения, требующиеся для эффективного и компетентного выполнения своих обязанностей в СЭМ. Обучение может проводиться в виде семинаров, курсов и тренингов на предприятии и в специализированных учебных центрах, инструктажей, дистанционного обучения. К проведению экологического обучения могут быть привлечены как внешние специалисты, так и специалисты предприятия.

Потребность в обучении конкретных представителей персонала предприятия определяется в зависимости от важности его вида деятельности для эффективного функционирования СЭМ и характера воздействия этой деятельности, продукции или услуги на окружающую среду.

Знания и умения, необходимые персоналу для достижения поставленных целей, должны быть зафиксированы в нормативной документации организации. Они должны учитываться при наборе персонала, переводе работников на другой участок, заключении договоров с подрядными организациями. На предприятии необходимо вести учет документации по экологическому обучению персонала.

При организации обучения или подготовки сотрудников организации следует определить и оценить различие между уровнем компетентности, не-

69

обходимым для выполнения какой-либо работы, и уровнем, которым обладает конкретное лицо, выполняющее эту работу. Такое различие может быть устранено путем дополнительного обучения, профессиональной подготовки, совершенствования мастерства и т.п.

Программа обучения в области систем экологического менеджмента может включать в себя:

a) идентификацию потребности обучения персонала;

б) проектирование и разработку плана обучения в соответствии с идентифицированной потребностью;

в) верификацию (проверку) соответствия плана требованиям системы экологического менеджмента к обучению;

г) обучение целевых групп персонала; д) документирование и мониторинг процесса обучения;

е) оценку результатов обучения на соответствие выявленным потребностям и требованиям [2].

Организация системы обучения должна быть направлена на изменение отношения работников к проблемам окружающей среды, на воспитание у них экологического сознания, а также на передачу знания о возможных путях и методах снижения воздействия на окружающую среду. Руководству предприятия следует четко определить знания и умения, необходимые для достижения экологических целей и задач предприятия. В табл. 2.7 представлены возможные направления и формы обучения персонала различного уровня на этапе внедрения СЭМ на предприятии.

Основными этапами обучения являются:

1)оценка масштаба потребностей и конкретных требований для обучения с учетом характера экологических аспектов и воздействия предприятия на окружающую среду; процедур, связанных с ежедневными обязанностями персонала, со штатными ситуациями; существующих на предприятии программ обучения персонала;

2)определение целей, выбор программ и методов;

3)подготовка и проведение обучения;

4)оценка эффективности обучения.

Вотличие от традиционной системы экологического обучения, система активных методов обучения позволяет воспитать в обучаемых основы «экологического» мышления. Главным образом такой результат достигается за счет:

– экологического обучения, основанного на изучении реальных ситуаций, возникающих на производстве, что позволяет выработать у каждого обучаемого условные рефлексы «правильного поведения»;

70

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Астаксантин орифлейм состав инструкция по применению
  • Panasonic cn s310wd инструкция на русском
  • Управление гибдд по пензенской области руководство по
  • Тех руководство двигателя скания
  • Сн мнг руководство