Руководство советской делегацией на генуэзской конференции кто был

Генуэзская конференция — международная конференция по экономическим и финансовым вопросам, первая широкая дипломатическая встреча Советской России со странами западного мира.

Проходила в Генуе (Италия) 10 апреля — 19 мая 1922 года при участии представителей 29 государств — Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, РСФСР, Румынии, Королевства сербов, хорватов и словенцев, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Японии, а также пяти британских доминионов — Австралии, Индии, Канады, Новой Зеландии и Южно-Африканского Союза.

Работой делегации РСФСР руководил Владимир Ленин, назначенный ее председателем; заместителем председателя был Георгий Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя.

Делегация РСФСР представляла на Генуэзской конференции не только РСФСР, но и все другие советские республики (Азербайджанскую, Армянскую, Белорусскую, Бухарскую, Грузинскую, Украинскую, Хорезмскую), а также интересы Дальневосточной республики.

США, отказавшиеся участвовать в работе Генуэзской конференции, были представлены на ней наблюдателем — американским послом в Италии Ричардом Чайлдом. Из делегатов западных государств наиболее активную роль на Генуэзской конференции играли Дэвид Ллойд Джордж, Джордж Натаниел Керзон (Великобритания), Карл Йозеф Вирт, Вальтер Ратенау (Германия), Луиджи Факта (Италия), Жан-Луи Барту, Камиль Баррер (Франция).

Решение о созыве Генуэзской конференции было принято по инициативе Великобритании на совещании Верховного совета Антанты в Канне (Франция) 6 января 1922 года.

Официальной целью конференции было изыскание мер «к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы». Но главным вопросом, стоявшим на конференции, был, по существу, вопрос об отношениях между РСФСР и капиталистическим миром после провала попыток свержения советской власти путем военной интервенции.

Западные страны рассчитывали использовать экономические ресурсы Советской России для решения своих послевоенных экономических проблем.

Для работы конференции были сформированы четыре комиссии: политическая, финансовая, экономическая и транспортная.

Один из докладов экспертов экономической комиссии на конференции был посвящен РСФСР. В первой главе доклада содержались следующие основные требования:

— Советское правительство должно взять на себя все финансовые обязательства своих предшественников, т.е. царского и Временного правительства.

— Советское правительство признает финансовые обязательства всех бывших доныне в России властей как областных, так и местных.

— Все остатки сумм, записанные в кредит одного из прежних российских правительств в банке, находящемся в какой-либо стране, правительство которой давало займы России, зачисляются на счет данного правительства.

Кроме признания всех долгов и возвращения (реституции) национализированных предприятий, доклад экспертов в дополнительных статьях требовал отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных в советских республиках режима, подобного режиму капитуляций в странах Востока.

От России потребовали уплаты 18,5 миллиарда золотых рублей довоенных и военных долгов. Советская делегация по указанию Ленина категорически отвергла эти требования и, в свою очередь, выдвинула контрпретензии о возмещении Советскому государству убытков, причиненных иностранной интервенцией и блокадой в размере 39 миллиардов золотых рублей.

Вместе с тем, желая найти почву для соглашения и восстановления экономических связей с западными государствами, советская делегация на Генуэзской конференции 24 апреля 1922 года заявила, что Советское правительство готово признать довоенные долги и преимущественное право за бывшими собственниками получать в концессию или аренду ранее принадлежавшее им имущество при условии признания Советского государства де-юре, оказания ему финансовой помощи и аннулирования военных долгов и процентов по ним.

На Генуэзской конференции советское правительство в своем Заявлении от 10 апреля выступило с предложением о всеобщем сокращении вооружений.

Однако, как вопрос о разоружении, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий по вине западных государств на Генуэзской конференции не были разрешены. Оставив без внимания Заявление советской делегации, западные страны отвергли и ее экономические предложения, сформулировав жесткие условия возвращения долга России и собственности иностранных граждан.

Обсуждение финансово-экономических вопросов было продолжено на Гаагской конференции в июне-июле 1922 года.

В ходе Генуэзской конференции советской дипломатии удалось прорвать единый фронт империалистических государств, пытавшихся добиться дипломатической изоляции Советского государства, и заключить 16 апреля 1922 года Рапалльский договор с Германией.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Генуэзская конференция 1922 года — первый выход в «свет» Советского Союза

В 1922 году в Генуе встретились европейские государства, в том числе и РСФСР. Это было первое появление советского правительства на мероприятии такого уровня.

Участники и цели

В Италии с 10 апреля по 20 мая 1922 года была проведена конференция, на которой собрались 29 стран (РСФСР, Италия, Германия, Франция, Великобритания и другие). Представители США не принимали участие в мероприятии, но направили на него своего наблюдателя.

Делегация Советского Союза, осознавая важность мероприятия, тщательно готовилась к нему. Главой группы был назначен Владимир Ленин, но на конференцию в качестве руководителя поехал его заместитель Георгий Чичерин.

Генуэзская конференция 1922 года

Официальными целями Генуэзской конференции было решение судьбы послевоенной Европы и изыскание мер к экономическому восстановлению ее восточной и центральной части. Однако всех участников конференции больше интересовал вопрос взаимодействия с бывшей Российской империей.

«Русский вопрос» на конференции

Европейские государства выдвинули ряд требований к советскому правительству:

  • Взятие на себя финансовых обязательств предшественников (имперской России и Временного правительства) в размере 18,5 миллиарда золотых рублей.
  • Возврат национализированных советской властью иностранных предприятий или компенсация их стоимости.
  • Ликвидация монополии внешней торговли.
  • Установление на территории советских республик особого режима для иностранных граждан (режим капитуляций).

Советская сторона не согласилась с такими жесткими требованиями. По подсчетам экспертов российские довоенные долги равнялись 9,65 миллиарда золотых рублей, военные долги — 8,8 миллиарда. А европейские интервенты нанесли ущерб России своими действиями на сумму 39 миллиарда.

Кроме того, согласно Версальскому договору проигравшая сторона выплачивала России 16,1 миллиарда контрибуций. Советское правительство отказалось от этих выплат, рассчитывая на дальнейшее сотрудничество с Германией.

В итоге российская сторона согласилась при условии предоставления кредитов выплатить компенсацию за национализацию иностранных предприятий. Остальные же требования были отвергнуты.

Итоги

16 апреля 1922 года на Генуэзской конференции был подписан Рапалльский договор между РСФСР и Германией. Эти страны восстанавливали дипломатические и торгово-хозяйственные отношения и взаимно отказывались от возмещения военных расходов и причиненных убытков. Фактически немцы признавали легитимность советского правительства.

Благодаря заключенному договору Германия расширяла свои торговые возможности, а РСФСР «разрывала» кольцо экономической блокады. И это соглашение положило начало долгосрочному тесному сотрудничеству.

Генуэзская конференция 1922 года

Советско-германский договор был подписан тайно. О его заключении другие участники конференции узнали на следующий день. Европейские страны 18 апреля отправили Германии ноту протеста. В результате немцы, испугавшись бурной реакции Европы, стали просить советскую сторону уничтожить договор. Однако РСФСР не пошла им на встречу.

Итоги Генуэзской конференции оказались не такими, какими их видели страны Запада. Они рассчитывали, что Советская Россия согласится со всеми требованиями и станет поставщиком природных ресурсов для Европы. Но по указанию Ленина Чичерин отвергал все невыгодные предложения.

Основные вопросы, вынесенные на совещании в Генуе, не были разрешены. Поэтому все ее участники, кроме Германии, встретились вновь на Гаагской конференции.

Генуэзская конференция


Генуэзская конференция

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 87.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 87.

Советская Россия в начале 1922 года не имела международного признания. Поскольку военная фаза гражданской войны и интервенции завершилась, молодое государство нуждалось в дипломатическом признании и урегулировании экономических споров. В апреле-мае 1922 года в Генуе состоялась конференция с участием 29 государств.

Делегации и их руководители

По состоянию на весну 1922 года СССР находился на стадии создания. Самым крупным государством на территорий бывшей Российской империи являлась РСФСР со столицей в Москве.

Генуэзская конференция

Рис. 1. Генуэзская конференция.

Председателем делегации был назначен председатель правительства (Совнаркома) – Владимир Ильич Ленин. По состоянию здоровья он не смог выехать из страны, поэтому его заменил руководитель народного комиссариата иностранных дел – Георгий Чичерин. Он происходил из дворянской семьи, знал много иностранных языков, имел хорошее образование и даже краткий по времени опыт работы в МИДе Российской империи на рубеже XIX-XX веков.

Делегация РСФСР представляла на Генуэзской конференции также следующие республики на территории бывшей Российской империи:

  • Азербайджанскую.
  • Армянскую.
  • Белорусскую.
  • Бухарскую.
  • Грузинскую.
  • Украинскую.
  • Хорезмскую.
  • Дальневосточную. Полный контроль над Приморьем большевики установили к ноябрю 1922 года.

Основными участниками конференции стали государства-победители в Первой мировой войны, а также проигравшая Германия, то есть Веймарская республика. Ее делегацию возглавил Вальтер Ратенау. Великобританию представлял Ллойд Джордж.

Генуэзская конференция 1922

Рис. 2. Генуэзская конференция 1922.

Ход работы и результаты

Датой открытия конференция стало 10 апреля 1922 года. Она проработала около 40 дней, до 20 мая 1922 года. Государства-участники интервенции против Советской России ставили целью получить платежи по долгам и финансовым обязательствам Российской империи и Временного Правительства. Делегация Чичерина в ответ на эти претензии потребовала де-юре признать РСФСР и представить молодому государству кредиты. Он также назвал стоимость национализированного иностранного капитала и предложил всеобщее разоружение. Отчасти это было в интересах Германии, ведь численность ее армии после поражения в Первой мировой войне составляла около 100 тыс. человек.

Положительным итогом участия в конференции советской делегации стало подписание в генуэзском пригороде Рапалло договора с Германией. Он способствовал развитию экономического и военного сотрудничества между двумя государствами, а также снял ряд сложностей в отношениях оставшихся как следствие Первой мировой войны, например, вопрос о царских долгах.

Целью СССР после окончания гражданской войны был выход из дипломатической и экономической изоляции. Этому препятствовали круги белой эмиграции, представители зарубежного православия и ряд бывших стран-интервентов. Именно поэтому пришлось налаживать сотрудничество с вчерашним противником – Германией.

Чичерин на Генуэзской конференции

Рис. 3. Чичерин на Генуэзской конференции.

Заключение

Что мы узнали?

Участие советских представителей в Генуэзской международной конференции 1922 года стало крупным внешнеполитическим успехом молодого государства РСФСР. Георгий Чичерин проявил себя как выдающийся дипломат и смог подписать Рапалльский договор с Германией.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Natalia Gladouchenko

    5/5

Оценка доклада

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 87.


А какая ваша оценка?

100 лет назад, в феврале 1922 года, в Москве завершалась подготовка к очень сложной и крайне важной для страны общеевропейской конференции в Генуе. Советское руководство хотело добиться на ней прежде всего прорыва дипломатической блокады и признания де-юре. А европейские государства, выступая сплоченным фронтом, собирались принудить Кремль к изменению политики, принятию тяжелейших экономических обязательств и открытию свободного доступа к российскому сырью для иностранцев. Считалось, что на конференции РСФСР ничего не добилась. Но ее представителям, несмотря на их мизерный дипломатический опыт, удалось сделать главное — разрушить единство оппонентов. Причем используя свой же недавний грубейший просчет.

«Не одно золото было отправлено»

Одно из самых, если не самое неприятное для власти событие, случившееся в результате подписания «похабного договора» и выставляющее ее в крайне неприглядном свете, в советское время никогда не упоминалось. О том, что, согласно условиям заключенного 3 марта 1918 года в Бресте мирного договора с Германией и добавочному соглашению от 27 августа 1918 года, РСФСР обязалась выплатить огромную контрибуцию — 6 млрд марок, говорилось невнятно и скороговоркой. Вслед за чем обязательно следовала фраза, объяснявшая, что Брестский мир был аннулирован Советской Россией в одностороннем порядке 13 ноября 1918 года «в связи с Ноябрьской революцией 1918 года в Германии». Подобный способ изложения этой истории нередко использовался и позднее.

У сограждан должно было складываться впечатление, что германская революция, о неизбежности которой говорил В. И. Ленин, освободила советское правительство от необходимости выплачивать колоссальную сумму. Но в действительности все было иначе. К моменту подписания дополнительного соглашения к Брестскому договору Германия терпела на Западном фронте поражение за поражением, и 2 сентября 1918 года кайзер Вильгельм II был вынужден констатировать:

«Битва проиграна. Наши войска отступают без остановки, начиная с 18 июля…»

Однако руководство страны, несмотря на наличие советского полномочного представительства в Берлине, не имело сколько-нибудь точной информации о положении на фронтах и решило незамедлительно начать выплату контрибуции. 8 и 29 сентября 1918 года в Германию двумя партиями было отправлено 93 526 килограммов золота.

Но одним золотом дело не ограничилось. 18 декабря 1918 года один из очень информированных и компетентных людей в стране противников советской власти, в дореволюционное время входивший в число самых состоятельных предпринимателей России коммерции советник Б. А. Каменка писал:

«Не одно золото было отправлено большевиками в Германию в исполнение так называемых финансово-экономических соглашений: оно составляло лишь одну треть вывезенных ценностей. Вторая состояла из 320 миллионов кредитных билетов старых купюр, так называемых Романовских, рассчитанных по 110 марок за 100 рублей и составлявших следовательно 352 миллиона германских марок».

Каменка утверждал, что при правильном подсчете цены переданных Германии николаевских рублей, которые на тот момент продолжали продавать и покупать на Стокгольмской бирже, это составляло 320 млн руб. золотом.

«Третья часть отправленных в Германию ценностей,— констатировал Каменка,— состояла из мануфактурных товаров и хлопка, которые под видом реквизиции и конфискации были отобраны большевистскими правителями у русских, главным образом Московских коммерсантов и фабрикантов. Стоимость этих товаров, по имеющимся сведениям, значительно превышает стоимость каждой из двух других предыдущих статей…

Большевики отдали немцам товар по произвольно-дружеской расценке, и во всяком случае, ниже существовавших на русских рынках цен».

Все эти выкладки можно было бы счесть голословными выдумками врага советской власти. Но в справке, подготовленной в Народном комиссариате финансов РСФСР 11 февраля 1922 года, говорилось, что 8 сентября 1918 года германскому правительству кроме золота было передано 90 млн руб. «романовскими» и «думскими», а 29 сентября — еще 113 635 000 руб. такими же купюрами.

Упомянутые в справке цифры отличались от тех, что приводил Каменка, но оба документа подтверждали одно важное обстоятельство.

«Все золото, полученное Германией по Брестскому миру,— говорилось в документе Наркомфина,— было затребовано от нее союзниками сейчас же после заключения перемирия и отослано из Берлина в Париж в середине ноября 1918 года».

И вспомнили об этом в начале 1922 года отнюдь не случайно.

«Воздерживаться от всякой пропаганды»

«В течение 1919, 1920 и 1921 г.,— писал в 1922 году премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж,— «тарантелла была еще в крови у народов». Безумный военный танец еще трепетал в их членах, и они не могли успокоиться. Трескотня ружейных выстрелов не прекращалась и делала невозможным отдых, такой необходимый для всех. Не было страны в Европе и в Азии, войска который не обменивались бы гневными выстрелами с каким-нибудь внешним или внутренним врагом… Но 1922 год являет много ярких симптомов того, что здоровье возвращается больным частям света».

6 января 1922 года во французском Канне по инициативе Ллойд Джорджа началось совещание Верховного совета стран Согласия (Антанты), но без участия Соединенных Штатов, отказавшихся присоединиться.

«Постановлено было,— писал британский премьер,— созвать все давно воевавшие народы на большую конференцию в Генуе и там обсудить вопросы о восстановлении нормального порядка вещей. Туда же приглашены были нейтральные нации Европы».

На следующий день, 7 января 1922 года, приглашение было отправлено и в Москву. В телеграмме Ленину говорилось:

«В Италии в марте месяце созывается экономическо-финансовая конференция, в которой примут участие все европейские государства.

Итальянское правительство, в согласии с великобританским правительством, считает, что личное участие в этой конференции Ленина значительно облегчило бы разрешение вопроса об экономическом равновесии Европы».

Однако состояние здоровья главы советского правительства оставляло желать много лучшего, и, принимая приглашение на конференцию, Наркомат по иностранным делам РСФСР сообщил организаторам:

«Даже в том случае, если бы председатель C.H.K. Ленин, вследствие перегруженности работой, в особенности в связи с голодом, был лишен возможности покинуть Россию, тем не менее, состав делегации, равно как и размеры предоставленных ей полномочий, придадут ей такой же авторитет, какой она имела бы если бы в ней участвовал гражданин Ленин».

Но отсутствие советского вождя оказалось не единственным препятствием для начала конференции. Политики во многих странах, включая советскую Россию, подозревали, что за миролюбивыми речами британского премьера кроется желание его страны взять в свои руки управление всеми европейскими делами. Не согласны с проведением конференции были и французы, считавшие, что победители в Первой мировой войне без всяких совещаний и встреч должны диктовать свою волю побежденным и нейтральным странам.

Ллойд Джорджу удалось найти компромиссное решение, которое, как он считал, умиротворяет французов и устраивает остальные страны: разработать общие принципы, которые должны разделять все участвующие в конференции страны. Их назвали Каннской резолюцией.

На первый взгляд она вполне устраивала и РСФСР, ведь в ее первом пункте утверждалось:

«Нации не могут присваивать себе права диктовать другим принципы, на основе которых они хотят организовать свою внутреннюю экономическую жизнь и свой образ правления; каждая страна имеет право избрать для себя ту систему, которую она предпочитает».

То есть за страной с системой, отличной от капиталистической, признавалось право на существование. Мало того, ее ограждали, как следовало из пункта шестого резолюции, от внешней агрессии:

«Все государства должны сообща принять обязательство воздерживаться от каких бы то ни было враждебных действий против своих соседей».

Но все получаемые преимущества перечеркивались положением, совершенно неприемлемым для советского правительства, отказавшегося платить дореволюционные долги и ликвидировавшего частную собственность:

«Нации (или правительства наций), которые желают получить иностранные кредиты, добровольно обязуются признать все публичные долги и обязательства, которые были или будут заключены или гарантированы государством, муниципалитетами или другими общественными учреждениями, а также признать за собою обязательство вернуть, восстановить или, в случае невозможности этого, возместить все потери или убытки, причиненные иностранным интересам конфискацией или секвестром имущества».

Голодающей и разрушенной Гражданской войной стране, по общему признанию руководителей партии и правительства, кредиты были нужны как воздух. И возникла опасность того, что, пользуясь тяжелейшим положением и действуя сплоченным фронтом, остальные участники конференции могут принудить РСФСР к выплатам бывшим собственникам, держателям русских облигаций и странам-кредиторам.

При этом большевиков пытались лишить их главного и сильнейшего средства воздействия на политику иностранных государств — антиправительственной пропаганды, которая имела значительное влияние на трудящихся и их организации:

«Все нации должны принять на себя обязательство воздерживаться от всякой пропаганды, направленной к ниспровержению порядка и политической системы, установленных в других странах».

Нужно было срочно найти хитроумный выход из ситуации.

«Получить орудие для компрометации»

В Москве незамедлительно была создана комиссия по подготовке к конференции, местом проведения которой на совещании в Канне была избрана Генуя. 12 января 1922 года назначенный в тот же день главой делегации РСФСР нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин писал Ленину о первой и самой необходимой мере:

«Излишней откровенностью касательно нашей разрухи мы ухудшаем наше международное положение… Статья Ломова в сегодняшней «Экономической Жизни» говорит откровенно о закрытии 50% предприятий, о невозможности выполнить государственный план снабжения, о чрезвычайном сужении емкости нашего внутреннего рынка и критическом характере предстоящей весны. Появление таких статей чрезвычайно усилит требовательность и наглость наших западных контрагентов на предстоящих переговорах».

В дополнение к этому 14 января 1922 года Чичерин предложил Ленину снизить на время активность деятелей Коммунистического интернационала, включая накал коминтерновской пропаганды на зарубежные страны, чтобы снять остроту этой проблемы на конференции.

В последующие дни и недели члены комиссии начали предлагать Политбюро ЦК РКП(б) свои варианты действий на Генуэзской конференции. Принципиальное расхождение наблюдалось главным образом в вопросе о долгах. Нарком внешней торговли РСФСР Л. Б. Красин считал, что их следует признать.

Но выплаты отсрочить как можно дольше, «на будущие поколения».

Однако некоторые будущие делегаты полагали, что ничего признавать не стоит. Среднюю позицию — признать, если будут признаны советские контрпретензии, за ущерб, нанесенный мировой войной, иностранной интервенцией и антибольшевистскими силами, поддерживавшимися Европой,— занимал, к примеру, включенный в делегацию председатель Совета народных комиссаров Украинской ССР Х. Г. Раковский.

Нужно сказать, что и остальные предложения Раковского отличались взвешенностью и продуманностью. Так, он считал, что в Генуе не удастся получить «ни нашего огульного признания, ни все те займы и кредиты, о которых мы мечтаем». А по поводу главных условий успеха на переговорах он в феврале 1922 года писал:

«Положительных результатов можно надеятся добиться, если мы сумеем усугубить те разные отношения к нам среди государств… Должны тщательно избегать того, что могли бы опять сколотить на время общий фронт против нас. Тогда лучше совсем не ехать на конференцию».

О необходимости ликвидировать единство оппонентов писал Ленину Чичерин, извиняясь, что беспокоит главу правительства «во время нездоровья и отдыха»:

«В буржуазном мире идет в большом масштабе борьба между Европой и Америкой за гегемонию над всем миром и в малом масштабе, но более актуально для настоящего момента, борьба между Англией и Францией за гегемонию в Европе.

В этих условиях мы попадаем в положение разборчивой невесты, к которой все сватаются.

И одним из важнейших является вопрос будем ли мы в Генуе выходить замуж или останемся такой невестой».

Противоречия между Британией и Францией действительно существовали, и прежде всего в методах принуждения Германии к выплате репараций победителям. И британский премьер в 1922 году этого не скрывал:

«Я никогда не сомневался,— писал Ллойд Джордж,— что Франция может навязать Германии какие угодно условия. Было ясно, что для Франции легко заставить немцев подчиниться всякому приговору, который будет им продиктован… Я лишь указывал, что подобные условия никогда не дадут в смысле репараций того, что могла бы дать более примирительная линия поведения; я утверждал, что применение этих условий на практике явится источником постоянных трений, и что методы, пускаемые в ход с целью поработить Германию, должны пробудить в ней патриотическое бешенство, которое, в конце концов, приведет к гибели нынешнего победителя».

В Кремле решили, что настал момент вбить клин между англичанами и французами. Благо, друзья советской России во Франции сообщили, что есть признаки желания их правительства до Генуи провести сепаратные переговоры, чтобы договориться о взаимовыгодных условиях по долгам и прочему. Контакты в Берлине, где должна была состояться конфиденциальная встреча, поручили члену ЦК РКП(б) и секретарю исполкома Коминтерна К. Б. Радеку. Однако к нему приехал корреспондент Le Matin Зауэрвейн, и в результате в этой газете появилось интервью Радека, о котором Чичерин 16 февраля 1922 года сообщал Ленину:

«Не само ли французское правительство подсовывало нам сведения о своей мнимой готовности идти с нами на переговоры, чтобы вызвать нас на неосторожные шаги и поссорить нас с Англией? Так и случилось. У меня нет полного текста интервью Радека с Зауэрвейном в «Матене», но имеющиеся намеки показывают, что Радек говорил там о необходимости освободиться от английского засилья… Зауэрвейн проделал это для того, чтобы получить орудие для компрометации нас перед Англией. Действительно за последние дни замечен резкий поворот в позиции Ллойд Джорджа».

Выпутываться из непростой ситуации стало во много раз сложнее.

«Оплюем их «по-доброму»»

Самым неприятным оказалось то, что британский премьер согласился на требование французов созвать до начала Генуэзской конференции комиссию экспертов, о чем 25 февраля 1922 года было объявлено официально. Целью комиссии стало уточнение будущих требований к России.

Совещание экспертов проходило 20–28 марта 1922 года в Лондоне и его результатом стал доклад, очень походивший на условия безоговорочной капитуляции. В нем России безапелляционно предписывалось признать все долги и ущерб, нанесенный любым иностранцам и их собственности деятельностью любых правительств и властей. Кроме того, предлагалась обязательная организация Комиссии русского долга, которая в числе прочих полномочий имела и такое:

«Определять, в случае надобности, те доходные статьи России, которые должны быть специально предназначены для обеспечения уплаты долга, как, напр., отчисления из некоторых налогов или из сборов и обложений, падающих на предприятия в России».

Для иностранных граждан, прибывающих в Россию, требовалось установить и особые преимущества, среди которых было и такое:

«Если иностранец привлекается к русскому суду по уголовному делу, приговор над ним приводится в исполнение только с согласия консула».

А в число общеевропейских требований включались, по сути, отмена существовавшей в РСФСР монополии внешней торговли и установление свободного доступа к российскому сырью:

«Система запрещений и ограничений ввоза и вывоза, временно введенная некоторыми государствами для охраны своих финансов, или в виде средства контроля над своими рынками, в принципе вредна с точки зрения экономического восстановления Европы… О такого рода запрещениях должно быть объявлено публично, и они должны распространяться на самый ограниченный круг предметов».

Собственно, после этого никто в Москве не ждал от конференции каких-либо положительных результатов. При этом, правда, отмечалось, что часть требований справедлива и даже полезна. К примеру, о наведении порядка в финансовой системе страны, об упорядочивании судопроизводства. После анализа западных требований последовали указания об ускорении работы над Гражданским и Уголовным кодексами, поскольку без этого явно не удастся привлечь в страну иностранцев и иностранные капиталы.

Все руководители страны и будущие члены делегации были согласны с тем, что необходимо признание де-юре советского правительства ведущими державами. Ведь только в банках этих стран можно было под залог ценностей получить остро необходимую валюту. А без официального признания банки отказывались даже начинать серьезные разговоры о займах. Польша и прибалтийские страны, с которыми были заключены мирные договоры и которые, следовательно, признали РСФСР, в счет не шли, поскольку не имели возможности предоставлять кредиты.

Постепенно вырабатывалась общая линия действий на конференции: ехать, пытаться что-либо выгадать, показать себя серьезным партнером на переговорах, с которым можно иметь дело, и ждать, когда конференция сорвется по вине французов или немцев. Предлагалось также использовать трибуну Генуэзской конференции для пропаганды. Самую оригинальную, широчайшую программу предложил, а после детальной проработки одобрил Ленин.

Предлагалось, к примеру, создать общий фонд золота и распределить его для использования между всеми странами по числу жителей.

В результате принятия такого решения Россия теоретически могла получить гораздо больше золота для своих нужд, чем внесла. Подобный метод перераспределения задумывался и для продовольствия. Численность армий предлагалось сократить, установив пределом для каждой страны равное для всех количество солдат на километр внешних границ. Кто в итоге законно получал самую большую по размерам армию — нетрудно было догадаться.

Было совершенно очевидным, что все эти и другие подобные предложения, включая полный отказ от выплаты прежних военных долгов всеми странами, будут отвергнуты. Но Ленин предлагал:

«Опрос всех государств и попытка уговорить несогласные на них. И добро, и неприемлемо для буржуев. Оплюем их «по-доброму»».

Забегая вперед, нужно заметить, что, когда Чичерин в Генуе попытался огласить эту программу в несколько смягченном и подкорректированном виде, ему вежливо, но твердо не дали говорить.

Тем временем сплочение европейских стран против России продолжало укрепляться. И было остро необходимо найти в цепи противостоящих государств слабое звено.

«Держал себя как настоящий лакей Англии»

«Все наши враги,— докладывал 3 марта 1922 года в Политбюро назначенный членом делегации А. А. Иоффе,— созывают конференции для того, чтобы согласиться между собой и, конечно, согласиться против нас».

Иоффе приводил в качестве примера конференцию прибалтийских стран в Варшаве и, спрашивая, не нужно ли провести аналогичные мероприятия, сам же предлагал:

«Гораздо целесообразнее для нас разговаривать с каждым государством в отдельности, нежели со всеми вместе, и Генуя для нас важна постольку, поскольку она даст нам возможность сепаратных переговоров».

Он настаивал, что нужно сделать все для использования противоречий крупных государств «до самой конференции, чтобы там не натолкнуться на объединенный фронт». И настоятельно просил не останавливаться из-за ошибок:

«Попытка использовать в нашу пользу англо-французские и франко-германские противоречия, по-видимому, отвергнута потому, что благодаря некоторым, слишком неудачно-резким выпадам против Англии, она испортила наши отношения с последней. Но, во-первых, если первый блин вышел комом, из-за этого никто никогда не отказывается от блинов вообще, а, во-вторых, та же попытка заставила (как это следует из последней германской прессы) сильно насторожиться Германию».

О необходимости использовать Германию в качестве «опорного пункта» 19 марта 1922 года писал в Политбюро и заместитель наркома по иностранным делам М. М. Литвинов. К тому моменту закончился сбор материалов для подготовки к конференции, и среди них была и справка Наркомфина о вывезенных в Германию в 1918 году ценностях, где говорилось:

«В силу ст. 259 п. 6 Версальского договора и ст. 15 договора о перемирии, Россия имеет право предъявить к Антанте требование о возврате 93 526 килограммов золота, уплаченных Россией Германии и переданных ею Антанте».

Так что предъявление такого требования могло значительно ухудшить положение Германии, рассматривавшей это золото в качестве платы победителям по репарациям. Не менее интересной оказалась и ситуация с «николаевскими» и «думскими» деньгами. Их Россия могла потребовать назад так же, как и золото. Но большая их часть — 150 млн руб.— была выплачена германским держателям российских ценных бумаг. И возвращение их России превращалось не только в экономическую, но и политическую проблему. Ведь их как-то нужно было истребовать у немецких получателей или пытаться как-то решать проблему с крайне несговорчивым французским правительством.

Поэтому Литвинов считал, что Германии следует предложить:

«1. Отказ на основе взаимности от всех денежных и имущественных претензий…

3. Немедленное восстановление дипломатических сношений…»

Но, к крайнему удивлению членов Политбюро, 16 марта 1922 года утвердивших предложение Литвинова, немецкое правительство наотрез отказалось обсуждать это соглашение. 26 марта 1922 года в Москву сообщили о реакции германского министра иностранных дел Вальтера Ратенау:

«Ратенау был очень нагл и совершенно недвусмысленно дал понять, что ни о каком соглашении с Германией до Генуи не может быть и речи, вообще держал себя как настоящий лакей Англии».

Советской делегации запретили остановиться в Берлине даже на один день.

Но нарком Чичерин умудрился задержаться в германской столице и все-таки провести предварительные переговоры. И, как только немецкая делегация в Генуе поняла, что Британия не защитит Германию от французской алчности, 16 апреля 1922 года в итальянском Рапалло был подписан советско-германский договор.

Бывший лидер российской Конституционно-демократической партии, член Государственной думы и министр иностранных дел в первом составе Временного правительства П. Н. Милюков, выступавший в эмиграции за дипломатическую блокаду советского правительства, не без горечи констатировал:

«Этот вопрос был разрешен Германией в самый разгар Генуэзской конференции — заключением договора в Рапалло».

Вслед за чем британцы поспешили извлечь выгоду из создавшегося положения.

«Ллойд Джордж,— писал Милюков,— заключил с Красиным соглашение о передаче всего производства и вывоза нефти из России могучему нефтяному тресту Шелль — Ройяль — Детч, находившемуся под покровительством Англии… Раз дело зашло о нефти, вмешалась Америка, до сих пор молчавшая. Американский «наблюдатель» Чайльд заявил Ллойд Джорджу, что Америка ни в каком случае не потерпит, монополии Шелль — Ройяль — Детч и потребует, по отношению к русской нефти политики «открытых дверей»».

Единство противостоящих большевикам государств начало рушиться.

Существующие границы Российской Федерации — от Смоленска и Пскова на западе до Сахалина на востоке — впервые получили международное признание благодаря успехам дипломатии молодой Советской республики 100 лет назад по результатам знаменитой Генуэзской конференции.

Те, кто сегодня всячески пытается опорочить роль В.И. Ленина в нашей истории, должны осознавать: без ленинской подписи на первых международных документах РСФСР — предшественницы нынешней России — любой неприятель получает юридическую возможность эти границы оспаривать.

100 лет назад, 10 апреля 1922 года, в итальянской Генуе начала работу международная межправительственная конференция по экономическим и финансовым вопросам, значение которой, однако, вышло далеко за пределы и непосредственно экономики, и финансов. Официальной целью Генуэзской конференции была объявлена выработка мер «по экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы», однако с самого начала было понятно, что важнейшим окажется вопрос об отношениях между молодой Советской республикой и капиталистическим миром после провала попыток свергнуть Советскую власть с помощью прямой военной интервенции и военной же поддержки российских белогвардейцев.

Западный мир отказывался признавать Советскую Россию, одновременно требуя уплаты Советским правительством всех долгов и обязательств царского и Временного правительств, кроме того — возвращения национализированной собственности иностранцам. Перед советской делегацией и дипломатией стояла задача в прямом смысле эпохального значения: прорвать политическую и экономическую блокаду РСФСР, добиться юридического признания в реальных границах 1922 года и заложить основы равноправных торгово-экономических отношений, жизненно необходимых молодому государству для восстановления разрушенного семью годами Первой мировой и Гражданской войн хозяйства.

«Правда» уже рассказывала читателям, что значительное внимание предстоящей конференции было уделено в ходе XI съезда РКП(б), проходившего с 27 марта по 2 апреля. Но ещё раньше, 6 марта, выступая с речью «О международном и внутреннем положении Советской республики» на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлургов, В.И. Ленин не случайно говорит в самом её начале, что «во главе вопросов международной политики у нас продолжает стоять Генуя».

Важно напомнить, что Советскому государству было что предъявить, как сегодня принято говорить, коллективному Западу. На тот момент, к началу 1922 года, эффективность ленинского нэпа и привлекательность его для западных капиталистов стали настолько очевидными, что даже в отсутствие нормальных дипломатических отношений между РСФСР и западными странами большая часть предыдущего, 1921 года ознаменовалась заключением, по определению самого В.И. Ленина, «десятков и сотен договоров и проектов договоров» между Страной Советов и зарубежными владельцами капиталов.

«Мы прекрасно понимаем, — отмечает Ленин в своей речи 6 марта, — что лежит в основе: мы знаем, что суть её составляет торговля. Буржуазным странам надо торговать с Россией: они знают, что без тех или иных форм экономических взаимоотношений развал у них будет идти дальше». В.И. Ленин как всегда чётко определяет и показывает соратникам суть текущего момента: неспособность европейских капиталистов за три с лишним года преодолеть разрушительные последствия империалистической войны заставляла их искать новые рынки и новых — прежде всего надёжных — экономических партнёров. А в надёжности подписи большевиков не сомневались даже самые заклятые классовые враги.

Задача стояла закрепить эту тенденцию на уровне межгосударственных договоров и соглашений и — повторим ещё раз — добиться прорыва попыток политической блокады Советского государства. Учитывая исключительную важность стоявшей задачи, решением ВЦИК и ЦК РКП(б) руководителем делегации РСФСР на предстоящей Генуэзской конференции был назначен глава Советского правительства В.И. Ленин. Однако вследствие ряда обстоятельств (в том числе по причине предстоявшей в апреле операции по извлечению одной из пуль, оставшихся после покушения 30 августа 1918 года) Владимир Ильич не выезжал в Геную, руководя, тем не менее, всей текущей работой делегации по телефону и телеграфу.

Сам же состав делегации в интеллектуальном смысле был мощнейшим, что, впрочем, характерно для всего первого Советского правительства, возглавлявшегося В.И. Лениным. Заместителем Ленина, пользовавшимся в Генуе всеми правами председателя, был народный комиссар иностранных дел Г.В. Чичерин. Что касается остальных членов делегации, то достаточно назвать хотя бы вписанные золотыми буквами в историю революционной борьбы и советской дипломатии имена Л.Б. Красина — народного комиссара и организатора советской внешней торговли и одновременно полпреда (чрезвычайного и полномочного посла. — О.Ч.) в Великобритании и В.В. Воровского — полпреда в Италии.

Им противостояли закалённые в политических боях и в полном смысле слова лучшие представители капиталистического класса во главе с премьер-министром Великобритании Дэвидом Ллойд Джорджем и на тот момент уже бывшим премьер-министром Франции, руководившим французской делегацией министром Луи Барту. Их лагерь в целом включал представителей 28 государств плюс пять британских доминионов. Кто же одержит верх в этом политико-экономическом поединке, во многом определявшем судьбы мира?..

Первые дни работы конференции прошли в острых дискуссиях и дипломатических баталиях. Стремясь с самого начала добиться от Советского государства односторонних уступок, капиталистические державы выставили требования за долги дореволюционной России на общую сумму в 18,5 миллиарда золотых рублей — колоссальную по тем временам. А не можете, мол, оплатить деньгами — компенсируйте политическими уступками…

В ответ на это наглое требование советская делегация по прямому указанию В.И. Ленина выдвинула контрпретензии о возмещении Советскому государству и народу убытков, причинённых иностранной интервенцией и блокадой, на общую сумму 39 миллиардов золотых рублей. Между прочим, эта сумма была заранее просчитана и скрупулёзно обоснована советскими экономистами и работниками Народного комиссариата финансов. Что не мешало бы взять на вооружение некоторым сегодняшним «экспертам», буквально оккупировавшим главные каналы Российского государственного телевидения и чуть ли не каждый вечер обрушивающим на головы зрителей абсолютно безответственные, откуда-то с потолка взятые цифры «ущерба», который сегодняшняя слабая экономика буржуазной России якобы способна нанести Западу. Но это так, к слову…

Заявление советской делегации в Генуе оказалось подобным взрыву бомбы: западным представителям стало ясно, что с Советской Россией с позиции угроз не поговоришь. А тут «взорвалась», с позволения сказать, ещё одна «бомба». Точнее, произошёл тот самый политико-дипломатический прорыв, который тщательно и загодя готовили советские представители, используя ленинские выводы о межимпериалистических противоречиях. 16 апреля в городе Рапалло близ Генуи был заключён полноценный равноправный договор между Советской Россией и Германской (Веймарской) республикой, предусматривавший отказ сторон от всех взаимных претензий, возникших в результате Первой мировой войны. При этом договору сопутствовали соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве обеих стран, чрезвычайно необходимые и выгодные для Советского государства.

Таким образом, Германия стала первой крупной капиталистической державой, установившей полноценные, без каких-либо изъятий дипломатические отношения с молодой Советской республикой. Поэтому Рапалльский договор имел не только огромное морально-политическое значение в связи с прорывом единого антисоветского фронта империалистических держав, но и не менее важное международно-правовое значение, поскольку предполагал признание Советской России в её границах периода 1918—1922 годов. Это стало важнейшим прецедентом в дальнейших переговорах с другими ведущими капиталистическими странами уже за рамками Генуэзской конференции. К примеру, это событие не могло не повлиять на позицию Японии, которая в скором времени вынуждена была вывести свои войска из Приморья, прекратив тем самым оказывать поддержку последнему на территории РСФСР белогвардейскому режиму, окопавшемуся во Владивостоке.

Забегая несколько вперёд, подчеркнём, что, представляя 16 мая от имени ЦК РКП(б) проект постановления ВЦИК РСФСР по отчёту делегации на Генуэзской конференции, В.И. Ленин особо выделяет, что «ВЦИК приветствует Рапалльский договор как единственный правильный выход из затруднений, хаоса и опасности войн…; признаёт нормальным для отношений РСФСР к капиталистическим государствам лишь такого типа договоры».

Между тем работа конференции продолжалась. С целью достижения прогресса на переговорах и скорейшего восстановления взаимовыгодных экономических связей с капиталистическими государствами — а это объективно вело к общему оздоровлению политической атмосферы, по крайней мере в Европе, — Советское правительство 20 апреля предложило компромиссный вариант: готовность признать довоенные долги царской России и даже преимущественное право бывших зарубежных собственников получать в концессию или аренду ранее — до революции — принадлежавшее им имущество. Но всё это — в обмен на юридическое признание Советского государства, аннулирование военных долгов царского и Временного правительств и заключение равноправных торгово-экономических соглашений.

Как видим, и здесь налицо тщательно просчитанная, выверенная, без всякого шапкозакидательства (тем более без пустых угроз) позиция, учитывающая реальное соотношение сил и интересов сторон, пусть даже и враждебных друг другу.

Основные представители капиталистического мира приняли советское предложение в штыки, и острые переговоры продолжались. 11 мая советская делегация ещё раз заявила, что без соблюдения принципа взаимности РСФСР ни на какие финансовые уступки не пойдёт. И единый фронт империалистических держав, уже морально подорванный Рапалльским договором, начал, скажем так, «потрескивать». В позиции ведущих держав стали проявляться признаки желания экономически сотрудничать с РСФСР и одновременно постепенно — если не получается сразу — продвигаться к взаимному политико-дипломатическому признанию.

Так, конференция близилась к финалу, и предстояло зафиксировать — хотя бы в предварительном порядке — важнейшие договорённости, которых практически добилась советская делегация. Принципиально важно отметить, как в связи с этим 14 мая В.И. Ленин телеграфирует Г.В. Чичерину: «Ллойд Джордж готов отделить немедленное политическое соглашение о мире от соглашений финансово-экономических, каковые передаются в длительную комиссию. Это было бы самым выгодным исходом и несомненной победой» (выделено мной. — О.Ч.).

И не только Ллойд Джордж (то есть Великобритания). Уже через 10 дней, 24 мая, усилиями полпреда В.В. Воровского и его сотрудников заключается первое советско-итальянское торговое соглашение. Королевская Италия ещё не готова к полному политико-дипломатическому признанию РСФСР (оно произойдёт несколько позже, в первые дни февраля 1924 года), но первый важнейший шаг к нему был сделан именно в Генуе, сразу по завершении конференции.

Что касается ведущих на тот момент капиталистических держав — Великобритании и Франции, то и с ними предварительные договорённости о взаимном признании были достигнуты именно в Генуе. И уже после смерти В.И. Ленина, в первые дни февраля 1924 года, были установлены дипломатические отношения с Великобританией, а чуть позже, в октябре того же года, — с Францией. При этом сам момент признания позволяет отметить чрезвычайно важный факт: ведущие империалистические державы юридически признавали не только советский строй и даже уже не только границы одной РСФСР, но — что ещё важнее — и факт её объединения с другими республиками в добровольный Союз государств — СССР.

Сегодня, когда с самого верха российской власти раздаются безответственные и безграмотные филиппики в отношении пресловутой «бомбы», якобы заложенной в основание СССР, следовало бы поразмыслить над этим фактом и принять простую истину: именно добровольность объединения не дала Западу никакого формального повода обвинить Советскую Россию в каком-либо «насильственном поглощении» соседних государств и тем самым подвергнуть сомнению предварительные договорённости Генуи.

Отсюда — непреходящее значение Генуэзской конференции для сегодняшнего дня. Одними только «цирконами» и «калибрами» — при всей их значимости — устойчивого лидирующего места в мире не достичь, необходима ещё и сила права. Поэтому те, кто сегодня всячески пытается опорочить роль и значение В.И. Ленина в нашей истории, должны осознавать свою ответственность перед народом и помнить: подрывая авторитет ленинской личности и его подписи на первых международных документах РСФСР — предшественницы Российской Федерации, они открывают любому неприятелю возможность при желании оспорить границы нашей страны от Смоленска до Сахалина.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эуфиллин таблетки инструкция по применению взрослым от кашля как принимать
  • Wendox часы настольные инструкция по применению
  • Толперизон инструкция по применению таблетки 150 инструкция по применению взрослым
  • Эхолот хамминберд 180 инструкция по применению
  • Сигнализация томагавк 9030 инструкция по эксплуатации брелка