Организация
сюжетно-ролевой игры
в условиях реализации
ФГОС ДО
Дошкольное детство – важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит, что реализация образовательной программы дошкольного образования должна осуществляться в форме игры. Особое место в деятельности дошкольника занимает сюжетно — ролевая игра. По своему характеру сюжетно — ролевая игра – это деятельность отражательная. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней мнимой или воображаемой ситуации, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и воспроизводит все то, что видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, выполняя трудовые или социальные функции взрослых людей, моделируя отношения между ними. Именно роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. А ребенок в игре таков, каким ему хочется быть, там, где ему хочется быть, он — участник интересных и привлекательных событий.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Чувствуя себя членом коллектива, он учится справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей, и свои собственные. Таким образом, сюжетно — ролевая игра – это социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Основной источник, питающий игру ребенка — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Структура игровой деятельности
Следует различать сюжет и содержание игры.
Сюжет — это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.
Сюжеты детских игр
- бытовые (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда).
- производственные (стройка, больница, магазин, школа, поезд).
- общественно – политические (война, индейцы, партизаны, митинг).
Содержание игры
Содержание игры — содержание деятельности людей.
Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий.
Затем воспроизведение социальных ролей.
На позднем этапе — воспроизведение социальных и межличностных отношений.
Центральным и определяющим компонентом является – роль.
Роль реализуется в игровых действиях.
Основу игры, по словам Л.С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.
Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это — реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).
Уровни развития детской игры
— предметные действия
— предметные действия в цепочке
— выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий
-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.
Что должен знать и уметь педагог?
понимать специфику детской игры; иметь представление о ее развивающем значении; знать о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе; уметь играть соответствующим образом с детьми разных возрастных групп.
Может ли воспитатель вмешиваться в игру детей?
Да, при выполнении некоторых условий
Условия успешного «вмешательства» взрослого в игру Задача воспитателя — помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, но не предложить действовать по намеченному плану. Педагог пользуется у детей достаточным уважением и доверием. Взрослый умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее.
Исходя из этого, можно обозначить принципы организации сюжетно-ролевой игры
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду:
I принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
II принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.
III принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой
ПРЯМЫЕ Участие взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера: принятие на себя роли; разъяснение; совет; помощь в решении спора; показ различных способов игры.
КОСВЕННЫЕ Создание условий для активации самостоятельной игры детей: — оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды; — формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре; создание игровой ситуации; наблюдение за игрой детей
3 направления в работе по развитию сюжетно-ролевых игр:
— Создание благоприятных условий для игр дошкольников;
— Привлечение внимание взрослых к игровой деятельности детей;
— Непосредственное руководство играми детей.
Наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста показали следующие характеристики: слабо развитый сюжет, однотипность игровых действий, конфликтность между детьми, неумение принимать определенную роль и «вести» ее на протяжения всей игры, тематика и содержание игр однообразные.
В связи с выявленной проблемой нами был составлен картотека тематических сюжетно-ролевых игр для детей. Темы игр определялись в соответствии с лексическими темами, что являлось логическим продолжением непосредственной образованной деятельности, а сами игры организовывались недирективным способом, учитывая интересы воспитанников.
Мы планомерно и систематически добавляли новые сюжетно-ролевые игры в совместной и непосредственно-образовательной деятельности. Изготавливая атрибуты к играм, придумывая новые события, героев, маршрут, мы исходили из запросов детей, что в свою очередь позволило нам интегрировать несколько образовательных областей (речевое, познавательное и художественно-эстетическое). Основное место в наших сюжетно-ролевых играх занимал творческий подход к руководству детской игрой, возможность ребенка перенести полученный опыт в реальную жизнь, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Такой подход к организации образовательной деятельности позволил повысить качество проводимых сюжетно-ролевых игр, обогатить сюжеты, разнообразить действия, научить ребёнка играть свою роль до завершения игры, уметь самостоятельно договариваться, решая проблемы, возникающие в ходе игры, а также сплотить детский коллектив и раскрыть творческий потенциал детей.
Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры
1.Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста — это игра.
2.Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6.Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
7.Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы — в совместной игре со сверстниками.
10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.
13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
14.В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.
Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры
1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста — это игра.
2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы — в совместной игре со сверстниками.
10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.
13.Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов
- Сейчас обучается 118 человек из 37 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2
Проект на тему:
«Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми младших дошкольников и решение задач по развитию инициативы и самостоятельности детей в соответствии с ФГОС ДО»
(сюжетно-ролевая ирга «Повар»)
Подготовила :
воспитатель Детского сада № 2
Изотова Анна Сергеевнаг. Нелидово Тверской обл.
2016 год. -
2 слайд
Цель: формирование сюжетно-ролевой игры «Повар», всестороннее развитие ребенка по средствам сюжетно-ролевой игры.
-
3 слайд
Задачи:
1. Познакомить с трудом повара, его трудовыми действиями, взаимодействием повара и его помощника, с кухонной посудой, инструментом и оборудованием.
2. Создать среду для сюжетно-ролевой игры «Повар».
3. Формировать ролевые способы поведения в процессе игры в повара.
4. Развивать ролевое взаимодействие.
5. Развивать ролевой диалог.
6. Развивать мышление, речь, творчество.
7. Поощрять детскую самостоятельность, инициативу. -
4 слайд
Вид проекта по времени: краткосрочный.
по виду деятельности: игровой
по характеру содержания: интегративный.
по количеству участников : групповой.
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети и их родители -
5 слайд
Актуальность:
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретение опыта социальных отношений. Самое близкое окружение – это семья и детский сад. Это окружение вступает в самые разнообразные взаимоотношения: родственные, дружеские, профессионально-трудовые и т.д. Поэтому уже в дошкольном возрасте детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений. С детства дети говорят, кем будут ода вырастут, часто подражая своим родителям. Но беседуя с детьми мы выясняем, что дети не достаточно осведомлены о профессиях. Так как современные дети очень много времени дома проводят за компьютером, и практически не играют, часть родителей такая ситуация вполне устраивает и они не уделяют должного внимания играм ребёнка. -
6 слайд
Проблема состоит в том, что последнее время для детей утрачивается ценность игры, а ведь игра – ведущая деятельность дошкольника и всестороннее развитие ребенка осуществляется прежде всего в игровой деятельности.
-
7 слайд
Гипотеза:
Если мы начнем играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, то наши дети смогут познакомится с профессиями взрослых, научатся уважать труд человека любой профессии, приобретут необходимые социально-коммуникативные навыки, научатся общаться со сверстниками и взрослыми. -
8 слайд
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— у детей будут сформированы представления о профессии повар, особенностях его деятельности;
— повысится развития личностного потенциала каждого ребенка, уровень его инициативности и самостоятельности;
— будет создана соответствующая предметно-развивающая среда;
— повысится активность родителей, уровень их вовлеченности в образовательную деятельность с детьми в детском саду. -
9 слайд
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
амплификация детского развития;
индивидуализация дошкольного образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых;
поддержка инициативы и самостоятельности детей;
учет возрастных особенностей детей;
сотрудничество с семьей;
последовательность и регулярность -
10 слайд
Методы реализации проекта:
наглядные;
словесные;
практическиеФормы реализации проекта:
НОД воспитателя с детьми
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Самостоятельная детская деятельность;
Сотрудничество с родителями -
11 слайд
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный – постановка цели и задач.
2. Основной – работа по реализации проекта.
3. Итоговый – подведение итогов, оформление фотогазеты «Мы играем в поваров»
-
12 слайд
Основные направления реализации проекта:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Оснащение предметно-развивающей среды. -
13 слайд
Подготовительный этап
Беседа с детьми для выявления знаний.Создание предметно-пространственной среды ( подготовка атрибутов для игр и занятий)
Подбор стихов, загадок, игр, иллюстраций с изображением поваров, картин из серии «кухня», подбор музыкального репертуара.
-
14 слайд
ОСНОВНОЙ ЭТАП
1. Составление плана-схемы проекта
2. Выполнение проекта -
15 слайд
Работа с детьми:
НОД по рисованию: Украсим тарелочки для кукол -
16 слайд
Экскурсия на кухню.
Знакомство с профессией повар и его помощник. -
17 слайд
Экскурсия в мини музей второй младшей группы «В гости к бабушке Варварушки и дедушке Егору»
-
18 слайд
Чтение и заучивание стихов о поваре, овощах.
-
19 слайд
Беседы по теме, рассматривание иллюстраций, слайдов.
-
20 слайд
Чтение произведений художественной литературы, знакомство
-
-
-
23 слайд
Встреча с интересными людьми – приглашение в группу маму Хохлова Кирилла.
-
-
25 слайд
Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
-
-
27 слайд
Сюжетно-ролевая игра
«Мы повара» -
-
29 слайд
Консультации для родителей:
-
30 слайд
Работа с родителями:
изготовление атрибутов для игр: -
31 слайд
Оснащение предметно-развивающей среды:
-
32 слайд
На завершающем итоговом этапе была оформлена фотогазета «Мы играем в поваров» Подводя итоги реализации проекта можно сказать, что тесное сотрудничество всех его участников способствовало:
— развитию личностного потенциала каждого ребенка;
— вовлечению родителей в образовательную деятельность с детьми в детском саду;
— укреплению внутрисемейных отношений;
— обогащению развивающей предметно пространственной среды.
В ходе реализации проекта были апробированы современные технологии и формы работы с детьми и их родителями. -
33 слайд
Результаты работы по проекту.
Совместная работа участников проекта способствовала:
повышению интереса к национальным традициям и обычаям;
развитию личностного потенциала каждого ребенка (творческой, познавательной, речевой активности, социально-нравственному воспитанию);
вовлечению родителей в образовательную деятельность с детьми в детском саду;
укреплению внутрисемейных отношений;
обогащению развивающей предметно-пространственной среды -
34 слайд
Спасибо за внимание
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 224 978 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 28.01.2017
- 441
- 1
- 28.01.2017
- 1321
- 1
Рейтинг:
5 из 5
- 28.01.2017
- 1370
- 46
- 28.01.2017
- 439
- 1
- 28.01.2017
- 606
- 1
- 28.01.2017
- 2244
- 2
- 28.01.2017
- 492
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
-
Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
-
Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
-
Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
-
Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №7
«Детский сад общеразвивающего вида»
«Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО»
Составитель: Воспитатель
Авагян Е.С.
Майкоп 2017г.
Тема: «Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в соответствии с ФГОС»
Цель: Повысить педагогическую компетентность воспитателей по организации игровой деятельности, познакомить с особенностями сюжетно-ролевой игры (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО. Сформировать у педагогов понимание роли игры как основной деятельность детей, в которой усваиваются основные нормы поведения в обществе, закрепляются и переосмысливаются полученные из разных источников знания.
Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (по программе «От рождения до школы»)
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Задачи развития сюжетных игр |
||
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Больница», «Салон красоты», «Детский сад» и другие игры) 2. Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов. 3. Развивать умение обмениваться ролями в совместной деятельности опыта в самостоятельные игры. 4. Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры. 5. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов и их заместителей. 6.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий. |
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, путешествия и другое), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов. 2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов. 3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера. 4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснить точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. |
1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру. 2. Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов. 3.Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера. 4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр. |
II младшая группа
-
Игры: «Готовим мишке обед», «Купаем куклу», «Лечим зайчика», «Принимаем гостей», «Посещаем парикмахерскую», «Детский сад», «Моряки».
-
Совместные игры, использование игрушек, предметов-заместителей
-
Интегрируется со всеми образовательными областями
-
Развивать диалог, использовать детали костюмов
-
Играть со взрослым, парами, малыми группами
-
Режиссерские игры по сказкам, стихам с использованием игрушек, затем исполняют простейшие роли сами в сказках, играх
-
Используют строительные игры, потом их обыгрывают: построили дом, поселили туда игрушки, разыграли несложный сюжет.
Средняя группа
-
Игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и др.
-
Инсценирование сказок, мультфильмов.
-
Вести ролевой диалог, объединение в одной ролевой игре несколько сюжетов других игр.
-
Беседа об играх вначале: «Во что будете играть?», «Что произойдёт?», распределить роли до начала игры, что понадобится для игры, в том числе предметы-заместители, другой материал. Воспитатель провоцирует «проблему»: — корабль сбился с курса, — у парикмахера нет расчёски, — на обед нет хлеба, — не на чем отвезти больного в больницу, — на улице заболел человек.
-
Воспитатель участвует, но во II полугодии больше следит за игрой.
-
Режиссерская игра: сюжеты сказок, рассказов, полностью или часть сюжета, используются предметы, игрушки.
-
Театрализованные игры: дети сами действуют.
Старшая группа
-
Тематика игр связана больше с социальной деятельностью (в которые играли и раньше), но учитывать реалии сегодняшнего дня (магазин – супермаркет, парикмахерская – салон красоты, автостоянка и др.).
-
Новые игры: «Музей», «Библиотека», «Турагентство», «Милиция-полиция», «Служба спасения» — вместо служб 01, 02, 03, 04.
-
Практикуется изготовление игрушек для игры.
-
Практикуется игра одна и та же с расширением сюжета в течение нескольких дней, отображаются как бытовые, литературные, так и фантастические события.
-
Подготовка к играм: чтение, придумывание ситуаций, творческое создание обстановки для игр, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий.
-
Режиссерские игры: как с воспитателем, так и самостоятельно, ребёнок может управлять 1 – 2 игрушками.
-
Театральные игры: ширма, сцена, декорации, выразительное исполнение.
Подготовительная группа
-
То же, но игры более разнообразные по содержанию.
-
Придумывать сюжет до игры.
-
Продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры сегодня, а завтра играть.
-
Умение распределять роли, договариваться (использовать считалки, жеребьёвки, договор по желанию).
-
Режиссерские игры: управлять 1 – 2 игрушками, согласовывать свои действия с действиями сверстников, выразительно интонировать, комментировать события.
-
Игра-фантазирование (когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось…).
-
Подготовка: чтение, рисунки, картинки, экскурсии, используется замена места действия, сюжета
-
Продуктивная деятельность в процесс игр: рекламные плакаты, рисунки, карта сказочной страны, деньги, чеки.
-
Проявление типов детей в игре: дети-сочинители, дети-исполнители, актёры, дети-режиссеры, дети-практики.
Практическое задание «Разработка рекомендаций для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры
1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста — это игра.
2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы — в совместной игре со сверстниками.
10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.
13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.
Руководство сюжетно – ролевой игрой в соответствии с ФГОС ДО
Ирина Владимировна Абросимова,
воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Надежда» муниципального образования город Ноябрьск
Только та игра целесообразна,
в которой ребенок активно действует,
самостоятельно мыслит, строит,
комбинирует, преодолевает трудности.
Макаренко А.С.
Cюжетно – ролевая игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности ребенка, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен развивать игру, как деятельность (расширение тематики игр, углубление их содержания), направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Одной из задач по развитию игровой деятельности в ФГОС ДО является развитие у дошкольников самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции. Какие же приемы руководства сохраняют самостоятельность детей в процессе игры?
Приемы руководства сюжетно ролевыми играми дошкольников традиционно делятся на прямые и косвенные.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материала и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру.
Знания о структуре конкретной трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знания о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда, распределении между ними обязанностей дети получают:
во время проведения НОД, экскурсий, наблюдений на прогулках,
в разговорах с детьми,
при чтении книг,
путем бесед и рассматривания картин, иллюстраций,
в свободной самостоятельной деятельности и т.д.
Процесс ознакомления с окружающим должен охватывать чувства детей, вызывать у них глубокий интерес к событиям и явлениям.
Следующий прием косвенного руководства – внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры, с целью вызвать интерес (и игровой и познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.
Игрушки должны находиться в свободном пользовании детей. Обстановка в игровом уголке время от времени должна меняться, но с осторожностью, чтобы не навязывать игру вопреки желанию.
Прямые приемы руководства:
ролевое участие в игре,
участие в сговоре детей,
разъяснение, помощь, совет по ходу игры,
предложение новой темы игры и т.д.
Данные приемы, целенаправленно влияют на содержание игры, на взаимоотношения детей в игре, на поведение играющих. Основное условие их использования – сохранить и развить самостоятельность детей в игре.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Комплексное руководство сюжетно – ролевой игрой состоит из 4 компонентов:
компонент — Ознакомление с окружающим (планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей)
компонент — Обогащение игрового опыта (совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры)
компонент — Обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта)
компонент — Активизирующее общение взрослого с детьми (активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире).
Принципы организации сюжетной игры:
Воспитатель должен играть вместе с детьми, заняв позицию «играющего партнера,
который умеет интересно играть».
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на
каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу
«открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. При формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на
осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому
или сверстнику.
4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать
моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и
создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Многие педагоги, особенно начинающие, испытывают затруднения в планировании сюжетно-ролевых игр, относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников). Перспективные планы целесообразно составлять в период подготовки к новому учебному году, чтобы воспитатели имели возможность заранее подобрать необходимые материалы: иллюстрации, книги, игрушки, предметы-заместители, изготовить необходимые ролевые атрибуты.
Правильно составленный перспективный план, в котором учитывается система педагогических воздействий, направленных на поэтапное формирование игры, окажет воспитателю неоценимую помощь в работе.
Преимущество перспективного планирования заключается в следующем:
Можно предусмотреть последовательное решение программных задач по игровой деятельности;
Имея план, воспитателю при формировании игры легче учитывать и использовать в игре знания, умения и навыки, получаемые детьми в процессе НОД и в повседневной жизни;
Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно усложнять способы игрового воспроизведения действительности;
Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы.
Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника, они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб. Детство – Пресс, 2004г.
Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Игровые ситуации, игры, этюды. СПб. Детство – Пресс, 2012г.
Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М. Просвещение, 1986г.
Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение, 1981г.
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988г.
5. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб.
Речь, 2010г.
Приложение 1
Перспективное планирование сюжетно – ролевой игрой «Больница»
Ознакомление с окружающим |
Обогащение игрового опыта детей |
Создание предметно-развивающей среды |
Активизирующее общение педагога с детьми. |
рассматривание картинок из серии «Профессии», иллюстраций в альбомах, где изображены медработники разных специальностей: хирурги, отоларингологи, окулист, терапевт. беседы с детьми о работе врачей расширять знания детей о работе врачей разных специальностей. познакомить с основным номером вызова врача «03». экскурсии в кабинет врача в д/с — познакомить с |
Упражнения на развитие творческого мышления и воображения: д/упр.» Потому что…» — д/упр. «Составление рассказа» составление цепочки предложений, в результате которых получается небольшой рассказ о различных ситуациях, связанных с работой доктора. решение проблемных ситуаций побуждать ставить игровую задачу, разнообразить сюжет игры. — игры-драматизации сказок, мультфильмов |
внесение иллюстраций с изображением работы врачей разных специальностей. — внесение детских книг. изготовление медицинских шапочек из белой бумаги по типу оригами. — внесение модулей с изображением кабинета доктора. — постройка из модулей машины «Скорой |
Вопросы к детям: — Вы кто? — А что вы лечите? А это больно? На активизацию общения с детьми: А вы, к какому врачу пришли? — А что с вами случилось? Постановка проблемной ситуации для обогащения сюжета игры. в парке стало плохо пожилому |
содержанием труда врача «Скорой помощи»; — оценить важность, качество труда; — наблюдать взаимоотношения между врачом и медсестрой, врачом и пациентом. — просмотр мультфильмов, худ. Литер. Чуковский «Айболит», И. Пришвин «Человек заболел», Барто «Прививка». заучивание наизусть стихов, поговорок по теме. беседы о здоровом образе жизни. ситуативные беседы на тему: «Как бы ты поступил, если бы»…(бабушке внезапно стало плохо; кто-то из детей попал во дворе в опасную ситуацию и т. п.) |
«Айболит», «Прививка»; драматизации придуманных детьми сказок, рассказов. взятие роли на себя с целью обучения игровым действиям. игры-диалоги «разговор по телефону» — учить общаться по телефону, вести диалог, умение задавать вопросы, отвечать ни них. обучающие игры — диалоги: врач-больной, врач-медсестра. — игры образного плана «Угадай, кто к нам пришёл?» настольные игры «Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Испорченный телефон». п/и «Перенести предметы», «Парный бег», «Перенести раненого» — развив. Быстроту, ловкость, согласованность действий. |
помощи». — чемоданчик доктора с набором инструментов для врачей различных профессий. — имитатор «мигалки» спецсигнала; руль для «скорой помощи». |
человеку. Что делать? Как вызвать врача? |
Приложение 2
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Цель: Ознакомление со спецификой игры, развитие понятия, что такое семья, взаимоотношения в семье. Уточнить знания детей о месте ребенка семьи (ребенок-сын, брат, внук, дочь, сестра, внучка). Формировать умение выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками (мама заботливо кормит, укладывает спать, стирает и гладит белье, убирает в комнате, готовит вкусный обед, папа работает, бабушка помогает маме — играет с ребенком и гуляет с ним).
Атрибуты: куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности, столы, стулья, кроватки, утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды, сумки.
Подготовка к сюжетно – ролевой игре:
Чтение стихотворений Н. Забила «Я как мама не люблю в доме беспорядок», «Про девочку Марину», рассматривание иллюстраций. Задачи: Способствовать возникновению у детей игр по данной теме, обогащение игрового опыта посредством чтения художественной литературы. |
Беседа на тему «Моя семья»; рисование на тему «Я и моя семья». Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «семья», актуализировать представления детей об их семьях, учить рассказывать о них, передавать свои знания и отношение к членам семьи в рисунках. Обогащать игровой опыт детей. |
Дидактическая игра «Разложи посуду»; чтение стихотворений С. Капутикян «Маша обедает», «Стираем», «Пылесос». Задачи: Расширять социальный и игровой опыт детей. Учить понимать обобщающее слово «посуда». Побуждать детей воспроизводить быт семьи в игре. |
Беседа на тему «Наши мамы», рассматривание семейных альбомов детей. Задачи: Учить детей рассказывать о своих мамах (как зовут маму, кем она работает, что любит делать, как заботится о своем ребенке), передавать в рассказе свое отношение к ней. |
Дидактическая игра «Новоселье у Матрешки»; постройка мебели из строительного материала. Задачи: Обогащать игровой опыт детей, развивать представления о взаимоотношениях людей в семье. Закреплять знания детей о разных предметах мебели, их назначении. Развивать связную речь детей. |
Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья»: беседа об отдыхе, путешествиях; изготовление билетов, компоновка атрибутов в игровом уголке. Задачи: Обогащать игровой и социальный опыт детей, предметно-игровую среду, актуализировать и дополнить представления детей о семейном отдыхе. |
Развитие сюжета:
№1 Сюжет «Уборка на кухне». Задачи: Привлечь детей к оформлению игрового уголка (посуда, газовая плита, стол). Способствовать возникновению игр на бытовые темы. |
№2 Сюжет «Мама идет на прогулку с малышом». Задачи: Учить детей осуществлять ролевое взаимодействие в рамках интегрированного сюжета, обыгрывать взаимосвязанные роли. Побуждать детей творчески воспроизводить бытовые действия. |
№3 Сюжет «Идем в гости». Задачи: Учить детей выполнять в игре ролевые действия. Воспитывать доброжелательность, формировать умение ладить с товарищами в совместной игре. |
№4 Сюжет «Идем за покупками в магазин». Задачи: Учить детей договариваться об игровом взаимодействии, принимать на себя роль, выполнять действия в соответствии с ролью, использовать знания об окружающих предметах и явлениях. Активизировать и обогащать словарь. |
№5 Сюжет «Мама стирает белье». Задачи: Учить детей действовать в соответствии с сюжетом, обыгрывать взаимосвязанные роли: папа — шофер, мама ухаживает за ребенком, стирает, готовит обед, гуляет с малышом. |
№6 Сюжет «Мама готовит обед». Задачи: Учить детей брать на себя роль мамы, обыгрывать различные действия (готовить обед, накрывать на стол, мыть посуду и др.) |
№7 Сюжет «Пришли гости». Задачи: Учить детей брать на себя различные роли, выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий, объединяться в небольшие подгруппы, играть вместе. |
№8 Сюжет «Кормление кукол». Задачи: Учить детей придумывать несложный сюжет, выполнять взятую на себя роль, использовать в игре предметы-заместители, в том числе природный материал. |
№9 Сюжет «Мама готовит дочку ко сну». Задачи: Учить детей строить взаимодействие в сюжете с двумя действующими лицами, брать на себя различные роли, поощрять стремление включать в сюжетно-ролевую игру рассказывание знакомых сказок, чтение стихотворений, пение песенок. |
№10 Сюжет «Мама готовит завтрак». Задачи: Учить детей отражать в игре действия с определенными предметами и человеческие взаимоотношения, принимать на себя роль, использовать атрибуты. |
№11 Сюжет «Мама собирает дочку в детский сад». Задачи: Учить детей объединяться в группы, отражать в играх свои впечатления, знания об окружающей действительности, привносить в игру личный опыт. |
№12 Сюжет «Собираемся на отдых к морю». Задачи: Продолжать учить детей брать на себя определенную роль, действуя в соответствии с объединенным сюжетом, использовать в игре предметы-заместители, действовать согласованно, дружно. |
№13 Сюжет «Мама укладывает ребенка спать». Задачи: Учить детей объединять несколько игровых действий в единую игровую линию: кормление кукол, купание кукол, укладывание спать. Стимулировать к использованию в игре песен, потешек, к рассказыванию фрагментов сказок. |
№14 Сюжет «Готовим праздничное чаепитие». Задачи: Учить детей объединяться в группы, отражать в играх впечатления, знания об окружающей действительности, закреплять умение принимать на себя различные роли. |
№15 Сюжет «Укладываем игрушки спать». Задачи: Учить детей с помощью воспитателя переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации, формировать умение выполнять действия в соответствии с ролью. |
№16 Сюжет «У нас гости». Задачи: Закреплять знания детей о’ чайной посуде, активизировать речь. Учить использовать в игре знания о правилах поведения за столом, опыт общения с гостями. Воспитывать приветливость, отзывчивость. |
№17 Сюжет «Подготовка ко дню рождения дочки». Задачи: Учить детей развивать игровой сюжет, активизировать речь, развивать речевое общение, стимулировать использование различных атрибутов. |
№18 Сюжет «День рожденья дочки». Задачи: Формировать у детей умение объединять игровые действия в развернутый игровой сюжет, понимать и поддерживать игровые действия других детей. Поощрять самостоятельность, инициативность. |
№19 Сюжет «Мама купает дочь». Задачи: Побуждать детей отражать в игре впечатления, полученные во время наблюдений, при чтении художественной литературы. Развивать умение проигрывать роль и выполнять несколько взаимосвязанных действий. |
№20 Сюжет «Уборка квартиры». Задачи: Помочь детям организовывать игру, учить действовать в игре в соответствии со своей ролью. Развивать диалоговую форму общения, коммуникативные способности. |
№21 Сюжет «Веселое путешествие». Задачи: Учить детей осуществлять ролевое взаимодействие со сверстниками согласно сюжету, помочь выбрать атрибуты для игры. Обогащать личный опыт детей. |
№22 Сюжет «Мы идем в зоопарк». Задачи: Учить детей отражать в игре свои знания о семейном досуге, о животных, о работе зоопарка. Формировать умение договариваться о совместной игре, строить взаимодействие со сверстниками в ходе игровых действий. |
№23 сюжет «Прогулка в парке». Задачи: Учить детей действовать в соответствии со своей ролью, побуждать использовать в игре предметы-заместители. Развивать диалогическую форму речи. |
№24 Сюжет «Разговор по телефону». Задачи: Учить детей пользоваться телефонным аппаратом, формировать коммуникативные навыки. Развивать диалогическую форму речи, учить эмоционально произносить слова-приветствия, объединять отдельные действия в единый игровой сюжет. |
№25 Сюжет «Бабушка укладывает внука спать». Задачи: Учить детей выполнять различные игровые действия, устанавливать взаимосвязи между игрой и действительностью. Побуждать разворачивать сюжет, вносить новые элементы. |
№26 Сюжет «Готовимся ко дню рождения бабушки». Задачи: Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение выбирать роль и выполнять несколько взаимосвязанных действий. Поощрять попытки самостоятельно подбирать атрибуты и организовывать игровую обстановку. |
№27 Сюжет «Папа моет посуду». Задачи: Побуждать детей переносить известные им действия в ролевую игру. Формировать интерес к сюжетно игре, учить устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, поддерживать ролевые диалоги. |
№28 Сюжет «Идем в детское кафе». Задачи: Учить детей осуществлять игровые действия в соответствии с сюжетом, учить брать на себя роль, ставить новую игровую задачу и пытаться самостоятельно находить способы ее решения. Развивать связную речь. |
№29 Сюжет «Идем в супермаркет». Задачи: Формировать у детей игровые умения, учить реализовывать игровой замысел, осуществлять игровое действие в соответствии с сюжетом. Учить договариваться с партнерами по игре, налаживать игровое взаимодействие. |
№30 Сюжет «Больной ребенок». Задачи: Учить детей при помощи воспитателя переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью. Развивать диалогическую речь, стимулировать использование новых атрибутов. |
№31 Сюжет «Покупаем платье для дочки». Задачи: Учить детей брать на себя определенную роль, побуждать использовать в играх предметы-заместители. Стимулировать использование детьми в игре личного опыта, развивать диалогическую форму речи. |
№32 Сюжет «Мама идет в салон красоты». Задачи: Учить детей брать на себя роль, согласованно действовать в рамках единого сюжета. Развивать диалогическую форму речи, эмпатию. |
№33 Сюжет «Идем в кино». Задачи: Побуждать детей к действиям с новыми атрибутами, показывать новые способы ролевого поведения, учить принимать на себя роль. Развивать диалогическую форму речи, коммуникативные способности. |
Организация сюжетно – ролевой игры в соответствии ФГОС ДО
Выполнила: Енякина Маргарита Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» – Детский сад №3 «Красная Шапочка»
- Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
- Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (пункт 2.7. ФГОС ДО)
- Игра помогает формировать социально-нормативные возрастные характеристики
(пункт 4.6 ФГОС ДО):
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Сюжетно – ролевая игра
королева игр
-развивает потенциальные возможности детей;
-имеет решающее значение для психического развития ребёнка;
-является формой моделирования ребёнком социальных отношений;
-обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр
Обогащение жизненного опыта
Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.)
-Наблюдения, целевые прогулки
-Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий
-Обследование, экспериментирование с предметами
-Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть
-Свободное общение
-Прослушивание дисков, аудиозаписей
-Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых
-Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности
Обогащение игрового опыта
Цель: развитие умения переводить жизненный опыт в условный план игры
-Дидактические игры
-Пластические этюды
-Телефонные разговоры
-Показ воспитателем действий с предметами
-Адаптационные игры
-Игры – инсценировки
-Создание игровых ситуаций с показом новых способов использования сюжетных игрушек, предметов-заместителей
-Проигрывание воспитателем жизненных ситуаций, эпизодов из книг, мультфильмов
-Рассказ воспитателя «Как я играла в детстве»
-Сквозная роль
Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игры
Цель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом
-Парные поручения
-Создание проблемных ситуаций
-Побуждение к ролевым высказываниям
-Телефонные разговоры
-Игровые упражнения
-Сквозная роль
-Поддержание ролевого диалога
Создание предметно – игровой среды
Цель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
— Игрушки – персонажи : атрибуты, куклы, фигурки людей, животных
— Маркеры игрового пространства : это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)
— Предметы оперирования : игрушки имитирующие реальные предметы позволяющие воссоздать смысл настоящего действия(утюг, молоток, руль и т.п)
— Предметы – заместители
— Зонирующие помещения : модули, ширмы, подиумы
Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности
- В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.) определено (п. с 3.3.1 по 3.3.3), что:
- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
- -Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
- -Предметно-пространственная развивающая среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДО (пункт 3.3.3).
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Задачи по формированию умений детей в сюжетно – ролевых играх:
— 2-я младшая группа — обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации
-Средняя группа — освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей
-Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей
-Подготовительная группа — формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм — фантазированиям, играм в самодельной предметной среде
Вывод:
- Такой подход к организации и планированию сюжетно – ролевой игры способствует не только расширению тематики игр, но и повышения уровня игровых умений детей.