Руководство сюжетно ролевыми играми по фгос

Организация
сюжетно-ролевой игры
в условиях реализации
ФГОС ДО

Дошкольное детство – важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.                                                                                                                   

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит, что реализация образовательной программы дошкольного образования должна осуществляться в форме игры. Особое место в деятельности дошкольника занимает сюжетно  ролевая игра. По своему характеру сюжетно  ролевая игра  это деятельность отражательная. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней мнимой или воображаемой ситуации, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и воспроизводит все то, что видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, выполняя трудовые или социальные функции взрослых людей, моделируя отношения между ними.  Именно роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. А  ребенок в игре таков, каким ему хочется быть, там, где ему хочется быть, он   участник интересных и привлекательных событий.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Чувствуя себя членом коллектива, он учится справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей, и свои собственные. Таким образом, сюжетно  ролевая игра – это социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Основной источник, питающий игру ребенка  это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. 

Структура игровой деятельности

Следует различать сюжет и содержание игры.

Сюжет — это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.

Сюжеты детских игр

  • бытовые (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда).
  • производственные  (стройка, больница, магазин, школа, поезд).
  • общественно – политические (война, индейцы, партизаны, митинг).

Содержание игры

Содержание игры — содержание деятельности людей.

Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий.

Затем воспроизведение социальных ролей.

На позднем этапе — воспроизведение социальных и межличностных отношений.

Центральным и определяющим компонентом является – роль.

Роль реализуется в игровых действиях.

Основу игры, по словам Л.С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.

Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это — реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).

Уровни развития детской игры

— предметные действия

— предметные действия в цепочке

— выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий

-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.

Что должен знать и уметь педагог?

понимать специфику детской игры; иметь представление о ее развивающем значении; знать о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе; уметь играть соответствующим образом с детьми разных возрастных групп.

 Может ли воспитатель вмешиваться в игру детей?

Да, при выполнении некоторых условий

Условия успешного «вмешательства» взрослого в игру Задача воспитателя — помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, но не предложить действовать по намеченному плану. Педагог пользуется у детей достаточным уважением и доверием. Взрослый умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее.

Исходя из этого, можно обозначить принципы организации сюжетно-ролевой игры

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду:

I принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

II принцип:  воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми  сразу  открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.

III принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

На каждом  возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой

ПРЯМЫЕ Участие взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера: принятие на себя роли; разъяснение; совет; помощь в решении спора; показ различных способов игры.

 КОСВЕННЫЕ Создание условий для активации самостоятельной игры детей: — оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды; — формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре; создание игровой ситуации; наблюдение за игрой детей

3 направления в работе по развитию сюжетно-ролевых игр:


— Создание благоприятных условий для  игр дошкольников;


— Привлечение внимание взрослых к игровой деятельности детей;


— Непосредственное руководство играми детей.

Наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста показали следующие характеристики: слабо развитый сюжет, однотипность игровых действий, конфликтность между детьми, неумение принимать определенную роль и «вести» ее на протяжения всей игры, тематика и содержание игр однообразные.

В связи с выявленной проблемой нами был составлен картотека тематических сюжетно-ролевых игр для детей. Темы игр определялись в соответствии с лексическими темами, что являлось логическим продолжением непосредственной образованной деятельности, а сами игры организовывались недирективным способом, учитывая интересы воспитанников.

Мы планомерно и систематически добавляли новые сюжетно-ролевые игры в совместной и непосредственно-образовательной деятельности. Изготавливая атрибуты к играм, придумывая новые события, героев, маршрут, мы исходили из запросов детей, что в свою очередь позволило нам интегрировать несколько образовательных областей (речевое, познавательное и художественно-эстетическое). Основное место в наших сюжетно-ролевых играх занимал творческий подход к руководству детской игрой, возможность ребенка перенести полученный опыт в реальную жизнь, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Такой подход к организации образовательной деятельности позволил повысить качество проводимых сюжетно-ролевых игр, обогатить сюжеты, разнообразить действия, научить ребёнка играть свою роль до завершения игры, уметь самостоятельно договариваться, решая проблемы, возникающие в ходе игры, а также сплотить детский коллектив и раскрыть творческий потенциал детей.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры


1.Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста — это игра.
2.Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6.Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
7.Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы — в совместной игре со сверстниками.
10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.
13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
14.В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры


1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста — это игра.
2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы — в совместной игре со сверстниками.
10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.
13.Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.



Скачать материал

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад ко...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 118 человек из 37 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад ко...

    1 слайд

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2

    Проект на тему:
    «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми младших дошкольников и решение задач по развитию инициативы и самостоятельности детей в соответствии с ФГОС ДО»
    (сюжетно-ролевая ирга «Повар»)
    Подготовила :
    воспитатель Детского сада № 2
    Изотова Анна Сергеевна

    г. Нелидово Тверской обл.
    2016 год.

  • Цель: формирование сюжетно-ролевой игры «Повар», всестороннее развитие ребенк...

    2 слайд

    Цель: формирование сюжетно-ролевой игры «Повар», всестороннее развитие ребенка по средствам сюжетно-ролевой игры.

  • Задачи:1. Познакомить с трудом повара, его трудовыми действиями, взаимодейст...

    3 слайд

    Задачи:
    1. Познакомить с трудом повара, его трудовыми действиями, взаимодействием повара и его помощника, с кухонной посудой, инструментом и оборудованием.
    2. Создать среду для сюжетно-ролевой игры «Повар».
    3. Формировать ролевые способы поведения в процессе игры в повара.
    4. Развивать ролевое взаимодействие.
    5. Развивать ролевой диалог.
    6. Развивать мышление, речь, творчество.
    7. Поощрять детскую самостоятельность, инициативу.

  • Вид проекта по времени: краткосрочный.по виду деятельности: игровойпо харак...

    4 слайд

    Вид проекта по времени: краткосрочный.
    по виду деятельности: игровой
    по характеру содержания: интегративный.
    по количеству участников : групповой.
    Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети и их родители

  • Актуальность:Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческ...

    5 слайд

    Актуальность:
    Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретение опыта социальных отношений. Самое близкое окружение – это семья и детский сад. Это окружение вступает в самые разнообразные взаимоотношения: родственные, дружеские, профессионально-трудовые и т.д. Поэтому уже в дошкольном возрасте детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений. С детства дети говорят, кем будут ода вырастут, часто подражая своим родителям. Но беседуя с детьми мы выясняем, что дети не достаточно осведомлены о профессиях. Так как современные дети очень много времени дома проводят за компьютером, и практически не играют, часть родителей такая ситуация вполне устраивает и они не уделяют должного внимания играм ребёнка.

  • Проблема состоит в том, что последнее время для детей утрачивается ценность и...

    6 слайд

    Проблема состоит в том, что последнее время для детей утрачивается ценность игры, а ведь игра – ведущая деятельность дошкольника и всестороннее развитие ребенка осуществляется прежде всего в игровой деятельности.

  • Гипотеза:Если мы начнем играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, то наши дети...

    7 слайд

    Гипотеза:
    Если мы начнем играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, то наши дети смогут познакомится с профессиями взрослых, научатся уважать труд человека любой профессии, приобретут необходимые социально-коммуникативные навыки, научатся общаться со сверстниками и взрослыми.

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:- у детей будут сформированы представления о профессии...

    8 слайд

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
    — у детей будут сформированы представления о профессии повар, особенностях его деятельности;
    — повысится развития личностного потенциала каждого ребенка, уровень его инициативности и самостоятельности;
    — будет создана соответствующая предметно-развивающая среда;
    — повысится активность родителей, уровень их вовлеченности в образовательную деятельность с детьми в детском саду.

  • ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:амплификация детского развития;
индивидуализация...

    9 слайд

    ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
    амплификация детского развития;
    индивидуализация дошкольного образования;
    содействие и сотрудничество детей и взрослых;
    поддержка инициативы и самостоятельности детей;
    учет возрастных особенностей детей;
    сотрудничество с семьей;
    последовательность и регулярность

  • Методы реализации проекта:
наглядные;
словесные;
практические 
Формы реализац...

    10 слайд

    Методы реализации проекта:
    наглядные;
    словесные;
    практические

    Формы реализации проекта:
    НОД воспитателя с детьми
    Совместная деятельность воспитателя с детьми;
    Самостоятельная детская деятельность;
    Сотрудничество с родителями

  • Этапы реализации проекта1.Подготовительный – постановка цели и задач....

    11 слайд

    Этапы реализации проекта

    1.Подготовительный – постановка цели и задач.

    2. Основной – работа по реализации проекта.

    3. Итоговый – подведение итогов, оформление фотогазеты «Мы играем в поваров»

  • Основные направления реализации проекта:1. Работа с детьми.2. Работа с ро...

    12 слайд

    Основные направления реализации проекта:

    1. Работа с детьми.
    2. Работа с родителями.
    3. Оснащение предметно-развивающей среды.

  • Подготовительный этап  Беседа с детьми для выявления знаний. Создание пред...

    13 слайд

    Подготовительный этап
    Беседа с детьми для выявления знаний.

    Создание предметно-пространственной среды ( подготовка атрибутов для игр и занятий)

    Подбор стихов, загадок, игр, иллюстраций с изображением поваров, картин из серии «кухня», подбор музыкального репертуара.

  • ОСНОВНОЙ ЭТАП1. Составление плана-схемы проекта
2. Выполнение проекта

    14 слайд

    ОСНОВНОЙ ЭТАП
    1. Составление плана-схемы проекта
    2. Выполнение проекта

  • Работа с детьми:НОД по рисованию: Украсим тарелочки для кукол

    15 слайд

    Работа с детьми:
    НОД по рисованию: Украсим тарелочки для кукол

  • Экскурсия на кухню. 
Знакомство с профессией повар и его помощник.

    16 слайд

    Экскурсия на кухню.
    Знакомство с профессией повар и его помощник.

  • Экскурсия в мини музей второй младшей группы «В гости к бабушке Варварушки и...

    17 слайд

    Экскурсия в мини музей второй младшей группы «В гости к бабушке Варварушки и дедушке Егору»

  • Чтение и заучивание стихов о поваре, овощах.

    18 слайд

    Чтение и заучивание стихов о поваре, овощах.

  • Беседы по теме, рассматривание иллюстраций, слайдов.

    19 слайд

    Беседы по теме, рассматривание иллюстраций, слайдов.

  • Чтение произведений художественной литературы, знакомство

    20 слайд

    Чтение произведений художественной литературы, знакомство

  • Встреча с интересными людьми – приглашение в группу маму Хохлова Кирилла.

    23 слайд

    Встреча с интересными людьми – приглашение в группу маму Хохлова Кирилла.

  • Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

    25 слайд

    Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

  • Сюжетно-ролевая игра «Мы повара»

    27 слайд

    Сюжетно-ролевая игра
    «Мы повара»

  • Консультации для родителей:

    29 слайд

    Консультации для родителей:

  • Работа с родителями: изготовление атрибутов для игр:

    30 слайд

    Работа с родителями:
    изготовление атрибутов для игр:

  • Оснащение предметно-развивающей среды: 

    31 слайд

    Оснащение предметно-развивающей среды:

  • На завершающем итоговом этапе была оформлена фотогазета «Мы играем в поваров»...

    32 слайд

    На завершающем итоговом этапе была оформлена фотогазета «Мы играем в поваров» Подводя итоги реализации проекта можно сказать, что тесное сотрудничество всех его участников способствовало:
    — развитию личностного потенциала каждого ребенка;
    — вовлечению родителей в образовательную деятельность с детьми в детском саду;
    — укреплению внутрисемейных отношений;
    — обогащению развивающей предметно пространственной среды.
    В ходе реализации проекта были апробированы современные технологии и формы работы с детьми и их родителями.

  • Результаты  работы по проекту.Совместная работа участников проекта способств...

    33 слайд

    Результаты работы по проекту.
    Совместная работа участников проекта способствовала:
    повышению интереса к национальным традициям и обычаям;
    развитию личностного потенциала каждого ребенка (творческой, познавательной, речевой активности, социально-нравственному воспитанию);
    вовлечению родителей в образовательную деятельность с детьми в детском саду;
    укреплению внутрисемейных отношений;
    обогащению развивающей предметно-пространственной среды

  • Спасибо за внимание

    34 слайд

    Спасибо за внимание

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 224 978 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.01.2017
  • 441
  • 1
  • 28.01.2017
  • 1321
  • 1

Рейтинг:
5 из 5

  • 28.01.2017
  • 1370
  • 46
  • 28.01.2017
  • 439
  • 1
  • 28.01.2017
  • 606
  • 1
  • 28.01.2017
  • 2244
  • 2
  • 28.01.2017
  • 492
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №7

«Детский сад общеразвивающего вида»

«Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО»

Составитель: Воспитатель

Авагян Е.С.

Майкоп 2017г.

Тема: «Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в соответствии с ФГОС»

Цель: Повысить педагогическую компетентность воспитателей по организации игровой деятельности, познакомить с особенностями сюжетно-ролевой игры (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО. Сформировать у педагогов понимание роли игры как основной деятельность детей, в которой усваиваются основные нормы поведения в обществе, закрепляются и переосмысливаются полученные из разных источников знания.

Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (по программе «От рождения до школы»)

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Задачи развития сюжетных игр

1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Больница», «Салон красоты», «Детский сад» и другие игры)

2. Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов.

3. Развивать умение обмениваться ролями в совместной деятельности опыта в самостоятельные игры.

4. Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры.

5. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов и их

заместителей.

6.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, путешествия и другое), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.

2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов.

3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснить точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2. Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.

3.Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

II младшая группа

  • Игры: «Готовим мишке обед», «Купаем куклу», «Лечим зайчика», «Принимаем гостей», «Посещаем парикмахерскую», «Детский сад», «Моряки».

  • Совместные игры, использование игрушек, предметов-заместителей

  • Интегрируется со всеми образовательными областями

  • Развивать диалог, использовать детали костюмов

  • Играть со взрослым, парами, малыми группами

  • Режиссерские игры по сказкам, стихам с использованием игрушек, затем исполняют простейшие роли сами в сказках, играх

  • Используют строительные игры, потом их обыгрывают: построили дом, поселили туда игрушки, разыграли несложный сюжет.

Средняя группа

  • Игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и др.

  • Инсценирование сказок, мультфильмов.

  • Вести ролевой диалог, объединение в одной ролевой игре несколько сюжетов других игр.

  • Беседа об играх вначале: «Во что будете играть?», «Что произойдёт?», распределить роли до начала игры, что понадобится для игры, в том числе предметы-заместители, другой материал. Воспитатель провоцирует «проблему»: — корабль сбился с курса, — у парикмахера нет расчёски, — на обед нет хлеба, — не на чем отвезти больного в больницу, — на улице заболел человек.

  • Воспитатель участвует, но во II полугодии больше следит за игрой.

  • Режиссерская игра: сюжеты сказок, рассказов, полностью или часть сюжета, используются предметы, игрушки.

  • Театрализованные игры: дети сами действуют.

Старшая группа

  • Тематика игр связана больше с социальной деятельностью (в которые играли и раньше), но учитывать реалии сегодняшнего дня (магазин – супермаркет, парикмахерская – салон красоты, автостоянка и др.).

  • Новые игры: «Музей», «Библиотека», «Турагентство», «Милиция-полиция», «Служба спасения» — вместо служб 01, 02, 03, 04.

  • Практикуется изготовление игрушек для игры.

  • Практикуется игра одна и та же с расширением сюжета в течение нескольких дней, отображаются как бытовые, литературные, так и фантастические события.

  • Подготовка к играм: чтение, придумывание ситуаций, творческое создание обстановки для игр, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий.

  • Режиссерские игры: как с воспитателем, так и самостоятельно, ребёнок может управлять 1 – 2 игрушками.

  • Театральные игры: ширма, сцена, декорации, выразительное исполнение.

Подготовительная группа

  • То же, но игры более разнообразные по содержанию.

  • Придумывать сюжет до игры.

  • Продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры сегодня, а завтра играть.

  • Умение распределять роли, договариваться (использовать считалки, жеребьёвки, договор по желанию).

  • Режиссерские игры: управлять 1 – 2 игрушками, согласовывать свои действия с действиями сверстников, выразительно интонировать, комментировать события.

  • Игра-фантазирование (когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось…).

  • Подготовка: чтение, рисунки, картинки, экскурсии, используется замена места действия, сюжета

  • Продуктивная деятельность в процесс игр: рекламные плакаты, рисунки, карта сказочной страны, деньги, чеки.

  • Проявление типов детей в игре: дети-сочинители, дети-исполнители, актёры, дети-режиссеры, дети-практики.

Практическое задание «Разработка рекомендаций для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры

1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста — это игра.

2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.

3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.

4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.

6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.

8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы — в совместной игре со сверстниками.

10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.

13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

Руководство сюжетно – ролевой игрой в соответствии с ФГОС ДО

Ирина Владимировна Абросимова,

воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Надежда» муниципального образования город Ноябрьск

Только та игра целесообразна,

в которой ребенок активно действует,

самостоятельно мыслит, строит,

комбинирует, преодолевает трудности.

Макаренко А.С.

Cюжетно – ролевая игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности ребенка, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен развивать игру, как деятельность (расширение тематики игр, углубление их содержания), направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Одной из задач по развитию игровой деятельности в ФГОС ДО является развитие у дошкольников самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции. Какие же приемы руководства сохраняют самостоятельность детей в процессе игры?

Приемы руководства сюжетно ролевыми играми дошкольников традиционно делятся на прямые и косвенные.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материала и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру.

Знания о структуре конкретной трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знания о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда, распределении между ними обязанностей дети получают:

во время проведения НОД, экскурсий, наблюдений на прогулках,

в разговорах с детьми,

при чтении книг,

путем бесед и рассматривания картин, иллюстраций,

в свободной самостоятельной деятельности и т.д.

Процесс ознакомления с окружающим должен охватывать чувства детей, вызывать у них глубокий интерес к событиям и явлениям.

Следующий прием косвенного руководства – внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры, с целью вызвать интерес (и игровой и познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.

Игрушки должны находиться в свободном пользовании детей. Обстановка в игровом уголке время от времени должна меняться, но с осторожностью, чтобы не навязывать игру вопреки желанию.

Прямые приемы руководства:

ролевое участие в игре,

участие в сговоре детей,

разъяснение, помощь, совет по ходу игры,

предложение новой темы игры и т.д.

Данные приемы, целенаправленно влияют на содержание игры, на взаимоотношения детей в игре, на поведение играющих. Основное условие их использования – сохранить и развить самостоятельность детей в игре.

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Комплексное руководство сюжетно – ролевой игрой состоит из 4 компонентов:

компонент — Ознакомление с окружающим (планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей)

компонент — Обогащение игрового опыта (совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры)

компонент — Обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта)

компонент — Активизирующее общение взрослого с детьми (активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире).

Принципы организации сюжетной игры:

Воспитатель должен играть вместе с детьми, заняв позицию «играющего партнера,

который умеет интересно играть».

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на

каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу

«открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. При формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на

осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому

или сверстнику.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать

моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и

создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

Многие педагоги, особенно начинающие, испытывают затруднения в планировании сюжетно-ролевых игр, относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников). Перспективные планы целесообразно составлять в период подготовки к новому учебному году, чтобы воспитатели имели возможность заранее подобрать необходимые материалы: иллюстрации, книги, игрушки, предметы-заместители, изготовить необходимые ролевые атрибуты.

Правильно составленный перспективный план, в котором учитывается система педагогических воздействий, направленных на поэтапное формирование игры, окажет воспитателю неоценимую помощь в работе.

Преимущество перспективного планирования заключается в следующем:

Можно предусмотреть последовательное решение программных задач по игровой деятельности;

Имея план, воспитателю при формировании игры легче учитывать и использовать в игре знания, умения и навыки, получаемые детьми в процессе НОД и в повседневной жизни;

Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно усложнять способы игрового воспроизведения действительности;

Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы.

Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.

Сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника, они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего

дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб. Детство – Пресс, 2004г.

Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Игровые ситуации, игры, этюды. СПб. Детство – Пресс, 2012г.

Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М. Просвещение, 1986г.

Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение, 1981г.

Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988г.

5. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб.

Речь, 2010г.

Приложение 1

Перспективное планирование сюжетно – ролевой игрой «Больница»

Ознакомление с окружающим

Обогащение игрового опыта детей

Создание предметно-развивающей среды

Активизирующее общение педагога с детьми.

рассматривание картинок из серии «Профессии», иллюстраций в альбомах, где изображены медработники разных специальностей: хирурги, отоларингологи, окулист, терапевт.

беседы с детьми о работе врачей

расширять знания детей о работе врачей разных специальностей.

познакомить с основным номером вызова врача «03».

экскурсии в кабинет

врача в д/с — познакомить с

Упражнения на развитие творческого мышления и воображения:

д/упр.» Потому что…» — д/упр. «Составление рассказа»

составление цепочки предложений, в результате которых получается небольшой рассказ о различных ситуациях, связанных с работой доктора.

решение проблемных ситуаций

побуждать ставить игровую задачу, разнообразить сюжет игры. — игры-драматизации сказок, мультфильмов

внесение иллюстраций с изображением работы врачей разных специальностей. — внесение детских книг.

изготовление медицинских шапочек из белой бумаги по типу оригами. — внесение модулей с изображением кабинета доктора. — постройка из модулей машины

«Скорой

Вопросы к детям: — Вы кто? — А что вы лечите?

А это больно? На активизацию общения с детьми:

А вы, к какому врачу пришли? — А что с вами случилось? Постановка проблемной ситуации для обогащения сюжета игры.

в парке стало плохо пожилому

содержанием труда врача

«Скорой помощи»; — оценить важность, качество труда; — наблюдать

взаимоотношения между врачом и медсестрой, врачом и пациентом. — просмотр мультфильмов, худ. Литер. Чуковский

«Айболит»,

И. Пришвин «Человек заболел», Барто «Прививка».

заучивание наизусть стихов, поговорок по теме.

беседы о здоровом образе жизни.

ситуативные беседы на тему: «Как бы ты поступил, если бы»…(бабушке внезапно стало плохо; кто-то из детей попал во дворе в опасную ситуацию и т. п.)

«Айболит», «Прививка»;

драматизации придуманных детьми сказок, рассказов.

взятие роли на себя с целью обучения игровым действиям.

игры-диалоги «разговор по телефону» — учить общаться по телефону, вести диалог, умение задавать вопросы, отвечать ни них.

обучающие игры — диалоги: врач-больной, врач-медсестра. — игры образного плана «Угадай, кто к нам

пришёл?»

настольные игры «Кому что нужно для работы?»,

«Профессии»,

«Испорченный телефон».

п/и «Перенести предметы», «Парный бег», «Перенести раненого» — развив. Быстроту, ловкость, согласованность действий.

помощи». — чемоданчик доктора с набором инструментов для врачей различных профессий.

— имитатор

«мигалки» спецсигнала; руль для

«скорой помощи».

человеку. Что делать? Как вызвать врача?

Приложение 2

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Цель: Ознакомление со спецификой игры, развитие понятия, что такое семья, взаимоотношения в семье. Уточнить знания детей о месте ребенка семьи (ребенок-сын, брат, внук, дочь, сестра, внучка). Формировать умение выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками (мама заботливо кормит, укладывает спать, стирает и гладит белье, убирает в комнате, готовит вкусный обед, папа работает, бабушка помогает маме — играет с ребенком и гуляет с ним).

Атрибуты: куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности, столы, стулья, кроватки, утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды, сумки.

Подготовка к сюжетно – ролевой игре:

Чтение стихотворений Н. Забила «Я как мама не люблю в доме беспорядок», «Про девочку Марину», рассматривание иллюстраций.

Задачи: Способствовать возникновению у детей игр по данной теме, обогащение игрового опыта посредством чтения художественной литературы.

Беседа на тему «Моя семья»; рисование на тему «Я и моя семья».

Задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «семья», актуализировать представления детей об их семьях, учить рассказывать о них, передавать свои знания и отношение к членам семьи в рисунках. Обогащать игровой опыт детей.

Дидактическая игра «Разложи посуду»; чтение стихотворений С. Капутикян «Маша обедает», «Стираем», «Пылесос».

Задачи: Расширять социальный и игровой опыт детей. Учить понимать обобщающее слово «посуда».  Побуждать детей воспроизводить быт семьи в игре.

Беседа на тему «Наши мамы», рассматривание семейных альбомов

детей.

Задачи: Учить детей рассказывать о своих мамах (как зовут маму, кем она работает, что любит делать, как заботится о своем ребенке), передавать в рассказе свое отношение к ней.

Дидактическая игра «Новоселье у Матрешки»; постройка мебели из строительного материала.

Задачи: Обогащать игровой опыт детей, развивать представления о взаимоотношениях людей в семье. Закреплять знания детей о разных предметах мебели, их назначении. Развивать связную речь детей.

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья»: беседа об отдыхе, путешествиях; изготовление билетов, компоновка атрибутов в игровом уголке.

Задачи: Обогащать игровой и социальный опыт детей, предметно-игровую среду, актуализировать и дополнить представления детей о семейном отдыхе.

Развитие сюжета:

№1 Сюжет «Уборка на кухне».

Задачи: Привлечь детей к оформлению игрового уголка (посуда, газовая плита, стол). Способствовать возникновению игр на бытовые темы.

№2 Сюжет «Мама идет на прогулку с малышом».

Задачи: Учить детей осуществлять ролевое взаимодействие в рамках интегрированного сюжета, обыгрывать взаимосвязанные роли. Побуждать детей творчески воспроизводить

бытовые действия.

№3 Сюжет «Идем в гости».

Задачи: Учить детей выполнять в игре ролевые действия. Воспитывать   доброжелательность,   формировать   умение ладить с товарищами в совместной игре.

№4 Сюжет «Идем за покупками в магазин».

Задачи: Учить детей договариваться об игровом взаимодействии, принимать на себя роль, выполнять действия в соответствии  с  ролью,   использовать знания  об  окружающих предметах и явлениях. Активизировать и обогащать словарь.

№5 Сюжет «Мама стирает белье».

Задачи: Учить детей действовать в соответствии с сюжетом, обыгрывать взаимосвязанные роли: папа — шофер, мама ухаживает за ребенком, стирает, готовит обед, гуляет с малышом.

№6 Сюжет «Мама готовит обед».

Задачи: Учить детей брать на себя роль мамы, обыгрывать различные действия  (готовить обед,  накрывать на стол, мыть посуду и др.)

№7 Сюжет «Пришли гости».

Задачи: Учить детей брать на себя различные роли, выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий, объединяться в небольшие подгруппы, играть вместе.

№8 Сюжет «Кормление кукол».

Задачи: Учить детей придумывать несложный сюжет, выполнять взятую на себя роль, использовать в игре предметы-заместители, в том числе природный материал.

№9 Сюжет «Мама готовит дочку ко сну».

Задачи: Учить детей строить взаимодействие в сюжете с двумя действующими лицами, брать на себя различные роли, поощрять стремление включать в сюжетно-ролевую игру рассказывание знакомых сказок, чтение стихотворений, пение песенок.

№10 Сюжет «Мама готовит завтрак».

Задачи: Учить детей отражать в игре действия с определенными предметами и человеческие взаимоотношения, принимать на себя роль, использовать атрибуты.

№11 Сюжет «Мама собирает дочку в детский сад». 

Задачи: Учить детей объединяться в группы, отражать в играх свои впечатления, знания об окружающей действительности, привносить в игру личный опыт.

№12 Сюжет «Собираемся на отдых к морю».

Задачи: Продолжать учить детей брать на себя определенную роль, действуя в соответствии с объединенным сюжетом, использовать в игре предметы-заместители, действовать согласованно, дружно.

№13 Сюжет «Мама укладывает ребенка спать».

ЗадачиУчить детей объединять несколько игровых действий в единую игровую линию: кормление кукол, купание кукол, укладывание спать. Стимулировать к использованию в игре песен, потешек, к рассказыванию фрагментов сказок.

№14 Сюжет «Готовим праздничное чаепитие».

Задачи: Учить детей объединяться в группы, отражать в играх впечатления, знания об окружающей действительности, закреплять умение принимать на себя различные роли.

№15 Сюжет «Укладываем игрушки спать».

Задачи: Учить детей с помощью воспитателя переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации, формировать умение выполнять действия в соответствии с ролью.

№16 Сюжет «У нас гости».

Задачи: Закреплять знания детей о’ чайной посуде, активизировать речь. Учить использовать в игре знания о правилах поведения за столом, опыт общения с гостями. Воспитывать приветливость, отзывчивость.

№17 Сюжет «Подготовка ко дню рождения дочки».

Задачи: Учить детей развивать игровой сюжет, активизировать речь, развивать речевое общение, стимулировать использование различных атрибутов.                  

№18 Сюжет «День рожденья дочки».

Задачи: Формировать у детей умение объединять игровые действия в развернутый игровой сюжет, понимать и поддерживать игровые действия других детей. Поощрять самостоятельность, инициативность.

№19 Сюжет «Мама купает дочь».

Задачи: Побуждать детей отражать в игре впечатления, полученные во время наблюдений, при чтении художественной литературы. Развивать умение проигрывать роль и выполнять несколько взаимосвязанных действий.

 №20 Сюжет «Уборка квартиры».

Задачи: Помочь детям организовывать игру, учить действовать в игре в соответствии со своей ролью. Развивать диалоговую форму общения, коммуникативные способности.

№21 Сюжет «Веселое путешествие».

Задачи: Учить детей осуществлять ролевое взаимодействие со сверстниками согласно сюжету, помочь выбрать атрибуты для игры. Обогащать личный опыт детей.

№22 Сюжет «Мы идем в зоопарк».

Задачи: Учить детей отражать в игре свои знания о семейном досуге, о животных, о работе зоопарка. Формировать умение договариваться о совместной игре, строить взаимодействие со сверстниками в ходе игровых действий.

№23 сюжет «Прогулка в парке».

Задачи: Учить детей действовать в соответствии со своей ролью, побуждать    использовать    в    игре    предметы-заместители. Развивать диалогическую форму речи.

№24 Сюжет «Разговор по телефону».

Задачи: Учить детей пользоваться телефонным аппаратом, формировать коммуникативные навыки. Развивать диалогическую форму речи, учить эмоционально произносить слова-приветствия, объединять отдельные действия в единый игровой сюжет.

№25 Сюжет «Бабушка укладывает внука спать».

Задачи: Учить детей выполнять различные игровые действия, устанавливать взаимосвязи между игрой и действительностью. Побуждать разворачивать сюжет, вносить новые элементы.

№26 Сюжет «Готовимся ко дню рождения бабушки».

Задачи: Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение выбирать роль и выполнять несколько взаимосвязанных действий. Поощрять попытки самостоятельно подбирать атрибуты и организовывать игровую обстановку.

№27 Сюжет «Папа моет посуду».

Задачи: Побуждать детей переносить известные им действия в ролевую игру. Формировать интерес к сюжетно игре, учить устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, поддерживать ролевые диалоги.

№28 Сюжет «Идем в детское кафе».

Задачи: Учить детей осуществлять игровые действия в соответствии с сюжетом, учить брать на себя роль, ставить новую игровую задачу и пытаться самостоятельно находить способы ее решения. Развивать связную речь.

№29 Сюжет «Идем в супермаркет».

Задачи: Формировать у детей игровые умения, учить реализовывать игровой замысел, осуществлять игровое действие в соответствии с сюжетом. Учить договариваться с партнерами по игре, налаживать игровое взаимодействие.

№30 Сюжет «Больной ребенок».

Задачи: Учить детей при помощи воспитателя переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью. Развивать диалогическую речь, стимулировать использование новых атрибутов.

№31 Сюжет «Покупаем платье для дочки».

Задачи: Учить детей брать на себя определенную роль, побуждать использовать в играх предметы-заместители. Стимулировать использование детьми в игре личного опыта, развивать диалогическую форму речи.

№32 Сюжет «Мама идет в салон красоты».

Задачи: Учить детей брать на себя роль, согласованно действовать в рамках единого сюжета. Развивать диалогическую форму речи, эмпатию.

№33 Сюжет «Идем в кино».

Задачи: Побуждать детей к действиям с новыми атрибутами, показывать новые способы ролевого поведения, учить принимать на себя роль. Развивать диалогическую форму речи, коммуникативные способности.

Организация  сюжетно – ролевой игры  в соответствии ФГОС ДО      Выполнила: Енякина Маргарита Николаевна Воспитатель высшей квалификационной категории СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» – Детский сад №3 «Красная Шапочка»

Организация сюжетно – ролевой игры в соответствии ФГОС ДО

Выполнила: Енякина Маргарита Николаевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» – Детский сад №3 «Красная Шапочка»

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.  Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (пункт 2.7. ФГОС ДО)

  • Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
  • Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (пункт 2.7. ФГОС ДО)
  • Игра помогает формировать социально-нормативные возрастные характеристики

(пункт 4.6 ФГОС ДО):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Сюжетно – ролевая игра королева игр        -развивает потенциальные возможности детей;  -имеет решающее значение для психического развития ребёнка;  -является формой моделирования ребёнком социальных отношений;  -обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр

Сюжетно – ролевая игра

королева игр

-развивает потенциальные возможности детей;

-имеет решающее значение для психического развития ребёнка;

-является формой моделирования ребёнком социальных отношений;

-обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр

Обогащение жизненного опыта Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.) -Наблюдения, целевые прогулки -Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий -Обследование, экспериментирование с предметами -Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть -Свободное общение -Прослушивание дисков, аудиозаписей -Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых -Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности

Обогащение жизненного опыта

Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.)

-Наблюдения, целевые прогулки

-Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий

-Обследование, экспериментирование с предметами

-Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть

-Свободное общение

-Прослушивание дисков, аудиозаписей

-Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых

-Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности

Обогащение игрового опыта Цель: развитие умения переводить жизненный опыт в условный план игры -Дидактические игры -Пластические этюды -Телефонные разговоры -Показ воспитателем действий с предметами -Адаптационные игры -Игры – инсценировки -Создание игровых ситуаций с показом новых способов использования сюжетных игрушек, предметов-заместителей -Проигрывание воспитателем жизненных ситуаций, эпизодов из книг, мультфильмов -Рассказ воспитателя «Как я играла в детстве» -Сквозная роль

Обогащение игрового опыта

Цель: развитие умения переводить жизненный опыт в условный план игры

-Дидактические игры

-Пластические этюды

-Телефонные разговоры

-Показ воспитателем действий с предметами

-Адаптационные игры

-Игры – инсценировки

-Создание игровых ситуаций с показом новых способов использования сюжетных игрушек, предметов-заместителей

-Проигрывание воспитателем жизненных ситуаций, эпизодов из книг, мультфильмов

-Рассказ воспитателя «Как я играла в детстве»

-Сквозная роль

Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игры Цель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом -Парные поручения -Создание проблемных ситуаций -Побуждение к ролевым высказываниям -Телефонные разговоры -Игровые упражнения -Сквозная роль -Поддержание ролевого диалога

Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игры

Цель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом

-Парные поручения

-Создание проблемных ситуаций

-Побуждение к ролевым высказываниям

-Телефонные разговоры

-Игровые упражнения

-Сквозная роль

-Поддержание ролевого диалога

Создание предметно – игровой среды  Цель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.  - Игрушки – персонажи : атрибуты, куклы, фигурки людей, животных - Маркеры игрового пространства : это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.) - Предметы оперирования : игрушки имитирующие реальные предметы  позволяющие воссоздать смысл настоящего действия(утюг, молоток, руль и т.п) - Предметы – заместители - Зонирующие помещения : модули, ширмы, подиумы

Создание предметно – игровой среды

Цель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

— Игрушки – персонажи : атрибуты, куклы, фигурки людей, животных

Маркеры игрового пространства : это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Предметы оперирования : игрушки имитирующие реальные предметы позволяющие воссоздать смысл настоящего действия(утюг, молоток, руль и т.п)

Предметы – заместители

Зонирующие помещения : модули, ширмы, подиумы

Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности

Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности

  • В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.) определено (п. с 3.3.1 по 3.3.3), что:
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
  • -Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • -Предметно-пространственная развивающая среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДО (пункт 3.3.3).
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Задачи по формированию умений детей в сюжетно – ролевых играх:

2-я    младшая группа — обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации

-Средняя группа  — освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей

-Старшая группа  — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей

-Подготовительная группа  — формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм — фантазированиям, играм в самодельной предметной среде

Вывод:

Вывод:

  • Такой подход к организации и планированию сюжетно – ролевой игры способствует не только расширению тематики игр, но и повышения уровня игровых умений детей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство фбу росавтотранс
  • Випидия инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена отзывы
  • Инструкция по охране труда для сторожа вахтера
  • Пошаговое руководство по vpn
  • Мануал тойота ярис скачать