Руководство театра таганки

Общество ,

29 дек 2020, 21:06 

0 

Ирина Апексимова станет новым директором театра, Наталья Альшевская, руководившая театром с 2014 года, останется в «Содружестве» в должности заведующей труппой

Ирина Апексимова


Ирина Апексимова

Пресс-служба депкульта Москвы сообщила о назначении директором театра Ирины Апексимовой. Таким образом, Апексимова будет руководить двумя театрами: «Содружеством актеров Таганки» и Театром на Таганке.

Как рассказала Апексимова, консолидация управления двумя театрами, которые задумывались создателем Таганки Юрием Любимовым как одно целое, позволит обеспечить более эффективное управление. «Таганка создавалась как единый театральный комплекс с двумя сценами. Но в силу известных причин театр оказался разделен. Тем не менее все эти годы он оставался единым объектом с общими коммуникациями и универсальными имущественными проблемами. Теперь есть возможность обеспечить эффективное управление этим единым театральным комплексом со всеми его техническими и административными сложностями», — поделилась словами Ирины Апексимовой пресс-служба Театра на Таганке.

Новый директор «Содружества» считает преждевременным вопрос о дальнейших планах, т.к. театральный сезон в разгаре, репертуар обоих театров утвержден на месяцы вперед.

Ирина Апексимова уверена, что «не нужно разбирать конфликты, которых уже нет, и разделять театр новыми стенами, которые давно не актуальны. Сегодня важно помнить о том, что Театр на Таганке создала команда великих людей — Юрий Любимов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Алла Демидова, Юрий Смирнов, Виталий Шаповалов».

Вопрос о судьбе «Содружества актеров Таганки» остро встал в начале сезона после смерти худрука театра Николая Губенко. Основатель и руководитель «Содружества актеров Таганки» умер 16 августа, и с тех пор место художественного руководителя остается свободным.

Актриса Ирина Апексимова была назначена директором Театра на Таганке в марте 2015 года. До этого занимала должность директора Театра Романа Виктюка в течение трех лет. В обоих театрах при директоре Апексимовой были проведены масштабные ремонтные работы.

Строительство здания, которое заняло впоследствии «Содружество», началось в 1972 году и должно было стать новой сценой Театра на Таганке. Однако в 1992 году после острого конфликта внутри труппы Таганка разделилась на Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова и «Содружество актеров Таганки» во главе с Николаем Губенко. После многочисленных судов по разделению площадок Театр на Таганке остался в старом здании 1911 года, а «Содружество» расположилось в новом здании красного кирпича.

Координаты: 55°44′37″ с. ш. 37°39′14″ в. д. / 55.743611° с. ш. 37.653889° в. д. (G) (O) (Я)

Московский театр на Таганке
Театр на Таганке логотип.jpg
Эмблема театра
Прежние названия Московский театр драмы и комедии
Основан в 1946 году
Художественный руководитель Валерий Золотухин
Сайт taganka.theatre.ru

Теа́тр на Тага́нке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) — московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964-м Юрием Любимовым.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Разделение
  • 3 Художественные руководители
  • 4 Труппа театра
    • 4.1 Народные артисты России
    • 4.2 Заслуженные артисты России
    • 4.3 Артисты
    • 4.4 Известные актёры, ранее входившие в труппу
  • 5 Репертуар
  • 6 Адрес
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История создания

Театр на Таганке

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров[1]. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана[1][2].

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, — в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова[1][3].

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным сектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта[3]. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Валерия Золотухина, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева[4].

Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов[5] и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие[5][6]. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев[5][6]. К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки»[3].

Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовались декорации. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, вставные музыкальные номера. В 1960-х — 1970-х годах один из самых посещаемых театров столицы.

Среди спектаклей преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь!» (по Пушкину), «Послушайте!» (по Маяковскому), «Антимиры» (по Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне); многочисленны и инсценировки прозаических произведений: «Мать» Горького, «Что делать?» Чернышевского, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Дом на набережной» Трифонова и др.

Разделение

Театр на Таганке и Содружество актёров Таганки

В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.

В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании, которое перестроено из кинематографа (электротеатра), построенного в 1911 года архитектором Г. А. Гельрихом.

Художественные руководители

  • Ю. П. Любимов (1964—1984)
  • А. В. Эфрос (1984—1987)
  • Н. Н. Губенко (1987—1989)
  • Ю. П. Любимов (1989—2011).
  • В. С. Золотухин (с 2011)

Труппа театра

Народные артисты России

  • Феликс Антипов (c 1968)
  • Иван Бортник
  • Валерий Золотухин (c 1964)
  • Юрий Смирнов (c 1963)
  • Зинаида Славина(c 1964)
  • Селютина Любовь Семёновна

Заслуженные артисты России

  • Анна Агапова
  • Бадалбейли, Тимур Илханович[7]
  • Юрий Беляев — не работает.
  • Анатолий Васильев
  • Алексей Николаевич Граббе
  • Колпикова Анастасия Владимировна
  • Александр Лырчиков
  • Маслова Лариса Константиновна
  • Мария Полицеймако
  • Рыжиков Иван Анатольевич
  • Виктор Семенович Семенов
  • Татьяна Сидоренко[8]
  • Александр Трофимов
  • Шуляковский, Виктор Александрович
  • Дальвин Щербаков

Артисты

  • Мария Акименкова,
  • Марина Антонова,
  • Юрий Ардашев,
  • Бадалбейли Тимур,
  • Александра Басова
  • Анатолий Борцкевич
  • Анна Букатина,
  • Екатерина Варкова
  • Дмитрий Высоцкий
  • Эрвин Гааз
  • Захарова Анастасия
  • Иван Зосин
  • Виктор Карпеко
  • Мария Кольцова
  • Анастасия Колпикова
  • Филипп Котов
  • Юлия Куварзина,
  • Никита Кудрявцев,
  • Александра Кузнецова,
  • Елизавета Высоцкая
  • Ирина Линдт
  • Михаил Лукин
  • Никита Лучихин
  • Константин Любимов
  • Владислав Маленко
  • Елена Манышева
  • Лариса Маслова
  • Мария Матвеева
  • Александр Марголин
  • Раисса Мбумба
  • Андрей Меланьин
  • Дмитрий Муляр
  • Игорь Неведров
  • Негинский Андрей
  • Мария Нефедова
  • Полина Нечитайло
  • Игорь Пехович,
  • Сергей Подколзин
  • Анна Попова
  • Елена Посоюзных
  • Давила Пуани
  • Маргарита Радциг
  • Юлия Россикова
  • Иван Рыжиков
  • Екатерина Рябушинская
  • Александр Силаев
  • Виктор Семенов
  • Татьяна Сидоренко
  • Алла Смирдан
  • Андрей Смиреннов
  • Светлана Сорокина-Субботина
  • Рената Сотириади
  • Роман Стабуров
  • Юлия Стожарова
  • Дмитрий Сысаев
  • Сергей Трифонов
  • Галина Трифонова
  • Ушаков Сергей
  • Александр Фурсенко
  • Александр Фурсенко (мл)
  • Александр Фролов
  • Анна Хлесткина
  • Сергей Цимбаленко
  • Марина Черкашина
  • Ольга Шатрова
  • Ирина Шишкина
  • Виктор Шуляковский
  • Ольга Юкечева

Известные актёры, ранее входившие в труппу

В скобках указаны годы работы в театре

  • Владимир Высоцкий (1964—1980)
  • Алла Демидова (1964—1992, возвращалась в 1999 для участия в отдельных спектаклях)
  • Иван Дыховичный (1970—1980)
  • Константин Желдин (1966—2000)
  • Готлиб Ронинсон(1964—1991)
  • Вениамин Смехов (1964—1996, возвращался в 1998, 2011 для участия в отдельных спектаклях)
  • Всеволод Соболев (1963—2011)
  • Инна Ульянова (1964—1993, с 1993 — в труппе «Содружество актеров Таганки»)
  • Семён Фарада (1972—2000)
  • Леонид Филатов (1969—1993)
  • Борис Хмельницкий (1964—1982, возвращался в 1999—2002 для участия в отдельных спектаклях)
  • Виталий Шаповалов (1968—2009)
  • Нина Шацкая (1964—1993)

Репертуар

  • «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта
  • «Тартюф» Мольера
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
  • «Владимир Высоцкий»
  • «Живаго (доктор)» по роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  • «Медея» Еврипида
  • «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
  • «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса
  • «Шарашка» (главы романа «В круге первом» А. И. Солженицына). Режиссёр Юрий Любимов, художник Давид Боровский, композитор Владимир Мартынов. (1998 год)
  • «Хроники» У. Шекспира — архивный спектакль.
  • «Театральный роман» М. Булгакова
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
  • «Фауст» И. Ф. Гёте
  • «До и после» по творчеству поэтов серебряного века
  • «Идите и остановите прогресс (обэриуты)»
  • «Суф(ф)ле» по произведениям Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса
  • «Антигона» Софокла
  • «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (2007 год)
  • «Замок» Ф. Кафки — архивный спектакль
  • «Сказки» Г. Х. Андерсена, О. Уайльда, Ч.Диккенса — архивный спектакль
  • «Арабески» по произведениям Н. В. Гоголя (2009 год)
  • «Мед» Тонино Гуэрры
  • «Маска и Душа» по произведениям А. П. Чехова
  • «Венецианские близнецы» Карло Гольдони (режиссёр Паоло Ланди)
  • «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха (режиссёр Сергей Федотов)

Адрес

  • Театр на Таганке: 109004 Москва, ул. Земляной Вал, 76/21 (проезд до станции метро «Таганская-кольцевая»).

Примечания

  1. 1 2 3 Ганцевич С. М. Московский театр драмы и комедии // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  2. Готлиб Ронинсон. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  3. 1 2 3 Шах-Азизова Т. Театр на Таганке. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  4. Добрый человек из Сезуана (редакция 1964 года). История. Спектакли. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  5. 1 2 3 Актёры. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  6. 1 2 Труппа. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. Проверено 29 ноября 2012.
  7. Почётное звание присвоено указом президента России № 401 от 07 апреля 2005 года
  8. Почётное звание присвоено указом президента России № 539 от 30 мая 1997 года

Ссылки

  • Официальный сайт Театра на Таганке
  • Владимир Высоцкий рассказывает о театре на Таганке, 1974
  • Таганка: вчера — сегодня — завтра (предыдущая версия официального сайта Театра на Таганке, не обновляется)
  • Клуб зрителей Таганки
  • сообщество театра в Livejournal
  • группа на Facebook

From Wikipedia, the free encyclopedia

Taganka Theatre

Театр драмы и комедии на Таганке

Taganka-Theatre (Moscow).jpg

View of the theatre in 2011

Map
Address Taganka Square
Moscow
Russia
Coordinates 55°44′37″N 37°39′14″E / 55.74361°N 37.65389°ECoordinates: 55°44′37″N 37°39′14″E / 55.74361°N 37.65389°E
Type repertory theatre
Opened 1946
Website
http://taganka.theatre.ru/ Official website

Taganka Theatre (Russian: Театр на Таганке, Театр драмы и комедии на Таганке, «Таганка») is a theater located in the Art Nouveau building on Taganka Square in Moscow.

History[edit]

The Drama and Comedy Theater was founded in 1946. The head director was Aleksandr Plotnikov and the actors came from various Moscow theater schools and provincial theaters. By 1960s the theater’s attendance was at its lowest and in January 1964 Plotnikov resigned. In his place came Yuri Lyubimov,[1] then an actor at Vakhtangov theater who brought with him his own students from Shchukin Theater School.[2]

Under Lyubimov, the theatre shot to popularity in Moscow,[citation needed] with Vladimir Vysotsky,[3] Zinaida Slavina[4] and Alla Demidova[5] as the leading actors. Other notable members of Lyubimov’s troupe have been Valery Zolotukhin, Veniamin Smekhov, and Leonid Filatov. Nikolai Erdman (famous for his work with Vsevolod Meyerhold in the 1920s) was responsible for the theatre’s repertoire.

The theatre had been deep in trouble with Soviet authorities, who banned many of Lyubimov’s productions, and eventually in 1984 the director was stripped of his Soviet citizenship while working on a stage production in England and thus forced to stay in exile in the West.[6]

When another outstanding stage director, Anatoly Efros, was appointed to run the theatre in Lyubimov’s stead,[5] he was boycotted and reviled by leading actors in the foulest terms. After Efros’s death three years later, a staunch Communist supporter, Nikolay Gubenko, was nominated to lead the troupe. Lyubimov’s return to the theatre in 1989 led to the troupe being split, with Gubenko and his party seceding from Lyubimov’s company and forming their own «Community of Taganka Actors» (Содружество актеров Таганки).[7]

In June, 2011 before a performance of Bertolt Brecht’s play The Good Person of Szechwan in Czech Republic[8] the actors of the theatre refused to rehearse unless they were paid first. The 93-year-old Lyubimov paid the money and left the theatre. «I’ve had enough of this disgrace, these humiliations, this lack of desire to work, this desire just for money», he said.[9] Two leading actors of the theatre, Dmitry Mezhevich and Alla Smirdan,[10] as well as some administrative assistants,[11] followed Lyubimov. After Lyubimov’s resignation the theater was headed first by Valery Zolotukhin (2011-2013), then by Vladimir Fleisher (2013-2015) and since March 2015, by Irina Apeksimova.

References[edit]

  1. ^ «Drama Theater of Taganka» (in Russian). MoscowOut.Ru. Retrieved 2008-11-20.
  2. ^ «О Театре / Театр на Таганке». tagankateatr.ru (in Russian). Retrieved 2018-09-10.
  3. ^ «Mort de l’Acteur Vladimir Vissotski». L’Humanité (in Russian). Vysotsky Museum. July 26, 1980. Archived from the original on 2007-10-07. Retrieved 2008-01-28.
  4. ^ «Славина Зинаида Анатольевна / Театр Содружество Актеров Таганки». taganka-sat.ru (in Russian). Retrieved 2018-09-10.
  5. ^ a b «Taganka Theatre. Losses and hopes». April 1987 interview (in Russian). Alla Demidova’s official website. Retrieved 2008-01-28.
  6. ^ «Молодым актером Юрий Любимов едва не убил Пастернака». РИА Новости (in Russian). 2007-10-01. Retrieved 2018-09-10.
  7. ^ «Taganka is dead. Long live Taganka!» (in Russian). Rossiyskaya Gazeta. 2004-03-23. Retrieved 2008-11-20.
  8. ^ «Любимов потребовал извинений от актеров Таганки». Retrieved 2018-09-10.
  9. ^ Russian playwright Yuri Lyubimov quits theatre company, BBC, 27 June 2011
  10. ^ Зарубежные гастроли Театра на Таганке могут не состояться — Юрий Любимов, ITAR-TASS, 2011
  11. ^ Четыре сотрудника Таганки покинули театр вслед за Любимовым, Izvestia, 2011

Further reading[edit]

  • Beumers, B (1997). Yury Lyubimov: Thirty Years at the Taganka Theatre (1964–1994). Routledge. ISBN 3-7186-5875-5.

External links[edit]

  • Profile in English
  • Official website

ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, Московский театр на Таганке – создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры: Ю.П.Любимов (1964–1984), А.В.Эфрос (1984–1987), Н.Н.Губенко (1987–1989), Ю.П.Любимов (с 1989). С каждым из этих имен связан свой, бурный и драматичный, период истории театра.

Начало 1960-х были временем реформации советского театра. Утверждалась новая эстетика, гремели имена молодых режиссеров О.Ефремова, А.Эфроса, в Ленинграде – Г.Товстоногова. Театр, наряду с поэзией, становился главным искусством периода хрущевской оттепели, провозвестником новых идей, оплотом либеральной интеллигенции.

В 1963 третий курс Щукинского училища под руководством Ю.Любимова показал спектакль Добрый человек из Сезуана Б.Брехта. Эстетика спектакля резко выбивалась из существовавших тогда направлений; она провозглашала яркую театральность, принципиальное отсутствие «четвертой стены», множественность, даже избыточность сценических приемов, удивительным образом сплавлявшая зрелище в единую цельность. В нем явственно чувствовалось возрождение театральных традиций динамичных 1920-х, режиссуры В.Э.Мейерхольда и Е.Вахтангова. Ю.Любимову было предложено возглавить Московский театр драмы и комедии, и он переформировал его труппу из выпускников своего курса.

Около года длилась подготовка к открытию обновленного театра. Его знаком стали портреты, помещенные в фойе театра: В.Мейерхольд, Е.Вахтангов, Б.Брехт, К.Станиславский. Они продолжают украшать фойе театра.

Театр драмы и комедии на Таганке открылся 23 апреля 1964 спектаклем Добрый человек из Сезуана. Однако его актерский состав был уже несколько иным. Ю.Любимов тщательно формировал труппу театра, набирая актеров, близких ему по эстетическим принципам, готовых совершенствовать свою технику, осваивать новые приемы и способы сценического существования. Наверное, главное достижение первого таганковского спектакля – это невозможность разделить участников на «своих» и «пришлых»: все они говорили на одном языке, сохраняя единство эстетики спектакля и обогащая ее своим личностным и актерским опытом.

Так начался первый этап жизни, наверное, самого «громкого» московского театра – Театра на Таганке. Здесь максимально нашли свое отражение принципы «шестидесятников», о которых пел Б.Окуджава: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…» Любимов объединял в постановочных группах своих спектаклей близких себе по духу писателей и поэтов (А.Вознесенский, Б.Можаев, Ф.Абрамов, Ю.Трифонов), театральных художников (Б.Бланк, Д.Боровский, Э.Стенберг, Ю.Васильев, Э.Кочергин, С.Бархин, М.Аникст), композиторов (Д.Шостакович, А.Шнитке, Э.Денисов, С.Губайдулина, Н.Сидельников). Особым явлением стал художественный совет театра, каждый из членов которого обладал весомым профессиональным и общественным авторитетом и готов был отстаивать спектакли Таганки в самых «высоких» кабинетах.

Главным творческим направлением Таганки стал поэтический театр, но не камерной, а публицистической поэзии. Это направление в определенном смысле было «обречено на успех»: именно поэты-публицисты собирали в конце 1960-х полные стадионы зрителей и слушателей, становились кумирами своих современников. Не случайно в репертуар театра были включены два спектакля по произведениям А.Вознесенского – Антимиры и Берегите ваши лица (второй из них был запрещен вскоре после премьеры, что только добавило спектаклю популярности). Зеркалом художественной программы театра были поэтические спектакли Павшие и живые, Послушайте, Пугачев и др. Однако и в постановках прозаических или драматургических произведений господствовал дух вольной и общественно значимой поэзии, яркая сценическая метафора, исполненная современных аллюзий. Так было со спектаклями Десять дней, которые потрясли мир, А зори здесь тихие, Гамлет, Деревянные кони, Обмен, Мастер и Маргарита, Дом на набережной и др.

Театр на Таганке дал старт огромной популярности его актеров. Многие из них начали много сниматься в кино (В.Золотухин, Л.Филатов, И.Бортник, С.Фарада, А.Демидова, И.Ульянова и др.). Однако легендарными становились и имена тех артистов Таганки, чья кинематографическая жизнь сложилась менее успешно. Ярчайший пример – З.Славина, практически не имеющая громких ролей в кино, но, несомненно, бывшая в те годы звездой первой величины. И, конечно, В.Высоцкий, чья известность была абсолютной, и такой же «скандальной», как и слава всего театра на Таганке. Актерские работы театра поражали не только публицистическим темпераментом и непривычным способом сценического существования, но и уникальной пластической разработкой образов. Так, например, знаменитый монолог Хлопуши в спектакле по С.Есенину Пугачев В.Высоцкий исполнял, казалось, за гранью физических возможностей человека.

Спектакли Ю.Любимова всегда были, несомненно, авторскими, и отличались чрезвычайно интересной работой с текстом. Автором многих композиций была тогдашняя жена Любимова, актриса театра им.Вахтангова, Л.Целиковская (А зори здесь тихие, Деревянные кони, Товарищ, верь…и др.).

К концу 1970-х Театр на Таганке приобретает мировую известность. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976) спектакль «Гамлет» в постановке Ю.Любимова с В.Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю.Любимов получил и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980). Многие эстетические приемы Театра на Таганке стали поистине новаторскими и вошли в классику современного театра (световой занавес и т.д.). В разработку визуального образа спектаклей огромный вклад внес один из лучших сценографов нашего времени, постоянный художник театра Д.Боровский.

Однако, наряду с художественным, особый интерес представляет общественный, социальный авторитет Театра на Таганке того времени. С каждым спектаклем его политическое звучание становилось все более острым и откровенным. Противоречивые и неоднозначные отношения сложились у театра с официальной властью. С одной стороны, Ю.Любимов занял положение «официального диссидента»: чуть ли не каждый его спектакль с трудом пробивал себе дорогу к зрителю, испытывая серьезное давление и находясь под угрозой запрета. В то же время, к 1980, власти построили для Театра на Таганке новое здание с современным техническим оснащением. Демократичные, антимещанские и весьма сложные эстетически спектакли театра насчитывали среди своих поклонников не только либеральную интеллигенцию, но и управленческую, чиновничью элиту. В 1970-х билет в Театр на Таганке стал знаком престижа и у т.н. «буржуазной» прослойки, – наряду с дубленкой, фирменными джинсами, машиной, кооперативной квартирой.

Этот этап жизни театра сопровождался громкими скандалами; еще до выпуска его спектакли входили в контекст художественной жизни Москвы. Такое положение не могло продолжаться долго. В определенном смысле знаком, отметившим завершение этого этапа жизни театра, стала смерть В.Высоцкого в 1980. В том же году по приглашению Ю.Любимова в Театр на Таганке вернулся Н.Губенко.

В начале 1980-х спектакль Владимир Высоцкий, посвященный Любимовым памяти поэта и артиста, был категорически запрещен к показу. Был закрыт и следующий спектакль, Борис Годунов, а также репетиции Театрального романа. А в 1984, в то время как Ю.Любимов был в Англии на постановке спектакля Преступление и наказание, его освободили от должности художественного руководителя Театра на Таганке и лишили советского гражданства.

Коллектив Театра на Таганке находился в полной растерянности. И в это время власти делают очень сильный политический ход, ведущий театр к цугцвангу, к ситуации, когда ни при каких условиях он не мог выиграть: главным режиссером назначается А.Эфрос. Творческая индивидуальность А.Эфроса очень сильно отличалась, – если не сказать противоречила, – индивидуальности Ю.Любимова. Правда, еще в 1975 Любимов пригласил А.Эфроса в Театр на Таганке на постановку Вишневого сада. Тогда это, несомненно, было шагом солидарности с опальным режиссером; а разовая работа актеров с представителем иного эстетического течения расценивалась как обогащение творческой палитры коллектива. Но в 1984 смена художественного руководства должна была бы означать кардинальное изменение всей эстетической платформы театра. Однако причины глубокого конфликта «Таганки» с Эфросом в середине 1980-х были, несомненно, не творческими, а социально-нравственными: был нарушен главный принцип «шестидесятников» – единение.

Сам Любимов расценил приход А.Эфроса на Таганку как штрейкбрехерство и нарушение корпоративной солидарности. Некоторые из артистов, присоединившись к его мнению, демонстративно покинули труппу (например, Л.Филатов). К творческому сотрудничеству оказались способны немногие – В.Золотухин, В.Смехов, А.Демидова. Большинство «любимовских» артистов фактически объявило Эфросу бойкот. В этом конфликте не было правых и виноватых: правы были все; и проиграли тоже все. А.Эфрос восстановил в театре на Таганке Вишневый сад, поставил На дне, Мизантропа, Прекрасное воскресенье для пикника. А в 1987 А.Эфроса не стало.

Художественный руководителем Театра на Таганке по просьбе коллектива стал Н.Губенко. Он же возглавил двухлетнюю борьбу за возвращение на родину и в театр Ю.Любимова. В 1989 Ю.Любимов стал первым известным эмигрантом, которому возвратили гражданство. Его имя было официально возвращено в контекст художественной жизни России; восстановлены запрещенные ранее спектакли. Однако «возвращения на круги своя» не получилось. Ю.Любимов не мог уделять Театру на Таганке столько же времени, как прежде – он был вынужден совмещать работу с постановками по уже заключенным зарубежным контрактам. Существование актеров осложняли и тогдашние социальные потрясения, связанные с гиперинфляцией и изменением политической формации. Театр вновь оказался расколотым. На этот раз нарастал конфликт уже с Ю.Любимовым.

В 1993 значительная часть коллектива Таганки (в том числе – 36 актеров) выделились в отдельный театр под руководством Н.Губенко. «Содружество актеров Таганки» работает на новой сцене театра. Ю.Любимов, с оставшимися и вновь набранными актерами, работает в старом здании. Среди них такие «ветераны» Таганки, как В.Золотухин, В.Шаповалов, Б.Хмельницкий, А.Трофимов, А.Граббе, И.Бортник и др.

С 1997 Ю.Любимов отказался от зарубежных контрактов, решив вновь полностью посвятить себя театру на Таганке. После возвращения он поставил ряд классических спектаклей: Пир во время чумы А.С.Пушкина, Самоубийца Н.Эрдмана, Электра Софокла, Живаго (Доктор) Б.Пастернака, Медея Еврипида, Подросток Ф.М.Достоевского, Хроники У.Шекспира, Евгений Онегин А.С.Пушкина, Театральный роман М.Булгакова, Фауст И.В.Гете. В репертуаре – и современные произведения: Марат и маркиз де Сад П.Вайса, Шарашка по А.Солженицыну и др. Театр на Таганке пользуется популярностью у зрителей, однако, это, несомненно, уже совсем другой театр.

В декабре 2010 Любимов ушел в отставку. Причиной его ухода стал конфликт с труппой.

В июле 2011 директором театра и художественным руководителем стал Валерий Золотухин. В марте 2013 Золотухин оставил пост в связи с состоянием здоровья.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сольфисан инструкция по применению от тараканов отзывы реальных людей
  • Автор книги руководство по географии
  • Направляю информацию для руководства в работе
  • Забор жалюзи деревянный своими руками пошаговая инструкция
  • Hoang tien dat инструкция по применению