Руководство техническое обслуживание крана

Полезная информация

Техническое обслуживание

Груп­па ре­жима рабо­ты крана Основные показатели системы технического обслуживания
Структу­ра межре­монтного цикла ЕО ТО-1 ТО-2
перио­дичность продол­житель­ность,
мин, не более
перио­дичность,
дни, не более
продол­житель­ность,
ч, не более
перио­дичность,
дни, не более
продол­житель­ность,
ч, не более
М-ТО-1
ТО-1-
ТО-1-
ТО-2
ТО-1-
ТО-1
перед началом работы 45 60 4 240 15
то-1
ТО-2
ТО-1
ежеме­сячно 45 26 4 110 15
6К, 7К ТО-1-
ТО-1-
м
то же 45 15 4 60 15

Примечание. М — малый ремонт; ЕО — выполняется силами крановщика; ТО-1, ТО-2 и СО осуществляются крановщиком с привлечением слесаря-механика и электромонтера.

Группа режима работы крана определяется по ГОСТ 25546: 2К — легкий режим, 5К- средний режим, 6К и 7К — тяжелый режим.

Вместе с тем общий характер этих требований можно представить на примере Руководства по эксплуатации мостовых электрических кранов общего назначения (3151100 РЭ) с одним и двумя крюками грузоподъем­ностью от 5 до 50 т, управляемых из кабины или с пола.

Согласно этому Руководству техническое обслуживание кранов при их эксплуатации производится в межремонтные периоды без детальной разборки механизмов и включает в себя смазку, чистку, регулировку, под­тяжку крепежа, осмотр и контроль.

Для этого типа кранов, как и для других типов, рекомендуются следую­щие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслужи­вание — ЕО, техническое обслуживание ТО-1 и ТО-2, сезонное техническое обслуживание — СО (табл. 1).

ЕЖЕСМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – ЕО

При ежесменном техническом обслуживании необходимо провести следующие работы:

  • осмотреть обе нитки крановых путей, проверить состояние тупиковых упоров, отклоняющих линеек, лотка для укладки кабеля;
  • убедиться в отсутствии посторонних предметов на крановых путях, а также в непосредственной близости от рельсов;
  • очистить механизмы передвижения от грязи;
  • снять кожухи приводов механизмов передвижения, проверить затяжку болтов крепления двигателей, редукторов и тормозов;
  • проверить вручную исправность тормозов;
  • убедиться в отсутствии течи масла из редукторов, зубчатых муфт и электрогидротолкателей;
  • установить кожухи;
  • осмотреть нижние части стоек опор;
  • осмотреть токоподводящий кабель, проверить сохранность изоляции и исправность концевых креплений кабеля;
  • проверить исправность противоугонных рельсовых захватов;
  • проверить исправность крюковой подвески — фиксацию гайки крюка, отсутствие трещин на крюке, исправность предохранительной защелки крюка, плавность вращения крюка, отсутствие повреждений блоков, правильность расположения канатов на блоках;
  • включить электропитание крана и подняться в кабину управления, включить внутреннее освещение в кабине (если работы проводятся в темное время), а зимой включаются также отопительные приборы;
  • ознакомиться с записями в вахтенном журнале, проверить исправность звуковой сигнализации, включить и проверить внешнее освещение;
  • проверить наличие в кабине изоляционного коврика, аптечки, огнету­шителя, емкости с питьевой водой, состояние остекления и при необ­ходимости очистить стекла;
  • проверить установку рычагов управления в нейтральное положение;
  • подняться на мост крана и осмотреть узлы примыкания концевых ба­лок к пролетным, очистить проходы и площадки от грязи, убедить­ся в отсутствии посторонних предметов на проходах и площадках, проверить наличие и исправность ограждений, переходных площадок и галерей;
  • в механизмах подъема груза и передвижения тележки проверить ис­правность редуктора, тормоза, муфты и двигателя;
  • в механизмах подъема груза проверить состояние канатов, правиль­ность их укладки в ручьях блоков и барабанов, надежность крепления на барабане;
  • произвести внешний осмотр электрических аппаратов пусковых со­противлений и концевых выключателей;
  • проверить состояние троллейных токоприемников и отсутствие по­вреждений гибких кабелей (состояние токоприемников главных троллеев проверяется крановщиком только визуально, без захода за ограждения);
  • включить рубильник защитной панели и линейный контактор, исклю­чить действия противоугонных захватов или приспособлений;
  • опробовать вхолостую работу всех механизмов крана, проверить дей­ствие тормозов;
  • сделать запись в вахтенном журнале о приеме смены.

В случае выявления каких-либо неисправностей при приеме смены поставить об этом в известность администрацию объекта и не начинать работу до устранения неисправностей.

После окончания смены вывести кран на место стоянки к посадочной площадке, закрепить кран противоугонными захватами или приспособ­лениями; вывести рычаги всех контроллеров в нулевое положение, вы­ключить рубильник защитной панели, вынуть ключ-марку из замка пане­ли. Убрать пол кабины, протереть стекла. Сделать в вахтенном журнале запись о сдаче смены, выключить освещение и отопительные приборы. Спуститься с крана, отключить вводный автомат.

В случае выявления каких-либо неисправностей при сдаче смены по­ставить об этом в известность администрацию объекта.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-1

Периодичность ТО-1:

  • нового крана — через 100 моточасов;
  • после капитального ремонта — через 80 моточасов.

Затем ТО-1 проводится с периодичностью, указанной в табл. 7К.

Перед началом проведения ТО-1 необходимо выполнить работы, пре­дусмотренные в ежесменном техническом обслуживании, затем провести следующие работы.

Механическое оборудование и металлоконструкции

Проверить:

  • тупиковые упоры, их состояние, при необходимости подтянуть гайки болтов крепления;
  • величину износа крюков в опасных сечениях;
  • правильность установки и крепления предохранительных устройств буферов и ограничителей передвижения, при необходимости подтя­нуть гайки болтов крепления.

Проверка тормозов:

  • осмотреть состояние узлов и деталей и их крепление;
  • осмотреть состояние тормозного шкива и колодок, убедиться в отсут­ствии износа, задиров, вмятин и следов соприкосновения заклепок накладок тормозных колодок с поверхностью шкива тормоза;
  • проверить величину зазора между тормозными колодками и шкивом тормоза, прилегание тормозных колодок к шкиву при замкнутом тормо­зе, равномерность отхода тормозных колодок при разомкнутом тормозе, величину хода штока толкателя, при необходимости отрегулировать.

Проверка редукторов

Проверить:

  • затяжку гаек болтов крепления крышки и корпуса редуктора, при не­обходимости подтянуть гайки болтов;
  • состояние крепления крышек люков для осмотра подшипников валов редукторов, при необходимости подтянуть болты крепления;
  • состояние и затяжку пробок маслозаливного и маслоспускного отвер­стий, при необходимости подтянуть пробки.

Осмотр и проверка муфт и валов

Проверить:

  • плотность посадки муфт на валах;
  • затяжку болтов, соединяющих части муфт, и отсутствие подтекания масла из полостей зубчатых муфт, при необходимости подтянуть гайки болтов, соединяющих части муфт.

Осмотр и проверка барабанов

Проверить:

  • состояние крепления канатов и корпуса подшипников;
  • износ гребня нарезки барабанов;
  • исправность зажимных устройств для канатов;
  • состояние цилиндрической части, боковых дисков ступиц барабанов.

Осмотр и проверка канатных блоков

Проверить:

  • крепление осей и подшипников;
  • свободное проворачивание блоков на осях;
  • состояние реборд и ручьев блоков. Осмотр и проверка канатов:
  • очистить канат от пыли и грязи, осмотреть его по всей длине;
  • промыть и смазать канат при необходимости;
  • проверить крепление обоймы и траверсы крюка, при необходимости подтянуть гайки.

Осмотр колес:

  • проверить величину износа по кругу катания и ребордам;
  • провести осмотр ходовых колес.

Осмотр металлоконструкций

Проверить:

  • крепление и исправность площадок обслуживания, ограждений меха­низмов и галерей;
  • внешнее состояние металлоконструкции (отсутствие трещин и вспучи­вания на поверхности, толщину элементов, подверженных коррозии);
  • сварные швы на несущих элементах (отсутствие трещин в самом шве или в околошовной зоне);
  • монтажные стыки концевых балок;
  • места крепления букс ходовых колес.

Осмотр и проверка подтележечных путей

Проверить:

  • крепление рельсов, состояние сварных швов в местах стыка рельсов;
  • степень износа рельса.

Электрооборудование

Проверка и осмотр электродвигателей

Проверить:

  • целостность доступных осмотру частей двигателя (внешней изоляции катушек, межкатушечных соединений и лобовых частей обмотки якоря);
  • состояние наконечников токопроводящих проводов и их крепления к клеммам, при необходимости подтянуть гайки клеммовых соеди­нений, предварительно очистив клеммы и наконечники проводов от пыли, грязи и окисления;
  • состояние щеткодержателей, щеток и рычагов, прижимающих щетки к кольцам, при необходимости очистить их от пыли и грязи;
  • плотность прилегания поверхностей щетки к контактным кольцам;
  • состояние крепления проводов, идущих от щеток к клеммам; при не­обходимости подтянуть гайки крепления;
  • состояние колец, давление щеток на кольцо и плавность хода рычага;
  • состояние заземления электродвигателя;
  • крышки коробки клемм токоподводящих проводов и крышки коробки щеткодержателей;
  • крепление подшипниковых щитов и крышек подшипников. Измерить сопротивление изоляции электродвигателя. Убедиться в от­сутствии сотрясений и вибраций электродвигателя.

Осмотр и проверка магнитных контроллеров

Проверить:

  • правильность включения и четкость срабатывания;
  • правильность прилегания якоря к ярму магнитопровода;
  • правильность регулировки механической блокировки и отрегулиро­вать, при необходимости, зазоры контактов;
  • величину контактного нажатия;
  • отсутствие смещения контактов;
  • одновременность включения полюсов контактов.

Очистка контактных узлов от копоти и нагара

Проверить:

  • правильность сборки электромагнитной системы, узла блок-контактов, при необходимости отрегулировать;
  • крепление проводов, при необходимости подтянуть винты;
  • целостность короткозамыкающего витка магнитопровода.

Осмотр, проверка и регулировка кулачковых контроллеров и командоконтроллеров

Проверить:

  • состояние контактных поверхностей коммутационных элементов (при необходимости удалить большие оплавления и капли металла);
  • узел фиксации положений кулачкового вала (целостность пружин, достаточность усилия);
  • подшипниковые узлы кулачкового вала;
  • растворы и провалы контактов;
  • целостность гибких соединений от подвижных контактов;
  • прочность крепления реек с контактными элементами;
  • свободу вращения кулачкового вала в подшипниках при освобожден­ном фиксирующем аппарате.

Осмотр и проверка путевых выключателей

Проверить:

  • поворот вала выключателя;
  • действие устройства самовозврата в исходное положение и действие контактных элементов.

Очистка контактов от копоти и грязи Проверить:

  • смещение между подвижными и неподвижными контактами;
  • степень износа поверхностей трения контактного рычага. Очистка шейки вала от грязи и ржавчины Проверить:
  • надежность соединения рычага с валом и затяжку клинового болта крепления;
  • свободный ход рычага и положение отклонений линейки.

Проверка пусковых сопротивлений

Проверить:

  • болты крепления секций и ящиков резисторов;
  • болты клемм токоподвода;
  • отсутствие поломок или обрывов проводников в секциях резисторов. Очистить сопротивления от пыли и грязи.

Продуть сопротивления сжатым воздухом.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2

Периодичность ТО-2:

  • нового крана через 300 моточасов;
  • после капитального ремонта через 240 моточасов.

Перед проведением технического обслуживания ТО-2 необходимо выполнить работы, предусмотренные ТО-1.

Механическое оборудование

Проверить:

  • отсутствие нарушения соосности валов электродвигателей и редукто­ров, при необходимости восстановить соосность;
  • износ зубьев в зубчатых муфтах;
  • смазку зубчатых муфт, при необходимости смазку заменить или до­бавить;
  • крепление ходовых колес, при необходимости подтянуть гайки болтов крепления букс;
  • состояние подшипников барабана, блоков, подвесок и букс, при необ­ходимости добавить или заменить смазку.

Осмотреть шарнирные соединения тормозов, при необходимости смазать.

Электрооборудование

Проверить состояние подшипников электродвигателей, при необхо­димости заменить смазку.

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – СО

Сезонному техническому обслуживанию подвергаются краны, работающие на открытом воздухе. Необходимость такого обслуживания обусловлена переходом от осенне-зимнего периода эксплуатации крана к весенне-летнему и наоборот. В этих условиях его рекомендуется прово­дить как отдельно планируемый вид технического обслуживания кранов, работающих в зоне холодного климата.

Для остальных условий эксплуатации кранов СО рекомендуется совмещать с ТО-2.

Периодичность работ, относящихся к СО, равна 6 месяцам. Продолжительность СО составляет один день.

При проведении СО необходимо вначале выполнить работы, предусмотренные техническим обслуживанием ТО-2. Затем произвести сле­дующие работы:

  • очистить кран и механизмы от пыли и грязи;
  • промыть внутренние полости корпусов редукторов чистым дизельным топливом и залить свежее масло до нормального уровня;
  • заменить жидкость в гидротолкателях тормозов;
  • произвести нивелировку и рихтовку подкрановых путей;
  • восстановить утепление кабины крановщика.

Возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения

Согласно Руководства по эксплуатации механические повреждения металлоконструкций не допускаются.

Периодичность и способы проверки приборов безопасности

В Руководстве по эксплуатации данного типа крана указывается, что на нем установлено устройство контроля трехфазного напряжения типа «Дельта», обеспечивающее контроль состояния трехфазной питающей сети и аварийное отключение крана.

Периодичность и способы проверки других приборов безопасности (выключатели конечные КУ-701 А, КУ-703А, ВУ-150М, ВУ-250М и полупроводниковое устройство контроля трехфазного напряжения «Дельта») указаны в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации этих приборов.

Подготовка к работе и регулировка тормозов

При подготовке к работе тормозов необходимо:

  • очистить толкатель от консервационной смазки;
  • осмотреть толкатель и проверить легкость перемещения штока, пере­местив его с поршнем несколько раз вверх и вниз рукой;
  • проверить уровень рабочей жидкости, который должен быть на уровне торца заливного отверстия или ниже его не более чем на 8 мм;
  • замерить мегомметром на 500 В сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса электродвигателя, которое должно быть не ниже 5 МОм;
  • проверить отсутствие обрывов электрических цепей и наличие всех фаз;
  • проверить герметичность уплотнений и при обнаружении течи рабочей жидкости подтянуть крепежные изделия или заменить уплотнения;
  • проверить соответствие марки рабочей жидкости гидравлических толкателей согласно табл.

Применение других рабочих жидкостей согласовывается с предпри­ятием — изготовителем гидравлических толкателей. Категорически запрещается применение в качестве рабочей жидкости для гидравлических толкателей не электроизоляционных масел.

При отрицательных температурах окружающего воздуха (-10 °С и ниже при заполнении толкателя трансформаторным маслом ТКп и -25 °С и ниже при заполнении толкателя маслом АМГ-10) гидравлические толкатели перед первым запуском прогреть путем нескольких кратковременных включений. Продолжительность включений 10-20 с с интервалом 1-2 мин.

Таблица 2

Применение рабочей жидкости гидравлических толкателей в зависимости от температуры воздуха

Температура окружающего воздуха Рабочая жидкость гидравлических толкателей
От +50 до -15 ℃ Масло трансформаторное ТКп ГОСТ 982
От +15 до -40 ℃ Масло АМГ-10 ГОСТ 6704

Таблица 3

Зависимость рабочей длины пружины от тормозного момента

Тип тормоза ТКГ-160 ТКГ-200 ТКГ-300 ТКГ-400 ТКГ-500
Тормозной момент, Нм 100-50 300-100 800-300 1500-500 2500-250
Номинальная установоч­ная длина пружины, мм 143-182 147-199 121 185 136-196 136-214

При регулировке тормоза необходимо отрегулировать ход поршня гидравлического толкателя, установив при этом шток толкателя в крайнее верхнее положение. Затем опустить его на величину 22 мм для тормозов ТКГ 200 и на 30 мм для тормозов ТКГ 300, ТКГ 400, ТКГ 500.

После регулировки хода поршня рычаги тормозов зафиксировать гайками. Равномерный отход колодок от поверхности тормозного шкива устанавливается с помощью регулировочного болта.

Необходимо установить рабочую длину пружины, которая гарантировала бы усилие, соответствующее тормозному моменту механизма. Номинальная установочная длина пружины, соответствующая тормозному моменту, указана в табл. 3.

Тормоза на механизмах подъема регулируются на максимальный тормозной момент, на механизмах передвижения крана и тележки — на тормозной момент, соответствующий тормозным путям с грузом.

Грузоподъемные механизмы (краны) используются во многих сферах: строительная, промышленная, хозяйственная и т. д. Для обеспечения безопасной и продолжительной эксплуатации данного вида техники необходимо проводить техническое обслуживание различных кранов своевременно и под началом квалифицированных организаций и специалистов.

Краны согласно ГОСТу и требованиям ФНП должны проходить частичное и полное техническое обследование по утвержденному графику. Проводить обслуживание и ремонтные работы ГПМ могут только специализированные организации, прошедшие обязательную аттестацию и имеющие разрешение на проведение данного рода мероприятий.

Техническое обслуживание ГПМ: что это такое?

Под техническим обслуживанием кранов понимается комплекс мероприятий, которые направлены на поддержание полной рабочей исправности всех механизмов и работоспособности агрегата.

Целью технадзора является обеспечение исправности грузоподъемного механизма и его безопасного использования, а также устранение причин, которые привели к преждевременному износу деталей или полной утрате работоспособности. Плановое обслуживание кранов проводится согласно нормативным документам и установленному плану.

Что входит в техническое обслуживание ГПМ

В комплекс мероприятий по полному техническому обслуживанию кранов входит осмотр, статические и динамические испытания.

В ходе статических работ проверяется:

  • грузоподъемность;
  • конструкция стрелы и механизм для подъема вместе с канатами.

Динамические испытания проводятся для проверки тормозной систему крана.

Любой работающий на производстве грузоподъемный кран должен подвергаться технической проверке, которую проводит инженерно-техническая комиссия, состоящая из аттестованных специалистов, которые имеют удостоверения соответствующего образца.

Периодичность проведения технического обслуживания грузоподъемных механизмов

Главное требование к проведению техобслуживания кранов заключается в строгом соблюдении сроков, а также высокая квалификация специалистов, которые будут проводить работы.

Документами, регламентирующими периодичность проведения ТО, являются:

  • технический паспорт агрегата;
  • государственные стандарты;
  • требования Роспотребнадзора.

Техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных механизмов проводится с определенной периодичностью в зависимости от состояния и условий эксплуатации агрегата, а также согласно установленному графику.

Обслуживание бывает:

  • ежемесячным;
  • периодическим;
  • сезонным.

Ежемесячное ТО проводится быстро и непосредственно перед началом эксплуатации техники.

Периодическое техобслуживание ГПМ делится на 2 подкатегории:

  1. ТО1 — первичное обслуживание осуществляется после установки крана и его ввода в эксплуатацию;
  2. ТО2 — вторичное обслуживание проводится регулярно с промежутками, которые прописаны в техническом паспорте крана.

Сезонное обслуживание ГПМ проводится перед началом работу агрегата, который эксплуатируется в определенный сезон, например, после зимнего простоя перед летними работами. Исходя из этого проводится сезонное ТО дважды в год.

Проводить ежемесячное обслуживание кранов могут непосредственно крановщики, работающие на агрегате. Что касается сезонного и периодического ТО, то здесь осуществлять обслуживание могут только профессиональные инженеры, прошедшие аттестацию и имеющие на проведение работ соответствующие допуски.

По факту проведения техобслуживания ГПМ в обязательном порядке составляется перечень документов, куда входят:

  • План-график с указанием модели и заводского номера агрегата и даты проведения ТО.
  • Карта диагностических работ — в ней фиксируют номинальные, допустимые, фактические и отрегулированные показатели работы агрегата. Составляется заключение о техническом состоянии крана на текущий момент.
  • Журнал техобслуживания с датой, моделью крана, показателем фактической наработки, видом и продолжительностью проведенного обслуживания.

Хранятся документы в организации, которая эксплуатирует ГПМ.

Техническое освидетельствование кранов

Все грузоподъемные агрегаты перед началом работ обязательно проходят техническое освидетельствование. Если кран регистрируется в Госкомнадзоре, то его подвергают освидетельствованию перед регистрацией.

Цель проведения освидетельствования — установить насколько техническое состояние крана и его установка соответствуют данным паспорта и технике безопасности.

Периодичность освидетельствования кранов бывает:

  • частичной — проводится 1 раз в год;
  • полной — осуществляется единожды за 3 года.

Причин для проведения освидетельствования крана может быть несколько:

  • установка и монтаж крана на новом месте;
  • реконструкция агрегата;
  • замена старой стрелы крана;
  • ремонт или переустановка лебедки;
  • замена другие важных улов техники: крюка, канатов и пр.

Техническое освидетельствование предполагает осмотр и проверку работоспособности механизмов крана, его тормозов, электро- и гидрооборудования, приборов и устрайства безопасности. Также в ходе освидетельствования определяется состояние кабины, площадок с ограждениями, крюка, блоков. Металлические конструкции агрегата и сварные соединения обследуются на предмет наличия трещин и повреждений.

По факту проведенного освидетельствования составляются обязательные документы, куда входит:

  • акт о техническом обслуживании;
  • бумага с результатами проведенных динамический и статических испытаний;
  • дефектная ведомость, в которую включен список обнаруженных неполадок или неисправностей;
  • разрешение/запрет на дальнейшую эксплуатацию ГПМ.

Примерный перечень выполняемых работ

В зависимости от типа ТО грузоподъемного механизма перечень работ может отличаться.

Ежемесячное ТО кранов состоит из осмотра агрегата, проверки уровня масла, очищение от грязи. В перечень работ также входит проверка систем сигнализации и управления механизмом, тормозов, работоспособности всего электрооборудования и его исправность.

В периодическое ТО1 входит проверка механического и электрооборудования, конструкции агрегата и места сварки или болтовых соединений, тормоза, система управления и гидравлическая система.

ТО 2 включает более подробное обслуживание ГПМ. В его рамках может проводится разборка узлов, а также обследование подкрановых путей на предмет смещений, отклонений, повреждений и прочих неполадок. Периодические ТО проводятся согласно установленному технической документацией графику.

В комплекс мероприятий сезонного техобслуживания входит полный цикл обследования ТО 2. Также меняется масло, охлаждающая жидкость, смазки и промывка баков для топлива.

Если нормы проверки ГПМ не соблюдаются и обязательные ТО не исполняются согласно установленным срокам, то организация, эксплуатирующая краны, нарушает нормы производственной безопасности. В таком случае правоохранительные органы имеют право наложить штраф или полностью приостановить деятельность организации сроком до 3-х месяцев. Если по причине неисправности крана был нанесен вред здоровью человека или наступила смерть лиц, работающих на агрегате, то руководители организации будут нести уголовную ответственность.

На чтение 6 мин. Просмотров 12.2k.

Устранение мелких неполадок и регулировочные работы машинист должен проводить непосредственно перед  каждой сменой. Проводя текущий ремонт, необходимо произвести осмотр и регулирование механического отдела крана, заменить изношенные фрикционные накладки тормозных устройств и отрегулировать тормоза, предохранительные устройства, подшипники узлов, устранить течь из корпусов редукторов и сменить масло.

Содержание

  1. Особенности технического обслуживания мостовых кран-балок
  2. Последовательность процедуры ремонта мостового крана
  3. Последовательность произведения регулирования тормоза с электромагнитным приводом

Особенности технического обслуживания мостовых кран-балок

Обслуживание и ремонт мостовых кранов предполагает:

  • разборку всех крановых составляющих механизмов;
  • их последующую сборку;
  • ремонт буферов;
  • замену изношенных подшипников качения;
  • замену крепежных и фиксирующих деталей;
  • замену уплотнений, ходовых колес, тормозных шкивов;
  • замену металлоконструкций, грузовых крюков и т.д.

Чтобы производить своевременную замену изношенных элементов, нужно знать нормы допустимого износа крановых деталей. Когда износ достиг нормы, они обязаны заменяться новыми РТМ.

Допустимая норма износа грузовых крюков не должна превышать 10% изначальной высоты сечения. Так же и с износом стенок грузовых барабанов: при достижении свыше 10% изначальной толщины следует заменить барабан.

Тормозные шкивы должны заменяться, когда уменьшается первоначальная толщина обода на 20%. Если на поверхности трения шкива есть канавки глубиной больше 1 мм, то поверхность трения нужно протачивать. После проточки закаленный слой обода шкива должен быть толщиной не меньше 1 мм.

ходовые колеса

Следите за износом реборда ходовых колес!

Также не должен превышать свой износ и реборд ходовых колес: это 50% от их первоначальной толщины. Если зубья зубчатых муфт кранов среднего режима работ износились на 25%, то муфту нужно заменить. Краны тяжелого режима работы смену муфт подразумевают после износа зубьев на 20% от исходной толщины.

Трещины, возникающие в результате усталостного разрушения материала и пластической деформации, являются основанием для замены какой-либо нагруженной детали кранового механизма.

Последовательность процедуры ремонта мостового крана

Чтобы остановить мостовой кран для ремонта, его нужно отключить от сети электричества и провести подготовительную работу по обеспечению безопасности ремонтных рабочих: избавить производственный участок цеха, на котором выполняется ремонт, от вещей и предметов, который мешают проведению ремонтных работ, приготовить техдокументацию на ремонтируемые детали и узлы, выдать рабочим наряд-допуск на совершение ремонта. В этом допуске и распоряжении по цеху должна указываться дата остановки крана для совершения ремонта и имя ответственного за проводимый ремонт и безопасность рабочих.

Техническое обслуживание мостовых кранов

Схема троллея мостового крана

Для начала важно отключить и закрыть на замок рубильник главных троллеев крана. При условии, что в цеховом пролете проводят эксплуатацию, нескольких кранов и полностью обесточить троллеи невозможно, то в таком случае троллеи ограждают и изолируют или же отключают секцию троллеев ремонтного участка, затем вывешивают информационную табличку «Троллеи под напряжением!». После того, как кран остановили на ремонт, машинист должен включить рубильник в кабине управления и повесить табличку «Не включать: работают люди!».

Ремонтным рабочим и машинисту не разрешается открывать и снимать защитные ограждения и кожухи электрооборудования крана. Также запрещено самостоятельно без опытных слесарей подключать электрический переносной инструмент к электросети крана.

При ремонте крановые редукторы внимательно осматривают, сливную пробку и смотровой люк тщательно протирают от смазочного материала и грязи, чтобы они не попали в полость редуктора.

Затем, открыв сливную пробку, в специально подготовленную емкость сливают отработанное масло.

После – снимают смотровой люк и чистят обтирочным материалом полость редуктора от продуктов износа. Машинисту важно соблюдать правила пожарной и личной безопасности.

После проведения чистки полости редуктора ее нужно заполнить смазочным материалом. Заполнение свежим маслом контролируется маслоуказаниям геля.

При техническом обслуживании и ремонте мостовых кранов тормозные устройства подвергают осмотру и регулированию, если есть необходимость – производится замена  изношенных фрикционных накладок и пальцев шарниров рычажной системы тормоза.

Последовательность произведения регулирования тормоза с электромагнитным приводом

Техобслуживание мостовых кранов

Для установки нормального хода якоря электромагнита расконтривают гайки 2, 3 и 4, находящиеся на тяге 1

Для начала устанавливается нормальный ход якоря электромагнита (нужно освободить гайку от стопорной шайбы и, придерживая ключом гайку в неподвижном состоянии, вращать за квадратную заточку шток тормоза на его конце, покуда изначальный ход якоря не станет равным половине номинального хода).

Следующее действие – отрегулировать замыкающуюся пружину на нужный тормозной момент. Для этого нужно гайку закручивают шайбой и за квадратную заточку вращают шток. При этом нужно поджимать пружину до такой длины, при которой возникнет тормозной момент. В конце регулирования затягивают гайки и регулируют до равномерности отхода тормозных колодок от шкива: нужно вращать отжимную гайку и перемещать вдоль штока до упора в тормозной рычаг.

Потом ключом удерживают гайку, а шток вращают до прикосновения якоря электромагнита с сердечником; рычаги тормоза должны быть разведены на нормальный ход якоря. В конце регулировки болт нужно затянуть, а отжимную гайку прижать к гайкам.

Во время техобслуживания тормозов в полость толкателя доливают масло, соответствуя нужному уровню. Смешивать масла разных марок запрещается. Если эксплуатация крана проходит на открытом воздухе при температуре ниже -10, то маслу свойственно загустевать, а время срабатывания толкателя увеличится.

Также нельзя разбавлять масло керосином с целью  снижения вязкости: керосин может разъесть изоляцию обмоток приводного двигателя насоса толкателя. И тогда толкатель может выйти из строя. Чтобы сменить тормозные колодки в тормозе с электромагнитным приводом, нужно развести тормозные рычаги отжимной гайкой до прикосновения сердечника с якорем.

Обслуживание мостовых кранов

Установочные величины для регулирования тормозов ТКТ и ТКТГ

В тормозе с гидравлическим толкателем руками вытаскивают шток толкателя и удерживают в таком положении, при этом положив под приводной рычаг на крышку толкателя металлический или деревянный брусок.

Затем выбить пальцы шарниров из крепления колодок и продвинуть их по поверхности трения шкива до такого положения, при котором колодку возможно вытянуть сквозь зазор между шкивом, штоком и тормозным рычагом.

Зазоры в рычажной системе тормоза не превышают 0,3 мм с диаметром пальца 10-18 мм, 0,4 мм при диаметре пальца в 18-30 мм.

Во время ремонта в изношенных рычагах отверстия растачивают до большего диаметра и делают новые пальцы под больший размер отверстия.

Восстановление ходовых колес производится путем ручной наплавки износостойкой проволокой. Затем под номинальный размер протачивают и еще раз подвергают поверхность колес термообработке.

Техническое обслуживание грузоподъемных кранов

Что такое техническое обслуживание?

Согласно ГОСТ-18322—73, техническое обслуживание— это комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности изделия при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании.

Цель технического обслуживания в крановом хозяйстве— это обеспечение постоянной исправности крана и готовности его к работе с высокой производительностью; устранение причин, вызывающих преждевременный износ, и поломки деталей и сборочных единиц крана; удлинение межремонтных сроков и предупреждение аварийных ремонтов; безопасность работы, а также обеспечение минимальных расходов топлива, электроэнергии и эксплуатационных материалов.

Что такое система технического обслуживания и ремонта?

Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту изделий для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативной документации.

Что такое плановое техническое обслуживание?

Плановое техническое обслуживание — это техническое обслуживание, предусмотренное в нормативной документации и осуществляемое в плановом порядке.

Что такое продолжительность технического обслуживания?

Продолжительность технического обслуживания — это время проведения одного технического обслуживания изделия.

Что такое цикл технического обслуживания?

Цикл технического обслуживания — это наименьший повторяющийся период эксплуатации изделия, в течение которого выполняются в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания, предусмотренные нормативной документацией.

Что такое периодичность технического обслуживания?

Наработка, или время между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями одного вида, есть периодичность технического обслуживания.

Как подразделяется техническое обслуживание грузоподъемных кранов в зависимости от периодичности и объема работ?

В зависимости от периодичности и объема работ различают ежесменное техническое обслуживание (ЕО), периодическое техническое обслуживание (ТО) и сезонное техническое обслуживание (СО). Какие работы следует включать в ежесменное техническое обслуживание грузоподъемных кранов?
В ежесменное техническое обслуживание (ЕО) грузоподъемных кранов включаются следующие работы: очистка механизмов, узлов и сборочных единиц крана от пыли, грязи и снега, проверка уровня масла в картерах и в баке масляной системы; смазка деталей и узлов крана; проверка креплений всех узлов, механизмов и сборочных единиц; проверка состояния канатов и их крепления к канатному барабану; проверка состояния крюка и его крепления к крюковой подвеске. Кроме того, необходимо проверить: действие всех педалей и рукояток управления, работу двигателей, действие всех приборов управления и электрооборудования, работу тормозов исполнительных механизмов крана; исправность приборов и устройств безопасности, руководствуясь техническим описанием и инструкцией по эксплуатации крана.

Какие работы следует включать в первичное периодическое техническое обслуживание крана (ТО-1)?

В первичное периодическое техническое обслуживание грузоподъемного крана (ТО-1) включаются следующие работы: очистка крана от пыли и грязи, проверка состояния сварных швов на основной металлоконструкции, поворотной и неповоротной рамах, проверка ходовых тележек крана, крепления кольца катания к поворотной и неповоротной рамам и смазки на поверхностях зубьев; проверка соединения тележек к неповоротной раме; проверка состояния поворотной платформы, стрелы, стойки поддержки стрелы и башни у башенных кранов; проверка состояния грузовой и стреловой лебедок и механизма поворота крана; проверка состояния грузовых и стреловых канатов и их крепления; проверка состояния крюка и его крепления к подвеске; проверка состояния портала (убедиться в отсутствии трещин в сварке и в основном металле); проверка состояния подвижных и неподвижных блоков грузового и стрелового полиспастов; проверка состояния тормозных колодок, накладок, ленты и регулировки тормозов; проверка состояния приборов безопасности (особое внимание обратить на состояние крепления ограничителя грузоподъемности); проверка уровня смазки в механизмах (при необходимости долить или заменить смазку согласно карте смазки крана и инструкциям заводов-изготовителей); проверка состояния электрооборудования, надежности крепления пускорегулирующей аппаратуры, крепления проводов и кабелей; удаление пыли, влаги и нагара с рабочих контактов; проверка четкости срабатывания выключателей, работоспособности приборов контроля, сигнальных ламп и подсвета; проверка исправности пневмосистемы и гидросистемы крана; проверка состояния крановых путей и их заземления; проверка заземления крана, заправка его топливом.

Какие работы включаются во второе периодическое техническое обслуживание крана (ТО-2)?

Во второе периодическое техническое обслуживание крана (ТО-2) включаются следующие работы: очистка крана от пыли и грязи; тщательная проверка состояния металлоконструкций неповоротной и поворотной рам, портала, башни (башенных кранов) и стрелы (убедиться в отсутствии трещин в сварке, в основном металле, а также в отсутствии погнутости вг металлоконструкции); проверка крепления кольца катания к неповоротной и поворотной рамам; проверка состояния зубьев зубчатого венца и бегунковой шестерни; проверка состояния деталей и крепления их к грузовой и стреловой лебедкам, механизма поворота и передвижения (обратить внимание на соосность зубчатых соединений); проверка крепления стрелы к проушинам поворотной рамы (башни); проверка полиспастов и блоков портала; тщательная проверка состояния грузовых, стреловых и вантовых канатов и их соединения в барабанах и других местах; проверка состояния подвижных и неподвижных блоков грузового и стрелового полиспастов; проверка состояния и крепления деталей крюковой подвески (особое внимание обратить на состояние крюка и его крепление к траверсе крюковой подвески); проверка состояния всех тормозных систем крана (обратить внимание на состояние тормозных шкивов, колодок, накладок, лент, пружин и рычагов, при необходимости отремонтировать их); проверка установки рабочей длины пружины тормоза всех лебедок, механизма поворота и передвижения (при необходимости отрегулировать); проверка состояния стабилизаторов; проверка износа пальцев и отверстий; проверка состояния и крепления узлов дополнительных опор и их гидравлических приводов; очистка от пыли и грязи двигателя внутреннего сгорания (самоходные краны); проверка уровня смазки в механизмах (при необходимости долить или заменить смазку согласно карте смазки крана и инструкции заводов-изготовителей); очистка от пыли и грязи внешней поверхности электродвигателей (открыть смотровые люки и очистить камеры контактных колец от металлической и угольной пыли, протереть кольца сухой и чистой тряпкой).

При обнаружении масла или грязи тряпку смочить бензином. Если кольца подгорели, допускается зачистка их мелкой стеклянной шкуркой.

При осмотре щеткодержателей необходимо проверить давление щеток на кольца в соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя, а также проверить эластичность хода рычагов щеткодержателей; проверить плотность прилегания крышек смотровых люков и коробок выводов; проверить надежность крепления электродвигателей; осмотреть пульт управления крана; проверить надежность крепления проводов, кабелей, удалить пыль, влагу и нагар с рабочих контактов; убедиться в четкости срабатывания выключателей и надежности их крепления к пульту; проверить состояние комплектного устройства (башенных кранов); удалить пыль и влагу, проверить надежность подсоединения проводов и креплений электроаппаратов; очистить от пыли и грязи магнитные пускатели и контакторы, проверить плотность прилегания подвижных и неподвижных частей магнитной системы, при механическом повреждении рабочих поверхностей магнитной системы подшлифовать их, удалить нагар с контактов, в случае их сильного износа — заменить; проверить надежность работы блокировочного механизма, загрязненные места камеры главных контактов протереть чистой сухой тряпкой; проверить срабатывание контактов и точность фиксации механизмов силовых контроллеров и командоконтроллеров в каждом положении, проверить крепление кабеля и проводов к клеммам силовых контроллеров и командоконтроллеров; удалить нагар с контактов, а также пыль и влагу; проверить состояние и крепление приборов безопасности, а концевые выключатели, кроме того, на четкость срабатывания контактов, отсутствие пыли, грязи и нагара на контактах; проверить герметичность крышек; проверить пускорегулирующие сопротивления, убедиться в чистоте их, надежности крепления к раме и подключения к проводам.

Сухой тряпкой очистить от пыли и грязи изоляторы сопротивления; проверить надежность подключения кабелей к контактам щеткодержателей и выводам ста- торных обмоток; проверить сопротивление изоляции электродвигателей. При сопротивлении изоляции ниже 0,5 МОм электродвигатель просушить; осмотреть все кабели и провода. Участки с нарушенной изоляцией заменить; удалить пыль и грязь с поверхностей кабеля и проводов, проверить электрооборудование крана. При сопротивлении изоляции ниже 0,5 МОм просушить. Если при повторной проверке сопротивление изоляции будет тоже ниже 0,5 МОм, поврежденные участки необходимо заменить.

Очистить от пыли и масла токоприемник тряпкой, смоченной в бензине; проверить состояние стоек, колец, щеток и соединения кабелей с токоведущими частями, а также наличие контактов между токоведущими частями; проверить заземление крана и крановых путей; проверить состояние крановых путей и при необходимости отремонтировать их; проверить состояние гидравлической системы крана, фильтрующие элементы, отрегулировать предохранительные клапаны и, если необходимо, заменить рабочую жидкость; проверить состояние пневмосистемы крана; заправить кран топливом; опробовать действие отдельных узлов, механизмов, рабочего оборудования и крана в целом.

В каких случаях проводится сезонное техническое обслуживание грузоподъемных кранов?

Сезонное техническое обслуживание грузоподъемных кранов проводится при переводе крана с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот. При этом кроме замены масел и смазок следует промыть топливные и масляные баки и фильтры, систему охлаждения и картеры всех узлов крана. Кроме того, провести техническое обслуживание № 2 (ТО-2) в полном объеме.

Примечание. Приведенный перечень работ по техническим обслуживаниям кранов не является обязательным, а только ознакомительным. Обязателен перечень работ, рекомендованный в техническом описании и инструкции по эксплуатации крана, составленных заводом — изготовителем крана.

Кто должен производить техническое обслуживание крана?

Ежесменное техническое обслуживание должен производить крановщик. Периодические технические обслуживания лучше всего поручить квалифицированной бригаде слесарей и электриков с участием крановщика и под руководством опытного инженерно-технического работника.

Что представляет собой ремонт грузоподъемных кранов?

Ремонт грузоподъемных кранов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на устранение неисправностей, возникающих в процессе работы, и восстановление работоспособности крана.

Какие работы входят в состав работ по ремонту грузоподъемных кранов?

В состав работ по ремонту грузоподъемных кранов входят: очистка крана от пыли и грязи, мойка, разборка крана, составление ведомости дефектов, замена изношенных деталей, узлов и агрегатов новыми или отремонтированными, сборка узлов и агрегатов крана и восстановление посадок в сопряжениях; стендовые или ходовые испытания отремонтированных узлов, агрегатов и крана в целом; окраска крана. Ремонтные работы включают в себя также различные виды обработки деталей для их восстановления — сварку, слесарные и станочные работы, нанесение металла на изношенные детали и т. д.

Как подразделяются ремонты грузоподъемных кранов?

Ремонты грузоподъемных кранов подразделяются на текущий (Т) и капитальный (К).

Какой ремонт называется текущим (Т)?

Ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности изделия и состоящий в замене и восстановлении его отдельных частей и их регулировке, называется текущим.
Какие работы выполняются при текущем ремонте грузоподъемного крана?
При текущем ремонте грузоподъемного крана выполняются следующие работы: частичная разборка крана, устранение неисправностей в агрегатах, узлах и в сборочных единицах, возникающих в процессе эксплуатации крана и препятствующих их нормальной работе; замена отдельных агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых) новыми или заранее отремонтированными.

Какой ремонт называется капитальным?

Ремонт, осуществляемый с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулировки, называется капитальным ремонтом.

Какие работы выполняются при капитальном ремонте грузоподъемного крана?

Сроки периодических технических обслуживаний и текущего ремонта, а также продолжительность одного технического обслуживания и ремонта указаны в техническом описании и инструкции по эксплуатации крана.

Возможные неисправности электрооборудования грузоподъемных кранов и способы их устранения.

Почему генератор переменного тока может не возбуждаться?

Генератор переменного тока может не возбуждаться, если: ослабли пружины щеткодержателей; оборваны соединения между роторными катушками; загрязнены кольца; недостаточен контакт между щетками и кольцами; недостаточна частота вращения; произошел обрыв в обмотке статора; полностью размагничен генератор возбуждения.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если ослабли пружины щеткодержателей, нужно подтянуть их; если оборваны соединения между роторными катушками, сначала следует обнаружить обрыв, а затем устранить его; если загрязнены кольца, необходимо очистить их; если недостаточен контакт между кольцами и щетками, нужно подтянуть пружины; если произошел обрыв в обмотке статора, сначала нужно с помощью мегометра обнаружить обрыв, а затем устранить его; если полностью размагничен генератор возбуждения, следует намагнитить его с помощью собственного аккумулятора или постороннего источника тока.

По каким причинам могут перегреваться и дымить обмотки генератора?

Перегреваться и дымить обмотки генератора могут, если: произошло замыкание в обмотке; нестандартные щетки; генератор перегружен.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если произошло замыкание в обмотке, следует найти место нагрева и устранить замыкание; если перегружен генератор, надо уменьшить нагрузку, а при нестандартных щетках заменить их стандартными.

По каким причинам может быть недостаточное напряжение на клеммах генератора, а при нагрузке напряжение падает?

Недостаточное напряжение на клеммах генератора может быть, если: недостаточен контакт между щетками и кольцами; вышел из строя вентиль в цеди возбуждения; недостаточна частота вращения; трансформатор тока неправильно подключен к генератору; произошел обрыв или имеется недостаточный контакт в цепи генератора и трансформатора.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если недостаточен контакт между щетками и кольцами, надо улучшить его; если вышел из строя вентиль в цепи возбуждения — установить новый; если недостаточна частота вращения — увеличить ее; если трансформатор тока неправильно подключен к генератору — подключить согласно схеме; если произошел обрыв или имеется недостаточный контакт в цепи генератора и трансформатора, необходимо обнаружить место неисправности и устранить ее.

По каким причинам может происходить искрение под щетками генератора или электродвигателя с фазовым ротором?

Искрение под щетками генератора или электродвигателя с фазовым ротором может происходить, если: загрязнены контактные кольца; происходит заедание щеток или их давление недостаточно; поставлены щетки другой марки; произошла неравномерная выработка контактных колец; происходит вибрация.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если загрязнены контактные кольца, следует очистить их; если происходит заедание щеток или давление их недостаточно — отрегулировать давление щеток, заедание устранить; если поставлены щетки другой марки — заменить их; если произошла неравномерная выработка контактных колец—кольца обточить; если сильная вибрация — проверить крепление генератора и подшипники.

По каким причинам может происходить перегрев щеток и контактных колец генератора или электродвигателя с фазовым ротором?

Перегрев щеток и контактных колец может происходить, если велико давление на щетки или поставлены слишком твердые щетки.

Какие меры -следует принять в этих случаях?

Если велико давление на щетки — отрегулировать его; если слишком твердые щетки — заменить их на более мягкие.

По каким причинам электродвигатель может разгоняться с толчками при переводе рукоятки командо- контроллера из нулевого в крайнее положение?
Электродвигатель может разгоняться с толчками при переводе рукоятки командоконтроллера из нулевого в крайнее положение, если изменились выдержки времени реле ускорения или неправильно присоединены ступени пускорегулирующего сопротивления.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если изменились выдержки времени реле ускорения, следует отрегулировать соответствующее реле; если неправильно присоединены ступени пускорегулирующего сопротивления — нужно проверить порядок соединения ступеней пускорегулирующего сопротивления согласно принципиальной схеме. По каким причинам может быть повышенный шум при работе электродвигателя?
Повышенный шум при работе электродвигателя может быть, если: произошло короткое замыкание в обмотке статора или фазного ротора; неправильно соединены обмотки статора при включении в сеть; произошел обрыв фазы в сети.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если произошло короткое замыкание — нужно найти это место и устранить неисправность; если обмотки статора соединены неправильно — соединить выводы обмоток согласно схеме соединения; если произошел обрыв фазы в сети — устранить его.

По каким причинам под нагрузкой электродвигатель не развивает нужной частоты вращения?

Под нагрузкой электродвигатель может не развивать нужной частоты вращения, если неправильно соединены обмотки, щетки или питающие провода. В этих случаях следует проверить соединение и устранить неисправность.

По каким причинам может происходить перегрев электродвигателя во время работы?

Перегрев электродвигателя во время работы может происходить, если: двигатель сильно перегружен; произошло изменение напряжения по отношению к номинальной величине сверх допустимого; произошло короткое замыкание в обмотке ротора. Какие меры следует принять в этих случаях?
Если двигатель сильно перегружен следует устранить перегрузку; если произошло изменение напряжения, нужно проверить напряжение, подводимое к обмотке статора, и схему включения в соответствии с указаниями на щитке; если произошло короткое замыкание — устранить его.

По каким причинам электродвигатель может вращаться в обратную сторону?
Электродвигатель может вращаться в обратную сторону, если неправильно соединены фазы. Чтобы исправить эту ошибку, нужно изменить подключение любых двух фаз на клеммах электродвигателя или на автомате, если он трехполюсный. По каким причинам при пуске под нагрузкой электродвигатель не вращается, гудит и быстро неравномерно нагревается (местный нагрев)?
Электродвигатель при пуске под нагрузкой не вращается, гудит и быстро неравномерно нагревается, если: произошел обрыв одной из фаз питающей сети; произошел обрыв фазы или короткое замыкание в обмотке статора электродвигателя; произошел обрыв в пусковых сопротивлениях.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если произошел обрыв одной из фаз питающей сети, нужно проверить исправность пусковой аппаратуры и проводки; если произошел обрыв фазы или короткое замыкание в обмотке статора, следует устранить неисправность или заменить обмотку; если произошел обрыв в пусковых сопротивлениях, необходимо отремонтировать или заменить сопротивление.

По каким причинам при включении электродвигателя могут гореть плавкие вставки?

Плавкие вставки при включении электродвигателя могут гореть, если произошло межвитковое или короткое замыкание в статорной обмотке или если сильно зажат тормоз.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если произошло межвитковое или короткое замыкание в статорной обмотке, электродвигатель надо перемотать; если сильно зажат тормоз — отрегулировать его.

По каким причинам могут нагреваться подшипники генератора или электродвигателя или в них возникает повышенный шум?

Подшипники генераторов и электродвигателей нагреваются выше нормы или в них возникает повышенный шум, если: подшипники сильно изношены; имеется перекос из-за неправильной сборки; грязь попала в подшипники; недостаточна смазка.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если подшипники сильно изношены — нужно заменить их новыми; если имеется перекос из-за неправильной сборки — устранить перекос; если попала грязь в подшипники — промыть их и набить или налить свежее масло; если недостаточна смазка — добавить смазку.

По каким причинам может произойти перегрев контактов, клеммных зажимов и перекос контактных ножей рубильника вводного устройства?

Перегрев контактов, клеммных зажимов и перекос контактных ножей рубильника вводного устройства могут произойти, если: уменьшилось давление контактов; ослабли затяжки гаек клеммных зажимов; ослабли затяжки болтов крепления изолированного валика; атмосферные осадки попали на вводное устройство.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если уменьшилось давление контактов, нужно проверить степень соприкосновения контактных пластин с ножами рубильника, а затем подтянуть гайки в шарнирах стойки. При необходимости заменить стойку новой из комплекта запасных частей; если ослабли затяжки гаек клеммных зажимов — подтянуть до отказа (без рывков) гайки; если ослабли затяжки болтов крепления изолированного валика — подтянуть болты крепления; если атмосферные осадки попали на вводное устройство — уплотнить сальники и места между крышкой и корпусом.

По каким причинам может нарушаться нормальная работа контакторов (повышенный шум, плохое включение и отключение контакторов)?
Нормальная работа контакторов может нарушаться, если: подгорели или износились контакты; если недостаточно или увеличено начальное давление контактов; если недостаточно конечное давление; якорь неплотно прилегает к сердечнику; повреждена катушка.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если подгорели или износились контакты, нужно зачистить их, отрегулировать зазор вращением регулировочного винта, при необходимости заменить контакты; если недостаточно или увеличено начальное давление контактов — отрегулировать давление контактов регулировочным винтом; если недостаточно конечное давление, заменить контактную пружину; если якорь неплотно прилегает к сердечнику — протереть соприкасающиеся поверхности, при необходимости подшлифовать; если повреждена катушка — заменить ее.

По каким причинам магнитные пускатели могут плохо включаться и отключаться и повышенно шуметь?

Магнитные пускатели могут плохо включаться и отключаться и повышенно шум*еть, если: подгорели контакты; ослабли возвратные пружины; произошел перекос подвижной системы; неплотно прилегают полюсы магнитной системы; повреждена катушка магнитной системы.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если подгорели контакты, нужно зачистить их, а при необходимости заменить; если ослабли возвратные пружины — заменить их; если произошел перекос подвижной системы — устранить его; если неплотно прилегают полюсы магнитной системы — протереть соприкасающиеся поверхности, а при необходимости подшлифовать; если повреждена катушка —заменить ее.

По каким причинам реле может плохо включаться или отключаться, а при работе производить повышенный шум?

Реле может плохо включаться и отключаться, а при работе производить повышенный шум, если: повреждена катушка; подгорели или износились контакты; ослабли возвратные пружины; якорь неплотно прилегает к сердечнику.

Какие меры следует принять в этих случаях?

Если повреждена катушка, нужно заменить ее; если подгорели или износились контакты — зачистить их, а при необходимости заменить; если ослабли возвратные пружины — заменить их; если якорь неплотно прилегает к сердечнику — протереть соприкасающиеся поверхности, а при необходимости подшлифо- вать их.

По каким причинам может происходить нагрев контактов в командоконтроллере?

Нагрев контактов в командоконтроллере может происходить при ослаблении или подгорании контактов. В первом случае нужно отрегулировать давление контактов или сменить пружину, а во втором случае — зачистить контакты или заменить, если они сильно подгорели.

По каким причинам может отсутствовать электрический контакт в командоконтроллере?

Электрический контакт в командоконтроллере может отсутствовать при смещении контактов. В этом случае нужно смещение контактов устранить, а износившиеся контакты заменить.

По каким причинам нарушается нормальная работа концевых выключателей?
Нормальная работа концевых выключателей нарушается, если: подгорели или износились контакты; ослабли пружины кулачкового элемента; ослабла пружина; износился ролик рычага. Какие меры следует принять в этом случае?
Если подгорели или износились контакты — нужно зачистить их, а при необходимости заменить; если ослабли пружины кулачкового элемента — заменить их; если ослабла пружина — заменить ее; если износился ролик рычага — заменить рычаг с роликом.

По каким причинам нарушается нормальная работа ограничителя грузоподъемности?

Нормальная работа ограничителя грузоподъемности нарушается, если: отсутствует электрический контакт в разъемах и в приборе Д-ЗМ; произошел обрыв в цепях датчиков; нарушена регулировка релейного блока.

Какие меры следует принять в этом случае?

Если обнаружено отсутствие электрического контакта в разъемах и в приборе Д-ЗМ, нужно устранить неисправность, проверить контакты реле прибора Д-ЗМ; если произошел обрыв в цепях датчиков, следует проверить кабели, потенциометрические датчики, а при необходимости заменить их; если нарушена регулировка релейного блока, необходимо отрегулировать подстроечные сопротивления.

По каким причинам могут не отключаться механизмы крана при срабатывании ограничителя грузоподъемности?

Механизмы крана при срабатывании ограничителя грузоподъемности могут не отключаться при неисправности выходного реле релейного блока ограничителя грузоподъемности.

По каким причинам может не срабатывать система контроля анемометра?
Система контроля анемометра может не срабатывать при неисправности тумблера или обмотки трансформатора.

По каким причинам может часто срабатывать максимальное реле?

Максимальное реле может часто срабатывать, если: перегружен электродвигатель; произошло короткое замыкание в статорной цепи; перекошен сердечник реле; установка реле не соответствует режиму работы, произошло заземление фазы на корпус.

По каким причинам может происходить самопроизвольное отключение контактора?

Самопроизвольное отключение контактора может происходить при недостаточном контакте в блоке контакта.

По каким причинам поворот рукоятки контроллера требует больших усилий?
Поворот рукоятки контроллера требует больших усилий при чрезмерном напряжении пружины храпового механизма.

По каким причинам при включении тормозной электромагнит не притягивает якорь?

Тормозной электромагнит при включении не притягивает якорь, если повреждена механическая часть тормоза или произошел обрыв или витковое замыкание в катушке. В первом случае нужно устранить неисправность, а во втором — заменить катушку или в крайнем случае перемотать ее.

Смазка трущихся поверхностей подвижных деталей грузоподъемных кранов

Для чего смазывают трущиеся поверхности подвижных деталей грузоподъемных кранов?

Трущиеся поверхности подвижных деталей грузоподъемных кранов смазывают для того, чтобы уменьшить трение между ними. Смазочный материал предотвращает быстрый износ деталей и их разрушение.

Каким образом смазочные материалы уменьшают трение между трущимися поверхностями подвижных деталей грузоподъемных кранов?

Все смазочные материалы обладают свойством прочно покрывать поверхности трущихся деталей тонким слоем, благодаря чему устраняется сухое трение между трущимися поверхностями и создается трение между масляными слоями, которое намного меньше, чем трение между сухими поверхностями.

Чтобы масло, введенное между трущимися поверхностями, полностью разделяло эти поверхности, давление, приходящееся на масляный слой, не должно превосходить определенной величины, в противном случае масло будет частично выдавливаться и незначительные выступы, имеющиеся на поверхности трения, вновь придут в соприкосновение друг с другом. Силы трения между этими деталями вновь увеличатся, а следовательно, увеличатся и усилия, необходимые для преодоления сил трения, что вновь приведет к ускорению износа деталей. Поэтому на трущиеся поверхности подвижных деталей надо постоянно подавать, масло в необходимом количестве и достаточной вязкости, тогда оно не будет выдавливаться из зазора, имеющегося между поверхностями трения.

Смазочные материалы каких марок применяются для смазки трущихся поверхностей подвижных деталей грузоподъемных кранов?

Для смазки трущихся поверхностей подвижных деталей грузоподъемных кранов применяются смазочные материалы следующих марок: солидол синтетический марки С (смазка универсальная), солидол жировой марок УС-1 и УС-2, пластичная антифрикционная смазка марки ЦИАТИМ-203, смазка жировая тугоплавкая 1-13, моторное масло МТ-14п и МТ-16п.

Как нужно хранить смазочные материалы?

Смазочные материалы нужно хранить в закрытом сухом помещении, причем вся посуда должна быть замаркирована по сортам масла. Отработанное масло надо собирать, отстаивать и фильтровать. После отстоя и фильтрации отработанное масло следует расходовать для смазки неответственных узлов. Хранить и переносить смазочные материалы в открытой посуде запрещается.

В какие сроки следует смазывать детали, узлы и механизмы крана?

Детали, узлы и механизмы крана следует смазывать в сроки, указанные в карте смазки крана, составленной заводом-изготовителем. Карта смазки является основным документом, определяющим правила смазки и марки смазочных материалов для данного крана. Крановщик должен помнить, что при эксплуатации крана следует строго придерживаться указаний, содержащихся в карте смазки, так как нарушение режима смазки, пропуск отдельных смазочных точек, применение несоответствующего ассортимента масел обязательно приведут к быстрому износу отдельных деталей и узлов крана, в результате чего кран может выйти из строя. Поэтому крановщик обязан регулярно очищать и смазывать механизмы крана, своевременно промывать масленки и подшипники и наполнять их свежим смазочным материалом, прочищать и промывать картеры редукторов и заливать их чистым маслом до указанного уровня.

Расскажите о порядке замены масла в картере редуктора.

Прежде чем заменить масло в редукторе, нужно тщательно протереть крышку люка картера и сливную пробку, чтобы пыль и грязь не попали вместе со свежим маслом в картер. Затем нужно отвернуть спускную пробку и слить отработанное масло в посуду.

Сняв крышку смотрового люка, очистить картер от остатков масла и грязи обтирочным материалом, смоченным в керосине, промыть ванну свежим автолом. После этого поставить крышку люка редуктора на место, завернуть спускную пробку и наполнить картер редуктора автолом или другим маслом до контрольной черты маслоуказателя. Крановщик должен помнить, что во время промывки картеров и очистки зубьев шестерен редуктора нужно пользоваться прутком с обтирочным материалом и ни в коем случае не выполнять эту работу кистью руки и пальцами. Расскажите о порядке набивки консистентной смазки в подшипники шприцем.

Прежде чем начать набивку смазки в подшипники, нужно протереть шприц, его наконечник и верх маслопровода. Далее ставят наконечник шприца на смазочный канал и выдавливают смазку. Смазку нужно подавать в подшипники до тех пор, пока через уплотнения не выйдет вся старая смазка и не покажется свежая, более светлая, чем старая. При этом нужно обращать внимание на проход смазки через смазочные каналы. Если проход смазки затруднен, значит, каналы забиты грязью или старой смазкой. В этом случае крановщик должен очистить весь маслопровод от грязи и старой смазки.
Расскажите о порядке замены смазочного материала в подшипниках качения.
При полной смене смазочного материала шарикового и роликового .подшипника предварительно следует обтереть подшипник тряпкой,” затем вскрыть его, удалить всю старую смазку, прочистить каналы маслопровода для шприцовки, промыть подшипник и каналы маслопровода керосином и набить свежую смазку. Набивать смазкой корпус подшипника до отказа нельзя. Корпус должен быть заполнен только на 2/3 объема. Промывку керосином и набивку свежей смазки следует производить один раз в месяц.

Техническое обслуживание крана – это периодические проверки грузоподъемной машины в процессе эксплуатации. Аттестованный специалист осматривает конструкцию, оценивает износ и исправность элементов. Если нужно – заменяет крепежные детали, прокладки, подтягивает гайки, пополняет смазку.

ТО выгодно в долгосрочной перспективе. Если вовремя проводить техническое обслуживание механического оборудования крана, металлоконструкции, электрической части – риск аварийного ремонта и травм на производстве сводится к минимуму. 
Техническое обслуживание экономит деньги владельцев во время планового ремонта и продлевает срок службы крана. Регулярные проверки позволяют обнаружить проблему на ранней стадии, когда ее легко устранить. Если правильно эксплуатировать мостовые и козловые краны, кран-балки, они могут прослужить больше 20 лет без существенных модернизаций.

Поэтому мы рекомендуем проводить ТО по графику, даже не смотря на то, что за проведением проверок не следят официальные органы. За отсутствие ТО наказывают не контролеры, а сама жизнь.

Виды технического обслуживания мостовых кранов

Ежесменное ТО. Проводит оператор или крановщик за 25-45 минут до начала работы.
ТО-1. Детальный осмотр конструкции без разборки узлов крана.
ТО-2. Проводят, когда нужно частично разобрать отдельные узлы и заменить износившиеся элементы.
Сезонное ТО. Проводят дважды в год для кранов, установленных на открытых площадках. Оно необходимо, чтобы подготовить оборудование к работе в летний или зимний период.

Как часто нужно проводить техническое обслуживание?

Виды и периодичность технического обслуживания кранов прописывают в технической документации. Они зависят от режима работы крана и условий внешней среды.

Если кран задействован в технологических процессах на предприятии, работает с нагрузками, близкими к максимальным, его нужно проверять каждый месяц. Например, мостовой кран на металлообрабатывающем производстве задействуют в цехе обработки заготовок. Он работает сменами по 12 часов. С такой интенсивностью техобслуживание необходимо раз в месяц. Последовательность может быть такой: ТО-1, ТО-1, ТО-2.

Если кран используют редко или с легкими грузами, тогда проверки показаны 1 раз в 3 месяца. Например, кран-балку включают раз в день во время приема товара на складе. Либо она работает полный день, но поднимает грузы не больше 2 т при максимальной грузоподъемности в 5 т. В таких условиях оборудование достаточно проверять раз в квартал, чередуя ТО-1 и ТО-2.

Краны, которые эксплуатируют на открытом воздухе или рядом с химически-агрессивными веществами, нужно проверять чаще.

Проводить ТО-1 и ТО-2 кранов мостового типа могут только определенные организации. Руководители в них сдают экзамен в Ростехнадзоре. Непосредственно до работ допускаются только аттестованные специалисты по визуально-измерительному контролю, электрики и слесари-механики.

Список работ по техническому обслуживанию кранов

Ежесменное ТО

Осмотреть

• крановые пути; 

• тупиковые упоры; 

• гибкий токоподвод; 

• троллей; 

• заземление; 

• концевые выключатели. 

Проверить 

• исправность тормозов; 

• работу приборов безопасности; 

• целостность каната и крюковой подвески; 

• работу электротельфера.

Проверить работу крана вхолостую.

ТО-1

Провести ежесменное ТО 

+ Осмотреть металлические конструкции.

Проверить

• таль;

• узлы крепления конструктивных элементов крана;

• тупиковые упоры;

• буферы и концевые выключатели; 

• состояние тормозов;

• сварные стыки и износ ездовой полки;

• зубчатую пару приводных колес;

• электрооборудование.

Подтянуть гайки болтов крепления механизмов передвижения крана.

Для проведения работ понадобится вышка или альпинистское снаряжение.

ТО-2

Провести ТО-1

+

Осмотреть 

  • механизмы, ограждения и их крепления,
  • болтовые соединения, затянуть при необходимости.

Проверить 

  • состояние сварных швов на основной металлоконструкции;
  • тормозные колодки, накладки, ленты и регулировки тормозов;
  • износ грузовых канатов, ходовых колес, соединительных муфт, барабанов;
  • подвижные и неподвижные блоки полиспастов;
  • крюк и его крепления к подвеске;
  • работоспособность приборов безопасности грузоподъемных кранов: концевых выключателей, блокировок, ограничителей;
  • электрооборудование; 
  • крепления пускорегулирующей аппаратуры, проводов и кабелей.

Удалить пыль, влагу, нагар с рабочих контактов.

Долить смазку при необходимости.

Устранить мелкие неисправности.

Сезонное ТО

Провести ТО-2

+

Заменить рабочие жидкости: летние на зимние или наоборот. 

Прокрасить металлоконструкцию. 

Утеплить или убрать утепление кабины. 

Проверить работу отопительных приборов. 

Обработать стекло от образования конденсата или льда.

Чаще всего наши клиенты обращаются за проведением ТО-1. На проверку техники уходит от 2 до 8 часов, в зависимости от типа техники. В этот период кран работать не может. Если во время осмотра обнаруживаются неисправности, специалисты предлагают время для планового ремонта.

Чем ТО отличается от технического освидетельствования?

ТО нужно, чтобы восстановить работоспособность техники и не допустить неисправности. А техническое освидетельствование проводят, чтобы получить разрешение на эксплуатацию крана. Освидетельствование бывает полным и частичным.
Полное освидетельствование проводят после монтажа техники, оно включает в себя ТО-2 вместе со статическими и динамическими испытаниями. В дальнейшем ПТО понадобится после реконструкции крана, либо раз в 3 года. Частичное освидетельствование проводят раз в год, без испытаний.

За проведением технических освидетельствований следят контролирующие органы. Отсутствие освидетельствования грозит штрафом. А повторное нарушение – приостановкой деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат гомеовокс инструкция цена по применению взрослым
  • Какие функции выполняет инструкция респондентов в социометрическом исследовании
  • Измельчитель кухонный молния инструкция по применению на русском языке
  • V7 deep hydration спрей инструкция по применению
  • Ибупрофен таблетки инструкция по применению детям при температуре дозировка