Руководство трудом дошкольников в природе

Тема 2. Труд детей в природе: его организация и экологический подход.

План

  1. Экологический подход к организации труда в природе……………..2
  2. Виды труда в природе…………………………………………………..7
  3. Руководство воспитателя трудом старших дошкольников…………..9
  4. Провести самоанализ (анализ) организации труда детей в природе..11
  1. Экологический подход к организации труда в природе.

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой являются живые существа ― мир растений и животных, человек.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Непосредственно, с помощью органов чувств ребенок воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Так, в процессе ухода за растениями и животными живого уголка:

— дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

— учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения.

Полученные знания и умения дошкольники используют на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки, когда это необходимо, а этому способствуют знания детей о том как ухаживать за растениями и животными, как создать им условия для благоприятного роста и развития. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. При знакомстве с природой дети учатся чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Дети восторгаются красотой комнатных растений, находящихся в группе, замечают красоту цветов и листьев; с восторгом относятся к красивым рыбкам, помещенным в аквариуме и т.д.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (один любит поливать растения, другой – кормить животных), Реально же в учреждениях дошкольного образования дети независимо от настроения, желания обязаны под руководством педагога все вместе в данный конкретный момент поливать растения или вскапывать грядки. В то же время сами взрослые люди далеко неоднозначно относятся к выращиванию комнатных растений и содержанию животных. У взрослого человека есть право выбора разных видов трудовой деятельности, ребенок же в учреждении дошкольного образования такого права лишен, что резко снижает его интерес к самому процессу ухода за объектами живой природы.

Перед началом трудовой деятельности выработать у ребенка эмоционально положительное отношение к объекту, показать, что этот объект живой, что он нуждается в бережном отношении именно этого ребенка («без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка погибнет, если ей не давать воды и пищи»). Объяснить детям необходимость именно таких действий по отношению к объектам природы (почему животных нужно регулярно кормить, а растения – поливать и т.д.). В результате дети ощущают значимости своих действий, у них формируется чувство ответственности за состояние природных объектов.

Специалистами доказано, что у девочек и мальчиков существуют значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. Эти отличия ярко проявляются и в отношении к труду в природе. В процессе опроса педагогов дошкольных учреждений было выявлено, что они замечают значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. у девочек и мальчиков. Девочки больше склонны к длительному ухаживанию за растениями, с удовольствием протирают листья, пересаживают, поливают растения, тогда как мальчики предпочитают более динамичные виды деятельности и чаще выбирают уход за животными, а не растениями. Учитывая это, педагог должен подходить к организации трудовой деятельности ребенка с позиции вариативности, предлагая детям разные ее виды.

Следует изменить содержание труда в природе и отношение к нему. В основу организации труда в природе следует положить биоцентрический подход, при котором в центре внимания оказывается природа, а человек рассматривается как ее часть.

Самый распространенный объект в детском саду — аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум — это модель природного водоема, миниэкосистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие.

Птицы, так же как и рыбы, — частые обитатели уголков природы в детском саду. Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Птицы очень пугливы и осторожны — в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в игровом уголке) у них постоянно тревожное состояние (в отдельных случаях испуг может вызвать шок и гибель).

Также в живом уголке могут присутствовать рептилии (черепахи) и млекопитающие (морские свинки, хомячки).

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость — листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом — именно днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.

Совместная организационно-хозяйственная,трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота и взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.

Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия.

В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу.

Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей воспитывается любовь к природе и бережное к ней отношение.

2. Виды труда в природе.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:

  1. со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
  2. усваивают способы установки этих свойств.

 Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.  

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.

Требования к организации труда в природе.

 Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.

Педагогические требования к организации труда в природе.

  • Организация разнообразного по содержанию труда:

а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;

б) выращивание растений в уголке природы,

в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).

  • В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
  • Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
  • Трудовая деятельность детей в природе должна систематически  усложняться.
  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

  • Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.
  • Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде.  С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.
  •  Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

Формы организации труда в природе.

 Труд детей в природе организуют в следующих формах:

Индивидуальные поручения  — применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Коллективный труд в природе — дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться и т.д..

По своей структуре коллективный труд может быть организован как:

 а) труд общий;   б) труд совместный.

Дежурства — предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.

3. Руководство воспитателя трудом старших дошкольников.

Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Воспитанники подготовительной группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости способа ухода, умение устанавливать связь между условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Овладение трудовой деятельностью в старших и подготовительных к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных. Одновременно дежурят 2- 4 человека.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы . Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь инвентарь.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное — и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.

В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.

4. Самоанализ организации труда детей в природе.

Организацию труда детей в природе проводила с детьми старшей группы, возраст 5.10-6.0 лет. Присутствовало 13 детей.

Подготовила методическую разработку  на тему «Поможем растениям в уголке природы»; конверт с письмом; растения уголка природы; инвентарь для работы; схемы обозначающие вид инвентаря; схемы — карточки с уловными обозначениями необходимых условий для роста растений; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки. Расставила столы, так чтобы детям было удобно.

В предварительной работе с детьми проводились: наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение, наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (эксперементирование) наблюдение за трудом воспитателя, знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.

Перед трудом детей в уголке природы были соблюдены санитарно – гигиенические условия: сделана помощником воспитателя влажная уборка в групповой комнате; угловое проветривание (в это время дети находились в музыкальном зале). Мебель расставлена так, чтобы во время труда ребёнку было комфортно на протяжении всей деятельности.

Материал, наглядное пособие, оборудование для деятельности было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально –коммуникативная, речевая.

Программное содержание:

Цель: Развивать интерес у детей к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

В вводной части решалась задача познавательного развития: воспитывать у детей интерес к растениям.

В основной части решались задачи: познавательного развития:  уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы. Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий; воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними. Социально-коммуникативного развития: закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками; закреплять знания о действиях с инвентарем, развивать культуру трудовой деятельности, любознательность. Речевого развития: развивать диалогическую речь.

В заключительной части решалась задача речевого развития: развивать диалогическую речь.

Цель, задачи организации труда детей соответствует программным требованиям возрастной группы («Программа воспитания и обучения в детском саду» под. редакцией М. А. Васильевой) .

Длительность деятельности – 25 минут. Вводная часть – 3 мин. ; основная часть – 18мин. ; заключительная часть – 4 мин.

Длительность составила требованиям программы.

В вводной части для создания интереса к теме, использовала приём — сюрпризный момент (письмо) .

В основной части НОД использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение. Присутствовала индивидуальная работа с детьми в основной части – давала указания словом.

В заключительной части анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.

Все части были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.

Применяла методы:

словесный (для вопросов детям, поощрения) ;

— наглядный (съемы) ;

— практический (в выполнении задания) ;

— метод контроля (в анализе выполненных работ – одобрение и похвалы) .

Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей. Речь была выразительная, спокойная, рассудительная. Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.

Считаю, что выбранная мною форма организации труда детей была достаточно эффективной. В течении всей деятельности формировались УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС).

Анализируя деятельность детей во время труда, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Анализируя, проведенный труд в природе, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всего труда в природе.

01.09.2016г.

Лазарева О.С.

Используемая литература:

1. Как знакомить дошкольников с природой./Под ред. П.Г. Саморуковой – М., 1983.

2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.

3. Мир природы и ребенок./Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой – Санкт-Петербург, издательство «Акцидент», 1998.

4. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений – М., 1993.

5. С.Н. Николаева. Эколог в детском саду. – М., Издательство «Мозаика-Синтез», 2004.

6. Формирование экологической культуры дошкольников. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград, 2008.

ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.3 «Труд детей на природе. Виды и содержание труда в разных возрастных группах», в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Результат изучения темы: раскрывает роль видов труда в формировании навыков природоохранной деятельности детей; называет виды труда и характеризует содержание труда в природе в разных возрастных группах; раскрывает педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе; характеризует формы организации труда в природе, раскрывает методику руководство трудом в разных возрастных группах.

Ключевые вопросы: значение труда в природе в формировании природоохранной деятельности; виды и содержание труда в природе в разных возрастных группах; требования к организации труда; формы организации труда детей в природе; методика руководство трудом в природе в разных возрастных группах.

ТЕМА 3. 3 «ТРУД ДЕТЕЙ НА ПРИРОДЕ. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»

ПЛАН:

  1. Воспитательно-образовательное значение труда в природе.

  2. Виды усложнения содержания труда в природе в разных возрастных группах.

  3. Педагогические и гигиенические требования к организации труда.

  4. Формы организации труда.

  5. Методические рекомендации по организации труда детей в природе.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ

  • Образовательное значение:

  1. Получают знания об окружающей природе: растениях, их строении, росте, требованиях к экофакторам, способе выращивания; и о животных: внешнем виде, особенностях питания, размножения, способах перемещения, приспособлениях к условиям жизни и сезонным изменениям.

  2. Учат устанавливать причинно-следственные связи и зависимости: между живой и неживой природой.

  3. В труде создаются условия для сенсорного развития детей.

  4. Формируются трудовые умения и навыки по выращиванию растений, уходу за животными.

  • Развивающее значение:

  1. Развивается наблюдательность, любознательность, другие психологические процессы.

  • Воспитательное значение:

  1. Заботливое отношение к животным, доброта, сочувствие.

  2. Ответственное отношение к труду, инициативность, самостоятельность, коллективизм.

  3. Физическое и эстетическое воспитание.

  1. ВИДЫ УСЛОЖНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА В ПРИРОДЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

  1. По месту проведения:

  • Внутренняя экологическая зона (уголок природы)

  • Внешняя экологическая зона (земельный участок: огород и цветник)

2.По содержанию:

  • По выращиванию растений

  • По уходу за животными

  • Некоторые виды хозяйственно – бытового труда (уборка снега)

3.По форме организации детей:

  • Поручения

  • Дежурства

  • Коллективный труд

Возрастная группа

Труд в уголке природы

Труд на земельном участке

Выращивание растений

Уход за животными

Хозяйственно- бытовой труд

На огороде, клумбе, в саду.

младшая группа

Вызвать интерес к действиям по уходу за растениями, с помощью взрослых:

— полить комнатные растения,

— протиреть крупные листья

Вызвать у детей интерес к животным, к действиям по уходу за ними, с помощью взрослых:

— покормить рыб и птиц.

Вызвать у детей желание

— ставить и класть на место предметы быта,

— убирать игрушки,

— поддерживать одежду в порядке.

— поливать растения на грядках,

— собирать овощи.

средняя группа

— мыть горшки,

— рыхлить почву,

— опрыскивать и протирать листья кисточкой.

— мыть стенки аквариума,

— давать корм и воду.

— собирать листья и мусор с участка,

— расчищать дорожки от снега,

— мыть выносные игрушки.

— рыхлить почву на грядках,

— собирать урожай,

— сажать луковицы лука,

— сеять крупные семена.

старшая группа

— переваливать растения,

— пересаживать растения,

— подвязывать по необходимости, — черенковать растения.

-самостоятельно кормить рыб и животных в уголке природы,

— убирать остатки корма, -самостоятельно готовить корм, — заготавливать корм на зиму,

-чистить клетки,

— менять воду в аквариуме.

— убирать участок соответственно сезону,

— подметать дорожки, веранду,

— расчищать снег,

— перекапывать песок в песочнице,

— помогать выносить игровой материал.

— прополка огорода,

— перекопка почвы,

— пересадка растений,

— подкормка растений,

— окучивать картофель.

3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Педагогические требования:

  1. Труд должен быть разнообразным по содержанию;

  2. Должен сочетаться с наблюдением, а не быть самоцелью (в процессе труда необходимо формировать практические умения, навыки в единстве со знаниями);

  3. Необходимо добиваться осознанного отношения к труду, дети должны понимать общественную значимость труда. Для этого необходимо раскрывать перед детьми цель, результат и способы их достижения.

  4. Труд должен быть систематический и только тогда он будет педагогически ценен. Воспитатель должен присоединяться к труду каждого ребёнка.

  5. Трудовая деятельность в природе должна постепенно усложняться.

Гигиенические требования: (направлены на охрану здоровья детей, связаны с дозировкой физической нагрузки, подбором орудий труда).

  1. Труд должен выполняться в гигиенически созданных условиях — предыдущая уборка, столы закрыты пленкой, свет.

  2. Орудия труда должны соответствовать росту и возрасту детей, быть яркими.

  3. Продолжительность труда (от характера труда, возраста детей)

Трудоёмкие операции: уборка снега, вскапывание земли, прополка:

Младшая группа — 5-7 мин.

Средняя группа — 10-15 мин. (с отдыхом).

Старшая группа — 15-25 мин.

Летом, когда жарко и зимой, когда холодно дети не трудятся.

4. Поза детей правильная;

5.Чередование видов работ (дети меньше устают, воздействует на разные группы мышц, разные анализаторы)

6. После труда вымыть руки.

4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРИРОДЕ

  1. Поручения;

  2. Дежурство;

  3. Коллективный труд.

Поручения – возложение на детей определённого задания, которое он должен выполнить сам или с помощью взрослого (во всех возрастных группах).

Поручения необходимо связывать с интересными наблюдениями.

  • По продолжительности:

— кратковременные (младшая группа)

— продолжительные (старшая группа)

  • По степени самостоятельности:

— с помощью воспитателя (младшая группа)

— под словесным руководством (средняя группа)

— самостоятельно под контролем (старшая группа)

  • По объёму:

— простые (1-3 операции)

— сложные (множество последовательных операций).

Коллективный труд – наиболее сложная форма организации работы. Чаще на занятиях, когда трудовые операции вводятся впервые или во 2-й половине дня.

Виды коллективного труда:

— труд рядом (младшая группа) – одинаковые действия выполняются одновременно. Связаны местом работы. Не зависят один от одного. Каждый трудится в своём темпе (посадка лука).

— общий труд – дети выполняют общую работу, но задания у всех разные (уборка уголка природы).

— совместный труд (труд по конвейеру) – делиться на ряд операций, дети зависят друг от друга. Характерно неодновременное включение в процесс труда. Последнему ребёнку нужно дать промежуточное, дополнительное задание (уборка снега на участке).

Дежурство — требует от ребенка большой степени самостоятельности. Имеет большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Вводится в старшем дошкольном возрасте.

5.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ

Особенности труда детей в природе обусловлены:

  1. Возрастными особенностями (физические, психические);

  2. Спецификой труда в природе.

Особенности труда в природе:

  1. Продолжительное время действия детей проходят в игровом плане, работа проходит в игре (младшая и средняя группы).

  2. Детей младшей и средней группы интересует и забавляет не результат действия, а сам процесс трудовых действий.

  3. В среднем и старшем возрасте интересует не только процесс действий, но и сам результат.

  4. Действия детей сначала поспешные, недостаточно уточнённые, часто не заканчиваются, переходят в игру. Дети не стремятся к высокому качеству труда, так как недостаточно понимают значение работы.

  5. Детей может заинтересовать общий темп (тогда они не чувствуют усталости).

Учитывая эти особенности, воспитатель должен соответственно выстраивать свою работу:

— строго дозировать физическую нагрузку и время работы;

— своевременно использовать интерес и стремление к трудовым процессам, помочь усвоить роль каждой трудовой операции;

— сделать труд интересным.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развиваются интеллектуальные умения. Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых; с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, кроликов, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Дети средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия.

У детей старшего дошкольного возраста (5―7 лет) необходимо воспитывать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение сговариваться, распределять обязанности для выполнения работы, дружно работать, помогая друг другу, добиваться качественного выполнения работы.

Методы трудового воспитания:

Игровой метод

Метод наглядный

Метод словесный

Практический

Приемы

Приемы

Приемы

Приемы

— игровая ситуация

наблюдение за трудом взрослого

объяснение предстоящей деятельности

Совместное выполнение действии с ребенком

сюжетно-ролевые игры «Научим Хрюшу умываться»

демонстрация наиболее сложных моментов в работе;

Оценка трудовой деятельности детей

Самостоятельная трудовая деятельность (выполнение трудового действия по этапам)

игровое упражнение «Помоги Незнайке …»

Рассматривание сюжетных картинок, тематических альбомов о труде взрослых в природе

Чтение художественных произведений о труде взрослых

дидактические игры: «Накроем стол для кукол» ,

«Кому это нужно», «Угадайте, что я делаю

Детальный показ действий

Схемы –модели, пооперационные карты

ВАЖНО:

  • В начале работы необходимо создавать эмоциональное отношение к труду (художественно слово)

  • Труд связать с интересными опытами

  • Показать наглядно результат действий (выставка огородных культур)

  • Давать больше самостоятельности в выполнении работы

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка.

Таким образом, в процессе руководства трудом в природе используем наглядный, словесный и практический методы.

ВИДЫ РАБОТЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2019 г.):

УХОД ЗА РАСТЕНИЯМИ

Младшая группа (2-3 года): совместно со взрослым ухаживать за растениями

Младшая группа (3-4 года): выполнять элементарные трудовые операции в уголке природы (вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений, поливать комнатные растения)

Выполнять трудовые действия на огороде (поливать растения на грядках, сажать лук, собирать овощи).

Средняя группа: сеять семена крупной и средней величины (бобы, фасоль, настурцию, тыкву, горох, редис, свеклу) сажать луковицы репчатого лука тюльпанов, нарциссов; самостоятельно поливать, рыхлить почву между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем; собирать урожай:

Старшая группа: свёкла, огурцы и горох, укроп, салат (семена смешивают с песком)

Старшая группа: пересаживать комнатные растения, выращивать рассаду капусты, томатов, цветов, сеять семена в ящик, пикировать и высаживать рассаду в грунт, перекапывать почву в огороде и цветнике, пересаживать растения из грунта в уголок природы, сажать и пересаживать многолетние растения цветника, поливать растения в зависимости от условий и потребностей.

УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ

Младшая группа (2-3 года): совместно со взрослым ухаживать за животными.

Младшая группа (3-4 года): выполнять элементарные трудовые операции в уголке природы (кормить рыбок, птиц).

Средняя группа: совместно со взрослым осуществлять уход за животными уголка природы: кормить и поить животных, класть готовый корм в кормушки, мыть поилки, поддоны, чистить клетки, кормушки, подкармливать зимующих птиц. Совместно со взрослым менять воду в аквариуме, приводить в порядок инвентарь, который использовался в процессе труда.

Старшая группа: выполнять различные поручения, связанные с животными уголка природы (самостоятельно кормить животных, систематически менять воду и убирать остатки корма, готовить корм для животных, совместно со взрослым заготавливать корм для животных на зиму); самостоятельно добросовестно выполнять обязанности дежурного в уголке природы (кормить животных)

Приложение 1

Приложение 2

Литература:

  1. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с

  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.

  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.

  4. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде. — М., Просвещение, 1990.

Труд в природе
организуется в форме поручений,
коллективного труда и дежурств. Выбор
форм зависит от

— объема работы.
При небольшом объеме работы выбирают
индивидуальные поручения, дежурства,
при большом – коллективный труд,
групповые поручения.

— возраста детей.
В младшем возрасте предпочтение отдается
индивидуальным поручениям, в среднем
– групповым поручениям и коллективному
труду, в старшем – дежурствам и
коллективному труду.

* подробную
информацию о формах организации труда
в природе смотри в контрольных работах
студентов

а) трудовые
поручения

  • Используются во
    всех группах

  • Особое значение
    имеет в младшем дошкольном возрасте,
    когда деятельность только осваивается

  • У педагога есть
    возможность научить ребенка трудовым
    действиям, оказать ему помощь,
    проконтролировать выполнение трудовой
    операции, оценить деятельность, учесть
    индивидуальные особенности ребенка

  • Весь процесс
    выполнения поручения ребенок выполняет
    сам.

Все это способствует
формированию трудовых умений, воспитанию
ответственности за порученное дело,
настойчивости, аккуратности, привычки
к трудовому усилию.

б) коллективный
труд

  • Используется в
    работе с детьми среднего дошкольного
    возраста

  • Дает возможность
    формировать трудовых навыки у всех
    детей группы

  • Объединяет детей

  • Формирует умение
    принимать общую цель труда, договариваться,
    планировать, согласовывать действия

  • Помогать друг
    другу

  • Оценивать работу.

По своей структуре
коллективный труд может быть организован
как общий и совместный.

Общий труд

  • Участвует вся
    группа детей

  • Каждый получает
    свое задание

  • Результаты труда
    всех детей объединяются в один общий
    результат.

Например, каждый
ребенок удаляет пыль с листовой
поверхности растений — результат –все
растения уголка природы стали чистыми.

Совместный
труд

  • Участвует группа
    детей

  • Процесс труда
    разделен на операции, каждая из которых
    осуществляется одним из участников
    или группой детей

  • Каждый ребенок
    выполняет свою операцию и передает
    объект труда дальше.

Например, одни
дети перекапывают землю, другие
разравнивают, третьи делают грядки и
т.д.

в) дежурства в
уголке природы

  • Используется в
    работе с детьми старшего дошкольного
    возраста

  • Предполагает
    поочередное выполнение дежурными
    постоянного и определенного круга
    обязанностей

  • Совершенствуются
    навыки труда в природе

  • Формируются
    общественные мотивы труда.

Вопрос 5. Методика руководства трудом детей в природе

В процессе
организации труда в природе, используются
3 группы методов

1 группа – методы,
направленные на воспитание положительного
отношения к труду в природе.

Эмоционально-положительное
состояние в процессе труда позволяет
мобилизовать усилия для решения
поставленных задач, для достижения
цели.

Эмоционально-положительного
состояния можно добиться

— физической
нагрузкой

— ожиданием
предстоящего результата

— сознанием
собственных умений и своего значения,
как члена работающего коллектива

— форма организации
руда (кол. труд)

— внешний вид орудий
труда (красивая леечка, лопатка, грабли).

Методы:

— внесение во время
труда элементов игры

— применение
потешек, считалок, песенок, коротких
стихов, загадок

— ориентация на
промежуточный результат с напоминанием
конечной цели. Четко определенный объем
работы является залогом ее успешного
выполнения

— совместная
деятельность взрослого и ребенка

— сравнение
результатов. Педагог показывает объем
выполненной работы и сравнивает время,
необходимое для выполнения этого объема
одним человеком и работающим коллективом.

— метод эмоциональных
сопереживаний. Этот метод позволяет
вызвать радость от полученного результата.
Ребенок испытывает чувство благополучия
от того, что потребности растений или
животных, как живого существа удовлетворены.

— дифференцированная
оценка результатов труда. Для детей с
низким уровнем сформированности
положительного отношения к труду
похвальным является даже сам факт
участия в работе. Для детей с повышенным
уровнем педагог отмечает достижение
результата, а затем и качества выполнения
задания.

— прием предвосхищения
результатов труда. Это создает у детей
яркие представления о предполагаемом
результате и будущей радости, связанной
с ее получением.

2 группа – методы,
направленные на развитие структурных
компонентов трудовой деятельности.

— разъяснение
того, что вначале труда надо тщательно
приготовить рабочее место. В практике
работы нередко педагог сам заранее
готовит все необходимое. Тем самым
лишает возможности формировать у детей
умения планировать , организовывать
свою деятельность

— Показ

— Вопросы

— Упражнение

— совместное
выполнениедействий со взрослым

Обсуждение
результатов

соревнование

3 группа – методы,
направленные на развитие личности
ребенка в процессе труда в природе:

— оказание помощи

— разъяснение
нравственных правил в процессе труда
в природе

— обсуждение
результатов труда. Наряду с обсуждением
положительных примеров необходимо
привлекать внимание детей к отдельным
недостаткам. Однако делат замечания
мягко, доброжелательно, выражая
уверенность, что дети постараются
работать лучше. Например, «Света тщательно
промыла растения, быстро работала, не
отвлекалась, но делала все небрежно: то
на себя пролила, то на пол. Надо быть
аккуратнее»

— объяснение
необходимости работать качественно

— показ преимуществ
коллективного труда

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Труд в природе. Его определение и значение в решении вопросов воспитания ребенка дошкольного возраста.

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих Связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, Подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Методика руководства трудом в природе в разных возрастных группах.

Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей:

в младшей группе — в пределах 5—7 мин.

в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда.

в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда

Младшие группы. Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.

Вовторой младшей группе возможно организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» — дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду. Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу. При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции ( но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями. Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения. Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть. В средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.

Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения — ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д. В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость. Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве. Значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания. Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно — образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их (астра, 1;2;3 георгина и т. д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды, лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию. Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет детей, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу. По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа. Каждый ребенок при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений. В результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей. Процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляют один из участников или группа детей. Каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше. Например, одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третЗьи делают грядки). Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/298371-trud-v-prirode-ego-opredelenie-i-znachenie-v-

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Диктофон сони ic recorder инструкция на русском языке
  • Восстание под руководством кондратия булавина дата
  • Руководство шевроле каптива 2012
  • Из каких разделов состоит инструкция по охране труда тест
  • Руководство библиотечной системой