Руководство трудовой деятельностью детей в природе

Тема 2. Труд детей в природе: его организация и экологический подход.

План

  1. Экологический подход к организации труда в природе……………..2
  2. Виды труда в природе…………………………………………………..7
  3. Руководство воспитателя трудом старших дошкольников…………..9
  4. Провести самоанализ (анализ) организации труда детей в природе..11
  1. Экологический подход к организации труда в природе.

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой являются живые существа ― мир растений и животных, человек.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Непосредственно, с помощью органов чувств ребенок воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Так, в процессе ухода за растениями и животными живого уголка:

— дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

— учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения.

Полученные знания и умения дошкольники используют на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки, когда это необходимо, а этому способствуют знания детей о том как ухаживать за растениями и животными, как создать им условия для благоприятного роста и развития. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. При знакомстве с природой дети учатся чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Дети восторгаются красотой комнатных растений, находящихся в группе, замечают красоту цветов и листьев; с восторгом относятся к красивым рыбкам, помещенным в аквариуме и т.д.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (один любит поливать растения, другой – кормить животных), Реально же в учреждениях дошкольного образования дети независимо от настроения, желания обязаны под руководством педагога все вместе в данный конкретный момент поливать растения или вскапывать грядки. В то же время сами взрослые люди далеко неоднозначно относятся к выращиванию комнатных растений и содержанию животных. У взрослого человека есть право выбора разных видов трудовой деятельности, ребенок же в учреждении дошкольного образования такого права лишен, что резко снижает его интерес к самому процессу ухода за объектами живой природы.

Перед началом трудовой деятельности выработать у ребенка эмоционально положительное отношение к объекту, показать, что этот объект живой, что он нуждается в бережном отношении именно этого ребенка («без твоей помощи растение может засохнуть, а морская свинка погибнет, если ей не давать воды и пищи»). Объяснить детям необходимость именно таких действий по отношению к объектам природы (почему животных нужно регулярно кормить, а растения – поливать и т.д.). В результате дети ощущают значимости своих действий, у них формируется чувство ответственности за состояние природных объектов.

Специалистами доказано, что у девочек и мальчиков существуют значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. Эти отличия ярко проявляются и в отношении к труду в природе. В процессе опроса педагогов дошкольных учреждений было выявлено, что они замечают значительные отличия в восприятии окружающего мира, мотивации поведения и т.п. у девочек и мальчиков. Девочки больше склонны к длительному ухаживанию за растениями, с удовольствием протирают листья, пересаживают, поливают растения, тогда как мальчики предпочитают более динамичные виды деятельности и чаще выбирают уход за животными, а не растениями. Учитывая это, педагог должен подходить к организации трудовой деятельности ребенка с позиции вариативности, предлагая детям разные ее виды.

Следует изменить содержание труда в природе и отношение к нему. В основу организации труда в природе следует положить биоцентрический подход, при котором в центре внимания оказывается природа, а человек рассматривается как ее часть.

Самый распространенный объект в детском саду — аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум — это модель природного водоема, миниэкосистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие.

Птицы, так же как и рыбы, — частые обитатели уголков природы в детском саду. Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Птицы очень пугливы и осторожны — в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в игровом уголке) у них постоянно тревожное состояние (в отдельных случаях испуг может вызвать шок и гибель).

Также в живом уголке могут присутствовать рептилии (черепахи) и млекопитающие (морские свинки, хомячки).

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость — листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом — именно днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.

Совместная организационно-хозяйственная,трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота и взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.

Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия.

В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение малышей как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

С возрастом детей меняются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможной дежурство детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, я помогу сделать то, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу.

Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей воспитывается любовь к природе и бережное к ней отношение.

2. Виды труда в природе.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:

  1. со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
  2. усваивают способы установки этих свойств.

 Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.  

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. д.

Требования к организации труда в природе.

 Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим требованиям.

Педагогические требования к организации труда в природе.

  • Организация разнообразного по содержанию труда:

а) уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;

б) выращивание растений в уголке природы,

в) труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).

  • В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
  • Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
  • Трудовая деятельность детей в природе должна систематически  усложняться.
  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

  • Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.
  • Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде.  С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.
  •  Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

Формы организации труда в природе.

 Труд детей в природе организуют в следующих формах:

Индивидуальные поручения  — применяются во всех возрастных группах детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.

Коллективный труд в природе — дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться и т.д..

По своей структуре коллективный труд может быть организован как:

 а) труд общий;   б) труд совместный.

Дежурства — предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.

3. Руководство воспитателя трудом старших дошкольников.

Воспитанники старшего дошкольного возраста под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Воспитанники подготовительной группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости способа ухода, умение устанавливать связь между условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Овладение трудовой деятельностью в старших и подготовительных к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных. Одновременно дежурят 2- 4 человека.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы . Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь инвентарь.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное — и окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.

В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.

4. Самоанализ организации труда детей в природе.

Организацию труда детей в природе проводила с детьми старшей группы, возраст 5.10-6.0 лет. Присутствовало 13 детей.

Подготовила методическую разработку  на тему «Поможем растениям в уголке природы»; конверт с письмом; растения уголка природы; инвентарь для работы; схемы обозначающие вид инвентаря; схемы — карточки с уловными обозначениями необходимых условий для роста растений; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки. Расставила столы, так чтобы детям было удобно.

В предварительной работе с детьми проводились: наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение, наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (эксперементирование) наблюдение за трудом воспитателя, знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.

Перед трудом детей в уголке природы были соблюдены санитарно – гигиенические условия: сделана помощником воспитателя влажная уборка в групповой комнате; угловое проветривание (в это время дети находились в музыкальном зале). Мебель расставлена так, чтобы во время труда ребёнку было комфортно на протяжении всей деятельности.

Материал, наглядное пособие, оборудование для деятельности было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально –коммуникативная, речевая.

Программное содержание:

Цель: Развивать интерес у детей к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

В вводной части решалась задача познавательного развития: воспитывать у детей интерес к растениям.

В основной части решались задачи: познавательного развития:  уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы. Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий; воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними. Социально-коммуникативного развития: закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками; закреплять знания о действиях с инвентарем, развивать культуру трудовой деятельности, любознательность. Речевого развития: развивать диалогическую речь.

В заключительной части решалась задача речевого развития: развивать диалогическую речь.

Цель, задачи организации труда детей соответствует программным требованиям возрастной группы («Программа воспитания и обучения в детском саду» под. редакцией М. А. Васильевой) .

Длительность деятельности – 25 минут. Вводная часть – 3 мин. ; основная часть – 18мин. ; заключительная часть – 4 мин.

Длительность составила требованиям программы.

В вводной части для создания интереса к теме, использовала приём — сюрпризный момент (письмо) .

В основной части НОД использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение. Присутствовала индивидуальная работа с детьми в основной части – давала указания словом.

В заключительной части анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.

Все части были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.

Применяла методы:

словесный (для вопросов детям, поощрения) ;

— наглядный (съемы) ;

— практический (в выполнении задания) ;

— метод контроля (в анализе выполненных работ – одобрение и похвалы) .

Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей. Речь была выразительная, спокойная, рассудительная. Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.

Считаю, что выбранная мною форма организации труда детей была достаточно эффективной. В течении всей деятельности формировались УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС).

Анализируя деятельность детей во время труда, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Анализируя, проведенный труд в природе, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всего труда в природе.

01.09.2016г.

Лазарева О.С.

Используемая литература:

1. Как знакомить дошкольников с природой./Под ред. П.Г. Саморуковой – М., 1983.

2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.

3. Мир природы и ребенок./Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой – Санкт-Петербург, издательство «Акцидент», 1998.

4. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений – М., 1993.

5. С.Н. Николаева. Эколог в детском саду. – М., Издательство «Мозаика-Синтез», 2004.

6. Формирование экологической культуры дошкольников. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград, 2008.

 «Организация труда детей в природе».

Содержание.

1. Значение труда в природе для детей.

2. Содержание труда в природе  с детьми младшей, средней, старшей
и подготовительной группе.

3. Заключение.

В
последнее время в связи с глобализацией экологических проблем все более
значимым становится экологическое образование, в том числе и детей дошкольного
возраста. В дошкольных учреждениях экологическое образование является частью
общего образования. В ДОУ происходит формирование начал экологической культуры.

Одним
из способов экологического воспитания дошкольников  в ДОУ является труд в
природе.
Труд
в природе способствует всестороннему развитию ребенка:

·       
для
интеллектуального развития детей. Педагоги, организуя трудовую деятельность,
имеют возможность разнообразить деятельность дошкольников, что способствует
активному усвоению и использованию ими приобретенных знаний, а полученные
впечатления побуждают их к активному обмену мнениями, способствуют формированию
суждений на основе анализа результатов труда и сравнений;

·       
способствует
развитию наблюдательности, любознательности, воспитанию интереса к
сельскохозяйственно
му труду и
уважения к людям, которые
им занимаются. В процессе труда дети
знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, орудиями, овладевают
навыками работы с ними, учатся бережному отношению к природе;

·       
физическому
развитию детей — совершенствуются движения, стимулируется деятельность
различных органов и систем организма
через  содержание труда
в природе, скажем, во время выращивания красивых цветов, удовлетворяются
эстетические потребности детей;

·       
 Организация
трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики,
использование результатов работы для удовлетворения практических потребностей и
радостных эстетических эмоций дает возможность педагогам эффективно
осуществлять эстетическое воспитание детей.

·       
Труд
в природе, как никакая другая, эффективно способствует формированию
морально-волевых качеств личности, позволяет расширить кругозор малышей.

Именно
труд в природе является той деятельностью, в процессе которой оптимально
реализуются все задачи экологического воспитания: усвоение знаний о наиболее
важны
х
взаимосвяз
ях в
природе; формирование ценностных ориентаций;воспитание желание общаться с
природой; усвоение правил природопользования; формирование первых навыков
природо
сообразного
поведения.
Труд в природе
является
 первым
доступным детям дошкольного возраста видом социально значимой продуктивной
трудовой деятельности, в процессе которой вырабатываются конкретные
материальные ценности: выращиваются цветы, овощи, фрукты и т.п. Как правило,
большинство детей охотно ухаживает за живыми объектами, познавая мир живой
природы, раскрывая в себе новые возможности, приобретая опыт бережного
отношения ко всему живому.
Труд  дисциплинирует,
воспитывает чувство ответственности за жизнь живых существ, растений. Ведь не
политые в жару растения могут засохнуть, нена
кормленная  птица или
животное — погибнуть или заболеть. Уход за растениями в цветнике и на огороде
не только позволяет воспитать у детей интерес к природе, сельскохозяйственно
му труду и
уважение к людям, которые
им занимаются, но и сформировать у
дошкольников трудовые навыки и желание работать.

Однако у детей дошкольного возраста еще мало
опыта, поэтому взрослые должны так организовать деятельность,
 чтоб дошкольники
испытывали радость труда, положительно относиться к не
му.

Трудясь в
природе, дети знакомятся:

1.  
со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;

2.  
усваивают способы установки этих свойств.

 Воспитатель
учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения
трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе,
нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В
результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах,
состояниях объектов природы.  

В процессе труда
в природе у детей формируются знания:

1) о
растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности,
основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

2) о
животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ
жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями,
образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в
природе способствует
 развитию у детей: наблюдательности;
любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к
труду человека; уважение к людям труда.

В процессе
труда
 формируются: практические навыки
ухода за растениями и животными; развиваются интеллектуальные умения:
планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать
последовательность операций, распределять их по времени и между участниками
труда и т. д.

Требования к организации труда в природе.

 Труд
в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если
его организация и содержание отвечают определённым педагогическим и
гигиеническим требованиям.

Педагогические
требования
 к организации труда в природе.

· 
Организация разнообразного по
содержанию труда:

а) уход за животными
(птицами, рыбами, млекопитающими), растениями;

б)
выращивание растений в уголке природы,

в) труд на
участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).

· 
В процессе труда необходимо формировать практические
навыки и умения
 в
единстве со знаниями.

·        
Осознанность труда, что предполагает
раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

·        
Трудовая деятельность детей в природе должна систематически 
у
сложняться.

·        
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно
приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические
требования к организации труда в природе.

·      
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия,
затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.

·      
Необходимо обеспечить правильную
позу
 детей
в труде.  С этой целью следует чередовать один вид работы с другим.

·      
 Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту
и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

Формы
организации труда в природе.

 Труд
детей в природе организуют в следующих формах:

Индивидуальные
поручения
  — применяются во всех возрастных
группах
 детского сада, весь процесс труда
ребенок выполняет сам.

Коллективный
труд
 в природе —
дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы.
Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель
труда, договариваться и т.д.

По своей
структуре коллективный труд может быть организован как:

 а) труд общий; 
 б)
 труд
совместный
.

Дежурства 
предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга
обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.

Младшая группа

Малыши помогают воспитателю ухаживать за растениями в
уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу
комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие
кожистые листья влажной тряпочкой. Дети сажают луковицы и крупные семена в
землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают
посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают
1-2 трудовые операции. Труд этот кратковременный, но воспитатель должен
привлекать к нему всех детей поочередно.

Во второй младшей группе возможна организация труда всего
коллектива детей, например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка
урожая труд этот будет организован как труд рядом.

Возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать
две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию:
вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность
организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а
во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать. Для обучения навыкам труда
в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с
одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с
объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его
наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает
приемы
выпол-нения задания. Оценка всегда положительная,
носит воспитательный характер.

Средняя группа.

В средней группе формы организации детей в процессе труда
те же, что и в

младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения,
но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в
течение 2-3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно
могут работать 2-3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (не более
двух).

Большое место занимают коллективные формы труда. Их в
основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми
трудовыми операциями, например со способом посадки семян.

У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное
отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и
чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Все эти особенности развития детей — основа для
усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции
воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и
объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы.
Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о
последовательности действий, способах использования оборудования, использует
показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Теперь не
всегда оценка труда может быть положительной, так как оценивается
качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель
дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они
имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость
труда.

Старший дошкольный возраст

Воспитанники старшего дошкольного возраста под
руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают,
рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со
способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в
огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и
разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они
могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю,
собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые
навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы
необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между
состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение
потребностей растений.

Воспитанники подготовительной группы осуществляют уход
самостоятельно
. Педагог лишь контролирует их действия,
оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание
необходимости способа ухода, умение устанавливать связь между условиями,
которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их
существования в природе.

Овладение трудовой деятельностью в старших и
подготовительных к школе группах происходит в более сложных формах организации
труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить
трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять
последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал,
самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых.
Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более
длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме,
ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке
природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит
детей с обязанностями дежурных. Одновременно дежурят 2- 4 человека.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка
дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными
работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг
к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные
проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда —
труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в
цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает
бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные
условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой
организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает
детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри
звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы,
указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится
объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет
место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В процессе руководства трудом детей ставится задача
развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания,
задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда.
Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с
указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она
дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы
прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Особенностью руководства
трудом в старшей и подготовительной к школе группе является и то, что
воспитатель обсуждает с детьми процесс работы. Он приучает ребят не только
видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых
операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь
инвентарь.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том,
что труд дошкольников в природе является средством экологического воспитания и
всестороннего развития детей:

·       
разнообразный труд в природе доставляет детям радость,
удовольствие, содействует их всестороннему гармоничному развитию;

·       
во время трудовой деятельности у детей воспитывается любовь к
природе, бережное к ней отношение, уважение к труду взрослых;

·       
развивается интерес к труду, формируются практические трудовые
навыки ухода за растениями;

·       
труд расширяет кругозор детей, учит правильному отношению к
природе, решает задачи умственного и сенсорного воспитания;

·       
развиваются интеллектуальные умения

·       
развивается двигательная активность детей. Дети физически
закаляются, становятся более выносливыми.

·       
от результатов своего труда дети получают эстетическое
удовольствие.

Список
литературы

1.                
Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового
воспитания.
– М.: Мозаика-Синтез,
2011.

2.                
Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.

3.                
Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

4.                
Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М., 1991.

5.                
Методика ознакомления с природой в детском саду/ Под ред.
Саморуковой. – М., 1992.

6.                
Николаева С.Н. Методика экологического образования дошкольников,2-е
изд. — М.-Академия, 2005

7.                
Павлова Л. Работа с дошкольниками в уголке природы// Ребенок в
детском саду. – 2005. — № 5.

8.                
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.

Труд в природе
организуется в форме поручений,
коллективного труда и дежурств. Выбор
форм зависит от

— объема работы.
При небольшом объеме работы выбирают
индивидуальные поручения, дежурства,
при большом – коллективный труд,
групповые поручения.

— возраста детей.
В младшем возрасте предпочтение отдается
индивидуальным поручениям, в среднем
– групповым поручениям и коллективному
труду, в старшем – дежурствам и
коллективному труду.

* подробную
информацию о формах организации труда
в природе смотри в контрольных работах
студентов

а) трудовые
поручения

  • Используются во
    всех группах

  • Особое значение
    имеет в младшем дошкольном возрасте,
    когда деятельность только осваивается

  • У педагога есть
    возможность научить ребенка трудовым
    действиям, оказать ему помощь,
    проконтролировать выполнение трудовой
    операции, оценить деятельность, учесть
    индивидуальные особенности ребенка

  • Весь процесс
    выполнения поручения ребенок выполняет
    сам.

Все это способствует
формированию трудовых умений, воспитанию
ответственности за порученное дело,
настойчивости, аккуратности, привычки
к трудовому усилию.

б) коллективный
труд

  • Используется в
    работе с детьми среднего дошкольного
    возраста

  • Дает возможность
    формировать трудовых навыки у всех
    детей группы

  • Объединяет детей

  • Формирует умение
    принимать общую цель труда, договариваться,
    планировать, согласовывать действия

  • Помогать друг
    другу

  • Оценивать работу.

По своей структуре
коллективный труд может быть организован
как общий и совместный.

Общий труд

  • Участвует вся
    группа детей

  • Каждый получает
    свое задание

  • Результаты труда
    всех детей объединяются в один общий
    результат.

Например, каждый
ребенок удаляет пыль с листовой
поверхности растений — результат –все
растения уголка природы стали чистыми.

Совместный
труд

  • Участвует группа
    детей

  • Процесс труда
    разделен на операции, каждая из которых
    осуществляется одним из участников
    или группой детей

  • Каждый ребенок
    выполняет свою операцию и передает
    объект труда дальше.

Например, одни
дети перекапывают землю, другие
разравнивают, третьи делают грядки и
т.д.

в) дежурства в
уголке природы

  • Используется в
    работе с детьми старшего дошкольного
    возраста

  • Предполагает
    поочередное выполнение дежурными
    постоянного и определенного круга
    обязанностей

  • Совершенствуются
    навыки труда в природе

  • Формируются
    общественные мотивы труда.

Вопрос 5. Методика руководства трудом детей в природе

В процессе
организации труда в природе, используются
3 группы методов

1 группа – методы,
направленные на воспитание положительного
отношения к труду в природе.

Эмоционально-положительное
состояние в процессе труда позволяет
мобилизовать усилия для решения
поставленных задач, для достижения
цели.

Эмоционально-положительного
состояния можно добиться

— физической
нагрузкой

— ожиданием
предстоящего результата

— сознанием
собственных умений и своего значения,
как члена работающего коллектива

— форма организации
руда (кол. труд)

— внешний вид орудий
труда (красивая леечка, лопатка, грабли).

Методы:

— внесение во время
труда элементов игры

— применение
потешек, считалок, песенок, коротких
стихов, загадок

— ориентация на
промежуточный результат с напоминанием
конечной цели. Четко определенный объем
работы является залогом ее успешного
выполнения

— совместная
деятельность взрослого и ребенка

— сравнение
результатов. Педагог показывает объем
выполненной работы и сравнивает время,
необходимое для выполнения этого объема
одним человеком и работающим коллективом.

— метод эмоциональных
сопереживаний. Этот метод позволяет
вызвать радость от полученного результата.
Ребенок испытывает чувство благополучия
от того, что потребности растений или
животных, как живого существа удовлетворены.

— дифференцированная
оценка результатов труда. Для детей с
низким уровнем сформированности
положительного отношения к труду
похвальным является даже сам факт
участия в работе. Для детей с повышенным
уровнем педагог отмечает достижение
результата, а затем и качества выполнения
задания.

— прием предвосхищения
результатов труда. Это создает у детей
яркие представления о предполагаемом
результате и будущей радости, связанной
с ее получением.

2 группа – методы,
направленные на развитие структурных
компонентов трудовой деятельности.

— разъяснение
того, что вначале труда надо тщательно
приготовить рабочее место. В практике
работы нередко педагог сам заранее
готовит все необходимое. Тем самым
лишает возможности формировать у детей
умения планировать , организовывать
свою деятельность

— Показ

— Вопросы

— Упражнение

— совместное
выполнениедействий со взрослым

Обсуждение
результатов

соревнование

3 группа – методы,
направленные на развитие личности
ребенка в процессе труда в природе:

— оказание помощи

— разъяснение
нравственных правил в процессе труда
в природе

— обсуждение
результатов труда. Наряду с обсуждением
положительных примеров необходимо
привлекать внимание детей к отдельным
недостаткам. Однако делат замечания
мягко, доброжелательно, выражая
уверенность, что дети постараются
работать лучше. Например, «Света тщательно
промыла растения, быстро работала, не
отвлекалась, но делала все небрежно: то
на себя пролила, то на пол. Надо быть
аккуратнее»

— объяснение
необходимости работать качественно

— показ преимуществ
коллективного труда

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как работать с тендерами для чайников пошаговая инструкция
  • Powerdirector инструкция на русском для телефона
  • Инструкция по архивному делопроизводству в мвд
  • Ниоксин пилинг для кожи головы инструкция
  • Canon принтер сканер руководство для него