Руководство управления безопасностью полета

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Doc 9859

AN/474

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

Утверждено Генеральным секретарем и опубликовано с его санкции

Издание второе — 2009

Международная организация гражданской авиации

Doc 9859

AN/474

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

Утверждено Генеральным секретарем и опубликовано с его санкции

Издание второе — 2009

Международная организация гражданской авиации

Опубликовано отдельными изданиями на русском, английском, арабском, испанском, китайском и французском языках МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. 999 University Street, Montréal, Quebec, Canada H3C 5H7

Информация о порядке оформления заказов и полный список агентов по продаже и книготорговых фирм размещены на веб-сайте ИКАО www.icao.int.

Издание второе, 2009.

Doc 9859 ИКАО, Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

Номер заказа: 9859 ISBN 978-92-9231-410-1

© ИКАО, 2009

Все права защищены. Никакая часть данного издания не может воспроизводиться, храниться в системе поиска или передаваться ни в какой форме и никакими средствами без предварительного письменного разрешения Международной организации гражданской авиации.

(ii)

ПОПРАВКИ

Об издании поправок сообщается в дополнениях к Каталогу изданий ИКАО; Каталог и дополнения к нему имеются на веб-сайте ИКАО www.icao.int. Ниже приводится форма для регистрации поправок.

РЕГИСТРАЦИЯ ПОПРАВОК И ИСПРАВЛЕНИЙ

ПОПРАВКИ

ИСПРАВЛЕНИЯ

Дата

Кем внесено

Дата

Кем внесено

(iii)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Страница

АКРОНИМЫ И СОКРАЩЕНИЯ ……………………………………………………………………………………………………………..

(iх)

Глава 1.

ОБЗОР РУКОВОДСТВА ……………………………………………………………………………………………………….

1-1

1.1

Общие положения……………………………………………………………………………………………………………

1-1

1.2

Цели………………………………………………………………………………………………………………………………..

1-1

1.3

Концепция ……………………………………………………………………………………………………………………….

1-1

1.4

Содержание …………………………………………………………………………………………………………………….

1-1

1.5

Структура ………………………………………………………………………………………………………………………..

1-3

Глава 2.

БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ………………………………………………………….

2-1

2.1

Цель и содержание…………………………………………………………………………………………………………..

2-1

2.2

Концепция безопасности полетов……………………………………………………………………………………..

2-1

2.3

Эволюция теории обеспечения безопасности полетов……………………………………………………….

2-2

2.4

Причинность происшествий. Модель Ризона……………………………………………………………………..

2-5

2.5

Происшествие по организационным причинам…………………………………………………………………..

2-7

2.6

Люди, контекст и безопасность. Модель Shel …………………………………………………………………….

2-9

2.7

Ошибки и нарушения………………………………………………………………………………………………………..

2-16

2.8

Организационная культура……………………………………………………………………………………………….

2-25

2.9

Расследование в области безопасности полетов……………………………………………………………….

2-33

Глава 3.

ВВЕДЕНИЕ В КОНЦЕПЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ………………………….

3-1

3.1

Цель и содержание…………………………………………………………………………………………………………..

3-1

3.2

Связанный с безопасностью полетов стереотип………………………………………………………………..

3-1

3.3

Управленческая дилемма…………………………………………………………………………………………………

3-2

3.4

Необходимость в управлении безопасностью полетов……………………………………………………….

3-5

3.5

Стратегия управления безопасностью полетов………………………………………………………………….

3-11

3.6

Настоятельная необходимость в изменениях…………………………………………………………………….

3-14

3.7

Управление безопасностью полетов. Восемь структурных элементов…………………………………

3-15

3.8

Четыре задачи, входящие в обязанности по управлению безопасностью полетов……………….

3-16

Глава 4.

ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ………………………………………………………………………………………………………

4-1

4.1

Цель и содержание…………………………………………………………………………………………………………..

4-1

4.2

Факторы опасности и последствия…………………………………………………………………………………….

4-1

4.3

Первый основополагающий принцип. Понимание факторов опасности……………………………….

4-3

4.4

Второй основополагающий принцип. Выявление факторов опасности………………………………..

4-5

4.5

Третий основополагающий принцип. Анализ факторов опасности………………………………………

4-7

4.6

Четвертый основополагающий принцип. Документирование факторов опасности……………….

4-8

(v)

(vi)

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

Страница

Добавление 1 к главе 4.

Анализ информации о безопасности полетов …………………………………………………..

4-ДОБ 1-1

Добавление 2 к главе 4.

Управление информацией о безопасности полетов ………………………………………….

4-ДОБ 2-1

Глава 5.

ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ……………………………………………………………

5-1

5.1

Цель и содержание…………………………………………………………………………………………………………..

5-1

5.2

Определение фактора риска для безопасности полетов…………………………………………………….

5-1

5.3Первый основополагающий принцип. Управление факторами риска

для безопасности полетов……………………………………………………………………………………………..

5-3

5.4Второй основополагающий принцип. Вероятность факторов риска

для безопасности полетов……………………………………………………………………………………………..

5-6

5.5Третий основополагающий принцип. Степень серьезности факторов риска

для безопасности полетов……………………………………………………………………………………………..

5-8

5.6Четвертый основополагающий принцип. Допустимость факторов риска

для безопасности полетов……………………………………………………………………………………………..

5-8

5.7Пятый основополагающий принцип. Контроль/уменьшение факторов риска

для безопасности полетов……………………………………………………………………………………………..

5-10

5.8Краткое изложение пяти основополагающих принципов управления факторами

риска для безопасности полетов…………………………………………………………………………………….

5-15

Добавление 1 к главе 5. План строительства в международном аэропорту «Энисити»……………………………..

5-ДОБ 1-1

Добавление 2 к главе 5. Операции на сходящихся ВПП…………………………………………………………………………

5-ДОБ 2-1

Добавление 3 к главе 5. Коммерческие полеты в международном аэропорту «Андз-Cити»……………………….

5-ДОБ 3-1

Глава 6.

SARPS ИКАО ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ………………………………………….

6-1

6.1

Цель и содержание…………………………………………………………………………………………………………..

6-1

6.2

SARPS ИКАО по управлению безопасностью полетов. Общие положения ………………………….

6-1

6.3

Государственная программа по безопасности полетов (ГПБП)……………………………………………

6-2

6.4

Приемлемый уровень безопасности полетов (ПУБП) …………………………………………………………

6-3

6.5

Система управления безопасностью полетов (СУБП) ………………………………………………………..

6-9

6.6

Показатели эффективности обеспечения безопасности полетов СУБП ………………………………

6-11

6.7

Ответственность руководства…………………………………………………………………………………………..

6-15

6.8

Взаимосвязь между ГПБП и СУБП…………………………………………………………………………………….

6-16

6.9

Соблюдение требований и эффективность деятельности ………………………………………………….

6-18

Глава 7.

ВВЕДЕНИЕ В КОНЦЕПЦИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ……………

7-1

7.1

Цель и содержание…………………………………………………………………………………………………………..

7-1

7.2

Вводные концепции………………………………………………………………………………………………………….

7-1

7.3

Особенности СУБП…………………………………………………………………………………………………………..

7-4

7.4

Описание системы……………………………………………………………………………………………………………

7-5

7.5

Анализ пробелов ……………………………………………………………………………………………………………..

7-7

7.6

СУБП и СУК……………………………………………………………………………………………………………………..

7-9

7.7

ГПБП/СУБП и процесс расследования авиационных происшествий……………………………………

7-11

7.8

Интеграция систем управления…………………………………………………………………………………………

7-12

7.9

Пояснение терминов………………………………………………………………………………………………………..

7-13

7.10

Отличие лозунгов о безопасности полетов от принципов безопасности полетов………………….

7-13

Оглавление

(vii)

Страница

Добавление 1 к главе 7. Инструктивный материал по описанию системы……………………………………………….

7-ДОБ 1-1

Добавление 2 к главе 7. Инструктивный материал для поставщиков обслуживания по разработке

анализа пробелов СУБП……………………………………………………………………………………………………………………..

7-ДОБ 2-1

Глава 8.

ПЛАНИРОВАНИЕ СУБП……………………………………………………………………………………………………….

8-1

8.1

Цель и содержание…………………………………………………………………………………………………………..

8-1

8.2

Компоненты и элементы СУБП …………………………………………………………………………………………

8-1

8.3

Концептуальные рамки ИКАО для СУБП……………………………………………………………………………

8-3

8.4

Обязательства и ответственность руководства………………………………………………………………….

8-3

8.5

Ответственность за безопасность полетов………………………………………………………………………..

8-6

8.6

Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов……………………….

8-10

8.7

Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки………………………..

8-13

8.8

Документация СУБП…………………………………………………………………………………………………………

8-13

8.9

План реализации СУБП……………………………………………………………………………………………………

8-14

Добавление 1 к главе 8. Концептуальные рамки для систем управления безопасностью

полетов (СУБП) ………………………………………………………………………………………………………………………………….

8-ДОБ 1-1

Добавление 2 к главе 8. Образец должностных обязанностей руководителя, ответственного за

8-ДОБ 2-1

безопасность полетов…………………………………………………………………………………………………………………………

Глава 9.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУБП………………………………………………………………………………………………

9-1

9.1

Цель и содержание…………………………………………………………………………………………………………..

9-1

9.2

Управление факторами риска для безопасности полетов. Общие положения……………………..

9-1

9.3

Выявление факторов опасности ……………………………………………………………………………………….

9-2

9.4

Оценка и уменьшение факторов риска………………………………………………………………………………

9-3

9.5

Обеспечение безопасности полетов. Общие положения…………………………………………………….

9-4

9.6

Мониторинг и измерение показателей эффективности обеспечения безопасности полетов…

9-5

9.7

Защита источников информации о безопасности полетов ………………………………………………….

9-10

9.8

Контролирование осуществления изменений…………………………………………………………………….

9-13

9.9

Постоянное совершенствование СУБП……………………………………………………………………………..

9-15

9.10Взаимосвязь между управлением факторами риска для безопасности полетов (УРБП)

и обеспечением безопасности полетов (ОБП) …………………………………………………………………

9-16

9.11

Популяризация безопасности полетов. Подготовка и обучение…………………………………………..

9-18

9.12

Популяризация безопасности полетов. Обмен информацией о безопасности полетов ………..

9-19

Глава 10. ПОЭТАПНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ СУБП…………………………………………………………………..

10-1

10.1

Цель и содержание…………………………………………………………………………………………………………..

10-1

10.2

Зачем нужен поэтапный подход к реализации СУБП………………………………………………………….

10-1

10.3

Этап I. Планирование реализации СУБП …………………………………………………………………………..

10-2

10.4

Этап II. Реагирующие процессы управления безопасностью полетов………………………………….

10-3

10.5

Этап III. Проактивные и прогностические процессы управления безопасностью полетов……..

10-4

10.6

Этап IV. Обеспечение безопасности полетов в эксплуатационных условиях……………………….

10-4

Добавление 1 к главе 10. Инструктивный материал по разработке государственного нормативного

положения о СУБП……………………………………………………………………………………………………………………………..

10-ДОБ 1-1

Добавление 2 к главе 10. Инструктивный материал для поставщиков обслуживания

по разработке плана реализации СУБП……………………………………………………………………………………………….

10 ДОБ 2-1

(viii)

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

Страница

Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ………………………………….

11-1

11.1

Цели и содержание ………………………………………………………………………………………………………….

11-1

11.2

Компоненты и элементы ГПБП………………………………………………………………………………………….

11-1

11.3

Концептуальные рамки ИКАО для ГПБП……………………………………………………………………………

11-3

11.4

Разработка ГПБП……………………………………………………………………………………………………………..

11-3

11.5

Реализация ГПБП…………………………………………………………………………………………………………….

11-5

11.6

Роль ГПБП в обеспечении реализации СУБП…………………………………………………………………….

11-6

Добавление 1 к главе 11. Концептуальные рамки для государственной программы

по безопасности полетов (ГПБП) …………………………………………………………………………………………………………

11-ДОБ 1-1

Добавление 2 к главе 11. Инструктивный материал по разработке заявления о государственной

политике в области безопасности полетов …………………………………………………………………………………………..

11-ДОБ 2-1

Добавление 3 к главе 11. Инструктивный материал по разработке анализа пробелов

в государственной программе по безопасности полетов (ГПБП) ……………………………………………………………

11-ДОБ 3-1

Добавление 4 к главе 11. Инструктивный материал по разработке государственной

правоприменительной политики и правоприменительных процедур в условиях СУБП……………………………

11-ДОБ 4-1

Добавление 5 к главе 11. Инструктивный материал по разработке плана реализации ГПБП……………………

11-ДОБ 5-1

Дополнения:

А. Система ИКАО по представлению данных об авиационных происшествиях/инцидентах (ADREP) …….

ДОП А-1

В. Планирование мероприятий на случай аварийной обстановки………………………………………………………..

ДОП В-1

С. Соответствующий инструктивный материал ИКАО …………………………………………………………………………

ДОП С-1

_________________

Соседние файлы в папке Руков. док-ты

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Система управления безопасностью полетов (СУБП)

Внедрение принципов управления безопасностью полетов в гражданской авиации

Начиная с 2001 года, положения об управлении безопасностью полетов постепенно включались ИКАО в различные Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации.

Во исполнение рекомендации 2/5 Конференции высокого уровня по безопасности полетов 2010 года (HLSC/2010) Совет ИКАО поддержал разработку нового Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации, сводящего воедино всеобъемлющие положения об управлении безопасностью полетов из Приложения 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу», Приложения 6 «Эксплуатация воздушных судов», Приложения 8 «Летная годность воздушных судов», Приложения 11 «Обслуживание воздушного движения», Приложения 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» и Приложения 14 «Аэродромы».

25 февраля 2013 года Совет ИКАО единогласно принял Международные стандарты и Рекомендуемую практику «Управление безопасностью полетов» (Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации) с датой начала применения 14 ноября 2013 года.

В 2016 году Совет ИКАО признавая необходимость в определении взаимосвязи между восемью критическими элементами государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов, поправкой 1 вводит новые и измененные SARPS по СУБП, включая несколько дополнительных пояснительных примечаний, направленные на содействие реализации. Поправка 1 также распространяет применение СУБП на организации, ответственные за конструкцию типа и изготовление двигателей и воздушных винтов, чему способствует упоминание этих организаций в Приложении 8.

Также, поправка 1 обеспечивает повышенные меры защиты данных и информации о безопасности полетов, а также их источников. Один из ключевых элементов поправки – это повышение статуса инструктивного материала, содержавшегося в прежнем дополнении B Приложения 19, до статуса SARPS, которые включены в новое добавление.

В результате принятия поправки 1 опубликовано второе издание Приложения 19. Это издание отражает существенный характер внесенной поправки, что завершает второй этап разработки настоящего Приложения.

Поправка 1 была принята Советом 2 марта 2016 года, вступила в силу 11 июля 2016 года и начала применяться 7 ноября 2019 года.

Приложение 19 устанавливает следующие основные термины:

Безопасность полетов. Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

Система управления безопасностью полетов (СУБП). Системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры.

Требования к системе управления безопасностью полетов поставщика услуг

В Российской Федерации системный подход к управлению безопасностью полетов обеспечивается посредством:

  • структуры и функций федеральных органов исполнительной власти;
  • Воздушного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 24.1 который устанавливает, что реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации;
  • Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2022 № 642 (далее – Правила разработки и применения СУБП).

Дальнейшее развитие требований Воздушного кодекса Российской Федерации и Правил разработки и применения СУБП содержится в следующих федеральных авиационных правилах:

1) Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки:

требования пунктов 5.5-5.8, 5.12 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128;

требования Федеральных авиационных правил « Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных  приказом Минтранса России от 12.01.2022 № 10 (далее — ФАП-10).

2) Для юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов:

требования пункта 63 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов ». Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 285.

3) Для поставщиков услуг, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов:

требования Главы XII Обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 25.11.2011 № 293;

требования раздела II и Приложения № 2 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, осуществляющим аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц указанным требованиям», утвержденных приказом Минтранса России от 14.07.2015 № 216.

4) Для операторов сертифицированных аэродромов гражданской авиации:

требования пунктов Федеральных авиационных правил

Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия и аннулирования документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.11.2022 № 441.

5) Для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку пилотов гражданских воздушных судов:

требования пункта 41 раздела IV. Требования к персоналу АУЦ и пункта 58 раздела V. Требования к организации деятельности в АУЦ Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289.

6) Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих авиационные работы :

требования пунктов 4.6, 4.7 и 6.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128;

требования пункта 2.13 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта», утвержденных приказом Минтранса России от 19.11.2020 № 494

7) Для физических и юридических лиц, организующих и выполняющих полеты воздушных судов, не относящихся к легким или сверхлегким, в целях авиации общего назначения:

требования пунктов 4.6, 4.7 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 ;

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Газпром межрегионгаз инжиниринг руководство
  • Генферон 500000 свечи инструкция по применению цена
  • Руководство оао молода
  • Скачать руководство по ремонту двигателей мицубиси
  • Газ плита аристон с электродуховкой инструкция фото