Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Doc 9859
AN/474
Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)
Утверждено Генеральным секретарем и опубликовано с его санкции
Издание второе — 2009
Международная организация гражданской авиации
Doc 9859
AN/474
Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)
Утверждено Генеральным секретарем и опубликовано с его санкции
Издание второе — 2009
Международная организация гражданской авиации
Опубликовано отдельными изданиями на русском, английском, арабском, испанском, китайском и французском языках МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. 999 University Street, Montréal, Quebec, Canada H3C 5H7
Информация о порядке оформления заказов и полный список агентов по продаже и книготорговых фирм размещены на веб-сайте ИКАО www.icao.int.
Издание второе, 2009.
Doc 9859 ИКАО, Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)
Номер заказа: 9859 ISBN 978-92-9231-410-1
© ИКАО, 2009
Все права защищены. Никакая часть данного издания не может воспроизводиться, храниться в системе поиска или передаваться ни в какой форме и никакими средствами без предварительного письменного разрешения Международной организации гражданской авиации.
(ii)
ПОПРАВКИ
Об издании поправок сообщается в дополнениях к Каталогу изданий ИКАО; Каталог и дополнения к нему имеются на веб-сайте ИКАО www.icao.int. Ниже приводится форма для регистрации поправок.
РЕГИСТРАЦИЯ ПОПРАВОК И ИСПРАВЛЕНИЙ
ПОПРАВКИ |
ИСПРАВЛЕНИЯ |
||||||
№ |
Дата |
Кем внесено |
№ |
Дата |
Кем внесено |
||
(iii)
ОГЛАВЛЕНИЕ |
||
Страница |
||
АКРОНИМЫ И СОКРАЩЕНИЯ …………………………………………………………………………………………………………….. |
(iх) |
|
Глава 1. |
ОБЗОР РУКОВОДСТВА ………………………………………………………………………………………………………. |
1-1 |
1.1 |
Общие положения…………………………………………………………………………………………………………… |
1-1 |
1.2 |
Цели……………………………………………………………………………………………………………………………….. |
1-1 |
1.3 |
Концепция ………………………………………………………………………………………………………………………. |
1-1 |
1.4 |
Содержание ……………………………………………………………………………………………………………………. |
1-1 |
1.5 |
Структура ……………………………………………………………………………………………………………………….. |
1-3 |
Глава 2. |
БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ…………………………………………………………. |
2-1 |
2.1 |
Цель и содержание………………………………………………………………………………………………………….. |
2-1 |
2.2 |
Концепция безопасности полетов…………………………………………………………………………………….. |
2-1 |
2.3 |
Эволюция теории обеспечения безопасности полетов………………………………………………………. |
2-2 |
2.4 |
Причинность происшествий. Модель Ризона…………………………………………………………………….. |
2-5 |
2.5 |
Происшествие по организационным причинам………………………………………………………………….. |
2-7 |
2.6 |
Люди, контекст и безопасность. Модель Shel ……………………………………………………………………. |
2-9 |
2.7 |
Ошибки и нарушения……………………………………………………………………………………………………….. |
2-16 |
2.8 |
Организационная культура………………………………………………………………………………………………. |
2-25 |
2.9 |
Расследование в области безопасности полетов………………………………………………………………. |
2-33 |
Глава 3. |
ВВЕДЕНИЕ В КОНЦЕПЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ …………………………. |
3-1 |
3.1 |
Цель и содержание………………………………………………………………………………………………………….. |
3-1 |
3.2 |
Связанный с безопасностью полетов стереотип……………………………………………………………….. |
3-1 |
3.3 |
Управленческая дилемма………………………………………………………………………………………………… |
3-2 |
3.4 |
Необходимость в управлении безопасностью полетов………………………………………………………. |
3-5 |
3.5 |
Стратегия управления безопасностью полетов…………………………………………………………………. |
3-11 |
3.6 |
Настоятельная необходимость в изменениях……………………………………………………………………. |
3-14 |
3.7 |
Управление безопасностью полетов. Восемь структурных элементов………………………………… |
3-15 |
3.8 |
Четыре задачи, входящие в обязанности по управлению безопасностью полетов………………. |
3-16 |
Глава 4. |
ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ……………………………………………………………………………………………………… |
4-1 |
4.1 |
Цель и содержание………………………………………………………………………………………………………….. |
4-1 |
4.2 |
Факторы опасности и последствия……………………………………………………………………………………. |
4-1 |
4.3 |
Первый основополагающий принцип. Понимание факторов опасности………………………………. |
4-3 |
4.4 |
Второй основополагающий принцип. Выявление факторов опасности……………………………….. |
4-5 |
4.5 |
Третий основополагающий принцип. Анализ факторов опасности……………………………………… |
4-7 |
4.6 |
Четвертый основополагающий принцип. Документирование факторов опасности………………. |
4-8 |
(v)
(vi) |
Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) |
||
Страница |
|||
Добавление 1 к главе 4. |
Анализ информации о безопасности полетов ………………………………………………….. |
4-ДОБ 1-1 |
|
Добавление 2 к главе 4. |
Управление информацией о безопасности полетов …………………………………………. |
4-ДОБ 2-1 |
|
Глава 5. |
ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ…………………………………………………………… |
5-1 |
|
5.1 |
Цель и содержание………………………………………………………………………………………………………….. |
5-1 |
|
5.2 |
Определение фактора риска для безопасности полетов……………………………………………………. |
5-1 |
5.3Первый основополагающий принцип. Управление факторами риска
для безопасности полетов…………………………………………………………………………………………….. |
5-3 |
5.4Второй основополагающий принцип. Вероятность факторов риска
для безопасности полетов…………………………………………………………………………………………….. |
5-6 |
5.5Третий основополагающий принцип. Степень серьезности факторов риска
для безопасности полетов…………………………………………………………………………………………….. |
5-8 |
5.6Четвертый основополагающий принцип. Допустимость факторов риска
для безопасности полетов…………………………………………………………………………………………….. |
5-8 |
5.7Пятый основополагающий принцип. Контроль/уменьшение факторов риска
для безопасности полетов…………………………………………………………………………………………….. |
5-10 |
5.8Краткое изложение пяти основополагающих принципов управления факторами
риска для безопасности полетов……………………………………………………………………………………. |
5-15 |
|
Добавление 1 к главе 5. План строительства в международном аэропорту «Энисити»…………………………….. |
5-ДОБ 1-1 |
|
Добавление 2 к главе 5. Операции на сходящихся ВПП………………………………………………………………………… |
5-ДОБ 2-1 |
|
Добавление 3 к главе 5. Коммерческие полеты в международном аэропорту «Андз-Cити»………………………. |
5-ДОБ 3-1 |
|
Глава 6. |
SARPS ИКАО ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ…………………………………………. |
6-1 |
6.1 |
Цель и содержание………………………………………………………………………………………………………….. |
6-1 |
6.2 |
SARPS ИКАО по управлению безопасностью полетов. Общие положения …………………………. |
6-1 |
6.3 |
Государственная программа по безопасности полетов (ГПБП)…………………………………………… |
6-2 |
6.4 |
Приемлемый уровень безопасности полетов (ПУБП) ………………………………………………………… |
6-3 |
6.5 |
Система управления безопасностью полетов (СУБП) ……………………………………………………….. |
6-9 |
6.6 |
Показатели эффективности обеспечения безопасности полетов СУБП ……………………………… |
6-11 |
6.7 |
Ответственность руководства………………………………………………………………………………………….. |
6-15 |
6.8 |
Взаимосвязь между ГПБП и СУБП……………………………………………………………………………………. |
6-16 |
6.9 |
Соблюдение требований и эффективность деятельности …………………………………………………. |
6-18 |
Глава 7. |
ВВЕДЕНИЕ В КОНЦЕПЦИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ…………… |
7-1 |
7.1 |
Цель и содержание………………………………………………………………………………………………………….. |
7-1 |
7.2 |
Вводные концепции…………………………………………………………………………………………………………. |
7-1 |
7.3 |
Особенности СУБП………………………………………………………………………………………………………….. |
7-4 |
7.4 |
Описание системы…………………………………………………………………………………………………………… |
7-5 |
7.5 |
Анализ пробелов …………………………………………………………………………………………………………….. |
7-7 |
7.6 |
СУБП и СУК…………………………………………………………………………………………………………………….. |
7-9 |
7.7 |
ГПБП/СУБП и процесс расследования авиационных происшествий…………………………………… |
7-11 |
7.8 |
Интеграция систем управления………………………………………………………………………………………… |
7-12 |
7.9 |
Пояснение терминов……………………………………………………………………………………………………….. |
7-13 |
7.10 |
Отличие лозунгов о безопасности полетов от принципов безопасности полетов…………………. |
7-13 |
Оглавление |
(vii) |
|
Страница |
||
Добавление 1 к главе 7. Инструктивный материал по описанию системы………………………………………………. |
7-ДОБ 1-1 |
|
Добавление 2 к главе 7. Инструктивный материал для поставщиков обслуживания по разработке |
||
анализа пробелов СУБП…………………………………………………………………………………………………………………….. |
7-ДОБ 2-1 |
|
Глава 8. |
ПЛАНИРОВАНИЕ СУБП………………………………………………………………………………………………………. |
8-1 |
8.1 |
Цель и содержание………………………………………………………………………………………………………….. |
8-1 |
8.2 |
Компоненты и элементы СУБП ………………………………………………………………………………………… |
8-1 |
8.3 |
Концептуальные рамки ИКАО для СУБП…………………………………………………………………………… |
8-3 |
8.4 |
Обязательства и ответственность руководства…………………………………………………………………. |
8-3 |
8.5 |
Ответственность за безопасность полетов……………………………………………………………………….. |
8-6 |
8.6 |
Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов………………………. |
8-10 |
8.7 |
Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки……………………….. |
8-13 |
8.8 |
Документация СУБП………………………………………………………………………………………………………… |
8-13 |
8.9 |
План реализации СУБП…………………………………………………………………………………………………… |
8-14 |
Добавление 1 к главе 8. Концептуальные рамки для систем управления безопасностью |
||
полетов (СУБП) …………………………………………………………………………………………………………………………………. |
8-ДОБ 1-1 |
|
Добавление 2 к главе 8. Образец должностных обязанностей руководителя, ответственного за |
8-ДОБ 2-1 |
|
безопасность полетов………………………………………………………………………………………………………………………… |
||
Глава 9. |
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУБП……………………………………………………………………………………………… |
9-1 |
9.1 |
Цель и содержание………………………………………………………………………………………………………….. |
9-1 |
9.2 |
Управление факторами риска для безопасности полетов. Общие положения…………………….. |
9-1 |
9.3 |
Выявление факторов опасности ………………………………………………………………………………………. |
9-2 |
9.4 |
Оценка и уменьшение факторов риска……………………………………………………………………………… |
9-3 |
9.5 |
Обеспечение безопасности полетов. Общие положения……………………………………………………. |
9-4 |
9.6 |
Мониторинг и измерение показателей эффективности обеспечения безопасности полетов… |
9-5 |
9.7 |
Защита источников информации о безопасности полетов …………………………………………………. |
9-10 |
9.8 |
Контролирование осуществления изменений……………………………………………………………………. |
9-13 |
9.9 |
Постоянное совершенствование СУБП…………………………………………………………………………….. |
9-15 |
9.10Взаимосвязь между управлением факторами риска для безопасности полетов (УРБП)
и обеспечением безопасности полетов (ОБП) ………………………………………………………………… |
9-16 |
|
9.11 |
Популяризация безопасности полетов. Подготовка и обучение………………………………………….. |
9-18 |
9.12 |
Популяризация безопасности полетов. Обмен информацией о безопасности полетов ……….. |
9-19 |
Глава 10. ПОЭТАПНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ СУБП………………………………………………………………….. |
10-1 |
|
10.1 |
Цель и содержание………………………………………………………………………………………………………….. |
10-1 |
10.2 |
Зачем нужен поэтапный подход к реализации СУБП…………………………………………………………. |
10-1 |
10.3 |
Этап I. Планирование реализации СУБП ………………………………………………………………………….. |
10-2 |
10.4 |
Этап II. Реагирующие процессы управления безопасностью полетов…………………………………. |
10-3 |
10.5 |
Этап III. Проактивные и прогностические процессы управления безопасностью полетов…….. |
10-4 |
10.6 |
Этап IV. Обеспечение безопасности полетов в эксплуатационных условиях………………………. |
10-4 |
Добавление 1 к главе 10. Инструктивный материал по разработке государственного нормативного |
||
положения о СУБП…………………………………………………………………………………………………………………………….. |
10-ДОБ 1-1 |
|
Добавление 2 к главе 10. Инструктивный материал для поставщиков обслуживания |
||
по разработке плана реализации СУБП………………………………………………………………………………………………. |
10 ДОБ 2-1 |
(viii) |
Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) |
|
Страница |
||
Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ…………………………………. |
11-1 |
|
11.1 |
Цели и содержание …………………………………………………………………………………………………………. |
11-1 |
11.2 |
Компоненты и элементы ГПБП…………………………………………………………………………………………. |
11-1 |
11.3 |
Концептуальные рамки ИКАО для ГПБП…………………………………………………………………………… |
11-3 |
11.4 |
Разработка ГПБП…………………………………………………………………………………………………………….. |
11-3 |
11.5 |
Реализация ГПБП……………………………………………………………………………………………………………. |
11-5 |
11.6 |
Роль ГПБП в обеспечении реализации СУБП……………………………………………………………………. |
11-6 |
Добавление 1 к главе 11. Концептуальные рамки для государственной программы |
||
по безопасности полетов (ГПБП) ………………………………………………………………………………………………………… |
11-ДОБ 1-1 |
|
Добавление 2 к главе 11. Инструктивный материал по разработке заявления о государственной |
||
политике в области безопасности полетов ………………………………………………………………………………………….. |
11-ДОБ 2-1 |
|
Добавление 3 к главе 11. Инструктивный материал по разработке анализа пробелов |
||
в государственной программе по безопасности полетов (ГПБП) …………………………………………………………… |
11-ДОБ 3-1 |
|
Добавление 4 к главе 11. Инструктивный материал по разработке государственной |
||
правоприменительной политики и правоприменительных процедур в условиях СУБП…………………………… |
11-ДОБ 4-1 |
|
Добавление 5 к главе 11. Инструктивный материал по разработке плана реализации ГПБП…………………… |
11-ДОБ 5-1 |
|
Дополнения: |
||
А. Система ИКАО по представлению данных об авиационных происшествиях/инцидентах (ADREP) ……. |
ДОП А-1 |
|
В. Планирование мероприятий на случай аварийной обстановки……………………………………………………….. |
ДОП В-1 |
|
С. Соответствующий инструктивный материал ИКАО ………………………………………………………………………… |
ДОП С-1 |
_________________
Соседние файлы в папке Руков. док-ты
- #
- #
- #
- #
- #
Система управления безопасностью полетов (СУБП)Внедрение принципов управления безопасностью полетов в гражданской авиации Начиная с 2001 года, положения об управлении безопасностью полетов постепенно включались ИКАО в различные Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации. Во исполнение рекомендации 2/5 Конференции высокого уровня по безопасности полетов 2010 года (HLSC/2010) Совет ИКАО поддержал разработку нового Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации, сводящего воедино всеобъемлющие положения об управлении безопасностью полетов из Приложения 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу», Приложения 6 «Эксплуатация воздушных судов», Приложения 8 «Летная годность воздушных судов», Приложения 11 «Обслуживание воздушного движения», Приложения 13 «Расследование авиационных происшествий и инцидентов» и Приложения 14 «Аэродромы». 25 февраля 2013 года Совет ИКАО единогласно принял Международные стандарты и Рекомендуемую практику «Управление безопасностью полетов» (Приложение 19 к Конвенции о международной гражданской авиации) с датой начала применения 14 ноября 2013 года. В 2016 году Совет ИКАО признавая необходимость в определении взаимосвязи между восемью критическими элементами государственной системы контроля за обеспечением безопасности полетов, поправкой 1 вводит новые и измененные SARPS по СУБП, включая несколько дополнительных пояснительных примечаний, направленные на содействие реализации. Поправка 1 также распространяет применение СУБП на организации, ответственные за конструкцию типа и изготовление двигателей и воздушных винтов, чему способствует упоминание этих организаций в Приложении 8. Также, поправка 1 обеспечивает повышенные меры защиты данных и информации о безопасности полетов, а также их источников. Один из ключевых элементов поправки – это повышение статуса инструктивного материала, содержавшегося в прежнем дополнении B Приложения 19, до статуса SARPS, которые включены в новое добавление. В результате принятия поправки 1 опубликовано второе издание Приложения 19. Это издание отражает существенный характер внесенной поправки, что завершает второй этап разработки настоящего Приложения. Поправка 1 была принята Советом 2 марта 2016 года, вступила в силу 11 июля 2016 года и начала применяться 7 ноября 2019 года. Приложение 19 устанавливает следующие основные термины: Безопасность полетов. Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются. Система управления безопасностью полетов (СУБП). Системный подход к управлению безопасностью полетов, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры. Требования к системе управления безопасностью полетов поставщика услуг В Российской Федерации системный подход к управлению безопасностью полетов обеспечивается посредством:
Дальнейшее развитие требований Воздушного кодекса Российской Федерации и Правил разработки и применения СУБП содержится в следующих федеральных авиационных правилах: 1) Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки: требования пунктов 5.5-5.8, 5.12 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128; требования Федеральных авиационных правил « Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 12.01.2022 № 10 (далее — ФАП-10). 2) Для юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов: требования пункта 63 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов ». Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 285. 3) Для поставщиков услуг, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов: требования Главы XII Обеспечение безопасности полетов при обслуживании воздушного движения Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 25.11.2011 № 293; требования раздела II и Приложения № 2 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, осуществляющим аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц указанным требованиям», утвержденных приказом Минтранса России от 14.07.2015 № 216. 4) Для операторов сертифицированных аэродромов гражданской авиации: требования пунктов Федеральных авиационных правил Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия и аннулирования документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.11.2022 № 441. 5) Для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку пилотов гражданских воздушных судов: требования пункта 41 раздела IV. Требования к персоналу АУЦ и пункта 58 раздела V. Требования к организации деятельности в АУЦ Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 29.09.2015 № 289. 6) Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих авиационные работы : требования пунктов 4.6, 4.7 и 6.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128; требования пункта 2.13 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта», утвержденных приказом Минтранса России от 19.11.2020 № 494 7) Для физических и юридических лиц, организующих и выполняющих полеты воздушных судов, не относящихся к легким или сверхлегким, в целях авиации общего назначения: требования пунктов 4.6, 4.7 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 ; |