Мы
уже говорили о том, что руководство как
целостный феномен выходит за пределы
собственно социальной психологии и в
большей степени может претендовать на
его всестороннее описание психология
управления. В данном вопросе будут
представлены лишь некоторые аспекты
проблемы, касающиеся психологических
источников влияния руководителя, а
также социально-психологических
последствий такого влияния на группу.
«Руководить
— значит оказывать влияние на одного
человека или многих людей таким образом,
чтобы они изменяли свое местоположение,
свою точку зрения, направление своих
мыслей или действий»
(7). Источники
влияния руководителя
достаточно разнообразны, они
значительно
богаче тех возможностей, которые
может задействовать лидер.
Это собственно психологические
силы и социальные, экономические рычаги.
В самом руководстве нужно различать
два аспекта:
социальный,
который иначе может быть обозначен как
администрирование,
и психологический,
который в отечественной литературе
принято обозначать терминами
«авторитет»
или «лидирующий авторитет», а в
зарубежной — термином «лидерство».
В данном контексте все три понятия
близки друг другу, так как подчеркивают
психологические возможности руководителя
по оказанию влияния на подчиненных.
Френч
и Рэйвен выделяют 5
источников влияния руководителя
на подчиненных или, как их называют
сами авторы, 5
форм власти.
Первый
источник влияния — принуждение.
«Исполнитель верит, что влияющий
имеет возможность наказывать таким
образом, который помешает удовлетворению
какой-то насущной потребности, или
вообще может сделать какие-то неприятности»
(6, с. 300). Возможность использовать
принуждения как влияние существует во
всех тех многочисленных случаях,
когда человеку действительно что-то
нужно и он уверен, что другой способен
у него это отобрать. У руководителя
много возможностей использовать
принуждение. Можно угрожать человеку
потерей работы (материального
источника), статуса, эмоциональной
поддержки, социальной защищенности,
в конце концов — жизни. Принуждение
предполагает жесткую систему контроля,
осуществляемого со стороны руководителя
за всеми этапами и аспектами деятельности
подчиненных. Сложные современные
организации затрудняют организацию
такого контроля, вне которого принуждение
теряет свою эффективность. Но если
возможности управления через принуждение
и страх в
последние годы в европейской и
американской культуре снижаются, то
этого, видимо, пока нельзя сказать о
российской культуре, в которой
существуют как исторические, так и
собственно экономические предпосылки
для управления через страх.
Второй
источник влияния — вознаграждение.
В каком-то смысле вознаграждение —
обратная сторона принуждения, по своей
сути — столь же манипулятивная
техника управления.
Правильно
организованное вознаграждение является
мощным источником влияния. Но его не
так-то просто правильно организовать.
Трудно представить себе типичный
способ вознаграждения, который
устроил бы самых разных людей. Возможно,
деньги, но здесь возникает другая
проблема — ограниченность тех
ресурсов, которые организация может
выделять на эти цели. Кроме того, как
отмечает М. X. Мескон и его соавторы,
«деньги и престижная должность не всегда
способны произвести впечатление на
человека и повлиять на его поведение»
(64, с.305).
Третий
источник влияния — традиции:
«В течение тысячелетий культурная
традиция Запада укрепляла власть
начальства. Почти всех нас заставляли
подчиняться людям, занимающим
определенные посты» (64, с. 305). Традиционная
власть руководителя опирается на
устоявшееся в культуре, ставшее
частью традиционного воспитания
стереотипное представление о том,
что «начальник всегда прав» и «недостойного
человека начальником не сделают».
Многие исследователи справедливо
связывают стереотипно-уважительное
отношение к начальственному месту,
которое свойственно европейской и
американской культуре (да и нашей,
несомненно, тоже) с характерными для
этих культур способами
поддержания высокой самооценки и
удовлетворения социальных потребностей
(в уважении, признании, защищенности
и т.д.).
Механизм примерно таков: признавая
власть авторитета руководителя, я ощущаю
себя принадлежным к группе, а следовательно,
социально защищенным. То
есть признание традиции позволяет мне
удовлетворять важные социальные
потребности. Присущая нашим культурам
модель руководства замечательно описана
М. А. Робером и Ф. Тильманом:
«Руководитель
— это тот, кто внутри своей группы достиг
положения, обеспечивающего ему
безопасность и престиж. Именно эта роль
«красит» человека, вызывает зависть и
очень часто… критику. Это последнее
отношение весьма характерно и является
нередко выражением зависти со стороны
того, кому не удалось достичь такого
положения.
Руководитель —
это также тот, кто судит и дает оценку.
Очень часто ему говорят не то, что думают,
а то, что, как полагают, принято ему
говорить, исходя из того, что он, как
думают… думает. Эта зависимость
развила у нас способность нравиться.
Искусство, которое является, в сущности,
лишь хитростью.
Это широко
распространенное отношение к руководителю
не оставляет его безразличным. Постепенно
он сам начинает верить тому образу,
который создали другие. Эта позиция
удобна, и она вполне его удовлетворяет»
(90, с. 164).
В
последние годы возможности этого вида
влияния также серьезно ослабевают.
По словам Г. Аммельбурга, в наше время
происходит трансформация понима-ния
авторитета. Мы уходим от авторитета
«по долгу службы» к авторитету
«основанному на личных качествах».
Четвертый
источник влияния
— личность
руководителя, власть примера (харизма).
Обсуждая
этот источник влияния руководителя,
очень важно правильно поставить
проблему. Речь идет не
о качествах личности,
необходи-мых руководителю для успешного
управления, а о его харизматических
способностях как дополнительном
источнике власти над подчиненными.
В отношении личностных черт «настоящего»
руководителя психология, кажется,
определилась. Нет и не
может существовать некоторый универсальный
набор черт,
который присущ успешному руководителю:
«Ни одна группа не похожа на другую.
У каждой из них свои цели, своя работа,
своя величина, своя функция. Не могут
быть одинаковыми качества руководителей,
действующих в столь различных
условиях» (90, с. 163). Харизма
же — это несколько иное, в отношении
руководителя ее можно рассматривать
как власть,
основанную на личном влиянии, на
отождествлении подчиненного с
руководителем.
В основе харизматического влияния —
банальная истина: «Люди чаще испытывают
влияние тех, кто обладает восхищающими
их чертами характера и кто является
их идеалом» (64, с. 308). Находясь в
подчинении у такого человека, люди
склонны брать пример с манеры его
поведения, отношения к делу, стиля
общения. М. X. Меском называет следующие
черты харизматической личности:
1.
Обмен энергией.
Создается впечатление, что эти личности
излучают энергию и заряжают ею окружающих
людей;
2.
Внушительная
внешность.
Харизматический лидер не обязательно
красив, но привлекателен, обладает
хорошей осанкой и прекрасно держится;
3.
Независимость
характера.
В своем стремлении к благополучию и
уважению (в их понимании) эти люди не
полагаются на других;
4.
Хорошие
риторические способности.
Они умеют говорить;
5.
Восприятие
восхищения своей внешностью.
Они чувствуют себя комфортно, когда
другие выражают им восхищение, не впадая
при этом в надменность или себялюбие;
6.
Достойная и
уверенная манера держаться.
Они выглядят людьми собранными и
владеющими ситуацией. Несомненно, что
в основе харизматического влияния
— эксплуатация каких-то достаточно
глубоких социальных стереотипов и
неосознаваемых культурных установок.
Г. Лебон отмечал по этому поводу, что
«тип героя, которого любят толпы, всегда
будет типом Цезаря. Его блеск соблазняет
их, его авторитет им импонирует, а его
меч внушает страх» (66, с. 351). Как показывает
опыт, имитировать харизму очень не
просто, хотя к этому, естественно,
стремятся те, для кого психологическое
влияние является частью профессии:
«…вместо того, чтобы искать харизму у
тех, кто ею и так обладает, масс-медиа,
реклама, журналисты и другие пытаются
ее создавать. И иногда им это удается»
(64, с.350).
Наконец,
пятый источник влияния — экспертная
власть.
Для подчиненного часто является
очевидным и не требующим специального
подтверждения факт, что руководитель
обладает ценными
знаниями в отношении различ-ных
рабочих проблем и вопросов.
Экспертная власть характерна не
только для руководителей. Если человек
считает, что его партнер обладает ценными
знаниями в проблемной области, он
склонен подчиняться его влиянию.
Особенность экспертной власти в том,
что она набирает силу постепенно. Если
харизматические способности
руководителя воздействуют сразу, то
экспертную власть надо завоевать.
Возможности
использования типов
влияния значительно различаются
для разных руководителей.
Определяются
они ситуацией,
в которой работает группа, особенностями
решаемых группой задач
и сложившихся в ней взаимоотношений
(в том числе
— с руководителем), уровнем
группового развития. Для
каждого конкретного стиль руководства.
Г. Аммельбург под индивидуальным
стилем руководителя
понимает «самобытный, свойственный
только данной личности руководителя
различные типы влияния индивидуальным
образом переплетаются, создавая его
собственный способ обращения с людьми
для реализации поставленных целей и
решения текущих задач. Это образ
действий, с помощью которого он должен
и может оптимальным образом справиться
со всеми стоящими перед ним задачами»
(7, с. 50). Очевидно, что изучение
индивидуального стиля руководства
чрезвычайно затруднено в силу личной
уникальности последнего. Однако
в социальной психологии существует
традиция исследования некоторых
типических стилей руководства,
характеризующихся устойчивым
сочетанием тех или иных особенностей
поведения руководителя, построения
взаимоотношений с подчиненными и т.д.
А. А. Русалинова определяет стиль
руководства как стабильно проявляющиеся
особенности взаимодействия
руководителя с коллективом (группой
в целом и отдельными ее представителями),
формирующиеся под влиянием как объективных
и субъективных условий управления,
так и индивидуально-психологических
особенностей личности руководителя
(49).
Начало
исследований в этой области связано с
именем К. Левина. В изучении
социальных факторов среды, определяющих
особенности развития отношений
в группе, он обратился к поведению, стилю
деятельности руководителя группы
(лидера). Им и его сотрудниками были
выделены три стиля руководства (напомним,
что достаточно долго они именовались
также стилями лидерства): демократический,
авторитарный, нейтральный.
Важно, что с самого начала проблема
стиля руководства рассматривалась не
сама по себе, а в сочетании с вопросами
эффективности деятельности группы,
особенностями групповой динамики.
К. Левин гораздо чаще использовал
понятия «демократическая группа» и
«авторитарная группа», чем «авторитарный
и демократический стиль лидерства»,
так как последний — лишь фактор,
определенным образом задающий групповую
динамику и эффективность группы (53).
В
настоящее время существует достаточно
много типологий стиля руководства.
Некоторые из них пуповинно связаны
с подходом К. Левина, развивая и
дополняя основную идею, другие исходят
из иных принципов. Таковы различные
многомерные подходы, например, подход
А. А. Русалиновой. В данном случае
выделяется набор дихотомических
стилеобразующих
характеристик поведения руководителя,
из которых лепится конкретный
индивидуальный стиль. Среди дихотомических
характеристик такие, как единоначалие
— коллегиальность, директивный —
побудительный характер воздействия,
ориентация на положительные или
отрицательные методы стимулирования
и другие.
Достоинствами
синтетического взгляда на проблему
обладает подход, предложенный М.-А.
Робером и Ф. Тильманом. Опираясь на типы,
выделенные школой групповой динамики,
они описывают три
модели руководства
— директивную,
кооперативную и недирективную,
каждая из которых включает описание:
-
особенностей
поведения руководителя в наиболее
значимых с точки зрения управления
ситуациях;
Особое внимание ими уделяется первым
двум моделям как неспецифическим и
наиболее часто применяемым в конкретной
управленческой практике. В целом, в
основе директивной моделилежитединоначалие руководителя, в
основекооперативной— возможностьактивного коммуникативного обмена
между руководителем и другими членами
группы.
Ниже
в таблице представлена сравнительная
характеристика директивной и кооперативной
моделей по ряду выделенных нами параметров
управления и некоторым другим факторам.
Можно
сказать, что управление
группой преследует определенные
цели или
обеспечивает выполнение
данной группой ряда функций,
таких, как: целеполагание
(выработка группой ближайших и отдаленных
целей своей деятельности); информирование
(передача членам группы необходимого
для их работы объема информации и сбор
информации, поступающей от них);
принятие
решений
(функция обеспечивает создание
единого мнения группы по важнейшим
вопросам и реализацию принятого решения);
контроль за
деятельностью группы в важнейших сферах
ее активности
(прежде всего в инструментальной и
экспрессивной сферах); обратная
связь (поток
информации, обеспечивающий
взаимопонимание членов группы по важным
для группы проблемам). Кроме того, модели
сравниваются по характеру коммуникативных
связей внутри группы, возможностям
делегирования руководящих полномочий
и, что очень существенно, по отдаленным
последствиям реализации каждой
из моделей.
Критерии для |
Директивная |
Кооперативная |
Целеполагание |
Определяются |
Подробное |
Информирование |
Внешняя |
Открытый и |
ъ г. |
Критерии для |
Директивная |
Кооперативная |
Принятие решений |
Лично руководителем |
Совместно с |
|
Контроль |
Непрерывное |
Контроль за |
|
Обратная связь |
В чистом виде |
Непрерывный |
|
Характер |
Приказы и |
Разрешаются |
|
Делегирование |
Строго ограничено |
Широко используется |
|
В
качестве отдаленных
последствий директивной модели
можно назвать следующие особенности
развития группы:
-
порождаются
и закрепляются отношения в виде звезды
(фронтальная или радиальная сеть) между
начальником и подчиненными, ограничивающие
деловую инициативу членов группы; -
появляется
опасность
постоянного увеличения числа
промежуточных ступеней в управлении
группой,
препятствующих сотрудничеству всех
членов группы; -
увеличивается
необходимость
контроля за исполнителями,
возникают неформальные
группы общения, автономные от системы
власти и построенные на принципах
равноправия.
Среди
важнейших отдаленных последствий
кооперативной модели
выделяются такие, как
-
создание
разветвленной групповой структуры,
не ограничивающей информационные
возможности и инициативу членов группы; -
высокая
удовлетворенность групповым членством;
уменьшение числа иерархических ступеней
в управлении, рост ответственности
и самоконтроля со стороны членов
группы.
Отметим сразу, что
реализация кооперативной модели требует
высокой эмоциональной зрелости и
руководителя, и членов группы.
Остановимся кратко
на преимуществах и недостатках каждой
из описанных моделей.
Преимущества
директивной
модели
состоят в ее
структурной простоте и возможностях
оперативного использования,
а также в том, что она
закрывает и защищает руководителя в
психологическом плане.
Существенным
недостатком
этой модели
является пассивность
подчиненных.
Кроме того, директивная модель
внутренне
конфликтна,
так как опирается
на давление и диктат,
что время от времени будет взрывать
группу изнутри через бурные,
сложноразрешимые конфликты.
Несомненными
преимуществами
кооперативной
модели являются ее прогрессивность,
экономичность и гуманность,
которые выражаются в возможности
решать сложные
групповые задачи небольшим числом
подчиненных, обладающих высокой
квалификацией, в хорошем взаимопонимании
между руководителем и подчиненными,
в низкой конфликтности группы и
управляемости ее конфликтов, свободном
развитии группы в целом и ее отдельных
членов.
Трудно
говорить о недостатках такой модели,
логичнее отметить, что в своей реализации
она сталкивается
с рядом трудностей.
Одна уже была названа выше — это
необходимость
затрачивать много сил, высокие требования
к психологической готовности
участников.
Кроме того, данная модель плохо
работает в условиях, требующих оперативных
решений, так как на ее реализацию
требуется достаточно много времени
(совместная выработка решений, обмен
полной информацией и так далее).
По мнению Робера
и Тильмана, будущее — за кооперативной
моделью, позволяющей лучше справляться
со сложными реалиями сегодняшней
социальной жизни и производства.
Недирективная
модель рассматривается ими как
специфический случай управления, когда
функция руководства полностью передается
членам группы. Без руководителя группа
растрачивает всю свою групповую
энергетику на внутреннюю динамику.
Успешно реализована такая модель может
быть в тренинговых, обучающих группах.
Итак,
групповая власть может быть представлена
в двух
основных своих формах: лидерства и
руководства.
Лидерство
— феномен собственно психологической
природы, в его основе — референтность
отдельных членов группы, воплощение
ими в своем поведении целей и ценностей
группы.
Руководство
— феномен смешанной природы, сочетающий
в себе как психологические, так и другие
рычаги влияния.
Лидерство
в группе
возникает, формируется в процессе
совместной деятельности,
контуры лидерской структуры группы во
многом определяются самой деятельностью:
степенью ее совместности, широтой
ставящихся задач, разнообразием
условий их решения. Чем многообразнее
деятельность группы, чем выше
совместность действий, тем больше
возможностей для развития лидерских
процессов.
Руководство
привносится в группу.
Его эффективность зависит от лидерского
потенциала руководителя, но во многом
определяется стилем руководства,
его соответствием условиям и задачам
деятельности группы.
В
литературе активно обсуждается вопрос
о целесообразности совмещения в одном
лице руководителя и группового лидера.
Этот вопрос не имеет однозначного
решения. С одной стороны, лидерские
возможности увеличивают силу влияния
руководителя.
П. Друкер определяет лидерство как
свойство руководителя организации:
«Лидерство — это
способность поднять человеческое
видение на уровень более широкого
кругозора, вывести эффективность
деятельности человека на уровень
более высоких стандартов, а также
способность формировать личность,
выходя за обычные, ограничивающие
ее рамки» (64, с. 295). В исследованиях Р. Л.
Кричевского убедительно показано,
что в ситуации, когда руководитель
активно реализует качества делового
и мотивационного лидера, растет
удовлетворенность участников
групповым членством (48).
С
другой стороны, существует достаточно
много доводов в пользу того, что роли
руководителя и лидера в группе должны
иметь разные люди.
Во-первых,
чаще всего лидер
и руководитель группы имеют различную
ориентацию:
руководитель всецело направлен на
задачу, а лидер больше ориентирован на
внутренние интересы группы. В том
случае, если
экспрессивный лидер становится
формальным руководителем, он
разваливает групповую деятельность,
или вынужден переориентироваться на
инструментальные функции, вступив в
конфликт с группой. То есть он либо не
становится руководителем, либо
перестает быть лидером.
Во-вторых,
можно выделить лишь достаточно
специфический тип групп, для которых
будет эффективным слияние в одном лице
руководителя и инструментального
лидера. Речь идет прежде всего о научных
коллективах, продуктивность
которых повышается в том случае, если
их руководитель способен лидировать
в ведущей научной деятельности группы.
В-третьих, существует
немало типов социальных групп, где в
силу существенных возрастных или
статусных различий руководителя и
членов группы, описанное выше совмещение
невозможно. Это в полной мере относится
к школьному классу. Учитель, сколь близок
он ни был ученикам, может опираться в
управлении группой только на свой
авторитет руководителя. Истинные,
неформальные лидеры группы будут
выявляться из рядов учащихся.
Таким
образом, два различных феномена
власти — руководство и лидерство,
переплетаясь, взаимодополняя друг друга
создают уникальный, свойственный
только данной группе рисунок
психологического влияния.
В завершение рассмотрим специфический
случай руководства группой, практически
не оставляющий руководителю возможности
стать лидером группы, — педагогическое
управление детскими коллективами.
ВикиЧтение
Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна
28. Лидерство и руководство в группах
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.
Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.
Различия между лидером и руководителем:
1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внут-ригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;
2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;
3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;
4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.
В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.
При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях
Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях
В организациях существует различие между повторными, «рекуррентными», и «девственными» проблемами. Различные типы проблем задействуют различные типы проблемных пространств.Повторные проблемы – это непрерывные ситуации,
3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ
3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ
Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии, пожалуй, как нигде
Специфика работы в разных группах
Специфика работы в разных группах
Рассмотрим, каковы возможные пути комплектования подростковой тренинговой группы и в чем заключается специфика работы в группах, сформированных разными способами.Добровольное участие. Подростки приходят в группу по собственному
19. Понятие о группах и коллективах
19. Понятие о группах и коллективах
Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни.Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспечила людям средства
24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни, людям.
Иллюзионизм и манипуляции в больших группах
Иллюзионизм и манипуляции в больших группах
Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии,
Сочетание цветов в группах душ
Сочетание цветов в группах душ
Когда люди, находящиеся в состоянии транса, покидают пространства восстановления энергии, ориентирующей настройки души и Библиотеку и начинают активно взаимодействовать с другими душами, их контрастирующие цвета становятся более
РАБОТА В ГРУППАХ
РАБОТА В ГРУППАХ
Какую этическую позицию занял Лакан в годы второй мировой войны? Он просто не написал ни единой строчки. С 1940 году он работал в военном госпитале в оккупированном Парижа. После окончания войны Лакан погружается в проблему индивидуального и
Приложение Г Вопросы для обсуждения в группах
Приложение Г
Вопросы для обсуждения в группах
Регулярное обсуждение поможет вам лучше разобраться в том, что такое серьезная ответственность. Организуйте небольшую группу из членов семьи, друзей, сотрудников или коллег и проводите еженедельные дискуссии. Прилагаем
Кто нуждается в группах поддержки?
Кто нуждается в группах поддержки?
Наверное, проще было бы задать вопрос — а кто в них не нуждается? Вы обращали внимание, сколько людей опосредовано, можно даже сказать — замаскированно, обращается за помощью, высказывая просьбы помолиться о себе или о своих ближних?
4. Упражнение на применение отклика в учебных группах
4. Упражнение на применение отклика в учебных группах
Сначала распределите роли прихожанина, пастора и наблюдателя (посредника). Затем пастор слушает прихожанина и отвечает ему в течение пяти минут (посредник следит за временем). Затем посредник (наблюдатель) оценивает
Алёна Булатова
Эксперт по предмету «Психология»
Задать вопрос автору статьи
Особенности внутригрупповых отношений
Определение 1
Внутригрупповые отношения — это совокупность связей между людьми в группе, которые основаны на взаимных установках и ожиданиях членов группы относительно друг друга
Отношения в малых группах развиваются в результате совместной деятельности и общения. Именно поэтому структура отношений неоднородна:
- с точки зрения выполнения совместной деятельности она носит формальный характер, который выражается в статусно-ролевых отношениях
- с точки зрения общения — неформальный: межличностные статусы основаны на взаимных симпатиях и антипатиях
Формальная структура группы в целом отвечает за объединение и организацию участников посредством имеющихся норм, эталонов поведения, правил. Формальная структура имеет 2 вектора: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный вектор — это ролевые отношения между членами группы с равными статусами (например, вратарь, защитник, нападающий), вертикальный вектор — это субординационные отношения в группе (например, тренер, капитан команды, основной состав, запасной состав).
Неформальная структура группы формирует эмоциональные связи в команде, основанные на межличностном взаимодействии. Она также имеет два вектора: горизонтальный — это эмоциональные отношения, основанные на межличностных симпатиях и антипатиях (социометрическая структура). Вертикальный вектор — это статусные отношения в группе (звезда, фаворит, аутсайдер).
Именно межличностные отношения (формальные и неформальные) являются особенно важным фактором успешной жизнедеятельности группы, они определяют психологический климат и способствуют возникновению групповой сплоченности. Неформальные отношения имеют свойство преломляться в формальные и влиять таким образом на работу группы, реализацию поставленных задач.
Таким образом, структура связей внутри группы различна по своей направленности и интенсивности, но именно эта неоднородность в структурно-ролевых позициях и межличностных оценках формирует основу для развития таких феноменов, как власть и влияние.
Власть во внутригрупповых отношениях
С позиции структуры группы власть также делится на формальную (власть руководителя) и неформальную (власть лидера, авторитета).
«Власть и влияние во внутригрупповых отношениях» 👇
К формам должностной власти, то есть формальной, можно отнести власть через принуждение, ограничения, поощрения. Чаще она проявляется в виде денежных штрафов, санкций, принуждении к работе в нерабочее время, или же наоборот, в виде материальных поощрений, отпусков, премий.
К формам власти авторитета относятся такие приёмы, как убеждение, психическое воздействие, манипуляции.
Если руководитель регулирует групповые процессы, исходя из формальной позиции путем правил, норм, создания условий для работы, то лидер — из неформальной, путем установления эмоционального контакта, диалога, учитывая интересы членов группы.
Конечно, в реальном групповом взаимодействии формальные и неформальные аспекты власти очень часто переплетены. И более того, в современном мире формальная власть целостно проявляется только в очень иерархичных и закрытых структурах (военные, государственные учреждения). В настоящее время власть делегируется определенным лицам, формируя таким образом разветвленную систему управления.
Выделяют несколько стилей руководства:
- авторитарный: характеризуется централизованным сосредоточением власти у одного человека или организации. Применение такого стиля актуально в критических и неопределенных ситуациях с ограниченным временем.
- либеральный: характеризуется сосредоточением власти в руках членов группы, которые сами определяют ее цели и задачи. Руководитель играет роль связующего звена, посредника, сопроводителя. Такой стиль актуален в творческой деятельности.
- демократический: характеризуется децентрализацией власти, распределением ее среди членов группы, сформированных в отделы. Это коллегиальный подход, ориентированный на интересы всех членов группы. Актуален в проектной деятельности.
Однако внутри группы власть сама по себе не возникает, для ее развития необходимы 3 компонента: доминирующий, подчиняющийся и объединяющий их субстрат (ценность, ресурс, потребность). Мотивация к формированию властных отношений может быть внутренней (развитое стремление индивида к доминированию) и внешней (в силу достижения определенных статусов). Мотивация подчинения ровно так же может быть внутренней (неспособность реализовывать самостоятельные решения, совершать выбор) и внешней (в силу наличия потребности, которую может реализовать только другой субъект).
Влияние во внутригрупповых отношениях
Определение 2
Лидерство — основной феномен внутригрупповых отношений в малой группе, который проявляется в способности индивида влиять на групповое мнение, оценки, поведение членов группы.
Лидерство по своей форме тоже может быть формальным и неформальным. В первом случае, лидер назначается «сверху» в качестве руководителя, выполняющего организаторские функции. Во втором случае, лидера выбирает группа в силу его выдающихся личностных особенностей. К отличительным признакам лидера относят: харизматичность, инициативность и активность, способность брать на себя ответственность за групповые решения, формирование эмоциональных связей внутри группы.
Замечание 1
Лидер и руководитель решают принципиально разные задачи: руководитель организует процесс групповой деятельности, а лидер — процесс межличностной коммуникации внутри группы.
Проявление лидерства может быть очень многообразно в зависимости от ситуации и задачи. Выделяют:
- постоянное и ситуационное лидерство: в группе может быть человек, постоянно проявляющий лидерские качества независимо от ситуации, но также в группе бывают личности, проявляющие лидерские качества в ситуации, когда основной лидер отсутствует.
- инструментальное (лидер ориентирован на задачу и ее решение) и эмоциональное (лидер ориентирован на эмоциональный контакт)
- функциональное: занятие лидирующей позиции в зависимости от функции которая реализуется человеком лучше всего.
В группе всегда есть люди, которые хорошо организуют совместную деятельность или досуг (всегда знают, куда пойти, во сколько надо встретиться). Также в группе могут быть личности, у которых развиты креативные способности, они всегда быстро что-то придумывают, предлагают. Есть и те, кто незаменим в коммуникации, способен транслировать и отстаивать интересы группы. И конечно же в группе есть люди, которые умело проявляют себя в эмоциональных процессах в группе: влияют на групповой климат, способны поддержать, оказать помощь.
Несмотря на повышение групповой сплоченности (что является несомненным плюсом), лидерство в группе имеет несколько не самых позитивных последствий. Наиболее важные из них это – «огруппление» мышления и возрастающий конформизм, т. е. случаи слишком повышенной групповой сплоченности, в которых чувство «мы» превосходит чувство «я». Эти эффекты ведут к неблагоприятным последствиям: формированию внутри группы меньшинства, мнение которого перестает учитываться. В итоге происходит поляризация группы, что угрожает ее целостности.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
В группе существует два вида власти: лидерство и руководство.
Как лидерство, так и руководство связны с проблемой власти и регуляцией взаимоотношений индивидов в процессе совместной деятельности.
Существует несколько теорий лидерства, в основе каждой важные качества и функции групповой динамики. Теория черт лидера основывается на предположении, что люди рождаются с набором личностных черт, благодаря которым потом могут руководить (Платон). К основным чертам лидера относят психологические, морально-нравственные, конституциональные, например, интеллект, инициативность, внешний облик, уверенность в себе, здоровье (физическое и психическое), происхождение из «высшего класса», рост физический, который должен заметно отличаться от среднего в любую сторону. Теория лидерства как функции ситуации рассматривает лидерство как способность одного из членов малой группы взять управление в свои руки и вывести группу из кризиса, в то время как прежний лидер оказывается неспособным к этому. Сторонники теории лидерства как функции влияния последователей отмечают, что лидер должен учитывать установки, мнение, ценности; должен ориентироваться на своих последователей. К. Левиным предложена типология лидерства. Он выделяет автократический, демократический и попустительский.
Сегодня некоторыми специалистами эта типология применяется при анализе стилей управления в группе.
Итак, деятельность группы начинается с установления лидерства. Лидер — это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу людей с теми же, что и у него, нормами, ценностями и способствует организации и управлению этой группой при достижении общей цели (Берн, 2000).
Лидер — начальник группы официальной или вожак неформальной. Особенно удачным является совмещение обоих качеств в одном лице. «Штатный» (универсальный) лидер назначается или избирается на достаточно длительный срок. Ситуативный лидер — член группы, взявший на себя функции ее лидера в отсутствие или по причине бездействия «штатного» в ситуации, потребовавшей срочного принятия решения, осуществления руководства.
Основной принцип лидерства — превосходство. Он обязан в чем -то превосходить других членов группы. Он решает главные задачи в группе. Специфика в том, что его на эту роль выдвигают и он также «берет» ее в свои руки. Лидер представляется группе через характеристику своих важных для дела качеств. Это должны быть такие качества, которые соответствовали бы предмету взаимодействия (спортсмен должен быть сильным, ловким, иметь медали и т.д.). Лидер должен намекнуть членам группы на свою исключительность в чем-либо важном для дела. Он подает надежду членам группы, что и они смогут, сотрудничая под его руководством, получить некую долю этих качеств. Однако он должен держаться в рамках
Если лидерство возможно при наличии двух условий — выбор группой на эту роль какого-либо из участников взаимодействия и его стремление играть эту роль, то руководство — это процесс управления индивидом группой (организацией), официально оформленный, предполагающий его юридическую ответственность за функционирование группы, возможность использования санкций для поощрения или наказания подчиненных В отличие от лидера руководитель обладает формально закрепленными правами и обязанностями.
Куртом Левиным предложны три основных типа руководства группой.
Авторитарный (автократический) стиль — характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могуществе лидера.
Мы можем говорить об авторитарном стиле управления, когда руководитель лично обращается к членам группы, чтобы узнать их позицию; прерывает аргументацию говорящего, если считает ее не верной; самостоятельно принимает решения; не дает подчиненным проявлять инициативу; отдает распоряжения в энергичной, часто грубой форме; проявляет недоверие к подчиненным.
Руководитель демократического стиля, прежде чем принять решение, советуется с членами группы, участвует в дискуссии наравне со всеми, принятое решение реализуется при разделенной ответственности, все члены группы могут высказываться свободно; активность подчиненных стимулируется, распоряжения отдаются спокойно, по -деловому.
При либеральном (попустительском, анархическом) стиле руководства дела в группе идут сами собой, руководитель соглашается с любым мнением, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. В чистом виде этот стиль самый непродуктивный, гибельный для группы.
Ни один из указанных стилей управления группой не является однозначно плохим или хорошим. Важно, чтобы тип руководства соответствовал стадии социально -психологической зрелости группы. Для группы, находящейся на уровне высокоразвитого коллектива, имеющего органы самоуправления, способного к самоорганизации, оптимальным является демократический стиль руководства. В группах со средним уровнем социально-психологической зрелости предпочтителен гибкий стиль руководства, сочетающий в себе элементы демократического и авторитарного.